Русские скинхеды. Кто такие скинхеды: неонацисты или подростковая субкультура. Скинхеды в Беларуси

14.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Их действия находят осуждение общества во всем мире. Их боятся и презирают, называют «убийцами демократии» и «нацистскими ублюдками». Их судят и сажают за убийства. О них снято множество передач и написано бесчисленное количество книг. Скинхеды – кто они? Попробуем разобраться подробно.

История возникновения скинхедов

Прежде всего, давайте обозначим один момент. Скинхеды – это субкультура. Да-да, такая же субкультура, как и панк-движение, готы, эмо и так далее. Но не стоит путать «скинов» со всеми остальными. Субкультура скинхедов радикально отличается от любой другой культуры, возникшей под влиянием музыки. Началось все, конечно же, в Англии, в старом добром Лондоне. Что и неудивительно – спокойные и надменные англичане славятся умением основывать дикие и буйные молодежные течения. Может быть, им просто надоело быть чопорными и холодными? Кто знает. Но это неважно. Итак, движение скинхедов (skinheads, кожаные головы – англ.) взяло старт с 60-х годов двадцатого века в бедных рабочих кварталах. И произошло оно от очень популярного движения модов (modernist, или, как их еще называли, стиляги), движения teddy boys (а по-русски гопников) и футбольных хулиганов. Носили они тяжелые строительные ботинки, тяжелые куртки докеров - донки, армейские футболки да джинсы на подтяжках. Ничего не напоминает? Совершенно верно, стиль одежды современного скина сформировался на заре движения. Это была типичная одежда лондонского работяги, зарабатывавшего свой хлеб тяжелым физическим трудом. Бритая голова – классический опознавательный знак скина – служила защитой от лишней грязи и пыли, скапливающейся в доках, а также вредных насекомых типа вшей. Вообще головы часто не брили, а лишь подстригали под «ежик». Прозвище «бритоголовый» в те времена было обидным, унизительным, так обзывали работяг.

Первые скины уважали (!) чернокожих и мулатов. Неудивительно – среди рабочих того времени было много иммигрантов. Скины и приезжие с Ямайки имели общие взгляды, слушали одинаковую музыку, в частности рэггей и ска. Очень большое влияние на скин-движение оказало течение футбольных хулиганов. Во многом именно ему скины обязаны курткам-бомберам, которые позволяли легко выскользнуть из рук соперника при уличной потасовке, бритой голове, благодаря которой хулигана невозможно было схватить за волосы. Конечно же, у скин-молодежи была куча неприятностей с полицией. Что характерно, в движении участвовали как парни, так и девушки. Не лишним будет отметить, что, как и все футбольные фанаты, скинхеды любили проводить время в пабе за кружечкой пенного.

Но время идет, люди взрослеют, и первая волна скинов к началу 70-х пошла на убыль. Бритоголовые начали обзаводиться семьями и потихоньку забывать о прежнем буйном образе жизни. Однако ничего не проходит бесследно, и вот Англия уже взрывается волной дикой и агрессивной музыки – панк рока. Этот стиль идеально подошел рабочей молодежи, искавшей для своего движения более жесткую музыку. Появился стрит панк – отличное решение для скинов, которому с легкой руки одного английского газетного писаки было привито название «Oi!». Стиль отличался от панка – это были классические гитарные риффы, наложенные на отчетливо слышимую линию бас-гитары и барабанов. Припевы были похожи на крики фанатов на трибунах (привет хулиганам!). С музыкой пришли и дополнения к одежде – скины второй волны стали чаще носить армейские футболки. Все это было чуждо старым скинам, которые роптали на молодежь 70-х за их музыку и одежду. В то время среди скинхедов первой волны бытовал лозунг «оставайся верным 69-му». Считается, что именно на 1969 год пришелся пик популярности скинхед движения. Итак, английская молодежь все больше начала увлекаться панк музыкой, а рабочий класс получил собственное движение. Так как собственный музыкальный стиль и стиль одежды у скинов уже был, их взгляды обратились к политике. Многие скинхеды стали поддерживать борьбу правых партий, вливаясь в британский неофашизм, а другие отстаивали идеи левых, пропагандируя рабочий класс и идеи коммунизма. В основном, левыми были скины первой волны, которые противились расизму. Существовали и аполитичные группы, предпочитающие свою субкультурную политику.

Толчком к развитию наци-скинхед движения, то есть скинов, как они выглядят сейчас, послужил переход панк группы Skrewdriver от стрит панка непосредственно к скинхед музыке. Это был первый стрит панк коллектив, публично заявивший о своих неонацистских взглядах. Они выступали против коммунизма и симпатизировали «Национальному фронту». К концу 70-х правое движение усилилось, и на улицах Лондона появился скинхед-расист. Это нужно было видеть! Все СМИ били тревогу, английское общество, еще не опомнившись от Второй Мировой, с ужасом смотрело на любого бритоголового, видя в нем фашиста. Заблуждение о «расистской» природе каждого скина усиливали Национальный Фронт и группа Skrewdriver. Политики умело поливали скинов терминами фашизм и расизм. Такие действия возымели результат – к скинхедам начали относиться в высшей степени негативно.

Наконец, к середине 90-х формируется третья волна скинхедов. 17-18 – летние панки сбривают свои ирокезы и вливаются в ряды скинов. Возрождаются старые скин- идеи и в большинстве стран Европы и Запада формируются классические скинхед-группировки. Теперь это в основном смесь классических футбольных хулиганов и хардкор-панк скинов. В России, к сожалению, 99 процентов скинхедов являются сторонниками неонацистских взглядов. У современного русского общества твердо бытует мнение о том, что любой скинхед – это расист.


История возникновения скинхедов

Стиль одежды скинхедов

Как выделить в толпе представителя той или иной субкультуры? Конечно, по его (ее) одежде. Скинхеды – не исключение. Их атрибутика и одежда отличается от общей моды, и, по большей части, унифицирована. Рассмотрим общий внешний вид современного скина. Ограничимся российскими скинхедами как наиболее знакомым нам течением – вид русского скина почти не отличается от западного, отличие лишь в нацистской символике, применяемой нашими скинами.

Итак, одежда. «Униформа» скинхедов взята у самых истоков движения, а именно у лондонских портовых рабочих. Это тяжелые ботинки, камуфляжные штаны и футболки. Классический вид скина – это черный «бомбер» (широкая тяжелая куртка), синие либо черные джинсы с подвернутыми штанинами, подтяжки и черные «берцы». Естественно, выбритая до блеска голова. Идеал обуви для скина – это так называемые «гриндера» (ботинки Grinders). Однако стоят они недешево, поэтому в основном ограничиваются военной обувью. Шнурки – отдельная тема в экипировке скина. По цвету шнурков можно определить его принадлежность к той или иной группе движения. Например, белые шнурки носят те, кто убил или участвовал в убийстве «нерусского» человека, красные – антифа, коричневые – неонацисты. Можно, конечно, носить шнурки любой расцветки, не относясь к той или иной группе, но в таком случае скинам, чтущим традиции, на глаза лучше не попадаться. Вообще, одежда скинхеда очень практична – она помогает защититься в драке и существенно утяжеляет удары. Этой же цели служат и атрибуты – металлические цепи, карабины и так далее. Некоторые скины любят нашивки в виде немецких крестов, свастик и тому подобное. Правда, используют их очень редко, ведь в таком случае скин становится легкой добычей милиции, обнаруживая свои ультраправые взгляды.

Многие скинхеды любят татуировки. Их обычно наносят на закрытые части тела, которые не видно под курткой на улице, поскольку по ним легко обнаружить сторонника движения. Тематика тату в основном однообразна – это политические ультраправые лозунги, символы свастики, немецкий и кельтский кресты, изображения самих скинов в различных позах, различные надписи типа “Skinhead”, “White Power”, “Working class”, “National Front” и так далее. За такие татуировки скинхеды часто подвергаются преследованию и насилию со стороны правоохранительных органов, так как они прямо кричат о нацистских убеждениях, поэтому некоторые предпочитают наносить менее очевидные изображения вроде языческих богов, оружия, зверей и так далее. Часто накалывают буквенные шифры, например, «88», «14/88», «18». Здесь цифра обозначает порядковый номер буквы в латинском алфавите, то есть 88 - Heil Hitler, 18 - Adolf Hitler. 14 – это не буквенный шифр, это 14 слов девиза Белой Борьбы, сформулированного одним из идеологов движения скинхедов Дэвидом Лейном, пожизненно сидящим в закрытой американской тюрьме: “we must secure the existence of our people and a future for white children” (“мы должны защищать настоящее наших людей и будущее наших белых детей”). Часто встречаются сдвоенные руны в молнии «зиг» (SS), руна «отал» и другие рунические комбинации.

Таков стиль современного скинхеда. Конечно, не стоит считать, что он типичен для всех – многие скины сегодня одеваются как и большинство обыкновенных людей, поскольку так их труднее вычислить. Подлинная скиновская одежда – дань традициям движения.


Стиль одежды скинхедов

Идеология скинхедов

Вот и добрались до главного. Идеология движения скинхедов. Поскольку пропаганда наци-скинхедов и идеологии расового превосходства сделали свое дело, в интернете сегодня сложно найти идеологию истинных, «классических» скинов. Попытаемся исправить этот недостаток и открыть читателю глаза на истинное положение вещей. Для удобства разделим скин движение на три основных течения – классические скинхеды, наци скинхеды и красные скинхеды.

Поехали. Классические скинхеды. Стояли у истоков всего движения, поэтому являются заслуженными ветеранами. Их идеология – противопоставление простого рабочего класса буржуазии, противостояние молодежи родителям. Это отпор власти над бедными и родительским запретам. Это гордость за простых работяг и ненависть к богачам. Классические скины аполитичны. Они пьют пиво и любят футбол – дань футбольным хулиганам, которые оказали серьезное влияние на течение. Ни один классический скинхед не обойдется без хорошей драки – опять же заметно влияние хулиганов. Собственно, больше про это течение сказать ничего особенного нельзя. Любят музыку ска, рэггей, Oi! и так далее.

Наци-скины. А вот здесь есть на чём остановиться: скинхеды-расисты – бич современного общества. Они постоянно устраивают драки, избиения иностранных граждан, акции протеста. Их арестовывают, осуждают, сажают, но они остаются верными своим идеалам. Идея проста – превосходство белой расы и очистка страны от чужеродных элементов. Пользуясь народной неприязнью к иностранцам, скинхеды часто вербуют в свои ряды внушительное количество молодых людей. В России наци-скинхед движение популярно до безобразия. В последнее время дело дошло до того, что иностранцы просто боятся находиться в стране и предпочитают жить там, где проблема нацизма не так обострена. С одной стороны, идеология нацистов кажется жестокой и антигуманной. Действия скинов находят огромный резонанс в современном обществе – их ненавидят, презирают, пытаются отловить и наказать. Убийства людей, конечно, не самый хороший поступок. С другой стороны, нельзя не заметить, что поступки скинхедов возымели действие – иностранцы чувствуют себя в стране не так свободно, как раньше. Объективно можно сказать, что скинхеды – это способ защиты общества от излишне обнаглевших иммигрантов. Правда, жаль, что убийства чернокожих и других граждан зачастую неоправданны и не несут характер возмездия, который можно было бы объяснить. Акции русских скинов – это обычно нападение на ни в чем неповинных чернокожих студентов, предпринимателей и так далее.

Наци-скины делятся на две группы – это рядовые скины и идейные руководители. Первые, соответственно, участвуют в потасовках и акциях, играют исполнительную роль. Вторые же занимаются политической стороной вопроса, продвигают идеи нацизма в общество, планируют акции и так далее. Их сфера – борьба за власть в стране. Теоретически победа таких руководителей на политической арене должна означать мирное, политическое урегулирование вопроса возрастающего числа иммигрантов. Согласитесь, патриотизм не чужд ни одному из нас, и не хочется в один прекрасный день проснуться уже не в своей стране. Многие скинхеды следуют течению стрейт-эдж (straight edge с английского - «чёткая грань», сокращённо sXe), то есть ведут здоровый образ жизни. Такое поведение, несомненно, облагораживает скина, так обильно политого грязью современными СМИ и политиками. Впрочем, как относиться к националистам - вопрос спорный, в их движении присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны. Решение должен принять каждый сам для себя.

И, наконец, антифа. Красные скины, рэдскинс, как их еще называют. На каждое действие найдется свое противодействие, как говаривал дядюшка Ньютон. Сторонники красного движения выступают против расовых предрассудков и продвигают левосторонние взгляды – коммунизм, классовую борьбу, «фабрики - рабочим» и так далее. Существует два движения антифа: S.H.A.R.P. (SkinHeads Against Racial Prejudice) и R.A.S.H. (Red and Anarchist SkinHeads). Помимо «левых» взглядов, антифа обладают еще одной особенностью. Они ненавидят скинов и проводят акции, направленные на их подавление. Драки между скинхедами и антифа – не редкость сегодня. И опять же, спорный вопрос, как относиться к антифашистам современному человеку. С одной стороны, противодействие расовым убийствам – это, конечно, хорошо. С другой – борьба методами противника бессмысленна. Можно сказать, что антифа создают столько же проблем, сколько создают скинхеды. Более того, борьба рэдскинов подобна открытию «второго фронта» во время Второй Мировой – поздно и малорезультативно. Скинхеды успевают отбивать атаки антифа и планировать собственные расистские акции. Борьба с незаконной деятельностью должна проводиться органами правопорядка, а не группой молодежи, настроенной столь же агрессивно, как и нацисты.

Таковы направления скин движения. Нюансов в них огромное количество, и спорить по каждому вопросу можно бесконечно много.


Идеология скинхедов

Заключение

Свастика на рукаве, бритый череп, внушительные «берцы», черный бомбер и угрожающий взгляд. Скинхед? Как теперь понимаем, стереотип. Скинхед-движение изначально пропагандировало прямо противоположные современным наци понятия. Тем не менее, наци-скинхеды состоялись как независимое движение и обзавелись собственной музыкой и взглядами, положенными каждой субкультуре. Вопрос отношения к ним, безусловно, спорный. Но действия их, вне всякого сомнения, противозаконны и неэтичны. Возможно, методику борьбы против чужеродных элементов скины в ближайшее время поменяют. Что же касается России, современное общество в большинстве своем выражает негатив в отношении русских скинхедов. Что не мешает им практически безнаказанно проводить свои акции по уничтожению и унижению «небелых» рас.

И вот теперь, когда вы прочитали эту статью, я попрошу вас ответить на один вопрос. Итак, как вы теперь думаете, так кто же такие скинхеды: неонацисты, или обыкновенная подростковая субкультура?



стр No
Число скинхедов в России растет, и они становятся все более жестокими
Возможно, движение скинхедов и зародилось в Великобритании, но сегодня самых больших масштабов оно достигло в России. И это несмотря на то, что фашизм в России осуждается как зло, ведь нация понесла огромные потери в борьбе с фашизмом.

В российском обществе создались условия, которые способствуют всплескам агрессии со стороны скинхедов: бедность, чувство унижения после распада Советского Союза и гнев в связи с атаками чеченских сепаратистов. Число российских скинхедов растет, и они становятся более организованными и жестокими.

Сегодня в России проживает половина от числа скинхедов в мире. Их идеология – уникальная смесь неонацизма и неистового русского национализма. Российские скинхеды – самые безжалостные, известно, что они устраивают жестокие избиения людей нерусской национальности, причем даже детей, и порой эти нападения приводят к смертельным исходам.

В 2004 году в России по расистским мотивам было убито 44 человека, что в два раза больше, чем в 2003 году, говорят правозащитники. На людей нерусской национальности нападали скинхеды, выкрикивающие неонацистские или националистические лозунги. Они редко стреляют в свои жертвы, предпочитая наносить удары ножом или забивать свои жертвы до смерти с помощью цепей или нунчаков. Удача всегда на стороне скинхедов, так как обычно они атакуют группой не меньше трех человек и стараются выбрать жертву послабее. В начале 90-х годов в России насчитывалось около десятка скинхедов, а сегодня их уже 60 тысяч.

Московское бюро прав человека опубликовало доклад на тему "Как успокоить возрождение неонацизма в стране, которая разгромила фашизм". Доклад проливает свет на темные стороны российского общества, которых, как уверяют власти, на самом деле не существует.

"Сегодня в России как минимум 50 тысяч скинхедов, в то время как в остальном мире, включая Америку, Европу и другие страны, лишь 70 тысяч", – говорит автор доклада Семен Чарный. Он считает, что реальная цифра может быть еще выше, так как неонацистские группы стараются хранить в тайне данные о своей численности.

По мнению экспертов, если не предпринять мер по борьбе со скинхедами, через несколько лет число "бритоголовых" в России вырастет до 100 тысяч человек. В Москве сейчас действуют группировки "Скинлегион", "Русский филиал B&H" (Blood&Honor – запрещенная в Германии нацистская организация. – Прим. ред.) и "Объединенные бригады-88" (8 – порядковый номер буквы h в латинском алфавите, и 88 означает начальные буквы приветствия "Хайль Гитлер!"). Число скинхедов в Москве оценивается в 10 тысяч, в Санкт-Петербурге – в 5 тысяч.

Они не пьют водку (напиток арийцев – пиво), не употребляют наркотики, не совершают мелких правонарушений (только убийства и насилие), они должны хорошо знать русскую культуру и быть способными выдержать поединок в течение 15 минут. Скинхеды охотно принимают в свои ряды девушек, которые часто помогают им наметить себе жертву без привлечения внимания публики.

Прежде всего скинхедов объединяет ненависть к иностранцам, особенно к кавказцам, азиатам и чернокожим. Осужденный скинхед Семен Токмаков, который семь лет назад жестоко избил темнокожего американского морского пехотинца, выражает мнение, типичное для многих его единомышленников: "Почему они (иностранцы) все едут сюда? Они не приносят сюда ничего хорошего, кроме наркотиков и СПИДа, и каждый день они пристают к нашим женщинам".

Скинхеды не делают больших различий между детьми и взрослыми, молодежью и стариками. Так, в прошлом году в Санкт-Петербурге они убили девятилетнюю таджикскую девочку Хуршиду Султанову на глазах ее отца. Ей нанесли 11 ударов ножом. Когда его спросили, сожалеет ли он о гибели таджикской девочки, Токмаков ответил, не моргнув глазом: "А разве вы жалеете убитого таракана?"

В последние годы методы скинхедов еще более ужесточились. "Сейчас они используют заточки и ножи, и все чаще их атаки заканчиваются убийством, – сказал в интервью газете "Аргументы и факты" эксперт по скинхедам Сергей Беликов. – Раньше существовало неписаное правило: не трогать детей и стариков, сейчас этого нет. Первую волну скинхедов начала 90-х можно было назвать обычными хулиганами. Сегодняшнее поколение все больше напоминает профессиональных убийц".

Среди многих скинхедов пользуется авторитетом Александр Сухаревский, лидер правой Национальной народной партии, которая раскололась на две группы с тем же названием. Члены партии пользуются нацистским салютом и носят на руке черную повязку с изображением свастики.

Сухаревский проповедует политику расовой нетерпимости, утверждая, что существованию белой расы угрожают другие расы. Он признает, что его движение процветает, и этому во многом способствует изобилие социальных проблем в современной России.

"Новички приходят сюда сами, как мотыльки слетаются на свет, – говорит Сухаревский. – Они очень беззащитные, эти скинхеды, большинство из них – из бедных семей, они – продукт болезней общества. Нам приходится воспитывать их, как это делают отец и мать, потому что никто никогда ничему их не учил. Они – будущее нашей страны".

Сухаревский – ярый антисемит. Он жалеет, что Гитлеру не удалось "освободить Россию от ига евреев". По мнению экспертов, расцвету скинхедов способствует культура, при которой на прилавках в изобилии можно найти нацистскую литературу. Любимые приветствия скинхедов – это "Хайль Гитлер!" или "Хайль Россия!", а любимые лозунги – "Русские, вперед!" и "Россия для русских!".

Не все скинхеды следуют провозглашенному среди них правилу не пить водку, многие из них любят пиво. Так как у них обычно нет денег на развлечения, скинхеды предпочитают проводить время на квартире кого-нибудь из них или в заброшенных зданиях на окраинах больших российских городов. Некоторые эксперты утверждают, что иногда скинхеды становятся футбольными хулиганами, и их любимые команды – ЦСКА и московский "Спартак". Эта теория набрала вес в 2002 году: тогда российская футбольная сборная проиграла Японии на чемпионате мира и в центре Москвы начались беспорядки с поджогами машин и избиением прохожих. Многие считают, что эти беспорядки были заранее спланированы скинхедами.

Есть мнение, что проблема скинхедов – это следствие болезни российского общества. Алла Гербер, глава фонда Холокоста, считает, что проблема вышла из-под контроля: "Общество больно ксенофобией, которая, как рак, распространяется по стране". Она говорит о том, что 28% взрослых россиян хотели бы устроить специальные поселения для евреев, и еще 48% являются сторонниками ограничения прав национальных меньшинств.

Руководитель Московского бюро прав человека Александр Брод считает, что почти две трети населения России разделяют мнение, что "Россия – для русских, а все беды – от иностранцев".

20 апреля, в день рожденья Гитлера, напряженность в российском обществе усиливается, так как скинхеды обещают отметить эту дату "убийствами африканцев и азиатов". Правозащитная группа "Сова" сообщает, что только в прошлом году скинхедами были атакованы граждане 24 стран.

"Как правило, такие преступления имеют общие характеристики: жертвами становятся люди неславянской национальности. Обычно их атакует группа подростков из пяти человек или более. Подростки пинают свою жертву, избивают бейсбольными битами, а если атакующих меньше пяти, то они наверняка нанесут своей жертве ножевые ранения".

Сегодня скинхеды стали также избирать своей мишенью активистов правозащитного движения.

В июне прошлого года скинхеды убили Николая Гиренко, одного из ведущих экспертов правозащитного движения. Очевидно, они намеревались наказать правозащитника за участие в процессах против скинхедов в Москве и Санкт-Петербурге. Его застрелили из обреза через дверь собственной квартиры в Санкт-Петербурге. Ответственность за убийство взяла на себя группа правого толка под названием "Русская республика".

Среди жертв скинхедов – люди самых разных национальностей. В сентябре прошлого года в Санкт-Петербурге скинхеды убили двух девочек – таджикских цыганок в возрасте пяти и шести лет, а в октябре от рук скинхедов погиб двадцатилетний вьетнамский студент. Один из участников убийства девочек заявил, что они хотели "очистить свою землю от цыган". Суд приговорил убийц к десяти годам тюремного заключения.

В январе этого года в Москве были совершены нападения на нескольких евреев, а также осквернено еврейское кладбище. Также в январе в Москве был зарезан мужчина кавказской национальности, а в российской провинции убит узбек.

Многие скинхеды говорят, что они прибегают к насилию от скуки. "Нам было скучно, поэтому мы решили пойти на улицу Мира, где много общежитий для иностранных студентов, и убить черного", – сказал один из преступников после того, как в Воронеже скинхеды убили двадцатилетнего студента-медика из Гвинеи-Бисау.

Российские власти утверждают, что проблему скинхедов преувеличивают, мол, подобные проблемы есть во многих странах. Но правозащитники не согласны с этими утверждениями и заявляют, что движение порождено проблемами общества, где высок уровень безработицы, низкие зарплаты, и у многих молодых людей нет перспектив в жизни.

"Когда возникают экономические проблемы, есть два способа отреагировать на них. Первый – это решать эти проблемы, а второй – искать врага и обвинять его в своих проблемах. К сожалению, Россия выбрала второй вариант", – говорит директор Московского бюро прав человека Александр Брод.
Число скинхедов в России растет, и они становятся все более жестокими
Возможно, движение скинхедов и зародилось в Великобритании, но сегодня самых больших масштабов оно достигло в России. И это несмотря на то, что фашизм в России осуждается как зло, ведь нация понесла огромные потери в борьбе с фашизмом.

В российском обществе создались условия, которые способствуют всплескам агрессии со стороны скинхедов: бедность, чувство унижения после распада Советского Союза и гнев в связи с атаками чеченских сепаратистов. Число российских скинхедов растет, и они становятся более организованными и жестокими.

Сегодня в России проживает половина от числа скинхедов в мире. Их идеология – уникальная смесь неонацизма и неистового русского национализма. Российские скинхеды – самые безжалостные, известно, что они устраивают жестокие избиения людей нерусской национальности, причем даже детей, и порой эти нападения приводят к смертельным исходам.

В 2004 году в России по расистским мотивам было убито 44 человека, что в два раза больше, чем в 2003 году, говорят правозащитники. На людей нерусской национальности нападали скинхеды, выкрикивающие неонацистские или националистические лозунги. Они редко стреляют в свои жертвы, предпочитая наносить удары ножом или забивать свои жертвы до смерти с помощью цепей или нунчаков. Удача всегда на стороне скинхедов, так как обычно они атакуют группой не меньше трех человек и стараются выбрать жертву послабее. В начале 90-х годов в России насчитывалось около десятка скинхедов, а сегодня их уже 60 тысяч.

Московское бюро прав человека опубликовало доклад на тему "Как успокоить возрождение неонацизма в стране, которая разгромила фашизм". Доклад проливает свет на темные стороны российского общества, которых, как уверяют власти, на самом деле не существует.

"Сегодня в России как минимум 50 тысяч скинхедов, в то время как в остальном мире, включая Америку, Европу и другие страны, лишь 70 тысяч", – говорит автор доклада Семен Чарный. Он считает, что реальная цифра может быть еще выше, так как неонацистские группы стараются хранить в тайне данные о своей численности.

По мнению экспертов, если не предпринять мер по борьбе со скинхедами, через несколько лет число "бритоголовых" в России вырастет до 100 тысяч человек. В Москве сейчас действуют группировки "Скинлегион", "Русский филиал B&H" (Blood&Honor – запрещенная в Германии нацистская организация. – Прим. ред.) и "Объединенные бригады-88" (8 – порядковый номер буквы h в латинском алфавите, и 88 означает начальные буквы приветствия "Хайль Гитлер!"). Число скинхедов в Москве оценивается в 10 тысяч, в Санкт-Петербурге – в 5 тысяч.

Они не пьют водку (напиток арийцев – пиво), не употребляют наркотики, не совершают мелких правонарушений (только убийства и насилие), они должны хорошо знать русскую культуру и быть способными выдержать поединок в течение 15 минут. Скинхеды охотно принимают в свои ряды девушек, которые часто помогают им наметить себе жертву без привлечения внимания публики.

Прежде всего скинхедов объединяет ненависть к иностранцам, особенно к кавказцам, азиатам и чернокожим. Осужденный скинхед Семен Токмаков, который семь лет назад жестоко избил темнокожего американского морского пехотинца, выражает мнение, типичное для многих его единомышленников: "Почему они (иностранцы) все едут сюда? Они не приносят сюда ничего хорошего, кроме наркотиков и СПИДа, и каждый день они пристают к нашим женщинам".

Скинхеды не делают больших различий между детьми и взрослыми, молодежью и стариками. Так, в прошлом году в Санкт-Петербурге они убили девятилетнюю таджикскую девочку Хуршиду Султанову на глазах ее отца. Ей нанесли 11 ударов ножом. Когда его спросили, сожалеет ли он о гибели таджикской девочки, Токмаков ответил, не моргнув глазом: "А разве вы жалеете убитого таракана?"

В последние годы методы скинхедов еще более ужесточились. "Сейчас они используют заточки и ножи, и все чаще их атаки заканчиваются убийством, – сказал в интервью газете "Аргументы и факты" эксперт по скинхедам Сергей Беликов. – Раньше существовало неписаное правило: не трогать детей и стариков, сейчас этого нет. Первую волну скинхедов начала 90-х можно было назвать обычными хулиганами. Сегодняшнее поколение все больше напоминает профессиональных убийц".

Среди многих скинхедов пользуется авторитетом Александр Сухаревский, лидер правой Национальной народной партии, которая раскололась на две группы с тем же названием. Члены партии пользуются нацистским салютом и носят на руке черную повязку с изображением свастики.

Сухаревский проповедует политику расовой нетерпимости, утверждая, что существованию белой расы угрожают другие расы. Он признает, что его движение процветает, и этому во многом способствует изобилие социальных проблем в современной России.

"Новички приходят сюда сами, как мотыльки слетаются на свет, – говорит Сухаревский. – Они очень беззащитные, эти скинхеды, большинство из них – из бедных семей, они – продукт болезней общества. Нам приходится воспитывать их, как это делают отец и мать, потому что никто никогда ничему их не учил. Они – будущее нашей страны".

Сухаревский – ярый антисемит. Он жалеет, что Гитлеру не удалось "освободить Россию от ига евреев". По мнению экспертов, расцвету скинхедов способствует культура, при которой на прилавках в изобилии можно найти нацистскую литературу. Любимые приветствия скинхедов – это "Хайль Гитлер!" или "Хайль Россия!", а любимые лозунги – "Русские, вперед!" и "Россия для русских!".

Не все скинхеды следуют провозглашенному среди них правилу не пить водку, многие из них любят пиво. Так как у них обычно нет денег на развлечения, скинхеды предпочитают проводить время на квартире кого-нибудь из них или в заброшенных зданиях на окраинах больших российских городов. Некоторые эксперты утверждают, что иногда скинхеды становятся футбольными хулиганами, и их любимые команды – ЦСКА и московский "Спартак". Эта теория набрала вес в 2002 году: тогда российская футбольная сборная проиграла Японии на чемпионате мира и в центре Москвы начались беспорядки с поджогами машин и избиением прохожих. Многие считают, что эти беспорядки были заранее спланированы скинхедами.

Есть мнение, что проблема скинхедов – это следствие болезни российского общества. Алла Гербер, глава фонда Холокоста, считает, что проблема вышла из-под контроля: "Общество больно ксенофобией, которая, как рак, распространяется по стране". Она говорит о том, что 28% взрослых россиян хотели бы устроить специальные поселения для евреев, и еще 48% являются сторонниками ограничения прав национальных меньшинств.

Руководитель Московского бюро прав человека Александр Брод считает, что почти две трети населения России разделяют мнение, что "Россия – для русских, а все беды – от иностранцев".

20 апреля, в день рожденья Гитлера, напряженность в российском обществе усиливается, так как скинхеды обещают отметить эту дату "убийствами африканцев и азиатов". Правозащитная группа "Сова" сообщает, что только в прошлом году скинхедами были атакованы граждане 24 стран.

"Как правило, такие преступления имеют общие характеристики: жертвами становятся люди неславянской национальности. Обычно их атакует группа подростков из пяти человек или более. Подростки пинают свою жертву, избивают бейсбольными битами, а если атакующих меньше пяти, то они наверняка нанесут своей жертве ножевые ранения".

Сегодня скинхеды стали также избирать своей мишенью активистов правозащитного движения.

В июне прошлого года скинхеды убили Николая Гиренко, одного из ведущих экспертов правозащитного движения. Очевидно, они намеревались наказать правозащитника за участие в процессах против скинхедов в Москве и Санкт-Петербурге. Его застрелили из обреза через дверь собственной квартиры в Санкт-Петербурге. Ответственность за убийство взяла на себя группа правого толка под названием "Русская республика".

Среди жертв скинхедов – люди самых разных национальностей. В сентябре прошлого года в Санкт-Петербурге скинхеды убили двух девочек – таджикских цыганок в возрасте пяти и шести лет, а в октябре от рук скинхедов погиб двадцатилетний вьетнамский студент. Один из участников убийства девочек заявил, что они хотели "очистить свою землю от цыган". Суд приговорил убийц к десяти годам тюремного заключения.

В январе этого года в Москве были совершены нападения на нескольких евреев, а также осквернено еврейское кладбище. Также в январе в Москве был зарезан мужчина кавказской национальности, а в российской провинции убит узбек.

Многие скинхеды говорят, что они прибегают к насилию от скуки. "Нам было скучно, поэтому мы решили пойти на улицу Мира, где много общежитий для иностранных студентов, и убить черного", – сказал один из преступников после того, как в Воронеже скинхеды убили двадцатилетнего студента-медика из Гвинеи-Бисау.

Российские власти утверждают, что проблему скинхедов преувеличивают, мол, подобные проблемы есть во многих странах. Но правозащитники не согласны с этими утверждениями и заявляют, что движение порождено проблемами общества, где высок уровень безработицы, низкие зарплаты, и у многих молодых людей нет перспектив в жизни.

"Когда возникают экономические проблемы, есть два способа отреагировать на них. Первый – это решать эти проблемы, а второй – искать врага и обвинять его в своих проблемах. К сожалению, Россия выбрала второй вариант", – говорит директор Московского бюро прав человека Александр Брод.
Число скинхедов в России растет, и они становятся все более жестокими
Возможно, движение скинхедов и зародилось в Великобритании, но сегодня самых больших масштабов оно достигло в России. И это несмотря на то, что фашизм в России осуждается как зло, ведь нация понесла огромные потери в борьбе с фашизмом.

В российском обществе создались условия, которые способствуют всплескам агрессии со стороны скинхедов: бедность, чувство унижения после распада Советского Союза и гнев в связи с атаками чеченских сепаратистов. Число российских скинхедов растет, и они становятся более организованными и жестокими.

Сегодня в России проживает половина от числа скинхедов в мире. Их идеология – уникальная смесь неонацизма и неистового русского национализма. Российские скинхеды – самые безжалостные, известно, что они устраивают жестокие избиения людей нерусской национальности, причем даже детей, и порой эти нападения приводят к смертельным исходам.

В 2004 году в России по расистским мотивам было убито 44 человека, что в два раза больше, чем в 2003 году, говорят правозащитники. На людей нерусской национальности нападали скинхеды, выкрикивающие неонацистские или националистические лозунги. Они редко стреляют в свои жертвы, предпочитая наносить удары ножом или забивать свои жертвы до смерти с помощью цепей или нунчаков. Удача всегда на стороне скинхедов, так как обычно они атакуют группой не меньше трех человек и стараются выбрать жертву послабее. В начале 90-х годов в России насчитывалось около десятка скинхедов, а сегодня их уже 60 тысяч.

Московское бюро прав человека опубликовало доклад на тему "Как успокоить возрождение неонацизма в стране, которая разгромила фашизм". Доклад проливает свет на темные стороны российского общества, которых, как уверяют власти, на самом деле не существует.

"Сегодня в России как минимум 50 тысяч скинхедов, в то время как в остальном мире, включая Америку, Европу и другие страны, лишь 70 тысяч", – говорит автор доклада Семен Чарный. Он считает, что реальная цифра может быть еще выше, так как неонацистские группы стараются хранить в тайне данные о своей численности.

По мнению экспертов, если не предпринять мер по борьбе со скинхедами, через несколько лет число "бритоголовых" в России вырастет до 100 тысяч человек. В Москве сейчас действуют группировки "Скинлегион", "Русский филиал B&H" (Blood&Honor – запрещенная в Германии нацистская организация. – Прим. ред.) и "Объединенные бригады-88" (8 – порядковый номер буквы h в латинском алфавите, и 88 означает начальные буквы приветствия "Хайль Гитлер!"). Число скинхедов в Москве оценивается в 10 тысяч, в Санкт-Петербурге – в 5 тысяч.

Они не пьют водку (напиток арийцев – пиво), не употребляют наркотики, не совершают мелких правонарушений (только убийства и насилие), они должны хорошо знать русскую культуру и быть способными выдержать поединок в течение 15 минут. Скинхеды охотно принимают в свои ряды девушек, которые часто помогают им наметить себе жертву без привлечения внимания публики.

Прежде всего скинхедов объединяет ненависть к иностранцам, особенно к кавказцам, азиатам и чернокожим. Осужденный скинхед Семен Токмаков, который семь лет назад жестоко избил темнокожего американского морского пехотинца, выражает мнение, типичное для многих его единомышленников: "Почему они (иностранцы) все едут сюда? Они не приносят сюда ничего хорошего, кроме наркотиков и СПИДа, и каждый день они пристают к нашим женщинам".

Скинхеды не делают больших различий между детьми и взрослыми, молодежью и стариками. Так, в прошлом году в Санкт-Петербурге они убили девятилетнюю таджикскую девочку Хуршиду Султанову на глазах ее отца. Ей нанесли 11 ударов ножом. Когда его спросили, сожалеет ли он о гибели таджикской девочки, Токмаков ответил, не моргнув глазом: "А разве вы жалеете убитого таракана?"

В последние годы методы скинхедов еще более ужесточились. "Сейчас они используют заточки и ножи, и все чаще их атаки заканчиваются убийством, – сказал в интервью газете "Аргументы и факты" эксперт по скинхедам Сергей Беликов. – Раньше существовало неписаное правило: не трогать детей и стариков, сейчас этого нет. Первую волну скинхедов начала 90-х можно было назвать обычными хулиганами. Сегодняшнее поколение все больше напоминает профессиональных убийц".

Среди многих скинхедов пользуется авторитетом Александр Сухаревский, лидер правой Национальной народной партии, которая раскололась на две группы с тем же названием. Члены партии пользуются нацистским салютом и носят на руке черную повязку с изображением свастики.

Сухаревский проповедует политику расовой нетерпимости, утверждая, что существованию белой расы угрожают другие расы. Он признает, что его движение процветает, и этому во многом способствует изобилие социальных проблем в современной России.

"Новички приходят сюда сами, как мотыльки слетаются на свет, – говорит Сухаревский. – Они очень беззащитные, эти скинхеды, большинство из них – из бедных семей, они – продукт болезней общества. Нам приходится воспитывать их, как это делают отец и мать, потому что никто никогда ничему их не учил. Они – будущее нашей страны".

Сухаревский – ярый антисемит. Он жалеет, что Гитлеру не удалось "освободить Россию от ига евреев". По мнению экспертов, расцвету скинхедов способствует культура, при которой на прилавках в изобилии можно найти нацистскую литературу. Любимые приветствия скинхедов – это "Хайль Гитлер!" или "Хайль Россия!", а любимые лозунги – "Русские, вперед!" и "Россия для русских!".

Не все скинхеды следуют провозглашенному среди них правилу не пить водку, многие из них любят пиво. Так как у них обычно нет денег на развлечения, скинхеды предпочитают проводить время на квартире кого-нибудь из них или в заброшенных зданиях на окраинах больших российских городов. Некоторые эксперты утверждают, что иногда скинхеды становятся футбольными хулиганами, и их любимые команды – ЦСКА и московский "Спартак". Эта теория набрала вес в 2002 году: тогда российская футбольная сборная проиграла Японии на чемпионате мира и в центре Москвы начались беспорядки с поджогами машин и избиением прохожих. Многие считают, что эти беспорядки были заранее спланированы скинхедами.

Есть мнение, что проблема скинхедов – это следствие болезни российского общества. Алла Гербер, глава фонда Холокоста, считает, что проблема вышла из-под контроля: "Общество больно ксенофобией, которая, как рак, распространяется по стране". Она говорит о том, что 28% взрослых россиян хотели бы устроить специальные поселения для евреев, и еще 48% являются сторонниками ограничения прав национальных меньшинств.

Руководитель Московского бюро прав человека Александр Брод считает, что почти две трети населения России разделяют мнение, что "Россия – для русских, а все беды – от иностранцев".

20 апреля, в день рожденья Гитлера, напряженность в российском обществе усиливается, так как скинхеды обещают отметить эту дату "убийствами африканцев и азиатов". Правозащитная группа "Сова" сообщает, что только в прошлом году скинхедами были атакованы граждане 24 стран.

"Как правило, такие преступления имеют общие характеристики: жертвами становятся люди неславянской национальности. Обычно их атакует группа подростков из пяти человек или более. Подростки пинают свою жертву, избивают бейсбольными битами, а если атакующих ме

Поэтому среди первых скинхедов встречались и чернокожие . Таким образом, расизм как составная часть идеологии отсутствовал у скинхедов первой волны. Они выражали неприязнь к выходцам из Пакистана, но скорее как к представителям «буржуазии», так как среди тех было много занимавшихся торговлей .

В 1970-х гг. скинхеды появляются и в США, где примерно до середины 1980-х гг. они не проявляли националистических тенденций . Придерживаются различных политических взглядов.

В этот период проходят стычки между скинхедами первой и второй волны, однако пресса их освещает как «побоища между националистами-скинами». В итоге на основе «старых» скинхедов формируется движение «ред-скинз» ориентирующееся на левую идеологию, но перенявшее внешний вид «новых» скинхедов .

В 1980-х годах в Германии и других странах Европы, а также США, Канаде, Австралии возникает националистическое скин-движение и появляются «арийские» рок-группы, которые настраивают поклонников против мигрантов и пропагандируют гитлеризм под эвфемизмом «одинизм ». В конце 1980-х - 1990-х годов наблюдается рост нападений и убийств на почве расовой ненависти в Европе и США. В странах Восточной Европы скин-движение приняло особенно жестокий и расистский характер. Жертвами в этих странах часто становятся цыгане .

Характерной особенностью националисты-скинхедов в ФРГ было их немедленное обращение к убийствам. Нападения совершались чаще всего на турок и курдов, при этом филиалы турецкой ультраправой ПНД игнорировались .

В свою очередь движение «красных» скинхедов также распространяется по некоторым странам Европы и США .

В СССР первые скинхеды заявляли о борьбе «с оккупационным режимом» и появились в Прибалтике. Они нередко гордились родственниками, которые воевали в СС .

Культура

Внешний вид

Внешний вид скинхедов во многом повторяет внешний вид модов: свитеры, джинсы Levi"s , классическое пальто Crombie и ботинки Dr. Martens, но кроме этого имеет и свои особенности. К основной внешности были добавлены: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки (последние стали своеобразной «визитной карточкой» стиля). Длинные куртки модов исчезли.

Этот стиль был назван «boots and braces»: «ботинки и подтяжки». Эта внешность упоминается в нескольких песнях 60-х годов, которые записывал ямайский исполнитель ска и регги Лорел Эйткен . Основные составляющие стиля (ботинки, джинсы, рубашка, подтяжки, короткая стрижка и так далее) упоминаются в песнях «Skinhead Jamboree» и «Skinhead Girl» регги-группы Symarip , записанных в 1969 году .

Все они были одеты в отбеленные джинсы Levi’s, ботинки Dr. Martens, короткие шарфы, завязанные на манер галстука; у всех были коротко стриженые волосы.

Оригинальный текст (англ.)

They all wore bleached Levi"s, Dr. Martens, a short scarf tied cravat style, cropped hair.

В 70-е годы стиль не претерпел значительных изменений. Элементы внешнего вида были показаны в книге «Skinhead » Ника Найта , изданной в 1982 году.

Также на рост численности скинхедов в России поспособствовала война в Чечне, сопутствующая ей неприязнь к «лицам кавказской национальности», отказ возбуждать уголовные дела в связи с нападениями на мигрантов .

В начале 1990-х годов группы возникли прежде всего в крупных городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Волгограде и Нижнем Новгороде . В 1995 году в Москве появилось первое печатное СМИ скинхедов - журнал «Под ноль» . В 1995-1996 годах в роли СМИ скинхедов выступал музыкальный «металлический» журнал «Железный марш» . В 1990-е годы только в Москве появилось несколько новых скин-изданий: журналы «Стоп», «Удар», «Уличный боец», «Отвёртка» и другие . В конце 1990-х годов, поскольку почти после каждого концерта бритоголовых происходили многочисленные драки и избиения, их стали запрещать, отменять или сокращать время проведения . В 2002-2003 годах прошло несколько «показательных» судебных процессов .

Численность

По оценкам С. В. Беликова субкультура была относительно небольшой: в 1995-1996 годах более 1000 человек в России .

Половой и социальный состав

По состоянию на начало 2000-х годов в субкультуре преобладали парни; девушки в компании скинов, как правило, были подругами кого-то из участников компании и часто не имели отношения к движению . Женские скин-группы в 2000-е годы по оценке С. В. Беликова были малочисленны и полностью под контролем мужских компаний . Социальный состав скинхедов по оценке С. В. Беликова менялся: в начале 1990-х годов среди них преобладали подростки 14-18 лет из неблагополучных семей «спальных районов», во второй половине десятилетия это студенты, представителей советского среднего класса (квалифицированных рабочих, работников научно-исследовательских институтов, инженеров), потерявших работу в связи с либеральными реформами, а также выходцы из семей, связанных с малым и средним бизнесом .

Внешний вид российских скинхедов

В начале 2000-х годов внешний вид российских скинхедов по описанию С. В. Беликова, был таким: чаще коротко стриженные волосы, чем «полированная голова», куртка («бомбер», «скутер» или джинсовая - в основном фирм Lee или Wrangler), футболка (со сценами насилия, на военную тематику и др.), популярны майки зелёной камуфляжной раскраски с нашитыми знаками и символами или с наколотыми значками, камуфляжной раскраски или чёрная жилетка, подтяжки, ремень с большой и привлекательной пряжкой (её иногда затачивали или наливали свинцом), джинсы (желательно фирм Lee, Wrangler) или камуфлированные штаны темных цветов, заправленные или подвернутые, нашивки (футбольная символика, военная и др.), тяжёлые ботинки (например, Dr. Martens, но в России часто обычные военные берцы) . Атрибутом российских скинхедов была хромированная металлическая цепочка весом около 100-150 граммов, длинной около 60-80 см, которая крепилась в двух местах на боку джинсов для украшения и ближнего боя . По цвету шнурков скинхеда можно было определить взгляды, приверженцем которых считал себя их скин-обладатель: черные - нейтральный, белые - расист, коричневые - неонацист, красные -в 70 по 90 года красная шнуровка носилась тоже расистами

После того как в начале 2000-х годов прошла волна задержаний подростков, одетых как скинхеды, внешний вид скинов изменился: сначала исчезли нашивки и символы, потом - хромированные цепочки и камуфляжные брюки, многие перестали брить головы . В 2003-2006 годах исчезли наиболее радикальные символы, на смену которым пришли изображения различных флагов (российского триколора, имперского стандарта и др.) . У скинов также были распространены татуировки (до 60-70 % поверхности тела), причём произвольной тематики .

Типажи российских скинхедов

С. В. Беликов в 2000-е годы описал несколько типажей: бойцы (солдаты), меломаны и музыканты, политики, «модники» .

Сленг

С. В. Беликов выделил следующие три выражения, присущие исключительно российским скинхедам: забриться (полностью побрить голову), гриндернутый (человек с гипертрофированной серьёзностью воспринимающий имидж и субкультуру бритоголовых), партиец (бритоголовый, поддерживающий тесное сотрудничество с ультраправым политическим объединением) и др.

Скинхеды в Беларуси

Первые скины появились в Беларуси в 1996 году . Их численность в Минске оценивалась в 2009 году около 300 человек, в 2000-е годы существовали такие объединения белорусских бритоголовых как «Белорусская партия свободы», «Край», «Славянский Союз - Беларусь», «Белая воля» и другие .

Различные направления движения

В настоящее время имеется несколько групп молодёжи, которые называют себя «скинхедами»:

  • Традиционные скинхеды (англ. Traditional Skinheads ) - возникли как реакция на появление прополитических ответвлений от первоначальной субкультуры. Следуют образу первых скинхедов - преданность субкультуре, память о корнях (семья, рабочий класс), аполитичность. Неофициальный лозунг - «Remember the Spirit of 69», так как считается, что в 1969 году движение скинхедов было на пике развития. Тесно связаны с музыкой ска и регги, а также с современной музыкой Oi!.
  • Хардкор-скинхеды - ответвление скинхедов, которое в основном ассоциируется с хардкор-панк -сценой, а не Oi! и ска. Хардкор скинхеды стали распространенными в конце первой волны хардкора. Они сохранили идеи своих предшественников и не имели никаких расовых предрассудков.
  • НС-Скинхеды - появились в Англии в первой половине 70-х. Придерживаются идеологий правого толка, националисты или расисты , некоторые выступают за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы .
  • S.H.A.R.P. (англ. Skinheads Against Racial Prejudices ) - «Скинхеды против расовых предрассудков». Появились в Америке 1980-х как реакция на возникший в СМИ стереотип о том, что все скинхеды нацисты. Давали теле- и радио-интервью, где рассказывали об истинных ценностях и идеях скинхед-движения. Применяли силовые акции к НС-скинхедам.
  • R.A.S.H. (англ. Red & Anarchist Skinheads ) - «Красные» и анархо -скинхеды, унаследовавшие от «родного» рабочего класса идеи социализма , коммунизма , анархизма. Прополитичное движение.

Предубеждения

В английском языке skinhead subculture - распространённое словосочетание, его часто можно встретить в фанзинах и на многочисленных Интернет -сайтах . В России под «скинхедами» подразумеваются асоциальные лица, как правило несовершеннолетние, безработные или агрессивно настроенные жители спальных районов, реже представители рабочего класса , использующие символику и когда это удобно - идеи НС-скинхедов для оправдания хулиганских действий. Также в официальном дискурсе средств массовой информации и государственных деятелей Российской Федерации слово скинхед используется в качестве ярлыка в рамках существующего явления социальной стигматизации , когда скинхедом объявляется каждый, кто совершил какое-либо преступление против иностранцев или лиц «не титульной» национальности на какой-либо территории.

Зачастую движение скинхедов получает излишнюю политизированность, однако это не так. Многие скинхеды не имеют вообще никаких политических взглядов, или же являются настолько различными в этом отношении со своими товарищами, что эти политические симпатии абсолютно теряются.

См. также

  • Панки , Моды ,

- (англ. skinheads, от skin кожа и head голова), разг. скины представители маргинальных неформальных объединений, как правило, ультраправого, крайне националистического толка. Представители отличаются узнаваемой внешней атрибутикой (бритые головы,… … Большая актуальная политическая энциклопедия

Неофашизм … Википедия

Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

К удалению|3 июня 2008НБ скинхеды прополитичная субкультура, политические идеи которой являются Национал Большевистскими. Поскольку идеология Национал Большевизма не является ни левой, ни правой, то НБ скинхеды не принадлежат ни к НС скинхедам,… … Википедия

Московский гей прайд в 2010 году Движение за права сексуальных и гендерных меньшинств, в России берёт своё начало в 80 х годах, когда в обществе началась широкая дискуссия на данную тему … Википедия

НС скинхед из Германии НС скинхеды (Nazi skinheads или National Socialist skinheads) молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал социалистической идеологии. Деятельность НС скинхедов как правило носит… … Википедия

НС скинхед из Германии НС скинхеды (Nazi skinheads или National Socialist skinheads) молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал социалистической идеологии. Деятельность НС скинхедов как правило носит… … Википедия

НС скинхед из Германии НС скинхеды (Nazi skinheads или National Socialist skinheads) молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал социалистической идеологии. Деятельность НС скинхедов как правило носит… … Википедия

Книги

  • Арийский миф в современном мире. Том 1 , Шнирельман Виктор Категория: Социология. Обществознание Серия: Издатель: Новое литературное обозрение ,
  • Арийский миф в современном мире. Том 2 , Шнирельман Виктор , В книге обсуждается история идеи об "арийской общности", а также описывается процесс конструирования арийской идентичности и бытование арийского мифа как во временном, так и в… Категория: Социология. Обществознание Серия: Библиотека журнала"Неприкосновенный запас" Издатель:

Россия – страна арийцев! Хватит, поиздевались над нами всякие жиды и большевики. Мы, арийцы, здесь хозяева. И мы будем хозяевами. Когда мы придем к власти – мы всех выстроим вдоль стен и всем скажем: “Жиды и комиссары – шаг вперед!”. И всех жидов и коммуняк – из пулемета. Потом скажем: “Узкоглазые и чернож…пые – шаг вперед!” И всех узкоглазых и чернож…пых – на рудники и на лесоповал. Пусть работают... Да здравствует Тысячелетний Великий Рейх Арийской Нации!..`

Из речи неназванного оратора-скинхеда на митинге “White Power” в Москве весной 1997 г.

В России скинхеды появились в начале 90-х. В 1992-м в Москве было около десятка скинхедов. Вели они себя тихо, в основном занимались самолюбованием и демонстрацией себя в центре города. Эти самые первые скины были чистым продуктом подросткового обезьянничества: они старательно подражали западным образцам. А о западных скинхедах они узнали из советских СМИ эпохи перестройки: как раз в 1989–1991 гг. было модно рассказывать об английских, немецких, а чуть позже – и о чешских скинхедах.

Так длилось до начала 1994 г. В начале 94-го скинхеды вдруг сразу – в несколько недель – становятся если не массовым, то многочисленным и заметным явлением. Внешне это было связано с событиями сентября-октября 1993 г., когда Ельцин очень наглядно показал всем, что в любой дискуссии самый убедительный аргумент – насилие. Нашлись подростки, которые усвоили это очень хорошо. Тогдашние студенты, учащиеся гуманитарных факультетов разных московских университетов, вспоминают, что как раз те их одноклассники или приятели-школьники, которые стали вскоре скинхедами, 4 октября 1993 г. присутствовали в толпе зевак, с патологическим удовольствием наблюдавших с близкого расстояния расстрел танками парламента. На рост числа московских скинов повлиял, впрочем, не столько расстрел парламента, сколько последующий период “особого положения” в Москве, когда на улицах царил полицейский террор, быстро принявший явно расистский (формально – антикавказский) характер.

Ельцин и его сторонники активно использовали расистскую и националистическую риторику в ходе политического кризиса в сентябре-октябре 1993 года еще до расстрела парламента. Например, Руслану Хасбулатову постоянно ставилось в вину его чеченское происхождение.

Непосредственно 4 октября действия армии и ОМОНа приобретали порой откровенно расистский характер. Например, депутат парламента Олег Румянцев, один из лидеров российских социал-демократов и один из разработчиков российской конституции, был схвачен на улице пропрезидентскими десантниками и зверски избит (ему, в частности, сломали челюсть и отбили почки). Причем офицер-десантник, руководивший избиением, радостно кричал: “Ага, попался, жидовская морда!”. Двое студентов-ливанцев – Хануш Фади и Салиб Ассаф – были расстреляны 4 октября только потому, что имели ярко выраженную неарийскую внешность.

В период “особого положения” в Москве мэр столицы Лужков организовал самую настоящую этническую чистку . Какая бы то ни было законность в период “особого положения” в Москве отсутствовала, конституционные гарантии не соблюдались, нарушения прав человека (незаконные бессудные обыски, аресты, грабежи, избиения и пытки со стороны милиции и ОМОНа) носили массовый характер. Тысячи человек – преимущественно с неславянской внешностью – были арестованы, избиты, ограблены и депортированы из Москвы. Всех их скопом записали в пресловутые “лица кавказской национальности”. ОМОН и милиция с удовольствием грабили ларьки и палатки, принадлежавшие “лицам кавказской национальности”, на московских рынках ОМОНом неоднократно проводились форменные погромы, в ходе которых у “кавказцев” отбирали деньги, драгоценности и товары, нещадно избивая. Помимо уроженцев Кавказа, в числе пострадавших оказались также выходцы с Балкан, из Средней Азии, граждане Индии, Пакистана, Ирана, а также евреи и арабы. По поводу ареста, избиения и ограбления дипломатов из Объединенных Арабских Эмиратов посольство ОАЭ даже заявило протест МИД России. Аналогичные протесты были сделаны и посольствами Армении, Грузии и Азербайджана. Несколько англоязычных газет, включая “Москоу таймс”, не сговариваясь, озаглавили помещенные в них статьи так: “Racist Pogroms in Moscow”.

Многочисленные жалобы на произвол даже не рассматривались. Пострадавшие, чьим единственным “преступлением” были расовые отличия , оказались лишены права на защиту своих интересов в суде. Одна такая история – незаконный арест, ограбление, зверское избиение двух граждан Грузии, азербайджанцев по национальности – подробно описана в “Левой газете”, с приложениемдокументов . В суде, а затем в прокуратуре заявления от этих граждан Грузии принять просто отказались. В той же публикации описаны зверские массовые избиения незаконно задержанных – в ряде случаев с тяжкими последствиями (у одного из задержанных – по национальности таджика – в результате побоев был сломан позвоночник) 8 .

Посмотрев, как омоновцы с удовольствием грабят и безнаказанно бьют ногами людей с “недостаточно арийской” внешностью, и, послушав соответствующую “патриотическую” риторику московских властей, подростки-двоечники из “спальных” районов, из неблагополучных семей быстро нашли “пример для подражания”.

Еще более явное воздействие на рост численности скинов оказала первая Чеченская война и сопутствовавшая ей на правительственном уровне (особенно в Москве) великодержавная проимперская, националистическая пропагандистская кампания. Со скинами никто не боролся. Пока ОМОН “разбирался” с “кавказцами”, скины, как более слабые и трусливые, облюбовали себе в качестве жертв выходцев из Средней Азии или из стран “третьего мира” – в первую очередь, “черных” и “узкоглазых”. Везде (особенно в Нижнем) милиция относилась кскинам более чем снисходительно, отказываясь возбуждать уголовные дела против них (в Нижнем таджики вообще боялись обращаться в милицию – это кончалось арестом за “незаконное пребывание” с последующим вымогательством взятки, а если взять было нечего – избиением и депортацией). Пример Нижнего Новгорода особенно интересен тем, что нижегородским губернатором в то время был известный неолиберал Борис Немцов. Немцов, как известно, собирал миллион подписей против войны в Чечне – а в то же самое время у него дома процветал и поощрялся расистский террор!

В атмосфере попустительства движение скинов выросло до сегодняшних весьма заметных размеров и продолжает быстро расти. В Москве к лету 1998 г. было, по разным подсчетам, от 700 до 2000 скинхедов, в Петербурге – от 700 до 1500, в Нижнем Новгороде – до 1000 скинов, в Воронеже, Самаре, Саратове, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ярославле, Красноярске, Иркутске, Омске, Томске, Владивостоке, Рязани, Пскове – от одной до нескольких сотен. К концу 1999 г. в Москве было от 3500 до 3800 скинов, в Петербурге – до 2700, в Нижнем – свыше 2000, в Ростове-на-Дону – свыше 1500, в Ярославле, Пскове и Калининграде численность скинов превысила 1000 человек. Напомню, что в 1992 г. в Москве было с десяток скинов, да в Петербурге – человек пять.

Конечно, на расцвет скинхедского движения повлияли не только политические события. Два фактора создали базу для быстрого роста и утверждения скинов в молодежной среде в России: экономический кризис и развал системы образования.

Катастрофический экономический спад, начиная с 1991 г., превратил миллионы людей в России в безработных. Еще большее число людей формально не считалось безработными, но было ими фактически: предприятия либо простаивали, работая 1–2 дня в неделю или 2–3 месяца в год, либо наемные работники по полгода и по году не могли получить зарплату. Подавляющее большинство населения, привыкшее жить не богато, но вполне удовлетворительно (по западным представлениям, на уровне middle middle class и (чаще) low middle class), вдруг сталонищим .

Все это вызвало даже не имущественную, а психологическую катастрофу: за долгие десятилетия советского опыта население привыкло к гарантированной полной занятости, государственному патернализму в области образования и здравоохранения, а также и в области других социальных программ (например, к субсидированным (часто символическим) ценам на основные продукты питания, детские товары, жилье, коммунальные услуги, общественный транспорт и т.п.). Лишившись привычного образа жизни, население России стало быстродичать : преступность, алкоголизм и наркомания захлестнули страну. Родителям, занятым одной мыслью – как выжить, стало не до воспитания детей. Семейные скандалы и насилие в семье превратились в норму. В несколько раз возросло число психически больных. В депрессивных регионах даже возникла очередь на госпитализацию в психиатрические больницы – и очередь немаленькая: люди ждут по 2–3 года. Побеги детей из дома из-за голода, побоев и невыносимых условий существования (так же, впрочем, как и отказы от детей) стали массовым явлением: сегодня в России самое меньшее – 4 миллиона беспризорных детей. Это безумно много, если вспомнить, что после Гражданской войны 1918–1921 гг. во всем Советском Союзе было 6 миллионов беспризорников.

Параллельно с развалом экономики шел процесс развала системы образования и воспитания. С одной стороны, это, конечно, было следствием экономического краха: в СССР вся школьная система была государственной, и если доходы государства в последние 10 лет снизились в 8–10 раз, это не могло не сказаться на финансировании школы. В результате в последние годы по финансовым причинам в стране ежегодно закрывалось по 400–450 школ и, соответственно, бóльшая часть учеников из этих школ оказывалась лишена возможности продолжать образование. Уже в 1997 г. в Сибири, например, по официальным данным военкоматов, от 7 до 11% призывников были неграмотными. К 1999 г. ситуация заметно ухудшилась. Сколько детей школьного возраста уже не посещает школу, неизвестно (официальных данных то ли нет, то ли они засекречены). Но вот по данным Отдела по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних МВД России, каждый третий правонарушитель школьного возраста весной 1999 г. не имел даже начального образования! 9

Но куда более серьезным фактором оказалось то, что в России под предлогом “борьбы с тоталитаризмом” запретили воспитание ! Само понятие “воспитание” связали почему-то с комсомолом и пионерской организацией. Эти организации были распущены, взамен не было создано никаких. Между тем, комсомол и пионерская организация занимались не только идеологической работой. Вся иная молодежная деятельность – искусство, спорт, туризм и т.п. – тоже была “повешена” на эти “страшные” организации. Комсомол устраивал и проводил спортивные соревнования и рок- и фолк-фестивали, закупал оборудование и предоставлял помещения для всевозможных занятий молодежи, начиная с кружков юных шахматистов или авиамоделистов и кончая танцевальными и спелеологическими.

Министерство образования – под флагом “деидеологизации школы” – запретило в своих документах даже само слово “воспитание”. Педагогика была сведена к дидактике. Первоначально школьные учителя были счастливы: с них сняли половину нагрузки при прежней зарплате. При этом мало кто из них задумался над тем, что все происходящее носило характер абсурда, поскольку бóльшая часть воспитательного комплекса в школе не имела никакого отношения ни к советской власти, ни к коммунистической идеологии, а была обычной принадлежностью традиционной европейской цивилизации, восходя в основных компонентах аж к Аристотелю.

Результатом явилась вторая психологическая катастрофа: за десятилетие реформ в России выросло новое поколение – асоциальное и анемичное . Для этого поколения характерен полный разрыв с традициями, с общественными ценностями и социальными установками. Параллельно с одичанием родителей произошло одичание детей. Но если родители, дичая, все-таки пытались решать какие-то задачи по коллективному выживанию (как минимум, на уровне семьи), то “дети реформ”, не имея социального опыта взрослых, быстро превращались в стадо – в стадо биологических особей , лишь номинально как-то связанных друг с другом – особей аморальных, асоциальных, анемичных, эгоцентричных, не способных к коммуникации, примитивных в своих запросах, жадных, озлобленных и все более тупых.

Естественно, это сопровождалось катастрофическим взлетом детской и подростковой преступности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, эпидемиями заболеваний, передающихся половым путем. Учителя, которые вчера радовались отмене воспитания, схватились за головы – именно учителя первыми столкнулись с новым поведением этой новой молодежи, которая не хотела учиться, посылала учителей матом, а если уж очень надоедали – била.

Но робкие попытки рядовых учителей изменить ситуацию столкнулись с жестким противодействием Министерства образования. Чиновники министерства считали, что всё в порядке и что события развиваются в правильном направлении. При трех подряд министрах – Ткаченко, Кинелёве и Тихонове – Министерство образования вело борьбу с воспитанием и пыталось провести под флагом “вариативного образования” (придуманного зам. министра Асмоловым) такую “реформу”, которая освободила бы государство от финансирования системы образования и, называя вещи своими именами, дала бы возможность министерским чиновникам получать зарплату, ничего не делая и ни за что не отвечая.

Одновременно с превратившейся в катастрофу “реформой образования” в России была проведена ликвидация созданной в советские времена разветвленной системы внешкольного образования и воспитания – всех этих “домов культуры”, “дворцов культуры”, “дворцов пионеров” и т.д. В советское время эта система охватывала в целом до четверти детей школьного возраста – и более или менее успешно выявляла среди детей всех социальных слоев таланты и поставляла их в сферу искусств, на профессиональную сцену, в науку – по выявленным способностям. Но за последние 10 лет вся эта система была уничтожена. Здания “дворцов культуры” были скуплены “новыми русскими” и переоборудованы в ночные клубы, казино, рестораны, чудовищно дорогие и доступные лишь незначительной части населения. Детские кружки были выброшены на улицу и погибли. 1 0 Школьники вне школы оказались предоставлены сами себе – и в массе своей стали добычей уголовного мира и наркомафии. В огромном количестве возникли микроскопические молодежные банды, которые и превращались часто в банды скинхедов – поскольку каждая такая банда была нацелена против “чужих” (пусть даже из соседнего двора), а уж всякий чернокожий был “чужим” заведомо.

Скинхеды в России – продукт не национальных, а социальных изменений. Это особенно хорошо видно из того факта, что банды скинхедов возникли именно в крупных и наиболее развитых городах – там, где сосредоточены основные богатства и где особенно заметно возникшее за последние годы в России социальное расслоение. Подростки из бедных семей, глядя на внезапно разбогатевших чиновников и уголовников – “новых русских”, – завидовали им и ненавидели их, но трогать боялись.

В те же последние 10 лет в России наблюдался процесс, который нельзя назвать иначе, как реабилитация фашизма . И этой реабилитацией занимались как раз те, кто сегодня громче всех кричит о “фашистской опасности”, – либералы, либеральные СМИ. Они так увлеченно боролись с “красной опасностью”, что не заметили, как сами, собственными руками, создали моду на фашизм.

В одежде наши скины подражают своим западным единомышленникам. Особенностью российских скинов является любовь к флагу рабовладельческой Конфедерации, нашиваемомуобычно на рукав или (если нашивка большая) на спину куртки-“бомбера”. В ходу также (хотя и менее распространены) нашивки в виде свастики, кельтского креста, портрета Гитлера, числа 88 (то есть “Heil Hitler!”) или букв WP (“White Power”). Наши скины – приверженцы музыкального стиля ой!, так же как и западные наци-скины (западные “ред-скинз” в основном слушают панк, пост-панк, грэндж, трэш, рэггей, ска, а то и арт-рок, джаз-рок и симфо-рок, вплоть до “Пинк Флойд” и “Генри Коу”). Больше всего музыкальных скин-групп в Москве тексты песен которых, как правило довольно примитивны и при этом почти каждая легко подпадает под ст. 282 УК (“возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды”), но никто никогда не пыталсяпривлечь к ответственности ни одну музыкальную скин-группу. ”.

Большинство скинов объединено в маленькие банды по месту жительства или учебы (процентов на 80 скины – это старшеклассники, учащиеся ПТУ или безработные), которые, строго говоря, не являются политическими организациями. Но в Москве существуют две политизированные жесткоиерархизированные скинхедские организации: “Скинлегион” и “Blood & Honor’ – Русский филиал” (человек по 100–150 в каждой). Члены обеих группировок систематически распространяют слухи, будто в их организациях состоит по несколько сот человек. Большинство “неорганизованных” скинов этому верит – и завидует “легионерам” и “хонорам” и уважает их. В 1998 г. около сотни скинов из групп “Белые бульдоги” и “Лефортовский фронт” создали третье крупное скин-объединение в Москве – “Объединенные бригады 88”. “Объединенные бригады 88” сразу развили бурную активность на информационном фронте. Именно они издают журнал “Белое сопротивление”. Они также создали в Интернете сайт “Русские бритологовые”. В Петербурге около 150 скинов входят в организацию “Русский кулак”, в Нижнем Новгороде – свыше 150 скинов объединены в группировку “Север”, в Ярославле свыше 80 скинов входят в организацию “White Bears”. Существуют и мелкие, но хорошо дисциплинированные и структурированные скин-группы – например, “Русская цель” в Москве (численностью не более 25 человек). Есть даже группа наци-скин-феминисток “Русские девушки”.

Впрочем, успехи организованных неофашистов в скинхедской среде не стоит преувеличивать. Расистами скинхеды были изначально. Любимым видом времяпрепровождения у них было и осталось напиться пива (или водки) и пойти охотиться на улицах или в метро на какого-нибудь темнокожего студента. Дисциплина им претит. Многие скины, вступающие в ультраправые организации, вскоре их покидают: после пьяного разгула им трудно заставить себя ходить напартсобрания, зубрить фашистских “классиков”, терпеливо торговать газетами и т.п. Но все же изменения происходят. Если раньше скины избивали африканцев и азиатов “абстрактно” – за цвет кожи и за то, что те “заражают нас СПИДом” и “торгуют наркотиками”, то теперь любой рядовой скин готов прочесть вам малограмотную, но горячую мини-лекцию об “угнетенной жидами русской нации”, “мировом сионистском заговоре” и “грядущемвозрождении Великой России”..

В России наци-скины чувствуют себя уверенно и безнаказанно. В Москве милиция и власти явно им сочувствуют. И власти, и особенно пресса долгое время старались вообще не замечать скинхедского террора. Политка замалчивания (и скрытого поощрения) по отношению к скинам привела бритоголовых к мысли о безнаказанности. Когда в апреле 1998 г. скины разослали по редакциям московских газет факсы, в которых сообщали, что в ознаменование очередной годовщины со дня рождения Гитлера они будут “каждый день убивать по негру”, большинство газет никак на это предупреждение не прореагировало, а те, что откликнулись – например, “Независимая газета”, – восприняли их как нечто экзотическое, но несерьезное. На самом деле в апреле-мае 1998 г. в Москве впервые в истории российского скин-сообщества была проведена скоординированная кампания единых действий, которая и вызвала, как я уже писал, международный скандал. Но в отечественных СМИ никто даже не попытался оценить размеры этой кампании – а между тем, по подсчетам Ассоциации иностранных студентов, только в отношении темнокожих студентов в течение месяца после 20 апреля совершалось в среднем по 4 акта насилия в день. Один негр был убит, и труп его был сброшен в канализационный люк в районе Даниловского рынка. Милиция не захотела связывать этот случай со скинхедским “месячником”.

Да и пресловутый С. Токмаков был задержан только потому, что сам дал интервью съемочной группе TV, прибывшей на место происшествия. В интервью Токмаков рассказал о своих расистских взглядах и говорил, что негры – это “зло”. Даже располагая этой записью, милиция “искала” Токмакова целых 2 дня и долго затем пыталась отрицать расистский характер инцидента. “Дело Токмакова” тоже способствовало тому, что скинхеды утвердились в своей “правоте” и безнаказанности.

Токмакова поддержала вся скин-тусовка, выпустившая кучу листовок, в которых вся вина перекладывалась на Джефферсона и тот обвинялся в “распространении наркотиков” и “приставании к русским юношам с предложениями сексуального характера”. Токмакова поддержала и вся праворадикальная пресса (вплоть до газеты “ЛДПР”, где была напечатана статья с выразительным заголовком “Хватит лизать зад джефферсонам!”) – и читатели этой прессы узнали, что Токмаков, оказывается – замечательный русский поэт (по версии газеты “ЛДПР” – скрипач), сотрудник издательства “Русский писатель” (Токмаков работал там охранником) и виноват лишь в том, что … защищал честь русской девушки, к которой приставал американец.

Джефферсон был вынужден покинуть Россию. Суд над С. Токмаковым длился невообразимо долго – с 9 сентября 1998 г. по 27 сентября 1999 г. – и закончился тем, что Токмакова освободили из-под стражи прямо в зале суда. Токмаков попал в региональный список избирательного объединения “Спас” во главе с “самим” Баркашовым (список, как известно, усилиями Минюста со скандалом был снят с регистрации).

Разумеется, все это кончилось тем, чем и должно было кончиться: скины перешли от нападений на “черных” к нападениям и на “белых”. Весной 1998 г. в Москве до десятка скинов явились в Музей Маяковского на открытую лекцию, проводившуюся троцкистской группой “Комитет за Рабочий Интернационал” и выкрикнули от входа: “Кто здесь еврей – выходи!”. В ответ им крикнули: “Мы здесь все евреи!” – и зал встал как один человек. Прикинув соотношение сил (в зале было человек 60), скинхеды ретировались. Летом 1998 г. скины избили в метро московского школьника Илью Будрайтскиса только за то, что на нем была модная майка, которая воспроизводила обложку диска рок-группы “Rage Against the Machine” с портретом Че Гевары. “Ах ты, гад! – кричали скинхеды. – Че Гевару носишь, коммуниста этого проклятого! “Rage Against the Machine” – это тоже коммунисты, у них там негр играет!”

Наци-скины в России день ото дня становятся наглее и агрессивнее. В ноябре 1998 г. в Архангельске судили группу наци-скинов, которые весной того же года создали организацию, поставившую своей целью насильственное изгнание из Архангельска всех “черных”. Группа имела свою форму, символику (повязки со свастикой) и флаг (черный, как у анархистов), члены группы приносили “клятву арийца”. В организацию входили подростки от 14 до 18 лет (18 лет было лидеру группы). Всего за две недели группа совершила свыше десятка вооруженных нападений на “кавказцев” (одной из жертв было нанесено 17 колото-резаных ран). Лидеры кавказских общин Архангельска пришли к местному милицейскому начальству и предупредили, что если дело так пойдет дальше, то они могут не удержать своих земляков от массовых беспорядков, – после чего в архангельских правоохранительных органах, естественно, “всех поснимают”. Милицейскому начальству аргумент “всех поснимают” показался очень убедительным – и всю группу с черным флагом быстро выявили и арестовали. На суде, впрочем, все, кроме лидера, отделались условными сроками (лидеру группы Зыкову дали 7 лет заключения). Интересно, что факт создания расистской организации суду “доказать не удалось”.

В Москве в предварительном заключении содержится еще одна группа скинхедов – так называемые чистильщики . Группа проводила “зачистку” Москвы от “осквернявших облик столицы” бомжей. Бомжей наци-скины не долго думая и не разбирая национальности убивали. Сколько человек ими убито – неизвестно, поскольку смерть бомжа обычно остается нерасследованной. Пока что следствие предъявило этой группе подростков-скинхедов (в возрасте от 16 до 19 лет) обвинение в 3 убийствах и 1 покушении на убийство. События у нас в стране развиваются точно так же, как они развивались в Чехии и Польше. Там тоже наци-скины сначала били “черных” (цыган), затем принялись бить анархистов, а теперь бьют вообще любого, кто выразит возмущение их “деятельностью”. Но в Чехии наци-скинам противостоят местные анархисты, которые, в отличие от наших, “крутые” и на расправу скоры (один чешский анархист, на которого полтора года назад напали в кабачке скины, попросту вынул пистолет и подстрелил двух скинхедов, после чего, естественно, загремел в тюрьму). А в Польше наци-скинам противостоят “ред-скинз”.

В России же “ред-скинз” практически нет. Небольшие группы “ред-скинз” появились недавно лишь в Белгороде и Воронеже. Созданная в 1997 г. усилиями краснодарских анархистов группа “ред-скинз” успешно била местных наци-скинов, но к осени 1998 г. по причине “головокружения от успехов” развалилась. Других примеров нет.

А власти с наци-скинами не борются. Нет и антискинхедской пропаганды. Правительственное телевидение клеймило в последние годы шахтеров, американцев, коммунистов, ваххабитов – кого угодно, только не фашиствующих бритоголовых. А в российских школах, откуда воспитательная работа изгнана Минобразом как “наследие коммунистического тоталитаризма”, скины медленно, но верно превращаются в живую легенду и местных героев. Впечатление такое, что власть сознательно фашизирует подростков.



Последние материалы сайта