Экзистенциальная философия ж п сартра. Экзистенциализм во французской литературе XX века. Творчество Ж. Список использованной литературы

24.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Подобное понимание экзистенции и свободы индивида выражает сущность философии французского представителя экзистенциализма Ж.-П. Сартра. Согласно его представлениям, личность выбирает из множества возможных проектов существования особенный, индивидуальный, и тем самым творит свою сущность. В этом постоянном процессе выбора заключается смысл человеческого бытия. Этот выбор осуществляется абсолютно свободно. Активность индивида состоит в необходимости выбирать постоянно, каждую минуту то, как мы видим мир, а это и есть свобода. Свобода, таким образом, тождественна бытию-для-себя.

Ж.-П. Сартр понимает под свободой личности способ проявления человеческого существования. Он рассматривает свободу как сознательно целеустремленное выявление человеком своей сущности. У него свобода превращается в качество, онтологически присущее человеку от рождения до самой смерти, независимо от социальной среды, общественной жизни. Исходя в понимании свободы из примата субъективности (бытия-для-себя), философ решает данную проблему с позиций социального индетерминизма. Ж.-П. Сартр полностью исключает из проблемы свободы социальноисторическую детерминацию, а также необходимость следовать каким бы то ни было общечеловеческим моральным нормам. Лишь в самом себе, в своем сознании личность, индивид находит смысл и значение своего существования.

В индивидуалистической трактовке свободы французский философ бессилен выяснить какие-нибудь рациональные, конструктивные мотивы в человеческом поведении, так как прошлое неспособно конструировать настоящее и наметить перспективы будущего. Действия человека, по сути дела, ничем реально не детерминированы - они абсурдны. Ж.-П. Сартр решает проблему свободы в отрыве от какой бы то ни было необходимости. Свободный выбор здесь лишен всякой реальной обусловленности. Свобода не имеет логического обоснования; непостижимая и невыразимая, она открывается субъекту как нечто случайное. Это, по существу, бессодержательная свобода, и определяется она только своей собственной формой, самой собою. По мнению философа, свобода имеет целью исключительно свободу и только.

Свобода в таком понимании дает возможность человеку оправдать любой свой поступок, любое поведение, все, что угодно, а это есть безнравственная свобода. Сартр выводит ценности субъекта из свободного выбора им проекта своего будущего. Именно этот проект, перспектива грядущего определяется в качестве единственного носителя ценностей человека. Высшая же ценность личности состоит в том, чтобы не останавливаться в своем самоутверждении, но придавать своему существованию все новое и новое значение, беспрестанно свободно проектировать себя в будущем.

Как мы видим, свобода личности рассматривается экзистенциалистом в отрыве от исторической реальности. Философ противопоставляет объективный мир человеку как «иррациональное» бытие-в-себе. Отрицая познаваемость внешнего мира, Сартр исключает рациональный, логический элемент в действиях личности. Это отрицание рационального в мотивах индивидуального поведения он доводит до абсурда. Противопоставив человеку внешний мир как нечто чуждое ему, мыслитель отрывает его действия от всякой практики, погружает индивида в сферу бесконечных внутренних переживаний, в мир его внутренней психики.

Идеи экзистенциальности личности Ж.-П. Сартр излагает в своих художественных произведениях. Мучаясь от абсурдности существования, не зная, как распорядиться своей бессмысленной свободой, герои сочинений Сартра ощущают глубокую неприкаянность, безысходность, полный разлад с окружающим миром. «Я свободен, - заявляет главный герой его романа “Тошнота” Рокантен, - в моей жизни нет больше никакого смысла - все то, ради чего “Я” пробовал жить, рухнуло, а ничего другого “Я” придумать не могу. Один - и свободен. Но эта свобода слегка напоминает смерть» .

Человек свободен в достижении того, чего он никогда не может достигнуть. Абсурдность в понимании свободы у Ж.-П. Сартра выражается в том, что она совпадает в своем основании с «ничто», пустотой. Таким образом, в экзистенциализме дается иррационали- стиче-ское толкование не только нравственной свободы, но и свободы вообще. Внешний мир, независимо от того, осмысливается он индивидом или не осмысливается, является абсурдным по своему существу. Можно ли нести ответственность за нечто абсурдное, - спрашивает философ, - не превратив ее в абсурд? Исходя из этого возникает дилемма: свобода рождает ответственность, а ответственность, в свою очередь, порождает тревогу и страх.

Человек должен побороть страх, проявить мужество, устремиться навстречу жизни. Только тот и достоин быть личностью, кто испытывает трево^ перед лицом ответственности, она есть условие действия и составляет наше мучение и наше величие. Тревога - это «мужественное беспокойство». Каждый человек должен испытывать тревогу за судьбы всего человечества. Согласно Ж.-П. Сартру, человек должен рассчитывать на себя одного и действовать один для всеобщего блага. Итак, в экзистенциализме исследуется исключительно внутренняя, личностная жизнь человека, его переживания, свобода анализируется исключительно с позиций крайнего индивидуализма и иррационализма.

Подобно Ж.-П. Сартру решает проблему человеческой свободы другой крупный представитель этого философского направления Л. Камю. Бытие мира и бытие человека рациональны, непостижимы с помощью разума. Из этого делается вывод не столько о крахе традиционного рационализма, сколько об онтологической разделенности мира и человека, их трагической противопоставленности и отчужденности. Мир непознаваем для человека. Следовательно, человек и мир не подобны друг другу, они чужды. Но «Я» - человек разумный. Следовательно, мир чужд разуму, в нем нет смысла. Он абсурден. В поисках смысла своего существования человек обретает лишь абсурд и становится «абсурдным человеком». Так, в повести «Чума» ее герой Риз лечит умирающих, хотя понимает, что все его усилия абсурдны.

Свобода для А. Камю - это непосредственная свобода самовыражения личности в ее мыслях и действиях. Во вселенной абсурдного индивида нет деления на «видимость» (явление) и становящееся предметом метафизики «бытие» (сущность). Согласно взглядам философа, метафизика, рассматривавшая проблему «свободы вообще», свободы «быть», так или иначе обращается к Абсолюту или Богу, к которому человек, в конечном счете, попадает в зависимость, упраздняющую его свободу. Абсурдный же человек свободен как раз потому, что он свободен от всего, что отчуждает его от него самого: привычек, принципов абстрактной морали, веры и т. д.

Построенная на отвержении прежних оснований нравственности, свобода абсурдного человека приобретает откровенно аммора- листический характер, ставя последнего «по ту сторону добра и зла». По мысли А. Камю, свобода есть воздержание от какого-то ни было нравственного выбора. Так, в «Мифе о Сизифе» он стремится доказать, что человек невиновен «в силу абсурда», по той же причине, по которой он не признает божественных и метафизических предпосылок морали: все трансцендентное ирреально, следовательно, ирреальны мораль и вина человека.

Но если у жизни нет смысла, каков же тогда смысл жить? Поиск ответа на этот экзистенциальный вопрос А. Камю считает главной задачей философии. Решая этот вопрос, он признает необходимость жить в абсурде, постоянно бунтуя против него. Жить, считает он, стоит вопреки бессмысленности самой жизни, любить жизнь следует вопреки ее иррациональности. Спасти разум может только бунт - постоянное движение, посредством которого человек требует ясности и целостности в мире, где жизнь несправедлива и непонятна.

Бунт - это одновременно осознание абсурда и вызов абсурду. Бунт делает возможным преодолеть отчужденность и подвести сознание участников бунта к идее солидарности. Для достижения солидарности Камю предлагает диалог. Диалог - это изначальный тип взаимоотношений в совместной жизни людей. «Диалог - это основная обязанность, лежащая на бунтующем человеке в новую эпоху» , - пишет философ. Это основа существования человека как социального существа. «В программе на завтра может быть либо государство диалога, либо прекрасная смерть» , - такова позиция А. Камю.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что французский экзистенциалист предлагает весьма эффективный путь выхода из ситуации отчуждения, основанный на гуманистической идее солидарности и диалога. А. Камю пытается найти нравственное обоснование социальных проблем и призывает к преодолению отчуждения через активное привнесение нравственного смысла во все сферы социальной жизни.

Философия Ж.-П. Сартра и А. Камю является отражением процессов нравственного упадка современного общества. Этим мыслителям в известной мере удалось раскрыть внутренний личностный мир человека и его отношение к внешнему миру сквозь призму субъективности и иррационализма, осмыслить существующее отчуждение и наметить возможные пути его преодоления. Таким образом, философский анализ проблемы сущности личности и ее свободы является ценным вкладом французских экзистенциалистов в сокровищницу философии, мировой культуры.

  • Сартр Ж.-П Тошнота // Сартр Ж.-П. Стена: Избр произв. М Политиздат, 1992 С 157.
  • Камю А Бунтующий человек. М.: Политиздат. 1990. С 156
  • Там же. С 176

В философском развитии Сартра исследователи его творчества выделяют следующие этапы. Первый – создание собственного варианта феноменологии сознания (предвоенные годы). Второй – построение на основе феноменологической онтологии экзистенциальной философии (главная работа этого этапа – «Бытие и ничто»). Третий – смещение интереса от индивидуалистической теории свободы к теории практики, попытка совместить экзистенциализм с марксизмом и психоанализом (кульминационный пункт – работа «Критика диалектического разума»). Наконец, четвертый – обращение к проблемам философии культуры, а в литературном творчестве к биографическому жанру (работы о Флобере, философская автобиография «Слова»).

Для философского творчества Сартра , как и для большинства французских экзистенциалистов, характерно соединение философского анализа и литературно-художественных образов в обсуждении проблем человеческого существования. Другая особенность его творчества – это стремление связать философские абстракции с социально- историческими и политическими событиями современной эпохи.

Версия экзистенциализма, которая представлена в философии Сартра, в наиболее систематическом виде изложена в работе «Бытие и ничто». В построении своей экзистенциалистской философии французский философ переосмысливает идеи Декарта и Гегеля, Гуссерля и Хайдеггера.

Принимая хайдеггеровское различение бытия сущего и сущего как сущего, Сартр рассматривает бытие с феноменологической точки зрения. Это значит, что нет бытия вне его данности сознанию. Однако, в отличие от Хайдеггера, он не отказывается от понятия сознания, что, казалось бы, возвращает его к феноменологии Гуссерля. Но это не так, поскольку Сартр отклоняет гуссерлевское движение к трансцендентальному (чистому) сознанию. Ему гораздо ближе декартовский принцип «сogito» (я мыслю, я есть) как выражение единства и отрицательности мыслящего и существующего я.

На первом шаге анализа бытия у Сартра появляются «бытие-в-себе» и «нерефлексивное сознание» как две замкнутые на себя целостности. Что такое бытие-в-себе? Все, что о нем можно сказать, суммируется в трех основных тезисах: во-первых, бытие есть (это простое есть бытия дано нерефлексивному сознанию как «скука» или «тошнота»); во-вторых, бытие есть в себе, или, иначе говоря, оно вбирает в себя все и тем самым выступает как полная и неразделенная положительность; в-третьих, бытие есть то, что оно есть, это означает отсутствие любой изменчивости, любого иного по отношению к бытию-в-себе. Таким образом, бытие-в-себе не активно, но и не пассивно, - оно нейтрально. Но, тем не менее, это реальное измерение бытия, а не чистая абстракция, созданная усилием философствующего разума, как у Гегеля. Бытие-в-себе приоткрывает себя в опыте сознания, в особых его состояниях .

В романе Сартра «Тошнота» такое состояние переживает его герой Рокантен. «Я боялся пошевельнуться, но, и не двигаясь, я видел позади деревьев синие колонны и люстру музыкального павильона, и среди зарослей лавра – Велледу. Все эти предметы…как бы это сказать? Они мне мешали. Я хотел бы, чтобы они существовали не так назойливо, более скупо, более абстрактно, более сдержанно. /…/ Вещи выставляли себя на показ друг другу, поверяя друг другу гнусность своего существования. Я понял, что середины между небытием и разомлевшей избыточностью нет. Если ты существуешь, ты должен существовать до этой черты, до цвели, до вздутия, до непристойности. Есть другой мир – в нем сохраняют свои чистые строгие линии круги и мелодии. Но существовать – значит поддаваться. Деревья, синие ночные столбы, радостный хрип фонтана, живые запахи, маленькие сгустки тепла в холодном воздухе, рыжий человек, переваривающий пищу на скамье, - в этой общей дремоте, в этом общем переваривании пищи было что-то комическое… Комическое…нет, до этого дело не дошло; то, что существует, смешным быть не может; но было в этом какое-то расплывчатое, почти неуловимое сходство с водевильной ситуацией. Мы являли собой уйму существований, которые сами себе мешали, сами себя стесняли; как у одних, так и у других не было никаких оснований находиться здесь, каждый существующий, смущаясь, с безотчетным беспокойством ощущал себя лишним по отношению к другим. Лишний – вот единственная связь, какую я мог установить между этими деревьями, решеткой, камнями. /…/ И я сам – вялый, расслабленный, непристойный, переваривающий съеденный обед и прокручивающий мрачные мысли, - я тоже был лишним. /…/ Я смутно думал о том, что надо бы покончить счеты с жизнью, чтобы истребить хотя бы одно из этих никчемных существований. Но смерть моя тоже была бы лишней. Лишним был бы мой труп, моя кровь на камнях, среди этих растений, в глубине этого улыбчивого парка».

Конечно, приведенный отрывок из романа Сартра – уже рефлексия, но в основе ее лежит переживание тошноты или скуки как форм непосредственного доступа к равнодушию бытия-в-себе. Бытие же, с которым мы имеем дело, - это всегда бытие для кого-либо. Нет бытия вообще. Есть лишь конкретное единство бытия и сознания, или, иначе говоря, бытие-в-мире, бытие, подвергнутое вопрошанию, бытие как проблема, т.е. сопоставленное с ничто.

Ничто, отрицательность в структуре бытия – это одна из важнейших категорий экзистенциальной онтологии Сартра. Что такое ничто и откуда оно берется? Обратимся к такому примеру.До грозы было дерево, после грозы на месте дерева осталась кучка золы. Со стороны безразличного по отношению к человеку мира произошло всего лишь перераспределение «масс сущего». Но если на это происшествие посмотреть с точки зрения встроенного в него человеческого присутствия, направленного человеческого интереса, то обнаруживается, что «дерева-то здесь больше нет». В данной фразе утверждается отсутствие феноменальной данности дерева (бытия феномена «дерево»), которое прежде было выделено в качестве такового на фоне массива сущего и обозначено как «дерево». Таким образом, предметная дифференциация бытия, его раскрытие «для себя» через отрицательность («ничтожение») связаны с человеческим присутствием в мире.

Особенность человеческого существования определяется тем, что только в нем устанавливается реальность Ничто. Бытие-в-себе не несет печати человеческого интереса, оно аморфно или беспредметно и поэтому не может включать отрицания, которое всегда результат человеческого интереса. Реальность Ничто привносится в мир человеком, человеческим сознанием. Бытие, которое связано с отрицанием, обретает человеческое измерение . Его Сартр обозначает как «для-себя-бытие».

Человек отличает бытие, которое есть он сам, от бытия того, что не есть он сам, то есть от предмета на который направлен его интерес. Различение себя и предмета есть основание как различения предмета и фона нейтрального сущего («вырезание» предмета из «равнодушия» ничто), так и различения предмета в модусе бытия (присутствия) и небытия (отсутствия). Но человек также различает свое наличное бытие (быть чем-то или при чем-то конкретном) от возможного бытия (возможности быть или стать иным), что можно назвать трансцендированием самого себя за пределы своей наличной данности . В этом смысле человеческое существование всегда есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть . Такой способ существования соразмерен свободе. Свобода, как ее понимает Сартр, - это не свойство или качество человека, не выражение его особой, предшествующей существованию сущности. Свобода – это способ человеческого присутствия в мире , в котором проявляется отрицательность и конкретная ценность бытия и устанавливается возможность иного, движения к иному.

Тема свободы, получив свое феноменолого-онтологическое обоснование в работе «Бытие и ничто», становится центральной в экзистенциализме Сартра. Для человека быть – это значит быть свободным. Но свобода человека – это тяжкое бремя, поскольку через нее человеческое присутствие в мире приобретает неискоренимую драматическую остроту. И тем не менее именно свобода является основанием для гуманизма ответственности и достоинства, который отстаивает экзистенциализм. В чем его смысл?

Говоря о человеческой реальности, экзистенциализм исходит из того, что человек сначала существует в мире, и только потом определяется в своей сущности. По мысли Сартра, это означает: во-первых, что нет заранее заданного божественного или природного образца, понятия, сущности человеческого; во-вторых, человеческое существование есть установление порядка субъективности среди объективных размерностей вещей и предметов мира. Человек – это не данность свойств и качеств, объект приложения внешних сил, а проект, который переживается субъективно. Человек есть лишь то, что сам из себя делает, постоянно осуществляя акт выбора и принимая всю полноту ответственности за существование как свое собственное, так и всех людей, общего для них мира. В этом смысле строить и выбирать себя – это значит утверждать ценность всего того, что мы выбираем, т.е. утверждать человеческое в мире и мир человека.

Предельная ответственность человека сопровождает его бытие в мире чувством «тревоги», «заброшенности» и «отчаяния».Чувство тревоги порождено полнотой меры ответственности, которую человек на себя принимает. Сартр в этой связи говорит, что, если я иду на войну (выбираю ее), то это моя война и все, что на этой войне происходит, за все я отвечаю. Чувство заброшенности означает , что человек предоставлен всегда своему собственному выбору, и ему не на что опереться; он не детерминирован извне, поскольку «осужден быть свободным». Свобода здесь мыслится в качестве того, что не может иметь другой цели, кроме самой себя; она – основание всех ценностей. Чувство отчаяния – это результат того, что человек должен действовать без надежды. Ничто не гарантирует, что мой выбор, реализуемый в поступке, приведет к тем последствиям, которых я ожидаю. Ничто не гарантирует, что мой выбор, мой поступок будет признан другим, который, сосуществуя со мной, всегда мыслит и желает «за» или «против» меня. Ведь утверждая свою свободу, я одновременно утверждаю свободу других. Моя свобода зависит от свободы других, а свобода других – от моей свободы. Кажется, действуя и выбирая в конкретной ситуации многообразных отношений с другими и в определенных обстоятельствах, мы не имеем никакой общности условий человеческого существования. Но это не так. Общность человеческого существования, согласно Сартру, состоит в необходимости для человека быть в мире, быть в нем за работой, быть в нем среди других и быть в нем смертным. Причем, это такие необходимости, которые всегда воссоздаются заново, утверждаются в субъективном усилии каждого пришедшего в этот мир.

Итак, человек в экзистенциальном виденье Сартра – это особый способ присутствия в мире, данный через возобновляемый проект, бремя свободы и риск поступка. А, в конечном счете, это процесс возобновления человеческого, всегда незавершенная для него возможность быть. Именно в этом и состоит гуманизм экзистенциализма : он предоставляет человеку возможность быть иным, опираясь только на необходимость свободы и вытекающей из нее всей полноты ответственности за свой выбор и свой поступок, за свое существование.

Таков ответ Сартра на вопрос о смысле гуманизма, как его понимает экзистенциализм.

По проблеме гуманизма в том же 1946 году, когда была опубликована статья Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм», высказался Хайдеггер в «Письме о гуманизме», написанном по просьбе французского философа Ж. Бофре. Эта работа Хайдеггера вполне определенно показывает его расхождения с экзистенц-философией. Смысл современного запроса на гуманизм немецкий философ видит не в драматической незавершенности человеческого существования и вытекающего из нее активно-деятельного, героического самостроительства, а в преодолении утраты бытия сущего, характерного для эпохи индустриально-технологической цивилизации. Человек призван быть хранителем, «пастухом бытия», и только в этом случае он может надеяться на подлинность своего существования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Раскройте идейные истоки и общую платформу экзистенциалистского философствования.
  2. Дайте определения ключевых понятий экзистенциализма Ж.-П. Сартра.
  3. Прочитав в Приложении к пособию текст Ж.-П. Сартра. Дайте ответы на вопросы к нему.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ:

  1. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде //Бунтующий человек. М., 1990. С.23-100.
  2. 2. Кисель М. А. Философская эволюция Сартра. Л., 1974.
  3. 3. Кузнецов В. Н. Ж.-П. Сартр и экзистенциализм. М.,1970.
  4. 4.Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С. 319-344.
  5. 5.Сартр Ж.-П. Тошнота. М., 1994.
  6. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000. С. 19-136.
  7. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм (историко-критический очерк) // Прошлое толкует нас. М., 1991. С. 286-345.
  8. Марков Б.В. Экзистенциальное определение бытия //Основы онтологии. Спб.: С.-ПбГУ., 1997. С.211-219.
  9. Ясперс К. Духовная ситуация времени //Смысл и назначение истории. М., 1991. С.288-419.

6. Философия герменевтики. Х. Г. Гадамер – основоположник философии герменевтики

Ключевые понятия темы: герменевтика, текст, понимание, интерпретация (истолкование), герменевтический круг, пред-рассудок (историческое предание), пред-понимание (традиция), конструирование смысла, историчность истины.


Похожая информация.


Экзистенциализм (от позднелат. existentia – существование) – литературное течение XX столетия, выявляемое с достаточной отчетливостью, главным образом, во Франции накануне, во время и сразу после Второй мировой войны. Экзистенциализм был представлен здесь писателями, выступавшими одновременно и как философы-экзистенциалисты. Это Г. Марсель, Ж. П.Сартр, А. Камю.

В литературе экзистенциализма человек, попавший в трагическую, «пограничную» ситуацию должен «выбрать» самого себя. Сюжет обычно иллюстрирует философские идеи экзистенциализма. А выбор героя демонстрирует «правду» бытия, растолкованную прямо на страницах книги. Таким образом, произведение представляет собой почти «урок». Прямо или косвенно, но речь неизменно идет о земной участи человека (о том страдании, которое он неизбежно переживает, о немощи и смерти и т. п.) Любой решительный поступок человека подается так, будто им закладывается краеугольный камень целой мировоззренчески-целостной постройки, – неотъемлемые структурные признаки подчеркнуто философско-интеллектуальной литературы экзистенциализма. …Подчеркнутый нажим, сдвиг жизненной достоверности отнюдь не тождественны здесь реалистическому заострению, а оборачиваются зашифровкой того, что не понято, зато пережито самой личностью…

Экзистенциализм в прозе приобрел совершенство во Франции до и после второй мировой войны в произведениях Ж.-П. Сартра и А. Камю. Кроме них экзистенциализм дал литературе А. Мальро и С. де Бовуар, Г. Марселя и Ж. Ануя, а также испанца М. де Унамуно, американца Дж. Болдуина, англичанина У. Голдинга и др. Чтобы делать жизнь, утверждают экзистенциалисты, надо прежде всего ее видеть. Видеть, что в мире нет и не может быть никакой надежды. Человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, никакого будущего у него нет. Если оно и будет, то уже не у него, а у тех, кто придет вслед за ним, но для них это будущее станет лишь настоящим. Поэтому надо жить в настоящем, жить настоящим, действовать в настоящем. Все разговоры о «прекрасном будущем» - это химера.

Экзистенциализм необычайно широко распространился благодаря французским писателям, переводившим философские понятия на доступный всем язык художественной литературы.

Во Франции философия по традиции предпочитала оформляться эстетически, говорить языком искусства. «Хотите философствовать - пишите романы», - рекомендовал соотечественникам Альбер Камю. Экзистенциализм ставил философию на грань искусства, поскольку предметом философствования делал индивидуальное и конкретное, личность и ее выбор. Французский «литературный экзистенциализм» особенно подтверждал, что вообще экзистенциализм не столько система понятий, сколько выражение определенного настроения, переживание бытия в мире, где «все дозволено», и выбор соответствующего поведения.


Альбер Камю (7 ноября 1913 - 4 января 1960) - французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

Сам Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства (по иронии судьбы, скончался не от болезни, а в силу трагической случайности).

В отличие от религиозных экзистенциалистов, вроде Ясперса, и «бунтаря» Сартра, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.

Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества - фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.

Произведения: «Чума», «1й человек»(неоконч.), «Падение», «Изгнание и царство», «Калигула»(пьеса), «Недоразумение»(пьеса), «Осадное положение» (пьеса)

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж - 15 апреля 1980, там же) - французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952-1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от премии).

Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). Этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций. В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. В том же году Сартр заявил о своем отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.

Произведения : «Тошнота», «Грязными руками», «За закрытыми дверями», «Слова», «Муха».

Пьеса "Мухи" представляет собой переработку греческого мифа об Оресте в дискуссию об экзистенциализме, учении о том, что в мире не существует объективной морали и что люди, следовательно, имеют полное право на свободный выбор, на "бытие для себя". Орест отказывается покаяться перед Зевсом за убийство своей матери, Клитемнестры, а также ее любовника Эгисфа - убийц своего отца Агамемнона. В результате "свободного выбора", ответственности за свой поступок, Орест освобождает свой город от эриний. Когда немецкие власти поняли, что пьеса Сартра является по сути страстным призывом к свободе, они запретили ее постановку.

Пьеса "За запертой дверью" представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сути своей окажется трусом, если в решающий, "экзистенциальный" момент смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: "Ад - это другие люди".

Значительным событием в развитии философии экзистенциализма становится появление работы Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм» (1991г.) Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки богов. М. 1991.. В этой работе автор относит себя к экзистенциалистам-атеистам и «важнейшую задачу своей философии: видит в критике атеизма непоследовательно который нападая на религию сам оказывается во внутренней зависимости от нее». Главной формой этого непоследовательного атеизма Ж.-П. Сартр считает веру в разумность самого бытия. Отрицая личного бога христианства трансцендентного и потустороннего непоследовательные атеисты «одновременно утверждают бога в качестве структуры и смысла этого посюстороннего мира представляют последний в качестве богоустроенного насквозь проникнутого благим (на человека рассчитанным) промыслом». Иначе говоря «ничего на меняется если бога нет». Протестуя против идеи «разумности действительного» Ж.-П. Сартр определяет мир как «универсальное не то» как полное отсутствие чего-либо соответствующего человеческим ожиданиям образам понятиям. Быть реальным по словам Ж.-П. Сартра - это значит оказываться чуждым сознанию совершенно «случайным» (противоположным предполагаемой упорядоченности мира) и в пределе - абсурдным. Только такое понимание мира соответствует как утверждает Ж.-П. Сартр подлинному атеизму последовательному убеждению в том что бога не существует.

В его работе «Экзистенциализм - это гуманизм» Ж.-П. Сартр объясняет принципы экзистенциализма с позиции последовательного атеиста. Такого рода атеизм учит что «если даже бога нет то есть по крайней мере одно бытие у которого существование предшествует сущности бытие которое существует прежде чем его можно определить каким-нибудь понятием и этим бытием является человек или по Хайдеггеру человеческая реальность». Он согласен с убеждением объединяющим всех экзистенциалистов что существование предшествует сущности т. е. нужно исходить из субъекта. Это означает «что человек сначала существует встречается появляется в мире и только потом он определяется».

Согласно этому высказыванию первоначально человек ничего собой не представляет а становится таковым лишь впоследствии причем таким человеком каким он сделает себя сам. Но по словам Ж.-П.Сартра человек не только такой каким себя представляет но такой каким он хочет стать. «И поскольку он представляет себя уже после того как начинает существовать и проявляет волю уже после того как начинает существовать и после этого порыва к существованию то он есть лишь то что сам из себя сделал». Человек по словам философа - это существо которое устремлено к будущему он прежде всего проект который переживается субъективно. Это есть согласно Ж.-П.Сартру первый принцип экзистенциализма Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки богов. М. 1991..

Далее речь идет об ответственности. Человек у Ж.-П.Сартра ответственен за то что он есть: «экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование». Автор имеет в виду не только ответственность за индивидуальное бытие отдельного человека но и ответственность за всех людей. Ответственность помогает понять что скрывается у Ж.-П.Сартра за словами «тревога» «заброшенность «отчаяние». Тревога всегда сопровождает человека в его решениях и поступках поскольку человек никогда не может избежать чувства полной и глубокой ответственности за свои действия не только перед собой но и перед всем человечеством. Такое чувство тревоги (в отличие от той тревоги которая ведет к квиетизму бездействию) составляет по мнению Ж.-П.Сартра условие действия является частью самого действия так как предполагает что рассматривается множество различных возможностей из которых надо выбрать одну.

Говоря о «заброшенности» Сартр имеет в виду одиночество человека в мире где бога нет и ничто им не определяется. И если мир ни в чем не похож на бога и даже позволяет уповать полагаться на него то логическим следствием у Ж.-П. Сартра является отрицание за миром всякой способности воздействовать на человека побуждать его определять его поступки. Поэтому нет никаких моральных ценностей или предписаний которые бы оправдывали поступки людей кроме самих людей. Человек у Сартра абсолютно свободен в своем поведении (он осужден быть свободным так как не сам себя создал) и в то же время вынужден отвечать за все что делает даже за свои страсти.

Осуществляя свой индивидуальный выбор «мы сами выбираем наше бытие». По мнению Ж.-П. Сартра трус является трусом не вследствие своей физиологической организации а потому что сам себя сделал трусом своими поступками: «...трус делает себя трусом и герой делает себя героем. Для труса всегда есть возможность больше не быть трусом а для героя - перестать быть героем» Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки богов. М. 1991.. Таким образом человек представляет собой не что иное как совокупность своих поступков как собственную жизнь. Поэтому человеку необходимо действовать и по мнению философа человек существует лишь настолько насколько себя осуществляет. Из этого следует что экзистенциализм определяет человека по делам что судьба человека полагается в нем самом что надежда лишь в его действиях что действие является единственным что позволяет человеку жить.

Что касается отчаяния то оно означает что следует принимать во внимание лишь то что зависит от воли человека или ту сумму вероятностей которые делают возможным его действие. Этим самым Ж.-П. Сартр предлагал человеку жить и делать то что в его силах делать не питая иллюзий. Говоря о невозможности найти универсальную сущность которая была бы человеческой природой Ж.-П. Сартр говорит о существовании некой общности условий человеческого существования под которым понимают совокупность априорных пределов очерчивающих фундаментальную ситуацию в универсуме. Ее отличие от исторической ситуации которая может испытывать изменения (например человек может родиться рабом в языческом обществе феодальным сеньором или пролетарием) Ж.-П. Сартр видит в том что для человека «не изменяется лишь необходимость для него быть в мире быть в нем за работой быть в нем среди других и быть в нем смертным».

Одной из основных проблем работы философа является проблема выбора. Человек у Ж.-П. Сартра всегда сталкивается с проблемой выбора который возможен лишь в одном направлении но невозможно не выбирать. Даже в том случае если человек ничего не выбирает он тем самым все-таки выбирает. Одиночество человека в мире и отсутствие априорных ценностей ставят его перед необходимостью изобретения своего собственного закона т. е. мы не можем решать a priori что надо делать. Человек у Ж.-П. Сартра всегда находится лицом к лицу с меняющейся ситуацией и выбор всегда остается выбором в ситуации. Другие не вправе судить о произвольности выбора. Поскольку человек не сотворен изначально то он создает себя сам выбирая мораль; а давление обстоятельств таково что он не может не выбрать какой-нибудь определенной морали. Поэтому определить человека можно лишь в связи с его решением занять позицию.

Но как утверждает философ если о произвольности выбора судить нельзя то о самом выборе можно. Так можно судить какой выбор основан на заблуждении а какой - на истине. Однако добавляет он выбирать можно все что угодно если речь идет о свободе решать. Ликвидировав бога-отца Ж.-П. Сартр этим самым лишил жизнь априорного смысла. Поэтому не кто иной как сам человек должен изобретать ценности и принимать вещи такими какими они есть. «Пока вы не живете своей жизнью - пишет философ - она ничего собой не представляет вы сами должны придать ей смысл а ценность есть не что иное как этот выбираемый вами смысл».

Называя свою работу «Экзистенциализм - это гуманизм» Ж.-П. Сартр в понимание гуманизма вкладывает несколько иное значение: теория гуманизма рассматривающая человека как цель и высшую ценность для философа абсурдна так как это может привести к культу человечества (чаще - одного человека или общества) то есть к замкнутому гуманизму а в конечном итоге - к фашизму. Такой гуманизм Ж.-П. Сартру не нужен. Сам он никогда не рассматривал человека как цель потому что человек всегда незавершен. Человек и не может быть завершенным так как находится постоянно вне самого себя проектируя себя и теряя себя вовне существуя лишь в преследовании трансцендентных целей. Нет никакого другого мира заявляет Ж.-П. Сартр помимо человеческого мира мира человеческой субъективности. Эта связь конституирующей человека трансцендентности (в смысле выхода за свои пределы) и субъективности - в том смысле что человек не замкнут в себе а всегда присутствует в человеческом мире - и есть то что Ж.-П. Сартр называет экзистенциальным гуманизмом. Такой гуманизм напоминает человеку что «нет другого законодателя кроме него самого в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя но в поиске цели вовне которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление».

Заключение

Заканчивая рассмотрение вопроса сущности экзистенциальной сферы в философском аспекте необходимо отметить что экзистенциализм учит что существование предшествует сущности. Что это означает? Что человек сначала появляется в мире сначала существует и только потом определяется его сущность. Человек первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии причем таким человеком каким он сделает себя сам. Человек не только такой каким себя представляет но и такой каким он хочет стать. Он есть лишь то что сам из себя сделает. Таков первый принцип экзистенциализма. Каждый должен решать сам каким ему быть. Но выбирая себя мы выбираем всех людей. Действительно нет ни одного нашего действия которое создавая из нас человека каким мы хотели бы стать не создавало бы в то же время образ человека каким он должен быть. Каждый решает сам как ему поступить. Если я сочту данный поступок благим то именно я а не кто-то другой решаю что этот поступок благой а не злой. Но каждый должен сказать себе: действительно ли я имею право действовать так чтобы человечество брало пример с моих поступков?

Человек есть не что иное как проект самого себя. Человек существует лишь настолько насколько себя осуществляет. Он представляет собой следовательно не что иное как совокупность своих поступков и не что иное как собственную жизнь. «Отсюда понятно - говорит Ж.П. Сартр - почему наше учение внушает ужас некоторым людям. Ведь у них зачастую нет иного способа переносить собственную несостоятельность как с помощью рассуждения: «Обстоятельства были против меня я стою гораздо большего»... Но надо чтобы люди поняли что в счет идет только реальность» Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки богов. М. 1991.. Экзистенциализм определяет человека по его делам. Он включает мораль действия и решимости. Человек творит себя выбирая мораль; а давление обстоятельств таково что он не может не выбрать какой-нибудь определенной морали. Мы определяем человека лишь в связи с его решением занять позицию. Эти и другие положения философии экзистенциализма лежат в основе экзистенциальной педагогики.

Чем же смог Сартр увлечь за собой такое количество людей? Какие идеи родились в его уме и сумели взбудоражить умы многих других людей?

Имя Сартра неразрывно связано с понятием экзистенциализма. Из всех философов, причисляемых к этому направлению, лишь он уверенно называл себя экзистенциалистом. Он же был одним из его основоположников. Но что же в сущности представляет из себя экзистенциализм?

Экзистенциализм- это философия существования. Истоками этой философии служат размышления Гуссерля и Кьеркегора (которые, в частности, повлияли на становление мировоззрения Сартра) . Это философское направление отрицает рационалистскую классическую философию в связи с тем, что она разделяет реальность на объективное и субъективное. Всю действительность классическая немецкая философия представляла предметом, «сущностью», которую следует познавать. С точки зрения рационалистов, подлинная философия должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в экзистенции - некой иррациональной реальности. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» -- например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким».

Можно привести целый ряд философов- экзистенциалистов XX века. Это такие имена как Бердяев, Шестов, Ясперс,Бубер, Марсель, Камю, Хайдеггер. Но не все они понимали экзистенциализм одинаково, их трактовка данного направления зависит от личных, в особенности, религиозных взглядов. Так среди них выделяют два крыла: это приверженцы религиозного и атеистического экзистенциализма. К первым относятся Бердяев, Марсель, Ясперс, Бубер, ко вторым- Сартр и Хайдеггер. Камю пытался выработать пограничную точку зрения. Однако в данной работе мы будем рассматривать позиции именно Сартра.

Отношение Сартра к экзистенциализму ясно изложены в труде «Экзистенциализм- это гуманизм». В этом труде он защищает данное философское направление от обвинений в пессимистичности, нигилизации традиционных ценностей, призыве к квиетизму- пассивности. Его размышление последовательно переходит от вопроса к вопросу. Для того, чтобы объяснить понятие экзистенциализма, Сартр сравнивает позиции классических философов-рационалистов XVIII-XIX веков (Декарт, Лейбниц, позднее Вольтер, Кант) со своими. Если эссенция предшествует экзистенции, то Бог творит человека, закладывая в него определенное понятие, благодаря которому возможно существование человека. Сартр сравнивает творение человека с изготовлением ножа: «Таким образом, понятие "человек" в божественном разуме аналогично понятию "нож" в разуме ремесленника. И бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленник изготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производства. Так же и индивид реализует какое-то понятие, содержащееся в божественном разуме» . Упразднение Бога у философов - атеистов не повлияло на эту концепцию, переименовав «Божий замысел» в «человеческую природу», одинаковую у всех.

Для атеистического экзистенциализма характерен обратный взгляд. Сначала человек существует, и в начале это существование не определимо понятием, поскольку собственная сущность реализуется человеком лишь в процессе существования, по своей воле. «Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.» Под словами «делает себя сам» подразумевается наличие у человека желаний и воли, которые развиваются по ходу существования, с помощью которых человек меняется. Это у Сартра называется субъективностью. Человек для Сартра это проект, который переживается субъективно, тем он возвышается над остальной природой. До появления человека на свет не существует ничего, он сначала существует, а потом уже обретает сущность. В таком случае человек ответственен за то что он есть. «Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование» - подытоживает Сартр.

Однако у субъективизма есть еще одно значение. Человек ответственен не только за себя, но и за всех остальных людей. Он не может выйти за пределы своего сознания, своей субъективности. Это Сартр называет глубоким смыслом экзистенциализма. Человек, делая собственный выбор, делает его за всех людей сразу, выбирает для человечества благо, ибо он не может выбрать зло. Своими действиями, по мнению Сартра, мы творим образ идеального человека и утверждаем определенные ценности. Так он приводит пример: «Если я, например, рабочий и решаю вступить в христианский профсоюз, а не в коммунистическую партию, если я этим вступлением хочу показать, что покорность судьбе - наиболее подходящее для человека решение, что царство человека не на земле, - то это не только мое личное дело: я хочу быть покорным ради всех, и, следовательно, мой поступок затрагивает все человечество.»

Итак, Сартр утверждает: «Экзистенциалист охотно заявит, что человек - это тревога.»

Тревога человека возникает именно из-за того, что он своим действием утверждает идеал и ценность, выступает «законодателем». Тревога вызывается сомнением в том, имеет ли человек право утверждать своими действами универсальную ценность для всех. Это чувство Кьеркегор ранее называл «тревогой Авраама». Сартр считает, что любой человек должен испытывать это чувство, а если он не испытывает- значит он бежит от ответственности. Однако подобные размышления не должны отговорить человека от действия, принимать на себя ответственность крайне необходимо. Тревога является частью самого действия. Таким образом, Сартр, проводит четкую грань между экзистенциализмом и квиетизмом.

Перейдем к заброшенности. О заброшенности вместе с Сартром говорил и другой атеистический экзистенциалист- Мартин Хайдеггер. Он говорил о заброшенности в смерть- страхом перед «ничто».

У Сартра заброшенность- это осознание своего одиночества в мире, в отсутствие Бога, отсутствие опоры на что-либо в своем существовании. Это с другой стороны и есть свобода. Сартр приводит цитату из Достоевского «Если Бога нет, то все дозволено». У человека нет оправданий, руководств, какие ценности первичны, а какие - вторичны, собственно даже ценностей у него нет. Поэтому ему приходится каждый раз создавать свой собственный идеал и быть ответственным за свой выбор. Так заброшенность приходит вместе с тревогой

Следующее понятие в сочинении- это отчаяние. По словам Сартра отчаяние приходит к человеку в момент, когда он осознает, что может подлинно рассчитывать лишь на свои силы. «Ведь человек свободен, и нет никакой человеческой природы, на которой я мог бы основывать свои расчеты».е может быть уверен ни в чем, однако это не должно отворачивать индивида от действий. Сартр говорит, что в таком случае надо «просто и не питая иллюзий» делать все, что от тебя зависит в данной ситуации.

Таким образом философ еще раз отделяет экзистенциализм от квиетизма и пессимизма, утверждая его, как мораль действия и решимости, учение, дающее человеку его жизнь в собственные руки.

Сартр обозначал исходный пункт экзистенциализма - субъективность. Он утверждал, что его учение основывается на абсолютных истинах, среди которых декартовское «Я мыслю- значит существую».

Далее автор обосновывает гуманность экзистенциализма. Главный его аргумент- это то, что данное учение не рассматривает человека, как объект, в то время как материалисты ставят его наравне с неодушевленными предметами. Субъективность, постигаемая как истина, не является строго индивидуальной субъективностью, она постигается индивидом через других людей. И вместе с собой человек открывает и всех остальных. «Он отдает себе отчет в том, что не может быть каким-нибудь , если только другие не признают его таковым. Чтобы получить, какую-либо истину о себе, я должен пройти через другого…. Таким образом, открывается целый мир, который мы называем интерсубъективностью. В этом мире человек и решает, чем является он и чем являются другие.»

То что обобщает людей, Сартр называет не человеческой природой, а общими условиями существования, «совокупностью априорных пределов, которые очерчивают фундаментальную ситуацию человека в универсуме». Под этим он понимает основные человеческие потребности, «для него быть в мире, быть в нем за работой, быть в нем среди других и быть в нем смертным». Поэтому один человек может представить и понять проект другого человека, даже если их культурные, социальные и исторические условия различны. Пределы имеют и объективные, и субъективные стороны. В этом «всеобщность» человека, она не дана заранее, но все время созидается каждым отдельным человеком.

Одно из обвинений, предъявляемых экзистенциализму по поводу его субъективизма, это его «вседозволенность». Противники Сартра замечали, что согласно его учению человек может делать все, что ему угодно. Сартр утверждал, что человек находится в организованной ситуации и заставляет все человечество жить ей. В таких условиях ему предстоит постоянно выбирать, и даже если он зримо ничего не выбирает, он все равно делает выбор. Даже если никакая априорная ценность не определяет его выбора, он все же не имеет ничего общего с капризом, поскольку человек ответственен за свой выбор. В этом вопросе Сартр сравнивает человека с художником, который, с одной стороны, не знает полностью, какую картину нарисует. Для него нет априорно установленных правил, но ценности создаются в процессе написания картины. И в конце, картина которую должен нарисовать художник, это картина, которую он напишет.

Так же он рассуждает о морали, считая, что человек выбирает ее сам для себя и потом ей руководствуется.

В вопросе о том, можно ли судить других, у Сартра неоднозначное мнение. С одной стороны судить других нельзя, так как если человек выбирает свою позицию и свой проект со всей искренностью и полной ясностью, каким бы ни был этот проект, ему невозможно предпочесть другой. Но, с другой стороны, судить можно, поскольку человек выбирает, в том числе выбирает и самого себя, перед лицом других людей. Прежде всего можно судить, какой выбор основан на заблуждении, а какой на истине (это может быть не оценочное, а логическое суждение). Он основывается на том, что действия честных людей имеют своей конечной целью поиски свободы как таковой.

В конце своего труда Сартр объясняет, каким именно смыслом он наделяет гуманизм. Он осуждает тот гуманизм, который ставит человека, как цель и высшую ценность. Жан-Поль утверждает, что нельзя высоко оценивать все человечество по выдающимся достижениям малой его части. По его мнению, утвердить ценность человека может лишь нечеловек.

В противоположность этому экзистенциалист не видит в человеке цель, поскольку он не завершен. Он существует как человек, проектируя и теряя себя вовне. С другой стороны, он может существовать, только преследуя трансцендентные цели. Будучи этим выходом за пределы, улавливая объекты лишь в связи с этим преодолением самого себя, он находится в сердцевине, в центре этого выхода за собственные пределы. Эта связь составляющих человека стремления выйти за свои пределы и субъективности - в том смысле, что человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, - и есть понимание гуманизма в экзистенциализме. Гуманность в том, что экзистенциалисты напоминают человеку, что лишь он создает законы в мире, и что его судьба у него в руках. «Мы показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление.»

В заключительных строках Сартр называет экзистенциализм (или, точнее, атеистический экзистенциализм) - последовательными выводами из атеизма. «Экзистенциализм - не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило». Автор имеет в виду то, что в любом случае человек остается ответственным за свое существование, и ничто не может спасти его от себя самого. И в этом смысле экзистенциализм очень оптимистичен, поскольку побуждает к действию.



Последние материалы сайта