Конспект к уроку обществознания "Для чего нужна дисциплина" план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему. Что такое дисциплина? Как ты относишься к пунктуальным людям

11.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Для чего нужна дисциплина

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные: учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

Ход урока

I. Орг. момент. У вас на парте лежат листы самооценки, которые вы должны будете заполнить в конце урока, ознакомьтесь пожалуйста с критериями оценивания.

II. Изучение нового материала:

1. Вводная беседа:

Какие сегодня существуют правила жизни людей в обществе? (ПДД, ПП на уроках, ПП в театре, ПП в транспорте,..)

Почему важно соблюдать эти привила? (они регулируют отношения между людьми, служат образцом поведения, помогают охранять порядок, ...)

Мы продолжаем изучать правила жизни людей в обществе и тема нашего урока: «Для чего нужна дисциплина». Сл. 1

Какова цель нашего урока сегодня?

Узнать, что такое дисциплина и нужно ли её соблюдать.

2. Дискуссия по термину:

1. Начнём с первого вопроса – что такое дисциплина.

Работа в парах:

Обсудите с соседом по парте, как вы понимаете понятие «дисциплина» ? Что это? (правила поведения, порядок) Сл. 2

Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина - Подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива.

2. Отрасль научных знаний.
Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина - Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам.

2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.
Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина - (лат. disciplina) - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

2. Отрасль научного знания, учебный предмет.
Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
1. Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку. Воинская дисциплина. Трудовая дисциплина. Партийная дисциплина. Железная дисциплина. Профсоюзная дисциплина. Палочная дисциплина. 2. Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.). Дисциплина ума.
- Найдите общее во всех определениях.

Давайте сформулируем о пределение.

1. Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Сл. 3

Что такое нормы морали? Чем они отличаются от норм права?

Приведите примеры правовых и моральных норм.

Как вы понимаете фразу: «…также требованиям той или иной организации»? Приведите примеры. (школьная форма, прически,..)

Запись определения в тетрадь.

2. Дисциплина общеобязательная и специальная.

Существует два основных вида дисциплины. Работая с учебником на стр. 39 – 40 мы начнем заполнять схему. Читаем текст, выделяем виды дисциплин. Сл. 4

Дисциплина

Общеобязательная Специальная

Что такое общеобязательная дисциплина? Приведите примеры.

Что такое специальная дисциплина?

Предлагаю вам сейчас поработать в группах и выполнить задание. У каждой группы свой вид специальной дисциплины, вам нужно назвать его особенности и определить какие последствия влечёт её несоблюдение.

Приложение.

Давайте проверим.

К каким последствиям может привести несоблюдение специальной дисциплины? ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ Сл. 5

3. Внешняя и внутренняя дисциплина.

Что побуждает людей быть дисциплинированными?

Сейчас на доске вы увидите список правил. Их необходимо будет распределить в две группы. Подумайте как, и распределите. Сл. 6

А) делать утром зарядку.

Б) соблюдать учебную дисциплину

В) чистить зубы каждый день

Г) соблюдать трудовую дисциплину

Д) помогать старшим

Е) соблюдать технику безопасности

Проверим, какие группы у вас получились. Сл. 7

Почему эти правила вы разделили именно так?

Работа с учебником. Стр. 44.

Что такое внешняя дисциплина? Приведите примеры.

Что такое внутренняя дисциплина? Приведите примеры.

Давайте подпишем столбики правил:

Внешняя Внутренняя

Что помогает человеку соблюдать внутреннюю дисциплину? воля и самовоспитание

Мы с вами уже знаем о возможностях самовоспитания. Знаем что необходимо воспитывать в себе те или иные качества, которые вам помогут добиться успехов в жизни.

А какую роль играет воля в становлении дисциплины?

Сл. 8 Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца трудные дела. Благодаря ей можно победить унизительную зависимость от желания ничего не делать или заниматься только чем-нибудь приятным, делать только то, что хочется. Французский писатель О. де Бальзак (1799-1850) об этом сказал так: «Твёрдая воля - это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Воля помогает в случае не­удачи не опускать руки, а опять «собирать» себя и идти к цели.

Внутренняя дисциплина, основанная на волевых усилиях, - и залог, и результат успешного самовоспитания. Ведь и сознатель­ную дисциплину тоже надо в себе воспитывать. Это надо делать с детства, добиваясь целесообразной организации своей учёбы, свободного времени, взаимопонимания с родными и друзьями. А путь один - ставить перед собой и решать конкретные задачи, исполнение которых зависит не от внешних обстоятельств, а от твоих собственных усилий.

Я вам предлагаю ещё одно групповое задание – составить рекомендации по соблюдению режима дня и организации труда и отдыха (записываем их на листах).

III. Подведение итогов.

Вспомните, какая у нас была цель урока? Достигли мы её?

Заполните листы самооценки.

IV. Д/З. Сл. 9

§5, повторить §4 (будет практическая работа). Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.). По желанию.

Приложение

Группа № 1.

Учебник стр. 40. – Воинская дисциплина.

    Назовите вид дисциплины.

    Выделите особенности.

Группа № 2.

Учебник стр. 41 – 43. – Трудовая дисциплина.

    Назовите вид дисциплины.

    Выделите особенности.

    Какие последствия влечёт несоблюдение дисциплины?

Группа № 3.

Школьная дисциплина – приведите пример из жизни.

    Назовите вид дисциплины.

    Выделите особенности.

    Какие последствия влечёт несоблюдение дисциплины?

Группа № 4.

Платёжная дисциплина - это порядок платежей, предусмат­ривающий своевременные выплаты. Если своевременно не вносить плату за коммунальные услуги, то не на что будет за­купать топливо для ТЭЦ и платить зарплату ее работникам. Значит, от этого вида дисциплины зависит порядок. Подберите свой пример.

    Назовите вид дисциплины.

    Выделите особенности.

    Какие последствия влечёт несоблюдение дисциплины?

Группа № 5.

Исполнительская дисциплина – это выполнение принятых в организации решений и распоряжений. Подберите свой пример.

    Назовите вид дисциплины.

    Выделите особенности.

    Какие последствия влечёт несоблюдение дисциплины?

ФИ___________________

ФИ___________________

ФИ___________________

ФИ___________________

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Сделал все записи в тетради

Сделал все записи в тетради

Сделал все записи в тетради

Сделал все записи в тетради

Помогал соседу по парте в работе

Помогал соседу по парте в работе

Помогал соседу по парте в работе

Помогал работе группы

Помогал работе группы

Помогал работе группы

Помогал работе группы

Отвечал с места

Отвечал с места

Отвечал с места

Отвечал с места

Соблюдал учебную дисциплину

Соблюдал учебную дисциплину

Соблюдал учебную дисциплину

Соблюдал учебную дисциплину

ФИ___________________

ФИ___________________

ФИ___________________

ФИ___________________

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Сделал все записи в тетради

Сделал все записи в тетради

Сделал все записи в тетради

Сделал все записи в тетради

Помогал соседу по парте в работе

Помогал соседу по парте в работе

Помогал соседу по парте в работе

Помогал соседу по парте в работе

Помогал работе группы

Помогал работе группы

Помогал работе группы

Помогал работе группы

Отвечал с места

Отвечал с места

Отвечал с места

Отвечал с места

Соблюдал учебную дисциплину

Соблюдал учебную дисциплину

Соблюдал учебную дисциплину

Соблюдал учебную дисциплину

ФИ___________________

ФИ___________________

ФИ___________________

ФИ___________________

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Сделал все записи в тетради

Сделал все записи в тетради

Сделал все записи в тетради

Сделал все записи в тетради

Помогал соседу по парте в работе

Помогал соседу по парте в работе

Помогал соседу по парте в работе

Помогал соседу по парте в работе

Помогал работе группы

Помогал работе группы

Помогал работе группы

Помогал работе группы

Отвечал с места

Отвечал с места

Отвечал с места

Отвечал с места

Соблюдал учебную дисциплину

Соблюдал учебную дисциплину

Соблюдал учебную дисциплину

Соблюдал учебную дисциплину

ФИ___________________

ФИ___________________

ФИ___________________

ФИ___________________

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Сделал все записи в тетради

Сделал все записи в тетради

Сделал все записи в тетради

Сделал все записи в тетради

Помогал соседу по парте в работе

Помогал соседу по парте в работе

Помогал соседу по парте в работе

Помогал соседу по парте в работе

Помогал работе группы

Помогал работе группы

Помогал работе группы

Помогал работе группы

Отвечал с места

Отвечал с места

Отвечал с места

Отвечал с места

Соблюдал учебную дисциплину

Соблюдал учебную дисциплину

Соблюдал учебную дисциплину

Соблюдал учебную дисциплину

Для чего нужна дисциплина?

(учебник «Обществознание» под ред. А. Боголюбова, 7 класс)

Деятельностная цель: развивать навыки чтения и письма, поиска необходимой информации, умение обобщать и делать выводы.

Образовательная цель: дать определение слову "дисциплина", изучить виды специальной дисциплины, объяснить различие между внешней и внутренней дисциплиной.

Дидактическое и техническое обеспечение: видеопроектор, презентация с заданиями

Здравствуйте. Проверьте все ли у вас на партах… Сегодня на уроке у нас гости, давайте посмотрим на них, поприветствуем наших гостей. Присаживайтесь.

Слайд 1.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Защита Отечества..

Внимание на доску. Перед вами результаты онлайн-тестов в системе Дневник.ру. За 7 минут вы должны были ответить на 5 вопросов по домашнему параграфу. Свои баллы вы уже знаете и вам известна оценка за проделанную работу, 5 правильных ответов – 5 баллов, 4 балла – оценка «4» и т.д.

Слайд 2

Наша с вами задача, выполняя подобную работу дома научиться внимательно читать параграф для того, чтобы закрепить, услышанное на уроке. Итак, разберем часто повторяющиеся ошибки. ( на слайде показан вопрос и количество человек допустивших эту ошибку).

Итак, мы снова проработали домашний параграф, поработали над ошибками. Оценки я выставлю в журнал. Дети, которые получили оценку «2» могут исправить положение тем, что повышают баллы своей работой на уроке, либо берете дополнительное задание по пройденной теме. Слайд 3

- А теперь внимание на доску - определяем тему нашего урока сегодня.

(фрагмент фильма «Добро пожаловать или вход воспрещен»)

Предположите, о чем мы будем говорить сегодня?

О порядке, о дисциплине…

Совершенно верно. Мы будем говорить о дисциплине. Слайд 4

Какую проблему мы должны сегодня решить?

Для чего нужна дисциплина?

Правильно (записываю на доску). Этот вопрос и станет нашей новой темой. Я запишу её на доску, а вы к себе в рабочие листы.

Что нам нужно выяснить, чтобы решить проблему урока?

- выяснить, что такое дисциплина?

- определить виды или типы дисциплины…

- что бывает за несоблюдение дисциплины…

Молодцы! Практически все задачи урока вы определили (план урока на интерактивной доске: Слайд 5

1. Что такое дисциплина?

2. Виды дисциплины

3. Последствия нарушения дисциплины

4. Зачем нужна дисциплина?

Для того, чтобы мы могли ответить на первый пункт нашего плана я проведу с вами мозговой штурм (пишу на доске) Возникли вопросы, а что такое мозговой штурм? Это прием, когда вы предлагаете мне своё понимание термина «дисциплина». Посмотрите вокруг, вспомните жизненные ситуации и предложите гипотезу в отношении понятия «дисциплина». Что такое дисциплина? (пишу на доску) очень кратко, ключевым словом. Слайд 6 А вот теперь наша задача проверить, кто же близко приблизился к научному определению дисциплины. Вот сейчас - то мы и заглянем в философскую энциклопедию (вывожу термин на доску ), Прочитайте про себя определение термина «дисциплина» и подумайте, чья гипотеза приблизилась к ответу.

Итак, с помощью дополнительного источника информации мы расширили понятие дисциплина.

Предлагаю записать определение в свои рабочие листы.

Получили ли мы ответ на первый пункт нашего плана?

Да. Слайд 7.

Следующее, что вы предложили, определить «Виды дисциплины». Дисциплина бывает общеобязательная и специальная. (слайд на доске). Работаем с учебником дстр.39-40 и фиксируем информацию в таблицу на рабочих листах.

(Таблица дублируется на интерактивную доску). Даем определение каждому виду дисциплины. На выполнение работы 2 минуты.

Уч.: Заканчиваем работу. Итак, дисциплина бывает общеобязательной и специальной (слайд на доске) Дайте определение общеобязательной дисциплине – это определенный порядок людей в обществе, которому подчиняются все граждане или организации.

Хорошо, следующая - специальная дисциплина. Дайте определение этому виду дисциплины.

Слайд 8

Специальная дисциплина подразделяется еще на ряд подвидов дисциплин . Рассмотрим трудовую, воинскую дисциплины с помощью информации учебника на стр. 40-41. Ребята, у которых карие глаза дают характеристику воинской дисциплине, ребята со светлыми глазами рассматривают трудовую дисциплину.

На выполнение работы отводится 5 минут.

Полученную информацию зафиксируйте в таблице «Специальная дисциплина» на рабочих листочках.

Итак, дайте развернутый ответ воинской дисциплине…

Теперь поговорим о трудовой дисциплине….

Почему требования воинской дисциплины строже учебной и трудовой?

- От неё зависит боеспособность войск, четкость управления ими, а главное – жизнь людей.

Слайд 9

4. Обратимся к истории. Внимание на доску. Фрагмент документального фильма «Крупнейшая ЖД катастрофа СССР на перегоне Аша – Улу – Теляк, Башкортостан, 4 июня 1989 г.» Ответьте на вопросы.

Вопросы на интерактивной доске

А) Что стало причиной этой катастрофы?

Б) Как можно избежать таких трагических событий?

В) Какие требования должны быть к дисциплине людей, работающих с газопроводом?

Вижу немного устали, проведем физминутку.

Дисциплина тесно связана с силой воли. Приведите примеры проявления силы воли у людей

- диета у девушек, спорт всегда требует силу воли, так как требует постоянных тренировок.

- зависимость от наркомании, алкоголизма и т.п. есть люди, которым помогли и специалисты и сила воли.

О том, как сила воли способствует достижению высоких положительных результатов расскажет …(сообщение о Сергее Истомине – лауреат Международной премии им. А.П. Маресьева «За волю к жизни») Слайд 12

Согласны ли вы ребята, что силу воли нужно воспитывать?

Каким образом?

Необходимо соблюдение определенных правил не от случая к случаю, а регулярно, где- то даже через «не хочу».

Совершенно верно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Как вы думаете, трудно ли воспитывать самого себя?

Да трудно, потому, что задуманное не сразу увидишь.

Какое же правило мы выработаем сегодня, чтобы путь воспитания самих себя привел к реальным результатам.

- Не опускать руки, а продолжать идти к цели.

-Выполнять данное себе обещание. Слайд 12

Совершенно верно. И тогда в жизни вы добьетесь успехов, ни смотря на трудности.

Итак,вернемся к нашему вопросу: Для чего же необходима дисциплина сначала для вас?

Для воспитания самого себя, для достижения положительных результатов в учебе, в труде и т.д.

Для чего нужна дисциплина обществу?

Для правильного формирования поведения людей, которое должно соответствовать нормам морали и права.

Совершенно верно. Достигли мы цели урока?

Да.

Все ли поставленные задачи решили?

Слай д

Пришло время обобщению. Сделать нам это позволит прием- «синквейн». Работаем по слову «Дисциплина».

Рефлексии.

У вас на столах имеются смайлики. Если вы выбираете красный смайлик – урок вы поняли, вопросов нет, если желтого – остались вопросы, надо подойти к учителю, спросить. И зеленый смайлик означает – ничего не понял. Закрепляем выбранный смайл к себе на обложку тетради, и показываем мне. Я хочу посмотреть, как вы оценили свое понимание урока. Слайд 13

А теперь обязательное домашнее задание по таблице в рабочих листах составить характеристику внешней и внутренне дисиплинам (§5)

Домашнее задание по выбору:

    Приготовить проект-презентацию на тему «Подвиды специальной дисциплины», которые вы хотели бы рассмотреть дополнительно (учебная, санитарная и т.д.)

    Микроисследование в виде таблицы. Оцените свой отрезок жизни с 3 до 30 лет, загляните в будущее и прошлое и определите те виды дисциплины, с которыми вы уже встречали или еще предстоит встретиться.

    Написать стихотворение на тему «Для чего нужна дисциплина?»

В рабочие листы запишите д/з. ну и последнее: откройте свои дневники и поставьте ту оценку, которую, как вы считаете заслужили своей работой на уроке карандашом.

Обсуждение оценок.

Кто на ваш взгляд сегодня заслуживает положительную оценку за работу на уроке?

Урок «Что такое дисциплина» (§ 9)

04.11.2013 15207 0

Данная тема помогает семиклассникам осознать социальное и личностное значение дисциплины. Она находится в ряду тех тем, которые обладают значительным воспитательным потенциалом. Работу учителя целесообразно направить как на теоретическое объяснение понятия «дисциплина», так и на то, чтобы показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитания.

Особенность изучения темы состоит в том, что слово «дисциплина» знакомо ребятам на обыденном уровне и не всегда несёт положительную эмоциональную окраску. В этой связи первичные ожидания от темы также не всегда эмоционально положительные. Данное обстоятельство требует учёта при подготовке учителя к урокам.

План изучения нового материала

1. Дисциплина общеобязательная и специальная.

2. Внешняя и внутренняя дисциплина.

3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Введением в тему может послужить обсуждение вопросов рубрики «Вспомни».

Далее можно перейти к объяснению нового термина «дисциплина». Рекомендуем учителю сначала пояснить значение этого термина (дисциплина - это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе правилам), а затем попросить учащихся найти, что такое дисциплина, в тексте параграфа. Возможно, один из учащихся прочитает это определение вслух.

Далее, отрабатывая данное в учебнике определение, уместно вспомнить, что подразумевается под нормами права, нормами морали и требованиями какой-либо организации. Имеет смысл повторить, что такое право и правовые нормы, и попросить учащихся привести отдельные примеры этих норм. Затем рекомендуем познакомить учащихся со значением слова «мораль» (дано в словаре в конце учебника) и попросить привести примеры моральных норм. Примером требований организации могут выступить, например, положения устава школы. Имеет смысл заранее записать на доске ряд норм (например, «переходить дорогу на зелёный свет светофора», «помогать старшим», «заботиться о младших», «принимать участие в выборах президента страны», «выполнять устав школы», «при посещении больных надевать сменную обувь», «добросовестно учиться», «бережно относиться к школьному имуществу»). Работая с примерами, можно рассмотреть каждую из записанных на доске норм и с помощью учащихся сгруппировать их в три столбика: в первом записать правовые нормы, во втором - моральные, в третьем

Требования той или иной организации. Нелишне будет попросить ребят пояснить основания, по которым они относят каждую норму в тот или иной столбик.

Материал о государственной и специальной дисциплине может быть изложен в рамках учебника. Текущему закреплению послужат вопросы: почему воинскую, трудовую и школьную дисциплину считают специальной дисциплиной? Какую дисциплину называют общеобязательной? Что такое воинская дисциплина? Чем она отличается от трудовой? Почему приказ командира не обсуждается, а сразу выполняется? Почему воинская дисциплина отличается наибольшей строгостью? Кого называют нарушителями трудовой дисциплины? Почему важна учебная дисциплина?

В случае затруднения при формулировке ответов рекомендуем отсылать учащихся к соответствующим абзацам в учебнике.

Г оворя о специальной дисциплине, полезно упомянуть, что ребята могут в дальнейшем услышать и прочитать о различных её вариантах. Но если понимать основной смысл дисциплины, то можно догадаться и о значении той или иной специальной дисциплины. Например:

Что может означать платёжная дисциплина?

Ответ: порядок платежей, предусматривающий своевременные выплаты. Если своевременно не вносить плату за коммунальные услуги, то не на что будет закупать топливо для ТЭЦ и платить зарплату её работникам. Значит, от этого вида дисциплины зависит порядок.

Что означает исполнительская дисциплина?

Ответ: это выполнение принятых в организации решений и распоряжений. Здесь можно попросить ребят привести примеры соблюдения и несоблюдения этого вида дисциплины и обсудить, в чём заключается необходимость исполнительской дисциплины.

Очень важный в содержательном отношении фрагмент урока - разговор о последствиях несоблюдения дисциплины. В учебнике этот материал содержится в рубрике «Путешествие в прошлое». Материал рубрики должен обязательно прозвучать на уроке. В данном случае рекомендуем эмоциональный, со взвешенными смысловыми акцентами рассказ учителя, а не заранее подготовленный рассказ одного из учащихся или знакомство с текстом рубрики по учебнику. Предложенный в тексте параграфа материал о непоправимых последствиях нарушения дисциплины должен найти не только интеллектуальный, но и эмоциональный отклик у ребят. В связи с этим особо важно профессиональное мастерство учителя в изложении материала.

Освещение пункта плана о внешней и внутренней дисциплине может быть начато с обсуждения следующих вопросов: что побуждает людей быть дисциплинированными?

Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет?

В хорошо подготовленном классе учащиеся могут самостоятельно сформулировать выводы: соблюдение государственной (общеобязательной) дисциплины контролируется государством, специальная дисциплина обеспечивается соответствующими организациями, соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека. В менее подготовленных классах эти выводы поможет сделать учитель.

После такого введения уместно поработать с определениями внешней и внутренней дисциплины, имеющимися в учебнике. Содержание материала по этому вопросу может быть изложено учителем или изучено учащимися самостоятельно по тексту параграфа. В случае самостоятельного чтения важно задать вопросы, проверяющие усвоение материала, и дать задания, закрепляющие его: почему И. Кант назвал внешнюю дисциплину принуждением? В чём принципиальное различие внешней и внутренней дисциплины? Почему внутреннюю дисциплину называют сознательной дисциплиной и самодисциплиной? Назовите правила, которые вы установили сами для себя. Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе на ближайшее время: просыпаться за час до выхода в школу, делать каждое утро зарядку, убирать за собой постель, идти в школу пешком, складывать школьную сумку вечером, помогать дома родителям без их напоминания и просьбы. Какими требованиями вы могли бы дополнить этот перечень?

Переходом к пункту плана «Дисциплина, воля и самовоспитание» может стать коллективное размышление о том, в чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи

дисциплины, воли и самовоспитания. Учитель может выяснить, есть ли у ребят определённые личные достижения на пути самовоспитания.

Полезно сделать акцент на трудностях самовоспитания, на том, что получается задуманное не сразу и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели. Можно попросить ребят привести примеры из известных им книг и кинофильмов о людях, добившихся цели исключительно благодаря своей силе воли. В случае затруднения учитель может привести примеры сам. Очень важное эмоциональное значение могут иметь примеры из жизни хорошо знакомых ребятам людей, возможно, кого-то, с кем они знакомы и встречаются почти каждый день.

Материал рубрики «Жил на свете человек» может быть дополнен рассказом учителя об А. С. Макаренко и небольшими выступлениями учащихся, подготовленными по отдельным страницам «Педагогической поэмы». Учитель может заранее подобрать соответствующие теме фрагменты и попросить желающих накануне урока познакомиться с ними и пересказать в классе. После выступлений учащихся необходимо небольшое обсуждение, подводящее к выводу о том, что именно дисциплина всего коллектива формировала культуру, характер, привычки воспитанников Макаренко, их внутреннюю дисциплину.

Одним из элементов этой части урока может стать следующее задание-задача.

Однажды А. С. Макаренко доверил большую сумму денег бывшему вору Семёну Калабалину. Семён Калабалин не подвёл своего заведующего. Более того, он сам впоследствии стал воспитателем беспризорных детей. Только тогда, когда Макаренко доверял ему деньги, он ещё всего этого не знал и сознательно шёл на большой риск.

Как вы думаете, зачем нужен был этот риск со стороны Макаренко? Можно ли было без него обойтись?

Мнения ребят могут быть разными. Задача учителя - дать возможность сформулировать, выразить их и обосновать. В завершение обсуждения учителю целесообразно акцентировать внимание на тех мнениях, в которых отразилась необходимость доверия к человеку, - доверия, которое поднимает его над самим собой, делает лучше.

С целью актуализации результатов опыта А. С. Макаренко можно предложить учащимся подумать над тем, какие правила их класса (коллектива) помогают учащимся формировать положительные привычки, образцы поведения.

Предметом обсуждения на втором уроке могут стать вопросы рубрик «Проверь себя» и «В классе и дома». Важно так организовать беседу по этим вопросам, чтобы ответы на них давались школьниками не ради оценки, а по внутреннему побуждению. Чтобы этого добиться, можно, к примеру, задавая отдельные вопросы, несколько детализировать их. В частности, к вопросу 3 рубрики «Проверь себя» можно дать уточнение: попросить определить, каковы последствия нарушения дисциплины а) для общества и б) для самого человека. Вопрос 6 рубрики «В классе и дома» о несоблюдении дисциплины можно дать с подпунктами: «дома», «в школе», «в подъезде», «во дворе», «на проезжей части» и т. п.

Важно обратить внимание учащихся на рубрику «Учимся быть дисциплинированными» и особенно на вопросы, поставленные в 4-м пункте рубрики.

Целесообразно стимулировать ответы учащихся специальными вопросами, направленными на связь изучаемого материала с реальными событиями, происходящими в обществе. Можно, например, попросить учащихся (по желанию), опираясь на сообщения средств массовой информации, рассказать об автомобильных авариях или о других происшествиях, которые были вызваны теми или иными нарушениями дисциплины, и

определить, основываясь на полученных сведениях о дисциплине, что привело к авариям, какая дисциплина «хромала» в каждом конкретном случае. В дополнение к ответам учащихся учитель может сообщить некоторые сведения, в частности отметить, что причиной многих аварий всё чаще становится употребление наркотиков. В Великобритании, например, наркотики опередили традиционного виновника - алкоголь.

Рубрика «Поэтическое слово» знакомит учащихся со стихотворением В. В. Маяковского о Власе Прогулкине. Чтобы добиться более сильного эмоционального воздействия поэтического произведения на учащихся, стихотворение можно инсценировать. После инсценировки важно обсудить ряд вопросов: укажите, какие качества Власа Прогулкина достойны уважения, а какие - нет. Как вы думаете, может ли Влас изменить своё поведение? Что ему для этого надо сделать? Легко ли будет Власу добиваться цели?

В хорошо подготовленном классе полезно организовать обсуждение проблемного вопроса: может ли чрезмерно жёсткая дисциплина оказаться вредной для общества? В итоге учитель делает вывод: если дисциплина будет подавлять инициативу и творчество людей, она может оказаться вредной. Для развития общества необходимо сочетание, с одной стороны, следования нормам, обеспечивающим общественный порядок, с другой - разумной творческой мысли и инициативных действий.

При наличии времени возможна работа с дополнительным источником, фрагментом из книги современного психолога Н. Козлова.

«К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью - вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, - и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку - через боль, через „не хочу", через смех сверстников, - а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел...

И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй - болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму - сочувствовать» 1 .

На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил дисциплину, а кто - нет? О какой дисциплине можно вести речь применительно к поведению мальчиков - о внешней или внутренней? Поясните свой ответ. Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то почему?

1 Козлов Н. И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. - М., 1998. - С. 323-324.

С целью развития умений творческой деятельности можно организовать работу малыми группами. Предлагаем два варианта организации работы учащихся по группам.

Можно предложить группам придумать и разыграть «зеркальные» сценки, в которых должно быть отражено а) чёткое соблюдение дисциплины в определённой жизненной ситуации и б) поведение в этой же ситуации при полном отсутствии дисциплины. Ситуации могут быть по просьбе учителя определены самими учащимися. В менее подготовленном к творческой деятельности классе они могут быть даны группам (на выбор или по жребию): «утро перед школой»; «во время контрольной»; «школьная переменка»; «опять двойка»; «когда родителей нет дома» и др.

Другим вариантом работы по группам может стать следующее задание: узнать у учителя биологии, школьного врача, учителя физкультуры, классного руководителя, в библиотеке по специальной литературе следующее:

1) сколько часов в день семиклассникам рекомендовано: а) смотреть телевизор, б) делать уроки, в) проводить на свежем воздухе, г) спать;

2) какое время лучше всего посвящать занятиям, как содержать в порядке своё рабочее место и т. д.

При сообщениях о результатах своих ответов важно называть источник информации: кто рекомендует, где написано.

Возможно театрализованное завершение групповой работы. Для этого все выводы-рекомендации по соблюдению режима дня и организации труда и отдыха по ходу выступления групп должны записываться на большом листе бумаги. Группы могут заранее оформить свои рекомендации, и во время выступления наклеивают их на большой общий лист. После выступления всех групп учитель просит учащихся ещё раз посмотреть на получившийся круг рекомендаций и обращает внимание учеников на то, что ответственны за их выполнение они сами, а точнее, совесть каждого ученика. Ведь совесть - это тот внутренний контролёр, который помогает становлению внутренней дисциплины.

Урок обществознания в 7-м классе по теме "Что такое дисциплина"

Юмадилова Надежда Владимировна , учитель истории и обществознания

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи:

    Воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, к самовоспитанию и самоконтролю, развитию силы воли.

    Познакомить учащихся с особенностями соблюдения дисциплины в разных жизненных ситуациях.

    Развивать критическое мышление школьников.

Материалы к уроку: Учебное пособие: Обществознание, 7 класс, под редакцией БоголюбоваЛ.Н., Ивановой Л.Ф. .– Просвещение, 2011

Ход урока:

    Организационный момент. (3 минуты)

Правила поведения на уроке.

Система оценивания знаний на уроке.(Чтобы получить «5» - необходимо получить звезду, 5 дополнений- «5», 4- «4», и т.д.)

    Проверка домашнего задания. (10 минут)

    Работа с карточками №15 и № 16

Карточка № 15

    Словарная работа

Для слабых - Путанка

Для сильных - соотнеси списки

Список А

Список б

    Повестка

1.Военный комиссариат, где состоят на воинском учете по месту жительства граждане, которые могут быть призваны на воинскую службу;

    Контракт

2. краткое письменное извещение явиться в военкомат на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или отправки в воинскую часть для прохождения воинской службы;

    Регулярная армия

3. добровольное поступление на военную службу на определенный срок и условия прохождения службы;

    Военкомат

4. войска постоянной армии;

    Военная присяга

5. клятва гражданина при вступлении его в ряды Вооруженных сил РФ выполнять обязанность защиты Отечества в соответствии с конституционными требованиями

    Изучение нового материала. (20минут)

Вызов. Сообщение темы, целей.

И. Кант писал: «Дисциплина – это средство уничтожить в человеке его дикость»

Вопрос: Как вы думаете, какой смысл вложен в слово «дикость»? В чем помогает человеку дисциплина?

План урока:

1. Дисциплина общеобязательная и специальная.

2 . Внешняя и внутренняя дисциплина.
3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Работа в группах:

1 группа – Теоретики

2группа – Технологи

3группа - Эксперты

4группа – Практики

5 группа – Психологи

1 группа –Теоретики

Задание.

Прочитайте текст учебника и подготовьте ответы на вопросы

Что такое дисциплина? Зачем она нужна? Какую дисциплину называют общеобязательной?

Текст

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требования какой – либо организации.

Дисциплина – необходимое условие существования человеческого общества. Она позволяет обеспечить упорядоченный характер жизни человека, даст ему возможность осуществлять контроль над своими поступками, желаниями и чувствами. Соблюдение основных требований дисциплины позволяет человеку отделять свои поступки от правонарушений, тем самым соблюдать общественный порядок.

В случае соблюдения общественного порядка человек исполняет правила, установленные государством. Таким образом, все его поступки попадают под контроль со стороны государственных органов. В свою очередь, сами государственные органы и должностные лица должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Такой вид дисциплины, при котором все должны соблюдать правила, установленные государством, считаются общеобязательными.

2группа -Технологи

Задание. При помощи слов составьте на ватмане схему.

Дисциплина

Специальная

Общеобязательная

Школьная

Технологическая

Трудовая

Моральная

3группа - Эксперты. - Соотнесите колонки таблицы

Особенности

специальных дисциплин

Последствия

нарушения дисциплины

Военная

дисциплина

Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов

Снижение боеспособности войск, отсутствие четкости управления ими, угроза жизни многих людей

Трудовая

дисциплина

Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное исполнение распоряжений администрации, сохранение наиболее высокой производительности труда

Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом

Технологическая

дисциплина

Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе

Ведет к авариям на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб

Группа 3 Практики

Подберите пары по смыслу.

Определение

    Общеобязательная дисциплина

А). Допустимое наличие примесей в бензине

    Специальная дисциплина

Б). Своевременный выезд наряда милиции

    Воинская дисциплина

В). Соблюдение режима дня

    Технологическая дисциплина

Г). Обязательное начало уроков в 8ч. 15 мин.

    Внутренняя дисциплина

Д). Переход улицы на зеленый свет светофора.

    Внешняя дисциплина

Е). Опоздание рабочего на смену.

    Трудовая дисциплина

Ж). Выполнение приказа командира.

Ответ: 1-б,2-г,3-ж, 4-а,5-в,6-д,7-е.

Группа 6 - Психологи

Задание:

    Дайте определение внутренней и внешней дисциплины

    Соотнесите примеры с разновидностями дисциплин.

Дисциплина

1. Внешняя 2. Внутренняя

Примеры:

А). Контроль со стороны других людей.

Б). Совесть.

В). Желание выиграть приз.

Г). Боязнь получить выговор.

Д).Чувство вины.

Ж). Увольнение с работы.

З). Требование к самому себе.

- Работа в группах.(5-7 минут)

- Презентация заданий (7-10 минут)

- Работа с классом по вопросу.

Дисциплина, воля и самовоспитание.

Как связаны эти слова?

«Твердая воля – это ежеминутно одержимая победа над инстинктами, влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые, она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодалевает»

Оноре де Бальзак

Почему внутреннюю дисциплину называют сознательной дисциплиной и самодисциплиной? (Ответы детей.)

Стихотворение В. Маяковского, написанного в 1926 году.

Как эти строки связаны с содержанием урока?

Влас Прогулкин – милый мальчик,

Спать ложиться, взяв журнальчик.

Всё в журнале интересно.

- Дочитаю весь, хоть тресну! –

Ни отец его, ни мать

Не могли заставить спать.

Засыпает на рассвете,

Скомкав ёрзаньем кровать,

В час когда другие дети

Бодро начали вставать…

Разошлись другие в школы, -

Влас у крана полуголый –

Не дремалось в школе чтоб, моет нос и мочит лоб.

Как вы понимаете эти пословицы:

Железная воля – не всякого доля.

Много желаний, да мало воли.

Не будь тороплив, но будь настойчив.

    Рефлексия

Написание синквея. или

ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Какой он?

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

НЕГАТИВИЗМ

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

СОМООБЛАДАНИЕ

ЛЕНЬ

НАСТОЙЧИВОСТЬ

УПОРСТВО

УПРЯМСТВО

ВЫДЕРЖКА

    Подведение итогов. Выставление оценок.

    Домашнее Задание.

§ 5 (9) вопросы на стр. 62-63,

Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.).

Выбери верный ответ:

1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:

а. Право.
б. Дисциплина.
в. Мораль.

2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

а. Трудовая.
б. Специальная.
в. Общеобязательная.

3. О какой дисциплине идет речь в следующем примере: “Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.”

а. Военная.
б. Моральная.
в. Учебная.

4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

а. Внешняя.
б. Внутренняя.

5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

а. Внешней дисциплине.
б. Внутренней дисциплине.

6. Внутренняя дисциплина основывается:

а. На моральных нормах.
б. На самоконтроле.
в. Специальных правилах.

7. Залог успешного самовоспитания:

а. Совесть.
б. Воля.
в. Желание.

Цели и задачи: познакомить учащихся с видами дисциплины; обсудить проблему ответственности и дисциплинированности; сформировать стремление к самовоспитанию и развитию силы воли.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться объяснять значение понятий дисциплина, воля, привычки, самовоспитание и принять их; выявлять факторы, помогающие соблюдать дисциплину; понимать побудительную роль совести, долга в деятельности человека; моделировать последствия нарушения дисциплины; устанавливать причинно-следственные связи;

Метапредметные – 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; 2) регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию- выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использование различных информационных ресурсов; анализировать, сравнивать, классифицировать;

Личностные: формирование ответственности за свои решения; осознание социального и личностного значения дисциплины, ее роли в жизни человека; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 7 кл.

Тема: Для чего нужна Дисциплина

Подготовила Токарева В.А.

Цели и задачи: познакомить учащихся с видами дисциплины; обсудить проблему ответственности и дисциплинированности; сформировать стремление к самовоспитанию и развитию силы воли.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться объяснять значение понятий дисциплина, воля, привычки, самовоспитание и принять их; выявлять факторы, помогающие соблюдать дисциплину; понимать побудительную роль совести, долга в деятельности человека; моделировать последствия нарушения дисциплины; устанавливать причинно-следственные связи;
  • метапредметные – 1) коммуникативные : развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; 2) регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию- выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использование различных информационных ресурсов ; анализировать, сравнивать, классифицировать;
  • личностные: формирование ответственности за свои решения; осознание социального и личностного значения дисциплины, ее роли в жизни человека; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока : открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка Д/з. (5 человек работают с тестами)

Тема прошлого урока была Защита Отечества. Мы с вами говорили о героях нашего Отечества.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать военный человек?

(Ответы учеников)

А государство как-либо благодарит Героев? Т.е присваивает Государственные награды, звания, денежные вознаграждения. Обратите внимание на слайд, перед вами портреты российских генералиссимусов. Скажите, какой из них вам более знаком и почему?

(Ответы учеников)

В прошлом году наша школа боролась за присвоение звания, школы им. А.В. Суворова. На уроках истории и классных часах вы многое узнали о жизни Суворова.

Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним фактом из жизни Суворова.

У вас на столах лежит небольшой текс, ознакомьтесь с ним.(Приложение 1).

Скажите, все эти привычки, как охарактеризуют А.В. Суворова? Почему он это делал? Разве он не хотел поспать? Отдохнуть?

Перечислите качества характера Суворова?

(Ответы учеников)

Формулируются тема и цель урока.

Давайте с вами продумаем, маршрут нашего урока?

Маршрут урока

  1. Что такое дисциплина.
  2. Виды дисциплины.

III.Введение в новый материал

Человек, общество, семья- все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, принятых государством, другие (их называют нравственными) живут в обычаях, традициях народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает такое важное качество, как дисциплинированность.

  1. Дисциплина общеобязательная и специальная

Работа в парах:

Обсудите с соседом по парте, как вы понимаете понятие «дисциплина»? Что это? (правила поведения, порядок)

Работа со словарем учащихся:

А теперь давайте прочитаем определение этого термина.

На экране несколько определений термина «дисциплина», вам надо самостоятельно определить, какое определении выписано из учебника.

Мы выяснили, что дисциплина- необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений. Дисциплина всегда направлена на соблюдение определенных правил.

А теперь подумайте и скажите. Может ли вы назвать себя дисциплинированным человеком? А ваш сосед по парте дисциплинирован?

Нередко слова «дисциплина» и «общественный порядок» стоят рядом.

Вопрос к классу

Что объединяет эти два понятия?

(Ответы учеников)

В этом случае под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. Все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Это дисциплина общеобязательная.

Задание: работая с п.1 и 2 параграф 5 учебника, заполните схему и ответьте на вопросы.

(Составляется логическая схема, Общеобязательная и специальная дисциплины).

Вопросы к классу

Какую дисциплину называют общеобязательной?

Почему воинскую, трудовую, школьную дисциплину считают специальной?

Задание: изучите плакаты, представленные в рубрике «Картинная галерея» на с.42,43, и ответьте на вопросы на с.44 учебника.

(Проверка выполнения задания)

  1. Внешняя и внутренняя дисциплина

Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет? Соблюдения правовой общеобязательной дисциплины контролируется государством, специальной дисциплины- организацией, в которой состоит человек. На общественном мнении и совести каждого человека основывается исполнение моральных норм.

Задание: работая с п.2 параграф 5 учебника, графически отобразите различия между внешней и внутренней дисциплиной.

(Составляется логическая схема)

(Проверка выполнения задания.)

В коллективе дисциплину характеризуют следующие компоненты:

  • наличие правил;
  • наличие санкций, определенные наказания и высказывания;
  • доведения информации о правилах и санкциях до всех членов коллектива;
  • личное согласие каждого члена коллектива с установленными правилами и санкциями;
  • система контроля за выполнением правил и применением санкций (справедливость, неотвратимость и преемственность);
  • периодический инструктаж- напоминание о существующих мерах дисциплинарных взысканий.

IV.Физминутка. (мнемотехника)

В 6 классе мы говорили о самовоспитании. Оно помогает развить определенные качества, сформировать привычки.

Задание: заполните таблицу, используя следующие данные (устно).

Слова для справок: контроль со стороны других людей; совесть; желание выиграть приз; боязнь получить выговор; стремление получить новую работу; чувство вины.

V. Рефлексия:

Проанализируйте свой «План -маршрут урока». Как вы справились с заданиями?

VI. Подведение итога урока

Проверим, насколько хорошо вы усволи новые знания.

Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

Для закрепления изученного давайте выполним небольшой тест:

1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:

а. Право. б. Дисциплина . в. Мораль.

2 . В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

а. Трудовая . б. Специальная. в. Общеобязательная.

3. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

а. Внешняя. б. Внутренняя.

4. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

а. Внешней дисциплине. б. Внутренней дисциплине.

5. Внутренняя дисциплина основывается:

а. На моральных нормах . б. На самоконтроле . в. Специальных правилах.

Проверим.

К чему может привести несоблюдение дисциплины?

VII. Домашние задание.

  1. Прочитать параграф 5 учебника.
  2. Выполнить одно из трех заданий на выбор:

Найти с помощью различных информационных источников и выписать пословицы и поговорки о дисциплине;

Подготовить эссе на тему «Качества, которыми должен обладать дисциплинированный человек»;

Подготовить сообщение о человеке, который обладает большой внутренней дисциплиной.

Стихотворение в подарок.

Двойку выгнали из класса.

Здесь не место ей теперь.

Двойка встала в коридоре и заглядывала в дверь.

Будто ждет еще чего-то…

И по правде говоря,

Двойка хитрая…

У двери караулила не зря.

Заигрался Коля Мокин.

И не стал учить уроки:

«Поучу их при огне.

Так удобно будет мне!»

А когда огонь зажегся.

Коля наш в постель улёгся:

«Я устал и спать хочу.

Завтра утром поучу».

Мама утром еле-еле разбудила сына.

Прибежал он в школу живо.

За минуту до звонка.

Только сели все за парты,

Двойка встала на порог

И сейчас же увидала,

Кто не выучил урок.

Сразу выпрямилась двойка,

На ребят взглянула бойко.

И с порога прямо прыг Работа с терминами, схемы.




Последние материалы сайта