В каком городе находится памятник петру 1. Памятник Петру I - самый высокий, самый тяжелый, самый неоднозначный. Большое спасибо за организацию и проведение экскурсии

18.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Нет, пожалуй, правителя, который бы более заслуживал многовековую память соотечественников, чем в Москве по проекту знаменитого скульптора З. Церетели считается одним из самых неоднозначных творений автора.

Вокруг этого памятника уже полтора десятка лет не утихают дискуссии, он вызывает множество разных мнений. С точки зрения художественной ценности, к нему относятся по-разному. Не взирая на это, как образец инженерного искусства он уникален.

Описание памятника

Памятник Петру Первому в Москве расположен на железобетонном острове, созданном специально для его установки. Несущая основа конструкции смонтирована из нержавеющей стали в виде каркаса, на котором установлена бронзовая облицовка. Фигура Петра, корабль и нижний сегмент памятника собирались по отдельности и лишь после этого выстраивались на общем, подготовленном заранее пьедестале.

Своеобразно сконструированы ванты корабля. Они сделаны из металлических тросов, соединенных между собой и качающихся при дуновении ветра. Другими словами, ванты сделаны, как настоящие.

Памятник облицован высококачественной бронзой, защищающей его от разрушающих воздействий внешней среды. Фигура императора для дополнительной защиты покрыта специальным лаком, способствующим сохранению цвета.

Паруса корабля сделаны полыми для облегчения верхней части монумента. Их основой служит легкий Все крепления памятника сделаны из нержавеющей стали во избежание коррозии. Внутри монумента имеется лестница, предназначенная для реставраторов, установленная для оценки внутреннего состояния конструкции.

Как уже сказано, бронзовый царь стоит на искусственном острове. Для имитации движения корабля по волнам в основаниях острова обустроены фонтаны. При взгляде на композицию создается впечатление, что корабль рассекает волны.

История создания

В мировой культуре известно немало случаев, когда необычные или странные скульптурные композиции прославляли своих героев и авторов. Например, памятник Вацлава на мертвом коне, расположенный в центре Праги, Хэддингтонский постамент, изображающий акулу, врезающуюся в крышу дома, или всем известный брюссельский писающий мальчик. Своей достопримечательностью в этом же роде могут похвастаться и Памятник Петру I в Москве вошел в мировую десятку самых «несимпатичных» сооружений.

Памятники в других городах

Царь Петр оставил в истории нашего Отечества величайший след как неординарный реформатор, правитель, военачальник и, несомненно, великий деспот. Не только Москва и Петербург славятся петровскими монументами.

Памятники Петру есть в Калининграде, Воронеже, Выборге, Махачкале, Самаре, Сочи, Таганроге, Липецке и даже в европейских городах - Риге, Антверпене, Роттердаме, Лондоне.

Нескольких томов не хватит, чтобы рассказать о том, сколько сделал для России Петр 1. Памятник в Москве и других городах сохранит на многие десятилетия облик величайшего из русских монархов.

Несколько слов об авторе

И художник Зураб Константинович Церетели родился в городе Тбилиси, в 1934 году, за три дня до Рождества. Высшее образование он получил в Академии художеств города Тбилиси. Затем обучался во Франции, где познакомился с выдающимися живописцами - Шагалом и Пикассо.

60-е годы в жизни скульптора ознаменованы началом активной работы в монументальном жанре. Одним из знаменитых детищ Церетели считается «Петр 1» - памятник в Москве. Его работы известны не только в России и странах СНГ.

Скульптуры Церетели имеются в Америке («Слеза скорби», «Добро побеждает зло»), Великобритании («Разрушить стену недоверия»), Испании («Победа»).

В Петербурге сосредоточено множество памятников, посвященных великому императору, последнему царю всея Руси, знаменитому Петру I. Рассмотрим некоторую часть из них.

Памятник Петру Первому у Михайловского замка

Его создание началось еще в 1716 году. Работа над ним была поручена итальянскому мастеру Карло Бартоломео Растрелли. Однако проект не удалось завершить при правлении великого императора. Лишь в 1744 году была завершена работа над литейной формой, непосредственно перед смертью Растрелли. В 1747 году скульптура была отлита в бронзе, проектом уже руководил его сын, известный как Франческо Бартоломео. Возвести памятник Петру I в Санкт-Петербурге на пьедестал к этому времени так и не удалось, так как скульптор был отстранен от дел. На тот момент власть перешла к , а сама скульптура на долгое время была передана на хранение в складских помещениях. С началом правления Павла I было принято решение установить памятник у его новой резиденции. Так в 1800 году скульптура нашла свое место у Михайловского моста. В это же время статуя была дополнена надписью «Прадеду - правнук». Памятник Петру Великому изображен в виде древнеримского всадника, увенчанного лавровым венком, сидящим на коне и держащим в руку жезл правителя.

Одним из самых грандиозных произведений искусства во всем мире является великолепное творение Церетели – памятник Петру Великому, расположенный в столице России, на Москве-реке. Установленный в конце девяностых годов, за почти два десятка лет внушительный монумент стал родным для москвичей.

Культовая скульптура русского императора возвышается над землей на 98 метров и по праву считается самой высокой в стране. Памятник установлен на специально оборудованном помосте на Москве-реке и представляет собой фигуру Петра I, твердо стоящего на палубе корабля. В свою очередь, корабль опирается на своеобразный постамент из нескольких фрегатов поменьше. Вокруг помоста бьют фонтаны.

Ввиду огромного размера памятника, установка его происходила по частям. Сначала был выстроен железобетонный фундамент, на него водружен крепкий помост, который является основой всей конструкции. На постамент были по очереди водружены пьедестал, корабль, фигура императора, а также мачта и паруса с подвижными вантами из металлических тросов.

Каркас конструкции очень прочен, так как полностью состоит из нержавеющей стали. Облицовка выполнена из бронзы и закреплена на стальном каркасе. Каждая бронзовая часть памятника тщательно обработана специальными средствами и покрыта лаком с целью защиты поверхности скульптуры от неблагоприятных погодных явлений.

В руке Петра Великого свиток, покрытый позолотой, как и Андреевские кресты на знаменах кораблей, составляющих основу постамента. Для производства парусов главного корабля была использована технология выколотки из меди, а все механизмы креплений изготавливались из нержавеющей стали.

История создания

Петру I был открыт 5 сентября 1997 года. Согласно официальным документам, его создание было приурочено к празднованию 300-летия российского флота. Однако, эта годовщина была отпразднована значительно раньше – еще осенью 1996 года. К тому же, морским сообществом изначально был одобрен совсем другой проект, но в итоге более подходящим значительной дате был признан проект Церетели.

По существующей в российских СМИ байке, памятник Петру – это не что иное, как переделанная статуя Христофора Колумба, первооткрывателя Америки, которую Церетели не смог продать США. Действительно, между проектами памятников Колумбу и Петру I есть схожие черты: обе величественные фигуры стоят на палубе корабля, подняв вверх правую руку, а корабль установлен на сложном по своей структуре постаменте. Однако, между ними есть и масса различий, как, например, между любыми памятниками императорам верхом на скачущем коне. Сравнить оба проекта можно в Москве, в галерее Зураба Церетели: они специально установлены рядом, чтобы сомневающиеся и скептики видели различия между ними.

В самой конструкции памятника есть несколько спорных моментов: фигура императора почему-то облачена в костюм испанского моряка, ростры вражеских кораблей увенчаны российскими флагами. Противники установки памятника находили и другие исторические несоответствия, но в изначальный проект так и не было внесено никаких изменений.

Помимо смутной истории создания, памятник обладает еще и неравнозначной репутацией среди общественности. Люди разделились на два лагеря: одним скульптура кажется громоздкой и неуклюжей, другим – величественной и прекрасной.

Несмотря на все пересуды, легенды и сплетни, которые множатся вокруг монумента с годами, сегодня уже сложно представить облик столицы без величественной фигуры Петра, возвышающейся над водами Москвы-реки.


Известнейший (но не первый) памятник первому российскому императору воздвигли при Екатерине II, которая считала его главным российским правителем. Постамент сделали из Гром-камня, найденного казённым крестьянином Семёном Вишняковым. Есть поверье, что пока памятник Петру находится на своём месте, с городом всё будет хорошо. К слову, это именно то место, где начинается празднование Дня города: к памятнику возлагают цветы.

    м. Адмиралтейская, Сенатская площадь


Скульптура, установленная в Петропавловской крепости перед зданием бывшей гауптвахты в начале 80-х годов XX века. Является работой петербургского художника Михаила Шемякина. Автору удалось достичь невероятной схожести с реальным лицом императора благодаря использованию при создании памятника подлинной восковой маски, выполненной самим Растрелли.


На Адмиралтейской набережной можно найти памятник Петру Великому, занятому строительством нового судна. Известно, что к создателю города на Неве не стоит приходить в надежде исполнения обычных желаний. Зато если вы заняты поиском работы, император охотно поможет вам в этом. Кстати, поговаривают, что ещё он поможет с просьбами о карьерном росте.

    м. Адмиралтейская, Адмиралтейская набережная


Скульптор Растрелли (отец знаменитого архитектора) начал создавать этот монумент ещё при жизни первого российского императора. Но в силу разных обстоятельств его удалось закончить лишь к 1747 году. После чего ещё долгое время бесхозный памятник искал пристанища. В итоге его поставил Павел I напротив своего Михайловского замка в 1801 году. На пьедестале он велел написать «Прадеду - правнук» (считается, что в противовес надписи на Медном всаднике: «Петру I - Екатерина II»).

    м. Невский проспект, площадь у Инженерного замка, Садовая ул., 2

Застать основателя Северной столицы можно в зоне внутренних рейсов. Создателем скульптуры выступил Михаил Дронов. Он представил Петра I в образе современного пассажира аэропорта, отправляющегося в путешествие по России. Двухметровый император, созданный из глины, облачён в свои типичные одежды, тянет за собой чемодан на колёсиках.

    аэропорт Пулково, зона внутренних рейсов

Каждый, кто приезжает в Петербург, может гордиться тем, что его встречает сам император. В зале Московского вокзала можно встретить величественный бюст Петра I. Несмотря на то что исторически здание вокзала никак не связано с основателем, памятник установлен здесь в честь возвращения Петербургу исторического имени.

    м. Площадь Восстания, Московский вокзал

Как же без памятника императору около его домика на Петровской набережной. Монумент установлен на постаменте из красного гранита, поэтому его трудно не заметить. Установлен бюст ещё в 1875 году по случаю 150-летия со дня смерти Петра I.

    м. Горьковская, Петровская наб., 6


Бронзовый бюст, созданный скульптором Олегом Сатиным, водрузили на необычный постамент в форме дерева, растущего из земли, над которым поработала архитектор Александра Бочарова.

Открытие нового памятника в Ботаническом саду состоялось в 2014 году в рамках празднования 300-летия Ботанического института имени В. Л. Комарова.

    м. Петроградская, ул. Профессора Попова, 2, Ботанический сад БИН РАН

Фото: Сергей Николаев, vk.com/pulkovo_led, Sobolev Igor, С.К. Ионов, О.Л. Лейкинд, mapio.net, panevin.ru, cityguidespb.ru

Все началось с того, что сенат Российской империи постановил воздвигнуть памятник в честь царствующей императрицы Екатерины II. Однако дальновидная и понимающая толк в политической ситуации и настроении народа Екатерина отказалась от этой почести, заявив, что негоже ставить памятник ей прежде, чем будет увековечен ее великий предшественник Петр I. Сегодня историю создания этого шедевра вспоминают не только в Санкт-Петербурге, но и везде, где есть памятники Петру 1.

Екатерина II задумала создать нечто грандиозное, и ей это удалось. Памятник Петру 1 «Медный всадник» является шедевром А история его создания похожа на приключенческий роман.

Где взять архитектора

К вопросу выбора подходящего мастера Екатерина подошла очень серьезно. В конце концов по рекомендации профессора Парижской академии Дени Дидро, с которым она регулярно переписывалась, и его коллеги Вольтера, мастер был приглашен в Санкт-Петербург. Памятник Петру 1 должен был создать Этьен Морис Фальконе - французский архитектор, пользовавшийся покровительством самой маркизы де Помпадур, которая была узаконенной фавориткой французского короля.

Долгожданная возможность

Фальконе всю жизнь мечтал создать нечто монументальное, но работать ему приходилось со скульптурами обыкновенных размеров. Поэтому будущий автор памятника Петру 1 с радостью заключил контракт, несмотря на небольшую сумму гонорара.

Работу над ним он, по сути, начал еще в Париже. В Россию скульптор приезжает с уже готовым эскизом и полностью сформировавшейся идеей того, как должен выглядеть монумент.

Горячие споры

Однако проблема заключалась в том, что буквально каждый, кто имел хоть какое-нибудь влияние на принятие окончательного решения о композиции статуи, представлял ее по-другому. История памятника «Медный всадник» сохранила некоторые из этих предложений.

Сама Екатерина хотела видеть статую императора, выполненную в древнеримском стиле. Он должен был быть одет в римскую тогу, держать в руках скипетр и всем своим видом излучать величие воина-победителя.

Представитель российской Академии наук, действительный статский советник Яков Яковлевич Штелин тяготел к аллегориям. Он настойчиво предлагал изобразить царя в окружении других статуй, которые по его замыслу должны были олицетворять победу, благоразумие и трудолюбие.

Личный секретарь Екатерины II, Иван Иванович Бецкой, который был президентом Императорской Академии искусств, хотел, чтобы статуя была выполнена в классической позе стоящего во весь рост человека.

Порекомендовавший нанять Фальконе, тоже внес свою лепту в кипящую чашу раздора, предложив выполнить памятник в виде фонтана. Так что существовала вероятность того, что там, где находится памятник Петру 1 сегодня, мог бы красоваться изящный водоем.

А некоторые очень уж креативные советники предлагали, чтобы один глаз императора был направлен на а другой - на Двенадцать коллегий. Страшно представить, каким должно было быть выражение этого лица.

Однако Фальконе не собирался отступать. Он хотел, чтобы первый памятник отражал реальные личные качества императора, а не превратился в трехмерную визуализацию коллажа из льстивых эпитетов государю. И мастеру удалось отстоять свои позиции.

Создание модели

Следующие три года у скульптора ушли на создание гипсовой модели. Он работал вместе с молодой помощницей - своей ученицей Мари Анн Коло, которая вместе с ним приехала из Франции. Много времени Фальконе уделял изучению личности и характера императора. Рассматривал гипсовые бюсты и маски Петра I, сделанные при его жизни.

Скульптор обратился к генералу Мелиссино, который ростом и фигурой был похож на царя, и тот согласился ему позировать. А вот лицо Петра I ваятелю никак не удавалось. Поэтому он поручил эту работу своей 20-летней помощнице Мари Анн.

За ценный вклад в создание памятника Екатерина II распорядилась принять Мари Анн Коло в члены Российской Академии художеств и назначила весьма солидную пожизненную пенсию.

Работа с конем

И вновь скульптору пришлось выдержать противодействие придворных. На этот раз причиной спора стала порода коня, на котором должен был восседать Петр I. Представители знати настаивали на том, что эта фигура должна быть изваяна по подобию лошадей, издавна принятому в античном искусстве.

Но мастер не собирался творить спокойную и торжественно шествующую упряжную лошадь. Памятник Петру 1 на коне должен был стать уникальным. Этьен Морис Фальконе поставил перед собой сложнейшею задачу - изобразить всадника на вздыбленном животном. Для воплощения этой идеи в жизнь был сооружен деревянный помост, на который должен был взлететь наездник, подняв коня на дыбы.

Из царских конюшен были выбраны два великолепных рысака орловской породы. История сохранила даже их клички - Каприз и Бриллиант. Берейторы (это название специалиста, обучающего верховой езде и дрессирующего лошадей) Афанасий Телечников, Хайлов и др. в буквальном смысле слова сотни раз в день взлетали по помосту и благородные животные, послушные воле седока, каждый раз вставали на дыбы, замирая на мгновение.

Вот это самое мгновение и старался уловить Этьен Морис. Он сам замирал на корточках, всматриваясь в трепещущие мускулы на ногах коня, рассматривая изгиб его шеи и гордый взгляд огромных глаз. Все увиденное скульптор сразу же зарисовывал, чтобы позже иметь возможность спокойно работать с моделью.

Сначала он зарисовывал картинки. Памятник Петру 1 был изображен на них с разных ракурсов. Потом переносил свои замыслы на бумагу. И лишь после этого принимался за работу над трехмерной моделью скульптуры.

Не один год продолжались упражнения берейторов. За это время несколько человек успели смениться на данной должности. Но усилия не были потрачены впустую. Памятник Петру 1 «Медный всадник» не имеет аналогов в мире.

Гром-камень

А тем временем параллельно осуществлялся еще один не менее грандиозный проект.

Высота памятника Петру 1 - 10,4 метра. Под стать ему надо было подобрать и подножие. Этьен Морис предполагал, что это должна быть глыба, выполненная в виде волны. Она должна была символизировать то, что Петр I открыл для России доступ к морю.

Однако ничего подходящего найти не могли. Уже рассматривался вариант исполнения пьедестала из нескольких кусков гранита. И тут кто-то предложил объявить конкурс по поиску и доставке подходящего камня. Соответствующее объявление тут же было напечатано в «Санкт-Петербургских ведомостях».

Прошло не так много времени, как появился крестьянин из села Лахты. Он сообщил, что в их лесах есть камень, который соответствует всем описанным требованиям. К тому же крестьяне утверждали, что сам государь император Петр I не единожды поднимался на этот камень, дабы обозреть окрестности.

Утверждение это, кстати, не лишено некоторого основания. Ведь близ села Лахты располагалась усадьба Петра Великого. Однако не суть важно, взбирался когда-то туда император или нет, но к камню была отправлена экспедиция, уполномоченная принять решение, подходит ли он для намеченной цели.

Местные крестьяне называли его Гром-камнем. По преданию давным-давно в скалу ударила молния и отколола этот кусок.

Трудности транспортировки

Гром-камень признали годным служить постаментом, однако его размеры создавали серьезные трудности для транспортировки. Представьте глыбу высотой 8 метров (как трехэтажный дом), длиной 13 метров (как 3-4 стандартных подъезда) и шириной 6 метров. Ни о какой тяжелой технике тогда, понятное дело, не могло быть и речи, а расстояние до Сенатской площади в Санкт-Петербурге (то место, где стоит памятник Петру 1 сегодня) было весьма приличным.

Часть пути предполагалось проделать по воде, но до места погрузки на судно валун надо было протащить по пересеченной местности на расстояние в 8,5 километров.

Выход нашел Иван Иванович Бецкой. По его предложению были сконструированы специальные деревянные рельсы в форме желобов. Их оббили листами меди и приготовили 32 бронзовых шара подходящего диаметра. Механизм должен был работать по принципу действия подшипника.

Вначале была испробована уменьшенная модель. Оригинал должен был быть в десять раз больше. После успешно пройденных испытаний приступили к изготовлению передвижного механизма в натуральную величину.

Наземная часть пути

Тем временем первым делом с камня стали убирать прилипшую землю и другие наслоения. Эта операция позволила облегчить его на 600 тонн. Пятьсот человек солдат и крестьян были ежедневно задействованы в работе по расчистке.

После этого начали расчищать место непосредственно вокруг Гром-камня, обносить его лесами и подготавливать грунт для прокладывания рельсов. Эта работа заняла четыре месяца.

По всему пути следования было необходимо сначала расчищать дорогу шириной в 20 метров, укреплять ее толстыми сваями, и уже поверх этого выкладывать часть разборных рельсов. После того как камень перемещали, с пройденного пути рельсы снимали и переносили вперед.

За продвижением работ по транспортировке гигантского камня следила вся Европа. Это было беспрецедентное мероприятие. Никогда ранее столь огромный монолит не перемещали на столь далекое расстояние.

Нелегкая дорога

С помощью рычагов Гром-камень был водружен на специальную платформу, которую установили на рельсы. Операция эта потребовала много времени и неимоверных усилий, но в конце концов кусок скалы, пролежавший в сырой земле не одно столетие, был оторван от своего места. Так начался его долгий путь в столицу, где на него предстояло установить памятник Петру 1 «Медный всадник».

В желоба рельсов на расстоянии около полуметра друг от друга были установлены тридцать медных шаров. За тем, чтобы ни один из этих шаров не остановился и не приблизился вплотную к соседнему, должны были следить специально назначенные для этого люди. У них были железные шесты, которыми в случае необходимости можно было подтолкнуть или притормозить шарообразную деталь.

За первый рывок конструкцию, нагруженную камнем, удалось сдвинуть на полметра. Во время следующего получилось преодолеть еще несколько метров. А до залива, где предстояло перегрузить Гром-камень на специальную баржу, было около девяти километров….

Чтобы не терять времени даром, 46 каменотесов стали обрабатывать Гром-камень тут же в пути. В их задачу входило придать скале форму, задуманную Этьеном Фальконе. На этом этапе скульптору опять пришлось выдержать изматывающее идейное сражение, так как все придворные в один голос заявляли, что надо оставить камень как есть и ничего в нем не менять.

Однако и в этот раз мастеру удалось настоять на своем. И хотя противники старались представить это как поругание иностранца над красотой российской природы, Екатерина дала разрешение на обработку постамента.

В некоторых источниках указывается, что в дороге валун дал трещину и раскололся на две части. Случилось ли это вследствие производившихся над камнем работ или по каким-либо другим причинам, история умалчивает. Также нам ничего неизвестно и о реакции людей, участвовавших в перевозке, на это происшествие. Восприняли ли они это как катастрофу или, наоборот, как благословение, мы уже не узнаем.

Отвалившуюся часть Гром-камня оставили лежать на поляне, где ее можно увидеть и сегодня, и команда продолжила свой путь к Финскому заливу.

Подготовка к транспортировке по воде

А тем временем на берегу Финского залива сооружали пристань и специальное судно для транспортировки огромного камня. Вес этого груза не выдержала бы ни одна существовавшая тогда баржа. Поэтому талантливый корабельный мастер Григорий Корчебников начал разрабатывать чертежи, по которым должны были построить прам - плоскодонное судно, которое могло удерживать на плаву значительный вес.

Прамы предназначались для перемещения тяжелой артиллерии. По сути это были компактные мобильные крепости, оснащенные по всему периметру пушками. Причем количество орудий могло достигать 38 единиц. Добавьте к этому вес ядер, пороха и людей, которые обслуживали пушки, и вы сможете получить приблизительное представление о грузоподъемности прама.

Однако даже этого было недостаточно. Пришлось конструировать более мощное судно. Для того чтобы иметь возможность погрузить Гром-камень, прам притопили, набрав в него воды. Когда же камень был водворен на судно, воду вычерпали, и началось путешествие по морскому отрезку пути. Плаванье прошло благополучно, и 26 сентября 1770 года камень был доставлен на где находится памятник Петру 1 и сегодня.

Последние этапы работы над памятником

Во время действия всей этой эпопеи с перевозкой Этьен Фальконе не переставал трудиться над скульптурой. Высота памятника Петру 1 поражала воображение горожан. По правде говоря, многие попросту не понимали, зачем возводить такую громадину. Не стоит забывать, что на то время в стране не существовало ни одного памятника кому бы то ни было. И гипсовая модель, выполненная в полном размере, которую все желающие могли свободно посмотреть во дворе мастерской, вызывала немало пересудов.

Но недоумение простых граждан не шло ни в какое сравнение с реакцией мастеров. Когда подошло время начинать отливку статуи, никто не соглашался браться за эту работу.

Фальконе пригласил отлить из бронзы памятник Петру 1, описание которому он дал лишь в общих чертах, одного искусного французского мастера. Однако когда тот приехал и увидел масштабы работы, а также ознакомился с требованиями скульптора, то просто назвал Этьена сумасшедшим и отправился восвояси.

В конце концов Этьену Фальконе удалось найти литейщика, согласившегося взяться за поистине дерзкий проект. Когда шла подготовка к перевозке Гром-камня, детали для механизмов, с помощью которых осуществлялась транспортировка, отливал пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Уже тогда Фальконе отметил его старательность и аккуратность. А теперь он предложил ему сотрудничать при отливке самого памятника.

Работа была трудной. Причем дело было не просто в гигантских размерах. Сама конструкция монумента создавала беспрецедентные проблемы. Если вы посмотрите на памятник Петру 1 в Петербурге, то увидите, что у него всего три точки опоры - задние ноги лошади и хвост. Сохранить при этом необходимое равновесие - задача не из легких. А тренироваться возможности не было. У мастеров была всего одна попытка.

Чтобы обеспечить устойчивость скульптуры, Фальконе прибегнул к нескольким оригинальным решениям. Во-первых, он ввел в композицию змею, которую топчет конь, во-вторых, по его замыслу стенки передней части статуи были несоизмеримо тоньше толщины остальной части монумента, и, в-третьих, в круп лошади было дополнительно добавлено четыре тонны железа, чтобы сохранить ее равновесие. Таким образом, Петр 1 на коне должен был быть надежно установлен.

Катастрофа при отливке

Три года продолжались подготовительные работы к отливке статуи. Наконец все было готово, и мастера принялись за дело. Форма памятника находилась в специальном котловане. Несколько выше располагалась плавильная печь, от которой отходили трубы под наклоном. По этим трубам раскаленный металл должен был стекать в форму, равномерно заполняя ее.

Для того чтобы эти трубы не лопнули, под каждой из них разводили костер и непрерывно их подогревали. Но в процессе отливки один из костров погас. Это осталось незамеченным, и остывшая труба дала трещину, сквозь которую начал вытекать расплавленный металл. А это, в свою очередь, повлекло за собой пожар.

Люди кинулись из мастерской врассыпную, Фальконе упал в обморок, и только один Хайлов не растерялся. Он быстро потушил начинающийся пожар, залепил трещину в трубе свежей глиной, сорвал с себя одежду, намочил ее и обмотал вокруг треснувшей трубы.

Это было настоящим подвигом. И не только потому, что Хайлову удалось сохранить хладнокровие в экстренной ситуации. Борьба с огнем была нелегкой. Литейщик получил многочисленные серьезные ожоги и потерял глаз. Но благодаря ему большая часть статуи была спасена.

Памятник Петру 1 «Медный всадник» сегодня

Много исторических событий довелось увидеть бронзовому Петру I, восседающему на навеки вздыбленном коне. Визитной карточкой остается для приезжих в Санкт-Петербург памятник «Медный всадник». Фото на его фоне спешат сделать туристы, лихорадочно щелкая затворами фотоаппаратов. А коренные петербуржцы традиционно приходят сюда, чтобы провести часть свадебной церемонии.

Возможно, вы захотите увидеть памятник «Медный всадник» (Санкт-Петербург) лично. Рассматривая эту работу великого мастера, не позвольте спешке и суете, к которым мы так привыкли, лишить вас наслаждения от внимательного созерцания этой прекрасной скульптуры. Попробуйте обойти ее и всмотритесь в детали с разных сторон. Вы заметите глубину и богатство замысла в этом простом, на первый взгляд, памятнике.

Обратите внимание на детали: вместо седла на спине лошади вы увидите звериную шкуру, а одежда, в которую облачен император, по сути, не существовала ни в одном историческом периоде. Скульптор попробовал совместить исконно русское одеяние с элементами облачения древних римлян. И следует признать, ему это удалось сделать весьма органично.

Рассмотрев памятник «Медный всадник», фото которого столь популярно среди туристов, без спешки, вы увезете из древней столицы не просто очередную фотографию знаменитой достопримечательности, а сможете по-настоящему прикоснуться к историческому прошлому великой страны.



Последние материалы сайта