Что идет после развязки в литературе. Композиционное решение спектакля. · Сопоставление и противопоставление

30.03.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
Очень часто мне приходят письма с просьбой рассказать о тонкостях писательского ремесла. Вопросы задают разные:
Как сделать героев интересными? Как лучше выстроить сюжет? С чего начать произведение, чтобы оно сразу увлекло читателя? Какой финал предпочтительней – счастливый или, наоборот, трагический? И так далее.

В основном письма приходят от совсем юных начинающих писателей, поэтому я решила ответить на все вопросы, ориентируясь именно на эту аудиторию.

Давайте поговорим о том, как создаются увлекательные истории, но сразу предупрежу вас – в литературе существуют определённые правила, которым писатель должен следовать, если хочет, чтобы его творение имело успех.

Итак, приступим.
Перед вами чистый лист бумаги. И вы горите желанием сотворить нечто удивительное. С чего начать?

Прежде всего не думайте, что вдруг на вас снизойдёт озарение и ручка начнёт писать сама собой, выдавая гениальный текст строчку за строчкой. Муза (она же озарение) не приходит в пустую голову. Вы должны чётко знать, о чём хотите написать. В вашей голове уже должны созреть хотя бы наброски сюжета, иначе ничего не получится. Вы будете часами сидеть у пустого листа и пытаться «состряпать» хотя бы начало, думая, что дальше уж текст пойдёт сам собой, и сюжет выстроится в процессе написания. Это большая ошибка. Ничего не пойдёт и ничего не выстроится!

Лучше всего на этом пустом листе набросать схему своего произведения, вывести героев, определиться с миром их существования, придумать завязку (основную интригу).

Когда в голове сложится определённая картина, садитесь и начинайте творить. И вот тут-то вас вполне может посетить её величество Муза, да так неожиданно и надолго, что текст «польётся» как из рога изобилия. Более того, бывает и так: к середине книги вы вдруг почувствуете, что хотите развить действие совсем в другом направлении и развязку сделать не такой, какую планировали вначале. На то она и Муза, внезапная, противоречивая, чтобы врываться в ваш творческий мир и давать новый толчок вашим талантам, Муза, без сомнения, любящая и помогающая только тем, кто достоин и трудолюбив. Да, именно трудолюбив.

Вспомните знаменитого химика Менделеева. Ведь не приснилась же периодическая таблица химических элементов поэту или, скажем, пекарю. Её величество Муза подсказала таблицу человеку, который тщательно трудился в своей области. А скрипач Джузеппе Тартини? Озарение пришло к нему во сне, и он сочинил свою «Сонату дьявола», признавшись позже, что это была его лучшая вещь. Примеров много. Они все полностью отдавались любимому делу, и Муза не обошла их своим вниманием.

Но вернёмся к нашему чистому листу и к уже созревшему в голове сюжету. Пока Муза наблюдает за вами, мы немного потрудимся. Итак, начнём.

Вы уже знаете, о чём будете писать, и уже в общих чертах набросали сюжет. Но как его правильно выстроить, так, чтобы он был интересен и увлёк читателя? Классическая схема не так уж сложна.

Экспозиция – завязка – развитие действия по восходящей – кульминация – действие по нисходящей – развязка – финал.

Не пугайтесь. Это не такие уж и страшные слова. Вы, вероятно, думали, что писать литературу можно «как на душу придётся», главное лихо закрутить сюжет? Ну что ж, если хотите – попробуйте не следовать этой классической схеме, но предупреждаю сразу – не исключено, что тогда вы напишите просто калейдоскоп эпизодов самих по себе, возможно, и интересных, но разваливающихся как карточный домик от дуновения ветра, не складывающихся в общую интригующую композицию.

Но мы-то с вами хотим написать добротное произведение, или, как сейчас любят говорить критики, «читабельное», не так ли? Тогда стоит немного поучиться. И уверяю вас, это совсем не скучно.

1. Экспозиция.

Это попросту введение: представление героев, места и времени действия.
Возьмём для примера простенькую сказку «Колобок». Выстроена она, между прочим, чётко по классической схеме.
Вот вам экспозиция:

«Жил-был старик со старухою. Просит старик: "Испеки, старуха, колобок". - "Из чего печь-то? Муки нету". - "Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется".
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.»

Ну что ж, все персонажи представлены: и старик, и старуха, и колобок. Представлено и место, где начнёт развиваться действие. Причём всё изложено настолько лаконично, что буквально в двух фразах понятно, что старики – бедные люди, но, несмотря на это, колобок всё же состряпали добротный, на сметане да в масле (намёк на то, что он получился вкусный и это, как вы догадались, тема для будущей завязки).

Итак, экспозиция вводит читателя в повествование, обрисовывает (только в общих чертах) главного героя, намекает хороший он или плохой. Но запомните – ни в коем случае не раскрывает его образ до конца. Во-первых, много рассказывать о герое в самом начале – это занудно и длинно. Читатель будто попадёт в болотную трясину и потонет в многостраничных описаниях совершенно пока неинтересного и неизвестного ему человека.

Во-вторых, вы тут же отсекаете главный ваш козырь в общем сюжетном построении – постепенное развитие характера героя. Если вы досконально описали персонаж в самом начале, он становится уже неинтересен читателю, поскольку просчитать поступки героя не составит труда. В итоге зарождается «самое страшное зло» для творимого произведения – предсказуемость сюжета. А зачем читать то, что уже заранее известно?

Теперь перейдём к задуманному Вами произведению. Как представить героев и мир, в котором они будут существовать? Как лучше написать экспозицию?

Вот тут уже всё зависит от вкуса писателя и… как это не прискорбно – от моды. Сейчас модно писать произведения, где действие развивается стремительно. Значит и экспозиция должна начинаться с динамичной и захватывающей сцены, где и будет задействован ваш основной персонаж (персонажи).

К примеру, в детективе обычно всё начинается с убийства (похищения и т.п.). Главный герой (следователь) выезжает на место преступления и начинает расследование. Буквально в нескольких штрихах вы можете описать героя: какой он прозорливый (припомнив недавнее раскрытое преступление), и, разумеется, внешность, подчеркнув какие-то особенности, которые будут отличать его от других второстепенных персонажей (к примеру, «пронзительный взгляд голубых глаз», «шрам, пересекающий лицо», необычный голос, словом, что-то запоминающееся).

Даже пусть он будет совершенно обычный человек, как Чичиков. Но Гоголь, ловко «черкнув» его внешность ("не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод"), даёт понять читателю о необыкновенной приспосабливаемости героя к обстоятельствам, и мы уже рисуем этакого человека-хамелеона в своём воображении.

В боевике экспозицию можно начать с боевой сцены – битва главного героя на мечах, кулачный бой, драка, в конце концов, и т.п. В фантастике – со сцены, предположим, приземления летающей тарелки, которую наблюдает основной персонаж.

Вариантов для фантазии много. Главное – увлечь читателя с самого начала, дать возможность начать сопереживать главному герою (героям). Но осторожно! Сумев захватить внимание читателя, все козыри пока «оставьте в рукаве», не раскрывайте интригу.

Конечно, экспозицию можно начать и со спокойных, описательных сцен, но для этого требуется определённое мастерство и опыт. Примеры тому – классики литературы: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие. Спокойно начав произведение, без лишней суеты, беготни и экшена, так любимого нашими современниками, они удерживают читателя своим мастерством слова, изысканностью слога и увлекательностью описаний. И это дорогого стоит!

Но поскольку вы только начинающие писатели, лучше начать произведение с активного действия.

Какую часть занимает экспозиция? Она бывает короткой и длинной. От одного абзаца (как в «Колобке») до нескольких глав. Всё зависит от размера произведения.

Почему я так долго рассказываю об экспозиции? Да потому что это самое начало вашего произведения, и если вы сумеете грамотно написать вступительную часть, то, считайте, читатель уже Ваш, он не закроет книгу на второй странице, а это значит, что ему интересен ваш герой и созданный вами мир.

Итак, с экспозицией закончили. Надеюсь, Вы не заскучали. Тогда перейдём к следующему этапу - завязке.

2. Завязка

Завязка – это первое столкновение конфликтующих сторон. Иными словами, важное событие, где перед героем ставится определённая задача, которую он должен (вынужден) выполнить.

Что это будет за событие зависит от жанра произведения. Вот некоторые из вариантов (в жанре фантастики, например): инопланетяне похищают героя, или грядёт вселенский апокалипсис (комета движется к Земле), или у главного персонажа или его друга-приятеля крадут какой-то ценный предмет (древнюю рукопись, артефакт), или наш герой что-то необычное находит (волшебный меч, таинственный манускрипт) , или попадает в параллельный мир, или вдруг обретает удивительные способности…

Собственно в завязке вы должны преподнести свою ключевую идею, начать развивать интригу.

Скажу сразу, ключевая идея (она же завязка) в большей степени бывает банальна. Придумать что-то оригинальное очень и очень сложно (кажется, всё что можно, сочинители уже придумали).

В каждом жанре есть свои штампы и избитые приёмы. То на человечество обрушивается вселенское Зло, то выходит из могилы вампир… И что будет происходить дальше (в действии по восходящей) в общем-то понятно. Герой начнёт спасать мир, уничтожать зарвавшихся вампиров…

Но, дорогие друзья, штампы штампами, но можно так обыграть типовой сюжет, так закрутить интригу, что банальная идея превратится в мегагениальную. Вот уважаемый мистер Стивен Кинг – мастер по этой части.

Кстати, завязок может быть и не одна, если у вас несколько сюжетных линий. И эти завязки могут быть разбросаны по тексту, в зависимости от того, когда вы вводите новую сюжетную линию. Но, запомните, все они должны иметь своё продолжение, а не «повисать в воздухе».

Например, в процессе того, как наш герой спасает мир от вселенского Зла, он встречает девушку и влюбляется в неё. Эта встреча будет считаться ещё одной завязкой. Иными словами, вы открываете вторую сюжетную линию, где проходите снова все фазы от экспозиции до развязки. И если вы эту сюжетную линию оборвёте (вроде отношения завязались, но девушка дальше в книге так и не появилась), то грош вам цена как литератору.

Или бывает так. Главный герой с кем-то встретился, красиво подрался на мечах, но ничего не приобрел и не потерял, словом, описали вы этот эпизод ради эффектной сцены. Это означает, что ваша новая завязка – пустышка, заброшенный крючок ничего не поймал, вы просто одурачили читателя. А читатель этого не любит!

Итак, главное: все представленные завязки должны иметь своё продолжение и оканчиваться развязкой.

Однако мы забыли про нашего «Колобка». В сказочке всего одна сюжетная линия, поэтому на этом примере легко разобраться с литературными канонами. Так где там завязка? Думаю, вы уже догадались.

«Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.»

3. Развитие действия по восходящей.

Вот здесь, дорогие друзья, и начинается самый что ни на есть полёт фантазии, и именно в этой стадии вас может посетить её величество Муза.

Из банальной завязки (если вы не блеснули оригинальностью и не придумали чего-то необычного) начинается «лепка» самого сюжета. И от того как вы сумеете обыграть действие, зависит коэффициент гениальности вашего произведения. Вы можете «слепить нетленку», а можете – очередную банальную пустышку, коих тысячи пылится на полках книжных магазинов.

Ну что ж, постараемся уйти от штампов?

Итак, обратимся к главному герою. В экспозиции вы его объявили, в завязке «пустили в плавание» по волнам своей фантазии, а теперь самое главное – удержать интерес к нему. Каким он должен быть, главный герой?

Но сначала посмотрим, каким он НЕ должен быть.

Итак, предположим, ваш основной персонаж спасает мир от вселенского Зла. И всё-то у него получается, все его любят и восхищаются им. Если он маг или чародей – то самый могущественный, если воин – то самый смелый и сильный (разумеется, непобедимый). Немощным – помогает, врагов – легко убивает, а в заключении, с оттенком усталой обречённости (а возможно, с пафосом) – спасает мир. Да и что для него спасти мир? Раз плюнуть. Его фразы высокопарны и назидательны. Действия – театральны. Как он бьётся на мечах! Одно загляденье! Девушки от него без ума, враги – трепещут. Ну что, читали о таком?

Таким же театрально-убогим может выглядеть и отрицательный персонаж. Это злобный карлик с отвратительной внешностью или мерзкий урод, способный превращаться в не менее отвратительных тварей. Ему чуждо всё человеческое, он глуп и жаден, корыстен и жесток. Никто не любит его, все боятся и ждут, что вот придёт герой и повергнет ненавистного и мерзкого негодяя.

Дальше – больше. Друзья таких персонажей под стать самим противоборствующим героям. Они «прозрачны» в своих действиях, как маковая роса. Понятно сразу от кого ждать подвоха, а кто в нужный момент придёт на выручку.

И что же получается? Имея «на руках» таких «картонных» персонажей, всё действие сводится, как правило, к «мочилово-рубилово», беготне туда-сюда и, как следствие, к предсказуемому финалу.

Вот и выходит, что читатель, закрыв последнюю страницу, остался в большом недоумении. Что хотел сказать автор? Зачем написал книгу? Что за идею хотел донести до читателя?
Грустно? Ещё бы!

А вот теперь настало время поговорить о том, какими свойствами можно наделить героев книги (положительных и отрицательных персонажей, второстепенных и главных), чтобы они выглядели живыми и интересными читателю.

Прежде всего, у каждого персонажа должны быть свои цели и интересы. И эти цели и интересы не всегда должны совпадать с интересами главных героев. Может статься, что верный друг вдруг оказывается врагом. Герой от него ждёт помощи, а он в самый ответственный момент втыкает нож в спину (образно, конечно).

Почему так получилось? Оказывается где-то в середине пути, их цели разошлись. Вот вам и «крутой поворот» в сюжете. Возможно и наоборот. Враг становится другом.

Идём дальше. Представим, что главный персонаж, вначале заявленный как герой, неожиданно начинает проявлять негероические качества, возможно, даже идёт на сделку со своей совестью. Тоже любопытный вариант. В противовес положительному персонажу злодей может проявить вполне человеческие черты: оказывается, антигерой способен любить, или его, негодяя и жестокого убийцу, полюбила прекрасная чистая дева. Можно пойти вообще на перестановку ролей. Из героев сделать злодеев (фабула: за благими поступками таятся отнюдь не благие намерения), а из злодеев – героев. И такое случается в литературе.

Главное правильно обыграть ситуацию, держать интригу до конца. Не забывайте, что у каждого героя может быть свой «скелет в шкафу». Все эти перипетии делают рассказ более напряжённым, а сюжетную линию – непредсказуемой.

И ещё. Хотите сделать героя интересным? Ставьте перед ним выбор. Между долгом и любовью, Родиной и семьёй, другом и любимой… Герой должен не только спасать мир и приносить себя в жертву ради человечества, но и сомневаться, совершать ошибки, бояться, в конце концов – словом, вести себя как живой человек.

Однажды Лев Толстой сказал: «Среди моих персонажей есть замечательные люди». Понимаете? Толстой проживал жизнь своих персонажей. Он старался сделать их живыми, настоящими.

Ну что ж, о героях мы поговорили. Теперь поговорим о мире, в котором они существуют и действуют. Это своего рода декорации, которые должны быть выписаны не менее интересно, чем сами персонажи. И дело тут не только в пейзажных описаниях (хотя это тоже немаловажно), но и в политическом состоянии вашего «мира», если можно так сказать.

Возьмём, к примеру, тему со вселенским Злом. Пока ваши персонажи действуют, решая свои личные проблемы, на заднем плане зреет глобальный конфликт. И этот конфликт вы должны описать мастерски, с каждым разом всё сильнее и сильнее нагнетая атмосферу. Разумеется, впоследствии герои станут участниками этого конфликта и сыграют в нём решающую роль.

Возьмём, к примеру, сказку о Змее Горыныче. Почему я строю свои примеры на сказках? Да потому что их все читали, все знают и, поверьте мне, именно из сказок (преданий, легенд) выросла вся мировая литература. К тому же сказки выстроены строго по классической схеме, потому и не забыли их до сих пор, читают и перечитывают.

Итак, о Змее Горыныче. Пока герой пашет землю и лежит на печке – словом, занимается своими личными делами, Горыныч ворует людей, сжигает посевы. Жители голодают, матери вне себя от горя. Вот вам зреющий конфликт на заднем плане.

В точке апогея доходит до того, что Горыныч крадёт царскую дочь (или в другом варианте: царская дочь – последняя молодая девица, оставшаяся в королевстве, остальных Горыныч уже утащил). И посмотрите, как мастерски описывают этот конфликт сказочники! Даже взрослые, не говоря уже о детях, переживают, хотя прекрасно понимают, что это всего лишь сказка.

Другой вариант. На заднем плане может и не зреть никакого конфликта. Наоборот. Тишь, гладь, да божья благодать. Только вот приходит ваш герой и рушит эту благодать, возможно, сам того не желая. Здесь можно привести пример приключения Аргонавтов, когда главный герой Язон отправляется за Золотым Руном. Приплыл Язон в Колхиду, хитростью забрал руно, да ещё и царскую дочь прихватил.

Однако мы забыли о нашем «Колобке». Где здесь развитие действия по восходящей? Пожалуйста, вот оно:

«Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

- Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою,- сказал колобок и запел:
Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешок, Да в масле пряжон, На окошке стужон;
Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только заяц его и видел!. Катится колобок, а навстречу ему волк:
- Колобок, колобок! Я тебя съем!
- Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!
Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон, На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волка, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только волк его и видел!.. Катится колобок, а навстречу ему медведь:
- Колобок, колобок! Я тебя съем.
- Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я по коробу скребен. По сусеку метен. На сметане мешон. Да в масле пряжон, На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, не хитро уйти!
И опять укатился; только медведь его и видел!..»

Нагнетание атмосферы налицо. Колобок всё больше и больше рискует быть съеденным.

И вот тут мы переходим к следующей части – кульминации.

4. Кульминация.

Кульминация – это высшая точка конфликта.
Здесь всё просто. Встречаются два противоборствующих персонажа, между ними должен произойти решающий «бой». Это может быть действительно битва (на мечах, на кулаках, любым другим оружием; как вариант, одна армия против другой), а может быть и совершенно другое разрешение конфликта. Всё зависит от жанра.

Например, раскрывается важная тайна, открывающая глаза герою. Или главный персонаж наконец-то находит то, что искал и из-за чего, собственно, разгорелся весь сыр-бор (магический предмет, древний артефакт). Или происходит глобальная катастрофа, как в «Титанике» – корабль начинает тонуть. И прочие варианты разыгрываемой интриги.

Теперь посмотрим какая кульминация у нас в «Колобке».

«Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:
- Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький! А колобок запел:
Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, и подавно уйду!
- Какая славная песенка! - сказала лиса. - Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку, да пропой еще разок погромче.
Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню.
- Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок, - сказала лиса и высунула свой язык».

Итак, как вы поняли, в кульминации действие достигает наивысшего напряжения. Чем всё закончится читателю неизвестно. Кто победит – не ясно.

И вот теперь, наконец, мы подходим к самому концу: действие по нисходящей – развязка – финал.

5. Действие по нисходящей.

Здесь мы описываем перипетии решающей «битвы». Мастерство автора заключается в том, чтобы как можно дольше удержать читателя в напряжении. Один из часто встречающихся приёмов, к примеру, в сюжете битвы со вселенским Злом – это неожиданная смена преимуществ.

Во время боя может произойти что-то непредвиденное, и удача вдруг покидает героя (из рук выбивают меч, вмешивается кто-то третий и т.п.). В случае с «Титаником» - герой мечется, пытается спасти любимую девушку, паника на корабле. Или, как в приключениях Индианы Джонса, искатель древнего артефакта берёт в руки заветный предмет и тут начинается… землетрясение, град камней, потоп – словом, набор излюбленных древних ловушек, расставленных для расхитителей гробниц.

В общем, если вам удастся красочно описать действие после кульминационного эпизода, это большой плюс.

Но осторожно! Действие по нисходящей не должно быть затянуто. Никаких длинных монологов, диалогов, описаний и т.д. Всё очень динамично, без лишнего «словоблудия». Иначе, к развязке читатель просто устанет. Однако и «комкать» действие по нисходящей тоже плохо. Вы не добьётесь эффекта наивысшего напряжения. Надо очень чётко чувствовать баланс.

Случается и так, что действия по нисходящей может и не быть вовсе. За кульминацией может следовать сразу развязка или даже финал. Как в сказке о «Колобке»:

«колобок прыг ей на язык, а лиса -ам его! - и скушала»

Ну, это, скажем, самое простое разрешение конфликта. Обычно писатели всё же предпочитают пройти все стадии сюжетной схемы, и применять действие по нисходящей. Судите сами. Если бы в сказке о «Колобке» посмаковали решающий конфликт между лисой и Колобком (лиса чувствовала, как вкусен колобок, у неё уже текла слюна, а в это время самому Колобку вдруг пришла в голову мысль: «А не лучше бы спрыгнуть?» Однако он всё думал и думал…), это было бы гораздо напряжённее, правда, дети вряд ли оценили бы такое излишество, ведь конец-то печальный.

Итак, вы поняли, что действие по нисходящей, не такой уж и лишний элемент в классической схеме. Здесь обыгрывается сама кульминация, удерживая читателя в напряжении.

Теперь переходим к самому интересному – развязке.

6. Развязка.

Развязка – это событие, исчерпывающее конфликт. Иными словами, чем закончился решающий «бой». Герой победил или проиграл. Артефакт перешёл в руки того, кто так долго его искал или, наоборот, не достался бедному герою и вообще не достался никому. Терпящий бедствие корабль идёт ко дну, все погибли или не все, а только некоторые, или вообще все спаслись, да и корабль неожиданным образом перестал тонуть (залатали пробоину и т.д.). Вариантов множество. Что автор пожелает, то и будет.

Бывает и так, что конфликт остаётся неразрешимым. Например, как в некоторых детективах. Убийцу вычислили, а улик против него нет, а значит, он будет гулять на свободе. Или получили-таки древний артефакт, но он оказался фальшивкой. Тут, скажем прямо, у читателя наступает некоторое разочарование. Но, может быть, этого и добивался автор? Неразрешимый конфликт не всегда плох. Читатель думает над предложенной темой, в его голове созревают возможные варианты разрешения этого конфликта.

Также развязка может быть и незавершённой. Иными словами, открытый финал. Герой сейчас победил, но зло осталось. Это обычно делают в сериалах, где подразумевается продолжение.

Однако мы с вами говорим о вполне самостоятельном произведении, поэтому переходим к финалу.

7. Финал.

Здесь всё зависит от фантазии автора и от идеи. Финал может быть со счастливым концом, трагическим или смешанным. Например, герой спас страну от надвигающегося апокалипсиса, но сам погиб.

Но самое главное – какой бы ни был финал, он обязательно должен нести смысловую нагрузку. Что хотел сказать автор читателю? Зло всегда победит добро? Или, как ни крути, а зло не победишь до конца? Иными словами, в финале кроется ключевая идея автора, собственно, ответ на вопрос: зачем он написал сие произведение.

Правда, порой писатели не дают определённого ответа, оставляя «пространство» для второго и даже третьего смысла. Дескать, догадайся сам, к чему такой конец, а, может быть, это и не конец вовсе. Особенно это любят делать в кино. Например, Тарковский в своём «Солярисе» не даёт однозначного ответа. Финал-то есть, но, многозначный для зрителя. И это тоже позиция автора.

Подведя итог, хочется сказать о том, что плох тот роман, где автор лишь описывает приключения героя и не заставляет читателя размышлять. Как говорится, приключения интересны и увлекательны, но ничем не заканчиваются. Идеи нет, один голый экшен. Такого автора не интересуют духовные переживания героя, его произведение не несёт никакой смысловой нагрузки. Книга на один день. Прочитал и забыл. Настоящий же писатель в душе непременно хочет, чтобы его произведение запомнили и перечитывали.

Ну что ж, мы с вами рассмотрели классическую схему литературного произведения. Теперь, если вы не потеряли интерес, попробуем сочинить по этой схеме нечто своё, оригинальное и увлекательное.

Желаю успехов!

МЕНЯЕМ ПОЛ ПЕРСОНАЖА: На примере истории из нашего с вами младенчества «Колобок».

Если вы думаете, что придумать новый, ни на что не похожий, способный взорвать издательский и читательский миры сюжет невероятно сложно, то запомните раз и навсегда: вы глубоко и бесповоротно заблуждаетесь. Множество, если не миллионы тем, стоят, в буквальном смысле этого слова, на ваших книжных полках. Достаточно протянуть руку и... «чудо» произойдет.

Скажу сразу: потрясающий пример данной технологии по смене сюжета представляет всем нам полюбившийся мультфильм «Смешарики». Умные ребята взяли Колобка, размножили его, сказав:

«Ты будешь Мишкой, ты – Зайкой, Ты – Хрюшкой... » – и получили настолько прекрасный в коммерческом и художественном плане проект, что уверяю вас: пройдет еще лет десять, как минимум, прежде чем мы услышим, что они решили снять последнюю серию. А пока... А пока они делают деньги, а мы пассажирами застрявшей на обочине «Антилопы» печально смотрим им в след, думая, что для нас подобных чудес уже не осталось...

Композиция - это сопоставление, соразмещение отдельных частей произведения (пьесы, сценария, спектакля). То есть композиция «отвечает» за построение произведения, принимая в этом процессе непосредственное участие.

Каждому произведению свойствен свой «порядок построения». Он определяется общепринятым, нам известным, условным делением на «основные моменты действия»: завязка (где исходное событие), кульминация (где главное событие), развязка (где происходит окончательное «разрешение» сквозного действия/сюжета).

Композиция устанавливает определенные закономерности связи между отдельными частями произведения - основными моментами действия, эпизодами, сценами и, при необходимости, внутри них. То есть, установление определенной взаимосвязи и взаимозависимости между предыдущим и последующим действиями, событиями - как и чем они влияют друг на друга - это и есть «установление закономерностей связи между отдельными частями произведения», что и должно быть основной «заботой» композиции.

В классическом варианте драматургии выделяют следующие части художественного произведения: пролог, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, эпилог.

Данный список и порядок не являются обязательными. Пролог и эпилог могут не присутствовать в повествовании, а экспозиция может расположиться в любом месте и не обязательно целой частью.

Сюжеты современных произведений часто строятся по облегченной схеме: завязка – развитие действия – кульминация – развязка или по еще более облегченной завязка – действие – кульминация (она же развязка).

Пролог - вступительная (начальная) часть литературно-художественного, произведения, которая предваряет общий смысл, фабульно-сюжетную основу или основные мотивы произведения, или же кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию.

Функция пролога - передать события, подготавливающие основное действие.Однако пролог – это не первый эпизод повествования, насильственно от нее отрезанный.

События пролога не должны дублировать события начального эпизода, но должны порождать интригу именно в сочетании с ним.

Экспозиция - изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей развертывание фабульного действия.

Функции экспозиции:

Определить место и время описываемых событий;

Представить действующих лиц;

Показать обстоятельства, которые явятся предпосылками конфликта.

Завязка - момент, с которого начинается движение сюжета. Завязка – первое столкновение конфликтующих сторон.

Событие может быть глобальным или мелким, или герой в первый момент вообще может не оценить его важность, но по любому, событие меняет жизнь героев. Герои начинают развиваться согласно идее произведения.

Кульминация - вершина сюжета, высшая точка конфликта произведения, точка его разрешения.

Развязка сюжета - исход событий, решение противоречий сюжета.

Эпилог - заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.

Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилог знакомит с судьбой действующих лиц, заинтересовавших его в произведении.

М.А. Чехов определял композицию спектакля как трехчленное целое. «Начало вы переживете как зерно, из которого развивается растение; конец - как созревший плод, и середину - как процесс превращения зерна в зрелое растение, начала - в конец». Он утверждал, что «в хорошо построенной пьесе (или спектакле) имеются три кульминации, в соответствии с тремя основными частями. Они находятся в том же соотношении друг с другом, как и сами эти части (завязка, развитие, развязка)». Затем каждая из трех основных частей целого может быть подразделена на любое количество более мелких со своими кульминациями, вспомогательными. Кроме того, в других напряженных моментах необходимо расставить акценты, позволяющие режиссеру не отклоняться от основной идеи и одновременно осуществить свой, собственный режиссерский замысел.

Композиция - это главное, что отличает работу одного режиссера от другого. Композиция никогда не должна быть искусственно сочиненной, этакой выдуманной микросхемой. Это - биография пространства, возникающая из актеров, из воздуха, и конкретной сцены, из взаимоотношений вокруг спектакля. Композиция - масса воплощений в реальных обстоятельствах.

Композиция спектакля «Маша и Витя против «Диких гитар»:

Экспозиция: Волшебница начинает рассказывать, «творить» сказку.

Она знакомит зрительный зал с главными героями – Машей, которая верит в сказки и Витей, который в них не верит. У ребят возникает спор, в результате которого Маша решает доказать свою правоту – сказка существует.

Завязка: Маша и Витя узнают о похищении Снегурочки.

Дед Мороз рассказывает ребятам, что Кощей украл Снегурочку и теперь Новый год никогда не наступит. Ученики младших классов решают отправиться в сказочный лес, и во что бы то ни стало, спасти внучку Деда Мороза.

Развитие сюжета: школьники, попав в сказочный лес, встречаются с нечистой силой, справится с которой, им помогает дружба и смелость.

Узнав, что ребята идут выручать Снегурочку, нечистая сила решает их разлучить и поодиночке одолеть. Главная их задача - не дать ребятам найти Царство Кощея. Однако, на помощь Маше и Вите приходят обиженные нечистью лесные жители, которых по пути выручают ученики. В благодарность за свое спасение, «положительные герои» помогают детям найти дорогу к Кощею.

Кульминация: Освобождение Снегурочки из плена.

Маша, попав в Кощеево Царство, идет с главным злодеем на сделку – обменивает «волшебный» рецепт от зубной боли (Кощей давно «мается» зубами) на Снегурочку.

Развязка: Победа над нечистой силой.

Витя, спасая Машу из лап Кощея, вступает с ним в драку, в которой одерживает победу. Баба Яга, Леший, Дикий Кот Матвей и прочая нечисть, пускается в погоню за детьми. На помощь ребятам приходит Волшебница и зрительный зал.

Эпилог: Дети возвращаются в школу, где их ждут Дед Мороз и Снегурочка.

Спектакль завершается общим весельем – пришел Новый год.

Композиция – это расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника

Композиция - одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение. Законы композиции преломляют важнейшие свойства художественного сознания и непосредственные связи различных явлений. Композиция вместе с тем обладает содержательной значимостью, ее приемы заметно обогащают смысл изображаемого. Она представляет собой систему сопоставлений либо по сходству, либо по контрасту. Композиция литературного произведения включает своеобразную расстановку персонажей, событий и поступков героев, способов повествования, подробностей обстановки, поведения, переживаний, стилистических приемов, вставных новелл и лирических отступлений. Важнейший аспект композиции – последовательность введения изображаемого в текст, способствующая развертыванию художественного содержания. В основе временной организации произведения лежат определенные закономерности. Каждое последующее звено в тексте должно что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-то сведениями, тревожить его воображение, чувство, мысль, которые не вызвали той или иной реакции сказанным ранее. Существенными звеньями композиции являются повторы и вариации. В литературе XIX–XX веков заметна склонность к усложненному построению, требующему пристального читательского внимания. Таковы произведения Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, Л.М. Леонова и ряда других писателей.

Выразительные средства композиции

· Повтор

Повтор является важным качеством речи . Повтор задаёт в речи ритм . Повтор прозаических произведений отличается от повтора в поэтических. Это отличие лежит в рамках выяснения природы прозаической и поэтической речи (см также Поэзия и проза). Для поэтической речи важны такие повторы, которые неважны в прозаической. Повторы бывают разных уровней литературного произведения:

Виды повторов

  1. Лингвистический уровень литературного произведения:
    • Фонетические
    • Морфологические
    • Синтаксические
  2. Предметно-образный уровень литературного произведения:
  3. Персонажный уровень литературного произведения.
  4. Сюжетно-композиционный уровень литературного произведения.

Подвиды повтора

  1. Буквальный повтор
  2. Вариативный повтор

· Мотив

· Детализация изображаемого, суммирующее обозначение. Умолчание

· Субъективная организация: "Точка зрения"

· Сопоставление и противопоставление

· Монтаж

· Временная организация текста

Сюжетно-композиционный центр произведения составляют главные действующие лица или
предметы. Остальные элементы и части произведения подчиняются ему и служат более
выразительному выявлению идейного содержания.

  • (от фр. subjet - «предмет») -- ряд событий,происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя по определённым правилам демонстрации. Сюжет - основа формы произведения.

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.

  • – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту.

это событие, с которого все и начнется. Можно сказать так: если конфликт – причина войны, то завязка – повод к ней, вроде нарушения мирного договора.

развитие действия - структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются. Важнейшая составляющая художественного конфликта; понятие характеризует способ движения художественного действия, проходящего через точки завязки, кульминации и развязки. Развитие действия может вестись в разном композиционном ритме, иметь разное количество кульминационных точек.

кульминация (от лат. culmen, род. пад. culminis - вершина) -момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. В литературном произведении может быть несколько кульминационных моментов.

Развязка- разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий. Обычно дается в конце произведения, но может быть и в начале ("Гадюка" А.Н. Толстого); может также объединяться с кульминацией. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой.

Сюжетный анализ – один из наиболее распространенных и плодотворных способов интерпретации художественного текста. На примитивном уровне он доступен практически любому читателю. Когда, например, мы пытаемся пересказать товарищу понравившуюся нам книгу, мы фактически приступаем к вычленению основных сюжетных звеньев. Однако профессиональный анализ сюжета – задача совершенно иного уровня сложности. Филолог, вооруженный специальными знаниями и владеющий методиками анализа, увидит в том же сюжете гораздо больше, чем обычный читатель.

Цель этой главы в том и заключается, чтобы ознакомить студентов с основами профессионального подхода к сюжету.

Классическая теория сюжета. Элементы сюжета.

Сюжет и фабула. Терминологический аппарат

Классическая теория сюжета , в общих чертах сформированная еще в Древней Греции, исходит из того, что основными компонентами сюжетосложения являются события и действия . Сплетенные в действия события, как считал еще Аристотель, составляют фабулу – основу любого эпического и драматического произведения. Сразу отметим, что термин фабула у Аристотеля не встречается, это результат латинского перевода. У Аристотеля в оригинале миф . Данный нюанс сыграл затем злую шутку с литературоведческой терминологией, так как по-разному переведенный «миф» привел в новейшее время к терминологической путанице. Ниже мы более подробно остановимся на современных значениях терминов сюжет и фабула .

Единство фабулы Аристотель связывал с единством и завершенностью действия , а не героя, другими словами, цельность фабулы обеспечивается не тем, что мы везде встречаем одного персонажа (если говорить о русской литературе, то, например, Чичикова), а тем, что все персонажи втянуты в единое действие. Настаивая на единстве действия, Аристотель выделил завязку и развязку как необходимые элементы фабулы. Напряжение действия, по его мнении, поддерживается несколькими специальными приемами: перипетия (резкий поворот от плохого к хорошему и наоборот), узнавание (в самом широком смысле слова) и связанные с ним ошибки неузнавания , которые Аристотель считал неотъемлемой частью трагедии. Например, в трагедии Софокла «Царь Эдип» интрига сюжета поддерживается неузнаванием Эдипом отца и матери.

Кроме того, античная литература в качестве важнейшего приема построения фабулы часто использовала метаморфозы (превращения). Метаморфозами наполнены сюжеты греческих мифов, такое название имеет и одно из самых значительных произведений античной культуры – цикл поэм знаменитого римского поэта Овидия, представляющий собой поэтическое переложение многих сюжетов греческой мифологии. Метаморфозы сохраняют свое значение и в сюжетах новейшей литературы. Достаточно вспомнить повести Н. В. Гоголя «Шинель» и «Нос», роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и др. Любители современной литературы могут вспомнить роман В. Пелевина «Жизнь насекомых». Во всех этих произведениях момент превращения играет принципиальную роль.

Классическая теория сюжета, развитая и доработанная эстетикой нового времени, сохраняет свою актуальность и сегодня. Другое дело, что время, естественно, внесло в нее свои коррективы. В частности, широкое применение получил термин коллизия , введенный в ХIХ веке Г. Гегелем. Коллизия – это не просто событие; это событие, нарушающее какой-то заведенный порядок. «В основе коллизии, – пишет Гегель, – лежит нарушение, которое не может сохранятся в качестве нарушения, а должно быть устранено» . Гегель проницательно заметил, что для формирования сюжета и развития сюжетной динамики необходимо нарушение . Этот тезис, как мы увидим дальше, играет важную роль в новейших теориях сюжета.

Аристотелевская схема «завязка – развязка» получила дальнейшее развитие в немецком литературоведении ХIХ века (прежде всего, это связано с именем писателя и драматурга Густава Фрайтага) и, пройдя ряд уточнений и терминологических обработок, получила известную многим со школы классическую схему строения сюжета: экспозиция (фон для начала действия) – завязка (начало основного действия) – развитие действия кульминация (высшее напряжение) – развязка .

Сегодня любой учитель пользуется этими терминами, получившими название элементы сюжета . Название не очень удачное, поскольку при других подходах в качестве элементов сюжета выступаю т совсем другие понятия. Однако это общепринято в русской традиции, поэтому едва ли есть смысл драматизировать ситуацию. Надо просто помнить, что когда мы говорим элементы сюжета , то в зависимости от общей концепции сюжета мы имеет в виду разное. Этот тезис станет более понятным, когда мы познакомимся с альтернативными теориями сюжета.

Принято выделять (вполне условно) обязательные и необязательные элементы . К обязательным относятся те, без которых классический сюжет вовсе невозможен: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. К необязательным – те, которые в ряде произведений (или во многих) не встречаются. Сюда часто относят экспозицию (хотя не все авторы так считают), пролог, эпилог, послесловие и др. Пролог – это рассказ о событиях, завершившихся до начала основного действия и проливающих свет на все происходящее. Классическая русская литература не очень активно пользовалась прологами, поэтому трудно подобрать известный всем пример. С пролога, например, начинается «Фауст» И. Гете. Основное действие связано с тем, что Мефистофель ведет Фауста по жизни, добиваясь знаменитой фразы «Остановись, мгновенье, ты прекрасно». В прологе речь идет о другом: Бог и Мефистофель заключают пари о человеке. Возможен ли человек, который не отдаст душу ни за какие соблазны? Честный и талантливый Фауст выбирается как предмет этого пари. После этого пролога читателю понятно, почему именно в каморку Фауста постучал Мефистофель, зачем ему нужна душа именно этого человека.

Гораздо более привычен нам эпилог – повествование о судьбе героев после развязки основного действия и / или размышления автора по поводу проблематики произведения. Вспомним «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Войну и мир» Л. Н. Толстого – там мы найдем классические примеры эпилогов.

Не совсем ясной оказывается роль вставных эпизодов, авторских отступлений и т. д. Иногда (например, в учебном пособии О. И. Федотова) они включаются в понятие сюжета, чаще выносятся за его границы.

Вообще следует признать, что приведенная сюжетная схема при всей своей популярности имеет немало изъянов. Во-первых, далеко не все произведения построены согласно этой схеме; во-вторых, она никак не исчерпывает сюжетного анализа. Известный филолог Н. Д. Тамарченко не без иронии заметил: «В действительности такого рода «элементы» сюжета можно вычленить разве что в криминальной литературе» .

В то же время в разумных пределах использование этой схемы оправдано, она представляет собой как бы первый взгляд на развитие сюжетной линии. Для многих драматических сюжетов, где развитие конфликта принципиально важно, эта схема тем более применима.

Современные «вариации» на тему классического понимания сюжета учитывают, как правило, еще несколько моментов.

Во-первых, поставлен под сомнение тезис Аристотеля об относительной автономности сюжета от характера. По Аристотелю, фабула определяется событиями, а сами характеры играют в ней в лучшем случае подчиненную роль. Сегодня этот тезис вызывает сомнение. Сравним определение действия, данное В. Е. Хализевым: «Действия – это проявления эмоций, мыслей и намерений человека в его поступках, движениях, произносимых словах, жестах, мимике» . Ясно, что при таком подходе мы уже никак не разъединим действие и героя. В конечном счете само действие определяется характером.

Это важная смена акцентов, меняющая угол зрения в исследовании сюжета. Чтобы почувствовать это, зададим простой вопрос: «Что является основной пружиной развития действия, например, в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского? Интерес к событию преступления вызывает к жизни характер Раскольникова либо, напротив, характер Раскольникова требует именно такого сюжетного раскрытия?»

По Аристотелю, доминирует первый ответ, современные ученые скорее согласятся со вторым. Литература новейшего времени зачастую «скрывает» внешние события, перенося центр тяжести на психологические нюансы. Тот же В. Е. Хализев в другой работе, анализируя пушкинский «Пир во время чумы», заметил, что у Пушкина взамен динамики событий доминирует действие внутреннее .

Кроме того, дискуссионным остается вопрос, из чего складывается сюжет, где тот минимальный «кусочек действия», который подлежит сюжетному анализу. Более традиционной является точка зрения, указывающая, что в центре сюжетного анализа должны быть поступки и действия героев. В крайнем виде она была в свое время высказана А. М. Горьким в «Беседе с молодыми» (1934 г.), где автор выделяет три важнейшие основы произведения: язык, тему / идею и сюжет. Горький трактовал последний как «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей, истории роста и организации того или иного характера» . Здесь явно сделан акцент на том, что в основе сюжета – становление характера, поэтому сюжетный анализ превращается, по сути, в анализ опорных звеньев развития характера героя. Пафос Горького вполне понятен и исторически объясним, но теоретически такое определение некорректно. Подобное толкование сюжета применимо лишь к очень узкому кругу литературных произведений.

Противоположная точка зрения была сформулирована в академическом издании теории литературы В. В. Кожиновым. Его концепция учитывала многие новейшие для того времени теории и состояла в том, что сюжет – это «последовательность внешних и внутренних движений людей и вещей» . Сюжет есть везде, где чувствуется движение и развитие. При этом мельчайшим «кусочком» сюжета становится жест , а изучение сюжета есть интерпретация системы жестов.

Отношение к этой теории неоднозначное, поскольку, с одной стороны, теория жестов позволяет увидеть неочевидное, с другой – всегда есть опасность слишком «измельчить» сюжет, потерять границы большого и малого. При этом подходе весьма сложно отделить сюжетный анализ от собственно стилевого, поскольку речь фактически идет об анализе словесной ткани произведения.

В то же время изучение жестовой структуры произведения может быть весьма полезным. Под жестом при этом следует понимать любое проявление характера в действии. Сказанное слово, поступок, физический жест – все это становится предметом интерпретации. Жесты могут быть динамическими (то есть собственно действием) или статическими (то есть отсутствие действия на каком-то меняющемся фоне). Во многих случаях именно статический жест наиболее выразителен. Вспомним, например, знаменитую поэму Ахматовой «Реквием». Как известно, биографическим фоном поэмы является арест сына поэтессы Л. Н. Гумилева. Однако этот трагический факт биографии переосмысливается Ахматовой в гораздо большем масштабе: социально-историческом (как обвинение сталинскому режиму) и нравственно-философском (как вечное повторение мотива неправедного суда и материнского горя). Поэтому в поэме постоянно присутствует второй план: драма тридцатых годов двадцатого века «просвечивается» мотивом казни Христа и горя Марии. И тогда рождаются знаменитые строки:

Магдалина билась и рыдала.

Ученик любимый каменел.

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Динамика здесь создается контрастом жестов, из которых самым выразительным является молчание и неподвижность Матери. Ахматова здесь обыгрывает парадокс Библии: ни в одном из Евангелий не описано поведение Марии во время пыток и казни Христа, хотя известно, что она присутствовала при этом. По Ахматовой, Мария молча стояла и смотрела, как мучают ее сына. Но ее молчание было настолько выразительным и жутким, что в ее сторону все боялись взглянуть. Поэтому авторы Евангелий, подробно описав мучения Христовы, не упоминают его матери – это было бы еще страшнее.

Строки Ахматовой являют собой блестящий пример того, насколько глубоким, напряженным и выразительным может оказаться у талантливого художника статический жест.

Итак, современные модификации классической теории сюжета так или иначе признают связь сюжета с характером, при этом остается открытым вопрос об «элементарном уровне» сюжета – является ли им событие / поступок или жест. Очевидно, не стоит искать определения «на все случаи жизни». В одних случаях корректнее интерпретировать сюжет через жестовую структуру; в других, где жестовая структура менее выразительна, от нее можно в той или иной степени абстрагироваться, сосредоточившись на более крупных сюжетных единицах.

Другим не очень проясненным моментом в усвоении классической традиции является соотношение значений терминов сюжет и фабула . В начале нашего разговора о сюжете мы уже говорили, что эта проблема исторически связана с погрешностями перевода «Поэтики» Аристотеля. В результате возникло терминологическое «двоевластие». Одно время (приблизительно до конца ХIХ века) эти термины употреблялись как синонимы. Затем, по мере того как анализ сюжета становился все более тонким, ситуация изменилась. Под фабулой стали понимать события как таковые, под сюжетом – их реальную представленность в произведении. То есть сюжет начал пониматься как «реализованная фабула». Одна и та же фабула могла продуцироваться в разные сюжеты. Достаточно вспомнить, сколько произведений, например, построено вокруг фабульного ряда Евангелий.

Такая традиция связана прежде всего с теоретическими исканиями русских формалистов 10-х – 20-х годов ХХ века (В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Б. Томашевский и др.). Впрочем, надо признать, что теоретической четкостью их работы не отличались, поэтому термины сюжет и фабула часто менялись местами, что совсем запутало ситуацию.

Традиции формалистов напрямую или опосредованно были восприняты западноевропейским литературоведением, поэтому сегодня в разных пособиях мы находим разные, порой противоположные понимания значения этих терминов.

Остановимся лишь на самых основных.

1. Сюжет и фабула – синонимические понятия, всякие попытки развести их лишь излишне усложняют анализ.

Как правило, при этом рекомендуется отказаться от одного из терминов, чаще всего фабулы. Эта точка зрения была популярной у части советских теоретиков (А. И. Ревякин , Л. И. Тимофеев и др.). В поздний период к подобным выводам пришел и один из «возмутителей спокойствия» – В. Шкловский, в свое время настаивавший на разделении сюжета и фабулы . Однако среди современных специалист ов эта точка зрения не является доминирующей.

2. Фабула – это «чистые» события, без фиксации какой-либо связи между ними. Как только в сознании автора события обретают связь, фабула становится сюжетом. «Король умер, а затем умерла королева» – это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» – это сюжет . Такая точка зрения не является самой популярной, однако в ряде источников встречается. Недостатком такого подхода является нефункциональность термина «фабула». Фактически, фабула представляется просто хроникой событий.

3. Сюжет основной событийный ряд произведения, фабула – его художественная обработка. По выражению Я. Зунделовича, «сюжет – канва, фабула – узор». Такаяточка зрения весьма распространена и в России, и за рубежом, что нашло отражение в ряде энциклопедических изданий . Исторически такая точка зрения восходит к идеям А. Н. Веселовского (конец ХIХ века), хотя сам Веселовский не драматизировал терминологические нюансы, а его понимание сюжета, как мы увидим ниже, отличалось от классического. Из школы формалистов такой концепции придерживались прежде всего Я. Зунделович и М. Петровский, в чьих работах сюжет и фабула стали разными терминами.

В то же время, несмотря на солидную историю и авторитетные истоки, такое понимание термина и в русском, и в западно-европейском литературоведении не является определяющим. Более популярна противоположная точка зрения.

4. Фабула – это основной событийный ряд произведения в его условно-жизнеподобной последовательности (то есть герой сначала рождается, потом с ним что-то происходит, наконец , герой умирает). Сюжет – это весь событийный ряд в той последовательности, как он представлен в произведении . Ведь автор (особенно после ХVIII века) вполне может начать произведение, например, со смерти героя, а затем рассказать о его рождении. Любители английской литературы могут вспомнить известный роман Р. Олдингтона «Смерть героя», который именно так и построен.

Исторически такая концепция восходит к наиболее известным и авторитетным теоретикам русского формализма (В. Шкловский, Б. Томашевский, Б. Эйхенбаум, Р. Якобсон и др.), она нашла свое отражение в первом издании «Литературной энциклопедии» ; именно эта точка зрения представлена в уже разбиравшейся статье В. В. Кожинова, ее придерживаются многие авторы современных учебников, она наиболее часто встречается и в западно-европейских словарях.

По сути, отличие этой традиции от той, которую мы описали до нее, носит не принципиальный, а формальный характер. Термины просто зеркально меняют значение. Важнее понимать, что обе концепции фиксируют сюжетно-фабульные несовпадения , что дает филологу инструмент для интерпретации. Достаточно вспомнить, например, как построен роман М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени». Фабульное расположение частей явно не совпадает с сюжетным, что сразу вызывает вопросы: почему так? чего этим добивается автор? и т. п.

Кроме того, еще Б. Томашевский заметил, что в произведении есть события, без которых логика сюжета рушится (связанные мотивы – в его терминологии), а есть такие, которые «можно устранять, не нарушая цельности причинно-временного хода событий» (свободные мотивы ). Для фабулы, по Томашевскому, важны только связанные мотивы. Сюжет же, напротив, активно пользуется свободными мотивами, в литературе новейшего времени они играют порой решающую роль. Если мы вспомним уже упоминавшийся рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», то легко почувствуем, что фабульных событий там немного (приехал – умер – увезли), а напряжение поддерживается нюансами, эпизодами, которые, как может показаться, не играют решающей роли в логике повествования.

Пролог предполагает настроить детей на предстоящее содержа­ние урока, ввести их в определенное эмоциональное состояние. Пере­ведя на язык хорового исполнительства, можно сказать об этом так, задача пролога - привести к общему тону, т.е. задать тональность, свойства звука, сделать ауфтакт.

Драматургическая завязка дает важнейший импульс к действию, определяет ход, темп, активность всех действующих героев. В завязке урока ставятся его основные задачи, определяется материал, с кото­рым предстоит работать и способы действий всех субъектов, осущест­вляется организация готовности учащихся к предстоящей деятельно­сти или непосредственному включению в деятельность.

Далее, согласно художественной драматургии, происходят оп­ределенные события, которые заставляют совершать конкретные дей­ствия. Существует мно­жество приемов развития действия: повторение основной мысли, контрастное сопоставление, сравнение, варьирование.

Результатом развития становится кульминация. Кульминация - высшая точка пе­реживания. Переживания всегда связаны с эмоциями.

Действиеразвязки построено на обобщении, умозаключении, утверждении основной мысли. В развязке акцентируются основные моменты содержания, закрепляются новые способы действий, осуще­ствляется контроль. Развязка в уроке завершает работу с предметным содержанием. Если урок был связан с раскрытием темы, то развязка означает момент завершения раскрытия темы.

Эпилог происходит после того, как все события уже сверши­лись. Действия эпилога могут быть связаны с оцениванием, анализом самоощущений и т.п.

Таким образом, согласно закономерностям драматургического развития, содержание урока музыки разворачивается как погружение в какую-либо тему, проблему, образ, творческий процесс создания музыкального произведения.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Связано с целенаправленными действиями учителя по планирова­нию и организации учебно- воспитательного процесса. Это отбор учебного материала, организация различных форм учебной и воспита­тельной работы, планирование собственных действий и действий уча­щихся в ходе урока музыки и во внеклассной работе.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКЕ МУЗЫКИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ.

1. Эффективность организации входа и выхода. Приветствие. Ра­бота с журналом. Работа с дневниками учащихся. Работа с дневника­ми музыкальных впечатлений.

2. Организация проверки знаний, домашнего задания.

3. Эффективность использования кабинета и материальной базы урока.

4. Выполнение психолого-гигиенических требований к уроку.

4. Организацию познавательной деятельности учащихся на уроке: слушание музыки, ее анализировать; импровизация;

5. Осуществление различных видов практической работы учащихся на уроке: пение полевок; пение по нотам; двигательно-ритмической деятельности; элементов хореографии, пластического интонирова­ния; слушание музыки, сюжетно-ролевые игры; импровизация, сочине­ние музыки; письменные работы с различными заданиями.

6. Организация самостоятельной деятельности учащихся письменное размышление о музыке, выполнение творческих заданий и.т.д.

7. Организация контроля усвоенных знаний на уроке.

8. Сочетание коллективной и индивидуальной работы на уроке, дифферинцированный подход.

8. Подготовка к домашней работе.

В построении урока необходимы гибкость, творческий подход к выбору путей, средств, методов при постоянной опоре на общедидактические принципы и на принципы единства эмоционального и сознательного, художественного и технического.



Последние материалы сайта