Как называется ирландский танец национальный. Современный танец ирландский: описание, история и движения. История создания танцевального искусства

23.09.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Описание

Ирландские танцы — это группа, которая принадлежит к традиционным, формирование которых происходило в Ирландии в 18-20-х веках, они обрели большую популярность по всему земному шару, благодаря шоу Riverdance, а также другим танцевальным шоу, которые последовали за ним.

Ирландские танцы подразделяются на следующие виды:

Танцы исполняются только ирландские традиционные мелодии: джиги, рилы, хорнпайпы.

  • Сольные - Irish Stepdance - отличительной чертой у них служит четкое движение ногами, корпус и руки остаются неподвижными. Они созданы благодаря ирландским мастера в 18-20 веках и жестко стандартизируются Комиссией по ирландским танцам. Стандартизация пришла в начале 20-го века в результате деятельности Гэльской лиги, это позволило создавать школы мастеров, которые способны исполнять сложную технику. Именно на сольном направлении основана зрелищность Riverdance, а также шоу, подобных ему;
  • Кейли - céilí - групповые или парные, база которых основана на стандартных шагах сольного направления. Стандартизация кейли также имеется;
  • Постановочные фигурные - Choreographed Figure Dances - базу составляют сольное исполнение и фигуры кейли, но ориентация идет на выступление сразу нескольких исполнителей, которое находится в рамках постановочного шоу. Допускаются отклонения от стандартов для того, чтобы увеличить зрелищность. Riverdance появилось на свет благодаря именно этому направлению;
  • Сет-танцы - Set Dancing - социальные парные, базу составляют простые шаги французских кадрилей;
  • Шан-нос - sean-nós - этот стиль особый, его не затронула деятельность Гэльской лиги и мастеров. Этот вид сохранился в регионе Коннемара, Ирландия.

Разновидности, в зависимости от ритма и мелодии:

  • Джига - jig - эта мелодия имеет старинное кельтское происхождение, джига зависит от скорости мелодии: слип-джига, лайт(дабл)-джига, сингл-джига, требл-джига. Размер музыки - 6/8, только слип-джига имеет ритм 9/8, исполняется только в мягкой обуви.
  • Рил - reel - возникновение его приходится примерно на вторую половину 18-го века, Шотландия. Размер музыки 4/4, если танец исполняется только в мягкой обуви, то он называется лайт-рил, если в жесткой - трэбл-рил. В специальных ботинках обычно исполняют «мягкий» мужской рил, ботинки имеют каблук, но на носке ботинка нет набойки.
  • Хорнпайп - hornpipe - исследователи предполагают, что он пришел из Англии, во времена царствования Елизаветы, где исполнялся как сценическое действо. На территории Ирландии танец исполняется иначе, под размер 4/4 и 2/4, требуется жесткая обувь.

История возникновения

Первое упоминание датируется 9-м веком, упоминается о первых гуляниях крестьян, которых называли феш, но описание, именно ирландских, появилось в 16-ом веке, оно было очень неясным. Трудно сказать из упоминаний, какие из них можно было отнести к ирландским, а какие к тем, что возникли под влиянием шотландских и французских. Но одно было едино для всех - приставные шаги и быстрый темп.

Когда Ирландия была колонией, культура постоянно преследовалась, в «карательных законах» запрещалось обучение ирландцев танцам и музыке. 150 лет ирландцы тайно учились с помощью бродячих мастеров, исполнялись на сельских гулянках, руководство которыми, принадлежало тоже мастерам.

В конце 18 века мастера стали создавать свои первые школы, самые известные находились в провинции Мюнстер, в графствах Лимерик, Корк, Керри. Знаменитые школы существовали и в других городах. Мастера придумывали свои движения (подскоки, прыжки, повороты). Школы отличались набором используемых движений.

Начало 20-го века ознаменовалось «гельским возрождением», Гельская лига, которая потом стала отдельной организацией - Комиссией по ирландским танцам. Именно она начала исследование традиционных танцев и их стандартизацию, чтобы потом популяризировать их среди населения. Намеренно исключались те, которые несли в себе иностранные корни, например, сетовые. Основой стала «мюнстерская» традиция, она в техническом плане была наиболее выраженной. В результате стандартизированными стали сольные танцы и групповые кейли.

С тех времен по всему миру существует система, которой придерживаются школы, обучающие ирландским танцам. Существуют соревнования, которые постоянно дают рост будущим мастерам.

Сольные, которые исполняются при помощи других техник, называются «шан-нос», что означает «старый путь». Они имеют два направления: танцы региона Коннемара и те, что сохранились среди эмигрантов на территории Северной Америки.

Видео, фото с выступлениями известных коллективов смотрите на сайте.

В Ирландии есть поверье, что холмы – это ворота в иной мир. Мир, населённый фэйри (феями). Нередко люди и жители холмов встречаются. И всегда такие встречи сулят нечто необычное. Часто, следуя очарованию фейри, люди уходят за ними в волшебную страну, а возвращаются через много-много лет, будучи уже глубокими стариками. Те же, кто не поддался соблазнам, или заслужил благодарность фейри, приобретал всякие интересные способности и, уж точно, надёжного помощника. Но никто из увидевших фейри не остался прежним.

Март 4, 2018

564

Применительно к танцу можно сказать, что никто из увидевших ирландский танец не остается прежним. А сам ирландский танец часто называют “танцем дивного народа”. Лёгкие, неземные прыжки, скользящие шаги, стремительные броски и захлёсты ног, в сочетании со спокойным корпусом производят завораживающее впечатление. Не привычное сочетание гордости и озорства, достоинства и темперамента!

История ирландского национального танца отражает происходившие с самой Ирландией события, начиная с XX века до нашей эры, и заканчивая XX веком нашей - переселения народов и вторжения завоевателей, смены религий… Каждая культура, с которой соприкасались ирландцы, вносила свою лепту в их танцевальную традицию. Хотя на сегодняшний день существуют лишь смутные представления о самом древнем этапе развития ирландских танцев, известно, что первыми их стали исполнять друиды. Первоначально танец имел обрядовое значение: их исполняли, вознося хвалы священным деревьям и солнцу. Придя с материка в Ирландию, кельты принесли с собой религиозные пляски, некоторые элементы которых сохранились до нашего времени.

Самый старинный вид ирландского танца, сохранившийся и сейчас, называется Sean-Nos. Он ведет свое происхождение от кельтов, которые жили на Британских островах в период с 2000 г. до н.э. и по 200 г. н.э. Старинные летописи свидетельствуют, что этот танец имеет ирландское происхождение, хотя моряки из дальних земель, Северной Африки и Испании, бывавшие в местных портах, например, в Лимерике, привнесли в него свои национальные черты. Соревнования по Sean-Nos проводятся и сегодня. Наиболее популярен этот танец в Западной Ирландии.

Примерно в 400 годах, уже после обращения местных жителей в христианство, католические священники продолжали широко использовать элементы национальной культуры в своих богослужениях. Святое Писание украшали кельтскими архаическими орнаментами; кельтские обряды и пляски сопровождали христианские праздники. В XII веке, на волне англо-нормандского завоевания в Ирландию пришли традиции норманнов, их обычаи и культура, в том числе и самый популярный танец того времени, Carol. Ведущий партию в Carol становится в центре круга и поет песню, которую подхватывают окружающие его хороводом танцоры. Стиль Carol сильно повлиял на развитие ирландского танца.

К XVI веку в хрониках уже упоминаются три основных вида ирландских танцев: Irish Hey, Rinnce Fada и Trenchmore. Одно из древнейших описаний национального танца содержится в письме сэра Генри Сиднея, написанного королеве Елизавете I, который был «весьма поражен ирландскими мелодиями, а равно и танцами». Сидней описал свои наблюдения за танцующими на поляне людьми, отметив, что участники танцуют, выстроившись в две линии. Это говорит о том, что английский рыцарь видел раннюю версию танца Rinnce Fada.

К середине XVI века народные танцы перекочевали в парадные залы дворцов и замков. Некоторые из них, адаптированные на английский манер, обрели популярность при дворе Ее Величества. Среди них был и Trenchmore, вариант старинного крестьянского танца. Примерно в то же время обрел популярность и Irish Hey.

Из-за угнетения и преследований ирландской культуры, начавшихся еще в XVIII веке, национальные танцы долгое время исполнялись только под покровом строгой тайны. Поговорка того времени говорит: «Танцор пляшет, покуда не вернется в деревню». Более того, народные танцы резко осуждались христианской церковью. Священники называли их «безумными» и «приносящими несчастья». Некоторые историки полагают, что характерное неподвижное положение рук на поясе появилось в ирландском танце после того, как церковь объявила движения рук непристойными.

В XVIII же веке в Ирландии появились «учителя танцев», с которыми связывают эпоху возрождения танцевальных традиций. Неизвестно, где впервые зародилось это движение, но оно сыграло решающую роль в сохранении и развитии древних обычаев. Учителя странствовали по деревням, обучая танцам местных жителей-крестьян. Одеты учителя танцев были в яркие национальные костюмы. Нередко они устраивали друг с другом состязания, которые обычно заканчивались лишь тогда, когда один из них падал в изнеможении. Многие учителя танцев преподавали также игру на музыкальных инструментах, фехтование или хорошие манеры.

Разновидности ирландского танца:

Сольные танцы (Solo Dances)

Сольные танцы были разработаны мастерами танца в последней четверти восемнадцатого века и с тех пор продолжали развиваться как в физическом, так и в артистическом аспектах. Сегодня они выражают величайшую свободу экспрессии, превосходное настроение, подлинную комбинацию великолепия, легкости и силы движений, достигаемой годами упорной работы. Ирландские сольные танцы в современном виде включают в себя джигу, хорнпайп, рил и сетовые танцы.

Джига (The Jig)

В качестве сольного танца джига может исполняться в различных формах: Слип (The Slip Jig) или хоп (The Hop Jig) джига в настоящее время танцуется исключительно женщинами, однако приблизительно до 1950 года по данному танцу проводились соревнования и среди мужчин, и парные. Слип джига, танцуемая на 9/8, является наиболее изящным и грациозным танцем, исполняемым в мягкой обуви и выдвинутым на первый план в шоу ”Riverdance”. Сингл джига (The Single Jig) в настоящее время исполняется как light dance (без ударов или звука) на 6/8 и в редких случаях на 12/8. Дабл джига (The Double Jig) может танцеваться как light dance (в мягкой обуви), так и в жесткой обуви с отстукиванием ритма. Если она танцуется в жесткой обуви, то иногда она относится к The Treble Jig, или The Heavy Jig, или The Double Jig, которые танцуются на 6/8. The Heavy Jig – единственная из них, которая танцуется исключительно в жесткой обуви, так что танцор может особенно оттенить танец звуком и ритмом.

Хорнпайп (The Hornpipe)

В Ирландии он танцуется совершенно иначе и с середины восемнадцатого века исполняется под музыку 2/4 или 4/4. Танцуется он в жесткой обуви и на сегодняшний день является одним из самых популярных ирландских танцев во всем мире.

Рил (The Reel)

Большинство риловых шагов исполняются под double reel, в то время как single reel мелодии используются больше для простых шагов, используемых начинающими танцорами. Исполняются они под музыку 4/4 и танцуются в мягкой обуви. The treble reel танцуется в жесткой обуви. В то время как он стал весьма популярен по всему миру среди зрителей, кто хоть раз видел ”Riverdance” и другие ирландские танцевальные шоу, он весьма редко (если вообще) исполняется на соревнованиях. Этот танец с его быстрыми ритмичными ударами и зрелищными движениями, привел в восторг миллионы зрителей во всем мире, когда был впервые исполнен в качестве номера ”Riverdance” во время конкурса Евровидения. Можно сказать, что за несколько минут это выступление перевернуло все в ирландских танцах вверх дном и обеспечило им общественного признания и уважения больше, чем за предыдущие семьдесят лет. Стиль treble reel получил популярность благодаря усилиям The National Folk Theatre (Siamas Tire) под художественным руководством преподобного Pat Ahern и преподавательницы Patrica Hanafin из Tralee.

Сетовые сольные танцы (Solo Set Dances)

Сетовые сольные танцы исполняются в жесткой обуви под специальную сетовую музыку или отрывки танцевальных мелодий и многие из них датируются серединой девятнадцатого века. Сетовая музыка отличается от обычной джиги или хорнпайпа тем, что последние строго соответствуют структуре на 8 счетов (8-bar). Сетовые же мелодии обычно состоят из двух частей, которые разделяются танцорами на “the step” (первая часть) и “the set” (вторая часть), при этом как степ так и сет могут не соответствовать 8-bar структуре. В сетовом танце исполнитель танцует под строго определенную музыку, так что движения и ритм танца точно соответствуют сопровождающей мелодии. Ниже приведены некоторые из сольных сетовых танцев: На 2/4 – The Blackbird, Downfall of Paris, King of The Fairies, The Lodge Road, Rodneys Glory. На 6/8 – The Blackthorn Stick, The Drunken Gauger, The Three Sea Captains, The Orange Rogue, Planxty Drury, Rub The Bag, St Patrick”s Day. На 4/4 – The Garden of Daises, The Hunt, Kilkenny Races, Madame Bonaparte, The Job of Journeywork, Youghal Harbour.

Кейли (Ceilis – Irish Group Dances)

Кейли танцы представляют собой групповые танцы, которые исполняются как на соревнованиях, так и на ceilis (разновидность общественных танцев, танцевальных вечеринок). Кейли представляют собой подборку танцев с различными построениями – круговые танцы (round dances), танцы в линию (long line dances) и танцы колонной (long column dances). Тридцать из них описаны в первой, второй и третьей частях сборника ирландской комиссии по танцам “An Rince Foirne”, и знание этих тридцати танцев является необходимым условием для получения статуса преподавателя ирландских танцев. Они танцуются одинаково во всем мировом “ирландском” танцевальном сообществе с незначительными местными вариациями. Танцы, исполняемые во время ceilis и соревнований, могут слегка отличаться, в качестве хорошего примера может быть приведен the square в the Fairy Reel. Наиболее же распространенные танцы на соревнованиях – 4-hand и 8-hand джиги и рилы.

Социальные групповые танцы (Social Group Set Dances)

Эти танцы, известные как сеты или полусеты, в их многообразии происходят от кадрилей, танцев, в которых пары стоят друг напротив друг друга, образуя квадрат. Кадрили были очень популярны в наполеоновском Париже. Победоносные армии Веллингтона познакомились с ними и затем ввели в обиход в Англии и Ирландии. Мастера танцев адаптировали эти танцы под уже существовавшие традиционные шаги и ускорили темп до привычных рилов и джиг. Различия существовали в количестве фигур, число которых колебалось от трех до шести, при этом первоначально их было пять. В оригинальных кадрилях наличие пяти фигур обуславливалось музыкой на 6/8 и 2/4.

Групповые сетовые танцы были практически искоренены за первые семьдесят лет двадцатого столетия, поскольку рассматривались Гэльской Лигой как инородные. В последние годы сетовые танцы, такие как Kerry и Clare сеты, вернулись на арену ирландского танца и стали довольно популярны в среде людей среднего возраста.

Поскольку эти танцы не являются типично ирландскими, то подобный стиль танца и подробные шаги могут быть обнаружены во многих европейских странах, особенно в России. Сегодня групповые сетовые танцы часто танцуются с очень высокой скоростью и на дикий манер, не имеющий никакого сходства с оригинальными сетами, которые характеризуются строгой дисциплиной и хорошими манерами, определяемыми их характером (сетов).

Сегодня ирландские танцы завоевали весь мир. Танцевальные школы привлекают множество учеников не только в самой Ирландии, но и во многих других странах. Ирландские танцы стали популярны повсюду. Регулярно проводятся четыре крупных соревнования - Национальный чемпионат Америки, Всеирландский чемпионат, Чемпионат Великобритании и Чемпионат мира. По традиции, Чемпионат мира проходит в Ирландии, и на него прибывают тысячи танцоров, для которых достойный результат на чемпионате может стать началом звездной карьеры. К примеру, в 1998 году Чемпионат мира, проходивший в Эннисе (Ennis), собрал три тысячи участников и еще семь тысяч тренеров, учителей и болельщиков.

Наверное, наиболее частый вопрос, который приходится слышать любому преподавателю ирландских танцев вне зависимости от направления, стиля и масштаба школы: «А вы научите танцевать джигу?». Проще всего ответить «да» и оставить на совести спрашивающего, какую именно джигу он имел в виду, ведь это может быть и танец из шоу Lord Of The Dance, и соревновательная дисциплина, и традиционный групповой танец для вечеринок.

Вообще школ, студий и кружков ирландских танцев в России сейчас появилось великое множество. Не меньше и материалов по теории и истории этих танцев в сети. Статьи о танцах бывают очень и очень разного объема, понятности и качества. К сожалению, при всем богатстве выбора трудно найти небольшой обзорный текст, который просто и понятно объяснит, что к чему в современном мире ирландских танцев. Одни пишут, что ирландские танцы - это «джига, рил и хорнпайп», другие - «соло, кейли и сеты». И то, и другое верно, но попробуйте заставить человека, прочитавшего все это, отличить кейли от хорнпайпа и вы получите массу удовольствия, наблюдая за его лицом. А окончательно запутывает дело тот факт, что зачастую совершенно разные виды танцев имеют одно и то же название.

Этот текст не претендует на глубину и подробность. Он написан как попытка окинуть внутренним взором ирландские танцы во всех их разновидностях и аспектах – в том виде, в котором они сейчас существуют в Ирландии и за ее пределами – и получить более или менее цельную картину.

Итак. Танцы, как известно, начинаются с музыки. Поэтому первое, о чем нужно знать начинающему танцору – какие бывают ирландские мелодии. Основные: джига, рил, хорнпайп и полька. Где-то на границе полек и джиг расположены слайды, а кроме того, сами джиги имеют несколько разновидностей (одинарные, двойные, слип-джиги). Обратите внимание: это исключительно музыкальное деление. Один и тот же рил могут танцевать в мягкой или жесткой обуви, сольно или в парах-тройках-четверках-и-т.д., в кабаке или на большой сцене, в традиционной или авторской хореографии. Но рил останется рилом. И если вы попросите музыкантов сыграть рил, то вы получите мелодию с музыкальным размером 4/4, а вот что вы будете под нее делать – это ваш личный выбор. В большей или меньшей степени то же самое справедливо и для остальных мелодий.

Таким образом, музыка объединяет разнообразные ирландские танцы. А что же их различает? Предельно обще можно сказать, что место исполнения и неразрывно с ним связанный тип зрителя, а также формальная цель изучения танцев самими танцорами. Если быть немного конкретнее, то можно выделить:

  • танцы «для кабака» (чтобы поплясать самим и получить удовольствие от процесса),
  • танцы «для соревнования» (чтобы станцевать перед другими танцорами и получить оценку судей) и
  • танцы «для сцены» (чтобы выступить перед незнакомыми с темой зрителями и восхитить их).

А если пользоваться современной терминологией, то получается:

  • сеты-кадрили и шан-нос,
  • кейли и сольные танцы современного стиля, в том числе сольные сеты (почему совершенно разные танцы называются одним словом, см. ниже)
  • авторские шоу: легендарные Riverdance и Lord of the Dance, а также их многочисленные клоны и последователи

Во все три группы входят сольные и групповые танцы. Сеты и шан-нос принято танцевать в условно «обычной» обуви, а на соревнованиях и на сцене используют специальную мягкую обувь или жесткую обувь с набойками.

Сразу же необходимо сказать, что в каких-то чертах все эти разновидности пересекаются. Например, последнее время популярны формальные соревнования по «традиционным» танцам, а с другой стороны за пределами Ирландии спортивные танцы регулярно исполняют на концертах в клубах исключительно для собственного удовольствия. Но такое сближение – результат развития танцевальной культуры в последние несколько десятилетий, не отменяющее, однако, внутренних различий направлений.

Продолжение следует...

Коллектив ирландского танца

8-9 класс, второй год обучения

Тема занятия : « Традиционный ирландский танец : история, особенности, специфика».

Образовательные технологии: интерактивное обучение.

Вид деятельности : ирландский танец в мягкой обуви.

Цель занятия: Систематизация и углубление знаний учащихся о традиционных ирландских танцах.

Задачи занятия:

  1. Приобщение воспитанниц к музыкальным традициям народов мира.
  2. Раскрытие творческих способносте й воспитанниц.

Воспитательные задачи:

  1. Развит и е творческой самостоятельности воспитанниц.
  2. Формирование общей культуры л и чности воспитанницы.
  3. Формирование умения работать в команде и индивидуально.

Дидактическое обеспечение занятия:

Музыкальное сопровождение: традиционная ирландская музыка Reel, Light Jig, Slip Jig, Сross Reel, музыка сценического танца.

Танцевальный класс.

Опорные знания и умения : элементы и комбинации ирландского танца в мягкой обуви.

Структура занятия: Работа в творческих группах.

Сценарий занятия

I Часть: подготовительный этап.

В преддверии занятия воспитанницы делятся на группы и получают здания – подготовить материал для доклада по видам традиционных ирландских танцев в мягкой обуви, а так же об истории ирландского танца, его специфике и особенностях.

II Часть: «Ожившая история»

Педагог: приветствует учащихся и гостей, и объявляет название мероприятия, рассказывает о коллективе, участниках и теме занятия.

Маша: Ирландии посвящается...

На этот остров изумрудный
Людей богиня привела,
И душу женскую, судьбу,
И путь тернистый, трудный
Ирландия так обрела.
И сотни лет с тех пор она.
Вела борьбу и воевала,
И снова людям жизнь давала,
И в Тир-На-Ног их забирала,
И вновь на подвиги звала.
И нам судьба свой шанс дала:
У самой кромки океана,
За сочной зеленью лугов,
Вглядеться в даль ее веков,
Увидеть тень событий давних,
Услышать кельтских звон мечей,
Друидов магию речей,
И околдованы богиней,
Мы барды вечные отныне,
О, Эйре, красоты твоей! (Автор Дубкова О.)

Даша : можно говорить о мифологии кельтов, о кельтских языках и кельтских орнаментах. Обычно за этим понятием скрывается что угодно, от "эльфийских" танцев до американского степа, стилизованного под ирландский. Есть множество интересных национальных танцевальных традиций - бретонская, шотландская, ирландская. По большому счету, все они - кельтские танцы. Но очень и очень разные. Есть разные "традиционные" (с устоявшимся набором движений и строго определенной музыкой) танцы, так есть еще и разделение на "индивидуальные" и "массовые". Ирландские танцы - это танцы в мягкой обуви (сольные и групповые) и в жесткой обуви (сольные).

Настя : начиналось ирландское танцевальное движение в нашей стране - с копирования движений, которые удавалось рассмотреть на кассете. При встрече с профессиональными преподавателями удивление от осознания того, как надо танцевать, было велико. К сожалению, даже будучи талантливым и опытным хореографом, можно не рассмотреть тех тонкостей, которые составляют суть и технику танца. Можно скопировать связки, но получить лишь стилизацию. Сходство многих движений с американским степом и классическим балетом весьма обманчиво.

Маша : в ирландских танцах задействованы разные группы мышцы , которые в обычной жизни используются редко. Даже профессиональным танцорам требуется некоторое время, чтобы наработать технику и "включить" нужные группы мышц, что уж говорить о любителях. Оценить свои возможности помогают феши - соревнования по ирландским танцам, в которых участвуют танцоры из разных стран.

Диана : Feis - фестиваль ирландской культуры, с соревнованиями по танцам , языку, с музыкальной программой и выставками. Но чаще всего фешем называется именно танцевальное соревнование. Соревнования проходят в категориях: сольные танцы, сеты, кейли, фигурные танцы в авторской хореографии и "танцевальная драма" (подразумевающая наличие сюжета).

Полина : визитная карточка ирландских танцев - рилы, хотя этот ирландский танец пришел из Шотландии, судя по упоминаниям в литературе, только в конце XVIII века. Шотландские рилы быстро прижились, но трансформировались на ирландский манер и стали отличаться от первоисточника. Рил - как правило, очень живая мелодия, под которую так и тянет начать танцевать. Рил восходит к древнему танцу hey или hay, который существовал еще в начале XVI века. Есть версия, что танец подражает движениям оленя.

5 воспитанниц исполняют Lead around и два первых стэпа традиционного танца Easy Reel как демонстрацию рассказанного выше.

Аня : Мужчины, на соревнованиях очень редко танцуют слип-джиги, это женский танец. Хотя исключения случаются и на фешах, а уж для преподавателей исполнение любого танца и вовсе правило. Слип-джига (хоп джига, она же "скользящая джига") - танец, который исполняется под музыку на 9/8. Это исключительно женский танец, то, благодаря чему ирландские народные танцы иногда называют "ирландским балетом" - за грациозные прыжки и скольжения. Слип-джига долгое время была парным танцем (в паре - мужчина и женщина). Если танцевала одна пара, то это был "круглый" танец, если пар было несколько, то пары становились в линию, а в танце менялись местами.

4 воспитанницы исполняют Lead around и два первый стэп традиционного танца Slip Jig.

Лера : джига - именно это слово приходит на ум при упоминании ирландских танцах, что не удивительно - это самая древняя разновидность танцев. Джиг существует несколько, разделение зависит от музыкального размера и характера танца: простая или одинарная (single jig), хеви джига (двойная - double jig и тройная - treble jig) и слип-джига (slip jig). Cлово "jig" восходит к общегерманскому корню со значением "повторяющиеся движения".

Настя : все эти красивые слова - джига, рил, хорнпайп - в первую очередь музыкальные размеры, а уже потом - танцы, которые под соответствующую музыку исполняют. Так что и рил, и джигу, и хорнпайп вполне можно спеть и сыграть, а не только станцевать. Кроме того, возможно сочетание разных размеров в одном танце, это характерно для групповых танцах.

8 воспитанниц исполняют три стэпа традиционного танца Light Jig.

Алена : начинающего танцора встречает множество терминов: джига, рил, хорнпайп, кейли, сет, степ, феш… Ирландские танцы удивительно демократичны в том смысле, что предоставляют возможность для самореализации как завзятым эгоистам, так и коллективистам-энтузиастам. Сольные танцы - возможность проявить личные способности, групповые танцы (кейли, фигурные, групповые сетовые танцы) - отличный шанс потренироваться в создании эффективной команды.

8 воспитанниц исполняют традиционный танец Cross Reel.

Оля : кем же были ирландские учителя танцев? Профессиональные танцоры путешествовали по всей стране, задерживаясь на одном месте от девяти дней до шести недель. Их всегда сопровождал волынщик или скрипач. Мастер выглядел внушительно: он обычно носил "каролингскую" шляпу - объемную шляпу с мягкими полями, фрак с фалдами, узкие бриджи до колен, белые чулки и "бальные" туфли. В руках мастер держал тросточку с серебряным набалдашником и шелковой кисточкой. Наряженный таким образом мастер занимал положение выше, чем его волынщик или скрипач, всем местным жителям, а особенно ученикам, следовало относиться к нему с почтением.

Женя : мастер считал себя истинным джентльменом, и вел себя соответствующе.
Приезд профессионального танцора был настоящим событием. Обычно он договаривался с фермером и арендовал у того здание или амбар, в котором и проходили занятия. Если у фермера хватало места в доме или амбаре, сам учитель селился там же. Взамен учитель давал бесплатные уроки детям фермера. Если же на подворье не было места, ученики по очереди пускали учителя переночевать. Есть свидетельства того, что порой учителями приходилось прибегать к методике "сено-солома" - привязывать их к ногам учеников, чтобы те могли отличать левую ногу от правой! Чтобы объяснить верный ритм и последовательность шагов, учителям приходилось сочинять стишки вроде таких незатейливых строк: «Шаг-прыжок, дошаг-прыжок, мах-пике и поворот».

Нина : мастер танца, как правило, был холостяком; он не имел постоянного жилища и путешествовал от дома к дому в радиусе двадцати миль. Славу мастера составляло не только и не столько собственно виртуозное исполнение, сколько умение составлять танцевальные шаги. Это умение охранялось мастером с величайшей тщательностью.
Даже сейчас статус учителя танца во многом определяется его способностью составлять новые танцы.

Катя : С появлением учителей в ирландских танцах начался расцвет сольных выступлений. За двести лет учителя, путешествующие по стране, оказали огромное влияние на развитие ирландского танца. Именно им обязаны своим существованием ирландские фигурные и сольные танцы. Благодаря их энтузиазму и преданности своему делу, несмотря на все трудности, были заложены основы ирландского танца - такого, каким мы его знаем сегодня.

16 воспитанниц танцуют сценический танец «Shamans».

Педагог говорит заключительные слова, благодарит всех участников.

Irish Stepdance ). Их отличительной чертой являются быстрые и четкие движения ногами при остающихся неподвижными корпусе и руках. Ирландские сольные танцы были созданы ирландскими мастерами танца в XVIII-XIX веках и достаточно жестко стандартизированы в начале XX века в Ирландии в результате деятельности Гэльской лиги , что со временем позволило создать многочисленную школу мастеров, способных исполнять достаточно сложную танцевальную технику. Именно на этой технике основывается зрелищность Riverdance и подобных шоу.
  • Ирландские кейли (ирл. céilí ) - парные и групповые танцы, базирующиеся на стандартных шагах ирландских сольных танцев. Схемы кейли также формализованы Комиссией по ирландским танцам .
  • Постановочные фигурные танцы (англ. Choreographed Figure Dances ) основываются на стандартных сольных ирландских танцах и фигурах кейли, но ориентированы на массовое выступление сразу многих танцоров в рамках постановочных шоу, в связи с чем допускают различные отступления от стандартов в целях повышения зрелищности. В результате развития именно этого направления были созданы Riverdance и другие не менее известные ирландские танцевальные шоу .
  • Сет-танцы (англ. Set Dancing ) - парные ирландские социальные танцы . В отличие от кейли базируются на относительно простых шагах французских кадрилей .
  • Шан-нос (ирл. sean-nós ) - особый стиль исполнения традиционных ирландских песен и танцев, не затронутый деятельностью мастеров танца и Гэльской лиги , и сохранившийся в ирландском регионе Коннемара .
  • Все виды ирландских танцев исполняются исключительно под традиционные ирландские танцевальные мелодии : рилы, джиги и хорнпайпы.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 2

      ✪ ИРЛАНДСКИЕ ТАНЦЫ КОНЦЕРТ

      ✪ Ирландские танцы. Почему ирландцы так танцуют

    Субтитры

    Разновидности ирландских танцев в зависимости от мелодии и музыкального размера

    Джига (jig)

    Хорнпайп (hornpipe)

    Исследователи уверены, что хорнпайп произошёл из Англии елизаветинских времен, в которой он исполнялся в качестве сценического действа. В Ирландии он танцуется совершенно иначе и с середины восемнадцатого века исполняется под музыку 2/4 или 4/4. Исполняется в жесткой обуви .

    История

    Первые сведения об ирландских танцах датируются XI в. С этого времени есть первые данные о танцевальных гуляниях ирландских крестьян, которые называются feis , (произносится «феш »), однако описания самих танцев впервые появились в середине XVI в. и были довольно пространными и неясными. Не вполне понятно, какие из танцев, описанных в то время, были собственно ирландскими, а какие появились в Ирландии под влиянием французских и шотландских танцев . Однако для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги.

    В период английской колонизации Ирландии метрополия непрерывно преследовала все проявления ирландской культуры. «Карательные законы», которые были введены англичанами в середине XVII в. запрещали обучение ирландцев чему-либо, в том числе музыке и танцам . Поэтому на протяжении более чем 150-ти лет ирландским танцам учились тайно. Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев, (так называемые «мастера танцев») и в виде больших сельских гулянок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров.

    Некоторые из танцевальных мастеров в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы на Юге (в провинции Мюнстер) в графствах Керри , Корк и Лимерик . Существовали знаменитые школы и в других городах. Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты). Разные школы отличались набором движений, используемых в танцах.

    В начале XX века в процессе «гэльского возрождения » специальное подразделение Гэльской лиги (впоследствии выделившееся в отдельную организацию -- Комиссию по ирландским танцам) занялось исследованием и стандартизацией традиционных ирландских танцев с целью их дальнейшей популяризации среди ирландского населения (Лига преднамеренно игнорировала танцы, у которых были сильно заметны иностранные корни -- так, например, были проигнорированы достаточно популярные в Ирландии сетовые танцы). За основу Лигой была принята южная («мюнстерская») танцевальная традиция, как наиболее ярко выраженная в техническом плане . В процессе деятельности Лиги были стандартизированы:

    • сольные ирландские танцы (как исполняемые под традиционные мелодии, так и особые танцевальные сеты)
    • групповые кейли танцы .

    С тех пор и по сей день во всем мире существует огромная система танцевальных школ, преподающих эти стандартизированные («современные») ирландские танцы, а также система



    Последние материалы сайта