Троян: тайный языческий бог в которого верили скоморохи. Майские праздники славян - ведизм - история - каталог статей - любовь безусловная Троян мифология

02.04.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Знак Трояна напоминает фигуру стоящего человека с тремя ликами, ведь Троян третий сын в семье и в нем соединенны три лика, а так же сливается во едино божественное и человеческое. Отец славянского Бога Трояна Велес, в Трояне соединены многие природные качества и его почитают как Бога знахарства и врачевания.

Славянский Бог Троян произошел от материи и божественного, в нем соединены эти качества и его отец Бог Мудрости Велес, когда низошел в мир Явь, в народе сказывают, что Троян сын простой матери да не простого отца. Со своего появления на свет Троян быстро рос, разума набирался, а как пришла пора Велесу покинуть мир Яви, то Троян стал набираться мудрости у мудрого Китовраса, постигшему много тайн.
Бог Троян перенял в себя эти тайны и стал большим врачевателем. Он нашел средство от лютого ворога, что зарѣжетъбезъ ножа и убьетъбезъ топора, то есть о смерти земной. Через Трояна можно воскрешать люд божий, да только есть ограничения для простого люда, дабы обрели свою мудрость, не все могут воскрешаться Трояном. Не порядок в мире наступит, коли не всё на своем месте будет, ведь по истине воскрешение приходит только с мудростью и благодатью божей, а до этого жизнь вновь не начнется. Поэтому Бог Троян стал врачевателем, помогает со всякой хворью бороться, да бы раньше времени смерть не приходила за накапливающими мудрость свою людинами.


Бог Троян стал по праву покровителем людей непростых, стремящимися к уму-разуму да сильных духом, так же Троян учит поступать как велит разум, и быстро принимать верные решения всем на пользу. Нарушение жизненного уклада - тоже нездоровье, и болезнь не стучится, когда приходит, тут и надобен врачеватель, всегда готовый помочь, вот Троян и помогает в вопросах жизненного здоровья, но и в других делах к нему так же можно обратиться.

В общем Троян является Хранителем Праведных Путей ведущих во Сваргу, управляет Временем и Пространством. Троян одно из воплощений бога Велеса. Стихии, с которыми Троян в первую очередь связан, это вода и огонь. Эти стихии в своем непростом сочетании дают исцеление. Казалось бы, единство этих двух стихий невозможно, ведь вода гасит огонь. Однако речь не идет о том, единство этих двух стихий наблюдается, тогда, когда человек греет воду на огне. Вода, нагреваясь, достигая высокой температуры, воплощает тогда ту целостность, за которую и отвечает Троян. И не случайно нагретая вода используется как основа в приготовлении разных снадобьев целебных и отваров от самых разных недугов. Все это — сфера деятельности Трояна. Трояну подчиняется и единство времени и пространства. Троян настолько почитаемый бог именно в этой ипостаси своей, что удостоился даже нескольких упоминаний в «Слове о полку Игореве»: «О Бояне, соловию старого времени! Абы ты сиа полкы ущеко-тал, скача, славию, по мыслену древу, летая уммом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы!»

Оберег Трояна

Тому кто готов принять мудрый совет Бога Троян и последовать ему, обережий знак Трояна в этом поможет!
Трехликий знак Бога Трояна издревле защищает от:
от всякой хвори: душевной, телесной,
от «слепоты» духа, неумения увидеть ошибку, начинающуюся «болезнь» и вовремя принять меры.
И дарит людям:
здоровье, прибавление сил,
выбор верного решения, умение быстро ориентироваться в ситуации.

Оберег Бога Трояна подходит людям с непростым характером. Много говорить о себе этот Бог не любит, больше делает, решения принимает верные да всегда поможет ближнему. Доброму и чужая болезнь по сердцу, Троян помогает тем, кто обращается к нему. Он готов научить людей не только исцелению от хвори, но и тому, как хвори избежать, как не пустить ее в организм. Надо только уметь слушать советы Трояна, которые можно найти в откровениях этого бога.

Троян (иногда встречается написание имени Траян) – славянский Бог Знахарства и Траволечения, однако, иногда к нему обращаются не только для выздоровления. Трояна почитают Богом, который может помочь найти неожиданное разрешение ситуации, но для обращения к нему и от человека потребуется готовность к смелым действиям. Выходит, что к славянскому Богу Целительства можно обратиться для «исцеления» ситуации, но чаще всего к Трояну обращаются именно для возвращения здоровья.

Троян – неоднозначный Бог. В его характере проявились некоторые черты Велеса , Бога Трех Миров, ведь, согласно славянским мифам, Велес – отец Трояна.

Славянские легенды рассказывают, что Троян был рожден земной женщиной, а отцом его был Бог Велес. Велес долгое время бродил по миру Яви, знакомясь с людьми, узнавая их нужды, и в одной деревне остановился в доме, где жили семь братьев и одна сестра. Девушка понравилась Велесу и гость полюбился ей, так и сыграли свадьбу. Спустя некоторое время родились сразу трое детей: две девочки и мальчик. Мальчика назвали Трояном, значит, рожденным третьим. Троян был рожден человеком, хоть и сыном Бога.

Как и другие Боги, Троян помогает тем, кто схож с ним характером. Потому, прежде всего, Троян покровитель лекарей, целителей, стремящихся к знаниям, ищущих способы исцеления болезней, стремящихся помогать людям . Но тот, кто выбрал покровителем Трояна, может быть занят и другим делом, если такой человек ценит знания и стремится достичь многого собственными трудами.

Тот, кому близок Бог Троян, часто немногословен , не любит объяснять свои решения, действует быстро , даже если окружающие не согласны с его способом действий. Благодаря своим знаниям и умениям, решения такой человек принимает удивительно верные, но сложный характер мешает ему работать вместе с другими людьми. Вместе с тем, человек это очень надежный, скромный, не любящий много говорить о себе, но славящийся делами . Те, кому близок Бог Троян, ценят дружбу, всегда готовы помочь близким. К такому человеку часто обращаются за советом, зная, что он умеет видеть все детали ситуации и может принять верное решение.

Если вам близок славянский Бог Троян, в вашем характере есть такие качества :

  • цепкий ум;
  • скромность;
  • упорство;
  • любовь к практическому, зримому результату действий;
  • верность;
  • скрытность.

Троян в северной традиции гадания и магии

На Резе Бога Трояна изображен символ Целебник, описанный выше.

Номер Резы – 31.

Реза Бога Трояна появляется в раскладе, чтобы предупредить о начинающейся «болезни». Это не обязательно телесный недуг. Реза Бога Трояна может говорить и о том, что человек совершил неверные действия, которые могут навредить его телу и духу. Троян советует оценить свои возможности и сравнить их с целями, возможно, стоит и обратиться за советом к специалисту, не пытаться сделать всё своими силами.

К Трояну обращаются в славянской магии для исцеления от болезней, возвращения здоровья. В обрядах знак Трояна может использоваться и для поиска верного решения проблемы.

Подробнее о значении Резы Бога Трояна в гадании в статье «

Вероятно, громкие названия элитных домов моды существуют в том числе и для пополнения вашего словарного запаса. Вы всегда должны выглядеть «comme il faut», это Ваше свидетельство о принадлежности к определенному кругу, подтверждение Вашего веса и статуса. Только так Вы чувствуете себя «в своей тарелке», и тогда можете проявлять добродушие, дружелюбие, легко идти на любой контакт.

Совместимость имени Троян, проявление в любви

Троян, логическим завершением романтических отношений для вас является брак, создание семьи. Поэтому Вы и такие, как Вы, были и остаетесь целью матримониальных устремлений как минимум половины взрослых представителей противоположного пола. Вы серьезны, надежны и честны, для Вас неприемлемы недоговоренность, неопределенность, шаткость положения. Вы настроены проявлять заботу о любимом человеке вне зависимости от обстоятельств. И хотя Ваши чувственные проявления зачастую лишены сентиментальности, внешнего блеска и показной «красивости», всегда найдется кто-то, кто их оценит.

Мотивация

В основе Ваших душевных устремлений – желание сохранить стабильное положение, имеющийся статус. И использовать любую представившуюся возможность для усиления своих жизненных позиций. Если для этого придется потрудиться – что ж, Вы к этому готовы.

«Идеальное» устройство мира представляется Вам в виде сильно вооруженной крепости, способной выдержать любую осаду благодаря тому, что кладовые – полны, а арсенал содержится в образцовом порядке. Все «военные действия» заранее просчитаны до мелочей, и Вы готовы защищать себя и свою семью от любых внешних посягательств.

Но то, что для Вас является «незыблемой твердыней», может стать тюрьмой для других. Навязывая свои взгляды на жизнь близким, Вы ограничиваете их свободу выбора, предлагая использовать собственное готовое решение.

Берегитесь! Многие неприступные крепости пали из-за того, что кто-то из находящихся внутри захотел выйти наружу и открыл ворота. Вам следует всегда помнить о том, что Ваш выбор должен быть согласован с теми, ради кого он, в сущности, делается.



В одном из списков уже упоминавшегося выше апокрифа «Хождение Богородицы по мукам», датируемого предположительно XII в., мы находим имя Трояна: «Вероваша, юже ны бе тварь Бог на работоу створил, то они все богы прозваша солнце и месяц землю и водоу, звери и гады, то сетьнее и члвчь окамента оутрия трояна хрса велеса пероуна на Богы обратиня бесом злым вероваша, доселе мракмь злым одержими соуть, того ради еде тако моучаться» (Мильков, 1999, с. 582–626).

Пожалуй, нет в череде имён божеств славянского пантеона более сомнительного и спорного, чем этот Троян.

Д. С. Лихачев, неоднократно обращавшийся в своих работах к осмыслению текста «Слова о полку Игореве», эпического произведения, которое создано вскоре после памятного похода 1185 г., особо останавливался на четырёхкратном употреблении слова Троян в упомянутом литературном памятнике. Лихачёв считал, что «во всех этих значениях слово Троян может быть удовлетворительно объяснено только в том случае, если мы допустим, что под Трояном следует разуметь какое-то русское языческое божество» (Лихачёв, 1950, с. 5–52). Мнение авторитетное, но, как вы понимаете, не единственное.

Спектр многочисленных толкований от исторических до мифологических и прочих рассмотрен Константином Юдиным в статье «Троян в „Слове о полку Игореве“ (к проблеме толкования)». На сегодня это наиболее полный перечень мнений (Юдин, 2004).

Обратимся и мы к этим памятным строкам:

О Бояне, соловию стараго времени!

Абы ты сиа плъкы ущекоталъ,

скача, славию, по мыслену древу,

летая умомъ подъ облакы,

свивая славы оба полы сего времени,

рища въ тропу Трояню

чресъ поля на горы.

Иными словами, пользуясь «тропой Трояновой» и при этом летая «умом под облаками», Бояну под силу отыскать нужный путь и в пространстве и во времени.

Были вечи {67} Трояни,

минула льта Ярославля;

были плъци Олговы,

Ольга Святьславличя.

То есть некогда, «во время оно», были давние и уже легендарные «века Трояна», неопределённые, но весьма протяжённые времена, предшествовавшие непротяжённым летам и деяниям исторических князей Руси - летам Ярослава Мудрого (ум. в 1054 г.) и войнам Олега, князя Черниговского и Тмутараканского (ум. в. 1115 г.), памятным современникам автора «Слова…» по рассказам предыдущих поколений.

Уже бо, братие, не веселая година въстала,

уже пустыни силу прикрыла.

Въстала обида въ силахъ Даждьбожа внука,

вступила девою на землю Трояню,

въсплескала лебедиными крылы

на синемъ море у Дону;

плещучи, упуди жирня времена.

Есть некая «Троянова земля», ограниченная рекой Дон или находящаяся на другом краю от синего моря и реки Дон (тоже именовавшейся в древние времена морем), - словом, это столь же далёкая земля в пространстве, как и сами века Трояна во времени.

На седьмомъ веце Трояни

връже Всеславъ жребий

о девицю себе любу.

Тъй клюками подпръ ся о кони

и скочи къ граду Кыеву

и дотчеся стружиемъ

злата стола киевьскаго.

Это второй раз, когда имя Трояна употребляется в контексте времени, почти эпохи, на что указывает символика числа «семь». Речь идёт о чародее Всеславе Полоцком (ок. 1029–1101) - князе-оборотне (Югов, 1955, с. 14–21). Если всё же понимать эту метафору в буквальном смысле, то седьмой век Троянов - это XI в., т. е. первый век Троянов - это, по крайней мере, V век от P. X.

Ф. Буслаев уже в 1861 г. в своей выдающейся по тому времени работе «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (т. I. Народная поэзия, XIII. Древнейшие эпические предания славянских племён) отметил:

«Особенно в песнях о Всеславе Полоцком {68} Боян умел искусно слить в одно художественное целое элемент исторический с мифическим. У Бояна Всеслав не только лицо историческое. Почти то же говорится в старинных наших сказках о царе Китоврас(т)е : „Обычай же той имея царь; во дни - царствует над людьми, а в нощи обращаясь зверем китоврасом, царствует над зверьми…“ Сходство нашего Всеслава с сербским Трояном простирается до того, что оба они обгоняли путь солнца. Как Троян, вместе с пеньем петухов, спешил от своей любезной, чтоб убежать от солнца; так и Всеслав „до кущ “ то есть, до петухов успевал из Киева в Тмуторокан, волком перебегая путь великого солнца».

Читаем фрагмент полностью: «На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу (здесь Киевский престол сравнивается с девицей, коя люба герою. - Авт. ). Той клюками подпръся, оконися и скочи к граду Кыеву, и дотчеся стружием злата стола Киевскаго. Скочи от них лютым зверем в полночи из Белаграда, обесися сине мьгле; утръ же вознзи стрикусы, оттвори врата Новуграду, разшибе славу Ярославу, скочи волком до Немиги с. Дудуток. На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужными, на тоце живот кладут, веют душу от тела. Немизе кровави брезе не бологом бяхуть посеяни - посеяни костьми руских сынов. Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше. Тому в Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша. Аще и веща душа в дерзе теле, но часто беды страдаше. Тому вещей Боян и первое припевку, смысленый, рече: „Ни хытру, ни горазду, ни пытьцю горазду суда божиа не минути“».

«Аще и веща душа в дерзе теле, но часто беды страдаше». Другое тело , по мнению Ф. Буслаева, означает не другого или какого-нибудь человека вообще, а именно другое тело , не свое собственное, а волчье , которое надевал на себя герой, перерыскивая путь великому Хорсу. Следовательно, беды испытывал не кто-либо другой, а тот же Всеслав, хотя и вещая душа его находилась в чужом теле, т. е. в волчьем.

Всеслава сближают с былинным Волхом, летописными Волховом и находят параллели даже с Вещим Олегом. Но это просто культурные герои, способные к волховству. Они - не боги. И эта наша книга не о них.

В работе румынских специалистов традиционно уже не первое десятилетие отстаивается гипотеза о балкано-славянских корнях этого персонажа. Несмотря на то что с многими положениями этого направления исследователей мы не согласны, надо отдать им должное: в своё время они собрали и обобщили значительный материал по указанной проблеме. И грех не воспользоваться им. Впрочем, больший грех - повторно наступать на те же грабли.

Как справедливо замечено, «очень часто исследователи (ссылки нами опущены - см. в самой работе. - Авт. ), защищающие „римскую“ точку зрения (она заключается в том, что Троян - это осмысление римского императора Траяна, воевавшего с даками. - Авт. ), ссылаются на Троянову топонимию и Троянов фольклор. В самом деле, топонимия Трояна очень богата. В Болгарии Троянов путь („Трояновият път“) соединяет Белград и Софию с Константинополем. На севере от Филиппополя имеются римские руины, называемые Трояновград. В горах одно из ущелий называется Трояновы Врата.

В сербо-кроатских областях также упоминается имя Трояна. В Румынии имеются топонимические названия и валы Трояна. В уезде Вылчя между Рымником-Вылчя и Окнеле-Марь (Ocnele Mari), на расстоянии приблизительно километра от реки Олт, имеется местность, называемая Троян. У подошвы горы Козия (Cozia) в уезде Аржеш (Argez), недалеко от монастыря Козия, находится широкая скала с площадкой, называемая „столом Трояна“ (masa lui Troian). Вход реки Олта в Румынию через горное дефиле назывался в древности „воротами Трояна“ (poarta lui Troian). В Трансильвании, около города Турда (Turda), имеется луг, называемый „пратул луй Траян“ (pratul lui Traian). Старое шоссе, проходящее в Олтении через Turnul Rosu (Турнул-рощу - красная башня, крепость), называется calea Traianului, или, как думает А. Philippide, calea Troianului. Это дорога, идущая вдоль старинного земляного вала. В одном румынском историческом документе 1814 г. указана местность Бозынчешть у (реки) Троян. В Молдавской Советской Социалистической Республике на левом берегу реки Прута недалеко от устья имеется село, носящее название Троян.

Однако же обилие топонимических указаний может, самое большее, породить мысль о возможности римского происхождения этих названии, но простая возможность неубедительна. Тезис римского происхождения просто берется на веру. Откуда черпается уверенность, что эта топонимия связана именно с императором Траяном, а не, за небольшими исключениями, с языческим богом Трояном?» (Болдур, 1958, с. 7–35).

Так или иначе, истоки этой точки зрения восходят к одному из позднесредневековых поучений против язычества, а именно «Слову и откровению святых апостолов» из так называемой Толстовской рукописи XVI в., где проводится эвгемерическая аналогия: «В прелесть великоу не внидят мняще богы многы пероуна и хорса дыя и трояна и инии мнози, ибо яка то человецы были суть старейшины Пероунь в елинех, а Хорс в Кипре, Троянь бяше царь в Риме» (Гальковский, 1913, т. 2, с. 49–54). В таком случае стоит предположить, что путаница существовала уже в период бытования поучения в XV или в lbVI веках. Видимо, именно тогда переведённые древнеримские или византийские источники об императоре Траяне в сознании книжника совместились с представлениями о «боге» Трояне. Император Траян правил во II веке н. э., что никак не соотносится с поминанием «Слова…» о седьмом веке Троянове как веке одиннадцатом (жизни Всеслава Полоцкого). Численная ошибка существенная.

Если упоминания о Трояне имеют историческую основу, то следует сказать, что помимо тех, кто считает фольклорного Трояна «наследником» римского императора Траяна, и тех, кто настаивает на его божественности, есть сторонники мнения, что речь идёт о неких трёх русских князьях-братьях. Но это мнение наталкивается на метафору о тропе Трояна, в такой интерпретации она превращается в тропу неких трёх братьев, что не находит адекватного объяснения, равно как и само упоминание о неких трёх братьях, живших за семь веков до Всеслава Полоцкого (разве что имеются в виду Кий, Щек и Хорив, но почему-то без их сестры Лыбеди). Ещё одна, совершенно фантастическая точка зрения, что имя Троян происходит от названия города Троя - Илиона (дескать, если Снорри Стурлуссон возводил своих асов к троянцам, так почему же просвещённый автор слова, живший ранее, не мог сделать то же самое?).

Оригинальную версию выдвинул А. В. Ткачёв, нашедший по значимости происходящего исходную точку Трояновым векам в древней истории: «Событие, от которого ведётся счёт Трояновых веков, должно было иметь место в IV–V вв. Идеальной датой представлялся 467 или 468 гг., поскольку буквальный и самый точный смысл, который присущ выражению „на седьмом веце Трояни“, - это фиксация 1068 г. в самом начале Троянова седьмого века, т. е. шесть веков-столетий уже прошло-утекло…Моё внимание, в конце концов, остановилось на 476 годе, с которым связано падение Западной Римской империи, что всегда расценивалось как конец древней истории… Год 476 - это шов, соединивший историю древнего мира с эпохой раннего средневековья, его тёмными веками… Расхождение дат в восемь лет - это фиксированный разрыв в летописании византийском (греческом) и латинском (римском)… отсюда следует, что 476 год от Рождества Христова в русско-греческом летоисчислении абсолютно точно соответствует 468 году римско-католического счёта» (Ткачёв, 2003, с. 71–72, 74).

Легко убедиться, что с 476 по 1068 г. прошло шесть веков и восемь лет. Дело в том, что летом 1067 г. Всеслав Брячиславич (фигурирующий в процитированном отрывке) был под предлогом мирных переговоров обманом захвачен в плен и привезён в Киев, где его вместе с сыновьями бросили в ямную темницу, типа колодца без окон и дверей. Но уже в сентябре восставшие против Изяслава Ярославича горожане освободили узника и посадили «на царство». Прокняжив в Киеве около полугода, т. е. до половины 1068 г., в конце концов Всеслав скрылся из города ночной порой, поскольку не чувствовал себя на чужой земле уверенно (ведь киевский престол он занял не по праву наследования, а как узурпатор Одоакр-Одоацер, низложивший Ромула Августула, в данном случае - Изяслава). К тому же Изяслав договорился с ляхами и уже готовился силой возвращать себе Киев. Эти события и упоминает «Слово о полку Игореве».

Но А. В. Ткачёв, похоже, относится к тем «перунопочитателям», здравые и свежие мысли которых нивелируются навязчивой идеей всунуть в любое рассмотрение славянского язычества Перуна, даже туда, где о нём и речи нет, т. е. как раз в «Слове о полку Игореве». Вот и в книге этого автора в качестве эпиграфа выбрана выдернутая из контекста древнего поучения фраза, что «Перун есть мног». Получается, там, где Перуна не упоминают, - его надо изыскать и вставить. Доказательства А. В. Ткачёва сводятся к тому, что и Троян, и Див, и Хорс, и другие боги, упомянутые в «Слове…», - это версии Перуна, а поскольку же Перун представляется ему в качестве славянского Марса-Ареса, то и прочие боги всё суть военные, только каждый со своим оттенком. Всё это очень печально, ведь в списках поучений в рядах «оутрия трояна хреа велеса пероуна» и «мняще богы многы пероуна и хорса дыя и трояна и инии мнози» имя Трояна (и не только) самостоятельно и отделено от прочих богов, включая столь горячолюбимого «многого» Перуна.

Но вернёмся к мнению румынских специалистов. «Конечно, не секрет, - продолжает А. Болдур, - что топонимы с корнем „троян“" имеются не только в Болгарии, Сербии, Румынии, но и в прежней России, в Польше и Чехии. Так, например, в прежней России имелись: Троян в Таврической губернии, Трояны, Троянка, Трояново, в Херсонской губернии, Троя и Трояновка в Полтавской губернии, Трояновка в Волынской губернии, Трояново в Орловской губернии и Трояновка в Калужской губернии. Отмечаем при этом, что все названия имеют в своем корне „о“, а не „а“. Имеется и несколько имен Троян в русских исторических актах. В Галиции в Днестровском бассейне имеется ручей Троян, в Моравии - Троянский ручей и Трояновице. В Чехии и Польше села носят название Троянов, Троянек, Трояны. В Польше существуют также Трояновице, Троянов. Около Коростышева Киевской губернии есть Троянов луг, в местности Белой Церкви есть Троянов яр, в Смоленской губернии - село Трояны.

Как видим, имеется целый ряд названий, к которым исторический император Траян не мог иметь никакого отношения. Поэтому мы должны признать, что топонимия Трояна указывает только на крайнюю популярность этого имени, но отнюдь не доказывает, что в основе ее лежит именно имя императора Траяна.

Не является доказательным и фольклор с упоминанием о Траяне. То обстоятельство, что император Траян известен русскому фольклору и еще больше балканскому, ничего не доказывает. Естественно, что такая крупная историческая фигура, как император Траян, оставивший огромные следы своей деятельности в придунайской территории, не мог остаться чуждым балканскому и даже русскому фольклору.

В средние века, как на Западе, так и на Востоке, была чрезвычайно популярной повесть об Александре Македонском под названием „Александрия“. Она считалась тогда занимательным чтением всех любителей истории и фантастического. В разных редакциях она обошла Европу. Однако никому не пришло бы на ум для решения какого-нибудь спорного вопроса ссылаться на „Александрию“, отражающую популярность этого великого императора и полководца.

По аналогии можно утверждать, что популярность римского императора Траяна, отраженная в фольклоре, не дает права делать заключения по такому в высшей степени спорному вопросу, как Троян „Слова о полку Игореве“. В данном случае с популярностью императора конкурирует другая популярность - популярность языческого бога…» - писал А. Болдур (Болдур, 1958, с. 7–9).

Должны заметить, что числительное три наверняка популярнее имени забытого языческого божества. Не только числительное «три», но и его производные «трояк», «третьяк», т. е. третий или троичный, тройственный, «третина», «третица», «тройня».

Со своей стороны не видим никаких убедительных оснований уверенно привязывать упомянутую, практически современную нам топонимику к персонажу произведения XII в. - без исследования происхождения топонимов и дополнительных доводов, и уж точно - к римскому императору, уже хотя бы потому, что этого злейшего своего врага не обожествляли уже сами даки, будущие румыны, а если допустить эдакое дако-праславянское сообщество, то крайне сомнительно, чтобы праславяне едва ли испытывали восторги по этому поводу.

Стоит ещё, пожалуй, припомнить то обстоятельство, что христианская Троица - весьма популярный в народе образ, что существует немалое количество населённых пунктов, которые названы по соответствующему престольному празднику, например. Как «троецкие» названия могли видоизмениться на протяжении лет? С учётом местных особенностей речи? Эти вопросы никак не обсуждаются ни в одном исследовании.

По мнению Никоса Чаусидиса, у южных славян «особенно привлекает внимание лик царя Трояна: он представлен как человек с тремя головами, из которых одна питается рыбой, другая скотом, третья людьми. Его жилище часто связывается с разрушенными твердынями. Боялся Солнца и потому двигался только ночью, когда накинет черный плащ, ездя на черном коне… Среди народных песен собрания Петрановича и Миладиновцы встречаются и такие, в которых упоминается город Троян (или Троем), проклятый город, в котором властвует беззаконие, чьи жители подлые христиане, из-за чего терпят разные наказания. Нодило считает, что этот старинный город получил это перекрещенное значение по своему древнему свойству подземья, темноты и кары…» (Чаусидис, 1994). Этот автор также убеждён, что «отождествление славянского Бога и римского царя случилось лишь на почве схожести их имен». При этом он сопоставляет западнославянского Триглава, находя аналогию в том, «что тот владеет тремя слоями Вселенной: Небом, Землей и Под(за) земьем. Этим уделам когда-то отвечало старинное толкование триглавости южнославянского Трояна, который одну голову питает людьми (Небо), другую животными (Земля), а третью - рыбой (Подземье)…» (Там же ).

Но логика здесь, совершенно очевидно, хромает. С чего бы это вдруг люди ассоциируются с Небом? И скот и люди ходят по одной грешной земле. Такого мы не найдём ни в одной традиционной символике.

Впрочем, А. Н. Афанасьев пересказывает сербское предание про короля Трояна, отчасти подтверждающее мнение румынских исследователей: «В Трояновом граде (теперь развалины на горе Цере) жил некогда царь Троян; каждую ночь ездил он в Срем на свидание со своей милою. Ездил Троян по ночам, потому что днем никуда не смел показываться, опасаясь, чтобы не растопило его ясное солнце. Являясь в Срем, он задавал коням овса, и как только кони съедят корм, а петухи запоют предрассветную песню - тотчас же пускался домой, чтобы поспеть в свой город до восхода солнца. Сведал про то муж или брат его любовницы, повыдергал у всех петухов языки, а коням вместо овса насыпал песку. Эта хитрость замедлила отъезд Трояна; перед самым рассветом он вскочил на коня и поскакал в свой город, но солнце настигло его на пути. Троян спрыгнул с коня и спрятался в стоге сена; проходившие мимо коровы растрепали стог, и солнечные лучи растопили несчастного царя. Это же предание занесено и в сербскую сказку, где вместо Трояна заступает змей.

Одна из скандинавских сказок повествует о великане, который не был впущен в свой замок до самого рассвета, и вот - когда выехала на небесный свод прекрасная дева Заря - великан оглянулся на восток, увидел солнце и тотчас упал на землю и лопнул. Эти замены прямо указывают на тождественность Трояна с великанами и драконами…

Демонический характер присваивался великанам на тех же самых основаниях, что и драконам. Как змей Вритра созидает зимою ледяной, облачный город, куда скрывает теплые тучи солнца и водяную жену (дождь), так и великаны, в качестве властелинов зимних туманов и снеговых туч, строят свои облачные города, чтобы спрятать за их стенами золото солнечных лучей и благодатную влагу дождей…» (Афанасьев, 1982, с. 293).

Имя Вритры означает в ведизме препятствие и сопротивление. Это змей или дракон, почивающий на горе. В качестве горы понимается не земная твердь, а вершины небесные, с которых никак не хлынет живительный дождь. Победив Вритру, Индра освобождает воды, скованные драконом (быть может, бывшие у того в заточении в виде снега или града). Кстати, Вритра либо сливается, либо находится в родственных отношениях с Вишвйрупой, «обладающим всеми формами», трёхголовым «демоном», сыном Тваштара, похитившим коров (т. е. небесные воды) и за это поражённым Индрой (РВ, X, 8, 8–9). Не может ли Троян быть сыном Сварога, как Вритра/Вишварупа - сыном Тваштара, посланным им в наказание другому своему сыну Индре/Перуну?

Между прочим, метафорически от солнечного света тает не только снег, но и тьма. Зима и темень пребывают друг с другом в родстве. Зима определённо тёмное время года, когда короток светлый день, как в эпоху тьмы короток век живущих.

Выходит, Троян - ночное или зимнее божество, коему солнце и свет приносят вред?

В заговоре № 248 («Ко сну отходящим») из собрания «Великорусских заклинаний» Л. Майкова некоторые авторы склонны видеть намёк на того же Трояна или даже на Триглава. Но несколько странно ожидать от христианского бога владения подводным миром и миром «земляным», и даже земным - подземным или лесным. В православии (и в народной традиции) этого бога ассоциируют с небесным отцом.

Царь водяной, царь земляной, царь небесный,

Прости мою душеньку грешную!

Светел месяц и красное солнышко,

и все частые звездочки, беленькие камушки,

и дальние, и ближние, и семейные,

простите мою душеньку грешную!

Думаем, всё может быть намного банальнее, и речь идёт о водяном-водокруте, лешем-лесуне или уже-Змиулане {69} (все они упоминаются в заговорах), наконец, о ветре, который могуч и гоняет стаи туч. Не менее вероятно, что это причудливая смесь двоеверия, и небесный царь - это натуральный Спас(итель)…

Точка зрения румынских исследователей выражается в том, что «ключом к решению вопроса о Трояне должны послужить отношения даков и южных славян VI–VII вв. н. э. на Дунае, равно как данные румынской филологии и лексики» (Болдур, 1958. с. 10). Со ссылкой на предшественников конца XIX - начала XX в. высказывается идея о взаимном лексическом обогащении румынского и древнего южнославянского языков, в результате которого в румынский перешло представление о Млечном Пути как Трояновой Тропе, разумеется, как раз по этому указателю можно ориентироваться, пересекая горы и леса.

Млечный Путь называется Troian или Troianul cerului (Троян неба), Troianul ceresc (Небесный Троян). Млечный Путь сравнивается с просыпанным снегом и нагромождением сугробов, уподобленных Трояновым валам: «В румынском языке переходные глаголы „a troieni“ и „a introieni“ означают „заносить“, „покрывать снегом“, „образовывать, нагромождать кучи снега“. Эти оттенки „заволакивать“, „покрывать“, „убелять сединой“, „заносить снегом“ сохраняются и в выражениях, используемых метафорически и в переносном смысле. Выделены три основных смысла слов с подобной корневой основой - снежная масса, дорога и белизна» (Там же ).

Эти рассуждения могут пролить некоторый свет на функции Трояна и его сакральное предназначение, если это, конечно, бог или прозвище какого-то иного божества.

В таком случае «земля Троянова» - ночное небо, тёмное небо, не светлое, в коем видна Тропа Троянова, проложенная как звёздная Дорога, зримое воплощение Мирового древа - Млечного Пути, по которому может скакать и прыгать мыслею Боян.

Вспомним ещё раз: «Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена. Усобица князем на поганыя погыбе, рекоста бо брат брату: „Се мое, а то мое же“. И начяша князи про малое „се великое“ молвити, а сами на себе крамолу ковати. А погании с всех стран прихождаху с победами на землю Русскую».

Земля Русская - не земля Троянова. Земля Троянова - метафора. Это пространство, подвластное Трояну. Птица-Дева-Обида - лебедь в лишённом света чёрном небе, поскольку наследник солнечного Даждьбога проиграл бой, так как князья перегрызлись между собой. И место света тьма заступила.

В этом случае напрашивается вывод, что Троян - бог тёмного, незнаемого времени, сумерек, ночи, зимы (?), отступающего перед солнечным светом. И земля Трояна - это тьма небесная, которую способен осветить наследник солнечного Даждьбога, когда бы сила была. Но нет её уже.

Иначе говоря, довольно распространённое мнение, будто автор «Слова о полку Игореве» упоминает «Трояновы века» как счастливое время предков русичей, оказывается неверным. Напротив, речь идёт о тьме веков, бездне времени, в сравнении с которой время Ярославово и всё прочие - лета, мгновения. Автор говорит просто о прошлом, минувшем.

Были века Трояни - были старые времена (и люди были, «не то что нынешнее племя»). Внуки Всеславовы уже выпали из дедовской славы - «стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей».

Не лишено оснований и мнение Д. С. Лихачёва о том, что Всеслав-чародей, последний языческий князь, который «действует напоследок языческих времен, когда сила язычества иссякла. Он представитель доживающего язычества (значение „седьмого“ как последнего определяется средневековыми представлениями о числе „семь“: семь дней творения, семь тысяч лет существования мира, семь дней недели, семь человеческих возрастов и т. д.)» (Творогов , 1995, с. 184–185).

Со Всеслава Полоцкого Брячиславича и люди новые повелись, и времена другие. Всеславу ещё удавались чудеса («хитрости»), но ему, даже гораздому на них, не говоря уже о потомках Всеслава (и старых князей прошлого единства Руси), впавших ныне (т. е. в 1180-х гг.) в междоусобицу, суда божьего не миновать. Отдельный вопрос, чьего именно суда, и совсем уж другой - какого бога. Но они выходят за рамки нашей книги.


| |

Бог Траян - Бог-Хранитель Праведных Путей ведущих во Сваргу, управляет Временем и Пространством.

Из Славянской мифологии:

О поклонении Трояну-Батюшке сообщается в древних славянских преданиях (поздней, впрочем, записи), в средневековых русских летописях и в поучениях против язычества, в сказаниях и литературе родственных нам народов.

Имя Трояна в русской литературе приводится рядом с именами Великих Божеств, что говорит и о Величии Трояна.

«Хождение Богородицы по мукам» (12 в.): «то они все боги прозваша: сълнце и месяц, отъ камени ту устроя трояна хърса, велеса, перуна».

«Слово и откровение святых апостолов» (16 в.): «и въ прелъсть великоу не внидут мняще богы, многъi пероуна и хорса дыя, и трояна, и инiи мноsи, ибо яко то ч(е)л(ове)ци был сут(ь) стареишины пероунь въ елинех, а хорсь въ кипре, троянь бяше ц(а)рь в риме»

Не правы те, кто считают Бога Трояна обожествленным римским императором Траяном Марком Ульпием (53 - 117), из династии Антонинов. Делаемая автором приведенного текста «сноска» наивна до нельзя. Надо ли говорить о том, что общеславянский Бог Перун не входил в греческий пантеон, а о Хорсе на Кипре отродясь не слыхивали?..

В «Слове о полку Игореве» имя Трояна приводится в сочетании с понятиями, отражающие некие мифические постулаты или представления его культа. «Рища (Боян) въ тропу Трояню чрез поля на горы» - «Рыщет (Боян) по тропе Трояновой, через поля на горы»; «были вечи Трояни» - «Были века Трояновы»; «на седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребiй о девицю себе любу» - «На седьмом веке Трояна, вырезал Всеслав жребий о девице, себе любой»; «Вступил(а) (обида) девою в землю Трояню» - «Вступила (обида) девою в землю Троянову».

То же в «Велесовой книге»: «А НЕ ДАХОМ СМЕ ЗЕМЕ НАШЕ ЯКО ЗМЕ ТРОЯНЮ СМЕ НЕ ДАХОМ СЕН РОМИЕНА» - «И не отдали землю нашу, как не отдали (предки наши) землю Троянову ромеям» (ВК 2, 7б, 8), «А ИНТРА ИДЕ ЗА НЕ ЯКО ШЕД ЗА ОТЦЕ НАША НА РОМИЕ ДО ТРОЯНЕ ЗЕМЕ» - «И Индра шел за нами(?), как шел за отцами нашими на ромеев(?) до Трояновой земли (или «по Трояновой земле»)» (ВК 2, 7в, 5-6).

Попытки истолковать все эти «темные места» (соответственно тропу Трояна, как дорогу Траяна (Via Traiani), протянувшейся от Дуная до Прута и далее на восток по южной Руси, а ходить по ней - «совершать славные подвиги» (Н.М. Гальковский), век Трояна - время славы и могущества (единственное, в чем толкователи почти не ошиблись), земля Трояна - территории, завоеванные Римом и платящие ему дань) ошибочны в корне. Вся громадина построения разбивается об их собственный постулат, согласно которому славяне появились на исторической арене, дай Бог, где-то веке в шестом. С Траяном, умершим в начале второго века, им, в таком случае, воевать не довелось. Так с чего бы славянам запоминать именно Траяна, а не Нерона, Калигулу или, например, Диоклетиана? Со времени принятия в Римской Империи христианства, культ императоров прекратился и вряд ли он возродился на Руси. Эти вопросы ставились уже самими комментаторами имени Трояна, но толковых ответов и доныне нет.

Согласно мифологическим положениям общины «Триглав», Троян, суть - первокнязь. Он единственный из Богов, кто правил на земле (Руси), в мире людей. Все княжеские династии произошли от него - недаром родовой знак Рюриковичей изображает трезубец Трояна. Та древняя, мифическая (доисторическая) пора, когда миром правил Троян, по сути, и есть пресловутый «Золотой Век», ибо тогда на земле было благоденствие, достаток и царила справедливость, и мир был цел. Это и были «Века Трояновы», времена былин и сказок.

Понятие же «Тропы Трояна» мы рассмотрим в ином изложении, поскольку данное речение является мистическими и требует особого исследования. Впрочем, стоит упомянуть, что одно из имен Пути Млечного - «Троянова дорога».

Земля же Трояна - весь мир, все обжитое (цивилизованное) пространство, территория Владычества Арийских (Славянских) народов. В период становления русской государственности (Владимир Святой - Гостомысл, Рюрик - Владимир Окаянный, Ярослав Мудрый - Владимир Мономах) характерно более узкое восприятие «Земли Трояна» как территории Руси. Ученые отмечают, что название «Земля Трояна» могло возникнуть только в том случае, если сие Божество почиталось как основатель (предок) княжеского правления, как «первокнязь». Подтверждение тому есть в строках «Велесовой книги», где говорится о посажении Трояном на престолы княжеские своих сыновей и внуков: «А ТО БЛЯГО СУТРАТИХОМ ОТЪ ХЪЗЯРОУ ПО ВЕЦЕ ТРОЯНИУ ЯКИ ПЕРВЕ НАСАДИ СЕ СО СЫНИ СВА И ВНУЧИ» - «И то благо утратили (мы) из-за хазар… после веков (века) Трояновых, который (на княжение) первый сел со сынами своими и внуками», «ВНУКО ТРАЯНИА БЯ САМООТЕН СЕ ДРУСИ МЕНОГАЯ И БЯ УТЩЕН» - «Внук Трояна был самоотен(?), со друзьями многими, и был убит» (ВК 3 а). Князья, по сути, званы по Его гордому имени - внуки Трояновы.

Русские летописания сохранили нам легенду, в которой отмечена связь Трояна-Триглава с началом княжения, с образованием «государственности». Легенда положена в основание «Сказания о зачатии Москвы и Крутицской епископии», записанном примерно во второй половине 17 в. В 1206 г. великий князь Данил Иванович (лицо вымышленное), вместе со своим спутником, греком Василием, ясновидцем, ездил в поисках места, где бы построить престольный град. Вот попали они «во остров темен и непроходим зело. В нем же болото велико и топок. И посреди того болота и острова узрел князь великий Данил Иванович зверя превелика и пречудна, треглава и пестра вельми пестринами различна и красна зело. И вопроси Василия греченина, что есть видение се причюднаго зверя. И сказа ему Василий греченин: «Великий княже, на сем месте созиждется град превелик и распространится царствие треугольное, и в нем умножатся различных орд люди, то есть прообразует зверя сего троеглавнаго, а различнии в нем цвети - то же есть прообразует различных орд люди». По прошествии шести лет заложил князь город «и нарекоша имя ему Москва».

Троян - первый князь, мифический основатель княжеской династии. По этому немудрено, что для обоснования изначального величия Москвы, как града престольного, книжник использовал существовавшие в то время сказы о начале княжения или о начале града, земли, предсказанном Трояном, и, соответственно, перенес все действие во времена для него почти что сказочные. Троян здесь описан как трехголовый зверь, что вполне понятно, потому как впрямую ни о Трояне, ни о каком другом языческом Божестве, в эти годы (1600-е) говорить не приходилось. О троеглавце-человеке книжник тоже написать не мог, поскольку издревле известно, что такие существа водятся где-то далеко, в иноземии. А если бы его, прикрываясь сказочностью сюжета, и удалось бы ввести, то тогда бы пришлось развить тему дальше, насочиняв еще и беседу князя с троеглавцем. Выбран был более простой вариант - князю видится трехглавый зверь. Любопытны следующие показательные моменты: видение не конкретизировано, это просто некий «зверь»; князь почему-то даже не пытается на него охотиться; нигде в тексте не говорится, что этот зверь был явлен Богом, как знамение. Книжник сознательно уклоняется от обсуждения этой темы, ему было важно лишь задать одно единственное условие - трехглавость. Эта трехглавость и толкуется, как символ «царства треугольного». Ученые предлагают понимать это, как объединение: Великая Русь, Малороссия и Белая Русь. На деле же это то же самое, что и «земля Трояна» - та же Русь (то есть, по сути и буквально, «тройная земля»). Книжник, однако, говорит еще и о том, что три головы обозначают разные группы населения в том граде. Это легче понять в свете кастовой трехчастности древнего арийского общества: духовенство и ученые (брахманы - волхвы), воины и правители (кшатрии - князья и вои), торговцы и работный люд (вайшьи - огнищане).

Имя Трояна прописано в «Великоустюжском сборнике заговоров» (17 век): «Господи, благослови, отче. Здыни же, Боже, ветри за святое море Окиян ко царю ко Трояну по тридевять ключев морских», «Здуни же Боже, с небесь ветри своим Святым Духом за святое море Окиян, ко царю ко Трояну, по те по тридевят ключеи морских святаго моря Окияна и царя Отрояна, и емли ту тридевят ключев святаго моря Окияна и царя Трояна». Тридевять (27) - число мифическое, священное, и в данном случае введено явно для увеличения действенности заговора. На деле же речь идет о трех ключах (три - священное число культа Трояна), которые Троян получает в загробном мире от спасенных девиц. Об этом повествуется во втором сказе о Трояне. Ключи эти - от трех миров, и «приобретение» сиих ключей в заговоре должно означать приобретение великой власти, власти над тремя мирами. В сказках, надо отметить, образы миров предельно упрощены - это золотое, серебряное и медное царства, дворцы или даже дома. Вместо ключей - яйца или яблоки, в которые девицы скатывают свои дворцы, и эта замена вполне понятна, ибо от яйца Рода зачался белый свет.

У Балтийских Славян Троян почитался под именем Триглав (Triglаus, Tryglav). Не следует путать Триглава-Трояна с понятием Триглав, обозначающим совокупность трех Богов («Троица»): Сварога, Перуна и Велеса (Дид-Дуб-Сноп «Велесовой книги»). Подобные триединства-троевластия известны и у других индоариев: Зевс - Посейдон - Аид, Брахма - Вишну - Шива («Тримурти»), Один - Тор - Фрейр (стела из Упсалы).

«Велесова книга» разделяет обоих Триглавов довольно просто: «СЕ ТРГЛАВЕ МОЛИХОМЬ ВЛИЦЕ А МАЛЕ» - «И Триглаву молились Великому и малому» (ВК 3, 25, 13). Малый Триглав и есть Троян, малый лишь пред ликом Триглава Богов.

Причина тождества имени Бога и обозначения троевластия Богов двоякая. Совокупность трех Богов, властвующих над тремя мирами, именно в силу этого и названа «Триглавом», ибо их трое вместе, их три головы, три главных. И это Триглав - «Три головы». И индийское «Тримурти» - «Три лика» (их «мурти» то же, что и наше «морда» - «лицо, личина»), как раз и изображаемо как Божество при едином теле и с тремя разными головами. Троян-Триглав изображается так же трехглавым, но с тремя одинаковыми головами. Согласно средневековым западноевропейским хроникам (Эббон, Герберд) три головы Триглава, символизировали власть Его над тремя царствами (мирами) - землей, небом и подземельем. Отсюда и первая причина для тождества Триглавов по их именам. Согласно мифологическим постулатам общины «Триглав», Троян является сыном всех этих трех Богов Триглава. Именно согласно своей троечастной природе Троян появляется в мир трехглавым, троеликим. Являясь единообразным воплощением сути Триглава Богов, Троян - есть Триглав и по имени, Его описывающему, и по своей природе, сообразной трем Его родителям. Это - вторая причина.

В хронике Эббона Триглав, назван Высшем Богом - Summus deus. Самый знаменитый храм Триглава находился в Шецине (нем. Штеттен) у устья Одера. Храм стоял на главном из трех священных холмов города и был виден издалека, первый озаряемый рассветом. Изображение Триглава, по описанию, имело три серебряных головы, глаза и уста которых были закрыты золотой повязкой. Сокрытие глаз и уст связывается с причастностью Бога к гаданиям (ср. метание Всеславом жребия на «седьмом веке Трояна»; о гадании при храме Триглава - ниже), а, как известно, Боги, что предсказывают будущее, как проводящие неотвратимую Судьбу, должны быть непредвзяты и неподкупны. Вот это и символизировалось их незрячестью, слепотой (слепая Фемида, слепые пифии и вельвы). Незрячесть Трояна, открывшая ему грани познания грядущего, происходит от сопричастности его миру навьих сил.

Святой храм был уничтожен в 1127 г. богохульниками-христианами, под предводительством епископа Отто Бамбергского, разрушившими Шецин. По хроникам известно, что при храме содержали священного вороного коня Триглава. Во время гаданий всенародного значения, коня трижды водили перед храмом через девять копий, лежавших на земле. Предсказание давалось жрецами храма, наблюдавшими за тем, заденет ли конь за копья или свободно пройдет через них: «Когда же они собирались в сухопутный поход, на врагов или ради добычи, то имели обыкновение исход дела предсказывать через него (коня) таким способом. Девять копий размещали на земле, в одном локте друг от друга. Оседлав и взнуздав коня, жрец, которому надлежало заботиться о нем, трижды проводил его через лежащие копья туда и назад. Если конь проходил не споткнувшись и не задев копий, это считали знаком удачи и спокойно выступали; если же наоборот, оставались» (Герборд, «Житие епископа Оттона» (12 в.). Пер. Д. Дудко); «Кроме того, горожане имели обычай содержать коня превосходной стати, посвященного Богу Триглаву… Божественный конь, несомненно им (жрецом) наученный, приходил в установленное время и место, когда для получения прорицаний сходился этот языческий народ, обманутый разными заблуждениями. Обычай же гадания был таков. Разбросав много копий, заставляли коня Триглава через них идти. Если ни одного из них, проходя, не касался, гадание считали благоприятным и, сев на коней, отправлялись за добычей. Если же какое из них задевал, то полагали свое намерение отвергнутым божественным конем, и к гаданию прибегали, пока, по их мнению, не узнавали, когда следует плыть или идти в набег. От всего же захваченного имели обычай отделять десятину, и поскольку Бога Триглава вопрошали во всех случаях, то упомянутые контины процветали» (Монах Прифлингенский, «Житие Оттона» (12 в.). Пер. Д. Дудко). На Руси, до недавнего времени, сохранялись подобные гадания с конем. Девушки, гадая о суженом, выводят коня из конюшни через оглобли - если конь зацепится, то муж будет злой; завязывают лошади глаза (!), садятся верхом и смотрят, куда та пойдет - в той стороне и замужем быть; слушают возле конюшни, если лошадь фыркает или переступает копытами - замуж идти, а коли стоит спокойно - то пока еще нет.

Известно изображение Трояна из щецинского святилища. Рисунок выполнен в античнообразной манере, говорящей о том, что художник само капище, несомненно, не видел и рисовал с чужих слов. Но в любом случае ценность рисунка велика, ибо это одна из немногих картин, передающих облик изваяния Божества.

На рисунке видим трехглавую фигуру, и это, несомненно, Троян, ибо он единственный трехглавый Бог Славян. Лица его молоды, юношеские. Это соответствует представлению о возрасте Трояна, поскольку все три мифа о нем касаются его юности и, следовательно, иконография должна отображать именно этот возраст. Младость лиц рисунка лишний раз подтверждает, что это изображение Трояна, а не Триглава Богов - Сварога, Перуна и Велеса. Ибо сии Боги изображаются зрелыми мужами при бородах.

Неясно, почему Троян изображен обнаженным. Именно потому, что он Бог здоровья или же из-за попыток художника внести как можно больше античного? На груди обоими руками Троян держит нечто, больше всего напоминающее месяц. Известные мифы о Трояне и практика поклонения ему не дают никаких оснований связывать культ Трояна с месяцем. Скорее всего, у Трояна в руках чаша, братина-копарь. Европейцы видевшие капище, вряд ли знали о подобных чашах с двумя вытянутыми боковыми ручками, а художник и вовсе преобразовал ее в некое подобие месяца. Братина или ковш-черпак, чаша - главный атрибут Трояна. В нем он держит целебное питье. Ту же чашу мы видим и в родственных традициях: индийский Дханвантари держит в одной из своих рук, на уровне груди, сосуд с волшебным снадобьем, греческий Асклепий держит чашу с ядом-лекарством (панацеей), обвитую змеей.

Изображенный фрагмент представляет собой что-то вроде ниши, хотя речь идет о центре храма. Поскольку славянские храмы не были таковыми, можно считать подобную конструкцию плодом фантазии художника.

Единственное, что должно привлечь внимание - это колонны со сводом ниши. Они дают некое общее представление о реальной

конструкции храма: несколько резных деревянных столбов - опор, на коих зиждется крыша. Очень важна для восприятия культа, обильно представленная на рисунке трехчастность символов. Ступени, на которых стоит Троян, идут тремя полуокружностями. Колонны снизу и сверху украшены знаками трезубца, которые можно принять за декоративные короны. Видимая штриховка внизу колонны на светлой стороне, насыщена трезубцами. Наверху свода ниши также угадывается трезубцы. По самому своду изображены шары - девять штук (три раза по три) и двенадцать (священное число Трояна).

Известен также еще один рисунок изображения Трояна. Разительные отличия в обоих рисунках позволяют относить их к разным изваяниям Трояна. На данном рисунке Троян представлен живым, а не как изваяние. Судя по фигуре коленопреклоненной женщины, этот чур Трояна был сделан в человеческий рост. Расположение ног совершенно такое же, как у изваяния в Шецине, что возможно объясняется некими существовавшими канонами для изображения Трояна. Все три головы не человеческие. Посередь - голова орла (небеса), справа - голова льва (земля), слева - голова змеи (подземелье). Таким образом, символически изображается власть Трояна над всеми тремя мирами. Фигура одета лишь в набедренную повязку, что роднит ее с изображением из Шецина. Из троичной символики, здесь, помимо трех глав, виден лишь благословляющий жест правой рукой: большой палец и мизинец отведены в стороны (вероятно, прежде были сомкнуты в кольцо), а указательный, средний и безымянный пальцы изображают трезубец. Левая рука Божества отведена за спину, что следует понимать как отображение представлений о принадлежании Трояна так же и миру Нави. Ладонь левой руки, вероятно, опущена вниз, зеркально к правой ладони. Данное изваяние поразительно напоминает изображение индийского Бога здоровья Дханвантари. Одинаковое положение ног, чем-то неуловимо общий разлет рук, Триглав изображен облаченным лишь в набедренную повязку, а Дханвантари с обнаженным торсом.

На западнославянских землях найдено несколько трехглавых изваяний связываемых с культом Триглава: каменный чур из Вакан (Хорватия), каменный чур из Глейберга (Дания), деревянный стержень с тремя бородатыми головами, увенчанный фаллической шапкой, Свенденборг (Дания, 10 век) (Славянские древности, Т. 2, с. 389).

Кроме храма в Шецине имелись важные центы культа Трояна в замке Бранибор (современный Брандербург) и Волине (Юлин). Волинское изображение Триглава было целиком сделано из золота и, вероятно, имело небольшой размер. Когда Волынский храм подвергся нападениям богохульников-христиан, жрецам Триглава удалось вынести изображение Бога и спрятать его в дуплистом пне дерева. Впоследствии этот пень укрывали в здании, исполнявшем роль храма. На стене, рядом с пнем, висело старинное и ветхое седло, принадлежавшее, по преданию, самому Триглаву, и прежде находившееся в храме. Это была одна из великих святынь, доставшихся Славянам от сказочных времен.

Судя по этому седлу, существовало представление, что Бог иногда садится на своего священного вороного и объезжает свои земли. Подобное предание существовало и у руян, веривших, что по ночам Святовид седлает своего белого коня, содержащегося при храме, седлом и уздой, висевшими подле изваяния Бога, и мчится в ночь сражаться с ворогами. О такой езде Бога, в частности, писано и в «Велесовой книге»: «И СЕ БО ТРГЛАВЕ НАШЕ ОСТЯЖОУТЕ НЫ И БРЗЕ СКОЩАШУТЕ НА КОМОНЕ ВРАЗИЕМ ПОРАЖЕНТЕ ТВОРЯИИ» - «И Триглав наш предостерегал нас, и быстро скакал на коне, врагам поражение творя» (ВК 3, 25, 13-14).

В легендах южных Славян образ Трояна предельно затемнен и подается в сказочном оформлении. То не многое, что можно вынести из этих легенд, вполне соответствует известному по другим материалам. В сербских сказках Троян - земной король о трех головах, обитавший в Трояновом граде (развалины на горе Цере). Согласно болгарским сказкам и песням, в его землях находится семьдесят озер жидкого золота и серебра. Троян путешествует ночью, верхом на коне (ср. ночные поездки Триглава). На его незрячесть намекает его боязнь Солнца, а на власть над тремя мирами - сказочное описание трех голов Трояна: одна жрет людей, другая - скот, третья - рыбу. Со всей очевидностью можно говорить, что образ сказочного Трояна в значительной мере обусловлен представлениями о его причастности хтоническим силам (незрячесть). Сюда же примешалась и христианская интерпретация образа Божества, ведь Троян - царь (князь) Всего мира, но и христианский Сатана, «обезьяна Бога» - «князь мира сего». Уже этой параллели было бы достаточно. Однако на образ Трояна еще наложились представления о трехглавом демоне-змее (им вообще-то и сраженного) и царе Мидасе. Надо признать, что существует некоторое идейное сходство между сербо-болгарским сказочным Трояном-Мидасом и описанным выше изображением звероглавого Трояна.

В пантеоне поляков Троян известен под именем Trzy. «Тржи почитался как величайший из Богов, изображение его стояло тройное (трехглавое) с одной шеей. Он был отцом Бога Живе, которому приписывали заботу о человеческой жизни и всякие дары судьбы», «Почитался Лель как защитник свободы… Полель же как страж Отечества, и верили, что оба были посланы верховными Богами Тржи и Живе» (Прокош, «Славяно-сарматская хроника» (нач. 18 в.). Пер. Д. Дудко).

В словенских землях известна священная гора Триглав - самая высокая вершина Юлийских Альп (2864 м.). Стоит отметить также, существование некой древней рукописи из собрания А. И. Сулукадзева под названием «Коледник 5 века дунайца Яловца, писан въ Кiеве, о поклоненiяхъ Троийским горамъ, о гаданiяхъ въ печерахъ и Днепровскихъ порогахъ русалами и кикиморами». К «Троийским Горам» - святыням культа Трояна, безусловно, относятся и гора Триглав и гора Цера, где находятся развалины Троянова града (а возможно и храма).

Свод данных однозначно свидетельствует о том, что Троян есть Бог общеславянский. Дополнить сведения о Его культе можно путем сравнения с мифологическими представлениями других индоариев, у которых культ Трояна так же существовал.

Имя Трояна толкуется как «тройной», «третий», что обусловлено его происхождением от трех Богов и трехглавостью Трояна. Весь культ пронизан символикой числа три (власть над тремя мирами, трижды водят коня через 9 (3*3) копий…). В поиске параллелей следует ориентироваться на эту главную черту троянова культа.

Древние мифы, как известно, обернулись сказками, следовательно, среди корпуса русских (славянских) сказок должны быть и такие, что повествуют о подвигах Трояна. Несомненно, к таким мифам восходит сказка о трех подземных царствах - медном, серебряном и золотом. Младший из трех братьев - Иван Третей (Третьяк, Иван Водович) - спускается через колодец (нору, провалище) в подземный мир; там он спасает свою мать и трех царских дочерей, похищенных демоном (трехглавым змеем), и поселенных им в трех царствах (дворцах) - медном, серебряном и золотом; Третей губит демона и вызволяет девиц и мать на белый свет, а сам, преданный братьями, остается брошенным в подземелье; там он обретает живую воду и, после ряда приключений, выходит в мир людей. На основе этого сюжета нами и был воспринят «Второй сказ» о подвигах Трояна.

В мифах других индоевропейцев образ единого Божества, почитаемого нами как Отче Троян, разводится на два (иногда, три) самостоятельных персонажа. Мы приведем все имена, известных на сегодняшний день по доступной литературе, выводимые по тождеству имен и по соответствию культов.

Иран. Трита (Фрита) - «третий». Третий человек, добывший божественный напиток «хаому» (амриту, амброзию; однокоренное рус. «хмель»; то же что и сказочная «живая вода»). Он - первый целитель, получивший в дар от Ахура-Мазды 10000 целебных растений, белую хаому и дерево бессмертия (т.е. стал Божеством здоровья). Для его культа восстанавливается известный нам сюжет: «Трита, «третий», самый младший (из трех братьев), был предан своими братьями, бросившими его в воду (Трита водный), побывал в подземном («третьем») царстве, где обрел напиток (или другое средство) бессмертия (хаома или древо бессмертия), давший ему возможность вернуться на землю» [Мифологический словарь, 549].

Параллельно с ним почитается также Траэтона (Фаридун), имя коего образовано от числа 3. Он младший из трех братьев (два других, по «Шахнаме» - Пормайе и Кеянуш), которые его предали; Траэтона убивает трехглавого змея Ажи Дахака (с помощью кузнеца Кави) и освобождает из плена двух сестер Йимы (или, двух дочерей Джамишида), на которых женился. Между своими тремя сыновьями он делит мир на три государства: Рим (запад), Иран-Арабистан, Китай.

Отдельно от них почитался также самостоятельное Божество здоровья (телесного) - Аурват («целостность»). Божество произведено от эпитета Трояна.

Скифия. Таргитай - первочеловек (скорее, перво-князь), прародитель скифов. Сообразно этому, владения скифов могли называться «землей Таргитая». От трех его сынов происходит три рода людей (духовенство, воины, селяне), а согласно поздним греческим сведениям - три народа. В скифском мифе Таргитай выступает супругом хтонической змееобразной Богини. Это переосмысление мифа о борьбе Бога со змеем.

Индия. Трита, о котором скудно сообщает «Риг-Веда». Он, вместе с двумя братьями, рожден от золы, брошенной Агни в воду (ср. Иван Водович = Трита Апья, «Трита Водяной»; ир. Аурват - покровитель вод). Будучи брошенным братьями в колодец, он взывает оттуда к Богам, сетуя на свою долю. Из фрагментов других мифов: он запрягает коней Солнца; расчленяет на суставы тело демона-змея Вритры, которого помог сразить Индре (ср. слова «Велесовой книги», об Индре, идущем до земли Трояновой); подносит сому Индре; отгоняет дурные сны и очищает от грехов.

Богом врачевания в Индии почитается Дханвантари. Он изображается с телом зеленоватого цвета (символ лекарственных трав) и четырьмя руками. В руках он держит ступу с пестом (для приготовления лекарств), целебное растение (ср. «древо бессмертие» иранского Триты), медицинский свиток и сосуд с целительным зельем.

Греция. Фаэтон (от ир. Фаридун) - сын Гелиоса, взявшийся управлять солнечной колесницей (= Трита, запрягающий коня Солнце) и сгоревший в огне, едва не уничтожив землю.

С другой стороны, культ Бога-врачевателя Асклепия (Эскулапа). Его символы - чаша с лекарством и змея (чей яд - сильнейшее целебное вещество, «панацея»).

Пруссия-Литва. Аушаутс (Аушлайвис) - Бог-врачеватель, почитавшийся в виде большого ужа. Знахари считали себя его учениками. Он - Бог целостности, не поврежденности, отгоняющий болезни и очищающий от грехов.

Молдавия. Обрядовую куклу, соответствующую нашему Яриле (Костроме) и болгарскому Герману (Ярману), хоронимую ради вызывания дождя, здесь именуют Трояном [Клейн, 277].

Вероятно, осетинский Таранджелос, кельтский Таранис и германский Тор, так же являются переосмысленными образами Трояна.

На основании этих данных можно восприять древний культ Трояна по существу, почти что целиком. Все части складываются в многоцветное полотно - полотно трояновых мифов. Пересказ этих преданий изложен выше, повторяя содержание трех «Сказов», повествующих о подвигах Трояна, «Сказов», обретенных во общине «ТРИГЛАВ» в ходе радений.

Культ Трояна сохранился лишь в Индии, где Дханвантари и доныне получает почести. В виде преданий сохраняется память о Трите-Траэтаоне в общинах парсов-огнепоклонников. Возрождение культа Трояна на Руси началось в 4402 году от осн. Словенска Великого (1993 г.) в граде Обнинске земли Калужской, где возникла славянская языческая (родноверческая) община, названная во честь Трояна и триединства Божьего - «ТРИГЛАВ».

Используемые источники.

1. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. т. 1, 2. Репринтное издание. М.,"" Индрик"", 2000, т. 1. стр. 8-15, т. 2 стр. 51-52 (прил. №5).

Приведены упоминания о Трояне в древнерусских летописях; неудачное изложение культа.

2. Афанасьев А. Поэтические воззрение славян на природу. Репринтное издание. М., "" Индрик"", 1994, т. 2, стр. 524; 641-643.

Пересказы болгарских легенд о Трояне-Мидасе; цитаты из летописей; тождество Трояна и Триглава.

3. Фаминцин А. С. Божества древних славян. СПб., ""Алтейя"", 1995, стр. 22 (польский Бог Trzy), 29-30 (описание храма Триглава).

4. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., ""Наука"", 1987. Стр. 241.

Приведено изречение жреца Триглава о значение трех глав Бога.

5. Мифологический словарь. М., ""Советская энциклопедия"", 1991. Статьи «Троян» (стр. 551) и «Триглав» (стр. 548), где вкратце пересказаны основные известные сведения о культе Бога. См. так же статьи: «Трита» (549-550), «Траэтона» (548), «Асклепий» (65), «Аушаутс» (71), «Аурват» (71), «Таргитай» (531).

Имена Трояна - врачевателя и змееборца в инославных традициях. Прослеживаются основные черты: символика числа «три», змееборство, пребывание в колодце, связь со змеями, с конем, напитком бессмертия.

6. Valic Andrej. Triglav. Archeolosкi problem in vprasanja njegovih predstav // Труды 6-го международного конгресса славянской археологии. Том 1. М., 1997.

Стр. 364-374.(на словенском языке).

Сведения о священной горе Триглав (2864 м.), что в Юлийских Альпах. Там же фотография горы и размышления о символике.

7. Звездочтец: Русская фантастика 17-го века. М., ""Советская Россия"", 1990 (б-ка русской фантастики; т. 2), стр. 49-50.

«Сказание о зачатии Москвы и Крутицкой епархии». Текст 17-го века, где приведен миф о явлении трехглавого зверя на том месте, где после была основана Москва. Подтверждение связи Трояна с началом княжеской власти.

8. Книга Велеса. СПб., 2000, стр. 99-101,103 (земли Трояна), стр. 173 (Века Трояна; начало княжеской власти от Трояна), стр. 287 (упоминается книга «о поклонении Троийским горам»).

9. Велесова книга. М., ""Менеджер"", 1994.

Стр. 83 (3, 25) - Триглав на коне.

Стр. 105 (2, 7б) - Троянова земля.

Стр. 139 (2, 7в) - Троянова земля.

10. Велескнига 1. Омск, 2000

Стр. 8 (3б) - века Трояновы, начало княжеской власти от Трояна.

Стр. 25 (7б) - Троянова земля.

Стр. 26 (7в) - Троянова земля.

Стр. 63 (25) - Триглав на коне.

11. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. В трех томах. М., 1957, №№ 128-132, 139-142, 156, 559.

12. Сказки и песни Белозерского края. Сборник Б. и Ю. Соколовых: в 2-х кн. Спб., ""Тропа Трояна"", 1999, Кн. 2 ,№№79,105,153.

13. Н. Е. Ончуков. Северная сказка: в 2-х кн. Спб., ""Тропа Трояна"", 1998, №№ 34,79, 107, 241.

14. Фольклорные сокровища Московской земли. Т. 3. Сказки и не сказочная проза. М., ""Наследие"", 1998, № 24.

15. Русские народные сказки. Т.1. (Классическая б-ка «Современника»). М., ""Современник"", 1987, №3.

16. Д. К. Зеленин. Великорусские сказания Пермской губернии. СПб., ""Дм. Буланин"", 1997, №22 .

17. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. А. А. Бычков. М., ""Вече"", 2001, стр. 287 (приведены два рисунка Трояна).

18. Мартынов В. В. Сакральный мир «Слова о полку Игореве» // Славянский и балканский фольклор. М., ""Наука"", 1989, стр. 73-76.

Цитаты из «Слова»; критика гипотезы о римском императоре Траяне; логические доказательства того, что Троян славянское Божество, что Он родоначальник и первокнязь; тождество Его с Тритой, Траэтаоной и Таргитаем.

19. Нидерле Л. Славянские древности. М., ""Алетейа"", 2000, стр. 312, 315.

Приведены известные данные о Трояне-Триглаве.

20. Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого. - Т. 1: А - Г. М., ""Международные отношения"", 1995, стр. 212.

Суммированы основные сведения о культе Триглава.

21. Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон (Д. Дудко). М., «Эксмо», 2002.

В разделе «Боги славян в исторических памятниках и народной памяти» приведены сведения европейских средневековых летописцев о культе Триглава.

22. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции славянского язычества. С-Пб., «Евразия», 2004.

Троян - обрядовая кукла у молдаван, хоронимая во время бездождия.

22. Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого. - Т. 2: Д - К. М., ""Международные отношения"", 1999, стр. 389.

О трехглавых изваяния, найденных в землях западных славян.

Речено сие волхвом Богумилом Муриным.

Обнинская Родноверческая Община «ТРИГЛАВ»

Содружество Общин «ВЕЛЕСОВ КРУГ»

Авторы умудряются передавать имя императора как «Троян» («римский император-завоеватеь, оставивший по себе память на Балканах» [Клейн, 277]), хотя пишется оно через «а». Непонятно, почему, по мнению ученых мужей, из целой толпы императоров Рима, воевавших на этих землях, память по себе мог оставить только один единственный?

Надо отметить, что переводы «Велесовой книги» даны приблизительные, поскольку достоверных научных прочтений ее пока не существует.

Перевод неизвестен, возможно «один, одинок».

В сказке «Анастасия Прекрасная и Иван-русский богатырь» из собрания Худякова, исконное государство (свое), где сказке и положено начинаться, имеет ровно три границы: «Иван-русский богатырь поспешил, поехал на третью границу. Вся его сила на третьей границе побита» [Худяков И.А Великорусские сказки, № 62].

Ср. в чешских глоссах: «Триглав - тройной, имеющий три козлиные головы» (Mater Verborum (нач. 13 в)).

«Как объясняют жрецы идолов, главный Бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землей и преисподней, а лицо закрывает повязкой, поскольку грехи людей скрывает, словно не видя и не говоря о них» (Эббон, «Житие Оттона, епископа Бамбергского» (12 в.) Пер. Д. Дудко).

По смыслу, данное определение подходит более к Триглаву Богов, ибо в сем Триглаве соединены три главных Божества. Но священники Трояна-Триглава, несомненно, называли так же и своего покровителя, ибо Троян, являясь цельным воплощением сути трех высших Богов, то есть, того же Триглава Богов, и сам через то, является высшим Богом. О том речь будет сказана в отдельном изложении.

«Щецин… заключает в себе три горы, из которых средняя и самая высокая посвящена верховному Богу язычников Триглаву; на ней есть трехглавое изваяние, у которого глаза и уста закрыты золотой повязкой» (Эббон, «Житие Оттона, епископа Бамбергского» (12 в.). Пер. Д. Дудко); «Было также здесь изваяние тройное, имевшее на одном теле три головы, именовавшееся Триглав» (Герборд, «Житие епископа Оттона» (12 в.). Пер. Д. Дудко)

Bernardde Montfancon. L´Antiquitu expliquue ef reprusentue en figures. Paris, 1722/

«Известнейший Бог щецинцев был Триглав с тремя золотыми головами, откуда он и получил имя; он изображался с тремя головами под одной макушкой, держащим в руке месяц» (Валентин фон Эйхштедт, (17 в.) Пер. Д. Дудко).

Münster S. Cosmographey. Basel, 1635.

Примечательно, что все три представителя животного мира - орел, лев и змей - связаны с идеей власти. Лев и орел олицетворяют ее в геральдике и в мифологии, а змей - только в мифологии.

«В этом городе идол мерзкий с тремя головами чествовался обманутыми людьми, словно бог почитался» («Хроники Пулкавы» (14 в.). Пер. Д. Дудко); «В этом храме (на г. Гартунгсберг в Бранденбурге) стоял тройной идол, названный Тригла, которому вандалы с величайшим почтением поклонялись» (Захариас Гарцеус (16 в.). Пер. Д. Дудко).

«(В Юлине) некоторые роды сохраняли своих идолов и собственные обряды: в общественном исповедании - Триглава, трехглавого Бога (изображение которого поныне можно видеть в храме бранденбургских канонников на (реке) Хафеле)…» (Давид Хитреус, «Саксонская хроника» (16 в.). Пер. Д. Дудко). Возможно о том же у Петра Альбина: «Также в области Мейсена, как я говорил, в некоторых местах находятся старые изображения, высеченные из камня, с тремя лицами. Одно, подобное таким, находится у Грима на мосту, с тремя лицами под одной макушкой» («Мейссенская хроника» (1590). Пер. Д. Дудко).

«Когда же капища и изображения идолов были уничтожены… нечестивые жрецы золотое изваяние Триглава, которое больше всего ими почтилалось, унесли в глушь и отдали на сохранение некоей вдове (да будет она чтима безмерно! - Б.М.), жившей в скромной деревне, где не было опасности, что статую найдут. Она же, подвигнутая к этому наградой, словно зеницу ока берегла нечестивое это изваяние так, что, выдолбив дупло в огромном стволе дерева, это изображение Триглава, обернутое покрывалом, спрятала там; и нельзя было никому увидеть его, не скажу уже коснуться; одно лишь небольшое отверстие, куда клали жертвоприношения, было в стволе, и никто не входил в этот дом, кроме как для совершения нечестивых жертвенных обрядов…» (Эббон, «Житие Оттона, епископа Бамбергского» (12 в.). Пер. Д. Дудко).

«И, пошарив глазами, увидел седло Триглава, прикрепленное рядом к стене, - оно было очень старо и почти непригодно…» (Эббон, «Житие Оттона, епископа Бамбергского» (12 в.). Пер. Д. Дудко); «Также и седло его, золотом и серебром, дабы приличествовало Богу, украшенное, в одной из контин хранилось главным жрецом идолов» (Монах Прифлингенский, «Житие Оттона» (12 в.). Пер. Д. Дудко).

Известное в культурах всех народов смешение образов врага и его победителя.

Есть про то пословица многодобрая, троянова: «Три сына, а сам в силе».

По сути, то же, «земли Трояна».

Напомним, что одна из трех голов у изображения Трояна-Триглава, как раз змеиная.

Сказочных текстов, содержащих второй сказ о Трояне, много больше. Но и приведенного достаточно.

Новости Партнеров



Последние материалы сайта