Центральный парк осло. Чем знаменит Парк скульптур Вигеланда? Центральная композиция комплекса

22.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Первая моя влюбленность - мальчик вынимающий занозу. Бронза. Италия. Репродукция в книжке карманного формата "По дорогам Рима"
Потом, в те же дошкольные годы, поход в музей, стыдливое знакомство с гипсовой копией крашенной под благородный смуглый металл.
В подростковые годы сумасшедшая эрекция в залах греческой и римской скульптуры...
Тогда же состоялось знакомство с процессом... Ну, лепки. Занятия скульптурой в художественной школе.
Как сейчас помню, на одной из стен на барельефе закутанный в тунику старик Дедал, колдует над крыльями юного обнаженного Икара, а с другой подмигивают напряженные ягодицы и мускулистая спина волынщика-вакха. На стеллаже отсеченная голова Иоанна Крестителя, а рядом, шампиньонной округлости Сократ.
Руки в глине... если ее слишком смочить, то она может просачиваться сквозь пальцы, а если пересушить, то можно снимать стеком стружку, пока она не окаменеет. Двигаешь пальцами, и тонкие сизые перчатки из скульптурной глины, а она имеет серо-зеленоватый цвет, и высыхая голубеет, покрываются сетью трещинок, грубыми складками, крошатся.
Скульптуру я люблю. Перед ней я благоговею. Но любовь не всегда отражение способности.
Потому то, что я при средних успехах по лепке поступил именно на скульптурный факультет колледжа искусств - это ослиное упрямство отверженного обожателя...
Наверное, то, что я свернул на дорожку архитектуры - это подспудное желание идти парцелльным путем со скульптурой, так как и там, и тут присутствует общая задача - работать с объемом и пространством.
блаблабла
На самом деле пост о другом.
Я хотел написать про Сад скульптур Густава Вигеланда, который находится в Осло и является знаменитой достопримечательностью города, шедевром скульптурного искусства, уникальным парковым ансамблем, и просто - гимном человечеству.
Густав родился в 1869 году, на ферме, которая находилась на юге Норвегии, и называлась Вигеланд, в ремесленно-крестьянской семье. Его отец был столяром и резчиком по дереву, и юный Густав, проявив способности к данной работе, был направлен в Осло учиться грамоте и резьбе. Его корни сыграли роль в том, что в искусстве Густава проявлялись ноты скандинавского народного творчества.
Ну, да думаю писать можно много и долго, потому перейду от юного Густава - резчика, к известному за пределами Норвегии признанному мастеру скульптуры.
По первоначальному проекту фонтан должен был стоять перед зданием Парламента.
 

Когда макет фонтана был представлен, то вызвал резонанс общественности, критиков, и городских властей, которые, в общем, не отказали скульптору в реализации проекта, но и были смущены расположением рядом с Парламентом этой группы обнаженных тел, в которых не ощущалось молодцеватости, подтянутости - красы и гордости нации. Слишком много натурализма, отсутствие лоска и глянцевости, которые характерны для парадных символов столицы. Многие не понимали задумки автора, было не мало едкой сатиры и искреннего возмущения.
И, в итоге фонтан на площади не был возведен, что, как оказалось, к лучшему, так как проект был перенесен в другое место - Фрогнер парк, и был значительно расширен и усложнен...
Работал над воплощением Сада людей Густав Вигеланд на протяжении сорока лет, до 1943 года, года своей смерти, в мрачные дни фашисткой оккупации.
Засим я умолкаю, предоставляя вам наглядеться фото.

Фонтан - это только часть грандиозного комплекса "Сад людей", который включает мосты, монументальную стеллу, торжественные ворота, и многое прочее, о чем пойдет речь в другой раз.
Продолжение следует.


Густав Вигеланд – один из известнейших скульпторов Норвегии. Главное его «детище» - парк скульптур в Осло, расположенный на западе города, в районе Фрогнер. Здесь собрано большое количество скульптур, изображающих различные состояния человеческой жизнедеятельности. Бег, прыжки, танцы, объятья, борьба – все это и многое другое представляло интерес для художника.


После обретения Норвегией независимости Густав Вигеланд был провозглашен одним из талантливейших скульпторов современности. Несмотря на это, дом, где жил художник, было решено снести в 1921 году, чтобы на его месте построить городскую библиотеку. После долгих судебных разбирательств власти предоставили скульптору новое помещение, но в обмен на это он должен был подарить городу все свои последующие работы: скульптуры, рисунки, гравюры и модели.


Густав Вигеланд переехал в новую мастерскую в районе Фрогнер в 1924 году. Его посетила мысль создать выставку своих работ под открытым небом, и постепенно он пополнял коллекцию своего парка скульптур. Всего им было создано 212 бронзовых и гранитных изваяний, поэтому Вигеланда нередко называют самым плодотворным мастером Норвегии.


Делая первые шаги в искусстве, Вигеланд искал вдохновения в работах своего современника, Огюста Родена, а также увлекался работами эпохи Возрождения. Скульптуры самого Густава Вигеланда изображают различные взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Можно увидеть и разные стадии взросления реьенка – от младенца до подростка. Чаще всего перед зрителем – реалистичные картины, однако некоторые из них могут получать символическое звучание, например, скульптура, изображающая сильного мужчину, отбивающегося от орды младенцев.


Все скульптуры были спроектированы лично Густавом Вигеландом, макеты в натуральную величину он изготавливал из глины. К резьбе по камню и бронзовому литью были привлечены еще несколько талантливых мастеров, так как справиться с этим самостоятельно было физически невозможно. Кроме того, мастер сам спроектировал главные ворота, фонтан, украшенный 60 статуями, и мост, на котором 58 статуй олицетворяют различные человеческие эмоции (в частности, на мосту находится знаменитый «Сердитый малыш»).


Строительство парка продолжалось более 30 лет, однако гениальному скульптору не суждено было увидеть его завершенным. Все работы были закончены в 1950 году, через 7 лет после смерти Густава Вигеланда. Визитной карточкой парка считается скульптура «Монолит» - 14-метровый столб, украшенный 121 статуей. Все фигуры соединены между собой, они изображают объятия. «Монолит» символизирует стремление человека к духовному познанию.

Скульптуры для парка Вигеланда создавались в период с 1907 по 1942 года, хотя отдельные фрагменты стали доступны для посещения намного раньше. Так, первую часть парковой зоны - стометровый Мост - открыли для посетителей в 1940 году, а последние композиции были установлены лишь в 1947 году. Всего же здесь 227 скульптурных групп, которые вместе представляют отражение философских убеждений мастера, своего рода его «Библию».

Но начать рассказ об истории парка стоит с биографии автора. Густав Вигеланд - один из самых продуктивных норвежских скульпторов - появился на свет в 1869 году. Он с раннего возраста обучался резьбе по дереву, а до совершеннолетия успел стать настоящим профессионалом также и в гипсовой лепке. Свою первую значительную работу мастер представил на суд зрителей в 20 лет - это была композиция Хагар и Ишмаэль по мотивам древнееврейской Торы. После скульптор много раз выезжал из родного для учебы у иностранных мастеров, в частности, он изучал работы лучших представителей Ренессанса в , был учеником Родена во .

В 1905 году, когда стала независимой, Вигеланд получил большой правительственный заказ на изображения великих норвежцев, прославивших себя в науке, искусстве и культуре. А в 1924 году он приступил к созданию парка - главного дела своей жизни (хотя некоторые скульптуры были выполнены ранее).

Дело было так: в начале 20-х годов 20-го века на месте дома, где жил Густав Вигеланд, городская администрация решила возвести библиотеку. Взамен скульптору было предоставлено другое жилье, но он также добился выделения ему для работы большого участка в парке Фрогнер. Власти пошли навстречу при условии, что все последующие работы норвежского гения будут принадлежать городу. Вот так и появился Вигеланд-парк, который для скульптора стал площадкой творческих экспериментов, а для города - интересным туристическим объектом.


Над созданием парка Вигеланд работал вплоть до своей смерти. Он старался отобразить в бронзе и камне всю человеческую жизнь с ее страстями, взаимоотношениями, борьбой с грехами и стремлением к чему-то высшему. Многие фигуры по сей день вызывают споры по поводу того, что именно хотел сказать мастер. Есть даже мнение, что в некоторых композициях отразились элементы нацистской философии, ведь они были открыты в разгар оккупации Норвегии фашистскими войсками. Но вряд ли это соответствует действительности - идея парка появилась у Вигеланда задолго до того, как представилась возможность воплотить ее в жизнь. Да и многие скульптурные группы были созданы за годы до своей установки. Например, ворота, выкованные еще в 1933-1937 годах, заняли свое место только в 1943 году.

Но как бы там ни было, неоднозначный парк вот уже более чем полстолетия продолжает удивлять, интриговать и восхищать туристов. Для местных же норвежцев он - просто красивое и приятное место отдыха, где хорошо прогуляться в выходные или устроить пикник.


Как добраться

Парк Вигеланда находится в западной части Осло, посреди большой зеленой зоны Фрогнер-парка. Главный вход расположен со стороны улицы Киркевейен (Kirkeveien).

Точный адрес: Nobels gate 32, Осло.

    Вариант 1

    Метро: по любой ветке до станции Majorstuen.

    Пешком: пройти 7 минут вдоль улицы Киркевейен до входа в парк.

    Вариант 1

    Автобус: маршруты № 20 и N12 до остановки Frogner stadion.

    Пешком: пройти 3 минуты вдоль улицы Киркевейен до входа в парк.

    Вариант 1

    Трамвай: маршрут № 12 до остановки Vigelandsparken.

Для путешествующих на автомобиле: парковки есть как у главного входа, так и с западной стороны парка.

Вигеланд-парк на карте

Особенности парка

Вигеланд-парк - одна из круглосуточных и совершенно бесплатных достопримечательностей Осло. Он открыт 24 часа в сутки, а билет понадобится, только если вы хотите посетить расположенный в отдельном здании музей с гипсовыми слепками, набросками и другими работами Густава Вигеланда.

Сам парк представляет собой музей под открытым небом площадью около 30 гектаров. Все скульптуры здесь расположены по одной оси, которая тянется от центрального входа через стометровый мост к фонтану и оттуда к холму с композицией «Монолит». Завершается же ось парка философской скульптурой «Колесо жизни», что символизирует непрерывность цикла рождения и смерти.


Также есть несколько композиций и отдельных статуй, расположенных в удалении от центральной оси. Наиболее крупной из них является скульптурная группа «Клан» из 21 фигуры, однако она не входила в первоначальный замысел парка и была установлена лишь в 1988 году. До того композиция, выполненная из гипса, находилась в музее. Если же поставить своей целью осмотр главных скульптур в том порядке, какой был изначально задуман Вигеландом, самый короткий туристический маршрут составит 850 метров.


На входе, сразу за главными воротами, находится административный центр для посетителей, где можно увидеть карту парка и узнать всю необходимую информацию. Также здесь расположен сувенирный магазинчик и небольшое кафе. А первой скульптурой, которую увидят гости, будет памятник основателю - Густаву Вигеланду. Забавно, что его фигура является единственной, которая изображена в одежде - остальные статуи парка полностью обнажены. Мастер одет в рабочий костюм, а в руках держит свои основные инструменты - молоток и долото.


На что обратить внимание

Главные ворота парка - это целый комплекс из гранитных опор и ажурных кованых решеток, включающий 5 больших ворот и 2 входа поменьше для пешеходов. Вся эта композиция была спроектирована еще в 1926 году, выкована в 30-х годах, позже много раз дорабатывалась и окончательный свой вид приобрела лишь спустя десятилетие. По обе стороны от ворот есть два домика с флюгерами на крыше - это контрольно-пропускные пункты.


Стометровый мост - одно из главных сооружений, которым начинается центральная ось парка. На гранитных парапетах моста установлено 58 скульптур. По замыслу автора они отображают разные типы и проявления человеческого темперамента. Здесь можно найти статуи, символизирующие сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Самый знаменитой фигурой моста является так называемый «Сердитый малыш» - скульптура топающего ногой мальчика, который сжимает кулаки в бессильной ярости. Есть мнение, что Вигеланд хотел показать этой фигурой состояние всей Норвегии в период фашистской оккупации. Но как бы там ни было, сегодня «малыша» можно считать неофициальным символом парка. О его популярности легко сделать вывод по отполированным до блеска ладошкам - все посетители стремятся взять его за руку для фото. Также стоит обратить внимание на 4 гранитные колонны моста, на которых установлены фигурки людей, борющихся с ящерами - это символизирует борьбу человека с «внутренними демонами» и грехами.


Детская площадка - следующая зона парка Вигеланда, посвященная тематике детства. Здесь можно увидеть 8 фигурок играющих детей, а в центре композиции на гранитном постаменте - скульптуру еще не рожденного ребенка в позе эмбриона. Изначально автор планировал устроить около площадки небольшую пристань для детского парома, и какое-то время здесь плавала лодка, катая юных посетителей парка. Но сейчас водоем полностью отдан лебедям и уткам.

Фонтан Вигеланд-парка - одна из центральных композиций, работа над которой велась более 30 лет. У этого ансамбля из 60 скульптурных элементов самая давняя история, ведь первоначальный эскиз Густав Вигеланд выполнил еще в 1906 году, после чего вносил в него многочисленные изменения. Гипсовый макет фонтана сразу понравился властям города, однако найти для него место оказалось не так легко - вначале его хотели установить у здания парламента, потом у Королевского дворца. Но ни одна из идей так и не была воплощена вплоть до появления парка. Фонтан представляет собой величественную композицию, обрамленную гранитным парапетом с изображениями жизненного цикла человека. Вокруг установлены бронзовые статуи деревьев с вплетенными в них фигурами - считается, что они символизируют эпохи человеческой жизни: детство, юность, зрелость и старость.


Плато «Монолит» - архитектурная доминанта парка и самая высокая точка его оси. Расположенный на холме «Монолит» установлен на каменной площадке, к нему ведут ступени и восемь оригинальных кованых ворот. Вокруг центрального обелиска находится 36 скульптурных групп, каждая со своей тематикой. Общая идея этих композиций - отображение разных сторон человеческих взаимоотношений и разных периодов жизни. Сам же «Монолит» является наиболее загадочной фигурой парка - Вигеланд называл его «своей религией». Первые эскизы обелиска из сплетенных человеческих тел появились еще в 1919 году, а глиняный макет скульптор создавал в 1924-1925 годах, после чего задумал воплотить идею в камне. Для этого в парк была привезена огромная глыба, над которой в течение 14 лет трудились три резчика по камню. Лишь в начале 1944 года, уже после смерти Густава, работу окончили, и 14-метровый обелиск открыли для зрителей. Что хотел сказать мастер этой скульптурой - осталось неизвестно. Согласно общепринятой точке зрения, «Монолит», как самая высокая фигура парка, воплощает стремление человека к богу, к наивысшей чистоте. На его вершине находится фигурка младенца, и это символично.


Колесо жизни - скульптура в конце центральной оси парка, выполненная в 1933-1934 годах. Она представляет собой венок из тел нескольких взрослых и ребенка, сплетенных в виде гирлянды. Это символ вечности и непрерывного круговорота жизни - той идеи, что всегда занимала скульптора и не раз находила воплощение в его творчестве.


  • Парк Вигеланда очень красив по вечерам, когда здесь загорается подсветка и скульптуры смотрятся особенно загадочно. Поэтому, если вы ограничены во времени, можно оставить прогулку по нему на вечер, когда музеи и большинство других достопримечательностей Осло уже закрыты. Но все же мы рекомендуем заглянуть сюда при свете дня и увидеть необычные фигуры во всей красе.
  • Поскольку площадь парка - около 30 гектаров, туристам лучше надевать удобную обувь без каблука. Чтобы осмотреть все скульптурные группы, придется много ходить. Правда, здесь есть скамейки для отдыха, и если вы не рассчитали свои силы - ничего страшного.
  • Туристам стоит учесть, что все статуи в парке, за исключением памятника Вигеланду, представляют собой обнаженные человеческие тела. Местные жители приходят сюда всей семьей, в том числе и с детьми, но не надо забывать о разнице в менталитете. В и более откровенные памятники - отнюдь не редкость.
  • Парк стоит воспринимать не столько как архитектурный ансамбль, сколько как отражение философских воззрений художника. Все скульптуры здесь аллегоричны, все изображают те или иные эмоции, страдания, устремления. Если помнить об этом, даже самые необычные статуи вдруг обретают смысл.

Сегодня парк Вигеланда является самым большим в мире собранием творчества одного автора под открытым небом. Он единственный в своем роде, и уже потому стоит того, чтобы его посетить. А еще это приятное место, где можно устроить пикник на зеленой лужайке или просто любоваться зеленью и цветами. Здесь же можно продолжить экскурсию по интересным местам Осло, ведь на территории парка Фрогнер, кроме оригинальных скульптур, расположен Музей Осло, два красивых водоема и оригинальный Skøytemuseet - музей катания на коньках.

Вигеланд-парк (Осло, Норвегия): подробное описание, адрес и фото. Возможности для спорта и отдыха, инфраструктура, кафе и рестораны в парке. Отзывы туристов.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Статистически, Вигеланд-парк - одна из самых посещаемых достопримечательностей норвежской столицы, причём местных жителей тут ничуть не меньше, чем туристов. Главная причина этой популярности - более двухсот скульптур национального скульптора Норвегии Густава Вигеланда, живописно расположенных на просторах ухоженного парка. Но центральное место в этой выставке на пленэре занимает гигантский монумент «Монолит», с потрясающей реалистичностью изображающий бессмысленность гонки за успехом.

Что посмотреть

Вигеланд-парк - идеальный музей под открытым небом. Помимо того, что ландшафты парка очень красивы, здесь множество тропинок и удобных мест для отдыха, в Вигеланд-парке можно прикоснуться к прекрасному, не отрываясь от природы: среди его зелёных лужаек выставлена большая часть творческого наследия скульптора Вигеланда. Всего здесь 212 скульптур. Выполненные из бронзы или гранита, они затрагивают человеческую жизнь во всём её проявлении: здесь можно увидеть и слившихся в порыве страсти влюблённых, и попрошаек, и проказливого мальчишку.

Вигеланд-парк

Главный шедевр Вигеланд-парка - скульптура «Монолит» высотой 14 метров, возвышающаяся на холме в центре территории. На этой колоссальной каменной глыбе Вигеланд изобразил 121 человеческую фигуру в той или иной позе, каждая из которых стремится во что бы то ни стало достичь вершины. Создание этой масштабной композиции заняло 14 лет ежедневной работы трёх каменотёсов - вот уж действительно, во имя идеи норвежцев не остановит ничто (вспомним Тура Хейердала и его путешествие «Кон-Тики»). На ступенях постамента «Монолита» можно увидеть ещё одни любопытные экспонаты: скульптуры, изображающие весь спектр человеческих эмоций и занятий.

Пожалуй, чаще всего по отношению к этому парку скульптур, от друзей и знакомых я слышал характеристику «странный». И вправду, отношение к человеческому телу и к его состояниям, которое свойственно скульптору Густаву Вигеланду, трудно охарактеризовать по-другому. Его персонажи, существующие, казалось бы, в понятной нам системе человечеких отношений, вдруг взрывают сознание зрителя, то разбрасывая ватагу ребятишек, то оседлав медведя, то взгромоздившись между рогов оленя...

Парк скульптур Вигеланда – это часть большого парка Фрогнер, расположенного на западе Осло. Тридцать гектаров земли «заселены» бронзовыми и каменными обитателями – 227 мемориальными скульптурами. Вигеланд работал над этим проектом 35 лет – с 1907 по 1942. Он не дожил до официального открытия парка всего год.

Мост
Непосредственно входом в парк являются ворота, изготовленные из железа и гранита. Практически сразу за ними начинается мост, который был создан первым, и открыт для посещений раньше других объектов парка. Вдоль моста, на протяжении 100 метров, по пути до Главных ворот и Фонтана, располагаются 58 парковых скульптур. Они облицованы бронзой и соответствуют одному из основных замыслов парка – человеческому темпераменту. Здесь располагается одна из самых цитируемых статуй парка Вигеланда – «Злюка» (Sinnataggen).
В конце моста находится Детская площадка – группа из восьми бронзовых статуй, объединяющей идеей которых являются дети во время игры. В центре, на гранитной колонне, изображен образ зародыша.
















Фонтан
По первоначальному проекту, фонтан должен был стоять перед зданием норвежского Парламента. Изготовленный из бронзы и украшенный 60 бронзовыми барельефами, Фонтан, изобилующий изображениями детей и скелетов, символизирует смерть, несущую новую жизнь. На основании, окружающем Фонтан, (площадью около 1800 кв. м.) выложена мозаика из белого и черного гранита.































Монолит
Плато «Монолит» – это каменная платформа, окруженная ступенями, которая служит основанием для центральной фигуры парка. 36 групп людей располагаются на подиумах, символизируя собой цикличность жизни. Доступ к плато проходит через ворота, сделанные из кованого железа и состоящие из 8 сегментов. Ворота были спроектированы между 1933 и 1937 годами, а установлены лишь после смерти Вигеланда в 1943 г.
На самой высокой точке парка, на плато, располагается центральная фигура – Монолит. Возведение памятника началось в 1924 г., когда Густав Вигеланд смоделировал его из глины в своей студии. Процесс проектирования занял 10 месяцев. Впоследствии модель была отлита в виде гипсового макета, а осенью 1927 г. блок гранита, весящего несколько сотен тонн, был доставлен в парк. Перевод фигур с макета на гранит тремя резчиками по камню начался в 1929 г. и занял почти 14 лет. На Рождество 1944 г. публике было разрешено впервые увидеть Монолит. В этот день у подножия плато собралось около 180 тысяч человек. Башенный корпус Монолита высотой более 14 метров, состоит из 121 скульптуры. Идея этого фрагмента парка состоит в желании человека быть ближе к чему-то духовному и божественному.























Колесо жизни
Венцом почти километрового по длине парка скульптур Вигеланда является Колесо жизни, созданное в период 1933-34 гг. Колесо напоминает венок, изображающий четырех взрослых людей и ребенка, находящихся в состоянии гармонии. Этот символ вечности заключает в себе основную идею парка: путешествие человека от рождения до смерти.





Осло. Норвегия. Июнь 2009
photo ©kilgor_trautt



Последние материалы сайта