Любимый театр Любимова: история театра на Таганке. Актеры Театра на Таганке. Знаменитые российские актеры Театр на таганке год основания

06.10.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Создан 23 апреля 1964 года на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946-м).
В 1964 году в Московский театр драмы и комедии, расположившийся на Таганке, пришел новый главный режиссер - артист театра им. Евг. Вахтангова, педагог театрального училища им. Б. В. Щукина, Юрий Петрович Любимов. Пришел со своими учениками и с их дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» Брехта, ставшим символом молодого театра и сохранившимся в нем по сей день. Вскоре театр сменит название и будет называться по месту жительства своего - Театр на Таганке, в обиходе - просто Таганка.

Обаяние студийности, азартной и умной игры, легкой и выразительной условности сразу пленило москвичей. Следующие спектакли закрепили успех. В «Десяти днях, что потрясли мир» по Д. Риду - «народном представлении в 2-х частях с пантомимой, цирком, буффонадой, стрельбой» - зрители попадали в накаленный и праздничный мир революции. Праздником театра здесь становилось все. Вольная стихия игры, смелость площадных зрелищ, возрожденные традиции Вахтангова и Мейерхольда, живое дыхание дня - все это делало Таганку не просто популярной, но жизненно важной. С публикой говорили прямо и не скрывая лица. Внутренняя свобода, достоинство, отпечаток собственной личности отличали актеров Таганки первой ее поры - Владимира Высоцкого и Валерия Золотухина, Зинаиду Славину и Аллу Демидову - и стали традицией, обязательной до сих пор.

Другая традиция - владение всей палитрой искусств. Слово и действие - основа драмы - были так же важны, как музыка, движение, пение. Со спектакля «Антимиры» по стихам Вознесенского начался на Таганке театр поэзии; со спектакля «Живой» по повести Можаева - театр прозы. Театр давал своим зрителям уроки литературы, пройдя с ними за 40 лет путь мировой классики с античных времен до Чехова и Брехта. Здесь царили Пушкин и Маяковский, поэты Серебряного века и военной поры; по произведениям Достоевского, Булгакова и Пастернака, «деревенской», «городской» и военной прозы создавался сценический эпос.

Таганка давала также уроки истории и гражданского безбоязненного мышления; дарила максимум того, на что способен был театр в условиях несвободы, служа кафедрой и трибуной, царством искусств - и местом встречи людей. Поэтому такой мощный и плотный слой друзей окружал ее - из числа тех, что принято называть цветом нации: ученые, общественные деятели, художники.

Судьба Таганки никогда не была легкой. Постоянный конфликт с властью разрешился трагично и резко: отъездом Любимова за границу, отлучением его от страны, от театра, разлукой. Полоса отчуждения длиною в пять лет (1984-1989) рассекла историю Таганки на две неравные части. Вернувшись в начале перестройки, Любимов принялся возрождать свой театр; добился выхода в свет запрещенных спектаклей: «Живой», «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов». Пришлось пережить и нередкий в те годы раскол театра, от которого отделилась группа, назвавшаяся «Содружеством актеров Таганки». Но сломить волю создателя Таганки, погасить творческий запал коллектива никому еще не удалось, и вряд ли это возможно. Неутомимый Любимов, патриарх российской режиссуры, уже перешагнувший рубеж 80-летия, ставит «Фауста» и поэзию обериутов, окружает себя молодежью и ловит ритмы нового дня.

Театр на Таганке. Старая сцена. Москва. Театр на Таганке (улица, 76), драматический театр. Создан в 1964 на базе Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в труппу которого вошли выпускники со своим дипломным спектаклем «Добрый… … Москва (энциклопедия)

Эмблема театра Основан 1964 Главный режиссёр Юрий Любимов Сайт http://taganka.theatre.ru/ Театр на … Википедия

Современная энциклопедия

Создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссёры: Ю. П. Любимов (1964 84), А. В. Эфрос (1984 87), Н. Н. Губенко (1987 89),… … Энциклопедический словарь

Московский Театр на Таганке - МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, драматический, образован в 1964 на основе Московского театра драмы и комедии (создан в 1946) и группы выпускников Театрального училища имени Б.В. Щукина. Художественные руководители: Ю.П. Любимов (1964 84 и с 1989), А … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссеры Ю. П. Любимов (1964 84), А. В. Эфрос (1984 87), Н. Н. Губенко (1987 89), Любимов … Большой Энциклопедический словарь

Первые театральные игры в Москве связаны с выступлениями скоморохов. В XVI XVII вв. ставились театрализованные представления на евангельские сюжеты в в («Пещное действо», «Омовение ног»), на («Шествие на осляти»). Рост светской культуры, связи… … Москва (энциклопедия)

театр - а, м. 1) только ед. Род искусства, художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актерами перед зрителями. Античный театр. Школьный театр. Театр кукол. Театр теней. Увлечение театром. [Треплев:] Она знает… … Популярный словарь русского языка

ТЕАТР и Лермонтов. Театр. жизнь в России 20 30 х гг. 19 в. была весьма интенсивной. Любовь к театру укоренилась и в родственном окружении Л. Рассказы о театре и театр. впечатления вошли в его жизнь с детских лет. Предки поэта Арсеньевы и,… … Лермонтовская энциклопедия

Театр драматический - ТЕÁТР ДРАМАТИ́ЧЕСКИЙ. Годы войны стали важным этапом в развитии сов. духовной культуры, характеризующимся мобилизацией всех творческих сил, значит. успехами театрального иск ва. Взлёт иск ва социалистич. реализма, к рым были отмечены предвоен.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Книги

  • Театр на Таганке с Высоцким и без. Люди, события, мнения , Чичерина Виктория Викторовна. В книге публикуются исторические очерки, посвященные Московскому театру драмы и комедии на Таганке, интервью с его ведущими артистами начала 1990-х годов, а также материалы о культурной жизни…

В 1993 году, после конфликта с режиссером Юрием Любимовым, часть актеров Театра на Таганке под руководством Николая Губенко организовали новый театр "Содружество актеров Таганки". Спустя 18 лет после раскола нынешние руководители двух театров - Валерий Золотухин и Николай Губенко встретились, пожали друг другу руки, что стало началом возобновления творческих отношений.

Московский театр драмы и комедии на Таганке был создан 23 апреля 1964 года на базе Московского театра драмы и комедии (организован в 1946 году). В труппу вошли выпускники Театрального училища им. Щукина с дипломным спектаклем "Добрый человек из Сезуана" Бертольда Брехта. Постановщик спектакля Юрий Любимов стал главным режиссером обновленного театра.

Театр находился в авангарде театрального процесса, разрабатывал новый сценический язык, находил новые формы сценической литературы (поэтический театр, театр прозы, сценическая публицистика).

Спектакли Театра на Таганке отличались студийной спаянностью, открытым гражданским пафосом, активным контактом с публикой.

В 1984 году из-за конфликтов с партийным руководством и Министерством культуры Юрий Любимов ушел из театра и уехал из страны, вследствие чего был лишен гражданства. Главным режиссером театра был назначен Анатолий Эфрос. После смерти Эфроса главным режиссером был Николай Губенко (1987-1989).

В 1989 году Юрий Любимов, приглашенный актерским коллективом, вновь возглавил театр. Однако, вскоре между художественным руководителем театра на Таганке Юрием Любимовым и частью труппы возник конфликт .

С одной стороны, в основу конфликта легло то, что Юрий Любимов не мог уделять Театру на Таганке столько же времени, как прежде - режиссер был вынужден совмещать работу с постановками по уже заключенным зарубежным контрактам. С другой стороны, Юрий Любимов, после нескольких лет вынужденного изгнания, в полной мере сумел оценить все преимущества западной контрактной системы. Он решил приватизировать театр и перевести труппу на контракты. Возникла конфликтная ситуация, которая вскоре привела театр к расколу.

Часть труппы решила выделиться в новый коллектив и обратилась с просьбой о содействии к президенту РФ Борису Ельцину. В резолюции Ельцина от 23 сентября 1992 года было сказано, что вопрос о разделении должен быть решен на общем собрании театра тайным голосованием, и если решение о разделе театра будет принято, президент с этим согласится.

27 октября 1992 года на общем собрании театра было решено провести тайное голосование, были утверждены бюллетени, избран председатель счетной комиссии и ее состав.

Голосование шло три дня. 30 октября 1992 года в 17 часов счетная комиссия вскрыла урну и сообщила результаты голосования: выдано 185 бюллетеней, обнаружено - 182, недействительных - нет. За разделение театра проголосовало 146, против - 27 и воздержалось - 9. Таким образом, большинство труппы проголосовало за раздел театра .

В апреле 1993 года решением Московского городского Совета народных депутатов был создан театр "Содружество актеров Таганки" под руководством Николая Губенко. Основу труппы нового театра составили 36 актеров и часть сотрудников Театра на Таганке. Вместе с Губенко туда перешли такие актеры, как Зинаида Славина, Леонид Филатов, Инна Ульянова, Нина Шацкая, Татьяна Жукова, Наталья Сайко, Михаил Лебедев, Расми (Рамзес) Джабраилов и др.

Первой премьерой "Содружества" в 1994 году стала "Чайка" Антона Чехова в постановке Сергея Соловьева.

Раскол театра получился громким и драматичным. После решения Моссовета о создании "Содружества актеров Таганки" прошли десятки судебных процессов, в том числе дважды - в Высшем Арбитражном суде РФ, в основном - о разделе сценических площадок. В результате коллектив "Содружества актеров Таганки" занял новое театральное здание; Театр на Таганке работает в старом.

Гениальное наследие режиссера Юрия Любимова "выбрасывается на помойку" для "распила" бюджета?

В театральной жизни "антикризисного периода" страны возникает много конфликтов. В основе их всегда несовпадение стандартов административно-командной системы с желаниями творцов. Реальность "провозглашает": "гении" перевелись, а назначенные "сверху" управленцы склоняют чистую, девственную культуру к "грехопадению". Общественное мнение о том или ином продукте культуры трудно сегодня представить без "подсчета" бюджетных ассигнований. Современный театр имеет признаки бытовой драмы, в центре которой "всепоглощающий ремонт" становится камнем преткновения между "творцом" и "разрушителем". О том, что такое "ремонт" в учреждении культуры - искусственное образование бюрократов и коррупционеров или "новое образование для развития искусства" - читайте в материале Накануне.RU .

Сегодня столица (и Россия, в целом), по мнению большинства специалистов театрального ремесла, сталкивается с проблемой нехватки крепких, талантливых лидеров. Так, директор театра "Ленком" Марк Варшавер отметил, что готов работать "с утра до ночи", но только "на гения". Однако сегодня таких лидеров нет, считает он. "Это несчастье, которое бытует в Москве. Если творчества нет, это не театр. Есть стены, ремонт, материальная "победность", которой не имеют многие театры. Главное - где взять режиссеров. Где взять творца?" - прокомментировал Варшавер.

Только в Москве ежегодно профильные вузы выпускают 60-80 административных специалистов. Однако найти толкового сотрудника в этой "линейке" театрам чрезвычайно сложно, заметил "административный" руководитель Ленкома.

"Счастливые" директора московских театров, коими они сами себя считают, в голос твердят, что для процветания необходим тандем художественного руководителя и директора. Там же, где этого нет, реализуется модель "директорского театра".

Эта практика в последнее время широко используется Минкультом и городскими культурными ведомствами. Однако концепцию, при которой худрук отсутствует, поддерживают не все. Тем более, если роль "двуглавого орла" в руководстве театром играет человек "вне системы", так называемый результат "назначенческой чехарды", инициированной культурными властями.

"Следствием" этой, мягко говоря, рискованной политики стало назначение актрисы Ирины Апексимовой в марте 2015 года на должность директора Театра на Таганке - места, где и прежде не очень-то жаловали "варягов", сулящих "большие перемены". Новый руководитель "Таганки" - кадровое решение экс-главы департамента культуры столицы Сергея Капкова , принятое "под занавес" его карьеры. Кризисный менеджер Апексимова, как мыслится, должна завершить ремонт помещений исторического здания театра, а также гармонизировать творческий процесс в коллективе.

Приход Апексимовой в театр артисты труппы восприняли крайне остро .Первые ее действия по увольнению ряда сотрудников из администрации и бухгалтерии, безусловно, "аплодисментами" встречены не были. Возмущены актеры и "новым" курсом на продолжение "старой" реставрации театра вместо утвержденного репертуарного плана и сохранения родной сценической площадки, "ноу-хау" пространства, придуманного мастерами. "Титаны" искусства объявили о пикете 23 апреля, и, если понадобится, продолжении его в виде голодовки. Кроме того, артисты "Таганки" выступили с обращением в организации по защите прав человека и намерены жаловаться в прокуратуру.

Директор Московского бюро по правам человека, член СПЧ при президенте РФ Александр Брод подтвердил, что получил призыв от Российского профсоюза работников культуры. В нем, в частности, говорится:

"Ситуация в театре катастрофическая. Ремонт начат в нарушение госконтракта, графики все нарушены. Никакого аварийного состояния, по заявлению специалистов, в театре не существует. Однако оформляются подложные документы об аварийности. Наверное, в оправдание необоснованных трат средств на ремонт из бюджета Москвы".

"Подписанты" также утверждают, что гениальное наследие режиссера Юрия Любимова (умер 5 октября 2014 года в возрасте 97 лет) "выбрасывается на помойку", а отсутствие худрука и ясной художественной политики "уничтожает" театр .

Для ясности: с лета 2014 года театр на Таганке не функционирует в полном объеме: старые спектакли не играются, новые не ставятся.

"На наши мольбы и просьбы дать нам художественного [руководителя] для сохранения легендарного репертуара Любимова, а также 11 спектаклей, которые были поставлены при Золотухине, труппы и творческих цехов, мы получали только гробовое молчание, либо отписку, что этот вопрос не рассматривается. Есть уверенность в том, что, рекомендуя тратить деньги на восстановление театра по мнимой аварийности, хотят убить труппу одного из самых знаковых театров мира ", - подчеркнула актриса театра Татьяна Сидоренко .

Артисты занимают консолидированную позицию, считая, что заявление об аварийности здания - "откровенное лукавство". По их данным, в 2012-2014 гг. было проведено исследование фундамента, который был признан удовлетворительным, за исключением отдельных участков.

"Кому надо тратить сотни миллионов средств наших налогоплательщиков? Непонятно, на каких основаниях утвержденный ранее проект реконструкции хотят изменить. Это приведет к тому, что театр остановится на 3-4 года, и в результате - к его уничтожению", - добавила Сидоренко.

Цена госконтракта на ремонт здания составляет 157 млн 610 тыс. руб. При демонтаже конструкции подрядная организация выявила, что ряд участков здания театра находится в аварийном состоянии. Однако они не были отражены в проектно-сметной документации, сообщил замглавы департамента культуры Москвы Дмитрий Ипатов . В этой связи необходимо провести дополнительное обследование, чтобы остановить ремонт или внести корректировки в проект реконструкции. По его словам, эксперты департамента культурного наследия провели визуальный осмотр состояния объекта и составили акт, в котором обозначены следующие выводы: для детального изучения необходимо проведение комплексного инструментального обследования конструкции и грунтов. Таким образом, действие госконтракта приостановлено, что исключает нахождение "занятых" под крышей театра на Таганке, уточнил Ипатов.

Апексимова сообщила, что на момент ее прихода - 6 марта 2015 года - госзадание за первый квартал 2015 года не было выполнено. "Репертуар дальнейший не был запланирован, не арендованы площадки. До конца этого сезона (апрель-май) не представляется возможным арендовать другие помещения, потому что это достаточно поздно сделать, везде репертуар сверстан. Я точно так же, как вы, знакомлюсь с информацией, почему ремонт был приостановлен. Я задаю вопросы департаменту культуры, каким образом мы будем дальше существовать", - прокомментировала ситуацию новый руководитель театра.

Актер Иван Рыжиков , в свою очередь, отмечает, что если рассматривать данный случай как "какой-то бизнес-проект", то налицо "признаки рейдерского захвата".

"В течение двух последних лет нерационально расходуются бюджетные средства, снижается госзадание, резко упала эффективность показателей работы. Артисты не получают надбавок. Идет явное лоббирование расширения объема ремонтных работ, которые "так нужны" нашему театру ", - сетует он. При назначении директора с труппой никто не советовался, решения принимались "кулуарно". "На сегодняшний день уволено практически все руководящее звено - бухгалтерия и экономический отдел, высококвалифицированные люди, которые работали еще при Любимове и Золотухине. Это что - хвосты подчищают за все те нарушения, которые были допущены при прежнем директоре театра? Вместе с тем, на освободившиеся места приняты новые сотрудники, квалификация которых остается под сомнением", - говорит Рыжиков.

В своей истории "Таганка" переживала 4-5 капитальных ремонтов, но никогда при этом не останавливалась трудовая деятельность. Здесь же новое руководство "во избежание эффекта карточного домика" запретило любые репетиции и творческие контакты в театре, подчеркнул артист. Нет у театра в лице Апексимовой и плана развития, добавил он.

По словам Рыжикова, выхода, кроме как "кляузничать", у артистов нет. "Нас часто обвиняют в том, что мы пишем письма. Мы артисты, мы играть хотим, а не письма писать, но нам не оставляют никакой надежды. Мы пишем Собянину. Все это останавливается на уровне господина Печатникова, который мне же отвечает, что труппа благополучно играет на всех остальных площадках Москвы", - рассказывает артист. "Благополучие" это измеряется 4-5 спектаклями в месяц.

Профессор МГУ им. Ломоносова, политолог Сергей Черняховский уверен: надо стараться сохранить театр, ведь в итоге в споре актера и администратора правым всегда остается актер. "Ненормальна ситуация, когда директора театра назначают помимо согласования с коллективом. Печально, если директор не может найти общий язык с актерами. В политике есть театральный принцип лидерства. Есть главный режиссер, прима и директор. Все катастрофы происходят от того, что один хочет объединить все. То, что это стало возможным в театральной сфере, сомнительно по самой природе данной сферы. Решения хозяйственно-административные должны зависеть от художественных", - прокомментировал он.

"Ноги" конфликта, по мнению эксперта, "растут" из департамента культуры Москвы, создавшего очередной конфликт в театральной среде. "Есть разница между строительным объектом и театром. Департамент говорит о заключениях, номерах договоров, но ни слова о творческом процессе и актерах", - сказал Черняховский. Ведомство, якобы, действует по обычной "коррупционной схеме": заключает контракт, начинает работать, затем просит допфинансирование. В этом случае вполне резонно, на его взгляд, говорить о спецрасследовании и обращении в прокуратуру.

Худрук "Театра у Никитских ворот" Марк Розовский предложил актерам меньше сил, нервов и времени тратить на "бумагомарание" и сосредоточиться на сохранении и развитии творческой традиции легендарного театра - театра "живого, поэтического, метафорического". "Театр - это движение, если его не будет, наступит мертвечина", - сказал он. Режиссер пожелал артистам "возродить" художественное кредо, которое позволит им создать прецедент, привлечь внимание общественности путем творческого самовыражения, даже выступая "на камнях". "Надо творчеством заниматься, как можно быстрее начать делать сногсшибательные театральные проекты. Тогда вы оживете и начнете верить этому лицу. Тот, кто увлечен, кто поведет, тот даст толчок развитию театра на Таганке. Никакой ремонт не может помешать творчеству", - сказал он.

"Таганцы" эту идею не поддерживают, уповая на свои права, гарантированные условиями коллективного договора. Артисты не хотят видеть "прекрасную, раскрученную актрису, обаятельную девушку" с новой экономической политикой "в кармане", требуют от столичных властей творческого лидера.

Эти же артисты, к слову, сами стали катализатором нынешнего состояния "Таганки". Ранее они активно выступали и за то, чтобы Юрий Петрович Любимов покинул свой дом, напомнил руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Кирилл Крокк . Сегодня они спекулируют на имени режиссера. "Это тоже не надо скидывать со счетов", - отметил он. Учредитель не должен согласовывать с коллективом назначение на должность директора. Этого не было никогда и не будет, подчеркнул Крокк. "Директор - это профессия, а не профсоюзный лидер, которого мы выбираем. Учредитель, доверяя этому человеку, перекладывает на него ответственность за театр. Выборы - вне юридического права, действующего в России", - пояснил директор.

Первое, что необходимо сделать - попытаться начать работать вместе с Апексимовой, а не заниматься склоками и написанием жалоб, уверен Крокк. "Я понимаю, это уже норма для вас. Кого бы департамент культуры ни назначил, убежден, что профсоюз будет вести эту губительную для театра линию, выступать даже против директора и со стажем, и с опытом . Это как данность сегодняшнего времени", - заключил он.

Мосгордума в лице председателя комиссии по культуре и массовым коммуникациям Евгения Герасимова взяла на себя ответственность курировать этот вопрос и попросила Апексимову через две недели "предоставить" творческую концепцию развития театра на Таганке. Перспективы "стать одной семьей" и наладить диалог во имя сохранения творческого наследия Любимова пока туманны. "Таганка", полная "огня гнева", губит сам процесс созидания, а новому директору пока нечего предложить в альтернативу.

Театр на Таганке известен не только в России, но и во всем мире. Театральная труппа много гастролирует, и повсюду ее тепло принимают зрители. Таганка стала настоящим театром интеллигенции и местом, где всегда можно увидеть обаятельную, азартную, умную игру и яркий праздник театрального действа. Театральная драма здесь органично сплавляется с музыкой, движением и пением. И, несмотря на различные изменения в руководстве и актерском составе театра, его популярность у зрителей не уменьшается.

Современный театр на Таганке стал местом притяжения не только для столичных театралов. На спектакли этого прославленного театрального коллектива стараются попасть и гости Москвы, приехавшие в столицу с деловыми или туристическими целями.

Здание, которое занимает театр, было построено в 1911 году по проекту архитектора Густава Августовича Гельриха, известного мастера московского модерна. Первоначально оно предназначалось для электротеатра (кинематографа), но позже было перестроено под классический театр.

История театра на Таганке

Театр радом с Таганской площадью был открыт в 1946 году, и его возглавил актер и режиссер Александр Константинович Плотников (1903-1973). Первую труппу этого театра составили из воспитанников столичных театральных студий и актеров периферийных театров. В качестве премьерного они подготовили спектакль по пьесе Василия Гроссмана «Народ бессмертен».

К началу 1960-х годов театр на Таганской площади имел репутацию одного из самых малопосещаемых в столице. Люди не спешили его на спектакли, поскольку театральные постановки, которые здесь можно было увидеть, отличались безликостью и официальным стилем.

В 1964 году ситуация поменялась. Руководить театральным коллективом пришел известный актер из театра им. Евгения Вахтангова – Юрий Любимов. Но новый главный режиссер пришел не один, а привел за собой своих учеников из Щукинского училища. Вместе с ними он поставил на сцене театра пьесу немецкого драматурга Бертольда Брехта. В премьерном спектакле «Добрый человек из Сезуана» дебютировали ставшие позже знаменитыми актеры Алла Демидова и Борис Хмельницкий.

Главный режиссер постоянно дополнял театральную труппу молодыми актерами, многие из которых являлись выпускниками училища им. Щукина. А из старой труппы успешно продолжали играть на сцене «Таганки» Вениамин Смехов, Всеволод Соболев и Юрий Смирнов.

Любимов был очень увлечен идеями Бертольда Брехта и даже повесил в фойе театра его портрет. Он уважал немецкого драматурга и теоретика театрального искусства за ясность мировоззрения и разделял его взгляды на жизнь. Внедрение идей «эпического театра» Брехта, а также уроков Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда позволило Любимову достаточно быстро сделать театр на Таганке одним из самых авангардных театральных коллективов СССР.

В первые годы работы обновленного театра здесь ставили спектакли, в которых использовались стихи и поэмы А. Пушкина, В. Маяковского, Б. Пастернака, А. Вознесенского и Е. Евтушенко. Чуть позже их сменили пьесы, написанные по прозаическим произведениям Ф. Достоевского, М. Горького, Н. Чернышевского, М. Булгакова, Б. Васильева и Ю. Трифонова.

Открытость и свободолюбие Таганки противоречили традициям советского государства в его желании тотально контролировать всю общественную жизнь, поэтому новаторский театральный коллектив находился в постоянном конфликте с власть предержащими. Особенно накалилась обстановка вокруг театра после кончины популярного актера и барда Владимира Высоцкого в 1980 году. Властями был даже запрещен показ спектакля памяти актера, который подготовили главный режиссер и артисты театра.

Закончилось такое противостояние тем, что в 1984 году главного режиссера Таганки Юрия Любимова, после 20 лет работы в качестве главного режиссера, насильно отстранили от должности и лишили гражданства СССР. Сделано это было заочно, когда Любимов находился в Лондоне. В вынужденной эмиграции он провел 7 лет, ставя театральные постановки в разных странах мира.

После возвращения Юрия Петровича Любимова на родину театральный коллектив разделился надвое. Бывший актер театра Николай Губенко возглавил часть театральной труппы и назвал свое объединение «Содружеством актеров Таганки». Они играли в новом здании театра. А Юрий Любимов стал руководителем другой части труппы и ставил театральные постановки в старом здании. Он добился, чтобы зритель увидел запрещенные ранее властями спектакли: памяти Владимира Высоцкого, «Борис Годунов» и «Живой».

В 2011 году Любимов, из-за конфликтов с актерами и московским Департаментом культуры, покинул театр. После его ухода полтора года театральный коллектив возглавлял известный отечественный актер Валерий Сергеевич Золотухин. Затем, в 2013 году главой театра стал Владимир Натанович Флейшер. А с марта 2015 года театральный коллектив возглавляет заслуженная артистка России Ирина Викторовна Апексимова.

Особенности театральных постановок

Со времен, когда театр возглавил Любимов, спектакли на Таганке стали отличаться большой оригинальностью. В театре перестали использовать занавес, и от этого происходящее на сцене приобретало оттенок студийности и камерности. Во времена Любимова на спектаклях почти не использовались традиционные декорации – на замену им пришли оригинальные сценические конструкции. В спектакли стали включать элементы пантомимы, теневого театра и необычное музыкальное сопровождение. Все это очень нравилось зрителям. И в 1960-1970-е годы театр на Таганке сделался одним из самых посещаемых не только в Москве, но и в России.

Уроки мужества, гражданственности и свободы мышления, которые Таганка давала со своей сцены, сделали этот театр местом встречи интеллигенции. У театра появилось немало друзей из числа известных в стране ученых, композиторов, художников и писателей. А зарубежная пресса в советские времена часто называла театр на Таганке «островком свободы в несвободной стране».

Благодаря Юрию Петровичу Любимову спектакли театра отличали динамика и безупречная композиция. Их с удовольствием смотрели зрители в разных странах. А постановка по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», показанная в 1983 году в Лондоне, была отмечена престижной премией «Evening Standart».

В современной труппе знаменитого театра работают народные артисты России: Иван Бортник, Александр Трофимов, Любовь Селютина, Зинаида Славина, Феликс Антипов и Юрий Смирнов. Здесь можно увидеть спектакли, поставленные по произведениям Софокла, Мольера, И. Гете, У. Шекспира, К. Гольдони, Н. Гоголя, А. Грибоедова, Н. Островского, Б. Брехта, Г. Ибсена, А. Пушкина и М. Булгакова.

Как добраться

Театр находится возле Таганской площади на улице Земляной Вал 76/21. Неподалеку от него расположен выход из станции метро Таганская (кольцевая).



Последние материалы сайта