Памятник эсминцу «Керчь. Памятник эсминцу «Керчь Они были обречены на раскол

12.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Памятник эсминцу «Керчь» расположен на набережной города Туапсе и представляет собой огромную глыбу песчаника, по очертанию напоминающую нос корабля с прикрепленным к нему адмиралтейским якорем. Памятник был установлен в 1968 году, в пятидесятую годовщину трагических событий, которые произошли в тяжелые для страны времена.

Весной 1918 года против армия Антанты захватила Одессу, Николаев и Перекоп – возникла реальная угроза полной оккупации Крыма. Совнарком во главе с Лениным принял решение вывести весь черноморский флот, базировавшийся в Севастополе, в Новороссийск, во избежание захвата кораблей немцами. Всего в Новороссийск было переправлено двенадцать эсминцев, десять катеров и восемь транспортеров, два линкора и пять миноносцев. В ответ на это немцы, нарушая Брестский договор, заняли Севастополь и выдвинули ультиматум советскому руководству с требованием в течение шести дней вернуть флот в Севастополь. Поскольку Красная армия в то время не имела достаточно сил для противостояния, было принято решение затопить весь флот.

17 июня 1918 года данное решение было приведено в исполнение, и роковую роль в этих событиях сыграл именно эсминец «Керчь». Решение затопить флот вызвало бурю протестов как среди населения, так и самих моряков. Единственным ярым сторонником затопления флота оказался командир эсминца «Керчь» - В.А. Кукель, который взял на себя исполнение приказа. На рассвете 19 июня неподалеку от Туапсе был затоплен и эсминец «Керчь».

Стоит отметить, что часть флота все-таки удалось спасти и переправить корабли в Царицын, где на этой основе была создана Волжно-Каспийской военная флотилия.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Керчь»
Служба: Россия Россия
РСФСР РСФСР
Класс и тип судна Эскадренный миноносец
Организация ВМФ Российской Империи
Морские силы РСФСР
Изготовитель Наваль
Строительство начато 29 октября
Спущен на воду 18 мая
Введён в эксплуатацию 27 июня
Статус затоплен экипажем 19 июня
Основные характеристики
Водоизмещение 1326 (нормальное), 1580 (полное)
Длина 92,51
Ширина 9,05
Осадка 3,2
Двигатели 2 паровые турбины «Парсонс», 5 котлов «Торникрофт» в 3-х котельных отделениях
Мощность 28 400 л. с. (на приёмных испытаниях)
Движитель 2 гребных винта
Скорость хода 31,1 узла (на приёмных испытаниях)
Экипаж 136 человек, в том числе 9 офицеров
Вооружение
Артиллерия 4х1 102-мм/60 орудий (боезапас 600 патронов)
Зенитная артиллерия с конца 1917: 2 57-мм АУ
Минно-торпедное вооружение 4х3 457-мм ТА образца 1913 года (14 торпед образца 1910 года), 80 мин образца 1908 или 1912 годов

История службы

18 июня 1918 года по решению советского правительства для избежания захвата германскими войсками кораблей ЧФ, эскадренный миноносец «Керчь» торпедами затопил находящиеся в Цемесской бухте линкор «Свободная Россия» и эсминец «Фидониси» , после чего ушёл в Туапсе , где 19 июня был затоплен экипажем у Кадошского маяка в трёх милях от входа в Туапсинский порт (на глубине 27 метров). Корабль затонул кверху дном .

Предпринятая 22 ноября 1929 года ЭПРОНом попытка осуществить подъём корабля оказалась неудачной (корпус эсминца перерезало на несколько частей понтонными стропами). Средняя часть корпуса «Керчи» (с машинным отделением) была поднята ЭПРОНом в 1932 году. Турбины эсминца после ремонта на протяжении длительного времени работали на Туапсинской электростанции. Оставшиеся на дне обломки корабельного корпуса, лучше всего из которых сохранилась кормовая часть, продолжают оставаться неподнятыми с морского дна .

Факты

Именно с эсминца «Керчь», вслед уходящим в Севастополь кораблям Черноморского флота, был передан в эфир, ставший впоследствии знаменитым сигнал «Судам идущим в Севастополь-Позор изменникам Родины!»

Командиры

Напишите отзыв о статье "Керчь (эсминец)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Керчь (эсминец)

Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.

Вооружение

Однотипные корабли

Модернизации и переоборудования

В апреле 1917 года предполагалось заменить 40-мм зенитные автоматы на 57-мм пушки, но эти работы проведены не были.

Постройка и испытания

1915 год.

7 марта на стапеле №3 крытого эллинга завода «Наваль» ОНЗиВ начали сборку корпуса эсминца «Керчь». Одновременно на этом же стапеле был заложен «Феодониси» .

К началу сентября успели выставить на стапель и собрать часть днищевых конструкций весом 114 т.

11 ноября состоялась «официальная» закладка сразу шести эсминцев серии. На церемонии присутствовал морской министр И. К. Григорович.

1916 год.

1917 год.

8 марта начаты швартовые испытания, кроме этого в этот и следующий день испытывали систему затопления и орошения погребов. Также проверили работоспособность водоотливной, осушительной систем, водопроводы соленой, мытьевой и питьевой воды.

11 марта испытали давлением систему парового отопления. Через два дня проверили торпедные аппараты на соответствие проекту.

28 марта и 13 мая проверили электрическую вентиляцию жилых помещений и боевых прожекторов. 4 мая провели испытания элеваторов подачи артиллерийского боезапаса.

21 мая корабль перешел из Николаева в Севастополь, где был поставлен в док. Здесь 4 и 7 июня осмотрели состояние подводной части.

13 июня провели ходовые испытания на 18-узловом ходу. При водоизмещении в 1395 т. корабль выполнил 10 пробегов со средней скоростью 18,018 узлов, расход топлива составил 3,32 т/ч. что при полном запасе топлива (330 т.) соответствовало району плавания в 1800 миль.

16 июня провели ходовые испытания на полном ходу, эсминец показал среднюю скорость 31,1 узла, что при расходе топлива 15,73 т/ч. соответствовало району плавания в 650 миль. В этот же день проводились испытания стрельбой для 102-мм орудий.

Боковой вид и вид сверху эсминца «Керчь» по состоянию на 1917 год.

26 июня был подписан приемный акт и корабль вошел в состав 1-го дивизиона Минной бригады. На корабле не были готовы приборы управления торпедной и артиллерийской стрельбой и отсутствовали зенитные орудия.

История службы

1917 год.

5 июля совместно с эсминцами «Федониси» , «Поспешный» и «Лейтенант Шестаков» в составе охранения маневренной группы ЛК «Свободная Россия» .

16 декабря в Севастополе был создан Военно-революционный комитет большевиков, который взял власть над кораблями Черноморского флота в свои руки. «Керчь» совместно с другими кораблями вошел в состав советского Черноморского флота.

1918 год.

8 января совместно с эсминцем «Гаджибей» прибыли в Ялту. Для подавления мятежа, провели обстрел городских кварталов.

«Керчь» в Ялте в январе 1918 года.

29 января в рамках отражения румынского наступления, доставил мины в Вилково, на реку Дунай. Мины перегружены на самоходную баржу.

С 29 апреля по 1 мая совместно с эсминцами «Пронзительный» , «Пылкий» , «Громкий» , «Поспешный» , «Беспокойный» , «Гаджибей» , «Калиакрия» , «Капитан-лейтенант Баранов» , «Лейтенант Шестаков» , миноносцами «Жаркий» , «Живой» , «Сметливый» , «Стремительный» переход из Севастополя в Новороссийск во избежании захвата немецкими войсками.

Гибель

1918 год.

«Керчь» топит линкор «Свободная Россия». Рисунок А. Карелова

17 июня при выходе части кораблей из Новороссийска в Севастополь для сдачи германским войскам, передал семафором: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России!» В течении дня эсминец произвел подготовку для проведения затопления оставшихся в Новороссийске кораблей.

18 июня с утра на часть кораблей, на которых большая часть команд дезертировала были отправлены подрывные партии. В 4 16:00 «Керчь» потопил одной торпедой эсминец «Фидониси», что послужило сигналом к затоплению большинства кораблей. После этого эсминец пошел к параллели Дообского маяка где находится ЛК «Свободная Россия». Четырьмя торпедными залпами (6 торпед, из них 4 попали) линкор был потоплен. Опасаясь расправы над командой собравшейся на берегу толпой, капитан увел «Керчь» в Туапсе. На переходе в эфир был послана открытым текстом радиограмма:

Работы по подъему корабля

В октябре 1925 года эсминец обнаружили водолазы вблизи Кадошского маяка. Корабль был в опрокинутом состоянии, погрузившись в ил до привальных брусьев на глубине 27 метров.

В 1928 году приняли решение о подъеме.

К 11 ноября 1929 года под кораблем удалось промыть туннели и завести полотенца, и после установки подушек остропить понтоны. 22 ноября начали продувку, но к 26 ноября из-за грубых просчетов, корпус был перерезан пополам в трех местах. После этого корабль потерял боевую ценность и работы его по подъему были прекращены.

10 сентября 1932 года удалось поднять турбинный отсек. Демонтированные турбины были установлены на Туапсинской электростанции. Кормовая и носовая часть эсминца до сих пор остаются на дне.

Командиры

Память

  • Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда» . - М.: Военная книга, 2006. - С. 99. - ISBN 5-902863-10-4 .
  • Личный материал автора Верстюк А. Н.
  • Галерея изображений

    Весна 1918 года... Против молодой Советской Республики выступили страны Антанты. На Черном море в это время хозяйничали немцы. Кайзеровская армия поспешно продвигалась в глубь Украины. Владимир Ильич Ленин внимательно следил за положением на Украине и в Крыму. По устным указаниям, а часто за личной подписью вождя на юг шли важнейшие директивы, определявшие судьбу Черноморского флота. Когда полчища врага заняли Одессу, Николаев, Перекоп и нависла угроза оккупации Крыма, глава Советского правительства распорядился принять срочные меры по перебазированию кораблей из Севастополя в Новороссийск. Совнарком РСФСР принимает решение: «Вывести Черноморский флот в Новороссийск во избежание захвата его немцами».

    По требованию В. И. Ленина начальник Морского генерального штаба Е. А. Беренс подготовил доклад о положении Черноморского флота. Этот документ подвергся тщательному обсуждению в Высшем военном совете республики. «Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)», — написал В. И. Ленин 24 мая 1918 года на докладе начальника Морского генерального штаба.

    28 мая за подписью В. И. Ленина была дана секретная директива для командующего и главного комиссара Черноморского флота, в которой говорилось: «Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находившиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт Совет Народных Комиссаров, по требованию Высшего военного совета, приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске».

    Исполнить приказ вождя революции было поручено наиболее революционно настроенному экипажу эсминца «Керчь» под командованием В. А. Кукеля.

    Утром 17 июня на берегах Цемесской бухты собрались толпы народа. То и дело слышались возгласы негодования и возмущения. На внешнем рейде отдали якоря корабли, команды которых под влиянием контрреволюционеров решили идти в оккупированный немцами Севастополь. Это были линкор «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Громкий» и миноносцы «Жаркий» и «Живой». Вслед уходившим кораблям на фалах «Керчи» взвился сигнал: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России!»

    Команда эсминца «Громкий», который вышел в море, приняла решение затопить свой корабль. Это был первый из кораблей Черноморского флота, который лег на дно вблизи Новороссийска, у мыса Мысхако.

    В Новороссийске остались линкор «Свободная Россия», эсминцы «Гаджибей», «Керчь», «Калиакрия», «Фидониси», «Пронзительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков» и миноносцы «Сметливый» и «Стремительный». Поздно вечером В. А. Кукель собрал на «Керчи» офицеров с других кораблей, активных сторонников потопления, и предложил им план операции, который после уточнений и был принят к исполнению. По плану предполагалось, что корабли самостоятельно либо на буксире начнут выход на открытый рейд в 5 утра 18 июня. Там они становятся на якорь и ждут прихода «Свободной России» на траверз Дообского маяка. По сигналу с «Керчи» корабли открывают кингстоны, а затем «Керчь» торпедирует «Свободную Россию». К утру выяснилось, что на всех кораблях, кроме «Керчи» и «Лейтенанта Шестакова», команды почти разбежались, а на эсминце «Фидониси» вообще не осталось ни одного человека, сбежал даже командир корабля старший лейтенант Мицкевич.

    Выполнив свой долг, эсминец «Керчь» направился к Туапсе. Ночью 18 июня на подходе к Кадошскому маяку в эфир была послана ставшая исторической радиограмма: «Всем, всем, всем... Погиб, уничтожив те корабли Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии. Эскадренный миноносец «Керчь». А на рассвете 19 июня моряки затопили свой корабль. (с)

    В память об этом событии пятьдесят лет спустя, в 1968 году в Туапсе был установлен памятник. Известно, что корабль, затопленный на глубине двадцать семь метров, в трёх милях от Туапсинского порта, попытались поднять со дна эпроновцы в 1929 году, но только в 1932 году удалось осуществить намерение, подняв среднюю часть корпуса.

    После ремонта турбины из машинного отделения корабля перенесли на Туапсинскую электростанцию, где они долгое время работали. Остальные части миноносца продолжают лежать на дне Чёрного моря.



    Последние материалы сайта