Сила и слабость базаровскго нигилизма. В чем заключается сила и слабость базаровского нигилизма? (ЕГЭ по литературе) Сила и слабость мировозрения базарова

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Роман «Отцы и дети» был напечатан в начале 1862 года в журнале «Русский вестник». Действие романа относится к 1859 году, кануну крестьянской реформы. К этому времени дворянство уже изжило себя как политическая сила. О себе заявили новые силы - демократы-разночинцы. Их позицию отличало резкое неприятие взглядов либерального дворянства.

В романе отражен не только конфликт двух поколений, двух политических сил, но и сложное противоречие этой борьбы. Чтобы показать силу и слабость нигилизма Базарова, нужно рассмотреть позицию

Его главного оппонента - Павла Петровича Кирсанова.

Особый интерес для меня представляется спор, который ведется двумя противниками.

Павел Петрович Кирсанов - сын боевого генерала 1812 года - формировался в эпоху правительственной реакции. Отсюда - идеализм, культ чувства. Тургенев проводит своего героя через испытание любовью. Встреча на балу с княгиней Р. изменяет всю жизнь Кирсанова, «загадочный взгляд» молодой женщины проникает в самое сердце. Однако безответная любовь окончательно выбивает Павла Петровича из жизненной колеи, а известие о смерти княгини Р. заставляет героя отказаться от «суеты»

И поселиться в Марьине.

Базаров с раннего детства жил и воспитывался в условиях, далеких от тех, в которых рос Павел Петрович. Как мы видим, его воспитание послужило в дальнейшем прочным фундаментом для развития в нем нигилистических идей и взглядов. О демократизме Базарова говорят его речь, внешность, умение общаться с людьми разных классов. Он - петербургский студент-медик, будущий врач, изучающий естественные науки. Он знает и медицину, и физику, и химию, и ботанику, и зоологию. Базаров - человек глубокого ума. Истинный практик, он не признавал авторитетов, ценности человеческих чувств. Он резко отзывается о людях, проявляет нетерпимость к их мнению. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, не любят свой народ.

Автор открыто противопоставляет не только внутренние, но и внешние черты героев. Каждый из них идет своей дорогой и верит в свои идеалы. Мне кажется, что образ Базарова и создавался автором так, что каждое качество Евгения является полной противоположностью характеристики Павла Петровича.

В спорах между Базаровым и Кирсановым затронуты все основные вопросы современности: дальнейшие пути развития общества, страны, значение науки, искусства, проблемы народа. В этих вопросах взгляды революционных демократов и либералов расходятся.

Если Павел Петрович - идеалист, то Базаров - материалист, атеист. У Павла Петровича чувства руководят его поступками, образом мыслей; Базаров же просто отказывается верить в чувства, в любовь, например. Зато когда любовь приходит к нему, он раскрывается до конца в своем чувстве к Одинцовой. То, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом. Он смог увидеть ее ум, широту кругозора, оригинальность взглядов на жизнь. Он смог признаться, в первую очередь самому себе, в том, что любит женщину. А ведь, наверное, трудно отказаться от того, во что столько времени верил.

Базаров утверждает, что не любит и не понимает красоты природы, хотя сам внутренне любуется ею. Отрицая все старое, Базаров не может ничего определенного сказать о том, каким он видит будущее.

Таким образом, не все до конца сформировано и осмыслено в его позициях. Налицо противоречие своим же взглядам. Здесь Тургенев объективно показывает слабую сторону нигилизма: человек вроде Базарова с подобными взглядами на жизнь весьма уязвим в своей позиции не только в споре, но, главное, в жизни.

Павел Петрович одобряет существующий в России порядок, который позволяет ему жить ничего не делая. Он говорит о своей любви к народу, но народа он не знает и ошибочно полагает, что крестьяне вполне удовлетворены своей жизнью. Кирсанов упрекает Базарова в том, что тот презирает не народ, а то состояние, которым угнетены люди. Павел Петрович преклоняется перед всем иностранным, он читает только старые английские книги, его речь насыщена французскими, немецкими, английскими фразами. А свой родной язык он искажает, считая это признаком аристократизма. Базарова раздражает обилие иностранных выражений, которыми злоупотребляет Павел Петрович.

Их нравственные позиции в корне различны. Я думаю, что Павел Петрович не верит в возможность переделать жизнь, хотя и готов вынести удары судьбы и сохранить достоинство. Базаров же, наоборот, верит в возможности человека, он готов изменить мир во что бы то ни стало.

Явный контраст наблюдается и при описании автором внешности героев. Очень продуманно соотнесены детали портретов: смена костюмов в течение суток - и пренебрежение к «одежонке»; аристократическая прекрасная рука - и красная рука без перчаток; изящество, стройность и «стремление вверх» - и ленивые спокойные движения; красота лица и глаз - и длинное худое лицо.

Итак, две противоположности, представители разных поколений и классов общества. К чему они пришли в итоге?

Павел Петрович продолжает жить той же жизнью. Хотя после его знакомства с Евгением что-то в нем самом изменилось. Например, он посоветовал своему брату жениться на Фенечке. Из ярого защитника аристократических принципов он превратился в пассивного наблюдателя.

Базаров умирает совсем молодым. Его смерть, на мой взгляд, совсем не случайна, как может показаться читателю. Мне кажется, Тургенев прощается со своим героем потому, что время Базарова еще не пришло. Его собственные позиции были еще не так устойчивы, да и время не подготовило той почвы, где благодатно могли бы развиться стремления к новой жизни. Программа Базарова имела существенный недостаток: отвергая действительно заслуживающее отрицания, Базаров замахнулся и на вечные ценности. В этом, безусловно, проявляется слабость его нигилизма.

Но в конечном итоге, спор двух поколений нельзя решить однозначно. Ясно одно: связь между поколениями чрезвычайно важна, а взаимоотношения, на мой взгляд, должны строиться прежде всего на уважении к человеческой личности.

Десятая глава романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» играет роль промежуточной кульминации столкновения отцов (в лице Павла Петровича Кирсанова) и детей (Евгений Базаров). На самом деле, в этом остром споре заключена завязка созревающего в душе Базарова внутреннего конфликта, который приведёт его к гибели.

Возникновение непримиримой вражды между старшим Кирсановым и учителем Аркадия – Евгением Базаровым – происходило постепенно, но зерно заложено ещё при первой встрече. В тот самый момент, когда Павел Петрович не подал свою «красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом» Базарову, рука которого была красная, по-видимому, от того, что перчаток последний не носил, и за ногтями не следил. Две недели жизни в Марьине только углубили этот едва наметившийся конфликт. Базаров с небрежностью критикует отца и дядю Аркадия, не учитывая возможных чувств у молодого человека по отношению к его родным. Про Николая Петровича он говорит, что его песенка спета, он человек отставной. А Павел Петрович, по его мнению, щеголеват, и вообще, оба брата – старенькие романтики, развившие в себе нервную систему до раздражения.

Поединок разгорелся за вечерним чаем. Столкновение происходило по нескольким направлениям. Сначала речь зашла об аристократии, сторонником которой является Павел Петрович. По его мнению, без аристократии нет никакого прочного основания общественному зданию. Он гордится тем, что находясь в глуши, уважает в себе человека. Базаров возражает вполне резонно: «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки». Он считает, что аристократизм, либерализм, прогресс, принципы – бесполезные слова. Удивительно, но предметом внезапной и страстной любви нигилиста скоро станет именно аристократка.

Далее спор переключается на русского мужика. Павел Петрович возвышенно говорит, что народ свято чтит предания, что он не может жить без веры. На этом, собственно, все взаимоотношения старшего Кирсанова с народом заканчиваются (не считая пепельницы в виде лаптя на столе в эпилоге). Базаров тоже громогласно утверждает, что его дед землю пахал, но почему-то презирает мужика, может, потому, что тот готов сам себя обокрасть, чтобы дурмана в кабаке напиться.

Волна негодования постепенно нарастает в сознании аристократа. И Павел Петрович впервые произносит не совсем уважительные слова в адрес молодёжи: «Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление». После этих слов Аркадий нахмурился и отвернулся. Базаров произносит уже слишком дерзкое: «Рафаэль гроша медного не стоит». Здесь аристократическая гордость изменила Кирсанову, и он косвенно обозвал Базарова «болваном».

На первый взгляд Базаров победил в споре с Кирсановым. Действительно, он сохранил ясность мысли, не оскорбил своего оппонента, был, кажется, убедительным. Но жизнь вскоре расставит всё по своим местам. Природа станет стимулятором того чувства, которое он испытает по отношению к Одинцовой. Звуки музыки взбудоражат его до крайней степени возбуждения. На романтические высказывания отца Евгений не сможет возразить: любовь и уважение к родному человеку станут причиной его толерантности. А перед смертью он сам превратится в романтика и разрешит матушке провести все церковные обряды, хотя не верит в Бога и считает себя атеистом. Более того, находящийся рядом с ним ученик Аркадий видит все изменения в своём учителе и постепенно осознаёт, что его друг не лишён чувств, душевных переживаний, смятений, а главное, в нём зреет отрицание собственных нравственных принципов, хотя он их, вроде бы, не имеет, потому что принципы – пустые слова! А ведь судьба подавала Базарову сигналы, но верящий исключительно в материальное, он эти символы не воспринимает. И история о любви Кирсанова, и дуэль с ним, и непонимание с мужиками, и пустота и пошлость «учеников» нигилиста – прошли мимо него. Он не извлёк из этих намёков никаких выводов. Самоломанность Евгения стала для него очевидна. Лишь в смерти раскрылся этот мужественный и достойный уважения человек.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо - Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет. Слово «нигилист» происходит от латинского слова «nugul», то есть «ничто», отрицание. Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист -это «человек, относящийся ко всему с критической точки зрения», а его дядя Павел Петрович считает, что это «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру». А какой смысл вкладывает в это определение сам Базаров?

Главное в его жизни - изучение естественных наук. Он выбрал для себя профессию врача, поэтому даже пребывая в доме Кирсановых он постоянно проводит различные опыты. Базаров - настоящий материалист, к тому же он отрицает искусство, утверждая, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Он отрицает живопись, музыку, поэзию красоту природы - все, что связано с духовным миром человека. Даже такое, как кажется, никому не чуждое высокое проявление человеческого чувства как любовь Базаров старается объяснить лишь с физиологической точки зрения. Однако, даже самому Базарову не удается быть последовательным в собственных принципах. Он сам оказывается безнадежно запутавшимся в сетях любви, которую отрицал.

И в то же время герой Тургенева - человек умный, сильный, самоуверенный, не способный притворяться и лицемерить. Он готов вступать в жаркие споры с кем бы то ни было, отстаивая свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость и неравенство, царящее в обществе, он понимает, что крепостное право в России изжило себя, и изменения просто необходимы. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением отзывается об аристократическом лоске Павла Петровича, и на равных общается с крепостными крестьянами, считая себя самого выходцем из народа. Базаров не только не стесняется того, что его родители были небогатыми дворянами, а его "дед землю копал", напротив, он с нескрываемой гордостью говорит об этом.

Идеологическим оппонентом Базарова в романе становится Павел Петрович. Он не преемлет нигилистическую точку зрения и не понимает её, вступая в спор с Базаровым. Эта полемика достигает своего апогея в тот момент, когда на вопрос п.п. неужели Базаров отрицает всё, последний сознательно отвечает: "Все", понимая что под этим словом имел в виду п.п. Религия, политический и социальный строй, общепринятая мораль... Возможно, цели Базарова, цели преобразования, изменения достойны признания их рациональности, однако можно придти разными путями к одному итогу, Базаров выбрал путь отрицания, путь более разрушения, чем созидания, хотя конечной целью он все же считает создание чего-то нового, к чему следует, по его убеждению, стремиться.

Нигилизм Базарова, проявляясь в различных сферах жизни может нести как положительные идеи,

направленные на улучшение, созидание, так и отрицательные, разрушительные. Поэтому, можно сказать, что нигилизм Базарова имеет свои сильные и слабые стороны.


И.С. Тургенев – великий русский писатель, апогеем творчества которого, на мой взгляд, является роман «Отцы и дети». Произведение Тургенева было написано накануне отмены крепостного права, когда общество переживало не самые простые времена. Раскол в обществе отразился и на отношении двух поколений: «отцов» и «детей».

Данная проблема актуальна и по сей день, поэтому роман Тургенева имеет огромную ценность для современного читателя. Но самое главное – раскрытие нового, абсолютно неизвестного читателю движения под названием «нигилизм», то есть отрицание всего. Через образ Базарова Тургенев показывает все положительные и отрицательные стороны данной теории. Давайте же посмотрим, какие аргументы Тургенев приводит в защиту нигилизма, и какие доказательства преподносит в качестве опровержения теории, обратившись к произведению.

Безусловно, главным «плюсом» теории нигилизма является то, что Базаров увлечен естественными науками. Он естествоиспытатель. Значит, Евгений Базаров деятельный человек. Ведь как человек может познавать мир, если при этом он ничего не будет делать? Базаров ловил лягушек и препарировал их, чтобы узнать их внутреннее строение – новые познания в биологии. К тому же, Евгений пошел по стопам отца и поступил в университет на врача. Эти факты говорят о том, что Базаров и нигилисты в целом люди упорные, образованные, активные.

Но, у теории Базарова есть и минусы. Тургенев не просто так знакомит Базарова с Одинцовой. Цель автора – показать трещины в нигилистической теории. При первой встрече Евгения и Анны, Базаров начинает смущаться, краснеть, т.е проявлять какие-то чувства. Он пытается заглушить любовь, скрываясь за «ширмой» язвительного, грубого отношения к Одинцовой. Но, увы, ему не удается этого сделать, он начинает видеть в себе романтика. Но как же его нигилистические убеждения? Базаров видит нежизнеспособность своей теории, поэтому в конце произведения мы видим Базарова, как простого, любящего человека, а не сухого нигилиста.

Подводя итог, хочется сказать, что Евгений Базаров задумывался автором как отрицательный персонаж. Но, к концу произведения мы наблюдаем обратное – Тургенев полюбил своего персонажа. Смерть Базарова здесь не случайна – она показывает всю хрупкость теории нигилистов. Можно многое отрицать, но любовь отрицать невозможно. Именно это хотел сказать Тургенев, ставя Базарова в новые условия, противоречащие его нигилистическим взглядам, тем самым показывая нежизнеспособность данной теории.

Обновлено: 2018-09-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Роман «Отцы и дети» был напечатан в начале 1862 года в журнале «Русский вестник». Действие романа относится к 1859 году, кануну крестьянской реформы. К этому времени дворянство уже изжило себя как политическая сила. О себе заявили новые силы - демократы-разночинцы. Их позицию отличало резкое неприятие взглядов либерального дворянства.

В романе отражен не только конфликт двух поколений, двух политических сил, но и сложное противоречие этой борьбы. Чтобы показать силу и слабость нигилизма Базарова, нужно рассмотреть позицию его главного оппонента - Павла Петровича Кирсанова.

Особый интерес для меня представляется спор, который ведется двумя противниками.

Павел Петрович Кирсанов - сын боевого генерала 1812 года - формировался в эпоху правительственной реакции. Отсюда - идеализм, культ чувства. Тургенев проводит своего героя через испытание любовью. Встреча на балу с княгиней Р. изменяет всю жизнь Кирсанова, «загадочный взгляд» молодой женщины проникает в самое сердце. Однако безответная любовь окончательно выбивает Павла Петровича из жизненной колеи, а известие о смерти княгини Р. заставляет героя отказаться от «суеты» и поселиться в Марьине.

Базаров с раннего детства жил и воспитывался в условиях, далеких от тех, в которых рос Павел Петрович. Как мы видим, его воспитание послужило в дальнейшем прочным фундаментом для развития в нем нигилистических идей и взглядов. О демократизме Базарова говорят его речь, внешность, умение общаться с людьми разных классов. Он - петербургский студент-медик, будущий врач, изучающий естественные науки. Он знает и медицину, и физику, и химию, и ботанику, и зоологию. Базаров - человек глубокого ума. Истинный практик, он не признавал авторитетов, ценности человеческих чувств. Он резко отзывается о людях, проявляет нетерпимость к их мнению. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, не любят свой народ.

Автор открыто противопоставляет не только внутренние, но и внешние черты героев. Каждый из них идет своей дорогой и верит в свои идеалы. Мне кажется, что образ Базарова и создавался автором так, что каждое качество Евгения является полной противоположностью характеристики Павла Петровича.

В спорах между Базаровым и Кирсановым затронуты все основные вопросы современности: дальнейшие пути развития общества, страны, значение науки, искусства, проблемы народа. В этих вопросах взгляды революционных демократов и либералов расходятся.

Если Павел Петрович - идеалист, то Базаров - материалист, атеист. У Павла Петровича чувства руководят его поступками, образом мыслей; Базаров же просто отказывается верить в чувства, в любовь, например. Зато когда любовь приходит к нему, он раскрывается до конца в своем чувстве к Одинцовой. То, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом. Он смог увидеть ее ум, широту кругозора, оригинальность взглядов на жизнь. Он смог признаться, в первую очередь самому себе, в том, что любит женщину. А ведь, наверное, трудно отказаться от того, во что столько времени верил.

Базаров утверждает, что не любит и не понимает красоты природы, хотя сам внутренне любуется ею. Отрицая все старое, Базаров не может ничего определенного сказать о том, каким он видит будущее.

Таким образом, не все до конца сформировано и осмыслено в его позициях. Налицо противоречие своим же взглядам. Здесь Тургенев объективно показывает слабую сторону нигилизма: человек вроде Базарова с подобными взглядами на жизнь весьма уязвим в своей позиции не только в споре, но, главное, в жизни.

Павел Петрович одобряет существующий в России порядок, который позволяет ему жить ничего не делая. Он говорит о своей любви к народу, но народа он не знает и ошибочно полагает, что крестьяне вполне удовлетворены своей жизнью. Кирсанов упрекает Базарова в том, что тот презирает не народ, а то состояние, которым угнетены люди. Павел Петрович преклоняется перед всем иностранным, он читает только старые английские книги, его речь насыщена французскими, немецкими, английскими фразами. А свой родной язык он искажает, считая это признаком аристократизма. Базарова раздражает обилие иностранных выражений, которыми злоупотребляет Павел Петрович.

Их нравственные позиции в корне различны. Я думаю, что Павел Петрович не верит в возможность переделать жизнь, хотя и готов вынести удары судьбы и сохранить достоинство. Базаров же, наоборот, верит в возможности человека, он готов изменить мир во что бы то ни стало.

Явный контраст наблюдается и при описании автором внешности героев. Очень продуманно соотнесены детали портретов: смена костюмов в течение суток - и пренебрежение к «одежонке»; аристократическая прекрасная рука - и красная рука без перчаток; изящество, стройность и «стремление вверх» - и ленивые спокойные движения; красота лица и глаз - и длинное худое лицо.

Итак, две противоположности, представители разных поколений и классов общества. К чему они пришли в итоге?

Павел Петрович продолжает жить той же жизнью. Хотя после его знакомства с Евгением что-то в нем самом изменилось. Например, он посоветовал своему брату жениться на Фенечке. Из ярого защитника аристократических принципов он превратился в пассивного наблюдателя.

Базаров умирает совсем молодым. Его смерть, на мой взгляд, совсем не случайна, как может показаться читателю. Мне кажется, Тургенев прощается со своим героем потому, что время Базарова еще не пришло. Его собственные позиции были еще не так устойчивы, да и время не подготовило той почвы, где благодатно могли бы развиться стремления к новой жизни. Программа Базарова имела существенный недостаток: отвергая действительно заслуживающее отрицания, Базаров замахнулся и на вечные ценности. В этом, безусловно, проявляется слабость его нигилизма.

Но в конечном итоге, спор двух поколений нельзя решить однозначно. Ясно одно: связь между поколениями чрезвычайно важна, а взаимоотношения, на мой взгляд, должны строиться прежде всего на уважении к человеческой личности.



Последние материалы сайта