В дурном обществе анализ. Какая основная мысль рассказа в дурном обществе. Тема урока: Анализ эпизода из повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»

20.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Русский писатель Владимир Короленко отличался смелостью в суждениях, объективным взглядом на общество. Критика социального неравенства и других болезней общества часто приводила писателя к ссылке. Однако репрессии не задушили ярко выраженное авторское мнение в его произведениях.

Наоборот, переживая личные невзгоды, писатель становился решительнее и его голос звучал убедительнее. Так, находясь в ссылке, Короленко пишет трагическую повесть «В дурном обществе».

Тема повести: рассказ о жизни маленького мальчика, который попадает в «дурное общество». Дурным обществом для главного героя из небедной семьи считались его новые знакомые, дети из трущоб. Таким образом, автор подымает тему социального неравенства в обществе. Главный герой еще не испорчен предрассудками общества и не понимает, почему его новые друзья – дурное общество.

Идея повести: показать трагичность разделения общества на низшие и высшие классы.

Главный герой повести – мальчик по имени , которому еще нет и 10 лет. Он воспитывается в зажиточной семье. Отец героя – уважаемый в городе судья. Его все знают, как справедливого и неподкупного гражданина. После того, как не стало его жены, он забросил воспитание сына. Драма в семье сильно повлияла на Васю. Не чувствуя больше внимания отца, мальчик стал больше гулять на улице и там знакомится с нищими детьми – Вальком и Марусей. Они жили в трущобах и воспитывались приемным отцом.

По мнению общества, эти дети были дурной компанией для Васи. Но сам герой искренне привязался к новым друзьям и хотел им помочь. На деле это было сложно, поэтому мальчик часто плачет дома от беспомощности.

Жизнь его друзей сильно отличалась от его собственной жизни. Когда Валек крадет булочку для голодной сестры, то Вася вначале осуждает поступок приятеля, ведь это воровство. Но потом искреннее жалеет их, ведь осознает, что нищие дети вынуждены поступать так, чтобы просто выжить.

Познакомившись с и Марусей, Вася входит в мир, полный несправедливости и боли. Герой вдруг осознает, что общество не однородно, что есть люди разного сорта. Но он этого не принимает, и наивно верит, что сможет помочь друзьям. Вася не может изменить их жизнь, но пытается подарить хоть немного радости. Например, он забирает одну куклу сестры и дарит ее больной . Для сестры эта кукла значила немного, а вот для нищей девочки она стала сокровищем. Главный герой ради друзей решается на поступки, о которых раньше боялся даже подумать.

Тема повести – чрезвычайно сложная и актуальная во все времена с начала цивилизации. Многие специалисты по социологии пытались изучить проблему социального неравенства и степень влияния статуса на человека. Владимир Короленко показал эту тему через детское восприятие. Да, повесть во многом утопична, так как сложно представить себе ребенка, который философски рассуждает о взрослой проблеме общества. И тем ни менее, повесть рекомендована к изучению в школе, для того чтобы дети задумывались о важных вещах. Ведь в юном возрасте формируется общая картина мира, поэтому так важно, чтобы она не искажалась.

Читая произведения Владимира Короленка, читатели задумываются о проблемах общества. В повести «В дурном обществе» мало радостных строк, больше боли, что должно вызывать сочувствие у людей.

Сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» приходится писать школьникам уже в пятом классе. В этом произведении раскрывается затрагиваются темы дружбы, взаимоуважения, предательства. Оно заставляет задуматься о многих важных ценностях в нашей жизни.

«Дурное общество» Короленко Виктора Галактионовича - очень глубокая по своему содержанию повесть. Главный герой - мальчик по имени Вася. Он рано остался без матери. Их с младшей сестрой воспитывает отец. Но ребятам приходится нелегко - папа до сих пор тяжело переживает смерть матери. Внимание достается лишь младшей Соне, она очень похожа на мать, поэтому отец сажал ее на колени и подолгу обнимал. Вася же был обделен папиной лаской, а потому часто был предоставлен сам себе.

Однажды во время прогулок мальчик с друзьями набрел на заброшенный склеп у старой часовни. Из любопытства они решили посмотреть, кто там живет. Сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» должно включить анализ этого эпизода.

В этом подземелье обитали нищие люди. Вася увидел мальчишку, с которым чуть было не вступил в драку. Друзья его давно бросили, сбежав от страха. Но ребята смогли все-таки найти общий язык и подружились.

Оказалось, что нового товарища зовут Валек. И у него, как и у Васи, есть младшая сестренка. Но она сильно болеет, а условия нищенской жизни не позволяют ей поправиться. Их отец - Тыбурций Драб, предводитель «дурного» общества. Никто не знает о его прошлом, но можно предположить, что раньше он был довольно успешным человеком, так как очень образован.

Тыбурция все боятся, даже называют колдуном. Он запрещает детям общаться, но все же они не прекращают дружить.

Маленькая Маруся заболевает еще сильнее. Вася приносит ей Сонину куклу. Девочка умирает, но перед смертью радуется, что у нее такая красивая игрушка.

Тыбурций идет к отцу Васи и благодарит за сына. После этого Вася и папа обретают хорошие отношения. В сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» необходимо включить цитаты, чтобы полнее передать смысл произведения.

Главный герой

Каким мы увидели Васю? Очень смелым, добрым, отзывчивым мальчиком. Он не испугался бедности своих новых друзей и продолжил с ними общаться. В силу своего возраста он даже не задумался над социальным статусом Валька. Он очень сильно удивился, когда услышал из уст своего нового товарища о том, что они нищие.

Ведь отец Васи - уважаемый человек, судья. Мальчик не знал, что такое искать себе пропитание. За ним заботливо ухаживала няня, а на столе всегда был готов обед. Но это обстоятельство не остановило главного героя: он стал носить Вальку и Марусе яблоки. Он не берется судить нового друга за воровство, ведь тот идет на преступление ради сестренки, добывая ей еду.

Эпизод с куклой, подаренной Марусе, - один из самых сильных в повести, написанной В. Г. Короленко. «Дурное» общество не пугает ребенка, он дружит искренне, по-настоящему, невзирая на бедность новых друзей.

Валек и Маруся

Этим ребятам можно посочувствовать: они жили в склепе, добывая еду воровством. Маминой ласки они не видели, а отец с ними строг. Но при этом дети говорят Васе, что он хороший и очень их любит.

Вальку девять лет, он настолько худой, что похож на тростинку. Но при этом ребенок ведет себя как взрослый, поскольку трудная жизнь научила его самостоятельности. К тому же на его детские плечи легла ответственность за маленькую сестренку Марусю.

Чем больна эта девочка, автор не указывает. Он говорит лишь, что все силы из нее вытягивает камень. Марусе всего четыре года, но она не имеет шансов на выздоровление, поскольку у ее отца нет денег, лекарств и других возможностей для излечения ребенка. В сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» непременно нужно включить описание жилища этих ребят. Это поможет глубже раскрыть характеры героев.

Девочка, так мало увидевшая в своей крошечной жизни, умирает. Но перед смертью ее ждал подарок: Вася, увидев, как сильно мучается Маруся, взял красивую куклу у своей сестры и подарил девочке. Она никогда не видела таких интересных игрушек, а потому очень обрадовалась подарку. Но тем не менее болезнь взяла верх, и Маруся умирает.

Ключевые моменты произведения

В пятом классе дети прочитают повесть «В дурном обществе» Короленко. План произведения поможет школьнику написать достойное сочинение.

  1. Интерес к развалинам.
  2. Вася и его взаимоотношение с папой.
  3. Случайное знакомство с мальчиком.
  4. Завязалась дружба.
  5. Серый камень.
  6. Появление Васи в подземелье.
  7. Знакомство Тыбурция с Васей.
  8. Неожиданный подарок.
  9. Смерть Маруси.
  10. Разговор Тыбурция с судьей.
  11. Примирение Васи с отцом.

Это основные моменты произведения «В дурном обществе» Короленко. План может содержать и большее количество пунктов.

Заключение

Повесть затронет души не только учащихся пятых классов, но и тех взрослых, которые ее прочтут. Настоящая дружба ребят из разных слоев общества никого не оставит равнодушным. Благодаря своим новым друзьям, Вася изменил свое отношение к собственному отцу, а также открыл в себе самые положительные черты характера. Например, отзывчивость и доброту.

Повесть учит пониманию, любви, доброте. Очень хорошо раскрывается в ней тема одиночества. Каждый ребенок осознает, как важно иметь дом, любящих родителей и верных друзей.

Изложить краткое содержание произведения «В дурном обществе» невозможно в нескольких простых предложениях.

А все почему? Потому что это произведение, которое выглядит как рассказ, по сути своей «тянет» на полноценную повесть.

На страницах шедевра Владимира Галактионовича Короленко читатель встретится с более чем десятком героев и проследит их богатую перипетиями судьбу на протяжении пары месяцев.

«В дурном обществе» В. Г. Короленко – история создания

Многих школьников интересует вопрос, сколько страниц в произведении? Объём небольшой, всего 70 страниц.

Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)

Владимир Короленко написал текст «В дурном обществе», пребывая в ссылке в Якутии (1881 – 1884 гг.). Дорабатывал книгу писатель уже в Петербурге, в 1885 году, находясь в доме предварительного заключения.

Напечатали опус, жанр которого определили как повесть, в том же году в журнале «Русская мысль».

Рассказ много раз переиздавался, по прошествии нескольких лет был изменен и выпущен под названием «Дети подземелья». Сегодня повесть, смысл названия и тема которой – тяжелая жизнь нищих и обездоленных – признана вершиной творчества писателя.

Главные герои и их характеристика

Основной герой произведения – мальчик Василий. Ребенок живет с папой в Юго-Западном крае, в городке Княжье-Вено.

Город, который, в основном, населяли поляки и евреи, прописан автором так натуралистично, что в нем легко узнать Ровно конца 19 века.

Мать мальчика умерла, когда малышу было всего шесть. Отец погряз в работе. Его профессия - судья, он - уважаемый и богатый человек. Погрузившись от горя в работу, отец не баловал ребенка вниманием и заботой.

Мальчик мог свободно выходить из дома без сопровождения, потому частенько бесцельно гулял по городу, увлеченный открытием его тайн и загадок.

Одна из городских загадок – старый замок на возвышении среди прудов. Когда-то это величественное строение было резиденцией настоящего графа, а теперь оно заброшено и дало приют лишь группе нищих бродяг.

Между обитателями руин разгорается конфликт, часть нищих выбрасывают на улицу. «Победители» остаются жить в замке. Это старый Януш, который когда-то прислуживал графу, группа католиков и еще несколько бывших слуг.

Изгнанные из графской резиденции бедолаги «переехали» в подвал неподалеку от заброшенной часовни.

Глава этой группы нищих именует себя пан Тыбурций. Пан – человек таинственный и неоднозначный. О его прошлом практически ничего неизвестно.

Некоторые из собратьев по несчастью считают его волшебником, другие – изгнанным обнищавшим дворянином.

Тыбурций приютил двух сирот, Валька и его сестру Марусю. Вася знакомится с обеими группами нищих. Януш зовет мальчика в гости, но ребенку интереснее с Марусей и Вальком.

Старый интеллигентный слуга Януш, с которым Вася, все же, поддерживает отношения, корит мальчика за дружбу с «дурным обществом», каковым он считает вторую группу нищих.

Василий много думает о несчастном отце, вспоминает мать, размышляет о том, как сблизился с сестрой Соней после смерти родительницы.

Вася с приятелями направляется в часовню, чтобы повидаться с Марусей и Вальком. Дети начинают бояться таинственного места и разбегаются кто куда, не дойдя до него. Василий один заходит в заброшенное строение, встречается с Вальком и Марусей. Сироты рады гостю, приглашают его приходить чаще, но встречи держать в тайне от строгого пана Тыбурция, который приходится им приемным отцом.

Главный герой приходит к новым друзьям так часто, как только может. С некоторого момента Вася замечает, что Маруся чувствует себя все хуже и хуже. Приемный отец девочки уверен, что ее жизнь высасывает серый камень. Оно и понятно, жизнь в сырых подземельях небезопасна для детей.

Василий видит, как Валек вынужденно ворует булочку, чтобы принести ее голодной больной сестре. Главный герой осуждает бездомного мальчика за его неправильный поступок, но жалость в нем сильнее чувства справедливости.

Ребенок очень жалеет пораженную хворью Марусю. Придя домой, Вася плачет.

Василий совершенно случайно сталкивается с паном Тыбурцием. Мальчик немного пугается, но мужчина и ребенок очень быстро находят общий язык и становятся друзьями. Старый слуга Януш из замка жалуется судье на «дурное общество».

Главы 8 — 9

Здоровье Маруси все ухудшается. Василий часто гостит у новых друзей.

Чтобы хоть как-то порадовать больную девочку, Вася просит сестру отдать ему куклу. Та отдает ее, не спросив разрешения у отца. Обнаружив пропажу, родитель гневается.

Василий не может забрать игрушку у больной девочки; та бредит, прижимая куклу к себе, как символ последней надежды. Васю отец запирает дома.

Через некоторое время история с куклой заканчивается. Игрушку приносит к Васе домой… пан Тыбурций. Мужчина говорит, что Маруся отдала Богу душу, рассказывает отцу Василия о дружбе их детей. Папа отпускает Васю проститься с Марусей.

Тыбурций и Валек уезжают из городка. Чуть позже исчезают почти все остальные бродяги. Вася с семьей приходит на могилу подруги. Повзрослев, Василий и Соня произносят над могилой Маруси обеты и покидают родной город.

Анализ произведения «В дурном обществе»

Школьники изучают это сильное, лиричное и очень грустное классическое произведение в пятом классе, но повесть может быть так же интересна и полезна для взрослых.

Короленко невероятно достоверно сделал описание такого редкого феномена, как настоящая, крепкая, абсолютно бескорыстная дружба. Цитаты из истории Васи и «детей подземелья» никого не оставят равнодушным.

Заключение

Закончив читать книгу, школьники и студенты часто пишут отзывы или оставляют краткие отметки в читательском дневнике. Стоит отметить для себя следующую главную мысль: в конце повести главный герой Василий стал совсем по-другому относиться не только в папе, но и к самому себе.

Сделав выводы из всего случившегося, мальчик научился сочувствовать чужому горю, быть любящим, понимающим и отзывчивым.

Русский писатель Владимир Галактионович Короленко родился в Житомире, в обедневшей дворянской семье. Его отец, Галактион Афанасьевич, был судьей, суровым и замкнутым человеком, но при этом честным и неподкупным. Скорее всего, под влиянием отца еще в раннем возрасте у мальчика возникло стремление к справедливости. Но будущий писатель не хотел становиться судьей, как его отец, он мечтал стать адвокатом, чтобы не судить, а защищать людей.

Сейчас таких людей принято называть правозащитниками, ведь главным делом жизни Короленко стало отстаивание человеческих прав. Уже с юности он примкнул к народовольческому движению. За революционную деятельность неоднократно ссылался на Урал и в Сибирь. Уже став известным писателем, он добивался освобождения простых людей, несправедливо осужденных, во время Гражданской войны помогал военнопленным, создавал приюты и детские дома.

Одним из произведений, принесших славу писателю, стала повесть «В дурном обществе», позже в адаптированном для детей варианте ставшая рассказом «Дети подземелья». Автор был недоволен стремлением издателей знакомить юношество с писателем в «обкромсанном виде». Но именно этот вариант произведения был известен каждому советскому школьнику.

История мальчика Васи, оставшегося без матери в шесть лет и росшего, «как пугливый зверек», не могла оставить равнодушным никого. Став бродягой, потому что его «преступные игры» с младшей сестрой Соней воспринимались старой нянькой и отцом негативно, мальчик страдает от «ужаса одиночества» и пропасти, которая разделяет его с отцом. «Пан судья», как уважительно называли отца в небольшом городке Княжье-Вено, став вдовцом, горюет об утрате один, не подпуская к себе сына, испытывавшего те же чувства. Замкнутость и суровость отца и страх сына все больше отдаляли их друг от друга.

Неизвестно, чем бы закончилось для главного героя это испытание горем, если бы не его знакомство с «проблематическими натурами» - нищими бродягами, жившими в заброшенной часовне возле кладбища. Среди них оказался ровесник Васи - девятилетний Валек. Первая встреча, едва не закончившаяся стычкой, обернулась дружбой благодаря Марусе. Эта четырехлетняя девочка, прижавшаяся к старшему товарищу, помешала выяснить отношения между мальчиками, что называется, по-мужски. И это случайное знакомство обернулось для главного героя новыми жизненными впечатлениями.

Вася узнал, что на свете есть несправедливость, что его новые знакомые нищие и часто испытывают голод - чувство, доселе неведомое сыну судьи. Но от простодушного признания Маруси в том, что она была голодна, «что-то повернулось в груди» у героя. Долго не мог мальчик осознать это «новое болезненное чувство, переполнявшее душу», потому что впервые по-настоящему задумался о том, что в этом мире хорошо, а что такое плохо. Как сын судьи, он прекрасно осознавал, что воровать нельзя, что это противозаконно, но, увидев голодных детей, впервые засомневался в правильности этих законов. С его глаз «спала повязка»: он начал с новой, неожиданной для себя стороны открывать в жизни то, что ему казалось ясным и однозначным.

Сравнивая Марусю, «бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок», выросший без солнца, и свою сестру Соню, «упругую, как мячик», тоже четырехлетнюю девочку, Вася невольно сочувствовал малышке, из которой «серый камень» высосал всю жизнь. Эти загадочные слова заставляли мальчика вновь и вновь размышлять о несправедливости мироустройства, и «чувство щемящего до боли сожаления» сжимало сердце юного героя, а сам он становился более смелым и волевым, готовясь защищать своих новых друзей от всех ужасов действительности, ведь грустная улыбка Маруси стала для него почти так же дорога, как улыбка сестры.

Оказавшись в «дурном обществе», мальчик с удивлением понял, что его отец не тот, кем кажется. Внешняя суровость и неприступность, по мнению пана Тыбурция, были свидетельством того, что он верный слуга своего господина, имя которому закон. От этих слов фигура отца в представлении мальчика «облеклась ореолом грозной, но симпатичной силы». Однако проявление этой силы ему еще предстояло узнать. Когда Марусе стало совсем плохо, Вася принес ей куклу своей сестры - память о покойной матери. Эта «нарядная фаянсовая барышня» произвела на Марусю почти волшебное воздействие: девочка встала с постели и даже начала играть с куклой, звонко смеясь. Эта первая и последняя радость недолгой жизни девочки стала переломным моментом в отношениях с отцом.

Узнав о пропаже, отец силой пытался вырвать признание у сына, но гнев и бешенство отца, наоборот, придали решимости главному герою: он готов был к тому, что отец швырнет, изломает, что его тело «беспомощно забьется в сильных и исступленных руках «человека, которого он любил и ненавидел в эту секунду. К счастью, «бешеное насилие» не успело разбить любовь сына вдребезги: вмешался Тыбурций Драб, пришедший сообщить печальную новость о смерти Маруси и вернуть куклу.

Именно этому бродяге, имевшему, по его словам, «крупную ссору» с законом, удалось не только примирить отца и сына, но и дать возможность слуге закона иначе взглянуть на «дурное общество». Его слова о том, что Вася был в «дурном обществе», но не сделал дурного дела, позволили отцу поверить в сына. «Тяжкий туман, нависший над душой отца», рассеялся, и долго сдерживаемая любовь сына потоком хлынула в его сердце.

После печальной сцены прощания с Марусей автор ускоряет время описываемых событий: быстро проносится детство юных героев, и вот уже у Васи и Сони впереди «крылатая и честная юность». И можно быть уверенными в том, что они действительно вырастут настоящими людьми, потому что прошли трудное, но необходимое испытание человечностью.

Проблема социального неравенства, поднятая Владимиром Короленко в повести, позволила каждому задуматься уже в юном возрасте о взрослых проблемах. Произведение учит проявлять милосердие и доброту и к своим близким, и к тем, кто оказался в трудной ситуации. Может быть, тогда наше современное общество перестанет быть «дурным»?

Роль «дурного общества» в жизни Васи - героя повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Вася - главный герой повести Владимира Галак­тионовича Короленко «Дети подземелья». Мы видим происходящие в произведении события глазами это­го мальчика. Он говорит о своей жизни: «Я же рос, как дикое деревце в поле, - никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы». Уже из этих строк видно, что герой был одинок. Мать Васи умерла, и у него остались отец и младшая сестра. С сестрой у мальчика были нежные, тёплые отношения, но между ним и отцом была «не­одолимая стена». С особым трагизмом Короленко опи­сывает, как Вася страдает от этого. Чтобы избежать «ужаса одиночества», герой почти не бывает дома, и надеется найти «что-то», что изменит его жизнь.

После смерти матери Вася хотел найти ту любовь, которую она не успела ему дать, в сердце отца. Одна­ко отец казался ему «угрюмым человеком», который не любит своего сына и считает его «испорченным мальчишкой». Но в своей повести Короленко показы­вает нам, как Вася учится понимать других людей, как он узнаёт горькую правду жизни и как, наконец, рушится эта «неодолимая стена» между ним и отцом.

Короленко построил повесть на контрастах. Вася был «сыном почтенных родителей», но его друзьями стали дети из «дурного общества» - Валек и Маруся. Это знакомство изменило и героя, и его жизнь. Вася узнал, что есть дети, у которых нет дома и которым приходится воровать, чтобы не умереть от голода. Описывая внутренние переживания героя, автор по­казывает, как сначала Вася удивлялся тому, что ви­дел в «дурном обществе», а затем мучился от жало­сти и сострадания к нищим: «Я не знал ещё, что та­кое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди…».

Вася очень привязался к Валеку и Марусе. Они ещё совсем дети, и им очень хотелось от души веселиться и играть. Сравнивая Марусю со своей сестрой Соней, Вася с грустью отмечал, что Соня «…так резво бега­ла… так звонко смеялась», а Маруся «…почти никогда не бегала и смеялась очень редко…».

Знакомство с Валеком, Марусей и их отцом Ты­бурцием помогло Васе посмотреть на жизнь с другой стороны. Он узнал, что есть люди, которым нечего есть и негде спать, и особенно его поразил серый камень, который забирает силы у маленькой девочки.

Отец Васи - судья, и мы видим, что и сам маль­чик в своих мыслях пытается судить поступки людей из «дурного общества». Но это «презрение» заглуша­ли сострадание и жалость, желание помочь. Об этом говорит глава «Кукла», которую можно назвать куль­минационной.

Люди из «дурного общества» помогли Васе узнать и понять своего отца, найти в нём «что-то родное». Читая повесть, мы видим, что Вася и отец всегда любили друг друга, но Тыбурций и его дети помогли им выразить эту любовь. У героя появились такие ка­чества, как сострадание, стремление помочь людям, доброта, смелость, честность. Но «дурное общество» помогло не только Васе, но и его отцу: он тоже взгля­нул на своего сына по-новому.

В конце повести Короленко описывает, как на мо­гилке Маруси Вася и Соня вместе с отцом произно­сили обеты. Я думаю, что главный из них - это обет помогать людям и прощать их. Я переживала вместе с ребятами все события, о которых рассказывается в повести. Мне очень понравилась эта книга.

Здесь искали:

  • сочинение в дурном обществе
  • что мы узнаем о Васи в начале повести?вася и его друзья их роль в жизни Васи?какие поступки совершает вася
  • сочинение короленко в дурном обществе


Последние материалы сайта