Ли душа 40 дней. Как душа умершего прощается с родными и когда уходит из тела. Как относиться верующему к смерти

04.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Содержание

Даже завзятые материалисты хотят знать, что случается после смерти с близким родственником, как душа умершего прощается с родными и должны ли живые помогать ей. Во всех религиях есть поверья, привязанные к погребению, похороны могут проводиться по разным традициям, но суть остается общей - уважение, почитание и забота о потустороннем пути человека. Многие задаются вопросом, видят ли нас умершие родственники. В науке нет ответа, но народные поверья, традиции изобилуют советами.

Где находится душа после смерти

Веками человечество пыталось понять, что происходит после кончины, можно ли связаться с загробным миром. Различные традиции дают разные ответы на вопрос, видит ли душа умершего человека своих близких. Некоторые религии рассказывают о рае, чистилище и аде, однако средневековые воззрения, по мнению современных экстрасенсов и религиоведов, не соответствуют действительности. Не существует огня, котлов и чертей - только мытарство, если близкие отказываются вспоминать умершего добрым словом, а если близкие помнят усопших - они пребывают в мире.

Сколько дней после смерти душа находится дома

Родственники умерших близких задаются вопросом: может ли душа умершего приходить домой, где она находится после похорон. Считается, что в течение первых семи-девяти дней преставившийся приходит прощаться с домом, с семьей, земным бытием. Души покойных родных приходят в то место, которое считают по-настоящему своим - даже если произошел несчастный случай, гибель была далеко от родного дома.

Что происходит через 9 дней

Если брать христианскую традицию, то души пребывают в этом мире до девятого дня. Молитвы помогают покидать землю легко, безболезненно, не заблудиться по дороге. Ощущение присутствия души особенно чувствуется в эти девять суток, после чего поминают умершего, благословляя его на окончательный сорокадневный путь на Небеса. Горе подталкивает близких выяснять, как пообщаться с умершим родственником, но в этот период лучше не мешать, чтобы дух не испытывал растерянности.

Через 40 дней

Спустя этот период дух окончательно покидает тело, чтобы больше не возвращаться - плоть остается кладбищу, а духовная составляющая очищается. Считается, что на 40 день душа прощается с близкими, но не забывает о них - небесное пребывание не мешает умершим следить за тем, что происходит в жизни родственников, друзей на земле. Сороковым днем отмечены вторые поминки, которые уже могут происходить с посещением могилы преставившегося. Нельзя чрезмерно часто приходить на кладбище - это тревожит похороненного.

Что видит душа после смерти

Околосмертный опыт многих людей дает исчерпывающее, подробное описание того, что ждет каждого из нас в конце пути. Хотя ученые подвергают свидетельства переживших клиническую смерть сомнению, делая выводы о гипоксии мозга, галлюцинациях, выбросе гормонов - впечатления слишком похожие у совершенно разных людей, непохожих ни по вероисповеданию, ни по культурному фону (поверьям, обычаям, традициям). Находятся частые упоминания о следующих явлениях:

  1. Яркий свет, тоннель.
  2. Ощущение тепла, комфорта, безопасности.
  3. Нежелание вернуться.
  4. Встречи с родственниками, находящимися далеко - например, из больницы «заглядывали» в дом, квартиру.
  5. Собственное тело, манипуляции врачей видятся со стороны.

Когда задаются вопросом, как душа умершего прощается с родными, нужно иметь в виду степень близости. Если любовь между преставившимся и оставшимися в мире смертными была велика, то и после окончания жизненного пути связь сохранится, покойный может стать ангелом-хранителем для живых. Неприязнь смягчается после окончания мирского пути, но только если молиться, просить прощения у того, кто ушел навсегда.

Как покойники с нами прощаются

После кончины близкие не перестают любить нас. В течение первых дней они присутствуют совсем рядом, могут появляться во сне, разговаривать, давать советы - особенно часто приходят родители к своим детям. Всегда утвердителен ответ на вопрос, слышат ли нас умершие родственники - особая связь может сохраняться на долгие годы. Покойные прощаются с землей, но не говорят «прощай» близким, ведь из иного мира они продолжают наблюдать за ними. Живым следует не забывать о родственниках, поминать их каждый год, молиться за то, чтобы на том свете им было комфортно.

Как поговорить с умершим

Тревожить покойного без причины не следует. Их бытие разительно отличается от всех земных представлений о вечности. Каждая попытка связаться - это тревога и беспокойство для преставившегося. Как правило, покойные сами знают, когда их близким нужна помощь, могут явиться во сне или послать какую-либо подсказку. Если хотите поговорить с родственником, помолитесь за него и мысленно обратитесь с вопросом. Понимание того, как душа умершего человека прощается с родными, приносит облегчение оставшимся на земле.

Спрашивает: Елена

Отвечает: Редакция сайта

Что происходит с душой умершего любимого после 40 дня? Можно ли изменить его участь? До всеобщего воскрешения где находятся души? Правда ли, что они спят? Я молюсь о любимом каждый день. Могу ли я разговаривать с ним? Мне очень плохо без него. Его нет уже 4 месяца. Я люблю его и не хочу, чтобы наша связь порвалась, я знаю, что только через молитву могу помочь ему.


Уважаемая Елена!

Вне всякого сомнения, у всех людей будет жизнь после смерти. Какова будет ваша жизнь после смерти зависит от наших отношений с Богом сейчас. Иисус Христос сказал: »Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин 11.25-26).

Весь смысл благовестия Иисуса Христа заключается в том, что Он разрушил власть греха и смерти, потому что смерть есть следствие греха. Иисус говорит: «Я живу, и вы будете жить» (Ин 14.19). Воскресение — это надежда мира. Апостол Павел сказал: »Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа... чтобы познать Его и силу воскресения Его... чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп 3.8,10-11).

После смерти у нас будет не просто жизнь, но Бог даст нам новые тела, лучшие, чем те, которые мы имеем сейчас. Мы не станем бесплотными духами. Верующие во Христа приобретут тела, подобные воскресшему телу Иисуса (см. 1 Кор 15.35-49).

Библия говорит нам, что будет воскресение добра и воскресение зла. Одни воскреснут к прославлению, другие — к поруганию (см. Дан 12.2-3; Мф 25.46; Откр 20.11-15).

Те, кто жил для Бога, приобретут тело, подобное Иисусову — преображенное, прославленное тело — и будут жить с Ним в вечной славе. Те же, кто не жил для Него, пойдут в место наказания и мучений. Да, есть жизнь после смерти, но какова она будет — определится тем, как мы проводим дни в этой «жизни до жизни».

В последние несколько лет мы познакомились со многими случаями возвращения к жизни после короткого периода «клинической смерти». Некоторые люди видели небо, а некоторым было дозволено заглянуть в ад. Они видели существо, о котором полагают, что это был Бог. Они общались с Иисусом. Некоторые люди просили о возвращении в эту жизнь, и Он им позволил; некоторые просили остаться, но Он сказал им, что у них есть еще обязанности в этой жизни. Все они, получив подобный опыт, переменили свою жизнь, — и это однозначно свидетельствует о том, что жизнь после смерти есть. Конечно, это не абсолютное доказательство существования жизни после смерти, однако, подобный опыт говорит в пользу утверждений Св. Писания о продолжении жизни за гробом.

По церковному установление символики погребения и поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога — Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.

Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются «мытарствами» и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.

На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его получила награду райского блаженства.

Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.

Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.

Число сорок — знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.

В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.

Суд сорокового дня — суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.

Наиболее важным считается сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу.

После смерти человек уже не может молиться за себя, поэтому мы должны это делать за него. Очень полезны панихида и домашняя молитва об усопших, так же как и добрые дела, творимые в их воспоминание — милостыня или пожертвование на Церковь.

А для того, чтобы милостыня была угодна Богу, необходимо следовать некоторым поучениям:

Священное Писание учит нас: »Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3)

Преподобный Нил Синайский говорит: «Правильное упражнение в добродетелях доставляет блаженство на небесах, которого невозможно ни выразить словом, ни постичь умом, ни объять мыслью».

«Делающий что-либо доброе для получения славы от людей... пользуется уже здесь достаточной наградой, а там не получит никакого воздаяния за это дело» — говорит святитель Иоанн Златоуст.

«Если усвоишь какие-либо добродетели, не хвастай, не говори, то и то я сделал и исполнил. Такое хвастовство признак величайшего неразумия». Эти слова принадлежат преподобному Антонию Великому.

Но особенно полезно им — это поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. Именно поэтому в Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших.

Особенно хорошо говорит о том, что мы можем сделать для умерших, Архиепископ Иоанн (Максимович): «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба».

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).

Все люди нашей планеты знают, что каждому человеку отведено определённое количество лет, по завершению которых он покидает наш мир. Однако все люди не хотят наступления этого момента. Люди желают, как можно дольше жить и радоваться каждой минутой земного существования. Возникает большое количество вопросов, когда мы задумываемся о смерти. Что происходит с человеком, когда он умирает? Заканчивается ли существование человека после смерти либо имеет какое-то продолжение? Если жизнь продолжается, то в каком измерении? Что происходит с душой, когда она покидает тело человека? Где находится, душа на третий, девятый и сороковой день после смерти? Все эти и многие другие вопросы интересуют каждого человека.

Смерть человека — что это?

С биологической и физиологической точек мировоззрения, кончина человека — это абсолютная приостановка всех течений его жизнедеятельности. Это неконвертируемое событие, которое ни один человек из нас не сумеет обойти обходным путем. В период кончины у человека совершаются течения, наоборот пропорциональные его произведению. Разум невозвратимо рушится, утрачивая собственную работоспособность.

Куда уходят души умерших людей?


В наше время все учёные планеты хотят найти доказательства существования рая и ада. Они собирают все подтверждения, у людей, которые пережили клиническую смерть и возвратились назад на землю. Люди, которые при клинической смерти побывали в аду говорят, что их окружали демоны, змеи и очень неприятный запах. А люди, которым довелось посетить рай чувствовали своим телом воздушность, благовония и изобилие всех благ.

Что происходит с душой, когда человек умирает?

Имеется много обычаев которые необходимо выполнять после смерти человека.

Возникает несколько вопросов. С чем связаны такие традиции? Какие объяснения дают таким обрядам? Объяснения на эти вопросы имеются:

Священнослужители говорят, что после смерти, душа человека уходит из тела. В первый и во второй день она приобретает абсолютную независимость и способна навещая те места, что ей родственны. Душа отсоединяется от эфирного тела на третьи сутки. В этот день принято умершего придавать земле. После чего его душа направляется к Всевышнему Господу в сопровождении ангелов. Путешествие это совсем не из приятных — дорогу душе регулярно перегораживают демоны, которые демонстрируют душе её проступки и стараются её затянуть в преисподнюю. Ангелы которые её сопровождают стараются душу защитить и в противовес демонам демонстрируют хорошие поступки которые человек делал при жизни. Так же душе приходят на помощь молитвенные слова, что произносятся её родными и близкими на земле. В этот день после похорон принято устраивать первые поминки.

В течении шести последующих дней душе демонстрируют все блага и прелести рая и адские мучения ада. Душа безгрешная ликует, а греховная печалится от того, что напрасно прожила свою дольную жизнедеятельность в бесполезной суматохе и не побеспокоилась о своём небесном грядущем. Она рыдает и печалится, жалея о своём безнравственном земном существовании, и скорбит, чувствуя, что ей нет места в раю, а в преисподней оказаться нет желания. По истечению шести дней душа снова предстаёт пред Всевышним, после чего направляется исследовать ад. На девятый день происходит кончина астрального тела. Родные человека обязательно в этот день справляют поминальный обед.

На сороковые сутки после смерти душу человека определяют либо в рай, либо в ад. В этот день тоже принято поминать умершего и возносить молитву Всевышнему Господу о его душе. Такими действиями родные и близкие помогают душе миновать все нелёгкие испытания на её пути. В этот день ментальное тело человека умирает и его душа очищается и становится белой как снег. Душа в этот момент готова войти в круг перерождения.


Сорок дней – это непросто любое взятое число, оно связано с известными датами в Святом Писании. Рассмотрим несколько примеров:

На протяжении сорока суток Иисус Христос воздерживался от пищи в пустыне в тот момент, когда его соблазняли демоны;

Вместе со своими учениками Всевышний Бог находился на земле сорок дней после своего воскрешения;

В течении сорока дней находился на возвышенности Моисей перед тем как принял от Создателя Небесного святые скрижали.

От сюда сам по себе напрашивается вывод, что совсем не случайно справляют поминки умерших людей через сорок суток. Родные и близкие в этот день приходят в храм чтоб помолится за душу родного им человека и заказывают панихиды. Они молят Бога чтоб он смилостивился и помиловал душу усопшего. Это весьма значимое мероприятие, так как оно помогает решить куда будет отправлена душа в рай либо ад. Принято на третий, девятый и сороковой дни раздавать людям угощенья.

Так же можно заказывать в церкви за усопшего сорокаусты. Это церковное поминовение, которое происходит каждый день на протяжении всех сорока дней. Сорокаусты помогают душе очистится перед Всевышним на частном суде. В день, когда Господь Бог спустится на землю во второй раз в этот день и настанет Страшный суд. В этот день воскреснут все мёртвые и тогда решится в раю либо в аду будет находится человек вечно. По этой причине в момент, когда родные и близкие поминают и молятся за душу усопшего человека они помогают ей облегчить грядущее бесконечное существование.

Поминки 40 дней: что раздают людям?

По всем обрядам православных людей на сороковые сутки нужно взять все вещи умершего человека и отдать бедным людям. Обязательно необходимо их попросить, чтоб они вознесли молитву за душу усопшего. Такое мероприятие считается хорошим действием, и оно зачтётся при принятии решения, когда душа будет направляться в ад либо рай.

Некоторые вещи можно отдать своим близким. Себе оставляйте лишь то, что вам дорого как память об умершем. Вещи которые вам будут не нужны аккуратно сложите и отнесите в церковь, только не вздумайте их выбрасывать в бак с мусором.

Как считать 40 дней после смерти?

Первым днём смерти считается тот день, когда человек умер вне зависимости, когда это произошло поздно вечером или утром. Таким образом сороковой день смерти является сороковым днём с учётом того дня, когда человек скончался.

Правила проведения поминок на сороковой день


Именно на сороковой день душа умершего человека возвращается в родные стены и прибывает там на протяжении почти целого дня. После того как поминальный обед закончится душа покидает родной дом навсегда. Православные христиане считают если не проводить помины, то душа покойного родственника будет вечно прибывать в адских муках. По этой причине родные уделяют особое внимание проведению поминального обеда на сороковой день.

Вот несколько основных правил для проведения поминок:

Самое главное нужно молится не только в сороковой день, а и во все дни после смерти родственника. Своими молитвенными словами вы облегчаете участь своему усопшему родному человеку. Тем самым вы просите Всевышние силы поменять своё решение в хорошее русло проявив сострадание.

Вы можете во имя спасения души покойного отрешиться и от своего проступка. Например, если вы периодически употребляете спиртные напитки либо курите сигареты, то для очищения души усопшего перестаньте употреблять эти плохие пристрастья.

Естественно весьма важным считается само проведение поминального обеда на сороковой день. Те люди, которые пришли на поминки обязательно должны быть православными христианами. Так как если человек не верует в Всевышнего Господа, то он ничем не сможет помочь умершему человеку на том свете.

Не следует идти на поминки если вы намерены просто встретится с родными и близкими, ведь это не просто какой-то банкет.

Церковь категорически запрещает во время поминок распевать песни, танцевать и употреблять спиртные напитки. Каждый пришедший на поминальный обед человек должен понимать где он находится и исходя из этого вести себя подобающе.


Что готовят на помины сорокового дня?

Зачастую на стол ставят такие блюда:

На столе в первую очередь обязательно должна стоять кутья.

Всевозможные соленья (огурцы, помидоры, баклажаны и т.д.).

Бутерброды с колбасой и сыром либо со шпротами.

Салат из бурака с добавление чеснока и заправленный майонезом.

Салаты из овощей (огурец и капуста, винегрет либо помидор и огурец).

Скумбрия либо сельдь.

Мясной или крабовый салат.

Котлеты и картофель.

Голубцы либо фаршированный перец.

Заливное.

Духовые пирожки с фруктами (яблоки, сливы, вишни).

Из напитков можете приготовить компот с сухофруктов, клюквы, смородины и т. д.

Какую молитву читают на сороковой день смерти?


«О, блаженный страдалец Уаре прекрасный, ревностью по Иисусу Христу воспламеняем, Небесного Повелителя перед истязателем исповедал здесь, и о Нем сильно пострадал здесь, и в настоящее время Храм уважает тебя, как прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже подарил тебе счастья великого к Нему решительности, и в настоящее время возносишь молитву Ему с Ангелами, и в Вышних радуешься, и взираешь ясно Непорочную Троицу, и светом Безначального Блеска услаждаешься, воспомяни и наших сродников изнурение, скончавшихся в нечестии, возьми наши просьбы, и как Клеопатрин род неверный мольбами твоими от нескончаемых пыток высвободил здесь, так воспомяни елицы противобожне погребенье, погибшие некрещенными, потщися вымолить оным от нескончаемого мрака освобождение, да все неразделимыми губами и неразделимым душами хвалим Добросердечного Создателя в вежды столетий. Аминь».

Смерть неизбежное, безусловно печальное событие, доставляющее большое горе близким, друзьям умершего. В христианстве существует ряд специальных обычаев, помогающих душе умершего легче, быстрее перейти грань. Некоторые проводятся уже после похорон. Например, как пройдут 40 дней после смерти, и как поминать необходимо?

Почему именно 40 дней?

В христианстве смерть не является концом, завершением жизни. Она - грань, перейдя которую, человек оставит тело, душа его продолжает путь. Бессмертие души, возможность перерождаться, сохранить суть личности, возможно, некоторые воспоминания, собранные из разных прошлых жизней. Но душе нужна помощь живых, их молитвы, добрые слова.

Для христианства важнейший период - 40 дней. Ведь после смерти душа посещает любые места, людей, ей нужно попрощаться, подготовиться для перехода. И к 40 дню она готова проститься с прежней, земной жизнью, покинуть ее. - возможность родным попрощаться, проводить душу. Но как они собственно проводятся?


Разные семьи видят поминки по-своему. Кому-то важен богатый стол или количество гостей, другие считают, можно собраться скромно, зато больше вспоминать умершего. Священники же отвечают: душа уходит голой, босой, все материальные, денежные блага оставляет.

Как человек рождается, так потом и уходит. И богатый стол или список гостей уже неважны. Единственное, в чем реально нуждается душа каждого умершего - молитвы живых. Они подскажут дорогу, ободрят, напомнят о задаче. Ведь считается, души стремятся вернуться домой, к Богу, как некогда сделал это Иисус, когда вознесся спустя 40 дней после своего чудесного Воскрешения.

Христианские традиции, как следует поминать

Порядок проведения для поминок уже давно известен, ему уже тысячи лет, ведь умерших поминали еще с момента зарождения, развития христианства. Цель - помочь душе легче проститься, оставить прежнюю жизнь, найти покой, заодно познать небесное Царство.

Внешне поминки похожи на дружеские посиделки, когда близкие, друзья покойного собираются. Им нужно больше молиться, вспоминать какие-нибудь истории, где участвовал умерший. Ведь для христиан мертвые равны живым, после смерти они все равно остаются близкими. Важное правило, ставшее традицией: вспоминать только хорошее, подчеркивать добродетели покойного, совершенные им хорошие поступки. Пусть душе будет приятно, ведь она слышит обращения, молитвы.


Раньше поминки организовывались только дома, сейчас можно спокойно посидеть в ресторане или кафе. Конечно, течение поминального вечера не празднование юбилея или дружеские посиделки. Не будет танцев или смеха, обилия спиртного. Считается, сорок дней - последняя возможность родственникам, друзьям или коллегам попрощаться, пожелать умершему удачи, вспомнить его. Поэтому людей к 40 дням собирается обычно больше, чем на ранние, 9-ти дневные поминки. Организаторы заранее извещают всех желающих, если им умерший близок, важен, люди приходят.

На кладбище

Кроме поминального стола, нужно тем днем или позже посетить кладбище. Это неотъемлемая, обязательная часть у поминальных ритуалов. С собой каждый посетитель берет свечу, цветы. Только цветы обязательно парные, в букетах только четные числа. Считается, это символы жизни, смерти, которые теперь вместе. Жизнь передала умершего смерти. Принести свежих цветов, возложить их, поставить свечу - лучшая возможность поддержать, показать уважение перед умершим.

Посетители зажигают свои свечи, затем молятся. Специальные , посвященные умершим. Или постоять, молча, вспоминая товарища, родственника добрым словом. Кладбище требует тишины, уважения, нельзя устраивать шумные разговоры, спорить или ругаться, даже когда собрались не слишком ладящие между собой люди.


Ухаживать за свежей могилой - обязанности близких, друзей. Прибрать листья, траву, убрать лишний мусор. Оставить свечи. Известен обычай поминок уже на кладбище, когда достают водку, разливают, оставляя последний стакан с кусочком хлеба. Мол как знак поминания. Церковь решительно против таких «спиртовых поминок». Погибшему важны лишь молитвы, теплые воспоминания, хорошие слова.

Нельзя превращать кладбище в бар, а стаканы с хлебом наверху это недавний искусственный обычай. Его придумали люди с СССР, когда не поощрялась вера. Требовалось чем-то заменить христианские обычаи, вот придумали «людские проводы», когда поминки сопровождаются спиртным и иногда под конец застолья люди уже толком не помнят причину собрания.


Рыдать, стенать не стоит, в христианстве считается, слезы близких, их причитания мешают душе, отвлекают ее. Умерший возвращается, волнуясь за состояние родных. Пытается помочь. Почему известны истории об явлении погибшего кому-то во сне. Конечно, первые дни очень тяжелые для близких именно морально. Трудно осознавать факт потери, тяжело пережить это. Можно чаще собираться, не обязательно только к поминкам. Вместе легче переживается горе. Заодно поддержать семью. Умершему наоборот будет легче и приятнее видеть, как друзья рядом, поддерживают его родных.

Поминовение, сороковины, как проходят внутри церкви

Церковное поминовение - необходимая процедура, когда упоминается имя недавно умершего. Священники просят душе покоя, быстрее отыскать дорогу, спастись. Обряд проведут, как только родственники отдадут специальную записку с заголовком: «Об упокоении». Важно: упоминать там можно всех, кто проходил когда-то крещение.

Пожертвования не обязательны, это добрая воля. Лучшим пожертвованием станет специальная свеча, поставленная за покойника. Нужно в день установления такой свечи заодно помолиться, чтобы Всевышний услышал, простил все свершенные грехи, ошибки покойного, был милостив.


Важно: нельзя как-то «переносить» поминки, делая их раньше, чем пройдет установленные 40 дней. Притом, это все дни, ведь покойник не прощается по банковскому графику, когда считаются только рабочие дни.

Можно для крайнего, непредвиденного случая сделать позже, но раньше нельзя. Обязательно высчитать 40 полных, прошедших дней. Кроме церковного поминовения, поминального стола нужно еще раздать милостыню.

Организация для поминального стола

Целью такого поминального обеда - умерший. Собираются лишь близкие, родные ему люди, кто любил его, ценил и хочет искренне попрощаться, заодно поддержать родных, поблагодарить организаторов. Поэтому незачем устраивать роскошные обеды, желая удивить гостей обилием блюд или изысканностью деликатесов. Главное тут - не количество, качество пищи, а возможность собраться, посидеть вместе, объединиться.


Важно: не увлекаться спиртными напитками, из блюд лишь простые, без больших, неоправданных финансовых вложений. Лучше излишек денег отдать близким умершего как безвозмездную помощь, ведь похороны сейчас обходятся прилично. Или раздать нищим.

За столом стараться сохранить доброжелательную, мирную обстановку. Иногда смерть сближает людей, кто ранее не слишком хорошо ладили между собой и неожиданная встреча вполне может спровоцировать конфликты. Главное помнить задачу поминального собрания. Забыть, хотя бы временно, все ссоры, конфликты, не выполненные обещания.

Иногда организовывать именно поминальный стол нет возможности. Церковь напоминает: как пройдет полных 40 дней с момента похорон, обязательна молитва, церковное поминовение. А поминальный стол можно переносить на более приемлемое, удобное время. Заодно больше людей, желающих посетить поминки соберутся. Важно не пропустить день для специальных молитв, чтобы проводить покойника.

Основные блюда у поминального стола

Что готовить? Хороший вопрос. Основной приоритет будет за постными, простыми блюдами, а во главе у стола поставить кутью. Это зерновая каша, куда добавляют мед, орехи, также изюм. Блюдо - символ для последующего возрождения души, символ всех ожидаемых умершего благ его вечной жизни. Кутью готовят уже тысячелетия.

Состав остального меню будет конечно зависеть от вкусов, предпочтений семьи, принятых обычаев. В традициях: , пирожки, разные каши, щи с киселем. Можно и закуски: салаты, также овощная или мясная нарезки. Первые блюда: любимый борщ или лапша, можно свекольник. Гарниры: гречневая каша или плов, можно пюре. Церковь советует вовсе исключить спиртное, или хотя бы ограничить.


Когда поминки совпадают с каким-нибудь постом, мясо легко меняется на рыбу. Салат - винегрет. К ним хорошо пойдут грибы с овощами, фрукты. Главное для поминального стола - накормить присутствующих, подкрепить силы, чтобы больше молиться потом за покойника, делаться воспоминаниями.

Конечно, поминки не обойдутся и без отдельной, поминальной речи. Можно пригласить профессионального ведущего, он подскажет, поможет нормально распределить выступления. Когда ведущего нет, роль организатора берет кто-то из родни.

После его смерти. Многие религии утверждают, что дух вечен и незрим. В христианстве важными датами являются 3 день, 9 день, 40 день после смерти. Они несут в себе определенное сакральное значение.

После оставления тела душа 40 дней после смерти ещё тесно связана с миром живых. Часто случается, что даже после похорон умершего в доме ощущается чье-то незримое присутствие. С этим также связан обычай прикрывать зеркала, так как отсутствие собственного отражения сильно действует на душу. Некоторые поверья утверждают, что она может даже заблудиться в них. Поэтому в период 40 дней после смерти зеркала в доме покойного должны быть завешены. В христианстве данный обычай считается суеверием.

Согласно православию, душа умершего человека три первых дня пользуется практически полной свободой. Она сохраняет знания из своей земной жизни, а также многие чувства: привязанности, страхи, надежды, чувство стыда и стремление окончить незавершенные дела. В это время душа по собственному желанию может находиться там, где ей хочется.

Принято считать, что первые три дня дух находится рядом с телом или близкими людьми, либо в местах, которые были дороги и важны для человека при жизни. Именно поэтому не следует устраивать очень больших истерик и лить много слез. Ведь душа ещё не привыкла к своему новому плану существования, а дополнительный психологический груз от безутешных родственников только усугубит её состояние. По истечении этого срока дух утрачивает свободу и забирается ангелами на высшие планы бытия. Поэтому на 3 день необходимо провести панихиду.

Далее душе показывается то, что принято считать раем, чтобы она получила представление о нем. Она также встречается с Богом и с душами святых и праведников. Здесь у духа начинаются первые терзания из-за страха не попасть на высшие планы бытия. Данное путешествие длится шесть дней. Поэтому на девятый день также заказывают панихиду и проводят поминки.

Дальше начинаются мытарства. Они представляют собой испытания и препятствия, в которых от самого духа ничего уже не зависит. В период 40 дней после смерти определяется, в аду или в раю будет находиться душа человека до наступления Страшного Суда, где будет приниматься окончательное решение о её судьбе.

Во время мытарств измеряется соотношение положительных и отрицательных поступков, слов и даже мыслей за время земного существования. После своей смерти человек уже не в состоянии повлиять на них. Мытарства по своей сути являются судебными прениями между ангелами и бесами, выступающими, соответственно, адвокатами и обвинителями человека.

Период 40 дней после смерти важен ещё тем, что после прохождения мытарств душа опускается на нижние планы бытия, или в ад. Там ей показываются разнообразные ужасы и мучения грешников. По окончании сорокадневного периода дух снова предстает перед Богом, который решает его судьбу до Страшного Суда. Поэтому, по истечении 40 дней после смерти поминки и панихида также проводятся, как и после трех и девяти дней. Сороковой день воспринимается христианством и другими религиями как ключевой рубеж для души, после которого она окончательно утрачивает связь с миром живых.



Последние материалы сайта