Что такое обрабатывающий комплекс промышленности. Обрабатывающая промышленность. Обрабатывающие производства в России. Что показывает степень развития обрабатывающей отрасли

06.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Несмотря на то что с началом перехода к постиндустриальному обществу доля промышленности в мировом ВВП и занятости экономически активного населения стала уменьшаться, промышленность остается самой главной отраслью материального производства. В промышленное производство по-прежнему направляются большие инвестиции, с ним связаны крупные затраты на НИОКР. Промышленные товары сохраняют безусловное первенство в мировой торговле. Промышленность продолжает оказывать большое воздействие не только на экономику, но и на другие стороны общественной жизни. Территориальная структура промышленности в наибольшей мере определяет территориальную структуру всего мирового хозяйства, формируя как бы его каркас. Поэтому промышленность иногда не без основания продолжают называть мотором экономического развития.

Да и цифровые показатели, характеризующие масштабы мировой промышленности (хотя темпы ее роста снизились до 2 % по сравнению с 6 % в 1960-е гг.), также продолжают оставаться очень внушительными. Согласно данным ООН и расчетам российских экономистов, добавленная стоимость, созданная мировой промышленностью в 2006 г., оценивается примерно в 15 трлн долл. и, следовательно, составляет около 1/4 мирового ВВП, превышая долю сельского хозяйства в этом ВВП в 7–8 раз. В мировом промышленном производстве занято 500 млн человек (по сравнению со 180 млн в конце 1960-х гг.). К этому можно добавить, что промышленные товары и по объему, и по стоимости составляют 80–90 % всех товаров мировой торговли.

Большие сдвиги происходят в отраслевой структуре мировой промышленности. Как уже было отмечено, на уровне мезоструктуры они выражаются прежде всего в изменении пропорции между добывающими и обрабатывающими отраслями. В течение всей второй половины XX в. сохранялась устойчивая тенденция к уменьшению доли добывающих отраслей в общем промышленном производстве; ныне она составляет менее 1/10. Но изменения коснулись и внутренних пропорций в добывающей и обрабатывающей промышленности.

Добывающая промышленность представляет собой целый комплекс отраслей и подотраслей, включающий не только горнодобывающую, но и лесозаготовительную промышленность; к нему относят также морской промысел, водоснабжение, охотничье-промысловое хозяйство. Но примерно 3/4 суммарного выпуска продукции этой отрасли приходится на главную ее подотрасль – горнодобывающую промышленность. В свою очередь, в структуре горнодобывающей промышленности 3/5 продукции (по стоимости) обеспечивает нефтегазовая промышленность, а остальную часть примерно в равных долях – угольная и рудодобывающая.

Обрабатывающая промышленность – это в структурном отношении еще гораздо более сложный комплекс, включающий в себя более 300 различных отраслей и подотраслей, которые принято подразделять на четыре блока: 1) производство конструкционных материалов и химических продуктов; 2) машиностроение и металлообработку; 3) легкую промышленность; 4) пищевую промышленность. В структуре обрабатывающих производств выделяют также отрасли тяжелой и легкой промышленности: еще в 1960-х гг. соотношение между ними составляло 60:40, но уже в середине 1990-х гг. оно стало 70:30. Первое место в структуре мировой обрабатывающей промышленности занимает машиностроение (40 % всей продукции), на втором месте стоит химическая промышленность (более 15 %). Далее следуют пищевая (14 %), легкая (9) промышленность, металлургия (7 %) и другие отрасли. Соотношение между ними несколько меняется со временем, но в целом остается относительно стабильным. Зато сдвиги, происходящие в структуре каждой из перечисленных отраслей, обычно бывают более динамичными. Прежде всего это относится к машиностроению как самой диверсифицированной отрасли промышленного производства.

В нашей литературе уже не раз отмечалось, что самой быстро растущей отраслью мирового машиностроения была и остается электронная и электротехническая промышленность. По доле во всей продукции обрабатывающей промышленности она уже вышла на первое место. Для общего машиностроения в целом характерен умеренный рост, причем в его структуре тоже происходят изменения: уменьшается производство сельскохозяйственных, текстильных машин и оборудования, а увеличивается – дорожно-транспортных машин и в особенности роботов, конторского оборудования и т. п. Доля транспортного машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности в целом остается относительно стабильной, но за этим также кроются внутренние различия: сокращается значение судостроения, производства подвижного железнодорожного состава, но в целом сохраняется значение автомобилестроения.

Наряду со сдвигами в отраслевой структуре мировой промышленности происходят изменения и в ее территориальных пропорциях. Они привлекают повышенное внимание экономи-ко-географов, занимающихся изучением функционирования и размещения отраслей промышленности в составе мирового хозяйства в целом. Обычно эти изменения рассматривают на разных иерархических уровнях, начиная от сравнения Севера и Юга и кончая отдельными странами.

Соотношение между экономически развитыми и развивающимися странами за последние десятилетия существенно изменилось. Более высокие темпы индустриализации в странах Юга привели к тому, что их доля в мировом промышленном производстве (без Китая) увеличилась с 4 % в начале 1950-х гг. до 11 % в 1975 г. и 19 % в 1995 г., а в дальнейшем возросла еще более. В экономической литературе можно встретить оценки, исходящие из того, что доля этих стран (с Китаем) ныне составляет уже более 40 %. Соответственно выросла и доля промышленного производства в ВВП развивающихся стран – с 25 % в 1960 г. до 40 % в начале XXI в. Более того, страны Юга догоняют страны Севера и по структуре самого промышленного производства, поскольку теперь их «лицо» определяет уже не столько горнодобывающая, сколько обрабатывающая промышленность, которая в 1950–2000 гг. увеличила свое производство в 16–17 раз (в развитых странах – в 5 с небольшим раз). Уже в начале 1990-х гг. развивающиеся страны обогнали развитые по выпуску изделий легкой промышленности. Теперь они все более приближаются к странам Севера и в отраслях тяжелой промышленности, доля которой в суммарном промышленном производстве этих стран уже достигла 3/4 (в том числе машиностроения – 1/4).

Известны две стратегии, или модели, индустриализации развивающихся стран – внутриориентированная и внешнеориентированная. Первую из них в экономической литературе принято называть стратегией импортозамещения. Она проводилась в основном на первом этапе индустриализации развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки и заключалась в постепенном отказе от импорта промышленных изделий и обеспечении внутреннего рынка собственной продукцией. Сначала такое импортозамещение осуществлялось в производстве потребительских товаров – тканей, одежды, обуви, мебели и т. п. Затем оно охватило и продукцию тяжелой промышленности. Однако подобное импортозамещающее развитие в целом оказалось недостаточно эффективным, поэтому многие страны стали переходить к другой, экспортоориентированной модели развития, в основу которой было положено продвижение местных товаров на мировой рынок. В наибольшей мере эта модель характерна для НИС Азии.

Однако все эти оптимистические для стран Юга сравнения нуждаются в комментариях. Во-первых, несмотря на успехи индустриализации, развивающиеся страны в целом отстают от развитых на целую историческую эпоху.

Объясняется это, в первую очередь тем, что страны Севера по-прежнему намного опережают их в наукоемких отраслях, от которых в первую очередь зависят расширение и обновление всего промышленного производства, да и не только его. В конце 1990-х гг. мировой рынок наукоемкой продукции достиг уже 2,5 трлн долл., причем только страны «большой семерки» контролируют 80 % этого рынка, а все экономически развитые страны – 90 %. В структуре промышленного производства ведущих стран Севера (США, Японии, Германии, Великобритании) на наукоемкую продукцию приходится 20–25 %, а в их экспорте ее доля достигает 30–35 %.

При этом «семерка» владеет 46 из 50 так называемых макротехнологий, под которыми понимают совокупность всех технологических процессов (НИОКР, подготовка производства, само производство и сервис, или поддержка проекта) создания определенного вида продукции с заданными параметрами. Из этих макротехнологий США контролируют 22, Германия – 8-10, Япония – 7, Великобритания и Франция – по 3–8. Вслед за ними идут Швеция, Норвегия, Италия и Швейцария. Остальные страны контролируют лишь 3–4 таких технологии.

В отличие от этого обрабатывающая промышленность развивающихся стран специализируется в основном на выпуске более простой, менее техноемкой продукции.

Во-вторых, нужно принимать во внимание, что высокие показатели промышленного производства развивающихся стран достигнуты в первую очередь благодаря сравнительно небольшой группе этих государств – прежде всего так называемых ключевых (Китай, Индия, Бразилия, Мексика) и новых индустриальных. В-третьих, важно и то, что эти успехи достигнуты не только в результате индустриализации, как таковой, но и в значительной мере вследствие преднамеренного переноса («миграции») с Севера на Юг многих массовых, трудоемких, дешевых и к тому же экологически опасных «грязных» производств.

Ко всему этому можно добавить, что именно в странах Севера сосредоточено подавляющее большинство крупных промышленных ТНК, которые, кроме прочего, владеют значительной частью промышленного потенциала стран Юга. Неудивительно, что промышленная продукция развивающихся стран во многом предназначается для товарных рынков развитых государств. Что же касается производительности труда в промышленности, то по ее уровню страны Юга уступают странам Севера в среднем в четыре раза, хотя при расчете этого соотношения учитываются показатели только самых «продвинутых» из них.

Иногда в литературе приводятся также сведения о распределении промышленного производства между тремя группами стран – развитыми странами Запада, развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Но поскольку доля стран Восточной Европы и СНГ в мировом промышленном производстве на протяжении 1990-х гг. уменьшилась с 18 до 9 %, на общемировые пропорции они ныне, увы, влияют не так уж сильно.

Сказанное выше уже в какой-то мере характеризует и распределение промышленного производства между крупными географическими регионами мира. Среди них особо выделяются три – Европа, Азия и Северная Америка. Нужно, однако, учитывать, что по сравнению с началом 1950-х гг. соотношение между ними существенно изменилось: доля Европы, хотя и немного, но уменьшилась, доля Северной Америки осталась прежней, а доля Азии, напротив, увеличилась в несколько раз. Если в 1950 г. доля зарубежной Азии составляла всего 8 %, то в наши дни она уже превысила 35 % – в первую очередь благодаря Китаю, Индии, новым индустриальным странам.

Таблица 77

ПЕРВЫЕ ДВАДЦАТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В 2005 г.

* Включая Сянган

Большой интерес для географического анализа промышленности мира представляет также определение ведущих стран, которые, по существу, «задают тон» в этой отрасли (табл. 77). Характерно, что в их перечне оказались 14 развитых и 6 развивающихся стран.

Именно с этими ведущими странами связано и размещение главных промышленных районов мира (рис. 63).

Положение России в мировой промышленности в течение 1990-х гг. заметно изменилось в худшую сторону. Советский Союз по размерам промышленного производства занимал второе место в мире после США, современная же Россия, как вытекает из приведенных в таблице 77 сведений, оказывается только на 13-м месте. В структуре ее промышленности первое место все же сохранилось за машиностроением и металлообработкой (22 %). Однако фактическое крушение военно-промышленного комплекса, на который в СССР работало 60 тыс. предприятий, повлекло за собой резкое сокращение выпуска наукоемкой продукции, в мировом производстве которой доля России, по некоторым расчетам, упала до 0,3 %. Тем не менее Россия обладает значительным промышленным потенциалом (160 тыс. предприятий, более 14 млн занятых), который может послужить базой для развития страны в будущем.

Промышленные предприятия

Промышленность - совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве - производством потребительских товаров.

Промышленность - важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества.

Промышленные предприятия подразделяются на две большие группы отраслей: добывающую и обрабатывающую.

Добывающая промышленность.

К добывающей промышленности относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, водопроводы, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов.

Обрабатывающая промышленность.

К обрабатывающей промышленности относятся предприятия машиностроения, предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и др. строительных материалов, продуктов лёгкой и пищевой промышленности, местная промышленность, а также предприятия по ремонту промышленных изделий (паровозоремонтная, локомотиворемонтная) и теплоэлектростанции, кинопромышленность (киноиндустрия).

Отрасль промышленности - объективно обособившаяся часть промышленности, объединяющая предприятия, производящие однородную, специфическую продукцию, имеющую однотипные технологии и ограниченный круг потребителей.

В ОКОНХ выделялись следующие укрупнённые отрасли промышленности: электроэнергетика, топливная промышленность, чёрная металлургия, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность, микробиологическая промышленность, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность, медицинская промышленность, полиграфическая промышленность и др. промышленные производства.

2. с\х предприятия

Сельскохозяйственные предприятия можно классифицировать по многим основаниям. С точки зрения организационно-производственной формы они подразделяются на три типа: семейные, коллективные и антрепренерские (предпринимательские).

Семейное предприятие управляется преимущественно одной семьей. К данному типу относятся хозяйства колонов Древнего Рима, крестьянские хозяйства прошлых времен, современные семейные фермы.

Коллективные предприятия предполагают совместное владение работниками средствами производства и совместное управление хозяйством. Коллективные общинно-родовые хозяйства были первыми формами ведения хозяйства в истории человечества. Но и сегодня они кое-где сохраняются, хотя в большинстве случаев носят маргинальный характер.

Антрепренерские предприятия - это, как правило, крупные сельскохозяйственные предприятия, собственник которых чаще всего лично не участвует в производстве, но организует управление и привлекает в значительных масштабах наемный труд. К такой форме можно с определенной степенью условности отнести рабовладельческие плантации, феодальные поместья, юнкерские хозяйства.

К антрепренерскому типу можно с некоторой натяжкой отнести также колхозы, совхозы и госхозы, существовавшие в рамках социалистических экономик. В этом случае антрепренером (предпринимателем) выступало государство. Колхозы, по закону являвшиеся кооперативными предприятиями, на деле были собственностью государства.

Придание самостоятельности сельскохозяйственным предприятиям, широкое развитие арендных отношений создают возможности в будущем закупать на договорных началах те виды сельскохозяйственной продукции и в тех объемах, которые необходимы для формирования государственного продовольственного фонда. Дисциплину закупок тесно увязывают с выполнением взаимных договорных обязательств на основе экономической ответственности как производителей продукции, так и ее заготовителей. После выполнения обязательств по договору оставшуюся часть продукции производитель может реализовать по своему выбору.

Предприятия строительства

Организационная структура предприятия строительной организации, фирмы - совокупность отделов и служб, занимающихся созданием и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению заданной программы (бизнес-плана). Современные организационные структуры предприятий в строительстве имеют множество модификаций в зависимости от объемов выполняемых СМР и территориально рассредоточенных объектов строительства. Они классифицируются по следующим признакам:

По характеру договорных отношений (контракту) - генподрядные и субподрядные;

По виду выполняемой работы - общестроительные, выполняющие основные виды общестроительных работ (земляные, бетонные, монтаж конструкций и др.), и специализированные, выполняющие один вид или комплекс однородных работ (отделочные, кровельные, электромонтажные, сантехнические и др.).

Различают также строительные организации, специализированные по видам строительства - промышленного, жилищно-гражданского, транспортного, сельскохозяйственного и др.

По району деятельности они функционируют как тресты-площадки, городского типа, территориальные и федеральные. Тресты-площадки создают для выполнения строительно-монтажных работ на крупных объектах в пределах одной строительной площадки. В их состав входят строительные участки. Строительные организации (предприятия) городского и территориального (регионального) типа выполняют работы в пределах одного города или региона. Федеральные строительные организации (предприятия) являются специализированными и выполняют работы в различных регионах страны.

Организационные структуры трестов также имеют различные модели. Возглавляет трест и отвечает за результаты производственно-хозяйственной деятельности управляющий. В зависимости от объемов работ треста управляющий может иметь, кроме первого заместителя, еще от 1 до 3 заместителей главного инженера. Главный инженер отвечает за проведение технической политики и правильную организацию строительного производства, за внедрение достижений научно-технического прогресса. Заместители управляющего трестом отвечают за материально-техническое снабжение, экономическую работу в тресте и социально-бытовое обеспечение работников. Отделы треста, реализуя соответствующие функции управления, организуют работу по созданию условии для выполнения заданий строительного производства.

Предприятия транспорта

Транспортное предприятие - промышленное предприятие, основной задачей которого является перевозка людей и/или транспортировка грузов. Транспортные предприятия подразделяются на предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки, осуществляющие грузовые перевозки, и смешанные предприятия, осуществляющие как грузовые, так и пассажирские перевозки.


Похожая информация.


К обрабатывающей промышленности относится ряд отраслей: металлургия, машиностроение, легкая и другие.

Она обеспечивает человечество конструкционными материалами -- черными металлами. Еще несколько десятилетий назад почти вся черная металлургия была сосредоточена в экономически развитых странах. Тогда выплавка металлов практически в первую очередь определяла экономическую мощь любой страны. Начиная с 70-х годов под влиянием энергетического кризиса темпы развития и размещения стали меняться, произошло резкое замедление развития этой отрасли. Данная тенденция объясняется тремя причинами: во-первых, в мире идет процесс общего сокращения металлоемкости продукции; во-вторых, металлы активно вытесняются пластмассами; в третьих, часть черной металлургии, как «грязное» производство, перемещается в страны третьего мира.

Для производства черных металлов необходимы и уголь, поэтому в течение долгих десятилетий география черной металлургии ориентировалась на соответствующие бассейны. Так возникли главные металлургические базы в , на Украине, в , в России (Центральная, Уральская, Сибирская металлургическая базы). Железная руда сейчас добывается в 50 странах, но основная ее добыча приходится только на некоторые: Китай (154 млн. тонн в год), (182 млн. тонн в год), Австралию (155 млн. тонн в год), Россию (105 млн. тонн в год), Украину (100 млн. тонн в год), США (23 млн. тонн в год), (26 млн. тонн в год), Канаду (22 млн. тонн в год). Основными экспортерами руды сегодня являются , Индия, . Поставщиком железной руды в страны Восточной Европы долгое время является . Переход на импортную руду и коксующийся уголь обусловил во многих западноевропейских странах, Японии и частично США развитие приморской металлургии. Из развитых стран только в США и все еще остаются внутренние центры черной металлургии. В США они связаны с размещением железных руд вблизи Великих озер (Чикаго, Детройт), а в - с Рурским бассейном (Рур, Саар).

В странах, не зависящих от импорта сырья и угля (Россия, Китай), черная металлургия размещается либо у месторождений угля, либо у месторождений руды, либо между ними.

Несмотря на то, что долгие годы черная металлургия размещалась в экономически развитых странах, в последние десятилетия эта отрасль быстро активизируется в таких , как Бразилия, Индия и Республика Корея.

По выплавке чугуна и стали в мире лидируют , США, Россия.

2. Цветная металлургия .

Она производит около 40 млн. тонн металлов, которые имеют самое широкое применение в современной жизни.Металлургия тяжелых, благородных и на районы их добычи, так как они имеют очень низкий процент содержания ценного компонента в руде. Например, содержание меди в добываемой руде составляет от 0,5% до 3,5%, причем в обработку вовлекаются все более бедные руды. Поэтому в местах добычи происходит процесс обогащения руд, а также организуется производство черновой меди. Огромные запасы медных руд сосредоточены в Чили (), США, в Заире, . Отсюда черновая вывозится в , так как рафинирование меди требует энергозатрат. Крупнейшими производителями рафинированной меди являются США, Япония, ФРГ.

В России медная промышленность сосредоточена в основном в Уральском экономическом районе, хотя запасы меди обнаружены на и на , в .

Богаты медной рудой и недра (Джезказганское и Коунрадское месторождения).

В странах Восточной Европы медная промышленность наиболее развита в . Здесь в конце 50-х годов геологи проводили поисковые работы на , а открыли залежи медной руды, и они оказались крупнейшими в Европе. Несмотря на сложные геологические условия и большую глубину залегания (до 1 км), эти запасы были освоены. Здесь возник Нижнесилезский меднорудный пояс.

В отличие от тяжелых, руды легких металлов, и прежде всего алюминия, содержат больше полезного компонента в руде, поэтому они вполне транспортабельны. Производство алюминия происходит в два этапа, причем имеет место их территориальная разорванность. Сначала из руды добывается глинозем. По своему химическому составу это окись алюминия. Этот этап тяготеет к странам, где добывают алюминиевые руды - бокситы, нефелины, алуниты. Самым крупным в мире районом добычи бокситов является Австралия, где добывается почти треть мирового запаса их. Здесь на полуострове Кейп-Йорк открытым способом добывают дешевое сырье, которое перерабатывается в глинозем и вывозится в другие страны мира. Богаты запасами бокситов и (14% от мировых запасов), (13% от мировых запасов), (5% от мировых запасов), Бразилия (5% от мировых запасов) и другие страны. В России, доля которой в добыче бокситов равна Суринаму и Бразилии, основные залежи алюминиевых руд располагаются на , на , на юге Западной и .Второй этап производства алюминия - производство металла из глинозема - очень энергоемкий процесс и поэтому тяготеет к источникам дешевой энергии, которые располагаются преимущественно в развитых странах. На этом этапе производства металла лидируют США (38% от мирового производства), Япония (12% от мирового производства), Россия (11% от мирового производства), Канада (7% от мирового производства), ФРГ (7% от мирового производства) и др. В этих странах извлечение алюминия из глинозема ведется на крупных ГЭС или в узлах мощных тэс.

В последние годы наблюдается быстрый рост в развивающихся странах. С одной стороны, это свидетельствует об индустриализации этих стран. С другой стороны, это может быть результатом четкой экологической политики развитых стран, которые именно так пытаются уменьшить в своих государствах вредное воздействие на окружающую среду со стороны «грязных» производств.

3. Машиностроение .

Это самая сложная и разветвленная отрасль промышленности, так как кроме машин и оборудования она выпускает широкий ассортимент изделий бытового и культурного назначения. В зависимости от выпускаемой продукции машиностроение бывает энергетическое, металлоемкое, сельскохозяйственное, производство оборудования, станкостроение, наукоемкое. Размещение предприятий машиностроения внутри страны зависит от целого ряда факторов. Например, предприятия по производству горно-шахтного оборудования тяготеют к районам черной металлургии, так как это производство металлоемкое; радиоэлектроника привязывается к районам, богатым высококвалифицированными ; сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам земледелия и т.д. В эпоху ориентация предприятий отрасли на металл значительно снижается, а увеличивается ориентация на , так как все большее развитие получили наукоемкие отрасли машиностроения.Для большинства развитых стран, а также для России и Китая, характерно многоотраслевое машиностроение, производящее от «иголок до самолетов». Особенно этим выделяются страны « ». Страны Западной и Восточной Европы, а также некоторые развивающиеся (Бразилия, Индия, Мексика), как правило, специализируются на производстве и выпуске только определенных видов продукции, с которой они выходят на мировой рынок. В большинстве же развивающихся стран развито не машиностроение, а металлообработка, которая представлена ремонтными мастерскими. Они производят меньше 1/10 всей мировой машиностроительной продукции. Ни в какой другой отрасли отставание развивающихся стран не выражено так сильно, как в .

Одна из главных отраслей - автомобилестроение. Оно в очень большой степени определяет состояние экономики крупнейших развитых стран, поскольку многие изделия этой отрасли идут на экспорт.

В мире ежегодно производится 50 миллионов легковых и грузовых автомобилей, из них 2 миллиона производится в России. Лидируют в этой отрасли США и Япония. В десятку ведущих производителей также входят ФРГ, Италия, Канада, Республика Корея.

Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «Рено» и «Пежо» (Франция), «Фольксваген» и «Мерседес» (ФРГ), ФИАТ (), «Вольво» (), «Татра» (), «Тойота» и «Хонда» (Япония), «Форд» и «Крайслер» (США), автобусы «Икарус» ().
В США автомобильные заводы находятся в 125 городах, которые расположены в 26 штатах страны, однако главный «автомобильный штат» — , именно здесь расположен автомобильный центр страны - город Детройт.

Несмотря на то, что Россия в десятке ведущих производителей автомобилей занимает пятое место, она по техническому уровню и разнообразию продукции машиностроения отстает от ведущих капиталистических .Очень важную роль в мира играют и другие отрасли. Великобритания выделяется развитием электротехники, приборостроения, и судоремонта (Лондон, Бирмингем, Глазго). Япония занимает лидирующее положение по производству морских судов, промышленных роботов, телевизоров; крупнейшие центры авиаракетно-космической отрасли и электронной промышленности расположены в США (Сиэтл, Лос-Анджелес); оборудование для АЭС производит и экспортирует Чехия; специализируется на сельскохозяйственном и т.д.

4. Химическая промышленность .

Она получила наибольшее развитие в XX веке. Степень ее развития показывает уровень модернизации экономики любой страны и использования ею открытий научно-технического прогресса, поэтому все экономически развитые страны интенсивно развивают эту отрасль.

Химическая промышленность производит кислоты, лаки, красители, удобрения, искусственные волокна, пластмассы. Эти продукты широко используются в технологических процессах многих отраслей: в машиностроении используются лаки, краски, пластмассы, в текстильной - искусственные волокна, в горной - взрывчатые вещества, для поставляются удобрения и ядохимикаты.В мировой лидируют следующие страны и регионы: США, Япония, Россия. В Европе химическая промышленность занимает второе место после машиностроения. Самой «химизированной» страной не только этого региона, но и мира является ФРГ. В начале века эта отрасль почти полностью опиралась на каменный и , калийные соли, поваренные соли, поэтому химическая промышленность располагалась в районах добычи этого сырья. Начиная с 50-х годов произошла переориентация отрасли на углеводородное импортное сырье, поэтому химическая промышленность начала тяготеть к районам морских портов и путям нефтепроводов. Крупнейшим нефтехимическим центром Западной Европы стал узел нефтехимических производств в , в районе Роттердама. В Восточной Европе крупные нефтеперерабатывающие заводы расположились на трассах крупных нефте- и газопроводов из России (Братислава, Плоцк и другие). Химическая промышленность Японии целиком и полностью развивается на импортном сырье. В США главными районами являются южные штаты страны (Техас, Луизиана), так как там располагается крупный страны. Здесь действует более 200 предприятий и находится «нефтехимическая столица» США - Хьюстон. В России химическая промышленность представлена многими отраслями, которые работают практически на собственном сырье. Основные районы отрасли сложились на северо-западе страны, на Урале, в .

Положение на Земле северного и южного лесного пояса во многом определяют географию этой отрасли. В районах северного пояса заготавливают хвойную древесину. Здесь выделяются такие страны, как Канада, Россия, Швеция. Для них лесная промышленность - отрасль международной специализации. По экспорту лесной продукции первое место в мире занимает Канада. В стране свыше 1,5 тысяч лесопильных заводов. Здесь работает самый большой в мире целлюлозно-бумажный комбинат. Канада производит около 40% всей газетной бумаги в зарубежном мире.

Ведущая отрасль этой промышленности - текстильная. В мире сформировалось пять главных регионов развития этой отрасли: страны , Южной Азии, Россия, Европа и США, но соотношение между этими регионами изменилось. Если доля экономически развитых стран в мировом производстве тканей и одежды уменьшается, то значение стран Азии, особенно Китая, продолжает неуклонно расти. Быстро растет доля развивающихся стран, где легкая промышленность опирается на дешевую рабочую силу и экспортирует свою продукцию в США, страны Западной Европы, Россию. К таким странам относятся , Республика Корея, Индия, и другие. В экономически развитых странах Западной Европы многие текстильные районы находятся в упадке, поскольку многие государства с крушением колониализма потеряли рынки сбыта.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый

Обрабатывающая промышленность

ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - совокупность предприятий, для которых предметом труда служат продукты, произведенные (или добытые) другими предприятиями, в отличие от предприятий добывающей промышленности.

Так, предприятия обрабатывающей промышленности используют поставляемые добывающей промышленностью руды, известь, глину, асбест и т. д., продукты, производимые в сельском хозяйстве,- зерно, хлопок, фрукты и др.

На других предприятиях обрабатывающей промышленности, например в машиностроении, используется металл, производимый на предприятиях черной металлургии, лаки, краски, резинотехнические изделия, выпускаемые предприятиями химической промышленности, и т. д.

Обрабатывающая промышленность осуществляет также ремонт и реставрацию промышленных изделий.
Действующий общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства построен таким образом, что в каждой отрасли могут быть выделены предприятия, относящиеся к добывающей и отдельно - к обрабатывающей промышленности. К обрабатывающей промышленности относятся машиностроение, легкая, пищевая, химическая (без горно-химической), деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и другие отрасли промышленности.

В обрабатывающей промышленности создаются средства труда для всех отраслей материального производства, что в решающей степени определяет их технический уровень.

В обрабатывающей промышленности производится преобладающая часть предметов потребления для населения. В условиях интенсификации производства продукция обрабатывающей промышленности растет быстрее, чем добывающей.

Это объясняется улучшением использования добываемого сырья и топлива, снижением материалоемкости продукции промышленности. В 1981 - 1985 гг. продукция обрабатывающей промышленности возросла на 21 %, а добывающей - на 8 %.

Опережающие темпы роста обрабатывающей промышленности предусмотрены и в двенадцатой пятилетке: они составят 25-28 % при увеличении объема продукции топливно-сырьевых отраслей на 11 - 13 %.

Черная металлургия . Отличительная особенность этой отрасли в развитых странах состоит в уменьшении производства и потребления стали. Это объясняется, во-первых , прогрессивным процессом общего сокращения металлоемкости продукции, во-вторых , металлы активно вытесняются пластмассами, в-третьих , часть металлургии как недостаточно чистая, перемещается в страны третьего мира.

В России также пытаются сокращать металлоемкость продукции, но доля неметаллических конструкционных материалов в нашем машиностроении в 10 раз меньше, чем в США. Значительно меньше и доля лома в «передельной» металлургии.

Мировое производство стали, составляет около 800 млн. тонн в год. На развитые страны приходится примерно 80 % этого объема.

Главные производители стали:

1. Россия и страны СНГ (169 млн. тонн);

2. Япония (100 млн. тонн);

4. Германия.

Особое место в металлургическом производстве развитых стран занимают Канада, Австралия, ЮАР. За последние 20 лет их доля в выплавке стали, выросла с 5 % до 10 %. Доля этих стран в добыче железной руды составляет 65%, еще выше их доля в экспорте металлургического сырья.

Наиболее крупные по масштабам производства районы металлургии сформировались в США и Японии.

Особенность потоков импорта железной руды обусловили в западных странах и Японии рост приморской металлургии.

В развивающихся странах, крупнейшим производителем становится Бразилия, которая обогнала по объему производства Францию и Великобританию, а также Южная Корея, Тайвань, Индия. В перспективе – значение черной металлургии в развитых странах будет падать, а в развивающихся – расти. Усилится их специализация на выпуске качественных металлов и сложных видов проката, с передачей массовых сортаментов предприятиям развивающихся стран.

Цветная металлургия . В отрасли производится около 40 млн. тонн различных цветных металлов в год (их около 70). При этом на алюминий, медь, цинк, свинец приходится свыше 96 % этой величины и 3/4 ее стоимости.

Алюминий (производство составляет около 17 млн. тонн в год). Его производство представлено двумя территориально разорванными производственными звеньями. Первое из них – получение глинозема, география которого частично тяготеет к странам, добывающим бокситы. Это Австралия, Гвинея, Ямайка, страны СНГ, Бразилия, США. Второе – более энергоемкое, производство алюминия тяготеет к источникам дешевой электроэнергии. Производители алюминия – США, страны СНГ, Япония, Канада, Германия. За последние 20 лет в 25 раз выросло производство алюминия в развивающихся странах, особенно в Бразилии.

В производстве других цветных металлов большое значение имеет процесс обогащения руды (рафинирование), т.к. руды цветных металлов содержат очень небольшое количество металла (медь от 0,5 до 3 %). Рафинирование требует, как правило, больших затрат электроэнергии, поэтому часть добытой руды вывозится в страны с большими запасами электроэнергии. Крупнейшие производители рафинированной меди являются США, страны СНГ, Япония и Германия.


Для цветной металлургии развитых стран по сравнению с развивающимися странами, характерен ряд специфических черт:

–невысокая степень обеспеченности сырьем;

–большая и быстрорастущая доля вторичного сырья – металлолома;

–более полная структура отрасли; существенное место в ней занимает выплавка редких металлов;

–преобладание в структуре производственного цикла доли верхних и средних стадий, а нижние стадии переносятся в развивающиеся страны.

Машиностроение главная группа отраслей обрабатывающей промышленности мира. На машиностроение приходится 35 % стоимости мирового промышленного производства (в развитых странах – 35 – 40 %, в развивающихся странах – 15 – 20 %).

Доля развитых стран в машиностроении мира колеблется от 90 до 92
процентов. Доля машиностроения в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности в США, Японии и Германии – около 40 %, в малых развитых странах заметно ниже – 20 %. Это обусловлено усеченностью структуры отрасли. Исключение составляют Швеция и Швейцария с их традиционно развитым машиностроением, в большой степени ориентированным на экспорт. Промежуточное положение между крупными и малыми развитыми странами занимают Канада и Испания.

Из развивающихся стран машиностроение развито в большей степени в новых индустриальных странах, таких как Бразилия и Южная Корея.

В мировое машиностроение выделяют:

– общее машиностроение – около 35 – 37%;

– транспортное машиностроение – 33 – 35 %;

– электротехническое машиностроение, включая электронику 30-31 %.

Общее машиностроение – включает в себя станкостроение, производство всех видов инструментов и оборудования, а так же, сельскохозяйственных машин. В настоящее время начинает расти выпуск сельскохозяйственных машин и менее сложного оборудования в развивающихся странах. Развитые страны продолжают специализироваться на особо сложных видах машин.

В станкостроении мира лидируют: Германия – 25 %, Япония – 25 %, США – 11 %, Италия – 9 %, Швейцария – 8 %. На развивающиеся страны приходится всего 6 % от общего объема станкостроения мира.

Транспортное машиностроение. В последнее время, в большинстве развитых стран интенсивно развивается производство автомобилей, судов, самолетов и сокращается производство подвижного состава железнодорожного транспорта, которое перемещается в развивающиеся страны. Локомотивы начали выпускать такие страны, как Индия, Бразилия, Аргентина, Турция, а вагоны – Мексика, Египет, Иран, Таиланд, Чили, Колумбия и др.

В судостроении первое место по производству морских судов у Японии (8,2 млн.т.), на втором месте находится Южная Корея (3,6 млн.т.). Из 20 ведущих производителей судов в мире около 1/3 размещаются в НИС, таких как Южная Корея, Бразилия, Тайвань, Индия, Аргентина, Мексика. А в Великобритании, Швеции и Италии идет сокращение производства.

В автомобилестроении на первое место вышла Япония (9,9 млн. штук в год), США – 6,5 млн. штук в год, из них грузовых – 3,5 и 3,7, млн. штук. Ведущими производителями легковых автомобилей являются также Германия – 4,6 млн. штук, Франция – 3,2 млн. штук, Италия – 1,8 млн. штук, Испания – 1,6 млн. штук, Великобритания – 1,3 млн. штук, Южная Корея – 1 млн. штук в год.

Особое место в современных условиях занимает автосборка, которая широко распространена по всему миру. Практически половина развивающихся стран имеет автосборочные предприятия, получая комплектующие изделия и запасные части для автомобилей от крупнейших фирм-производителей развитых стран.

В странах СНГ производится 1,3 млн. штук легковых и 0,9 млн. штук грузовых автомобилей. Общей тенденцией является сдвиг производства низкой и средней сложности из развитых стран в развивающиеся страны. Опыт Японии может быть возможной моделью развития машиностроения в дальнейшем. Он заключается в постоянном усложнении машиностроительного производства, достижение в структурном и научно-техническом отношении высокого уровня, с последующей передачей производства низкой и средней сложности развивающимся странам.

Электротехника – в ней быстро развивается электронная индустрия, в которой выпускаются изделия промышленного, научного и военного назначения, ЭВМ, а также производство бытовых электроприборов, производство электроэнергетического и электроустановочного оборудования.

Электронная промышленность – состоит из двух подотраслей: военно-промышленной электроники и бытовой электроники. Первая – развивается в развитых странах, а вторая, требующая большого количества дешевой рабочей силы, – в развивающихся, особенно в НИС Юго-Восточной Азии. В США импорт бытовой техники составляет примерно 15-16 млрд. долларов в год.

Химическая промышленность развивалась в последние 20 лет под давлением энергетического кризиса и влиянием конкуренции химической промышленности нефтедобывающих стран. В Западной Европе, с одной стороны, произошло резкое сокращение ряда производств, прежде всего выпуска азотных удобрений и химических волокон, а с другой – резкое усиление концентрации производства, сопровождающееся ликвидацией маломощных и устаревших предприятий. Все это привело к значительному изменению территориально-отраслевой структуры химической промышленности. Перестройка выразилась главным образом в усилении значения наиболее крупных центров нефтехимического производства и других крупнотоннажных баз производства. Наряду с этим продолжалось создание мелких производств наукоемких отраслей, особенно фармацевтики, в районах, хорошо обеспеченных рабочей силой.

В целом, развитые страны специализируются на новейших, наукоемких видах продукции химической отрасли.



Последние материалы сайта