Фрэнк ллойд райт здания. Органическая архитектура. Фрэнк Ллойд Райт. Дом над водопадом. Общественные здания по проектам Ф.Л. Райта

06.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1869 года в Ричленде, штат Висконсин. Учился в Висконсинском университете в течение одного года, после в 1887 году в возрасте 18-ти лет поступил на службу в одну из известных в США архитектурную компанию . И вплоть до 1894 года он работал в качестве непосредственного помощника .

В 1894 году Райт открыл собственную мастерскую в Чикаго и в эти годы до 1901 года строил добротные дома в эклектическом стиле, а потом стал создавать особняки, «дома прерий». Он отошел от традиционных методов проектирования жилища, отошел от подражания каким бы то ни было историческим стилям, в своих проектах стремился исходить из условий местности, из функций жилого дома в целом и отдельных его частей в частности.

В «домах прерий» обычно выделяет центральное ядро – большую комнату с камином, холл, столовая и гостиная обычно имеют свободное пространство, переливающееся друг в друга. Характерной особенностью «домов прерий» являются расположенные горизонтальными рядами створчатые окна и пологие кровли, слегка нависающие над стенами. Райт отказывается от архитектурной симметрии, план приобретает асимметричные формы и свободные очертания.

Крупнейшей работой 1890-х годов считается дом Уинслоу в Ривер-Форесте, штат Иллинойс, построенный в 1894 году. Для архитектуры того времени это очень простой по своим формам дом.

Очень характерным примером «домов прерий» относится дом Уилиц близ Чикаго, построенный в 1902 году. Свободные, асимметричные очертания дома усиливают связь архитектуры дома с окружающим его участком. Принцип максимальной связи архитектуры с природой становится одним из ведущих во всем дальнейшем творчестве Райта.

В 1901-1909 годах Райт создал около 120 проектов и построил 76 «домов прерий». Большинство из них предназначались для представителей среднего класса и для бизнесменов. Самыми лучшими считаются дом Роби в Чикаго, построенный в 1907 году и усадьба Кунли в Риверсайде, штат Иллинойс в 1908 году.

В «домах прерий» Райт отказывается от чердака и обычного плоского потолка, увеличивая за счет этого объем жилых комнат. Отказывается также и от подвала, Райт ставит здание на бетонную плиту, положенную на бетонную подушку, ликвидируя тем самым и подвал и фундамент.

В 1904 году Райс построил общественное здание Ларкин-билдинг в Буффало (здание не сохранилось), впервые в здание было использовано кондиционирование, встроенная металлическая мебель и герметическая изоляция интерьеров).

В 1905-1906 годах, создавая парные монолитные кубы Храма Согласия в Ок-Парке, штате Иллинойс, Райт впервые в истории архитектуры оставил необработанные бетонные поверхности.

Работы Райта часто экспонировались на различных выставках (макеты и фотографии построек), а в 1907 году состоялась его персональная выставка в Художественном институте Чикаго.

В 1917-1922 годах построил сейсмоустойчивое здание отеля «Империал» в Токио (здание было демонтировано в 1968 году). Благодаря мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в толщу грунта на 18 м и консольной подвеске этажей, это массивное здание устояло во время сильнейшего землетрясения в 1923 году.

В 1930-е годы он разработал тип особняка для семьи среднего достатка, где преобладают детали, произведённые фабричным способом. В своих особняках Райт создавал «открытые» интерьеры, в которых кухня, столовая и гостиная образовывали одно единое пространство. Он стремился к достижению связи между зданием и окружающей средой, к созданию гармоничных элементов архитектурной композиции, к использованию традиционных для места строительства материалов. Самым блистательным из особняков такого типа стал дом Джекобса в Медисоне, штат Висконсин.

Совместно с архитектурной деятельностью, Райт читал публичные лекции и много писал. В 1932 году вышла в свет его Автобиография, в этом же году он предложил проект «города широкого простора», модель идеальной сельской общины.

В 1936 году Райт выполнил проект офиса фирмы «Джонсон-Уэкс» в Расине, штат Висконсин, здание без окон, источником света служит остекленный потолок. В этом проекте очень ярко отображен принцип проектирование Райта «изнутри наружу». Внешний облик этого здания определен его внутренней структурой. Фасадов в этом здании нет, глухие стены являются как бы футляром, ограждающим внутреннее пространство.

Еще один выдающийся проект построенный Райтом в 1936 году был дом Кауфмана или вилла «Дом над водопадом» в Беар-Ран, штат Пенсильвания, которая была названа самой замечательной жилой постройкой 20 века. Участок располагался в холмистой лощине по обе стороны ручья Бэар-Ран, который образовывал небольшой водопад. Райт расположил дом над самым ручьем и водопадом. В этом проекте Райт осуществил свою основную идею – отказался от дома-коробки с четырьмя стенами.

В 1938 году Райт создал новую школу-мастерскую в Скоттсдейле, штат Аризона, которая получила название «Тейлизин Уэст» (позднее Архитектурная школа Ф.Л. Райта). При создании этого проекта был использован местный камень, балки из красного дерева и брезентовая кровля.

К числу наиболее известных проектов Райта относится здание Музея Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке. Проекты появились в 1943 году, но строительство началось только в конце 1950-х. Здание представляет собой спиральный пандус с расширяющимися к верху витками, который охватывает световой дворик, перекрытый прозрачным куполом.

В 1954 году построил здание синагоги Бет-Шалом близ Филадельфии, архитектурный объем которого образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник – очертание звезды Давида.

В 1956 году создал здание греческой православной церкви Благовещения близ Милуоки, которое представляет собой чашеобразный зал на тонких высоких опорах.

В 1957-1959 годах построил очень легкие и изящные здания общественного центра графства Марин в Сан-Рафаэле, которые раскинулись на трех холмах участка в 121 га.

В последние годы жизни Райт издал несколько книг: «Естественный дом» в 1954 году, «Завещание» в 1957 году, сборник «Будущее архитектуры», в котором собрал самые важные печатные работы 1930-х годов, а также переработанный проект «города широкого простора» — «Живой город» в 1958 году.

Фрэнк Ллойд Райт - американский архитектор, основоположник органической архитектуры - родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Получая знания на дому, он не посещал общеобразовательную школу. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта.


1. Roby House (Чикаго, Иллинойс, США, 1910 г.)

Относится к серии «Дома прерий», названой так из-за обилия горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, которые напоминают прерии. Асимметричная форма, ленточное остекление, горизонтальная ориентация. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, защиту от солнечных лучей. Ядром дома служит камин. Четко прослеживается сомасштабность здания человеку.

2. Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)

К 30-м годам ХХ столетия, после очень плодотворного периода, в работе у Райта наступил застой. Чтобы поправить свое положение, архитектор организовал в своей резиденции художественную студию «Талиесин». Туда приходит учиться Эдгар Кауфман. Именно благодаря этому знакомству Райт получает заказ от родителей Кауфмана на проект загородного дома, который стал одним из самых известных творений архитектора.

3. Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)

Проект, так же как и Roby House, относится к «Домам прерий». Характерные черты комплекса: низкие крыши крытые гонтом, каменные стены, террасы, врезающиеся в ландшафт. Главное здание комплекса имеет план П-образной формы. Одно из его крыльев - резиденция Райта с 3 спальнями, столовой, кухней и лоджией. После постройки дом дважды страдал от пожаров и полностью перестраивался.

4. Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)

Единственная постройка по проекту Райта, которая сохранилась в Японии. К дому ведет длинная дорога через живописную долину. У парадного входа прямо в стенах предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окрестностей. Центром интерьера является камин - Райт часто использовал этот прием в своих проектах. Как дань японским традициям, стены частично выполнены из глины. Череду трапециевидных труб удалось выгодно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж.

5. Синагога BethShаlom (Элкинс Парк, Пенсильвания, США, 1959 г.)

Здание спроектировано в стиле модерн. Выразительным элементом выступает полупрозрачная пирамидальная крыша, символизирующая гору Синай. Также архитектор вдохновился постройками майя, поэтому объем сформирован при помощи 2 треугольных призм, поставленных друг на друга и образующих в плане шестиугольник - звезду Давида.

6. Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)

В проекте Райту важно было учесть сейсмологические особенности местности и добиться устойчивости здания. Благодаря консольной подвеске этажей, а также мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в грунт на 18 м, здание устояло во время землетрясения в 1923 году.

7. Офис компании Johnson Wax (Расин, Висконсин, США, 1936 г.)

Проект интересен тем, что в здании размером 69×69 м нет окон. В интерьере архитектор применил специальные древовидные колонны. Специальное освещение создает благоприятные условия для работы, несмотря на отсутствие прямого солнечного света. Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и во многих других его проектах.

8. Дом Герберта Джекобса (Мидлтон, Висконсин, США, 1944 г.)

Солнечный полукруг - название плана, который придумал Райт для проектирования в северном климате. Здание имеет форму полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная скомпонована из двухслойных окон и дверей для проникновения солнечного тепла в дом даже зимой.

9. Офис компании Larkin (Буффало, Нью-Йорк, США, 1906 г.)

Здание из красного песчаника высотой 61 м и шириной 41 м. Здесь Райт применил витражные окна со стальными рамами и скульптурные элементы для декорирования фасада. Внутренние стены были сделаны из сочетания светлого кирпича и стекловидного материала для беспрепятственного проникновения солнечного света. В связи с банкротством компании Ларкин, несмотря на протесты архитектурного общества, в 1950 году здание было снесено.

10. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США, 1959 г.)

Назван так в честь своего основателя Роберта Соломона Гуггенхайма. Строился и проектировался в течение 16 лет. Снаружи музей представляет собой перевернутую спираль, внутри же интерьер напоминает раковину, в центре которой - остекленный дворик. По замыслу архитектора осмотр экспозиции следует начинать сверху, поднявшись на лифте. Спуск же предполагается по пандусу, вдоль которого (а так же в примыкающих к нему залах) расположены произведения искусства. Реалии же таковы, что осмотр происходит снизу вверх.

ТОП 10: Знаковые проекты Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт - американский архитектор, основоположник органической архитектуры - родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Получая знания на дому, он не посещал общеобразовательную школу. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта.



1. Roby House (Чикаго, Иллинойс, США, 1910 г.)

Относится к серии «Дома прерий», названой так из-за обилия горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, которые напоминают прерии. Асимметричная форма, ленточное остекление, горизонтальная ориентация. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, защиту от солнечных лучей. Ядром дома служит камин. Четко прослеживается сомасштабность здания человеку.






2. Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)

К 30-м годам ХХ столетия, после очень плодотворного периода, в работе у Райта наступил застой. Чтобы поправить свое положение, архитектор организовал в своей резиденции художественную студию «Талиесин». Туда приходит учиться Эдгар Кауфман. Именно благодаря этому знакомству Райт получает заказ от родителей Кауфмана на проект загородного дома, который стал одним из самых известных творений архитектора.








3. Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)

Проект, так же как и Roby House, относится к «Домам прерий». Характерные черты комплекса: низкие крыши крытые гонтом, каменные стены, террасы, врезающиеся в ландшафт. Главное здание комплекса имеет план П-образной формы. Одно из его крыльев - резиденция Райта с 3 спальнями, столовой, кухней и лоджией. После постройки дом дважды страдал от пожаров и полностью перестраивался.







4. Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)

Единственная постройка по проекту Райта, которая сохранилась в Японии. К дому ведет длинная дорога через живописную долину. У парадного входа прямо в стенах предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окрестностей. Центром интерьера является камин - Райт часто использовал этот прием в своих проектах. Как дань японским традициям, стены частично выполнены из глины. Череду трапециевидных труб удалось выгодно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж.





5. Синагога BethShаlom (Элкинс Парк, Пенсильвания, США, 1959 г.)

Здание спроектировано в стиле модерн. Выразительным элементом выступает полупрозрачная пирамидальная крыша, символизирующая гору Синай. Также архитектор вдохновился постройками майя, поэтому объем сформирован при помощи 2 треугольных призм, поставленных друг на друга и образующих в плане шестиугольник - звезду Давида.







6. Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)

В проекте Райту важно было учесть сейсмологические особенности местности и добиться устойчивости здания. Благодаря консольной подвеске этажей, а также мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в грунт на 18 м, здание устояло во время землетрясения в 1923 году.







7. Офис компании Johnson Wax (Расин, Висконсин, США, 1936 г.)

Проект интересен тем, что в здании размером 69×69 м нет окон. В интерьере архитектор применил специальные древовидные колонны. Специальное освещение создает благоприятные условия для работы, несмотря на отсутствие прямого солнечного света. Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и во многих других его проектах.









8. Дом Герберта Джекобса (Мидлтон, Висконсин, США, 1944 г.)

Солнечный полукруг - название плана, который придумал Райт для проектирования в северном климате. Здание имеет форму полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная скомпонована из двухслойных окон и дверей для проникновения солнечного тепла в дом даже зимой.





9. Офис компании Larkin (Буффало, Нью-Йорк, США, 1906 г.)

Здание из красного песчаника высотой 61 м и шириной 41 м. Здесь Райт применил витражные окна со стальными рамами и скульптурные элементы для декорирования фасада. Внутренние стены были сделаны из сочетания светлого кирпича и стекловидного материала для беспрепятственного проникновения солнечного света. В связи с банкротством компании Ларкин, несмотря на протесты архитектурного общества, в 1950 году здание было снесено.








10. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США, 1959 г.)

Назван так в честь своего основателя Роберта Соломона Гуггенхайма. Строился и проектировался в течение 16 лет. Снаружи музей представляет собой перевернутую спираль, внутри же интерьер напоминает раковину, в центре которой - остекленный дворик. По замыслу архитектора осмотр экспозиции следует начинать сверху, поднявшись на лифте. Спуск же предполагается по пандусу, вдоль которого (а так же в примыкающих к нему залах) расположены произведения искусства. Реалии же таковы, что осмотр происходит снизу вверх.









http://architector.ua/post/arch/1751/TOP_10__Znakovye_proekty_Frenka_Llojda_Rajta/

.......................

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright 1869-1959) - американский архитектор и теоретик архитектуры. Райт выдвинул принцип органичной архитектуры - то есть целостной, являющейся неотделимой частью среды, окружающей человека. Им была сформулирована идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставляемая артикуляции, подчеркнутому выделению частей в классической архитектуре. Основанный на этой идее прием так называемого свободного плана вошел в число средств, используемых всеми течениями современного зодчества. Однако влияние Райта выходит далеко за пределы основанного им течения, так называемой органичной архитектуры.

Родился 8 июня 1867 в городе Ричленд-Сентер, Висконсин, США, в семье Уильяма Рассела Райта, учителя музыки и церковного деятеля, и Анны Ллойд Райт, учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов. Воспитывался в канонах унитарианской церкви. В детстве много играл с «развивающим» конструктором «Киндергартен», разработанным Фридрихом Фрёбелем. Родители Райта развелись в 1885 году по причине неспособности Уильяма содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз.

Райт обучался на дому, не посещая школу. В 1885 он поступил на инженерный факультет Университета Висконсина. Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени. В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби, приверженца эклектизма. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую известным идеологом «чикагской школы» Л. Салливаном. С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».

В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.

ДОМ ПРЕРИЙ

Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, и расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.

Свой собственный дом, «Талиесин» (Taliesin), Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. «Талиесин» дважды пострадал от пожаров в 1914 и 1925 и полностью перестраивался, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».

Райт стремился воплотить в архитектуре идею, значение которой выходит за пределы конкретного типа постройки. «Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры». Воплощение этой идеи было связано с изучением традиционной японской архитектуры, которой Райт увлекся в 1890-е годы. Японский дом послужил Райту высшим образцом того, как следует при проектировании устранять не только не нужное, но в еще большей степени как исключать несущественное. В американском доме он исключил все тривиальное и вносящее путаницу. Он сделал даже больше. В чисто функциональных элементах, которые часто оставались незамеченными, он открыл прежде скрытую силу выразительности, так же как последующее поколение архитекторов выявило скрытую силу выразительности в конструкции.

За первое десятилетие XX века Райт построил более ста домов, но на развитие американской архитектуры они в то время не оказали заметного влияния. А вот в Европе Райта скоро оценили, и он был признан поколением архитекторов, относящихся к современному направлению в архитектуре. В 1908 году его посетил Куно Франке, преподававший эстетику в Гарвардском университете. Результатом этой встречи были появившиеся в 1910 и 1911 годах две книги Райта, которые положили начало распространению его влияния на архитектуру за пределами Америки. В 1909 году Райт едет в Европу. В Берлине в 1910 году устраивается выставка его работ, издается двухтомное портфолио и его работы становятся известны в Европе.

Они оказывают большое влияние на рационалистическое направление, которое начинает формироваться в те годы в Западной Европе. Творчество Вальтера Гропиуса, Мис ван дер Роэ, Эриха Мендельсона, голландской группы «Стиль» в последующие полтора десятилетия обнаруживает очевидные следы этого влияния.

В течение нескольких лет Райт работает в Японии, где в Токио строит отель «Империал» (1916-1922). Использование идеи целостности конструктивной структуры обеспечило этому зданию прочность, позволившую устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года. К середине 1920-х годов творчество Райта казалось исчерпавшим себя. Он переживал полосу тяжелых испытаний в личной жизни, почти не имел заказов. У себя в стране Райт оставался в изоляции. Положение одинокого борца за новые принципы в архитектуре обострило его индивидуализм, в творчество проникают элементы мрачной фантастичности. На тяжелых, почти гротескно монументальных формах появился геометрический орнамент, свидетельствующий о влиянии архитектуры древней Америки. Испытывая кризис в своих художественных исканиях, Райт оставался новатором в использовании технических средств в архитектуре. Так, ко времени его возвращения в США в начале 1920-х годов относится серия домов в Калифорнии, построенных из бетонных блоков. Наиболее примечателен среди них дом Милларда в Пасадене (1923), где повтор стандартных элементов образует ритмическое расчленение поверхностей. Непризнанный на родине, он, однако, по-прежнему остается популярным в Европе. И тем более непонятным казался европейцам тот факт, что в Америке Райт был совершенно одинок. Больше того, как писал Бруно Таут в своей книге «Современная архитектура», изданной в 1929 году «Упоминание его (Райта) имени считается у нас неприличным». Усиление эклектизма в Америке обозначало не только конец Чикагской школы, но одновременно и конец всех остальных современных течений. И лишь по мере возрастающего влияния новой европейской архитектуры в Америке снова стали интересоваться произведениями Райта.

U.S.O.N.A., 30-е годы

Второй пик в творчестве Райта приходится на 30-е годы. Райт начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции, продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой. В 1935-1939 Райт строит для И.Дж. Кауфмана знаменитый «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах с добавлением дополнительных стальных опор.

Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.

«Юсоновские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта - «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль. Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.

В 40-50-е годы Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира компании «Джонсон Вакс» (1936-1939) в Расине, шт. Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория - её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме - квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места.

Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943-1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.

В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.

Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. Так и не реализован остался проект небоскреба «Иллинойс» высотой в милю, рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий из себя сужающуюся кверху треугольную призму.

Всего Райт построил 363 дома. К 2005 году из них сохранились примерно 300.

Unity Chapel, Spring Green, Wisconsin (Церковь, Спринг-Грин, Висконсин), 1886 Frank Lloyd Wright Home and Studio , Oak Park, Illinois (Собственный дом Фрэнка Ллойда Райта, Оак-Парк, Иллинойс), 1889-1909 James A. Charnley House, Chicago, Illinois (Дом Джеймса Чарнли, Чикаго, Иллинойс), 1891-1892 Robert P. Parker House, Oak Park, Illinois (Дом Роберта Паркера, Оак-Парк, Иллинойс), 1892
Thomas H. Gale House, Oak Park, Illinois (Дом Томаса Гейла, Оак-Парк, Иллинойс), 1892 Francis J. Woolley House, Oak Park, Illinois (Дом Фрэнсиса Вули, Оак-Парк, Иллинойс), 1893 Walter H. Gale House , Oak Park, Illinois (Дом Уолтера Гейла, Оак-Парк, Иллинойс), 1893 William H. Winslow House, River Forest, Illinois (Дом Вильяма X. Уинслоу, Ривер-Форест, Иллинойс), 1893
Robert W. Roloson Houses, Chicago, Illinois (Дом Роберта Роулсона, Чикаго, Иллинойс), 1894 Edward C. Waller Apartments, Chicago, Illinois (Многоквартирный дом Эдварда С. Уоллера, Чикаго, Иллинойс), 1895 Harrison P. Young House , Oak Park, Illinois (Перестройка дома Г.П. Юнга, Оак-Парк, Иллинойс), 1895 Nathan G. Moore Residence , Oak Park, Illinois (Дом Натана Г. Мура, Оак-Парк, Иллинойс), 1895; частично разрушен в 1922
Isidore H. Heller House , Chicago, Illinois (Дом Айседоры Геллер, Чикаго, Иллинойс), 1896-1897 Romeo and Juliet Windmill, Spring Green, Wisconsin (Башня ветряной мельницы «Ромео и Джульетта» Хиллсайдской школы, Спринг-Грин, Висконсин), 1896; пререстроен в 1938 George W. Furbeck House , Oak Park, Illinois (Дом Джорджа Фербека, Оак-Парк, Иллинойс), 1897 William and Jessie M. Adams House , Chicago, Illinois (Дом Уильяма и Джесси Адамс, Чикаго, Иллинойс), 1900
Arthur B. Heurtley House , Oak Park, Illinois (Дом Артура Хертли, Оак-Парк, Иллинойс), 1902 F. B. Henderson House, Elmhurst, Illinois (Дом Ф.Б. Хендерсона, Элмхерст, Иллинойс), 1901 Frank W. Thomas House , Oak Park, Illinois (Дом Фрэнка Томаса, Оак-Парк, Иллинойс), 1901; реставрация 1975 Ward Winfield Willits House, Highland Park, Illinois (Дом Уорда В. Уиллитса, Хайлэнд-Парк, Иллинойс), 1901
Horse Show Fountain, Oak Park, Illinois (Фонтан «Scoville Park», Оак-Парк, Иллинойс), 1903-1909; перестроен в 1969 Dana-Thomas House , Springfield, Illinois (Дом Сьюзен Лоуренс Дейна, Спрингфилд, Иллинойс), 1902-1904 Hillside Home School II, Spring Green, Wisconsin (Реконструкция Хиллсайдской школы, Спринг-Грин, Висконсин), 1902 George F. Barton House , Buffalo, New York (Дом Джорджа Бартона, Буффало, Нью-Йорк), 1903-1904
Darwin D. Martin House Complex , Buffalo, New York (Дом Дарвина Д. Мартина, Буффало, Нью-Йорк), 1904-1905; реконструкция 2007 Joseph J. Walser Jr. Residence, Chicago, Illinois (Дом Дж.Дж. Уолсера, Чикаго, Иллинойс), 1903 Robert M. Lamp House, Madison, Wisconsin (Дом Роберта М. Лэмпа, Мэдисон, Висконсин), 1903 Burton J. Westcott House, Springfield, Ohio (Дом Бартона Дж. Весткотта, Спрингфилд, Огайо), 1904-1908; реконструкция 2003-2007
Darwin D. Martin Gardener’s Cottage, Buffalo, New York (Оранжерея Д.Д Мартина, Буффало, Нью-Йорк), 1905-1909 Ferdinand F. Tomek House (The Ship House) , Riverside, Illinois (Дом Ф.Ф. Томека, Риверсайд, Иллинойс), 1904-1906 Larkin Administration Building, Buffalo, New York (Здание управления компании «Ларкин», Буффало, Нью-Йорк), 1904; снесёно в 1950 Unity Temple, Oak Park, Illinois (Храм Согласия, Оак-Парк, Иллинойс), 1904-1908
Edward R. Hills House , Oak Park, Illinois (Дом Эдварда Хиллса, Оак-Парк, Иллинойс), 1906; перестроен Frank L. Smith Bank, Dwight, Illinois (Банк Фрэнка Л. Смита, Дуайт, Иллинойс), 1905 Rookery Building, Chicago, Illinois (Здание Rookery, интерьер), 1905-1907; перестроен Thomas P. Hardy House, Racine, Wisconsin (Дом Томаса П. Харди, Расин, Висконсин), 1905
Avery Coonley House, Riverside, Illinois (Дом Эйвери Кунли, Риверсайд, Иллинойс), 1907-1912 Mrs. A. W. Gridley House (Ravine House), Batavia, Illinois (Дом А.В. Гридли, Батавия, Иллинойс), 1906 Peter A. Beachy House , Oak Park, Illinois (Перестройка дома П.А. Бичи, Оак-Парк, Иллинойс), 1906 William H. Pettit Mortuary Chapel, Belvidere, Illinois (Маленькая капелла, Бельведер, Иллинойс), 1906-1907
Eugene A. Gilmore House (Airplane House), Madison, Wisconsin (Дом Юджина А. Гилмора, Мэдисон, Висконсин), 1908 George Blossom Garage, Chicago, Illinois (Гараж Джорджа Блоссома, Чикаго, Иллинойс), 1907 Tan-Y-Deri (Andrew T. Porter House) , Spring Green, Wisconsin (Дом Эндрю Портера, Хиллсайд, Спринг-Грин, Висконсин), 1907 Edward E. Boynton House, Rochester, New York (Дом Е.Е. Бойнтона, Рочестер, Нью-Йорк), 1908
Raymond W. Evans House , Chicago, Illinois (Дом Роберта В. Эванса, Чикаго, Иллинойс), 1908 Frederick C. Robie House , Chicago, Illinois (Дом Фредерика С. Роби, Чикаго, Иллинойс), 1908-1910 Isabel Roberts House, River Forest, Illinois (Дом Изабеллы Роберте, Ривер-Форест, Иллинойс), 1908; реконструкция 1958 Meyer May House, Grand Rapids, Michigan (Дом Майера Мея, Гранд-Рэпидс, Мичиган), 1908
Mrs. Thomas H. Gale House, Oak Park, Illinois (Дом миссис Томас Гейл, Оак-Парк, Иллинойс), 1909 Walter V. Davidson House, Buffalo, New York (Дом Уолтера В. Дэвидсона, Буффало, Нью-Йорк), 1908 William H. Copeland House, Oak Park, Illinois (Перестройка дома д-ра В.Х. Коуплэнда, (второй проект, добавлен гараж) Оак-Парк, Иллинойс), 1908 City National Bank Building and Park Inn Hotel, Mason City, Iowa (Городской национальный банк и отель, Мейсон-Сити, Айова), 1909-1910
Oscar B. Balch House , Oak Park, Illinois (Дом О.Б. Бэлха, Оак-Парк, Иллинойс), 1911 Rev. Jessie R. Zeigler House, Frankfort, Kentucky (Дом преподобного Дж.Р. Циглера, Франкфорт, Кентукки), 1909 Avery Coonley Coach House, Riverside, Illinois (Оранжерея и конюшни Эйвери Кунли, Риверсайд, Иллинойс), 1911 Avery Coonley Gardner"s Cottage, Riverside, Illinois (Коттедж Эйвери Кунли, Риверсайд, Иллинойс), 1911
Emil Bach House , Chicago, Illinois (Дом Эмиля Баха, Чикаго, Иллинойс), 1915 Avery Coonley Playhouse, Riverside, Illinois (Дом для игр Эйвери Кунли, Риверсайд, Иллинойс), 1912 A. D. German Warehouse, Richland Center, Wisconsin (Складские помещения А.Д. Германа, Ричленд-Центр, Висконсин), 1915-1921 Arthur L. Richards Duplex Apartments , Milwaukee, Wisconsin («Американские дома» по заказу «Richards Company» (ARCS), Милуоки, Висконсин), 1915-1916
Hollyhock House (Aline Barnsdall House) , Little Armenia, Los AngelesCalifornia (Вилла «Hollyhock» Алин Барнсдолл, Олив-Хилл, Маленькая Армения, Лос-Анджелес, Калифорния), 1917-1921 Imperial Hotel, Tokyo, Japan (Отель «Империал», Токио, Япония), 1915; снесён 1968 (реконструирован в 1976) Ravine Bluffs Development Bridge (Sylvan Road Bridge) & Sculptures, Glencoe, Illinois (Рэвин-блафский мост и скульптурная композиция, Глинкоэ, Иллинойс), 1915 Frederick C. Bogk House , Milwaukee, Wisconsin (Дом Фредерика Бока, Милуоки, Висконсин), 1916
Tazaemon Yamamura House (Yodokō Guest House), Hyogo-Ken, Japan (Дом Тезэмона Ямамуры, Япония), 1918-1924 Jiyu Gakuen Girls’ School, Tokyo, Japan (Школа Ию Гакуен, Токио, Япония), 1921 Alice Millard House (La Miniatura), Pasadena, California («Миниатюра», дом Алисы Миллард, Пасадена, Калифорния), 1923 Charles Ennis House , Los Angeles, California (Дом Чарлза Энниса, Лос-Анджелес, Калифорния), 1923-1924
Dr. John Storer House , Hollywood, California (Дом Джона Сторера, Лос-Анджелес, Калифорния), 1923 Samuel Freeman House, Hollywood Hills, California (Дом Сэмюела Фримана, Лос-Анджелес, Калифорния), 1923 Taliesin III, Spring Green, Wisconsin (Тейлизин III, Спринг-Грин, Висконсин), 1925 Graycliff Estate (Isabelle R. Martin House) , Derby, New York («Седой утес», дом Изабеллы Мартин (миссис Д.Д. Мартин), Дерби, Нью-Йорк), 1926
Arizona Biltmore Hotel, Phoenix, Arizona (Отель «Балтимор Аризона», Феникс, Аризона), 1927-1929 Fallingwater (Edgar J. Kaufmann Sr. Residence), Bear Run, Pennsylvania («Дом у водопада» Эдгара Дж. Кауфманна, Милл-Ран, Пенсильвания), 1935-1938 Herbert Jacobs House I, Madison, Wisconsin (Дом Герберта Джекобса, Мэдисон, Висконсин), 1936-1937 Johnson Wax Headquarters, Racine, Wisconsin (Здание управления компании «S.C Johnson & Son». Расин, Висконсин), 1936-1939
Malcolm E. Willey House, Minneapolis, Minnesota (Дом Малколма Уилли, Миннеаполис, Миннеаполис), 1934 Taliesin West, Scottsdale, Arizona (Тейлизин-Вест, Скоттсдейл, Аризона), 1937 Wingspread (Herbert F. Johnson House), Wind Point, Wisconsin («Размах крыльев», дом Герберта Ф. Джонсона, Винд-Пойнт, Висконсин), 1937-1939 Annie M. Pfeiffer Chapel, Lakeland, Florida (Капелла Энн Пфайффер, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1938-1941 (проект Child of the Sun )
Hanna-Honeycomb House (At Stanford University), Palo Alto, California (Резиденция Hanna-Honeycomb, Стэндфордский университет, Пало Альто, Калифорния), 1937 Suntop Homes, Ardmore («Солнечная вершина», Дома Отто Мэллери и «Todd Company», Ардмор, Пенсильвания), 1938-1939 George D. Sturges House, Brentwood Heights, California (Дом Джорджа Стергеса, Брентвуд-Хайтс, Калифорния), 1939 Loren B. Pope Residence (Pope-Leighey House), Falls Church, Virginia (Дом Лорен Поуп, Фолс-Черч, Вирджиния), 1939-1940; перевезён (Alexandria, VA, 2001)
Charles L. Manson House, Wausau, Wisconsin (Дом Чарлза Л. Мэнсона, Ваузау, Висконсин), 1938-1941 Auldbrass Plantation (C. Leigh Stevens House), Yemassee, South Carolina («Auldbrass», дом и дополнительные сооружения Лейга Стивенса, Иемасси, Южная Каролина), 1940-1951 Community Christian Church, Kansas City, Missouri (Объединенная церковь, Канзас-Сити, Миссури), 1940-1942 Seminar Buildings I, II, & III, Lakeland, Florida (Здания для семинаров, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1940-1949 (проект Child of the Sun )
Stanley Rosenbaum House, Florence, Alabama (Дом Стенли Розенбаума, Флоренс, Алабама), 1939-1940 Industrial Arts Building, Lakeland, Florida (Здание корпуса промышленного дизайна, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1942-1952 (проект Child of the Sun ) Herbert Jacobs House II (Solar Hemicycle), Middleton, Wisconsin («Солнечный полукруг», второй дом Герберта Джекобса, Миддлтон, Висконсин), 1944-1948 Emile E. Watson and Benjamin Fine Administration Building, Lakeland, Florida (Административное здание, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1945-1949 (проект Child of the Sun )
E. T. Roux Library, Lakeland, Florida (Библиотека «Roux Library», Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1941-1946 (проект Child of the Sun ) Unitarian Society Meeting House, Shorewood Hills, Wisconsin (Унитарная церковь, Шервуд-Хиллс, Висконсин), 1947-1951 J. Edgar Wall Water Dome, Lakeland, Florida (Пруд, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1948-1949 (проект Child of the Sun ) V. C. Morris Gift Shop, San Francisco, California (Магазин B.C. Морриса, Сан-Франциско, Калифорния), 1948-1949
Covered walkways or Esplanades, Lakeland, Florida (Место для прогулок, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1946-1958 (проект Child of the Sun ) Anderton Court Shops, Beverly Hills, California (Магазины Эндертона, Беверли-Хиллс, Калифорния), 1952 Price Tower, Bartlesville, Oklahoma (Башня компании Гарольда С. Прайса, Бартсвилл, Оклахома), 1952-1956 Kentuck Knob (I.N. Hagan House), Chalkhill, Pennsylvania (Дом И.Н. Хейгена, Чокхилл, Пенсильвания), 1953-1956
First Christian Church, Phoenix, Arizona (Первая Христианская церковь, Феникс, Аризона), 1950-1970 Riverview Terrace Restaurant (Frank Lloyd Wright Visitors" Center), Spring Green, Wisconsin (Ресторан «Терраса с видом на реку», Спринг-Грин, Висконсин), 1953 Beth Sholom Synagogue, Elkins Park, Pennsylvania (Синагога «Бет Шолом», Элкинс-Парк, Пенсильвания), 1954-1959 William H. Danforth Chapel, Lakeland, Florida (Данфортская капелла, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1954-1955 (проект Child of the Sun )
Polk County Science Building, Lakeland, Florida (Здания научного корпуса и корпуса космографии, Флоридский Саузен-колледж, Лейкленд, Флорида), 1953-1958 (проект Child of the Sun ) R. W. Lindholm Service Station, Cloquet, Minnesota (Линдхэлмская станция техобслуживания, Клокей, Миннесота), 1956-1958 Wyoming Valley Grammar School, Spring Green, Wisconsin (Вайоминг-вэлльская школа, Вайоминг-Вэлли, под Спринг-Грином, Висконсин), 1956 Marin County Civic Center, San Rafael, California (Административный центр округа Мэрин, Сан-Рафаэль, Калифорния), 1957-1976
Annunciation Greek Orthodox Church, Milwaukee, Wisconsin (Греческая православная церковь Благовещения, Вауватоза, Висконсин), 1956-1961 Solomon R. Guggenheim Museum, New York (Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк), 1943-1959 The Grady Gammage Memorial Auditorium, Tempe, Arizona (Мемориальный зал Грэйди-Гэммидж, Государственный университет, Темп, Аризона), 1959

Основные даты жизни и творчества Райта:

1910 - Райт едет в Берлин, а затем - во Фьезоле. Там он работает со своим сыном над иллюстрациями к книге «Осуществленные постройки и проекты», которая в том же году будет издана Эрнстом Васмутом в Берлине.

1911 - Райт начинает строить новый дом и мастерские под Спринг-Грином, Висконсин. Все это приобретет название «Тейлизин».

1913 - Райт едет в Японию, чтобы согласовать договор по отелю «Империал» и приобрести японские гравюры для американских клиентов.

1914 - Джулиан Карлстон убивает Мэймах Чейни и еще шесть человек, а затем поджигает Тейлизин. Райт знакомится с Мириам Ноэль.

1918 - Райт едет в Пейпинг в Китае. Там он посещает достопримечательности как гость писателя Ку Хунт Минг.

1922 - Райт открывает бюро в Лос-Анджелесе. Развод с Кэтрин.

1923 - Землетрясение Канто разрушает большую часть Токио. Отель «Империал» остается без повреждений. Райт публикует книгу «Experimenting with Human Lives» («Эксперимент с человеческими жизнями») о землетрясении и отеле «Империал». Он женится на Мириам Ноэль.

1924 - Райт знакомится с «Ольгиванной» - Ольгой Ивановной Лазович-Гинценберг.

1925 - Второй пожар Тейлизина. Рождение Иованны, дочери Райта и «Ольгиванны» Гинценберг.

1926 - Банк Висконсина вступает во владение Тейлизином в связи с долгами Райта. Неподалеку от Миннеаполиса Райта и Гинценберг арестовывают за безнравственное поведение.

1927 - Райт пишет серию статей под заглавием «In the Cause of Architecture» («Во имя архитектуры»), которые ежемесячно печатаются в журнале «The Architectural Record». Развод с Мириам Ноэль-Райт.

1928 - Райт женится на Ольге Ивановне Гинценберг.

1929 - Работа над проектом Чендлера сначала продолжается, но затем, после биржевого краха в октябре, прерывается.

1930 - Райт читает ряд лекций в Принстонском университете, а затем опубликовывает их под заглавием «Modern Architecture» («Современная архитектура»). Большая выставка работ путешествует в Принстон, Нью-Йорк, Чикаго, Мэдисон и Милуоки.

1932 - Райты основывают Тейлизинское товарищество и преобразовывают строения Хиллсайдской школы в помещения товарищества. Райт опубликовывает «Автобиографию» и «The Disappearing City» («Исчезающий город»). Его работы принимаются в экспозицию «Интернациональный стиль» в Музей современного искусства в Нью-Йорке.

1934 - Вместе с учениками Райт начинает строить масштабную модель «Broadacre City» («Города широкого простора»). Первый номер основанного Райтом журнала «Taliesin» выходит в «Taliesin Press».

1935 - Модель «Города широкого простора» выставляется на «Industrial Arts Exhibition» (выставке промышленного дизайна) в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке. «Дом у водопада» Эдгара Дж. Кауфманна, Милл-Ран, Пенсильвания

1938 - Райт оформляет январский номер журнала «Architectural Forum», который посвящен его деятельности. Портрет Райта появляется на обложке журнала «Time».

Флоридский Саузен-колледж, генеральный план по заказу д-ра Луда М. Спайви, Лейкленд, Флорида

1939 - Райт приглашен в Лондон, чтобы прочитать ряд лекций в Салгрейв-Мэнэр-Борд. Лекции публикуются под заглавием «An Organic Architecture» («Органическая архитектура»).

1940 - Музей современного искусства в Нью-Йорке устраивает большую ретроспективную выставку «Творчество Фрэнка Ллойда Райта».

1952 - Пожар разрушает часть здания Хиллсайдской школы в Спринг-Грине. Выставка «Шестьдесят лет живой архитектуры» проходит в Швейцарии, Франции, Германии и Нидерландах.

1955 - Райт создал книгу «Американская архитектура», ее издает Эдгар Кауфманн-младший.

1957 - Райт приглашен в Багдад (Ирак) для создания проектов зданий оперы, культурного центра, музея, университета и телеграфа. Книга Райта «A Testament» («Завещание») выходит в свет.

Райт называл себя «величайшим в мире архитектором» и был потрясающим пропагандистом собственных идей. Это подтверждает выставка к его 150-летию в Музее современного искусства в Нью-Йорке

Фрэнк Ллойд Райт. Вид с востока на храм Согласия в Оак-парке. 1905-1908. Акварель. Фото: МоМА

16 октября 1956 года Фрэнк Ллойд Райт провел пресс-конференцию в чикагском отеле Sherman на 1,7 тыс. номеров. Самому знаменитому архитектору Америки нужна была по-настоящему большая площадка, чтобы представить свой «Иллинойс» — проект более чем полуторакилометрового в высоту 528-этажного небоскреба c 56 лифтами на атомной энергии, рассчитанного на 130 тыс. жильцов, оснащенного гаражом на 15 тыс. машин и сдвоенной площадкой на 100 вертолетов.

Небоскреб размером с город

Зная, чем соблазнить журналистов, Райт при помощи фототехники увеличил почти трехметровый чертеж башни, который и сам по себе был весьма впечатляющим, до 6,7 м. Он мыслил не только масштабно, но и радикально. Может показаться странным, но проект «Иллинойса» был неразрывно связан с убежденностью Райта в том, что современный город — чудовищное, расползающееся создание, которое необходимо обуздать. В идеале город размером с Чикаго можно было бы уместить в нескольких высоченных небоскребах, окруженных бурной растительностью вместо улиц. Природа с большой буквы «П» была для Райта почти предметом культа. «Иллинойс» задумывался как средство защитить природу, уплотнив и ограничив современный город.

Фрэнк Ллойд Райт. Проект планетария Гордона Стронга в Мэриленде. 1924-1925. Цветной карандаш на кальке. Фото: МоМА

Пресса восприняла этот проект с большим энтузиазмом: 88-летний архитектор обеспечил журналистов интересным материалом, что, впрочем, постоянно случалось и в предыдущие 70 лет. Скандальный, прямолинейный, остроумный и полностью поглощенный своим делом, Райт мыслил широко и действовал решительно. Его жизнь была полна драматизма и настоящих трагедий. Два сгоревших дома. Любовница и двое ее детей, зарубленные топором. Шумные разводы. И конечно, множество великолепных новаторских зданий и проектов, разрабатывавшихся с самого основания мастерской под его именем в 1893-м. Фрэнк Ллойд Райт был очень разносторонним человеком.

Пожалуй, неудивительно, что и архив Райта так богат и многогранен. В 2012 году его перевезли из бывших мастерских архитектора в Талиесин-Исте (Висконсин) и Талиесин-Уэсте (Аризона) в Колумбийский университет и нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА). И кураторы приступили к изучению приблизительно 55 тыс. эскизов, 300 тыс. страниц переписки, 285 фильмов и 2,7 тыс. рукописей.

Распакованный архив

В честь 150-летия Райта МоМА проводит выставку «Распаковывая архив», где представлено около 450 работ архитектора. Музей выпустил объемный каталог, авторы которого предприняли попытку интерпретировать все это архитектурное богатство. А оно определенно нуждается в интерпретации, поскольку за 72 года деятельности Райта стиль его эскизов и рисунков развивался и переживал разные периоды, как это бывает у художников-долгожителей. Все эти периоды объединяет очень интересная, часто блестящая техника, последовательно обнаруживающая влияние «Движения искусств и ремесел», японской печатной графики, венского Сецессиона, ар-деко, европейского модернизма, автомобильного дизайна (всего у него было 85 автомобилей) и даже Голливуда.

Из Райта получился бы великолепный художник-постановщик и декоратор. Его собственная жизнь отчасти легла в основу романа-бестселлера Айн Рэнд «Источник» (1943), по которому в 1949 году в США сняли мелодраму с Гэри Купером в главной роли. Хотя мировоззрение и идеалы героя в равной степени можно отнести и к Ле Корбюзье, колоритный архитектор из Висконсина был безусловной звездой. И Райт знал это. Когда однажды в суде его спросили о профессии, он ответил: «Я величайший в мире архитектор». Его третья жена, черногорская балерина Ольгиванна Лазович, возмутилась такой бравадой, на что он ответил: «У меня не было выбора, Ольгиванна. Я был под присягой».

Неизвестный фотограф. Фрэнк Ллойд Райт. Фото: МоМА

Вербовщик талантов

В конце 1950-х, когда на Пятой авеню рос Музей Соломона Р. Гуггенхайма, архитектор несколько раз появился на телевидении. Особенно ярким было его интервью в прямом эфире в сентябре 1957-го в передаче Mike Wallace Interview, где он говорил о религии, войне, эвтаназии, искусстве, критике, американской молодежи, сексе, морали, политике, природе, смерти и своем полуторакилометровом небоскребе.

Движимый глобальными идеями и желанием выйти на широкую аудиторию, Райт овладел множеством техник представления информации — от рисунка цветными карандашами до книг, журналов, выставок, монографий, фильмов, радио и телевидения. Он даже принял участие в популярной телевикторине What’s My Line? Кроме того, он привлекал одаренных молодых ассистентов, которые умели хорошо рисовать. Многие из образцовых эскизов Райта были созданы его помощниками, в первую очередь Джеком Хау, известным как «карандаш в руке Фрэнка Ллойда Райта». Начав работать в мастерской в 1932 году в 19 лет, он стал ее главным чертежником в 1937-м, в период строительства Дома над водопадом — одного из самых знаменитых зданий Америки.

Неизвестный фотограф. Фрэнк Ллойд Райт за работой. Фото: МоМА

Ассистентку Райта, нанятую им в 1895 году, звали Марион Махони, она была одной из первых женщин, получивших высшее архитектурное образование. Вклад Махони в работу Райта весьма значителен: она создавала рисунки и акварели высочайшего качества. В 1910 году берлинский издатель Эрнст Васмут выпустил двухтомник с литографиями планов и перспектив зданий Райта. Автором более половины этих изображений, сделанных в едином «фирменном» стиле, была Махони. Она не только задала тон и стиль эскизных портфолио, но и — в одно мгновение и под именем Райта — завладела умами и карандашами ведущих представителей первого поколения архитекторов европейского модернизма.

Экземпляр книги «Возведенные здания и проекты Фрэнка Ллойда Райта» был доставлен и в берлинскую мастерскую Петера Беренса. Говорят, работа в ней замерла на несколько дней, пока ученики архитектора внимательно разглядывали рисунки. Учеников звали Ле Корбюзье, Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус. Другие экземпляры попали в руки молодых австрийских архитекторов Рудольфа Шиндлера и Рихарда Нойтра. Оба они впоследствии эмигрировали в США и работали на Райта, а позднее внесли свою лепту в формирование модернистской архитектуры Калифорнии. В конце Первой мировой войны рисунки для райтовских проектов «американских сборных домов» делали Шиндлер и молодой чешский архитектор Антонин Раймонд, после Второй мировой войны ставший одним из отцов модернистской архитектуры в Японии.

Фрэнк Ллойд Райт. План участка и дома Дарвина Мартина в Буффало. 1903-1906. Рисунок чернилами. Фото: МоМА

С Японией был тесно связан и сам Райт (всю жизнь он коллекционировал японскую печатную графику). На выставке представлена редкая подборка фотографий его отеля Imperial (1913-1923) в Токио — сложного здания, пострадавшего во время крупного землетрясения 1923 года и снесенного в 1968-м. Спроектированное, по словам Райта, как «система садов, висячих садов, опущенных ниже уровня земли садов, садов-балконов, садов-лоджий и садов-крыш», это здание послужило связующим звеном между его ранним и средним периодами как художника-архитектора и между западным и восточным дизайном.

Райт провел в Токио много времени, именно там он начал рисовать на японской рисовой и копировальной бумаге, которую, вернувшись в США, продолжал заказывать для своей мастерской в Талиесине. В 1920-х в число его ассистентов входили японские архитекторы супруги Камеки и Нобуко Цутиура, работавшие и над отелем Imperial. Нобуко была первой японской женщиной-архитектором.

Среди ассистентов Райта более позднего времени, трудившихся в Талиесин-Уэсте (это была наполовину архитектурная мастерская, наполовину пасторальная ферма в духе «возвращения к земле»), была Элизабет (Бетти) Бауэр, возглавлявшая отдел архитектуры и дизайна в МоМА во время Второй мировой. «Бетти в окопах в синей форме, — писал Райт другу, — и все вокруг покрываются потом, как мальчишки».

Фрэнк Ллойд Райт. Проект Дома над водопадом (Дома Кауфмана) в Пенсильвании. 1934-1937. Цветной карандаш. Фото: МоМА

Романтический рурализм

Особое внимание на выставке уделяется любви Райта к природе и его уверенности в том, что лучшая жизнь — за пределами города. В 1932 году, воспользовавшись «Новым курсом» Рузвельта, Райт вместе с инженером, бухгалтером и консультантом по вопросам управления пищевой промышленностью США Уолтером Дэвидсоном разрабатывал планы «малых фермерских единиц» — небольших хозяйств размером до полутора гектаров, объединяющих фермы и придорожные рынки. Только представьте себе такой — Райтов — образ жизни вместо пригородных спальных районов XXI века, не имеющих ничего общего ни с природой, ни с землей, на которой они стоят!

Модель «малых фермерских единиц» так и не была воплощена в жизнь, но их макеты демонстрируют самую суть романтического рурализма Райта. Его неизменная любовь к природе и увлеченность индивидуализмом восходят к сочинениям таких авторов XIX века, как Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо и Уолт Уитмен. Все трое воспевали самодостаточный, независимый и индивидуалистический образ жизни сельской Америки. Райт читал своим ученикам в Талиесин-Уэсте стихотворения Уитмена из сборника «Листья травы» (1855). И жил в соответствии с принципом, сформулированным в конце книги Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854): «Если человек не идет в ногу со своими спутниками, быть может, дело в том, что он слышит другой ритм? Пусть он шагает под ту музыку, которую слышит, каким бы ни был ее ритм и как бы удаленно он ни звучал».

Фрэнк Ллойд Райт. Один из «американских сборных домов». Проект. 1915-1917. Литография. Фото: МоМА

Райт был плодовитым и уникальным художником, но все же он не был одинок. Об этом свидетельствуют макет и эскизы Broadacre City («Широкоплощадный город»), являющегося, согласно уравнению Райта, суммой архитектуры и площади. Работа над проектом города-сада с низкой плотностью застройки велась с начала 1930-х. Это был своеобразный ответ Нью-Йорку и Чикаго, созданный группой молодых архитекторов. Даже если вы не сторонник антиурбанистической философии, придется признать, что сегодня эта нереализованная пригородная утопия производит такое же сильное впечатление, как и в апреле 1935-го, когда ее представили в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке. Broadacre City трансформировался в проект «Живой город» 1958 года, дополненный футуристическими летающими машинами для привлечения новой аудитории. Это был парный объект к полуторакилометровому небоскребу Райта. Он, может быть, и хотел бы, чтобы американцы жили сельской жизнью, но прекрасно знал, как поразить городскую публику завораживающими проектами с использованием всех доступных средств.

Выставка «Распаковывая архив» показывает, что Райт был не только самобытным архитектором, умевшим находить талантливых ассистентов, но и потрясающим пропагандистом. Никому из архитекторов не было посвящено столько выставок. Его работы вошли в первый в истории архитектурный проект МоМА «Международная выставка современной архитектуры» в 1932-м — и вот спустя 85 лет Фрэнк Ллойд Райт все такой же живой и интересный, как и тогда, когда в центре Чикаго представлял свой невероятный небоскреб.

Нью-Йорк, Музей современного искусства
Фрэнку Ллойду Райту — 150. Распаковывая архив
До 1 октября



Последние материалы сайта