Москва. 26 января. сайт - Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем окончательном чтении закон, регулирующий добровольческую деятельность в России.
Цель принятого закона - формирование единого подхода к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства). Законопроектом "уравниваются понятия "волонтерство" и "добровольчество", что позволит устранить противоречие между рядом правовых актов в этой сфере", - говорится в сопроводительных документах.
Закон определяет статус волонтерских организаций, организаторов волонтерской деятельности и волонтеров, закрепляются требования, которым должны соответствовать такие организации и лица.
Так, согласно закону, добровольцы (волонтеры) определяются как физические лица, добровольно осуществляющие благотворительную деятельность в общественно полезных целях, либо участвующие в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий.
Председатель профильного комитета Госдумы по развитию гражданского общества, общественным и религиозным организациям Сергей Гаврилов отметил, что законопроект устанавливает правовые условия и открывает новые возможности для осуществления добровольческой деятельности.
По его словам, закон определяет новые полномочия федеральных органов исполнительной власти - разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) РФ, содержащих мероприятия, направленные на поддержку волонтерства, участие в формировании единой информационной системы в сфере развития волонтерства, оказание поддержки таким организациям, в том числе по взаимодействию с госучреждениями, социально ориентированным НКО.
"Важно, что предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества(волонтерства) осуществляется добровольно", - отметил Гаврилов.
Он добавил, что благодаря принятию этого законопроекта добровольцам в рамках госпрограмм будет обеспечено "питание, приобретение специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплата проезда до места назначения и обратно, уплата страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности".
Законопроект также прописывает положение, согласно которому "законодательство о благотворительной деятельности не распространяется на деятельность граждан, направленную на безвозмездное добровольное участие в организации богослужений и иных религиозных обрядов (церемоний), совершаемых религиозными объединениями".
Гаврилов пояснил, что сохраняется отделение церкви от государства в вопросе привлечения волонтеров для обеспечения богослужебной деятельности. При этом в вопросе социального служения церковные волонтерские организации смогут пользоваться всеми правами и господдержкой, предусмотренными в законодательстве, как и любые другие волонтеры. Такое правило будет действовать в отношении всех конфессий.
"Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций будут определяться федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях". Русская православная церковь, а также религиозные организации других традиционных конфессий станут полноправными субъектами добровольческой деятельности и смогут получать поддержку в рамках волонтерских госпрограмм, и закон при этом никак не ущемит их деятельность", - сказал Гаврилов.
Он отметил, что в ходе рассмотрения законопроекта была принята поправка, согласно которой религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями будут вправе на законных основаниях привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.
Религиозные организации будут вправе заключать с добровольцами гражданско-правовые договоры о волонтерской деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение волонтерами работ и оказание ими услуг, отметил он. При этом существенным условием такого договора станет соблюдение внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора.
"Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности", - сказал он.
"Такая добровольческая (волонтерская) деятельность не будет регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, волонтерскими организациями. Данные изменения нашли поддержку со стороны представителей религиозных организаций России, в частности, юридической службы Московской Патриархии", - пояснил Гаврилов.
Такие изменения, по словам Гаврилова, позволят сохранить религиозным организациям свою свободу в ходе осуществления своей духовной, богослужебной и церковно-пастырской деятельности.
«Волонтерство — это тонкая материя, которая, с одной стороны, не должна регулироваться государством, поскольку это касается доброй воли человека. С другой стороны, мы видим необходимость регулирования деятельности людей в особых ситуациях, когда речь идет о работе в больницах, реставрационных работах, тушении пожаров, спасении людей, где личная жизнь одного человека пересекается с личной жизнью другого», — отметил Метелев.
«Мы проводили исследование и выяснили, что половина россиян выбирает слово „волонтер“, другая половина — „доброволец“, и разделять эти сообщества нелогично, поэтому в законе эти понятия унифицируются» — рассказал член ОП РФ.
«Раньше человек мог прийти, например, в региональное министерство культуры, запросить поддержку интересного проекта, а ему отвечали, что организация не занимается обозначенной темой. Сейчас же любой орган власти может вводить свои программы поддержки, выделять деньги, создавать условия для миллионов гражданских активистов в нашей стране, потому что закон дает им такие полномочия», — пояснил он.
Для добровольцев создается «Единая информационная система». Она представляет из себя интернет-ресурс (сайт), где может зарегистрироваться любой человек, желающий участвовать в социальных проектах и мероприятиях.
Система уже работает. Ее основная цель — обеспечение баланса между спросом и предложением на волонтерскую работу в России. Тем, кто нуждается в тех или иных услугах (музеям, школам, библиотекам, больницам, детским домам, приютам для животных), она предоставляет возможность сформулировать запрос на волонтерскую помощь в конкретных, количественно и качественно измеримых объемах, а волонтеры, в свою очередь, получают информацию о том, чем они могут быть полезны своему городу или поселку. «Человек буквально за два клика может стать волонтером, не проходя никаких дополнительных инстанций и не собирая справок», — говорит Артем Метелев, — «Буквально несколько дней назад в системе зарегистрировался стотысячный пользователь, и количество регистраций постоянно растет».
Кроме того, система как главный волонтерский интернет-ресурс страны будет содержать аналитические и статистические данные, которые дадут организаторам возможность видеть работу добровольческого движения в цифрах и фактах, и это, в свою очередь, позволит грамотно и обосновано корректировать государственную политику в этой области. «Таким образом, если мы видим, что люди больше интересуются сферой здравоохранения, значит, следует обратить на это внимание и создать условия для такого труда. Подобного рода данные позволят нам повышать эффективность волонтерской работы», — отметил член ОП РФ.
Как сообщил Артем Метелев, любой волонтер может зайти на сайт, сформулировать вопрос или проблему и найти типовой ответ. Если же быстрый ответ не найден, ресурс предоставляет возможность отправить специальный запрос. «После этого на защиту волонтера встает вся система, которая выстраивается в стране. С ним свяжутся коллеги из региона, отвечающие за Единую информационную систему. При необходимости к решению проблемы подключится региональная Общественная палата или тот орган власти, который отвечает за волонтерство. Таким образом, мы можем оперативно реагировать на проблемы, постепенно сводя их на нет и создавая добровольцам комфортные условия труда», — добавил он.
Правила будут в том числе определять, что должна предпринять конкретная волонтерская организация для получения возможности работать в том или ином учреждении, какие справки и документы могут затребовать у организаторов, а чего требовать не имеют права. «Это документ, который содержит простые и понятные правила игры, которые не будут меняться», — подчеркнул Артем Метелев.
С 1 мая вступил в силу закон о добровольчестве (волонтерстве). Документ призван обеспечить более четкое взаимодействие между волонтерами, организаторами добровольческого движения, теми, кто нуждается в помощи добровольцев, и органами власти. Закон также повысит правовую защищенность волонтеров.
По словам члена ОП РФ, председателя совета Ассоциации волонтерских центровАртема Метелева, работа над законом шла на протяжении 6 лет. В разных вариантах он предлагался членам Совета Федерации, Государственной думы, общественным организациям. В итоге финальная версия, которая вступила в силу 1 мая, стала консолидирующим проектом, который устраивает все стороны.
«Волонтерство - это тонкая материя, которая, с одной стороны, не должна регулироваться государством, поскольку это касается доброй воли человека. С другой стороны, мы видим необходимость регулирования деятельности людей в особых ситуациях, когда речь идет о работе в больницах, реставрационных работах, тушении пожаров, спасении людей, где личная жизнь одного человека пересекается с личной жизнью другого», - отметил Метелев.
Он сообщил, что закон отвечает на ряд важных вопросов, в первую очередь, о статусе добровольца, его правах и обязанностях. Документ устанавливает такие понятия, как «волонтер» и «организатор волонтерской деятельности», таким образом, определяя субъекты, для которых можно будет вводить меры поддержки и создавать условия труда.
«Мы проводили исследование и выяснили, что половина россиян выбирает слово „волонтер“, другая половина - „доброволец“, и разделять эти сообщества нелогично, поэтому в законе эти понятия унифицируются» - рассказал член ОП РФ.
По мнению Артема Метелева, ключевым аспектом нового закона является расширение полномочий органов власти всех уровней.
«Раньше человек мог прийти, например, в региональное министерство культуры, запросить поддержку интересного проекта, а ему отвечали, что организация не занимается обозначенной темой. Сейчас же любой орган власти может вводить свои программы поддержки, выделять деньги, создавать условия для миллионов гражданских активистов в нашей стране, потому что закон дает им такие полномочия», - пояснил он.
Согласно закону, у органов власти появилась возможность поддерживать организаторов волонтерской деятельности, в том числе в виде компенсации затрат и страхования. Аналогичную поддержку организаторы могут оказывать добровольцам. Ранее такие действия могли предприниматься лишь на основании гражданско-правового договора.
Для добровольцев создается «Единая информационная система». Она представляет из себя интернет-ресурс (сайт), где может зарегистрироваться любой человек, желающий участвовать в социальных проектах и мероприятиях.
Система уже работает. Ее основная цель - обеспечение баланса между спросом и предложением на волонтерскую работу в России. Тем, кто нуждается в тех или иных услугах (музеям, школам, библиотекам, больницам, детским домам, приютам для животных), она предоставляет возможность сформулировать запрос на волонтерскую помощь в конкретных, количественно и качественно измеримых объемах, а волонтеры, в свою очередь, получают информацию о том, чем они могут быть полезны своему городу или поселку. «Человек буквально за два клика может стать волонтером, не проходя никаких дополнительных инстанций и не собирая справок», - говорит Артем Метелев, - «Буквально несколько дней назад в системе зарегистрировался стотысячный пользователь, и количество регистраций постоянно растет».
Кроме того, система как главный волонтерский интернет-ресурс страны будет содержать аналитические и статистические данные, которые дадут организаторам возможность видеть работу добровольческого движения в цифрах и фактах, и это, в свою очередь, позволит грамотно и обосновано корректировать государственную политику в этой области. «Таким образом, если мы видим, что люди больше интересуются сферой здравоохранения, значит, следует обратить на это внимание и создать условия для такого труда. Подобного рода данные позволят нам повышать эффективность волонтерской работы», - отметил член ОП РФ.
Общественник также рассказал о создании «единого окна», предназначенного для оказания помощи гражданам, которые столкнулись с проблемами в рамках своей гражданской активности. «Единое окно» создано по поручению председателя оргкомитета Года Добровольца Сергея Кириенко.
Как сообщил Артем Метелев, любой волонтер может зайти на сайт, сформулировать вопрос или проблему и найти типовой ответ. Если же быстрый ответ не найден, ресурс предоставляет возможность отправить специальный запрос. «После этого на защиту волонтера встает вся система, которая выстраивается в стране. С ним свяжутся коллеги из региона, отвечающие за Единую информационную систему. При необходимости к решению проблемы подключится региональная Общественная палата или тот орган власти, который отвечает за волонтерство. Таким образом, мы можем оперативно реагировать на проблемы, постепенно сводя их на нет и создавая добровольцам комфортные условия труда», - добавил он.
После вступления закона в силу общественникам предстоит большая работа по налаживанию взаимодействия органов власти и организаторов волонтерского движения. В первую очередь, речь идет об уточнении правил работы в области здравоохранения, а также социальной защиты. Именно эти сферы деятельности добровольцев приняты в качестве тестовых на текущий год.
Правила будут в том числе определять, что должна предпринять конкретная волонтерская организация для получения возможности работать в том или ином учреждении, какие справки и документы могут затребовать у организаторов, а чего требовать не имеют права. «Это документ, который содержит простые и понятные правила игры, которые не будут меняться», - подчеркнул Артем Метелев.
В сентябре текущего года Общественная палата РФ планирует провести мониторинг правоприменения нового закона, проконтролировать ход его реализации, определить позитивные и негативные изменения, с тем чтобы составить планы дальнейшего развития добровольческого движения в России.
Вносит: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Проект: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ (ВОЛОНТЕРСТВЕ)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), включая основные принципы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности, ее цели и задачи, основные формы, виды и порядок ее осуществления, а также меры по поддержке добровольчества (волонтерства).
2. Отдельные добровольческие (волонтерские) акции, осуществляемые на основе семейных, дружеских или добрососедских отношений, не являются предметом регулирования настоящего Федерального закона.
3. Особенности осуществления отдельных видов добровольческой (волонтерской) деятельности могут устанавливаться иными федеральными законами.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
добровольчество (волонтерство) – совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера);
добровольческая (волонтерская) деятельность – добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);
доброволец (волонтер) – физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);
получатель помощи добровольца (волонтера)– физическое лицо, юридическое лицо, социальная группа, общество в целом, которые нуждаются в помощи добровольцев (волонтеров) и в интересах которых осуществляется добровольческая (волонтерская) деятельность;
добровольческая (волонтерская) организация – социально ориентированная некоммерческая организация, осуществляющая добровольческие (волонтерские) программы и проекты, привлекающая к своей деятельности добровольцев (волонтеров), от имени и по поручению которой действует доброволец (волонтер);
добровольческое (волонтерское) объединение – объединение граждан, созданное для решения определенных социальных задач посредством осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;
координатор добровольцев (волонтеров) – ответственное лицо в добровольческой (волонтерской) организации, отвечающее за привлечение добровольцев (волонтеров), организацию их работы и координацию их деятельности;
добровольческая (волонтерская) программа – комплекс мероприятий, направленных на решение социально значимых задач, реализуемый с использованием труда добровольцев (волонтеров);
добровольческая (волонтерская) акция – разовое мероприятие, направленное на решение социально значимых задач, участниками которого являются добровольцы (волонтеры);
личная книжка добровольца (волонтера) – документ установленной формы, которым подтверждается деятельность физического лица в качестве добровольца (волонтера);
информационная сеть добровольчества (волонтерства) – открытый информационный ресурс, созданный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и включающий в себя возможности ведения электронных дневников и создания виртуальных сообществ, а также механизмы продвижения общих ценностей для содействия добровольческой (волонтерской) деятельности.
Статья 3. Основные принципы добровольческой (волонтерской) деятельности
1. Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:
1) безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев (волонтеров);
2) свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности;
3) гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности;
4) гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;
5) равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности;
6) солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности;
7) безопасности для своей жизни и жизни окружающих;
8) равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.
2. Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.
3. Добровольческая (волонтерская) деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.
Статья 4. Цели и задачи добровольческой (волонтерской) деятельности
1. Целями добровольческой (волонтерской) деятельности являются:
1) оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней;
2) безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов;
3) формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе.
2. К задачам добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:
Статья 5. Основные формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности
1) индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности;
2) добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;
3) добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) организацию.
2. Основными видами добровольческой (волонтерской) деятельности являются:
1) оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;
2) участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий;
3) участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий;
4) участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры;
5) участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций;
6) участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга;
7) ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний;
8) участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий;
9) участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;
10) иная добровольческая (волонтерская) деятельность.
Статья 6. Уполномоченный орган
1. Уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий поддержку и стимулирование добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации и иные полномочия в области добровольческой (волонтерской) деятельности, установленные статьей 7 настоящего Федерального закона. Уполномоченный орган определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия уполномоченного органа
Статья 8. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности
1. Организатором добровольческой (волонтерской) деятельности могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организационные комитеты и другие организации, привлекающие для реализации своих функций добровольцев (волонтеров) самостоятельно либо через добровольческие (волонтерские) организации.
2. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности:
3. Привлекать добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, являющийся органом государственной власти. В этом случае организатор добровольческой (волонтерской) деятельности обязан застраховать жизнь и здоровье добровольцев (волонтеров) в порядке и на условиях, установленных законодательством для обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих.
Статья 9. Добровольческая (волонтерская) организация
Статья 10. Координатор добровольцев (волонтеров)
Статья 11. Права и обязанности добровольца (волонтера)
1. Доброволец (волонтер) имеет право на:
1) свободный выбор своего участия в осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;
2) свободное прекращение добровольческой (волонтерской) деятельности в любое время, если иное не предусмотрено гражданско-правовым договором, заключенным между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией;
3) получение достоверной информации о целях, задачах и содержании добровольческой (волонтерской) деятельности, об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, о добровольческой (волонтерской) организации, об их руководстве, принципах деятельности и организационном устройстве;
4) участие в информационных и образовательных программах и иных мероприятиях, организуемых, инициируемых или рекомендуемых для качественного осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;
5) получение спецодежды и возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочих затрат в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором;
6) получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организации рекомендательных писем, а также на внесение записей в личную книжку добровольца (волонтера) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров);
7) сохранение конфиденциальности персональных данных и иных сведений, переданных организатору добровольческой (волонтерской) деятельности;
8) замену производственной (ознакомительной) практики добровольческой (волонтерской) деятельностью при условии подтверждения выполнения работ записью в личной книжке добровольца (волонтера) либо иным документом;
9) обязательное страхование в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях;
10) получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности подарков в натуральной форме, стоимость которых не должна превышать установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах размер.
2. Доброволец (волонтер) обязан:
1) добросовестно выполнять задания, полученные от координатора добровольцев (волонтеров), а по завершении работы уведомить координатора добровольцев (волонтеров) о ее выполнении;
2) при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности соблюдать требования, установленные настоящим Федеральным законом, а также нормы, регулирующие осуществление определенного вида добровольческой (волонтерской) деятельности, с которыми доброволец (волонтер) должен быть ознакомлен координатором добровольцев (волонтеров);
3) соблюдать требования охраны труда, не причинять своей деятельностью вреда третьим лицам и окружающей среде;
4) соблюдать конфиденциальность информации, к которой доброволец (волонтер) имеет доступ в процессе добровольческой (волонтерской) деятельности;
5) не передавать исполнение своих обязанностей по осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности иным лицам без согласия координатора добровольцев (волонтеров);
6) бережно относиться к материальным ресурсам и оборудованию, переданным ему в процессе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, и возвратить их по окончании работы.
Статья 12. Правовые условия осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности
Статья 13. Добровольческая (волонтерская) деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства
1. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность наравне с гражданами Российской Федерации. Такого рода деятельность на территории Российской Федерации не регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, не подлежит квотированию и не требует получения разрешения на работу.
2. Для иностранных граждан, вновь прибывающих на территорию Российской Федерации в качестве добровольцев (волонтеров), Федеральным законом может быть установлен особый, упрощенный порядок получения визы.
Статья 14. Порядок регистрации добровольцев (волонтеров) уполномоченным органом
Статья 15. Личная книжка добровольца (волонтера)
Статья 16. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности
При разработке и реализации в соответствии с настоящим Федеральным законом программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности могут быть предусмотрены следующие меры:
Статья 17. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:
Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:
Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области добровольческой (волонтерской) деятельности
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:
Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Президент Российской Федерации
Юрист Василий Романец - о том, кому развязывают руки формулировки внесенного в Госдуму законопроекта о добровольчестве (волонтерстве).
Перефразируя известное изречение, можно сказать: кто не хочет (или не хотел быть) добровольцем, у того нет сердца, а кто хочет (или хотел бы) заработать на добровольцах - у того нет совести. Желание конвертировать свою энергию в деньги или иной доход не предосудительно, но недопустимо там, где счастье не в деньгах и коммерция неуместна.
Президент РФ неоднократно обращал внимание на то, что добровольчество и волонтерство – это «прежде всего, бескорыстное и искреннее служение благородным и созидательным целям», имеющее колоссальный социальный потенциал, который должен быть обязательно востребован». Законодателям стоит не семь, а семьдесят раз отмерить, прежде чем установить правила, по которым будет развиваться эта сфера. Сделать это нетрудно, если серьезно отнестись к критическим замечаниям и предостережениям экспертов от НКО, хорошо знакомых с «подводными камнями» в данной области. В последнем законопроекте о добровольцах (волонтерах) таких камней немало, они названы по именам, но субъекты законодательной инициативы их в упор не видят.
Волонтеры. Фото со страницы Марафона «РУСАЛ» «ВКонтакте»
Современное добровольческое и волонтерское движение, конечно же, нуждается в регулировании, с этим никто не спорит, и вопрос о правовом решении этой проблемы стоит на повестке дня законодателей с 2013 года. Но уж очень непривычен объект регулирования, стандартные подходы для него не годятся, вопросов при обсуждении очередного законопроекта больше, чем ответов…
В пояснительной записке к законопроекту указано, что «задачей законопроекта является формирование единого подхода к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства)» и он «уравнивает понятия «волонтерство» и «добровольчество», что позволит устранить сложившиеся к настоящему времени противоречия между рядом нормативных правовых актов в этой сфере». Уравнивание происходит очень просто: авторы ставят между понятиями знак равенства (взмах волшебной палочки), объявляют их тождественными, и – о чудо! – все расхождения, все нестыковки, над которыми эксперты бьются с 2013 года, якобы исчезают.
Однако, сколько ни повторяй слово «халва», во рту сладко не станет. Та же история с добровольцами и волонтерами: сколько ни прячь волонтеров в скобки, разница между ними и добровольцами сохраняется. Собственно, своим появлением в 2007 году термин «волонтер» обязан именно необходимости зафиксировать его отличие от термина «доброволец», а заодно и дистанцироваться от благотворительной деятельности (см. ФЗ от 01.12.2007 №310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года…»). В действующем законодательстве определения терминов «доброволец» и «волонтер» закреплены в разных федеральных законах и имеют два существенных отличия, которые не могут исчезнуть только потому, что понятия объявили тождественными:
1) сфера деятельности. Добровольцы осуществляют свою деятельность в сфере благотворительности, волонтеры действуют исключительно в сфере физической культуры и спорта (за редким исключением, возможным при соблюдении определенных жестких ограничений);
2) безвозмездность деятельности . Деятельность «добровольца» полностью безвозмездна, это соответствует таким принципам благотворительной деятельности, как бескорыстность и безвозмездность. Деятельность «волонтера» исключает возможность предоставления ему денежного вознаграждения, однако про другие формы вознаграждения закон умалчивает, следовательно, неденежные компенсации теоретически возможны. Это противоречит принципам благотворительной деятельности и не позволяет волонтерам этой деятельностью заниматься.
Внесенный законопроект, добиваясь равенства между добровольцами и волонтерами, идет на прямое нарушение принципов бескорыстности и безвозмездности, предлагая закрепить право добровольца «получать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, поддержку в форме бесплатного, льготного или внеочередного получения услуг, предоставляемых государственными или муниципальными учреждениями и организациями» (п. 5 ч. 1 проектируемой статьи 17.1).
Таким образом, техническое отождествление терминов «доброволец» и «волонтер», которое предлагает законопроект, не устраняет противоречий, а добавляет новых, что может привести к появлению двух институтов с различным правовым статусом и разным правовым регулированием, но… с идентичным названием.
Кстати, существующее разделение терминов «доброволец» и «волонтер» вполне позволяет применять на практике нормы, регулирующие правовой статус этих разных институтов. Никакой нужды объявлять эти термины тождественными нет. Конечно, на бытовом уровне, в СМИ и на уровне органов власти (мероприятия, программы, переписка) они часто взаимозаменяются, но это же не повод для внесения изменений в закон. И уж точно не критерий четкости правовой базы.
Законопроект предлагает распространить благотворительную деятельность на профессиональный спорт, по действующему закону это исключено.
Что такого необыкновенного случилось за последнее время с профессиональным спортом, что ему вдруг на равных с детской дворовой командой понадобилось содействие благотворителей (не путать со спонсорами!), авторы законопроекта умолчали. А ведь это изменение в корне противоречит сути благотворительной деятельности, потому что «профессиональные спортивные соревнования» и «профессиональный спорт», по факту, являются предпринимательской деятельностью (см. п.п.10.3, 11 ст. 2 ФЗ от 04.12.07 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Согласно действующему законодательству, добровольческая деятельность может осуществляться исключительно в рамках благотворительной деятельности, как наиболее соответствующей самой природе добровольчества. Авторы нового законопроекта, похоже, усомнились в этом и предлагают новое определение термина «добровольческая (волонтерская) организация», дополнив перечень некоммерческих организаций, которые могут заниматься благотворительной деятельностью, автономными некоммерческими организациями (АНО) и ассоциациями (союзами). Но ни для кого не секрет – уж для юристов-то точно, – что ни АНО, ни ассоциации, ни союзы для благотворительной деятельности не предназначены и не могут ею заниматься. Эксперты не раз и не два обращали внимание на эту ошибку в предыдущих законопроектах, но авторы опять включают в проектируемую норму АНО и ассоциации (союзы). Зачем? Непонятно.
Равно как непонятно и то, куда делась прямая оговорка относительно политических партий, которые тоже не могут быть добровольческими (волонтерскими) организациями. Любопытно, что на стадии общественного обсуждения законопроекта на портале regulation.gov.ru данная оговорка была , но в тексте законопроекта, внесенном на рассмотрение Думы, ее нет. Оговорку в Думу не взяли! Из этого следует, что запрета нет и что политическим партиям можно привлекать добровольцев (волонтеров). Какие перспективы открываются! Вот только не имеют они отношения ни к благотворительности, ни к сфере физической культуры и спорта. И это еще одно очень серьезное противоречие действующему законодательству.
Законопроект предлагает определение «организатора добровольческой (волонтерской) деятельности», которое практически совпадает с термином «добровольческая (волонтерская) организация». Разница лишь в том, что организацией могут быть только НКО, а организатором – граждане (т.е. физические лица), любые организации (как некоммерческие, так и коммерческие), органы государственной власти и местного самоуправления.
При этом никаких отличий в деятельности организации и организатора нет: и те, и другие привлекают добровольцев (волонтеров) на постоянной или временной основе, и те, и другие имеют право руководить их деятельностью.
Честно говоря, допуск коммерческих организаций к организации добровольческой и волонтерской деятельности – это уже не минус, а настоящая мина (!), кстати не очень замедленного действия. Похоже, что авторы законопроекта совершенно забыли о том, что основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли, а это совсем не по пути с добровольцами. Более того – это порождает серьезные риски злоупотреблений, в частности при оформлении в качестве добровольцев фактических работников организации и уклонении от уплаты налогов и сборов с фонда заработной платы.
Кроме того, авторы документа, судя по всему, упустили из виду, что деятельность коммерческих организаций так же, как и деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (которые также любезно приглашены в число организаторов добровольцев), не направлена на достижение общественно полезных целей. И коммерческие организации, и органы власти разных уровней решают другие задачи - тоже важные, но другие, в связи с чем требует доработки ч. 4 проектируемой статьи 17.1.
Но и это еще не все. В качестве «вишенки на торт» реформа допускает оказание государственной поддержки «организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности», в том числе и коммерческим организациям, органам государственной власти и местного самоуправления… Какие перспективы грозят открыться! Правда, формы поддержки в законопроекте пока не конкретизируются, но это уже не принципиально.
И, наконец, последняя, на первый взгляд не особо заметная, но очень важная, даже знаковая деталь. В тексте законопроекта используется терминология, неприменимая к сфере добровольчества, а именно термин «труд» (см ч.7 ст.5, п.7 ч.1 проектируемой статьи 17.1). В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 15), трудовые отношения априори являются возмездными, поэтому не могут быть применены к деятельности гражданина в качестве добровольца.
Принятие документа в текущей редакции приведет к «огосударствлению» сферы добровольчества, породит возможности для злоупотреблений правом и коррупции и, в конечном счете, дискредитирует добровольчество как вид благотворительной деятельности. По действующему законодательству, привлекать добровольцев могут только НКО, и это не случайно. Любая попытка эксплуатации добровольцев, тем более с опорой на закон, очень быстро обнулит тот самый «колоссальный социальный потенциал», который, по словам Президента РФ, обязательно должен быть востребован.
О какой четкой правовой базе деятельности НКО может идти речь, когда, согласно законопроекту, организатором добровольческой деятельности может стать любой, кому вздумается, будь то физическое или юридическое лицо, или даже какая-то политическая партия! Где гарантии, что они не будут использовать добровольцев и волонтеров в своих личных интересах? Нет таких гарантий в законопроекте. Зато есть многочисленные отступления от действующего законодательства, которые объективно ведут к ухудшению ситуации в сфере добровольчества.
Получается, что в результате требования президента о необходимости снять все барьеры для развития добровольчества авторы документа сняли барьеры для всех, кто хочет иметь доступ к этому святому делу. Безотносительно намерений, которыми руководствуются желающие руководить добровольцами и волонтерами.
Сейчас в волонтерских и добровольческих проектах участвует много молодежи, школьников и студентов. Без сомнений, их привлекает «бескорыстное и искреннее служение благородным и созидательным целям», однако в правовом отношении молодежь зачастую беззащитна. Поэтому задача законодателей – не хлопотать об интересах тех, кто хочет организовывать, руководить и получать господдержку за добровольцев и волонтеров, а беспокоиться о том, чтобы молодежь всегда имела возможность и условия, чтобы направить свою энергию действительно на эти самые «благородные и созидательные цели».
Василий Романец - эксперт Ассоциации «Юристы за гражданское общество» . Ассоциация оказывает правовую поддержку и содействие всем некоммерческим организациям России. Некоммерческое партнерство профессиональных юристов существует с 2006 года в Москве, сейчас ассоциация работает по всей России.
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн
/ Учет запасов Нормативно-справочная информация: подсистема учета запасовВсю нормативно-справочную информацию, которая используется для отображения операций с запасами, можно условно поделить на две группы:Объекты аналитического учета операций с запасами