Тургенев спектакли. Афиша недели: две премьеры по Тургеневу. Между сценами любви Тургенева к разным женщинам врывается «баттл» нигилистов и ретроградов, который просто взрывает неторопливое течение постановки

20.06.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
30 января 2018, 10:45

29 января в читальном зале библиотеки имени И.С. Тургенева состоялась театрализованная презентация спектакля «Тургенев. Сегодня!» с участием его создателей, задействованных в нем ведущих актеров московских театров.

Спектакль реализуется в рамках одноименного масштабного проекта, приуроченного к 200-летию со дня рождения писателя, которое мы будем отмечать 9 ноября текущего года. Культурно-просветительский проект «Тургенев. Сегодня!» подготовлен ФЦП «Театральная Россия» при поддержке ООО «Газпром трансгаз Москва», аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, благотворительного фонда социальных инициатив «Мир и гармония». Автор оригинальной идеи проекта - президент фонда Эльмира Щербакова.

- «Тургенев. Сегодня!» - это спектакль-посвящение Ивану Сергеевичу Тургеневу, наше приношение из XXI века, сделанное силами всех искусств и жанров: театра, кино, музыки, танца, вокала, живописи, видеоарта, - рассказал ведущий презентации, режиссер проекта Глеб Черепанов.

Оригинальность и неповторимость спектакля, по его мнению, заключается в том, что в России еще никогда не ставилась на сцене в таком масштабе автобиография великого русского писателя. Был спектакль московского театра Российской Армии «Элегия» со знаменитыми актерами Людмилой Касаткиной и Андреем Поповым в главных ролях, который показывал лишь фрагмент жизни Ивана Сергеевича Тургенева.

В нашем спектакле мы в течение довольно краткого времени - около двух часов - постарались передать зрителю весь ее «срез» - от детства, юности до зрелых лет. Но, автор сценария Мария Виткина концентрирует наше внимание именно на ключевых событиях, повлиявших на творчество Ивана Сергеевича и нашедших отражение в его произведениях.

«Тургенев. Сегодня!» - спектакль необычный и нетипичный. Выполнен в стиле театрального коллажа. Основан на воспоминаниях, письмах и документах самого писателя, его семьи, друзей, коллег и современников. В него будут вмонтированы фрагменты из произведений Ивана Сергеевича Тургенева. Эти сцены будут играться как вживую, вплетаясь в общую ткань спектакля, так и на видео. В постановку также войдут несколько небольших фильмов, поставленных по его пьесам и повестям.

Жизнь и творчество Тургенева будут выражены в спектакле не только языком драматического театра, но и средствами оперы, балета, современной академической музыки. Также запланировано создание особой «open-air» версии спектакля, чтобы играть ее в теплое время суток в родовом имении Ивана Сергеевича - Спасском-Лутовиново.

Об этом имении хочу сказать особо, - делилась на презентации своими эмоциями ведущая актриса Московского академического театра имени Владимира Маяковского - Любовь Руденко (в спектакле играет роли матери писателя, Варвары Петровны Тургеневой, и крепостной Феоктисты). - Мы не случайно одну из репетиций нашего проекта провели именно там, в Спасском-Лутовиново, напитываясь самим духом Ивана Сергеевича. Также нам посчастливилось услышать эмоциональные отзывы о его личности, его деятельности служителей краеведческого музея в городе Орле. Вы знаете, эти потрясающие энтузиасты до сих пор хранят, как драгоценную реликвию, память о писателе. Они дали нам необыкновенный заряд вдохновения и бодрости, уверенности, что наш спектакль внесет свой неоценимый вклад в популяризацию творчества Тургенева.

В завершении своего выступления Любовь Руденко исполнила два знаменитых романса - «А напоследок я скажу…» и «Белой акации гроздья душистые», которые, на ее взгляд, как нельзя лучше подчеркивают «аромат» тургеневского времени.

Еще одной неповторимой особенностью спектакля, по мнению режиссера Глеба Черепанова, является многообразность игры актеров. На презентации он представил присутствующих в зале исполнителей ролей в «Тургенев. Сегодня!». Так, артист Театра «Гоголь-центр» Андрей Болсунов будет играть в спектакле отца писателя - Сергея Николаевича Тургенева и еще Луи Виардо, Александра Тургенева. А, к примеру, актрисы театра и кино Елена Дудина и Василиса Кузьмина передадут нам образы Татьяны Бакуниной, Аси, Ольги Тургеневой и Одинцовой. Лишь артисты Анатолий Руденко и Джульетта Геринг (дублер - Анастасия Спектор) будут играть по одной главной роли - самого Ивана Сергеевича Тургенева и Полины Виардо.

В завершение презентации актеры продемонстрировали две сцены из спектакля «Тургенев. Сегодня!» - диалоги И.С. Тургенева с братом Аси и с крепостной Феоктистой.

Наша задача была современными, нескучными средствами привлечь основную аудиторию спектакля, - молодое поколение - подростков, студентов. Ведь, стратегической целью проекта является сохранение российской культурной самобытности, посыл к развитию и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.

В 2018 году показ спектаклей планируется в 18 регионах Центрального федерального округа, в рамках мемориального фестиваля-флешмоба, где будут участвовать спектакли, созданные по произведениям великого русского писателя. Также планируется показ киноверсии спектакля в кинотеатрах по всей России.

Премьера спектакля «Тургенев. Сегодня!» в Москве состоится 19 февраля т.г. на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского. Финальный спектакль запланирован на 9 ноября 2018 г. - в канун 200-летия И.С. Тургенева.

В Театре Наций впервые работает Дмитрий Крымов. Многократный лауреат «Золотой маски» и множества других премий, один из самых ярких представителей визуального театра и автор целого ряда необычных постановок выпустит на большой сцене Театра Наций спектакль по прозе Тургенева.
Если вы уже знакомы с постановками Крымова, то знаете, что не стоит ждать от него хрестоматийного прочтения классики. А если не знакомы, то вас ждет встреча с его молодой, но уже прославленной командой, каждый член которой готов перевоплотиться в кого угодно и даже во что угодно. Потому что в театре Крымова каждый предмет имеет душу.
На этот раз к команде прибавился «новичок» - звезда «Студии театрального искусства», обладатель «Золотой маски» за роль Венички Ерофеева актер Алексей Вертков.

Дмитрий Крымов о новом спектакле:
Проблема перевода классической прозы Тургенева на язык театра - вот эта проблема меня ужасно интересует: как создать нежную, лиричную, условную - при всей реалистичности - среду? Как перевести тургеневские описания природы на язык театра?!
Несовершенство театра - и его совершенство, которое неожиданно пробивается сквозь всю нашу повседневную театральную жизнь, дурацкую и смешную. Человеческая увлеченность театром на грани фанатизма - это и грех, ведь за этим фанатизмом ты много не видишь многое, что касается жизни, но это и счастье. Ведь театр - удивительное место, там может быть и природа, и жизнь, и смерть, и любовь, и бог, и черт, и ангел.
Вот об этом нам хотелось бы сделать спектакль. А, в общем-то, он про любовь. Про любовь к театру и к людям. И как одно может быть в ущерб другому.
Наша героиня - Муму. Она вроде бы ребенок, но она сложная, витиеватая - бывают такие дети, напичканные знаниями, которые пришли к ним непонятно откуда. Эта Муму, она ведь еще и в театральной школе учится, такой театральный ребенок. Впрочем, она даже не Муму - ее зовут Маша. Она племянница актера, который пришел играть и оставил ее во дворе, а она случайно оказалась в театре… Так что зритель - если он не читал «Муму», и не знает, почему утопили собаку, может спросить: «А где же Муму-то?».
Мне всегда нравилась позиция концептуалистов: ты должен что-то знать, прежде чем смотреть или читать. Ты должен что-то знать, прежде чем читать, скажем, поэзию Бродского - иначе многого не поймешь. Но если у тебя развито чувство поэзии, ты все равно будешь заворожен стихом. Человек, который прочитал Тургенева, поймет, почему наш спектакль называется «Муму». Но только при условии, если захочет удивляться. Потому что если он захочет увидеть обычную актрису-травести, которая играет Муму - он ее не увидит. Он не увидит и русскую природу - бутафорских листочков у нас не будет.
И еще вот меня спрашивают: у вас актер Леша Вертков играет Тургенева, который пишет «Записки охотника», а к нему вдруг приходит настоящая Полина Виардо. Приходит из 19-го века и говорит по-французски. А он ведь просто Леша Вертков! Но это ведь всегда так: возьмешься сыграть какого-то реального персонажа, например, Цезаря - придет реальный Брут и воткнет в тебя меч. Или как в комедии дель арте: играешь - играешь Арлекина, а потом решишься снять маску, а она, оказывается, приросла.

*Комедия дель а́рте (итал. commedia dell"arte), или комедия масок — вид итальянского народного театра, спектакли которого создавались методом импровизации с участием актеров, одетых в маски и на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления.

Спонсор спектакля

В афише недели — две премьеры по Тургеневу. Обновленный Театр им. Вл. Маяковского выпускает « », а стажеры «Мастерской Фоменко» — .

Летом в Театре им. Вл. Маяковского сменился худрук — им стал Миндаугас Карбаускис. Теперь вместо тихой заводи для окрестных пенсионеров «Маяковка» может оказаться одним из главных ньюсмейкеров. Пока сам Карбаускис репетирует пьесу Островского «Таланты и поклонники» (премьера намечена на январь), режиссер Александр Огарев выпускает «Месяц в деревне» с Евгенией Симоновой и Полиной Лазаревой.

«Месяц в деревне» — это русский проект жизни по велению сердца», — так туманно говорит о своем будущем спектакле сам режиссер. Ученик Анатолия Васильева, лауреат последней «Золотой маски», да еще в номинации «Новация» (за спектакль «Гвидон», в котором стихи Хармса соединились с музыкой Александра Маноцкова), Огарев умеет обнаружить новое в привычном сюжете. Герои Тургенева в его спектакле попадают в знакомую всем ситуацию, когда вдали от большого города карьерные, социальные и прочие амбиции теряют цену. Человек остается один на один с величием природы и собственными чувствами. И тут чувства вдруг начинают подсказывать что-то совершенно «неприличное». Н

Афиша недели: две. Источник: Афиша недели: две.

О приличия герои Тургенева стремятся соблюсти даже вопреки собственному счастью. Наталью Петровну, добродетельную мать и жену, на излете молодости обнаружившую, что еще никогда по-настоящему не любила, сыграет Евгения Симонова. И хотя актриса отлично выглядит, она вовсе не собирается «омолаживаться» гримом — возраст в данном случае только обостряет конфликт. Ясно, что студент Беляев (Юрий Колокольников) — это ее первая и последняя настоящая любовь. Третьим углом треугольника станет Верочка — воспитанница Натальи Петровны, которую сыграет Полина Лазарева. Участница студенческой «Охоты на мамонта», на которую два года назад бегала вся Москва, она, как говорили в старину, представляет славную актерскую династию: Лазаревы-Немоляевы. Александра Лазарева-старшего не стало прошлой весной. Но теперь на сцену выйдет его внучка — значит, жизнь в театре продолжается.

Развить тургеневский сюжет можно на спектакле, сделанном стажерами «Мастерской» под руководством Евгения Каменьковича —«Русский человек на rendez-vous». Название постановке, основанной на повести «Вешние воды», далаизвестная статья Чернышевского. В ней говорится о слабости русского человека, неспособного разобраться с собственной судьбой. Герой повести Дмитрий Санин (дебютант Федор Малышев), возвращаясь с курорта, влюбляется в молодую итальянку Джемму (Серафима Огарева) и даже дерется из-за нее на дуэли. Чтобы поправить дела к свадьбе, он уезжает в Висбаден, где его сбивает с пути зрелая светская львица, красавица Марья Полозова (Екатерина Смирнова): предав Джемму, Санин предает и самого себя. Как всегда у Тургенева, любовная коллизия оказывается только поводом, чтобы поразмышлять о напрасно растраченной жизни, на рандеву с которой русский человек оказывается безволен.

Набранные год назад стажеры играют этот спектакль в старом здании, на узкой сцене и почти без декораций. Выходит не только обаятельно, но так благородно и умно, что верится: в отличие от героя Тургенева эти молодые актеры не растратят свои жизни попусту.

Сценарий спектакля по произведению И. С. Тургенева «Ася»

Итак, некогда он проживал в небольшом немецком городке на левом берегу Рейна. На другом берегу играла музыка – там веселились немецкие студенты, устраиваю торжественный пир.

Господин NN: Уж не пойти ли к ним?

Гагин: Ася, довольно тебе?

Ася: Подождем еще.

Господин NN: Вы русские?

Гагин: Да, русские.

Господин NN: Я никак не ожидал… в таком захолустье…

Гагин: И мы не ожидали – что ж? тем лучше. Позвольте рекомендоваться, меня зовут Гагиным, а вот моя… - моя сестра. Хотите зайти к нам? Кажется, довольно мы насмотрелись на немцев. Как ты думаешь, Ася, пойти нам домой?

(Ася кивает головой)

Мы живем за городом, в винограднике, в одном домишке. У нас славно, посмотрите.

(Подходят к дому)

Вот наше жилище, а вот и хозяйка несет молоко. Guten Abend? Madame! Мы сейчас примемся за еду; но прежде, оглянитесь… каков вид?

Господин NN: Отличную выбрали квартиру.

Гагин: Это Ася ее нашла, ну-ка, Ася, вели подавать сюда.

(Ася уходит за молоком)

Ася, полно ежиться! Он не кусается.

Ася: Ну ладно, я хочу спать.

Господин NN: Что ж, пора, а то, пожалуй, перевозчика не сыщешь.

Гагин: Пора. До завтра.

Гагин: Здравствуйте! Я вас раненько потревожил, какое утро! Свежесть, роса, жаворонки поют. Я предлагаю пойти нам и посмотреть мои этюды.

(Уходят домой к Гагину)

Господин NN: А где Ася?

Мадам: А она отправилась на «развалину». Это недалеко отсюда, там еще сохранились остатки феодального замка.

Гагин: Вот, смотрите, это мои этюды.

(Показывает рисунки)

Господин NN: Да, хороши, в них много жизни и правды, что-то свободное и широкое; но почему-то ни один из них не окончен.

Гагин: Да, да, Вы правы: все это очень плохо и незрело, что делать! Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом, а в исполнении тотчас слабеешь и устаешь. Пойдемте-ка лучше Асю отыскивать.

Автор: Дорога к развалине вилась по скату узкой лесистой долины: на дне ее бежал ручей, как бы торопясь слиться с великой рекой. Скоро показалась развалина. На самой вершине скалы возвышалась башня, вся черная. Еще крепкая, но словно разрубленная трещиной. Мшистые стены примыкали к башне; кой-где лепился плющ. Каменистая тропинка вела к уцелевшим воротам.

Гагин: А ведь это Ася!, - экая сумасшедшая!

(Ася повернулась лицом и засмеялась. Гагин погрозил ей пальцем)

Она, пожалуй, на башню взберется.

Господи NN: Она хочет удивить нас, к чему это? Что за детская выходка?

Ася: Можно ли мне подойти к фрау Луизе?

Гагин: Давно ли ты стала спрашиваться? Разве тебе скучно с нами?

Ася: Нет, но я вчера обещала фрау Луизе побывать у ней, к тому же этот господин тебе что-нибудь расскажет.

(Ася уходит)

Гагин: Фрай Луизе - вдова бывшего бургомистра, добрая, впрочем, пустая старушка. Ася любит знакомиться с людьми низшего круга, причиною этому всегда бывает гордость. Она у меня избалована. А я обязан быть снисходителен с нею.

(Ася появляется в окне)

Гагин: Ася, ты здесь?

Ася: Я здесь. Мне здесь хорошо. На тебе, возьми. 9Бросает цветок), вообрази, что я дама твоего сердца.

Гагин: Господин уходит, он хочет с тобой проститься.

Ася: Будто? В таком случае дай ему мой цветок, а я сейчас вернусь.

(Господин NN кладет цветок в карман)

Господин NN: (говорит в зал). Что за хамелеон эта девушка! А все-таки, она ему не сестра.

(Ася читает книгу)

Господин NN: Браво! Как Вы прилежны!

Ася: Вы думаете, я только смеяться умею. Тогда пойду в сад дурачиться.

(Вечер. Ася сидит с Гагиным. Господин NN идет (его не видят герои), останавливается, а затем подслушивает)

Ася: Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, одного тебя, нет, нет, одного тебя я хочу любить – и навсегда.

Гагин: Полно, Ася, успокойся, ты знаешь, я тебе верю.

Ася: Тебя, тебя одного.

Гагин: Полно, полно.

Господин NN: (размышляет) Подойти к ним? Ни за что! Однако, умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… и что за чувствительное объяснение?

Господин NN пришел домой к концу третьего дня и нашел записку от Гагина.

Гагин встретил его по-приятельски.

Гагин: Скажите, какого Вы мнения об Асе? Не правда ли она немного странная?

Господин NN: Да

Гагин: Ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить, у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с нею ладить. Но если б Вы знали ее историю…

Господин NN: Ее историю? Разве она не Ваша…

Гагин: Уж не думаете ли Вы, что она сестра мне? Нет… Она дочь моего отца. Выслушайте меня. Я чувствую к Вам доверие и расскажу все.

Отец мой был человек добрый, умный и несчастливый. Женился он рано по любви на моей матери. Вскоре после моего рождения она умерла. Мы поселились в деревне. Когда мне исполнилось 12 лет, его брат, мой дядя, забрал меня в Петербург. Каждый год, приезжая в деревню, я видел угасающего моего отца. В одно из моих посещений я заметил в нашем доме девочку худенькую, черноглазую – лет десяти – Асю. Спустя еще несколько лет получил от приказчика письмо – отец при смерти. Я приехал. Отец сказал мне, что завещает мне его дочь – мою сестру.

Вот что я узнал. Ася дочь моего отца и горничной моей матери.

После я полюбил ее как сестру, она страстно привязалась ко мне – у ней ни одно чувство не бывает наполовину.

(Подходит Ася)

Господин NN: Вы любили своего батюшку? Отчего Вы сегодня рассмеялись, когда меня увидели?

Ася: Сама не знаю. Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. А что Вам нравится в женщинах?

Господин NN: Какой странный вопрос.

Ася: Посмотрите, как хорошо! Если бы мы с Вами были как птицы, как бы взвились, как бы полетели… Но мы не птицы…

Господин NN: А крылья могут и у нас вырасти.

Ася: Как так?

Господин NN: Есть чувства, которые поднимают нас от земли.

Ася: Пойдемте, я попрошу брата сыграть вальс.

(Вальсируют)

(Ася передает записку Господину NN. Он ее читает: (голос Аси) «Приходите сегодня в 4 часа к каменной часовне возле развалины. Придите, ради Бога, Вы все узнаете…»)

Гагин: Послушайте: моя сестра Ася в Вас влюблена. Она сумасшедшая, она себя погубит. Плохо себя чувствует. Просит увезти ее отсюда.

Господин NN: Вы хотите знать: нравится ли она мне? Да.

Гагин: Но ведь Вы не женитесь на ней?

Господин NN: Могу ли я теперь…

(Говорит в зал)

Жениться на 17-летней девочке, с ее нравом, как можно!

(Ася сидит на полу)

Господин NN: Ася!

(Ася медленно поднимает глаза)

Ася: Ваша…

Господин NN: Я все рассказал Вашему брату. Зачем Вы выдали Вашу тайну? Теперь все пропало.

Ася: Останьтесь, останьтесь, прошу Вас.

Господин NN: Не могу. Нам необходимо расстаться.

(Ася убегает)

Вскоре Господин NN пустился вслед за ними, но не увидел никогда больше своей Аси. Она осталась для него той девочкой, какою видел в последний раз.

Сегодня, увы, программа государственной поддержки гастролей ведущих российских театров, хоть и работает на предельных оборотах, охватить все знаменитые театры и все регионы просто не в состоянии. А кроме того – по чисто техническим причинам далеко не каждый спектакль можно сыграть на неродной сцене. Для жителя российской глубинки не только в столицу выбраться проблема, но и приобрести билеты по столичным ценам. Но, как известно, если гора не идёт к Магомету, Магомет идёт к горе. Сегодня протянуть высокоскоростной интернет при желании можно, практически почти куда угодно. А нынешняя техника позволяет устроить с его помощью… трансляцию спектакля (на который и в столице не так-то легко попасть), прямо из прославленного театра в зал, ну, скажем, имеющего нужное оборудование кинотеатра, сделав стоимость билетов на столь необычный "театральный сеанс" доступной даже для пенсионеров и студентов.

На сегодняшний день в проекте принимают участие больше трех десятков российских регионов - от Калининграда до Новосибирска и от Архангельска до Краснодара. Среди театров-партнёров - МХТ им. Чехова и "Современник", театр Вахтангова и РАМТ, Маяковка и детский музыкальный театр им. Наталии Сац, питерские БДТ им. Товстоногова, театр комедии им.Акимова и "Зазеркалье".

Как и каждый жизнелюбивый проект, "Театральная Россия" осваивает новые форматы. И самым заманчивым, как нетрудно догадаться, стало создание собственных постановок с участием популярных актёров. "Тургенев. Сегодня!", премьеру которого сыграли в феврале на сцене театра им. Вл. Маковского, стал первой ласточкой. Режиссёра Глеба Черепанова увлекла идея рассказать о жизни и творчестве великого русского писателя средствами биографической драмы.

Жанр этот в последнее время пользуется у отечественного зрителя особой любовью: личности, талантом которых строилась русская история и русская культура слишком долго пребывали в состоянии бронзовых монументов, перед которыми можно только благоговеть. Не потому ли так часто классика не находит пути к сердцу читателя, что он воспринимает автора лишь как параграф из учебника литературы? И не потому ли так сильно стремление всмотреться в их
судьбы повнимательней, увидеть в них живых людей, которые любили и страдали, испытывали страх и восторг, совершали ошибки и подвиги.

Обращение к фигуре Ивана Сергеевича Тургенева - романиста и поэта, драматурга, публициста и переводчика - более чем закономерно: 2018 год проходит под знаком 200-летия писателя. В основу спектакля легли письма и воспоминания как самого Ивана Сергеевича, так и его родных, близких и друзей. Детство, прошедшее в тени властолюбивой, неласковой матери. Метания отрочества и драма первой юношеской влюбленности. Первые литературные опыты и поиски своего пути в творчестве. А поскольку жизнь писателя так или иначе отражается в том, что выходит из-под его пера - окружающие вольно или невольно перемещаются из пространства жизни в пространство литературы - органичным продолжением биографической линии стали фрагменты из самых знаменитых произведений - "Ася", "Отцы и дети", "Месяц в деревне", "Дворянское гнездо".

Фото: Дмитрий Коробейников

Каждая в свой час, на сцене возникнут женщины, оставившие неизгладимый след в судьбе Тургенева: суровая и деспотичная Варвара Петровна, матушка писателя, с которой списана жестокая барыня из рассказа "Муму", юная княжна-поэтесса Екатерина Шаховская, ставшая прообразом героини в повести "Первая любовь", романтичная и восторженная Татьяна Бакунина, которой обязан своим появлением знаменитый романс "Утро туманное, утро седое", и страстная, манящая своей неистребимой женственностью Полина Виардо, и великая драматическая актриса Мария Савина - последняя любовь Ивана Сергеевича. Долгая, трудная, горькая и счастливая жизнь великого писателя отразится в сегодняшнем дне, и зритель получит право самому ответить на вопрос, насколько созвучен Тургенев стремительному и безжалостному XXI веку.

В спектакле заняты артисты московских театров: Любовь Руденко, Анатолий Руденко, Андрей Болсунов, Елена Дудина, Джульетта Геринг, Денис Дёмин, Анастасия Спектор, Василиса Кузьмина и выпускники Московской театральной школы Олега Табакова. "Тургенев. Сегодня!" уже начал своё путешествие по городам и весям России: он включён в программу Тургеневского театрального фестиваля, который завершится 9 ноября, в день рождения писателя. В день юбилея спектакль будет транслироваться во всех городах, являющихся партнёрами проекта "Театральная Россия".

Фото: Дмитрий Коробейников



Последние материалы сайта