Жизненная позиция платона каратаева. Платон Каратаев в романе “Война и мир”: образ и характеристика, описание портрета. Отголоски христианской религии в поведении Платона

29.10.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Платон Каратаев - русский солдат, встреченный Пьером Безуховым в балагане для пленных, где он прожил четыре недели. Каратаев, по словам писателя, «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго». Каратаев носил французскую шинель, подпоясанную веревкой, фуражку и на ногах лапти.

Автор прежде всего показывает его “круглые, спорые движения”, в которых было “что-то приятное, успокоительное”. Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену “он отбросил от себя все... чуждое, солдатское” и “возвратился к крестьянскому, народному складу”. Автор подчеркивает “круглое” начало во внешности героя: “даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то”. Довершают обаятельный внешний облик “большие карие нежные глаза” и “приятная улыбка”. В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат “ласка и простота”. Речь Платоши - певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: “Час терпеть, а век жить”, “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “На болезнь плакаться - Бог смерти не даст” и т.д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, - вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.
Главная мысль романа “Война и мир” - это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их “существованием распоряжается не простой произвол”, а справедливая высшая сила. “Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь”. “Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”. Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.
Суть натуры Каратаева - это любовь. Но также особенная - это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.
Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в представлении древних, - символ завершенности, совершенства. И Платон “навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды”. Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как эти два начала дополняют друг друга: “Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим”. И, только ощущая себя причастным к общей “роевой” жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Платоном Каратаевым.

Художественные особенности романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью донести до читателя точку зрения автора. В каком-то произведении это будет всего одна идея, но в романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой попытался представить и разработать свою философию. А так как разработанная им философская концепция была нова и оригинальна, автор создал жанр, названный романом-эпопеей.

Первоначально Толстой хотел написать произведение о возвратившемся из ссылки декабристе, и уже было придумано название: «Все хорошо, что хорошо кончается». Но автор понял, что нельзя описывать явление без указания причин, вызвавших его. Это привело Толстого к более глобальному замыслу описания исторических событий в России начала XIX века. Вслед за изменением замысла меняется и название романа, приобретая более глобальный характер: «Война и мир». Это название не только иллюстрирует чередование и сочетание в романе военных и мирных эпизодов, как может показаться на первый взгляд, но и включает в себя различные значения слова «мир». «Мир» - это и состояние «без войны», и крестьянская община, и мироздание (то есть все, что окружает нас; среда физическая и духовная). Этот роман рассказывает о том, что есть война в жизни целого народа и в жизни каждого человека, какую роль играют войны в мировой истории, это роман и об истоках войны, и о ее исходе.

Создавая роман, автор изучал причины исторических событий: бессмысленной и позорной для русских кампании 1805-1807 годов, во время которой даже привыкшего не рассуждать настоящего военного Николая Ростова мучают страшные сомнения: «для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? » Здесь Толстой обращает все наше внимание на то, что война «есть противное человеческому разуму явление». Потом Толстой переходит к описанию событий Отечественной войны 1812 года, искалечившей жизни миллионов, убившей Петю Ростова, Платона Каратаева и князя Андрея, принесшей траур в каждую семью. Ведь с каждым человеком, погибшем на поле брани, исчезает весь его неповторимый духовный мир, рвутся тысячи нитей, калечатся десятки судеб близких.... Но У всех этих смертей была праведная цель - освобождение Отечества. И потому в 1812 году «дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой....». И руководить этим движением мог только человек, умеющий отречься от всех собственных желаний, чтобы выражать волю народа, быть близким к нему, и для этого ему не надо быть гениальным, а надо лишь уметь «ничему хорошему не помешать, ничего дурного не допустить». Таким был Кутузов, таким не мог быть Наполеон, ведший захватническую войну.

Толстой излагает на этих примерах свою историческую концепцию. Он считает, что менее всего причиной какого-либо исторического явления служит воля одного или нескольких людей, стоящих у власти, что исход события определяет поведение каждого отдельного, вроде бы незначительного, человека и всего народа в целом. Толстой рисует Наполеона и Кутузова противоположными во всем, постоянно, к примеру, указывает на бодрость и уверенность в себе Наполеона и вялость Кутузова. Этот прием антитезы применяется на протяжении всего романа, начиная с самого названия «Война и мир». Жанр произведения определяет и композицию романа. В основе композиции «Войны и мира» лежит также прием антитезы. Роман «Война и мир» - произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев, среди которых есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, герои, вымышленные самим автором, и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, такие как «генерал, который приказал», «офицер, который не доехал». Этим автор подтверждает свою точку зрения о том, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий. Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, нужен был новый жанр - жанр эпопеи. Для этого также используется прием антитезы. Так, всех героев можно разделить на тяготеющих к полюсу Наполеона и на героев, тяготеющих к полюсу Кутузова; причем первые, такие, например, как семейство Курагиных, да и все светское общество во главе с Анной Павловной Шерер, Берг, Вера и другие получают некоторые черты Наполеона, хотя и не так сильно выраженные: это и холодное равнодушие Элен, и самовлюбленность и узость взглядов Берга, и эгоизм Анатоля, и лицемерная праведность Веры, и цинизм Василя Курагина. Герои же, находящиеся ближе к полюсу Кутузова, так же, как и он, естественны и близки к народу, так же чутко реагируют на глобальные исторические события, принимая их как личные несчастья и радости (таковы Пьер, Андрей, Наташа). Всех своих положительных героев Толстой наделяет способностью к самосовершенствованию, их духовный мир развивается на протяжении романа, только Кутузов и Платон Каратаев ничего не ищут, не меняются, так как «статичны в своей положительности ».

Толстой также сравнивает героев между собой: различны князь Андрей и Анатоль в своем отношении к любви, к Наташе; противоположны Долохов, стремящийся отомстить «за свое незнатное происхождение», суровый, жестокий, холодный, и Пьер, добрый, чувствительный, пытающийся понять людей, окружающих его, и помочь им; холодна, искусственна, мертва духовно красивая Элен и жива, естественна Наташа Ростова с большим ртом и большими глазами, становящаяся еще более уродливой, когда плачет (но это проявление ее естественности, за которую более всего и любит Наташу Толстой).

В романе «Война и мир» большую роль играет портретная характеристика героев. Писатель выделяет какую-то отдельную черту в портрете героя и постоянно обращает на нее наше внимание: это и большой рот Наташи, и лучистые глаза Марьи, и сухость князя Андрея, и массивность Пьера, и старость и дряхлость Кутузова, и округлость Платона Каратаева, и даже жирные ляжки Наполеона. Но остальные черты героев меняются, и Толстой описывает эти изменения так, что можно понять все происходящее в душе героев. Часто Толстой применяет прием контраста, подчеркивая несоответствие между внешним видом и внутренним миром, поведением героев и их внутренним состоянием.

Являясь новатором в создании нового жанра романа, Толстой изобрел также новый способ изучения и изображения чувств, переживаний, движений души героев. Этот новый способ психологизма, названный Чернышевским «диалектика души», заключается в пристальном внимании к развитию, изменению внутреннего духовного состояния героев, в изучении мельчайших подробностей их чувств, при этом как бы на второй план отходит сам сюжет. Только положительные герои наделены в романе способностью к внутреннему изменению, самосовершенствованию. И эту способность Толстой более всего ценит в людях (в сочетании с естественностью, добротой и близостью к народу). Каждый положительный герой романа стремится «быть вполне хорошим». Но в романе есть герои, которые самосовершенствуются, обдумывая свои поступки. Эти герои живут разумом. К таким героям можно отнести князя Андрея, Пьера до встречи е Платоном Каратаевым и княжну Марью. А есть герои, которые живут по внутреннему чутью, побуждающему их к тем или иным поступкам. Таковы Наташа, Николай, Петя и старый граф Ростов. Чтобы по возможности лучше раскрыть внутренний мир своих героев, Толстой подвергает их одинаковым испытаниям: светским обществом, богатством, смертью, любовью.
Так как роман «Война и мир» является романом-эпопеей, то в нем описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбен-ское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых, как уже говорилось выше, проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события выполняют также и композиционную роль в романе. Например, так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав романа, а по сути оно является кульминационным центром.
Помимо исторических событий автор уделяет большое внимание развитию взаимоотношений между героями - отсюда складываются сюжетные линии романа. В романе представлено большое количество сюжетных линий. Роман является как бы хроникой жизни нескольких семейств: семьи Ростовых, семьи Курагиных, семьи Болконских. Повествование в романе не ведется от первого лица, но присутствие автора в каждой сцене ощутимо: он всегда пытается оценить ситуацию, показать свое отношение к поступкам героя через само их описание, через внутренний монолог героя или же через авторское отступление-рассуждение. Иногда писатель предоставляет читателю право самому разобраться в происходящем, показывая одно и то же событие с разных точек зрения. Примером такого изображение может служить описание Бородинского сражения: сначала автор дает подробную историческую справку о расстановке сил, о готовности к бою с той и другой стороны, рассказывает о точке зрения историков; затем показывает нам сражение глазами непрофессионала в военном деле - Пьера Безухова (то есть показывает чувственное, а не логическое восприятие события), раскрывает мысли князя Андрея и поведение Кутузова во время сражения. В сцене совета в Филях автор передает слово сначала шестилетней Малаше (опять же чувственное восприятие события), а потом постепенно переходит к объективному изложению событий от собственного имени. А вся вторая часть эпилога скорее напоминает философский трактат на тему «Движущие силы истории».

С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир «превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора». «В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога». Помогает герою выйти из этого кризиса «Платоша». Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром назвал писатель этого народного философа Платоном. И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с философией Каратаева. Так что же это за образ - Платон Каратаев?

Автор прежде всего показывает его «круглые, спорые движения», в которых было «что-то приятное, успокоительное». Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену «он отбросил от себя все... чуждое, солдатское» и «возвратился к крестьянскому, народному складу». Автор подчеркивает «круглое» начало во внешности героя: «...даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают обаятельный внешний облик «большие карие нежные глаза» и «приятная улыбка». В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат «ласка и простота». «А много вы нужды увидали, барин? А?.. Э, соколик, не тужи...» Речь Платоши - певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «На болезнь плакаться - Бог смерти не даст» и т.д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, - вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.

Главная мысль романа «Война и мир» - это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их «существованием распоряжается не простой произвол», а справедливая высшая сила. «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь». «Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.

Суть натуры Каратаева - это любовь. Но также особенная - это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.

Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в представлении древних, - символ завершенности, совершенства. И Платон «навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды». Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как эти два начала дополняют друг друга: «Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим». И, только ощущая себя причастным к общей «роевой» жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Каратаевым.

Сочинения по литературе: Философия жизни платона каратаева

Мудр тот, кто знает не многое, а нужное

Мудрость человечества в терпимости

«Война и мир» - широкое историческое полотно, где главным героем является народ. И сам Л. Н. Толстой пишет об этом в своих дневниках: «Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так… в «Войне и мире» я любил мысль народную». По мнению автора, именно народные массы творят историю, а не командование армией и не генералы.

Платон – один из представителей русского крестьянства. С ним знакомится Пьер Безухов в плену. После того, как он стал свидетелем страшного события – расстрела пленных, Пьер потерял веру в человека, в разумность его поступков. Он находится в подавленном состоянии. И именно встреча в бараке с Платоном вернула графа Безухова к жизни. «Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении». Пьер наблюдает за тем, как Платон уверенными «круглыми» движениями разматывает бечевки на ногах. Граф и мужик оказались в одинаковом положении: они пленные. И в этой ситуации необходимо остаться человеком, самим собой, необходимо выстоять и выжить. Именно такому выживанию учится Пьер у Каратаева.

Платон у Толстого – собирательный образ, так же, как и Тихон Щербатый. Не случайно, представляясь Пьеру, он называет себя во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка… Меня Платоном звать, Каратаевы прозвище». Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а часть целого, частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в метких и емких пословицах и поговорках, за каждой из которых эпизод жизни Платона Каратаева. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы как должное, он готов приносить себя в жертву ради благополучия семьи: «… думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, - а у меня, глади, одна солдатка осталась…Рок головы ищет».

Платон Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо, весь мир. Не случайно он ласков с обычной бездомной собакой, по его философии, не только людей, но «и скота жалеть надо».

Платон воспитан на христианских традициях, а религия призывает нас к терпению и послушанию, жить «не нашим умом, а божьим судом». Поэтому он никогда не испытывал зла и обиды к людям. Раз уж так сложилась судьба, то нужно с честью выполнять свой воинский долг, защищать свою Родину: «Москва – она всем городам мать». Платон – патриот, Россия для него – это родная мать, и ради нее можно и с жизнью расстаться. Однако к врагам он не испытывает ненависти. Ведь войны ведут политики, императоры, при чем же здесь простой солдат? А пленным одинаково тяжело, какую бы из воющих сторон они не представляли. Платон с удовольствием шьет рубахи для французов и любуется своей работой.

После знакомства с Каратаевым Пьер начинает по-другому относится к жизни, ко всему тому, что с ним произошло. Платон для него – это идеал для подражания. Не случайно у Пьера он ассоциируется с чем-то «круглым». Круглым – значит, законченным, сформировавшимся, не принимающим на веру других принципов, «вечным олицетворением духа простоты и правды».

Конечно же, с жизненными принципами Платона Каратаева можно не согласиться. Не всегда нужно беспрекословно покоряться судьбе, быть рабом жизненных обстоятельств. Но что мне наиболее близко в образе Каратаева – это его любовь к жизни, к миру, ко всему человечеству. Его философия - философия христианская. А религия помогает жить любому человеку, в каких бы тяжелых условиях он не оказался, какие бы серьезные испытания не выпали ему. Это народная мудрость, сформированная веками.

«Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Возможно, как солдат Каратаев слабый: настоящий воин должен, как Тихон Щербатый, ненавидеть врага. И в то же время Каратаев патриот. Но как человек, личность, Платон очень сильный и мужественный. Как сказал о народе в романе Кутузов: «Чудесный, бесподобный народ!» Я думаю, эти слова можно отнести к Платону Каратаеву и к его жизненным принципам. Если бы в армии не было людей, готовых не только непримиримо бить врага, но и философски относиться к жизненным трудностям, находить в себе силы достойно преодолевать их, то я думаю, без таких солдат Кутузов вряд смог бы победить честолюбивого Наполеона.

На такие же жертвы шел русский народ и в нашей недавней истории, чтобы победить фашизм.

У Толстого в романе «Война и мир» большое внимание уделено образам крестьян: Тихону Щербатому из отряда Денисова, крепостным Ростовых и Болконских, жителям деревень. Однако особое место в произведении занимает Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка.

Это довольно интересная и своеобразная личность со сложившейся неординарной жизненной позицией. Из разговоров Платона с героями романа заметно, что он любит жизнь, такую порой сложную и противоречивую, во всех ее проявлениях. Общительный маленький человек с певучим голосом для всех находил ласковое слово, помогающее людям переносить в плену тяжелейшие страдания, любить жизнь даже в этих условиях, надеяться на лучшее.

«Э, соколик, не тужи», - говорил он Пьеру при первой встрече в бараке для военнопленных. Интересно в Платоне и то, то эта фраза «Э, соколик» обращена ко всем, то есть так бережно и понимающе он относится ко всему люду. «Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить», - продолжал Платон Каратаев. И в этом он был прав, на мой взгляд. Несмотря на трудности, которые сейчас не прошли мимо тебя, не стоит падать духом – жизнь продолжается.

Платон не только смирился с участью военнопленного, но и приспособился к жизни в новых суровых условиях. Герой не высказывает недовольства жизнью, не протестует активно против зла и бедствий окружающей его действительности. Он принимает все, посланное ему судьбой. «От сумы да от тюрьмы не отказывайся; рок головы ищет; наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету», - говорил он Пьеру Безухову, стараясь убедить его в том, что будущего никто не может знать заранее.

Каратаев был очень трудолюбив: «Он все умел делать не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги». О службе в солдатах Платон говорил неохотно, зато с удовольствием вспоминал о своей жизни в деревне. Рассказывал, что за пробку в чужой роще его били, судили и отдали в солдаты: «Думали горе, ан радость!». Радостью Платон считал то, что происшедшее с ним спасло от солдатчины брата Михайлу, у которого было «пять ребят».

Но пассивность Платона Каратаева не говорит о его внутреннем безразличии к добру и злу. Он не может спокойно смотреть на то, как французы расправляются с жителями Москвы и разоряют город. «Москва она городам мать. Как не скучать на это смотреть»,- говорит он снова Пьеру. «Да, червь капусту гложет, а сам прежде того пропадая…», - продолжает он, выражая надежду, что враг будет побежден.

Отсутствие открытого протеста, пассивность Каратаева объясняются его внутренней верой в то, что в жизни побеждают, в конце концов, добрые и справедливые силы, надо только терпеть, надеяться и верить.

Да, такова жизненная позиция Платона, имеющая в своей основе и положительные, и отрицательные источники, как и у любого человека. Его настроения и взгляды отражают психологию патриархального крепостного крестьянства, не умевшего отстаивать свои интересы и мирившегося с зависимостью от помещиков. Крепостное право, тяготевшее над крестьянами, убивало в человеке активное начало, развивало неверие в свои силы, в возможность жить самостоятельно.

Вековой гнет порождал духовное рабство. Правдиво раскрывая непротивленческую психологию крепостных крестьян, сочувствуя им, Толстой выступает противником самого крепостного права.

Личность Платона Каратаева, его образ мыслей, его жизненная позиция остаются для Пьера самым дорогим. Это происходит потому, что в трудных условиях плена в Безухове с особой силой проявилась необходимость видеть в крестьянине своего брата. Знакомство с Каратаевым не помешало, а усилило стремление Пьера найти смысл жизни. Значит, в его жизни Платон сыграл очень значимую роль.

С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухое встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир «превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора». «В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога». Помогает герою выйти из этого кризиса «Платоша». Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром назвал писатель этого народного философа Платоном. И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с философией Каратаева. Так что же это за образ - Платон Каратаев?
Автор прежде всего показывает его «круглые, спорые движения», в которых было «что-то приятное, успокоительное». Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену «он отбросил от себя все... чуждое, солдатское» и «возвратился к крестьянскому, народному складу». Автор подчеркивает «круглое» начало во внешности героя: «...даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают обаятельный внешний облик «большие карие нежные глаза» и «приятная улыбка». В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат «ласка и простота». «А много вы нужды увидали, барин? А?.. Э, соколик, не тужи...» Речь Платоши - певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «На болезнь плакаться - Бог смерти не даст» и т.д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, - вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.
Главная мысль романа «Война и мир» - это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их «существованием распоряжается не простой произвол», а справедливая высшая сила. «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь». «Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.
Суть натуры Каратаева - это любовь. Но также особенная - это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.
Итак, образ Платона Каратаева символичён. Шар, в представлении древних, - символ завершенности, совершенства. И Платон «навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды». Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как эти два начала дополняют друг друга: «Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим». И, только ощущая себя причастным к общей «роевой» жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Каратаевым.



Последние материалы сайта