Веселый ранец - Какими бывают звуки? Детский вокально-эстрадный коллектив коломбина Какие бывают музыкальные звуки введение в тему

05.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Какими бывают звуки?

Данная разработка предлагается для проведения уроков музыки по теме «элементы музыкальной речи» как в коррекционной школе так и в средней, а также для внеклассных мероприятий. Можно использовать элементы данной презентации для проведения игровых разминок на уроках, как физкультминутка. Тема очень обширна, поэтому её можно использовать на логопедических занятиях по правильному произношению слогов и звуков.

Какими бывают звуки?

Звуки - это все что мы слышим вокруг себя.

Их великое множество и они все разные.

Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.

Звуки бывают речевые, неречевые и музыкальные.

Речевые звуки - это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.

(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша,Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Ваня ты сейчас в лесу. Мы зовём тебя «ау»!

Ну-ка глазки закрывай не робей

Кто позвал тебя узнай поскорей!

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.

Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:

Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.

Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки.

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.

У них есть мелодия.

Звуки музыкальные различаются тембром- окраской звука.

Громкостью

Длительностью

Высотой

По высоте звуки бывают:

Высокие и низкие

По громкости :

Громкие и тихие

По длительности :

Длинные и короткие

По тембру :

Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).

В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить

их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.

Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос-сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года - это ритм планеты.

В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.

Наше сердце-сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм-утро, день вечер и ночь.

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.

Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)

Плавный ритм придаёт музыке лиричность.

Прерывистый ритм - создаёт ощущение тревоги, волнения

Метроном –источник ритма в музыке.

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.

Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как « громкие часы».

Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.

Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (слушание метронома)

Средства музыкальной выразительности в музыке.

Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр, лад, динамика, темп и размер.

Тембр – это окраска звука.

Динамика – это сила звучания музыки.

Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»

Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами

Ваня, ты сейчас в лесу,

мы зовём тебя Ау,

Ну-ка, глазки закрывай, не робей,

кто позвал тебя узнай поскорей!

учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.

Лад, Мажор, минор

Темп быстро. медленно

В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.

Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.

Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,

Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.

Пропеть песенку «Чижик-пыжик» (раздать по числу детей карточки где нарисована тучка-означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)

Чижик – пыжик, где ты был?

Я всю зиму в клетке жил

Где ты клювик замочил?

В клетке я водичку пил.

Что ты чижик похудел?

Я всю зиму проболел

Чем же клеточка плоха?

Ведь неволя так горька.

Чижик, хочешь к нам сюда?

Ой да да да да да да!

Ну-ка чижик вылетай!

Ай яй яй яй яй яй яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.

Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.

Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)

Еле, еле, еле, еле,

закружились карусели

а потом, потом, потом.

Все бегом бегом, бегом

Тише тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, раз два.

Вот и кончилась игра.

Муниципальное казённое (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Музыкальное искусство 1 класс
Конспекты уроков

Урок 3

Какими бывают музыкальные звуки

Цель урока: познакомить учащихся с разновидностями музыкальных звуков, дать понятие «ритм». Развивать певческие навыки, чувство ритма, творческие способности школьников. Поддерживать желание участвовать в коллективном творчестве.

Ожидаемые результаты: учащиеся различают длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие музыкальные звуки; объясняют разницу между ритмом и пульсом музыки; высказывают свои впечатления от прослушанных произведений.

Оборудование:

Тип урока: углубление темы, усвоение новых знаний.

Доминанты урока:

Музыкальные звуки: длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие;

Ритм. Ритм и пульс музыки.

1. Организационный этап

1.1. Вход в класс под музыку.

1.2. Проверка присутствия учащихся:

количество по списку_____,

количество присутствующих на уроке_____,

отсутствующих_____.

1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.

1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.

2. Ориентировочный план урока

2.1. Вход в класс под звучание песни М. Шутя «Веселые нотки».

2.2. Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»

2.3. Распевки. Поспівка «Бом-бим».

2.4. Ритмичная упражнение «Эхо-ритм».

2.5. Слушание пьес Е. Ґріґа «Птичка» (или «Птичка» В. Сокальского) и М. Дремлюги «Медвежонок в лесу» (или «Песни мишки» Л. Колодуба).

2.6. Разучивание «Песни о зарядке» (муз. О. Янушкевич).

2.7. Обобщение материала урока.

2.8. Выход из класса под звучание «Песни о зарядке» О. Янушкевич (или на усмотрение учителя).

БОМ-БИМ

Поспівка

3. Актуализация опорных знаний

3.1. Музыкальное поздравление.

3.2. Распевки.

3.3. Повторение материала предыдущего урока. Чем отличаются музыкальные и шумовые звуки? Где их можно услышать?

4. Мотивация учебной деятельности

4.1. Сообщение темы урока.

4.2. Мотивационная беседа. Для чего мы изучаем особенности музыкального искусства? Знакомство с разновидностями музыкальных звуков поможет научиться лучше понимать язык музыки.

5. Этап усвоения новых знаний

5.1. Поспівка.

5.2. Долгие и короткие звуки. Объяснение термина «ритм». Выяснить различия между ритмом и пульсом музыки.

Совет учителю.

Использование раздаточного материала с игры «Музыкальное лото» (см. электронный диск) по теме «Пульс и ритм».

5.3. Игра «Луна-ритм».

Ритмические упражнения. Ученики повторяют за учителем ритм, хлопая в ладоши.

Учащиеся предлагают к игре свой ритм.

5.4. Творческое задание «Беседа птички и медведя».

5.5. Слушание пьес «Птичка» Е. Ґріґа и «Медвежонок в лесу» М. Дремлюги.

Определение особенностей музыки.

Высокие и низкие звуки.

Использование метода «разрушения образа» («Медвежонок в лесу». Какой будет музыка о большого, взрослого медведя?).

5.6. Разучивание 1 куплета «Песни о зарядке» (муз. О. Янушкевич).

Выполнение в движении.

Сравнение «Песни о зарядке» с колыбельной. Громкие и тихие музыкальные звуки.

ПЕСНЯ МИШКИ

Музыка Л. Колодуба

МЕДВЕДЬ

Музыка В. Ребикова

6. Обобщение и закрепление знаний

Что нового узнали учащиеся о музыке?

Какими бывают музыкальные звуки?

По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».

7. Подведение итогов урока

Изучение особенностей музыки поможет стать внимательными слушателями, лучше понимать ее содержание.

8. Домашнее задание

Слушать музыку.


Свойства музыкального звука.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте. Давайте вместе разбираться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.


Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему - звукоряд , то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах. Часть звукоряда, которая повторяется на разной высоте, называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук "до".
Звукоряд имеет 8 октав – 7 полных и 2 неполные. Названия октав (от низких звуков к высоким) следующие: СУБКОНТРОКТАВА, КОНТРОКТАВА, БОЛЬШАЯ ОКТАВА, МАЛАЯ ОКТАВА, ПЕРВАЯ ОКТАВА, ВТОРАЯ ОКТАВА, ТРЕТЬЯ ОКТАВА, ЧЕТВЕРТАЯ ОКТАВА.

Регистр – это часть звукоряда, которая обладает своеобразной тембровой окраской звучания:
1. Низкий регистр – субконтроктава, контроктава, большая октава.
2. Средний (певческий) регистр – малая октава, первая октава, вторая октава.
3. Высокий регистр – третья и четвертая октавы.
Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек ). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом).
Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый . Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Единицей измерения длительности является целая нота.

Рассмотрим основные длительности:

Каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты , то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой . Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

Громкость – это сила размаха колебательного движения, или амплитуда колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.

Колебания бывают двух видов: затухающие (у струнных инструментов — рояля, арфы, балалайки, домры и др.) и незатухающие (у органа или скрипки при игре смычком). При затухающих колебаниях громкость звука постепенно уменьшается и естественным путем угасает вовсе. При незатухающих колебаниях громкость звука на ряде инструментов и при пении можно варьировать: уменьшать, оставлять неизменной и увеличивать - в зависимости от художественных целей и задач.

Звук в музыке начнем изучать с самого простого и доступного — с тех звуков, которые нас окружают. По своей физической природе звук это колебания упругого тела, которые образуют в воздухе звуковые волны. Достигнув уха, воздушная звуковая волна воздействует на барабанную перепонку, от которой колебания передаются во внутреннее ухо и далее на слуховой нерв. Так мы слышим звуки.

Если пока не все понятно, не беда. Потому что уроки музыки не про то как мы слышим. Наша задача разобраться что мы слышим и выделить из всего разнообразия слышимого звуки в музыке.

Все звуки можно разделить на музыкальные и шумовые. В музыкальных звуках человеческое ухо может выделить определенную частоту, которая звучит громче других. В шумовых звуках содержится множество разных частот, их которых мы не можем на слух выделить по громкости какую-то отдельную частоту. В шуме сливаются звуки разной частоты с примерно одинаковой или плавающей громкостью.

Послушайте шумовые и музыкальные звуки:

  • шумовые звуки

Некоторые шумовые звуки применяются в музыке. Из трех представленных шумовых звуков первые два это звуки музыкальных инструментов. Сначала звучит большой барабан, затем треугольник.

Третий шумовой звук это, так называемый, «белый шум». В нем очень много составляющих, которые изменяются случайным образом. На картинке белый шум выглядел бы так:

Шумовые звуки изучать не будем, а приступим сразу к звукам музыкальным.

  • музыкальные звуки:

Если выделить из музыкального звука самую громкую составляющую и нарисовать её, то получим примерно такую картинку:


В реальном звуке картинка была бы посложнее, но, все-таки, главное то, что в музыкальном звуке присутствует самый громкий звук с одной (определенной) частотой. Из таких звуков можно составлять мелодии.

Уроки музыки. Итак, в музыкальных звуках можно выделить определенную частоту. О чем речь? Представим туго натянутую струну. Ударим по ней молоточком. Струна начнет колебания:

Частота, с которой колеблется струна, определяет частоту слышимого звука.
Измеряется частота в герцах: один герц (1 Гц) равен одному колебанию в секунду. Человек способен слышать звук в диапазоне от 16 Гц до 20 тысяч Гц (кГц) при передаче колебаний по воздуху. С возрастом слух ухудшается и звуковой диапазон сужается. Верхняя граница слышимых взрослым человеком звуков примерно 14 тысяч Гц. К тому же наиболее точно и ясно человек слышит ещё более узкий диапазон звуков: примерно от 16 до 4.200 Гц. В этом диапазоне звучат и музыкальные инструменты.

Звук в музыке. Высота звука.

В зависимости от частоты звука мы различаем звуки низкие и высокие. Вообще-то, здесь могли бы применить любые прилагательные, например, жирные и тощие. Однако, обозначение звуков по высоте выбрано не случайно. Оказывается так очень удобно рисовать музыкальные звуки на бумаге. Об этом рассказано на странице «нотная запись».

Чем меньше частота звука, тем более низким он кажется. Так, звук с частотой 200 колебаний в секунду (200 Гц) кажется низким:

Звуки большей частоты кажутся высокими.
Звук с частотой 4000 колебаний в секунду (4000 Гц) кажется высоким:

Высота это одна из характеристик звука в музыке. Каждый звук в музыке имеет свою высоту (частоту) и свое название. Звуки в музыке по высоте подбиралась опытным путем на протяжении столетий. У разных народов существуют разные системы музыкальных звуков и их названий. Мы будем рассматривать только европейскую систему, которая наиболее распространена в мире и используется в России. О звукоряде европейской системы будет рассказано на следующей странице, а сейчас перейдем к ещё одной характеристике звука.

Звук в музыке. Длительность звука.

Длительность характеризует количество времени, в течение которого длится звук.

Например, звук с частотой 440 Гц в течение 6 секунд:

Тот же звук в течение 2 секунд:

Надеюсь с длительностью всё понятно. Уточню, что в музыке длительность измеряется не секундами и не минутами. Длительность в музыке измеряется ритмическими единицами, которые могут быть выражены счетом, например, раз, два, три, четыре. Про это подробно рассказано на странице о темпе, метре и ритме музыки.

Звук в музыке. Амплитуда звука.

Амплитуда, это размах колебания источника звука (например, струны). Чем больше размах колебаний, тем, говорят, больше их амплитуда. В прямой зависимости от амплитуды звука находится его громкость — чем больше амплитуда, тем больше громкость. Меньше амплитуда — меньше громкость. Кроме амплитуды на громкость влияет расстояние для источника звука — чем ближе источник звука, тем (при одинаковой амплитуде) громче он звучит. Ещё на громкость звука оказывает влияние особенность человеческого слуха — так при одинаковой амплитуде и расстоянии до источника звука, громче всего будут слышны звуки в среднем регистре.

Вот два примера, один и тот же тон. Погромче и потише:

На громкость звука оказывает влияние и такой фактор как вид колебаний. Колебания могут быть затухающими (удар по струне гитары). В этом случае вместе с угасанием колебаний будет затихать и звук струны. Могут быть и незатухающие колебания — в этом случае колебания поддерживаются искусственно, например, движением смычка по струне или пением. Для незатухающих колебаний громкость можно изменять (уменьшать, увеличивать или оставлять неизменной) в зависимости от художественных целей и задач.

Звук в музыке. Тембр звука.

Во всех последних примерах использовался звук от звукового генератора с частотой 440 Гц. Эта частота в примерах выбрана не случайно. 440 Гц — частота ноты ля первой октавы. Про октавы рассказано на странице звукоряда, а тут важно отметить следующее — хотя, у ноты ля реальных музыкальных инструментов такая же частота, как была установлена у генератора, но звучит нота ля и генератор по разному. Более того, у разных музыкальных инструментов нота ля звучит тоже не совсем одинаково. Именно поэтому мы безошибочно можем сказать, какой инструмент звучит:

это звуковой генератор:

а это фортепиано:

это скрипка:

а это флейта:

Почему же одна и та же нота звучит по-разному, хотя, высота звука одинакова? Дело в том, что когда звучит реальный музыкальный инструмент у него на основную частоту ноты накладываются дополнительные колебания. Когда звучит, например, струна генерируются сразу несколько колебаний:

  • основной тон (самый громкий) во всю длину струны и
  • обертоны — ряд колебаний в половину, в треть, в четверть и так далее струны. Амплитуда (громкость) обертонных колебаний уменьшается в ростом ступени «деления» струны.

К тому же, к основному тону и обертонам добавляются ещё и звуки колебаний частей корпуса музыкального инструмента. Всё это придает звуку особенную индивидуальную окраску, которую называют тембр звука. Тембр позволяет отличить на слух разные музыкальные инструменты.

Тембр присущ звукам не только музыкальных инструментов, но и человеческому голосу тоже. Поэтому мы легко отличаем голоса разных людей.

Человеческое ухо лучше всего воспринимает самый громкий (основной) тон в музыкальном звуке. Частичные тоны (обертоны) не воспринимаются как отдельные звуки, придают основному звуку определенный колорит сливаясь с ним. Обертоны, входящие в состав сложного звука называют гармониками или гармоническими составляющими. Распределение громкости между гармониками у разных инструментов не всегда такое линейное как в теории. Например у гобоя (духовой музыкальный инструмент) вторая гармоника громче основного тона, а третья громче второй и только у последующих гармоник громкость снижается.

На электронных музыкальных инструментах (синтезаторах), изменяя соотношения гармоник в сложном звуке, можно составить любую громкость обертонов и подобрать их так, чтобы имитировать звучание любых музыкальных инструментов. Если выделить первую, третью и пятую гармоники — зазвучит кларнет 🙂

Итак, мы рассмотрели природу звука в музыке и его характеристики: высоту, амплитуду, длительность и тембр.

Если статья была полезна, поддержите проект — поделитесь этой страницей с друзьями:

Для обучения игре на духовых музыкальных инструментах мы рекомендуем программу «Свирелька», которую получить можно здесь.

Что такое звук? Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и на человеческий.

В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него разными звуками – песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого свои. Почему? Да потому, что каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности. Они – то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и необходим в данный момент.

Умение различать эти особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляет основу развития музыкальных способностей. Каковы же загадочные свойства звука?

Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые (от слова «шум», «шуметь») и звуки музыкальные (от слова «музыка»). Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое – мелодичные.

Прочтите, пожалуйста, с детьми стихотворение Е. Королевой.

Все на свете дети знают:

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий ропот.

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие:

Не шуршания, не стука –

Музыкальные есть звуки.

Выполните с детьми следующее задание: рассмотрите рисунки и попросите ребенка назвать, когда он слышит шумовые звуки, а когда – музыкальные.

Шум листвы и звон капели,

Плеск волны и ветра вой…

Сколько звуков нам напели

Эти звуки не имеют

Своей точной высоты,

Потому зовутся шумом,

Их пропеть не сможешь ты.

А ещё бывают звуки,

Что плетут узор мелодий

Песен, вальсов, полек маршей,

Менуэтов и рапсодий.

Эти звуки, как ты знаешь,

Музыкальными зовут.

Звуки музыкальные

В домиках живут.

Что это за домики,

Попробуй, угадай!

Подумай хорошенько

И ответ нам дай.

Правильно! Музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. Вспомни, какие музыкальные инструменты ты знаешь.




Последние материалы сайта