Почему стародум уехал в сибирь. Сочинение на тему: Жизнь Стародума в комедии Недоросль, Фонвизин. Разоблачение злых намерений

21.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Комедия «Недоросль» - известная пьеса Дениса Ивановича Фонвизина, она ставилась на сцене достаточно долго, примечательна тем, что является первой комедией с социально-политическим содержанием. В пьесе описаны представители различных социальных слоев, от слуг, до дворян и государственных мужей, в произведении можно оценить саму тематику, юмор, интересные диалоги и ярких отрицательных персонажей.

Стародума можно отнести к основным персонажам, уже по фамилии понятно, что его характер соответствует старой эпохе. Герой убежден, что воспитание идет от сердца и души, поэтому остается собой вне зависимости от проблем. Стародум присутствует не с начала пьесы, но именно с его помощью Софья избавляется от тирании «новых» дворян.

Характеристика героя

Стародум является мужчиной в возрасте 60 лет, он офицер в отставке, успел побыть участником военных действий, послужить при императорском дворе. Он имеет свое состояние, но нажил его своим трудом, прожив определенное время в Сибири. Он утверждает, что нажил доход без воровства и обманных действий.

Среди положительных качеств Стародума можно выделить следующее:

  • обладает острым умом;
  • искренность, любит говорить обо всем прямо;
  • понимает людей, старается избегать неприятных личностей;
  • оценивает не по чину;
  • сдержанный, не следует первому порыву;
  • отзывчивый, он переживает о других людях.

Среди отрицательных черт можно выделить:

  • малообразованность, при этом Стародум достаточно умен и сообразителен;
  • простоватость, не умеет изворачиваться.

Стародум ведет себя так, как научил его отец, а именно в духе старой эпохи, он получил достаточное для старых времен образование, но умеет уловить главное в людях. Он положительно настроен по отношению к воспитаннице, хочет ее счастья, потому отыщет ей подходящего жениха, и даже оставит нажитые средства как наследство. Стародум является горячим защитником просвещения, человечности, он оценивает людей по делам, не обращая внимания на остальные нюансы. Он сетует на произвол по отношению к крестьянам и считает защиту родины важнейшей для дворянина задачей.

Психологические особенности

Из Петровской эпохи Стародум вынес свои приоритеты: мудрость, следование традициям, он мудр, и накапливает полученный опыт. При этом персонаж просвещенный и передовой. Большую важность герой придает нравственной стороне личностей, а также благонравию. Он считает, что если человек сам по себе развращен, то наука и обучение сделают его еще более злым и опасным. Стародум не переносит дикости, костности, бесчеловечности и дурного нрава в других.

Образ героя в произведении

Стародум является положительным персонажем, он обладает чертами, которые воспитал в себе сам. Стародум добропорядочен, ценит справедливость, любит консервативность. Его основное назначение в спасении Софьи, которая проживает у Простаковых, он оставляет ей наследство, и это приводит к желанию госпожи Простаковой сосватать девушку за сына Митрофана.

После приезда Стародума, дальняя родственница всеми силами старается подобраться к деньгам, она даже доходит до крайностей, пытаясь обручить Митрофана и Софью. На удачу, этой затее мешает Милон, этого офицера любит Софья. В развязке им втроем удается благополучно уехать из поместья Простаковых.

Что показывает Стародум читателям?

Стародум показывает нам практически идеальный образ, на его примере автор показал, как должен вести себя настоящий дворянин. Герой отличается честностью, он не просто благороден по происхождению, он считает, что благородными должны быть поступки. Стародум считает, что бесчестье не заниматься делами и не помогать отечеству. Ему многое не нравится в последствиях указа о вольности дворянства и жестокое обращение с крепостными ему претит. Стародум позволяет задуматься о несправедливости по отношению к зависящим от нас людям, и показывает, какая стратегия поведения является верной.

В первую очередь, надо понимать, что комедия «Недоросль» - яркий пример пьесы эпохи классицизма, и все персонажи в ней имеют однозначный положительный или отрицательный характер. Кроме того, все действующие лица имеют говорящие фамилии, лишь только прочитав которые, читатель начинает формировать свое мнение и понимание героев.

Вконтакте

Характеристика Стародума в комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина

Образ Стародума в комедии «Недоросль» - один из самых сильных и однозначных. На фоне этого героя, другие персонажи комедии, особенно отрицательные, раскрываются особенно ярко, в полной мере являя свои неприглядные и без того черты характера. Без сомнения, Стародум - одна из ключевых фигур всего произведения, и жизненные принципы Стародум актуальны и заслуживают уважения и в наши дни.

В комедии Фонвизина описаны не просто события, касающиеся одной семьи, на ее примере описан весь быт и нравы дворянства и помещичий быт в основной массе. Безусловно, дядя Софьи - один из главных персонажей в пьесе, кроме того, он резонер - то есть, его устами говорит с нами автор, доносит ту мораль, которую он вкладывает в свой труд.

Характеристика и образ Стародума

Биография и воспитание Стародума

Из всех вышеприведенных пунктов можно сложить достаточно цельный образ героя - прямолинейный и честный человек преклонных лет, который честь и достоинство ставит превыше всего, а чужие стремления нажиться за чужой счет, грубость и скотство, вызывают у него горячее неприятие. Его прямодушие и искренность , окружающие зачастую принимают за грубость, резкость. Никогда в своих делах, мыслях и словах, герой не шел против себя - если он чувствовал неприятие, он никогда не соглашался с этим, и не мирился.

Если говорить об афоризмах этого персонажа , из текста пьесы их можно выделить десяток, если не сотню. Однако, самым главным, и по признанию Стародума, и по утверждению Правдина, является следующий:

«…У меня правило - в первом движении ничего не начинать…»

>Сочинения по произведению Недоросль

Жизнь Стародума

Его действия не настолько важны, сколько его речи и наставления. Он олицетворяет своеобразную исповедь, наставление и нравственную заповедь для будущих поколений. Он предупреждает людей о развивающемся злонравии в обществе, пытаясь остановить этот процесс. Стародум главной героине Софье приходится дядей. Он живет по принципам «старой» эпохи, эпохи Петра I. Герой всегда повторяет, что на первом месте у человека должны быть сердце и душа.

Воспитание достойного дворянина, по мнению Стародума, это дело государства. Герою шестьдесят лет и он уже отставной служащий. Для своей племянницы ему ничего не жаль, поэтому он решил оставить ей нажитое с трудом состояние. Для того чтобы устроить счастье Софьи он готов на многое. Будучи человеком проницательным, он сам ей находит жениха и не ошибается с выбором, так как Милон и без того давно нравится девушке. К Простаковым он относится отрицательно, так как видит их насквозь.

Во многом именно благодаря Стародуму в конце произведения все складывается благополучно. Наделенные от природы добрым сердцем персонажи получают добро, а злые персонажи пожинают плоды злонравия. По натуре Стародум, прежде всего, глубокий патриот. Он воспитан на петровской дисциплине и уважает волю государства. Сам он является представителем дворянства, но резко выступает против тех, кто ведет нечестный образ жизни.

Он уважает науку, но считает, что без такого качества как благонравие, даже самый умный человек обречен на страдание. Главный его девиз: «Имей сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время». В речах Стародума целая череда мудрых взглядов. Несмотря на то, что все добрые персонажи комедии обрисованы немного бледнее тех, кто символизирует зло, автор дает понять, что в них содержится серьезность и мудрость. Такие персонажи как Простаковы и

Говорит, главным образом, устами Стародума. Из всех героев пьесы тот, видимо, особенно симпатичен автору. Стародум выделяется среди других резонеров более простым и естественным языком. Называя дядюшку Софьи Стародумом, Фонвизин хотел показать, что образ его мыслей относится не к современной ему екатерининской эпохе, а к старому петровскому веку . На самом деле, хотя Стародум и не одобряет многого в современном ему обществе, но отчасти сходится во взглядах и мнениях с самой Екатериной и с некоторыми современными философами.

Герои «Недоросля» Фонвизина

«Честный человек», говорит Стародум», «должен быть совершенно честный человек», т. е., – должен обладать зараз всеми достоинствами. Замечательно его понимание значения и смысла дворянства. Обычно слово «дворянин» понимается в смысле – человек благородного происхождения. Стародум считает, что настоящий дворянин – тот, у кого мысли и поступки благородны, – «дворянин, недостойный быть дворянином, – подлее его ничего на свете не знаю!» восклицает он. Обязанность дворянина, прежде всего – служить, не для того, чтобы получать чины и награды, а потому, что «бесчестье – не делать ничего, когда есть столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить!» Это – понятие, внушенное дворянам Петром Великим.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Стародум, конечно, не одобрял «Указа о вольности дворянства» Петра III , тем более, что видел пример таких дворян, как Скотинин и Простакова , понимавших дворянскую вольность, как право безнаказанно предаваться произволу и жестоко обращаться со своими крестьянами. Фонвизин, устами Стародума, высказывает свои взгляды на обязанности царя, на вред придворной лести и вообще на придворную жизнь; говорит о семейной жизни, о супружеских отношениях и о воспитании детей; в этом последнем вопросе заметно влияние Руссо , взгляды императрицы Екатерины II. Стародум ставит воспитание сердца, «добронравие», выше ума, умственного развития.

Несколько лет после того, как была написана комедия «Недоросль», Фонвизин хотел издать журнал под названием «Стародум, или друг честных людей». В статьях, написанных для этого журнала, Фонвизин обличает те же общественные недостатки, которые изображаются в его комедиях. Тон его сатиры становится все более резким и беспощадным. Это не понравилось императрице Екатерине, которая считала, что сатира должна быть «в улыбательном роде». Кроме того, в некоторых статьях автор прямо осмеивает двор Екатерины и критикует некоторые взгляды и мнения самой императрицы. Все это повело к тому, что Екатерина запретила издание журнала.

Персонаж комедии «Недоросль» . Богатый дядюшка Софьи, честной, доброй и образованной девушки, на которой госпожа Простакова мечтает женить собственного сына, недоросля . Причина этому - богатство Стародума, которое Простакова желает присвоить.

История создания

Первые рукописи пьесы датируются 70-ыми годами XVIII века. Фонвизин долго работал над «Недорослем» и сделал первый набросок задолго до того, как пьеса была впервые поставлена на сцене. Во время работы автор привлекал к делу массу разнородных материалов - статьи из сатирических журналов, произведения современных Фонвизину авторов, российских и иностранных, и даже материалы комедий, которые писала императрица . Окончательный вариант пьесы появился в 1781 году.

На следующий год состоялась первая постановка пьесы. Автору пришлось постараться, чтобы постановка стала возможна, потому что цензура не желала пропускать пьесу. В конце концов императрица Екатерина Вторая лично дала разрешение на постановку. Фонвизин сам подобрал актеров и выступил как режиссер. Спектакль прошел на Царицыном лугу в Вольном российском театре. Роль Стародума на премьере исполнил актер Иван Дмитриевский. Первая публикация пьесы на бумаге состоялась в 1783 году.

«Недоросль»


Персонажи комедии "Недоросль"

Стародум - дворянин шестидесяти лет, в прошлом состоял на военной службе. Герой считает, что только армия делает молодых людей достойными дворянского звания, которое досталось тем по происхождению, а не из-за личных качеств. В молодые годы герой воевал и был ранен, из-за чего лежал в тяжкой болезни. Потом героя взяли к императорскому двору.

Обширное состояние Стародума было заработано им самостоятельно. Стародум по собственному желанию уехал в Сибирь, прожил там несколько лет и нажил состояние исключительно собственными трудами, оставаясь при этом честным человеком. Сибирь герой выбрал, поскольку там можно было обзавестись деньгами честным путем - не унижая собственного достоинства, не выслуживаясь перед начальством и не воруя. Разбогатев, герой уехал в Москву.

Стародум - умный человек, который способен найти выход из затруднительного положения. Герой носит очки и читает книги, притом, что образование Стародума далеко от идеала. Отец старался дать герою наилучшее воспитание, однако, как говорит сам Стародум, во времена его молодости «к научению мало было способов», то есть система образования оставляла желать лучшего.


Собственное состояние герой завещал племяннице Софье - единственной родственнице, к которой Стародум привязан. Для героя важно, чтобы избранник Софьи был достойным человеком. При этом Стародума не смущает бедность офицера Милона - возлюбленного и будущего мужа Софьи, потому что богатство героя достаточно велико, чтобы обеспечить семью племянницы. Стародум учит Софью собственному мировоззрению.

Стародум - пример того, насколько удачно может сложиться судьба честного и мудрого человека.

Цитаты

«Я согласен назвать счастливым знатного и богатого. Да сперва согласимся, кто знатен и кто богат. У меня мой расчет. Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества».
«Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

О добродетели:

«Добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может».

О крепостном праве:

«Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

О воспитании молодого дворянина:

«Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище».

«Правдин. Но те достойные люди, которые у двора служат государству...
Стародум. О! те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних».
«Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».
«Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...
Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания».

Или говорит об эпохе Петра Великого, которую считает образцом, в отличие от современного герою екатерининского общества с его продажными и льстивыми вельможами:

«Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного».


Последние материалы сайта