Что такое внутренний мир человека? Внутренний мир человека – что это такое и как его развить? Как называется внутренний мир

18.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Здравствуйте, дорогие читатели. В данной статье мы поговорим о том, чем является внутренний мир человека. Вам станет известно, что подразумевается под данным понятием. Выясните, какие составляющие в него входят. Рассмотрим особенности.

Определение понятия

Внутренним миром является совокупность образного мышления, качеств человеческого характера, принципов морали, мировоззрения, жизненных ценностей и позиций вместе с фобиями и стереотипами. Внутренний мир людей многогранен, является результатом духовного труда индивидов.

Когда мы говорим о богатом внутреннем мире, подразумеваем то, что особа находится в гармонии с собой и с людьми, которые окружают, а также с природой. Данная личность живет сознательно, она не плывет по течению. Такой индивид раздает свое счастье другим людям, даря его безвозмездно. У человека присутствует удовлетворенность своей жизнью, он сознательно развивается во всех сферах

Его составляющие

Внутренний мир личности должен ориентироваться на определенные ценности.

  1. Ответственность. Является способностью индивида держать поведение под контролем в соответствии с принятыми нормами. Такой человек может отвечать за совершенные поступки, как перед самим собой, так и перед другими людьми. Ответственная личность соблюдает права и принципы морали. Такой индивид самостоятельно определяет для себя социальные обязанности, их выполнение, делает оценку своих поступков. Когда человек начинает признавать собственные ошибки, у других людей появляется к нему уважение. Если индивид хочет уйти от ответа за свои проступки, это указывает на его бедный внутренний мир.
  2. Самостоятельность. Умение в момент принятия важных решений опираться на свои силы, как интеллектуальные, так физические и духовные. Самостоятельный индивид не будет находиться под влиянием чужого мнения или чей-то оценки. Такой человек может противостоять внешнему давлению. Он обдумывает проблемы, которые возникают на его пути, определяет правильную модель поведения и следует ей в соответствии с совестью.
  3. Моральность. Принятие или отказ от принятия индивидом ценностей, которые существуют в определенном обществе, эталонов и норм взаимоотношений. Поддержание правил, следование им формирует моральную личность, неподчинение и отрицание — аморальную. Основной фактор, который оказывает воздействие на моральность индивида — это чувство стыда, переживание особой неудовлетворенности собой.
  4. Честь – то, как личность оценивают окружающие. Она определяет, как относятся люди к конкретному индивиду. Оценка основывается на честности выполняемых обязательств.
  5. Достоинство. То, как личность себя оценивает, осознает свои ценные качества, тип мировоззрения, наличие способностей.
  6. Воля. Позволяет человеку принимать решения и нести за них ответственность. Он сам определяет, какой должна быть его жизнь. Воля позволяет активно противостоять основным инстинктам, определяет развитие человека. Например, когда у человека возникает сильное чувство голода, он не будет идти на убийство или воровство, а постарается найти работу, где сможет своим трудом добыть на пропитание.
  7. Эмоции — сильные переживания, как положительные, так и отрицательные, касательно определенной ситуации. Могут приходить на смену друг другу за короткий период времени. Существует уверенность в том, что представительницы женского пола являются эмоциональнее, чем мужского, соответственно их внутренний мир женщин глубже.
  8. Чувства – реакции, порождающие эмоции. Состояние, которое мало подвергается изменениям.
  9. Разум, потребность в духовном и физическом развитии.
  10. Мировоззрение. Является совокупностью определенных утверждений, которые сформировались на протяжении жизни, правил и своих законов. По мере взросления может изменяться, но, как правило, незначительно.

Особенности

  1. Внешний мир оказывает воздействие на внутренний. Изменить его под силу любой случайности. К примеру, озлобленный человек, выросший в жестоких условиях, находится в полной уверенности, что весь мир, который его окружает жестокий. Однако, после того, как случайный прохожий помогает ему с какой-то проблемой, а может даже и с жизненно важным вопросом, то у данного индивида неожиданно меняются взгляды. Он сам начинает помогать людям, хоть раньше так себя не вел.
  2. Внутренний мир может стремиться к саморегуляции, стабильности и стереотипности.
  3. Развивается он с течением времени (чтоб попасть к будущему из прошлого, необходимо пройти через настоящее).
  4. Изменения во внутреннем мире необратимы. Так, если особа пережила предательство , то данное событие оставило в памяти свой отпечаток. Этот опыт не будет вычеркнут из воспоминаний, но человек обязательно определиться с тем, как нужно жить дальше.

Примеры

  1. Внутренний мир индивида можно рассматривать не только, общаясь с ним лично. Так, например, оценивая картины известного художника, мы можем определить то, что у него было на душе, в частности, по тому, как были нанесены мазки, какие цвета использовались.
  2. Известные музыканты, создавая свои музыкальные творения, также показывают свой глубокий внутренний мир. Именно поэтому, есть артисты, которых хочется слушать, которые дарят положительную энергию, заряд и те, которых мы не замечаем.
  3. Пример богатого внутреннего мира — ребенок, который в своем подсознании решил, что он будет супергероем, станет помогать людям. Когда вырос начал оказывать помощь нуждающимся, цель переросла в его призвание.

Как развить внутренний мир

  1. Проводите много времени на свежем воздухе, путешествуйте, отправляйтесь в поездки за город, посещайте новые неизведанные места.
  2. Обращайте внимание на правильное питание. Как говорится, в здоровом теле здоровый дух.
  3. Читайте много художественной литературы, также увлекайтесь духовными книгами.
  4. Займитесь восточными практиками, например, йогой, медитацией. Они лучше всего помогут раскрыть себя, внутренний мир.
  5. Общайтесь с умными, добрыми личностями, которые ценят жизнь и существование каждого.
  6. Научитесь благодарить людей, находящихся рядом с Вами, Бога, который дарит Вам каждый счастливый день. Радуйтесь своей жизни.

Теперь Вы знаете, как раскрыть внутренний мир. Как видите, это под силу любому человеку. Главное, подобрать нужные рычаги, обратить внимание на свои сильные стороны. Недопустимо замыкаться в себе, терять свою индивидуальность.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Насколько вы считаете себя богатым духовно? От чего это зависит и как развиваться в данном направлении? Сегодня я бы хотела ответить на вопрос: внутренний мир человека - это? Рассказать, чем мы наполнены, как расти и совершенствоваться, и в чем заключается внутренняя сила каждого человека.

Если вы хотите глубже окунуться в понятие внутреннего мира человека, то вам не обойтись без книги Сергея Белозерова «Организация внутреннего мира человека и общества ». В ней вы сможете найти как теоретический материал, так и наглядные примеры, упражнения и различные методики.

Волшебная шкатулка

Внутренний мир человека можно описать как уникальную волшебную шкатулку. Все что мы видим, чувствуем, переживаем, перенимаем как опыт, все это и составляет наше внутреннее наполнение. Это индивидуальный опыт каждой личности.

Философы, психологи и социологи не имеют единого мнения на этот счет. Некоторые считают, что мы обладаем наполнением сразу с рождения. Другие считают, что человек наполняется всю свою жизнь и приобретает уникальность только лишь с опытом.

Я остановлюсь где-то посередине. Конечно, нельзя спорить с тем, что многое нам дается при рождении. Например, внешняя среда. Согласитесь, что арабский шейх будет сильно отличаться своим внутренним миром от индонезийского мальчишки.
Поэтому мы может говорить о том, что от рождения нам просто попадаются разные условия, в которых мы растем, живем и развиваемся. А вот чем человек дальше наполняет свой мир - это его сугубо личное дело.

Кто-то обладает более ярким и богатым внутренним миром. Другой же наоборот, имеет узкое, серое и однообразное наполнение. Только ваш собственный выбор является основополагающей вашего содержания. Чем вы захотите себя наполнить, как упорно вы будете , сколько нового вы будете узнавать, только от этого зависит станете ли вы человеком с богатым и удивительным внутренним миром.

Если сейчас вам кажется, что ваш внутренний мир не так богат

Дело это поправимое. Главное, ваше желание это менять, развиваться, становиться и опытнее.
Каждая жизненная ситуация предлагает вам опыт, который вы можете положить в свою волшебную шкатулку. Копите, наращивайте, впитывайте все, словно губка. Ведь сложно предугадать, какой именно опыт вам пригодится в .

А когда поймете что готовы, то начинайте отдавать. Смело делитесь информацией, идеями, историями. Тогда и только тогда ваша сила возрастет многократно и вы увидите на что способен человек.

Хочу предложить вашему вниманию некий план действий. Конечно, он не универсальный, вы можете по своему усмотрению что-то выкинуть или что-то добавить, действовать в другом порядке.

Для начала займитесь самоанализом. Покопайтесь в себе. Выясните свои установки, осознайте свою мотивацию. Дальше попробуйте расставить ваши жизненные . Может быть, сейчас вы занимаетесь чем-то лишним или ненужным вам для достижения конечной цели?

После этого задумайтесь над , плохими программами, которые могут тянуться из самого детства. Станьте свободным в выборе. Поступайте по своему усмотрению, а не по убеждениям других людей.

Как только избавитесь от всего лишнего, можно выстраивать новую модель поведения. Этот пункт можно назвать поиском . И в конце начинайте двигаться в том направлении, которое выбрали.

Что такое внутренний мир для вас? Как его можно изучить? Каким образом его можно наполнить? Приведите пример человека с богатым внутренним миром. В чем заключается его особенность?

Я желаю вам удачи и всяческих успехов.
Всего хорошего!

Человек в мире и мир в человеке. Характер, способности и роли - это еще не личность. Точнее, их можно включить (и обыч­но включают) в личность в широком ее понимании, но личность в узком, более точном понимании, то, в чем заключается ее суть - это что-то другое.

Личность - это то, что присуще только человеку, что отличает его от животных. То, что присуще только человеку и вместе с тем каждому челове­ку - это его внутренний мир. Внутренний мир - это не просто образ внешнего; такой образ есть и у животных, даже низших животных. Внутренний мир имеет свое специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя не полностью) не­зависимы от мира внешнего.

Начнем с того, что дает человеку обладание внутрен­ним миром. Поведение животных определяется двумя рядами фак­торов: внешними стимулами, вызывающими автомати­ческие инстинктивные или прижизненно сформирован­ные реакции, и внутренними состояниями напряжения тех или иных потребностей, от которых зависит готов­ность животного к тем или иным формам поведения и к реагированию на те или иные стимулы. Взаимодействие этих двух рядов может порождать иногда очень сложные механизмы детерминации поведения, но это поведение всегда оказывается подчинено только одной логике - логике удовлетворения актуальных потребностей.

Поведение человека также зачастую подчиняется имен­но такой логике и сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных мотивов. Вместе с тем все поведение человека нельзя свести только к этому. Как точно заметил Гегель, обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам по­зволяет им это. Амери­канский психолог Сальваторе Мадди выделя­ет у человека три группы потребностей. Две из них впол­не традиционны и выделяются большинством психоло­гов - это потребности биологические и социальные, а третья группа потребностей - психологические.

Мадди описывает два типа развития личности в зави­симости от того, какие потребности выходят у личности на первый план. В одном случае у человека безраздельно доминируют биологические и социальные потребности, а психологические очень слабы. В этом случае человек воспринимает самого себя как не более чем воплощение набора биологических нужд и социальных ролей и ведет себя сообразно им, то есть в соответствии с логикой, которую я выше назвал логикой удовлетворения акту­альных потребностей. Мадди называет этот путь разви­тия личности конформистским. При другом - индиви­дуалистском - пути развития личности главенствующее положение занимают психологические потребности и это играет ключевую роль в изменении всей логики поведе­ния. Человек выходит за пределы биологических нужд и социальных ролей, преодолевает ситуативность своего поведения именно благодаря суждению, воображению и символизации. С их помощью он строит не только кар­тину мира как он есть, но и картину желательного мира и картины других возможных миров; он связывает в со­знании актуальную ситуацию с многими другими обсто­ятельствами, которые не присутствуют в ней непосредственно, в том числе с ее отдаленными причинами и последствиями, он обретает целостность картины мира во временной перспективе, становится способным пла­нировать свои будущие действия и оценивать смысл любого своего действия либо внешнего обстоятельства в контексте не сиюминутной ситуации, а всей своей жиз­ни, а порой и в более широком контексте.

Выдающийся психолог нашего времени Виктор Франкл писал, что животное не является личностью, потому что для живот­ного не существует лежащего перед ним мира; для жи­вотного существует лишь окружающая среда. Напротив, личность живет как раз не в среде, а в мире, отношения с которым она строит с помощью своего внутреннего мира на основе логики жизненной необходимости - логики, в свете которой каждое действие или обстоя­тельство выступает как имеющее в контексте всей жизни личности определенный смысл, иными словами, опреде­ленное место и роль.

Внутренний мир - это не набор эзотерических сущ­ностей, не имеющих ничего общего с внешним миром. Внутренний мир включает в себя свое­образным образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека. Что является основными его состав­ляющими? Конечно же, не сами объекты, явления и обоб­щенные категории внешней, объективной реальности. И не психические механизмы, отвечающие за их преломле­ние в сознании человека.

Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опы­ та устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов. Поэтому в психологии иногда используют понятие «ценностно-смысловая сфера лич­ ности» для обозначения того, что на обыденном языке называется внутренним миром человека .

С чего начинается смысл: потребности и ценности. Источниками смыслов, определяющими, что для че­ловека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, явля­ются потребности и личностные ценности человека. И те, и другие занимают одно и то же место в структуре моти­вации человека и в структуре порождения смыслов: смысл для человека приобретают те объекты, явления или дей­ствия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей. Эти смыслы индивидуальны, что вытекает не только из несо­впадения потребностей и ценностей разных людей, но и из своеобразия индивидуальных путей их реализации.

Возьмем для примера агрессивные действия хулигана, которые многие юристы классифицировали как «немо­тивированные» преступления. Психологический анализ показывает, что за ними стоят реальные мотивы и по­требности, в частности, потребность в самоутверждении, которая присуща в той или иной степени всем людям. Однако у разных людей реализация этой потребности достигается разными путями: у одних - через творческие достижения, у других - через обогащение, у третьих - через успех у противоположного пола, у четвертых - через карьеру, и только у некоторых - через насилие, физическое подавление других людей. В отличие от боль­шинства людей для хулиганов (и некоторых политиков) унижение и физическое подавление других людей имеет смысл самоутверждения, истоки которого лежат в небла­гоприятных условиях формирования их личности.

Но, ставя во главу угла потребности, мы целиком ставим внутренний мир личности в зависимость от внешнего мира, в котором она живет и действует. Та­кая зависимость существует, но кроме этого, в личнос­ти есть некая точка опоры, позволяющая ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям. Эту точку опоры образуют личностные ценности.

Личностные ценности связывают внутренний мир отдельной личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Любой социальной груп­пе - от отдельной семьи до человечества как целого - присуща направленность на определенные общие цен­ности - идеальные представления о хорошем, желатель­ном, должном, обобщающие опыт совместной жизнеде­ятельности всех членов группы. У каждой группы свой набор ценностей, они могут в большей или меньшей степени пересекаться между собой - от полного совпа­дения до полного несовпадения. Усваивая от окружаю­щих взгляды на нечто как на ценность, человек заклады­вает в себя новые, независимые от потребностей регуля­торы поведения. Конечно, отдельный человек не впитывает в себя автоматически все ценности даже тех социальных групп, членом которых он является. Пре­вращение социальной ценности в личную возможно толь­ко тогда, когда человек вместе с группой включился в практическую реализацию этой общей ценности, ощу­щая ее как свою. Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность - идеальное представ­ление о должном, задающее направление жизнедеятель­ности и выступающее источником смыслов. Формальное отношение к социальным ценностям не приводит к пре­вращению их в личностные.

Во внутренний мир личности потребности и личност­ные ценности входят в совершенно разном обличье. Потребности отражаются во внутреннем мире в форме желаний и стремлений, исходящих из Я, более или менее произвольных и потому случайных. Личностные ценнос­ти, напротив, отражаются в нем в форме идеалов - об­разов совершенных черт или желательных обстоятельств, которые переживаются как нечто объективное, незави­симое от Я. Например, влечение мужчины к женщине или наоборот, с одной стороны, и восхищение ее (его) красотой или другими достоинствами, с другой, разли­чаются как раз тем, что ее (его) смысл в первом случае окрашен желанием и порождается сиюминутными по­требностями, а во втором - окрашен определенными идеалами (красоты, добра, совершенства и др.) и порож­дается личностными ценностями. В отличие от потреб­ностей, личностные ценности, во-первых, не ограниче­ны данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность пере­живается как нечто, объединяющее меня с другими людь­ми. Конечно, эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внут­реннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные особенности.

Отношения. Устойчивые отношения являются другим важным эле­ментом внутреннего мира. Отношения характеризуют как раз тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди и их классы. Если число ценностей, значимых для отдельного человека, может измеряться в лучшем случае двумя-тремя десятка­ми, то количество конкретных отношений, образующих смысловое богатство личности, может быть практически безграничным. Их тем больше, чем больше в мире ве­щей, которые человеку небезразличны. Пожалуй, из всех психологических структур, в которых так или иначе во­площаются значимые для человека смыслы, отношения являются наиболее наглядными, видными невооружен­ным глазом даже неискушенному наблюдателю. Прямая связь отношений с главным в личности схвачена народ­ной мудростью: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты».

Источником отношений служит, как правило, инди­видуальный опыт, а высшими инстанциями, определяю­щими смысл для нас тех или иных людей, вещей и собы­тий - наши потребности и ценности. Например, если кто-то начинает чернить то, что для нас дорого, или ме­шает нам выполнить намеченные нами действия и реали­зовать тем самым наши потребности, то у нас формиру­ется неприязнь к этому человеку, которую впоследствии нелегко преодолеть. Поскольку задача ориентировки в сложном мире требует от нас вырабатывать свое отноше­ние ко всему, с чем мы сталкиваемся, как можно скорее, первые контакты оказывают наибольшее влияние на фор­мирование отношения. В социальной психологии хоро­шо известен и изучен эффект первого впечатления о че­ловеке и его влияние на последующее отношение к нему.

Отношения могут быть различной степени обобщен­ности: наряду с отношением к конкретным людям у каждого человека существует отношение к людям вообще, а также отдельные отношения к мужчинам, женщинам, старикам, молодежи, американцам, китайцам, евреям, русским, цыганам, москвичам, сибирякам, петербурж­цам, артистам, ученым, колхозникам, военным, «новым русским», политикам, демократам, консерваторам, ра­дикалам, продавцам, шоферам, проституткам, врачам, блондинам, блондинкам, брюнетам, брюнеткам, рыжим, матерям-героиням, холостякам, одноклассникам, колле­гам по отделу, и т.д., и т.п. При этом отношение к кон­кретному человеку может расходиться с отношением к категории людей, к которой он принадлежит, в целом. Это связано с тем, что отношение к конкретному челове­ку определяется почти всегда индивидуальным опытом общения с ним, а отношение к категории людей - это искусственное, всегда натянутое обобщение, допускаю­щее массу исключений. Об этом уже шла речь в разделе, посвященном типам. Более близкое непосредственное знакомство может приводит как к укреплению, так и нередко к расшатыванию исходного отношения. Извест­ный своими меткими афоризмами Г.К. Лихтенберг заме­тил: «так называемые плохие люди всегда выигрывают, когда их лучше узнаешь, а хорошие - теряют».

Наряду с отношением к целому могут существовать и отличные от него отношения к частям - например, к отдельным районам моего города я могу относиться со­всем не так, как к городу в целом.

Многие закономерности формирования отношений к людям, вещам и событиям были сформулированы и с предельной четкостью описаны в «Этике, доказанной в геометрическом порядке» великого Бенедикта Спинозы. Вот две взятых наугад формулы, излагающие психологи­ческую механику образования довольно сложных отно­шений: «Если мы воображаем, что кто-либо причиняет удовольствие предмету, который мы ненавидим, то будем и его ненавидеть». «Если кто воображает, что его кто-либо любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод, то и он со своей стороны будет любить его». Конечно, теоремы Спинозы не исчерпы­вают механизмы смыслообразования, но вдумчивый ис­следователь, да и не только исследователь, найдет в них больше полезного для понимания внутреннего мира че­ловека, чем во многих современных монографиях.

Конструкты. Наши потребности и ценности проявляются не толь­ко в форме отношений к конкретным людям, вещам, событиям и их обобщенным классам. Они проявляются и в том, какие критерии или признаки мы используем при их описании, классификации и оценке. Один и тот же человек использует разные критерии для описания и классификации разных объектов - это ясно. Но самое интересное, что разные люди пользуются разными кри­териями и признаками при описании одних и тех же объектов. Система этих критериев и признаков, для обо­значения которых в психологии было введено специаль­ное понятие конструкты, является важнейшей характе­ристикой внутреннего мира человека.

Это понятие было введено американским психоло­гом Джорджем Келли, который поставил его во главу угла своей теории личности. Келли первым обратил внимание на тот факт, что разные люди воспринимают, классифицируют и оценивают вещи, людей и события в разной системе понятий (конструктов), и что порой они склонны держаться за свои конструкты, даже если опыт явно показывает, что эти конструкты приводят к ошибочным оценкам и прогнозам. Так, Келли объясняет нетерпимость и агрессию именно неспособностью чело­века отказаться от своих привычных конструктов: «Если люди не ведут себя так, как он ожидает, он заставит их! Так его представление о них станет истинным!» Келли говорит об определяющем влиянии ядерных конструк­тов личности на всю ее психологическую организацию. По Келли, смысл дан человеку только в терминах его личных конструктов.

Большинство конструктов можно сформулировать в виде двухполюсных шкал, которые мы автоматически прикладываем к вещам, людям и событиям, фиксируя их положение на этой шкале. Человек - старый или моло­дой, умный или глупый. Книга - легкая или трудная, интересная или неинтересная. Погода - сырая или су­хая, теплая или холодная. Многие конструкты описыва­ют объекты и явления на языке их объективных свойств и не связаны напрямую с особенностями личности. Лю­бой человек может оценить, тепло или холодно, хотя конкретные оценки могут различаться в зависимости от положения точки отсчета: одну и ту же погоду петербур­жец оценит как теплую, а тбилисец - как холодную.

Но личность здесь еще ни при чем. Она выступает на сцену там, где мы начинаем использовать шкалы, описы­вающие не объективные, а субъективные измерения объ­ектов - опасный или безопасный, хороший или пло­хой, удобный или неудобный, смешной, страшный, при­ятный... Сюда же относятся характеристики, которые, казалось бы, описывают сами объекты (людей, вещи, события) - добрый, злой, справедливый, агрессивный, умный, уродливый, - однако объективной меры всех этих черт не существует. Те конструкты, которые харак­теризуют собственно личность - смысловые конструкты - задаются присущими человеку потребностями и цен­ностями и поэтому один их полюс всегда «хороший», связан с желаемым и ценным, а второй «плохой». По сути, любой смысловой конструкт соотносит объект или явление с какой-либо потребностью или ценностью лич­ности и поэтому по используемым человеком конструк­там можно «вычислять» его потребности и ценности. «В семьях, где деньги не являются главной ценностью жиз­ни, позиции «богатый - бедный» не воспринимаются как противоположности...». Их противопоставление в форме личностного конструкта возможно, в свою оче­редь, в двух вариантах: «Бедность не порок, но большое свинство» и «Мир хижинам, война дворцам», которые различаются тем, какой из двух полюсов оппозиции «бо­гатство - бедность» выступает как «хороший». Связь с личностными ценностями здесь очевидна. Эту связь мо­гут приобретать даже конструкты, описывающие объек­тивные свойства предметов. В этом случае они как бы «склеиваются» с оценочно-смысловым измерением и на­чинают работать как смысловые. За примерами не надо далеко ходить, достаточно пробежать глазами десяток газетных брачных объявлений. Судя по основной их мас­се, наибольший смысл и ценность несет такая характе­ристика желательного партнера, как рост.

Благодаря существованию смысловых конструктов мы способны оценить любой предмет или явление, с кото­рым мы сталкиваемся, не только через призму актуаль­ных потребностей, но и соотнести его в принципе с любыми потребностями и ценностями, даже совсем в данный момент неактуальными. При этом чем более зна­чимы для человека те или иные вещи или события, тем более сложная и индивидуально своеобразная система конструктов будет использоваться для их оценки.

Смысл жизни. Итак, мы рассмотрели второй уровень структуры лич­ности - ценностно-смысловое измерение ее существо­вания, ее внутренний мир. Источниками и носителями значимых для человека смыслов являются его потребнос­ти и личностные ценности, отношения и конструкты. В их форме в личности человека представлены все смыслы, образующие основу его внутреннего мира, определяю­щие динамику его эмоций и переживаний, структурирую­щих и трансформирующих его картину мира и ее ядро - мировоззрение. Все сказанное относится к любым смыс­лам, устойчиво укорененным в личности. Но на одном из этих смыслов стоит остановиться отдельно, посколь­ку по своей глобальности и роли в жизни человека он занимает совершенно особое место в структуре личнос­ти. Это смысл жизни.

Вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в ком­петенцию психологии. В сферу интересов психологии личности входит, однако, вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни - это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этот смысл.

Таким образом, можно утверждать, что жизнь любо­го человека, поскольку она к чему-то устремлена, объек­тивно имеет смысл, который однако может не осозна­ваться человеком до самой смерти. Вместе с тем жизнен­ные ситуации (или психологические исследования) могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни - значит оценить свою жизнь целиком. Не все успешно справляются с этой задачей, причем это зависит не толь­ко от способностей к рефлексии, но и от более глубин­ных факторов. Если моя жизнь объективно имеет недо­стойный, мелкий или, более того, аморальный смысл, то осознание этого ставит под угрозу мое самоуважение. Чтобы сохранить самоуважение, я внутренне бессозна­тельно отрекаюсь от истинного смысла моей реальной жизни и заявляю, что моя жизнь лишена смысла. На деле за этим стоит то, что моя жизнь лишена достойного смыс­ла, а не то, что она не имеет смысла вообще. С психоло­гической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реаль­ной повседневной жизни реальным смыслом. Как пока­зывают исследования, существует много возможностей обрести смысл. То, что придает жизни смысл, может ле­жать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полно­ты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетво­ренность итогами прожитой жизни). Чаще всего смысл жизни и мужчины и женщины видят в семье и детях, а также в профессиональных делах .

Внутренний мир личности проявляет себя через два основных механизма: свобода и ответственность.

Свобода – форма активности. В.Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности, факторам и обстоятельствам внешней среды.

Свобода по отношению к влечениям проявляется в возможности сказать им «нет», принять или отвергнуть их. Даже когда человек действует под влиянием непосредственной потребности, он позволяет ей определять свое поведение и сохраняет свободу не позволить этого. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда речь идет о детерминации человеческого поведения ценностями или моральными нормами - человек позволяет или не позволяет себе быть ими детерминированным.

Свобода по отношению к наследственности - это отношение к ней как к материалу, возмож­ность свободного духа строить из этого материала то, что ему необходимо. Франкл характеризует организм как инструмент, как средство, которым пользуется личность для реализации своих целей.

Свобода человека по отношению к внешним обстоятельствам, хотя и не беспредельна, но существует, выражаясь в возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию. Тем самым само влияние обстоятельств на человека опосредуется позицией человека по отношению к ним.

Для чего человек обладает свободой?

В разных работах Франкл предлагает несовпадающие формулировки, однако их смысл общий:

    это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу;

    это свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе;

    это свобода изменяться, свобода от того, чтобы быть именно таким, и свобода стать другим.

Франкл определяет человека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода - это не то, что он имеет, а то, что он есть. «Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя - всегда формирование себя» [ 55, с. 114].

Принятие такого решения - акт не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол.

Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.

Ответственность – форма регуляции. Ответственность полагает признание свих поступков своими, так называе-мое «авторство жизни». Эта ответственность сопряжена с бременем выбора человеком, какие таящиеся в мире и в нем самом возможности заслуживают реализации, а какие нет. Это ответственность человека за аутентичность его бытия, за правильное нахождение и реализацию им смысла своей жизни. По сути, это ответственность человека за свою жизнь.

Типы личности:

    Автономный тип (самодетерминирующийся);

    Квазисвободный (без ответственности);

    Квазиответственный (без свободы);

    Конфликтный тип (ни свободы, ни ответственности).

Свобода подразумевает возможность преодоления всех форм и видов детерминации, внешней по отношению к человеческому глубинному экзистенциальному Я. Сво­бода человека - это свобода от причинных зависимос­тей, свобода от настоящего и прошлого, возможность черпать побудительные силы для своего поведения в во­ображаемом, предвидимом и планируемом будущем, которого нет у животного, но и не у каждого человека оно есть. Вместе с тем, человеческая свобода является не столько свободой от названных выше связей и зависи­мостей, сколько их преодолением; она не отменяет их действие, но использует их для достижения необходимо­го результата. В качестве аналогии можно привести само­лет, который не отменяет закон всемирного тяготения, однако отрывается от земли и летит. Преодоление при­тяжения возможно благодаря тому, что силы тяготения тщательно учтены в конструкции самолета.

Позитивную характеристику свободы необходимо начать с того, что свобода является специфической фор­мой активности. Если активность вообще присуща всему живому, то свобода, во-первых, является осознанной активностью, во-вторых, опосредованной ценностным «для чего», и, в третьих, активностью, полностью управ­ляемой самим субъектом. Другими словами, эта актив­ность контролируется и в любой ее точке может быть произвольно прекращена, изменена или обращена в другом направлении. Свобода, тем самым, присуща только человеку, однако не каждому. Внутренняя несвобода людей проявляется прежде всего в непонимании действующих на них внешних и внутренних сил, во-вторых, в отсутст­вии ориентации в жизни, в метаниях из стороны в сто­рону, и, в-третьих, в нерешительности, неспособности переломить неблагоприятный ход событий, выйти из си­туации, вмешаться в качестве активной действующей силы в то, что с ними происходит.

Ответственность в первом приближении можно оп­ределить как сознавание человеком своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жиз­ни, а также сознательное управление этой способнос­тью. Ответственность является разновидностью регуля­ции, которая присуща всему живому, однако ответст­венность зрелой личности - это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами. Такой ор­ган человека как совесть непосредственно отражает сте­пень рассогласования поступков человека с этими ори­ентирами.

При внутренней несвободе не может быть полноцен­ной личностной ответственности, и наоборот. Ответст­венность выступает как предпосылка внутренней свобо­ды, поскольку лишь осознавая возможность активного изменения ситуации, человек может предпринять попытку такого изменения. Однако верно и обратное: лишь в ходе активности, направленной вовне, человек может прийти к осознанию своей способности влиять на события. В своей развитой форме свобода и ответственность нераз­делимы, выступают как единый механизм саморегули­руемой произвольной осмысленной активности, прису­щей зрелой личности в отличие от незрелой.

Вместе с тем пути и механизмы становления свободы и ответственности различны. Путь становления свободы - это обретение права на активность и ценностных ориен­тиров личностного выбора. Путь становления ответственности - это переход регуляции активности извне вовнутрь. На ранних стадиях развития возможно проти­воречие между спонтанной активностью и ее регуляцией как разновидность противоречия между внешним и внут­ренним. Противоречие между свободой и ответственнос­тью в их развитых зрелых формах невозможно. Напро­тив, их интеграция, связанная с обретением личностью ценностных ориентиров, знаменует переход человека на новый уровень отношений с миром - уровень самоде­терминации - и выступает предпосылкой и признаком личностного здоровья.

Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни и деятельности к личностной саморегуляции и самоде­терминации, кардинальную смену движущих сил лич­ностного развития. Источник и движущие силы разви­тия в ходе этих изменений смещаются внутрь самой лич­ности, которая обретает способность преодолевать обусловленность ее жизнедеятельности ее жизненным ми­ром. Наряду с формированием соответствующих личност­ных структур и механизмов - свободы и ответственнос­ти - происходит их содержательное ценностное напол­нение, что выражается в формировании индивидуального мировоззрения, системы личностных ценностей и, в ко­нечном счете, в обретении человеком духовности как особого измерения личностного бытия .

Внутренний мир человека как один из факторов достижения им вершины в своем развитии. Б.Г.Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» специально обращает внимание на то, что, чтобы сказать, почему человек приходит к тому или иному решению, ища выход из какой-то сложной для него ситуации или почему он так, а не иначе реагирует на какое-то событие, происходящее около него, или почему он откликается на еще что-то каким-то образом, то, принимая во внимание действие ряда факторов, ни в коем случае нельзя выпускать из поля зрения и работу его внутреннего мира. Б.Г.Ананьев подчеркивал, что законы образования и функционирования этого мира надо обязательно исследовать, потому что без знания их не будет полного понимания проявления субъективного начала в человеке при отражении им действительности, его отношения к ней и его поведения в этой действительности.

Во внутреннем мире человека интегрируются все впечатления, которые давала ему действительность в течение прожитого отрезка жизни, обобщаются и индивидуально-неповторимо систематизируются переживания, вызывавшиеся этими впечатлениями, оцениваются поведенческие ответы его по поводу вышеуказанных впечатлений и собственные поступки, совершенные по личной инициативе.

Внутренний мир человека всегда работает, - писал Б.Г.Ананьев. В нем происходит переоценка ценностей, меняются прежние позиции по отношению к новообразованиям, возникающим в обществе, и к событиям, происходящим в непосредственном окружении человека. Совершаются изменения в отношениях к конкретным людям; постоянно идет перестройка «Я - концепции»; конкретизируются планы выстраивания собственной линии жизни, рассчитанной на ближайшее и более отдаленное будущее.

Само собой разумеется, что если сравнивать работу внутреннего мира разных людей, то в ней обнаружатся черты сходства и, конечно, большие или меньшие различия. Сходство, пожалуй, будет заключаться в том, что у каждого человека есть свой внутренний мир. Но эти внутренние миры могут совпадать и различаться по таким признакам, как направления их наибольшей активности деятельности, как широта охвата проблем, которые прорабатываются в этом внутреннем мире, как масштаб или калибр этих проблем, наконец, как конкретная результативность активности этого внутреннего мира.

И если теперь более определенно содержательно раскрывать эти признаки, то у одних людей направленность работы их внутреннего мира - их диалогов с собой содержательно вращается вокруг их узко личных проблем, обсуждения и определения путей, если употребить терминологию А.Маслоу, удовлетворения их дефицитарных или непосредственно самых простых житейских потребностей. У других людей названная направленность работы их внутреннего мира нацелена на поиск способов оптимального удовлетворения, если опять использовать терминологию А.Маслоу, бытийных, то есть высших нравственно-духовных потребностей, которые прямо сопрягаются с основными ценностями жизни и культуры и которые по причине каких-то конкретных обстоятельств какой-то своей стороной вторглись как насущная необходимость во внутренний мир человека, который через мучительно напряженный диалог с самим собой принимает отвечающее голосу его совести решение.

Таких общечеловеческих проблем, прорабатываемых во внутреннем мире конкретного человека, может быть не одна, а несколько или просто много. И тогда внутренний мир этого человека будет более богат содержательно.

Если дальше сравнивать внутренние миры разных людей, то у одних из них по причине меньшего творческого потенциала их интеллекта и более слабой мотивационной заряженности проблемы их внутреннего мира, их осмысления, причины их порождающие, способы их решения - все, что стало содержанием работы их внутреннего мира, оказывается социально легковесным и по своим результатам тривиальным. У других, чей интеллект в творческом отношении мощнее, жизненный опыт богаче, мотивационная зараженность на интенсивную работу внутреннего мира сильнее, результативность этой работы неординарнее и оформление ее итогов определеннее, реалистичнее и конкретнее.

Факты жизни подсказывают нам, таким образом, что работу внутреннего мира человека можно анализировать, имея в виду калибр личности, внутренний мир которой нас интересует. Так, если мы сравним содержание, широту и глубину работы внутреннего мира Л.Н.Толстого, которая зафиксирована в его дневниках, художественных произведениях, нравоучительных притчах, мудрых мыслях на каждый день, с этими же параметрами внутреннего мира какого-нибудь именитого псевдодемократа - нашего современника - лицемерного радетеля за счастье народное, сразу обнаружится нравственно-духовная убогость и хилость его внутреннего мира, если оценивать по большому счету направленность работы этою мира якобы на поиск реальных путей избавления большинства нашего народа от нищеты, опасности культурного одичания и постепенного вымирания, но зато мы обнаружим в этом мире активнейшую работу мысли, направленную на поиск новых, дополнительных способов приумножения своего состояния, обезвреживание соперников, сильнейшие переживания по поводу личных промахов на этом поприще и т.п.

Наверное, из сказанного уже становится понятно, что люди с богатым и содержательным в духовно-нравственном отношении внутренним миром одаривают окружающих, а значит и все человечество, поступками и деяниями, которые являются большим или меньшим вкладом в сокровищницу культуры, рассматриваемую в широком смысле.

Поэтому перед семьей, школой всех ступеней, средствами массовой коммуникации стоит задача не ограничивать свое видение цели воспитания достижением такого уровня активности познавательного мира, стиля общения людей, выполнения ими своих трудовых обязанностей, которые соответствуют формуле «делай как я» (то есть как внушают это им семья, школа, СМИ), а непременно идти дальше и развивать у детей, подростков, юношей, взрослых на доступной для каждой возрастной ступени уровне потребность и способность к самостоятельной и творческой работе по своему характеру работе их внутреннего мира, содержанием которой были бы не только проблемы их повседневной жизни - быта, учения, общения, семейных дел, профессионального труда, но и обязательно близкого и далекого социума (Отечества, человечества, планеты Земля), глубоко затрагивающие их, мобилизующие их мысль и реализующиеся в поступках и деяниях, не расходящихся с голосом их совести и являющихся вкладом в ценности жизни и культуры.

Не только в зависимости от других факторов, но и от того, насколько активно и продуктивно работает внутренний мир человека, находятся глубина и объективность оценки достигаемого им результата деятельности как личности и как субъекта профессионального труда в каждый момент его жизни.

Поэтому человек - стратег по выстраиванию своей линии жизни, планирующий как личность свершение значимых для общества, членом которого он является, поступков, и как субъект деятельности - новаторских достижений в основной для него области труда, при прочих равных условиях быстрее достигает своей цели, если он пропускает каждый свой шаг и обстоятельства, в которых его приходится совершать, через свой интенсивно работающий внутренний мир.

Из сказанного становится ясным, что изучение особенностей работы внутреннего мира человека является одним из направлений исследований, которое должна развивать и осуществлять акмеология .

Понятие «психика», «душа»

Психика является результатом взаимодействия мозга с окружающей средой и представляет собой особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность. Это свойство необходимо для того, чтобы ориентироваться и активно взаимодействовать с окружающей средой, а человеку еще и для управления своим поведением. И человеку, и животным психика свойственна, высшую форму психики человека можно обозначить понятием «сознание», но оно является более узким, потому что психика содержит в себе сферу подсознания и сверхсознания («Сверх-Я»).

Термин «психика», используемый в философии, психологии, медицине, достаточно сложный, и целый ряд его определений говорит только о том, что ученым однозначно сказать, что это такое, достаточно сложно. Определенно, о чем говорят ученые, так это то, что психику просто свести к нервной системе нельзя, хотя нервная система действительно является одним из органов психики. Когда деятельность нервной системы нарушена, нарушается и страдает психика.

Психика не дается в готовом виде с момента рождения и сама по себе не развивается, так же, как человеческая душа не появляется сама собой, если ребенок изолирован от людей. Человеческая психика формируется в ходе общения и взаимодействия с другими людьми, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Все имеющиеся на сегодняшний день определения психики связаны с внутренним миром человека, его отношением к среде обитания или внешней среде. Наиболее понятное, простое и удачное определение этого сложного термина звучит следующим образом – психика есть не что иное, как субъективный внутренний мир человека, который определяется его взаимодействием с окружающим миром.

Определение

Таким образом, психика включает в себя несколько составляющих: внешний мир, природа, её отражение – полноценная деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры и способностей.

Понятие «психика» в наше время используется вместо понятия «душа». Тем не менее, в языке сохранилось достаточно много слов и целых выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, задушевный разговор и др. С точки зрения лингвистики «душа» и «психика» одно и то же. Но по мере развития культуры и науки значения этих понятий разошлись.

Каждый человек является сугубо индивидуальным феноменом, поэтому душа каждого человека представляет собой уникальные особенности его личности. Несмотря на уникальность каждого человека, все-таки можно обобщенно говорить о человеческой душе вообще. В религии и идеалистической философии, а также в психологии понятие «душа» рассматривается как нематериальная субстанция, независимая от тела, а наука определяет душу как особый внутренний мир человека. Это тот мир, в который вкладывается содержание, информационная «начинка» личности, имеющая краткое обозначение «Я». Это личное местоимение включает определенное мировоззрение, жизненные ценности, совокупность знаний и представлений об окружающей действительности. Все эти представления усваиваются человеком в процессе его взросления, обучения и практической жизнедеятельности и определяют отношение индивида к внешнему миру.

Ни философия, ни психология при рассмотрении души не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с деятельностью его мозга, поэтому человек есть душевно-телесное психофизическое существо. Душа в форме индивидуального субъекта выражается в особенностях темперамента, характера, таланта, а имея множество модификаций, отличает одного человека от другого, поэтому своеобразие душевного склада с неповторимыми чертами определяет уникальность личности. Эмоции, чувства, нравственность, законы морали относятся к сфере души. Для психологии понятие «душа» имеет принципиальную важность, это и понятно, потому что название самой науки есть не что иное, как «наука о душе».

Для людей понятие «душа» далеко неоднозначно – одни считают, что это функция мозга, для других душа рождается вместе с телом и продолжает существовать после смерти. Таким образом, человек – это синтез души, разума и тела, внутренний мир которого ассоциируется с понятием «дух».

Понятие «внутренний мир человека»

А. Мень в человеке самым главным считал то, что нельзя потрогать руками, увидеть глазами, нельзя взвесить и измерить. Это есть психическая реальность человека, организованное содержание его психики или внутренний мир.

Еще Сократ говорил о том, что жизнь, которая не познана, не стоит того, чтобы быть прожитой.

Психологи предпринимают попытки, чтобы установить общие закономерности психологической жизни человека, но это только один из путей познания собственного внутреннего мира. Лучшим психологом этого мира является каждый человек в отдельности, потому что, осознавая себя, человек получает минимум четыре удивительные возможности:

  • Узнать себя;
  • Оценить себя;
  • Изменить себя;
  • Принять себя.

В осознавании себя огромную роль играет психология и философия, которая пытается ответить на волнующие человека главные вопросы:

  • Что есть человек?
  • Цель и смысл существования человека;
  • Роль и место человека в мире.

Вопросы психологии немного проще:

  • Устройство психики человека;
  • Психологические свойства личности;
  • Схожесть и отличие людей друг от друга;
  • Как человек думает, чувствует, действует.

Основой внутреннего, духовного мира выступает интеллект. Благодаря интеллекту человек живет, определяет свои высшие потребности, познает мир, который его окружает и себя в этом мире, формирует свои ориентиры, ставит цели и задачи.

Внутренний мир человека, таким образом, имеет сложную структуру и представлен такими элементами, как:

  • Эмоции – самый яркий компонент внутреннего мира человека. В душе человека многие переживания оставляют глубокий след благодаря испытанным эмоциям, а события, незаряженные эмоциями, забываются быстро.
  • Чувства. Они тоже являются эмоциями, но только более постоянными. Как правило, они держатся довольно долго и в меньшей степени зависят от внешней «подзарядки». Чувства могут быть связаны с конкретным человеком, предметом или каким-либо явлением.
  • Мировоззрение. Его считают главным законом формирования внутреннего мира.

К мировоззрению относятся моральные ориентиры и принципы, взгляды на жизнь. Развитие и обогащение внутреннего мира человека происходит значительно быстрее, если человек имеет целостное и логически четкое мировоззрение. Сформировать мировоззрение можно самостоятельно, ориентируясь на собственные идеалы и устремления.

Внутренний мир людей индивидуален и уникален и возникает в результате отражения мира внешнего. Внутренний мир человека и внешний мир тесно связаны и зависят друг от друга.

В результате проведенных исследований специалисты определили самые распространенные состояния психики человека, характеризующие его внутренний мир:

  • «Самовыражения Я» – размышления человека о самом себе. Это монолог (монологическое мышление) с преобладанием во внутренней речи местоимения Я;
  • «Размышление о другом». Данное состояние представляет собой диалог, где преобладает местоимение «ты». Состояние характеризуется одобрением себя с возможной мысленной самокритикой;
  • «Необъективированность мысленных образов». Субъект этого состояния сосредоточен на себе, своих достоинствах, причем собственные недостатки отвергаются. Другие участники воображаются в абстрактной форме, как бы держатся в голове;
  • «Планирование будущего». В этом состоянии человек осмысливает свои перспективы, ставит определенные для себя цели, размышляет над проблемами их реализации, планирует будущее;
  • «Фиксация на препятствии». В данном состоянии возникает ощущение одиночества и отвергается возможность взаимодействия в разрешении ситуации. Это происходит, потому что человек сосредотачивает или фиксирует свое внимание на каких-либо препятствиях и трудностях;
  • «Чувственное восприятие мира». Мысли озвучиваются в виде голосов, а все образы представляются очень ярко и контрастно;
  • «Фантазии». Состояние творческое, препятствия представляются несущественными, потому что выход обязательно можно найти, а цели являются вполне достижимыми. Человек чувствует себя активным и полным сил.

Становится вполне понятно, что внутренний мир человека тесно связан с миром внешним и является его отражением в индивидуализированной форме. Внутренний мир каждого человека формируется и наполняется через жизненный опыт, в процессе познания.

Внутренний мир человека уникален и неповторим, благодаря этому феномену люди создают произведения искусства: живопись, музыку, шедевры литературы и кинематографического жанра. Глубокий внутренний мир людей обогащает планету и дарит много полезных открытий.

Что такое внутренний мир человека?

Понятие внутренний мир - очень многостороннее, оно может означать биологические процессы, происходящие в организме, такие как скорость соединения синапсов, расположение внутренних органов, процессы мышления, но в такой же мере это понятие можно отнести к душевной организации человека, состоянии в котором он находится: гармонии или хаоса. Внутренний мир есть у каждого человека, но у кого то – это целая Вселенная, а у других едва освещаемая «маленькая каморка».

Внутренний мир женщины

Мужчинам никогда не приблизиться к пониманию, каким бывает внутренний мир женщины, потому что прекрасные представительницы человечества сами для себя загадка. Внутренний женский мир – это сокровищница разных состояний, умение визуализировать события и явления и влиять на мир. Если внутри себя женщина замкнута и не разрешает себе цвести, быть красивой, она никогда не будет вдохновлять своего мужчину на свершения. Что помогает женщине обогатить свой внутренний мир:

  • общение с Божественным началом ( , пение мантр, разговор с Богом по душам);
  • чтение развивающей, психологической и духовной литературы;
  • рукоделие (то, которое нравится);
  • слушание классической музыки;
  • общение с подругами, женщинами старшего возраста;
  • общение с природой.

Внутренний мир мужчины

Популярная психология внутренний мир мужчины описывает как пространство, в котором он может предаваться мечтаниям, мыслям и психологами считается, что духовная организация мужчины более тонкая и ранимая, чем у женщины. В своем внутреннем мире часто успешный вовне мужчина – маленький мальчик, ищущий одобрения и признания, которых не смог получить от родителей. Мудрая женщина чувствует это и дает ему уважение и возможность вырасти. Развитию внутреннего мира мужчины способствуют:

  • путешествия;
  • умеренные аскезы;
  • спорт;
  • преодоление препятствий;
  • ответственность за семью;
  • душевные разговоры со своей второй половинкой.

Внутренний мир личности

То, из чего состоит внутренний мир человека сложно поддается описанию – это индивидуальный феномен. Все с чем сталкивается личность на протяжении жизни откладывает отпечаток на внутренней вселенной. Столкнувшись в детстве с травмирующими и трагическими событиями, человек несет в себе это в виде дисгармонии, выраженной в фобиях и неврозах, люди с «покалеченным» внутренним миром и во взрослом состоянии притягивают неудачи. Счастливое детство формирует в человеке внутренний образ надежного острова, в котором можно почерпнуть силы, излечить душу, в случае жизненного шторма.

Как выглядит внутренний мир?

Глубокий внутренний мир не имеет четкого образа в привычном понимании, его нельзя потрогать или навязать конкретную форму. Каждый раз – это может быть разный образ или форма, наполнение может быть долгое время одним и тем же, если человек «залипает» на определенных стереотипах, богатый внутренний мир у того человека который стремится к изменениям и познанию. Структура внутреннего мира человека может быть описана в следующих категориях:

  • эмоции – яркие события всегда идут в сопровождении эмоций и откладывают отпечаток на внутренний мир;
  • чувства – (любовь, ненависть, радость) подпитываются эмоциями и меняют привычное положение вещей;
  • мировоззрение – формируется в течение всей жизни и оказывает большое влияние на внутренний мир, это моральные ориентиры и принципы.

Как познать свой внутренний мир?

Как разобраться в своем внутреннем мире и не заблудиться? Древние мудрецы говорили: «познай себя – познаешь мир!». Человек разграничил явления и события на категории добра и зла, при этом забыл истину, что нет абсолютного добра и зла, поэтому познавая себя, люди чаще обращают внимание на положительные качества, а недостатки игнорируются и не анализируются, а ведь там столько потенциала спрятано, без которого внутренний мир скучный и пресный. Чтобы познать себя надо принять все без остатка и решить пользоваться этим или то, что в себе не нравиться трансформировать в новое качество.


Как изменить свой внутренний мир?

Недовольство своей жизнью, окружением и событиями приводит к тому, что осознанный человек начинает задумываться, что с ним не так, и может ли быть по другому? Да, богатый внутренний мир это истинное сокровище, а если не так, то пришла пора меняться. Начинать важно с маленьких шагов – предпринимая все и сразу есть риск сорваться и дальше никакая мотивация не поможет. Психологи и эзотерики дают следующие рекомендации по изменению внутреннего мира:

  • работа с телом (йогические практики, дыхательные техники, элементарная каждодневная зарядка для тела – в здоровом теле и дух воспрянет);
  • ментальные практики – работа с мыслями, фильтрация негативных и замена их на положительные;

Для того, чтобы менять внутреннее наполнение, важно перестать:

  • осуждать людей;
  • заниматься самобичеванием;
  • жалеть себя.

Развитие внутреннего мира человека

Душа и внутренний мир человека не находятся в застывшем положении и нуждаются в постоянном развитии. Богатый внутренний духовный мир напитывает душу и ее потенциал растет. С детства ребенку родители должны прививать чувство прекрасного, добродетели и учить выражать себя, свои эмоции. Внутренний мир развивается из простых действий и ритуалов:

  • правильное – пища должна быть лекарством для души и тела, все чем человек себя наполняет становится им;
  • взаимодействие с природой – лес, водные источники, чистый воздух наполняют тело энергиями;
  • помощь другим людям и умение просить помощи самому в необходимых случаях – все люди на высших планах это единый организм, помогая другим, нуждающимся в помощи, человек помогает себе;
  • благодарность – быть в этом состоянии, значит иметь гармоничный внутренний мир, всегда есть за что благодарить жизнь, бога;
  • умение радоваться и действовать из предложенных жизнью обстоятельств, какими бы они не были.

Внутренний и внешний мир человека

«Вы когда-нибудь испытывали чувство, что Вы находитесь в немилости у Вселенной?» – спрашивает героиня фильма «Облачный атлас» журналистка Луиза Рей у физика Айзека Сакса. О чем это? Человек приходит в этот мир с определенной миссией и за испытаниями. Внутренние миры, внешние миры – все взаимосвязано, они притягивают друг друга. Люди, у которых внутренний мир основан на стремлении к познанию истины, правды и борьбе за это могут столкнуться таким внешним миром, который даст им основания для этой борьбы. Все в чем нуждается внутренний мир – внешний дает это.

Книги, которые формируют внутренний мир человека

Хорошая литература как друг и даже способна стать духовным учителем для человека, познающего себя. Прочитанная книга для души и разума – это с пользой потраченное время, огромный ресурс и «кирпичик» в построении внутренней Вселенной. Книги, формирующие внутренний мир человека:

  1. «Мудрец и искусство жизни » А. Менегетти. Возвысится над бытом, порассуждать и ответить на полезные вопросы, предлагаемые автором: «Зачем я пришел в этот мир?» «Что такое счастье?» «Кто Я?».
  2. «Сундучок волшебных историй. Терапевтические сказки » Н. Безус. Путешествие вместе с героями волшебных сказок и ребенок и взрослый найдет то, что близко его внутреннему прекрасному миру, заденет струнки души и даст ресурсное состояние.
  3. «Ешь. Молись. Люби » Э. Гилберт. Книга, ставшая мировым бестселлером и воплотившаяся на экране. Метания главной героини и поиск опоры и любви внутри себя. Про то, как найти в себе свет.
  4. «Как упорядочить свой внутренний мир » Г. Макдональд. Внутренний мир может быть как цветущий сад, прекрасный и гармоничный, а может пребывать в хаосе, в результате которого мир как зеркало обрушивает на человека проблемы.
  5. «Жизнь без границ » Ник Вуйчич. Счастливый человек с богатым внутренним миром, согревающий людей одной лишь улыбкой и взглядом – он умеет быть счастлив – бог не дал ему рук и ног, но дал полное любви сердце.


Последние материалы сайта