Полный курс рисования. Сапожников А.П. Художник-педагог А.Сапожников и его научно-методические положения в преподавании рисования Смотреть что такое "Сапожников, Андрей Петрович" в других словарях

22.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Родился в Петербурге, в семье военного советника. Из дворян.

Получил домашнее образование.

6.1807 – определен юнкером в Инженерный корпус .

1816 – назначен батальонным казначеем.

1819-20 – командир Кондукторской роты Главного ИУ. Капитан гвардии.

Посещал классы Императорской Академии художеств (ИАХ) в качестве «постороннего ученика» и занимался в мастерской известного исторического живописца В.К. Шебуева. Кроме того, много сил и энергии отдавал организованному в 1820 г. Обществу поощрения художников, входил в его комитет и был казначеем.

Инженер-полковник (1822).

1827 – возглавлял Чертежную Его Высочества Вел. князя Михаила Павловича.

«За услуги по надзору и поддержанию пенсионеров Общества » ИАХ в 1830 г. признала Сапожникова почетным вольным общником ИАХ.

В конце 1830-х гг. вышла книга с гравюрами Сапожникова «Рисунки к краткой истории Кавалергардского Ея Императорского Величества Императорского полка с 1724-го по 1832 год». Альбом литографий, раскрашенных акварелью, был поднесен императрице Александре Федоровне, ставшей с 1826 года шефом полка. Акварели заключены в красивый мозаичный переплет из темно-зеленого сафьяна, украшенный золотым тиснением и инкрустацией кожи 5 цветов.

Разработал и издал для учащихся «Курс рисования» (1830-40), который пользовался большим успехом и не раз переиздавался. Новый метод нашел применение не только в общеобразовательных, но и художественных учебных заведениях. Успех объяснялся тем, что в этом пособии наглядно и просто раскрывались законы построения трехмерного пространства на плоскости.

Действительный статский советник (1832).

С 1844 – занимал должность «главного наблюдателя за рисованием и черчением в военно-учебных заведениях », в т.ч. и в Главном ИУ . В этой должности находился практически до самой смерти.

За верную службу Отечеству неоднократно удостаивался различных государственных наград и поощрений, был награжден орденами св. Владимира и св. Анны.

А.П. Сапожников сумел утвердить свой путь становления в искусстве, в чем-то соприкасавшийся с ИАХ, в чем-то от нее отличный, связанный с такими новыми течениями, как «натуральная школа». Обладая от природы наблюдательностью, чувством юмора, он стремился к постижению мастерства, приобретая известность, как талантливый художник во все более широких кругах. Его жизнь и творчество – яркий пример раскрытия самобытного таланта и натуры увлекающейся, сумевшей оставить неповторимый след в самых разных областях он одновременно и военный инженер, и живописец, и график и скульптор, а также издатель, коллекционер, педагог, автор первого русского пособия по теории и практике рисования для общеобразовательных учебных заведений.


Скачать: polniykursrisovaniya2003.pdf

ПОЛНЫЙ КУРС
РИСОВАНИЯ
УЧЕБЕНИК
РУКОВОДСТВА
ДЛЯ
ВОЕННО-УЧЕБНЫХЪ ЗАВЕДЕНШ.
КУРСЪ РИСОВАШЯ.
Издание второе.
СОСТАВИЛЪ
А. Сапожншовь
САНКТПБТБРВУР ГТ»
1849.
"Курс рисования" А. Сапожником является подарком для художника любого направления. Она несет аромат классической русский реалистической школы прошлого столетия, располагает к ризмыииению и медитации, помогает углубить свои познания. Лаконичный и точный язык изложения раскрывает секреты мастерства. Не хочется показать знакомым, но прежде всего, конечно, детям. Книга помогает более глубокому постижению видимого мира.
Александр Абрамов, художник, член МОСХа и Международной Федерации художников ЮНЕСКО
Сложившийся в настоящее время разрыв в системе художественного образования особенно отрицательно сказывается в обучении рисунку, который является основой для всех видов изобразительного искусства.
Переиздание полного курса рисования, составленного А. Сапожниковым в IS49г. - хорошая помощь педагогу и ученику, - это настольная книга абитуриентов и студентов художественных училищ и вузов.
Лапин Е.К., художник. Заслуженный работник культуры. Директор ДХ/// Л" /, г. Москва
Книга сия чрезвычайно актуалыш именно теперь, в конце XX века, в период "размывания" нравственных эстетических и профессиональных критериев, без которых невозможно становление русской национальной культуры. Педагогический метод А. (апожникова особенно важен ныне, ибо развивает в работе с натурой пе пассивно-глазное, поверхностное отношение к конструкции и форме, а заставляет ученика постоянно инициировать и тренировать не только руку и глаз, но, прежде всего, голову. Такая методика служит прекрасным фундаментом для становления художника, позволяет максимально использовать полученные знания для дальнейшего творческого пути вне зависимости от "цеховых" ограничений и выбранного материала.
? Валерий Малолетков.
$ ^ -> Народный худо.не ни к России,
Золотой медалист Российской Академии Художеств, Председатель / ЭК МИХПУ им. (троганова, член редколегии журнала "Юный художник
Л.П. САПОЖНИКОВ
ПОЛНЫЙ КУРС РИСОВАНИЯ
Под редакцией главного редактора журнала «Художественный совет» В.II. Ларионова
Четвертоа издание
Москва И з да тел ь с I в о «A JIЬВ - В» Творческая школа «Мастер-класс» 2003
УДК 741/744 ЬБК 85.15н7 С19
Сапожников Л.П.
С19 полный курс: РИСОВАНИЯ
Под редакцией Ларионова. М.: АЛЕВ-В. 2003. - 4-с изд. - 160 с.
Представляем Вам один из лучших российских учебников по изобразительному искусству, впервые вышедший в середине XIX века в Санкт-Петербурге.
Книга будет полезна учителям ИЗО в средних школах, руководителям изостудий, преподавателям рисунка, композиции в ДХШ и ДШИ. а также родителям, желающим приобщить своих детей к миру прекрасного.
На обложке: И.Фирсов. Юный художник.
Холст, масло. Середина XVIII века.
УДК 741/744 БВК 85.15я7
© Издательство "АЛЕВ ". 1996.
© Издательство "АЛЕВ". 1997. ©Издательство "АЛЕВ". 1998.
ISBN 5-94025-045-0 Издательство "AJILB-B". 2003.4-е изд.
УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!
Перед вами уникальный русский учебник рисования А. П. Сапожни-кова, впервые опубликованный в Санкт-Петербурге в 1834 году.
В предисловии читаем: "... цель, с которою учреждены рисовальные классы в большей части учебных заведений состоит не в том, чтобы сделать из учащихся художников, но в том, чтобы развить в них способность изображать на бумаге видимые предметы понятно и правильно.”
Можно с уверенностью сказать, что в этих словах отразился смысл программы Сапожникова, который и достижение пели поставил по-новому1, приучая воспитанников во время работы не бездумно копировать, а мыслить, рассуждать, анализировать. Автор впервые обращает серьезное внимание на рисование с натуры, указывает кратчайший путь построения изображения любого предмета через упрощение его формы в начальной стадии.
Учителю, ведущему занятие, рекомендуется не столько выправлять рисунок ученика, сколько объяснять ошибки словесно. Нужно чтобы дети, следуя собствен но му пониманию устных указаний педагога, могли правильно нарисовать каждый новый объект.
Для облегчения этой задачи служила серия моделей из проволоки и картона, которые обычно располагались рядом с натурой и помогали ученику разобраться в особенностях ее формы, явлениях перспективы и светотени. Так, при рисовании гипсовой головы Сапожников предлагает воспользоваться проволочной моделью.
Новый метод нашел самое широкое применение не только в общеобразовательных, но и в специальных художественных заведениях. Успех объяснялся тем, что в этом пособии наглядно и просто раскрывались законы построения трехмерного пространства на плоскости. Выпушенный впоследствии второй том с материалами по изучению строения человеческого тела и любопытными рекомендациями по сочинению картин составил полный курс рисования и стаи настольной книгой начинающих художников и любителей изобразительного искусства.
Положительные моменты методики Л.И. Сапожникова не потеряли своей значимости и сегодня, когда происходит активное возрождение альтернативных образовательных структур.
1 >

Действительный статский советник, почетный вольный общник Имп. Академии Художеств, живописец-любитель.

Род. в 1795 г., ум. в 1855 г. 17-го марта. Состоя на службе по инженерному корпусу, посещал довольно долгое время рисовальные классы Имп. Акад. Художеств.

В 1830 г. получил в управление собственную чертежную великого князя Михаила Павловича, руководил художественными изданиями ее и в том же году, будучи уже инженер-полковником, избран в почетные вольные общники Академии Художеств.

В 1832 г. подарил Академии эстамп Кузеня, представляющий Страшный суд. В благодарность за это Академия представила ему, в виде подарка, выбрать для себя "одну статую или две головы" из находящихся в Академии.

В 1834 г. С. составил "Начальный курс рисования" и подарил его вместе с образцами (моделями и гипсами) Академии для раздачи ученикам ее на экзаменах.

С 1844 г. состоял главным наставником-наблюдателем черчения и рисования в военно-учебных заведениях.

С. в свое время известен был, как рисовальщик картин к басням Крылова (1834 г.), костюмов русской гвардии и армии. Принимая живое участие во всех открытиях, облегчающих техническую часть художеств, он один из первых занимался применением гальванопластики к снятию копий с выгравированных досок. Вместе с Ф. И. Прянишниковым издал "Ветхий завет в 86-ти очерках, с рисунков Агина, гравированных К. Афанасьевым" (1846 г.) и "Костюмы всех народов в литографических рисунках". С. был также известен заботливостью о развитии талантов художников, вверенных его руководству Обществом поощрения художеств (казначеем которого он состоял с самого основания этого общества).

Из картин С. известны: "Прометей" (в полный рост и в тот момент, когда, прикованный к скале, видит он налетающего на него орла) - в академич. музее (1830 г.). "Вакханалия" - у Ф. И. Прянишникова и копия с картины "Полтавская битва", находящаяся в инженерном департаменте, где служил С. Из гравюрных работ его известны: 1) Грифонаж; большая доска, посередине, которой хорошо оконченная голова богини в шлеме. 2) 53 картинки, гравированные почти очерком, крепкой водкой; при них книжка с текстом Даля: "Похождение Христиана Христиановича Виольдамура". Сочинение В. Луганского. 3) Атлас зоологии, 52 картинки.

СПб. 1847 г. 4) 92 контурные картинки к басням Крылова.

СПб. 1834 г. Изд. Смирдина. 5) 14 литографированных листов к брошюре Оленина: "Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времени Траяна и русских князей до нашествия татар. Период первый". Литографированы с картин Ф. Г. Солнцева. 6) Гравюра очерком, женщина-амазонка, в рост; за спиною колчан, в правой руке секира, на которую фигура опирается.

Архив Имп. Акад. Худ., дело № 155 (1830 г.), № 65 (1834 г.), № 91 (1847). - "Сборник мат. для истории Акад. Xуд.", тт. II-III. - Энциклопедические Словари Гербеля и Толля. - "Русский Архив", 1892 г., XI, 312. - Ровинский, "Словарь русских граверов". Е. Т. {Половцов} Сапожников, Андрей Петрович - живописец-любитель (1795-1855). Будучи произведен в офицеры в 1811 г., служил после того по инженерной части в разных должностях до 1844 г. и тогда назначен главным наставником-наблюдателем черчения и рисования в военно-учебных заведениях.

Имея основательное знакомство с живописью, для изучения которой посещал классы Академии художеств, С. занимался в свободное от службы время писанием исторических картин и портретов.

Он оказал искусству немаловажную услугу различными изданиями, в особенности же руководством к изучению рисования, остающимся доныне лучшим из учебников по этой части. От Общества поощрения художников, в котором С. состоял одним из деятельнейших членов, был поручен ему надзор над пенсионерами этого учреждения, и его попечениям и вниманию в значительной степени были обязаны своим развитием многие художники, образовавшиеся при поддержке общества.

За эти услуги искусству Академия худ. признала его в 1830 г. своим почетн. вольн. общником.

В музее Академии можно видеть образец живописи С. - картину "Прометей, прикованный к скале и терзаемый орлом". {Брокгауз} Сапожников, Андрей Петрович (Sapochnicof); Д. С. С; живописец-гравер; род. 1795, ум. 17 марта 1855; в 1840 г. первый начал делать копии с медных гравированных досок посредством гальванопластики; с 1847 почетный вольный общник Академии художеств; составил курс рисования; по его заказу нарисованы 83 контурных рисунка из Нового Завета художником Агиным и выгравированы К. Афанасьевым.

Его работы: 1. Грифонаж; большая доска (6.4 х 5.11), в средине которой хорошо оконченная голова богини в шлеме (вся фигура по грудь); слева видна рука, держащая рейсфедер; повыше львиная морда с виноградным листом.

Внизу карандашом помечено: "Грав. Сапожников". Акад. художеств, книга Уткина. 2-54. 53 картинки, гравированные почти очерком, крепкой водкой; при них книжка с текстом Даля: "Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его аршета"; сочинение В. Луганского.

С альбомом картин на пятидесяти трех листах, рисованных известным художником... СПб. 1844"; в лист в ширину. 55-106. Атлас Зоологии, 52 картинки.

СПб., 1847. В лист, в длину. 107-198. 92 контурные картинки к басням Крылова;

СПб., 1834; два тома; изд. Смирдина. 199-212. 14 литографированных листов к брошюре Оленина: "Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения Славен от времени Трояна и Русских до нашествия Татар. Период первый.

Письма к г. академику Бюшингу, или опыт к составлению полного курса Истории, Археологии и Этнографии для Питомцев Санктпетербургской Академии Художеств; 70 нумерованных и 1 ненумерованная страниц" (Остроглазов, Русский Архив; 1892. Ноябрь. 312). Эта книжка была написана Олениным по случаю заказа, сделанного Николаем I Басину: "написать картину Крещение Руси". 213. В собрании Е.Н. Тевяшова есть лист в 4°, гравюра очерком, женщина (амазонка) в рост, за спиною ее колчан, в правой руке секира, на которую фигура опирается.

Лист этот куплен из собрания Геннади; внизу в углу подпись карандашом: "Saposchnikow fec". Е.Н. Тевяшов относит к работам Сапожникова еще следующие: 214-220. 7 картинок к книге: "Четыре сказки моей Надинке". СПб. 1833 г. 221-225. 5 картинок в книгу: "Были и Небылицы Казака луганскаго 4 ч. СПб. 1839" и 226. Пейзаж с обелиском и с монограммою, составленною из букв A и С. {Ровинский} Сапожников, Андрей Петрович д. с. с., почетный вольный общник И. А. Худ., живописец-любитель, писатель, казначей Общ. поощр. художников с основ. его; род. 1795, † 17 мар. 1855 г. {Половцов}

По - новому Сапожников подошел и к методике преподавания рисования. Он поставил своей задачей приучить рисовальщиков во время работы мыслить, рассуждать, анализировать. Этой цели и служила серия моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся понимать строение формы предмета, явления перспективы и закона светотени.

Обучение рисованию во всех общеобразовательных учебных заведениях до выхода пособия Сапожникова проходило исключительно по книге Прейслера, причем царило сплошное копирование с оригиналов. Рисованию с натуры не уделялось внимание.

Сапожников указывал, что лучшим средством изображения формы какого- либо предмета является метод ее упрощения в начальной стадии рисования. В начале, ученик должен определить геометрическую основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. «Одним из таких способов является способ разложения любого из видимых предметов на простейшие геометрические фигуры…»

По мнению Сапожникова, учитель должен не столько выправлять рисунок ученика, сколько объяснять его ошибку словесно.

Для достижения этой цели и служат методические модели. Модели у Сапожикова служат не для срисовывания, а для раскрытия закономерностей строения натуры. Они находятся рядом с натурой и помогают ученику разобраться в особенностях конструкции формы. Так, при рисовании гипсовой головы Сапожников предлагает пользоваться проволочной моделью.

Положительные моменты методики преподавания А.П. Сапожникова не потеряли своей значимости и в наше время. «Курс рисования» начинает со знакомства с различными линиями, затем углами, после чего идет освоение различных фигур. Прежде чем приступить к рисованию объемных предметов, Сапожников предлагает продемонстрировать учащимся с помощью специальных моделей законы перспективы, опять начиная с линии, Затем переходя к различным поверхностям и, наконец, к геометр-им телам.

Законы распределения света на поверхности формы предметов Сапожников также объяснял с помощью наглядных пособий. Это белые, согнутые различным образом картонки, а также картонки, поставленные в различных положениях по отношению к падающему свету, служащие для наблюдения света, тени, полутени, рефлексов и падающих теней. Освещение круглых тел объясняется точно так же, как и многогранных. Рисующий представляет себе для этого только грани, постепенно все уменьшающиеся по своей ширине до тех пор, пока они не сольются в одну поверхность.



Заканчивалась первая часть «Курса...» рисованием головы человека. Изложение материала во второй части пособия начинается со знакомства с размерами человеческого тела и скелетом.

Глава «Об основных точках человеческого тела» повествует об узловых точках, на которые рисовальщику надо обратить особое внимание, так как они являются основными ориентирами, в каком бы положении тело ни находилось.

В главе «Равновесие человеческого тела» Сапожников знакомит рисовальщика с законами равновесия тел и правилами изображения человеческой фигуры в движении. Автор наглядно показывает, как надо устанавливать ось равновесия: (вертикально должна пройти от яремной ямки к середине расположения пяток…)

Заканчивается раздел рисования человеческой фигуры методическими указаниями для преподавателей, где автор подчеркивает важность активизации познавательной деятельности учащегося во время рисования с натуры.

Заканчивается «Курс рисования» разделом «Сочинение картин»,в котором автор знакомит учащихся с некоторыми правилами перспективы, необходимыми при создании картин, после чего следует изложение основ композиции. Здесь Сапожников как бы предвосхищает будущее расширение видов занятий изобразительным искусством на уроках рисования в общеобразовательных школах.

Конкурсы работ по рисованию и педагогические курсы при Императорской Академии художеств.

Каждое учебное заведение могло представить на конкурс лучшие работы учащихся (раз в 3 года а некоторые раз в 6 лет). На одной выставке были выставлены работы мужских заведений, на 2-ой - женских, на третьих промышленных. На эти конкурсы, чтобы была видна система преподавания, требовалось представить 1. Все рисунки за год одного из учащегося каждого класса, 2 – работы лучших учащихся, 3 – объяснительную записку об условиях, содержании и методах занятий и сведения об учителе. Представленные рисунки рассматривала конкурсная комиссия Академии художеств, которая присуждала награды как преподавателям так и учащимся. Педагогические курсы при Императорской Академии Художеств.



В 1869 году при академии организуются воскресные рисовальные классы для желающих получить право преподавать рисование, Верещагин наблюдал, Шемиот. А в 1879 учредили педагогические курсы для подготовки учителей рисования. При курсах работала нормальная школа, где слушатели проходили педагогическую практику. Не довольствуясь работой подготовительной комиссии по выработке инструкций для этих курсов, академия командирует главного инициатора и руководителя Шемиота за границу для изучения применяемых там методов обучения рисованию. По окончании полного курса (два года), слушатели сдавали экзамен. Свидетельства на право преподавания делились на 3 вида. 1)для средних учебных заведений,2)для низших городских училищ, 3)для начальных училищ. От желающих преподавать в средних требовалось умение хорошо рисовать с натуры обнаженную натуру человека, интерьер, натюрморт, голову человека. Для низших – рисунок гипсовой головы, рисунок с натуры фигуры человека и интерьер. Для получения права преподавания в начальных - рисунок орнамента, натюрморт и линейный рисунок группы геометрических тел.



Последние материалы сайта