Хотя современные ученые и считают труды егэ. Великие естествоиспытатели, которые совершили всемирные открытия. «самодовольный критический разбор», «живые пьесы и

04.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Великие естествоиспытатели были знаменитыми учеными, которые изучали природу непосредственно взаимодействуя с ней. Данное слово можно расшифровать, если поделить его на две части: "естество" - это природа, а "испытание" - проверка.

Великие естествоиспытатели: список

В период естествознания, когда природу нужно было описывать и изучать в целом, т. е. использовать знания из разных сфер науки, таких как ботаника, астрономия, зоология, минералогия, появились первые естествоиспытатели в разных странах мира. Стоит перечислить ученых, а о некоторых рассказать подробнее, которым удалось совершить интересные открытия, когда еще так мало было возможностей и знаний:

  • Стив Ирвин (Австралия).
  • Терри Ирвин (Австралия).
  • Элис Мэнфилд (Австралия).
  • Жозе Бонифасиу де Андрада и Силва (Бразилия).
  • Бартоломеу Лоуренсу де Гусман (Бразилия).
  • Эрик Понтоппидан (Дания).
  • Фредерик Фабер (Дания).

Великие естествоиспытатели были во Франции, Германии, Великобритании, Польше, Хорватии, Швейцарии и в России, среди которых известны Вячеслав Павлович Ковриго, Александр Федорович Котс и Михаил Васильевич Ломоносов.

Первый естествоиспытатель

Интерес к природе у человека появился еще в древности, когда он стал задумываться о том, какие растения можно употреблять в пищу, а какие нет, как охотиться на животных и как их приручить.

В Древней Греции появились первые великие естествоиспытатели, в том числе и Аристотель. Он первым стал изучать и наблюдать за природой и сделал попытку систематизировать полученные знания. При этом к своим наблюдениям ученый прилагал зарисовки, что помогало при исследовании. Это было первое научное пособие, которое долгое время использовали при изучении.

При жизни Аристотель создал большой зоологический сад, и в помощь ему были даны несколько тысяч человек, среди них рыболовы, пастухи, охотники, где каждый слыл мастером в своем направлении.

На основе собранных сведений ученый написал более 50 книг, где разделил организмы на простейшие, которые стояли на самой низшей ступени развития, а также выделил другие живые организмы, которые устроены сложнее. Он выделил группу животных, которые сегодня носят название Членистоногие, относятся к ним Насекомые и Ракообразные.

Великие естествоиспытатели: Карл Линней

Постепенно знания накапливались, растениям и животным приходилось давать названия, но на разных материках люди давали свои наименования, вследствие чего возникала путаница. Особенно тяжело было ученым обмениваться знаниями и опытом, потому что сложно было понять, о чем или о ком идет речь. Система Аристотеля, которой пользовались долгое время, устаревала и уже не была актуальной, когда открыли новые земли.

Первым, кто понял, что настало время навести порядок, был шведский ученый Карл Линней, который проделал огромную работу в 17-м веке.

Он дал каждому виду название, причем на латинском языке, чтобы все могли понимать в разных странах мира. Также организмы были распределены на группы и классификации и получили двойное название (подвид). Например, береза имеет дополнительное имя как плосколистная и карликовая, медведь бурый и белый.

Системой Линнея пользуются до сих пор, хотя в разное время она видоизменялась и дополнялась, но ядро этой системы осталось прежним.

Чарльз Дарвин

В 19-м веке в Англии жил знаменитый ученый Чарльз Дарвин, который внес вклад в развитие науки и создал свою теорию происхождения мира, о которой знает каждый школьник.

Многие великие естествоиспытатели придерживались версии Дарвина, которая заключалась в том, что живые организмы изменяются с течением времени, приспосабливаясь к определенным условиям жизни. Но не все могут приспособиться, и выживает сильнейший, который к тому же способен передать свои лучшие качества по наследству потомкам.

Российские ученые

В разные годы великие естествоиспытатели были и в России, и многие знают об их заслугах и открытиях.

Ученый-генетик Николай Вавилов внес огромный вклад в изучение культурных растений. Он собрал крупнейшую коллекцию семян, которая насчитывала около 250 тысяч образцов, определил их место происхождения, а также разработал теорию об иммунитете растений.

Большой вклад в сферу иммунологии внес Илья Ильич Мечников, изучая организм человека и то, как он борется с различными вирусами. Работы были посвящены изучению холеры, тифа, туберкулеза, а также сифилиса, попыткам понять происхождение и найти способы борьбы. Он искусственно вызвал сифилис у обезьяны и описал это в своих трудах. Только за эти достижения его можно отнести к категории "великие естествоиспытатели". Биология для него была главной наукой: он создал теорию о происхождении многоклеточных организмов, при выведении которой посвятил много времени изучению процесса старения, и считал, что старость наступает преждевременно из-за самоотравления организма различными микробами и ядами.

До наступления эпохи Просвещения и даже после нее наука в глазах малообразованного общества мало чем отличалась от магии. Непонятные формулы, странные эксперименты, таинственное облачение, желание проникнуть в тайны мироустройства… Все это создавало ореол таинственности вокруг ученых, которые в глазах толпы превращались в колдунов, продавших душу дьяволу. О пяти из них - в материале «Футуриста».

Герберт Орильякский, папа Сильвестр II (946 - 1003)

Французский средневековый ученый и богослов Герберт Орильякский, помимо того, что четыре года занимал престол католической церкви как папа Сильвестр II, прославился большим вкладом в науку. От этого он и пострадал.

Он занимался математикой, изучал арабские научные труды и популяризировал их в Европе. Одним из первых среди европейцев Герберт познакомился с арабскими цифрами и пытался внедрить их в европейскую арифметику. Он представил в Европе армиллярную небесную сферу, на которой обозначены небесный экватор, тропики, эклиптика и полюса, а также вновь ввел в обращение и усовершенствовал абак , забытый со времен Римской империи.

Невероятная для того времени ученость Герберта вызывала подозрения у его современников. Его называли чернокнижником, обвиняли в колдовстве и в общении с дьяволом. Считалось, что он мог прочесть заклинание и сделаться невидимым, а также создал идола Терафима, который помог ему добиться папской тиары. По легенде, читая свою последнюю мессу, он был растерзан сатаной.

Мигель Сервет (1509 - 1553)


Испанский мыслитель, естествоиспытатель и врач Мигель Сервет изучал медицину в Парижском университете и первым в Европе описал малый круг кровообращения, по которому кровь поступает с правой стороны сердца в левую. В книге «Восстановление христианства» им было уточнено бытовавшее среди врачей более 1300 лет ошибочное представление Галена о переходе крови из правого желудочка в левый через сердечную перегородку.

Помимо анатомических теорий, данный труд содержал отрицание догмата о Троице, за что в христианском мире Сервета стали считать «избранным посланником воплощенного сатаны», отступником и колдуном. 27 октября 1553 года Сервет, так и не признав божественное триединство, был заживо сожжен на костре инквизиции вместе со своей книгой.

Джон Ди (1527 - 1608)


Англичанин Джон Ди был одним из самых образованных людей эпохи позднего Возрождения. Уже в 21 год он преподавал геометрию Евклида в Париже и дружил с выдающимися учеными того времени. В 1561 году он написал существенное дополнение к книге по алгебре и механике «Основа искусств» Роберта Рекорда. С его помощью этот труд превратился в первый универсальный учебник по математике с использованием арабских цифр и знака «ровно». В 1570 году Ди подготовил обширное предисловие к «Началам» Евклида. В нем он определил математику, как ключ к пониманию мира и попытался всесторонне охватить главные ее проблемы на тот момент. Некоторые исследователи находят в этой работе даже первые зачатки неевклидовой геометрии.

В то же время Ди писал гороскопы для английской королевы Елизаветы I, занимался каббалистикой, спиритическими сеансами и оккультизмом. Обыватели, не отличавшие каббалы от Евклида, считали его чернокнижником и пытались наказать за связи с нечистым. В конце 1580-х годов, когда Ди отсутствовал в Англии, они напали на его дом в Мортлейке и разграбили его ценнейшую библиотеку.

Джамбаттиста делла Порта (1535 - 1615)



«Человеческая физиогномика», 1538 год

Итальянский исследователь, один из первых ученых Европы в современном понимании этого слова Джамбаттиста делла Порта и сам был не против считаться магом. Правда, при этом он делал существенную оговорку: «Есть два вида магии: один неподходящий и имеющий дурную репутацию, поскольку имеет дело со злыми духами и состоит из чар и пагубного любопытства; его называют колдовством. Другая магия является естественной; ее признают и принимают, и ей поклоняются все умные люди».

Занимаясь «естественной магией», делла Порта сконструировал усовершенствованный вариант Camera obscura, предшественницы современного фотоаппарата, описал термоскоп и опыт поднятия воды давлением пара, написал труды по криптографии, физиогномике, микологии и другим наукам.

В 1560 году Порта организовал в Неаполе «Академию тайн природы», где помимо естествознания занимались оккультизмом. Вскоре все его члены, включая и самого основателя, были заподозрены в колдовстве. За Порто взялись инквизиторы, но к счастью для него и науки, до костра дело не дошло.

Яков Брюс (1670 - 1735)


Один из сподвижников Петра I, хотя и родился в Москве, был представителем знатного шотландского рода. С детства он был увлечен математическими и естественными науками. Путешествуя вместе с Петром по Европе, изучал алгебру, астрономию, картографию и инженерное дело, Брюс был знаком с Лейбницем и вел с ним переписку. Он составил первый русский учебник по геометрии, открыл первую в России обсерваторию при Навигацкой школе в Москве.

Школа, главой которой с 1701 года был Брюс, располагалась в Сухаревской башне (снесена в 1934 году). В ней, кроме математики и морских наук, преподавали артиллерийское и инженерное дело, немецкий язык. Однако невежественная молва окружила Сухареву башню и Якова Брюса ореолом мистики. Говорили, что у Брюса есть книга, «которая открывала ему все тайны», что он знает секрет оживления мертвецов и рецепт вечной молодости.

После кончины Петра Яков Брюс отдалился от государственных дел и жил в уединении в своем поместье Глинки. Здесь он занимался вычислением удельного веса металлов, искал способы очистки металлов от посторонних примесей. Для простого народа он по-прежнему оставался чародеем, образ которого обрастал легендами. Одни из них гласят, что по ночам к Брюсу в Глинки прилетал дракон, другие, что он мог обратить пруд в ледяной каток посреди жаркого лета.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Хотя современные учёные и считают труды естествоиспытателей, созданные в периоды Средневековья и Античности, «ненаучными», они не правы: эти труды соответствуют самым строгим критериям научности.

2) Несмотря на то, что работы античных и средневековых учёных не соответствуют строгим критериям научности, выдвигаемым современными учёными, историки науки сегодня всё чаще включают эпохи Античности и Средневековья в зону своих интересов, признавая ценность исследований тех периодов.

3) Знаменитые учёные Античности и Средневековья, в том числе Аристотель, Аль-Бируни и Р. Бэкон, стоят у истоков современной естественно-научной мысли.

4) Осознавая значимость работ античных и средневековых естествоиспытателей, историки науки включают в сферу своих исследований труды тех эпох, хотя, по мнению современных учёных, такие работы не соответствуют критериям научности.

5) Научной революции XVI–XVII веков предшествовали такие важные процессы, как зарождение естественных наук в эпоху Античности и разработка современных научных методов в эпоху Средневековья.

(1)Современные учёные считают труды, созданные естествоиспытателями до так называемой научной революции, которая произошла в XVI–XVII веках в Западной Европе, несоответствующими строгим критериям научности. (2)<…> достоверные и крайне ценные для человечества исследования окружающего мира мы можем найти уже в античные времена, например в работах Аристотеля, а основы естественно-научной методологии были разработаны в Средние века целым рядом выдающихся учёных, в том числе Роджером Бэконом и Аль-Бируни. (3)Понимая всю значимость проделанной в прежние времена работы, специалисты по истории науки в последнее время всё чаще включают период Античности и Средневековья в сферу своих исследований.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Между тем

В частности,

Кроме того,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЯД. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому

значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЯД, -а, м.

1) Линия ровно расположенных однородных предметов. Р. домов.

2) Совокупность каких-н. явлений, следующих или расположенных в определённой последовательности. Р. поколений.

3) Некоторое, немалое количество чего-н. Р. случаев.

4) Состав, среда. В рядах армии.

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

закУпорить

загнУтый

пОгнутый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Всадник для порядка пустил ещё несколько стрел и, оставив после себя клубы пыли, скрылся за ЛЕСИСТЫМ холмом.

Направьте увлечение подростка в ПРАКТИЧЕСКОЕ русло: предложите ему записаться на курсы или в кружок − эти знания наверняка пригодятся ему в будущем.

В тот день ко мне подошёл устроитель концерта, пожал руку и вручил БЛАГОДАРНОЕ письмо от администрации.

ДЛИТЕЛЬНОЕ время (примерно 200 лет) историки и лингвисты полагали, будто единый центр расселения славян находился в среднем Приднепровье.

Если не принять мер, этот ЗЛОСТНЫЙ сорняк очень быстро распространится по всему саду.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ(на пол)

ИХ работа

горячие СУПЫ

ШЕСТЬЮСТАМИ учениками

поделить НАПОПОЛАМ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Будучи закадычными друзьями, у Лёшки с Женькой просто не могло быть серьёзных ссор и недомолвок.

3) Благодаря стараний всей команды, нам удалось обойти главных конкурентов.

4) Принципиальное новаторство Горького состоит в том, что ни любовная, ни социальная коллизии не являются главным сюжетообразующим стержнем этого произведения.

5) Все, кто посмотрел новый фильм известного режиссёра, высказывали весьма противоречивые суждения.

6) Русский хирург и анатом Н. И. Пирогов завещал нам, что «учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное».

7) В стихотворении «Поэт» М. Ю Лермонтова аллегорически изображается кризис современной поэзии, объясняемый социальной апатией.

8) Язык - лучший показатель не только общей культуры, но и лучший воспитатель человека.

9) Поздний период творчества А.С. Пушкина можно подразделить на этапы, поскольку он представлен очень разнообразными и не похожими друг на друга произведениями.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

осл..пительный

фраз..ологический

зам..реть

предпол..жительно

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..ширить, бе..человечный;

пр..беречь, пр..градить;

в..ётся, под..ехать;

з..ночевать, не..бозримый;

не..споримый, р..здольный.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

одол..вать

потч..вать

перекле..вать

алюмини..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

медл..щий (с решением)

(они) раскле..т (афиши)

кол..щийся (кустарник)

завис..щий (от родителей)

(они) завер..т (подпись)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Только через семьдесят лет будут обнаружены (не)опубликованные редактором бумаги деда.

Ещё (не)распустившиеся цветки побило морозом.

Андрей, (не)доумевая, вертел пакет в руках.

(Не)говоря ни слова, лесничий взвалил на себя тяжелую корзину.

Иногда его (не)отличишь от хозяина дома.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

По склонам холма РЕДКО(РЕДКО), но ВСЕ(ЖЕ) растут кусты можжевельника.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Корабли, успевшие заблаговреме(1)о укрыться в гавани, были вытаще(2)ы на берег, но и сюда докатывались рассерже(3)ые волны, и тогда широко раскачивались и плясали стройные, точё(4)ые мачты, а доски скрипели, точно готовые развалиться.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Сначала молодой человек был равнодушен и спокоен однако последние слова поразили его задели за живое.

2) Тему судьбы поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова можно осмыслить как в узком литературном контексте так и в широкой социальной и историко-культурной перспективе.

3) Этот генерал обладает не только военным талантом но и хорошими организаторскими способностями пользуется авторитетом в армии.

4) Сюжет романа И.А. Гончарова «Обломов» выглядит растянутым и нединамичным осложнён и нагружен параллельными сюжетными линиями.

5) Весна и лето прошли для молодых супругов и их родителей быстро и неприметно.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мать-земля родная наша (1)

В дни беды и в дни побед

Нет (2) тебя (3) светлей и краше

И желанней сердцу нет.

Помышляя о солдатской

Непредсказанной судьбе,

Даже лечь в могиле братской

Лучше (4) кажется (5) в тебе.

(А. Т. Твардовский)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Справедливость присуща лишь благородным людям.

2) Справедливость можно обосновать арифметически, так как все люди одинаковы.

3) Главная трудность заключается в том, чтобы каждый человек получал согласно справедливости.

4) Люди склонны понимать справедливость как выгодное для себя лично действие, считая других несправедливыми.

5) Прийти к согласию в понятии «справедливость» очень просто.

(1)О несправедливости говорят и пишут с древних времён - возможно, с тех пор, как человечество вообще научилось говорить и писать. (2)Что же такое несправедливость - всё ещё не ясно.

(3)Очень непросто прийти к согласию в этом вопросе, поскольку в данном случае спор ведётся с достаточной долей заинтересованности. (4)Каждый хочет, чтобы с ним обошлись «справедливо», и жалуется на «несправедливость», однако пытается так истолковать ситуацию, чтобы сразу же стала очевидной несправедливость по отношению к нему. (5)И каждый обладает достаточным самомнением, чтобы судить «справедливо» об отношении к другим людям, и совсем не замечает, что другие возмущаются его мнимой «справедливостью». (6)Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7)Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.

(8)От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9)Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.

(10)Если бы люди были действительно равны, жизнь была бы предельно простой и справедливость было бы чрезвычайно легко найти. (11)Стоило бы только сказать: одинаковым людям - одинаковую долю или всем всего поровну. (12)Тогда справедливость можно было бы обосновывать арифметически и создавать механически; и все были бы довольны, потому что люди стали бы не чем иным, как одинаковыми атомами, своего рода всюду катящимися механическими шариками, которые были бы похожи внешне и имели бы внутренне одинаковый душевный склад. (13)Как наивно, как просто, как мелко!

(14)На самом же деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15)Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (16)В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей - бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости? (17)Если люди неодинаковы, значит, и обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию. (18)Иначе возникает несправедливость.

(19)Таким образом, справедливость означает именно неравенство: беречь ребёнка, помогать слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным; проявлять больше строгости к безвольному, больше доверия честному, больше осторожности к болтуну; герою оказывать почести.

(20)Справедливость поэтому - искусство неравенства, и она присуща лишь благородным душам. (21) У неё обострённое чувство реальности; проистекающая от доброго сердца и живой наблюдательности, она отвергает механический подход к людям. (22)Она хочет индивидуально подойти к каждому случаю, располагая человека к состраданию. (23)Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.

(По И. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1882-1954) - известный русский философ, литературный критик, публицист.

Источник текста не определён.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) 10, 15 предложения подтверждают суждение, высказанное в 14 предложении текста.

2) Предложения 3-6 текста содержат рассуждение.

3) Предложение 19 является выводом рассуждения.

4) В предложениях 10-12 представлено повествование.

5) Преобладающий тип текста- описание.

22. Из предложений 16 и 17 выпишите синонимическую пару.

23. Среди предложений 19-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексических повторов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Данное пособие предназначено для отработки практических умений и навыков учащихся при подготовке к экзамену по русскому языку в 11 классе в формате ЕГЭ. Оно содержит варианты диагностических работ по русскому языку, содержание которых соответствует контрольно-измерительным материалам, разработанным Федеральным институтом педагогических измерений для проведения Единого государственного экзамена. В книгу входят также ответы к заданиям и критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Материалы книги рекомендованы учителям и методистам для выявления уровня и качества подготовки учащихся по предмету, определения степени их готовности к Единому государственному экзамену.

Примеры.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Хотя современные учёные и считают труды естествоиспытателей, созданные в периоды Средневековья и Античности, «ненаучными», они не правы: эти труды соответствуют самым строгим критериям научности.
2) Несмотря па то, что работы античных и средневековых учёных не соответствуют строгим критериям научности, выдвигаемым современными учёными, историки науки сегодня всё чаще включают эпохи Античности и Средневековья в зону своих интересов, признавая ценность исследований тех периодов.
3) Знаменитые учёные Античности и Средневековья, в том числе Аристотель, Аль-Бируни и Р. Бэкон, стоят у истоков современной естественно-научной мысли.
4) Осознавая значимость работ античных и средневековых естествоиспытателей, историки науки включают в сферу своих исследований труды тех эпох, хотя, по мнению современных учёных, такие работы не соответствуют критериям научности.
5) Научной революции XVI-XVII веков предшествовали такие важные процессы, как зарождение естественных наук в эпоху Античности и разработка современных научных методов в эпоху Средневековья.

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
Поэтому
Так что
Между тем
В частности.
Кроме того.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, Подготовка к ЕГЭ, Диагностические работы, Кузнецов А.Ю., Межина Т.В., 2018 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, Подготовка к ЕГЭ, Диагностические работы, Кузнецов А.Ю., Межина Т.В., 2019
  • Русский язык, Подготовка к ЕГЭ, Диагностические работы, Кузнецов А.Ю., Межина Т.В., 2017
  • Русский язык, Подготовка к ЕГЭ, Диагностические работы, Кузнецов А.Ю., Задорожная А.С., Межина Т.В., Нарушевич А.Г., 2014

Следующие учебники и книги.

Алгоритм выполнения:

1)     Внимательно читаем текст.
2)     Выделяем главные моменты, или микротемы (обычно их 2 или 3).
3) Выбираем утверждения, которые максимально содержат все микротемы.

 
Пример (из пробника за 2016 год):

(1)Первый учёный, который взялся доказать, что янтарь - это окаменевшая смола деревьев, был римский писатель Плиний Старший: он обратил внимание на смоляной запах и коптящее пламя при горении янтаря, а также на то, что в прозрачном янтаре нередко видны попавшие в него насекомые и части растений. (2)Позже учёные пытались оспорить этот вывод: так, например, известный естествоиспытатель Георг Агрикола доказывал, что янтарь образуется в недрах земли из жидкого битуминозного вещества, которое, вытекая на её поверхность, застывает, а в начале XVIII века бытовала гипотеза о том, что янтарь произошёл от соединения нефти с минеральными кислотами. (3)И <...> М.В. Ломоносов в своих трудах привёл неоспоримые аргументы в пользу органического происхождения янтаря, тем самым подтвердив гипотезу Плиния Старшего.

В тексте есть три главные мысли:
1. Плиний Старший доказывал, что янтарь - это окаменевшая смола деревьев.
2. Учёные пытались это оспорить и выдвинуть свои гипотезы.
3. Ломоносов подтвердил гипотезу Плиния (янтарь - это окаменевшая смола деревьев).

 
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1) Янтарь образуется в недрах земли из жидкого битуминозного вещества, которое, вытекая на её поверхность, застывает.

2) Учёные издавна пытались понять природу янтаря, но лишь М.В. Ломоносов привёл аргументы в пользу органического с происхождения янтаря, подтвердив гипотезу Плиния Старшего.

3) Многие учёные исследовали природу янтаря и правильно определили его структуру, например Георг Агрикола, доказавший, что янтарь образуется а в недрах земли.

4) Первым учёным, доказавшим, что янтарь - это окаменевшая смола деревьев, был римский писатель Плиний Старший, обративший внимание на смоляной запах и коптящее пламя при горении янтаря из-за попавших в него насекомых и частей растений.

5) Гипотеза римского писателя Плиния Старшего об органическом происхождении янтаря, оспоренная многими учёными, получила аргументированное подтверждение в трудах М.В. Ломоносова.

Выбираем подходящие утверждения:

1) - не подходит, так как в нем говорится только о гипотезе Георга Агрикола, да еще и в форме утверждения. А это не так.

2) - подходит, так как содержатся все главные мысли: учёные пытались понять происхождение янтаря (наша 2 главная мысль), Ломоносов привёл аргументы в пользу органического с происхождения янтаря (наша 3 главная мысль), подтвердив гипотезу Плиния Старшего (наша 1 главная мысль).

3) - не подходит, так как есть только одно совпадение с нашим списком ("Многие учёные исследовали природу янтаря..."). А вот дальше искажение фактов: Георг Агрикола правильно определил структуру янтаря - в исходном тексте совсем наоборот.

4) - не подходит, так как в нем указана только одна главная мысль из трёх. Это высказывание не противоречит тексту, но сказать, что в нем выражена ГЛАВНАЯ мысль всего текста мы не можем.

5) - подходит, так как есть все три наших пункта: "Гипотеза римского писателя Плиния Старшего об органическом происхождении янтаря..." (наша 1 главная мысль), "...оспоренная многими учёными..." (наша 2 главная мысль), "...получила аргументированное подтверждение в трудах М.В. Ломоносова."(наша 3 главная мысль).

 
Под статьёй есть возможность комментирования. Задавайте вопросы.



Последние материалы сайта