Фурштатская 60 генеральный подрядчик строительства. Обход. — этакий сераль в миниатюре, переходящий в висячие сады Семирамиды. Опять же в миниатюре

03.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В середине XVIII в. участок входил в состав владения В. В. Гома, англичанина по происхождению. Затем владельцем стал П. П. Шустин.

В начале 1830-х гг. участок разделили, угловая часть до 1860-х гг. принадлежала купчихе В. Ф. Борисовой. К 1872 г. участком с деревянным домом владел купец Я. Х. Пель.

В 1872 г. участок перешел евангелическо-лютеранскому приходу. В том же году арх. Р. Е. Бергман представил проект церкви в неоготическом стиле. Окончательный вариан разработал инж. К. Бульмеринг. Храм был освящен 19 декабря 1876 г.

В 1935 г. кирху закрыли.

С 1947 г. здание использовалось как склад табачной фабрики.

В 1954-1992 гг. здесь размещался филиал экспериментального завода "Спорт".

Богослужения возобновились в 1993 г.

Новая лютеранская церковь св. Михаила в С.-Петербурге.

Нынешним летом приступлено к постройке новой лютеранской церкви св. Михаила на Васильевском острове. Рвы для фундаментов вырыты и начинается свайная бойка под стены (!). Под алтарём сваи будут ввинчиваться, чтоб не повредить соседних строений; - по сваям будут уложены гранитные плиты, размером до 3 арш. в квадрате (!!). Постройкою заведует инженер Бульмеринг. Подобная постройка - событие в архитектурном отношении весьма важное и не часто повторяющееся, должна бы возбудить живейший интерес не только в причастных к этому делу специалистах, но и в публике, особенно протестантской.

Постройка церкви всегда была и будет одной из самых интересных и художественных задач архитектуры; это памятник, который переживает многие столетия и служит потомкам красноречивым свидетелем состояния искусства своей эпохи. Мы привыкли смотреть на здания церквей не только как на мерило степени развития искусства какого-нибудь народа, но как на отражение общей его цивилизации. Поэтому понятно, что, при сооружении церкви, мы вправе требовать от зодчества еще большей художественности и совершенства, чем при постройке зданий, служащих другим общественным целям. Нам остается следовать примеру чужих краёв, где уже давно признана вся важность этого вопроса, и вряд ли найдется хотя одно выходящее из ряда обыкновенных здание, составление проекта которого не шло самым рациональным путем - путем общественного конкурса.

Что делается у нас в подобном случае? Можем ли мы хотя надеяться (а мы имеем на это право), что храм наш действительно будет представлять нечто художественное и законченное. Люди, в чьих руках находится решение этого вопроса, трудятся уже 13 лет над осуществлением его.

В продолжение этого времени они обращались то к одному, то к другому специалисту, прося во имя религии и искусства составить проект на сооружение церкви.

Из нескольких полученных таким образом проектов избран, как говорят некоторые авторитеты архитектурного мира, самый неудовлетворительный, при взгляде на который остается только пожать плечами и пожалеть город, долженствующий украситься подобным зданием, и деньги, которых будет стоить постройка.

Пишущий эти строки вовсе не льстит себя надеждой, что его заметка произведет какую-либо перемену в настоящем грустном ходе дела.- Цель показать только, насколько люди, которым близко к сердцу петербургское зодчество, желают выдвинуть нашу архитектурную деятельность на то место, которое подобает занимать ей в современной культурной жизни."

Новая лютеранская церковь св. Михаила в С.Петербурге. В начале 1874 г. появилась в одной из здешних газет похвальная статья о проекте предполагаемой тогда к постройке лютеранской церкви св. Михаила на Васильевском Острове. На эту статью было написано возражение, которое, однако, не было принято редакцией приведенной газеты. Помещая критический разбор недавно освящённого храма, мы считаем не лишним предпослать то, что было сказано о нем три года тому назад: «Нам известно из достоверного источника, что летом предположено начать постройкою новую лютеранскую церковь св. Михаила на Васильевском Острове. Постройка церкви - редкое и важное событие, вызывающее живейший интерес не только в кругу специалистов-строителей, но и публике вообще, а данном случае особенно в публике лютеранского вероисповедания. Сооружение храма было всегда и есть одна из самых высоких, самых прекрасных задач архитектуры; это памятник, который рассчитывается на века, назначенный свидетельствовать потомству о состоянии искусства той эпохи, когда он созидался». «Само собою разумеется, что от постройки всякого общественного здания, в особенности же от постройки храма, мы вправе ожидать только самое лучшее, самое совершенное, что вообще может быть создано в области архитектуры. По более или менее удачным произведениям церковной архитектуры мы привыкли судить не только о степени развитии искусства соответствующей эпохи, но и о состоянии культуры ее». «Запад, ценя приведенные обстоятельства, давно уже указал нам единственно верный путь для достижения цели: там, в настоящее время, почти без исключения, получаются проекты для сооружений, хотя некоторой важности, не иначе, как путём публичного конкурса». «Как же поступили у нас в рассматриваемом случае, и можем ли мы питать надежду, что предполагаемая церковь представит нечто совершенное и изящное?» «Вот почти 13 лет, как лица, стоящие во главе этого дела, трудятся над разрешением задачи, обращаясь то к одному, то к другому технику, от которых, в течение времени, добыли, Бога и искусства ради, несколько проектов хороших и плохих. Между ними, как утверждают авторитеты, тот, который избран и предположен к исполнению, есть наименее удавшийся, так что остается только пожать плечами и пожалеть город, которому суждено украситься таким памятником; мы жалеем жертвователей, жалеем и деньги, которые будут употреблены на строение, лишенное всякого художественного достоинства». «Здешнее Общество архитекторов, которому было поручено высказать свое мнение относительно одного из вышеупомянутых проектов, имело в виду предложить мысль публичного конкурса; но это не осуществилось в видах того, что заведующие делом лица, будто бы, желали сохранить частный характер его». «Автор этих строк, имея в виду настоящее положение дела, не льстит себя надеждою, что высказанное им повлияет на дальнейший ход предприятия, а желает только отметить, что С.-Петербургское общество архитекторов понимает очень хорошо и чувствует глубоко то нравственное оскорбление, какое готовятся причинить ему». Вот как думали все архитекторы три года тому назад и, к величайшему их сожалению — время не опровергнуло, а подтвердило их ожидания или опасения: новая церковь св. Михаила, с точки зрения художественной, во всех отношениях, по крайней мере, неудачна. Расположение ее на угловом месте, главным фасадом на боковую улицу, совершенно неестественно: а делу все-таки можно было помочь устройством колокольни, не на главной оси, а на самом углу; таким образом, получились бы сени со входами с двух улиц и просторная, светлая паперть; осталось бы еще и место для одной приличной лестницы на хоры, вместо устроенных ныне двух, по которым нельзя взбираться иначе, как под опасением сломать себе шею. Внутренность церкви представляет три почти что равных, по ширине, нефа, разделённых внизу толстыми гранитными пилонами, на хорах — объемистыми чугунными колоннами, на коих покоятся крестовые своды (как слышно, они из дерева!). Между наружными стенами и пилонами расположены два яруса боковых хоров, над входом устроены особые хоры для органа и певчих. Две сухенькие колонки, из тех, которые ставятся под зонтики простых обывательских домов, подпирают эти хоры. Алтарная абсида с сакристией заканчивает церковь как-то нерешительно, примитивно, следствие того, что сакристия и отвечающая ей, с другой стороны, комната просто встроены между пилонами, оставляя над собою место в роде лож. Условия лютеранского богослужения требуют, чтоб пастор в церкви был отовсюду виден и слышен. Поэтому церкви должны быть, по возможности, открытые, т. е. без столбов и других преград. Новая же церковь, наоборот, застроена пилонами так, что пастор виден только половине или двум третям всех посетителей. Церковь довольно большая (около 7 и 14 саж.), но она производит впечатление тесного и крайне неприветливого помещения. Хоры к стенам приподняты несколько амфитеатрально (на одной стороне совершенно попусту), но уклон недостаточный, так как кафедра находится очень низко. Причудливые изгибы перил верхних хоров курьезны и причина их существования непонятна. Рассматривая здание с художественной точки зрения, мы должны отметить, что главный фасад с башнею, в общих линиях, еще сносен, но детали его и все прочее, как в общем, так и в частностях до того слабы, что даже недостойны более подробного рассмотрения: стоит только взглянуть внутри на гирляндочки Louis XVI, самой неряшливой работы, поставленные вместо готических капителей; на иглы контрфорсов снаружи; на слепые, бесхарактерные, трехэтажные окна бокового фасада, на жалкие капительки, поставленные в тоже время вместо баз, только наоборот, и т. д., чтобы убедиться, что этот храм есть не что иное, как неудачная карикатура на готический стиль и его великолепные произведения. И все это совершилось не где-нибудь, в глуши, а в Петербурге, в центре отечественного образования, на глазах художественного мира. К счастью архитекторов, подозрения в авторстве на невинного пасть не может: имя строителя написано внутри церкви на мраморной доске, и потому называть мы его не будем.

История евангелическо-лютеранского прихода Святого Михаила берёт начало с 1732 года, когда при Первом Кадетском корпусе на Васильевском острове (в бывшем дворце князя Меншикова) была основана домовая лютеранская церковь. Церковь предназначалась в первую очередь для кадет, офицеров, преподавателей и других служащих корпуса - выходцев из Эстляндии, Лифляндии и прочих российских подданных иностранного происхождения. Вход в неё был впоследствии разрешён также и жителям ближайших кварталов.

12 июня 1834 г. по Высочайшему разрешению императора Николая I церковь получает имя Святого Архангела Михаила.

В феврале 1841 г. здание, занимаемое церковью, вследствие его тесноты, решено было сломать, церковь устроить в помещении самого Кадетского корпуса специально для кадет, а прихожанам из числа гражданских лиц было предложено разойтись по другим приходам. Наибольшая часть (более 2 тысяч человек) пожелала сохранить свою общину и устроила себе церковь в доме архитектора Л.Я. Тиблена на 3-й линии Васильевского Острова (№8), в наёмном помещении, где 16 августа 1842 г. была освящена церковь Святого Михаила. Одновременно проводился сбор средств для покупки участка земли и постройки собственного здания.

В 1874 г. Церковный совет получил разрешение на постройку церкви на Васильевском Острове, на углу Среднего проспекта и 3-й линии. 23 октября 1874 г. состоялась закладка каменного здания церкви на 720 мест в готическом стиле по проекту инженер-полковника Карла Карловича фон Бульмеринка.

19 декабря 1876 г. церковь была освящена епископом Юлиусом фон Рихтером. В 1886 г. по проекту академика архитектуры Р.Б. Бернгарда был оформлен новый, более художественный фасад. Оба архитектора - Бульмеринк и Бернгард - были членами прихода Св. Михаила. Церковь была великолепно отделана внутри, имела замечательную акустику и один из лучших в городе органов. При церкви действовали сиротский приют с элементарной школой, вдовий приют и общество попечения о бедных.

В 1929 г. здание церкви Св. Михаила было передано русской лютеранской общине Иисуса Христа, в результате чего произошло объединение двух приходов - немецкого и русского. По указу Ленинградского Облисполкома от 15 августа 1935 г. церковь была закрыта, после чего в церковном здании располагалась спортивная база завода им. Калинина, затем - склад табачной фабрики им. Урицкого, а после войны - цех экспериментального завода «Спорт». Интерьер церкви был полностью перестроен и искажён, главный богослужебный зал разделён перекрытиями на три этажа.

С 1992 года церковь была возвращена русской лютеранской общине, возобновлены богослужения. Большую роль в возрождении прихода сыграл его настоятель Сергей Прейман (ум.2003). С 2004 г. и по настоящее время настоятелем церкви является Сергей Татаренко. В 2004-2010 гг. проводилась реставрация с элементами реконструкции внутренних помещений церкви, ремонт кровли и фасада.

Лютеранский приход Святого Михаила входит в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии на территории России.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это. Виртуальные 3D туры по любому заведению на Google и Яндекс картах.

Лютеранская церковь Святого Михаила - действующий евангелическо-лютеранский храм в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Памятник неоготической архитектуры второй половины XIX в.

Местная лютеранская община была основана в 1731 г. Она размещалась в здании первого кадетского корпуса. В 1834 г. община была освящена во имя Архангела Михаила. В 1841 г. император Николай I приказал общине обзавестись собственным зданием, и тогда произошел раскол общины на немецкую и эстонскую. Тогда эстонцы основали церковь Святого Апостола Иоанна (ныне на ул. Декабристов), а немцы приход на 3-й линии ВО.

Современный храм был построен в период с 1874 по 1876 гг. Автор проекта - архитектор Карл Карлович Бульмеринг. В 1886 г. был перестроен фасад по проекту архитектора Рудольфа Богдановича Бернгарда. Это здание и дошло до наших времен.

В советский период храм был закрыт, в здании размещалось производственное помещение. Был нанесен ущерб внутреннему интерьеру.

В 1992 г. здание возвращено верующим. После реставрации здесь проводятся регулярные богослужения с 2010 г.



Последние материалы сайта