ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА
У истоков рода человеческого
История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.
Традиционным для материалистических традиций европейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.
Человеческое общество и природные сообщества
Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5-3 млн. лет. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.
Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, орангутанги) способны в определенных ситуациях использовать готовые предметы (палку, камень). Однако они не могут изготовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кремень). Для этого необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абстрактного мышления, наличие разума.
Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.
Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стада (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был ограничен возможностями прокормиться на определенной территории (у первобытных людей размер стада составлял 20-40 человек).
В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структуры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к коммуникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, оставить потомство.
Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с другой - с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.
Способность к обучению демонстрируют многие животные. Однако приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапливались знания, которые благодаря развитию речи передавались от поколения к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаимодействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами.
Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.
Kachay отправили кредит Антону из Житомира в размере 4000 грн.
Елена Ю. из Киева, только что, получила одобрение заявки на получение кредита под 0.1% в размере 8000 грн.
Cashinsky отправили денежный займ Марии из Белой Церкви в размере 1500 грн.
Mywallet отправили кредит без поручителей Кириллу из Белой Церкви в размере 4500 грн
Creditplus отправили кредит без справки о доходах Тимуру из Киева в размере 2500 грн.
Артур Ч. из Новой Каховки оформил заявку на кредит без справки о доходах в 6500 грн
Оксана М. из Киева, только что, получила одобрение заявки на получение займа в размере 8000 грн.
Forzacredit отправили быстрый кредит Якову из Хмельницкого в размере 6000 грн.
Владимир А. из Хмельницкого, только что, получил кредит для ремонта в размере 7500 грн.
Miloan отправили экспресс кредит Виктории из Львова в размере 2000 грн.
Арсений Е. Оставил заявку на получение получения кредита. Спасибо.
Topcredit отправили мини кредит Андрею из Днепра в размере 1500 грн
Василий Ш. из Сум, только что, получил одобрение заявки на получение займа в размере 6300 грн
Заявка Семена Х. из Бердичева на получение получения кредита ОДОБРЕННА - получение денег на карту произойдет в течении 25 минут
Ксения П. из Миргорода, только что, получила одобрение заявки на получение мини кредита в размере 7000 грн.
Семен Ж. из Запорожья, только что, получил кредит наличными в размере 3500 грн.
Тарас И. из Глухова, только что, получил кредит в размере 8000 грн.
Ксения Г. из Яготина, только что, получила одобрение заявки на получение экспресса кредит в размере 3700 грн.
Илона У. из Белой Церкви оформил заявку на займ в 6500 грн
Артур Н. из Каховки, только что, получил одобрение заявки на получение кредита в размере 3300 грн
Займ на карту уже поступил на счет Руслану из Жмеринки в размере 4500 грн. Спасибо, ждем вас в следующий раз.
Юлия Д. из Конотопа, только что, получила одобрение заявки на получение кредита в размере 6500 грн
Даниил Ф. из Жмеринки, только что, получил мини кредит в размере 6600 грн.
Степан М. Оставил заявку на получение мини кредита. Спасибо
Займ уже поступил на карту Софии из Ивано-Франковска в размере 3500 грн. Спасибо, ждем вас в следующий раз.
Филипп Ч. из Новоукраинки, только что, получил одобрение заявки на получение получения кредита в размере 2500 грн.
Заявка Григория У. из Новой Каховки на получение кредита наличными ОДОБРЕННА - отправка денег на карту произойдет в течении 25 минут.
Павел Р. из Яготина, только что, получил кредит онлайн в размере 2500 грн.
Заявка Василия Б. из Прилуков на получение денежного займа ОДОБРЕННА - зачисление денег на карту произойдет в течении 12 минут
Ярослава Ц. из Белой Церкви, только что, получила одобрение заявки на получение мини кредита в размере 5500 грн.
ОБЩЕПРИНЯТАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА
Продолжительность более 2,5 млн. лет, становление
человека современного вида, родоплеменной строй,
переход к земледелию и скотоводству, нет частной
собственности и социального неравенства, возникновение
искусства и религии
III тыс. до н.э. - V век н.э. ДРЕВНИЙ МИР
V век – конец XV века СРЕДНИЕ ВЕКА
XVI – XIX века НОВОЕ ВРЕМЯ
XX - начало XXI века НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
У истоков рода человеческого. Презентация по теме «Древнейшие люди» Выполнила Колесникова В.И. Учитель истории МОУ Теплинская ООШ Этапы становления человека ПАЛЕОЛИТ (от палео... и греч. lithos - камень), древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека (палеоантропы и др.), который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Разведение огня. Палеолит продолжался с возникновения человека (св. 2 млн. лет назад) примерно до 10-го тысячелетия до н. э. Важнейшим достижением палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно Каменный наконечник с «ножкой». Ср. палеолит. В завершении эпохи раннего палеолита наступил период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Многие стада первобытных охотниковнеандертальцев не смогли приспособиться к новым природным условиям. К концу раннего палеолита (примерно 20-30тыс. лет до н.э.)неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа. Эпоха Мезолита МЕЗОЛИТ (от мезо... и греч. lithos - камень), средний каменный век, переход от палеолита к неолиту (ок. 10-го - 5е тыс. до н. э.). В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака. Мезолит иногда называют также протонеолитом (от греч. protos - первый и неолит) или эпипалеолитом (от греч. epi - после и палеолит). Пример сложного орудия. Мезолит охватывает период с XX по IX-VIIIтыс. до н.э. природные условия в это время становятся благоприятнее, становятся доступными для заселения новые территории. Численность населения не превышает 10 млн. чел. Примерно в эту эпоху человек впервые проник на американский континент и в Австралию. В эпоху мезолита зарождается и получает широкое Танец. Роспись Лльейда. Испания. «Каменная газета». Аризона. Наскальные изображения, в науке получившие название петроглифов, находят в разных частях света. Относятся к разным историческим эпохам от палеолита до средневековья. Древние люди наносили их на стены и потолки пещер, на открытые скальные поверхности и отдельные камни. Древнейшие палеолитические наскальные изображения найдены в пещерах и гротах Южной Франции и Северной Испании. Для наскальных изображений характерны фигуры животных, прежде всего объектов охоты древнего человека: бизоны, лошади, мамонты, носороги, реже встречаются хищники - медведи, львы. Росписи на горном плато. Тассоли-Аджер, Алжир. В России петроглифы называли писаницами. Здесь палеолитические рисунки открыты в Каповой пещере на Урале и на скалах у деревни Шишкино на реке Лене. Уже в древнейшие времена стиль и техника наскальных изображений были разнообразными - от контурного рисунка, процарапанного на камне до барельефа и полихромной росписи, для которой использовались минеральные краски. Наскальные изображения имели для древних людей магическое значение. Композиция в пещере Ласко Сражающиеся лучники Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипцовые музыкальные инструменты. Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли как помогать, так и вредить. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения Эпоха Неолита НЕОЛИТ (от нео... и греч. lithos - камень), новый каменный век, период (ок. 8 - 3-го тыс. до н. э.) перехода от присваивающего Первобытные орудия труда хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество. Малая статуэтка мамонта из глины Переход к земледелию и скотоводству. Время неолитической революции, знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.
Тема 2. У истоков рода человеческого
Тип урока
урок-путешествие
Цель урока
сформировать системное представления класса об особенностях первобытного общества, дать ответ на вопрос: "С чего началась история человека?"
Задачи урока
очертить исторические рамки Древнего мира
дать понятие о термине "исторические источники" и об основных их видах
развить воображение учеников
научить класс черпать информацию из видеоматериалов
научиться правильно исчислять историческое время
План урока
Приветствие и мотивация
Изучение нового материала
Закрепление выученного материала
Заключение: вопросы, ответы, обсуждения
Ожидаемые результаты
После этого урока ученики смогут:
Называть хронологические рамки истории Древнего мира, основные виды исторических источников;
Правильно применять отсчет времени до н.э. и н.э.;
Объяснять понятия: «древний мир», «исторический источник», «цивилизация»;
Приводить примеры исторических источников, цивилизаций;
Высказывать суждения относительно значения древней истории в истории человечества.
Оборудование
иллюстрации к теме
видеопроектор
презентация на тему "Исторические источники"
Ход урока
Приветствие и мотивация
Прием 1. Приветствие и объявление темы.
Также учитель с помощью проектора демонстрирует презентацию на тему "Исторические источники", дает пояснения и отвечает на вопросы. Презентация должна раскрывать роль исторических источников в формировании исторической науки и развитии цивилизации.
Прием 2. Проверка отсутствующих.
Изучение нового материала
Лишь недавно отступили на север ледники. После них остались нагромождение валунов, "потрепанные", раздолбанные стихией, скалы. У подножия одной из скал, окруженной густыми зарослями - вход в пещеру. Это дом колена охотников, рыболовов, собирателей природных даров: ягод, плодов, съедобных корешков. Такие места современные ученые называют "стоянками" первобытного человека.
Пещера - глубокая и темная. Ее каменные стены и потолок отражают мерцающие отблески костра. С уважением и мистическим поклонением поддерживают пещерные жители огонь. Он дарит тепло, отпугивает хищников и помогает готовить непритязательную пищу. Вокруг - вещи ежедневного потребления. Среди них мы не увидим ни одного металлического предмета. Первобытный человек еще не научился добывать и обрабатывать металлы. Все чем она обладает сделано из того, что дарит ей мать Природа. Одежда и постель - это шкуры убитых на охоте зверей. Рыболовные орудия - кости, рог, жилы животных, высушенные и свиты побеги растений. Из коры и, вылепленной руками, глины сделан посуду. И множество изделий из камня...
Мы с вами оказались в самом длинном в истории человечества периоде. Этот период называется "Каменной эпохой".
Камень! Первый материал, который начала обрабатывать пещерный человек. Расколот и заостренный он превратился в зубила, ножи и резцы. Прилажены жезлу камень стал инструментом: топором или молотом, грозным оружием-копьем. Камень - помощник в работе, охранник на охоте и в путешествиях, но неужели только для практического употребления использовала первобытный человек камень?
Попробуем в своем воображении внимательнее рассмотреть место остановки пещерного жителя, человека каменного века. Вот, в углу пещеры, высеченная из мягкого песчаника, фигурка женщины-хранительницы. Рядом вылеплена огромная глиняная глыба, одетая в кожу медведя. Какие чувства вызывают они в душе пещерного жителя? Чем они являются для него? Неужели просто замаскированным созданиям? А может это духи - повелители?... Тотемы?...
Глубокое уважение к Природе царит в пещере первобытного охотника... На ровной плоскости каменной стены - отпечатки рук нашего предка, обведенные красной охрой. На другой стороне стены - вырезанные и высеченные кремниевым резцом переплетение линий. Присматриваемся к ним внимательно и, о чудо! Узнаем контуры гигантского мохнатого мамонта, женщин, зверей. Еще одна каменная стена - стремительные олени и косули. А в глубине пещеры - фигура охотника и могучего бизона. Фантастические глыбы, валуны, обломки скал заставляют нас удивляться, восхищаться увиденным.
Свидетелями чего мы стали? Наш далекий предок пытается в камне и на камне выразить свои чувства, передать свои впечатления. В каменных фигурках, в изображениях на скале мы видим не просто объемные формы или высечены линии. Это художественные образы, отражение внутреннего духовного мира первобытного человека.
Будто каменные письма из прошлого, они высечены нашими предками языке рисунке, высеченные пластической, объемной языке в камне, на кости, роговые, зашифрованные магической языке в ритуальных предметах - чуринги. Эти письма являются частью гигантской каменной книги. Первобытные люди не знали письменности, но стремились рассказать нам о своих переживаниях, мечты и верования.
Прикоснитесь к этим, запечатленных и закодированных в камне, писем своим воображением. И вы окажетесь у истоков древнего искусства.
Листайте письма каменной книги, поднимайтесь по лестнице эпохи и узнавайте мир человека, его историю, ее творчество.
Лестница, по которой мы путешествуем в каменной эпохе, протянулись из глубины веков в наши дни. И каждая ступенька - это определенная эпоха, украшенная шедеврами искусства.
Терпеливо ступайте по этой лестнице. Останавливайтесь перед произведениями искусства, узнавайте и наслаждайтесь их искусством. Она прекрасна, вечное и бесконечное, как и само человечество. Ведь искусство пещерного человека - в наскальных рисунках и каменных фигурах из пещер Альтемиры, Ляско, где Гома. Оно вызывает у нас такое же волнение и восхищение, как живопись, как знаменитые скульптуры Микеланджело, Родена, Поль-Гогена, Леонардо и Пикассо.
В 1879 году крестьянин-охотник, раскапывая нору лиса в испанской провинции Сантандер, наткнулся на подземный ход и оказался в пещере. Однако не ему, а испанском археологу Марселену Саутуолы обязаны мы открытием настоящих сокровищ этого тайника. Именно Саутуола обнаружил там следы присутствия первобытного человека и нашел на стенах рисунки черной краской.
Но не ожидаемого и чудесное еще ждало его впереди. Однажды исследователь взял на раскопки свою маленькую дочку Марию. Ребенок легко прошла в глубь низкой пещеры, и оттуда донеслись ее обращенные к отцу слова, ставшие знаменитыми и облетели весь мир: "Торос, пинтадас Торос! (Быки, нарисованные быки!) Действительно, все низкое своды покрывали разноцветные изображения быков, полные динамичной, живой силы. Так в испанской Альтамире впервые открыто пещерный живопись людей эпохи палеолита.
Ничего подобного исследователи деятельности первобытного человека еще не встречали. Вымершие вЕвропе бизоны были изображены чрезвычайно искусно, со знанием натуры, в таком количестве, что становилось ясно: здесь работал в течение очень долгого времени целый отряд художников. Экономными, смелыми, уверенными штрихами в сочетании с большими пятнами краски была передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций.
Росписи Альтамиры были такими богатыми и красноречивыми, что известный исследователь палеолитического искусства Кюн назвал их Сикстинской капеллой Каменной суток.
Однако нашлось немало скептиков, которые утверждали, что блестящий в своей художественной совершенства пещерный живопись Альтамиры не мог принадлежать одетым в звериные шкуры и вооруженным каменными орудиями первоначальным охотникам. Кому только не приписывали авторство пещерных шедевров: вспоминали и греков, и римлян, и готов, подозревали в мистификации современных художников. И тщательное исследование росписей довело их истинную древность. Было установлено, что рисунки выполнены не современными красками, а минеральной натуральной охрой, выходы которой обнаружили в почвах самой пещеры. Кроме того, исследователи нашли в подземной убежище каменные палеолитические орудия, а вместе с ними кости вымерших пещерных медведей.
Летоисчисление
На нашей земле с незапамятных времен существовала система летоисчисления от «Сотворения мира», а эру от «Рождества Христова» введен в Украину после Указа Петра I - в 1699 г. Это по украинскому летоисчислению был 7208 Следовательно, разница между этими календарями составляет 5508.
Сложность вычислений исторических дат для Украины заключается еще и в том, что с 988 г. Новый год начинался 1 марта, а с 1492 г. - 1 сентября. Эти две системы существовали параллельно. Лишь в 1582 г. начали Новый год считать только с 1 сентября. Поэтому для перевода летописной даты на современный календарь надо:
1) по мартовского исчисления времени, т.е. до 1492 г. для событий, которые происходили с марта по январь, отнять число 5507, поскольку мартовское вычисления отставало от январского на 2 месяца;
3) когда речь идет о событиях с сентября по декабрь, вычитается 5509.
Приняв христианство, Украина взяла календарь из Византии. Он был принят Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. Поэтому он называется Юлианским. В нем год состоит из 365 дней и 6 часов. Это превосходит астрономический год на 11 минут и 14 секунд. Это расхождение увеличивается ежегодно. В 1582 г. папа Григорий XIII реформировал этот календарь и новый стиль получил название Григорианского. Украинский долго придерживались Юлианского календаря (старого стиля), хотя было несколько попыток введения нового стиля, но эти попытки не удались.
Юлий Цезарь
В России новый стиль был принят сразу после отделения церкви от государства: после 31 января (1918) наступило 14 февраля. У нас в Украине григорианское летоисчисление было введено Центральной Радой 1 марта 1918 для гражданского потребления, а в церковной жизни осталось старое летоисчисление. Сейчас разница в этих календарях составляет 13 дней.
Но при исчислении исторических дат следует учитывать, что в XIX в. эта разница составляла 12 дней, в XVIII в.- 11 дней, в XVII в.- 10 дней и т.д. Так, например, Переяславская Рада по летописи состоялась 8 января 1654 По современному календарю это 18 января. Тарас Шевченко родился 25 февраля 1814, следовательно, по новому стилю имеем (+12) - 9 марта.
Термины и понятия
Древний мир - термин, описывающий историю человечества с начала писаной истории до Средневековья. В историю Древнего мира входит период античности, охватывающий время, начиная с первых Олимпийских игр в Греции, то есть с 776 года до Христа, чему примерно отвечает также дата основания Рима - 753 год до Христа.
Первобытное общество - длительный период в истории человечества: от возникновения человека разумного (около 2,5-2,8 млн. лет назад) и до возникновения цивилизации и государственности.
Исторический источник - это определенное качество артефактов прошлого (древностей). Поэтому содержание этого понятия полностью зависит от комплекса представлений эпохи об остатках прошлого.
Исторический источник - это определенное качество артефактов прошлого. Цивилизация - человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре (науке, технологиях, искусстве и т.д.), общие духовные ценности и идеалы, ментальность.
Закрепление выученного материала
1. Что такое исторические источники?
2. Какие виды исторических источников бывают?
3. Приведите примеры ИИ, которые вы видели воочию в музеях и т.п.
4. Что такое цивилизация?
5. Что такое древний мир?
6. Поясните термин "первобытное общество"? Как можно назвать современное общество?
7. Что такое древний мир? Равнозначно ли это понятие понятию "первобытное общество"?
Домашнее задание
Изучить материал с помощью учебника
Нарисовать иллюстрацию к теме
Запишите в тетрадь основные черты первобытного общества.
Заключение: вопросы, ответы, обсуждения
Учитель инициирует дискуссию на тему "Роль первобытного общества в формировании цивилизации"
Материал для использования учителем
1. http://www.slideshare.net/guest7e683c/1-2-1-presentation
2. Дж. Леббок Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. - 2011
3. Г. Шурц История первобытной культуры. Том 2. Материальная и духовная культура. - 2010
Использованные источники
Повторительно-обобщающий урок
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн
/ Учет запасов Нормативно-справочная информация: подсистема учета запасовВсю нормативно-справочную информацию, которая используется для отображения операций с запасами, можно условно поделить на две группы:Объекты аналитического учета операций с запасами