Разработка урока литературы "Гражданская война в судьбе Ю.Живаго (по роману Б.Пастернака "Доктор Живаго")". Борис Пастернак. Роман "Доктор Живаго". Обзор. методическая разработка по литературе (11 класс) на тему Конспект урока роман доктор живаго духовные

23.06.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Роман «Доктор Живаго» - что это? Борьба за сохранение своего личного и частного в водовороте катастрофических событий?
Так ребёнок пытается спасти свою игрушку, когда горит дом. Но то ребёнок.
Есть ли ценность в этой безнадёжной борьбе?
Кому адресован этот роман?
Входит ли он в число 50 или 100 книг, которые стоит прочитать внимательно?

Бывают разные состояния души, одно из которых - увлечённость. В литературе часто описывается подобное чувство. Например, Герман из «Пиковой дамы». Он был настолько захвачен мыслями про три карты, что говорил:

«Тройка, семёрка, туз - не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: - Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная. У него спрашивали: который час, он отвечал: - без пяти минут семёрка. - Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семёрка, туз - преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком».

А.С. Пушкин. «Пиковая дама»

Другое произведение - «Защита Лужина», главный герой - шахматист, он видел жизнь сквозь призму шахматной игры.

Поэты и писатели тоже увлечены, иначе сложно перевести душевное состояние на обычный язык. Литературовед Ролан Барт говорил, что каждый может понять сложность работы автора, когда нужно сказать слова соболезнования человеку, потерявшему близких. Можно обнять и похлопать по плечу, но выразить свои эмоции словами тяжело.

Борис Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» десять лет, с 1945 по 1955 гг. Начиная читать другие произведения, понимаешь, что автор втягивает тебя в другой мир, в котором ты должен понять героев, их отношения. Например, «Дар» Набокова.

«Облачным, но светлым днём, в исходе четвёртого часа, первого апреля 192... года (иностранный критик заметил как-то, что, хотя многие романы, все немецкие, например, начинаются с даты, только русские авторы - в силу оригинальной честности нашей литературы - не договаривают единиц), у дома номер семь по Танненбергской улице, в западной части Берлина, остановился мебельный фургон, очень длинный и очень жёлтый, запряжённый жёлтым же трактором с гипертрофией задних колес и более чем откровенной анатомией».

В. Набоков. «Дар»

Набоков даёт ненужные читателю подробности: «У дома номер семь». Нет принципиальной разницы, седьмой номер или девятый. При этом пишет, что русские авторы «не договаривают единиц», и тогда в нарочитой подробности проглядывается юмор или ирония. В «Докторе Живаго» не так. Даётся много деталей, с которыми читатель не знает, как поступать: запоминать или нет, важны ли они и какое отношение имеют к дальнейшим событиям. По компьютеру проверяешь, сколько раз будет употребляться определенное слово. И вдруг оказывается, что оно в романе больше не появится. Пример.

«Стоячий, заблудившийся запах цветов, пригвожден был зноем неподвижно к клумбам. Это напоминало Антибы и Бордигеру!»

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Кому напоминало, мне или автору? Может, в этих городках был Пастернак или его герой и об этом будет еще разговор? Но в произведении больше не будут упоминаться Антибы и Бордигера. Читатель находится в смятении, нужно ли расшифровывать такие подробности?

Одни авторы помогают войти читателю в мир, который создают в произведении, а другие - нет. Просто доверяешься, читаешь и тратишь часть своей жизни на понимание текста. В данном случае можно сказать себе, что Пастернак (см. рис. 1) получил Нобелевскую премию, он великий человек, поэтому нужно ознакомиться с его творчеством. Но это неправильный подход. Нужно понять, для тебя ли написано произведение.

Рис. 1. Б.Л. Пастернак

Так же и в живописи, и в других видах творчества, что-то создано для вас, а что-то совсем не ваше (см. рис. 2).

Рис. 2. И.И. Шишкин. «Березовая роща»; В.В. Кандинский. «Секущая линия»

«Когда из приволжского захолустья Николай Николаевич переехал в Петербург, он привёз Юру в Москву в родственный круг Веденяпиных, Остромысленских, Селявиных, Михаелисов, Свентицких и Громеко. Для начала Юру водворили к безалаберному старику и пустомеле Остромысленскому, которого родня запросто величала Федькой. Федька негласно сожительствовал со своей воспитанницей Мотей и потому считал себя потрясателем основ, поборником идеи».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Набираем в компьютере «Остромысленский», чтобы понять, важный ли это персонаж. Вновь нет повторов. Очевидно, важно что-то другое, возможно, настроение, которое создают эти слова и образы. Крайний подобный пример.

«Юра был рад, что дядя взял его в Дуплянку. <…> Юре было приятно, что он опять встретится с Никой Дудоровым, гимназистом, жившим у Воскобойникова, который, наверное, презирал его, потому что был года на два старше его, и который, здороваясь, с силой дёргал руку книзу и так низко наклонял голову, что волосы падали ему на лоб, закрывая лицо до половины».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Не ясно, почему Юре было приятно встретиться с человеком, который его презирает. И дальше нет пояснений, конец раздела. Вот такой язык.

Примеры взяты из начала произведения. Нужно решить, хотите ли вы погружаться во все это. Читателя никто не ведёт, как, например, Набоков постепенно, заинтересовывая, вводит в мир, созданный в произведении.

«Доктор Живаго» - роман про поэта. Возможно, это такой специальный язык образов? Но Пастернак не создавал что-то специально, он просто писал. Вероятно, его язык будет понятен другим писателям.

«И, тем не менее, автор пишет о самом себе, но пишет, как о постороннем. Он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь. <…> Ручательством правильности моего взгляда на роман “Доктор Живаго” как на лирическую исповедь самого Бориса Леонидовича служит то, что Живаго - поэт, как и сам Пастернак, и его стихи приложены к произведению. Это не случайно. Стихи Живаго - это стихи Пастернака. И эти стихи написаны от одного лица - у стихов один автор и один общий лирический герой».

С.В. Лихачев

Попробуйте спросить биолога, как он видит сад, по которому вы гуляете. Его интерпретация будет иной. И в произведении поэт так описывает свои мысли.

«Они занимались в полутьме стеклянной террасы. Глаз различал валявшиеся в беспорядке лейки и садовые инструменты. <…> Из палисадника тянуло самоварной гарью, заглушавшей запах табака и гелиотропа. Туда проносили из флигеля каймак, ягоды и ватрушки. Вдруг пришло сведенье, что Павел отправился купаться и повел купать на реку лошадей. Николаю Николаевичу пришлось покориться».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Представьте дачу, люди работают, детишки купаются… И вдруг «пришло сведение» … Обычно сведение оповещает о начале каких-либо военных действий, но точно не в данном случае.

Почему много поэтов и писателей? Ведь в жизни нам нужно усвоить не так много истин. Законов физики немного, а учебников масса. Мы как замок, а произведения – ключи, мы должны найти свой уникальный ключ, который нас откроет. Этот роман не является ключом во внутренний мир. Хотя именно к нему обращается автор, когда пишет про гнев, боль и смятение. Эти чувства неизмеримы. Нельзя определить размер боли. Ее либо ощущаешь, либо нет. Задача писателя – создать те обстоятельства, которые вызовут необходимые чувства, и мы поймём, что хотел донести до нас автор. Поэтому писатель должен говорить на языке, близком читателю. А в «Докторе Живаго» поэт пишет про жизнь поэта и для поэта.

Суть произведения в том, что главный герой обороняется от действительности, пытается сохранить свою частную жизнь, личное видение окружающего мира. А вокруг война и революция, которые не способствуют его желаниям. Роман о борьбе.

Хочется верить, что отношения между героями схожи с обычными человеческими.

«- Что с тобою, ангел мой? Которую уже ночь ты не спишь, не дотрагиваешься за столом до пищи, весь день ходишь как шальная. И всё думаешь, думаешь. Что преследует тебя? Нельзя давать такой воли тревожным мыслям. <…>

Он совершенно прав. Опасность назрела и уже у порога. Надо немедленно исчезнуть. Вопрос только в том, куда именно. Пытаться уехать в Москву нечего и думать. Это слишком сложные сборы, и они привлекут внимание. А надо шито-крыто, чтобы никто ничего не увидел. Знаешь что, моя радость? Пожалуй, воспользуемся твоей мыслью. На какое-то время нам надо провалиться сквозь землю. Пускай этим местом будет Варыкино. Уедем туда недели на две, на месяц.

Спасибо, родной, спасибо. О как я рада. Я понимаю, как всё в тебе должно быть против этого решения. Но речь ведь не о вашем доме. Жизнь в нем была бы для тебя действительно немыслима. <…>

Но перейдем к Варыкину. Разумеется, забираться в эту одичалую глушь суровой зимой без запасов, без сил, без надежд - безумие из безумий. Но давай и безумствовать, сердце моё, если ничего, кроме безумства, нам не осталось».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Разве так разговаривают? Я не слышал. Может просто не для меня написано… Поэт своей увлечённостью похож на Германа, который во всём видел три карты. Возможно автор, который всегда в поиске пограничного состояния, своего перевода внутренних переживаний на обычный язык именно так и разговаривает? В таком бы случае меня бы это удивило.

«В это время на поляну въехала длинная порожняя подвода с высокими боками, на каких в Польше и Западной России возят снопы. Парою лошадей в дышельной упряжке правил военнослужащий, по старинной терминологии фурлейт, солдат конного обоза».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Зачем нужна эта фраза и слова «по старинной терминологии фурлейт»?

Фурлейт (нем. Fuhrleiter, от Fuhre - поклажа, транспортировка и Leiter - вожатый). Солдат при фурах при военном обозе.

Но это же поэт, и слово «фурлейт» ему показалось важным, интересным. Он пишет для себя.

Роман о личности, о том, как сберечь себя в условиях турбулентности, войны и революции.

Одно из стихотворений нам хорошо известно.

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Не задернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь, -
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдёшь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

Борис Пастернак

Автор заставляет задуматься. Но нужно ли читать этот роман? Алгоритм такой же, как и с людьми. С кем-то мы общаемся и продолжаем разговор, с кем-то сразу прекращаем. В произведении важно, как оно написано. Поймёт ли читатель язык и мысли автора? Или можно прочитать другую книгу получив те же впечатления? По нескольким отрывкам я могу определить, моё ли это произведение. Когда понимаю, что это не моё, оцениваю объём и задумываюсь, может, за это время прочитать, что-нибудь другое? Из романа «Доктор Живаго» я привел много цитат, которые мне не понравились. С другой стороны, в конце произведения замечательные стихи, которые через весь роман и всю жизнь пронес автор и его герой. На мой взгляд большая часть романа заменяется одним стихотворением Пушкина «Из Пиндемонти».

ИЗ ПИНДЕМОНТИ

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспаривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова 1
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права...

А.С. Пушкин «Из Пиндемонти»

Входит ли этот роман в 100 книг, которые стоит прочитать внимательно? Возможно эта книга для особенных читателей - литературоведов. Как учебник физики для физиков. Книг можно причитать много, но важно делать это внимательно. Если после книги остается одно общее смутное впечатление, значит вы читали неправильно.

Урок литературы в 11 классе.

Цели и задачи: 1) через чтение и анализ стихотворений из 17 главы романа «Доктор Живаго» открыть знание всего текста:
а) работа с текстом; определить место и значение «Стихотворений Юрия Живаго» в композиции и замысле романа;
б) культурологический аспект - разобрать символы романа в стихотворении «Зимняя ночь» и в книге первой части третьей в главах девятой, десятой «Ёлка у Свентицких» - образ свечи; в стихотворении «Чудо» и в книге третьей части одиннадцатой, в главе четвёртой «Лесное воинство» - образ дерева, бесплодной смоковнице;
в) взаимоотношения персонажей (этимология);
2) развить путём эвристической беседы элементы логического мышления;
3) актуализация современной жизни, примеры из произведений современников Б. Пастернака (А.А. Фурманов «Разгром» - образ Мечика) и в произведениях XIX века (Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»);
4) нравственно - этический аспект, нравственные традициихристианские мотивы в романе, отношение к Богу;
5) значение романа «Доктор Живаго»; значение творчества Б.Л. Пастернака.
Эпиграф к уроку: «Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья».
Андрей Вознесенский.
Методы и приёмы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
Материалы и оборудование: Портрет Б.Л. Пастернака, Роман «Доктор Живаго», мульти видео фильм, mp-3 песня А.Б. Пугачевой «Свеча горела», подсвечник с горящей свечой, видеофильм Дэвида Линна «Доктор Живаго» в двух частях.

План и ход урока.
Орг. момент.
Вступительное слово учителя.

***
Во всём мне хочется дойти
До самой сути,
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывается нить
Судеб, событий,

Свершать открытья

В этом отрывке из стихотворения 1956 года Борис Леонидович Пастернак рассказывает о сути и смысле своего творчества, о желании не оставаться на поверхности явлений, а проникнуть в их сущность.
III. - Сегодня на уроке мы с вами будет работать над вершинным произведением прозы Б.Л. Пастернака - романом «Доктор Живаго». О характеристике замысла книги, данной в письме О. Фрейденберг осенью 1946 года Б.Пастернак сообщает: «Начал писать роман в прозе «Мальчики и девочки», который в десяти главах должен охватить сорокалетие 1902-1946 годов, и с большим увлечением написал четверть всего задуманного или пятую его часть Я уже стар, скоро, может быть, умру, и нельзя до бесконечности откладывать свободного выражения настоящих своих мыслей». И немного позже в письме к О. Фрейденберг писал: «Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие, и в тоже время всеми сторонами своего сюжета, тяжёлого, печального и подробно разработанного – эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое».
К концу 1947 года написано уже 10 стихотворений к будущему роману.
Роман первоначально был назван «Мальчики и девочки», потом «Рыньва» (судоходная река, упоминаемая во второй части романа), «Свеча горела» и только намного позже роман стал называться «Доктор Живаго».
В феврале 1956 года Пастернак предложил рукопись своего романа сразу двум журналам – «Знамени» и «Новому миру». Только в сентябре пришёл официальный отказ, подписанный А. Агаповым, Б. Лавреневым, к. Фединым, К Симоновым и А. Кривицким: «Дух Вашего романа – дух неприятия социалистической революции. Пафос Вашего романа – пафос утверждения, что Октябрьская революция, Гражданская война и связанные с ними последующие перемены не принесли народу ничего, кроме страданий, а русскую интеллигенцию уничтожили или физически, или моральноВаш роман глубоко несправедлив. Исторически необъективен и чужд какого бы то ни было понимания интересов народа » Хотя в это время Европа и Америка зачитывались романом «Доктор Живаго» - в 1957 году роман вышел в Милане, а 1958 году – в Англии, США, ФРГ и Швеции.
23 октября 1958 года секретарь Нобелевского фонда Андерес Эстрелинг телеграммой сообщил Пастернаку о присуждении ему премии и пригласил прибыть в Стокгольм 10 декабря на официальную церемонную вручения. Пастернак в ответ послал телеграмму с благодарностью: «Бесконечно признателен, тронут, горд, удивлён, смущён». Вскоре на заседании правления Союза писателей рассматривался вопрос «О действиях члена СП СССР Б.Л. Пастернака, не совместимых со званием советского писателя».
В газетах началось открытое шельмование автора «Доктора Живаго». И под давлением всего происходящего Пастернак вынужден был публично отказаться от Нобелевской премии. Но скандал не утихал. Пастернак в стихотворении «Нобелевская премия» об этом писал так:
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет.
Весной 1960 года смертельная болезнь приковала Пастернака к постели - инфаркт, а дальнейшее обследование подтвердили ещё один диагноз – рак лёгких. 30 мая 1960 года Бориса Леонидовича не стало.
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся понять, почему роман был так воспринят советской общественностью, хотя с уверенностью можно сказать, что многие современники Пастернака, участвующие в его травле, даже не читали роман, а многие вообще не были знакомы с творчеством Пастернака.
Поэзия и проза в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» образуют живое, неразложимое единство, являющее собой, по сути дела, новую жанровую форму. Поэтому на уроке нас с вами будет интересовать то поэтико-функциональное значение, которое имеет в общем контексте пастернаковского романа «тетрадь Юрьевых писаний»- поэтический цикл, являющийся семнадцатой, заключительной частью его, состоящий из 25 стихотворений.
Живаговский цикл включает в себя стихотворения, написанные в период с 1946 по 1953 год, чрезвычайно разнообразные по жанру и лирической тематике. Стихот-
ворения Юрия Живаго необходимо рассматривать лишь с точки зрения единства прозаического текста и поэтической частей романа, с точки зрения единства самого цикла и его соотнесённости с прозаическим текстом.
И в этом контексте стихотворения цикла выполняют две основные функции. Сущность первой определяется тем, что многие «сквозные» образы находят своё эстетическое завершение и символическое переосмысление в том или ином стихотворении цикла, то есть, являясь элементом композиционной структуры текста. Вторая функция – выявление оценочных суждений, концептуальных идей, глубинных содержательных пластов, скрытых в прозаическом тексте.
Роман о земном пути Юрия Живаго начинается со смерти матери, а завершается его смертью, похоронами. Юрий Андреевич Живаго - врач, мыслящий, с поисками, творческой и художественной складки, умирает в 1929 г., после него остаются записки и среди других бумаг написанные в молодые годы, отделанные стихи, часть которых составляют последнюю, заключительную часть романа.
Юрий Живаго – доктор, но мы не видим в романе его непосредственной врачебной деятельности. Герой Пастернака – врач духовный, подобно евангельскому Иисусу, он врачует души людей; его стихи – это и благовест, и исцеление, и прозрение, и освобождение, и покаяние, и вера в воскресение. Весь роман пронизан христианскими идеями. Сама фамилия героя ассоциируется с образом Христа («Ты есть сын бога живаго»: «живаго»- форма родительного и винительного падежей в древнерусском языке). Имя Юрий также символично – вариант имени Георгий (Георгий Победоносец).
С горящей свечи начинается, по сути, основное действие романа, сюжетная динамика которого, по словам критика А. Лаврова, «зиждется на сюжетных узлах, образуемых случайными встречами и совпадениями».
Давайте, прочитаем стихотворение «Зимняя ночь».

Зимняя ночь(15)
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенье рук, скрещенье ног.
Судьбы скрещенье.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле.
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Что символизирует свеча? (Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного »).
- Когда в романе появляется образ свечи? (Образ свечи в романе появляется дважды. Первый раз - в метель, в морозную рождественскую ночь, накануне которой умирающая Анна Ивановна благословляет Юру и Тоню, ночь перед ёлкой у Свентицких. Юра видит с улицы оттаявший от свечи кружок – в заиндевелом окне. Лара, в намерении бесповоротно определить свою судьбу, разрешив целый узел проблем, связанных с её глубинной зависимостью от Комаровского, долгом брата Родиона и неопределённостью отношений с Пашей Антиповым, приходит к Паше в комнату с предложением как можно скорее обвенчаться. Паша, по просьбе Лары, поставил свечу на подоконник, эту свечу и видит Юрий Живаго, проезжая с Тоней на извозчичьих санках по Камергерскому. От близкого пламени свечи образуется кружок, напоминающий осознанный, направленный вовне взгляд. Образ свечи рождает в его уме первое стихотворение – "Свеча горела на столе".)
-Этот момент романа глубоко символичен, ему невозможно дать однозначную трактовку. Ясно одно: данный эпизод является одним из смысловых центров произведения, связующий воедино не только прозаическую и стихотворную часть романа, но и целый ряд аспектов его проблематики. Стихотворение «Зимняя ночь» – первое стихотворение Юрия Живаго, значит, образ свечи способствует рождению поэта.
- Свет свечи связывает Юру с Тоней и Лару с Пашей в переломный момент их судьбы: зарождаются две новые семьи, и световой лучик показывает, что связь эта не случайна.
Очередное пересечение судеб Юрия и Лары знаменуется первым приходом к нему вдохновения. Отныне Лара станет, тайно или явно для Живаго, его Музой, с этой свечи начнётся путь Живаго как поэта.
- Давайте вспомним, в каком эпизоде романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» тоже упоминается образ свечи, как образ Бога. (В 4 части в 4 главе романа «Преступление и наказание» тоже упоминается образ свечи. Когда Раскольников приходит к Соне Мармеладовой, чтобы рассказать о преступлении, поднимается в Капернаумов дом, где живёт Соня. И долго шарит в темноте, прежде чем находит нужную дверь. И первое, что он видит в комнате Сони - на продавленном стуле – зажжённая свеча. Значит, в этой темноте, только у Сони есть свет, только у неё в квартире живёт Бог).
Давайте обратимся к ещё одному стихотворению Юрия Живаго – «Гамлет».
Стихотворение «Гамлет» (1)
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислоняясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
- Ребята, прежде чем мы будем работать с этим стихотворением, давайте выясним, что обозначает слово фарисейство или кто такие фарисеи?
Фарисеи (др. - евр.) 1. Члены религиозно-политической секты, представляющие интересы зажиточных слоёв городского населения, отличающиеся фанатизмом и лицемерным исполнением благочестивых правил.
2. В настоящее время – имя нарицательное для лицемеров и ханжей. (Энциклопедия русского языка. Словарь иностранных слов.- Москва.- Мир книги.- 2003.- с. 381-382.)
Это стихотворение можно считать ключевым для всей книги, недаром им открывается семнадцатая, стихотворная глава романа. Ключевым в том смысле, что понимание того, как построено это стихотворение, даёт ключ к пониманию всего романа. Стихотворение допускает следующие прочтения:
- само название стихотворения, как и заданная в нём ситуация неизбежности предначертанного герою пути и попытка эту неизбежность осмыслить, говорят о том, что это – внутренний монолог Гамлета – датского принца из одноимённой трагедии У. Шекспира;
- упоминание о фарисействе и об одиночестве героя: таким образом, вводится тема жизни как искупительной жертвы и тема начала с рождения Христа новой эпохи – начала современной истории, нашей эры;
- это стихотворение включается в идейную структуру «Доктора Живаго», позволяет осмыслить жизненный путь героя в соотнесённости с путями Гамлета, художника – актёра, по своему положению должного до конца довести свою роль в драме жизни, и, наконец, Христа, сказавшего миру новое слово о жизни и своей жизнью подтвердившему его правоту (возможность такого прочтения подкрепляется фамилией героя – печать Бога Живаго (Откр.7,2); кстати мать Юрия звали Мария).
- но если вспомнить, что в действительности стихотворение принадлежит перу Б. Пастернака, то прояснятся особенности биографизма романа: каким образом, при почти полном отсутствии внешних совпадений, соотносятся жизненные пути автора героя романа и его главного героя. Прояснятся слова, сказанные об этом произведении Д.С. Лихачёвым: «Доктор Живаго» - «духовная автобиография Пастернака». Дело здесь не в общности фактов биографии, а в общности духовного пути, выбранного однажды Христом и во все времена с тех пор выбираемого лучшими представителями человечества, - пути жертвенного.
Своеобразие и стихотворения, и романа в том, что Пастернак не прямо переносит обстоятельства двухтысячной давности в современность: эти обстоятельства как бы просвечивают сквозь покров времени, не подменяют друг друга, а сливаются в нерасторжимое целое, «как образ входит в образ, / И как предмет сечёт предмет» («Мне хочется домой, в огромность»). Этим преодолевается само время: случившееся века назад происходит здесь и сейчас, и уже никогда не пройдёт, будет вечно.
-Сейчас мы с вами рассмотрим ещё одно стихотворение из живаговского цикла – стихотворение «Чудо». Мы будем рассматривать проблему, поднятую в этом произведении – проблема революции и интеллигенции.
Стихотворение «Чудо» (20)
Он шёл из Вифании в Ерусалим,
Заранее грустью предчувствий томим.

Колючий кустарник на круче был выжжен,
Над хижиной ближней не двигался дым,
Был воздух горяч, и камыш неподвижен,
И Мёртвого моря покой недвижим.

И в горечи, спорившей с горечью моря,
Он шёл с небольшою толпой облаков
По пыльной дороге на чьё-то подворье,
Шёл в город на сборище учеников.

И так углубился Он в мысли Свои,
Что поле в уныньи запахло полынью.
Всё стихло. Один Он стоял посредине,
А местность лежала пластом в забытьи.
Всё перемешалось: теплынь и пустыня,
И ящерицы, и ключи, и ручьи.

Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И Он ей сказал: «Для какой ты корысти?
Какая Мне радость в твоём столбняке?

Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
О, как ты обидна и недаровита!
Останься такой до скончания лет».

По дереву дрожь осужденья прошла,
Как молнии искра по громоотводу.
Смоковницу испепелило до тла.

Найдись в это время минута свободы
У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
Успели б вмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.
Во время одной из стычек партизанского отряда с белогвардейцами доктор, вопреки международной конвенции, запрещающей врачам участвовать в боевых действиях, взял винтовку убитого телефониста и, чтобы не стрелять в наступающих, преимущественно совсем ещё юных ребят, стал целиться в мёртвое обгорелое дерево.
-А для чего он это сделал? И что дальше произошло?
(Это дерево было настоящим спасением для атакующих, но все они не позволяли себе прятаться за его стволом и шли дальше. Но как доктор не оберегался, двух белогвардейцев он всё же ранил, а ещё одному его выстрел стоил жизни).
- Этот эпизод заключает в себе целый ряд существеннейших проблем романа. Добро-
вольное участие в бою доктора Живаго, насильно захваченного партизанами, задаёт тему интеллигенции и революции. Автор показывает, что в эпоху революционных потрясений невозможно оставаться в позиции «над схваткой»: даже подневольное положение во враждебном лагере, «пассивное» сотрудничество с одной из воюющих сторон есть уже участие в борьбе. Отдающий себе в этом отчёт Живаго, при всей его «невоинственности», осознаёт всю иллюзорность, и даже лживость позы «невмешательства»: он подчиняется логике схватки, не позволяющей кому бы то ни было оставаться в стороне.
- Ребята, давайте вспомним в каком произведении, из недавно изученных вами, очень остро поднимается вопрос интеллигенции и революции?
(Роман Александра Фадеева «Разгром». В этом романе, также как и в романе Б. Пастернака, поднимается проблема интеллигенции и революции).
- На примере двух этих романов можно выявить авторскую позицию каждого писателя, сравнив описание Мечика и Живаго (11-12 главы).
- Как Мечик попал в партизанский отряд?
(Мечик попал в партизанский отряд по путёвке от партии максималистов).
- А как Живаго попал в партизанский отряд?
(Юрий Живаго был захвачен в партизанский отряд в качестве «полезного» человека).
- Каково самоощущение Павла Мечика и Юрия Живаго в обстановке партизанского отряда?
(Оба героя «не прижились» в отряде. Если Мечик постепенно приходит в отчаяние по мере отдаления от отрядной жизни и от созданного им в воображении эталона, то Живаго не совместим с этой жизнью, так как изначально не принимает законов разыгравшейся народной драмы.)
- Оба писателя убеждают нас в том, что колеблющая часть интеллигенции в 20-е годы могла «колебаться» только в сторону неприятия «эпохи революционных боёв». Оба героя убегают из отряда. Мечик убегает, сбрасывая с плеч непосильную ношу революционного борца. Его мысли – это мысли, это начало того конца, который ведёт к преступлению, предательству. Из этого вытекает авторский приговор «чистеньким» интеллигентам, боящимся крови и только мешающий другим выполнять свой революционный долг.
Для Мечика уйти из отряда – значит предать то знамя, под которое он стал. Для Живаго это означает предаться стихии красоты и духовности, без которой для него не мыслима жизнь. Фадеев выносит Мечику такой приговор: «Всё не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается». Совсем другая тенденция проступает в позиции Пастернака: это взгляд писателя другого полюса, других измерений, ставящих художника «над схваткой» в воссоздании облика исторического Времени.
Давайте обратимся к тексту стихотворения «Чудо». В стихотворении упоминается бесплодная смоковница, испепелённая Христом.
Чтение притчи «Засохшая смоковница».
Возвращаясь рано утром в город, Иисус почувствовал сильный голод. При дороге Он увидел смоковницу. Он подошёл к ней, но, кроме листьев, ничего на дереве не нашёл. Тогда Иисус сказал дереву:
- Пусть же на тебе никогда больше не будет плодов!
Дерево сразу же засохло. Когда ученики это увидели, то удивились:
- Как это дерево могло так быстро засохнуть?
Иисус ответил:
- Говорю вам истину: если вы будете без сомнения верить, то сможете сделать не только то, что было сделано с деревом, вы даже сможете сказать этой горе: «Пойди и бросься в море», и она вам подчинится. Если вы верите, то всё, о чём бы вы ни попросили в молитве, получите. (Слово жизни/ Новый Завет в современном переводе.- М. «Протестант».- 1992.- с.30.)
В романе Живаго стреляет по дереву, которое «было обуглено молниями или пламенем костра, или расщеплено и опалено предшествующими сражениями», имеет символический смысл и в общем целом романа перекликается со стихотворением «Чудо». Это дерево является искушением для наступающих белогвардейцев как возможность уберечься от пуль и спастись от смерти. Однако они понимают бесплодность такого поведения и предпочитают путь жертвы – путь подлинный. Единственная их ошибка – излишняя театральность, бравирование своей удалью, которая была бы простительна по молодости, если бы не вела к бессмысленным жертвам.
IV. Итог урока.
Мы ограничились анализом трёх стихотворений, но даже это служит ярким примером и доказательством того, насколько тесно взаимодействуют в романе Пастернака поэзия и проза.
«Доктор Живаго» - произведение уникальное во всех отношениях: философском, поэтико-жанровом, в плане преемственности и в плане новаторства. Поэтическое слово героя в романе – не предмет изображения, а полноправное, живое изображающее слово, дополняющее и углубляющее слово прозаическое, авторское. Органическое единство прозаической и поэтических частей романа в конечном итоге воспринимается уже не просто как оригинальный композиционный приём, но, прежде всего как символ истинного искусства – искусства, которое может существовать только в слиянии с порождающей его и преображённой им жизнью.
И в конце урока ещё раз обратимся к эпиграфу, к словам Андрея Вознесенского о Борисе Пастернаке: «Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья».
На мой взгляд, эти слова как нельзя лучше характеризуют личность и творчество Б.Л. Пастернака. Каждое столетие рождает своего гения: в XIX веке – это А.С. Пушкин, а в XX веке – это, безусловно, Б.Л. Пастернак. И закончить урок мне бы хотелось стихотворением
***
Во всём мне хочется дойти
До самой сути,
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывается нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях. О грехах,
Бегах, погонях.
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях,

Я вывел бы её закон.
Её начало,
И повторял её имён
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд.
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.

Оформление на доске:
Тема урока: «Стихотворения Юрия Живаго». Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б.Л.Пастернака.

«Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья».
Андрей Вознесенский.

Юрий Андреевич Живаго свеча Лара Гишар
Живаго = Иисус Христос Гишар = тюремное окошко
Юрий = Георгий Победоносец Лариса = чайка Тоня Громеко – сын Шура Павел Антипов – поездка на дочь Катя Урал, учительствовать, дочь
Катя
война
госпиталь – Февральская революция
дочь Танька Безочерёдова

Смерть Юрия Живаго, неизвестна судьба Лары Гишар
Смерть матери Юрия Живаго

Этапы работы 1917 – 1918 г.г. Первый замысел 1917 – 1918 г.г. Первый замысел 1945 – 1955 г.г.Работа над романом 1945 – 1955 г.г.Работа над романом Ноябрь 1957 г. Роман напечатан в Италии, затем переведён на многие языки Ноябрь 1957 г. Роман напечатан в Италии, затем переведён на многие языки Октябрь 1958 г. Присуждение Б.Л.Пастернаку Нобелевской премии в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской литературы». Октябрь 1958 г. Присуждение Б.Л.Пастернаку Нобелевской премии в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской литературы». Исключение писателя из состава Союза советских писателей, травля в прессе Исключение писателя из состава Союза советских писателей, травля в прессе 1988 г. Роман напечатан в России г. Роман напечатан в России.


«Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое.» «Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое.» «Не отделимы друг от друга поэзия и проза – полюса, начала эти не существуют отдельно» «Не отделимы друг от друга поэзия и проза – полюса, начала эти не существуют отдельно» Б.Л.Пастернак Б.Л.Пастернак




Временные рамки романа Сюжет романа охватывает первые 50 лет нашего столетия. Сюжет романа охватывает первые 50 лет нашего столетия. Сюжет романа начинается в 1902 г., когда Юрию Живаго 10 лет. Сюжет романа начинается в 1902 г., когда Юрию Живаго 10 лет. Жизнь героя обрывается в 1929 г. от разрыва сердца Жизнь героя обрывается в 1929 г. от разрыва сердца Сюжет романа охватывает годы войны и первые послевоенные годы. Сюжет романа охватывает годы войны и первые послевоенные годы.


Варианты названия Свеча горела Свеча горела Мальчики и девочки (из стихотворения Блока «Вербочки») Мальчики и девочки (из стихотворения Блока «Вербочки») Нормы нового благородства Нормы нового благородства Записки Живульта Записки Живульта История духа живого История духа живого Смерти не будет Смерти не будет Доктор Живаго (1948) Доктор Живаго (1948)


Доктор Живаго Юрий (Георгий) – победитель Дракона, зла, утверждающий добро. Юрий (Георгий) – победитель Дракона, зла, утверждающий добро. Живаго – старославянская форма прилагательного «живой». Тема жизни. Живаго – старославянская форма прилагательного «живой». Тема жизни. Профессия врача. Тема гуманизма. Профессия врача. Тема гуманизма. Офтальмология – наука о зрении. Юрий Живаго славился хорошей интуицией при установлении диагноза. Офтальмология – наука о зрении. Юрий Живаго славился хорошей интуицией при установлении диагноза. Доктор проигрывает социально, но выигрывает духовно. Доктор проигрывает социально, но выигрывает духовно.


Форма повествования События романа (Революции 1905 и 1917 г.г., Первая мировая война, Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война) изображаются через восприятие главного героя (врача и поэта), а также близких ему персонажей. События романа (Революции 1905 и 1917 г.г., Первая мировая война, Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война) изображаются через восприятие главного героя (врача и поэта), а также близких ему персонажей. Повествование строится по законам лирики: в центре внимания – душевная жизнь героя. Это символистский роман. Пастернак отказывается от традиций психологического романа (Лермонтов, Тургенев, Достоевский) Повествование строится по законам лирики: в центре внимания – душевная жизнь героя. Это символистский роман. Пастернак отказывается от традиций психологического романа (Лермонтов, Тургенев, Достоевский) Важную роль играют стихи доктора Живаго, выделенные в отдельную часть после эпилога. В них читатель узнаёт о внутренней жизни героя, идею автора – торжество духа «живаго». Важную роль играют стихи доктора Живаго, выделенные в отдельную часть после эпилога. В них читатель узнаёт о внутренней жизни героя, идею автора – торжество духа «живаго».


Композиция Начало – мотив смерти Начало – мотив смерти «Шли и шли и пели «Вечную память»… Любопытные входили в процессию, спрашивали: «Кого хоронят?» Им отвечали: «Живаго». «Шли и шли и пели «Вечную память»… Любопытные входили в процессию, спрашивали: «Кого хоронят?» Им отвечали: «Живаго». «Стихотворения Юрия Живаго» - отдельная часть романа, с помощью неё Пастернак выводит повествование на уровень вечности. «Стихотворения Юрия Живаго» - отдельная часть романа, с помощью неё Пастернак выводит повествование на уровень вечности. Финал – стихотворение «Гефсиманский сад» - мотив воскрешения, жизни вечной: Финал – стихотворение «Гефсиманский сад» - мотив воскрешения, жизни вечной: Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко Мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.


Диалоги Т.к. роман построен по законам лирики, важное значение имеют диалоги героев (традиция Достоевского, Чехова), которые зачастую превращаются в монологи, в которых герои выражают своё отношение к тому или иному вопросу. Т.к. роман построен по законам лирики, важное значение имеют диалоги героев (традиция Достоевского, Чехова), которые зачастую превращаются в монологи, в которых герои выражают своё отношение к тому или иному вопросу. События изображаются через восприятие героев События изображаются через восприятие героев


Взгляд на историю «Он (Юрий Живаго) подумал о несколько развивающихся рядом существованиях, движущихся с разной скоростью одно возле другого, и о том, когда чья-нибудь судьба обгоняет в жизни судьбу другого, и кто кого переживает.» «Он (Юрий Живаго) подумал о несколько развивающихся рядом существованиях, движущихся с разной скоростью одно возле другого, и о том, когда чья-нибудь судьба обгоняет в жизни судьбу другого, и кто кого переживает.» Многочисленные совпадения, случайности – сигналы из непознаваемого мира Многочисленные совпадения, случайности – сигналы из непознаваемого мира В представлении Пастернака, жизнь как река, которая несёт человеческие судьбы. Люди подчиняются движению жизни. В представлении Пастернака, жизнь как река, которая несёт человеческие судьбы. Люди подчиняются движению жизни. Природа, искусство, история – неотделимые друг от друга составляющие жизни. Природа, искусство, история – неотделимые друг от друга составляющие жизни.


Система персонажей Юрий Живого Юрий Живого Сын, племянник, отец, муж, зять, брат, друг, любовник, врач, философ, поэт. Сын, племянник, отец, муж, зять, брат, друг, любовник, врач, философ, поэт. Стрельников (Павел Антипов) – герой- антагонист. Противостояние действенного и созерцательного принципа жизни. Оба погибают. Стрельников (Павел Антипов) – герой- антагонист. Противостояние действенного и созерцательного принципа жизни. Оба погибают. Антонина – жена, мать. Антонина – жена, мать. Лара Гишар – любовь, мать. Символ России: властная и безвольная, могучая и катастрофичная. Лариса – чайка. Лара – символ России. Лара Гишар – любовь, мать. Символ России: властная и безвольная, могучая и катастрофичная. Лариса – чайка. Лара – символ России.


Основные мотивы Дорога, путь. Жизненная дорога. Крестный путь. Дорога, путь. Жизненная дорога. Крестный путь. Зима. Вьюга (Пушкин, Блок, Булгаков) Зима. Вьюга (Пушкин, Блок, Булгаков) Искусство Искусство История. Революция История. Революция Христианские мотивы (жизнь и смерть, выбор, воскрешение, материнство, православные праздники). Это роман, самый открытый в христианскую культуру. Христианские мотивы (жизнь и смерть, выбор, воскрешение, материнство, православные праздники). Это роман, самый открытый в христианскую культуру. Метафора свечи Метафора свечи


Православные праздники Мать Юрия умерла накануне Покрова, Мать Юрия умерла накануне Покрова, Юрий с дядей едут к Воскобойникову в день Казанской Богоматери Юрий с дядей едут к Воскобойникову в день Казанской Богоматери Годы гражданской войны: «Была зима на исходе, Страстная, конец великого поста» Годы гражданской войны: «Была зима на исходе, Страстная, конец великого поста» Таким образом, Пастернак строит сюжет романа в масштабе вечности. Таким образом, Пастернак строит сюжет романа в масштабе вечности.


«А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая!» Важный символ романа - свеча «Свет полного месяца стягивал снежную поляну осязательной вязкостью яичного белка или клеевых белил. Роскошь морозной ночи была непередаваема. Мир был на душе у доктора. Он вернулся в светлую, тепло истопленную комнату и принялся за писание». («Доктор Живаго» ч. 7)


«Свеча горела на столе. Свеча горела…» «Зимняя ночь» - это стихотворение о любви двух людей, героев романа «Доктор Живаго» - Лары и Юры. Их любовь горит, как свеча, вопреки, или на фоне, социальных метелей, революции. Это стихотворение о любви любых других влюбленных, «скрестивших» свои судьбы вопреки «метелям» жизни.


Соотношение с другими романами М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»: 1. христианские мотивы 1. христианские мотивы 2. композиция «роман в романе» 2. композиция «роман в романе» 3. панорама Москвы 3. панорама Москвы 4. образ творца 4. образ творца М.А.Шолохов «Тихий Дон»: М.А.Шолохов «Тихий Дон»: 1. изображение исторических катаклизмов 1. изображение исторических катаклизмов 2. судьба героя на фоне этих катаклизмов 2. судьба героя на фоне этих катаклизмов 3. утверждение самоценности жизни 3. утверждение самоценности жизни

Идея жизни в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Б.Пастернак

Дай, Пастернак, смещенье дней,
Смущенье веток,
Сраженье запахов, теней,
С мученьем века,
Чтоб слово, садом бормоча,
Цвело и зрело,
Чтобы вовек твоя свеча
Во мне горела

Е.Евтушенко

Вступительное слово учителя. Идея жизни - идея русской литературы. Глубочайшее, острейшее чувство жизни пронизывает все великие произведения русской литературы. Какими бы разными художниками ни были Гоголь и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Чехов и Бунин, оно всегда ощутимо в их образах как всеобъемлющая кардинальная идея. Вспомним Наташу Ростову, “клейкие листочки” Ивана Карамазова. Именно так: “Жизнь полюбить больше, чем смысл её”. Этим завораживала русская литература весь мир. Андре Моруа писал: “...никто не подарит вам такого волшебного ощущения жизни, как русские писатели”.

Пожалуй, то был главный завет русской классики будущему - любовное внимание и уважение к живой жизни, к человеку, природе, миру в целом. Теперь мы, кажется, можем понять, наконец, что это был не только завет, но и пророческое предчувствие катаклизмов XX столетия, предчувствие грядущих испытаний, которым подвергнутся человек и природа. Мировые войны, социальные революции, междоусобицы, военные диктатуры и деспотические режимы резко обесценили жизнь, истощили её ресурсы, обескровили и обездушили её, поставив на последнюю грань, за которой - бездна! Вот почему романы А.Платонова, Е.Замятина, В.Гроссмана и Б.Пастернака объединены острейшим переживанием живой жизни. Особенно ярко выражена идея жизни в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго», о котором сегодня пойдёт речь.

РАБОТА НАД РОМАНОМ

Случайно ли эта идея стала главной в романе?

Не случайно. Поэтическим манифестом кровного родства поэта с жизнью прозвучала книга стихов «Сестра моя - жизнь», о которой мы уже говорили. Значит, к этой идее Пастернак стремился последовательно и сознательно. Всё мало-мальски претендующее на существенность, на какую-то роль в мире человека поверяется в романе идеей жизни. Только помеченное своего рода природностью, широтой и незаданностью имеет право называться жизнью и приемлется автором.

В чём прежде всего проявляется идея жизни в романе?

Уже в самом заглавии - «Доктор Живаго», в профессии и фамилии героя.

Фамилия Живаго этимологически связана со словом живой . Живаго - форма родительного и винительного падежей слова живой в древнерусском языке, она вызывает ассоциации с именем “Христа, сына Бога живаго”. По свидетельству писателя В.Шаламова, Б.Пастернак так объяснял выбор фамилии для своего героя: “Фамилия моего героя? Это история непростая. Ещё в детстве я был поражён, взволнован строками из молитвы церковной Православной Церкви: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». Я повторил эту строчку и по-детски ставил запятую после слова «Бога». Получилось таинственное имя Христа «Живаго». Но не о живом Боге думал я, а о новом, только для меня доступном его имени «Живаго». Вся жизнь понадобилась на то, чтобы это детское ощущение сделать реальностью - назвать именем героя моего романа” .

Учитель. Да, в самом имени Живаго звучит жизнь и буквально повторено старославянское определение “Бога живаго”. Живаго - доктор, хранитель жизни, оберегатель её. В связи с этим мы можем сказать, что жизнь героя становится житием, точнее бытием, осеняется знаком вечности (не случайно сначала в рукописи на месте названия было: “смерти не будет...”).

Жизнь ощущается героем всеми органами чувств и с физическим наслаждением ещё в детстве. Найдите доказательства этой мысли в тексте.

- “Жить вкусно”, “всё вокруг загляденье, объеденье”. “Ах, как вкусно было тогда жить на свете, какое всё кругом было загляденье и объеденье” (ч. 7, гл. 15, с. 238; ч. 1, гл. 3, с. 21).

В чём жизнь проявляется наиболее ярко, полно?

- В любви.

Какой показана любовь?

- Антиромантической: в повседневном, обыкновенном выражении. Любовь, красота обрисованы писателем в сугубо будничном виде, при помощи бытовых деталей, зарисовок. Вот, к примеру, как видится нам облик Лары глазами Юрия Андреевича:

1) “Как хорошо всё она делает. Она читает так, точно это не высшая деятельность человека, а нечто простейшее... Точно она воду носит или чистит картошку” (ч. 9, гл. 12, с. 302).

2) “И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда” (ч. 9, гл. 13, с. 305).

3) “Он возвращался со всех этих должностей к ночи, измученный и проголодавшийся, и заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот, за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде... она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более, чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал, ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках, в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках” (ч. 13, гл. 16, с. 411).

4) Юра и Тоня на ёлке у Свентицких (ч. 3, гл. 4, с. 97).

С чем связана любовь для Юрия Живаго?

- С жизнью дома, семьи, брачного союза (и с Тоней, и с Ларой).

Каково отношение Живаго к дому?

- Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни: “Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек. Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство - приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования” (ч. 5, гл. 16, с. 174).

Что значит любовь к женщине в понимании Пастернака?

- Благоговение перед другим человеком. Из стихотворения (№ 11) Ю.Живаго «Свадьба»:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье
.

Интересно, что Юрий Андреевич одинаково любит Тоню и Лару. Почему? Возможно ли такое?

- Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России, о революции, природе. Сама Тоня пишет Юрию в письме: “Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться её, Тониному, скромному жизненному пути” (ч. 5, гл. 2, с. 142).

Особой лирической теплотой согреты главы, посвящённые Ларе. Что значила эта женщина для Юрия Андреевича?

1) Из письма Б.Л. Пастернака к писательнице Р.Швейцер: “После второй мировой войны я познакомился с молодой женщиной Ольгой Всеволодовной Ивинской и вскорости, не будучи в силах вынести раздвоения и тихого, полного грусти, упрёка моей жизни, пожертвовал едва начинавшейся близостью и с болью порвал с Ольгой Всеволодовной. Вскорости она была арестована и провела пять лет в тюрьме, в концентрационном лагере. Её взяли из-за меня, и поскольку в глазах тайных агентов она ближе всех ко мне, по-видимому, рассчитывали путём жестоких допросов и угроз добиться от неё показаний, достаточных для того, чтобы погубить меня на суде. Её героизму, стойкости я обязан тем, что меня не тронули в те годы. Она - Лара того романа, который я как раз начал писать в то время... Она - олицетворение радости жизни и самоотдачи”.

После возвращения О.Ивинской из лагеря в 1954 году возобновились её личные и деловые отношения с Пастернаком. Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли, развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».

2) Символика имени. Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса - “Чайка” (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор - “Божий дар”, Гишар - “решётка” (франц.). Имя поддерживает метафору “Лара - Россия”: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой .

3) Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: “А что сама Лара?.. В традициях русского классического романа есть несколько образов, как бы олицетворяющих собою Россию” .

4) В.Шаламов: “...Чистейшая, как хрусталь, сверкающая, как камни её свадебного ожерелья, - Лара Гишар. Очень вам удался её портрет, портрет чистоты, которую никакая грязь «не очернит и не запачкает». Она живая в романе. Она знает что-то более высокое, чем все другие герои романа, включая Живаго, что-то более настоящее и важное”.

5) “И эта даль - Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! Вот это-то и есть Лара” (ч. 13, гл. 7, с. 397).

Что такое Россия для Живаго?

- Окружающий мир, природа, история России.

Свидетелем каких исторических событий становится герой?

- Русско-японская война, волнения 1905 года, Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война, красный террор, первые пятилетки, Великая Отечественная война.

Вспомните, что герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир» проходили через исторические события как через очищение, обновление. Почти все герои романа Пастернака тоже по-своему задействованы в бурной жизни века и принимают его жизнь за свою. Каждый решает свою судьбу, соотнося с требованием времени: войны, революции, голода и так далее.

Можем ли мы говорить о таком же влиянии хода истории на становление характера Юрия Живаго?

- Нет. Он живёт в своём пространстве, в своём измерении, где главными являются не житейские ценности, а законы культуры.

Что является главным для него в жизни?

1) Дворянская культура. Юрий Андреевич о дяде Николае Николаевиче: “Подобно ей (маме) он был человеком свободным, лишённым предубеждения против чего бы то ни было непривычного. Как у неё, у него было дворянское чувство равенства со всем живущим” (ч. 1, гл. 4, с. 23).

2) Идеи христианства. Его дядя Н.Н. Веденяпин говорил о том, что “человек живёт не в природе, а в истории” и что “Евангелие есть её обоснование”: “Это, во-первых, любовь к ближнему, этот высший вид живой энергии, переполняющей сердце человека... идея свободной личности и идея жизни как жертвы” (ч. 1, гл. 5, с. 25–26).

Вот эта идея свободы личности и жизни как жертвы и есть пространство самого Юрия Живаго. Он и Лара не учатся у жизни, они родились в ней. « Человек рождается жить, а не готовиться к жизни. И сама жизнь, явление жизни, дар жизни так захватывающе нешуточны!” - говорит Юрий Андреевич Ларисе Фёдоровне в их первую встречу в Юрятине (ч. 9, гл. 14, с. 307). Жизненный поток как бы подхватывает героя, который подчиняется ему и воспринимает многое как неизбежность. (Неслучайно отсутствие у Живаго воли не выглядит в авторском освещении недостатком, чем-то отрицательным.) Таково же отношение к революции.

Каково первоначальное отношение к революции Юрия Андреевича?

1) В революции он видит что-то “евангельское” (ч. 5, гл. 8, с. 156).

2) Революция - это свобода. “Вы подумайте, какое сейчас время! Со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода! Настоящая, не на словах и в требованиях, а с неба свалившаяся сверх ожидания. Свобода по нечаянности, по недоразумению”.

3) В революции доктор Живаго увидел творящийся ход истории и радуется этому произведению искусства: “Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох. Каждый ожил, переродился, у всех превращения, перевороты. Можно сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая” (ч. 5, гл. 8, с. 156).

4) “Какая великолепная хирургия!” (ч. 6, гл. 8, с. 202). Он реагирует безошибочно только на истинное, вечное. Пока революция казалась ему проявлением и осуществлением жизни, пока социализм предстаёт “морем жизни, морем самобытности”, он восхищался её смелой и решительной “хирургией” и принимал её.

Но со временем меняется отношение Живаго к революции. Как? Почему?

- Потому что революция вступает в новую фазу, заведомо неприемлемую для героев.

1) “Переделка жизни” (ч. 11, гл. 5, с. 346) - противопоставление всему живому.

2) “...Каждое водворение этой власти проходит через несколько этапов. В начале это торжество разума, критический дух, борьба с предрассудками. Потом наступает второй период. Получают перевес тёмные силы «примазавшихся», притворно сочувствующих. Растут подозрительность, доносы, интриги, ненавистничество... мы находимся в начале второй фазы” (ч. 13, гл. 5, с. 413).

3) Братоубийственная война (случай с Серёжей Ранцевым - ч. 11, гл. 4, с. 343). “Толпа окружала лежавший на земле окровавленный человеческий обрубок” (ч. 12, гл. 8, с. 375).

4) История Палых. “Это был явный умопомешанный, бесповоротно конченное существование”. Революция калечит людей, лишая человеческого (ч. 12, гл. 8, с. 377). Антипов становится Расстрельниковым (ч. 13, гл. 15, с. 344).

5) “... Человек человеку волк . Путник при виде путника сворачивал в сторону, встречный убивал встречного, чтобы не быть убитым. Человеческие законы цивилизации кончились. В силе были звериные” (ч. 13, гл. 2, с. 384).

6) “ Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле” (ч. 11, гл. 4, с. 204).

7) Насилие. “Во все места стали назначать комиссаров с неограниченными полномочиями, людей железной воли, вооружённых мерами устрашения и наганами” (ч. 6, гл. 9, с. 204).

8) Переворот в жизни, когда всё рушится. Лара: “Что делается сейчас с жизнью вообще... Всё производное, налаженное, всё относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, всё это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройством. Всё бытовое опрокинуто и разрушено” (ч. 13, гл. 13, с. 408).

9) “Владычество фразы, мёртвая буква закона. Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения... теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, вам навязанными представлениями. Стало расти владычество фразы, сначала монархической - потом революционной” (ч. 11, гл. 4, с. 204).

Вывод. Итак, идея жизни противопоставлена идее неживого, мёртвого, неприродного, искусственного. Вот почему Живаго уклоняется от насилия истории. По его мнению, событий революции нельзя избежать, в них можно вмешиваться, но их нельзя поворотить. Он участвует в революции скорее как частица природы.

Какова роль описания природы в романе?

- Герои Пастернака раскрываются через общение с природой.

Природа в освещении Пастернака, - как верно писал В.Н. Альфонсов, - один из синонимов жизни ”.

А.Ахматова: “Природа всю жизнь была его единственной полноправной музой, его тайной собеседницей, его невестой и возлюбленной, его женой и вдовой - она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его”.

В романе природа не только оживлена даром живого духа, но обещает присутствие в мире высших целей.

В.Шаламов в письме к Пастернаку: “В чём роман поистине замечателен и уникален... - это в необыкновенной тонкости изображения природы и не просто изображения природы, а того единства нравственного и физического мира... единственного умения связать то и другое в одно, и не связать, а срастить так, что природа живёт вместе и в тон душевным движениям героев... Природа сама часть сюжета”.

Докажите это примерами из текста.

- Вся жизнь Живаго - интенсивное стремление раствориться в природе, не сопротивляться ей.

1) “Доктор лёг на шелковисто шуршащую листву, положив подложенную под голову руку на мох... Пестрота солнечных пятен, усыпившая его, клетчатым узором покрыла его вытянувшееся на земле тело и сделала его необнаружимым... точно он надел шапку-невидимку” (ч. 11, гл. 8, с. 353).

2) “Доктор... проследил за её (бабочки) полётом. Она села на то, что больше всего походило на её окраску, на коричнево-крапчатую кору сосны, с которою она слилась совершенно неотличимо. Бабочка незаметно стушевалась на ней, как бесследно терялся Юрий Андреевич для постороннего глаза под игравшей на нём сеткой солнечных лучей и теней” (ч. 11, гл. 8, с. 354).

3) Доктору интересно всё окружающее, он всегда в ладу с природой . “Всё кругом бродило, росло и всходило на волшебных дрожжах существования. Восхищение жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло, не разбирая куда, по земле и по городу, через стены и заборы, через древесину и тело, охватывая трепетом всё по дороге” (ч. 5, гл. 6, с. 151).

4) Природа живёт, чувствует, как и человек : “Первые предвестия весны, оттепель. Воздух пахнет блинами и водкой, как на масленой... Сонно, маслеными глазками жмурится солнце в лесу, сонно, ресницами игл, щурится лес, масленисто блещут в полдень лужи. Природа зевает, потягивается, переворачивается на другой бок и снова засыпает” (ч. 9, гл. 8, с. 295).

5) Природа женственна в романе: “Какая-то живая близость заводилась между птицами и деревом. Точно рябина всё это видела, долго упрямилась, а потом сдавалась и, сжалившись над птичками, уступала, расстёгивалась и давала им грудь, как мамка младенцу” (ч. 12, гл. 1, с. 361).

6) Отойдя от Бога, а тем самым и от природы, в пору своей молодости, Живаго во время Гражданской войны, когда “кончились законы человеческой цивилизации” и давление разума ослабело, возвращался в природу через любовь к Ларе. Для Живаго Лара - воплощение самой природы: “Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнём зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал всё его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу...” “Лара! - закрыв глаза, полушептал или мысленно обращался ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озарённому пространству” (ч. 11, гл. 7, с. 351).

7) В романе “природность” любви постоянно подчёркивается: “Они любили потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над головами, облака и деревья” (ч. 15, гл. 15, с. 501).

8) Да и сама Лара появляется то в образе лебедя, то рябины: “Она была наполовину в снегу, наполовину в обмёрзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперёд навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за ветки, притянул дерево к себе” (ч. 12, гл. 1, с. 361).

- Да, герой чувствует, что Лара - это продолжение природы, чувствует, что стремление к ней - стремление к жизни.

Что является антитезой жизни в природе?

- Железная дорога, рельсы.

В этом Пастернак традиционен. Вспомним стихотворение «Сорокоуст» С.Есенина, «Заблудившийся трамвай» Н.Гумилёва. Действительно, символом неживого, мёртвого в романе является железная дорога.

Кончается ли роман смертью доктора Живаго?

- Нет, он кончается стихами.

Как вы думаете, почему?

- Стихи - это то, что не может умереть.

Мы говорили, что Живаго - врач, но он ещё и поэт. Многие страницы романа автобиографичны, особенно те, что посвящены поэтическому творчеству. Д.С. Лихачёв говорит в своих «Размышлениях над романом Б.Л. Пастернака “Доктор Живаго”»: “Эти стихи написаны от одного лица - у стихов один автор и один общий лирический герой. Ю.А. Живаго - это и есть лирический герой Пастернака, который и в прозе остаётся лириком” . И с этим трудно не согласиться.

Итак, роман «Доктор Живаго» - это роман ещё и о творчестве. Как сам писатель устами лирического героя Юрия Живаго говорит о назначении искусства? (4-я группа)

Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь ” (ч. 3, гл. 17, с. 102). Для Живаго творчество - это жизнь.

Что такое искусство, по мнению Живаго?

И мне искусство никогда не казалось предметом или стороною формы, но скорее таинственной и скрытой частью содержания”.

...И он испытывал приближение того, что называется вдохновением...” (ч. 14, гл. 8, с. 441).

Но ещё больше томило его ожидание вечера и желание выплакать эту тоску в таком выражении, чтобы заплакал всякий...” (ч. 14, гл. 9, с. 444–445).

- Лирический герой - самое ясное выражение поэта. “Между поэтической образностью речей и мыслей главного героя романа нет различий. Живаго - выразитель сокровенного Пастернака”.

В чём жизненное кредо Ю.Живаго?

- В свободе от догм, каких-либо партий, в полной свободе от разума, жизнь и творчество по вдохновению, а не по принуждению (ч. 13, гл. 17, с. 417–418 - разговор Симы с Ларой о христианском понимании жизни).

Ей хотелось хоть ненадолго с его помощью вырваться на волю, на свежий воздух, из пучины опутывавших её страданий, испытать, как бывало, счастье освобождения”.

Итак, мы пришли к выводу, что роман - это лирическая исповедь. Но почему же всё-таки понадобился Пастернаку “другой” человек, чтобы выразить самого себя?

Перед нами вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака. Это духовная автобиография Пастернака”, - утверждает Л.С. Лихачёв.

- В романе нет страниц, где автор открыто излагает свои мысли, к чему-то призывает. Это творческий метод Пастернака. Продолжая традиции Чехова, он не стремится уверить читателя в безупречности своих убеждений. Он только показывает мир, но не объясняет его. Объяснить мир должен сам читатель, тем самым становясь как бы соавтором романа. В целом Пастернак принимает жизнь и историю такими, какие они есть.

Жизнь

Неживое

Доктор Живаго
Детство
Дом, семья, брачный союз
Лара
Россия
История
Революция - “великолепная хирургия”
Природа
Творчество, поэзия
Свеча

Звериные законы
Утрата собственного мнения
Насилие
Братоубийственная война
“Переделка жизни”
Железная дорога



Последние материалы сайта