Создание единого образовательного пространства. Современная школа – профессиональное пространство возможностей учительского роста Многообразие возможностей в едином образовательном пространстве

17.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Санкт-Петербург на целую неделю стал центром внимания педагогического сообщества не только России, но и зарубежья. Впервые Петербургский образовательный форум проводится в официальном статусе международного. В его работе принимают участие более 12-ти тысяч российских и иностранных специалистов.

«На Форуме объективно оцениваются принятые решения и определяются векторы развития отрасли. Год от года программа Форума становится все более насыщенной, расширяется круг обсуждаемых вопросов, растет количество участников. Сегодня это мероприятие межинституционального масштаба - выдающиеся ученые, педагоги, политики, руководители системы образования, общественники и деятели культуры обсуждают вопросы глобального просвещения как фундаментальной основы развития общества и строительства будущего», - подчеркнула председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга Жанна Воробьева.

    С 29 марта 2017 года началась официальная программа Форума, в рамках которой проводятся три стратегические сессии:
  • Приоритеты современного образования (Академия танца Бориса Эйфмана, ул. Большая Пушкарская, д. 14, литера Б);
  • Управление инновациями в образовании (Академия талантов, набережная реки Малой Невки, д. 1А);
  • Профессиональные стандарты как новые инструменты управления в системе образования (Вторая Санкт-Петербургская гимназия, Казанская ул., д. 27А).
    В рамках деловой программы Форума 29 марта проводится 39 мероприятий на различных площадках города. В числе событий:
  • Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновации в школьном управлении»,
  • Видеоконференция по актуальным вопросам развития системы образования «Образование для будущего» с дистанционным участием представителей Владимирской области, Хабаровского края, Армении, Венгрии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана и Эстонии,
  • Восьмая Всероссийская конференция с международным участием «Информационные технологии для Новой школы» (ИТНШ) и другие.

30 марта, пройдут мастер-классы директоров самых известных петербургских школ. При этом помогать петербургским руководителям будут коллеги из других регионов, которые представят свои взгляды на рассматриваемые вопросы.

Так, Максиму Пратусевичу, директору первой во всероссийском рейтинге школы - Президентского ФМЛ N239 - поможет раскрыть тему физико-математического образования директор екатеринбургского Специализированного учебно-научного центра УрФУ Андрей Мартьянов.

В паре с директором Академической гимназии N56 Майей Пильдес на тему «Принципы формирования и развития высококлассного педагогического коллектива и управленческой команды современной школы» выступит директор московской гимназии N1518 Марина Фирсова.

А директор гимназии N261 Инесса Петренко вместе с руководителем владимирской гимназии N35 Ириной Кулешовой раскроют коллегам секреты интегративных образовательных практик и создания развитой системы внеурочной деятельности.

Мастер-классы заслуженных директоров пройдут 30 марта непосредственно в самих образовательных учреждениях.

На панельных дискуссиях, которые пройдут 30 марта в «Академии талантов», «Академии танца Бориса Эйфмана», Центральном военно-морском музее и Дворце учащейся молодежи, эксперты обсудят актуальные тренды в развитии территориальных образовательных систем, потенциал современного учительства, проект «Рабочие кадры для передовых технологий (ТОП-50)» и роль руководителя образовательного учреждения в обновлении управленческих инструментов.

31 марта 2017 года в 11:00 в Президентской библиотеке состоится пленарное заседание VIII Петербургского международного образовательного форума «Современное образование: многообразие возможностей в едином пространстве». Мероприятие будет транслироваться в прямом эфире на портале Президентской библиотеки в разделе «Прямые трансляции».

Подробная информация о Петербургском международном образовательном форуме и программа мероприятий размещены на

Создание единого образовательного пространства

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Наряду с другими направлениями выбрано обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации. Под образовательным пространством России понимается вся совокупность её образовательных учреждений разного типа взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а так же идущих образовательных и учебно-воспитательных процессов. Вместе они создают пространство социализации человека, превращения его в личность, обеспечивают опреденный уровень образованности, интеллекта и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, военных, этических и всех других отношений.

Единое образовательное пространство, по Е.А.Ямбургу, это «пространство», региона. Его структура включает медико-психологическую службу для диагностики детей; службу социально-педагогической реабилитации «проблемных» детей; службу работы с одаренными детьми; службу культурно-информационных связей и общения и т.д. Все это способствует делу воспитания, обучения и развития. Сохдание такого пространства требует изменения в целеполагании, содержании образования, методах обучения и воспитания, стилях отношений, условиях жизни, системе управления.

В условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений для достижения основного результата образования – познания мира, эффективной реализации и освоения обучающимися образовательной программы, индивидуального развития всех обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий необходимо создание единого образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения.

Требования ФГОС нового поколения предполагают: «… активную роль всех участников образовательного процесса в формировании компетентной личности;… обеспечение перехода в образовании… от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей» и предусматривают составление и внедрение «… прогрмамм развития у обучающихся универсальных учебных действий».

Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения является одной из значимых задач современного российского общества. Об этом говорится и в законе «Об образовании»

Встает проблема создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы, способствующем проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности.

Образовательное пространство – это мир деятельности и мир представлений, воображения, культурных смыслов и знаков. В нем множество идей, понятий, научных знаний и человеческих ценностей, переживаний, эмоций. В этот мир «погружается» личность, делает свой личностный выбор.

Пространство в образовательном учреждении, приспособленное для решения образовательных задач, существует внутри педагогической действительности, благодаря специально-организуемой деятельности, созданной взрослыми с помощью детей, служит делу развития детей. Активное образовательное пространство замечательно тем, что обеспечивает каждого ребенка возможностью выбора различных видов деятельности (учебной, художественной, спортивной, профилированной и др.), включением в них посредством диалога и самореализацией учащихся на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества учителей, учеников, родителей и администрации, т.е. позитивным опытом совместной деятельности детей и взрослых

Превращение реальной окружающей среды в единое образовательное пространство возможно только целенаправленным путем. Главная особенность единого образовательного пространства состоит в том, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны.

Задача педагога состоит в том, чтобы максимально использовать воспитательные возможности единой образовательной среды и пространства, где функционирует образовательное учреждение; связать знания с интересами личности; помочь ребенку занять активную позицию в коллективе и заполнить образовательный процесс личностно, эмоционально-окрашенными событиями; придать общественно-полезную направленность его индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям; организовать совместную деятельность детей и взрослых; вызвать позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении, деятельности.

С другой стороны, задача педагога, психолога и родителя состоит в том, чтобы создаваемое им пространство позволяло бы пережить данному школьнику ситуацию успеха в выбранном виде деятельности. Здесь очень важно эмоциональное положительное принятие любого результата и выполняемом ребенком задании. Таким образом, мы можем говорить о пространстве успеха для ребенка.

Личность учащегося и учителя занимает центральное место в образовательном пространстве. По мнению Л.С.Выготского, творческий потенциал заложен в каждом человеке, его необходимо развивать, сформировать, чтобы получить всесторонне развитую личность. Богатая, разнообразная структура пространства обеспечивает высокую вероятность реализации субъектной позиции ребенка. Справедливо и обратное утверждение: субъектная позиция школьника создает условия для его самореализации. Ребенок, являясь субъектом пространства, сам его структурирует, тем самым создавая пространство для себя.

Работа по совершенствованию творческого опыта учащихся осуществляется в едином образовательном пространстве школа, которое выстраивает, образовательную и воспитательную деятельность, по следующим направлениям:

    Образовательная деятельность (уроки, спецкурсы, элективные курсы, факультативы);

    Внеурочная деятельность (система дополнительного художественного образования, а так же кружки, студии, спортивные секции согласно личным интересам и способностям);

    Взаимодействие семьи и школы;

    Сотрудничество школы и культурно-образовательных учреждений;

    Повышение квалификации педагогов школы и дополнительного образования.

Образовательный процесс – это единая педагогическая система, где взаимосвязаны три её составляющие: обучение-воспитание-развитие. Планируя свою систему, нацеленную на получение компетентного субъекта образования 1-ой ступени, учителю начальных классов важно реализовать одно из основных положений «в начальном образовании нет главных и негативных предметов. Каждый предмет значим для общего развития ребенка». При этом предметы нужно изучать во взаимосвязи, ориентируясь на учебные и обще учебные умения учащихся.

Школа пространство проб, посредством которых происходит саморазвитие, самореализация, социализация учащегося. Школа с её культурой, традициями, системой ценностей и отношений становится фактором совершенствования творческого опыта учащихся и в то же время отражает существующие нормы и ценности. Перед школой стоят следующие задачи:

    Создать комфортную образовательную среду для раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечить развитие, саморазвитие, самореализацию учащихся за счет здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, сотрудничества учащихся и педагогов в различных видах деятельности;

    Сформировать профессиональную среду, способствующей успешной работе педагогов;

    Воспитать человека нового тысячелетия: самодостаточного, саморазвивающегося, способного адаптироваться и жить в современном обществе.

Многими педагогами выдвигаются требования к современному уроку. Акцент делается на развивающий характер, поэтому урок необходимо обогатить новыми информационно-коммуникационными технологиями.

Формированию учебных и общеучебных умений, обеспечению индивидуальных потребностей обучающихся способствует увеличение учебных часов, введение курсов по интересам и внеурочная деятельность по разным направлениям.

Наряду с урочной, внеурочной, внеклассной и внешкольной работой в едином образовательном пространстве развивается и дополнительное образование детей. Положительный эффект дает совместная деятельность школы с образовательными учреждениями дополнительного образования детей, в результате которой осуществляются программы работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию поэтому нужно применять разнообразные, необычные приемы обучения, обеспечивающие формирование учебных и общеучебных умений учащихся, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, как и предполагает ФГОС.

24 октября 2015 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа «Эврика» состоялась панельная дискуссия «Единое образовательное пространство и персонализация образования». Модератор – Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»; участники – Александр Асмолов, директор ФИРО, академик РАО, Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики».

Александр Адамский начал дискуссию с определения точек обсуждения:

  • сегодня остро встала проблема единого и индивидуального образовательного пространства, проблема возможности свести их воедино. Навсегда решить проблему образовательной политики невозможно, каждое поколение ее решает самостоятельно;
  • специфика сегодняшнего момента – образование неотвратимо стало открытым: деятельность ребенка, учителя, школы существует в глобальном образовательном пространстве;
  • возможность проявления индивидуальных возможностей ребенка на сегодня многократно усиливается технологическими инструментами.

Дискуссия была построена на обсуждении материалов манифеста по тематике единого образовательного пространства и персонализации, где зафиксированы идеи гуманистической педагогики, сформулированные в педагогике сотрудничества через 30 лет после появления этих идей.

При обсуждении материалов манифеста соединяются два подхода:

  1. Понимание единого образовательного пространства и персонализации как штампа, за которым ничего нет;
  2. Фиксация центрального момента развития инновационного движения – это возможности автономной образовательной политики в каждой школе или детском саду.

Александр Асмолов обратился к манифесту в контексте системы координат, где все мы – заложники того или иного эгоцентризма (ничто так не мешает видеть, как точка зрения).

Перемены, касающиеся ценности появления этого манифеста, касаются вопроса – быть или не быть гражданскому обществу – обществу равных, обществу граждан, а не обществу подданных. Дискуссия о ценностях при выборе пути развития, по мнению эксперта, должна исходить из тезиса о том, что единое образовательное пространство – это гомогенное пространство, пространство без развития, инертное, замкнутое. А равенство рождается в разновесной среде.

Ценностные ориентиры манифеста:

  • гуманизация – от культуры полезности к культуре сотрудничества;
  • персонализация общества – общество, где ценность человека выше ценности системы, в которой он находится.

Исак Фрумин подчеркнул, что наше общество еще не «насытилось» гуманизмом. В гуманистическом обществе высшей ценностью является человек, где не человек для экономики и государства, а наоборот. Но все мы живем вместе и тогда насколько является ценностью наше «общежитие»? Насколько уважается разность и непохожесть людей? В этом ракурсе, идея единства образовательного пространства некоторым видится как «бочка с железными обручами». Вопрос о едином образовательном пространстве – это вопрос осмысления пространства без «железных обручей». Необходимо понимать, что, во-первых, базой единого или общего образовательного пространства является доступность качественного образования для каждого. Другое понимание единства – как связности, обмена смыслами, кооперации. Человеку, тем более растущему, важно понимание связности, включенности его в организованные сети.

Единое образовательное пространство – не как обруч, надетый сверху, а связность и кооперация в пространстве.

Продолжая дискуссию, Александр Адамский предложил обсудить показательный факт появления в разных школьных образовательных системах схожих тенденций, когда в разных странах педагоги обсуждают схожие проблемы. Есть внутренние законы в образовании, определяемые характером самой деятельности – универсальностью самой деятельности в образовании: мотивы, средства реализации, оцениваются они по схожим механизмам. Общее есть, и возникает это в силу универсальности деятельности, а не в силу заданных внешних, единых требований. То, что задается внешним образом – убивает суть общего пространства. Возможно ли разумное сочетание внутренней инициативности, активности школ и садов и внешнего регулирования?

Может ли нормативная база стать стимулом для кооперации? Отвечая на этот вопрос, Исак Фрумин подчеркнул, что производство норм и экспансия этих внешних норм ощущается достаточно сильно – деятельность школ предельно регламентирована. Количество регуляторов превращается в карательное ограничение.

Фиксируя две позиции, Александр Асмолов обозначил, что нет противоречий: единство – многообразие, управление единством – управление многообразием. Любая система – это система кооперации и связность, единство – интеграция разных форм и разного рода капитала через сети, символы. Целостность – это пространство, где части приобретают неповторимые индивидуальные свойства. Пока есть симбиоз, связность – есть пространство конструирования универсальных путей.

Без понимания ценностных установок не получится понимания единства. Единое пространство – это сверхсложная система, не гомогенная. Ценностная, этнокультурная и общечеловеческая составляющие идентичности должны быть едины для создания условий развития личности.

Исак Фрумин высказал мысль, что идея множественной идентичности трудна в реализации. Наше общество не готово к переговорам о том, как перейти от одного состояния к другому при разной совокупности идентичностей. При этом связность можно строить на культурных единствах – на математике, например, то есть на языке, который признается всеми: музыка, изобразительное искусство.

В завершении дискуссии Александр Адамский выделил три ключевых вывода:

  • разъединяющая учебная деятельность вредит единству. Необходимо вовлекать детей в интересное общее дело (коллективно-творческие дела), которые могут служить профилактикой переговорности и толерантности;
  • существует два предметных пространства: первое – то, как реально складывается система, второе пространство – рефлексивное, элитно-экспертное, пространство конструирования системы. Важно понимать, насколько велики разрывы между абстрактной конструкцией и существующей реальностью;
  • человек должен сам определять, кто он, либо это он воспринимает как некую данность. Между этими двумя полюсами и играет образование свою роль.

Эржени БУДАЕВА

Уже известно, что применительно к Юго-Западному учебному округу при имеющейся проектной мощности школ округа, насчитывающей свыше 105000 мест, практически пустуют около 11700 мест. Если в среднем проектная мощность школы составляет 550 человек, то мы имеем 21 незаселенную детьми школу. Нас тревожит, что особо непростая ситуация выявлена в районах, в которых не планируют проведение широкомасштабного нового строительства (Гагаринский, Зюзино, Ломоносовский, Ясенево). А что такое для современной столичной школы неосвоенный ресурс помещений, когда деньги идут вслед за ребенком? Это не просто отсутствие для руководителя и педагогического коллектива возможности эффективного решения финансово-хозяйственных вопросов по содержанию здания, благоустройству территории и перспективному развитию материально-технической базы школы и даже не проблема достойной оплаты труда учителя, хотя это ключевой момент для стимулирования профессионального и творческого роста педагогов. Прежде всего это серьезное ограничение в создании широкой вариативности образовательных программ для детей и невозможность привлечения для этой цели высококвалифицированных педагогов и ученых. Это значит, что доступность образовательной среды для всего населения микрорайона школы не будет обеспечена должным образом, поскольку в каждом микрорайоне есть дети и семьи с самыми разными потребностями. Одним необходимо для успешной социализации создать особые условия с учетом проблем в состоянии здоровья ребенка. Другие нуждаются в развивающих программам повышенного учебного уровня. Третьи рассчитывают в школе не только получить знания, но и найти интересное увлечение, участвуя в работе спортивных секций и объединений дополнительного образования.
Рассуждения о возможной перспективе выживания школ в этих районах в расчете на дошкольников, рост числа которых со временем способен привести к увеличению контингента школ, в отдельных случаях обречены на неудачу. Именно такая ситуация складывается в районах Гагаринский, Ломоносовский и Ясенево, когда в условиях имеющейся недоукомлектованности части учреждений общего образования средний прирост детей дошкольного возраста за последние 2 года в расчете на 1 учреждение составил всего от 12 до 15 человек.
Как выйти из этой ситуации? Поиском ответа на данный вопрос сейчас заняты многие образовательные учреждения и управления образования, предлагая различные варианты решения обозначенной проблемы.
В этой связи ключевым механизмом в работе на ближайшие 5 лет для Юго-Западного учебного округа становится формирование единого образовательного пространства, что закреплено в окружном варианте программы развития образования на 2012-2016 годы. Решаться эта задача будет поэтапно, в качестве первого этапа в настоящее время мы реализуем пилотный проект по созданию единого образовательного пространства в районе Ясенево. В дальнейшем в случае успеха полученный опыт можно будет переносить на другие районы.
Представленные выше аналитические сведения уже выявили имеющуюся проблематику района Ясенево. К этому следует добавить неравномерность в распределении в районе различных направленностей дополнительного образования, наличие потребности в более качественных услугах психолого-педагогического сопровождения и полное отсутствие учреждений, а также их филиалов начального и среднего профессионального образования. Создание единого образовательного пространства, включающего в себя целый спектр территориальных и профильных образовательных комплексов, может решить указанную проблематику.
Для обеспечения вариативности образования и удовлетворения потребностей населения в различных образовательных услугах в каждом микрорайоне Ясенево планируется открытие образовательных комплексов, разнообразных по содержанию. Эти образовательные комплексы не только будут учитывать возможности тех учреждений, которые включаются в работу комплексов, но и должны становиться опорными площадками для остальных образовательных учреждений района по выбранному направлению. Например, с использованием опыта школы №1199 «Лига школ», успешно реализующей программы работы с одаренными детьми, и с учетом опыта расположенных рядом и востребованных населением ЦО №1445 и детского сада №1445 планируется создать образовательный комплекс, который станет для остальных образовательных учреждений района Ясенево опорной площадкой по организации работы с одаренными детьми. В этот же комплекс планируется включить лицей №1561, который в последнее время ищет новые формы работы с обучающимися по программам повышенного уровня для повышения привлекательности своего образовательного учреждения. Одним из компонентов данного комплекса станет филиал учреждения дополнительного образования, который предложит обучающимся разнообразный спектр занятий, в том числе и по научно-техническому творчеству.
В другой части района Ясенево предполагается создать территориальный образовательный комплекс по инклюзивному образованию, включив в него «Школу здоровья» №27, а также два рядом расположенные ДОУ компенсирующей направленности - №1221 и №2168. При этом следует иметь в виду, что работа с детьми, имеющими ограничения в состоянии здоровья, будет идти и в других образовательных учреждениях района Ясенево. Но опорной площадкой по этому направлению, аккумулирующей ресурсы, необходимые для эффективной организации данной деятельности и транслирующей наработанные передовые педагогические технологии, будет выступать именно этот комплекс. Обязательной составляющей комплекса станет филиал окружного ЦПМСС, который обеспечит психолого-педагогическое сопровождение работы с детьми с ОВЗ.
Планируется создать и другие комплексы, к числу которых можно отнести:
- образовательный комплекс профориентационной направленности, куда войдут вместе с учреждениями общего и дополнительного образования учреждения среднего профессионального образования, которые предполагается открыть на свободных площадях малокомплектных школ;
- образовательный комплекс гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили на основе школы №200, долгие годы реализующей программы Амонашвили, и присоединенного к ней здания бывшего детского дома №37, на базе которого планируется открыть учреждение дошкольного образования для обеспечения преемственности образовательных программ;
- образовательный комплекс гражданско-патриотической направленности, в который войдет несколько учреждений, имеющих разноплановый опыт работы по данному направлению (кадетское образование, организация работы военно-исторических музеев и военно-патриотических клубов), а также филиал учреждения дополнительного образования, реализующего программы патриотического воспитания, который будет открыт на свободных площадях недоукомплектованных образовательных учреждений.
Планируются к открытию и другие территориальные образовательные комплексы, но независимо от своей направленности все они ориентированы на оптимальное использование имеющихся у них ресурсов для предоставления населению дополнительных образовательных возможностей, обеспечивающих новое содержание образования и новое качество образовательной среды.
По аналогии с территориальными в районе Ясенево запланировано создание профильных образовательных комплексов, основной задачей которых будет реализация целей профильного образования. В идеале в районе Ясенево должны быть созданы условия, при которых учащимся старших классов была бы предоставлена возможность выбора профильного курса из всех предметных областей. Именно это требование будет обязательным к исполнению в 2016 году во всех районах Москвы. Однако понятно, что для достижения поставленных задач нам придется использовать ресурсы не только школ района Ясенево, но и образовательных учреждений других округов, достигших значительных успехов в области профильного обучения, в том числе и учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Именно интеграция возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, а также ресурсы научных школ и учреждений культуры способны создать среду, внутри которой каждому старшекласснику будут предоставлены качественные услуги, соответствующие его уровню продвижения.
На предварительных обсуждениях вопроса создания в районе Ясенево единого образовательного пространства педагоги и родители спрашивали: а останутся ли в районе школы и детские сады, которые не войдут в тот или иной образовательный комплекс? Конечно, более того, вхождение в образовательный комплекс дело добровольное для коллективов учреждений. Если учреждение самодостаточно, то оно вполне может определенный временной промежуток своей жизни находиться в режиме одиночного плавания, до тех пор пока какой-либо островок знаний не покажется ей привлекательным, и она в результате не захочет к нему причалить. Другое дело, когда учреждение не видит себя внутри образовательного комплекса и вместе с тем оно ищет возможность использовать имеющийся у него ресурс помещений для расширения образовательных возможностей. Нам кажется, что создание на основе таких школ филиалов окружных ЦПМСС, УДОД способно принести большую пользу не только этой школе, но и в целом району, поскольку эти филиалы могут специализироваться на решении отдельно выбранных проблем, актуальных для учреждений образования. На сегодняшний день весьма востребованными для всех участников образовательного процесса стали услуги ЦПМСС по оказанию помощи школам в создании служб примирения, по организации работы с детьми из семей-мигрантов, по профилактике вредных зависимостей и оказанию помощи педагогам и родителям в вопросах антисуицидального поведения подростков.
В настоящее время в округе идет первый этап обсуждения проекта по созданию единого образовательного пространства района Ясенево совместно с районным Советом директоров школ и районным Советом заведующих. Отдельные учреждения уже на этом этапе выражают готовность подключиться к реализации проекта, поскольку сразу же видят свое место в нем. Вместе с тем для большинства учреждений района Ясенево вхождение в проект станет возможным только после широкого общественно-профессионального обсуждения, участниками которого должны стать руководители учреждений образования, учителя, родители, дети, представители районной общественности, а также наши коллеги из сферы профессионального образования, науки и культуры.
Именно диалог родителей и учреждений образования, а также учреждений образования и ведомства способен привести к целостному восприятию сути образовательного комплекса. Именно в ходе диалога происходит присвоение его участниками основной идеи интеграции, которая впоследствии становится более обогащенной и жизнеспособной. Наконец, в условиях существующего дефицита доверия к системе образования со стороны родителей именно диалоговые отношения способны создать новое качество общения всех участников образовательного процесса.

Ольга СУСАКОВА, заместитель начальника ЮЗОУО

P.S.Эта статья - приглашение всех к обсуждению.



Последние материалы сайта