Святая кетеван. Святая великомученица кетеван, царица кахетинская. Совместимость имени Кетеван, проявление в любви

28.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА КЕТЕВАН, ЦАРИЦА КАХЕТИНСКАЯ
ქეთევან წამებული

Православная церковь Грузии 26 сентября отмечает День памяти Святой Великомученицы Кетеван .В связи с этой датой в храмах пройдет божественная литургия.

Как сообщают в Патриархии, в связи с праздником Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II сегодня, в 11.00 посетит в Мухрани фамильную церковь Мухран-Батони, а также храм имени Святой Великомученицы Кетеван, в котором Святая царица обвенчалась со старшим сыном царя Кахети Давидом. Патриарх также благословит детей из школы-лицея имени Николоза Багратиони.

Святая царица Кетеван была дочерью Ашотана Мухран-Батони, видного представителя младшей ветви царской фамилии Багратиони и правнучкой карталинского царя Константина III.

Добронравная, разумная и верующая Кетеван стала женой наследника Кахетинского престола - царевича Давида, происходившего также из рода Багратидов, сына царя Александра II.Брак был отпразднован с великим торжеством, как подобает высоким царственным особам. По прошествии известного времени Бог благословил их супружеский союз сыном, который в святом Крещении был наречен Теймуразом. Впоследствии царь Кахетинский Теймураз I стал сокрушителем ненавистного ига персидского, украсителем Церкви и устроителем быта своих подданных, он дал своему бедствовавшему народу мир и тишину, и был известен также своей литературной деятельностью, как хороший ритор и славный поэт

Царевич Давид желал занять престол своего отца преждевременно. Грузинская знать ненавидела царя Александра II. Будучи недовольными его правлением, они свергли его и заключили в темницу (царь Александр отказался от престола в пользу сына и принял постриг в Алаверди), а на престол возвели сына его Давида, но последний положительно не умел править царством, и за него управляла славная Кетеван. Она усмирила знать, привела в порядок окончательно расстроенные дела Кахетинского царства, обеспечила благосостояние Церкви Христовой, возвратила ей утраченный мир, которого не было при царях Александре II и Давиде. Кроме того, она во все время правления своего особенно заботилась о построении храмов, устраивала больницы для страждущих и трапезы для нищих, вдов и сирот и оградила царство от внешних врагов.
После шестимесячного царствования Давид умер (в 1602 году, молодой царь неожиданно скончался, оставив вдову с двумя детьми - сыном Теймуразом и дочерью Еленой). Престол остался свободным. Младший из четырех сыновей царя Александра, Георгий, по причине своей молодости не мог занять престол. Поэтому правление вновь досталось престарелому Александру, но и его царствование было недолгим.

Как только шах Ирана Абасс I узнал о кончине Давида и возвращении Александра на трон, приказал Константину-Мирзе, младшему сыну Александра, с малых лет воспитывающемуся при дворе шаха Абасса и принявшему ислам, отправиться в Кахети, убить отца своего и среднего брата Георгия и самому занять трон Кахетии.Шах Аббас, зная образ жизни Константина и его преданность персидскому престолу, сказал ему: "Отправляйся немедленно в Кахетию и убей престарелого отца твоего и молодого твоего брата Георгия, и займи престол их. Подданных же твоих всеми силами старайся обратить в магометанство".

Шах Аббас I

Шах Аббас испытывал великую неприязнь к Кахетинскому и Карталинскому царствам по той причине, что карталинский царь Луарсаб I в 1534 году положительно отказался быть в зависимости от его деда шаха Тамаза I и не допустил этого шаха подчинить себе Карталинское царство; а также потому, что Ираклий, третий сын царя Александра, поссорившись со своим семейством, уехал в Константинополь искать себе убежища при дворе султана турецкого. Поэтому-то безбожный шах Аббас I и хотел подчинить своему престолу оба царства - Карталинское и Кахетинское, дабы ему было удобнее вести войну с Турцией. Кроме того, шах боялся, что иверские царства войдут в состав России. Сейчас же ему предоставлялся удобный случай для достижения желаемой цели.

Нечестивый Константин, получив от шаха такое приказание, взял огромное войско и с ним двинулся из города Испагани в Кахетию, и о своем прибытии уведомил царя Александра. Старец, услышав о возвращении сына на родину и не подозревая о его коварных замыслах, отправился к нему навстречу с младшим своим сыном Георгием. Они встретились в энисельском городе Базаре; радости старца-царя и Георгия не было конца. Они славили и благодарили Бога, ниспославшего им такую милость. Увы! Увы! Отец и сын не подозревали, с чем пришел к ним окаянный Константин. Он поднес им богатые подарки и золотые ткани, посланные через него шахом, устраивал богатые пиры, угождал отцу и брату, тем временем бесстыдно готовя им погибель.

Однажды, когда они все вместе сидели в палатке, Константин сказал отцу и брату: "Имею к вам одно поручение от шаха, которое нужно передать вам секретно. И для сего прикажите всем выйти отсюда, чтобы кроме вас никто не знал этого". При царе Александре остались только его приближенные.Когда, по просьбе царя Александра, все присутствующие вышли, внезапно вбежали воины с обнаженными мечами в руках и с великим неистовством, словно дикие звери, изрубили на куски невинные жертвы бесчеловечности Константина: царя, царевича, сына Авеля и епископа Руставского.

Совершив преступление, Константин-Мирза велел отрубленные головы отца и брата, как драгоценнейший дар, отослать шаху Абассу, а обезглавленные тела отправил в Алаверди к царице Кетеван,положив тела убитых на верблюдов. Ужаснувшись злодеянию, царица, по грузинскому обычаю оплакав безвинных страдальцев, похоронила их в Алавердском соборе с великим торжеством.

Нечестивец, однако, посягнул на ее честное вдовство и попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением.Отправив к ней послов, он просил нечестивыми и окаянными устами своими святой ее руки. "Мужчина, - говорили послы Константина Кетеван, - по закону Магомета, по смерти своего брата может взять в супруги его жену, т.е. свою сноху. На основании этого правила Константин и желает, чтобы ты была его женой. Ты будешь опять царицей". Послы грозили от имени Константина, что, если она не согласится, то ее принудят силой.
Раба Христова, услышав, что Константин желает совершить такое беззаконие, удивилась и пришла в сильное смущение. Соблюдая после смерти своего супруга честное вдовство, она, подобно Анне, дочери Фануиловой, готовилась стать невестой одного Бессмертного Жениха. Поэтому она сказала послам: "Чтобы отнюдь не смел беззаконный убийца отца, брата и епископа видеться со мной! Мало ему совершенного им преступления: окаянный и нечестивый, он желает еще видеть меня, - никогда!"

Дав послам решительный отказ, мудрая вдова собрала всю знать кахетинскую и просила не допустить Константина до какого-нибудь беззакония по отношению к ней. Напомнив о совершенных им преступлениях, жертвами которых были его кровные родственники, она объявила, что нечестивый хочет истребить и весь царствующий дом Кахетии, а жителей обратить в проклятое магометанство.

После совета все знатные кахетинцы собрали своих воинов и выступили против отцеубийцы.

Константин, узнав о приближении грузинского войска, прежде всего посмотрел в гадательные книги, которые показали ему неблагополучный исход этого дела. Поэтому он не захотел выступать против грузин и намеревался возвратиться назад в город Базар со своими воинами, но было уже поздно. Воины Константина вынудили его встать во главе войска и выйти против их врагов, грузин-христиан.

Грузинское войско возглавляли знатные вельможи Давид, Тамаз и Бебур. Они, стоя перед рядами вражеских воинов, узнали отцеубийцу. Грузинское войско по данному сигналу стрелой бросилось на персов. Названные вельможи окружили Константина, пронзили его копьями и свалили с лошади, отрубили ему голову и обратили все персидское войско в постыдное бегство.

Когда царице подали голову отцеубийцы, Кетеван не обрадовалась погибели окаянного, но пролила за него слезы, оплакивая его горестную судьбу и бедственное положение его души в будущем веке.
Вместо того, чтобы тело скверного бросить на съедение собакам, чего тот и был достоин, она приказала похоронить нечестивого Константина-Мирзу с должным его происхождению почестями.

Кетеван похоронив нечестивого Константина-Мирзу с должным его происхождению почестями, отослала щедрые дары шаху Абассу и попросила утверждения на трон Кахетии законного наследника - её сына Теймураза,который находился в качестве заложника при персидском дворе.(Теймураз, будучи так долго при персидском дворе, сохранил веру своих отцов, веру православную.)

До получения ответа из Ирана заботу о царстве взяла на себя сама Кетеван. Шах Абасс, учитывая, что в случае его отказа Кахетия окончательно отторгнется от него и вместе с Картли примкнёт к злейшему врагу Ирана - Турции, немедленно с почестями и щедрыми дарами выслал в Грузию царевича Теймураза.

По приезде своем царевич принял священное миропомазание на царство, на него была возложена корона в соборе св. равноапостольной Нины, и он взошел на царский престол с именем Теймураза I. Это было в 1605 году, Вскоре после венчания на царство он взял себе в супруги дочь владетельного князя Мамия I, княжну Анну, от которой имел двух сыновей, Леона и Александра, и дочь Тинатин.

В 1610 году, после рождения дочери, царица Анна скончалась. Шах Аббас I пригласил царя Теймураза к себе погостить, чтобы несколько развлечь его. Царь приехал в Испагань, и шах с великим радушием принял его, но под этим радушием скрывалось намерение нанести смертельную рану Кахетии, хотя шаху не в чем было обвинить кахетинского царя.Шах сказал Теймуразу: "Я просил царя Карталинского Луарсаба, чтобы он выдал сестру свою за меня замуж, а другую отдаю тебе в супруги за твою верность и любовь ко мне. Таким образом хочу породниться с тобой и водворить между вами обоими мир", - хотя не было никакой вражды между царями Кахетинским и Карталинским. Теймураз отвечал: "Это невозможно, государь, потому что сестра Луарсаба - моя близкая родственница, и Церковь Моя не позволит мне этого". Шах стал настаивать, чтобы его требование немедленно было исполнено. Шах хотел ослабить родственную связь царей, поссорив их между собой, а затем заставить Теймураза принять магометанство.

Замечательно то, что шах не сказал царю, какую именно сестру взять ему, старшую или младшую. Он думал про себя, что если Теймураз возьмет себе старшую, а ему оставит младшую, то этим уже окажет шаху неуважение и непочтение. Если же он возьмет младшую сестру Луарсаба, а ему оставит старшую, то шах скажет, что младшая гораздо нежнее и красивее старшей, которую предполагал шах взять себе в жены. Шах ничего не говорил Теймуразу об этом, а ожидал поступков царя, чтобы в любом случае обвинить его и начать войну с Грузией.

Царь, видя, что отказом он может вызвать неприязнь к себе и навлечь на Грузию нашествие персов, разорение ими святых храмов, уничтожение христианской веры и всего православного грузинского народа, вынужден был обещать исполнить волю шаха. Щедро одаренный Аббасом, он вернулся в Кахетию и, не зная замыслов шаха, женился на старшей сестре царя Луарсаба, Хуарешани. Свадьбу отпраздновали с великолепием в городе Греми в 1612 году. А младшую сестру Луарсаба, Елену, послали к шаху по его требованию. Впоследствии она была насильственно обращена в магометанство, и ей дали другое имя - Фатман-Султан-Бегум.

Найдя повод для начала войны и собрав огромнейшее войско, шах отправился в Грузию. Это было в 1615 году.Жители Кахетинского царства, понимая, что их должно постигнуть великое бедствие, собрались к царю и стали просить: "Царь, пошли мать твою с сыном твоим Александром, чтобы она укротила гнев шаха своими просьбами и умолила его оставить намерение погубить нас".
Тогда царь Теймураз со слезами объявил своей матери просьбу вельмож и народа. Арчил II, царь Кахетинский и Имеретинский, в своем повествовании о царе Теймуразе говорит, что государь думал: "Пошлю мать мою с младшим сыном моим Александром к шаху, дабы через них упросить его не предавать опустошению мое царство".

В конце 1615 года царица,уверенная в том,что бесполезно ехать к шаху, ибо никакие просьбы и мольбы не смогут удержать его от опустошения всей страны, взяла царевича Александра и с богатыми подарками отправилась в Ганжу где и предстала перед шахом.Шах-Аббас принял ее ласково, как будто стал другом Грузии. Говорят, что лис сначала играет со своей жертвой, ласкает и лижет ее, а затем душит. Через некоторое время Шах-Аббас потребовал, чтобы старший внук Кетеван, наследник Леван, прибыл к нему в Исфаган. Он заверял, царицу, что не замышляет никакого зла, а хочет воспитать царевича при своем дворе, чтобы в будущем сделать его царем Кахетии."Разве я дядька и воспитатель этого юноши, что он прислал мне младшего сына своего? Пусть царь Теймураз пришлет мне старшего сына, Леона, и я воспитаю его, как приличествует царственным особам". Он обещал, что будет сам следить за воспитанием царевича, как за своим сыном, и даст ему блистательное образование.Кетеван написала всё сыну своему, но тайно передала ему, чтобы он ни в коем случае не посылал наследника к шаху.

Царь Теймураз понял, в чем дело, пришел в ужас и не решался отпускать своего сына. Но вельможи царские и народ собрались опять к государю и со слезами просили его уступить шаху: "Не два ли раза ты был у него? - говорили они. - Не оба ли раза он оказал тебе честь и поднес подарки? Зачем своим упорным нежеланием послать к шаху Леона, сына своего, хочешь погубить Кахетию? Мы уверены, что он не причинит ему никакого вреда".Наконец, после долгих уговоров царь согласился и послал наследника своего Леона к шаху.Когда в руки христоненавистника-шаха попал и наследник престола, царевич Леон, то обоих братьев вместе со святой Кетеван шах немедленно отправил в Шираз.Шах Аббас предложил благоверной царице принять магометанство, но получил решительный отказ.Тогда Окаянный приказал через посла тамошнему правителю города Беглар-беку заключить их в темницу и иметь за ними тщательный надзор.

Царь Теймураз лишился также и последнего своего утешения - прекрасной дочери своей Тинатин, неизвестно по какой причине и когда отнятой у него шахом. Святейший Патриарх Антоний I говорит, что она была взята шахом в супруги, а потом отдана Заалу, сатрапу Лористанскому. Ее, продолжает святитель, помнила мать его, царица Елисавета, когда Тинатин была вдовой и уже в довольно преклонных летах..

Шах Аббас I

Кровожадный шах, не довольствуясь этим, потребовал к себе и царя Теймураза, написав ему такое письмо: "В преданности твоей мне я нисколько не сомневаюсь: ты пожертвовал своими детьми и матерью. Приди и сам. Прими от меня дары и, возвратившись к себе, мирно царствуй". Но царь всеми силами уклонялся от этого, зная, что ему грозит неминуемая погибель.

После всего этого было уже понятно каждому, что должно последовать за такими злодействами шаха, какой удар готовится Святой Церкви Иверской, царствующему дому и всем христианам. Вскоре шах, видя, что царь лишился почти всего своего семейства и остался один, двинулся с огромным войском прямо в Кахетию и страна предана была мечу и огню. Кахетия была вновь залита кровью и опустошена; церкви и монастыри сожжены и разрушены. Сто тысяч человек убито, еще больше отведено в плен в Персию. В это время была разорена Давидо-Гареджийская пещерная Лавра и убиты ее монахи. Как пишет Аракил, историк армянский: "По нашествии персов на Кахетию страшные бедствия постигли Иверию; убиение старцев, которых невозможно было увести в Персию, молодых, которые с оружием в руках воспротивились переселению, смерть иереев, диаконов и даже епископов, монахов и монахинь и пленение их, убиение малолетних, растление девства, срытие святых могил, сожжение святых храмов, прекрасного города Греми и всех городов и сел кахетинских. Как можно высказать все это, когда одно воспоминание наводит великий ужас!" Кровопийца шах, разорив всю Кахетию и Карталинию, возвратился в Испагань.

Святую царицу держали в темнице десять лет. По прошествии пяти лет у нее отняли последнее из того, что утешает на земле - ее внуков, которых послали к шаху в Испагань. Там их оскопили, и, говорят, что невинный страдалец, наследник престола Леон, не вынес этого мучения и скончался. Это было в 1620 году. Другой же сын царя Теймураза, Александр, остался жив, окончил жизнь в Гандже, приняв монашество. Антоний I говорит, что его мать видела Александра уже старцем.

Кетеван оставалась непоколебимой; она молчала как стена темницы, в которой была заключена.Царица устроила в ней себе маленькую церковь, и ее духовник каждодневно совершал для нее святую Литургию. Постом, молитвами, бдением, коленопреклонениями, возлежанием на голой земле с камнем под головой вместо подушки святая Кетеван готовилась мужественно принять мученичество за имя Господа Иисуса.

И вот Шах-Аббас снова потребовал, чтобы царица Кетеван приняла мусульманство и стала его женой, обещая, что Персия и Грузия будут считать ее своей царицей.Желая по возможности больнее унизить царицу, по приказу Абасса это предложение передали ей именно в тот день, когда святая узнала о судьбе своих внуков. При этом Шах Абасс приказал Имам-Кули-Хану в случае отречения Кетеван от веры христианской уважать и почитать как царицу, а в случае отказа подвергнуть публичным пыткам.

Кетеван послала шаху письмо в ответ с отказом. Письмо она обвязала прядью своих волос, поседевших от горя. Царица твёрдо отказалась от такого предложения и стала готовиться к мучениям.

Шах понял, что он проиграл игру и решил придумать для царицы необычайную пытку, чтобы сломить ее дух или отомстить за поражение. Он снова дослал своих вельмож к Кетеван с вопросом: скоро ли она примет ислам. Та в ответ прочитала Символ Веры и осенила себя крестным знамением. Глашатай объявил о казни царицы на главной площади Шираза. Ее должны были сжечь на костре. Эта весть возмутила многих мусульман. Градоначальник Шираза отказался присутствовать при казни царицы и покинул город, хотя ему угрожал гнев шаха. Жители Шираза закрывали окна домов, когда вели на казнь царицу, как закрывают глаза от стыда. Царица просила только об одной милости - не обнажать ее тела, но палачи были глухи, как змеи. С нее сорвали одежды и привязали к столбу дерева. Затем разожгли внизу костер, положили на угли клинки и клещи, насыпали кучу игл, а когда железо раскалилось докрасна, то спросили, согласна ли она теперь исполнить волю шаха. Кетеван в ответ перекрестилась со словами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Тогда палачи достали из костра клещи и стали вырывать ей груди, затем резать клинком тело и прижигать раны раскаленным железом, раскалёнными клещами рвали её грудь, раскаленными добела копьями насквозь протыкали ей тело, вырывали ногти, гвоздями прибили ей доску на спину, а в конце раскаленным заступом просекли лоб. Царица во время пытки крестилась и шептала: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», а когда уже не могла поднять руку, то сложила пальцы для крестного знамения. Тогда палачи в ярости отсекли ей руки и, отвязав ее от столба, бросили на груду раскаленных гвоздей и игл, как в огненную могилу, и засыпали ими, как землей, тело царицы. Но она была еще жива, и ее губы шептали тихо молитву. Слуги шаха, издеваясь над ненавистным им царственным родом Багратиони, надели на ее голову вместо короны раскаленный котел, как воины Пилата, надсмехаясь над Христом, надели на Его чело терновый венец...

Святая душа покинула исстрадавшееся тело. Палачи бездушно бросили истерзанное тело царицы на съедение животным, дабы осквернить её святость. Но Господь Бог сотворил чудо: святые останки озарились лучезарным светом.Католические монахи, видевшие казнь царицы, ночью во время грозы выкопали из могилы ее тело. Голову и правую руку они послали сыну Кетеван царю Теймуразу, а остальные мощи увезли в Рим.Мощи св. царицы мученицы были перенесены в Рим, в собор Святого Петра, монахами августинского ордена, бывшими свидетелями ее исповеднического подвига,где они и почивают до сего дня. Части мощей (честная глава и правая рука мученицы) были переданы монахами-августинцами сыну ее, царю Теймуразу I, и с великим торжеством проводив святые останки, после совершения обычных заупокойных служб положили под престолом Алавердского собора Великомученика Георгия в Кахетии.(Они хранились в церкви Алавердели, однако позже были утеряны.)

Часть мощей, по некоторым сведениям, в настоящее время находится в Индии и Бельгии.Большая часть мощей св. Кетеван находится в бельгийском Намюре. По преданию, на казни царицы Кетеван присутствовал рыцарь из тех мест, где сегодня находится Бельгия. Он был потрясён той мерой страданий, которую смогла вынести женщина, и сразу же спросил – в чём провинилась эта женщина, за что заслужила столь жестокую кару? Ему ответили, что это – грузинская царица, которая не желает сменить веру. Узнав, что это единственная её вина, рыцарь распродал всё, что завоевал в боевых походах, и выкупил мощи царицы.Кроме этого части растерзанного тела великомученицы Кетеван нашли упокоение в городском музее индийского города Гоа.А в Великобритании был обнаружен медальон святой великомученицы царицы Кетеван, находившийся на её груди во время жестоких пыток.Как рассказал директор Британского музея, при казни царицы Кетеван присутствовал португальский миссионер Дон Анжус, и он увёз из Персии мощи великомученицы, в числе которых был и этот медальон.



Католикос патриарх Захария (1613-1630) причислил великомученицу к лику святых и установил ее память праздновать 13/26 сентября.(В Русской Церкви - под русифицированным именем Кетевана.)

В Ветхом Завете высшей жертвой была жертва всесожжения. Она считалась всецелым посвящением Богу. Такой жертвой явилась для Грузии царица Кетеван. Она вышла из пламени пыток, как ангел с огненными крыльями, новый ангел - хранитель Грузии.

"Мастер, чтобы сделать чашу из драгоценного металла, расплавляет его в огне. Святая великомученица Кетеван, царица Кахетинская, была брошена в пламя пыток, как золото в горнило. Удел героев истории - совершать доблестные деяния и одерживать победы. Удел героев веры - молча переносить великие испытания. Имена тех, кто прославил свою отчизну на поле боя, киноварью написаны в анналах и летописях истории. Имена святых выбиты на каменных скрижалях народной памяти как резцом и молотом их страданиями. Чем сильнее удары, - тем глубже врезаются в гранит их имена"

Святая благоверная царица Кетеван приняла мученическую смерть за христианскую веру в 1624 году в Персии. Святые мощи царственной мученицы были через несколько лет тайно вывезены из этой страны католическими священнослужителями. Часть святых мощей стала семейной реликвией княжеского рода Цициановых (Цицишвили), видные представители которого с конца XVIII века состояли на службе в Российской армии. В начале XX века княгиня Цицианова внесла в Троице-Сергиеву Лавру вклад в виде панагии, доставшейся ей по наследству. Внутри панагии находились мощи святой Кетеван. В 2003 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, грузинской воспитанницей иконописной школы при Московской Духовной академии Х.Хажония была написана икона мученицы Кетеван, в которую были вложены святые мощи. До сего времени святыня хранилась в Патриарших покоях Лавры.

МОЛИТВА СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ
ЦАРИЦЕ КАХЕТИНСКОЙ КЕТЕВАНИ

О светозарное светило Церкве Иверския, страстотерпице славная, великомученице царице Кетевань! Освети душу мою, многими грехми потемненную, утверди и настави мя, благоухание райское, похвало и украшение иверское, приведи мя молитвами твоими и всесильным ходатайством ко Престолу Отца Небеснаго, немощных чад своих любящаго, и соделай мя, о чадолюбивая мати, гражданином Горняго Иерусалима! Раствори чашу горестей моих утешением небесным и приими от мене, свете очей моих и радосте души моея, сладкопение сие: Радуйся, жемчугом небесным благодати Божией украшенная; радуйся, крепкая заступнице и ходатаице народа твоего! Радуйся, всем падшим быстрое услышание и подаяние помощи; радуйся, царице, за пресладкое имя Господа Иисуса в темнице заключенная! Радуйся, закона и обычая Магометова посрамительнице; радуйся, уничтожительнице коварных замыслов христоборцев! Радуйся, подобно Ангелу ко Престолу Жениха твоего возлетевшая; радуйся, сожительнице небожителей! Радуйся, розо райская, Церковь Православную благоухающая; радуйся, каменю драгий, украшаяй корону и престол иверский! Радуйся, порфиро златая, похваление царей и народа иверскаго; радуйся, души моея утешение! Радуйся, пресладкая надеждо моя на спасение; радуйся, юности моея украшение! Радуйся, освящение старости моея; радуйся, сопутнице души моея посреде горьких воздушных мытарств! Радуйся, сладкоименитая Кетевань, великая заступнице и скорая помощнице!

September 26th, 2014 , 09:32 pm

Святая Кетеван жила в то время, когда Грузия разрывалась между двумя сильными враждующими соседями: Османской империей и Персией при шахе Аббасе Великом (1587-1629). Даже грузинская царская семья разделилась из-за политических разногласий. Одни князья воспитывались в Персии, другие - в Турции. Этим были обусловлены и их предпочтения, часто шедшие вразрез с интересами родины.

Княжна Кетеван, происходившая из картлийской царской семьи Багратидов, вышла замуж за Давида, старшего сына царя Кахетии Александра II. Царствование Давида было непродолжительным. Он умер в 1601 году, оставив сына Теймураза, которого ожидало блестящее будущее. Его отправили к персидскому двору для получения наилучшего образования.

Брат покойного царя Давида, Константин, был человеком низменной души и амбициозным: будучи в Персии, он обратился в ислам и стал шиитом. По наущению шаха Аббаса он убил собственного отца, Александра, и своего младшего брата, Георгия, чтобы править в Кахетии единолично. Совершив эти злодеяния, он предложил Кетеван разделить с ним трон. Отказавшись от низкой сделки, благочестивая царица собрала войско против предателя, и в сражении Константин был убит.

Шах Аббас постоянно интриговал против грузинских христианских царей. В 1614 году он пошел войной на их царства, истребляя и уводя в плен жителей, оскверняя церкви и собственными руками уничтожая кресты и иконы. Луарсаб и Теймураз бежали к царю Имеретии Георгию II, который отказался выдать их персам. Тем не менее, коварный шах Аббас захватил Луарсаба хитростью и заточил в крепости города Шираза, где в 1622 году он был задушен после долгих мучений.

Чтобы расправиться с Теймуразом, шах Аббас в 1615 году захватил территорию Ганджи. Царица Кетеван, мать несчастного царя, отправилась тогда к персидскому двору со своими маленькими внуками, Леваном и Александром, чтобы убедить шаха пощадить Грузию. Шах Аббас согласился при условии, что царевичи останутся в Персии. Впоследствии он приказал их оскопить, от чего старший умер (1620), а младший сошел с ума.

Несчастная царица Кетеван отвергла предложение шаха выйти за него замуж и была брошена в заточение. Десять лет она проводила в заключении подвижническую жизнь, приготовляя себя к мученической кончине. Отказавшись перейти в ислам, святая Кетеван претерпела страшные мучения. Ее тело раздирали раскаленными крюками и вертелами, но перед каждой пыткой она осеняла себя крестным знамением и произносила: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Наконец ей надели на голову чан с горящими углями, причинявшими ужасную боль. Затем палачи убили ее, задушив тетивой. Этот славный мученический подвиг совершился в Ширазе 22 сентября 1624 года.

По преданию, с неба спустились три столпа света и стояли над телом святой Кетеван. Оно было выброшено в городскую сточную яму, но ночью пришли христиане и забрали его, чтобы достойно похоронить. Через год католические монахи нашли могилу святой Кетеван и тело и часть мощей перенесли в Рим в собор святого Петра, а другую часть мощей и главу её отдали Теймуразу, снова взошедшему на трон. Драгоценная святыня была положена в церкви святого Георгия в Алаверди, где она почитается до наших дней .

Недалеко от грузинского села Алаверди, расположенного в Ахметском районе (вблизи города Ахмета в 100 км. от Тбилиси в сторону Чечни ), находится мужской монастырь Алаверди святого Георгия, основанный в VI веке.

Само слово «Алаверди» дословно переводится, как «дарованный богом».

Давным-давно, в начале XI века, царь Квирике — Кахи на том месте, где стояла небольшая церковь Святого Георгия, возвел великолепный кафедральный собор, который считается и по настоящее время одним из крупнейших соборов в Грузии. Изумительная церковь Святого Георгия была основана известной личностью — Иосифом Алавердели, одним из 13 каппадокийских отцов, который основал грузинское монашество.

Придя в Грузию со своим учителем, святым Иоанном Задазнийским, Иосиф Алавердели благополучно остался в Кахетии в совершенно бесплодной и безлюдной Алавердской степи, где вёл жизнь аскета. Его духовная сила была настолько велика, что его обходили стороной даже дикие звери, а красивые степные лани постоянно посещали его и нередко питали его своим чудодейственным молоком.

Однажды, один из знатных кахетинских вельмож во время охоты оказался в бескрайней Алавердской степи. Он был так сильно поражен, когда увидел святого Иосифа, что решил остаться с ним и дал обет Иосифу непременно воздвигнуть величественный храм в полюбившейся Алавердской пустыне, что впоследствии и сделал: заложил фундамент потрясающего Алавердского монастыря.

Чуть позже местное люди узнали о пребывании святого старца в Алаверди. Туда устремились толпы народа, чтобы воочию увидеть его и реально услышать назидания и удивительные проповеди старца. Большинство из тех, кого чрезвычайно привлекала строгая жизнь монаха-пустынника, чудотворения и безграничная любовь старца, с ним оставались здесь. Число пустынников постепенно увеличилось, и образовалась достаточно большая община. Первым добродетельным настоятелем этой братии и был Иосиф Алавердский, который с большой отеческой любовью заботился о братии созданного монастыря и о всестороннем духовном просвещении всей Кахетии. С крестом в руках, Святой Иосиф часто оставляя родное монастырское уединение, отправлялся в разные стороны на проповедь Слова Божия.

В 570 году Иосиф скончался и погребен был здесь же, в храме святого Георгия в Алаверди. На месте старого храма в IХ веке был успешно воздвигнут потрясающий Алавердский собор, в котором, непосредственно слева от превосходного алтаря, у самой его северной стены, под спудом блаженно покоится тело святителя Иосифа. Множество чудотворений происходит на скромной могиле преподобного старца и по, сей день .

Великолепный монастырь Алаверди сразу же стал в Кахетии главным храмом — там была одна из внушительных епархий в Грузии. Не раз, из-за вражеских набегов Алаверди претерпевал сильные разрушения.

Алаверди, изначально был сугубо мужским монастырем, чрезвычайно мощным очагом рукописной и просветительской деятельности, здесь в разное время плодотворно работали очень известные грузинские каллиграфы и писатели.

Здесь в XVII-XVIII столетиях долгое время функционировала женская обитель, где благополучно проживали знатные особы царского рода, реально принявшие иночество. Собор с XI века был и блаженным местом погребения кахетинских царей. Как говорят, здесь же захоронены, когда-то привезенные в Кахетию мужественными монахами-августинцами святые мощи царицы Кетеван .

В головах некоторых людей бывает путаница, связанная с тем, что в Северной Армении есть одноименный город и рядом монастырь Санаин, который иногда ошибочно называют "монастырем Алаверди". По этой же причине к грузинскому храму часто прилагают название "Алаверды", которое представляет собой устаревшее название вышеупомянутого армянского города.

Сейчас монастырь стоит прямо у трассы и представляет собой периметр стен, внутри которого находится собор Святого Георгия, жилые постройки и винохранилище. В настоящее время основная територия закрыта для посещения, а подойти можно только к собору с западной стороны. Собор находится в 20 километрах от центра Телави и в 17 от Ахметы. При этом он находитсяв стороне от основных трасс - например, в 9 километрах от трассы Телави - Ахмета. Это несколько усложняет попадание. Автостопом добраться легко, на машине тоже, а вот автобусами несколько сложнее .

МОЛИТВА

Освети душу мою, многими грехми потемненную, утверди и настави мя, благоухание райское, похвало и украшение иверское, приведи мя молитвами твоими и всесильным ходатайством ко Престолу Отца Небеснаго, немощных чад своих любящаго, и соделай мя, о чадолюбивая мати, гражданином Горняго Иерусалима! Раствори чашу горестей моих утешением небесным и приими от мене, свете очей моих и радосте души моея, сладкопение сие: Радуйся, жемчугом небесным благодати Божией украшенная; радуйся, крепкая заступнице и ходатаице народа твоего! Радуйся, всем падшим быстрое услышание и подаяние помощи; радуйся, царице, за пресладкое имя Господа Иисуса в темнице заключенная! Радуйся, закона и обычая Магометова посрамительнице; радуйся, уничтожительнице коварных замыслов христоборцев! Радуйся, подобно Ангелу ко Престолу Жениха твоего возлетевшая; радуйся, сожительнице небожителей! Радуйся, розо райская, Церковь Православную благоухающая; радуйся, каменю драгий, украшаяй корону и престол иверский! Радуйся, порфиро златая, похваление царей и народа иверскаго; радуйся, души моея утешение! Радуйся, пресладкая надеждо моя на спасение; радуйся, юности моея украшение! Радуйся, освящение старости моея; радуйся, сопутнице души моея посреде горьких воздушных мытарств! Радуйся, сладкоименитая Кетевань, великая заступнице и скорая помощнице!

Г. - царица восточногрузинского царства Кахетия . Происходила из царского рода Багратиони, была правнучкой картлийского царя Константина ( -). Жена царевича Давида, наследника кахетинского царя Александра II ( -); после смерти мужа посвятила себя строительству церквей , монастырей и больниц . Брат Давида, Константин, прозванный Окаянным, перешёл в ислам и в г. по приказу персидского шаха Аббаса I убил своего отца Александра II и брата Георгия. Тела их были по его распоряжению привязаны к верблюдам и привезены Кетеван. Та оплакала утрату и захоронила погибших в соборе Алаверди . Затем Константин приказал Кетеван выйти за него замуж, в случае отказа угрожая ей смертью. В ответ царица собрала верных кахетинцев и разгромила узурпатора и поддерживавших его персов. Константин погиб в сражении вместе со множеством своих людей.

Однако после этого восстания шах Аббас I взял в заложники сына Кетеван, Теймураза , и несколько лет держал его при своём дворе, однако Теймураз хранил стойкость в христианской вере и был в конце концов отпущен. Через какое-то время шах стал угрожать тем, что обратит Грузию в руины. Желая предотвратить войну, царица Кетеван решила сама отправиться к шаху с богатыми дарами и даже предложить себя в заложницы. В Исфахане её вместе с внуками - Александром и Левани - бросили в темницу, где она провела 10 мучительных лет. Шах обещал сделать её царицей Персии, если только она примет ислам. Однако ни пытки, ни подкуп не могли поколебать её твёрдость в вере. Наконец, 13 сентября г., после пыток раскалёнными щипцами, её сожгли.

Обугленные останки мученицы были следующей ночью похищены португальскими миссионерами -августинцами , которые скрывали их в течение трёх лет и в г., наконец, доставили в индийский город Гоа , где захоронили в часовне католического . Фрагменты мощей были также переданы ими сыну Кетеван, царю Теймуразу I, который заложил их под алтарь в соборе Алаверди , и отвезены в Рим . Тогда же Грузинская Православная Церковь канонизировала царицу Кетеван, причислив её к лику великомучеников ; её литургическая память совершается 13 сентября (в Русской Церкви - под русифицированным именем Кетевана).

Останки Кетеван были вновь обнаружены при проведении раскопок в в Гоа (саркофаг лежал в нише монастырской часовни, но после обрушения монастыря упал и разбился, мощи были найдены рядом с ним).

В настоящее время проведён ДНК-анализ мощей, но по-прежнему необходим ДНК-анализ той части мощей, которая находится в Грузии, для того чтобы можно было с уверенностью сказать, что эти фрагменты действительно принадлежат Кетеван.

Царица Кетеван - героиня ряда произведений как грузинских (в том числе написанных её сыном Теймуразом), так и европейских авторов.

Напишите отзыв о статье "Кетеван Мученица"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кетеван Мученица

При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.
– Какое понятие вы имеете о франк масонстве?
– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?
– Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер.
– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.

(Груз.)

Происходила из царскою рода Багратиони, дочь владетельного князя Ашотана Багратион-Мухранскаго и правнучка царя Константина III Карталинского (1469 - 1505).

После недолговременного супружества с царём Давидом I Кахетинским (также из рода Багратионов), который скончался после шестимесячнаго царствования над Кахетией, Кетевана, осталась совершенно одинокой, так как и малолетнего сына своего Теймураза она, по смутным обстоятельствам времени, отправила заложником ко двору персидского шаха Аббаса I .

В лице царицы народ чтил мудрую помощницу своего мужа в правлении страной, так как, даже в короткое время его царствования, она успела много совершить для благосостояния Кахетии: усмирила знать, привела в порядок разстроенные дела, доставила мир и благосостояние Церкви, построила несколько храмов, больниц, приютов для нищих и сирот, оградила царство от внешних враговЦарица. По смерти мужа она поселилась в одном уединенном месте и проводила время в богоугодных занятиях и чтении Священного Писания .

В заложниках у шаха был также младший брат ее мужа, Константин, прозванный Окаянным . Он принял ислам и в году по наущению шаха Аббаса I подослал убийц к престарелому отцу, царю Александру II , и брату его Георгию. Совершив преступление, Константин велел положить тела убитых на верблюдов и отправить их к царице Кетеване. Ужаснувшись злодеянию, царица оплакала безвинных страдальцев и похоронила их в Алавердском соборе. Ради того, чтобы остаться единственным наследником царства, нечестивец попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением.

Передав через послов Константина решительный отказ на его предложение, царица Кетевана обратилась к знатным кахетинцам, прося их защиты против насилия Константина, предупредив их об опасности, которая угрожает со стороны этого убийцы всему царствующему дому и всем жителям, которых он намеревается обратить в ислам , и сказала при этом, что если не помогут ей защититься от беззаконных требований Константина, то она оставит Кахетию и возвратится к своему семейству. Высшие представители кахетинского народа обещали ей защиту, и выступили со своими воинами против против Константина и разбили его. Он нашел бесславную смерть со множеством персидского войска. Под мудрым правлением царицы Кетеваны в Кахетии водворились мир и справедливость.

Кетевань решилась снова принять правление над царством и поселилась в городе Греми - древней столице Кахетии, находившемся у подошвы гор, отделяющих Кахетию от Дагестана . Однако вскоре, Кетевань, мысли которой давно уже были устремлены на служение одному Богу, почувствовала себя не в силах быть во главе царства, особенно же при таком трудном положении дел, какое было в то время; не имея кому передать управление, так как из всего царского дома не оставалось в живых никого, кроме ее сына, отрока Теймураза , бывшего заложником при персидском дворе, она решилась устроить его возвращение и, отправив почетное посольство с богатыми подарками к шаху Аббасу I , написала ему, что если он не возвратит ей ее сына Теймураза, то Кахетия отложится от его зависимости. Опасаясь, чтобы Кахетия не присоединилась к Турции или России , шах Аббас позволил Теймуразу возвратиться в свое царство. Велика была радость царицы Кетевани при свидании со своим сыном. В особенности она была утешена тем, что, не смотря на долгое пребывание свое при персидском дворе, он сохранил православную веру. Вскоре по прибытии его, она передала ему, как законному наследнику, управление всей страною, сама же успокоилась в уединении, предавшись теперь главной заботе о приготовлении к вечной жизни.

Но шах Аббас не оставлял мысли о подчинении ему Кахетии и, выискав коварным образом благовидный предлог, угрожал нападением на царство Теймураза и принуждал кахетинских феодалов к выдаче знатных заложников. Устрашенные кахетинцы обратились тогда к своему царю и просили его послать к шаху свою мать с сыном его Александром, чтобы мудрая Кетевана «укротила гнев шаха своею просьбою и умолила бы его оставить свою мысль погубить их». Со слезами передал Теймураз своей матери просьбу своих вельмож и народа. Не предвидя пользы от исполнения этого желания, опытная царица отвечала своему сыну: «ты знаешь, дитя мое, что много раз я принимала на себя бедственное положение Кахетии и не щадила себя для страны, но бесполезно будет предпринимать путешествие к шаху, потому что никакие мольбы не остановят его решение опустошить нашу страну».

Несмотря на эти слова Кетевани, народ не переставал умолять ее ехать к шаху ради спасения страны и, всегда готовая жертвовать собою, она решилась исполнить общее желание и в конце года отправилась к шаху, взяв с собою младшего внука своего, царевича Александра. Ласково принял их коварный Аббас, однако же потребовал, чтобы Теймураз выслал к нему и старшего своего сына Леона, обещая воспитывать обоих детей, как прилично их высокому роду. Напрасно предупреждала Кетевана своего сына не исполнять этого требования шаха; вынужденный народом, который в отказе уступить желанию шаха видел свою гибель, Теймураз выслал к шаху и старшего своего сына Леона.

Затем коварный шах потребовал к себе и самого Теймураза. Испуганные вельможи настаивали, чтобы он ехал к шаху. Но царь всеми силами уклонялся от этого, зная, что ему грозит неминуемая погибель. Тогда шах отправился в поход на Кахетию. «Шах двинулся на нее с огромным войском , - пишет Аракиль, армянский историк, - _и по нашествии персов страшные бедствия постигли Иверию: растление девства, смерть старцев, которых нельзя было переселить в Персию, смерть воинствующей молодежи, отказывавшейся от переселения из отечества в числе пленных, смерть иереев и диаконов, и даже епископов и монашескаго чина обоего пола и отведение их в плен, убиение малолетних, срытие святых могил и сожжение святых храмов и богатого города Греми и всех городов и сел Кахетинских». Царь Теймураз нашел в это время убежище у Имеретинского царя Георгия.

Между тем, сыновья его Леон и Александр вместе с бабкою их, царицей Кетеваной, томились в темнице в Ширазе . Оба царевича были изувечены, старший из них, не выдержав испытания, скончался. С христианскою покорностью переносила блаженная Кетевань тяжкие испытания, постигшие ее, и всеми своими чувствами и помышлениями все более и более переносилась в иной мир; темница, в которой содержалась она десять лет, сделалась для нее местом духовных подвигов, которыми приготовилась она к переходу в вечную жизнь. Неусыпными молитвами, ночными бдениями утоляла она свою душу, отрешенную от всяких земных упований. Единственным утешением служила ей возможность устроить в овоей темнице маленькую церковь, в которой духовник ее ежедневно совершал литургию.

Десять лет томилась царица Кетевана в темнице. Наконец, настало для нее последнее испытание: шах, давно настаивавший на том, чтобы она отреклась от веры Христовой, ублажая ее всякими блистательными обещаниями, прислал объявить ей окончательно свою волю, чтобы она или отреклась от веры христианской, или готовилась принять жестокие мучения и смерть.

Раба Христова не смутилась словами посланнаго от шаха: «Скажи пославшему тебя, - ответила она ему, - что ни смерть, ни жизнь и ничто не может разлучить меня с Христом Богом моим, и невозможно для меня оставить веру мою православную, ради которой готова я принести себя в жертву», и в молчании выслушав дальнейшие убеждения градоначальника, попросила его оставить ее одну на некоторое время, сама же, удалившись в свою темничную церковь, излилась перед Богом в пламенной молитве, чтобы простил ее, укрепил, был помощником сыну ее Теймуразу и «совершающим память ее подавал всегда утешение сердечное». Затем, причастившись Святых Таин и осенив себя крестным знамением, вышла к мучителям своим и сказала им: «Делайте, что замыслили, я готова на все мучения ».

И тогда начались страшные истязания над царицей-мученицей, одно зрелище которых трудно было перенести, так что и сам градоначальник, пораженный до слез, поспешил удалиться. Служители царицы поколебались душою и умоляли ее пощадить свою жизнь. Сам иерей, духовник Кетеваны, смутился при виде истязаний раскаленными орудиями, и когда и его привели на площадь, где пылал костер для исповедников Христовых, готов был уступить настояниям персов. «Чего смущаешься, Имеретин? - громко и повелительно обратилась к нему непоколебимая в твердости Кетевана, - пришло время засвидетельствовать имя Христово! Разве кто-нибудь из отрекшихся от Христа остался вечно жить на земле? Разве не лучше поспешить уйти из этого мира туда, где вечный покой и вечная радость?... Причастимся страданиям Христовым, чтобы причаститься и воскресению Его! »

Эти слова мучевицы Христовой мгновенно, как огнем, попалили малодушие в сердцах, готовых отступить от святых верований, и все воспрянули исповедниками истины и твердо приняли мученическую смерть.

Истязания же Кетевани продолжались. Ее пытали раскаленными клещами, повесив крестообразно на дереве. На голову святой мученицы надели раскаленный докрасна железный котел. Густой дым от загоревшихся волос и всей головы поднялся вверх, и блаженная мученица предала Богу святую свою душу 13 сентября года.

Три светлых столпа, опустившиеся на тело святой Кетеваны, знаменовали ее духовную победу. Шах повелел тело святой вынести за город и бросить в болото, в которое сбрасывали все городские нечистоты. Небесный свет не переставал и тут стоять над телом блаженной Христовой рабы.

Ночью христиане тайно вынули из непотребного места тело святой, положили в гроб и предали до времени погребению. Спустя ровно год после кончины великомученицы открыли могилу и, к своему ужасу, не нашли ее останков. Царь Теймураз говорит, что латинские монахи, бывшие тогда при дворе персидском, принесли шаху очень крупную сумму денег и просили, чтобы он повелел дать им тело мученицы, но шах не хотел и слышать об этом. Тогда они стали тайно разыскивать тело и, наконец, после долгих поисков, нашли могилу ее. Они вынули мощи великомученицы, подвергая опасности свою жизнь, тайно заказали гроб, положили в него честное тело страдалицы Христовой и сохраняли у себя до времени.

Спустя семь месяцев после разорения Кахетии царь Теймураз вернулся из Имеретии и принял снова бразды правления. Латинские монахи Августинского ордена, чтобы приобрести расположение царя, утвердиться в Грузии и затем распространить там свою ересь, отделили от мощей честную главу и правую руку и послали в дар царю Теймуразу I. Царь, услышав, что к нему везут бесценный дар, вышел с патриархом

Православная церковь Грузии завтра отмечает День памяти Святой Великомученицы Кетеван

Православная церковь Грузии 26 сентября отмечает День памяти Святой Великомученицы царицы Кетеван. В связи с этой датой в храмах пройдет божественная литургия.
Как сообщили «ИнтерпрессНьюс» из Патриархии, в связи с праздником, Католикос-Патриарх всея Грузии Илья II завтра, в соборе Святой Троицы, проведёт службу.

25 сентября 2010 года
http://new.interpressnews.ge

Святая царица Кетеван была дочерью Ашотана Мухран-Батони, видного представителя младшей ветви царской фамилии Багратиони и правнучкой карталинского царя Константина III.
Добронравная, разумная и верующая Кетеван стала женой наследника Кахетинского престола — царевича Давида, происходившего также из рода Багратидов, сына царя Александра II.Брак был отпразднован с великим торжеством, как подобает высоким царственным особам. По прошествии известного времени Бог благословил их супружеский союз сыном, который в святом Крещении был наречен Теймуразом. Впоследствии царь Кахетинский Теймураз I стал сокрушителем ненавистного ига персидского, украсителем Церкви и устроителем быта своих подданных, он дал своему бедствовавшему народу мир и тишину, и был известен также своей литературной деятельностью, как хороший ритор и славный поэт
Царевич Давид желал занять престол своего отца преждевременно. Грузинская знать ненавидела царя Александра II. Будучи недовольными его правлением, они свергли его и заключили в темницу (царь Александр отказался от престола в пользу сына и принял постриг в Алаверди), а на престол возвели сына его Давида, но последний положительно не умел править царством, и за него управляла славная Кетеван. Она усмирила знать, привела в порядок окончательно расстроенные дела Кахетинского царства, обеспечила благосостояние Церкви Христовой, возвратила ей утраченный мир, которого не было при царях Александре II и Давиде. Кроме того, она во все время правления своего особенно заботилась о построении храмов, устраивала больницы для страждущих и трапезы для нищих, вдов и сирот и оградила царство от внешних врагов.
После шестимесячного царствования Давид умер (в 1602 году, молодой царь неожиданно скончался, оставив вдову с двумя детьми — сыном Теймуразом и дочерью Еленой). Престол остался свободным. Младший из четырех сыновей царя Александра, Георгий, по причине своей молодости не мог занять престол. Поэтому правление вновь досталось престарелому Александру, но и его царствование было недолгим.
Как только шах Ирана Абасс I узнал о кончине Давида и возвращении Александра на трон, приказал Константину-Мирзе, младшему сыну Александра, с малых лет воспитывающемуся при дворе шаха Абасса и принявшему ислам, отправиться в Кахети, убить отца своего и среднего брата Георгия и самому занять трон Кахетии.Шах Аббас, зная образ жизни Константина и его преданность персидскому престолу, сказал ему: «Отправляйся немедленно в Кахетию и убей престарелого отца твоего и молодого твоего брата Георгия, и займи престол их. Подданных же твоих всеми силами старайся обратить в магометанство».

Константин-Мирза, прозванный Окаянным в точности исполнил его поручениеи по наущению шаха Аббаса I подослал убийц к престарелому отцу, царю Александру II, и брату его Георгию. Совершив преступление, Константин велел положить тела убитых на верблюдов и отправить их к царице Кетеване. Ужаснувшись злодеянию, царица оплакала безвинных страдальцев и похоронила их в Алавердском соборе. Нечестивец, однако, посягнул на ее честное вдовство и попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением.
Царица Кетевана собрала кахетинцев и выступила против Константина, разбила вероотступника и нечестивца. Он нашел бесславную смерть со множеством персидского войска. Под мудрым правлением царицы Кетеваны в Кахетии водворились мир. и справедливость. Шах Аббас I возвратил ей сына Теймураза, который хотя и жил несколько лет при его дворе в качестве заложника, но сохранил православную веру в чистоте. Впоследствии шах Аббас, угрожая Грузии опустошением, принудил кахетинских феодалов к выдаче знатных заложников. В их числе по добровольному согласию оказалась и царица Кетевана. Желая отвратить беды от грузинского народа и Святой Церкви, она прибыла в Испагань. Шах Аббас предложил благоверной царице принять магометанство, но получил решительный отказ. Тогда царица Кетевана была брошена в темницу, где провела десять лет, исполненных мучительными страданиями. Ни пакости от персидских придворных, ни хитрые предложения шаха возвести ее в царицы персидского государства, ни предлагаемые ей великие сокровища, ни прошения и моления придворных и персидской знати пощадить себя, произнеся лишь одно хульное слово на Христа, — ничто не могло поколебать страдалицы Христовой. Ее пытали раскаленными клещами, повесив крестообразно на дереве. На голову святой мученицы надели раскаленный докрасна железный котел. Густой дым от загоревшихся волос и всей головы поднялся вверх, и блаженная мученица предала Богу святую свою душу 13 сентября 1624 года.

Три светлых столпа, опустившиеся на тело святой Кетеваны, знаменовали ее духовную победу. Мощи святой царицы Кетеваны были перенесены в Рим, в собор святого апостола Петра, монахами Августинского ордена, бывшими свидетелями ее исповеднического подвига. Части мощей (честная глава и правая рука мученицы) были переданы августинскими монахами царю Теймуразу I и положены под престолом Алавердского собора святого великомученика Георгия в Кахетии. Католикос-Патриарх Захария (1613 — 1630) причислил великомученицу к лику святых и установил ее память 13 сентября.

МОЛИТВА СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ЦАРИЦЕ КАХЕТИНСКОЙ КЕТЕВАН

О светозарное светило Церкве Иверския, страстотерпице славная, великомученице царице Кетевань! Освети душу мою, многими грехми потемненную, утверди и настави мя, благоухание райское, похвало и украшение иверское, приведи мя молитвами твоими и всесильным ходатайством ко Престолу Отца Небеснаго, немощных чад своих любящаго, и соделай мя, о чадолюбивая мати, гражданином Горняго Иерусалима! Раствори чашу горестей моих утешением небесным и приими от мене, свете очей моих и радосте души моея, сладкопение сие: Радуйся, жемчугом небесным благодати Божией украшенная; радуйся, крепкая заступнице и ходатаице народа твоего! Радуйся, всем падшим быстрое услышание и подаяние помощи; радуйся, царице, за пресладкое имя Господа Иисуса в темнице заключенная! Радуйся, закона и обычая Магометова посрамительнице; радуйся, уничтожительнице коварных замыслов христоборцев! Радуйся, подобно Ангелу ко Престолу Жениха твоего возлетевшая; радуйся, сожительнице небожителей! Радуйся, розо райская, Церковь Православную благоухающая; радуйся, каменю драгий, украшаяй корону и престол иверский! Радуйся, порфиро златая, похваление царей и народа иверскаго; радуйся, души моея утешение! Радуйся, пресладкая надеждо моя на спасение; радуйся, юности моея украшение! Радуйся, освящение старости моея; радуйся, сопутнице души моея посреде горьких воздушных мытарств! Радуйся, сладкоименитая Кетевань, великая заступнице и скорая помощнице!

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кетеван

http://www.pravoslavie.ru/news/9168.htm

http://www.georgianweb.com/religion/ru/ketevan.html



Последние материалы сайта