Конспект урока по русскому языку. Урок словарной работы «Дни недели. Всероссийский урок, посвященный дню русского языка Памятка работы со словарём

11.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
Внеклассное мероприятие.

Задачи:

1) показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и разнообразной жизни народа и общества;

2) формировать умение составлять монологическое выступление, выступать перед аудиторией, отстаивать свою позицию;

3) воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку, желание изучать его.

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

А.И. Куприн

Вступление

Учитель

Если ты хочешь судьбу переспорить
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник.
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык!

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очень интересный урок. Он будет посвящен дню русского языка.

День русского языка - российский и международный государственный праздник, посвящённый . Отмечается , в день рождения : в Российской Федерации праздник учреждён в 2011 году; в учреждён в 2010 году.

Сегодня мы все будем разговаривать о русском языке, исследовать его. Еще мы выполним интересную работу: все вы будете задействованы в составлении газеты, посвященной дню русского языка. У вас есть цветная бумага, ножницы, клей. По мере того, как будут выступать ваши одноклассники, вам нужно будет записать самую интересную или нужную информацию на листы цветной бумаги и наклеить на ватман. Вы можете выбрать форму наклейки, например, ромашку. Можно обрисовать руку на цветной бумаге, вырезать, приклеить на ватман и писать информацию в ней. На отдельных листочках (можно также на цветной бумаге) напишите ответ на вопрос: почему нужно изучать русский язык? Не забудьте подписать свои фамилии. (Можете начать со слов «Русский язык нужно изучать для того, чтобы …»)

Ученик (1).Русские писатели, мастера слова восхищались русским языком, отмечали особенности его, своеобразие, неповторимость.

Известный писатель К.Г. Паустовский, обращаясь к современникам, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (Слайд 4)

Ученик (2).Великий критик В.Г. Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат. гибок и живописен для выражения простых естественных понятий».

Ученик (1). «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, емкий, умный язык» (С. Маршак).

Ученик (2). «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» (К.Г. Паустовский).

Учитель. Но что же происходит с нашим «великим, могучим, свободным языком? Люди стали забывать его могущество и величавость. А это грозит бедой, катастрофой. Можно кричать «SOS». Язык в опасности!

«Историческая хроника» (выступает ______________)

Русский язык – это, в первую очередь, язык русского народа. Он принадлежит к славянским языкам. Родство славянских языков связано с тем, что они возникли из единого в далёком прошлом языка – общеславянского, который распался в V-VI веках нашей эры. Все современные славянские языки делятся на 3 группы: южнославянскую, западнославянскую и восточнославянскую. К восточнославянской группе, образованной в X IV- XV веках, вместе с украинским и белорусским относится и русский язык. Русский национальный язык сложился на основе говоров Москвы и её окрестностей. Создателем современного русского литературного языка является А.С.Пушкин, который осуществил соединение литературного русского языка предшествующих эпох с общенародным разговорным языком. Великий русский поэт завершил то, что утверждали в своём творчестве М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов. На открытии памятника Пушкину в Москве Иван Сергеевич Тургенев сказал: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением…». А Н.В. Гоголь сказал о Пушкине: «В нём, как будто в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство».

Дополнение учителя:

Итак, обычно историю русского литературного языка делят на 3 периода:

    Древнерусский (восточнославянский) язык – примерно с 6 до 14 столетия;

    Язык русской (великорусской) народности – с 14 до 17 столетия;

    Русский национальный язык (с 14 столетия до наших дней).

Знаете ли вы, что наш язык сохранил в своём составе общеславянские слова: голова, рука, зуб, бок, нос, волос – слова, обозначающие название частей тела; слова, обозначающие родство: сын, дочь, мать, дед; отрезки времени: день, ночь, весна, зима; отвлечённые существительные: воля, гнев, правда, труд, честь. Глаголы идти, сидеть, спать, есть; прилагательные синий, жёлтый, сильный, старый, молодой, большой – тоже из общеславянского языка.

Сохранились в современном языке и многие старославянские слова: храбрый, вред, здравствуй, плен, время, жажда, благо, вождь.

«Русский язык в современном мире» (выступает ______________)

Ещё в 1934 году русский писатель Алексей Толстой говорил: «Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». И это время наступило. Русский язык используется народами СНГ как средство межнационального общения. Во всех сферах общественной жизни: политической (совещания, саммиты, конференции), экономической (деловые контакты, совместные предприятия, договоры), культурной (наука, СМИ, художественная литература) – используется русский язык. В наше время известно более 2000 языков, и только 6 языков являются мировыми языками: французский, английский, китайский, испанский, арабский и русский. Любой официальный документ ООН распространяется на этих шести языках. Считается, что на русском языке говорят более 250 миллионов человек. В наше время русский язык очень популярен в мире, он изучается более чем в девяноста странах мира. Для организации и руководства этой работой ещё в 1967 году была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, с этого же года начал издаваться журнал «Русский язык за рубежом». Известный во всём мире общественный деятель Индии Джавахарлал Неру отмечал: «Русский язык – один из величайших языков мира. Сегодня он играет важнейшую роль не только в политической, но и культурной, научной жизни народов».

Что вы запишите на ватмане? Давайте обобщим информацию.

Дополнение учителя:

А знаете ли вы, что и русский язык постоянно обогащается словами из других языков? Когда-то количество иноязычных слов в русском языке составляло 10%. В основном это слова, обозначающие понятия, явления из области политики, культуры, науки, техники, искусства. Из греческого и латинского языков к нам пришли слова: грамматика, морфология, эпитет, физика, цирк, музей, атом. Многие слова из области музыки итальянского происхождения: дуэт, трио, квартет, серенада, опера. Очень много слов позаимствовал русский язык из французского языка: пальто, бульон, пассажир, пейзаж, рояль, дирижёр, сеанс. Немало в нашем языке и слов английского происхождения: футбол, баскетбол, чемпион, спорт, лидер.

«Живой как жизнь» (Н.В.Гоголь) (выступает ______________)

Русский язык, так же, как и другие языки, постоянно развивается, совершенствуется, изменяется, ведь он – хранилище человеческой мысли. Хорошо сказал об этом великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…». Наиболее устойчивым является синтаксический строй языка, а наиболее изменчивым – лексический состав. Именно лексика особенно быстро откликается на всё новое, что появляется в общественной жизни, науке, технике, искусстве, быту. В 20- o м веке появились такие слова, как космонавт, атомоход, телевизор, фломастер, кроссовки, джинсы, дизайн, менеджер, принтер, факс и многие другие. У многих слов появляются новые значения. Например, слово нива раньше имело значение – поле, возделанное для посева или засеянное хлебом. Сейчас мы смело употребляем в речи такие выражения: нива просвещения, таёжная нива, голубая нива . Вернулись в наш лексикон и такие забытые слова, как лицей, гимназия, милосердие, благотворительность . А знаете ли вы, что во времена Пушкина нормой считалось произносить слова: музыка, паспорт, климат, английский? Даже род некоторых существительных может измениться на противоположный, например: слово рояль было женского рода, сейчас же мы говорим: «концертный рояль», раньше говорили «зала», а сейчас – «зал», это слово мужского рода. Морфемы, т.е. части слова, тоже могут меняться со временем: вместо ответствовать мы говорим отвечать , вместо рыбарь – рыбак .

Что вы запишите на ватмане? Давайте обобщим информацию.

Дополнение учителя:

Известно ли вам, что когда-то давно в русском языке было не 2, а 3 числа: единственное, множественное и двойственное? Остатки двойственного числа у нас сохранились до сих пор, а именно: очи, уши, плечи, рога, рукава, глаза. Как вы уже поняли, эти слова обозначают парные предметы. А знаете ли вы, что в древнерусском языке было не 6 падежей, как сейчас, а 7? Седьмой падеж назывался звательным и употреблялся в обращении. У А.С.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» используется звательный падеж – старче . В былинах мы можем найти слова – ратаюшко, княже, друже . В СРЛЯ сохранилась форма звательного падежа лишь в междометиях: боже, господи.

«Великие люди о богатстве русского языка» (выступает ______________)

Константин Георгиевич Паустовский, писатель 20-го века, говорил: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И ведь действительно, богатство русского языка позволяет нам не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки и действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать свою оценку тому, о чём или о ком мы говорим. Знатока своего дела мы можем назвать словами: мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист. О верном друге можно сказать: надёжный, преданный, неизменный, готов в огонь и в воду. А сколько слов есть для обозначения действия засмеяться: негромко, исподтишка – хихикнул, внезапно – прыснул, громко – захохотал, расхохотался, залился смехом, закатился смехом и даже загоготал.

Очень выразительны и метки русские пословицы и поговорки – сокровища народной мудрости. Практически на каждую жизненную ситуацию в русском языке найдётся образное, меткое выражение, фразеологизм. «Терпение и труд всё перетрут», «Ученье –свет, а неученье – тьма», «Корень учения горек, да плод его сладок» -эти пословицы помогают нам в нелёгкой школьной жизни. Великий критик Виссарион Григорьевич Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий». Классик французской литературы Проспер Мериме, живший в 19-ом веке и выучивший русский язык, писал: «Богатый, звучный, живой,… способный к передаче тончайших оттенков, наделённый почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии». А русский писатель того же 19-го века Иван Сергеевич Тургенев, назвавший русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным», призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

Что вы запишите на ватмане? Давайте обобщим информацию.

Учитель: Умеем ли мы беречь язык, умеем ли обращаться с ним почтительно? Всегда ли соблюдаем культуру речи? Об этом наша следующая рубрика.

«Культура речи и речевой этикет» (выступает ______________)

Речевой этикет – это правила речевого поведения, система речевых формул, принятых в обществе. Речевой этикет необходим нам для поддержания доброжелательных отношений. Знание и соблюдение правил речевого этикета позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости из-за неправильных действий, избегать насмешек со стороны окружающих. Мы ежедневно употребляем в речи слова здравствуйте, спасибо, извините . Таким образом, мы придерживаемся сложившихся в нашем обществе правил общения. Иногда мы болезненно реагируем на то, что кто-то из наших знакомых не поздоровался с нами, не поблагодарил за что-то, не поздравил нас, не извинился. В этом случае можно говорить о несоблюдении норм речевого этикета. Обращаясь к человеку, мы порой используем разные формы обращения, ведь к одному и тому же человеку можно обратиться как к коллеге, как к сыну, мужу, отцу. Выбор обращения зависит от наших отношений с адресатом, от обстановки общения.

Подготовленная заранее ученица читает наизусть стихотворение М.Червинского «Как его зовут?»

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего,

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошёл… Пока! Всего!»

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Петя, Ваня, Толя,

Своих друзей зовёт он только:

Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Но честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но имя что? Ведь суть не в нём –

Вам этот школьник не знаком?

Дополнение учителя:

В нашем разговорном языке, к сожалению, прижилось немало словесного мусора. Многие люди, не имея навыка логично мыслить и чётко излагать свои мысли, заполняют паузы словами-сорняками: по идее, вообще, так сказать, так вот, как говорится, значит, это самое, собственно говоря и другими. Грустно, когда человек на самые разнообразные вопросы находит довольно-таки скудные ответы: классно, что надо, нормально, клёво. «Медвежью услугу» русскому языку оказывает упрощённый, исковерканный язык, которым пользуется современная молодёжь, общаясь через интернет, часами «зависая» в «агенте». Со временем такие молодые люди вообще разучатся писать и говорить правильно. Спасение языка в том, что мода на подобные словечки приходит и уходит, они быстро надоедают и отмирают.

«Поэтическая страничка».

2 подготовленных ученика читают наизусть стихотворения «Язык согласия» А.Купчишина и «Два языка».

Язык согласия

Пожмём покрепче мы друг другу руки

И насладимся радостью бесед.

На языке общаемся мы русском,

Он, словно воздух, нужен людям всем.

Многообразен, уникален, строен,

Проблемам вечным мчась наперекор,

Объединяет судьбы и народы

И создаёт уверенность, покой…

С ним легче переносятся невзгоды,

Ему навечно другом нашим быть.

Он помогает мчаться нам сквозь годы,

Мечтать о счастье, верить и любить.

В прекрасные мгновенья, в день ненастный

В душе и сердце каждого живёт.

Надёжность тыла, будущее наше,

И гордость, и движение вперёд!

Два языка

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нём впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нём ветра в предгорьях наших свищут,

На нём впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зелёною весной…

Но, как родной, люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо, каждый миг,

На нём живые, трепетные чувства

Открылись мне.

И мир открылся в них.

Я поняла по-русски слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране.

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне…

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык –

Я онемею.

Утратив русский –

Стану я глухой.

Подведение итогов. Просмотр плаката, корректировка.

Департамент образования г. Москвы

ЗОУДО ГОУ д/с 1671 компенсирующего вида

Конспект урока русского языка

«День рождения у куклы»

Составили и провели

Логопед Проскурякова Н.А.

Воспитатель Антропова А.С.

Москва 2009

Програ ммное содержание:

    Закрепить навыки правильного произношения звуков А, У, О, И. Учить выделять(на слух и произносительно) звук А в начале слов. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память у детей. Активизировать словарь. Воспитывать бережливость, любовь к игрушкам.
Оборудование: игровой персонаж «Кукла», зрительные символы звуков (методика Т.А. Ткаченко), предметные картинки на звук А, картинки «Что забыл художник нарисовать?», угощение для гостей.

Ход занятия.

Логопед: I . Оргмомент. Ребята, вы любите играть? Наши пальчики, язычок, носик, ушки тоже любят играть. Игры с пальчиками («Замок», «Две сороконожки», «У Маланьи»).

II . Повторение. 1.Игра «Закройте глазки и послушайте звуки». Дети (предполагаемый ответ): Бумагой шуршат, бумагу режут, водичка льется, машины гудят и тд. Логопед: 2. «Назовите звук» (показываю зрительные символы звуков А, О, У, И). 3. «Спрятались звуки» (дети показывают зрительные символы, которые висят на стене). 4. «Угадай звук по артикуляции» (без голоса) А, О, У, И. 5. «Звуковой анализ ряда из двух гласных» (по артикуляции, по зрительным символам). Дети (предполагаемый ответ): «АУ» - Машенька в лесу заблудилась; «УА» - ребенок маленький плачет; «ИА» - ослик кричит. Логопед: Сколько звуков в слове «АУ» (УА, ИА)? Назовите первый звук, второй.

III . Знакомство с темой.1.Назовите имена, которые начинаются на звук «А» Дети (предполагаемый ответ): Аня, Алла и др. Логопед: 2.Назовите картинки, на какой звук они начинаются Дети (предполагаемый ответ): Ананас, аист, азбука и тд. Логопед: 3. Загадка. Бьют его, а он не плачет, только выше, выше скачет (мяч). 4. Физкультминутка. Раз, два - прыгай мячик, Раз, два - и мы поскачем, Девочки мальчики прыгают как мячики.

IV . Игра «Кто приехал?»1.Назовите одним словом (папа, мама, брат, сестра) Дети (предполагаемый ответ): Семья

Логопед:

2. Какие праздники бывают в семье?

Дети (предполагаемый ответ): День рождения и тд. Логопед: 3. У кукол тоже бывает день рождения. Имя у куклы начинается на звук А. Как её зовут? Дети (предполагаемый ответ): Аня, Аннушка. Логопед: 4. Кукла Аня приглашает вас на день рождения. Выберем подарки ей, но они должны начинаться на звук А.

V . Дети поздравляют куклу с днем рождения.1. Игра «Что забыл художник нарисовать?» Дети (предполагаемый ответ): У лошадки нет хвоста. У куклы нет руки. У мишки нет лапы и тд.

VI . Дети читают стихи А. Барто.

VII . Кукла приглашает детей к столу и угощает. Дети благодарят куклу за угощение и прощаются.

Тема. «Нет ничего сильнее слова» (занимательный и познавательный урок русского языка в старших классах)

Ход урока.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня, 22 ноября, в России отмечается День словарей и Энциклопедий. Инициатива празднования этого Дня принадлежит филологу и философу Михаилу Наумовичу Эпштейну. (слайд 1-2)

Это день рождения В. И. Даля (1801 - 1872), создателя "Толкового словаря живого великорусского языка". Словарь - это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее. Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения Даля. (слайд 3)

А этот праздник отмечается только в нашей стране?

Нет. Не только у нас. Например, в Америке День словарей отмечается ежегодно 16 октября, в память родившегося в этот день основоположника серии вебстеровских словарей Ноя Вебстера (1758-1843). В этот день в американских школах рассказывают о разных типах словарей, учат ими пользоваться и с особым воодушевлением работают над пополнением словарного запаса учащихся. (слайд 4)

Вед.2.
- А мы в наш Словарный день, 22 ноября, вдобавок ко всему перечисленному, могли бы задуматься и о том, как нам повезло с Далем. Большие академические словари выходили и до него, он же создал уникальный словарь, представляющий не только наличный состав языка, но и способы его лексического обогащения. Словарь Даля - это книга словопроизводства, а не только словоописания. Она включает не только то, что говорится, но и то, что говоримо по-русски. Отсюда и щедрость, если не "избыточность", его словесных гнезд. Даль приводит все возможные слова от данного корня, считаясь не с фактами их употребления, но с самой возможностью их образования. Это словарь не столько для справочного использования, сколько для пробуждения вкуса и творческой способности к языку. Ни один из академических словарей не сравнится с далевским в представлении словообразовательного богатства русского языка, в передаче его живого, созидательного духа. Не случайно этой книгой пользовались - и вдохновлялись ею - столь разные писатели и поэты, как А. Белый, С. Есенин и А. Солженицын».

Леня, а ты любишь читать Словарь?
Вед.2.
- Скажешь тоже – читать! Заглянуть могу, если не знаю, что означает то или иное слово, как оно правильно пишется или произносится. А читать, это ты преувеличила. Что там особо интересного вычитать можно?
Вед.1.

Ну, это как сказать. Очень даже много интересного, ценного и полезного. Из словаря можно даже узнать, что такое сам словарь. Например, в толковом словаре Ожегова говорится, что «словарь – это книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык». Словарями пользуются не только школьники и студенты, но даже преподаватели, писатели и ученые. Тот, кто не ленится часто смотреть в словарь, будет говорить и писать правильно. А еще он не станет засорять свою речь ненужными иностранными словами, а также грубыми, бранными и просторечными.

Согласен. Тогда давай сегодня повторим и как можно больше нового узнаем о словарях. А Галина Леонидовна и ребята нам в этом помогут.

Словарей существует великое множество. Все они делятся на 2 больших разряда:
1) словари энциклопедические
2) словари лингвистические (или – филологические) слайд 5

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает, тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!

А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем – там объектом описания является слово или его форма.

Ребята, а все ли из вас умеют пользоваться словарем? Давайте вспомним основные правила пользования словарем. (слайд 6)

Памятка работы со словарём.

1.Прочитай слово.

2. Определи, на какую букву оно начинается.

3. Найди в оглавлении, на какой странице эта буква.

ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.

Ученик 1. Я представляю толковый словарь. (В руках книга)

Толковые словари очень важны. (слайд 7) Они объясняют значения слов. Самый известный толковый словарь, конечно, «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Он составлял его на протяжении всей жизни.
Кроме толкования значения слов (словарь насчитывает более 200 тысяч словарных единиц) словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц.

Не менее известны «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, выдержавший более 20 изданий, и «Толковый словарь русского языка» Ожегова и Шведовой. Эти словари включают в свой состав основную лексику современного русского литературного языка.
Количество слов в русском языке постоянно пополняется, поэтому назвать их точное количество невозможно. 17-томный Словарь современного русского литературного языка Академии наук насчитывает 131 тысячу 257 слов.
Знание языка необходимо для общения. Чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир. Словарный запас Эллочки, героини Ильфа и Петрова, состоял из 30 слов. (просмотр отрывка из фильма). Негру из дикого племени Нумбо-Юмбо нужно более 300 слов. Шекспир использовал 12 тысяч слов, а современный образованный человек должен знать и уметь употреблять в речи 20 тысяч слов.

А теперь я проверю богатство вашего словарного запаса. Вы должны определить слово по его лексическому значению.

1. Торжественное открытие художественной выставки. (Вернисаж).
2. Отрезок времени, равный десяти дням. (Декада).
3. Нелепость, бессмыслица. (Абсурд).
4. Составная часть какого-либо соединения, смеси. (Ингредиент).
5. Человек, выдающий себя за другого, скрывающий свое настоящее имя. (Инкогнито).
6. Растительный мир. (Флора).
7. Животный мир. (Фауна).
8. Степень отчетливости произношения. (Дикция).
9. Театральная кукла, приводимая в движение при помощи нитей. (Марионетка).
10. Литературное произведение в форме воспоминаний. (Мемуары).
11. Тоска по Родине. (Ностальгия)

Своеобразной разновидностью толковых словарей являются словари иностранных слов, из которых вы можете узнать не только то, что означают те или иные иностранные слова и термины, но и то, из какого языка они пришли к нам. Современный словарь иностранных слов имеет 20000 слов.

Я предлагаю вам 14 слов иностранного происхождения. Ваша задача поочередно брать в руки словарь иностранных слов, находить нужное слово и выяснять его происхождение. (Ребята сидят за одним общим столом. Это команда. Учитель дает карточку со словами.) (слайд 8)

Карточка

Брошюра, апатия, яшма, импозантный, блеф, кантата, муляж, псевдоним, эпиграмма, тендер, нейлон, идеология, эксцесс.

Давайте проверим, что получилось.

Большой популярностью у ребят и учителей пользуется Фразеологический словарь.
Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4 тысячи фразеологизмов русского языка.
- А что такое фразеологизмы? (Это устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение).- Давайте полистаем его. (слайд 9)

Бить баклуши (бездельничать)
одного поля ягода (
похожи в чем-то нехорошем)
вывести на чистую воду (
разоблачить чьи-то темные дела)
делать из мухи слона
(преувеличивать)
перемывать косточки (сплетничать, осуждать)
узнать, где раки зимуют (узнать, что такое настоящие трудности или настоящее наказание).
подковать блоху (проявить изобретательность, выдумку)

Поясните значение данных фразеологизмов.

А теперь самостоятельно соотнесите фразеологизм и его значение. (слайд 10-11)

    Значение «бездельничать».

    Трудное, безвыходное положение.

    Сильно ругать, отчитывать, бранить

    Незаметный, маловлиятельный человек.

    Хоть плачь

    Плевать в потолок.

    Хоть волком вой.

    Намылить шею.

    Шишка на ровном месте.

    Снимать стружку.

Ответы . 2, 1, 2, 3,4, 3, 4, 1.

Ученик. 3.
- Если же мы хотим узнать, как правильно пишется или произносится то или иное слово, нам на помощь придут орфографические и орфоэпические словари.
Последний наиболее крупный орфографический словарь, вышедший в 2004 г., содержит около 180 000 слов.

Проверим ваши знания офографии и орфоэпии. (дети получают карточки) (слайд 12)

1. Выделите ударный слог в словах.

Включим, дозвонится, насорит, откупорил, торты, клала, еретик.
2. Вставьте пропущенные буквы в слова.

Стюарде..а, инте..генция, гал..рея, ко..ерсант, ветер..нар, гиг..байт, м..б..лизация.

Ученик. 4.

В лексике русского языка много слов, схожих по значению. Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О словах-друзьях нам поведает Словарь синонимов. (слайд 13)

- Что такое синонимы? (Ответы уч-ся) Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по написанию. Например: правда – истина.

Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. «В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя.

Подберите синонимы к словам: заметный, простор, убегать.

Проверка. (Учащиеся читают свои записанные слова. Ученик 4 читает все синонимы из словаря к данным словам.)

Словарей очень много. Посмотрите, о каких еще словарях мы сегодня не упоминали?

(Ребята перечисляют.) слайд 14

Ну, уж если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о его происхождении: где и когда появилось слово, из каких частей и по какому способу образовалось, какое значение оно имело в далеком прошлом, как изменялось его значение. Ответить на этот вопрос вам поможет Этимологический словарь. Слайд 15

- Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этмос – истина).

Загляните в этот словарь и прочитайте историю любого слова.
А еще существуют словари происхождения имен и фамилий. Вот и домашнее задание у вас будет сегодня необычное. Найдите и объясните происхождение своего имени и фамилии. Запишите в тетрадь.

Вед.2. Да, информации, действительно много. И не переваришь сразу. Получается, словарь – это книга книг. Это вся вселенная в алфавитном порядке.

Конечно. Поэтому нам с вами нужно научиться читать эту главную книгу знаний.

«Усердней с каждым днем гляди в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

\ Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Учитель благодарит ведущих, детей, гостей мероприятия.





















Включить эффекты

1 из 21

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация служит популяризатором русского языка, в сжатом виде рассказывает детям о возникновении разных языковых групп и об объединяющей роли русского языка в современных условиях. Свои тезисы автор подкрепляет иллюстрациями, что упрощает процесс понимания и приятия информации ребенком.

  • Роль русского языка в современном мире
  • Классики об языке
  • Задачки на знание родного языка

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Дегтярева А. Н.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

ГБС(К)ОУ школа-интернат VIII вида с. Воронцовка Краснодарский край

Учитель русского языка – Дегтярёва Алёна Николаевна

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Украинцы

Слайд 8

Адыгейцы

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Россияне

Слайд 12

К. Г. Паустовский

«Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость»

Н. Г. Чернышевский

«Изучать родной язык необходимо … чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей»

Слайд 13

Дополни пословицы

Век живи -

Крепкую дружбу топором …

Без труда …

Землю солнце красит, а человека – …

Нет друга – ищи, …

Человек без Родины,что соловей …

Поспешишь …

Язык мой - …

Семеро одного …

Хочешь есть калачи - …

Делу время …

Друзья познаются …

век учись.

не разрубишь.

не вытащишь и рыбку из пруда.

без песни.

а нашёл береги.

людей насмешишь.

враг мой.

не сиди на печи.

потехе час.

Слайд 14

Слайд 15

Крылатые выражения

(быть обманутым)

(замолчать)

(выучить)

(медленно)

(остаться не с чем)

(обманывать)

(запомнить)

(болтать)

(преувеличивать)

(о лишнем человеке)

(бесплатно, даром, просто так)

Во весь дух.

Сесть в лужу.

Прикусить язык.

Знать на зубок.

Оказаться у разбитого корыта.

В час по чайной ложке.

Водить за нос.

Зарубить на носу.

Чесать языком.

Делать из мухи слона.

Белая ворона.

За красивые глаза.

Слайд 16

Слайд 17

Богатый словарный запас

Слайд 18

Грамотеи

Слайд 19

Заповеди речевого поведения

  1. Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.
  2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.
  3. Уважай собеседника, не перебивай его.
  4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться
  5. Говори просто, четко, понятно.
  6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
  7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.
  • Слайд 20

  • Слайд 21

    • Сапожников, В. Золотов: Священой истории Ветхого Завета; Букинистическое издание, 1990
  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Ход мероприятия

    (Конкурсное стихотворение)

    Родной язык

    На свете много стран больших,
    И много малых есть,
    И для народности любой
    Язык свой – это честь.

    Гордиться вправе ты, француз,
    Французским языком.
    Ты говоришь всегда, индус,
    О языке своём.

    Китаец, турок, серб иль чех,
    Датчанин, грек иль финн, -
    Конечно, вам дороже всех
    Родной язык один.

    А ясудьбу благодарю,
    Мне выше счастья нет,
    Что вот по-русски говорю
    Уже тринадцать лет.

    Спокоен, весел и певуч,
    Насмешлив и суров,
    И беспощаден, и могуч,
    И грозен для врагов.

    Суворов одобрял солдат
    На русском языке!
    Бессмертный Пушкин сочинял
    На русском языке!
    Законы Менделеев дал
    На русском языке!
    «Долой царя!» - народ сказал
    На русском языке!

    Основная часть

    Без них прожить нельзя!

    Они великие помощницы

    И в жизни новые друзья.

    Порой они нас наставляют,

    Советы мудрые дают,

    Порой чему-то поучают

    И от беды нас берегут.

    Век живи - …(век учись).

    Язык мой - …(враг мой).

    Семеро одного … (не ждут).

    Делу время … (потехе час).

    Друзья познаются в …(беде).

    • Из чего состоит наша речь?

    Во весь дух. (быстро)

    Прикусить язык. (замолчать)

    Знать на зубок. (выучить)

    Водить за нос.(обманывать)

    Зарубить на носу. (запомнить)

    Чесать языком. (болтать)

    (Конкурсное стихотворение)

    О родном языке

    Без него попадёшь ты в тупик.

    Ты без него уже не ты.

    Язык твой как родная мать,

    Люби его за то, что он могуч.

    Язык твой – щит, твоё общенье

    Цветок - … ,

    железо - … ,

    хлопок - … ,

    глаз - … ,

    озеро - … ,

    зверь - … ,

    молодёжь - … .

    (Конкурсное стихотворение)

    Стихи о человеке и его словах

    Слова бывают разные,

    Слова бывают всякие,

    Слова бывают ясные,

    Твёрдые и мягкие,

    Слова бывают смелые,

    Упрямые, суровые,

    Но непременно дело

    Стоит за каждым словом.

    Много слов на свете,

    Много дел на свете,

    Если дела нету –

    Слово – это ветер.

    Слово улетает,

    Не поймаешь снова…

    Человек без дела –

    Человек без слова!

    (Конкурсное стихотворение)

    Русский язык

    (отрывок)

    Я люблю свой родной язык!

    Как держава наша, могуч.

    Хочешь – песни, гимны пиши,

    Хочешь выскажи боль души.

    Будто хлеб ржаной, он пахуч,

    Будто плоть земная, живуч.

    Он – язык луны и планеты,

    Наших спутников и ракет,

    В школе, дома и на совете

    Разговаривайте на нём:

    Недвусмысленный и прямой,

    Он подобен правде самой.

    Вставьте пропущенные буквы.

    • равнина
    • физкультура
    • библиотека
    • колонна
    • расстояние
    • здравствуйте
    • грамота
    • продавец
    • мороженое
    • государство
    • лекарство
    • насекомое
    • электричество
    • велосипед
    • абонемент
    • бюллетень
    • операция
    • территория
    • санаторий
    • пациент
    • абонемент
    • пианино
    • фестиваль
    • образование
    • искусство
    • национальность
    • квитанция
    • авиация
    • правительство
    • колония
    • биография
    • вентиляция
    • катастрофа
    • окрестность
    • диаметр
    • предприятие
    • восстание
    • бухгалтер
    • гарнизон
    • комиссия
    • обязанность

    Заповеди речевого этикета

    (Конкурсное стихотворение)

    Вдень родного языка

    Участь его была не легка,

    Прадеды наши и наши отцы

    Нам передали красу неземную

    Мы поздравляем и смело желаем

    Итог занятия

    Список используемой литературы

    • Давыдова Т.: Дружок: Пословицы, поговорки, крылатые выражения; издательство Стрекоза,2009
    • Клюхина И.В. Пословицы, поговорки и крылатые выражения; издательство ФГОС, 2008
    • Ромашкина Н.Ф. : Внеклассные мероприятия в игровой форме; издательство ГЛОБУС, 2005

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Воронцовка Краснодарский край

    Внеклассное мероприятие по русскому языку

    «Международный день родного языка»

    Учитель русского языка Дегтярёва Алёна Николаевна

    Тема:Международный день родного языка

    Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

    • Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».
    • Продолжать развивать и коррегировать устную связную речь воспитанников, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.
    • Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

    Оборудование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов -«Дополни пословицу», «Грамотеи»; орфографические словари; жетоны.

    Форма проведения:конкурс «Знатоки родного языка».

    Предварительная работа: выставка народных костюмов; выставка словарей; в течение мероприятия так же проходит конкурс на лучшего чтеца, учащимся желающим принять участие в этом конкурсе заранее раздаются стихотворения по теме.

    Ход мероприятия

    Вступление. Сообщение темы занятия

    1-й ведущий(слайд 1)Ежегодно 21 января отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. А всегда ли это было так?

    2-й ведущий(слайд 2)Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых(Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочествия его и его семейства)сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. (слайд 3) Господу не понравилось это дело. (слайд 4)В наказание за такое суетное и гордое предприятие ин смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». (слайд 5) Вот эти события и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)

    1-й ведущий(слайд 6)В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

    2-й ведущийРоссия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае?

    1-й ведущий(слайды 7-11)Мы можем услышать украинский язык, язык армян, греков, адыгов и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

    (Стихотворение Н.Банко «Родной язык» читает уч-ся ……………………)

    (Конкурсное стихотворение)

    Родной язык

    На свете много стран больших,
    И много малых есть,
    И для народности любой
    Язык свой – это честь.

    Гордиться вправе ты, француз,
    Французским языком.
    Ты говоришь всегда, индус,
    О языке своём.

    Китаец, турок, серб иль чех,
    Датчанин, грек иль финн, -
    Конечно, вам дороже всех
    Родной язык один.

    А ясудьбу благодарю,
    Мне выше счастья нет,
    Что вот по-русски говорю
    Уже тринадцать лет.

    Спокоен, весел и певуч,
    Насмешлив и суров,
    И беспощаден, и могуч,
    И грозен для врагов.

    Суворов одобрял солдат
    На русском языке!
    Бессмертный Пушкин сочинял
    На русском языке!
    Законы Менделеев дал
    На русском языке!
    «Долой царя!» - народ сказал
    На русском языке!

    2-й ведущий(слайд 12)Мой родной язык – русский. Константин Георгиевич Паустовский говорил «Наш язык –наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».

    1-й ведущий(слайд 12)А Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей». Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка», в котором принимают участие представители каждого класса ……. (представление участников конкурса)

    2-й ведущийОценивать участие в конкурсах будет жюри в составе ….. .

    Основная часть

    1-й ведущийНаш родной язык богат пословицами. –Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

    Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

    2-й ведущийПословицы не даром молвятся,

    Без них прожить нельзя!

    Они великие помощницы

    И в жизни новые друзья.

    Порой они нас наставляют,

    Советы мудрые дают,

    Порой чему-то поучают

    И от беды нас берегут.

    1-й ведущий(слайд 13)Объявляется 1-й конкурс «Дополни пословицу»

    Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:

    Век живи - …(век учись).

    Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

    Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

    Землю солнце красит, а человека - …(труд).

    Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).

    Человек без Родины, … (что соловей без песни).

    Поспешишь … (людей насмешишь).

    Язык мой - …(враг мой).

    Семеро одного … (не ждут).

    Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).

    Делу время … (потехе час).

    Друзья познаются в …(беде).

    2-й ведущийВ то время пока участники выполняют задание, объявляется конкурс для зрителей «Вопрос-ответ». За правильные ответы вы будете получать жетоны, и затем мы выявим лучшего знатока русского языка из зрителей.

    • Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что?
    • Сколько падежей в русском языке?
    • Какие вопросы имеет родительный падеж?
    • Какие вопросы имеет винительный падеж?
    • Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др.
    • Из чего состоит наша речь?
    • Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
    • В каком времени может находиться глагол?
    • Какие глаголы относятся к 1-му спр., какие ко 2-му спр.?
    • Назовите местоимения 1 (2,3) лица?

    1-й ведущийПроверим выполненные задания участников.

    2-й ведущий(слайд 14) Предлагаю послушать песню …..….. в исполнении ………

    1-й ведущий(слайд 15)Конкурс «Крылатых выражений»

    Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения- попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

    2-й ведущийРаскроите смысл этих выражений.

    Во весь дух. (быстро)

    Сесть в лужу. (быть обманутым)

    Прикусить язык. (замолчать)

    Знать на зубок. (выучить)

    Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

    В час по чайной ложке. (медленно)

    Водить за нос.(обманывать)

    Зарубить на носу. (запомнить)

    Чесать языком. (болтать)

    Делать из мухи слона. (преувеличивать)

    Белая ворона. (о лишнем человеке)

    За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)

    (Стихотворение Галины Пурга «О родном языке» читает ученица ……….)

    (Конкурсное стихотворение)

    О родном языке

    Уму и сердцу язык твой проводник,

    Без него попадёшь ты в тупик.

    Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,

    Ты без него уже не ты.

    Язык твой как родная мать,

    Которую не унижать нельзя, не оскорблять.

    Его ты должен, друг, благодарить

    За то, что правильно умеешь говорить.

    Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,

    Люби его за то, что он могуч.

    Язык твой – щит, твоё общенье

    Не допусти к нему пренебреженья.

    Не дай повесить родному языку чужой ярлык.

    Наследие твоё – твоя земля и твой язык

    И искажать его невеждам не давай,

    Об этом, ты, дружок не забывай.

    2-й ведущийИгра на внимание. Если я называю имя существительное в ед. ч. Вы хлопаете в ладоши, если во мн.ч. – поднимаете руки вверх и тряёте пальцами. (Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры и т.д.)

    А теперь я называю слово в ед. числе, а вы должны назвать его во мн.ч.

    Цветок - … ,

    железо - … ,

    хлопок - … ,

    глаз - … ,

    озеро - … ,

    зверь - … ,

    молодёжь - … .

    2-й ведущий(слайд 16)Выступает танцевальная группа с танцем «Ивушки»

    1-й ведущийСовременный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов.

    2-й ведущий(Стихотворение Сергея Баруздина «Стихи о человеке и его словах» читает уч-ся ….)

    (Конкурсное стихотворение)

    Стихи о человеке и его словах

    Слова бывают разные,

    Слова бывают всякие,

    Слова бывают ясные,

    Твёрдые и мягкие,

    Слова бывают смелые,

    Упрямые, суровые,

    Но непременно дело

    Стоит за каждым словом.

    Много слов на свете,

    Много дел на свете,

    Если дела нету –

    Слово – это ветер.

    Слово улетает,

    Не поймаешь снова…

    Человек без дела –

    Человек без слова!

    1-й ведущий(слайд 17)Проверим, какой запас слов у наших участников. Объявляется конкурс «Богатый словарный запас»

    Задание: сказать как можно больше прилагательных, описывая предлагаемый вам предмет.

    2-й ведущий(Стихотворение Александра Яшина «Русский язык» читает уч-ся ….)

    (Конкурсное стихотворение)

    Русский язык

    (отрывок)

    Я люблю свой родной язык!

    Он понятен для всех, он певуч,

    Он, как русский народ, многолик,

    Как держава наша, могуч.

    Хочешь – песни, гимны пиши,

    Хочешь выскажи боль души.

    Будто хлеб ржаной, он пахуч,

    Будто плоть земная, живуч.

    Он – язык луны и планеты,

    Наших спутников и ракет,

    В школе, дома и на совете

    Разговаривайте на нём:

    Недвусмысленный и прямой,

    Он подобен правде самой.

    1-й ведущийСлово – это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Но сколько их? На этот вопрос не может утвердительно ответить не один специалист. Богатая разнообразная лексика русского языка собрана в словарях. Словари – это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке.

    Объявляется конкурс «Грамотеев».(слайд 18)

    Участникам предлагается возможность показать свою грамотность. Вы будете работать с орфографическими словарями.

    Вставьте пропущенные буквы.

    • равнина
    • физкультура
    • библиотека
    • колонна
    • расстояние
    • здравствуйте
    • грамота
    • продавец
    • мороженое
    • государство
    • лекарство
    • насекомое
    • электричество
    • велосипед
    • абонемент
    • бюллетень
    • операция
    • территория
    • санаторий
    • пациент
    • абонемент
    • пианино
    • фестиваль
    • образование
    • искусство
    • национальность
    • квитанция
    • авиация
    • правительство
    • колония
    • биография
    • вентиляция
    • катастрофа
    • окрестность
    • диаметр
    • предприятие
    • восстание
    • бухгалтер
    • гарнизон
    • комиссия
    • обязанность

    2-й ведущий Конкурс для зрителей «Весёлые вопросы»

    • Сколько гласных в корне слов: семья, сорока? (2,3)
    • Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)
    • Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)
    • Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)
    • Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)
    • Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)
    • Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)
    • Что произошло 31 февраля? (31 февраля не бывает)
    • За чем во рту язык? (За зубами)
    • Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают)
    • Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)
    • Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки)
    • У кого есть шляпа без головы, а нога без сапог? (У гриба)
    • Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком)
    • Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Буква б)

    1-й ведущий Проверим правильность выполнения задания конкурса «Грамотеев»

    2-й ведущийЗнаете ли вы, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь? Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.

    1-й ведущий Что нужно делать чтобы наша речь была грамотной, вежливой?(слайд 19)

    Заповеди речевого этикета

    1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

    2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

    3. Уважай собеседника, не перебивай его.

    4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

    5. Говори просто, четко, понятно.

    6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

    7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

    2-й ведущий (Стихотворение «В день родного языка» читает ученик ….)

    (Конкурсное стихотворение)

    Вдень родного языка

    Мы станем ценить каждое слово,

    Участь его была не легка,

    Но мы сохраним наследие живое!

    Прадеды наши и наши отцы

    Нам передали красу неземную

    Русского слова из русской души,

    Что задевает всех нас за живое.

    С праздником Вас, весь российский народ

    Мы поздравляем и смело желаем

    Освободиться от бренных забот.

    И пусть страна зацветёт, процветает!

    Итог занятия

    1-й ведущийСлово для подведения итогов конкурса «Знатоки родного языка» (участник конкурса, зритель, чтец) предоставляется жюри.(слайд 20)

    2-й ведущий Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка.

    1-й ведущий Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

    Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.

    Список используемой литературы

    • Давыдова Т.: Дружок: Пословицы, поговорки, крылатые выражения; издательство Стрекоза,2009
    • Клюхина И.В. Пословицы, поговорки и крылатые выражения; издательство ФГОС, 2008
    • Сапожников, В. Золотов:Священой истории Ветхого Завета; Букинистическое издание, 1990
    • Ромашкина Н.Ф. : Внеклассные мероприятия в игровой форме; издательство ГЛОБУС, 2005
    Скачать конспект

    Конспект урока русского языка,

    посвященный Дню русского языка

    10 класс

    Учитель русского языка и литературы

    МАОУ СОШ №38 г. Калининграда

    Войтенко Елена Петровна

    2018 г.

    г. Калининград

    Тема: «Язык-хранитель духовной культуры нации».

    Интегрированный урок развития речи в 10 классе

    (русский язык, литература).

    Цель: воспитание представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
    Задачи:
    1
    . Воспитательные

    Воспитание любви к родному слову, русскому языку как символу государства;

    Воспитание чувства гордости за силу, красоту русского слова как выразителя менталитета русской нации;

    Воспитание бережного отношения к слову.

    2 . Образовательные

    Совершенствование навыка разноаспектного анализа текста;

    Создание собственного художественного текста как эмоционального отклика на поднятую тему.

    3. Развивающие

    Развитие критического мышления учащихся при работе с текстом;

    Развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости к богатству и красоте русского слова;

    Развитие творческих способностей учащихся.

    Методы и технологии, используемые на уроке: - диалоговая технология, полилог;

    Личностно-ориентированное обучение;

    Элементы технологии критического мышления;

    Продуктивно-творческий метод (написание эссе).

    «Сбережение русского языка, литературы и культуры

    - это вопросы национальной безопасности,

    сохранения своей идентичности в глобальном мире»,

    В.В.Путин на съезде Общества русской словесности.

    Структура урока I этап

    Вызов (создание творческой мотивации урока развития речи).

    1.Слово учителя.

    Русский язык! Какая буря чувств, эмоций, мыслей, переживаний нахлынет на каждого из нас при вдумчивом произнесении этого словосочетания! Для многих из нас русский язык - родной язык.

    А ведь родной язык для личности человека – примерно то же, что воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения, и если несвободное дыхание – угроза жизни, то несвободное владение языком – угроза личности. Да, важнейшим средством коммуникации является слово. Без правильной речи нельзя обойтись. Бизнес - это умение говорить убедительно. Политика - это умение убеждать и завоевывать симпатии. И обычные человеческие отношения – дружба, сотрудничество, любовь - насквозь пронизаны словами. Представления человека о мире и своей стране в этом мире отражаются в словоупотреблении: ведь словом всё начинается и в слове же завершается.

    Язык - это основа основ духовной культуры. Это то прекрасное, что нам досталось от наших предков. Язык - это связь времен и народов. Каждый должен любить, уважать и ценить свой язык, к какой бы языковой группе он не находился.

    Уважения к своему языку - это уважение к самому себе, к своей Родине.

    Тема сегодняшнего урока – это один из этапов важного диалога о духовных традициях нашего Отечества, который вы сможете продолжить на уроках литературы, истории, обществознания, иностранного языка.

    2. Осмысление эпиграфа.

    Обратимся к эпиграфу урока. Найдите ключевые слова.

    Составление кластера

    Русский язык

    Сбережение, сохранение

    Национальная безопасность

    Своя идентичность

    Глобальный мир

    Работа в группах (учащиеся используют толковые словари)

    Дайте толкование ключевых слов.

    Обсуждение лексических значений.

    Как вы понимаете главную мысль эпиграфа?

    Сбережение русского языка – это не только сохранение культуры народа, его духовной составляющей, но сохранение нации.

    II этап

    Осмысление

    Приемы:

    Чтение текста

    Разноаспектный анализ

    Работа в парах

    Озаглавливание текста

    Учитель:

    Вот какая историческая ответственность лежит на каждом поколении за передачу языка в сохранности и чистоте, а значит, эта же ответственность лежит на каждом человеке. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский указывал, что родной язык – это лучший выразитель духовных свойств народа.

    1.Чтение и осмысление текста.

    «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,- народа нет более!» (К.Д. Ушинский "Родное слово").

    Вопросы и задания:

      Почитайте текст про себя, озаглавьте.

      Прочитайте текст выразительно вслух.

      О чем этот текст? Какова его тема?

      Как он доказывает свою точку зрения? Какие аргументы приводит?

      Какой вывод делает?

      Какие средства художественной выразительности помогают автору убедительно изложить свою позицию?

    2. Размышление о прочитанном (создание собственного текста).

    Разделяете ли вы точку зрения автора? Письменно ответьте на вопрос.

    3. Решение лингвокультурологической задачи.

    Учитель. Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры 24 мая. В 863 году они создали азбуку для обращенных в христианство славянских народов, с этого времени ведет свое начало славянская письменность, книжность. Нужно помнить, что у каждого слова есть свой исторический корень, свой глубинный духовный смысл.

    Задание: напишите свои ассоциации со словом благодарность.

    (проверяем записи).

    Предлагаю изучить, что означает слово «благодарность». Когда и как оно появилось в языке?

    Чтобы понять значение слова «благодарность», обратимся к материалам этимологических, толковых, словообразовательных словарей, к трудам философов и публицистов. В работе используем материалы следующих источников: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Этимологический словарь» М. Фасмера, «Этимологический словарь» Н.М.Шанского, «Этимологический словарь русского языка» А.В.Семенова, «Этимологический словарь русского языка» И.А.Крылова, «Толковый словарь» В.И. Даля и др.

    Работа в группах: с раздаточным материалом.

    Группа № 1.Лексикография слова.

    1.Толковый словарь В. И. Даля:

    Благодарствовать или благодарить кого, на чем, за что, дарить словом или делом, или желать кому благ, добра; изъявлять благодарность, признательность; объявлять себя должником за услугу, признавать одолжение; спасибить кому- то, говорить спасибо. Не гостям хозяина, а хозяину гостей благодарить. Благодарение – действие благодарящего, изъявление спасибо, признательности; благодарность - чувство признательности, желание воздать кому за одолжение, услугу, благодеяние; самое исполнение этого на деле. Благо дарительный или благодарственный - способный. Благодать – дары Духа Святого; помощь, ниспослания свыше, к исполнению воли Божьей; милость, благодеяние, благотворение, помощь, преимущество, выгода, обилие, избыток, довольство.

    2.Толковый словарь С.И. Ожегова :

    БЛАГОДАРНОСТЬ - Чувство признательности к кому-н. за оказанное добро, внимание, услугу. Принять с благодарностью что-н. Принести б. кому-н. Сделать что-н. в знак благодарности или в б. за что-н. 2. только мн. Слова, выражающие эти чувства (разг.). Рассыпаться в благодарностях. 4. Официальное действий. Объявить б. в приказе. Получить Б. от дирекции.

    3.Толковый словарь Д.Н. Ушакова:

    Благодарность – 1) чувство признательности за оказанное добро. 2) выражение этого чувства. Рассыпаться в благодарностях. 3) взятка.

    Вывод: общим в толковании слова «благодарность» в толковых словарях Д.Н. Ушакова, В.И. Даля и С.И. Ожегова является то, что благодарность толкуется как чувство или его выражение. Но в словаре Д.Н. Ушакова также упоминается значение благодарности как взятки, а в словаре С.И. Ожегова как официальное действие.

    Группа №2 .Этимология слова.

    1.Этимологический словарь русского языка И.А. Крылова:

    Заимствование из старославянского, где существительное благо ("добро, счастье") возникло на основе прилагательного среднего рода благо – "хорошо". Исконно русская форма этого слова сохранилась лишь в названии города Бологое между Москвой и Санкт-Петербургом.

    2. :

    благо

    Древнерусское – болото.

    Старославянское – благо.

    Общеславянское – bolgo (благо).

    Слово «благо» в значении «добро, польза» известно с древнерусской эпохи (XI–XII вв.).

    В полногласной форме «болого» оно заимствовано из церковнославянского, где употреблялась близкаясовременной форма «благо».

    Слово восходит к общеславянскому субстантивированному прилагательному среднего рода bolgo от bolgъ (-а, -о) – «благой, добрый, хороший».

    Родственными являются:

    Украинское – благо.

    Чешское – blaho.

    Производные: благотворный, благотворительный, благополучие, благодетельствовать, благодетель, благодать, благородный, облагородить.

    3.Этимологический словарь А. Ситниковой:.

    БЛАГО.

    Из ст.-сл. яз. Ст.-сл. благо - «добро, счастье» возникло на основе прилаг. ср. р. благо - «хорошо» в результате морфолого-синтаксического способа словообразования.

    Это слово, как и многие слова с первой частью благо (благодать, благоденствие, благодетель, благодушие и др.), пришло из старославянского языка, в котором было калькой греческого слова со значением частей «благо, хорошо» и «давать, преподносить».

    Благодарить, благодарность, благодарение, признательность .

    4.Этимологический словарь М. Фасмера :

    благо благо́й –цер. слав. заимств. вместо исконнорусск. *бологъ; см. болого.

    Весьма употребительно благо- в словосложениях как соответствие греч. εὑ-напр.: благочести́вый εὑσεβής, благонра́вный εὑήθης, благоро́дныйεὑγενής и т. д .

    5.Этимологический словарь Н.М.Шанского:

    Благодаря. Икон. Возникло из деепричастия благодаря - от благодарить, заимств. из ст.-сл. яз., словообразовательной кальки греч. eucharisteīn (eu «благо, хорошо», charisteīn «давать, преподносить») .

    Вывод: сравнение словарных статей различных этимологических словарей о слове «благодарю» позволяет сделать вывод, что все авторы этимологических словарей считают: слово «благодарю» происходит от старославянского «благо», которое пришло из древнегреческого языка.

    Группа №3. Толкование слова в иных словарях и энциклопедиях.

    1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры:

    БЛАГОДАРНОСТЬ отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

    2. ЛетяговаТ.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь:

    Благодарность эмоционально-чувственное состояние признательности, высокой оценки значимости чьих-то деяний, отношений. Выражается как любовь, уважение к человеку или коллективу организации, как готовность сделать ответное благо.

    3. Бим-Бад Б. М. Педагогический терминологический словарь:

    Благодарность – чувство одобрения или любви к другому человеку за оказанное им благодеяние. Как моральное чувство и обязанность Б. восходит к древнейшим отношениям церемониального обмена дарами, а также к отношениям взаимности услуг. В истории мысли немало моралистов усматривали в б. основополагающее проявление добро деятельности человека. Изначально б. понималась как ответ услугой на услугу, как взаимность, характеризующая корыстные отношения (Аристотель, Сенека, И. Кант. объясняют Б. как особого рода дарения, а именно, бескорыстное, добровольное, ценное само по себе, осмысляется постепенно. В античности б. понималась как добродетель. Христианство понимает б. скорее, как обязанность.

    Вывод: вышеуказанные словари рассматривают благодарность как моральное качество человека, характеризующееся признательностью и готовностью ответить взаимным действием.

    Группа №4. Толкование слова в Библии.

    «Благодарить, благодарность, благодарение, признательность…Как глагол, так и существительное в Ветхом Завете представлено словом «yadhah» , а в Новом Завете - греческим словом «euchariste» . Причем слово «eucharisteo» - обычно в греческом языке используется в прямом значении «благодарить», тогда как слово «yadhah» является одним из синонимов таких понятий, как «прославлять», «хвалить», «благословлять». Поэтому в Ветхом Завете это слово часто переводится как хвала, прославление, воспевание, славословие, восхваление.

    В Новом завете Благодарность Богу - это похвала и прославление нашего Творца за то, Кем Он является, и за Его великие дела». Это Благодарность Богу за его жертву ради спасения человека. А по словам Архимандрита Саввы (Мажуко): «Праздник Пасхи - это праздник благодарности , ведь именно благодарность лежит в основании христианства».

    Ветхий Завет

    Новый Завет

    Благодарность

    «yadhah»

    Благодарить

    «eucharistein»

    Благодарить

    Перевод

    То же, что

    «прославлять», «хвалить», «благословлять»

    «благодарить»

    Значение

    хвала, прославление, воспевание Бога

    благодарность Богу за его жертву ради спасения человека

    Вывод: слово «благодарю» происходит от старославянского «благо», которое пришло из древнегреческого языка. - общеславянское слово со значением «добро», глагол дарить , как и существительное , тоже являются общеславянскими. Любопытно вот что: образовано слово благодарить точно так же, как и греческое слово eucharistein с тем же значением ею по-гречески «благо», charistein - «давать», «подносить». В данном случае русский язык заимствовал не само слово, а способ его образования. Этот способ называется калькой. Евхаристия , согласно христианскому вероучению, - таинство в котором под видом хлеба и вина христиане приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа. Это Таинство составляет основу главного христианского богослужения, Божественной литургии . В связи с этим можно говорить об огромном значении этой нравственной категории для мировоззрения русского человека – носителя христианской, а именно православной культуры.

    Учитель. Как видим, постижение тайны слова открывает его глубину и истинный смысл. В каждом русском слове есть душа. Владимир Иванович Даль писал: « С языком шутить нельзя: словесная речь человека-это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью».

    Русский язык-это наше национальное достояние. Наша задача - передать эту драгоценность последующим поколениям в красоте, богатстве и чистоте. О высоком предназначении слова писал Иван Бунин. Выразительное чтение стихотворения «Слово»:

    Молчат гробницы, мумии и кости,

    Лишь слову жизнь дана:

    Из древней тьмы, на мировом погосте,

    Звучат лишь письмена.

    И нет у нас иного достоянья!

    Умейте же беречь

    Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

    Наш дар бессмертный - речь.

    Рефлексия

    Создание творческих работ.

      Творческая работа : Вспомните тему урока, смысл эпиграфа и закончите предложение «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о.....». (К.Г. Паустовский).

      Чтение творческих работ. Сравнение с первоисточником.

    «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности ) ». (К.Г. Паустовский).

    Заключение

    Учитель

    Что нового вы узнали о русском языке сегодня на уроке?

    Что вы узнали нового о себе после сегодняшнего урока?

    Завершить наш урок я предлагаю словами Михаила Александровича Шолохова: «Родное слово, познанное и постигнутое в детстве, питает душу поэзией, рождённой историей, культурой, традициями народа, пробуждает в человеке истоки национальной гордости. Родной язык - хранилище духовных ценностей. Человек, отказывающий от родного языка, оторван от корней предков, он не может быть патриотом своей малой родины. Любой язык является одним из основных условии единства и успешного развития нации. В данном случае русский язык - величайшая сокровищница национальной духовной культуры русского народа, хранилище его духовно-нравственных представлений и идеалов. Языковое образование обеспечивает приобщение человека к духовному наследию предшествующих поколений и является основой формирования этнического и гражданского самосознания личности».

    Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания М.А. Шолохова.



    Последние материалы сайта