Война и мир первая часть герои. Характеристики главных героев произведения Война и мир, Толстой. Их образы и описание. Отцы семейств Ростовых и Болконских

22.11.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Генерал-фельдмаршал князь , флигель-адъютант граф , зять полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Все трое вели солдат в атаку под шквальным огнем с боевым знаменем в руках. Все трое были ранены, в живых остался лишь князь Волконский. 1

Толстой о герое: "Туда-то я буду послан, - думал он, - с бригадой или дивизией, и там-то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной".

"В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. ...Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно".

Взгляните на картину Адольфа Ладюрнера "Гербовый зал Зимнего дворца", где князь Петр Волконский - в центре. Убедитесь, насколько точен Толстой.

Все фотографии героев романа взяты из фильма "Война и мир" (1965 год).

Граф Николай Ростов

Прототип: отец писателя, граф .

Толстой о герое: "... Столько благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век между нашими двадцатилетними стариками!.."

Граф Пьер Безухов

Толстой о герое: "...Когда на него находили минуты жестокости, как те, в которые он связывал квартального с медведем и пускал его на воду, или когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека, или убивал из пистолета лошадь ямщика..."; "...Долохову (тоже партизану с небольшой партией)".

Княжна Элен Курагина (графиня Безухова)

Прототип: Н ; возлюбленная канцлера князя Александра Михайловича Горчакова, ставшая морганатической супругой герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, внука Николая I (У Толстого "молодой белокурый человек с длинным лицом и носом") 3 .

Толстой о героине: "В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург, принц и вельможа <> оба заявляли свои права, и для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного".

Василий Денисов

Прототип: , участник Отечественной войны 1812 года, гусар, который, как и герой романа, сражался в партизанском отряде.

Толстой о герое: "...Денисов, к удивлению Ростова, в новом мундире, напомаженный и надушенный, явился в гостиную таким же щеголем, каким он бывал в сражениях..."

Штабс-капитан артиллерии Тушин

Прототипы: генерал-майор артиллерии Илья Тимофеевич Радожицкий и штабс-капитан артиллерии Яков Иванович Судаков. По характеру напоминал брата писателя Николая Николаевича.

Толстой о герое: "...На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из-за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства..."

Барон Альфонс Карлович Берг

Прототип: генерал-фельдмаршал, барон, затем граф 4 . В чине подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка был ранен при Аустерлице в правую руку, но, переложив шпагу в левую руку, остался в строю до конца сражения. За это ему была пожалована Золотая шпага "За храбрость" 5 .

Толстой о герое: "Берг недаром показывал всем свою раненную в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно ненужную шпагу в левой. Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это сокрытие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, - и Берг получил за Аустерлиц две награды".

Анна Павловна Шерер

Прототип: фрейлина императрицы Марии Александровны , дочь великого поэта.

Толстой о героине: "...Известная Анна Павловна Шерер, фрейлина и приближенная императрицы Марии Феодоровны..."

Марья Дмитриевна Ахросимова

Прототип: , имевшая в высшем обществе скандальную репутацию. "Ее с фотографической точностью, вплоть до фамилии и закачиванья рукавов, изобразил, как известно, Л.Н. Толстой в "Войне и мире" 6 .

Толстой о героине: Ахросимова известна "не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения".

ЛЁВОЧКА МОЖЕТ БЫТЬ НАС ОПИШЕТ, КОГДА ЕМУ БУДЕТ 50 ЛЕТ. С. А. ТОЛСТАЯ - СЕСТРЕ. 11 НОЯБРЯ 1862 ГОДА

1. Отечественная война 1812 года и освободительный поход русской армии 1813-1814 годов. Энциклопедия: В 3 т. Т. 1. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 364; Там же. Т. 3. С. 500.
2. Отечественная война 1812 года и освободительный поход русской армии 1813-1814 годов. Энциклопедия: В 3 т. Т. 1. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 410.
3. Экштут С.А. Надин, или Роман великосветской дамы глазами тайной политической полиции. М.: Согласие, 2001. С. 97-100.
4. Отечественная война 1812 года и освободительный поход русской армии 1813-1814 годов. Энциклопедия: В 3 т. Т. 1. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 623.
5. Экштут С.А. Повседневная жизнь русской интеллигенции от эпохи Великих реформ до Серебряного века. М.: Молодая гвардия, 2012. С. 252.
6. Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. М.: Московский рабочий, 1989. С. 83.

), вторжение французов в Россию , Бородинское сражение и взятие Москвы, вступление союзных войск в Париж; конец романа отнесен к 1820 году. Автор перечитал множество исторических книг и мемуаров современников; он понимал, что задача художника не совпадает с задачей историка и, не стремясь к полнейшей точности, хотел создать дух эпохи, своеобразие ее жизни, живописность ее стиля.

Лев Толстой. Война и мир. Главные герои и темы романа

Конечно, исторические лица Толстого несколько модернизированы: часто они говорят и думают, как современники автора. Но это подновление старо неизбежно при творческом восприятии историке кого процесса как непрерывного, жизненного потока. В противном случае получается не художественное произведение, а мертвая археология. Автор ничего не придумывал – он только выбирал то, что ему казалось наиболее показательным. «Везде, – пишет Толстой, – где только в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг».

Для «семейных хроник», помещенных в исторические рамки наполеоновских войн , он пользовался фамильными воспоминаниями, письмами, дневниками, неопубликованными записками. Сложность и богатство «человеческого мира», изображенного в романе, можно сравнить только с галереей портретов многотомной «Человеческой комедии» Бальзака . Толстой дает более 70 подробных характеристик, намечает несколькими штрихами множество второстепенных лиц – и все они живут, не сливаются друг с другом, остаются в памяти. Одной остро схваченной деталью определяется фигура человека, его характер и поведение. В приемной умирающего графа Безухова один из наследников – князь Василий в растерянности ходит на цыпочках. «Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом». И в этом подпрыгивании сказывается вся натура сановного и властного князя.

Внешняя черта приобретает у Толстого глубокое психологическое и символическое звучание. У него несравненная острота зрения, гениальная наблюдательность, почти ясновидение. По одному повороту головы или движению пальцев он угадывает человека. Каждое чувство, даже самое мимолетное, немедленно воплощается для него в телесном знаке; Движение, поза, жест, выраженье глаз, линия плеч, дрожание губ читаются им как символ души. Отсюда – то впечатление душевно-телесной цельности и полноты, которое производят его герои. В искусстве создания живых людей с плотью и кровью, дышащих, движущихся, отбрасывающих тень, Толстой не имеет себе равных.

Княжна Марья

В центре действия романа поставлены две дворянские семьи – Болконских и Ростовых. Старший князь Болконский, генерал-аншеф екатерининских времен, вольтерьянец и умный барин, живет в имении Лысые Горы с дочерью Марьей, некрасивой и уже немолодой. Отец страстно ее любит, но воспитывает сурово и мучит уроками алгебры. Княжна Марья «с прекрасными лучистыми глазами», с застенчивой улыбкой – образ высокой духовной красоты. Она безропотно несет крест своей жизни, молится, принимает «Божьих людей» и мечтает сделаться странницей… «Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе любви и самоотвержения, преподанном ей Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда Сам Он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и она это делала».

И все же ее иногда волнует надежда на личное счастье; ей хочется иметь семью, детей. Когда надежда эта осуществляется и она выходит замуж за Николая Ростова, душа ее продолжает стремиться к «бесконечному, вечному совершенному».

Князь Андрей Болконский

Брат княжны Марьи, князь Андрей не похож на сестру. Это – сильный, умный, гордый и разочарованный человек, чувствующий свое превосходство над окружающими, тяготящийся своей щебечущей, легкомысленной женой и ищущий практически полезной деятельности. Он сотрудничает со Сперанским в комиссии по составлению законов , но скоро устает от этой отвлеченной кабинетной работы. Его охватывает жажда славы, он отправляется в поход 1805 года и, как Наполеон, ожидает своего «Тулона» – возвышения, величия, «людской любви». Но вместо «Тулона» его ждет поле Аустерлица, на котором он лежит раненый и смотрит в бездонное небо. «Все пусто, – думает он, – все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения».

Андрей Болконский

Вернувшись в Россию, он поселяется в своем имении и погружается в «тоску жизни». Смерть жены, измена Наташи Ростовой, которая казалась ему идеалом девичьей прелести и чистоты, повергают его в мрачное отчаянье. И только медленно умирая от раны, полученной в Бородинском бою, перед лицом смерти он находит ту «правду жизни», которую всегда так безуспешно искал: «Любовь есть жизнь, – думает он. – Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».

Николай Ростов

Сложные отношения связывают семью Болконских с семейством Ростовых. Николай Ростов – цельная, непосредственная натура, вроде Ерошки в «Казаках » или брата Володи в «Детстве ». Он живет без вопросов и сомнений, у него «здравый смысл посредственности». Прямой, благородный, храбрый, веселый, он удивительно привлекателен, несмотря на свою ограниченность. Конечно, ему не понять мистической души своей жены Марьи, но он умеет создать счастливую семью, воспитать добрых и честных детей.

Наташа Ростова

Его сестра Наташа Ростова – один из самых обаятельных женских образов Толстого. В жизнь каждого из нас она входит как любимый и близкий друг. От ее оживленного, радостного и одухотворенного лица исходит сияние, освещающее все вокруг нее. Когда она появляется, всем становится весело, все начинают улыбаться. Наташа полна таким избытком жизненной силы, таким «талантом жизни», что ее капризы, легкомысленные увлечения, эгоизм молодости и жажда «наслаждений жизни» – все кажется очаровательным.

Она постоянно в движении, опьянена радостью, вдохновлена чувством; она не рассуждает, «не удостаивает себя быть умной», как говорит о ней Пьер, но ясновидение сердца заменяет ей ум. Она сразу же «видит» человека и метко его определяет. Когда ее жених Андрей Болконский уезжает на войну, Наташа увлекается блестящим и пустым Анатолем Курагиным. Но разрыв с князем Андреем и затем смерть его переворачивают всю ее душу. Ее благородная и правдивая натура не может простить себе этой вины. Наташа впадает в безысходное отчаяние и хочет умереть. В это время приходит весть о гибели на войне ее младшего брата Пети. Наташа забывает о своем горе и самоотверженно ухаживает за матерью – и это спасает ее.

«Наташа думала, – пишет Толстой, – что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь и проснулась жизнь». Наконец она выходит замуж за Пьера Безухова и превращается в чадолюбивую мать и преданную жену: отказывается от всех «наслаждений жизни», которые так страстно любила раньше, и всей душой отдается своим новым, сложным обязанностям. Для Толстого – Наташа есть сама жизнь, инстинктивная, таинственная и святая в своей природной мудрости.

Пьер Безухов

Идеологическим и композиционным центром романа является граф Пьер Безухов. К нему стягиваются все сложные и многочисленные линии действия, идущие от двух «семейных хроник» – Болконских и Ростовых; он явно пользуется наибольшей симпатией автора и наиболее близок ему по душевному складу. Пьер принадлежит к людям «ищущим», напоминает Николеньку , Нехлюдова , Оленина , но более всего самого Толстого. Перед нами проходят не только внешние события жизни, но и последовательная история его духовного развития.

Путь исканий Пьера Безухова

Пьер воспитан в атмосфере идей Руссо , он живет чувством и склонен к «мечтательному философствованию». Он ищет «правду», но по слабоволию продолжает вести пустую светскую жизнь, кутить, играет в карты, ездит на балы; нелепая женитьба на бездушной красавице Элен Курагиной, разрыв с ней и дуэль с бывшим приятелем Долоховым производят в нем глубокий переворот. Он увлекается масонством , думает найти в нем «внутреннее успокоение и согласие с самим собой». Но скоро наступает разочарование: филантропическая деятельность масонов кажется ему недостаточной, их пристрастие к мундирам и пышным церемониям возмущает его. На него находит нравственное оцепенение, панический страх жизни.

«Запутанный и страшный узел жизни» душит его. И вот на Бородинском поле он знакомится с русским народом – новый мир открывается ему. Духовный кризис подготовлен потрясающими впечатлениями, внезапно на него обрушившимися: он видит пожар Москвы, попадает в плен, проводит несколько дней в ожидании смертного приговора, присутствует при казни. И тут он встречает «русского, доброго, круглого Каратаева». Радостный и светлый, он спасает Пьера от духовной смерти и приводит его к Богу.

«Прежде он искал Бога в целях, которые он ставил себе, – пишет Толстой, и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уже говорила нянюшка; что Бог – вот Он, тут, везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной».

Религиозное вдохновение охватывает Пьера, все вопросы и сомнения исчезают, он не думает больше о «смысле жизни», ибо смысл уже найден: любовь к Богу и самоотверженное служение людям. Роман завершается картиной полного счастья Пьера, женившегося на Наташе Ростовой и ставшего преданным мужем и любящим отцом.

Платон Каратаев

Солдат Платон Каратаев, встреча с которым в занятой французами Москве произвела переворот в ищущем правды Пьере Безухове, задуман автором как параллель к «народному герою» Кутузову; он тоже человек без личности, пассивно отдающийся событиям. Таким видит его Пьер, т. е. сам автор, но читателю он представляется иным. Не безличность, а необыкновенное своеобразие его личности поражает нас. Его меткие словечки, прибаутки и поговорки, его постоянная деятельность, его светлое веселие духа и чувство красоты («благообразие»), его деятельная любовь к ближним, смирение, жизнерадостность и религиозность складываются в нашем представлении не в образ безличной «части целого», а в изумительное по цельности лицо народного праведника.

Платон Каратаев – такой же «великий христианин», как и юродивый Гриша в «Детстве». Толстой интуитивно почувствовал его духовное своеобразие, но его рационалистическое объяснение скользнуло по поверхности этой мистической души.

Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир». Сочинение по роману Толстого - Война и Мир. Пьер Безухов по своему характеру, по складу - преимущественно натура эмоциональная. Характерные черты его - ум, склонный к «мечтательному философствованию», свободомыслие, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы. Это не значит, что князь Андрей не способен испытывать глубокое чувство, а Пьер - слабый мыслитель; тот и другой - натуры сложные. Термины «интеллектуальный» и «эмоциональный» означают в данном случае преобладающие черты духовных сил этих незаурядных личностей. Пьер резко выделяется из среды лиц, находящихся в салоне Шерер, где мы впервые знакомимся с ним. Это «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Взгляд у него «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный». Главная его черта - искание «успокоения, согласия с самим собой». Весь жизненный путь Пьера - непрестанные искания смысла жизни, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение. В этом он похож на Андрея Болконского.

Путь Пьера, как и путь князя Андрея , это путь к народу. Ещё в период увлечения масонством он решает посвятить свои силы благоустройству крестьян. Он считает необходимым отпустить своих крепостных на свободу, думает об учреждении в своих сёлах больниц, приютов и школ. Правда, хитрый управляющий обманывает Пьера и создаёт только видимость проведённых реформ. Но Пьер искренне уверен, что крестьянам его теперь живётся хорошо. Настоящее сближение его с простым народом начинается в плену, когда он знакомится с солдатами и Каратаевым. У Пьера зарождается стремление опроститься, слиться совершенно с народом. Барская жизнь, светские салоны, роскошь томяги не удовлетворяют Пьера, Он болезненно чувствует свою оторванность от

Образы Наташи и княжны Мари в романе «Война и Мир». Но есть у Наташи и княжны Марьи и общие черты . Обе они патриотки. Наташа не задумываясь пожертвовала богатствами московского дома Ростовых ради спасения раненых. И княжна Марья бросает имение на произвол судьбы при приближении французов. Когда родине грозит опасность, в ней просыпаются фамильные черты - гордость, мужество, твёрдость. Так было в Богучарове, когда компаньонка-француженка предложила ей остаться в имении и довериться милости французского генерала, милости врагов России, своей родины. И «хотя для княжны Марьи было всё равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было, но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами». И ещё одна черта роднит Наташу и княжну Марью. Княжна Марья выходит замуж за Николая Ростова, и Толстой, рисуя их семейную жизнь, говорит о счастье, которое она, как и Наташа, нашла в семье. Так решает Толстой вопрос о назначении женщины, ограничивая её интересы рамками семейной жизни.

Вспомним ещё эпизод встречи Николая Ростова с Соней, когда он, приехав в отпуск, не знает, как ему держать себя с любимой девушкой. «Он поцеловал её руку и назвал её вы - Соня, Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались».

Любимые герои Толстого - люди со сложным душевным миром . В раскрытии таких характеров Толстой прибегает к разным приёмам: к прямой характеристике от автора, к автохарактеристике героя, к внутренним диалогам и размышлениям и т. п. Внутренние монологи и внутренние диалоги позволяют автору обнаружить такие сокровенные мысли и настроения героев, передать которые другим путём (например, при помощи прямой авторской характеристики) было бы трудно без нарушения законов художественного реализма. К таким монологам и диалогам Толстой прибегает очень часто. Образцом «внутреннего монолога» с элементами диалога могут служить размышления раненого князя Андрея в главе XXXII третьего тома романа. Вот ещё образец «внутреннего монолога»- размышления Наташи, детски-непосредственно рассуждающей о себе: «Что за прелесть эта Наташа!» - сказала она опять про себя словами какого-то третьего собирательного мужского лица.- Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только её в покое» (гл. XXIII второго тома).

Образ Андрея Болконского. Внешний мир с его вещами и явлениями тоже искусно используется Толстым для характеристики героев. Так, описывая настроения Наташи после неожиданного отъезда Андрея Болконского (перед сватовством), Толстой сообщает, что Наташа совсем успокоилась и «надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам весёлость». Толстой - гениальный пейзажист. Он отметит и молодые «зелёные клейкие листья» берёзы, и зеленеющий где-то кустарник, и «сочную, тёмную зелень дуба», и лунный свет, ворвавшийся в комнату, и свежесть весенней ночи. Вспомним чудесно описанную охоту в Отрадном. И люди, и животные, и природа выступают здесь как показатели мощной силы жизни, её полнокровия. Пейзаж выполняет в романе различные функции. Наиболее общей особенностью пейзажа Толстого является соответствие этого пейзажа настроению героя. Разочарование, мрачное настроение князя Андрея после разрыва с Наташей окрашивает в мрачные тона и окружающий пейзаж. «Он посмотрел на полосу берёз, с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть... чтобы меня убили, завтра, чтобы меня не было... чтобы всё это было, а меня бы не было...» Его томят страшные предчувствия и мучительные мысли о смерти. И эти берёзы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров - всё это вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожающим. А поэтичность натуры Наташи, наоборот, раскрывается на фоне весенней лунной ночи в Отрадном. В других случаях пейзаж непосредственно воздействует на человека, просветляя и умудряя его. Князь Андрей, раненный под Аустерлицем, смотрит на небо и думает: «Да! Всё пусто, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Дуб, который дважды встречает на своём пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется князю Андрею олицетворением безнадёжности, в другом - символом радостной веры в счастье.

Наконец, Толстой использует пейзаж как средство характеристики реальной обстановки. Вспомним хотя бы сильный туман, расстилавшийся сплошным молочно-белым морем над окрестностями Аустерлица. Благодаря этому туману, закрывавшему позиции французов, русские и австрийские войска были поставлены в худшее положение, так как не видели неприятеля и неожиданно столкнулись с ним лицом к лицу. Наполеон же, стоявший на высоте, где было совершенно светло, мог безошибочно руководить войсками.

Образ Наполеона в романе «Война и Мир» . Наполеон противостоит в романе Наполеон . Толстой развенчивает этого полководца и выдающегося исторического деятеля. Рисуя внешний облик Наполеона, автор романа говорит, что это был «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой» на лице, с «жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ложками коротеньких ног». Толстой показывает Наполеона как самовлюблённого и самонадеянного властителя Франции, упоённого успехом, ослеплённого славой, приписывающего своей личности движущую роль в ходе исторических событий. Даже в маленьких сценах, в малейших жестах чувствуется, по мнению Толстого, безумная гордость Наполеона, его актёрство, самомнение человека, привыкшего верить, что каждое движение его руки рассыпает счастье или сеет горе среди тысяч людей. Раболепие окружающих вознесло его на такую высоту, что он действительно верил в свою способность изменять ход истории и влиять на судьбы народов.

В противоположность Кутузову , не придающему решающего значения своей личной воле, Наполеон выше всего ставит себя, свою личность, считает себя сверхчеловеком. «Только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Всё, что было вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Слово «я» - любимое слово Наполеона. В Наполеоне подчёркнуты эгоизм, индивидуализм и рассудочность - черты, отсутствующие у Кутузова, народного полководца, думающего не о своей славе, а о славе и свободе отечества. Раскрывая идейное содержание романа, мы уже Толстого"" отмечали своеобразие в трактовке Толстым отдельных тем романа. Так, мы уже говорили, что Толстой, идя вразрез с революционной крестьянской демократией, затушёвывает в романе остроту классовых противоречий между крестьянством и помещиками; раскрывая, например, беспокойные мысли Пьера Безухова о тяжёлом положении крепостных рабов, он в то же время рисует картины идиллических взаимоотношений помещиков и крестьян в имении и доме Ростовых. Мы отмечали также черты идеализации в образе Каратаева, своеобразие трактовки роли личности в истории и т. п.

Чем объяснить эти особенности романа? Источник их нужно искать в мировоззрении Толстого, отражавшем противоречия его времени. Толстой был великий художник. Роман его «Война и мир» - один из величайших шедевров мирового искусства, гениальное произведение, в котором широта эпического размаха сочеталась с изумительной глубиной проникновения в душевную жизнь людей. Но Толстой жил в России в переходную эпоху, в эпоху ломки общественных и экономических устоев жизни, когда страна переходила от феодально-крепостнического строя к капиталистическим формам жизни, бурно протестуя, по словам Ленина, «против всякого классового господства», Толстой, помещик и аристократ, нашёл выход для себя в переходе на позиции патриархального крестьянства. Белинский в своих статьях о Толстом с замечательной глубиной вскрыл все противоречия, какие сказались в мировоззрении и творчестве Толстого в связи с переходом его на позиции патриархального крестьянства. Противоречия эти не могли не отразиться и в художественной структуре романа «Война и мир». Толстой, великий реалист и протестант, в конечном счёте одержал победу над Толстым, религиозным философом, и создал произведение, не имеющее себе равного в мировой литературе. Но читая роман, мы всё же не можем не почувствовать противоречий мировоззрения его автора.

Образ Кутузова в романе «Война и Мир». В романе Толстой высмеивает культ «великих личностей», созданный буржуазными историками. Он правильно считает, что ход истории решает народная масса. Но оценка роли народной массы принимает у него религиозную окраску. Он приходит к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события предопределены свыше.Выразителем своих взглядов в романе Толстой делает полководца Кутузова.Основу его взгляда составляет сознание, что творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности (герои) и что всякие рационалистически построенные теории, как бы хороши они ни казались,- ничто перед той силой, которой является настроение, дух массы.

«Долголетним военным опытом ,- пишет о Кутузове Толстой,- он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти». Толстой приписал Кутузову и свой ошибочный фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее предрешён. Андрей Болконский говорит о Кутузове: «Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли,- это неизбежный ход событий,- и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое...»

Отрицая роль личности в истории, Толстой стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий, лишь пассивным созерцателем их. Это, конечно, было ошибкой Толстого. Она неизбежно должна была привести к противоречивой оценке Кутузова. Так оно и получилось. В романе выступает полководец, чрезвычайно точно оценивающий ход военных событий и безошибочно направляющий их. При помощи хорошо обдуманного плана контрнаступлений Кутузов губит Наполеона и его армию. Следовательно, в ряде существенных черт Кутузов в романе показан исторически верно: он обладает большим стратегическим мастерством, долгие ночи продумывает план кампании, выступает активным деятелем, за внешним спокойствием скрывающим громадное волевое напряжение. Так художник-реалист преодолевал философию фатализма. Носитель народного духа и народной воли, Кутузов глубоко и верно понимал ход вещей, в самом разгаре событий давал им правильную оценку, подтверждающуюся впоследствии. Так, правильно оценил значение Бородинского сражения, сказав, что это - победа. Как полководец, Кутузов стоит выше Наполеона. Для ведения народной войны, какой была война 1812 г., и нужен был, говорит Толстой, такой полководец. С изгнанием французов миссия Кутузова была выполнена. Перенесение войны в Европу требовало другого главнокомандующего. «Представителю русского народа после того, как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать было больше нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

Изображая Кутузова как народного полководца, как воплощение народных мыслей, воли и чувства. Толстой нигде не впадает в схематизм. Кутузов - живое лицо. Такое впечатление создаётся у нас прежде всего потому, что Толстой наглядно, ярко рисует нам портрет Кутузова - его фигуру, походку и жесты, мимику, его глаз, то светящийся приятной ласковой улыбкой, то принимающий насмешливое выражение. Толстой даёт нам его то в восприятии различных по характеру и социальному положению лиц, то рисует от себя, углубляясь в психологический анализ своего героя. Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах и разговорах с близкими и приятными для него лицами, вроде Болконского, Денисова, Багратиона, его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородином. Речь Кутузова разнообразна по своему лексическому составу и синтаксическому строю. Он прекрасно владеет великосветской речью, когда говорит или пишет царю, генералам и другим представителям аристократического общества. «Я говорю только одно, генерал,- говорит Кутузов с приятным изяществом выражений и интонаций, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово.- Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена». Но он великолепно владеет и простым народным языком. «А вот что, братцы. Я знаю, трудно нам, да что же делать! Потерпите: не долго осталось... Выпроводим гостей, отдохнём тогда»,- говорил он солдатам, встретив их по дороге от Красного к Доброму. А в письме к старику Болконскому он обнаруживает архаические черты канцелярского стиля этой эпохи: «Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентёров, и он бы поименован был».

Всех персонажей можно условно разделить на такие группы:

  • семья Болконских;
  • семья Ростовых;
  • семья Безуховых;
  • семья Друбецких;
  • семья Курагиных;
  • Исторические личности;
  • Герои 2 плана;
  • Другие герои.
Классификация удобна для анализа сразу целых семей и сравнения персонажей между друг другом. Подробное описание главных действующих лиц приведено ниже.

Характеристика Болконских

Род Болконских берет свое начало от князей, которые были в родстве с Рюриком. Они богаты и обеспечены. В семье царит авторитарная власть отца, из-за этого дома напряженная атмосфера. Болконские неукоснительно следуют семейным традициям и порядкам. Отношения внутри семьи натянутые, и дом был разделен на два “лагеря”:
  • Первый “лагерь” возглавлял князь Николай Болконский. Его мнения придерживались мадемуазель Бурьен и Михаил Иванович, архитектор князя.
  • Во вторую группу входили: дочь князя Марья, сын Андрея Болконского Николай и все няни и служанки.
Андрей Болконский не входил ни в одну группу, так как был часто в разъездах.

Характеристика Андрея Болконского

Андрей Болконский - богатый наследник и сын князя Николая Болконского. Матери нет в живых, из родственников есть еще сестра Марья, которую он очень любит. Андрей - лучший друг , еще одного главного героя романа. Андрей невысокий, красивый парень. Он описывается как личность с постоянно скучающим взглядом, ходит медленно и неторопливо, в отличие от его жены Лизы, которая отличалась веселым и легким характером. Болконский походил больше на подростка, нежели на мужчину - автор часто упоминает, что у Андрея маленькие ручки, детская шея. Герой отличался пытливым умом, он начитан и образован, перенял некоторые черты своего отца - грубость и строгость по отношению к близким. Андрей Болконский является либеральным помещиком, любит своих крестьян и делает их жизнь проще. На момент написания романа Андрею Болконскому было 27 лет.

Характеристика Марьи Болконской

Сестра главного героя Андрея Болконского. Она молодая и, по мнению многих героев, некрасивая девушка, но с грустными и впечатляющими глазами. Марья довольно неуклюжая и обладала тяжелой походкой. Ее учил отец. Благодаря домашнему обучению, она научилась порядку и дисциплине. Она умеет играть на клавикорде, любит жизнь в деревне, в отличие от брата. Княжна Марья Болконская отличалась добрым и спокойным характером, верила в бога. При общении с людьми оценивала их за душевные качества, а не за статус и положение.

Николай Болконский - князь, глава семьи. Он отличался скверным характером и жестокими действиями по отношению к домочадцам. Князь Николай был старым человеком, с худым лицом и телом. Болконский всегда одевался по своему статусу - он был генералом-аншефом в отставке. Князя больше боялись, чем уважали. Он отличался своенравием и довольно властной позицией. Но при этом Николай Болконский отличается трудолюбием - он всегда чем-то занят: или написанием мемуаров, или обучению младшего поколения математике, или его любимым хобби - изготовкой табакерок.

Николай Андреевич был знаком с Екатериной II и князем Потемкиным, чем очень гордится. Князь тяжело переживает из-за вторжения французских войск на территорию России, и умирает от сердечного приступа.

Характеристика Лизы Болконской

Жена Андрея Болконского - веселая и жизнерадостная девушка. Не отличалась умом, но компенсировала все добротой и хорошим отношением. Она была невысокой девушкой, губки у нее были с усиками, всегда ходила с высокой прической. Елизавета Карловна родом из немецкой семьи Мейнен. В семье получила образование и светские манеры. Княжна Болконская любила посплетничать и поболтать, но при этом отличалась наблюдательностью. Сильно любила мужа, но была с ним несчастна. Умерла после рождения сына Николая.

Характеристика Николая Болконского

Родился в 1806 году. После смерти матери - Лизы Болконской, воспитывается теткой Марьей. Марья Болконская дает ему уроки русского и музыки. В 7 лет он видит гибель отца Андрея после ранения. В эпилоге романа Николай - 15-летний красивый юноша, с вьющимися волосами, очень похож на своего отца.

Характеристика семьи Ростовых

Благородная дворянская семья. Автор описывает семью Ростовых как идеальную семью - добродушную, с хорошими взаимоотношениями между родными.

Характеристика графа Ильи Ростова

Илья Андреевич Ростов - глава семейства, веселый и добродушный граф. Он богат и имеет несколько деревень в подчинении. Полное телосложение, седая голова с залысинами, всегда гладковыбритое лицо и голубые глаза - внешность Ильи Андреевича. Окружающие его считают глупым и смешным, но графа любили за его щедрость и доброту. Иногда эта щедрость превращалась в транжирство. Он любит свою жену и детей, балует их и все разрешает. Илья Андреевич не любит вступать в споры, ему лучше поесть и повеселиться. Из-за этого веселья он проигрывает все деньги и разоряет семью. После череды несчастий в семье Ростовых он заболевает и умирает.

Характеристика графини Натальи Ростовой

Жена Ильи Андреевича, 45 лет. Мать 12 детей, однако, повествование ведется только о четверых. Наталья Ростова обладала красивой восточной внешностью, часто была уставшая, но при этом вызывала уважение у родных. Вышла замуж за графа, когда ей было 16 лет. Как и муж, не отличается бережливостью, любит тратить деньги. Она старается быть строгой с детьми, но из-за своей доброты у нее не получается это. Графиня Наталья помогает другим (например, своей подруге Друбецкой). К концу произведения, после пережитых смертей, становится похожа на привидение.

Характеристика Наташи Ростовой

Дочь графа Николая Ростова и Натальи Ростовой. Воспитывалась в ласке и любви, была немного избалованная, но при этом оставалась доброй и искренней девушкой. Л. Толстой так описывает маленькую Наташу: “с черными глазами, большим ртом, довольно некрасивая, но обаятельная и веселая девочка, с кудрявыми волосами, тонкими ножками и ручками”. К 16 годам Наташа изменилась, стала носить длинные платья, танцевать на балах. Еще больше похорошела уже в 20-летнем возрасте. Надевала красивые кружевные платья, заплетала волосы в косу, с умным взглядом и чутким отношением к окружающим.
Важно! Наташа хорошо разбирается в людях, но если это касается любовных отношений, она теряется (как влюбленность в Курагина).
После смерти Болконского выходит замуж за Пьера Безухова, становится неряшливой и больше не ухаживает за собой, рожает 3 детей и живет только ради них.

Характеристика Сони Ростовой

Троюродная сестра Наташи и Николая Ростова. Воспитывается в семье Ростовых с самого рождения. Красивая и милая девушка, умная и образованная. Всячески помогает своей подруге Наташе. Любит декламировать стихи перед публикой. Она тайно влюблена в Николая Ростова, эту любовь не принимает Наталья Ростова. В итоге - Соня остается не замужем.

Характеристика Пьера Безухова

Еще один главный герой романа. Крупный молодой человек, носит очки, силен, но неуклюж. Автор часто сравнивает Пьера с медведем. Он незаконнорожденный сын графа Безухова, но является его любимчиком. Пьер больше 10 лет жил и учился в Европе. В 20 лет приехал обратно в Россию. Безухов обладает красивой детской улыбкой, видит в людях только добрые качества, из-за этого его часто обманывали. Его жена Элен Курагина, так и поступила с ним, обманула его и насильно женила на себе. Он не может найти себе работу по душе, ничем толком не увлекается, часто бездельничает. Когда Пьер становится наследником состояния Безуховых, начинает заниматься хозяйством, но и там часто терпит неудачи. Только после пребывания в плену у французов начинает по-другому вести себя, становится более сдержанным и расчетливым. В конце романа женится на Наташе Ростовой, после этого его воспринимают не как неуклюжего болтуна, а как грамотного и уважаемого человека.

Характеристика семьи Курагиных

Еще одна светская семья в романе. В отличие от Болконских и Ростовых, не отличаются благородством и добротой к людям. Князь Василий хочет выгодно отдать всех своих детей, не скупится и на обман. В семье царит полная гармония между родителями и детьми, обе стороны хотят получить выгоду.

Характеристика Василия Курагина

Василий Сергеевич Курагин - князь 50 лет. Женат на некрасивой и толстой даме. Почти лысый, любит одеваться с иголочки, учтив. У него был красивый низкий голос, говорил всегда медленно. Самоуверенный, равнодушный, любит смеяться над другими людьми. Общается только ради собственной выгоды.

Характеристика Анатоля Курагина

Младший сын князя Василия. Красивый, статный с большими глазами и красивыми руками. Был всегда хорошо и аккуратно одет. Получил образование в Европе, по приезду становится офицером. Отличается веселым характером, любит выпивать и собирать компании. Из-за кутежей и пьянок постоянно находится в долгах. Ради денег готов был жениться на княжне Марье. Анатоль является подлым человеком, он обманывает Наташу Ростову, обещая на ней жениться. Курагин думает только о себе. После Бородинского сражения его ранят, и он меняется.

Характеристика Элен Курагиной

Елена Васильевна Курагина (после замужества с Пьером стала Безухова), старшая сестра Анатоля Курагина и дочь князя Василия. Утонченная внешность, красивые худые руки, тонкая шея, мраморного цвета кожа - ее отмеченные автором внешние характеристики. Элен была высокого роста и производила впечатление на всех мужчин. Ее наряды часто были слишком откровенными, хотя она была выпускницей Смольного института. Элен глупа, по мнению Безухова и Андрея Болконского, но другие считают ее прелестной и умной. Элен Курагина умеет добиваться своей цели любыми способами, даже если это будет обман и лицемерие. Ради денег она готова на все. Таким образом, все перечисленные герои являются только частью огромного мира “Войны и мира” Л. Н. Толстого. Следует понимать, что и второстепенные герои романа составляют более полную картину. Не следует забывать об описании исторических личностей, таких как Наполеон и Кутузов, которые также повлияли на ход мыслей главных героев. Предлагаем вам также посмотреть видео, в котором для лучшего понимания содержания есть четкая систематизация всех героев романа “Война и мир”.

В романе «Война и мир» Лев Толстой передал авторское видение нравов, состояние мыслей и мировоззрение передовой прослойки русского общества в начале XIX века. Проблемы государства возникают вследствие великих мировых событий и становятся заботой каждого сознательного гражданина. Главные герои романа «Война мир» являются представителями влиятельных семей при дворе императора.

Андрей Болконский

Образ русского патриота, павшего в борьбе с французскими оккупантами. Его не манит тихая семейная жизнь, светские приемы и балы. Офицер берет участие в каждой военной кампании Александра I. Муж племянницы Кутузова, он становится адъютантом прославленного генерала.

В Шенбергском сражении поднимает в атаку солдат, неся упавшее знамя, как настоящий герой. В битве под Аустерлицем Болконский получает ранение и попадает в плен, освобожден Наполеоном. В Бородинском сражении осколок снаряда попадает в живот храброму воину. Половник скончался в муках на руках любимой девушки.

Толстой показал человека, жизненными приоритетами которого являются государственный долг, военная доблесть и честь мундира. Представители русской аристократии всегда были носителями моральных ценностей монархической власти.

Наташа Ростова

Юная графиня росла в роскоши, окруженная родительской заботой. Дворянское воспитание и прекрасное образование могло обеспечить девушке выгодную партию, веселую жизнь в высшем свете общества. Война изменила беззаботную Наташу, перенесшую потерю дорогих людей.

Выйдя замуж за Пьера Безухова, она стала многодетной матерью, нашедшей покой в семейных заботах. Лев Толстой создал положительный образ русской дворянки, патриотки и хранительницы очага. Автор критически относится к тому, что родив четверых детей, Наташа перестала следить за собой. Автор хочет видеть женщину неувядающей, свежей и ухоженной на протяжении всей жизни.

Мария Болконская

Воспитанием княжны занимался отец, современник Потемкина и друг Кутузова, Николай Андреевич Болконский. Старый генерал придавал значение образованию, особенно изучению технических наук. Девушка знала геометрию и алгебру, много часов проводила за чтением книг.

Отец был строгим и предвзятым, изводил дочь уроками, именно так демонстрируя свою любовь и заботу. Марья принесла молодые годы в жертву старости родителя, была с ним рядом до последних его дней. Она заменила мать племяннику Николеньке, пытаясь окружить того родительской нежностью.

Свою судьбу Мария встретила во время войны в лице спасителя Николая Ростова. Их отношения развивались долго, оба не осмеливались сделать первый шаг. Кавалер был младше своей дамы, это смущало девушку. Княжна обладала большим наследством Болконских, что останавливало парня. У них получилась хорошая семья.

Пьер Безухов

Юноша получил образование за границей, вернуться в Россию ему позволили в двадцатилетнем возрасте. Высший свет принял молодого человека настороженно, потому что он был незаконнорожденный сын знатного вельможи. Однако перед кончиной отец просил царя признать Пьера законным наследником.

В один миг Безухов стал графом и владельцем огромного состояния. Неопытного, нерасторопного и доверчивого Пьера использовали в корыстных интригах, его быстро оженил на своей дочери князь Василий Курагин. Герою пришлось пройти через боль измен, унижение любовников жены, дуэль, масонство и пьянство.

Война очистила душу графа, избавила его от пустых мысленных мытарств, кардинально изменила мировоззрение. Пройдя сквозь огонь, плен и потерю дорогих людей, Безухов обрел смысл жизни в семейных ценностях, в идеях новых послевоенных политических реформ.

Илларион Михайлович Кутузов

Личность Кутузова является ключевой фигурой событий 1812 года, потому что он командовал армией, защищающей Москву. Лев Толстой в романе «Вона и мир» представил свое видение характера генерала, свою оценку его поступков и решений.

Командующий выглядит, как добрый толстый старик, который своим опытом и знанием ведения больших сражений пытается вывести Россию из сложной отступательной ситуации. Бородинская битва и сдача Москвы – это была хитрая военная комбинация, которая привела к победе над французской армией.

Автор описал прославленного Кутузова, как обычного человека, раба своих слабостей, у которого есть опыт и мудрость, накопленная за долгие годы жизни. Генерал является образцом командующего армией, который заботится о солдатах, переживает за их обмундирование, довольствие и сон.

Лев Толстой пытался через образ главных героев романа передать сложную судьбу представителей высшего общества России, которые пережили военную европейскую бурю начала XIX века. Тогда формировалось поколение декабристов, которые положат начало новым реформам, результатом станет отмена крепостного права.

Главной чертой, объединяющей всех героев, является патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к родителям.



Последние материалы сайта