Вигвам - традиционное жилище североамериканских индейцев. Дом у индейцев как называется Дом у индейцев как называется вигвам

22.09.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Типи часто путают с вигвамом. На самом деле вигвам - это вполне себе такой обыкновенный шалаш. На деревянном каркасе, крытый сеном, соломой, ветками и т.п. В отличие от типи, вигвам округлой формы:

вигвамы

Жилище вигвам у американских индейцев относится к обрядовым для очищения и возрождения и представляет собой тело Великого Духа. Его округлая форма олицетворяет мир как целое, пар — видимый образ Великого Духа, совершающий очистительную и духовную трансформацию. Выйти на белый свет из этого темного помещения означает оставить позади все нечистое. Дымоход обеспечивает доступ к Небесам и вход для духовной силы.


Типи (на языке сиу — thipi, обозначает любое жилище) — повсеместно принятое название для традиционного переносного жилища кочевых индейцев Великих равнин с очагом, расположенным внутри (в центре). Данный тип жилища использовался также горными племенами Дальнего Запада.
Типи имеет форму прямого или слегка наклонённого назад конуса или пирамиды на каркасе из шестов, с покрышкой, сшитой из обработанных шкур бизонов или оленей. Позднее, с развитием торговли с европейцами, чаще использовалась более лёгкая парусина. Сверху находится дымовое отверстие.

Вход в типи всегда расположен с восточной стороны, что имеет своё поэтическое объяснение. "Это для того, — говорят индейцы племени черноногих, — чтобы, выходя утром из типи, первым делом поблагодарить солнце".

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТИПИ.

Мужчинам полагалось находиться в северной части типи, женщинам — в южной. В типи принято двигаться по часовой стрелке (по солнцу). Гости, особенно впервые пришедшие в жилище, должны были размещаться в женской части.

Неприличным считалось прохождение между центральным очагом и кем-то ещё, поскольку считалось, что так человек нарушает связь присутствующих с очагом. Чтобы пройти на своё место люди, по возможности должны были проходить за спинами сидящих (мужчины направо от входа, женщины соответственно налево).

Заходить за заднюю часть типи, что означало прохождение за алтарём, возбранялось, во многих племенах считалось, что только хозяин типи имеет право заходить за алтарь. Особых ритуалов покидания типи не было, если человек хотел уйти — он мог это сделать сразу без лишних церемоний, однако за неучастие в важных собраниях его потом могло ждать наказание.


способ установки типи племени Кроу

ЧТО ГДЕ В ТИПИ НАХОДИТСЯ

Первые типи изготовляли из бизоньих кож. Они были невелики, так как собаки не могли при перекочевках перевозить большие, тяжелые покрышки палаток. С появлением лошади размеры типи увеличились, ну а со второй половины XIX века индейцы стали использовать для покрышек и брезент.

Устройство типи — совершенно и хорошо продумано. Внутри жилища к шестам привязывалась подкладка — широкая полоса, сшитая из кожи или ткани, которая доходила до земли, что предохраняло от сквозняков по полу и создавало тягу в верхней части палатки. В больших типи устраивали озан — своеобразный потолок из кожи или ткани, сохранявший тепло. Пространство над костром он перекрывал не полностью — оставался путь для выхода дыма через верх. Озан использовали и как антресоли — для хранения вещей.

Вход закрывался снаружи «дверью» — куском кожи, иногда натянутым на овальный каркас из прутьев. Внутри дверной проем завешивался своего рода шторой. Пространство в большом типи иногда перегораживали шкурами, создавая подобие комнат, или даже ставили внутри маленькое типи, например, для молодой семьи, так как супруг; согласно обычаю, не должен разговаривать и даже видеться с родителями жены. Наружная покрышка типи имела вверху два клапана, которые закрывались или разворачивались в зависимости от ветра. Снизу покрышка не плотно прижималась к земле, а прикреплялась колышками так, чтобы оставались щели для тяги. В жаркую погоду колышки вынимали, а покрышку задирали вверх для лучшей циркуляции воздуха.

Каркас палатки составляли 12 и более шестов, в зависимости от размеров типи, плюс два шеста для клапанов. Шесты ставили на опорный треножник. Веревка, связывавшая треножник, соединялась с колышком-якорем, который втыкался в центр пола. Очаг устраивали, чуть отступая от центра — ближе ко входу, который всегда смотрел на восток. Самое почетное место в типи было напротив входа. Между этим местом и очагом устраивали алтарь. Пол устилали шкурами или одеялами, кровати и стулья делали из небольших жердей и прутьев, покрывая их шкурами. Подушки шили из кожи, набивали их мехом или ароматной травой.

Вещи и продукты хранились в коробках из сыромятной кожи и в парфлешах — больших кожаных конвертах.


План устройства большого типи Ассинибойнов:

а) очаг; б) алтарь; в) мужчины; г) гости-мужчины; д) дети; е) старшая жена; ж) бабушка; з) родственницы и гости-женщины; и) жены хозяина; к) дедушка или дядя; л) вещи; м) продукты; н) посуда; о) сушилка для мяса; п) дрова;

Для костра индейцы использовали, кроме дерева, сухой помёт бизонов — он хорошо горел и давал много тепла.

Когда разбивали лагерь, типи обычно расставляли по кругу, оставляя проход с восточной стороны. Собирали и разбирали типи женщины, которые справлялись с этим делом очень быстро и ловко. Лагерь мог быть свернут и готовым к дороге менее чем за час.

При перекочевках индейцы сооружали из шестов типи своеобразные конные волокуши — травуа. Два шеста крепились по бокам лошади или на спине крест-накрест. Внизу шесты соединялись поперечинами из жердей или стягивались полосками кожи, и на этот каркас клали вещи или сажали детей и больных.

Вход в типи - на востоке, а у дальней стенки типи, на западе, находится место хозяина. Южная сторона - это сторона хозяйки и детей. Север - мужская половина. Там же располагаются обычно почетные гости.

Люди малознакомые или пришедшие впервые в типи не проходят дальше хозяйского места и поэтому садятся сразу у входа (входя в типи принято двигаться по солнцу (часовой стрелке), то есть вначале через женскую половину).

Объясняется это разделение тем, что на севере живут силы - помощники мужчин, а на юге - женские силы. Люди близкие хозяину, прийдя в гости, садятся на севере. Самым почетным и уважаемым хозяин может уступить свое место.

Это связано со значением алтаря, то есть нежелательно, чтобы незнакомый человек проходил между вами и алтарем. Когда у вас много гостей, то вновь пришедшие проходят за спинами сидящих, чтобы не нарушить их связи с очагом .

ОЧАГ и АЛТАРЬ

Первое что вы делаете, поставив типи - устраиваете себе очаг. Для этого вы находите, если это возможно, десяток-другой камней и выкладываете их кругом. Если вы хотите сделать себе алтарь, то надо найти один большой плоский камень, который кладется в кругу напротив спального места (места хозяина типи).

Очаг должен быть как можно просторней (насколько позволяет размер типи), потому что тогда будет меньше проблем с сыпящимися углями и нагревающиеся от очага камни будут ближе к спальным местам, теплее будет, значит.

Лучше не бросать в него окурки, мусор и прочий шит, потому что он может обидеться и очень даже реально, как минимум, вонять будет на всю типуху. Да и вообще приятно когда огонь чистый по многим соображениям. Очаг всегда неплохо подкормить, не только дровами, но и кашу он тоже любит.

Вообще, если вы хотите дружить с огнем, то с ним надо делиться и чем-то хорошим тоже. Хорошая жертва огню - щепоть табака, если вы курите, душистой травы, шалфея или можжевельника. Когда проживешь в типи достаточно долго, то начинаешь относиться к огню с уважением, от него ведь много чего хорошего, и тепло и еда...

Ближний ко входу камень при необходимости отодвигается в сторону, чтобы кое-кто, о ком мы обычно пишем зеленым цветом, мог заходить (и еще это полезно, когда вы топите длинными жердями или бревнами). В некоторых индейских типи этот камень был всегда отодвинут.

Очаг - центр жизни в типи.

АЛТАРЬ

У него много значений. Одно из них - это место, куда кладутся ваши дары огню. На него можно положить предметы, которые имеют для вас значение, когда вы ложитесь спать (эта фраза вызвала всеобщий смех). Обычно под алтарем хранится трубка. Это чистое место, постарайтесь, чтобы вокруг тоже было чисто.

Простой алтарь для временной стоянки - это плоский камень, который кладется перед местом хозяина.

Если вы рассчитываете жить в типи долго, а стало быть общаться со всем тем, что живет в типи вместе с вами, то можете сделать себе большой алтарь. Делается он так: перед большим алтарным камнем насыпается горка песка (песок чище земли, он может отражать солнце, поэтому подходит лучше всего). По краям втыкаются две маленькие деревянные рогатины, поперек кладется тонкая палочка. Ее можно украсить лоскутами ткани, тесьмой, индейцы предпочитали красный цвет и вешали на нее перышки птиц, дикобразовые иглы.

Алтарь - это ворота.

Через них проходит дорога, которая соединяет вас с невидимыми силами. Говорят, что вокруг их много.

Горка песка символизирует землю.

Рогатины - два мировых древа, а перекладина над ними - небесный свод.

Алтарь хранит все, что связывает вас с невидимыми силами, поэтому на него вешают талисманы и предметы силы. На нем время от времени возжигают шалфей, полынь, sweetgrass (священные травы индейцев).

На рисунке внизу зарисовано расположение мест и предметов в типи.


Так располагались места в типи у индейцев. Из этого само напрашивается расположение всего остального вашего убранства. Дрова обычно лежат у входа с мужской стороны (раньше феминизма не было, женщины были посильнее и занимались заготовкой топлива, и дрова лежали на женской стороне), а кухня (припасы, котелки и прочая утварь) находится на женской половине.

Вещи, которыми вы пользуетесь редко можно положить за полог. Если у вас в наличии имеется добрая старушка, а вы - настоящий индеец, посадите старушку в дровяной угол (индейцы называли его "старушечий угол"). Там ей будет хорошо. Считается что старые люди страдают бессонницей, а потому в холодную погоду ваша старушка сама будет всю ночь подкидывать дрова в очаг. Будет тепло и вам, и старушке.

Целлофан в типухе неудобен. Для хранения продуктов лучше использовать матерчатые мешки, подвешенные на деревянные крючки и перекладины, привязанные между шестами, на которых стоит ваше типи, чтобы висели повыше над землёй и не отсыревали.

Если вы богатый индеец, крупные мешки удобнее повесить на деревянной треноге (это если вы доверчивый индеец и не боитесь нашествия ирокезов или других голодных племён (см. фото) ). В том случае, если ирокез - это вы, используйте чужие крупные мешки для подвешивания их на свою треногу.

Чтобы вскипятить воду нужно её подвесить над огнём. Для этого можно сделать (или позаимствовать у соседа деревянную треногу с крюком.

Вариант для небольших типи, где тренога неудобна - это привязанный над очагом поперечный шест, как показано на рисунке внизу . Крюк, подвешеный к этому шесту постарайтесь сделать подлинней, чтобы верёвка не перегорала. Верёвку выбирайте из натуральных материалов, иначе она плавно стечёт в ваш суп. В большом типи такие перекладины удобно использовать в качестве сушилок для одеял, одежды, трав, ягод и грибов. Кстати, одеяла с утра тоже хорошо бы просушивать. Независимо от погоды, внутри типи вы будете потеть во время сна, одеяла будут отсыревать, а вы обретёте запах монгольского воина.

Кровати . Живя в типи, иногда приходится прилечь. Чтобы уберечь себя, свои вещи и своих детей от сырости и ревматизма можно соорудить кровати-лежанки из сухих тонких жердей. Жерди застилаются травой. Некоторые используют для этого лапник, но им наверное совсем не жаль деревьев. Лучше используйте сухие прошлогодние травы. Можно взять траву, которая росла на месте типи, все равно она вытопчется. В холодную и дождливую погоду очень приятно положить в ноги завернутый в тряпку и нагретый в очаге камень, а сбоку толстую теплую скво (терапевтический набор "камень + скво"). В маленьком типи кровати делать неудобно - можно отделить спальное место длинной жердью, закреплённой к земле колышками и положенной вдоль спального места ближе к очагу. Тогда вы не будете топтаться по одеялам и спальникам.

Подстилку, которую использовали индейцы на самом деле изготовить сложно, но кое-что можно объяснить. Делали ее из тонких ивовых прутьев, связывая их так, как показано на рисунке ниже. Тонкий конец ее подвешивался на треногу на удобную высоту. При надобности её выносили на улицу и использовали как кресло (любовались закатом солнца). Существует английское название "backrest". Это приспособление очень удобно сворачивается и мало весит.

Что находится вокруг типи

Лучше если вокруг вашего типи находятся: лес, река, синее небо, зелёная трава и добрые соседи, а не консервные банки, бутылки и окурки; и уж тем более не объедки и не выбросы человеческого организма или больных умов. Короче, чисто там, где не сорят.
В лесу недалеко от стоянки и поближе к звериным тропам выбирали место, куда сносили объедки и остатки пищи. Такие места назывались "вейкан". Под вейкан не рыли яму, а напротив, делали его на возвышенности, чтобы звери и птицы не боялись к нему приблизиться.


Хозяйственные строения.

Из длинных шестов (можно использовать клапанные шесты соседского типи) сделайте себе сушилку для одеял. Это просто большая тренога с перекладинами между шестами.

Оградительные сооружения.

Если вы у не хотите лишиться чего-нибудь, сделайте так:
Из двух тонких жердей (годится соседская тренога для котелка) свяжите крестовину и "закройте" ею дверь с наружной стороны. Но не забудьте войти внутрь, иначе вашу сгущёнку съест ваша скво. Такого рода "замок" часто используется и в том случае, когда вы ненадолго уходите из типи. Крестовина у двери означает что не стоит беспокоить жильцов типи. Такой знак широко используется теми, кто живёт в типи (не только индейцами, которые его придумали).

По традиции деревья растущие поблизости от типи, украшаются цветыми пёстрыми лоскутками. Индейцы часто подвешивали на них всякие дары, чтобы задобрить силы, хранящие место. Пока вы живёте рядом с деревьями, вы делите с ними землю. Вам приятно будет вернуться к ним и увидеть их красивыми

КАК ШЬЕТСЯ ТИПИ.

В основу кладется прямоугольник ткани размером, например, 4.5 х 9 метров. Вы можете сшить типи и побольше, главное - это сохранить пропорции.

Ткань для типи

Ткань желательно выбирать нерыхлую, непромокаемую, легкую и огнеупорную. Это могут быть все виды брезента, двухнитки, проклееной бязи, или палаточной ткани. Наилучший вариант - это конечно традиционная парусина. Можно использовать палаточную ткань

Есть подозрение, что если все это не будет гореть, то было бы неплохо. Лучше если ткань не тянется и не реагирует на тепло и влагу.

Ниткой лучше шить суровой, с элементами синтетики.

Если ткань узкая, то прямоугольник сшивается из полос. Швы при этом желательно делать внахлест на одну сторону так, чтобы во время дождя по ним могла стекать вода. Для тонких тканей хорошо использовать парусный шов. Швы можно провощить (промазать растопленным воском).

Когда прямоугольник уже сшит, можно начинать кроить. Удобнее всего сначала начертить контур мелом на веревочке длиной в 4.5 метра. Конец веревки закрепляется в центре большей стороны прямоугольника и мелком, как циркулем, вычерчивается полукруг (рисунок А) . Если у вас маловато ткани, то можно сразу сшивать полосы не прямоугольником, а полукругом со ступеньками (рисунок Б) .


************

Соотношение размеров клапана, застежки и входа:

Это соотношение разное у различных племен, но в среднем оно составляет 1:1:1 , если типи не слишком большой (4-4.5 метра)

Есть различные варианты. На выкройка типи Сиу (Sioux), а на - типи Черноногих (Blackfoot)

Клапана

Чтобы регулировать тягу (прикрывать дымоход с подветренной стороны) у типи есть клапана.

В лесу и степи клапана типи крепятся по-разному - в лесу, где нет ветра, нижние края клапанов могут свободно висеть или крепиться веревкой к покрышке, как показано на а в степи для того, чтобы ветер не рвал клапана, их нижние концы обычно привязываются веревкой на отдельно стоящий шест

От формы клапанов зависит форма типи в целом.

У Сиу клапана цельнокройные (кроятся целиком, вместе с покрышкой) у Черноногих пришиваются к типи отдельно (пришивные клапана). У типи с цельнокройными клапанами задняя стенка короче и поэтому оно слегка наклонено назад и вытянуто вверх. Типи с пришивными клапанами выглядит как ровный конус и в нем больше места.

Вот примеры возможных раскроек клапанов и карманов для клапанов:

Цельнокройные клапана обычно делались длиннее сантиметров на 20 и уже. Для того чтобы расширить цельнокройный клапан необходимо вшить в него клин, разрезав клапан сверху примерно до половины (рисунок 5)

Немного о соотношениях размеров клапанов. Нужно стараться избегать делать слишком длинные клапана - когда типи будет стоять, то в дырку между ними будет капать дождь и выдувать тепло. На низ клапана нужно нашить свободно болтающийся кусочек ткани и укрепить квадратиком сочленение нижнего конца клапана с полотном (рис.6) . Опять же ширина верхней части клапана должна соотноситься с размером самого типи. Для типи 4.5 х 9 подходит ширина в локоть с небольшим. Нижняя часть клапана (подшитый кусок) шириной в две ладони многих устраивает. Расстояние между клапанами (включая язычок) примерно 70 сантиметров.

Седловина между клапанами должна охватить всю обвязку шестов, но не увеличивать своим размером ширину клапана. В середину ее вшивается язычок для привязывания покрышки. Седловина может быть различной формы, но именно в этом месте возникает самое сильное напряжение, язычок пришивается как можно прочнее, так чтобы он мог выдержать вес всей покрышки. К нему крепится веревка которой типи привязывается к шесту (варианты крепления на рисунке 7 ). Не менее прочно пришиваются и карманы на верхних углах клапанов, на их внешней стороне. В них вы вставите шесты для регулировки. К нижним углам клапанов прикрепите длинные веревки для оттяжки клапанов. Вместо карманов можно проделать большие дырки (как это делали Черноногие и Кроу). Тогда к шесту, отступив некоторое расстояние от его конца, привязывается поперечина и так он вставляется в дырку. Индейцы на свободный конец шеста вешали скальпы, а мы по зрелом размышлении решили, что мы индейцы законопослушные, и делать так не будем.

Вход

Высота входа должна находиться примерно на уровне плеча, начиная от края покрышки. А вырезать его нужно отступив сантиметров 20 , которые приходятся на порог. Глубина выреза - где-то 2 ладони. Обе половинки оторачиваются полосой крепкой ткани под которою просунута веревка (см. рисунок 8 ). При установке типи концы веревки связываются, чтобы не слишком растягивался вход. Если же покрышка из грубой ткани, типа парусины, вполне хватит одной оторочки, без веревки.

Дверь можно сделать простой, а можно более замороченной.

Пример замороченной двери - рисунок 10. Ее можно сделать либо из большой шкуры, либо из куска ткани, вырезанного приблизительно по форме шкуры. Это трапецеобразная дверь с длинным язычком на верхней части, который прикалывается к покрышке одной из деревянных палочек-"застежек". Язычок лучше сделать как можно длинней, чтобы подвесить дверь повыше - так она будет удобнее откидываться. Другой пример замороченной двери - дверь с ивовым каркасом овальной формы, которую вы видите в правой части рисунка 10.

На некоторых типи вообще не делали дверей и края покрышки просто запахивались один за другой.

Застежки.

Обычно дырки для застежек делаются по две на каждой стороне покрышки, так чтобы дырки совпадали, а то ткань будет морщиться. Иногда делают также по две дырки с одной стороны и по одной с другой. Так легче стянуть покрышку, но натяжение при этом слабеет. Край ткани с двумя дырками при этом накладывается сверху (ежу понятно).

Полог.

Полог - вещь в типухе очень важная. Он-то в основном и держит тепло, покрышка служит только для защиты от дождя и ветра. Лучше делать его из плотной ткани (если вам не лень таскать такую тяжесть). Иногда полог весит столько же, сколько вся покрышка. Место между пологом и покрышкой используется для хранения вещей.

Полог прямой . (Рисунок 12) Высота его около 150 см. Для справки - на типи диаметром 4.5 метра на полог требуется примерно 12 метров ткани. Сделать его легко, но он съедает много пространства внутри типи. По верхнему краю через равное расстояние (примерно через метр) привязываются шнурки-завязки для подвешивания на натянутую по периметру между шестами веревку.

Полог трапецевидный. (Рисунок 13) Сшивается из широких трапеций. Поэтому в отличие от прямого полога его можно натянуть строго вдоль шестов. Обычно его делают из трех секторов (как видно на рисунке 14 ) и с таким расчетом, чтобы средний сектор накладывался внахлест на два крайних. Для справки - на 5-ти метровый типи требуется около 20 метров, а на 4,5 метровый - примерно 18. .

В любом из этих случаев длины полога должно хватать на то, чтобы вы могли запахнуть его у входа, и чем с большим запасом, тем лучше. Старайтесь найти для полога светлую ткань, чтобы в типи не было темно.

Дополнительные детали

Азан - что-то вроде козырька, который подвешивается над спальным местом чтобы под ним скапливался теплый воздух. Обычно это кусок ткани в форме полукруга, который своей закругленной частью привязывается к шнуру, на котором висит полог. Ткань азана привязывается с запасом, чтобы можно было заткнуть ее за полог и закрыть щель - теплее будет! Радиус азана должен быть равен радиусу стоящего типи.

Треугольник от дождя. Маленькая, но очень полезная деталь. Во время сильного дождя тяга ухудшается, поэтому клапана нужно открыть пошире, но тогда внутрь будет заливать дождь. Чтобы голова, однако, совсем сухой был (извините, бум-шанкар попутал), вырежьте из плотной непромокаемой ткани равнобедренный треугольник, такой величины, чтобы он мог прикрыть очаг. Треугольник привязывается наверху, под дымоходом, на три шеста.

Постановка типи.

Типи ставится на шестах. Нужно от 9 до 20 шестов, в зависимости от размера типи. Самое распространенное число шестов для типи диаметром 4.5-5 метров - двенадцать.

Выбирая место для типи, смотрите, чтобы поблизости было поменьше деревьев (после дождя с них долго капает на покрышку вода), чтобы место было ровным, чтобы типи не стояло в ложбине. Траву можно не вырывать, потому что она все равно быстро вытопчется.

Итак, вы нашли все шесты и притащили их на место стоянки. Не забудьте очистить их от коры (чтобы на башка не сыпалось) и сучков (чтобы покрышка не рвал, однако).

Сначала надо связать треногу - вот как это делали индейцы

Для этого расстелите на ровном месте покрышку, положите на нее три шеста. Шесты крадутся (это опечатка, но если вам лень идти в лес, то это не опечатка)... Итак, шесты кладутся толстыми концами вровень с краем покрышки, а тонкие концы связываются вместе на уровне язычка (язычок - см. отдел Клапана , рисунок 7 ). Учитывайте, что если типи сиукского покроя (то есть задняя стенка короче) то два шеста связываются по высоте задней стенки и один по высоте передней (рисунок 17) . Сделайте на шестах засечки, чтобы не съезжал узел. Кстати, если собираетесь обвязывать весь каркас, свободный конец веревки должен быть очень длинным. Теперь торжественно водрузите связаную треногу (тонкими концами вверх)!

Дальше через равные промежутки друг за другом ставится три шеста, начиная от восточного (дверного) шеста, двигаясь против солнца (против часовой стрелки). Потом следующие три шеста по другую сторону от него, двигаясь по солнцу. И следующие два также по солнцу в оставшийся промежуток, они ставятся рядом, оставляя место для последнего шеста с покрышкой (он будет стоять за ними).

Все это время параллельно шесты обвязываются для прочности. Делается это так: берется хвост веревки, которой связана тренога, и один из ваших помощников, бегая по кругу, прихватывает установленные шесты веревкой. При этом полный виток делается на каждые три шеста (и на два последних). Удобнее это делать чуть-чуть подергивая веревкой, когда она охватывает розетку шестов, тогда она скользит при каждом рывке к узлу и плотнее к нему прилегает.

Затем к последнему шесту привязывается покрышка крепко- накрепко и притом так, чтобы нижний конец шеста выступал за край покрышки примерно на ладонь. Все это хозяйство поднимается и шест ставится на свое место. Если у вас тяжелая покрышка, то лучше делать это не одному. Для этого лучше перед поднятием шеста собрать к нему покрышку гармошкой и потом, когда шест поднят, два человека берутся за края покрышки и начинают расходиться, оборачивая ею каркас так, чтобы вход находился между восточным треножным и шестом номер 4 на рисунке 18. Покрышка скрепляется застежками сверху вниз. После этого можно раздвинуть шесты, чтобы ткань натянулась и плотно облегла каркас.

Далее по периметру типи привязываются веревочки, в середине между каждой парой шестов (см. на рисунке 19 ). Берется маленький камешек, шишка или еще что-нибудь круглое, оборачивается тканью покрышки, отступив от ее края на ширину ладони и обвязывается плотно веревкой так, как показано на рис. 19 . Дополнительно привязываются две завязки по обеим сторонам от входа, около шестов. Теперь покрышка прихватывается к земле колышками.
Вставьте два коротких и легких шеста в карманы клапанов, для управления ими. Вбейте в трех шагах напротив входа шест для оттяжки клапанов и привяжите к нему веревки от клапанов.

Полог.
Для начала берется очень длинная веревка. Она вяжется к шестам внутри типи (я это написал на всякий случай, мало ли...) на высоте чуть ниже высоты полога.

Начинать лучше от шеста с покрышкой. Под каждый виток веревки подсовывается пара палочек, это маленькие, но очень священные палочки и если вы не придадите им никакого значения, то во время дождя, по шестам будут стекать гулкие потоки воды, низвергаясь с жутким рокотом прямо вам на кровать. Способ завязки см. на рисунке 20 .

Потом вешается полог, начиная от входа и закрывая его первым своим сектором, так чтобы края задергивались, как занавески. Низ полога придавливается изнутри тяжелыми предметами (камни, рюкзаки, томагавки, гости и т.п.)

Очаг

Не ройте яму под очаг, а то у вас будет бассейн. Обложите его большими или маленькими камнями. Лучше всего расположить очаг немного сдвинутым от центра типи ко входу. Теперь разожгите огонь, если будет дымить, то вернитесь к странице 1 и посмотрите как правильно шить типи.
Рэджинальд и Глэдис Лаубин

Раскраска типи

И вот типи стоит, вы в нем живете и вам, по всей видимости, в нем хорошо. И однажды, выйдя на улицу и поглядев по сторонам, вас охватывает смутное томление - хочется что-то сделать.

С окружающей средой, наверное, ничего сделать не удастся, а вот покрышка типи может стать совсем другой. Это штука достаточно непростая - учтите, что большинство рисунков рано или поздно приедается, если они сделаны непродуманно и без всякого особого смысла.

Нам кажется, что тема рисунка на покрышке должна что-то значить именно для вас самого в первую очередь, ничего страшного если другим они будут непонятны. А в-общем-то конечно это личное дело каждого и его художественного и всякого прочего вкуса. Поэтому мы не будем вас особо грузить своими размышлениями на эту тему (разве что чуть-чуть), а попытаемся привести как можно больше рисунков - образцов того, как это делали другие.

И все-таки существует традиционная символика, многие детали росписи означали собой что-то еще, и если вам интересно об этом узнать, то мы кое-что можем рассказать. В противном случае все это можно запросто пропустить.

По нижнему краю покрышки обитатель типи рисовал нечто символизирующее землю, скажем полосу гор, прерию, камни, в-общем то, что он видит вокруг себя. Обычно это рисовалось красным цветом, цветом земли.

Верх, соответственно, означал небо, часто черного, бездонного цвета. Сидя в таком типи, чувствуешь себя в центре раскрашенной вселенной, и в большинстве случаев этого было достаточно, и роспись типи прекращалась (такой рисунок вряд ли может надоесть, правда?). Впрочем, на покрышку типи иногда наносили еще какой-нибудь рисунок, который был изображением чего-то необычного, случившегося в жизни человека или явившегося ему во сне (что с точки зрения индейца одно и то же).

Индейцы вообще уделяли снам очень важное значение, иногда сон, приснившийся человеку, мог изменить течение его жизни, и поэтому для него естественным было изобразить такое важное событие на своем доме. Так что если бы кто-нибудь намалевал на своем типи абы что, просто так, то его как-то бы не поняли.

В неискаженном различными пластмассовыми наворотами сознании существует очень крепкая связь между предметом и его изображением (так же было и с языческими идолами и, позже, иконами у русских), поэтому изобразив что-то на типи, вы это что-то привлекаете. Не зря частым сюжетом рисунков на типи были символические изображения явившихся во сне хранителей и помощников, обычно в образе животных, с которыми раньше у человека существовала тесная связь.

Раскрашенная покрышка типи Чейеннов

Лучше начинать расписывать типи еще до его постановки, так будет удобнее добраться до его верхней части. Низ можно раскрасить когда типи уже стоит. Естественнее смотрятся природные краски, от которых глаза не устают (если вы конечно не любитель техно-музыки, тогда ваши глаза и не такой ужас видали...).

Индейцы расписывали типи теми красками, которые можно добыть в природе, поэтому существует всего несколько традиционных цветов. Но цвета для них, как и все остальное, были полны смысла, поэтому даже когда они получили возможность покупать синтетические краски (масляные или акриловые), они все равно выбирали понятную для них гамму.

Это: красный, желтый, белый, синий или голубой и черный.

Красную и желтую краски можно сделать из охры, если ее растолочь и смешать с жиром, растительным маслом или просто с водой. Если вам повезет, окаменевшую охру можно отыскать около рек, взять древесную охру из-под осиновой или сосновой коры (что сделать очень трудно), иногда земляную охру выбрасывают вместе с землей кроты, как к счастью для нас произошло здесь в Токсово.

Голубую и белую краски можно сделать из цветной глины тем же способом, что и и красную, черную - из толченого угля, а вместо синей краски использовать ягоды черники. Все эти краски, даже разведенные на воде, отлично въедаются в ткань, правда вот голубой цвет легко выгорает на солнце.

Красный - цвет Земли и Огня. Это самый священный цвет, почитаемый не только у индейцев, но и у многих других народов, которые связывали свою жизнь с землей.

Желтый - это цвет Камня, а также Молнии, которая по многим повериям имеет связь с камнями, землей и огнем.

Белый и голубой - цвета Воды или пустого пространства - Воздуха, прозрачного как вода.

Черныйи синий цвета - это Небо, бездонность.

Иногда для того чтобы показать связь между небом и водой, небо изображалось белым или голубым цветом (ведь вода падает с неба). По тем же причинам воду иногда изображали черным или синим цветом.

Иногда синий цвет заменяли зеленым (когда появились масляные краски, зеленую краску в природе найти трудно) из-за того, что у древних народов не было разницы между синим и зеленым цветами. То же самое с темно-синим и черным.

Что касается самих рисунков то важнее всего понять одно: лучше всего видеть красивое в простом. Нам кажется, что это касается не только рисунков, но и всего остального, что мы делаем и о чем думаем в нашей жизни (во, телега!). Не старайтесь слишком заполнять пространство мелкими деталями, пустота только подчеркнет значение вашего рисунка. Мы можем посоветовать не попасться на распространенную ошибку; когда вы расстилаете типи на земле и делаете рисунок, он вам кажется гораздо крупнее, чем он есть на самом деле, не бойтесь закрашивать большое пространство одним цветом - когда типи встанет, перспектива изменится и все будет выглядеть по-другому.

Очень долго и наверное не нужно описывать все детали и загогулины, которыми пользовались индейцы, но мы можем описать несколько распространенных простых символов. Чаще всего встречаются различные треугольники - они означают горы и, соответственно, землю. Маленькие круги в сочетании с ними - это камни. Широко распространенным символом, который вводил в непонятку христианских миссионеров, был крест, означающий четыре священных направления, четыре стороны света или небесные светила. Конечно, все это вещи обобщенные, символов и различных их толкований было гораздо больше, поэтому не удивляйтесь, если в других источниках (мы - это источник? У, круто!) вы встретите другую информацию.

Если вы используете в раскраске своего типи какие-то традиционные индейские элементы, то вы тоже поможете этой культуре выжить естественным для нее путем.


А сегодня мы ознакомим наших читателей со значением слова "вигвам" и его отличиями от "типи" кочевых племен.

Традиционно вигвамом называют место проживания лесных индейцев, которые обитали в северной и северо-восточной части континента Северная Америка. Как правило, вигвам представляет из себя небольшой шалаш, общая высота которого составляет 3-4 метра. Он имеет куполообразную форму, и в самых больших по размеру вигвамах может одновременно жить примерно 30 человек. Также к вигвамам можно отнести и небольшие по своему размеру шалаши, имеющие конусную форму и похожие на типи. Сейчас вигвамы часто используются в качестве места для проведения традиционных обрядов.

Аналоги вигвамов можно найти также у некоторых африканских народностей, чукчей, эвенгов и сойтов.

Как правило, остов шалаша делается из тонких и гибких древесных стволов. Их связывают и покрывают корой деревьев или циновками из растений, листьями кукурузы, шкурами и кусками ткани. Встречается также комбинированный вариант покрытия, которое сверху также дополнительно укрепляют специальной наружной рамой, а в случае её отсутствия стволами или специальными шестами. Вход в вигвам закрывают занавеской, и высота его можно быть как небольшой, так и в полную высоту вигвама.


В верхней части вигвама есть дымоход, который часто прикрывают куском коры. Приподнимают его для вывода дыма при помощи шеста. У куполообразных вариантов вигвамов могут быть как вертикальные, так и наклонные стены. Чаще всего встречаются круглые вигвамы, но иногда можно увидеть и прямоугольную конструкцию. Вигвам может быть вытянут в достаточно длинный овал и также иметь некоторое количество дымоходов вместо одного. Как правило, овальные вигвамы называют длинными домами.

У вигвамов конусной формы рамы сделаны из прямых шестов, которые связаны вместе сверху.

Слово "вигвам" берет свое начало в протоалгонкинском наречии, и переводится оно как "их дом". Впрочем, существует также мнение, что это слово пришло к индейцам из языка восточных абенаков. У разных народов свой вариант произношения данного слова, однако в целом они достаточно близки.

Также известен и другой термин - wetu. Несмотря на то, что его широко используют индейцы из Массачусетса, этот термин не прижился в остальном мире.


В наше время вигвамом чаще всего называют куполообразные обиталища, а также более простые по своей конструкции шалаши, в которых проживают индейцы из прочих регионов. Каждое племя дает своему вигваму свое название.

В литературе данный термин чаще всего встречается как обозначение куполообразного места жительства индейцев с Огненной Земли. Они достаточно похожи на традиционные вигвамы индейцев из Северной Америки, но их отличает отсутствие горизонтальных связок на раме.

Также вигвамом часто называют жилище индейцев с Высоких равнин, которое правильно называть словом .

Разного размера палатки, по форме похожие на вигвамы, достаточно часто используют в различных ритуалах возрождения и очищения в племенах Великих равнин, а также из ряда прочих регионов. В этом случае делается специальная парильня и сам вигвам в этом случае является телом самого Великого Духа. Круглая форма обозначает мир как единое целое, а пар в данном случае - это прообраз самого Великого Духа, который совершает духовную и очистительную регенерацию и трансформацию.

Мы решили рассказать об индейцах, их жилищах, обычаях, культуре. Читайте познавательные статьи на страницах Vamvigvam. Ведь если мы с Вами так любим вигвамы, то и знать о них нам полагается всё!

Словом "Типи", как правило, называют переносное обиталище кочевых племен коренных индейцев, живших на территории Великих равнин. Впрочем, на языке индейской народности Сиу слово "типи" означает совершенно любое жилище, а этот вид палаток называется wi. Такой тип палатки, как типи, использовался и многими другими племенами, живущими на Дальнем Западе, а также оседлыми племенами с Юго-Запада страны. В некоторых случаях типи сооружались и в частях страны с большим количеством лесов. В современном мире типи часто ошибочно называют вигвамом.

Типи - это конус, высота которого может составлять от 4 до 8 метров. Диаметр жилища в основании - от 3 до 6 метров. Традиционно каркас типи собирается из длинных деревянных шесток. В качестве основного материала используется древесина хвойных деревьев, таких как сосна и можжевельник, в зависимости от времени жительства того племени, в котором строится типи. Покрытие типи, которое называют покрышкой, ранее шилось из сыромятной кожи животных, чаще всего из кожи бизонов. Для того, чтобы изготовить один типи, нужно было от 10 до 40 шкур животных, в зависимости от размера жилища.

Чуть позже, когда начала развиваться торговля с другими континентами, индейцы стали использовать для создания типи более лёгкий материал - парусина. Но у обоих материалов есть свои минусы - ткань огнеопасна, а кожу очень нравится грызть собакам. Поэтому индейцы решили изменить конструкцию и комбинировать покрытие: верхняя часть делается и кожи животных, а нижняя часть - из ткани. Скрепляются материалы при помощи деревянных палочек, а низ привязывают к специальным колышкам, которые были вбиты в землю, оставляя небольшую щель для циркуляции воздуха внутри конструкции.

В верхней части конструкции расположено дымовое отверстие, которое имеет две лопасти, исполняющие роль дымовых заглушек. Благодаря этим лопастям регулируется тяга дыма внутри типи. Для управления этими лопастями используются либо специальные ремни, либо шесты, которые давали возможность растягивать клапаны за нижние углы. У канадских индейцев из племени Чиппева, например, эти клапаны не были пришиты к самому покрытия, поэтому их можно было вращать как угодно.

Также, благодаря своей конструкции, типи может быть соединен с самой обычной палаткой и с другими типи. За счет этого получается дополнительное пространство. От места соединения основных шестов внутри типи к земле опускают специальный ремень. Он привязан к колышкам в середине типи и работает как якорь, который не даст типи сложиться из-за сильного ветра или другой непогоды. Также в нижней части типи также часто нашивают дополнительную подкладку, которая создает больший комфорт. Во время дождя также может быть натянут специальный круглый потолок. Впрочем, индейцы из Миссури во время дождя надевали на верхние концы шестов в качестве зонта кожаные лодки.

У каждого племени своя особенная конструкция типи, и между собой они отличаются как количеством главных опорных шестов, порядком их соединения, формой самого типи, способом раскроя ткани и шкуры, а также формой дымовых клапанов и способом их соединения с шестами.

Типи представляет собой неотъемлемую часть жизни индейцев. Основным преимуществом данной конструкции является её мобильность, так как типи можно транспортировать в разобранном виде. До появления на землях индейцев колонизаторов транспортировка типи проводилась вручную, однако после появления лошадей стало возможно перевозить типи с их помощью. В то же время стало возможным существенно увеличить размеры конструкции, и иногда диаметр основания достигал 7 метров.

Традиционно индейцы ставят типи входом на восток, однако этим правилом можно пренебречь в том случае, когда палатки стоят по кругу. Благодаря небольшому наклону, который предусмотрел конструкцией некоторых видов типи, палатки могут выдерживать достаточно сильный ветер. Также типи достаточно быстро разбирается и собирается. Именно благодаря этим факторам данная конструкция стала очень популярной среди индейцев.

В настоящее время типи используют в основном консерваторы от индейцев, а также реконструкторы и индианисты. Во многих местах в США можно купить туристическую палатку с таким названием, которая по конструкции похожа на типи.

Типи играет огромную роль и в культуре индейцев. Например, расположение типи входом на восток обусловлено тем, что индейцы должны с утра в первую очередь поблагодарить солнце за наступивший день. В конструкции типи используется круг - священный символ индейцев, что также играет достаточно большую роль, так как круг в индейской культуре может обозначать всё что угодно, начиная от восходящего солнца до сезонных миграций бизонов.

Все части конструкции типи символизируют собой что-то: например, пол символизирует землю, которая может играть роль алтаря. Стены - это небо, а шесты, исполняющие роль каркаса - это тропинки, которые ведут от земли в мир духов.


Несмотря на столь небольшие размеры типи, семьи жили в них достаточно комфортно, так как соблюдали свой уникальный этикет. Согласно этому этикету, мужчины располагались в северной части палатки, а женщины, соответственно, в южной. Ходить внутри конструкции можно только по часовой стрелке. Гости, которые впервые заходят в палатку, могли находиться лишь в женской части типи.

Ходить между центральным очагом и человеком, который стоит перед ним, также считалось зазорным, потому что индейцы считали, что это может помешать связи людей с очагом. Для того, чтобы сесть на своё место, человеку нужно было пройти за спинами сидящих. Часть племен считала, что за алтарь можно было заходить только мужчине-хозяину типи.


Большая часть жилищ в лагерях индейцев, как правило, не раскрашивалась. Те единицы, которые были как-то украшены, оформлялись согласно традициям племени и часто картины на них представляли собой традиционно стилизованные изображения природных явлений и представителей фауны.

Наиболее часто встречался следующий мотив рисунка: по нижней кромке палатки пускался узор, олицетворявший землю, а по верхнему, соответственно, небесный узор. В некоторых случаях рисунки на типи носили и исторический характер: например, это могла быть история, которая приключилась на охоте с владельцем жилища. Достаточно большое внимание индейцы уделяли и своим снам, образы из которых иногда тоже изображались на покрышке типи.


Выбор цветов был небогат, поэтому некоторые из них имели двойное значение. Например, красный цвет мог означать как огонь, так и землю, а желтый мог быть как молнией, так и камнем. Белым цветов обозначали воду и воздух. Небо рисовали синим или черным цветами.

В украшении типи использовали не только рисунки, но и всевозможные медальоны и амулеты, которые делались вручную в соответствии традициям племени. В ход также шли всевозможные трофеи, добытые на охоте, а чуть позже женщины стали украшать типи и при помощи изделий из бисера.

В следующей статье мы расскажем об индейских вигвамах. А выбрать типи ручной работы для своего ребенка Вы можете .

Жилише североамериканских индейцев вигвам (или типи, tee pee) и его брат-близнец чум (яранга) народов севера прочно поселились в детских уголках дома и на открытом воздухе. Причина вовсе не в «американизации» массового сознания, а в достоинствах этого типа легкого временного жилища (см. далее). Вигвам нередко может пригодиться и взрослым. Не обязательно в экстремальной ситуации: оформление зоны отдыха в виде вигвама делает ее намного уютнее. Но, изучая описания вигвамов в интернете, не отделаешься от впечатления, что наличие инструмента и современных материалов, призванных облегчить и упростить работу, в данном случае усложняет ее и удорожает, а самое сооружение делает менее надежным и функциональным. Поэтому содержание настоящей статьи – конструирование вигвама своими руками возможно быстрее, проще, дешевле, но не в ущерб его действительно замечательным качествам.

Зачем он детям?

Дети всегда ищут и строят убежища. Примерно до 4-5 лет оно им просто необходимо для нормального развития, но сделать его самостоятельно они еще не способны. Это не склонность к аутизму. Наоборот, чаще становятся аутистами дети, которых в нежном возрасте родители старались «распахнуть», мол, пусть сызмальства приучаются жить в обществе и отстаивать свои интересы.

Почему так? В биологии известно, что эмбрион повторяет некоторые стадии эволюции данного вида. По всей вероятности, нечто подобное происходит и в индивидуальном психологическом развитии. Сейчас понятие «ойкумена» отошло в историю, но в древности оно обозначало обжитое данным сообществом пространство, за которым – мрак и неизвестность. Окончательно открыли человеку весь мир и перевернули его сознание только Великие географические открытия; после этого мы бурно, но без эмоционального шока восприняли высадку на Луну и, позевывая, читаем в новостях описания технических (да, уже технических) проектов межзвездных полетов.

Но маленький человек еще физиологически не готов выйти в столь обширный и сложный мир. А главное – стремительно меняющийся. Кто постарше, вспомните – на глазах менее чем одного поколения информационная техника проскочила путь от ламповых радиол и бобинных магнитофонов до квантовых систем связи. 20 лет тому назад DVD-RW был передовой новинкой; ныне это архаизм. А где-то с полгода назад мелькнуло сообщение: московские физики успешно осуществили квантовую телепортацию агрегата из 200 молекул, что уже можно считать макроскопическим объектом. Да, сейчас никто и понятия не имеет, каким образом происходит квантовое взаимодействие и почему оно распространяется мгновенно; ведь по существующим представлениям при этом для передачи конечного количества информации понадобилась бы бесконечно большое количество энергии. Но ведь Ом, Кирхгоф, Ленц тоже понятия не имели об электронах и электромагнитном поле. Однако открытые ими законы действия электричества успешно применяются по сей день и никакого сомнения в их достоверности нет.

Нынешним малышам, скорее всего, придется жить в мире, который нам и представить трудно. Не просто жить там, но и строить его; а кому же еще? Поэтому думать о воспитании ребенка сегодня немыслимо без расчета на будущее. Полагаться на мудрость матери-природы больше нельзя – она за нами давно не поспевает. И один из способов помочь малышу не оказаться потерянным в будущем мире – построить вигвам для детей своими руками. Пусть это будет своего рода возвращением к истокам, которое в трудных обстоятельствах всегда выручало.

Почему – вигвам?

Детские убежища довольно разнообразны. Понять, почему вигвам если не вытесняет то серьезно потеснил прочие их типы, можно, так сказать, идя от обратного:

  • По сравнению с шалашом – не менее натурален и романтичен, но гигиеничнее и не требует большого количества сырого древесного материала. Где сейчас остались дикие леса? Не портить же ради шалаша культурные декоративные насаждения.
  • Сравнительно с палаткой – много проще конструктивно; для установки не нужен дополнительный такелаж: оттяжки, колья.
  • По простоте конструкции и установки/сворачивания юрту с вигвамом и сравнивать нельзя, т.к. последний не рассчитан на экстремальные условия эксплуатации.
  • Также никакого сравнения с : вигвам мобилен, его можно взять с собой на дачу буквально в кармане (см. далее), а сделать вигвам для детей возможно буквально за 20 мин., см. напр. видео ниже:

Видео: вигвам для ребенка быстро


Экскурсия к истокам

Вернемся к вопросам, неявно поставленным в начале статьи: почему сооружение вигвама для многих обычных родителей является достаточно сложной технической задачей? Как его упростить? Для ответов полезно будет обратиться к опыту авторов этого типа жилища – аборигенов Северной Америки.

Подлинное фото настоящего индейского вигвама приведено на рис. Нужно знать, что до прихода белых даже индейцы, создавшие государства и цивилизации, жили в каменном веке и металлических орудий труда не знали. Но североамериканские племена жили в умеренных и высоких широтах, а климат Западного полушария суровее, чем Восточного. Ткачество было известно многим племенам, но примитивное и производить длинные широкие куски качественных тканей индейцы не умели.

Примечание: с приходом белых одним из пользовавшихся самым большим спросом предметом торговли аборигенов с поселенцами стали ткани фабричного производства. За отрез хорошей красивой ткани индейцы иногда отдавали столько бобровых шкур, сколько на нем умещалось.

Сначала (каменными орудиями!) вырубали основу вигвама – 3-4 достаточно длинных, толстых и крепких жерди. Затем их связывали особым узлом (см. далее) и ставили на место шатром. На связку пускали качественный линь: полосу сыромятной кожи, звериные жилы. Далее остов по конусу обкладывали жердинами потоньше, которые можно было наломать руками. Тонкие, так сказать, стрингеры просто приматывали к венцу остова лыком, ивовыми прутьями и т.п. низкокачественной обвязкой. Далее остов временно скрепляли поперечными палками и обшивали: лесные индейцы берестой, а племена Великих равнин, в распоряжении которых имелись несметные стада бизонов – их сырыми шкурами. Сшивку проводили тоже «крепежом 2-го сорта» или, если их было в достатке, сырыми бизоньими жилами.

Примечание: как жившие в каменном веке индейцы охотились на могучих и свирепых бизонов? И на медведей, пум, ягуаров? Повторить большой индейский лук пока не удалось никому. Наиболее длинный выстрел из него, документально и достоверно зафиксированный, равен… 476 м! Лук, бивший на 250 м, не был редкостью. Стрела с каменным наконечником, выпущенная из такого лука, с 60 шагов прошивала бизона насквозь через лопатки.

По мере обшивки поперечины, служившие технологическими ступеньками, убирали. Затем сырая обшивка высыхала, стягивалась и придавала коническому строению прочность, позволяющую выдерживать ураганные ветра и шквальные снегопады. Клапаны, образующие ориентированный по преобладающим ветрам дымник (дымоход) поддерживались особыми жердями, позволяющими регулировать тягу и для сбережения тепла закрывать дымник после прогорания костра (очага). Служил «исконный» индейский вигвам не более 1-2 сезонов; при перекочевке на другие угодья его бросали. Но с появлением в обиходе индейцев европейских тканей и ниток полог (покрышку) вигвама индейцы стали шить долговременную и возили ее с собой. Не зевали и белые: промышленное производство пологов для вигвамом одно время было доходным бизнесом.

Теплотехника вигвама

Ключевым звеном теплотехники вигвама был внутренний полог высотой 1,2-1,5 м, образовывавший зазор с наружным. Индейцы мастерски использовали хорошо известное метеорологам явление температурной инверсии; это когда плотный холодный воздух вверху не дает подняться теплому внизу, см. рис. справа. Такая «газовая вьюшка наоборот» (по сравнению с колпаковой печью) избавляла обитателей от возможности угорания, т.к. устье полога и при закрытом дымнике оставалось открытым. Кроме того, наружный полог почти не нагревался, не отпотевал, зимой не обледеневал и поэтому не терял упругости.

Примечание: температурная инверсия в частично закрытом объеме обуславливает хорошо знакомое уже пожарникам опасное и коварное явление – обратную тягу при пожаре.

Декор и украшения

Индейцы были также мастерами и знатоками символики, которым современным писателям и художникам – символистам остается только позавидовать. Пример – индейские информационные пояса – вампумы – которые ныне с трудом читают единичные специалисты. И вигвам украшался не просто так. Как сказал Натти Бампо из романов Фенимора Купера: «У индейцев все что-то да значит».

Украсить свой вигвам имел право только полноправный член племени – прошедший обряд инициации взрослый семейный мужчина, хотя бы однажды побывавший на тропе войны, или проверенный в деле жрец-шаман. Вигвамы женщин, детей, неженатых и/или не воевавших юношей и принятых как гости чужаков не украшались, см. рис.

Символика индейцев сложна и различна у разных племен, но в общем (см. фото вигвама выше) наверху в 1-2 пояса располагались знаки, свидетельствующие о личных заслугах хозяина – личную свободу и достоинство индейцы ценили превыше всего. Ниже, посередине, но на большем поле и большего размера, изображался (возможно, символически) тотем племени, к которому принадлежал хозяин и, нередко, тотемы союзных племен. Понизу изображалось знаками все прочее, что хозяин считал нужным сообщить о себе дополнительно; напр. о своей принадлежности к определенному роду в племени, или что он принят в племя со стороны, и пр. В целом внешний вид вигвама представлял собой настоящее досье на его обитателя.

Примечание: изучать символику индейцев по их вигвамам в современных резервациях бесполезно. Там на одном и том же вигваме могут соседствовать тотемы племен, вожди которых никогда не курили трубку мира. Сами индейцы по этому поводу смеются – «А, глупые туристы все равно не понимают!»

Строим вигвам

Итак, чтобы построить вигвам, нам нужно собрать его остов, поставить на место и обшить пологом. Сооружение детского вигвама имеет две особенности. Первая – поскольку он может располагаться на полу в квартире и обтягиваться легкой тканью, не удерживающей жерди от расползания, нужно позаботиться об укреплении низа остова. Вторая – размеры вигвама для детей до 5 лет прим. (1-1,3) х (1-1,3) м в плане и 1,2-1,5 м в высоту. Это позволяет выкроить его покрышку без шитья (сшивки) из цельного отреза ткани шириной 1,5-1,8 м. Такой полог просто набрасывается на остов. При выезде на дачу/пикник полог снимают, суют в сумку (или в карман), а на месте остов для него сооружают из подручных материалов. Романтики и полезных трудовых навыков детям от этого ну никак не убудет. И опять-таки сравните с палаткой: свернутая для переноски она занимает одну-две довольно громоздкие и не такие уж легкие упаковки.

Остов

Для детского вигвама понадобятся как минимум 3-4 жерди длиной 1,7-2 м и толщиной 2-3 см. Но скреплять их верхушки, просверливая отверстия или просто обматывая веревкой, не надо. В первом случае понадобится, как пишут на женских сайтах, «крепкий владеющий инструментом мужчина», и будет мусор от стружек и опилок. Кстати, у индейцев вигвамы ставили их женщины – скво – и дети. Уже юноше, прошедшему инициацию и готовящемуся стать полноправным охотником и воином, заниматься сборкой вигвама считалось зазорным. Во втором (простая обмотка веревкой) обвязка непременно поползет и все сооружение разлезется.

Правильно собрать остов вигвама можно гораздо быстрее, проще и надежнее без столярных работ. Поясним на модели (см. также рис.):

  • Берем веревку (шнурок от ботинок, полоску прочной ткани, сыромятный ремешок, жилу свежезабитого бизона и т.п.) и перегибаем пополам;
  • Сгиб набрасываем на конец одной из жердин в 15-20 см от края для детского вигвама и в 50-70 см от него же для настоящего, поз. А на рис;

  • Концы веревки (и т.п.) обводим вокруг жерди навстречу друг другу, поз. Б;
  • Обводку туго затягиваем (поз. В) и концы веревки связываем обычным прямым узлом;
  • Те же операции проделываем со второй жердью (поз. Г) и повторяем подвязку, пока все 3 (или 4) не будут увязаны в ряд, поз. Д;
  • Сворачиваем связку и тем же способом (с оборотом концов навстречу друг другу) связываем первую и последнюю жерди, поз. Е и Ж;
  • Разводим жерди так, чтобы их свободные верхушки образовали косой венец, поз. З;
  • Как видим, увязанный остов вигвама вполне устойчив и без полога на гладком скользком полу, поз. И.

Примечание: людям, знакомым с такелажным делом (морякам, альпинистам, туристам), никак не возбраняется связывать жерди остова вигвама узлом «ножницы».

Низ

Детский вигвам с покрышкой из брезента или палаточной ткани прекрасно держит форму и на основании, в которое нижние концы жердей никак не затолкаешь. Однако такое обиталище в квартире окажется душноватым, ветра-то нет. Можно подкатить вверх нижние края полога (индейцы так и делали жарким летом), но лучше сшить полог вигвама из красивой легкой ткани, напр. портьерной. Только вот жерди, расползаясь могут ее растянуть или порвать, но справиться с этим нетрудно.

Лучший способ – постелить в вигваме коврик с петельками или тесемками по углам (слева на рис.). Делать под завязки косые прорези в жердях не надо – достаточно вогнать в них пары канцелярских кнопок-грибков, см. рис. справа, вплотную друг к другу. «Крепкий мужчина, владеющий инструментом» для этого не понадобится, и быть индейской скво тоже нет нужды: с этим справится и холеная гламурная горожанка. Вместо молотка можно воспользоваться черенком кухонного ножа – получится вполне надежно и детям безопасно.

Если есть лишний материал, и вигвам стационарный, нижние концы жердей остова можно скрепить подвязкой дополнительных планок (в центре на след. рис.); подвязывают их узлами, описанными выше, только накрест. А вот связывать жердины по низу веревкой (справа на том же рис.) не надо – маленькие обязательно за нее зацепятся, грохнутся, ушибутся, и вместо формирующей сознание романтики получатся обида и рев.

Полог

Шить полог вигвама с рукавчиками-кулисками или петлями для жердей (см. рис.) это только лишняя швейная работа, а на выезд придется тащить с собой и жерди, т.к. на остове из подручных материалов такой вигвам уже не соберешь. Полог с кулисками или петлями сделает достаточно прочным и устойчивым вигвам на остове, связанном как попало, но у нас-то остов правильный!

Для настоящего большого

Сшить вигвам (точнее, его покрышку), пригодную на остов из любого подходящего материала, можно гораздо проще. Нужно только предусмотреть в определенных местах пары тесемок, которым полог привязывается к жердям, т.к. пологи из самоусаживающихся материалов (сырых шкур, бересты) в наших условиях – не реальность.

Индейцы и народы Севера в старину, когда шкуры не представляли товарной ценности, шили пологи вигвамов (чумов, яранг) в общем как попало (слева на рис), т.к. невыделанная кожа, высыхая, стягивается равномерно по всем направлениям вдоль нее. В РФ и Канаде покрышки тех же жилищ давно уже шьются на фабриках или умельцами на заказ из палаточных тканей. Пока для них использовался брезент, контур нижнего края покрышки на ее выкройке не совпадал с полуокружностью (сплошная линия справа на рис.), т.к. из-за сосредоточения нагрузок на шве входной стороны с лазом и клапанами дымника покрышка на остове морщилась и довольно легко рвалась под ветром. Современные синтетические палаточные ткани тянутся равномерно, как кожа, и выкройка настоящего большого вигвама вернулась к своей первоначальной схеме (пунктирная линия справа на рис.) Однако эту особенность раскроя покрышки традиционных жилищ индейцев и народов Сервера нужно обязательно учесть, разрабатывая выкройку детского вигвама, т.к. она будет шиться не из специальной, а из обычной ткани; скорее всего, не особо прочной.

Для детского

Учитывая, что детский вигвам не предназначен для защиты людей от ураганного ветра с пургой при убийственном морозе, его делают ради экономии работы и материала 3-х или 4-х гранным. Первый –с углом 90 градусов при дальней от входа вершине основания (для установки в угол комнаты). Весьма желательно также детали полога вырезать из цельного отреза ткани стандартной ширины 1,5 м. Если взять отрез шириной 1,8 м (цена 1 кв. м той же ткани будет дороже) и жерди длиной 2,3-2,4 м, можно соорудить вигвам для детей постарше.

На рис. показано, как строятся выкройки обычного детского вигвама (поз. А). Выкройка по поз. Б дает больший отход материала, но требует меньшего объема швейных работ и пригодна для покрышки на каком угодно остове, в т.ч. из любого количества случайных кривых жердей. Этот вариант более всего подходит регулярно выезжающим с детьми на природу или дачу.

На поз. В показано, как строится экономящая материал выкройка деталей покрышки граненого вигвама. При расчете длины отреза и его разметке, во-первых, не забудьте оставить между контурами деталей промежутки по 5 см на отвороты при сшивке. Во-вторых, выкройка 3-гранного вигвама даст все-таки некоторый отход материала, т.к. углы при вершинах боковых и передней стенки в данном случае различны (см. ниже). Впрочем, его остатки можно, сложив вдвое, пустить на усиливающие клинья.

На поз. Г даны размеры половинки передней стенки 4-гранного вигвама и показана схема ее пошива. На поз. Д – то же для боковых стенок. Поз. Е – размеры половины передней стенки 3-гранного вигвама для установки в углу комнаты. Схема ее пошива та же, а боковые стенки такие же, как для 4-гранного.

Собственно пошив производится просто: детали выкладывают на полу и сшивают, см. рис. слева. Верхние тесемки завязывают на выступающих концах жердей остова поверх его связки. Нижние наружные пропускают в «ушки», образованные парами кнопок-грибков (см. выше), а внутренние обвязывают внутри вокруг жердей.

А для Мурки (Васьки)?

Если в доме есть кошка (котик), ей/ему тоже нужен домик. Кошки по природе своей территориальные хищники-засадчики, и удобство постоянного логова им гораздо важнее, чем хищникам-загонщикам или выслеживающим добычу, напр. волкам и др. псовым. Сделать «капитальный» домик для кошки работа в общем не из самых простых, да еще он может и не прийтись ей по вкусу. Мини-вигвам для кошки (см. рис. справа) как правило, «реакции отторжения» не вызывает (вероятно, сказывается «натуральность», «дикость» жилища), а сделать его ничуть не сложнее, чем детский.

Что такое вигвам? Это типичная конструкция из прутьев и березовой коры, используемая в том числе индейскими племенами северо-восточной культурной группы, в качестве дома или убежища.

Что такое вигвам?

Само понятие происходит от слова, используемого племенем абенаки, и означает дом. Это была форма убежища, используемого различными племенами индейцев, особенно теми, кто жил в северо-восточном лесу. Что такое вигвам? Это дом, который обычно представлял собой постройку купольной формы.

Она достигала, как правило, 2,5-3 метров в высоту и около 12 метров в поперечнике. Сначала изготавливался деревянный каркас, который затем покрывался и другими доступными материалами, например шкурами животных. Стыки конструкции прочно скреплялись веревками. С конца 1700-х годов для покрытия вигвамов иногда стали использовать ткань.

Родные американские дома

Что такое вигвам? Это слово когда-то использовалось для описания всех независимо от структуры, местоположения или культурной группы. В действительности этот термин служит для описания полупостоянных типов убежищ, используемых культурной группой северо-восточного лесного массива. Слово Wetu переводится как «дом» в племени вампаноагов. Термин «дом березы» также используется в качестве альтернативного названия для вигвама. Слово «викип» используется для описания подобных примитивных жилищ, но распространен у племен на юго-западе Соединенных Штатов.

В чем разница между вигвамом и типи?

Разница между вигвамом и типи заключается в следующем: вигвам использовался племенами северо-восточной лесной культурной группы, тогда как типи использовали кочевые племена Великих равнин. Первый был полупостоянной конструкцией, второй был полностью переносимым. Лесные племена имели доступ к лесам и использовали бересту в качестве покрытий для своих убежищ.

Племена охотились на бизонов и использовали шкуры буйволов в качестве покрытий для своих жилищ. Вигвам требовал больше времени для построения, тогда как типи были легко и быстро возводимыми. Одни были куполообразными, в то время как другие по своей форме напоминали пирамидообразные палатки.

Кто жил в вигваме?

Обычно вигвам использовался в качестве жилища коренными индейскими племенами (вампаноаг, шони, абенаки, саук, фокс, пекот, наррагансетт, кикапу, оджибве и отое), которые жили вокруг Великих озер и Восточного побережья и имели доступ к бересте из лесов на своих территориях. Эти конструкции были удобны племенам, которые находились в одном месте в течение нескольких месяцев. Алгонкинские племена северо-восточных индейцев, которые использовали вигвамы, жили в деревнях во время сельскохозяйственного сезона, занимаясь выращиванием кукурузы, тыквы, кабачков, бобов и табака.

Во время охотничьего сезона небольшие семейные группы переезжали в охотничьи лагеря. Когда семья переезжала на новое место, индейский вигвам разбирали таким образом, что каркас из прутьев оставался нетронутым, а все покрытие индейцы забирали с собой. По возвращении дом снова накрывали необходимыми материалами. А если каркас уже был недоступен, его возводили снова.

Индейский стиль жизни

Каждое племя выбирает тип жилья в соответствии со своим образом жизни, климатом, окружающей средой и природными ресурсами, которые им доступны. Вигвам (фото подобных сооружений есть в статье) был выбран в качестве наиболее подходящего типа жилья и стиля дома, поскольку он соответствовал образу жизни племен, населяющих лесные районы.

Можно ли построить вигвам самостоятельно?

Как сделать вигвам? На самом деле это не так сложно, понадобится минимум оборудования. Основными материалами, используемыми для создания аутентичного вигвама являются ветви гибких деревьев или саженцы. Для начала на земле рисуется круг, который составляет в диаметре около 12 метров. Затем равномерно по окружности делаются 16 отверстий на глубину около 20-30 см. Сгибаемые в импровизируемую арку стволы прочно закрепляются в отверстиях, формируя, таким образом, куполообразную форму вигвама.

Горизонтальные обручи крепятся к остальному каркасу при помощи жестких волокон коры дерева. Затем все конструкция покрывается листами бересты, образуя крышу и стены. Иногда, для дополнительной защиты жилища, на берестяную кору помещается слой соломы или высушенной травы. Ткаными матами, шкурами, холстами и одеялами также покрывали вигвам, если эти вещи были доступны хозяевам. Они удерживались на месте при помощи веревок. Пространство, оставленное для дверного проема, представляет собой входной клапан, который позволяет людям попасть в вигвам. А проделанная сверху дымовая дыра служит своеобразным дымоходом для выведения наружу дыма от огня и циркулирования воздуха.

Размеры вигвамов были самыми разными, в самых больших сооружениях могло одновременно жить до 30 соплеменников. В настоящее время эти конструкции часто используют в качестве места проведения традиционных обрядов. Аналоги вигвамов можно встретить у некоторых африканских народностей, чукчей, эвенков и сойтов.



Последние материалы сайта