Русские и адыгские нродные музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты адыгов Национальные музыкальные инструменты черкесов

03.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка представляют собой богатейший пласт духовной культуры адыгского народа. Музыка отражает ценностные ориентации народа, тесно связано с его религией и светским бытом, поэтому она имеет важнейшее значение для постижения культуры адыгов.

шычепшын — традиционный струнный cмычковый музыкальный инструмент адыгов. Он использовался для аккомпанемента сольному и хоровому пению, часто в ансамбле с камылем и пхачичем. Сейчас трудно точно установить время появления шичапшина, но археологические материалы свидетельствует о наличии смычковых инструментов на Кавказе в I тысячелетии до н.э.

Замудин Гучев играет на шичепшине

Из группы духовых инструментов адыгов къамыль был самым распространённым и популярным. До появления пщынэ (адыгской гармошки) танцевальные мелодии адыгов исполнялись на къамыль. Мастера, которые изготовляли къамыли, украшали их, оклеивая бархатом, кожей и оправляя серебром концы инструмента. Чарующие звуки къамыля вдохновляют многих слушателей и поныне.

Самым популярным и любимым ударным инструментом адыгов является пхачич , без него не принято обходиться ни на одном празднике. Пхачич держит других музыкантов в ровном темпе, усиливает четкость ритма, воодушевляет танцующих силой своих ударов. Чтобы играть на пхачич нужно обладать не только врожденным чувством ритма, но и хорошей физической силой, поэтому на нём принято играть мужчинам.Мастера, которые в прошлом изготовляли пхачич, богато украшали его серебром, чернью, позолотой или просто орнаментом. Современные мастера также стараются следовать традициям прошлого.

Часть I. Инструмент и исполнитель в контексте традиционной культуры

Глава 1. Описание и систематизация традиционных музыкальных инструментов адыгов ^

Глава 2. Джегуако-инструменталист

Глава 3. Ситуации, актуализирующие музыкальное звучание в адыгской традиции

Глава 4. Функционирование музыкальных текстов %

Глава 5. Мифологические аспекты музыкальных инструментов и инструментальной музыки в адыгской традиции

Часть П. Музыкальные тексты: анализ и систематика /Ч>

Глава 1. Композиция инструментальных наигрышей

Глава 2. Фактурная организация

Глава 3. Ритмика инструментальных наигрышей хъч

Глава 4. Звуковысотная организация ХУ-Ъ

1. Ладовое строение

2. Мелодическая композиция

Рекомендованный список диссертаций

  • Традиционная инструментальная культура западных адыгов: системно-типологическое исследование 2006 год, доктор искусствоведения Соколова, Алла Николаевна

  • Музыкальный феномен в социокультурном пространстве полиэтнического региона: саратовская гармоника в Поволжье 2014 год, доктор искусствоведения Михайлова, Алевтина Анатольевна

  • Тамбовская гармонь как самобытный пласт традиционной музыкальной культуры 2013 год, кандидат искусствоведения Москвичёва, Светлана Анатольевна

  • Памирская традиционная инструментальная культура 2003 год, кандидат искусствоведения Юссуфи Гулджахон

  • Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование 2006 год, доктор искусствоведения Рахимов, Равиль Галимович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка адыгов»

Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка представляют собой богатейший пласт духовной культуры адыгского народа. Отражая его мировидение, тип мышления, ценностные ориентации социума, будучи тесно связанной с религиозным и светским бытом, эта область фольклора имеет важнейшее значение для постижения древней культуры адыгов, раскрытия национального «модуса мышления» (термин С.И.Грицы). Инструментальная культура составляет огромный массив в музыкальной традиции адыгов. Об этом свидетельствует и весьма значительный пласт собственно инструментальных текстов в обрядах, и чрезвычайная развитость в адыгской традиции танцевальной музыки1, и особая роль инструментального исполнительского искусства в культуре, его тесная связь с этикетными нормами адыгэ хаб-зэ (адыгской этики), высокий социальный статус исполнителей-инструменталистов, наличие в прошлом весьма развитого дифференцированного цеха (Э^егуако-инструменталистов.

Среди музыкальных инструментов адыгов, наиболее часто встречающихся в упоминаниях и описаниях путешественников ХП-Х1Х веков - шичепшина (струнный смычковый), апапшина (струнный щипковый), пшинадыкуако или пшинатарко (угловая арфа), камыль (продольная флейта), бжамий (рожок), пхацыч (трещотка), шонтрып или фатрып (двусторонний барабан). Кроме того, как показало изучение адыгской инструментальной традиции, существовали и другие музыкальные инструменты, такие как шапсугская цитра (струнный щипковый), шапсуг-ская лира (струнный смычковый), горный рожок (продольная труба), пхамбгу (щелевой идиофон) и пр. Некоторые из них сохраняли свою связь с обрядностью до недавнего прошлого. В середине XIX - начале

1 Так, например, этнографами и фольклористами записано более двухсот разных мелодий только одного из танцев - уджа.

XX вв. в музыкальном быту адыгов появилась и прочно укоренилась гармоника-имшна, что во многом способствовало возникновению новой культурной ситуации. Инструментальная традиция адыгов в целом характеризуется сложностью, многокомпонентностью и динамичностью свойственных ей процессов.

Социально-политические и экономические условия развития общества в Х1Х-ХХ вв. привели к исчезновению из музыкального быта многих музыкальных инструментов, «смещению» жанровой системы традиционной инструментальной культуры (переходу основных жанров в репертуар поздних инструментов), утрате обрядовых пластов инструментального фольклора. И тем не менее, инструментальная музыка и по сей день занимает приоритетное положение в культуре адыгов. Более того, в настоящее время фиксируются процессы возрождения традиционного инструментализма в новых социально предустановленных формах.

Объектом пристального внимания ученых инструментальная традиция адыгов становится довольно поздно - с 40-60-х годов XX века [Левин 1968; Мирек 1968, 1992, 1994; Самогова 1973; Шейблер 1948, 1957; Шу 1964, 1971, 1976, 1997; Вертков 1973]. Работы ученых содержат материал, касающийся морфологии и эргологии наиболее распространенных музыкальных инструментов: шичепшины, апапшины, камы-ля, пхацыча, отдельные сведения о пшинадыкуако или пшинатарко и бжамие. К сожалению, в работах данного периода отсутствует дифференциация музыкального инструментария по историческим критериям функционирования в культуре. В результате такие, явно заимствованные (в довольно поздний период) инструменты, как накыра, дудук, дайра не вычленены из общего ряда. Кроме того, в перечисленных выше работах адыгский инструментарий рассматривается вне его этнографического и социально-исторического контекста, встречающиеся этнографические сведения носят фрагментарный или описательный характер.

Новый этап в изучении адыгской инструментальной культуры наступает в 80-90-е годы XX века, когда к ее проблематике обращаются этномузыковеды [Барагунов 1980; Кагазежев 1988 - 1998; Соколова 1986 - 1999]. Существенно, что Б.С.Кагазежевым продолжен морфологический и эргологический ракурсы исследования. Им введены в научный обиход подробные обмеры таких музыкальных инструментов, как камыль, апапшина, ичепшина и пхацыч, описаны некоторые конструктивные особенности бжамш, пшинадыкуако (пшинатарко)и шонтрыпа (без талии).

Первым опытом комплексного исследования музыкального инструментария адыгов (затрагивающего вопросы форм и способов их функционирования, особенностей исполнительского искусства) являются работы А.Н.Соколовой [Соколова 1994, 1998 А-Г и др.]. Некоторые музыкальные инструменты описаны ею впервые (упапшина - инструмент типа окарины, мажепшина - гребень). А.Н.Соколовой принадлежит и первая классификация адыгского инструментария в соответствии с систематикой Хорнбостеля-Закса. Однако работы А.Н.Соколовой опираются на локальный материал (республика Адыгея, представляющая часть западного региона проживания адыгов).

До последнего времени исследователями практически не затрагивались вопросы, связанные с системным анализом инструментальных наигрышей адыгов, их ритмических и звуковысотных структур, взаимосвязи музыкальных компонентов инструментальных текстов с хореографическими.

Таким образом, разработанность проблематики, вокруг которой сосредоточена настоящая диссертация, к настоящему времени представляется недостаточной: нет целостного комплексного охвата феномена адыгского инструментализма, отсутствуют даже подступы к типологии

JT музыкального материала как внутри локальных традиций, так и в адыгской национальной культуре в целом.

Приступая к изучению вопросов, связанных с адыгской инструментальной культурой, мы прежде всего ставили перед собой задачу полноценного полевого исследования традиции, которое в этномузыкологии, как известно, с одной стороны, предшествует научному обобщению, а с другой - в связи с необходимостью пополнения материала и/или его детализации - постоянно чередуется с собственно теоретическим осмыслением. В авторских экспедициях 1988-2000 годов в места компактного проживания адыгов на Кавказе (КБР, КЧР, РА, ПШ, Моздокский р-н PCO и Урупский р-н Краснодарского края) собрана коллекция звукозаписей инструментальной музыки (всего 1020 звукозаписей) и бесед с информантами. В полевой работе нами фиксировались разнообразные формы музыкального быта, планомерно собиралась информация об исчезнувших инструментах и формах их функционирования в прошлом, сведения о давно ушедших обрядах, а также об особенностях народного исполнительства, фиксировалась традиционная народная терминология, связанная с инструментарием, музыкальными наигрышами и танцами. В целях наибольшей эффективности исследования традиции была разработана программа изучения регионов, опросники, репертуарные списки. Наигрыши фиксировались в различных их версиях (сольных, ансамблевых, региональных).

Специфика задач, которые стояли перед нами в полевом исследовании, в большой степени зависела от современного состояния традиции, характеризующегося весьма ощутимой степенью разрушения: ушли из бытования практически все обряды и, следовательно, исчез огромный пласт обрядовой музыки, ряд ритуалов пришлось восстанавливать по рассказам старожилов, бывших их участниками или очевидцами. Подобной же реконструкции подлежала и значительная часть музыкального инструментария (так, например, на основании предложенного нами описания народным мастером З.Гучевым был изготовлен шапсугский горный рожок), а также некоторые формы музыкального быта (светские или ритуализованные, как, например, хачешевое действо в центре аула), некоторые типы ансамблей. В связи с тем, что с течением времени, как упоминалось выше, произошли некоторые «смещения», приходилось выяснять соотношение инструментария и тех или иных жанров наигрышей в более ранние периоды, чтобы понять динамику исторических процессов, происходивших в народной инструментальной культуре. Однако (и это чрезвычайно важно) успеху работы во многом способствовала жизнеспособность, «витальность» инструментальной традиции в адыгской культуре. Активное функционирование на современном этапе, таких инструментов, как пшина, шичепшина, камыль. Наигрыши на этих инструментах и составили основу нашей коллекции.

В результате полевой работы нам удалось составить репрезентативную коллекцию инструментальной музыки адыгов и ценнейших сведений о ней. Этот материал и стал основой настоящей работы.

Помимо собственных полевых материалов, нами были использованы фондовые материалы АРИГИ, КБИГИ, Лазаревского этнографического музея (г.Сочи), Радиокомитетов КБР и РА, собранные в те годы, когда многие пласты инструментальной музыки активно функционировали в традиции. Архивные материалы позволили расширить рамки изучаемого синхронического пласта до 40-х годов XX века.

Дополнительным материалом послужили записи из личных архивов Т.Блаевой, Р.Гвашева, З.Гучева, Р.Унароковой, любезно предоставленные автору. Беседы с этими собирателями и учеными значительно пополнили информацию, имеющуюся в наших собственных записях.

К сожалению, сегодня приходится констатировать чрезвычайную скудость публикаций адыгских инструментальных текстов. Отдельные наигрыши (не более десяти образцов) содержатся в разных томах Антологии НПИНА, изданной под редакцией Е.В.Гиппиуса [НПИНА 19801984]. Инструментальной музыке посвящен также сборник, вышедший в г.Майкопе (РА) «Адыгские танцы», составленный одним из известнейших на Кавказе гармонистов К.Тлецеруком [Тлецерук 1987]. Эти немногочисленные публикации также явились материалом данной работы.

Настоящая работа относится к типу синхронических исследований (о важности различения синхронии и диахронии впервые написал Ф.де Соссюр [Соссюр 1977: 120-130]). Однако мы затрагиваем и некоторые вопросы исторического движения традиции. В этой связи для нас очень важными оказались работы путешественников и писателей [Васильков 1901; Витсен 1692; Грабовский 1869; Дубровин 1871 и др.]. Несмотря на то, что сведения, содержащиеся в подобной литературе, отрывочны, фрагментарны, они порой чрезвычайно ценны и незаменимы для реконструкции цельной картины музыкальной культуры. В этом контексте возникают и проблемы, связанные с пополнением базы источников, актуальные не только для адыгской этномузыкологии, но и для адыговеде-ния в целом. Весьма ограниченный круг изданий на русском языке (в том числе и переводной литературы) создает довольно скудную картину этнофактологии. В результате многие звенья культуры остаются вне описания или описаны частично. Это относится и к описанию музыкальной традиции адыгов.

На территории компактного проживания адыгов на СевероЗападном Кавказе четко выделяются несколько субрегионов, которые, в связи с социально-историческими и экономическими условиями, обособлены и географически удалены друг от друга: адыги составляют часть населения Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, населяют

Республику Адыгея, Лазаревский р-н г.Сочи, Туапсинский и Урупский р-ны Краснодарского края, Моздокский р-н Северной Осетии. Исторически сложилось так, что большая часть адыгов проживает в настоящее время за рубежом: в Сирии, Иордании, Турции, Иране, США, Франции, Германии и т.д.

Основываясь на своих наблюдениях, подтвержденных лингвистическими исследованиями адыгских языков [Балкаров 1979; Кумахов 1964, 1989 и др.], мы намечаем определенную диалектную структуру традиции и выделяем три крупных региона инструментальной культуры, каждый из которых имеет свою специфику:

1) восточно-адыгский регион, включающий Большую и Малую Ка-барду (КБР), моздокских кабардинцев (PCO) и черкесов (КЧР);

2) западно-адыгский регион, объединяющий субэтносы адыгов, проживающих на территории современной РА, а также в Урупском р-не Краснодарского края и в Причерноморской Шапсугии3, где традиционная культура имеет наибольшую степень сохранности и чистоты;

3) регион адыгской диаспоры, в основном расположенной в странах Ближнего Востока.

Соответственно этим трем регионам распределяются основные региональные традиции инструментальной музыки, причем следует отметить, что музыка адыгской диаспоры также достаточно ясно и четко может быть дифференцирована по принадлежности к восточной или западной региональной традиции, хотя безусловно имеет и черты влияния иных культур.

Стремясь к большей достоверности, мы ограничили материал настоящего исследования инструментальной музыкой адыгов, проживаю

3 Историческое название, объединяющее территорию Туапсинского р-на Краснодарского края и Лазаревского р-на г.Сочи - места компактного проживания коренного населения - шапсугов. щих на своей исторической родине, не затрагивая музыку многочисленной адыгской диаспоры.

Исследование инструментальной культуры адыгов как целостной системы подтвердило положения, сформулированные в ряде работ И.В.Мациевского [Мациевский 1976-1999]. Отталкиваясь от его работ, в качестве объекта исследования мы выделяем традиционный музыкальный инструментарий, исполнительское искусство и инструментальные наигрыши адыгской традиции. Триада инструмент - исполнитель -музыка (выявленная И.В.Мациевским), отражающая многокомпонент-ность традиционного инструментализма, рассматривается как внутренняя структура целостной системы адыгской инструментальной культуры, а формы и условия ее реализации как ее контекст. При этом музыкальный инструмент понимается как «орудие, с помощью которого реализуются музыкальные идеи» [Мациевский 1987: 9], являющееся частью материальной и духовной культуры народа (в котором находит отражение опыт данной культуры), функционирующее в целостной системе потребностей и ориентаций культуры. Традиционная инструментальная музыка характеризуется как «проявляемая в звуковых комплексах (с помощью орудий или выполняющих их функции частей тела человека) область традиционного духовного творчества народа, которая отражает его коллективное сознание, опыт, культуру и функционирует в связи с его внутренними духовными потребностями» [Мациевский 1987: 13].

Внутрисистемные связи, возникающие между компонентами этой триады, такие как: музыкальный инструмент - исполнительство, инструмент - инструментальная музыка, исполнитель - музыка - также требуют внимательного изучения. Они тесно взаимосвязаны и проявляют определенные закономерности функционирования в целостной системе инструментальной культуры.

Вместе с тем мы считаем необходимым дополнить эту триаду четвертым компонентом, который можно назвать традицией. Под традицией (в крупном плане) понимаются «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы» [Философский словарь 1983: 692].

В народной культуре традиция проявляет себя, с одной стороны, как свод норм, законов, установлений, действия которых распространяются на все формы проявления культуры: на особенности музыкального исполнительства, формы музыкального быта, структуру ритуалов, организацию музыкальных текстов. Кроме того, многие формы, в которых реализуется традиция, являются контекстом инструментальных текстов. Дополняя триаду четвертым компонентом, мы сосредоточили внимание на следующих вопросах, связанных с традиционным контекстом: во-первых, на формах музыкального быта адыгов, с которыми тесно связаны формы музицирования и в которых, собственно, и проявляются функциональные свойства инструментализма. Данное явление - безусловно контекстно по отношению к музыкальным инструментам, к исполнительству и к музыкальному тексту. Подобный - прагматический -аспект изучения музыкальной культуры чрезвычайно важен, так как именно он позволяет проанализировать специфику коммуникативных ситуаций в народной культуре.

Другая контекстная система, в которой функционирует инструментарий, исполнительство и инструментальная музыка - мировоззренческая, и связана со спецификой мифологического мышления адыгского народа. Как известно, мифологическое (мифопоэтическое) мышление формирует основные архетипы ментальности, в том числе и модели муН зыкального мышления, свойственного данному народу. В рамках исследования этого вопроса мы опирались как на работы общего характера (от К.Леви-Стросса и К.Юнга до Е.Мелетинского, В.Топорова и Вяч.Вс.Иванова), так и на работы, непосредственно посвященные адыгской мифологии [Ахохова 1996; Шортанов 1982, 1992]. Хотя следует отметить, что последние касаются лишь описания и частичной интерпретации корпуса мифологических текстов и, к сожалению, не представляют целостной мифологической модели мира адыгов. В этой связи актуальными стали такие аспекты адыгской культуры, как сакральность музыкального звучания, место и функции музыкального звука среди других параметров мифологической модели мира, раскрывающие глубинные смысловые пласты традиции, вектор ее устремленности. Кроме того, мифологические координаты культуры позволяют и несколько иначе увидеть психологические и психофизические механизмы порождения музыкального звучания культуры, точнее их определить.

Проявления взаимосвязей всех четырех компонентов исследуемого объекта можно найти и на уровне формообразвания, и в фактурных, ритмических или звуковысотных (ладомелодических) структурах конкретных инструментальных текстов.

В связи с междисциплинарным характером исследования оно охватывает широкий спектр методов, выработанных как в этномузыкозна-нии, так и в смежных науках. В диссертации использован системный структурно-типологический метод, введенный в музыкальную фольклористику Е.В.Гиппиусом и активно развиваемый в настоящее время эт-номузыкологами гнесинской школы [Гиппиус 1957-1988; Енговатова 1991; Ефименкова 1993; Пашина 1990, 1999 и др.], а также исследователями из Белоруссии, Карелии, Мордовии, Сибири, Тувы, Удмуртии, Чувашии и т.д.

Анализ музыкального инструментария адыгов ведется нами с позиций системно-этнофонического метода органологии, разрабатываемого в исследованиях И.Мациевского (см. указ. работы), Ф.Кароматова [Каро-матов 1972], Ю.Бойко [Бойко 1986] и других.

Рассматривая инструментальную культуру адыгов, мы, следуя семиотическому подходу, определяем ее как знаковую систему и различаем «языковой» и «речевой» уровни ее проявления (согласно Ф.де Сос-сюру). В результате проекции лингвистического метода на теорию культуры последняя выступает «не только как комплекс реалий», в основе которых «лежат скрытые, неосознаваемые структурные модели. Поэтому всякое явление культуры двухслойно, имеет как поверхностную, так и глубинную структуру (термины Н.Хомского)» [Енговатова 1991: 49]. В этом отношении нам важны и другие семиотические работы [Леви-Стросс 1972, 1983, 1985; Лотман 1967-1987; Топоров 1973-1998; Иванов 1981-1988; Семиотика 1983 и др.], выявляющие систему, в которой различаются синтагматика (линейные связи) и парадигматика (ассоциативные связи).

В ходе исследования мы также опирались на методы теории культуры [Моль 1966-1973; Маркарян 1969-1983 и др.], этнологии [Байбурин 1990-1998; Арутюнов 1979 и др.], лингвистики [Соссюр 1977 и др.], этнолингвистики [Толстой 1995; Толстая 1988 и др.], психологии и психофизиологии [Арнхейм 1974; Бергсон 1984; Блейр 1981; Леонтьев 1972 и др.], этнопсихологии , хореологии [Королева 1977; Лисициан 1958; Lange 1975; Sheets 1966 и др.]. Особое значение имели для нас работы в области системных исследований [Аверьянов 1985; Шкенев 1990 и др].

Сегодня становится общепринятым, рассматривая какое-либо культурное явление, считаться с целостностью его бытия. В данном ракурсе музыкальная культура предстает как одна из субсистем более крупной общей системы человек - природа, экологическую целостность которой доказывать не приходится. «Действительно, - пишет Г.Гачев, - фундамент истории народа - есть история его труда по преобразованию природы, среди которой он живет. Это двуединый процесс: человек пропитывает окружающую среду собой, своими целями, осваивает ее и одновременно пропитывает себя, всю свою жизнь, быт <.> все свое тело и, опосредованно, душу и мысль - ею. Приспособление природы к себе есть одновременно гибкое и виртуозное приспособление данного коллектива людей к природе» [Гачев 1988: 48-49]. При гетерогенности языков культуры каждый из них неизбежно отражает мировоззренческие и психофизические процессы, их особенности, сложившиеся в той или иной экосистеме. В связи с этим, по отношению к музыкальной традиции адыгов мы вводим такое понятие как ландшафтное звучание, отражающее тесную взаимосвязь - порождающую и корректирующую -экосистемы и музыкальной культуры народа. В определенной степени можно сказать, что в текстах-кодах моделируются основополагающие закономерности экологии бытия человека. В результате выстраивается не просто цепь или набор кодов-языков культуры, а тесно взаимосвязанная система, предполагающая их определенные функции. Поэтому, исследуя одну из составляющих музыкальной традиции адыгов, мы не можем обойти такие тесно связанные с ней сферы традиционной культуры, как социо-коммуникативные связи и институты, мировоззренческий и психологический аспекты и историко-экономический фон культуры. Конечно, мы обращаемся лишь к тем областям их проявления, которые непосредственно или косвенно связаны с инструментальной музыкой. В данном случае инструментальная музыкальная культура выступает в качестве мегатекста, а остальная часть культурного бытия в качестве мега-контекста.

И наконец, одной из насущных проблем, связанных с инструментальной культурой адыгов, является соотнесение народной и исследовательской терминологии. Проблема состоит в идентификации традиционных терминов и упорядочении правил их написания (в соответствии с обозначаемыми этими терминами явлениями) применительно к различным адыгским диалектам. Поднимаемая проблема затрагивает и другие уровни культуры, так как связана с этимологией названий, за которой стоит и обозначение конструктивных особенностей музыкальных инструментов, их идентификация по тем или иным признакам, и фиксация хореографических и функциональных особенностей танцев и многое другое. Безусловно, понимание этимологии традиционной номинации музыкальных инструментов, танцев, исполнительского искусства приводит и к более глубокому пониманию особенностей мифологического мышления данного народа.

В соответствии со всем вышесказанным цель данной работы состоит в том, чтобы составить системное представление о традиционной инструментальной культуре адыгов, отсутствующее в науке, и включить его в комплекс имеющихся знаний об адыгской музыкальной культуре в целом. Для ее достижения в работе решаются следующие задачи:

Систематизация исторических, морфологических и эргологиче-ских данных, касающихся музыкального инструментария адыгов, способов игры на них;

Осуществление полной систематики музыкального инструментария адыгов;

Определение функций и форм бытования музыкальных инструментов в прошлом и настоящем; описание основных тенденций развития традиции;

Исследование социального института музыкантов-инструменталистов, его форм и функций, раскрытие особенностей семантических и социально-психологических компонентов исполнительской традиции;

Систематизация жанров инструментальной музыки, выявление их семантических и ритуальных функций в контексте традиционной культуры адыгов;

Исследование традиций инструментализма в контексте системы мифологических воззрений адыгов;

Аналитическое описание и систематизация инструментальных музыкальных текстов на уровне композиции, фактуры, ритмики и звуко-высотности;

Выявление региональной структуры адыгской инструментальной традиции.

Каждому из четырех компонентов исследуемого объекта посвящены соответствующие разделы работы. Так основные вопросы, связанные с инструментарием адыгов, рассматриваются в главе 1 первой части, феномену исполнительства в адыгской традиции посвящены главы 2 и 3 первой части, проблемам контекста - главы 4 и 5 первой части, и наконец вторая часть - анализ собственно музыкальных текстов инструментальных наигрышей (достаточно большие размеры второй части обусловлены и тем, что подобный анализ предпринимается впервые, и общей музыковедческой направленностью работы).

Звучанием образуется буква, буквами - слог, слогами - слово, а словами - наша повседневная жизнь. Вот почему наш человеческий мир зависит от звука"

Санскритский трактат XIII века Часть I. ИНСТРУМЕНТ И ИСПОЛНИТЕЛЬ

В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

  • Музыкальные инструменты в системе традиционной культуры нивхов 2010 год, кандидат искусствоведения Мамчева, Наталья Александровна

  • Татарская народная скрипичная традиция: модус культуры и музыкальный феномен 2000 год, кандидат искусствоведения Абдулнасырова, Динара Айдаровна

  • Музыкальные инструменты традиционной и современной обрядовой культуры башкир: этноорганологическая систематизация 2013 год, кандидат искусствоведения Ишмурзина, Лилия Фанировна

  • Национальная гармоника в традиционной музыкальной культуре адыгов второй половины XIX-конца XX в.в. 2004 год, кандидат исторических наук Гучева, Анджела Вячеславовна

  • Адыгское народное многоголосие 2005 год, доктор искусствоведения Ашхотов, Беслан Галимович

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Презентация к разделу "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" образовательной области "Музыка" авторской группы: Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина и "Русские народные музыкальные инструменты" авторской программы: Г.С. Ригина.

"...Постижение народной музыкальной культуры в начальной школе идет по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.
«Русские народные инструменты». Первый урок в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» может быть построен на рассматривании и озвучивании рисунков, фотографий, картин на вводном и последующем разворотах. Дети увидят изображение русских народных инструментов, услышат, как звучит гармонь, балалайка, ложки, рожок и др. Все это, а также предметы декоративно-прикладного искусства и стихотворение Г. Серебрякова позволят, с одной стороны, продолжить тему «Россия - Родина моя», с другой - начать с детьми разговор о значении фольклора в жизни каждого народа , в том числе и русского".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русские и адыгские народные музыкальные инструменты

«Из - под дуба» Русская народная песня

ГАРМО́НЬ

БАЛАЛА́ЙКА

СВИРЕ́ЛЬ СВИСТУ́ЛЬКА

Б у́бен Б у́бен цы ТРЕЩО́ТКА

Пщинэ (гармоника) - язычковый клавишно-музыкальный инструмент. Конструкция пшинэ состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента -при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента. АДЫГСКАЯ ГАРМО́НЬ (ПШЫНЭ)

Шичепши́н Шичепши́н (шыкIэпшын, от шы - «конь», кIэ - «хвост», пшин (э) - «музыкальный инструмент») - адыгейский народный струнный смычковый инструмент. Веретенообразный долблёный корпус изготавливается из одного куска дерева. Струны из скрученного пучка волос из конского хвоста Звучит приглушённо. На слегка изогнутое древко смычка натягивается пучок волос конского хвоста. При игре шичепшин держат вертикально, упирая низ корпуса о колено. Используется для аккомпанемента сольному и хоровому пению, иногда в ансамбле с камылем и пхачичем; исполнитель на шичепшине обычно является и певцом-сказителем.

КАМЫЛЬ Камыль – адыгейский духовой музыкальный инструмент, традиционная адыгская (черкесская) флейта. Камыль представляет собой продольную флейту, сделанную из металлической трубки (чаще всего – из ружейного ствола). В нижней части трубки имеются 3 игровых отверстия. Возможно, изначально инструмент изготовлялся из тростника (на что указывает название). Камыль использовался пастухами для исполнения различных наигрышей и песен (нередко в сопровождении шичепшина), а также для аккомпанемента молодежным хороводным танцам.

ШОТЫРП Шотырп (от кожа и звукоподражат. слово, имитирующее звук, образуемый при ударе о кожу) - адыгейский народный ударный инструмент. Вид малого барабана без определённой высоты звучания. Звук извлекается ударами по натянутой кожаной перепонке ладонью, палочкой или колотушкой. Шотырп традиционно изготавливался из дерева т.к. оно обладает большей музыкальностью и лучшим тембром. Для изготовления мембран, которые покрывались с обеих сторон деревянного цилиндра, использовалась тонко выделанная козья или телячья кожа. Сегодняшние мастера большей частью используют для изготовления мембран пластик, так как он более устойчив к любым повреждениям.

Пхачич - адыгский народный музыкальный ударный (самозвучащий) инструмент, род трещотки. Представляет собой 5-7 пластинок из высушенной твёрдой древесины, свободно привязанных с одного конца к такой же пластинке с рукоятью. Пхачич держат за рукоять, натянув петлю, на которую нанизаны пластинки, на кисть руки, что позволяет регулировать, насколько тесно стянуты пластинки. При встряхивании раздаётся звонкий щёлкающий звук. Предназначается для подчёркивания ритма при исполнении народных песен и танцев в ансамбле с камылем, шичепшином или пшине-гармоникой. ПХАЧИЧ

Эльбрус Эльбрус-красавец смотрит сквозь тучи, В белой папахе в синеву. Этой вершиной снежной, могучей Налюбоваться не могу. Орайда-райда-орайда, Орайда-райда-орайда, Орайда-райда-орайда, Орайда-райда-орайда... Снежные барсы, быстрые лани Носятся быстро по горам. Бурно по склонам ты выпускаешь Воды Кубани на простор! А на просторах высокогорных, Выше кавказских облаков, Слышатся песни - песни счастливых Наших отважных чабанов! Проигрыш. Эльбрус-красавец смотрит сквозь тучи, В белой папахе в синеву. Этой вершиной гордой, могучей Налюбоваться не могу.

Адыгские народные музыкальные инструменты

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


На протяжении многих столетий оттачивалась музыкальная культура древнего народа адыгов. В стройных рядах народной мелодии хранятся рассказы о славных подвигах, мыслях и чаяниях адыгов былых веков.

Созданный в разное время музыкальный инструментарий адыгов богат, разнообразен и самобытен. Адыгские музыкальные инструменты можно разделить на ударную, духовую и струнную группы. Позже появился и клавишно-пневматический инструмент, который был назван адыгэ пщынэ.

Самым популярным и любимым ударным инструментом адыгов является пхъэк1ыч, без него не принято обходиться ни на одном празднике. Пхъэк1ыч держит других музыкантов в ровном темпе, усиливает четкость ритма, воодушевляет танцующих силой своих ударов. Чтобы играть на пхъэк1ыч нужно обладать не только врожденным чувством ритма, но и хорошей физической силой, поэтому на нем принято играть мужчинам.

В былые времена пхъэк1ыч использовался в качестве священного атрибута при многих обрядах и символизировал раскаты грома. Адыги говорили: «Всю жизнь проводим на коне, песни слагаем на коне, перестук копыт коня - звук нашего сердца». Поэтому по другой версии считается, что корни широкой популярности пхъэк1ыч заключаются в ассоциации его звука с перестуком конских копыт.

Мастера, которые в прошлом изготовляли пхъэк1ыч, богато украшали его серебром, чернью, позолотой или просто орнаментом. Современные мастера также стараются следовать традициям прошлого.
В группу духовых инструментов адыгов входят къамыл, сырын и бжъэмий. Из них къамыль был самым распространенным и популярным. До появления пщынэ (адыгской гармошки) танцевальные мелодии адыгов исполнялись на къамыль. Как и все другие музыкальные инструменты, он был принадлежностью хаьк1эщ - дома для гостей. Мастера, которые раньше изготовляли къамыли, украшали их, оклеивая бархатом, кожей и оправляя серебром концы инструмента.

Къамыл появился у адыгов в глубокой древности и ему приписывались магические свойства. Чарующие звуки къамыля вдохновляют многих слушателей и поныне.
Так называемая адыгская скрипка - шык1эпщын - традиционный струнный музыкальный инструмент адыгов. К шык1эпщын относились еще и как к священному инструменту с магическими возможностями. Чтобы уберечь его от недобрых энергий, играли только в помещении, хранили в специальном футляре, который не открывали в темноте и на улице, чтобы оградить шык1эпщын от злых духов и «дурного глаза». Футляр покрывали растительным орнаментом - символом оберега. А если на шичепщине долго не играли или он портился, с ним проводили магические очистительные ритуалы.

На сегодняшний день самым популярным музыкальным инструментом адыгов является клавишно-пневматический инструмент пщынэ - адыгская гармошка. Однако пщынэ появился у адыгов сравнительно недавно, в XIX веке.

По сравнению с другими адыгскими инструментами, звук пщынэ обладает большей силой, но он слишком резок, поэтому не соответствует характеру старинных песен адыгов. Чего не скажешь о танцевальных мелодиях адыгов, для их исполнения пщынэ подходит прекрасно. Поэтому сегодня без адыгской гармоники не обходится ни одно праздничное мероприятие.
Адыги с большим уважением относились к музыкальным инструментам: украшали ими дом, хранили на самом видном месте. Однако традиционные адыгские музыкальные инструменты не остаются лишь манускриптом истории, их звучание жизненно необходимо каждому адыгу и в наше, современное время.

«Традиционные музыкальные инструменты адыгов».

Инструментарий народной музыки – это один из наиболее сложных объектов изучения в музыкальной фольклористике. Описание инструментов в мире содержится в самых древних письменных памятниках. Еще в эпоху средневековья и раннего возрождения делались попытки систематизировать инструменты согласно особенностям исполняемой на них музыки. Традиционные музыкальные инструменты адыгов представляют собой богатейший пласт духовной культуры народа.

За свою многовековую историю именно инструментальная культура составляет огромный массив в традиции этноса. Об этом свидетельствует значительный пласт инструментальных текстов в обрядах и чрезвычайная развитость в этой традиции танцевальной музыки. Народами выработаны характерные интонационные особенности, ритмические организации музыкального языка, дифференциация инструментальных тембров.

У адыгов бытовало и ныне имеется множество музыкальных инструментов древнейших и современных, простейших, и более сложных по конструкции. Среди них представлены все группы принятой ныне классификации музыкальных инструментов.

Первая группа это духовые инструменты .

къамыл – флейта;

сырын -вид продольной флейты;

накъырэ -духовой инструмент с одинарной или двойной тростью;

пщынэ бжъэмый- мундштучный духовой инструмент из рога.

Вторая группа -струнные музыкальные инструменты:

I апэпщин-щипковый инструмент типа балалайки;

пщинэт I аркъо-щипковый инструмент типа духовой арфы;

щык I эпщын-смычковый инструмент типа скрипки;

пщынэкъэб-смычковый инструмент типа виолончели.

Третья группа- мембранные инструменты:

шъот I ырп I -ударный инструмент типа барабана. Название этого инструмента произошло от слова «шъо»-кожа и «т I ырп I »-звукоподражательное слово имитирующее звук удара о кожу.

Четвертая группа- самозвучащие ударные инструменты:

пхъэк I ыч-трещетки.

Часть перечисленных инструментов, таких как сырын, бжъэмый, I апэпщин, пщинэт I аркъо и шъот I ырп I , не сохранились до наших дней. Отрывочные сведения о них встречаются лишь в историко-этнографической литературе и фольклоре. Такие инструменты, как накъырэ и гармоника заимствованы у других народов, но они приняты и признаны адыгами и превращены в национальные. В дальнейшем они получили адыгейские названия.

Сейчас я бы хотела подробнее представить вам некоторые музыкальные интрументы.

Заливается трехрядка, и народ идет в присядку

А трехрядка неплоха, есть и кнопки и меха,

То толстеет, то худеет, на весь двор голосит.(пщинэ)

Пщынэ-современный, наиболее популярный и распространенный в народе клавишный пневматический язычковый инструмент, из которого звуки извлекаются за счет вибрации язычка под напором воздушной струи, создаваемой при растяжении или сжатии мехов. Пщынэ в основном используется для исполнения танцевальной музыки.

Назовите без ошибки, инструмент похож на скрипку,

Есть и струны и смычок, в адыгейской музыке не новичок!(Шык I эпщын)

Щык I эпщын-один из наиболее распространенных и популярных в свое время в народе старинных смычковых струнных инструментов, из которого звуки извлекались путем трения ос струну из конского волоса, смычка. Название этого инструмента происходит от двух слов: «шы»-конь, «к I э»-конский хвост, в котором волосы конского хвоста использовались для изготовления струн.Щык I эпщын имеет продолговатую форму в виде лодочки с шейкой и головкой. Изготавливается он из цельного куска крепкого звонкого дерева (груша, липа, ольха).Щык I эпщын является обязательной принадлежностью хьак I эщ.

Очень древний и простой, инструмент внутри пустой,

Пластиночки упруго бьют, ритм ансамблю задают.(пхъэк I ыч)

Пхъэк I ыч-инструмент типа трещетки, пользующийся в народе большой популярностью. Источником звука служит сам материал, из которого изготовлен инструмент. Пхъэк I ыч предназначен для четкого отстукивания ритма и поддерживания ровного, постоянного темпа музыки.

Ростом мал и пузат, а заговорит -

Сто крикливых ребят, сразу заглушит.

Расскжу тебе дружок, в древние века,

Дунул тихий ветерок в трубку камыша,

И Адыг услышал вдруг, нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент, музыкальный инструмент. (къамыль)

И наиболее подробно я бы хотела остановиться на къамыле-это один из наиболее древних и популярных в народе музыкальных инструментов. Это открытая с обеих сторон тонкая цилиндрическая трубочка, из которой звукиизвлекаютсяпутем рассечения направленной струи воздуха об острый край стенки ствола. Къамыль в основном предназначается для исполнения танцевальной музыки. Обычно три-четыре музыканта выступали совместно или чередуясь, обслуживали большие народные торжества. Исторические формы и материал из которого изготавливали къамыль менялись. Долгое время единственным материалом для изготовления инструмента являлся камыш. Позднее инструмент стали изготавливать из более твердых пород дерева-бузины, терновника, имеющих мягкую сердцевину. Для придания инструменту нарядного вида его иногда оклеивали кожей или бархатом, а концы в целях гигиены оправляли рогом или серебром.

В одном из сказаний нартского эпоса изобретение къамыля приписывается легендарному музыканту нарту Ашамезу. Слава о подвигах Ашамеза гремела повсюду. Жизнь свою, как и подобает нарту, он проводил в седле. Как-то изрядно устав Ашамез решил отдохнуть. Дремучий лес встал у него на пути, маня прохладой и покоем. Ашамез стреножил коня, прилег под старым развесистым деревом и крепко уснул богатырским сном. Вдруг подул сильный ветер, пошел дождь, с треском обломилась и упала ветка, прикрыв его листьями. Но среди этого шума дождя и ветра, Ашамез услышал другие, нежные и певучие, необычные для слуха звуки. Нарт, долго лежал, прислушиваясь к этим звукам, пока не понял, что это поет сломанная ветка.

Он стал не только прислушиваться, но и присматриваться к ветке. И что же он увидел! Древесные черви выели сердцевину ветки, а в коре проели множество дырочек. Когда ветер залетал в них, звучала музыка. Ашамез отрезал часть полой ветки и подул во внутрь. По лесу разлилась удивительной красоты мелодия. Вот так впервые появился в стране Нартов къамыл.

Сказывают, что къамыл Ашамеза был чудесным. Подует в него с белой стороны-оживают горы и долины, цветут сады и поля, подует с черной сотроны-весь мир остывает. Дуют ветры. Бушуют моря и реки! Но он дул только с белой стороны къамыля, которая омывалась радостью и счастьем. С тех пор, очарованный музыкой, Ашамез перестал ходить в походы. Он стал известным къамылистом, дарил лю дям веселье и радость.



Последние материалы сайта