Итак, лингвистику условно принято подразделять на теоретическую , иногда ее еще называют «научная лингвистика», или «теория языкознания» (в рамках этого направления рассматриваются различные научные концепции, лингвистические теории, лингвистические школы, язык с точки зрения его структуры и систем), и прикладную (практическую) лингвистику, которая в наиболее общем виде определяется как деятельность по приложению научных знаний об устройстве и функционировании языка в различных нелингвистических научных дисциплинах, в различных сферах практической деятельности человека, а также теоретическое осмысление такой деятельности.
Это широкое понимание термина «прикладная лингвистика»; наряду с ним существует и ряд более узких, которые, при этом, сильно различаются в разных научных и национальных традициях (в российской и в западной, например). Например, в западной лингвистике (applied linguistics, angewandte Linguistik) он связывается прежде всего с преподаванием иностранных языков, включая методику преподавания, особенности описания грамматики для учебных целей, преподавание языка как родного и иностранного и т.д. Например, институт в Дублине, носящий название School of Applied Languages фактически представляет собой языковой институт. Появился же этот термин в западной лингвистике в начале двадцатого века, в 1920 годах.
В СССР термин прикладная лингвистика стал широко употребляться в 50-е гг. в связи с разработкой компьютерных технологий и появлением систем автоматической обработки информации (систем машинного перевода, систем информационного поиска, автоматизированных систем обработки текста и пр.). Именно поэтому в русскоязычной литературе вместо термина «прикладная лингвистика» в том же значении часто используются термины «компьютерная лингвистика», «вычислительная лингвистика», «автоматическая лингвистика», «инженерная лингвистика»; между тем отождествление этих дисциплин не вполне удачно, поскольку каждая из них имеет свой предмет и методы работы в рамках прикладной лингвистики как более широкого направления.
В. А. Звегинцев, обсуждая соотношение между теоретической и прикладной лингвистикой, писал, что «под прикладной лингвистикой чаще всего понимают все виды автоматической обработки речевой информации (Language-data Processing) - машинное распознавание устной речи, машинный перевод, автоматическую классификацию технических и иных документов, автоматическое аннотирование текстов, автоматическое кодирование и пр. Но все же было бы неправильно замыкать прикладную лингвистику в пределах данной проблематики».
В настоящее время наибольшей популярностью пользуется именно широкий взгляд на проблематику прикладной лингвистики. Широта проблематики объясняет «способность» прикладной лингвистики существенно увеличивать и активизировать «контакты лингвистики с самыми различными науками». Междисциплинарные исследования функционирования языка оказывают решающее влияние на лингвистическую теорию, способствуя обновлению концептуального аппарата современного языкознания.
В настоящее время прикладная лингвистика понимается как деятельность по приложению научных знаний об устройстве и функционировании языка в нелингвистических научных дисциплинах и в различных сферах практической деятельности человека, а также теоретическое осмысление такой деятельности .
Объект исследования прикладной лингвистики – анализ языка в его естественном состоянии в процессе использования людьми в различных ситуациях общения, а также анализ того, как особенности языка могут быть сформулированы.
Предмет исследования прикладной лингвистики – конструктивное познание системных принципов устройства языка, разработка и совершенствование структурных и формальных методов анализа и описания языка.
Связь прикладной лингвистики с общим языкознанием
Изначально прикладная лингвистика реализовывала идеи и теории общего языкознания. В наши дни, однако, существует следующее разделение: классические лингвистические исследования занимаются описанием и изучением языка на уровне прямого наблюдения (например, восприятия речи и речепроизводства), а прикладная лингвистика занимается предельной детализацией языка на уровне трудно-наблюдаемых и ненаблюдаемых лингвистических объектов (например, морфемный уровень, синтаксический уровень).
Первая методологическая функция прикладной лингвистики по отношению к теоретическому языкознанию состоит в выработке критериев истинности в ходе познания объективной лингвистической действительности: от живого созерцания к абстрактному мышлению, и от абстрактного мышления к практике.
Существует несколько этапов лингвистического познания:
Вторая методологическая функция прикладной лингвистики: инженерно-лингвистическое моделирование, перенося язык на непривычный для него субстрат, обнажает скрытый от прямого наблюдения теоретический парадокс и намечает пути его решения.
Третья методологическая функция: прикладная лингвистика служит тем каналом, через который осуществляется обмен идеями и методами между языкознанием и естественно-техническими науками. Этот обмен имеет двусторонний характер: новые математические и кибернетические идеи закладываются в основу лингво-математических и инженерно-лингвистических моделей, а из них переносятся уже в теоретическое языкознание. Например, использование теории информации и математической статистики для решения чисто лингвистических задач.
Современным естественным наукам присущ повышенный интерес к методам гуманитарных знаний. Специалисты по вычислительной технике зачастую обращаются к лингвистике, т.к. нуждаются в разработке языков программирования, а также организации удобных форм общения человека и машины. Даже математики заимствуют некоторые идеи из лингвистики для создания новых математических концепций (например, теория нечётких лингвистических множеств и алгоритмов, а также математическая теория контекстно свободных языков были созданы под влиянием идей порождающей грамматики Н. Хомского).
Компоненты прикладной лингвистики:
Основные исследовательские задачи прикладной лингвистики:
С функциональной точки зрения прикладная лингвистика может быть определена как научная дисциплина, в которой изучаются и разрабатываются способы оптимизации функционирования языка. Функции языка задают точки отсчета для классификации огромной области приложения лингвистических знаний. Оптимизацией коммуникативной функции занимаются такие дисциплины, как теория перевода, машинный перевод, теория и практика преподавания родного и неродного языка, теория и практика информационно-поисковых систем, создание информационных и, шире, искусственных языков, теория кодирования. Социальная функция языка - как часть коммуникативной - находит отражение в социолингвистике, в языковом планировании и языковой политике, в орфографии и орфоэпии, в теории воздействия, в политической лингвистике. Эпистемическая функция так или иначе проявляется в лексикографии (в том числе компьютерной), в терминологии и терминографии, в корпусной и полевой лингвистике. Оптимизация когнитивной функции сосредоточена в компьютерной лингвистике, в «лингвистической криминологии», в психолингвистике и афазиологии, в квантитативной лингвистике.
Исполняющий обязанности заведующего кафедрой, к. филол.н., заместитель директора Института языкознания РАН
Кафедра теоретической и прикладной лингвистики (ТиПЛ) была образована в РГГУ одновременно с одноимённым факультетом в 1992 г. С 1992 по ноябрь 1999 г. кафедру возглавлял Александр Николаевич Барулин. В 2000 г. она была воссоздана в составе Института лингвистики РГГУ как Кафедра теоретической лингвистики. В 2003 г. вновь преобразована в Кафедру теоретической и прикладной лингвистики. С мая 2000 г. по 2018 год заведующим кафедрой являлся Сергей Иосифович Гиндин.
Поскольку профиль Кафедры охватывает едва ли не всю проблематику современного языкознания, её работа немыслима без постоянных связей с лингвистическими научными организациями. Поэтому наряду со штатными преподавателями к работе на ней всегда привлекались видные ученые из институтов РАН, МГУ и других лингвистических центров. В разное время на ней преподавали профессора Н.Н. Леонтьева, А.Я. Шайкевич, доктора филологических наук С.В. Кодзасов, Е.В. Маевский, С.Е. Никитина, Н.В. Перцов, Б.С. Шварцкопф, кандидаты филологических наук М.В. Китайгородская, Н.Н. Розанова, З.М. Шаляпина, кандидат медицинских наук Ю.Л. Фрейдин. Традицию преподавания лингвистических основ редактирования заложил на Кафедре крупнейший знаток редакторского дела А.Э. Мильчин. В качестве «гостевого профессора» прочёл курс лекций по семантике И.А. Мельчук (Монреаль).
С 2000 по 2003 гг. штатным профессором Кафедры являлся выдающийся российский лингвист Юрий Семёнович Мартемьянов (1930-2003). С 1992 по 2014 гг. доцентом, а затем профессором кафедры была Ирина Анатольевна Муравьева (1949-2014)
Кафедра обеспечивает преподавание базисных профессиональных дисциплин в образовательных программах Института лингвистики и всех общелингвистических курсов в других подразделениях РГГУ. В то же время преподаватели кафедры ведут занятия по широкому кругу специальных дисциплин и дисциплин специализации во всех образовательных программах Института лингвистики. В среднем за учебный год Кафедра обеспечивает преподавание 60-70 учебных дисциплин.
Кафедра является выпускающей по направлениям бакалавриата «Фундаментальная и прикладная лингвистика» и «Лингвистика» (профиль «Теория и практика межкультурной коммуникации»).
Кафедра является одной из выпускающих по направлению магистартуры «Лингвистика» (профиль «Иностранные языки»)
На Кафедре осуществляется подготовка аспирантов, по направлению «Языкознание и литературоведение», направленности «Теория языка», «Прикладная и математическая лингвистика», а также «Русский язык».
По всем читаемым курсам (как для студентов, так и для аспирантов) сотрудниками Кафедры составлены подробные программы, а также другое необходимое методическое обеспечение. Многие программы учебных курсов опубликованы, аннотации всех курсов размещены на сайте РГГУ.
Многие курсы, разработанные преподавателями Кафедры, являются авторскими и не имеют аналогов в других лингвистических учреждениях страны. Таков, например, курс Л.Л. Федоровой «История дешифровки древних систем письма», серия курсов О.А. Казакевич по языкам Сибири. Некоторые из курсов, впервые прочитанных Кафедрой, впоследствии были включены в стандарты (например, курс С.И. Гиндина «Введение в общую филологию» в направлении «Филология»).
Преподавателями Кафедры изданы учебники и учебные пособия, активно используемые в учебном процессе во многих других университетах России. Именно в ходе преподавания на Кафедре получили окончательное оформление такие общепринятые сегодня учебники, как «Введение в лингвистику». А.Я. Шайкевича и «Методика редактирования текста» А.Э. Мильчина. В 2015 г. увидел свет учебник Л.Л. Федоровой «История и теория письма».
Преподавателей Кафедры нередко приглашают в университеты других стран. Так, С.И. Гиндин дважды вёл учебные курсы в университетах им. Г. д’Аннунцио в Пескаре (Италия), трижды в университете «Рома-Тре» в Риме, читал лекции в Варшавском университете и в Университете им. кардинала ст. Вышиньского в Варшаве. Т.В. Базжина вела мастер-класс по речевому воздействию в университете г. Астаны (Казахстан).
Бакалавриат:
Специалитет:
Магистратура:
Сотрудники Кафедры ведут активную научно-исследовательскую работу. На Кафедре сложились сильные научные и научно-методические школы:
В рамках каждой из этих школ развивается ряд более конкретных исследовательских проектов. Так, под руководством О.А. Казакевич и при активном участии студентов ежегодно организуются полевые экспедиции для описания языков аборигенов Сибири и их контактов с русским языком. Этот же коллектив создает электронные ресурсы по документации исчезающих языков.
Под руководством С.И. Гиндина и в тесном сотрудничестве с д.ф.н. О.М. Аншаковым (ОИС РГГУ) ведутся исследования по компьютерной филологии, трижды поддерживавшиеся трехлетними грантами РФФИ. В их ходе была, в частности, создана сетевая гипертекстовая система ГАФИС «Брюсов» (первая её очередь размещена на сайте bryusov.rggu.ru).
Л.Л. Федорова активно исследует экзотические письменные системы Азии и Америки.
Под руководством Е.А. Ивановой ведутся работы по использованию лингвистических технологий для методического совершенствования преподавания русского языка в школе и коммуникативно-информационного обеспечения благотворительной деятельности по социально-медицинской помощи пожилым людям, инвалидам и тяжело больным детям.
Под руководством Т.Р. Кобзаревой ведутся работы по автоматическому синтаксическому анализу для различных компьютерных и робототехнических систем.
На кафедре работают постоянные научные семинары «Текст, коммуникация поэтика» (рук. С.И. Гиндин), «Текст и информационные технологии» (рук. Е.А. Иванова), «Документация исчезающих языков» (рук. О.А. Казакевич), «Проблемы автоматического синтаксического анализа» (рук. Т.Ю. Кобзарева).
Кафедра активно участвует в организации научных конференций Института лингвистики и общеуниверситетских конференций РГГУ. Сотрудники Кафедры приглашаются на международные и общероссийские конференции, организуемые научными учреждениями в нашей стране и за рубежом.
Сотрудники Кафедры публикуются в ведущих научных журналах России и зарубежных стран, на страницах авторитетных международных сборников и в коллективных монографиях. Кафедра является центром издательской деятельности Института лингвистики. В частности, С.И. Гиндин являлся заместителем главного редактора серии «Вестника РГГУ» «История. Филология. Культурология. Востоковедение.», а Н.Г. Семёнова – ответственным секретарём выходящего в составе этой серии «Московского лингвистического журнала». Под редакцией Л.Л. Федоровой выходят труды ежегодных конференций Института лингвистики по проблемам языка и коммуникации. При ближайшем редакционном участии С.И. Гиндина и Е.А. Ивановой издаётся методический журнал для учителей «Русский язык», выходящий в бумажной и электронной версиях. С.И. Гиндин является членом редколлегий академического журнала «Известия Российской Академии наук. Серия литературы и языка» и международного журнала «Slavica Revalensia»
Современная энциклопедия
ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА - направление в языкознании, изучающее методы решения практических задач, связанных с использованием языка (преподавание, перевод, терминологическая деятельность и т. п.) … Большой Энциклопедический словарь
ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА - (англ. applied linguistics). Направление в языкознании, которое занимается решением практических задач, связанных с использованием языка (машинный перевод, автоматизация лингвистических исследований, автоматическое аннотирование и реферирование и … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Прикладная лингвистика - ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА, направление в языкознании, занимающееся разработкой методов решения практических задач, связанных с использованием языка (преподавание, перевод, создание и совершенствование письменностей, транскрипции, транслитерации,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
прикладная лингвистика - направление в языкознании, изучающее и разрабатывающее методы решения практических задач, связанных с использованием языка (преподавание, перевод, терминологическая деятельность и т. п.). * * * ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА,… … Энциклопедический словарь
Прикладная лингвистика - Прикладная лингвистика направление в языкознании, занимающееся разработкой методов решения практических задач, связанных с использованием языка. Традиционными прикладными задачами в языкознании являются: создание и совершенствование… … Лингвистический энциклопедический словарь
Прикладная лингвистика - раздел языкознания (См. Языкознание), изучающий методы решения практических задач, связанных с оптимизацией использования языка. П. л. не только опирается на достижения общей лингвистической теории, но и сама влияет на её развитие,… … Большая советская энциклопедия
прикладная лингвистика - Отрасль языкознания, занимающаяся вопросами теории языка с учетом возможностей его использования для решения современных практических задач, таких, как машинный перевод и др … Словарь лингвистических терминов
прикладная лингвистика - отрасль языкознания, разрабатывающая языковедческую теорию на основе изучения специфических современных практических задач, таких как машинный перевод, автоматический поиск информации и т.п. См. также прикладное языкознание … Толковый переводоведческий словарь
Лингвистика - Лингвистика … Википедия
Язык как сложная система может быть описан только в определённом ракурсе, учитывающем отдельный аспект объекта. Такой ракурс, аспект принято называть предметом изучения.
В самом общем виде языкознание как наука делится на два направления: теоретическое и прикладное.
Теоретическое языкознание рассматривает язык как объект действительности с целью построить его модель (зафиксировать все значимые элементы, отношения и функции). Именно в таком виде знание о языке может передаваться от одного человека к другому. При этом важно различать знание языка и знания о языке, поскольку для того, чтобы человек усвоил и знал язык, достаточно жить в обществе, использующем данный язык. Знания о языке позволяют до определённых границ освоить некоторый язык в обществе, где он не используется.
Прикладное языкознание изучает возможности использования знаний о языке в практике коммуникации. К прикладным лингвистическим дисциплинам относятся методика преподавания родного и иностранного языка, риторика, реклама, делопроизводство, психотерапия и психокоррекция, некоторые исследования в области криминалистики (разрабатывается, например, система, позволяющая создавать фоторобот человека по тембру его голоса), инженерная лингвистика (в частности, разрабатывающая системы автоматического перевода, распознавания звучащей речи, электронных систем чтения текста), литературоведение. Литературоведение можно отнести к прикладным лингвистикам, поскольку при чтении художественного текста мы опираемся на язык, а при анализе любых сторон художественного речевого произведения – на знания о языке.
Термин «прикладной» может рассматриваться и в другом аспекте – аспекте опоры на эмпирический речевой материал. Здесь можно отметить в частности британскую «корпусную» лингвистику (corpus linguistics), противопоставляющую себя «диванной» (armchair linguistics). Ч. Филлмор характеризует это противопоставление так: в случае возникновения диалога между «корпусным» (располагающим морем фактов и постоянно занятым подсчетом каких-то эмпирических закономерностей) и «диванным» (лежащим обхватив голову с закрытыми глазами и изредка подскакивающим с криком «Какой потрясный факт!») лингвистами, первый не без основания говорит второму: «Почему я должен считать, что то, что ты говоришь, верно?», а второй первому – «Почему я должен считать что то, что ты говоришь, представляет интерес?».
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн
/ Учет запасов Нормативно-справочная информация: подсистема учета запасовВсю нормативно-справочную информацию, которая используется для отображения операций с запасами, можно условно поделить на две группы:Объекты аналитического учета операций с запасами