Аргументы для сочинения (ЕГЭ по русскому языку). Образы предателей в классической литературе Предательство друга литературный пример

28.04.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Предательство — важная и для европейской, и для русской литературы тема: судить об этом можно уже по тому, что Данте поместил в самый низ ада трех предателей.

C древнейших времен предательство — важнейшая для европейской культуры тема. Особенно актуальной она стала в эпоху Средневековья: евангельский сюжет измены Иуды использовался в разных видах искусства (особенно изобразительном), а сама категория стала одной из центральных в морально-этическом аспекте. Не случайно Данте Алигьери в «Божественной комедии» подвел своеобразный итог многим духовным и интеллектуальным исканиям Средневековья. Он поместил в самую мрачную часть Ада, рядом с Люцифером, предателя божественной власти Иуду и предателей власти светской — Гая Кассия Лонгина и Марка Юния Брута, участников заговора против Цезаря и его убийц (имя Брута можно считать дохристианским символом предательства, а затем его потеснил другой персонаж, хотя в веках остались оба). Может показаться, что в античности эта категория не имела такого большого значения: хитроумный Одиссей — герой, Троянский конь — подвиг и военная уловка, а не подлость. Однако вспомним Медею, которую Ясон привез на чужбину, поклялся ей в верности, а потом бросил ради брака со знатной гречанкой (за что колхидская колдунья ему страшно отомстила), или верную Пенелопу, которая ждала Одиссея годами, или историю про триста спартанцев — греки хорошо понимали, что такое предательство.

В литературе тема предательства неоднократно осмыслялась, причем в самых разных контекстах: она может быть связана и с общими размышлениями о природе зла, и с конкретными социальными конфликтами. Рассмотрим некоторые знаковые произведения о предателях и предательстве.

Аркадий Гайдар. Судьба барабанщика (1938)

Сегодня о некогда сверхпопулярной повести «Судьбе барабанщика» вспоминают нечасто, хотя таких ярких художественных текстов в советской (не говоря уже о постсоветской) детской литературе было не так уж и много. Время действия повести — 1920-е, период восстановления страны после Гражданской войны. Главный герой, мальчик Сережа, остается летом один в квартире: отца посадили за растрату, а мачеха уехала с новым мужем на курорт. Сережа, как и его отец, оступается, влезает в долги и однажды обнаруживает в своей квартире незнакомцев — мужчину и старика (этот эпизод напоминает сцену проникновения свиты Воланда в нехорошую квартиру — о сходстве атмосферы «Мастера и Маргариты» и «Судьбы барабанщика» можно почитать в исследовании культуролога Ирины Глущенко «Барабанщики и шпионы. Марсельеза Аркадия Гайдара» [М.: Издательство Высшей школы экономики, 2015]) . Мужчина прикидывается «дядей» Сережи (на самом деле он бывший белогвардеец и вражеский шпион, а его спутник — старый бандит), многократно обманывает мальчика, увозит в Киев и впутывает в свои дела. В конце концов Сережа выводит агентов иностранной разведки на чистую воду, убивает старика и сам чуть не погибает от «дядиной» пули. Сюжет «Судьбы барабанщика» динамичен, в ней много характерных деталей эпохи, позволяющих понять жизнь того времени.

Почему предательство — важная для этой повести тема? Конечно, не только потому, что речь идет о злокозненном шпионе-белогвардейце: отец Сережи, бывший красноармеец, запутался в личной жизни и предал из-за коварной жены молодую советскую родину, за что и поплатился свободой. Сам Сережа не только сын красноармейца, наслышанный о его борьбе, подвигах и товарищах, — он пионер, барабанщик отряда. Он знает, как поступать правильно, но ему не хватает сил и мужества противостоять соблазнам самостоятельной жизни, поэтому шаг за шагом Сережа становится пособником шпионов и бандитов и предает тем самым героическое прошлое отца — однако как раз память о нем помогает мальчику встать на верный путь и исправить свои ошибки.

Уильям Шекспир. Король Лир (1605-1606)

Главный герой трагедии, почувствовав приближение старческой немощи, решил разделить свое королевство между тремя дочерьми. Перед этим он спросил, как сильно они его любят: Лира сбили с толку лицемерные речи двух дочерей, он отдал им свой трон, а третью дочь, верную ему Корделию, оттолкнул. После многочисленных страданий и унижений он прозревает и понимает, какова цена власти, богатства, почета и раболепного подчинения, которыми пользовался раньше. В «Короле Лире», как и в «Гамлете», не просто рушатся семейные связи — весь мир разваливается и погружается в хаос: «любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь. В городах мятежи, в деревнях раздоры, во дворцах измены, и рушится семейная связь между родителями и детьми... Наше лучшее время миновало. Ожесточение, предательство, гибельные беспорядки будут сопровождать нас до могилы».

Николай Гоголь. Тарас Бульба (1835)

Тема предательства сыграла в романтическом эпосе Гоголя сюжетообразующую роль, хотя она встречается в его творчестве не так часто (например, предательством искусства можно назвать дьявольское преображение художника Чарткова в «Портрете»).

В основу сюжета легли реальные исторические события (казацкое восстание 1637-1638 годов), однако повесть далека от исторической достоверности — и не только потому, что круг источников, доступных Гоголю (вроде знаменитого «Описания Украины» Боплана), сложно назвать широким. Раннее творчество Гоголя развивалось в русле европейского романтизма, связанного с возникшей после Великой французской революции национальной идеей. Новая программа включала в себя интерес к корням, фольклору и судьбам отдельных народов. На той же почве возник и исторический роман, его ключевым представителем был Вальтер Скотт (об этом подробно писал в тридцатые годы прошлого века венгерский философ и литературовед Георг Лукач в работе, которая так и называется — «Исторический роман»).

Сюжеты «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода» основаны на фольклоре, легендах и т. п., но «Тарас Бульба» выделяется на их фоне реалистичностью и «серьезностью» повествования: автор написал смешные и жутковатые повести в «низком» романтическом жанре, а затем решил обратиться к «высокому» — историческому роману (книги Вальтера Скотта, как известно, в начале XIX века отнюдь не считались развлекательным чтением для школьников). Высокому жанру нужны соответствующий материал (писатель изучал доступные ему исторические источники, предания, казацкие песни) и драматургия: конфликт «Тараса Бульбы» не мог разрешиться в комически-гротескном ключе, как в случае «Ночи перед Рождеством». А как мы видели выше, именно тема предательства часто становилась основой сюжета для трагических произведений разных эпох.

Медея и Орест, Юлий Цезарь, Иисус Христос, Гамлет и король Лир — все они так или иначе жертвы предательства и великие трагические персонажи. Гоголь соединяет шекспиризм немецких романтиков с историзмом Скотта. В статье «Шлёцер, Миллер и Гердер», опубликованной за год до выхода «Тараса Бульбы», Гоголь говорит, что при описании исторических лиц историку следует ориентироваться именно на характеры Шекспира — так что в общем все сходится. В итоге мы получаем шекспировский конфликт в романтическом повествовании о национально-освободительной борьбе.

Леонид Андреев. Иуда Искариот (1907)

Леонид Андреев, писатель-модернист, прославившийся своей экспрессивной манерой письма, выворачивает наизнанку библейский сюжет — по его собственным словам, он хотел написать «нечто по психологии предательства». В центре повествования теперь не жертва предателя, а он сам, изображенный к тому же крайне двусмысленно и противоречиво: Иуда то спасает, то губит Христа, он любит и предает его. В конечном итоге предателями оказываются и остальные апостолы, христианские взгляды развенчиваются, а мы, кроме попытки описания психологии предательства, получаем еще и нечто ницшеанско-богоборческое:

«— Иуда, — сказал Иисус и молнией своего взора осветил ту чудовищную груду насторожившихся теней, что была душой Искариота, — но в бездонную глубину ее не мог проникнуть. — Иуда! Целованием ли предаешь сына человеческого?

И видел, как дрогнул и пришел в движение весь этот чудовищный хаос. Безмолвным и строгим, как смерть в своем гордом величии, стоял Иуда из Кариота, а внутри его все стенало, гремело и выло тысячью буйных и огненных голосов:

„Да! Целованием любви предаем мы тебя. Целованием любви предаем мы тебя на поругание, на истязания, на смерть! Голосом любви скликаем мы палачей из темных нор и ставим крест — и высоко над теменем земли мы поднимаем на кресте любовью распятую любовь”».

Хорхе Луис Борхес. Три версии предательства Иуды (1904)

В гораздо более остроумной манере неканонический образ Иуды представляет в одном из своих рассказов Хорхе Луис Борхес. Речь в нем идет о том, что некий Нильс Рунеберг доказал: не Христос, а Иуда на самом деле был посланником Бога. «Бог стал человеком полностью, но стал человеком вплоть до его низости, человеком вплоть до мерзости и бездны. Чтобы спасти нас, он мог избрать любую судьбу из тех, что плетут сложную сеть истории: он мог стать Александром, или Пифагором, или Рюриком, или Иисусом; он избрал самую презренную судьбу: он стал Иудой». Никакой психологии предательства, только игра ума и, как обычно, куча ссылок и непонятных слов в одном небольшом тексте.

Тема "Что такое измена?"
Литературные произведения, использованные в аргументации:
- рассказ И. А. Бунина "Кавказ ";
- повесть В. Распутина "Живи и помни ".

Введение:

Что же в современном понимании значит слово "измена"? Для меня её понятие равноценно слову "предательство" и выражению "нож в спину". Это нарушение верности и подлый поступок, который человек совершает против другого человека. Порой измену можно расценивать также и как предательство государства, своей родины. Однако самое страшное, на мой взгляд, это измена собственным взглядам. Человек может запутаться в себе, в других, и вот уже ради мнимых ценностей он обманывает свою семью, его осуждают, но правильно ли это? Конечно, ситуации бывают разные, и никто из нас не застрахован от них, но как же в таком случае быть с изменниками? Неужели прощать?

Для того, чтобы простить, нужно сначала разобраться в ситуации. Ведь всем известна фраза о том, что предавшие один раз, предадут и второй. Поэтому, прежде всего необходимо задуматься, а настолько ли сильно вы доверяете изменившему вам человеку, чтобы давать ему второй и даже третий шанс. На самом деле, прощать или нет-дело лично каждого человека, и оно зависит только от его моральных устоев. Даже в том случае, если человек будет прощён, то простивший его будет время от времени задумываться об этом, вспоминать и припоминать. Простить раз и навсегда, я думаю, у многих бы не получилось, им бы попросту не хватило сил.

Аргумент:

Чтобы проиллюстрировать ситуацию, в которой измена сыграла с человеком злую шутку, рассмотрим рассказ И. А. Бунина "Кавказ". Замужняя женщина уезжает со своим любовником на юг. Её муж после долгих поисков совершает самоубийство. Причина такого поступка остаётся неразгаданной. Убил ли он себя из-за утраты любимого человека или из-за чести, благородства? И всё же, анализируя ситуацию со стороны изменившей ему жены, читатель может сделать вывод, что та поступила подло и неподобающе, в конце концов, она не подумала о чувствах, которые будут терзать её мужа и, самое главное, о последствиях. Измена в данном произведении сыграла ключевую роль в смерти главного героя. Такую измену он не смог простить.

Но вот пример и невозможной верности любимому человеку. В повести В. Распутина "Живи и помни" Настёна, жена дезертировавшего Андрея, на протяжении долгих месяцев помогала мужу выживать в совершенно диких условиях. За всё это время она могла бы его предать, ведь он совершил страшное деяние - предал свою родину. Однако это не помешало Насте проявлять к нему сострадание и человечность. Здесь мы находим пример того самого прощения измены, когда ситуация зависит от обстоятельств. Нам тяжело осуждать Андрея, ведь к дезертирству его побудила страсть к жизни, и также, вероятно, нам не понять всего того, что пережили главные герои в страшные годы войны.

Заключение:

В заключение своих мыслей, хочу дополнить, что измена, какой бы она не была-поступок, носящий ужасный характер. Она может легко разбить жизнь людей, привести к необратимым последствиям. Но также, в измене следует искать причины. Порой то, что кажется нам изменой, вовсе ей не является. Никогда не стоит осуждать людей почём зря, но и быть слишком доверчивым тоже не нужно. Во всём должна быть своя грань, от нас же требуется только внимательность.

4 ноября в день, когда Россия отмечает День народного единства, в 1708 году в стране завелся предатель: Иван Степанович Мазепа объявил Петру I о своей измене. Мазепа перешел на сторону противника Российского государства в Северной войне - шведского короля Карла XII, почти за год до его разгрома русской армией. Что было дальше? За измену присяге он был предан гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил от царя. Но одна "награда" у него все же осталась: Петр I приказал изготовить в единственном экземпляре Орден Иуды, которым наградили Мазепу за предательство русского царя.

Спустя 120 лет Александр Пушкин решил увековечить образ Мазепы не только в истории, но и в литературе, написав поэму "Полтава", которую изначально планировал озаглавить фамилией главного героя. Александр Сергеевич рисует Мазепу как человека абсолютно аморального, бесчестного, мстительного, злобного, как вероломного лицемера, для которого нет ничего святого (он "не ведает святыни", "не помнит благостыни"), человека, привыкшего любой ценой добиваться поставленной цели.

Сегодня мы предлагаем вспомнить, кто еще из литературных героев не отличался верностью.

Сказка - ложь, да в ней намек

"Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове", Аркадий Гайдар

Предатель: Мальчиш-Плохиш - стал собирательным образом негативного персонажа.

Как было дело: Случилось это после войны, когда Красная Армия прогнала белые войска проклятых буржуинов. И жили все тихо и спокойно. Но напали опять буржуины из-за Черных гор. И стали уходить все мужики воевать, и настало время, когда одни старики остались. Тогда Мальчиш-Кибальчиш призвал всех: "Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть-дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?" Отправились тогда они на подмогу. И лишь один Мальчиш-Плохиш захотел всех обхитрить и таким образом пробраться в буржуинство.

Чем кончилось: Не могли буржуины победить Мальчиша-Кибальчиша. А Мальчиш-Плохиш взял да и подсобил им: дров нарубил, сена натащил, зажег ящики с черными бомбами, с белыми снарядами да желтыми патронами. Прогремел взрыв, и схватили буржуины Мальчиша-Кибальчиша.

Что в итоге: Предатель своего дела добился: Мальчиша-Кибальчиша пытали и убили, но не сказал он им красноармейской тайны. А Красная армия пришла и разгромила буржуинов. "А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей реки. И поставили над могилой большой красный флаг.

Плывут пароходы - привет Мальчишу!
Пролетают летчики - привет Мальчишу!
Пробегают паровозы - привет Мальчишу!
А пройдут пионеры - салют Мальчишу!".

А про Мальчиша-Плохиша больше никто и не вспоминал.

Что мне отчизна, если есть любовь?

"Тарас Бульба", Николай Васильевич Гоголь

Предатель: Андрий - жил не по законам сечи, а по зову сердца.

Как было дело: Андрий - младший сын Тараса Бульбы. Вместе со старшим Остапом закончил Киевскую бурсу. Но всегда отличался более мягким и рассудительным характером, не рубил с плеча.

Чем кончилось: Воплощением любви для него стала прекрасная панночка: "Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты!... и все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!" Андрий готов был служить панночке до последней капли крови. Из-за любви казак предает свою отчизну: "А что мне отец, товарищи и отчизна? Так если ж так, вот что: нет у меня никого! Никого, никого!".

Что в итоге: Тарас Бульба всегда был верен идее. И предательство Андрия простить не смог. Поэтому все заканчивается знаменитой фразой: "Я тебя породил, я тебя и убью!"

Олександр Бубнов/ wikipedia.org

Свой среди чужих, чужой среди своих

"Капитанская дочка", Александр Сергеевич Пушкин

Предатель: Алексей Швабрин - не берег честь смолоду

Как было дело: Алексей Швабрин был сослан в Белогорскую крепость за дуэль, на которой его противник был убит. Относился к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Когда во время штурма и взятия Белогорской крепости Швабрин понимает, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, он переходит на сторону Пугачева.

Чем кончилось: Когда лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Позже, для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым.

Что в итоге: Алексей Швабрин навсегда останется чужим среди своих, своим среди чужих. Он предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. И отношение "своих" к нему всегда будет соответствующим: "Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака".

Кто кого?

"Король Лир", Уильям Шекспир

Предатели: Лир, Гонерилья, Регана, Эдмунд - хотели, как лучше для себя, а получилось как всегда.

Как было дело: "Король лир" - это просто кладезь предателей. Все ясно с первых строк произведения, когда дочери начинают лить патоку в уши своего отца, на самом деле недолюбливая его и мечтая только о власти. "Как не любили дети / Доныне никогда своих отцов", - начинает Гонерилья. Ей вторит Регана: "Не знаю радостей других, помимо / Моей большой любви к вам, государь!". И лишь одна младшая и любимая Корделия говорит искренне: "Я вас люблю как долг велит, / Не больше и не меньше". Но Лира такие слова не устраивают, поэтому он отдает все королевство ее сестрам. Среди этих разборок мельтешит и Эдмун, незаконнорожденный сын графа Глостера, служившего Лиру много лет. Эдмунд задумал очернить своего брата Эдгара в глазах отца, чтобы завладеть его частью наследства.

Чем кончилось: Корделия становится королевой Франции и выигрывает. Лир первый месяц живет у Гонерильи, которая его ни во что не ставит, давая понять, кто здесь главный. У него одна надежда - искать поддержки у второй дочери - Реганы. Но и она продолжает показывать отцу его нынешнее место, унижая прилюдно. И только тогда он осознает, как был несправедлив к Корделии. Эдмунд предает Глостера, который в итоге лишается глаз.

Что в итоге: Все умерли. Говоря словами Эдмунда: "Колесо судьбы свершило / Свой оборот". Лир сходит с ума. Корделия, узнав о несчастьях отца, жестокосердии сестер, спешит к нему на помощь. Эдмуд приказывает убить их обоих. Но его предательства становятся известны и его убивают. Корделию убивают по приказу Эдмунда. Лир не может этого пережить и умирает. Гонерилья закалывается, перед этим отравив сестру.


Актер Грег Хикс в роли короля Лира. Фото: Stephanie Berger/ AP

На войне, как на войне

"Сотников", Василь Быков

Предатель: Рыбак - испытал судьбу, заплутавшего на войне человека.

Как было дело: В название повести вынесено имя одного из простых солдат, отправившегося вместе со своим товарищем (Рыбак) на задание - добыть продовольствие для партизан. Основное внимание автор уделил психологии своих героев. Сотникову нездоровилось, он все время отставал и кашлял. В деревне, зайдя к старосте, Рыбак осудил его за "прислуживания немцам". По дороге Сотников был ранен и Рыбак решил оставить его в ближайшей избе. По вине Сотникова, которого одолел кашель, там их обнаружили немцы, заглянувшие к хозяйке. Ее, Сотникова и Рыбака они забрали в полицию.

Что в итоге: На допросе Сотникова пытали, выламывая пальцы и выдирая ногти, но он никого не выдал. В подвале, куда их посадили, они встретили и старосту, к которому заглянули в начале пути. Сюда он попал за то, что не донес на них. Рыбак на допросе был покладистым, хитрил и увиливал. Следователь, заметив это, намекнул, что его показания они проверят и, возможно, он еще послужит великой Германии… Рыбак решил, что изворачиваться он будет до последнего.

Что в итоге: Утром их всех повели на смерть. Сотников выкрикнул: "Я хочу сделать сообщение. Я партизан. Это я ранил вашего полицая. Тот, - он кивнул на Рыбака, - оказался здесь случайно". На него не обратили внимания. Рыбак выкрикнул, что он готов служить в полиции. Пень из под Сотникова выбивал уже Рыбак. В какой-то момент его посетила мысль о побеге, но воплотить ее было невозможно. Пробегала и мысль покончить с собой, но сил не хватило: "Растерянный и озадаченный, он не мог толком понять, как это произошло и кто в том повинен. Немцы? Война? Полиция? Очень не хотелось оказаться виноватым самому. Да и в самом деле, в чем он был виноват сам? Разве он избрал себе такую судьбу? Или он не боролся до самого конца? Даже больше и упорнее, чем тот честолюбивый Сотников. Впрочем, в его несчастье больше других был виноват именно Сотников. Если бы тот не заболел, не подлез под пулю, не вынудил столько возиться с собой, Рыбак, наверное, давно был бы в лесу. <…>Рыбак высморкался, рассеянно нащупав пуговицу, застегнул полушубок. Наверно, ничего уже не поделаешь - такова судьба. Коварная судьба заплутавшего на войне человека".

Предложенный для анализа текст Михаила Георгиевича Худякова посвящён проблеме предательства.

Автор рассматривает данную проблему на примере случая из жизни одного мальчика, который был полностью уверен в своём друге, доверяя ему. Серёжа Леонтьев поступил героически, спасая своего товарища, однако после этого он предал своего приятеля, который был обречён на одиночество и замкнутость.

Чтобы привлечь внимание читателя к проблеме, автор описывает переживая мальчика, который долгие годы размышлял над вопросом: > Проблема предательства является вечной проблемой общества. Люди порой не видят грани между любовью и ненавистью, ступая на путь предательства.

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что порой люди предают друг друга, забывая о нравственных принципах. Михаил Георгиевич призывает читателя к тому, что без согласия человека нельзя раскрывать его тайн и секретов, которые он доверил вам, положившись на вашу честность и порядочность.

Проблема, затронутая автором, также поднималась в произведениях русских писателей и поэтов. Рассмотрим ее на примере повести Н.В.Гоголя >, когда Андрий, сын Тараса, оказавшись в плену любовных чувств, предаёт своего отца, брата и отчизну. Он забывает о том, что встал на сторону злейшего врага всего казачества. Итогом этого необдуманного поступка является убийство нерадивого сына, которое совершает Бульба не сумев справиться с чувством стыда перед своим народом. Данный факт доказывает то, что предательство не прощается даже самым близким людям, что человек, который однажды смог переступить через моральные принципы, не заслуживает снисходительного отношения.

Часто приходиться сталкиваться с тем, что люди предают друг друга. Не исключением из этого становиться и предательство со стороны детей по отношению к родителям. Нынешнее поколение порой забывают о том, что люди, которые подарили им жизнь, нуждаются в их помощи и поддержке. Молодёжь, уставая в рабочие будни, не думает о том, что их мама ждёт звонка, что переживает за своего ребёнка и искренне сожалеет о том, что не может быть рядом с ним. Порой дети перестают ухаживать за своими пожилыми родителями, отдавая их в дома престарелых, напрочь упуская тот факт, что остаются в долгу перед ними за своё воспитание. Это доказывает то, что даже близкий и родной для тебя человек способен предать тебя, забыв обо всех моральных и нравственных принципах.

Таким образом, М.Г. Худяков доносит до читателя мысль о том, что всегда трудно судить о таком понятии как предательство. Возможно, у людей есть оправдания, однако душевная боль того, кого предали, будет жить в его сердце всегда. Я надеюсь, что честность и искренность в отношениях между людьми, нравственность и просто сострадание друг к другу – верный способ избежать предательства.

Аргументация своего мнения по выбранной проблеме — одна из важнейших задач при написании сочинения-рассуждения. Поскольку аргументы из литературы оцениваются выше, очень важно подготовить их заранее. На данной странице я привожу ряд аргументов по нескольким популярным проблемам.

ПРОБЛЕМА: Подлость, предательство, бесчестие, зависть.

  1. А.С. Пушкин, роман «Капитанская дочка»

Швабрин- дворянин, но он бесчестен: мстит Маше Мироновой за отказ, во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести и достоинстве провоцирует его на измену: он переходит в стан мятежника Пугачева.

  1. Карамзин «Бедная Лиза»

Эраст, возлюбленный героини, предал свои чувства к девушке, выбрав материальное благополучие

  1. Н.В Гоголь, повесть «Тарас Бульба»

Андрий, сын Тараса, оказавшись в плену любовных чувств, предает отца, брата, товарищей, Родину. Бульба убивает своего сына, так как не может жить с таким позором

  1. А.С. Пушкин, трагедия «Моцарт и Сальери»

Завистливый Сальери, завидуя успеху великого композитора Моцарта, отравил его, хотя считал его своим другом.

ПРОБЛЕМА: Чинопочитание, угодничество, раболепие, приспособленчество.

1. А.П.Чехов, рассказ «Смерть чиновника»

Чиновник Червяков заражен духом чинопочитания: Чихнув и обрызгав лысину генерала, он настолько испугался, что после неоднократных унижений и просьб умер от страха.

2. А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»

Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что нужно угождать всем без исключения. Это позволит подняться по карьерной лестнице. Ухаживая за Софьей, дочерью Фамусова, он преследует именно эту цель.

ПРОБЛЕМА : Взяточничество, казнокрадство

  1. Н.В. Гоголь, комедия «Ревизор»

Городничий, как и все чиновники уездного города, — взяточник и казнокрад. Он убежден, что все вопросы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.

  1. Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души»

Чичиков, оформляя купчую на «мертвые» души, дает взятку чиновнику, после чего дело идет быстрее.

ПРОБЛЕМА: Хамство, невежество, лицемерие

  1. А.Н. Островский, драма «Гроза»

Дикой- типичный хам, который оскорбляет всех окружающих. Безнаказанность породила в этом человеке полнейшую разнузданность.

  1. Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»

Госпожа Простакова свое хамское поведение считает нормальным, поэтому люди вокруг нее «скоты» и «болваны».

  1. А.П. Чехов, рассказ «Хамелеон»

Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше него по служебной лестнице, и чувствует себя хозяином положения, перед теми, кто находится ниже.Это отражено в его поведении, которое меняется в зависимости от ситуации.

ПРОБЛЕМА : Разрушительное влияние денег (материальных благ)на душу человека, накопительство

  1. А.П. Чехов, рассказ «Ионыч»

Доктор Старцев, в молодости перспективный и талантливый врач, превращается в накопителя Ионыча. Главная страсть его жизни- деньги, которые стали причиной нравственного разложения личности.

  1. Н.В.Гоголь, поэма «Мертвые души»

Скупой помещик Плюшкин олицетворяет полную духовную деградацию. Страсть к накопительству стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, сам Плюшкин просто потерял человеческий облик.

ПРОБЛЕМА : Вандализм, беспамятство

  1. И.А. Бунин «Окаянные дни»

Бунин и представить себе не мог, что зверство и вандализм, принесенные революцией, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую все на своем пути.

  1. Д.С. Лихачев, книга «О добром и прекрасном»

Русский академик был возмущен, когда узнал, что на Бородинском поле был взорван памятник на могиле Багратиона. Это ужасный пример вандализма и беспамятства.

  1. В. Распутин, повесть «Прощание с Матерой»

Во время затопления деревень под воду уходили не только жилища людей, но и церкви, погосты, что является страшным примером вандализма.

ПРОБЛЕМА : Роль искусства

  1. А.Т. Твардовский, поэма «Василий Теркин»

Фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовых газет, где публиковались главы поэмы. Значит, ободряющее слово порой было важнее пищи.

Наташа Ростова прекрасно поет, в эти моменты она становится необыкновенно красивой,и люди, окружающие ее, тянутся к ней.

  1. А.И. Куприн, рассказ «Гранатовый браслет»

Слушая «Лунную сонату» Бетховена, Вера испытала благодаря безнадежно влюбленному Желткову чувство, подобное катарсису. Музыка пробудила в ней сочувствие, сострадание, желание любить.

ПРОБЛЕМА : Любовь к Родине, ностальгия

  1. М.Ю. Лермонтов, стихотворение «Родина»

Лирический герой любит свою отчизну такой, какая она есть, и готов пройти со своим народом все испытания.

  1. А. Блок, стихотворениеие «Россия»

Для лирического героя Блока любовь к родине подобна любви к женщине. Он верит в великое будущее своей страны.

  1. И.А. Бунин, рассказы«Чистый понедельник», «Антоновские яблоки»

И.А. Бунин в 20-м году покинул Россию навсегда. Чувство ностальгии преследовало его всю жизнь.Герои его рассказов вспоминают великое прошлое России, которое безвозвратно утеряно: историю, культуру, традиции.

ПРОБЛЕМА : Верность данному слову (долгу)

  1. А.С. Пушкин, роман «Дубровский»

Маша, обвенчанная с нелюбимым человеком, отказывается нарушить клятву верности,данную в церкви, когда Дубровский старается ее спасти.

  1. А.С. Пушкин, роман «Евгений Онегин»

Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, вынуждена отказать Онегину. Она стала олицетворением нравственной силы человека.

ПРОБЛЕМА: Самопожертвование, сострадание, милосердие, жестокость, гуманизм

  1. М.А Булгаков, роман «Мастер и Маргарита»

Маргарита, любящая Мастера, несмотря ни на что, верна своему чувству, она готова на любые жертвы. Женщина летит на бал к Воланду, чтобы спасти любимого. Там же она просит освободить от страданий грешницу Фриду.

  1. А.И. Солженицын, рассказ «Матренин двор»

Матрена всю жизнь жила для людей, помогала им, ничего не прося взамен. Автор называет ее «правидницей», человеком, живущим по законам Бога и совести

  1. Л. Андреев, рассказ «Кусака»

Приручив собаку и оставив ее на зиму в дачном поселке, люди проявили свой эгоизм, показали, насколько они могут быть жестокими.

Казак Гаврила, потеряв сына, полюбил, как родного, чужого человека, врага. Ненависть к «красным» переросла в отцовскую любовь и заботу.

ПРОБЛЕМА : Самовоспитание, самообразование, самоанализ, самоусовершенствование

  1. И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»

Нигилист Базаров полагал, что «каждый человек сам себя воспитывать должен». А это удел сильных людей.

  1. Л.Н. Толстой, трилогия «Детство. Отрочество. Юность»

Николенька – автобиографический герой. Как и сам автор, он стремится к самоусовершенствованию, к творческой самореализации.

  1. М.Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени»

Печорин в своем дневнике беседует с самим собой, оценивает свои поступки, анализирует жизнь, что свидетельствует о глубине этой личности.

  1. Л.Н. Толстой, роман «Война и мир»

Писатель показал нам «диалектику души» Болконского и Безухова, рассказал, насколько сложен путь человека к истине, правде, любви. Его герои совершали ошибки, мучились, страдали, но в этом и заключается идея самоусовершенствования человека.

ПРОБЛЕМА : Мужество, героизм, нравственный долг, патриотизм

  1. Б.Васильев, «А зори здесь тихие»

Девушки-зенитчицы, уничтожая отряд диверсантов, погибли, несмотря на численное превосходство врага.

  1. Б.Полевой, «Повесть о настоящем человеке»

Летчик Алесей Маресьев, благодаря силе духа и мужеству, не только выжил после ампутации ног, но и стал полноценным человеком, вернулся в свою эскадрилью.

  1. Воробьев, повесть «Убиты под Москвой»

Кремлевские курсанты, проявив мужество и героизм, выполнили свой патриотический долг, обороняя подступы к Москве. Лейтенант Ястребов- единственный, кто остался в живых.

  1. М.Шолохов, рассказ «Судьба человека»

Герой рассказа Андрей Соколов прошел всю войну: храбро сражался, был в плену, бежал. Он с честью выполнил свой гражданский долг. Война отняла у него семью, но, к счастью, судьба подарила ему встречу с Ванюшкой, ставшим ему сыном.

  1. В. Быков «Журавлиный крик»

Василий Глечик, ещё совсем мальчик, во время войны не оста­вил позицию. Мысль о спасении была для него неприемлемой. Он не нарушил приказ комбата, вы­полнил его ценой собственной жизни, остался верен присяге и долгу перед родиной.



Последние материалы сайта