Законодательство о волонтёрстве. Что нужно знать? Добровольчество на «дядю»? Пять минусов законопроекта о волонтерстве Федеральный закон о волонтерстве статьи

15.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Москва. 26 января. сайт - Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем окончательном чтении закон, регулирующий добровольческую деятельность в России.

Цель принятого закона - формирование единого подхода к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства). Законопроектом "уравниваются понятия "волонтерство" и "добровольчество", что позволит устранить противоречие между рядом правовых актов в этой сфере", - говорится в сопроводительных документах.

Закон определяет статус волонтерских организаций, организаторов волонтерской деятельности и волонтеров, закрепляются требования, которым должны соответствовать такие организации и лица.

Так, согласно закону, добровольцы (волонтеры) определяются как физические лица, добровольно осуществляющие благотворительную деятельность в общественно полезных целях, либо участвующие в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий.

Председатель профильного комитета Госдумы по развитию гражданского общества, общественным и религиозным организациям Сергей Гаврилов отметил, что законопроект устанавливает правовые условия и открывает новые возможности для осуществления добровольческой деятельности.

По его словам, закон определяет новые полномочия федеральных органов исполнительной власти - разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) РФ, содержащих мероприятия, направленные на поддержку волонтерства, участие в формировании единой информационной системы в сфере развития волонтерства, оказание поддержки таким организациям, в том числе по взаимодействию с госучреждениями, социально ориентированным НКО.

"Важно, что предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества(волонтерства) осуществляется добровольно", - отметил Гаврилов.

Он добавил, что благодаря принятию этого законопроекта добровольцам в рамках госпрограмм будет обеспечено "питание, приобретение специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплата проезда до места назначения и обратно, уплата страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности".

Волонтеры религиозных организаций

Законопроект также прописывает положение, согласно которому "законодательство о благотворительной деятельности не распространяется на деятельность граждан, направленную на безвозмездное добровольное участие в организации богослужений и иных религиозных обрядов (церемоний), совершаемых религиозными объединениями".

Гаврилов пояснил, что сохраняется отделение церкви от государства в вопросе привлечения волонтеров для обеспечения богослужебной деятельности. При этом в вопросе социального служения церковные волонтерские организации смогут пользоваться всеми правами и господдержкой, предусмотренными в законодательстве, как и любые другие волонтеры. Такое правило будет действовать в отношении всех конфессий.

"Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций будут определяться федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях". Русская православная церковь, а также религиозные организации других традиционных конфессий станут полноправными субъектами добровольческой деятельности и смогут получать поддержку в рамках волонтерских госпрограмм, и закон при этом никак не ущемит их деятельность", - сказал Гаврилов.

Он отметил, что в ходе рассмотрения законопроекта была принята поправка, согласно которой религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями будут вправе на законных основаниях привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.

Религиозные организации будут вправе заключать с добровольцами гражданско-правовые договоры о волонтерской деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение волонтерами работ и оказание ими услуг, отметил он. При этом существенным условием такого договора станет соблюдение внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора.

"Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности", - сказал он.

"Такая добровольческая (волонтерская) деятельность не будет регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, волонтерскими организациями. Данные изменения нашли поддержку со стороны представителей религиозных организаций России, в частности, юридической службы Московской Патриархии", - пояснил Гаврилов.

Такие изменения, по словам Гаврилова, позволят сохранить религиозным организациям свою свободу в ходе осуществления своей духовной, богослужебной и церковно-пастырской деятельности.

«Волонтерство — это тонкая материя, которая, с одной стороны, не должна регулироваться государством, поскольку это касается доброй воли человека. С другой стороны, мы видим необходимость регулирования деятельности людей в особых ситуациях, когда речь идет о работе в больницах, реставрационных работах, тушении пожаров, спасении людей, где личная жизнь одного человека пересекается с личной жизнью другого», — отметил Метелев.

«Мы проводили исследование и выяснили, что половина россиян выбирает слово „волонтер“, другая половина — „доброволец“, и разделять эти сообщества нелогично, поэтому в законе эти понятия унифицируются» — рассказал член ОП РФ.

«Раньше человек мог прийти, например, в региональное министерство культуры, запросить поддержку интересного проекта, а ему отвечали, что организация не занимается обозначенной темой. Сейчас же любой орган власти может вводить свои программы поддержки, выделять деньги, создавать условия для миллионов гражданских активистов в нашей стране, потому что закон дает им такие полномочия», — пояснил он.

Для добровольцев создается «Единая информационная система». Она представляет из себя интернет-ресурс (сайт), где может зарегистрироваться любой человек, желающий участвовать в социальных проектах и мероприятиях.

Система уже работает. Ее основная цель — обеспечение баланса между спросом и предложением на волонтерскую работу в России. Тем, кто нуждается в тех или иных услугах (музеям, школам, библиотекам, больницам, детским домам, приютам для животных), она предоставляет возможность сформулировать запрос на волонтерскую помощь в конкретных, количественно и качественно измеримых объемах, а волонтеры, в свою очередь, получают информацию о том, чем они могут быть полезны своему городу или поселку. «Человек буквально за два клика может стать волонтером, не проходя никаких дополнительных инстанций и не собирая справок», — говорит Артем Метелев, — «Буквально несколько дней назад в системе зарегистрировался стотысячный пользователь, и количество регистраций постоянно растет».

Кроме того, система как главный волонтерский интернет-ресурс страны будет содержать аналитические и статистические данные, которые дадут организаторам возможность видеть работу добровольческого движения в цифрах и фактах, и это, в свою очередь, позволит грамотно и обосновано корректировать государственную политику в этой области. «Таким образом, если мы видим, что люди больше интересуются сферой здравоохранения, значит, следует обратить на это внимание и создать условия для такого труда. Подобного рода данные позволят нам повышать эффективность волонтерской работы», — отметил член ОП РФ.

Как сообщил Артем Метелев, любой волонтер может зайти на сайт, сформулировать вопрос или проблему и найти типовой ответ. Если же быстрый ответ не найден, ресурс предоставляет возможность отправить специальный запрос. «После этого на защиту волонтера встает вся система, которая выстраивается в стране. С ним свяжутся коллеги из региона, отвечающие за Единую информационную систему. При необходимости к решению проблемы подключится региональная Общественная палата или тот орган власти, который отвечает за волонтерство. Таким образом, мы можем оперативно реагировать на проблемы, постепенно сводя их на нет и создавая добровольцам комфортные условия труда», — добавил он.

Правила будут в том числе определять, что должна предпринять конкретная волонтерская организация для получения возможности работать в том или ином учреждении, какие справки и документы могут затребовать у организаторов, а чего требовать не имеют права. «Это документ, который содержит простые и понятные правила игры, которые не будут меняться», — подчеркнул Артем Метелев.

С 1 мая вступил в силу закон о добровольчестве (волонтерстве). Документ призван обеспечить более четкое взаимодействие между волонтерами, организаторами добровольческого движения, теми, кто нуждается в помощи добровольцев, и органами власти. Закон также повысит правовую защищенность волонтеров.

По словам члена ОП РФ, председателя совета Ассоциации волонтерских центровАртема Метелева, работа над законом шла на протяжении 6 лет. В разных вариантах он предлагался членам Совета Федерации, Государственной думы, общественным организациям. В итоге финальная версия, которая вступила в силу 1 мая, стала консолидирующим проектом, который устраивает все стороны.

«Волонтерство - это тонкая материя, которая, с одной стороны, не должна регулироваться государством, поскольку это касается доброй воли человека. С другой стороны, мы видим необходимость регулирования деятельности людей в особых ситуациях, когда речь идет о работе в больницах, реставрационных работах, тушении пожаров, спасении людей, где личная жизнь одного человека пересекается с личной жизнью другого», - отметил Метелев.

Он сообщил, что закон отвечает на ряд важных вопросов, в первую очередь, о статусе добровольца, его правах и обязанностях. Документ устанавливает такие понятия, как «волонтер» и «организатор волонтерской деятельности», таким образом, определяя субъекты, для которых можно будет вводить меры поддержки и создавать условия труда.

«Мы проводили исследование и выяснили, что половина россиян выбирает слово „волонтер“, другая половина - „доброволец“, и разделять эти сообщества нелогично, поэтому в законе эти понятия унифицируются» - рассказал член ОП РФ.

По мнению Артема Метелева, ключевым аспектом нового закона является расширение полномочий органов власти всех уровней.

«Раньше человек мог прийти, например, в региональное министерство культуры, запросить поддержку интересного проекта, а ему отвечали, что организация не занимается обозначенной темой. Сейчас же любой орган власти может вводить свои программы поддержки, выделять деньги, создавать условия для миллионов гражданских активистов в нашей стране, потому что закон дает им такие полномочия», - пояснил он.

Согласно закону, у органов власти появилась возможность поддерживать организаторов волонтерской деятельности, в том числе в виде компенсации затрат и страхования. Аналогичную поддержку организаторы могут оказывать добровольцам. Ранее такие действия могли предприниматься лишь на основании гражданско-правового договора.

Для добровольцев создается «Единая информационная система». Она представляет из себя интернет-ресурс (сайт), где может зарегистрироваться любой человек, желающий участвовать в социальных проектах и мероприятиях.

Система уже работает. Ее основная цель - обеспечение баланса между спросом и предложением на волонтерскую работу в России. Тем, кто нуждается в тех или иных услугах (музеям, школам, библиотекам, больницам, детским домам, приютам для животных), она предоставляет возможность сформулировать запрос на волонтерскую помощь в конкретных, количественно и качественно измеримых объемах, а волонтеры, в свою очередь, получают информацию о том, чем они могут быть полезны своему городу или поселку. «Человек буквально за два клика может стать волонтером, не проходя никаких дополнительных инстанций и не собирая справок», - говорит Артем Метелев, - «Буквально несколько дней назад в системе зарегистрировался стотысячный пользователь, и количество регистраций постоянно растет».

Кроме того, система как главный волонтерский интернет-ресурс страны будет содержать аналитические и статистические данные, которые дадут организаторам возможность видеть работу добровольческого движения в цифрах и фактах, и это, в свою очередь, позволит грамотно и обосновано корректировать государственную политику в этой области. «Таким образом, если мы видим, что люди больше интересуются сферой здравоохранения, значит, следует обратить на это внимание и создать условия для такого труда. Подобного рода данные позволят нам повышать эффективность волонтерской работы», - отметил член ОП РФ.

Общественник также рассказал о создании «единого окна», предназначенного для оказания помощи гражданам, которые столкнулись с проблемами в рамках своей гражданской активности. «Единое окно» создано по поручению председателя оргкомитета Года Добровольца Сергея Кириенко.

Как сообщил Артем Метелев, любой волонтер может зайти на сайт, сформулировать вопрос или проблему и найти типовой ответ. Если же быстрый ответ не найден, ресурс предоставляет возможность отправить специальный запрос. «После этого на защиту волонтера встает вся система, которая выстраивается в стране. С ним свяжутся коллеги из региона, отвечающие за Единую информационную систему. При необходимости к решению проблемы подключится региональная Общественная палата или тот орган власти, который отвечает за волонтерство. Таким образом, мы можем оперативно реагировать на проблемы, постепенно сводя их на нет и создавая добровольцам комфортные условия труда», - добавил он.

После вступления закона в силу общественникам предстоит большая работа по налаживанию взаимодействия органов власти и организаторов волонтерского движения. В первую очередь, речь идет об уточнении правил работы в области здравоохранения, а также социальной защиты. Именно эти сферы деятельности добровольцев приняты в качестве тестовых на текущий год.

Правила будут в том числе определять, что должна предпринять конкретная волонтерская организация для получения возможности работать в том или ином учреждении, какие справки и документы могут затребовать у организаторов, а чего требовать не имеют права. «Это документ, который содержит простые и понятные правила игры, которые не будут меняться», - подчеркнул Артем Метелев.

В сентябре текущего года Общественная палата РФ планирует провести мониторинг правоприменения нового закона, проконтролировать ход его реализации, определить позитивные и негативные изменения, с тем чтобы составить планы дальнейшего развития добровольческого движения в России.

Вносит: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Проект: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ (ВОЛОНТЕРСТВЕ)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), включая основные принципы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности, ее цели и задачи, основные формы, виды и порядок ее осуществления, а также меры по поддержке добровольчества (волонтерства).

2. Отдельные добровольческие (волонтерские) акции, осуществляемые на основе семейных, дружеских или добрососедских отношений, не являются предметом регулирования настоящего Федерального закона.

3. Особенности осуществления отдельных видов добровольческой (волонтерской) деятельности могут устанавливаться иными федеральными законами.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

добровольчество (волонтерство) – совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера);

добровольческая (волонтерская) деятельность – добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);

доброволец (волонтер) – физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);

получатель помощи добровольца (волонтера)– физическое лицо, юридическое лицо, социальная группа, общество в целом, которые нуждаются в помощи добровольцев (волонтеров) и в интересах которых осуществляется добровольческая (волонтерская) деятельность;

добровольческая (волонтерская) организация – социально ориентированная некоммерческая организация, осуществляющая добровольческие (волонтерские) программы и проекты, привлекающая к своей деятельности добровольцев (волонтеров), от имени и по поручению которой действует доброволец (волонтер);

добровольческое (волонтерское) объединение – объединение граждан, созданное для решения определенных социальных задач посредством осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

координатор добровольцев (волонтеров) – ответственное лицо в добровольческой (волонтерской) организации, отвечающее за привлечение добровольцев (волонтеров), организацию их работы и координацию их деятельности;

добровольческая (волонтерская) программа – комплекс мероприятий, направленных на решение социально значимых задач, реализуемый с использованием труда добровольцев (волонтеров);

добровольческая (волонтерская) акция – разовое мероприятие, направленное на решение социально значимых задач, участниками которого являются добровольцы (волонтеры);

личная книжка добровольца (волонтера) – документ установленной формы, которым подтверждается деятельность физического лица в качестве добровольца (волонтера);

информационная сеть добровольчества (волонтерства) – открытый информационный ресурс, созданный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и включающий в себя возможности ведения электронных дневников и создания виртуальных сообществ, а также механизмы продвижения общих ценностей для содействия добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 3. Основные принципы добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

1) безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев (волонтеров);

2) свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности;

3) гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;

5) равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности;

7) безопасности для своей жизни и жизни окружающих;

8) равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.

2. Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.

3. Добровольческая (волонтерская) деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.

Статья 4. Цели и задачи добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Целями добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

1) оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней;

2) безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов;

3) формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе.

2. К задачам добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

    1. помощь государству в решении его социальных задач;
    2. помощь гражданам в овладении навыками оказания первой помощи, основами безопасности жизнедеятельности, экозащиты, социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения, стимулирование профессиональной ориентации;
    3. получение гражданами навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;
    4. подготовка кадрового резерва добровольцев (волонтеров);
    5. формирование механизмов вовлечения граждан в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни населения;
    6. развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого (волонтерского) труда молодежи.

Статья 5. Основные формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности

  1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться в форме:

1) индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности;

2) добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;

3) добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) организацию.

2. Основными видами добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

1) оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;

2) участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий;

3) участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий;

4) участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры;

5) участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций;

6) участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга;

7) ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний;

8) участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий;

9) участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;

10) иная добровольческая (волонтерская) деятельность.

Глава 2. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 6. Уполномоченный орган

1. Уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий поддержку и стимулирование добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации и иные полномочия в области добровольческой (волонтерской) деятельности, установленные статьей 7 настоящего Федерального закона. Уполномоченный орган определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия уполномоченного органа

  1. К полномочиям уполномоченного органа относятся:
  2. формирование и реализация государственной политики в области поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности;
  3. разработка программ развития и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации;
  4. оказание имущественной, организационной, информационной, методической и консультационной поддержки добровольцам (волонтерам) и добровольческим (волонтерским) организациям;
  5. регистрация добровольцев (волонтеров), выпуск личных книжек добровольцев (волонтеров) и ведение общероссийского реестра добровольцев (волонтеров);
  6. организация электронной упрощенной регистрации добровольцев (волонтеров);
  7. ведение реестра добровольческих (волонтерских) вакансий;
  8. организация информационной сети добровольчества (волонтерства).
  9. В целях реализации своих полномочий уполномоченный орган проводит заседания, рабочие совещания, конференции, обучающие семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, информация о которых размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  10. Уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» реестр добровольческих (волонтерских) вакансий, а также краткую информацию о добровольцах (волонтерах) (фамилия, имя, отчество и присвоенный добровольцу (волонтеру) персональный идентификационный номер).
  11. По представлению добровольческих (волонтерских) организаций уполномоченный орган может проводить награждение наиболее отличившихся добровольцев (волонтеров).

Статья 8. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Организатором добровольческой (волонтерской) деятельности могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организационные комитеты и другие организации, привлекающие для реализации своих функций добровольцев (волонтеров) самостоятельно либо через добровольческие (волонтерские) организации.

2. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности:

  1. участвует в реализации добровольческих (волонтерских) программ;
  2. размещает в информационной сети добровольчества (волонтерства) сведения о добровольческих (волонтерских) вакансиях, имеющихся у организатора добровольческой (волонтерской) деятельности;
  3. создает добровольцам (волонтерам) необходимые условия для выполнения добровольческой (волонтерской) деятельности;
  4. в случае самостоятельного привлечения добровольцев (волонтеров) осуществляет записи в личную книжку добровольца (волонтера) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров).

3. Привлекать добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, являющийся органом государственной власти. В этом случае организатор добровольческой (волонтерской) деятельности обязан застраховать жизнь и здоровье добровольцев (волонтеров) в порядке и на условиях, установленных законодательством для обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих.

Статья 9. Добровольческая (волонтерская) организация

  1. Добровольческая (волонтерская) организация реализует добровольческие (волонтерские) программы и проекты совместно с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, другими добровольческими (волонтерскими) организациями или самостоятельно.
  2. Добровольческая (волонтерская) организация разрабатывает и проводит добровольческие (волонтерские) акции.
  3. Добровольческая (волонтерская) организация привлекает добровольцев (волонтеров) из общероссийского реестра добровольцев (волонтеров) или ведет свой реестр добровольцев (волонтеров).
  4. Добровольческая (волонтерская) организация проводит инструктаж добровольцев (волонтеров), назначает координатора добровольцев (волонтеров), который осуществляет деятельность в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.
  5. В случае привлечения для реализации своих функций добровольцев (волонтеров) добровольческая (волонтерская) организация делает записи в личных книжках добровольцев (волонтеров) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров).
  6. Добровольческая (волонтерская) организация для более квалифицированного выполнения добровольческой (волонтерской) деятельности имеет право привлекать организации, осуществляющие образовательную деятельность, для проведения обучения добровольцев (волонтеров), проводить специальные семинары, слушания, рабочие встречи, слеты добровольцев (волонтеров).
  7. Добровольческая (волонтерская) организация представляет кандидатуры для награждения наиболее отличившихся добровольцев (волонтеров).
  8. Добровольческая (волонтерская) организация выдает спецодежду и возмещает расходы добровольца (волонтера) на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочие затраты в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором.

Статья 10. Координатор добровольцев (волонтеров)

  1. Координатор добровольцев (волонтеров) назначается добровольческой (волонтерской) организацией, ответственной за реализацию добровольческой (волонтерской) программы, проекта или акции, из числа членов добровольческой (волонтерской) организации.
  2. В случае работы в зонах чрезвычайных ситуаций координатор добровольцев (волонтеров) руководствуется законодательством Российской Федерации, включая нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  3. Координатор добровольцев (волонтеров) инструктирует добровольцев (волонтеров), распределяет работу между ними, определяет место и объем работ каждого добровольца (волонтера), контролирует выполнение ими работы.
  4. Координатор добровольцев (волонтеров) взаимодействует непосредственно с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и с иными добровольческими (волонтерскими) организациями.

Статья 11. Права и обязанности добровольца (волонтера)

1. Доброволец (волонтер) имеет право на:

1) свободный выбор своего участия в осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;

2) свободное прекращение добровольческой (волонтерской) деятельности в любое время, если иное не предусмотрено гражданско-правовым договором, заключенным между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией;

3) получение достоверной информации о целях, задачах и содержании добровольческой (волонтерской) деятельности, об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, о добровольческой (волонтерской) организации, об их руководстве, принципах деятельности и организационном устройстве;

4) участие в информационных и образовательных программах и иных мероприятиях, организуемых, инициируемых или рекомендуемых для качественного осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

5) получение спецодежды и возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочих затрат в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором;

6) получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организации рекомендательных писем, а также на внесение записей в личную книжку добровольца (волонтера) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров);

7) сохранение конфиденциальности персональных данных и иных сведений, переданных организатору добровольческой (волонтерской) деятельности;

8) замену производственной (ознакомительной) практики добровольческой (волонтерской) деятельностью при условии подтверждения выполнения работ записью в личной книжке добровольца (волонтера) либо иным документом;

9) обязательное страхование в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях;

10) получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности подарков в натуральной форме, стоимость которых не должна превышать установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах размер.

2. Доброволец (волонтер) обязан:

1) добросовестно выполнять задания, полученные от координатора добровольцев (волонтеров), а по завершении работы уведомить координатора добровольцев (волонтеров) о ее выполнении;

2) при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности соблюдать требования, установленные настоящим Федеральным законом, а также нормы, регулирующие осуществление определенного вида добровольческой (волонтерской) деятельности, с которыми доброволец (волонтер) должен быть ознакомлен координатором добровольцев (волонтеров);

3) соблюдать требования охраны труда, не причинять своей деятельностью вреда третьим лицам и окружающей среде;

4) соблюдать конфиденциальность информации, к которой доброволец (волонтер) имеет доступ в процессе добровольческой (волонтерской) деятельности;

5) не передавать исполнение своих обязанностей по осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности иным лицам без согласия координатора добровольцев (волонтеров);

6) бережно относиться к материальным ресурсам и оборудованию, переданным ему в процессе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, и возвратить их по окончании работы.

Статья 12. Правовые условия осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности

  1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться физическими лицами, как зарегистрированными, так и не зарегистрированными в качестве добровольцев (волонтеров).
  2. Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется на добровольной основе уполномоченным органом в соответствии с установленными им правилами.
  3. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться как на основе гражданско-правового договора, заключаемого между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией, так и без заключения такового.
  4. Указанный в части 3 настоящей статьи гражданско-правовой договор должен быть заключен в письменной форме в случае, если организатором добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организацией предусмотрена выдача добровольцам (волонтерам) спецодежды и/или возмещение расходов добровольца (волонтера) на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочих затрат.
  5. Указанный в части 3 настоящей статьи гражданско-правовой договор заключается с лицами, достигшими 18 лет. Он может заключаться с лицами, достигшими возраста 16 лет и объявленными полностью дееспособными в соответствии с порядком, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. Лица, достигшие возраста 14 лет, могут заключать указанный договор с письменного согласия своих законных представителей.
  6. Права и обязанности добровольца (волонтера) в его отношениях с третьими лицами могут быть определены в доверенности, выдаваемой организатором добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 13. Добровольческая (волонтерская) деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность наравне с гражданами Российской Федерации. Такого рода деятельность на территории Российской Федерации не регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, не подлежит квотированию и не требует получения разрешения на работу.

2. Для иностранных граждан, вновь прибывающих на территорию Российской Федерации в качестве добровольцев (волонтеров), Федеральным законом может быть установлен особый, упрощенный порядок получения визы.

Статья 14. Порядок регистрации добровольцев (волонтеров) уполномоченным органом

  1. Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется путем заполнения электронной заявки на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»(далее – заявка).
  2. По итогам заполнения заявки добровольцу (волонтеру) автоматически присваивается идентификационный номер добровольца (волонтера).
  3. Форма заявки разрабатывается уполномоченным органом.
  4. На основании полученной информации уполномоченный орган ведет общероссийский реестр добровольцев (волонтеров).
  5. Все сведения, содержащиеся в общероссийском реестре добровольцев (волонтеров), являются персональными данными и не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  6. Обработка сведений, включенных в общероссийский реестр добровольцев (волонтеров), в том числе хранение, уточнение (обновление, изменение), распространение, уничтожение, осуществляются уполномоченным органом на основании заявления добровольца (волонтера), подаваемого в электронной форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

Статья 15. Личная книжка добровольца (волонтера)

  1. Личная книжка добровольца (волонтера), наряду с общероссийским реестром добровольцев (волонтеров), предназначена для учета добровольцев (волонтеров) и содержит сведения о деятельности добровольца (волонтера), его поощрениях и дополнительной подготовке.
  2. Форма личной книжки добровольца (волонтера) утверждается уполномоченным органом.
  3. Личная книжка добровольца (волонтера) выдается органом, определенным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на основании письменного заявления и идентификационного номера добровольца (волонтера), содержащегося в общероссийском реестре добровольцев (волонтеров).
  4. Личная книжка добровольца (волонтера) оформляется на русском языке. В случае установления республикой, находящейся в составе Российской Федерации, своего государственного языка (государственных языков) за счет средств бюджета этой республики может быть изготовлена и включена в личную книжку добровольца (волонтера) дополнительная страница, на которой сведения о личности добровольца (волонтера) дублируются на государственном языке (государственных языках) этой республики.
  5. Личная книжка добровольца (волонтера) должна иметь идентификационную серию и номер, а также систему защиты от несанкционированного изготовления и подделки.

Статья 16. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности

При разработке и реализации в соответствии с настоящим Федеральным законом программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности могут быть предусмотрены следующие меры:

  1. материально-техническое обеспечение и субсидирование добровольческих (волонтерских) организаций и организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, не являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями;
  2. полное или частичное освобождение добровольцев (волонтеров) от оплаты государственных или муниципальных услуг в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  3. полное или частичное освобождение организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, не являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, и добровольческих (волонтерских) организаций от оплаты использования государственного или муниципального имущества;
  4. финансирование на конкурсной основе добровольческих (волонтерских) программ, добровольческих (волонтерских) мероприятий и добровольческих (волонтерских) акций;
  5. предоставление первоочередного права покупки билетов на все виды транспорта при отправлении к месту осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;
  6. иные виды поддержки, не противоречащие законодательству.

Глава 3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 17. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

  1. формирование и осуществление государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;
  2. разработка и реализация федеральных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;
  3. мониторинг и анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей добровольческой (волонтерской) деятельности, корпоративных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности и результатов реализации таких программ;
  4. формирование механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества (волонтерства) в обществе;
  5. содействие развитию международного сотрудничества и обмена опытом в сфере добровольчества (волонтерства);
  6. разработка рекомендаций для учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, искусства и спорта по порядку привлечения добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров) к участию в осуществлении деятельности этих учреждений;
  7. иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

  1. участие в осуществлении государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;
  2. разработка механизмов поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности на региональном уровне;
  3. разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, включая осуществление поддержки массовых молодежных добровольческих (волонтерских) акций;
  4. выдача личной книжки добровольца (волонтера);

Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области добровольческой (волонтерской) деятельности

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

  1. участие в осуществлении государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности на муниципальном уровне;
  2. разработка механизмов поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности на муниципальном уровне;
  3. разработка и реализация муниципальных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, включая осуществление поддержки массовых молодежных добровольческих (волонтерских) акций на территории соответствующего муниципального образования;
  4. создание экономических (финансовых) условий обеспечения поддержки и развития добровольчества (волонтерства) на муниципальном уровне;
  5. иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Юрист Василий Романец - о том, кому развязывают руки формулировки внесенного в Госдуму законопроекта о добровольчестве (волонтерстве).

Перефразируя известное изречение, можно сказать: кто не хочет (или не хотел быть) добровольцем, у того нет сердца, а кто хочет (или хотел бы) заработать на добровольцах - у того нет совести. Желание конвертировать свою энергию в деньги или иной доход не предосудительно, но недопустимо там, где счастье не в деньгах и коммерция неуместна.

Президент РФ неоднократно обращал внимание на то, что добровольчество и волонтерство – это «прежде всего, бескорыстное и искреннее служение благородным и созидательным целям», имеющее колоссальный социальный потенциал, который должен быть обязательно востребован». Законодателям стоит не семь, а семьдесят раз отмерить, прежде чем установить правила, по которым будет развиваться эта сфера. Сделать это нетрудно, если серьезно отнестись к критическим замечаниям и предостережениям экспертов от НКО, хорошо знакомых с «подводными камнями» в данной области. В последнем законопроекте о добровольцах (волонтерах) таких камней немало, они названы по именам, но субъекты законодательной инициативы их в упор не видят.

Волонтеры. Фото со страницы Марафона «РУСАЛ» «ВКонтакте»

Современное добровольческое и волонтерское движение, конечно же, нуждается в регулировании, с этим никто не спорит, и вопрос о правовом решении этой проблемы стоит на повестке дня законодателей с 2013 года. Но уж очень непривычен объект регулирования, стандартные подходы для него не годятся, вопросов при обсуждении очередного законопроекта больше, чем ответов…

Минус первый – декларативный

В пояснительной записке к законопроекту указано, что «задачей законопроекта является формирование единого подхода к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства)» и он «уравнивает понятия «волонтерство» и «добровольчество», что позволит устранить сложившиеся к настоящему времени противоречия между рядом нормативных правовых актов в этой сфере». Уравнивание происходит очень просто: авторы ставят между понятиями знак равенства (взмах волшебной палочки), объявляют их тождественными, и – о чудо! – все расхождения, все нестыковки, над которыми эксперты бьются с 2013 года, якобы исчезают.

Однако, сколько ни повторяй слово «халва», во рту сладко не станет. Та же история с добровольцами и волонтерами: сколько ни прячь волонтеров в скобки, разница между ними и добровольцами сохраняется. Собственно, своим появлением в 2007 году термин «волонтер» обязан именно необходимости зафиксировать его отличие от термина «доброволец», а заодно и дистанцироваться от благотворительной деятельности (см. ФЗ от 01.12.2007 №310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года…»). В действующем законодательстве определения терминов «доброволец» и «волонтер» закреплены в разных федеральных законах и имеют два существенных отличия, которые не могут исчезнуть только потому, что понятия объявили тождественными:

1) сфера деятельности. Добровольцы осуществляют свою деятельность в сфере благотворительности, волонтеры действуют исключительно в сфере физической культуры и спорта (за редким исключением, возможным при соблюдении определенных жестких ограничений);

2) безвозмездность деятельности . Деятельность «добровольца» полностью безвозмездна, это соответствует таким принципам благотворительной деятельности, как бескорыстность и безвозмездность. Деятельность «волонтера» исключает возможность предоставления ему денежного вознаграждения, однако про другие формы вознаграждения закон умалчивает, следовательно, неденежные компенсации теоретически возможны. Это противоречит принципам благотворительной деятельности и не позволяет волонтерам этой деятельностью заниматься.

Внесенный законопроект, добиваясь равенства между добровольцами и волонтерами, идет на прямое нарушение принципов бескорыстности и безвозмездности, предлагая закрепить право добровольца «получать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, поддержку в форме бесплатного, льготного или внеочередного получения услуг, предоставляемых государственными или муниципальными учреждениями и организациями» (п. 5 ч. 1 проектируемой статьи 17.1).


Фото: волонтерыпобеды.рф

Таким образом, техническое отождествление терминов «доброволец» и «волонтер», которое предлагает законопроект, не устраняет противоречий, а добавляет новых, что может привести к появлению двух институтов с различным правовым статусом и разным правовым регулированием, но… с идентичным названием.

Кстати, существующее разделение терминов «доброволец» и «волонтер» вполне позволяет применять на практике нормы, регулирующие правовой статус этих разных институтов. Никакой нужды объявлять эти термины тождественными нет. Конечно, на бытовом уровне, в СМИ и на уровне органов власти (мероприятия, программы, переписка) они часто взаимозаменяются, но это же не повод для внесения изменений в закон. И уж точно не критерий четкости правовой базы.

Минус второй – спортивно-коммерческий

Законопроект предлагает распространить благотворительную деятельность на профессиональный спорт, по действующему закону это исключено.

Что такого необыкновенного случилось за последнее время с профессиональным спортом, что ему вдруг на равных с детской дворовой командой понадобилось содействие благотворителей (не путать со спонсорами!), авторы законопроекта умолчали. А ведь это изменение в корне противоречит сути благотворительной деятельности, потому что «профессиональные спортивные соревнования» и «профессиональный спорт», по факту, являются предпринимательской деятельностью (см. п.п.10.3, 11 ст. 2 ФЗ от 04.12.07 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Минус третий – организационно-партийный

Согласно действующему законодательству, добровольческая деятельность может осуществляться исключительно в рамках благотворительной деятельности, как наиболее соответствующей самой природе добровольчества. Авторы нового законопроекта, похоже, усомнились в этом и предлагают новое определение термина «добровольческая (волонтерская) организация», дополнив перечень некоммерческих организаций, которые могут заниматься благотворительной деятельностью, автономными некоммерческими организациями (АНО) и ассоциациями (союзами). Но ни для кого не секрет – уж для юристов-то точно, – что ни АНО, ни ассоциации, ни союзы для благотворительной деятельности не предназначены и не могут ею заниматься. Эксперты не раз и не два обращали внимание на эту ошибку в предыдущих законопроектах, но авторы опять включают в проектируемую норму АНО и ассоциации (союзы). Зачем? Непонятно.

Равно как непонятно и то, куда делась прямая оговорка относительно политических партий, которые тоже не могут быть добровольческими (волонтерскими) организациями. Любопытно, что на стадии общественного обсуждения законопроекта на портале regulation.gov.ru данная оговорка была , но в тексте законопроекта, внесенном на рассмотрение Думы, ее нет. Оговорку в Думу не взяли! Из этого следует, что запрета нет и что политическим партиям можно привлекать добровольцев (волонтеров). Какие перспективы открываются! Вот только не имеют они отношения ни к благотворительности, ни к сфере физической культуры и спорта. И это еще одно очень серьезное противоречие действующему законодательству.

Минус четвертый – коррупционный

Законопроект предлагает определение «организатора добровольческой (волонтерской) деятельности», которое практически совпадает с термином «добровольческая (волонтерская) организация». Разница лишь в том, что организацией могут быть только НКО, а организатором – граждане (т.е. физические лица), любые организации (как некоммерческие, так и коммерческие), органы государственной власти и местного самоуправления.

При этом никаких отличий в деятельности организации и организатора нет: и те, и другие привлекают добровольцев (волонтеров) на постоянной или временной основе, и те, и другие имеют право руководить их деятельностью.

Честно говоря, допуск коммерческих организаций к организации добровольческой и волонтерской деятельности – это уже не минус, а настоящая мина (!), кстати не очень замедленного действия. Похоже, что авторы законопроекта совершенно забыли о том, что основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли, а это совсем не по пути с добровольцами. Более того – это порождает серьезные риски злоупотреблений, в частности при оформлении в качестве добровольцев фактических работников организации и уклонении от уплаты налогов и сборов с фонда заработной платы.

Кроме того, авторы документа, судя по всему, упустили из виду, что деятельность коммерческих организаций так же, как и деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (которые также любезно приглашены в число организаторов добровольцев), не направлена на достижение общественно полезных целей. И коммерческие организации, и органы власти разных уровней решают другие задачи - тоже важные, но другие, в связи с чем требует доработки ч. 4 проектируемой статьи 17.1.

Но и это еще не все. В качестве «вишенки на торт» реформа допускает оказание государственной поддержки «организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности», в том числе и коммерческим организациям, органам государственной власти и местного самоуправления… Какие перспективы грозят открыться! Правда, формы поддержки в законопроекте пока не конкретизируются, но это уже не принципиально.

Минус пятый – терминологический

И, наконец, последняя, на первый взгляд не особо заметная, но очень важная, даже знаковая деталь. В тексте законопроекта используется терминология, неприменимая к сфере добровольчества, а именно термин «труд» (см ч.7 ст.5, п.7 ч.1 проектируемой статьи 17.1). В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 15), трудовые отношения априори являются возмездными, поэтому не могут быть применены к деятельности гражданина в качестве добровольца.

Принятие документа в текущей редакции приведет к «огосударствлению» сферы добровольчества, породит возможности для злоупотреблений правом и коррупции и, в конечном счете, дискредитирует добровольчество как вид благотворительной деятельности. По действующему законодательству, привлекать добровольцев могут только НКО, и это не случайно. Любая попытка эксплуатации добровольцев, тем более с опорой на закон, очень быстро обнулит тот самый «колоссальный социальный потенциал», который, по словам Президента РФ, обязательно должен быть востребован.

О какой четкой правовой базе деятельности НКО может идти речь, когда, согласно законопроекту, организатором добровольческой деятельности может стать любой, кому вздумается, будь то физическое или юридическое лицо, или даже какая-то политическая партия! Где гарантии, что они не будут использовать добровольцев и волонтеров в своих личных интересах? Нет таких гарантий в законопроекте. Зато есть многочисленные отступления от действующего законодательства, которые объективно ведут к ухудшению ситуации в сфере добровольчества.


Фото: волонтерский отряд «Пепел Чернобыля»

Получается, что в результате требования президента о необходимости снять все барьеры для развития добровольчества авторы документа сняли барьеры для всех, кто хочет иметь доступ к этому святому делу. Безотносительно намерений, которыми руководствуются желающие руководить добровольцами и волонтерами.

Сейчас в волонтерских и добровольческих проектах участвует много молодежи, школьников и студентов. Без сомнений, их привлекает «бескорыстное и искреннее служение благородным и созидательным целям», однако в правовом отношении молодежь зачастую беззащитна. Поэтому задача законодателей – не хлопотать об интересах тех, кто хочет организовывать, руководить и получать господдержку за добровольцев и волонтеров, а беспокоиться о том, чтобы молодежь всегда имела возможность и условия, чтобы направить свою энергию действительно на эти самые «благородные и созидательные цели».

Василий Романец - эксперт Ассоциации «Юристы за гражданское общество» . Ассоциация оказывает правовую поддержку и содействие всем некоммерческим организациям России. Некоммерческое партнерство профессиональных юристов существует с 2006 года в Москве, сейчас ассоциация работает по всей России.



Последние материалы сайта