Самая большая подводная лодка в мире. Названия лодок в тайланде и их отличительные черты

20.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В Тайланде водный транспорт имеет огромное значение в силу того, что в стране раскинулось значительное количество рек и каналов. Передвижение по воде давно стало доброй тайской традицией. Это не только упрощает жизнь им самим, но и привлекает дополнительных туристов, которые не прочь покататься на экзотических лодках. О названиях лодок в Тайланде и их особенностях и пойдет речь.

Длиннохвостые лодки или на тайском «рыа ханг йао» считаются традиционными тайскими лодками . Они являются наиболее распространенным видом водного транспорта в Таиланде. Они делаются из гладко отполированного дерева и имеют узкую длинную форму, достигая 20-30 метров.

С кормы таких лодок торчит длинный хвост, на котором располагается огромный двигатель, снятый с грузовика или пикапа. Причем он закреплен в настолько подвижном положении, чтобы позволять водителю длиннохвостой легко менять курс движения. Также это позволяет безопасно передвигаться не только глубокими реками, но и мелкими каналами Бангкока.

Лодка оснащена тентом-навесом и несколькими скамейками. Тайцы с огромным трепетом относятся к своим лодкам и проводят над ней некоторые ритуалы. Носовая часть рыа ханг йао ежедневно украшается свежими цветами, свечами и окуривается ароматными палочками . Тайцы верят, что благодаря этому дух Мэ Йа Нанг (Леди-Бабушки) оберегает их от несчастий.

Несмотря на свою современность, длиннохвостые лодки все же являются традиционным видом транспорта, поэтому издают много шума и вызывают большие волны на водной глади.

Лебединые лодки

Лебединые лодки получили свое название из-за того, что у них на носу размещена разноцветная резная птичья голова . Корма при этом украшена хвостиком яркой раскраски. Такую лодку мастерят из цельного ствола большого дерева. А ее вместительность составляет полсотни гребцов.

Ежегодно с 18 по 20 сентября в городе Аюттхая на реке Чаопрайа устраиваются соревнования таких лебединых лодок. Тайцы утверждаю, что традициям подобных регат больше семи веков. Сейчас они проводятся в международном масштабе.

Вёсельные лодки «рыопай»

Распространенное явление в Таиланде — водные рынки . Прилавками на таких рынках служат лодки «рыопай», что в переводе означает «вёсельная лодка». Для местного населения эти плавучие средства крайне ценны, ибо часто служат единственным средством дохода семьи.

Их используют не только для торговли, но и в качестве такси . На них легко не только передвигаться по заторам, но и удобно совершать покупки. Такие лодки даже передаются по наследству.

Сверкающие лодки

Множество туристов в середине октября съезжаются в город Накхон Пханом, находящийся на реке Меконг, для того чтобы стать свидетелями фестиваля сверкающих лодок. Это действо происходит посреди ночи с целью порадовать зрителей великолепными световыми панно на довольно крупных лодках, которые изображают королевскую семью Таиланда, различные храмы и мантры.

Водный транспорт в Бангкоке

водное такси

В Бангкоке помимо традиционного такси, существует также водное. Транспортным средством для него служат уже упоминаемые длиннохвостые лодки. Они курсируют как по определенным маршрутам, отправляясь лишь с оборудованных пристаней-остановок, так и по вашему желанию, если, конечно, это позволяют каналы тайской столицы. Некоторые из них, хотя еще и остались на карте, но уже давно пересохли.

Будьте готовы к тому, что рулевые водного такси будут требовать от вас значительную сумму за свои услуги, но поторговавшись, ее всегда можно сбить в несколько раз.

экспресс-лодки

Эти лодки отличаются тем, что их маршрут строго определен и работают они по установленному графику, который, правда, не отличается точностью. Также существует официально определенная цена для передвижения экспресс-лодками, которая довольно низкая. Поэтому, хоть вы и не сможете попасть в любую точку Бангкока на этом транспорте, он является вполне неплохим вариантом для передвижения по столице Таиланда.

паромы на реке Чаопрайа

Переправиться через эту крупнейшую реку Тайланда вы всегда сможете с многочисленных пирсов, воспользовавшись паромом, который курсирует между берегами каждые 10 минут. Стоимость переправы довольно низкая, а билеты продаются в специальных кассах . Проход на паромы в отличие от экспресс-лодок, осуществляется через турникеты.

Обладая всей этой информацией, вы смело можете отправляться на отдых Таиланд и быть уверенными, что всегда сможете попасть в любой его уголок, воспользовавшись многочисленным водным транспортом различным по цене и форме. На нем вы не только сможете отправиться в нужное место, но и приобщиться к вековым тайским традициям, которые олицетворяют многие лодки, особенно знаменитые длиннохвостые.

Видео-обзор лодки для рыбалки в Тайланде:

«В сборниках «Катера и яхты» я не встретил статей по постройке моторных лодок с отношением длины к ширине L/B - 7÷8. Между тем наши любители строят именно такие лодки. Эти лодки с мотором «Москва» или «СМ-557Л» более быстроходны, чем «казанка». Лесники и геологи на наших быстротечных горных речках пользуются только узкими и длинными лодками Сообщите, пожалуйста, в каких пособиях найти чертежи с плазовыми ординатами лодок такого типа?»

Редколлегия нашего сборника не располагает материалами по постройке моторных лодок с отношением L/B-7÷8. Нам неизвестны литературные источники по этому вопросу.

Дело в том, что в настоящее время большинство мотолодок и катеров строится более широкими (L/B = 3÷5), а высокие значения L/B, названные вами, применяются исключительно для байдарок и других чисто гребных судов (или крупных судов, например, морских катеров длиной 40-60 м).

Основная причина редкого распространения мелких моторных судов с таким высоким отношением L/B - это низкая остойчивость, не удовлетворяющая современным требованиям безопасности плавания. Кроме того, более широкие суда при установке двигателя соответствующей мощности переходят в режим глиссирования при меньшей относительной скорости и на этом режиме глиссирования развивают большую скорость, чем узкие водоизмещающие лодки с таким же двигателем. Маловероятен случай, чтобы узкая лодка (L/B = 5÷7) обгоняла «казанку» при равной нагрузке и установке одинаковых моторов.


Интересно сопоставить ходовые качества двух катеров - узкого и широкого,- имеющих равные длину (7 м) и водоизмещение (1,7 т), но разную ширину (см. таблицу).


Таблица эта рассчитана приближенными способами для катеров с остроскулыми обводами и может служить только для качественной оценки.

На приводимом графике мощности двигателя в зависимости от скорости хода видно, что на небольшой скорости (до 25 км/час) узкий катер, действительно, более быстроходен, так как требует мотора меньшей мощности для достижения той же скорости, что и широкий. При скорости! около 30 км/час широкий катер начинает двигаться в переходном к глиссированию режиме и преимущество узкого катера быстро теряется.

Для увеличения скорости свыше 30 км/час широкий катер требует лишь незначительного прироста мощности, тогда как мощность двигателя узкого катера должна резко возрастать. Узкий катер переходит в режим глиссирования на скорости около 60 км/час, а для достижения такой скорости необходима мощность около 250 л. с.; широкий катер будет развивать эту скорость при 120 л. с.

Таким образом, узкие лодки (водоизмещающего типа) имеют преимущество только на небольших скоростях, при большой весовой нагрузке на 1 п. с. мощности двигателя (свыше 50 кг/л. с.).


Чтобы оценить остойчивость узкой лодки, удобно сравнить ее с «казанкой», достаточно остойчивой и безопасной. При длине 4,5 м ширина «казанки» составляет 1,2 м.

Чтобы получить лодку с соотношением L/B = 7 и такой же остойчивостью, как у «казанки», надо сделать её шириной не менее 1 м при длине - 7 м. Это уже сравнительно большая и тяжелая лодка. Если же принять ширину менее 1 м, остойчивость узкой лодки может быть обеспечена только в том случае, если люди будут сидеть непосредственно на днище лодки (на пайолах); при расположении людей на банках или стоя лодка может легко перевернуться.

При посещении г. Хабаровска членами редколлегии сборника их внимание привлекли сравнительно узкие моторные лодки, построенные местными любителями. Свойства таких лодок, вероятно, хорошо соответствуют характеру сибирских рек с их быстрым течением и короткой «ершистой» волной. Однако отношение L/B этих лодок составляло 5-6. Мы не сомневаемся, что существуют и более узкие лодки местных типов, характеристики которых выработаны в течение многих десятилетий плавания по тем или иным рекам, и будем признательны за любую информацию (описание, чертежи, фотографии и т. п.) о таких типах лодок в любом районе СССР.

Подводные лодки входят в состав военно-морских сил многих государств. В их числе имеются такие небольшие, что в составе экипажа всего два человека, а есть просто огромные. Перечень последних и содержится в данной статье. Самые большие субмарины – подводные крейсеры водоизмещением до сорока восьми тысяч тонн и длиной в 172 метра.

10 место. Навага длиной 128 метров

Открывает рейтинг самых больших в мире подводных лодок советские субмарины под названием «Навага» проекта 667А. На них устанавливаются баллистические ракеты. В длину подлодка достигает 128 метров, при ширине – 11,7 м. Оснащается данный проект установками, несущими ракеты Р-27, которые способны поражать цели на расстоянии до 2400 км. В общем боевом комплекте субмарины также имеются двадцать две торпеды, в их числе две, несущие ядерный заряд. Начались работы по разработке подводных лодок этой серии начались в 1958 году.

9 место. Триумфан (Triomphant)– 138 метров

В числе самых больших подводных лодок мира субмарины французского производства типа Триумфан. Первую подводную лодку этого проекта начали строить в 1986 году. В связи с распадом Советского Союза, была произведена корректива и вместо запланированных шести единиц, было построено только четыре. Величина подводного водоизмещения равна 14 335 тоннам. Протяжённость корпуса составляет 138 метров, а ширина его равна 12,5 метра. На вооружении ракеты класса М45 в количестве шестнадцати штук.

8 место. Цзинь – 140 метров

Ошеломляющее впечатление остаётся и от размеров подводной лодки проекта 094 Цзинь из Китая. Эти субмарины сменили, бывшие на вооружении лодки класса 092 Ся. К строительству подводных гигантов приступили в 1999 году. Поскольку Китаем проводится политика, не позволяющая говорить об их разработках, то информации об этих лодках очень немного. Длина лодки равняется 140 метрам, при ширине, не превышающей тринадцати метров. Объём подводного водоизмещения оценивается в 11500 тонн. Вооружена субмарина двенадцатью баллистическими ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 12 000 км. Первую лодку серии Цзинь. Спустили на воду в 2004 году. Как следует из информации, озвучиваемой китайскими военными, сейчас в составе военно-морского флота этой страны шесть подводных кораблей. В 2014 году они должны были начать боевое патрулирование.

7 место. Вэнгард (Vanguard)– 150 метров

Британские подводные лодки типа Авангард также входят в число самых крупных субмарин в мире. Эти субмарины сменили на боевом посту лодки типа Resolution. К созданию новой лодки Англию подтолкнуло производство новых типов субмарин военной промышленностью Советского союза и Америки, с целью придания ей идентичных боевых характеристик. В стратегических планах было производство не менее семи подлодок, однако распад Советского Союза сделал такое решение вопроса неактуальным, и количество ракетоносцев снизили до четырёх, которые и поступили в военно-морские силы Англии. Первую лодку начали строить в 1986 году. Её подводное водоизмещение равнялось 15 900 тонам, длина корпуса равнялась 150 метрам, а ширина – 12,8 метра. Вэнгард несла на своём борту шестнадцать баллистических ракет системы Trident-2 D5.

6 место. Кальмар – 155 метров

Производимые на верфях России подводные лодки Кальмар, занимают шестую строчку рейтинга самых больших субмарин мира. Разработка проекта подводной лодки началась в 1972 году, в связи с возникшей необходимостью размещения баллистических ракет Р-29Р. При подводном водоизмещении равном 13 050 тоннам, её длина достигает 155 метров, при ширине равной 11,7 метрам. Вооружена она шестнадцатью межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29Р, радиус действия которых превышает шесть тысяч километров. Основная масса лодок этого типа была подвергнута утилизации, а оставшиеся продолжают нести службу в составе российского Тихоокеанского флота.

5 место. Мурена-М – 155 метров

Подлодкам проекта Мурена-М принадлежит пятая строчка рейтинга. Она является модернизированной версией лодки проекта Мурена. Главным отличием является увеличение количества ракет до шестнадцати, вместо двенадцати на предыдущем проекте. Чтобы это стало возможным, осуществили увеличение корпуса на шестнадцать метров, длина которого стала равна 155 метрам. Её подводное водоизмещение достигло 15 750 тонн. В ширину лодка достигла 11,7 метра. Шестнадцать ракет Р-29Д, размещённые на борту, способны поражать цели на расстоянии в 9 000 км.

4 место. Дельфин – 167 метров

Продолжением развития проекта Кальмар, стала подводная лодка Дельфин. Первую субмарину заложили в 1981 году. В конечном итоге было построено семь подводных лодок. В настоящее время они все несут службу в составе российского подводного флота. По своим физическим показателям Дельфин в числе самых больших в мире подводных лодок. При величине подводного водоизмещения равной 18 200 тоннам, её длина достигает 167 метров, при ширине 11,7 метра. Вооружена субмарина шестнадцатью баллистическими ракетами класса Р-29РМ.

3 место. Огайо (Ohio class SSBN/SSGN) – 170 метров

Эти американские подводные лодки относятся к третьему поколению. На борту они несут двадцать четыре баллистические ракеты класса Трайдент (Trident). Их особенностью является возможность разделения головки на несколько частей, способных наносить поражение по индивидуальной схеме. В настоящее время субмаринам типа Огайо принадлежит роль ядра ядерных сил Америки. Местом проведения их боевых дежурств являются воды Атлантического и Тихого океанов. Имея ширину 12,8 метра, в длину субмарина достигает 17,7 метра. В подводном положение водоизмещение лодки равно 18 750 тоннам. Она способна погрузиться на глубину равную 550 метрам. Ввод в строй первой представительницы этого класса был осуществлён в 1981 году. Известен такой интересный факт: в 2009 году экипажем субмарины USS Rhode Island, находившейся на боевом дежурстве, были спасены четыре мужчины и один мальчик, попавших в кораблекрушение и потерявших всякую надежду на своё спасение.

2 место. Борей – 170 метров

На втором месте рейтинга самых больших субмарин мира расположилась российская подводная лодка проекта Борей. На сегодняшний день закончены постройка и введение в строй трёх подводных крейсеров, а ещё три находятся на стапелях в процессе строительства. Закладка последней была осуществлена в 2015 году. В планах военных строительство до 2018 года восьми подлодок Борей. Начало разработки было обусловлено необходимостью замены субмарин, относящихся к классам Дельфин и Акула. Подводное водоизмещение лодок класса Борей равно 24 000 тоннам. Длина их корпуса составляет 170 метров, а ширина – 13,5 метра. В качестве вооружения используются шестнадцать ракет класса Булава.

1 место. Акула – 173 метра

Лидером ТОП 10 по праву является субмарина Акула. Человек ещё не строил больше подводного корабля чем этот. Сложно представить себе несущийся под водой девятиэтажный дом, растянувшийся в длину на два футбольных поля. Такие размеры конечно вызывают некоторые сомнения в боеспособности, но не восхищаться ею просто нельзя. Начали строительство подводной лодки 1976 году. Предполагалось, что она послужит ответным шагом на строительство американцами лодки класса Огайо. Флоту первый подводный ракетоносец был сдан в 1980 году. Его подводное водоизмещение составляет 48 000 тонн. В длину корпус вытянулся на 172,8 метра, а в ширину расположился на 23,3 метрах. На вооружении ракетного крейсера стоят двадцать трёхступенчатых баллистических ракет Р-39 Вариант. Для экипажа субмарины созданы отличные условия. Они могут воспользоваться небольшим бассейном, солярием, сауной, спортзалом и даже отдохнуть в живом уголке. А это значит, что Акула вполне в состоянии осуществлять боевое патрулирование в водах арктических широт. Всего сегодня службу в военно-морских силах России несут шесть подводных крейсеров класса Акула.

К началу 70-х годов главные участники ядерной гонки СССР и США вполне обоснованно сделали ставку на развитие атомного подводного флота, оснащённого межконтинентальными баллистическими ракетами. В результате этого противостояния на свет появилась самая большая в мире подводная лодка.

Противоборствующие стороны приступили к созданию атомных тяжёлых ракетных крейсеров. Американский проект – АПЛ типа «Огайо» предполагал размещение 24 межконтинентальных баллистических ракет. Нашим ответом стала подводная лодка проекта 941, условно названная «Акула», известная больше как «Тайфун».

История создания

Выдающийся советский конструктор С. Н. Ковалёв

Разработка Проекта 941 была поручена коллективу ленинградского ЦКБМТ «Рубин», которым бессменно несколько десятилетий подряд руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалёв. Строительство лодок осуществлялось на северодвинском предприятии «Севмаш». Во всех отношениях это был один самых грандиозных советских военных проектов, до сих потрясающих своими масштабами.


Тайфун на стапелях завода Севмаш

Своим вторым названием - «Тайфун» «Акула» обязана генсеку ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Именно так он представил её делегатам очередного съезда партии и всему остальному миру в 1981 году, что в полной мере отвечало её всесокрушающему потенциалу.

Компоновка и размеры

Особого внимания заслуживают размеры и компоновка ядерного подводного исполина. Под оболочкой лёгкого корпуса находился не совсем обычный «катамаран» из 2-х прочных корпусов, расположенных параллельно. Для торпедного отсека и центрального поста с примыкающим к нему отсеком радиотехнического вооружения были созданы герметичные отсеки капсульного типа.

Все 19 отсеков лодки сообщались между собой. Горизонтальные складывающиеся рули «Акулы» располагались в носовой части лодки. На случай всплытия её из-подо льда было предусмотрено значительное усиление боевой рубки округлой крышкой и специальными подкреплениями.

«Акула» поражает своими исполинскими размерами. Не зря она считается самой большой подводной лодкой в мире: её длина - почти 173 метра соответствует двум футбольным полям. Что касается подводного водоизмещения, то здесь также не обошлось без рекорда – около 50 тыс. тонн, что почти втрое превышает соответствующую характеристику американской «Огайо».

И еще одно сравнение — средняя длина футбольного поля 105-110 метров. Теперь наглядно:

Характеристики

Подводная скорость у главных конкурентов была одинаковой – 25 узлов (чуть более 43 км/ч). Советская ядерная субмарина могла нести дежурство в автономном режиме в течение полугода, погружаясь на 400-м глубину и, имея в резерве дополнительно 100 метров.

Чтобы привести в движение этого монстра, его оснастили двумя 190-мегаваттными ядерными реакторами, которые приводили в действие две турбины мощностью около 50 тыс. л.с. Двигалась лодка, благодаря двум 7-лопастным гребным винтам диаметром более 5,5 метров.

«Экипаж машины боевой» состоял из 160 человек, более трети которого – офицеры. Создатели «Акулы» проявили поистине отеческую заботу о бытовых условиях экипажа. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Матросы и старшины располагались в маломестных кубриках с умывальниками и телевизорами. Во все жилые помещения подавался кондиционированный воздух. В свободное от вахты время члены экипажа могли посетить бассейн, сауну, спортзал или отдохнуть в «живом» уголке.

Боевой потенциал

Пусковые шахты АПЛ «Тайфун»

В случае ядерного конфликта «Тайфун» могла бы обрушить на врага одновременно 20 ядерных ракет Р-39, с десятью 200-кт разделяющимися боеголовками каждая. Такой ядерный «тайфун» мог бы за считанные минуты превратить в пустыню всё восточное побережье США.

Кроме баллистических ракет в арсенале лодки находились более двух десятков обычных и реактивных торпед, а также ПЗРК «Игла». Специально для оснащения «Тайфунов» ракетами и торпедами был разработан транспортный корабль «Александр Брыкин» водоизмещением 16 тыс. тонн и рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ.

В строю

Всего за 13 лет с 1976 по 1989 со стапелей «Севмаша» сошло 6 АПЛ «Тайфун». Сегодня службу продолжают 3 единицы - две в резерве и одна - «Дмитрий Донской» используется в качестве основного объекта для испытаний нового ракетного комплекса «Булава».



Последние материалы сайта