Экспозиция завязка развитие действия кульминация развязка эпилог. Завязка – развитие, кульминация – развязка: сложности трактовки и понимания. Классическая теория сюжета. Элементы сюжета

02.08.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Еще со школьной скамьи нас учат незыблемой формуле «вступление-основная часть-заключение». Насколько важно автору помнить о структуре текста и нужно ли это вообще?

Не стоит писать наобум

Казалось бы, писательство - процесс творческий и не очень связанный с такими приземленными понятиями, как планирование, систематизация и структурирование. Но это не совсем так. Писателю нужно не только выплеснуть свои идеи на бумагу, ему нужно донести их до читателя. А форма, в которую мы облекаем мысли, напрямую влияет на их восприятие.

Если писать бездумно, то результат может оказаться непредсказуемым и лишенным логики. Традиционно выделяют пять элементов структуры литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Без завязки, кульминации и развязки сложно говорить о связном повествовании.


Значение элементов структуры

В экспозиции автор вводит нас в повествование, подает предысторию, показывает время и место действия, знакомит с героями. В завязке зарождается основной конфликт произведения, подготавливается почва для раскручивания сюжета. Здесь определяется ход и начинается раскрытие основной линии событий. Пропуск завязки равнозначен отказу поведать врачу о симптомах болезни в ожидании правильного диагноза. В развитии мы узнаём саму историю: обозначаются конфликты и противоречия, мы начинаем лучше понимать персонажей. К моменту кульминации всё достигает апогея: характеры героев проявляются ярко, конфликт накален до предела, события разворачиваются стремительно. Затем происходит ключевой поворот, который является определяющим для произведения.

В зависимости от количества сюжетных линий и замысла автора в произведении может несколько кульминаций, но доминировать среди них будет все-таки одна. Здесь уместно вспомнить о принципе золотого сечения, в соответствии с которым каждая часть целого относится к другой, как все целое к первой части. Этот принцип присутствует во всех видах искусства, в том числе и в литературе. Нет-нет, мы вовсе не призываем высчитывать количество знаков каждого элемента структуры, но эти элементы должны гармонично сочетаться друг с другом и с объемом всего произведения.

Развязка описывает события, которые происходят после того, как точка невозврата пройдена. Мы узнаём о дальнейшей судьбе героев, о тех последствиях, которые повлекли за собой события кульминации. Иногда развязка наступает вместе с кульминацией. Она может быть как прямым продолжением событий, так и внезапной и неожиданной, но все же связанной с предыдущими этапами повествования.

Если события книги продуманы и являются частью одной истории, тогда за ними интересно и просто следить, тогда читатель сможет сконцентрироваться и оценить ваш стиль и оригинальную идею, ему не придется судорожно перелистывать страницы в попытках вспомнить, почему герой оказался в такой ситуации и кто был тому виной.


Как это работает?

Не будем далеко ходить за примером, рассмотрим произведение, которое знают все: «Колобок». Сказки, кстати, очень наглядно иллюстрируют тот принцип структуризации, о котором мы говорили выше.

Какие события будут завязкой? Все, что произошло, пока Колобок не ушел от бабушки с дедушкой. Все встречи со зверями - это развитие, которое готовит нас к кульминации, которая наступает, когда Колобок попался Лисе. В этой сказке кульминация и развязка совпадают и заключаются в словах: «Лиса его - ам! - и съела».

Вот так на самом простом тексте можно посмотреть, как события связаны друг с другом и какие этапы есть у повествования.

В этой статье мы в общих чертах описали классическую сюжетную схему. Композиция, конечно, может быть разной - оригинальной, инновационной, провокационной, она может быть линейной, обратной, детективной, но она должна быть продуманной и логичной. И главное: она должна быть!

Иногда структура становится ярким художественным приемом. Например, «Игра в классики» Хулио Кортасара - самый известный антироман. Автором были задуманы разные схемы чтения романа, которые он сам описал в предисловии. Таким образом, в книге заключено несколько произведений, которые открываются читателю в зависимости от порядка глав. Стоит также вспомнить Набокова и его «Бледное пламя» - поэму из 999 строк с нелинейной структурой и несколькими вариантами прочтения.



С чего начать?

Перед началом работы сделайте несколько заметок о том, какие события будут в вашем произведении. Что будет в завязке, развитии, которое приведет к главному - кульминации, а затем обозначьте несколько основных пунктов развязки. Вам просто останется заполнить пробелы между обозначенными точками. Такая схема, как бы вы ее ни оформили, позволит вам всегда иметь перед глазами историю, которую вы задумали, но при этом вам не нужно все время удерживать ее в голове, что позволит сконцентрироваться непосредственно на творчестве.


В путь!

Мы часто говорим, что писательское дело не такое простое, что требуется много скрупулезной работы, чтобы облечь творческую мысль в красивую и понятную форму. Но на самом деле все эти знания призваны упростить жизнь писателя. Так и заранее обозначенная структура с набросками важных событий на каждом этапе позволит сосредоточиться именно на художественной составляющей. Поначалу будет трудно. Даже великим писательство не давалось легко: Гоголь, Толстой, Чехов по многу раз переделывали написанное. Но с практикой придет навык разрабатывать структуру быстро и просто. Так что не чурайтесь этой «черной» работы, она лишь дает основу продуктивной творческой деятельности.


Переходите в и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге!

Очень часто мне приходят письма с просьбой рассказать о тонкостях писательского ремесла. Вопросы задают разные:
Как сделать героев интересными? Как лучше выстроить сюжет? С чего начать произведение, чтобы оно сразу увлекло читателя? Какой финал предпочтительней – счастливый или, наоборот, трагический? И так далее.

В основном письма приходят от совсем юных начинающих писателей, поэтому я решила ответить на все вопросы, ориентируясь именно на эту аудиторию.

Давайте поговорим о том, как создаются увлекательные истории, но сразу предупрежу вас – в литературе существуют определённые правила, которым писатель должен следовать, если хочет, чтобы его творение имело успех.

Итак, приступим.
Перед вами чистый лист бумаги. И вы горите желанием сотворить нечто удивительное. С чего начать?

Прежде всего не думайте, что вдруг на вас снизойдёт озарение и ручка начнёт писать сама собой, выдавая гениальный текст строчку за строчкой. Муза (она же озарение) не приходит в пустую голову. Вы должны чётко знать, о чём хотите написать. В вашей голове уже должны созреть хотя бы наброски сюжета, иначе ничего не получится. Вы будете часами сидеть у пустого листа и пытаться «состряпать» хотя бы начало, думая, что дальше уж текст пойдёт сам собой, и сюжет выстроится в процессе написания. Это большая ошибка. Ничего не пойдёт и ничего не выстроится!

Лучше всего на этом пустом листе набросать схему своего произведения, вывести героев, определиться с миром их существования, придумать завязку (основную интригу).

Когда в голове сложится определённая картина, садитесь и начинайте творить. И вот тут-то вас вполне может посетить её величество Муза, да так неожиданно и надолго, что текст «польётся» как из рога изобилия. Более того, бывает и так: к середине книги вы вдруг почувствуете, что хотите развить действие совсем в другом направлении и развязку сделать не такой, какую планировали вначале. На то она и Муза, внезапная, противоречивая, чтобы врываться в ваш творческий мир и давать новый толчок вашим талантам, Муза, без сомнения, любящая и помогающая только тем, кто достоин и трудолюбив. Да, именно трудолюбив.

Вспомните знаменитого химика Менделеева. Ведь не приснилась же периодическая таблица химических элементов поэту или, скажем, пекарю. Её величество Муза подсказала таблицу человеку, который тщательно трудился в своей области. А скрипач Джузеппе Тартини? Озарение пришло к нему во сне, и он сочинил свою «Сонату дьявола», признавшись позже, что это была его лучшая вещь. Примеров много. Они все полностью отдавались любимому делу, и Муза не обошла их своим вниманием.

Но вернёмся к нашему чистому листу и к уже созревшему в голове сюжету. Пока Муза наблюдает за вами, мы немного потрудимся. Итак, начнём.

Вы уже знаете, о чём будете писать, и уже в общих чертах набросали сюжет. Но как его правильно выстроить, так, чтобы он был интересен и увлёк читателя? Классическая схема не так уж сложна.

Экспозиция – завязка – развитие действия по восходящей – кульминация – действие по нисходящей – развязка – финал.

Не пугайтесь. Это не такие уж и страшные слова. Вы, вероятно, думали, что писать литературу можно «как на душу придётся», главное лихо закрутить сюжет? Ну что ж, если хотите – попробуйте не следовать этой классической схеме, но предупреждаю сразу – не исключено, что тогда вы напишите просто калейдоскоп эпизодов самих по себе, возможно, и интересных, но разваливающихся как карточный домик от дуновения ветра, не складывающихся в общую интригующую композицию.

Но мы-то с вами хотим написать добротное произведение, или, как сейчас любят говорить критики, «читабельное», не так ли? Тогда стоит немного поучиться. И уверяю вас, это совсем не скучно.

1. Экспозиция.

Это попросту введение: представление героев, места и времени действия.
Возьмём для примера простенькую сказку «Колобок». Выстроена она, между прочим, чётко по классической схеме.
Вот вам экспозиция:

«Жил-был старик со старухою. Просит старик: "Испеки, старуха, колобок". - "Из чего печь-то? Муки нету". - "Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется".
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.»

Ну что ж, все персонажи представлены: и старик, и старуха, и колобок. Представлено и место, где начнёт развиваться действие. Причём всё изложено настолько лаконично, что буквально в двух фразах понятно, что старики – бедные люди, но, несмотря на это, колобок всё же состряпали добротный, на сметане да в масле (намёк на то, что он получился вкусный и это, как вы догадались, тема для будущей завязки).

Итак, экспозиция вводит читателя в повествование, обрисовывает (только в общих чертах) главного героя, намекает хороший он или плохой. Но запомните – ни в коем случае не раскрывает его образ до конца. Во-первых, много рассказывать о герое в самом начале – это занудно и длинно. Читатель будто попадёт в болотную трясину и потонет в многостраничных описаниях совершенно пока неинтересного и неизвестного ему человека.

Во-вторых, вы тут же отсекаете главный ваш козырь в общем сюжетном построении – постепенное развитие характера героя. Если вы досконально описали персонаж в самом начале, он становится уже неинтересен читателю, поскольку просчитать поступки героя не составит труда. В итоге зарождается «самое страшное зло» для творимого произведения – предсказуемость сюжета. А зачем читать то, что уже заранее известно?

Теперь перейдём к задуманному Вами произведению. Как представить героев и мир, в котором они будут существовать? Как лучше написать экспозицию?

Вот тут уже всё зависит от вкуса писателя и… как это не прискорбно – от моды. Сейчас модно писать произведения, где действие развивается стремительно. Значит и экспозиция должна начинаться с динамичной и захватывающей сцены, где и будет задействован ваш основной персонаж (персонажи).

К примеру, в детективе обычно всё начинается с убийства (похищения и т.п.). Главный герой (следователь) выезжает на место преступления и начинает расследование. Буквально в нескольких штрихах вы можете описать героя: какой он прозорливый (припомнив недавнее раскрытое преступление), и, разумеется, внешность, подчеркнув какие-то особенности, которые будут отличать его от других второстепенных персонажей (к примеру, «пронзительный взгляд голубых глаз», «шрам, пересекающий лицо», необычный голос, словом, что-то запоминающееся).

Даже пусть он будет совершенно обычный человек, как Чичиков. Но Гоголь, ловко «черкнув» его внешность ("не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод"), даёт понять читателю о необыкновенной приспосабливаемости героя к обстоятельствам, и мы уже рисуем этакого человека-хамелеона в своём воображении.

В боевике экспозицию можно начать с боевой сцены – битва главного героя на мечах, кулачный бой, драка, в конце концов, и т.п. В фантастике – со сцены, предположим, приземления летающей тарелки, которую наблюдает основной персонаж.

Вариантов для фантазии много. Главное – увлечь читателя с самого начала, дать возможность начать сопереживать главному герою (героям). Но осторожно! Сумев захватить внимание читателя, все козыри пока «оставьте в рукаве», не раскрывайте интригу.

Конечно, экспозицию можно начать и со спокойных, описательных сцен, но для этого требуется определённое мастерство и опыт. Примеры тому – классики литературы: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие. Спокойно начав произведение, без лишней суеты, беготни и экшена, так любимого нашими современниками, они удерживают читателя своим мастерством слова, изысканностью слога и увлекательностью описаний. И это дорогого стоит!

Но поскольку вы только начинающие писатели, лучше начать произведение с активного действия.

Какую часть занимает экспозиция? Она бывает короткой и длинной. От одного абзаца (как в «Колобке») до нескольких глав. Всё зависит от размера произведения.

Почему я так долго рассказываю об экспозиции? Да потому что это самое начало вашего произведения, и если вы сумеете грамотно написать вступительную часть, то, считайте, читатель уже Ваш, он не закроет книгу на второй странице, а это значит, что ему интересен ваш герой и созданный вами мир.

Итак, с экспозицией закончили. Надеюсь, Вы не заскучали. Тогда перейдём к следующему этапу - завязке.

2. Завязка

Завязка – это первое столкновение конфликтующих сторон. Иными словами, важное событие, где перед героем ставится определённая задача, которую он должен (вынужден) выполнить.

Что это будет за событие зависит от жанра произведения. Вот некоторые из вариантов (в жанре фантастики, например): инопланетяне похищают героя, или грядёт вселенский апокалипсис (комета движется к Земле), или у главного персонажа или его друга-приятеля крадут какой-то ценный предмет (древнюю рукопись, артефакт), или наш герой что-то необычное находит (волшебный меч, таинственный манускрипт) , или попадает в параллельный мир, или вдруг обретает удивительные способности…

Собственно в завязке вы должны преподнести свою ключевую идею, начать развивать интригу.

Скажу сразу, ключевая идея (она же завязка) в большей степени бывает банальна. Придумать что-то оригинальное очень и очень сложно (кажется, всё что можно, сочинители уже придумали).

В каждом жанре есть свои штампы и избитые приёмы. То на человечество обрушивается вселенское Зло, то выходит из могилы вампир… И что будет происходить дальше (в действии по восходящей) в общем-то понятно. Герой начнёт спасать мир, уничтожать зарвавшихся вампиров…

Но, дорогие друзья, штампы штампами, но можно так обыграть типовой сюжет, так закрутить интригу, что банальная идея превратится в мегагениальную. Вот уважаемый мистер Стивен Кинг – мастер по этой части.

Кстати, завязок может быть и не одна, если у вас несколько сюжетных линий. И эти завязки могут быть разбросаны по тексту, в зависимости от того, когда вы вводите новую сюжетную линию. Но, запомните, все они должны иметь своё продолжение, а не «повисать в воздухе».

Например, в процессе того, как наш герой спасает мир от вселенского Зла, он встречает девушку и влюбляется в неё. Эта встреча будет считаться ещё одной завязкой. Иными словами, вы открываете вторую сюжетную линию, где проходите снова все фазы от экспозиции до развязки. И если вы эту сюжетную линию оборвёте (вроде отношения завязались, но девушка дальше в книге так и не появилась), то грош вам цена как литератору.

Или бывает так. Главный герой с кем-то встретился, красиво подрался на мечах, но ничего не приобрел и не потерял, словом, описали вы этот эпизод ради эффектной сцены. Это означает, что ваша новая завязка – пустышка, заброшенный крючок ничего не поймал, вы просто одурачили читателя. А читатель этого не любит!

Итак, главное: все представленные завязки должны иметь своё продолжение и оканчиваться развязкой.

Однако мы забыли про нашего «Колобка». В сказочке всего одна сюжетная линия, поэтому на этом примере легко разобраться с литературными канонами. Так где там завязка? Думаю, вы уже догадались.

«Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.»

3. Развитие действия по восходящей.

Вот здесь, дорогие друзья, и начинается самый что ни на есть полёт фантазии, и именно в этой стадии вас может посетить её величество Муза.

Из банальной завязки (если вы не блеснули оригинальностью и не придумали чего-то необычного) начинается «лепка» самого сюжета. И от того как вы сумеете обыграть действие, зависит коэффициент гениальности вашего произведения. Вы можете «слепить нетленку», а можете – очередную банальную пустышку, коих тысячи пылится на полках книжных магазинов.

Ну что ж, постараемся уйти от штампов?

Итак, обратимся к главному герою. В экспозиции вы его объявили, в завязке «пустили в плавание» по волнам своей фантазии, а теперь самое главное – удержать интерес к нему. Каким он должен быть, главный герой?

Но сначала посмотрим, каким он НЕ должен быть.

Итак, предположим, ваш основной персонаж спасает мир от вселенского Зла. И всё-то у него получается, все его любят и восхищаются им. Если он маг или чародей – то самый могущественный, если воин – то самый смелый и сильный (разумеется, непобедимый). Немощным – помогает, врагов – легко убивает, а в заключении, с оттенком усталой обречённости (а возможно, с пафосом) – спасает мир. Да и что для него спасти мир? Раз плюнуть. Его фразы высокопарны и назидательны. Действия – театральны. Как он бьётся на мечах! Одно загляденье! Девушки от него без ума, враги – трепещут. Ну что, читали о таком?

Таким же театрально-убогим может выглядеть и отрицательный персонаж. Это злобный карлик с отвратительной внешностью или мерзкий урод, способный превращаться в не менее отвратительных тварей. Ему чуждо всё человеческое, он глуп и жаден, корыстен и жесток. Никто не любит его, все боятся и ждут, что вот придёт герой и повергнет ненавистного и мерзкого негодяя.

Дальше – больше. Друзья таких персонажей под стать самим противоборствующим героям. Они «прозрачны» в своих действиях, как маковая роса. Понятно сразу от кого ждать подвоха, а кто в нужный момент придёт на выручку.

И что же получается? Имея «на руках» таких «картонных» персонажей, всё действие сводится, как правило, к «мочилово-рубилово», беготне туда-сюда и, как следствие, к предсказуемому финалу.

Вот и выходит, что читатель, закрыв последнюю страницу, остался в большом недоумении. Что хотел сказать автор? Зачем написал книгу? Что за идею хотел донести до читателя?
Грустно? Ещё бы!

А вот теперь настало время поговорить о том, какими свойствами можно наделить героев книги (положительных и отрицательных персонажей, второстепенных и главных), чтобы они выглядели живыми и интересными читателю.

Прежде всего, у каждого персонажа должны быть свои цели и интересы. И эти цели и интересы не всегда должны совпадать с интересами главных героев. Может статься, что верный друг вдруг оказывается врагом. Герой от него ждёт помощи, а он в самый ответственный момент втыкает нож в спину (образно, конечно).

Почему так получилось? Оказывается где-то в середине пути, их цели разошлись. Вот вам и «крутой поворот» в сюжете. Возможно и наоборот. Враг становится другом.

Идём дальше. Представим, что главный персонаж, вначале заявленный как герой, неожиданно начинает проявлять негероические качества, возможно, даже идёт на сделку со своей совестью. Тоже любопытный вариант. В противовес положительному персонажу злодей может проявить вполне человеческие черты: оказывается, антигерой способен любить, или его, негодяя и жестокого убийцу, полюбила прекрасная чистая дева. Можно пойти вообще на перестановку ролей. Из героев сделать злодеев (фабула: за благими поступками таятся отнюдь не благие намерения), а из злодеев – героев. И такое случается в литературе.

Главное правильно обыграть ситуацию, держать интригу до конца. Не забывайте, что у каждого героя может быть свой «скелет в шкафу». Все эти перипетии делают рассказ более напряжённым, а сюжетную линию – непредсказуемой.

И ещё. Хотите сделать героя интересным? Ставьте перед ним выбор. Между долгом и любовью, Родиной и семьёй, другом и любимой… Герой должен не только спасать мир и приносить себя в жертву ради человечества, но и сомневаться, совершать ошибки, бояться, в конце концов – словом, вести себя как живой человек.

Однажды Лев Толстой сказал: «Среди моих персонажей есть замечательные люди». Понимаете? Толстой проживал жизнь своих персонажей. Он старался сделать их живыми, настоящими.

Ну что ж, о героях мы поговорили. Теперь поговорим о мире, в котором они существуют и действуют. Это своего рода декорации, которые должны быть выписаны не менее интересно, чем сами персонажи. И дело тут не только в пейзажных описаниях (хотя это тоже немаловажно), но и в политическом состоянии вашего «мира», если можно так сказать.

Возьмём, к примеру, тему со вселенским Злом. Пока ваши персонажи действуют, решая свои личные проблемы, на заднем плане зреет глобальный конфликт. И этот конфликт вы должны описать мастерски, с каждым разом всё сильнее и сильнее нагнетая атмосферу. Разумеется, впоследствии герои станут участниками этого конфликта и сыграют в нём решающую роль.

Возьмём, к примеру, сказку о Змее Горыныче. Почему я строю свои примеры на сказках? Да потому что их все читали, все знают и, поверьте мне, именно из сказок (преданий, легенд) выросла вся мировая литература. К тому же сказки выстроены строго по классической схеме, потому и не забыли их до сих пор, читают и перечитывают.

Итак, о Змее Горыныче. Пока герой пашет землю и лежит на печке – словом, занимается своими личными делами, Горыныч ворует людей, сжигает посевы. Жители голодают, матери вне себя от горя. Вот вам зреющий конфликт на заднем плане.

В точке апогея доходит до того, что Горыныч крадёт царскую дочь (или в другом варианте: царская дочь – последняя молодая девица, оставшаяся в королевстве, остальных Горыныч уже утащил). И посмотрите, как мастерски описывают этот конфликт сказочники! Даже взрослые, не говоря уже о детях, переживают, хотя прекрасно понимают, что это всего лишь сказка.

Другой вариант. На заднем плане может и не зреть никакого конфликта. Наоборот. Тишь, гладь, да божья благодать. Только вот приходит ваш герой и рушит эту благодать, возможно, сам того не желая. Здесь можно привести пример приключения Аргонавтов, когда главный герой Язон отправляется за Золотым Руном. Приплыл Язон в Колхиду, хитростью забрал руно, да ещё и царскую дочь прихватил.

Однако мы забыли о нашем «Колобке». Где здесь развитие действия по восходящей? Пожалуйста, вот оно:

«Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

- Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою,- сказал колобок и запел:
Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешок, Да в масле пряжон, На окошке стужон;
Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только заяц его и видел!. Катится колобок, а навстречу ему волк:
- Колобок, колобок! Я тебя съем!
- Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!
Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон, На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волка, не хитро уйти!
И покатился себе дальше; только волк его и видел!.. Катится колобок, а навстречу ему медведь:
- Колобок, колобок! Я тебя съем.
- Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я по коробу скребен. По сусеку метен. На сметане мешон. Да в масле пряжон, На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, не хитро уйти!
И опять укатился; только медведь его и видел!..»

Нагнетание атмосферы налицо. Колобок всё больше и больше рискует быть съеденным.

И вот тут мы переходим к следующей части – кульминации.

4. Кульминация.

Кульминация – это высшая точка конфликта.
Здесь всё просто. Встречаются два противоборствующих персонажа, между ними должен произойти решающий «бой». Это может быть действительно битва (на мечах, на кулаках, любым другим оружием; как вариант, одна армия против другой), а может быть и совершенно другое разрешение конфликта. Всё зависит от жанра.

Например, раскрывается важная тайна, открывающая глаза герою. Или главный персонаж наконец-то находит то, что искал и из-за чего, собственно, разгорелся весь сыр-бор (магический предмет, древний артефакт). Или происходит глобальная катастрофа, как в «Титанике» – корабль начинает тонуть. И прочие варианты разыгрываемой интриги.

Теперь посмотрим какая кульминация у нас в «Колобке».

«Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:
- Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький! А колобок запел:
Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, и подавно уйду!
- Какая славная песенка! - сказала лиса. - Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку, да пропой еще разок погромче.
Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню.
- Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок, - сказала лиса и высунула свой язык».

Итак, как вы поняли, в кульминации действие достигает наивысшего напряжения. Чем всё закончится читателю неизвестно. Кто победит – не ясно.

И вот теперь, наконец, мы подходим к самому концу: действие по нисходящей – развязка – финал.

5. Действие по нисходящей.

Здесь мы описываем перипетии решающей «битвы». Мастерство автора заключается в том, чтобы как можно дольше удержать читателя в напряжении. Один из часто встречающихся приёмов, к примеру, в сюжете битвы со вселенским Злом – это неожиданная смена преимуществ.

Во время боя может произойти что-то непредвиденное, и удача вдруг покидает героя (из рук выбивают меч, вмешивается кто-то третий и т.п.). В случае с «Титаником» - герой мечется, пытается спасти любимую девушку, паника на корабле. Или, как в приключениях Индианы Джонса, искатель древнего артефакта берёт в руки заветный предмет и тут начинается… землетрясение, град камней, потоп – словом, набор излюбленных древних ловушек, расставленных для расхитителей гробниц.

В общем, если вам удастся красочно описать действие после кульминационного эпизода, это большой плюс.

Но осторожно! Действие по нисходящей не должно быть затянуто. Никаких длинных монологов, диалогов, описаний и т.д. Всё очень динамично, без лишнего «словоблудия». Иначе, к развязке читатель просто устанет. Однако и «комкать» действие по нисходящей тоже плохо. Вы не добьётесь эффекта наивысшего напряжения. Надо очень чётко чувствовать баланс.

Случается и так, что действия по нисходящей может и не быть вовсе. За кульминацией может следовать сразу развязка или даже финал. Как в сказке о «Колобке»:

«колобок прыг ей на язык, а лиса -ам его! - и скушала»

Ну, это, скажем, самое простое разрешение конфликта. Обычно писатели всё же предпочитают пройти все стадии сюжетной схемы, и применять действие по нисходящей. Судите сами. Если бы в сказке о «Колобке» посмаковали решающий конфликт между лисой и Колобком (лиса чувствовала, как вкусен колобок, у неё уже текла слюна, а в это время самому Колобку вдруг пришла в голову мысль: «А не лучше бы спрыгнуть?» Однако он всё думал и думал…), это было бы гораздо напряжённее, правда, дети вряд ли оценили бы такое излишество, ведь конец-то печальный.

Итак, вы поняли, что действие по нисходящей, не такой уж и лишний элемент в классической схеме. Здесь обыгрывается сама кульминация, удерживая читателя в напряжении.

Теперь переходим к самому интересному – развязке.

6. Развязка.

Развязка – это событие, исчерпывающее конфликт. Иными словами, чем закончился решающий «бой». Герой победил или проиграл. Артефакт перешёл в руки того, кто так долго его искал или, наоборот, не достался бедному герою и вообще не достался никому. Терпящий бедствие корабль идёт ко дну, все погибли или не все, а только некоторые, или вообще все спаслись, да и корабль неожиданным образом перестал тонуть (залатали пробоину и т.д.). Вариантов множество. Что автор пожелает, то и будет.

Бывает и так, что конфликт остаётся неразрешимым. Например, как в некоторых детективах. Убийцу вычислили, а улик против него нет, а значит, он будет гулять на свободе. Или получили-таки древний артефакт, но он оказался фальшивкой. Тут, скажем прямо, у читателя наступает некоторое разочарование. Но, может быть, этого и добивался автор? Неразрешимый конфликт не всегда плох. Читатель думает над предложенной темой, в его голове созревают возможные варианты разрешения этого конфликта.

Также развязка может быть и незавершённой. Иными словами, открытый финал. Герой сейчас победил, но зло осталось. Это обычно делают в сериалах, где подразумевается продолжение.

Однако мы с вами говорим о вполне самостоятельном произведении, поэтому переходим к финалу.

7. Финал.

Здесь всё зависит от фантазии автора и от идеи. Финал может быть со счастливым концом, трагическим или смешанным. Например, герой спас страну от надвигающегося апокалипсиса, но сам погиб.

Но самое главное – какой бы ни был финал, он обязательно должен нести смысловую нагрузку. Что хотел сказать автор читателю? Зло всегда победит добро? Или, как ни крути, а зло не победишь до конца? Иными словами, в финале кроется ключевая идея автора, собственно, ответ на вопрос: зачем он написал сие произведение.

Правда, порой писатели не дают определённого ответа, оставляя «пространство» для второго и даже третьего смысла. Дескать, догадайся сам, к чему такой конец, а, может быть, это и не конец вовсе. Особенно это любят делать в кино. Например, Тарковский в своём «Солярисе» не даёт однозначного ответа. Финал-то есть, но, многозначный для зрителя. И это тоже позиция автора.

Подведя итог, хочется сказать о том, что плох тот роман, где автор лишь описывает приключения героя и не заставляет читателя размышлять. Как говорится, приключения интересны и увлекательны, но ничем не заканчиваются. Идеи нет, один голый экшен. Такого автора не интересуют духовные переживания героя, его произведение не несёт никакой смысловой нагрузки. Книга на один день. Прочитал и забыл. Настоящий же писатель в душе непременно хочет, чтобы его произведение запомнили и перечитывали.

Ну что ж, мы с вами рассмотрели классическую схему литературного произведения. Теперь, если вы не потеряли интерес, попробуем сочинить по этой схеме нечто своё, оригинальное и увлекательное.

Желаю успехов!

МЕНЯЕМ ПОЛ ПЕРСОНАЖА: На примере истории из нашего с вами младенчества «Колобок».

Если вы думаете, что придумать новый, ни на что не похожий, способный взорвать издательский и читательский миры сюжет невероятно сложно, то запомните раз и навсегда: вы глубоко и бесповоротно заблуждаетесь. Множество, если не миллионы тем, стоят, в буквальном смысле этого слова, на ваших книжных полках. Достаточно протянуть руку и... «чудо» произойдет.

Скажу сразу: потрясающий пример данной технологии по смене сюжета представляет всем нам полюбившийся мультфильм «Смешарики». Умные ребята взяли Колобка, размножили его, сказав:

«Ты будешь Мишкой, ты – Зайкой, Ты – Хрюшкой... » – и получили настолько прекрасный в коммерческом и художественном плане проект, что уверяю вас: пройдет еще лет десять, как минимум, прежде чем мы услышим, что они решили снять последнюю серию. А пока... А пока они делают деньги, а мы пассажирами застрявшей на обочине «Антилопы» печально смотрим им в след, думая, что для нас подобных чудес уже не осталось...

Композиция – это расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника

Композиция - одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение. Законы композиции преломляют важнейшие свойства художественного сознания и непосредственные связи различных явлений. Композиция вместе с тем обладает содержательной значимостью, ее приемы заметно обогащают смысл изображаемого. Она представляет собой систему сопоставлений либо по сходству, либо по контрасту. Композиция литературного произведения включает своеобразную расстановку персонажей, событий и поступков героев, способов повествования, подробностей обстановки, поведения, переживаний, стилистических приемов, вставных новелл и лирических отступлений. Важнейший аспект композиции – последовательность введения изображаемого в текст, способствующая развертыванию художественного содержания. В основе временной организации произведения лежат определенные закономерности. Каждое последующее звено в тексте должно что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-то сведениями, тревожить его воображение, чувство, мысль, которые не вызвали той или иной реакции сказанным ранее. Существенными звеньями композиции являются повторы и вариации. В литературе XIX–XX веков заметна склонность к усложненному построению, требующему пристального читательского внимания. Таковы произведения Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, Л.М. Леонова и ряда других писателей.

Выразительные средства композиции

· Повтор

Повтор является важным качеством речи . Повтор задаёт в речи ритм . Повтор прозаических произведений отличается от повтора в поэтических. Это отличие лежит в рамках выяснения природы прозаической и поэтической речи (см также Поэзия и проза). Для поэтической речи важны такие повторы, которые неважны в прозаической. Повторы бывают разных уровней литературного произведения:

Виды повторов

  1. Лингвистический уровень литературного произведения:
    • Фонетические
    • Морфологические
    • Синтаксические
  2. Предметно-образный уровень литературного произведения:
  3. Персонажный уровень литературного произведения.
  4. Сюжетно-композиционный уровень литературного произведения.

Подвиды повтора

  1. Буквальный повтор
  2. Вариативный повтор

· Мотив

· Детализация изображаемого, суммирующее обозначение. Умолчание

· Субъективная организация: "Точка зрения"

· Сопоставление и противопоставление

· Монтаж

· Временная организация текста

Сюжетно-композиционный центр произведения составляют главные действующие лица или
предметы. Остальные элементы и части произведения подчиняются ему и служат более
выразительному выявлению идейного содержания.

  • (от фр. subjet - «предмет») -- ряд событий,происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя по определённым правилам демонстрации. Сюжет - основа формы произведения.

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.

  • – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту.

это событие, с которого все и начнется. Можно сказать так: если конфликт – причина войны, то завязка – повод к ней, вроде нарушения мирного договора.

развитие действия - структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются. Важнейшая составляющая художественного конфликта; понятие характеризует способ движения художественного действия, проходящего через точки завязки, кульминации и развязки. Развитие действия может вестись в разном композиционном ритме, иметь разное количество кульминационных точек.

кульминация (от лат. culmen, род. пад. culminis - вершина) -момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. В литературном произведении может быть несколько кульминационных моментов.

Развязка- разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий. Обычно дается в конце произведения, но может быть и в начале ("Гадюка" А.Н. Толстого); может также объединяться с кульминацией. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой.

Сюжет и композиция. Этапы развития сюжета

I. СЮЖЕТ - вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении.

1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, композиция сюжета)

ЭКСПОЗИЦИЯ - предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии.

ЗАВЯЗКА - отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - часть сюжета между завязкой и кульминацией.

КУЛЬМИНАЦИЯ - высшая точка развития действия, напряжения конфликта перед окончательной развязкой.

РАЗВЯЗКА - завершение сюжета, разрешение (или уничтожение) конфликта.

2. НЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

В начале произведения

  • НАЗВАНИЕ
  • ПОСВЯЩЕНИЕ
  • ЭПИГРАФ - цитата из другого произведения, помещаемая автором перед своим сочинением или его частью.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ, ПРОЛОГ
Внутри текста
  • ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ - отступление от сюжета в лиро-эпическом или эпическом произведении.
  • ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ
  • ВСТАВНОЙ РАССКАЗ, ЭПИЗОД, ПЕСНЯ, СТИХОТВОРЕНИЕ
  • РЕМАРКА - авторские пояснения в драматическом произведении.
  • АВТОРСКОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
В конце произведения
  • ЭПИЛОГ, ПОСЛЕСЛОВИЕ - финальная часть произведения после завершения основного сюжета, повествующая о дальнейшей судьбе персонажей.
3. МОТИВ - простейшая единица сюжета (мотивы одиночества, бегства, ушедшей молодости, соединения возлюбленных, самоубийства, ограбления, моря, "футляра").

4. ФАБУЛА - 1. Прямая временная последовательность событий, в отличие от сюжета, который допускает хронологические сдвиги. 2. Краткая схема сюжета.

ІІ. КОМПОЗИЦИЯ - построение произведения, включающее в себя:

  • Расположение его частей в определенной системе и последовательности. В эпосе -фрагментов текста, глав, частей, томов (книг), в лирике -строф, стихов; в драме - явлений, сцен, действий (актов).
Некоторые типы композиционных принципов

Кольцевая композиция - повторение начального фрагмента в конце текста.
Концентрическая композиция (сюжетная спираль) - повторение аналогичных событий по ходу развития действия.
Зеркальная симметрия - повторение, при котором сначала один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа.
"Нитка с бусами" - несколько разных сюжетов, соединенных одним героем.

  • Соотношение сюжетных линий.
  • Соотношение сюжетных линий и не сюжетных элементов.
  • Композиция сюжета.
  • Художественные средства создания образов.
  • Система образов (персонажей).
Вам могут быть интересны другие темы:

Об этих вещах я говорил в своих прошлых статьях довольно подробно. Но вопросы, как ни странно, все остаются. Хорошо, тогда я объясню понятнее.

Завязка – развитие и кульминация – развязка – это четыре составляющих элемента любого сюжета в литературе . Поскольку я имею дело с театром – я расскажу, как эти четыре элемента воплощаются в сценическом пространстве, при интерпретации постановщиком драматургического произведения (драматургии).

Драматургия – это (если говорить упрощенно) – вид прозаической литературы, которая создается по определенным принципам сценического действия , существующим в театре. Любая драматургия построена на диалоге между персонажами, который имеет (или должен иметь) ярко выраженную действенную (целевую) природу.

Ах, да. То здесь, а то там – я встречаю непонимание, что такое проза и какова ее роль в литературе. Многие их путают, многие вообще не понимают, что к чему. Запомните: все, что мы читаем – есть литература. Литература условно подразделяется на два основных вида или направления: поэзия (ритмичное изложение) и проза (неритмичное или вольное (не имеющее четкой ритмовой структуры) изложение мыслей автора). Проза, в свою очередь, имеет множество разновидностей , есть как устная, так и письменная проза. Есть некая «хитренькая» проза, которую многим до сих пор непонятно, куда отнести. Это — драматургия.

Древние мыслители (времен Аристотеля, например) относили драматургию к виду поэзии. Впрочем, «почему» они так делали — совершенно понятно. Ибо драматургия тех времен сильно напоминала стихотворные формы (и редко подавалась в прямой «неритмичной» речи так, как это существует сейчас).

Но – много времени прошло с тех пор. И сейчас – драматическое произведение не имеет (почти) ничего общего с поэзией.

Считается, что любая драматургия имеет письменное воплощение (в виде пьесы) и сценическое (в виде интерпретации режиссера). Это и так, и не так – одновременно. Ибо – будучи сформированной в конкретное произведение, имеющее четыре элемента сюжета, ее и, как следствие, его (произведение) можно и должно называть разновидностью прозы (литературы). Как потом перескажет пьесу режиссер – Бог его знает. Но изначально – драматургическое произведение – есть разновидность прозы. Которая, в свою очередь, является «столпом» (направлением) самой литературы.

Безусловно, драматургия – очень несамостоятельна как разновидность или жанр, ибо «заточена» она — не на описательное, а на действенное восприятие, что так востребовано в театре. Но это никак не отменяет ее литературных «корней».

Да, любая пьеса — это изначально литературное (прозаическое) произведение, которое пишется по законам сценического действия. Явным или неявным.

Надеюсь, я не сильно затуманил Вам мозги. Нет? Это хорошо. Что поделать, без четкого определения подобных правил игры, к сожалению, нет смысла писать ни о чем другом. Ибо – тогда мы просто запутаемся в частностях. И Вы ничего не поймете. И я – буду кидать информацию – как об стенку горох. Оно нам надо? Вряд ли.

Итак, давайте приступим к так мною горячо любимым деталям. Отмечу, что «завязку, развитие, кульминацию и развязку», я буду рассматривать через призму драматургических произведений.

Итак, что такое «завязка»? Это то, с чего началась сама история . Возьмем для примера драматургическое произведение (пьесу) «Чайка» А.П. Чехова.

С чего именно начинается «Чайка»? С того, что Костя Треплев со своей возлюбленной – Ниной Заречной – готовится показать спектакль для своей мамы — изредка приезжающей в имение своего брата Сорина – Аркадиной, где проживает Костя. Важнейшая отправная точка этой истории («завязка») – приезд Аркадиной. И вот почему. Приезжает «прима», «светская львица». И для Кости показ спектакля – повод вернуть (или заслужить) уважение матери.

С непростых отношений Кости с матерью, что получит наглядное подтверждение в сцене со спектаклем, и начинается данная история. Кстати сказать, в ходе спектакля мать ведет себя неуважительно, постоянно комментируя те или иные сюжетные ходы и насмехаясь над их неумелостью.

«Развитие» состоит из нескольких поворотных моментов и событий. Это – процесс созревания основного конфликта пьесы. ПРОЦЕСС. Помните, развитие состоит не из одного момента, это всегда комплекс моментов, который усиливает конфликт . Каков основной конфликт в пьесе «Чайка» — каждый режиссер должен понять сам.

Чехов в смысле определения конфликта его пьес – автор не простой. Точнее, есть некоторые его пьесы, в которых конфликт – многоуровневый. «Чайка» — как раз из таковых. В данной пьесе можно искать конфликт между нуждами и интересами поколений (как творческий, так и – возрастной – «отцов и детей»). Можно – конфликт в области «цены успеха» (до какой грани можно и возможно дойти, чтобы получить успех). Можно даже сформулировать конфликт в области стыка времен (это не возрастной конфликт, это конфликт, скорее, технотронный).

И та «завязка», о которой я писал выше – проистекает от возрастного конфликта отцов и детей. Но если Вы ищите (используете) другой конфликт для отбора постановочных решений – Вам будет полезно определять «завязку, развитие, кульминацию, развязку», исходя из конфликта . Об этом я более подробно расскажу далее.

Какие поворотные моменты и события можно назвать «развитием» в пьесе «Чайка»? Это и фактический разрыв отношений Треплева и Нины Заречной в сцене с мертвой чайкой. И неудавшаяся попытка самоубийства Кости некоторое время спустя (сцена, когда Аркадина бинтует сыну голову). И вызов Костей на дуэль супруга Аркадины – писателя Тригорина, который последний не принимает.

Кульминацией сюжета в случае, если мы определяем конфликт в области «отцов и детей» — отъезд (а фактически – побег) матери с супругом — из поместья ее брата – Сорина . «Не договорились». Поколения не поняли друг друга и решили разойтись, чтобы не допустить чего-то совсем уж плохого.

«Развязка» — смерть Кости Треплева в финале. Молодое поколение проигрывает старшему – в смелости, решимости, воле – во всем. «Развязка» — это то, чем в итоге завершается конфликт .

И напоследок – я расскажу, как лучше формулировать «завязку, развитие, кульминацию и развязку», с учетом выбранного мною конфликта поколений .

В начале нашей истории происходит столкновение поколений. Так и назовем «завязку» — «столкновение». В «развитии» мы наблюдаем борьбу и возможность (попытки) приспособления поколений друг к другу. Назовем его – «противоборство» или перетягивание каната». Кульминация – «не договорились». «Развязка» – оказавшись вне противоборства – молодое поколение разрушает себя (Костя кончает жизнь самоубийством, а Нина – теряется в бесконечных жизненных и профессиональных тяготах). «Гибель».



Последние материалы сайта