Иисус говорил, кто причиняет боль меньшим братьям, тот причиняет боль мне. «Был болен, и вы посетили Меня». Мой пастырский опыт посещения больных

22.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33 И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35 Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36 Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42 Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43 Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

45 Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

В этих стихах наш Господь Иисус Христос описывает судный день и главные его события. Во всей Библии не найдется отрывка, который бы так пронизывал и испытал наши сердца, поэтому давайте внимательно рассмотрим его.

Прежде всего мы видим Того, Кто будет Судьей в последний день. Мы читаем, что им будет Сын Человеческий, Сам Иисус Христос. Тот самый Иисус, Который родился в яслях Вифлеема, принял образ раба и Который был презираем и отвергнут людьми; Которому зачастую не было где преклонить голову и Который был осужден властителями этого мира и предан издевательствам, бичеванию и крестной смерти. Да, именно Он Сам будет судить мир, когда вернется во славе. В Его руки Отец отдал всякий суд (Ин. 5:22). Перед Ним в конце концов преклонится всякое колено и каждый язык исповедует, что Он есть Господь (Фил. 2:10, 11).

Эта мысль — утешение для верующих. Сидящий на престоле в тот великий и страшный день суда будет их Спасителем, их Пастырем, их Первосвященником, их Братом, их Другом. При виде Его у них не будет причин для тревоги.

Эта мысль — устрашение для неверующих. Они будут судимы Тем, Чье евангелие они отвергли, и от Чьего милостивого приглашения отказались. Как велико будет их смятение в последний день, когда им откроется, что всю свою жизнь они упорствовали в неверии и теперь должны умереть во грехах! Осуждение ужасно само по себе, но быть осужденным Тем, Кто мог бы их спасти, будет во много раз ужаснее. Хорошо сказал псалмопевец: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался» (Пс. 2:12).

Во-вторых, посмотрим, кто будет осужден в последний день. Мы читаем, что перед Христом «соберутся … все народы». Все когда-либо жившие, однажды дадут за себя отчет перед судом Христа. Там все должны будут повиноваться великому Царю и предстанут перед Ним, чтобы услышать приговор. Те, кто не поклонился Христу на земле, вынуждены будут смириться перед Его судом, когда Он придет в этот мир во второй раз.

На суде все будут разделены на две большие группы. Больше не будет деления на царей и подданных, господ и слуг, еретиков и верных, не будет отличия по званиям или деноминациям, потому что все это пройдет. В последний день будет деление только на тех, кто принял благодать и кто нет, на тех, кто обратился и кто нет. Тот, кто пребывал во Христе, будет причислен к Его овцам и поставлен «по правую… сторону», а тот, кто был не в Нем, будет причислен к козлам и поставлен «по левую». Верно заметил Шерлок: «В наших разделениях нет никакого смысла, если мы не позаботимся о том, чтобы оказаться в числе овец Христа, когда Он придет для суда».

В-третьих, отметим, каким образом будет проходить суд в последний день. Мы можем увидеть несколько поразительных деталей этого процесса.

Последний суд будет основываться на свидетельствах. Дела человека будут свидетелями, вызванными к ответу, и самыми полезными из свидетелей будут дела добродетели. Важнее всего будет не то, что мы говорили, но что делали, не то, что исповедовали, но как поступали. Несомненно наши дела не смогут нас оправдать (мы оправдаемся верой независимо от дел закона): истинность нашей веры будет проверена нашей жизнью. Вера без дел мертва (Иак. 2:11).

Последний суд будет радостным для всех истинно верующих. Они услышат чудесные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство». Они будут у своего Господина, Который исповедует их перед Своим Отцом и святыми ангелами, и само «царство» будет платой, которую Он даст Своим верным рабам. Самый малый, самый ничтожный, самый нищий в семье Божьей будет царем с венцом славы на голове!

Последний суд приведет всех неверующих людей в смятение. Они услышат в свой адрес слова проклятия: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный». Они будут отвергнуты великим Главой Церкви перед лицом вселенной и на деле узнают, что «сеющий в плоть… пожнет тление» (Гал. 6:8). Они не хотели слышать Христа, когда Он призывал их: «Придите ко Мне… и я утешу вас», но теперь они вынуждены услышать от Него другие слова: «Идите… в огонь вечный». Они не хотели нести крест Христа, и поэтому для них нет места в Его Царстве.

Последний суд выявит сердца и потерянных, и спасенных. Те, кто будут по правую сторону от Христа, Его овцы, будут, как и прежде, «облечены смиренномудрием» (1 Пет. 5:5), и они удивятся, что их похвалили за добрые дела. Те, кто будут по левую сторону, не Христовы, так и останутся слепыми и самоправедными, они не смогут осознать, каким образом пренебрегали Христом. «Господи! — спросят они. — Когда мы видели Тебя… и не послужили Тебе?» Пусть эта мысль останется в нашем сознании. Состояние сердца человека на земле определит то, чем он будет обладать на небе. С каким сердцем человек умрет, с таким и воскреснет.

Наконец отметим, какими будут окончательные результаты судного дня. Об этом сказано в словах, которые нельзя забыть: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Положение человека после суда останется неизменным навеки. Ничтожество погибших, и блаженство спасенных схожи только в том, что они вечны. И пусть никто не смеет утверждать иное. Библия ясно говорит об этом. Вечность рая и ада покоится на том же основании, что и вечность Бога. То, что небеса — это вечный день без ночи, а ад — вечная ночь без дня, так же истинно, как и то, что Бог вечен.

Кто может передать словами блаженство вечной жизни? Это не под силу человеческой мысли, поэтому мы можем пользоваться только примерами и сравнениями. Вечный покой после походов и сражений, вечное общество святых после ударов и плевков злого мира, вечное славное и совершенное тело после слабостей и болезней, вечное общение со Христом лицом к лицу после веры — все это блаженство, но это не все блаженство. Я не передал и его малой части.

Кто может описать ничтожество вечного наказания? Это нечто совершенно неописуемое и непостижимое. Вечные муки тела, вечное жало обличающей совести, вечное общество злодеев, дьявола и бесов, вечная память об упущенных возможностях и отвергнутом Христе, вечное тоскливое и безнадежное будущее — все это ужасные страдания. От этих слов идет дрожь по телу и холодеет внутри. Однако это описание не идет ни в какое сравнение с тем, что будет на самом деле.

Прочитав этот отрывок, загляните в свое сердце. Спросите себя, по какую сторону от Христа вы можете оказаться в последний день: по правую или по левую. Блажен тот, кто не успокаивается, пока не получит удовлетворительный ответ на этот вопрос.

И снова суббота. Снова мы собрались на остановке “десятый километр”, чтобы отправиться в очередную поездку в дом инвалидов и престарелых, что в поселке Ягодный. Нас было немного, но и не мало, как раз столько, сколько должно быть. Андрей взял с собой в поездку своего крестника, племянника – Кирилла. Кирилл – парень резвый и непоседливый, так что с ним не соскучишься, но мы и не скучали, и время в пути прошло незаметно. Мы общались, было весело и легко на душе, а тут еще и выглянуло солнышко…

От автостанции города Елизово до Ягодного ехать минут 10 и столько же идти пешком. И вот мы уже переступаем порог этой обители… По традиции зашли в больничный храм, освященный в честь иконы “Неупиваемая чаша”, помолились, спрося благословения Пречистой Богородицы на наше посещение. Кстати, очень хорошо, что храм освящен в честь этого образа, так как некоторые живущие здесь злоупотребляют спиртным, что является большой проблемой для персонала. Так как запретить этого нельзя – поразительно, но это по закону будет нарушением личных прав проживающих здесь – то остается только взывать в молитве к Пречистой о помощи в избавлении от этого недуга. Мы спрашивали, а приходят ли в храм больные и персонал? Оказалось, что да, приходят, молятся на службах, приступают к таинствам, в общем, ведут духовную жизнь, и это радует. Моя цель поездки – посетить свою подопечную – Валентину Алексеевну и ее соседок по палате.

Я зашел в палату и, казалось, вначале, что все спят, оказалось, что нет, женщины встретили меня приветствием и улыбками. Валентина Алексеевна была рада, я рассказал ей о последних событиях в моей жизни, она слушала. Сама она говорит с трудом, было видно, что ей очень нездоровилось, но общение преобразило ее. Я принес ей святой воды, и кое – что из сладостей, так как их этим не балуют. Тут в палату зашла “главный человек” в нашей группе – Танюша, с желанием нас сфотографировать. Общаясь с ней, Валентине Алексеевна высказала то, что мучает ее душу уже давно – сыновья, живущие на юге России не только ни разу не приехали, но и не пишут. “Не пишут, ну и не надо…”- а у самой в глазах стоят слезы, слезы горечи, боли и обиды. Действительно, горько и больно, что те, кто обязан тебе самим появлением на свет, кто был воспитан тобой, из-за кого ты не спала ночами, беспокоилась, из-за кого болело твое материнское сердце, так жестоко и неблагодарно поступают с тобой, бросив тебя одну, на краю страны, наедине с недугами и душевной болью. Как же сейчас не хватает горячей сыновней любви, просто элементарного уважения и сочувствия! Она заплакала, и Танюша стала ее утешать, а она это умеет, ведь она врач. Я был рад, что Валентина Алексеевна заулыбалась и больше уже не возвращалась к грустным мыслям…

Ее соседкам по палате ничуть не легче, они тоже редко покидают палату, даже поднимаются с постели с трудом, но стараются это делать без посторонней помощи и не унывают. В палате работал телевизор, показывали очередной российский сериал. Я с горечью осознал, что это практически единственное, что связывает этих женщин с окружающим миром, и как важны и нужны им наши посещения, как они оживают, как у них появляется надежда на то, что есть в жизни и светлые, радостные мгновения.

Я был в палате до того момента, как принесли лекарства, а потом ушел, ушел с тяжелым чувством – как все таки много еще среди нас душевной черствости и безразличия, не только к незнакомым лудям, но даже и к своим родным отцам и матерям. Горько и больно от всего этого… Даже небольшая трапеза у стен этой обители, с любовью приготовленная нашей Наташенькой, не смогла доставить всей радости. Я понял, что нужно усилить молитвы и бывать здесь как можно чаще, потому что нас здесь ждут и мы здесь нужны.

Алексей Зверковский

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего,наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мт. 25, 31-46)

Синодальный перевод

Когда-то неправедный – несправедливый – суд осудил на смерть Воплощенного Сына Божьего, а в конце всех времен Сын Божий будет судить мир. И этот суд назван страшным. Конечно же, не потому, что страшен для человека Бог, нет – Бог есть Любовь, но страшными могут быть поступки человека и страшным суд будет потому, что человеку нечем будет оправдаться перед Богом. И в неделю о Страшном суде, в преддверии Великого поста, на Литургии мы слышим слова Господа, которые Он произнес за три дня до Своей смерти, – символический рассказ о Страшном суде, о том, как оправдывается и как осуждается человек.

Первый раз Господь пришел в мир в уничижении – скрыв Свое величие завесой человеческой природы, а второй раз Господь придет в явлении Своей Славы со Своими ангелами, и все люди воскреснут из мертвых и «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5.29). И отделит Господь одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит одних справа, а других с лева от Себя. И тем, кто справа, скажет: «Придите, наследуйте Царство, уготованное Вам от сотворения мира», а тем, кто слева, скажет: «Идите в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелом его». И тем, и другим Господь объяснит причину оправдания и причину осуждения. Дважды – и тем, и другим – Господь объяснит, что Он был голоден и Он жаждал, что Он был странником и Он не имел одежды, что Он был болен и Он был в темнице. Только праведникам скажет, что они Господа накормили и напоили, ввели в дом и одели, посетили в болезни и тюрьме, а грешникам скажет, что они не оказали Господу никакой милости. Дважды – и праведники, и грешники – с удивлением спросят Господа: «Когда это мы видели Тебя алчущим, жаждущим, странником, больным или заключенным?» И тогда Господь объяснит, что все, что было сделано хоть одному из Его братьев, было сделано лично Ему, и наоборот, отказ в помощи «одному из меньших сих» – есть отказ от помощи Ему! Поразительно: Бог отождествляет Себя с нами, и наша боль, наша скорбь, наши несчастья и наши страдания – это Его боль.

Он действительно «взял на Себя немощи наши и понес болезни наши» – так сказано о Господе пророком Исайей и эти слова повторяет в Новом Завете евангелист. «Кто из читающих Евангелие не знает, – говорит Ориген, – что Христос сделал Своими все страдания человеческие? Разве Сам Христос не заявляет, что страждет в каждом из болящих, со всеми, кто лишен одежды и крова? что Он терпит голод и жажду вместе с людьми?» (Ориген. О молитве, 10-11). Но как часто люди, не знакомые ни с Евангелием, ни с учением Церкви, предъявляют Богу обвинения: почему, если Он есть, Он допускает несчастье и несправедливость? В Евангелии и в учении Церкви нам дано непостижимое откровение: Бог, «на Которого не смеют взирать Ангелы» умаляет Себя до человека, «становится во всем, кроме греха, подобным нам». И Он – Воплощенный Бог становится жертвой клеветы, предательства, человеческой злобы и подлости: Он умирает чудовищной смертью – на Кресте. Но умирает для того, чтобы торжествовала жизнь, а не смерть, свет, а не тьма. Умирает, чтобы победить смерть Воскресением, чтобы даровать человеку воскресение из мертвых! Воскресший Христос Бог пребывает с нами в Своей Церкви и в конце всех времен Он придет судить живых и мертвых. И Господь научил нас, как получить оправдание на этом суде и войти в вечное Царство Божие. Быть человеком по отношению к людям, к тем кого Сам Господь называет Своими братьями.

Но почему в рассказе о суде не звучит вопрос о вере? Быть может, потому что вера предполагает такое отношение к человеку, которое в притче исполнили посетившие ближнего в темнице и в болезни, накормившие голодного и напоившие жаждущего и тем послужившие Самому Христу сказавшему: «Верующий в Меня на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

Святая Анастасия Узорешительница – еще одна девица из сонма христианок-мучениц 3-4 веков. Знатная римлянка, умница-красавица, девственница и олицетворение кротости и стойкости одновременно. Однако есть в ее житии нечто, что не просто выделило ее из количества похожих святых, но и дало свое особое прозвание: Узорешительница. Как несложно догадаться, речь идет о тюрьмах. Что же делала Анастасия, что прославило ее память именно таким словом?..

Отец Анастасии был богатым римским язычником, мать – тайной христианкой. Она приставила к дочери надежного учителя по имени Хрисогон, который обучил девушку многим премудростям и вере во Христа. Это привело к тому, что Анастасия страстно желала сохранить девство и быть невестой Христовой, а потому, когда после смерти матери отец насильно выдал ее замуж за язычника Помплия, всеми правдами и неправдами отказывала мужу в супружеской близости, выдумав себе неизлечимую женскую болезнь. Естественно, это сильно раздражало ее супруга, так что он ждал только подходящего повода, чтобы расправиться со своей непокорной женой.

Очень часто Анастасия переодевалась в скромное платье и, в сопровождении одной служанки, отправлялась в городские тюрьмы, где томились преимущественно христиане – впрочем, девушка не делала различий. Она подкупала стражников, чтобы те пропускали ее в темницу, а потом служила заключенным, как могла: приносила им купленный на свои средства хлеб, омывала их грязные тела, перевязывала раны, подавала питье.

Долго так продолжаться не могло, подобные отлучки из дома не могли пройти незамеченными, да и служанка рассказала своему хозяину, что они с Анастасией ходят в тюрьмы и помогают узникам. Помплий пришел в ярость, избил жену и запер ее под домашний арест. Больше всего девушка скорбела о том, что теперь больше не может облегчать участь заключенных – и, в первую очередь, своего наставника Хрисогона, который к тому моменту уже долго томился в темнице как христианин.

Известно, что учитель и ученица смогли обменяться несколькими письмами, в которых Анастасия изливает свои переживания о невозможности оказывать помощь узникам и рассуждает о своем нечестивым муже, его кознях и своих возможных страданиях за Христа, а так же просит молитв Хрисогона. На это он отвечает подробно и обстоятельно, поддерживаю девушку словами из псалмов, а так же пророчествует о скорой гибели Помплия.

Так и случилось – отправившись в очередную деловую поездку, муж Анастасии утонул, а она обрела свободу и право распоряжаться своим огромным состоянием. Девушка возобновила свои походы в тюрьмы, только теперь ей не надо было прятаться, она могла делать свое дело открыто.

В это время царь Диоклетиан в очередной раз зверствовал в своих гонениях на христиан. Он велел казнить всех заключенных, исповедующих Христа, кроме одного – учителя Анастасии Хрисогона. Царь знал, что этот человек пользуется огромным авторитетом, а потому надеялся добиться его отречения и таким образом пошатнуть веру прочих.

Несмотря на все убеждения и угрозы, будущий мученик оставался тверд и спорил с царем, приводя в подтверждение своих слов не только цитаты из Писания, но и выдержки из авторов-язычников. В конце концов, Хрисогону отрубили голову, а тело его бросили на берегу моря, где его подобрал живший неподалеку пресвитер Зоил.

Спустя некоторое время Хрисогон явился ему во сне и поведал о скором мучении живущих рядом трех сестер, велел найти Анастасию и попросить ее наставить девушек в вере и укрепить перед страданиями. Такое же видение было и самой Анастасии, так что она пришла в эти места, и Зоил отвел ее к своим соседкам. Святая утешала и помогала им не только дома, но и навещала сестер в тюрьме, куда отправили их пришедшие воины царя Диоклетиана.

Вскоре все три девушки были казнены, а Анастасия отправилась из родных мест бродить по миру, везде посещая тюрьмы и помогая заключенным, тратя на них все свои средства. Она изучила медицину и стала оказывать нуждающимся профессиональную врачебную помощь. Анастасия сильно облегчала страдания узников, а потому и получила свое прозвание: Узорешительница.

Вскоре темницы многих городов снова оказались переполнены христианами, и Диоклетиан решил снова «вычистить» их, казнив всех узников. Это было проделано в одну из ночей – и утром, явившись к воротам тюрьма, потрясенная Анастасия узнала, что ей не о ком заботиться, все ее подопечные мертвы. Она стала так горько рыдать и стенать, так что стражники были вынуждена спросить, что случилось. «Ищу рабов Бога моего, которые вчера были тут!» — отвечала девушка.

Воины схватили ее и отвели к игемону как исповедующую христианство. Расспросив Анастасию, правитель понял, что не может ничего решить в ее судьбе без распоряжения Диоклетиана, так как стоящая перед ним узница была знатного римского рода. Он послал царю донесение, и святую отправили в его дворец, потому что Диоклетиан захотел сам увидеть девушку, ведь когда-то он хорошо знал ее родителей. Первый вопрос, который он задал, касался того огромного состояния, которое осталось Анастасии в наследство от отца и мужа.

— Если бы у меня оставалось хоть что-то из моих богатств, то я не дала бы воинам меня схватить, — отвечала девица, — но я уже раздала все мое имущество, так что могу смело сама отправиться в заключение и претерпеть страдания за Христа, ведь больше мне нечем помочь заключенным и страждущим.

Диоклетиан отправил будущую мученицу к начальнику области, предоставив тому право решить судьбу девушки. Тот стал просить ее вернуться к языческой вере отцов, но Анастасия отвечала так: «У меня в доме были разные статуи богов и богинь, золотые, серебряные и медные. Они стояли без дела, только делались прибежищем для мух и пауков. Я бросила их в огонь, чтобы переплавить в монеты, которые потом раздала нищим. И они не смогли противостоять этому, потому что были простыми статуями, а не настоящими богами».

После этих слов правитель понял, что не сможет переубедить девицу, и ее отправили к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот лаской, хитростью или жестокостью переубедил святую.

Поначалу жрец был вежлив и предложил ей на выбор несколько подарков. В этих дарах, тем не менее, был скрытый смысл: с одной стороны стола лежали драгоценные камни, украшения, золото, изумительные платья и зеркала – а с другие орудия пыток: железные гребни, острые мечи, рогатины, битое стекло и раскаленные угли. Ульпиан надеялся и прельстить, и устрашить Анастасию таким явным противопоставлением земных благ и мучений, но девушка безбоязненно выбрала инструменты для пыток, сказав: «Окруженная этими предметами я стану прекраснее и угоднее Жениху моему Христу. Это я выбираю, а земную суету отвергаю».

Жрец, пожалев молодую красавицу, дал ей три дня на размышление, но она просила не откладывать мучения, чтобы быстрее соединиться с Христом. Тогда Ульпиан отправил ее к давно знакомым с ее семейством женщинам, которые знали Анастасию с детства, чтобы те уговорили ее отказаться от христианской веры, однако и здесь язычники потерпели неудачу.

Жрец разгневался и осудил ее на муки, но прежде хотел удовлетворить свою похоть. Однако когда он только прикоснулся к ней, то моментально ослеп, и никакие языческие идолы, к которым Ульпиан побежал, взывая о помощи, не исцелили его. От страшной головной боли жрец умер в мучениях, а Анастасия ненадолго обрела свободу, но вскоре снова была схвачена слугами игемона. Тот заключил девушку под стражу и велел не кормить ее тридцать дней, однако святая оставалась бодра и весела, утешаясь в молитвах ко Христу.

Игемон заподозрил стражников, что они помогают Анастасии, так что заточил ее в неприступную и высокую башню еще на месяц, но и по прошествии этого времени девица была светла лицом и полна сил. Увидев это, правитель велел утопить ее вместе с другими, приговоренными к смерти. Их погрузили на корабль и, выведя в открытое море, оставили тонуть, пробив палубу в нескольких местах.

Тут на корабле внезапно появилась святая подруга Анастасии Феодотия, замученная некоторое время назад. Она повела тонущий корабль к берегу, и все были спасены таким чудесным образом. На берегу все те, кто был на корабле, просили Анастасию крестить их, потому что увидели истинную веру.

О чудесном спасении корабля и крещении преступников стало известно игемону. Он повелел мучить всех новых христиан, а Анастасию сжечь. Святая мученица отошла ко Господу, но тело ее не было повреждено огнем, так что потом мощи Узорешительницы неоднократно прославились.

Мало кто способен принимать страдания других людей как свои собственные – особенно, если это люди, заключенные в тюрьму. Можно подходить к этому вопросу с лекалом сурового законничества, можно – с рассуждениями о справедливости наказания. На самом деле, все гораздо проще: для того, чтобы понять подвиг святой Анастасии Узорешительницы, необходимо обладать одним удивительным даром: милосердием. Эту святую, вне всякого сомнения, Господь этим даром наградил – а потому она всегда и во все времена будет любима народом, а ее имя будет поминаться как образец одной из самых высших добродетелей.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

5 Comment threads

2 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

Свт. Иоанн Златоуст

Не пробегай без внимания этих слов. Выражение: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть , представляет четыре побуждения к милостыне: достоинство просящего – потому что просящий есть Владыка; потребность нужды – потому что Он алчет; легкость подаяния – потому что Он просит напитать Его и требует только хлеба, а не роскоши, и величие дара – потому что за эту малость Он обещает царство. Ты бесчеловечен, жесток и немилостив? Постыдись, говорит, Он, достоинства Того, Кто просит. Но тебя не пристыжает Его достоинство? Тронься несчастьем. Но и несчастье не преклоняет тебя на милость? Подай по легкости прошения. Но, ни достоинство, ни потребность нужды, ни удобство подаяния не может убедить тебя? Подай же нуждающемуся ради величия обещанных за это благ. Видишь ли четыре причины, которые могут тронуть и сам камень, и мелочного, и глупца, и безжалостного, и самого медлительного из всех людей? Какое же будет прощение тем, которые после такого увещания и совета презирают нуждающихся?

Беседа на слова: Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня

Блж. Иероним Стридонский

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня

Ориген

И мы ткем для зябнущего Христа одежду, когда принимаем премудрость, сотканную Богом, чтобы через [Его] учение мы научали других и облекали их в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3:12) и в прочие добродетели. И все эти духовные добродетели суть одежда для тех, которые слышат учение научающих этим добродетелям, согласно слову [апостола], говорящего: Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение и прочее; а скорее, и в Самого Христа, Который и есть эти все добродетели для верующих, по слову [апостола], говорящего: Облекитесь в Господа Иисуса (Рим. 13:14) .

Итак, когда мы наденем такого рода одежду на одного из [братьев] меньших , верующих во Христа, окажется, что мы одели Самого Господа, чтобы Слово Божие не пребывало нагим в этом мире (насколько это в наших силах). Так же мы должны поддерживать и странствующего Сына Божьего, и служителей Его тела, странствующих в [этом] мире, чистых ото всех телесных дел, как Он Сам говорит о Себе и Своих учениках: Потому что они не от мира, как и Я не от мира (Ин. 17:14-16) . И Христос ищет со Своими учениками душу, куда бы Ему вступить.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Епифаний Латинский

Ст. 35-40 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня . И еще многое, что мы прочитали. Обретя веру, праведники скажут в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели (Мф 25:37-38) ? И прочее, что за этим следует. Так что же, возлюбленные мои? Неужели Господь наш голоден и испытывает жажду? Неужели наг Тот, Кто Сам сотворил все на небе и на земле, Кто вскармливает ангелов на Небе и всякий народ на земле, Кто не нуждается ни в чем земном, ибо сущность Его не убывает? Такое кажется невероятным. Однако легко поверить в то, в чем Он Сам сознается. Ведь Господь алчет не в Себе, но в Своих святых; Господь жаждет не в Себе, но в Своих бедняках. И наг Господь не в Себе - Он всех одевает, но в Своих рабах. И болен Господь не в Себе - Он всех больных в силах исцелить и смерть разрушить, но в Своих рабах. И странник Господь не в Себе - Ему принадлежат и небо, и земля, но в Своих рабах. И в темнице Господь не в Себе - Он в силах любого освободить от мучений, но в Своих святых. Теперь видите, возлюбленные, что святые не сами по себе: как святые претерпевают все это ради Господа, так и Господь терпит это ради святых вместе с ними.

Толкование на Евангелия.

Евфимий Зигабен

Ст. 35-36 Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне

Отсюда видно, что Он говорит к одним только христианам, у которых были Его евангельские заповеди. А к неверующим тогда вовсе не будет говорить: все они тогда сами себя осудят. Поэтому говорится: не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1:5), т.е. не воскреснут для суда, а для наказания. И выше (Мф. 24:30) Иисус Христос ясно показал, что когда явится на небе знамение Сына Человеческого, тогда восплачутся вся колена земная , чувствуя осуждение в одной своей совести. Обрати внимание на то, что здесь говорит об одной только любви к ближним, и по ней одной праведным присуждает награду, а грешникам – наказание. Но не потому делает это, что остальные добрые дела праведников и преступления грешников оставит без испытания, – так как Он испытает все дела, слова и помышления каждого, как и Сам Он открывал часто в Своем учении, и мы знаем из многих мест Божественного Писания, и так как за добрые дела Он наградит, а за худые – накажет; но говорит здесь об одной только любви к ближним, желая подтвердить, что Он по преимуществу ее ищет и за нее наиболее взыщет, так как она наиболее необходима христианам. Отличительный признак каждого христианина есть любовь: о сем , – говорит, – разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13:35) , а главнейшее в ней, как говорит Григорий Богослов, это любовь к бедным, милосердие и сострадание к ближним. Ничем другим, говорит он, так не почитается Бог, как милосердием, и ничем другим, как только человеколюбием, воздается человеколюбивому. Говорит, по преимуществу, о важнейшей добродетели христианина, устрашая нас таким образом и убеждая, чтобы мы, люди, были человеколюбивы, так как будем нуждаться в то время в Его человеколюбии. Самая справедливая награда для немилосердных – немилосердие, а для милосердых – милосердие. Будучи Сам милосердным – воздает великие награды за малые подвиги. Очевидно, что требует человеколюбия только от тех, кто может его оказать, а для тех, кто не может, достаточно одного желания оказать. Перечисляет различные виды человеколюбия, чтобы, если возможно, мы исполнили все, а если нет, то по крайней мере те, какие можем.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Ст. 35-40 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Это можно понимать и в отношении учителей, дававших пищу учения алчущим праведности, дабы насыщались и укреплялись добрыми делами, дававших питье истины жаждущим познания Бога. Уча в слове [Божьем], они, конечно, насыщали их и давали им пить, крестя в Духе Святом тех, кто есть странники в мире этом. Ведь истинно странницы в этом мире - все души, которые скажут: Ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои (Пс. 39:12) . Проповедуя слово веры, они отводят души от любых заблуждений и делают их членами семьи святых, их соратниками. Самого Христа принимают те, кто, научая праведности, одевает нагих, то есть не имеющих одеяния праведности. И написано: Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3:12) . Или они облекаются во Христа и крестят их во Христе, как написано: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27) .

Тот, кто навещает больных и страдающих болезнями плотских пороков, кто исцеляет их лекарством учения, тот исцеляет в них Христа. Даже если Христос здоров в здоровых душах, Он болен в душах больных. Но так же и тот, кто приходит к людям, которые заживо спустились в мир мертвецов, совершая дела адские, то есть к людям, находящимся в темнице и под опекой бесов, как говорит Писание: Да сойдут они живыми в ад (Пс. 54:16) . Приходя к ним словом своим, он выводит их из темницы ада и освобождает от бесовской опеки. И они воздают ему благодарность свою: Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня (Пс. 29:3-4) .

Лопухин А.П.

Ст. 35-36 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне

Картина внезапно изменяется, не становясь от этого менее величественною. Царь припоминает Свое прошлое. Он не стыдится Своей прежней бедности и убожества. Слова эти были понятны всем.

Толковая Библия.



Последние материалы сайта