Броненосный крейсер уорриор. Ударная сила флота. Линкор или быстроходный линкор

12.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Повреждение и гибель английского броненосного крейсера «Уорриор»

«Уорриор» («Warrior »). Год спуска-1905; D -13600 т; скорость - 22,3 узла; вооружение: артиллерия - 234-мм/50, 4-190-мм/50, 8-76 мм, 3-76-мм (зенит.), торпедные аппараты - 3-533-мм; бро­нирование: главный пояс-229 мм, верхний пояс-152 мм, нос и корма-102 мм, противоминная артиллерия-152 мм, передняя плита башен-305 мм, верхняя палуба-25,4 мм, броневая палуба-38 мм; запас топлива-2400 т; мощность механизмов (S .H .P .) -28900; L -146,3 м. В-24,4 м, Т-8,2 м; экипаж-900 чел.

«Уорриор» входил в состав первой эскадры английских крейсеров и следовал в кильватер «Дифенсу».

Эскадра шла впереди главных сил англичан на правом крамболе в 5 милях от «Айрон Дюка».

Сближаясь с противником, крейсеры увидели на короткое время германскую вторую разведы­вательную группу, на которую повернули на 3 R вправо и в 17 часов 47 минут открыли артилле­рийский огонь из 234-лш орудий на предельных дистанциях; однако плохая видимость, вследствие тумана, заставила флагмана отправиться в пого­ню за противником в направлении SO .

«Уорриор», проходя мимо германского крей­сера «Висбаден», в 17 часов 46 минут открыл ар­тиллерийский огонь, но с 17 часов 51 минуты «Уорриор» попал под обстрел германских линей­ных крейсеров и линейных кораблей с их 305-мм артиллерией. Почти сразу после вступления в бой «Уорриор» получил попадание в носовой мостик правого борта, который был совершенно разрушен (рис.40). Позднее его 229-мм броня главного по­яса была пробита бронебойным снарядом в райо­не правого машинного отделения, а затем (веро­ятно, после 18 часов 15 минут) снаряды прониза­ли поясную броню левого борта и попали в ма­шинное отделение.

Кроме того, снарядами были выведены из строя гидравлические устройства двух бортовых башен, которые оказались заклиненными (вероятно, 6 и 8-я башни).

Большой пожар, вспыхнувший на главной палубе, мешал доступу в машинное отделение, которое постепенно затапливалось водой через пробоины.

Группа людей из машинной команды на не­сколько часов была отрезана в левом машинном отделении. Она с исключительным напряжением своих сил тщетно боролась с поступлением воды внутрь корабля. Часть людей задохнулась от га­зов разорвавшихся снарядов; оставшимся в жи­вых грозила опасность от работавших мотылей машины. Травящий пар обжигал и душил людей машинной команды, которой осталось только 3 человека.

Несмотря на поднимающуюся в машинном отделении воду, машина работала по-прежнему (крейсер продолжал давать 10-12 узлов), и оста­новить ее не представлялось возможным из-за присутствия воды.

Рулевой привод был перебит снарядом, все средства внутренней связи уничтожены.

В 20 часов авиатранспорт «Энгадайн» («Engadine ») взял «Уорриор» на буксир, но поступавшая внутрь корабля вода постепенно увеличива­ла углубление кормой, которая была не более 0,5 м над поверхностью воды (нос оставался почти с нормальным углублением), и волны свободно омы­вали верхнюю палубу юта.

В жилой палубе вода стояла на высоте 0,5 м.

Палубы и переборки были совершенно расша­таны снарядами противника и утратили свою во­донепроницаемость; крейсер постепенно терял свою остойчивость, и при усилении ветра и све­жей волны не было никакой возможности удер­жать корабль на плаву.

1 июня в 7 часов 45 минут экипаж «Уорриора» покинул его в 57°34" N и 2°56" О. Лич­ный состав спасся на «Энгадайн», который подо­шел к борту. За время боя, длившегося в течение 35 минут, «Уорриор» получил пятнадцать 305-мм снарядов и шесть 150-мм калибра. Из экипажа пострадало 98 человек.

И т о г и. За 35 минут боя «Уорриора» с гер­манскими линейными крейсерами и линейными кораблями, с дистанции 85-52 каб., он получил пятнадцать 305-мм бронебойных и шесть 150-мм фугасных снарядов, которые нанесли следующие повреждения.

По корпусу большинство попаданий в борт сопровождалось проникновением бронебойных снарядов через 229-мм броню в машинные отде­ления в подводной и надводной частях, вследствие чего вода получила доступ внутрь корабля и за­ливала машины. Две башни были выведены из строя - заклинены.

Из надстроек пострадал носовой мостик; мач­та и трубы остались неповрежденными.

Средства внутренней связи и рулевой привод были перебиты.

Пожар взрыва боезапаса не произвел.

От полученных повреждений «Уорриор» поги­бал медленно - в течение 13 часов 09 минут. Из экипажа пострадало 98 человек, т.е. 11%. Борьба личного состава заключалась в работах по заделы­ванию пробоин, что все же не дало положительно­го результата. Пожар возникший на главной палу­бе, был ликвидирован личным составом.

«Уорриор» (англ. Warrior - «Воин») - первый в мире цельнометаллический броненосец британского королевского флота для плавания в открытом море, спущеный на воду 29 декабря 1860 года. Дал название типу бронированных кораблей; два месяца спустя на воду был спущен второй броненосец этого типа - «Чёрный принц». С 16 июня 1987 года в качестве корабля-музея находится на постоянной стоянке в Портсмуте.

Строительство


«Уорриор» был задуман в противовес французскому броненосцу «La Gloire», заложеному 4 марта 1858 года в Тулоне. Чуть больше, чем через год, 25 мая 1859 года, судостроительная компания «Thames Ironworks and Shipbuilding and Engineering» на своей лондонской верфи приступила к строительству «Уорриор», первого в мире цельнометаллического броненосца, предназначенного для плавания в открытом море. Однако следует отметить, что французский броненосец «La Couronne» был заложен раньше, чем «Уорриор», и тоже был цельнометаллическим, но из-за ряда задержек был спущен на воду позже.








Из-за морозов в конце декабря 1860 года оказался затруднительным спуск судна на воду - «Уорриор» примёрз к слипам стапелей на верфи. Тем не менее 29 декабря спуск судна произвели. К 24 октября 1861 года броненосец был полностью готов. Общая стоимость корабля составила 357 291 фунт стерлингов (эквивалентно 23 млн фунтов в 2006 году).

К моменту спуска броненосца на воду, он считался практически неуязвимым для корабельной артиллерии. Чтобы ещё больше улучшить живучесть, корабль был разделён на 92 изолированных отсека, машинное отделение и отсек для боеприпасов имели двойное дно. Единственнымуязвимым местом была кормовая подводная часть судна, где бронирование отсутствовало.

В движение корабль приводился с помощью 5 267-сильной горизонтальной паровой машины, снабжаемой паром от 10 котлов. 850 тонн угля, максимальное количество загружаемое на борт, хватало на 2 100 миль плавания. Кроме паровой машины на судне было также полное парусное вооружение с площадью парусов 4 500 м². При ходе под парусами, для уменьшения сопротивления воздуху и воде, технически предусматривалась возможность убирать обе трубы и гребной винт в корпус корабля. 35-ти тонный винт снимался с гребного вала и поднимался в колодец на корме судна.

Эксплуатация .

«Уорриор» никогда не участвовал в сражениях, хотя на момент постройки, броненосец был самым большим и самым мощным военным кораблём в мире. В 1869 году «Уорриор», «Чёрный принц» и фрегат «Terrible» участвовали в буксировке корабельного сухого дока от Мадейры к Бермудским островам. Плавание длилось 39 дней.

Быстрое развитие кораблестроения во второй половине XIX века привело к тому, что в течение 10 лет «Уорриор» (как и однотипный ему «Чёрный принц») технически устарел. 1 апреля 1875 года он был переведён в резервный флот, 31 мая 1883 года броненосец прекратил свою службу как боевой корабль, с него было снято артиллерийское вооружение и мачты, а трюмы стали использоваться под склады. В 1902-1904 годах он был приписан к одной из крейсерских флотилий как депо для хранения боеприпасов и топлива, а в 1904 году был передан на военно-морскую базу в Портсмуте для торпедной школы «Vernon» и переименован в «Vernon III», в это время как судно он не использовался, лишь его паровая машина была в эксплуатации для выработки электроэнергии и пара.

В 1925 году корабль планировалось продать на металлолом, но снижение спроса и соответственно цены на лом спасло бывший броненосец от уничтожения. В 1929 году он был передан на одну из верфей в Уэльсе, ещё раз переименован в «Oil Fuel Hulk C77» и в течение последующих 50-ти лет использовался как плавающий заправщик.

Реставрация

Реставрация корабля началась 3 сентября 1979 года, планировашиеся работы оценивались в 8 млн фунтов. Реставрация началась с очистки судна от мусора и грязи, которых было вывезено около 80 тонн. Полностью был восстановлен внешний и внутренний вид, изготовлены новые мачты и такелаж. Работы были завершены в 1984 году. Броненосец вновь получил своё изначально название и с 16 июня 1987 года в качестве корабля-музея находится на постоянной стоянке в Портсмуте.

    "Уорриор" - первая в мире серия цельнометаллических броненосцев британского королевского флота для плавания в открытом море.

    Серия была задумана в противовес французскому броненосцу La Gloire, заложеному 4 марта 1858 года в Тулоне. Чуть больше, чем через год, 25 мая 1859 года, судостроительная компания «Thames Ironworks and Shipbuilding and Engineering» на своей лондонской верфи приступила к строительству первого корабля серии.

    К моменту спуска броненосцы типа "Уорриор" считались практически неуязвимыми для корабельной артиллерии.

    Серия "Уорриор" была построена полностью из железа, что позволило не только значительно облегчить корпус, но и впервые применить в кораблестроении разделение корпуса на водонепроницаемые отсеки. Корабль был разделён на 92 изолированных отсека, машинное отделение и отсек для боеприпасов имели двойной пол. Единственным уязвимым местом была кормовая подводная часть судна, где бронирование отсутствовало.

    Также корабль имел двойное дно. Броневой пояс состоял из плит весом до четырех тонн. Выступы одной заходили за другой, о чем говорила тщательная и продуманная работа корабелов. Это обеспечивало прекрасную прочность общей брони. В качестве дополнительной защиты использовались брусья из тика со средней толщиной бруса до 50 см. Артиллерия тоже имела высокое преимущество. Орудия всех калибров располагались на поворотных платформах, что давало весомое преимущество сектора обстрела при применении орудий. Также на броненосце было установлено десять орудий казенной части, которые заряжались разрывными снарядами. Это было принципиально новое орудие, продемонстрировавшее невероятную эффективность в ходе Крымской компании. Стволы всех орудий были нарезными, что увеличило точность ведения огня. Вращающийся снаряд устремлялся на расстояние до 2,5 км. Это было небывалое расстояние. Орудийные палубы и массивный паровой двигатель были заключены в железную крепость толщиной 10 см, пробить которую не могло ни одно орудие.

    В движение корабль приводился с помощью 5 267-сильной горизонтальной паровой машины, снабжаемой паром от 10 котлов. 850 тонн угля, максимальное количество загружаемое на борт, хватало на 2 100 миль плавания. Но на паровые машины адмиралы полностью не рассчитывали, поэтому у боевого корабля было полное трёхмачтовое парусное вооружение площадью 4 500 м?. При ходе под парусами, для уменьшения сопротивления воздуху и воде, технически предусматривалась возможность убирать обе трубы и гребные винты в корпус корабля. 35-ти тонный винт снимался с гребного вала и поднимался в колодец на корме судна.

    Тип "Уорриор" отличался закругленными обводами корпуса и большим отношением длины к ширине, в результате чего оказался быстроходнее своих иностранных коллег.

    У типа "Уорриор" были и оригинальные особенности. На борту корабля были телескопические дымовые трубы, которые могли складываться при использовании парусов.

    Уорриор1860/1883

    Из-за морозов в конце декабря 1860 года оказался затруднительным спуск судна на воду - "Уорриор" примёрз к слипам стапелей на верфи. Тем не менее 29 декабря спуск судна произвели. К 24 октября 1861 года броненосец был полностью готов. Общая стоимость корабля составила 357 291 фунт стерлингов (эквивалентно 23 млн фунтов в 2006 году).

    "Уорриор" никогда не участвовал в сражениях, хотя на момент постройки, броненосец был самым большим и самым мощным военным кораблём в мире.

    В 1869 году "Уорриор" участвовал в буксировке корабельного сухого дока от Мадейры к Бермудским островам. Плавание длилось 39 дней.

    Быстрое развитие кораблестроения во второй половине XIX века привело к тому, что в течение 10 лет "Уорриор" технически устарел. 1 апреля 1875 года он был переведён в резервный флот, 31 мая 1883 года броненосец прекратил свою службу как боевой корабль, с него было снято артиллерийское вооружение и мачты, а трюмы стали использоваться под склады. В 1902-1904 гг. он был приписан к одной из крейсерских флотилий как депо для хранения боеприпасов и топлива, а в 1904 году был передан на военно-морскую базу в Портсмут для торпедной школы Vernon и переименован в Vernon III, в это время как судно он не использовался, лишь его паровая машина была в эксплуатации для выработки электроэнергии и пара.

    В 1925 году корабль планировалось продать на металлолом, но снижение спроса и соответственно цены на лом спасло бывший броненосец от уничтожения. В 1929 году он был передан на одну из верфей в Уэльсе, ещё раз переименован в Oil Fuel Hulk C77 и в течение последующих 50-ти лет использовался как плавающий заправщик.

    Реставрация корабля началась 3 сентября 1979 года, планировавшиеся работы оценивались в 8 млн фунтов. Реставрация началась с очистки судна от мусора и грязи, которых было вывезено около 80 тонн. Полностью был восстановлен внешний и внутренний вид, изготовлены новые мачты и такелаж. Работы были завершены в 1984 году. Броненосец получил своё первое название и с 16 июня 1987 года в качестве корабля-музея находится на постоянной стоянке в Портсмуте.

    Чёрный принц1861/1885

    "Чёрный принц" спущен на воду 27 февраля 1861 года. Назван в честь Эдуарда Плантагенета - «Чёрного Принца». Был третьим кораблём ВМФ Великобритании, носящим это имя.

    К моменту спуска на воду непродолжительное время, вместе с своим sister ship, считался мощнейшим броненосцем в мире, практически неуязвимым для корабельной артиллерии противника. Из-за быстрого развития кораблестроения в скором времени устарел и большую часть эксплуатации, до 1923 года, прослужил как резервный и учебный корабль.

До середины XIX века развитие военного кораблестроения было очень медленным. Деревянные парусные корабли морских держав отличались друг от друга только размерами.

Срок службы того времени не играл особо важной роли, главным критерием была прочность. В периоды морских сражений конца XVIII - начала XIX века военные корабли служили порой до тридцати лет, пока не становились жертвой жука точильщика или плесени. В морских боях они обладали удивительной живучестью. Точное попадание двух-трех сотен чугунных ядер для многослойных дубовых бортов, толщина которых могла достигать одного метра, иногда оказывалось не эффективными. В сущности, каждый линкор эпохи паруса являлся своего рода броненосцем, хоть и был деревянным. Железный же корпус корабля был куда более легким и прочным, но ядра все равно оставляли в корпусе повреждения, которые могли нанести к плачевному результату в бою.

возникновение броненосцев

Наиболее дальновидные кораблестроители предвидели развитие осколочных ядер и готовили свой ответный ход. Идея бронированного корабля появился сразу в нескольких странах после создания специфических орудий.

На вызов новых технологий Британия XIX века отреагировала преобразованием в промышленности. Британский город Портсмут, где были расположены главные доки королевского военно-морского флота, стал самым крупным промышленным центром мира. На предприятии «Block Mills MCD » стук молота сменил звук парового двигателя. Была в корне изменена самая трудоемкая работа резка дерева и сборка блоков для оснастки. В 30-е годы XIX века Атлантику уже пересекали торговые суда с паровыми двигателями. Эта силовая установка казалось многообещающей, что касается скорости и независимости от ветров. На британском военно-морском флоте изучали возможные преимущества перехода на новые технологии. Но в Адмиралтействе пришли к выводу, что пар сделает парусный флот устаревшим. Когда Лондон получил новости о том, что во Франции ведутся разработки парового двигателя, и у британцев ничего не оставалось делать, как принять вызов.

В начале 30-х годов англичане на все броненосцы установили паровые двигатели и гребные колеса. Однако эксперимент оказался неудачным. Колеса легко выводились из строя огнем противника. Гребное колесо стало несовместимым с боевым кораблем. Однако Адмиралтейство обрело новый тип фрегатов и корветов. К 40-м годам XIX века британский флот представлял собой броненосцы и фрегаты, которые их буксировали. Замена гребному колесу впервые появилась на трансатлантическом лайнере «Great Britain » в 1940 году XIX века. Судостроители быстро пришли к выводу, что гребной винт гораздо эффективнее колеса. На броненосцах он не будет в такой же степени уязвим от огня неприятеля. Только после изобретения гребного винта и установлением его под днищем боевого корабля паровая тяга стала настоящим преимуществом. На судне «Great Britain » было применено еще одно революционное введение - железный корпус. Однако на Королевском флоте скептически отнеслись к строительству железных линкоров. Адмиралтейство не видело в этом смысл. Но Англия стремилась сохранить превосходство технологий, поэтому был создан самый грозный корабль.

броненосец «HMS WARRIOR» преимущества

В 1860 году на воду был спущен боевой корабль «HMS WARRIOR ». Это самый отчаянный проект в истории Британского военно-морского флота. Броненосец был на 30 м длиннее любого корабля своего времени с невероятно мощным вооружением, даже мощнее классического линкора «Victory».

Британский броненосец «HMS WARRIOR » был построен полностью из железа, что позволило не только значительно облегчить его корпус, но и впервые применить в кораблестроении разделение корпуса на водонепроницаемые отсеки. Также корабль имел двойное дно. Броневой пояс состоял из плит весом до четырех тонн. Выступы одной заходили за другой, о чем говорила тщательная и продуманная работа корабелов. Это обеспечивало прекрасную прочность общей брони. В качестве дополнительной защиты использовались брусья из тика со средней толщиной бруса до 50 см. Артиллерия тоже имела высокое преимущество. Орудия всех калибров располагались на поворотных платформах, что давало весомое преимущество сектора обстрела при применении орудий. Также на броненосце было установлено десять орудий казенной части, которые заряжались разрывными снарядами. Это было принципиально новое орудие, продемонстрировавшее невероятную эффективность в ходе Крымской компании. Стволы всех орудий были нарезными, что увеличило точность ведения огня. Вращающийся снаряд устремлялся на расстояние до 2,5 км. Это было небывалое расстояние. Орудийные палубы и массивный паровой двигатель были заключены в железную крепость толщиной 10 см, пробить которую не могло ни одно орудие.

броненосец «HMS WARRIOR»

оригинальные фотографии броненосца «HMS Warrior»

подъемное устройство гребного винта на броненосце

броненосец «HMS Warrior» - плавучий музей

форштевень корабля

орудийная палуба броненосца

броненосец под парусами

картина с броненосцем «HMS Warrior»

Броненосец «HMS WARRIOR » отличался закругленными обводами корпуса и большим отношением длины к ширине, в результате чего оказался быстроходнее своих иностранных коллег. Но на паровые машины адмиралы полностью не рассчитывали, поэтому у боевого корабля было полное парусное вооружение. У броненосца «HMS WARRIOR » были и оригинальные особенности. На борту корабля были телескопические дымовые трубы, которые могли складываться при использовании парусов. К этой черте можно отнести поднимающийся гребной винт весом около 10 тонн, для подъема которого требовалось привлечение почти всего экипажа корабля.

Материалы были подобраны отличного качества и первый океанский броненосец , каким его считали и до сих пор продолжают считать англичане, находился в строю Королевского Британского флота до конца второй мировой войны!

В настоящее время броненосец все еще сохраняется в оригинальном виде в городе Портсмут и относится к уникальным кораблям-музеям мира. С появлением британского броненосца «HMS WARRIOR » время деревянных линкоров прошло.

Технические характеристики линкора «HMS WARRIOR»:
Длина - 128 м;
Ширина - 17,8 м;
Осадка - 7,9 м;
Водоизмещение - 9140 тонн;
Силовая установка - паровые машины мощностью 5300 л.с.;
Скорость - 13,5 узла;
Экипаж - 700 человек;
Вооружение :
Орудия калибра 203 мм - 4;
Орудия калибра 179 мм - 28;

Британский броненосец «HMS WARRIOR». До середины XIX века развитие военного кораблестроения было очень медленным. Деревянные парусные корабли морских держав отличались друг от друга только размерами. Срок службы линкоров того времени не играл особо важной роли, главным критерием была прочность. В периоды морских сражений конца XVIII – начала XIX века военные корабли служили порой до тридцати лет, пока не становились жертвой жука точильщика или плесени. В морских боях они обладали удивительной живучестью. Точное попадание двух-трех сотен чугунных ядер для многослойных дубовых бортов, толщина которых могла достигать одного метра, иногда оказывалось не эффективными. В сущности, каждый линкор эпохи паруса являлся своего рода броненосцем, хоть и был деревянным. Железный же корпус корабля был куда более легким и прочным, но ядра все равно оставляли в корпусе повреждения, которые могли нанести к плачевному результату в бою.Наиболее дальновидные кораблестроители предвидели развитие осколочных ядер и готовили свой ответный ход. Идея бронированного корабля появился сразу в нескольких странах после создания специфических орудий. На вызов новых технологий Британия XIX века отреагировала преобразованием в промышленности. Британский город Портсмас, где были расположены главные доки королевского военно-морского флота, стал самым крупным промышленным центром мира. На предприятии «Block Mills MCD» стук молота сменил звук парового двигателя. Была в корне изменена самая трудоемкая работа резка дерева и сборка блоков для оснастки. В 30-е годы XIX века Атлантику уже пересекали торговые суда с паровыми двигателями. Эта силовая установка казалось многообещающей, что касается скорости и независимости от ветров. На британском военно-морском флоте изучали возможные преимущества перехода на новые технологии. Но в Адмиралтействе пришли к выводу, что пар сделает парусный флот устаревшим. Когда Лондон получил новости о том, что во Франции ведутся разработки парового двигателя, и у британцев ничего не оставалось делать, как принять вызов. В начале 30-х годов англичане на все броненосцы установили паровые двигатели и гребные колеса. Однако эксперимент оказался неудачным. Колеса легко выводились из строя огнем противника. Гребное колесо стало несовместимым с боевым кораблем. Однако Адмиралтейство обрело новый тип фрегатов и корветов. К 40-м годам XIX века британский флот представлял собой броненосцы и фрегаты, которые их буксировали. Замена гребному колесу впервые появилась на трансатлантическом лайнере «Great Britain» в 1940 году XIX века. Судостроители быстро пришли к выводу, что гребной винт гораздо эффективнее колеса. На броненосцах он не будет в такой же степени уязвим от огня неприятеля. Только после изобретения гребного винта и установлением его под днищем боевого корабля паровая тяга стала настоящим преимуществом. На судне «Great Britain» было применено еще одно революционное введение – железный корпус. Однако на Королевском флоте скептически отнеслись к строительству железныхлинкоров. Адмиралтейство не видело в этом смысл. Но Англия стремилась сохранить превосходство технологий, поэтому был создан самый грозный корабль. «HMS WARRIOR» преимущества В 1860 году на воду был спущен боевой корабль «HMS WARRIOR». Это самый отчаянный проект в истории Британского военно-морского флота. Броненосец был на 30 м длиннее любого корабля своего времени с невероятно мощным вооружением, даже мощнее классического линкора «Victory».Британский броненосец «HMS WARRIOR» был построен полностью из железа, что позволило не только значительно облегчить его корпус, но и впервые применить в кораблестроении разделение корпуса на водонепроницаемые отсеки. Также корабль имел двойное дно. Броневой пояс состоял из плит весом до четырех тонн. Выступы одной заходили за другой, о чем говорила тщательная и продуманная работа корабелов. Это обеспечивало прекрасную прочность общей брони. В качестве дополнительной защиты использовались брусья из тика со средней толщиной бруса до 50 см. Артиллерия тоже имела высокое преимущество. Орудия всех калибров располагались на поворотных платформах, что давало весомое преимущество сектора обстрела при применении орудий. Также на броненосце было установлено десять орудий казенной части, которые заряжались разрывными снарядами. Это было принципиально новое орудие, продемонстрировавшее невероятную эффективность в ходе Крымской компании. Стволы всех орудий были нарезными, что увеличило точность ведения огня. Вращающийся снаряд устремлялся на расстояние до 2,5 км. Это было небывалое расстояние. Орудийные палубы и массивный паровой двигатель были заключены в железную крепость толщиной 10 см, пробить которую не могло ни одно орудие. Броненосец «HMS WARRIOR» отличался закругленными обводами корпуса и большим отношением длины к ширине, в результате чего оказался быстроходнее своих иностранных коллег. Но на паровые машины адмиралы полностью не рассчитывали, поэтому у боевого корабля было полное парусное вооружение.



Последние материалы сайта