Зрелищные искусства цирк и эстрада презентация. Эстетика зрелищных форм в искусстве. Вопросы и творческие задания

16.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

1 (3) час

Синтетический характер зрелищных искусств и и> роль в жизни человека.

Цирк как одно из древнейших искусств мира, римского Колизея к цирку XX столетия. Объедини* щее начало циркового искусства, его непреходящ* значение в жизни человека. Новейшие достиженш современного циркового искусства.

Цирковое искусство - синтез клоунады, акробати­ки, эквилибристики, музыкальной эксцентрики и ил­люзиона. Выдающиеся «звезды» манежа.

Эстрада как вид искусства. Использование малых форм драматургии, вокального и драматического ис­кусства, музыки, хореографии, цирка. Объединяю­щая роль конферанса или несложного сюжета в созда­нии эстрадных шоу-программ и концертов.

    Под сенью дружных муз...

    Изобразительные искусства в семье муз.

2 (4) часа

Живопись и скульптура, содружество «молчали­вых искусств». Г. Лессинг о границах и связях живо­писи и скульптуры («Лаокоон»), Созерцательность живописи и драматизм скульптуры. Роль цвета в скульптуре и живописи. Художественная близость античной скульптуры и живописи (раскраска статуй, пластичность героев в вазописи). Культ пластики в живописи Ренессанса.

Графическая основа живописи на примере перво­бытных наскальных росписей, ранних античных и средневековых миниатюр. Союз живописи и скульп­туры с декоративно-прикладным искусством.

Живопись и художественная фотография, сходст­во и различия. Воздействие живописи на искусство

фотографии. Постепенное освоение фотохудожника-Ми метафорического языка живописи.

Изобразительные искусства и танец. Экспрессия пища в изобразительном искусстве античности (фре­ски Кносского дворца и виллы Мистерий в Помпее, скульптура Скопаса «Менада», вазопись Эвфимида Танцор» - по выбору). Танец в скульптуре и живо­писи Индии («Танцовщица» из Мохенджо-Даро, Танцующий Шива», росписи Аджанты - по выбо­ру). Вихрь народного танца в картинах П. Брейгеля («Крестьянский танец») и Ф. Малявина («Вихрь»). "). Дега - «живописецтанцовщиц».

«Музыкальность» живописи. «Почетный досуг» в обществе музыканта в эпохи античности и Возрожде­ния (античные мозаики и фрески, картины X. Мем-линга «Музицирующие ангелы», Гентский алтарь братьев ван Эйков, «Портрет музыканта» Леонардо да Винчи, дьявольские музыканты и праздники дураков ном театре. Процесс создания художественного! оформления спектакля: от эскизов и макетов к выбо­ру окончательного решения.

Из истории театрально-декорационного искусства, основные этапы его развития. Лучшие достижения и выдающиеся мастера театрально-декорационного ис­кусства (В. Васнецов, М. Врубель, В. Серов, К- Коро-| вин, А.Головин, А. Бенуа, Н.Рерих, М. Добужин-ский, Л. Бакст, Н. Гончарова - по выбору). Богатей­шая «палитра» современной системы художественно­го оформления спектакля.

Художник в кино и его творческое содружество с автором литературного сценария, режиссером и опе­ратором. Художник-постановщик как создатель про­странственной среды фильма, его роль в создании ви­зуального и художественного образа кинофильма. Художники по костюмам, декораторы, бутафоры, гримеры и постижеры. Кинодекорации и их отличие от театральных. Павильонные декорации и «натура». Выдающиеся мастера - художники кино.

14. Архитектура среди, других искусств-

2 (4) часа

Архитектура и изобразительное искусство. Союз архитектуры и скульптуры в искусстве Древних Египта и Греции. Статуя в гробнице фараона и в хра­ме античного божества. Самостоятельное значение монументальной скульптуры в архитектурном оформлении пространства (колонна Траяна и конные памятники Древнего Рима). Скульптура как конст­руктивный архитектурный элемент (атланты, кари­атиды).

Сближение архитектуры с монументальной живо­писью. Готический собор как синтез изобразительных

Искусств и архитектуры. Познавательная, художест-Ш"мная и архитектоническая функция скульптуры в Готическом храме. Витражи, фрески, мозаика и их [>ш!ь в декоративном оформлении собора. Контраст Между внешней суровостью и великолепием внутрен­него убранства в византийском и древнерусском зод-[честве, его глубокий символический смысл. Роль ико­ностаса в организации архитектурного пространства. Живопись в архитектуре барокко, невозможность Четкого определения границ между различными ви­дами искусства, стремление к полному взаимопро­никновению внутреннего и внешнего пространства. Живопись, поглотившая архитектуру» в творчестве мексиканских художников-монументалистов (Д. Ри-

нера, А. СикеЙрос).

Архитектура - это «застывшая музыка», «камен­ная симфония», «музыка в камне». Родство архитек­туры и музыки. Музыка форм и линий на примере шедевров мирового зодчества.

Архитектура и театральное искусство. Поиски и эксперименты в театральном и строительном искусст­ве XX в. Идея создания универсального театра. Поня­тие о декорационной архитектуре.

15. Содружество искусств и литература.

2 (3) часа

Литература как универсальная форма эстетическо­го познания и освоения мира.

Литература и живопись. Г. Лессинг о границе жи­вописи и поэзии («Лаокоон»), «Живописность» лите­ратуры и «повествовательность» живописи. Конкрет­ность живописи и абстрактность слова. Феномен ки­тайской и японской живописи.

Способы создания художественного образа в живо­писи и литературе, (Картины Э. Делакруа на сюжеты «Божественной комедии» Данте и трагедии У. Шекс­пира «Гамлет»; «Портрет» Н. Заболоцкого и «Портрет Струйской» Ф. Рокотова; «К портрету Лопухиной» Я. Полонского и «Портрет Лопухиной» В. Боровиков-

ского - по выбору.) Поэты-художники в истории мирового искусства (Микеланджело, М. Лермонтов, У. Влейк, М. Волошин - по выбору).

Графика - «самая литературная живопись». Единство слова и изображения. Особенности трактов­ки литературных образов в произведениях книжной графики. Мастера и шедевры книжной иллюстрации (по выбору).

Литература и скульптура. Скульптурный образ как источник вдохновения для поэта и писателя. Поэ­тические образы в стихотворениях «Царскосельская статуя» А. С. Пушкина и А. А. Ахматовой. Пластиче­ская и музыкальная интерпретация образа в скульп­туре П. Соколова «Молочница с разбитым кувши­ном» и в романсе Ц. Кюи «Царскосельская статуя». «Медный всадник» Фальконе. Спор А. С. Пушкина и А. Мицкевича о смысле памятника Петру I («мощный властелин судьбы» или ледяной «водопад тира­нии»?). Стихотворение Микеланджело «Ночь» и скульптура «Ночь» в капелле Медичи во Флоренции (по выбору).

Литература и музыка. Общность поэзии и музыки {ритмическая организация, паузы, рифмы, звуко­пись). Способность передавать в звуке и слове эмоци­ональное состояние души человека. Музыкальные страницы литературных произведений (по выбору). Музыкально-поэтические жанры. Поэты-музыканты.

Литература в театре и кино. Литературная пьеса - основа драматического спектакля. Специфика разви­тия действия в литературном произведении и теат­ральном спектакле. Лучшие театральные постановки последних лет на сюжеты литературных произведе­ний (по выбору). «Кино - видимая литература», их общность и различие. Любимые экранизации художе­ственной классики (по выбору).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цирк (от латинского circus - окружность, круг) - один из самых любимых видов искусства. В основе циркового искусства лежит трюк - сложное для исполнения и эмоционально впечатляющее действие. Совокупность таких действий-трюков в сочетании с музыкой, хореографией, словом, внешним оформлением образует цирковой номер, а их соединение - программу; при наличии сюжетной канвы - цирковой спектакль.

3 слайд

Описание слайда:

Как и театр, оно возникло из трудовой, обрядовой, военной деятельности людей (см. ст. «Древнейшие формы театральных представлений»). В Европе XI - XVI вв. на ярмарочных площадях увеселяли народ бродячие комедианты. В кругу, образованном зрителями, артисты показывали мастерство акробатики, гимнастики, жонглирования, разыгрывали комические сцены. С XVI в. в Европе получили распространение школы верховой езды - истоки одного из видов будущего цирка - конного.

4 слайд

Описание слайда:

С середины XVIII в. появляется высшая школа верховой езды, где мастерское управление конем и искусство конной дрессировки достигают особого совершенства. Выдвигаются берейторы - наездники, дрессировщики, которые во главе небольших конно-акробатических групп выступают на временных манежах для публики.

5 слайд

Описание слайда:

В 1770 г. бывший английский кавалерист Филип Астлей (1742 - 1814) построил в Лондоне Школу верховой езды, преобразованную им в 1780 г. в специальный «Амфитеатр Астлея». С него историки ведут начало современного профессионального цирка. В том же году Астлей построил филиал этой школы - «Английский амфитеатр предместья Тампль» в районе Парижа. В программу кроме конных номеров входили выступления акробатов, гимнастов, клоунов; ставились пантомимы. Пантомимы получили широкое распространение в XIX в., привлекая сюжетами, откликавшимися на важнейшие события своего времени

6 слайд

Описание слайда:

Как развивался профессиональный цирк в России? В начале XIX в. большинство цирковых предпринимателей и артистов были иностранцами. Со второй половины XIX в. появляются отечественные цирки. Создателями первого русского цирка были братья Аким (1843 - 1917), Дмитрий (1835 - 1918) и Петр (1846 - 1921) Никитины - выходцы из семьи бывшего крепостного крестьянина Александра Никитина. Они начали свой путь артистов, выступая на улицах под музыку шарманки, на которой играл их отец. В 1873 г. они открыли небольшой цирк в Пензе, который имел успех Цирк А.А.Никитина на бывшей Екатеринославской ул.Харькова А.А.Никитин (1843-1917)

7 слайд

Описание слайда:

В цирках России того периода (С. Чинизелли в Петербурге, А. Саламонского в Москве, на Цветном бульваре, Труцци в крупных провинциальных городах), формировались целые поколения выдающихся русских артистов, многие из которых впоследствии вписали памятные страницы и в историю советского цирка. Это знаменитые клоуны-сатирики, дрессировщики братья Владимир Леонидович (1863 - 1934) и Анатолий Леонидович (1864 - 1916) Дуровы Как развивался профессиональный цирк в России?

8 слайд

Описание слайда:

Большим успехом у публики пользовались выступления Виталия Ефимовича Лазаренко (1890 - 1939). Он соединил сатирические номера клоунады с акробатикой. Популярными в русском цирке, рядом с Дуровыми и Лазаренко, были клоуны Альперовы, братья Таити, Бим-Бом. Успешно выступали на манежах страны русские артисты во всех жанрах. Среди них были широко известны канатоходец Ф. Ф. Молодцов, конники разных профилей: семья Гамсахурдия, П. С. Крутиков, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, П. А. Федосеевский; атлеты и борцы: И. М. Поддубный, И. М. Заикин, Н. А. Вахтуров, П. Ф. Крылов, И. В. Шемякин, выходившие победителями из соревнований с прославленными чемпионами мира и Европы; акробаты Винкины; велофигуристы Подрезовы (по сцене Польди); жонглеры К. и М. Пащенко, жонглер на лошади Н. А. Никитин и другие. Как развивался профессиональный цирк в России?

9 слайд

Описание слайда:

Октябрьская революция - исторический рубеж в истории русского цирка, ознаменовавший крутой поворот в организации творческой деятельности мастеров арены. В январе 1919 г. в театральном отделе Наркомпроса была создана Секция цирка. 26 августа 1919 г. В. И. Ленин подписал Декрет СНК «Об объединении театрального дела». Объявив национализацию цирков, декрет навсегда предопределил демократическую сущность цирка как вида искусства, который наравне с театрами необходим народу, нуждается в постоянном организационном и идейно-творческом руководстве Советского государства. И действительно, цирк СССР стал качественно новым явлением. Как развивался профессиональный цирк в России? Акробаты-эквилибристы Н. и П.Маяцкие

Каждый ребенок знает, что такое цирк - это смех, веселье, клоуны, умные животные, фокусники и ловкие акробаты. Но редко кто из взрослых может объяснить, в чем состоят особенности цирка как вида искусства. Ведь мы его чаще всего представляем как увлекательное зрелище, шоу. А на деле цирковые артисты всю жизнь осваивают не только мастерство, но и искусство - умение передать эмоцию и вызвать эстетические чувства у зрителей.

Появление цирка

Название «цирк» произошло от римских овальных площадок, на которых проводились различные народные праздники, соревнования, показывались шоу. В те времена римляне любили наблюдать за людьми, состязающимися в силе, ловкости, различных умениях. Так и появился особый вид зрелищ, который сегодня зовется цирком. Но таким, каким мы его знаем и любим, он стал только в 18 веке. В Париже было построено специальное круглое здание для показа искусства джигитовки и акробатических этюдов. Позже итальянцы подхватывают эту идею и добавили в программу представления номера с животными и мимами. Что такое цирк, в России узнают в конце 18 века. В 1764 году в Москве с гастролями побывал английский наездник, и это шоу положило начало открытию сразу нескольких стационарных цирков. К середине 19 века во многих русских городах были построены такие площадки. Постепенно рамки шоу расширялись, формировались традиционные программы и складывались цирковые профессии. Современный цирк - это сложный синтез индустрии зрелищ, искусства, менеджмента и технологий.

Цирк как вид искусства

Истоки цирка исследователи видят в древних состязаниях в силе и ловкости. Он формировался как способ демонстрации особых умений, которые часто не имели практического применения. Специалисты, характеризующие цирк как искусство, в первую очередь обращают внимание именно на отсутствие какой-либо результативности в действиях артистов. Они не соревнуются, завоевывая призы, а именно позволяют увидеть возможности человека и испытать при этом эстетическое удовольствие. Главное выразительное средство циркового искусства - трюк, он рассчитан на то, чтобы вызвать у зрителей эмоцию: смех, удивление, испуг, восторг. Все это роднит цирк с другими видами зрелищных искусств: театром, кино. На арене человек показывает способности природы к метаморфозам, только объектом этих превращений являются не камень, глина или краска, а сам человек. Он творит по законам эксцентрики, демонстрируя высшие Основными циркового искусства являются: реприза, трюк, номер, сверхзадача, эксцентричность.

Устройство цирка

Для особого искусства необходимо особое пространство. Цирк представляет собой не просто здание круглой формы, а сложную конструкцию с многочисленными возможностями. Цирковая арена - сердце площадки. Традиционно она бывает круглой формы, около 13 метров в диаметре. От сцены амфитеатром поднимаются места зрителей. В современных, стационарных цирках нередко существует несколько арен для разных видов представлений: конных, иллюзионных, световых, ледовых, водных. Но арена - это лишь видимая часть цирка. За кулисами находится множество служебных помещений: гримерок, репетиционных залов, мест для содержания животных, костюмерных. Также большую роль в конструкции театра играют технические службы: свет, крепление оборудования, декорации, занавес - все это служит тому, чтобы зритель увидел необычное и сложное представление.

Цирковые профессии

Услышав вопрос «что такое цирк», мы вспоминаем людей разных профессий. Каждая из них требует особых умений и навыков от артиста и является особым искусством, с собственными законами, секретами и традициями. Классическая цирковая программа включает выступления различных артистов, классифицировать их можно по главным выразительным средствам и материалам. Так, существуют люди, работающие с животными - это дрессировщики, с человеческим телом - жонглеры, эквилибристы, гимнасты, канатоходцы. Есть и особые профессии, находящиеся на стыке мастерства и технологий - это иллюзионисты. Высшую ступень в цирковой профессиональной иерархии занимают клоуны, которые соединяют в себе актерскую игру, пантомиму, шутовство. Но цирковые артисты не могут работать без служителей театра, которые берут на себя обеспечение различных служб и помощников.

Жонглеры

Как уже понятно из названия профессии, жонглеры впервые появились во Франции. Это слово обозначает буквально «потешник». Первоначально люди этой профессии пели песни, танцевали на рыночных площадях и ярмарках. Но как вид деятельности жонглирование появилось еще в Древнем Египте. Ловкие манипуляции со многими предметами завораживали зрителей, вызывая удивление и восхищение. Сегодня редкое цирковое представление обходится без этих артистов, их выступления стали обязательным элементом циркового искусства. В своих номерах жонглеры удивляют публику, подбрасывая в воздух множество разных предметов, а также используют эквилибристические, комические и акробатические элементы для усложнения трюка. Жонглирование бывает парным и сольным, артисты не только подбрасывают и ловят предметы, они могут их одновременно вращать, ритмично чередовать, перебрасывая партнеру. Ритм жонглирования заставляет зрителей не отрываясь следить за взлетающими предметами, и ловкость артиста вызывает у них чувства восторга.

Эквилибристы

Еще одним артистом, без которого невозможно представить цирковое представление, является эквилибрист. Этот жанр циркового искусства построен на умении человека удерживать равновесие на неустойчивых поверхностях. Традиционно эквилибристы выполняли различные телодвижения на канатах, шарах, цилиндрах. Часто артист сочетает умение держать равновесие с акробатическими, комическими действиями, а также с жонглированием. Еще в Древнем Китае большой популярностью пользовались представления канатоходцев. Во многих культурах мира народные забавы часто сопровождались выступлениями эквилибристов. Существуют такие варианты этого жанра, как выступления на шаре, на проволоке, на катушках, на лестницах, на трапеции (штейн-трапе), на одноколесных велосипедах.

Иллюзионисты

Фокусники или иллюзионисты - представители профессии, прославившей цирковое искусство. Основой жанра являлась ловкость рук. Артисты, умевшие совершать магические манипуляции с различными предметами, например, картами, были обязательными участниками средневековых ярмарок. Современные иллюзионисты, кроме умения совершать удивительные движения руками, пользуются различными техническими ухищрениями, чтобы ввести зрителей в заблуждение. Среди фокусников есть настоящие мировые знаменитости, имена которых передаются из поколения в поколение. К таким иллюзионистам можно отнести Гарри Гудини, Алессандро Калиостро, семью Кио, Ури Геллера,

Клоунада

Спросите у любого ребенка, что такое цирк, и получите ответ: Мастера, работающие в этом амплуа, стали настоящим символом цирка, без них представления невозможны. Начало профессии было заложено в институте шутовства, ведь шуты состояли при дворе всех монарших особ. Их задачей было не только увеселение, но и высмеивание пороков, при этом шут, паяц, мог сказать правду кому угодно. Искусство клоуна часто построено не на юморе, а на иронии, буффонаде и гротеске. Утрированная манера игры восходит к традициям балаганных представлений на ярмарках. Клоун должен не только смешить, но и насмехаться, но при этом его выступление не должны быть жестокими или обидными. Часто клоуны выступают в парах, где роли четко распределены. В итальянском театре эти амплуа были закреплены за Пьеро и Арлекином, в русской традиции это Рыжий (хитрец и плут) и Белый (важный чопорный господин) клоуны. Между ними постоянно происходят конфликты, представляющие собой смешные сценки, которыми и заполняются паузы в представлении. В цирковом мире считается, что клоуны - это артистическая элита. Нередко они в свои выступления включают элементы жонглирования, акробатики, дрессуры, пантомимы. Среди них бывают настоящие, величайшие актеры. Самыми знаменитыми клоунами являются М. Н. Румянцев (Карандаш), В. Полунин, Ю. Никулин и М. Шуйдин, работавшие в паре, Л. Енгибаров, О. Попов. Любое цирковое шоу может спасти клоун, который появляется на арене всякий раз, когда возникает пауза в программе.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель урока

Формирование целостного представления о мире и формах искусства (пространственно-временных искусств).

Задачи урока

  • Усвоение особенностей языка циркового и эстрадного искусства и их художественных средств выразительности;
  • Формирование представления об истории циркового и эстрадного искусства, умения выявлять и анализировать особенности различных жанров циркового и эстрадного искусства, систематизировать полученные знания.
  • Реализация творческого потенциала.
  • Расширение эстетического кругозора, осознания художественной ценности зрелищных искусств.

Виды деятельности

    Изучение истоков возникновения цирка и эстрады. Классификация выразительных средств и жанров цирка и эстрады. Работа с таблицами. Работа с текстом учебника. Работа в парах. Рассуждение о специфике творческих профессий зрелищных искусств и освоение их элементарных приёмов.

Ключевые понятия

    Зрелищные искусства, художественная образность, эффект сопереживания. Трюк, эксцентрика, пантомима, акробатика, атлетика, клоунада, иллюзионизм, жонглирование, дрессура, эквилибристика.
Название этапа Методический комментарий
1 1. Мотивация к учебной деятельности Учитель направляет рассуждение учащихся к мысли, что не все зрелища можно рассматривать как произведение искусства. Задача учителя подвести учащихся к мысли о образности художественных зрелищ, целостности и наличие сюжета, роли режиссуры.
2 2. Актуализация опорных знаний Вопрос учителя: «Разделяете ли вы точку зрения, что цирк – это спорт плюс театр? Назовите различия между цирком, спортом и театром».
3 3. Целеполагание Учащимся предлагается разделиться на пары, и учитель распределяет каждой паре жанр циркового искусства, который нужно охарактеризовать. Обсуждение.
4 4. Самостоятельная работа Учащиеся рассматривают фотографии и сами выполняют задание 26 в рабочей тетради, приводят примеры.
5 5. Обобщение полученных знаний с включением новых Вопросы учителя: – К какому виду зрелищных искусств вы отнесёте эти изображения? Перечислите представленные жанры. – В чём заключаются особенности искусства эстрады среди всех зрелищных искусств, специфика этих творческих профессий? Учащимся следует выделить в эстрадном искусстве развлекательный характер и яркую зрелищность. Его малые формы, которые лаконичны, эксцентричны и динамичны на сцене. Открытость актёрского искусства и большой контакт со зрителем. Учитель нацеливает учащихся видеть новые знания в структуре общего раздела курса, их связи с уже приобретённым опытом.
6 6. Итог урока Задача учителя включить учащихся в процесс обсуждения, нацелить на высказывание своей точки зрения на эту тему. Обсудить возможные пути решения обсуждаемой проблемы и поставить вопросы, которые нацелят учащихся на новые размышления.


Последние материалы сайта