Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде. Произведения ломоносова Что такое ода поэма трагедия драма

14.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
Вопрос № 1 Восстановите название рассказа Ф. Искандера «… подвиг Геракла» Вопрос № 2 Сколько было лет Марии Троекуровой, героине повести А. Пушкина

«Дубровский»? Вопрос № 3 Определите, сколько произведений И. Тургенева здесь представлено: «Портрет», «Муму», «Пересолил», «Воробей», «Бежин луг», «Пропавшая грамота», «Русский язык», «Лошадиная фамилия» Вопрос № 4 Сколько жанров лирики здесь представлено: эпиграмма, басня, новелла, сонет, элегия, ода, поэма, трагедия Вопрос № 5 Сколько 3-сложных стихотворных размеров вы знаете? Вопрос № 6 Какой слог является ударным в стопе дактиля? Вопрос № 7 Сколько произведений из перечисленных не входят в состав сборника Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Сорочинская ярмарка», «Станционный смотритель», «Пропавшая грамота», «Хамелеон», «Хирургия», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Левша» Вопрос № 8 В каком году в Царскосельском лицее состоялся переводной экзамен, на котором Пушкин прочитал «Царскосельскую оду» в присутствии Г. Державина? Вопрос № 9 Из скольких строк состоит сонет? Вопрос № 10 Сколько муз сопровождали Аполлона, покровителя искусств? Вопрос № 11 Историческому событию какого года посвящена басня И. Крылова «Волк на псарне»? Вопрос № 12 Сколько «Кавказских пленников» в русской литературе?

Итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу литературы 5 класс

Часть 1. Произведения, которые ты прочитал.

1. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях:

а) сказка;
б) повесть;
в) рассказ.

2. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл:

а)стихотворение;
б) басня;
в) сказ.

3. Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание, с острым, напряжённым сюжетом:

а) сказка;
б) басня;
в) баллада.

4. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов:

а) сказ;
б) рассказ;
в) сказка.

5. Вид эпического произведения (средняя форма), в котором рассказывается о людях, событиях, больше рассказа, но меньше романа:

а) повесть;
б)стихотворение;
в) баллада.

6. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора:

а) сказ;
б) баллада;
в) рассказ.

7. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра:

а) повесть;
б) рассказ;
в) пьеса.

Часть 2. Знаешь ли ты литературоведческие термины?

8. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты:

а) аллегория;
б) антитеза;
в) анализ.

9. Исследовательское прочтение художественного текста:

а) аллегория;
б) антитеза;
в) анализ.

10. Противопоставление образов, картин, слов, понятий:

а) аллегория;
б) антитеза;
в) анализ.

11. Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях:

а) кульминация;
б) завязка;
в) развязка.

12. Момент наивысшего напряжения в художественном произведении:

а) кульминация;
б) завязка;
в) развязка.

13. Один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении:

а) кульминация;
б) завязка;
в) развязка.

14. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому:

а) сравнение;
б) метафора;
в) эпитет.

15, Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим:

а)сравнение;
б) метафора;
в) эпитет.

16. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным:

а) сравнение;
б) метафора;
в) эпитет.

Часть 3. Узнай героя литературного произведения по портрету (описанию внешности).

17. «Белолица, черноброва, / Нраву кроткого такого»:

а) мачеха;
б) молодая царевна;
в) Василиса Прекрасная.

18. «В чертах усталого лица / Всё та ж покорность без конца»:

а) бурлак из поэмы Н. А. Некрасова «На Волге»;
б) полковник из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»;
в) ловчий из басни И. А. Крылова «Волк на псарне».

19. «...Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения»:

а) Степан из сказа П. Бажова «Медной горы Хозяйка»;
б) Герасим из рассказа И.С. Тургенева «Муму»;
в) Иван-царевич из русской народной сказки «Царевна-лягушка».

20. «...Был молчаливый, недоверчивый... отвечал сердитым басом...»:

а) Никита из рассказа А. П. Платонова;
б) Васютка из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»;
в) Филька из сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Часть 4. Внимательный ли ты читатель?

21. Какого героя нет в сказке «Царевна-лягушка»:

а) чудо-юдо;
б) Ивана-царевича;
в) Василисы Прекрасной.

22. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» на следующий день после боя русская армия была готова:

а) отступить;
б) продолжить бой;
в) укрепить свои позиции.

23. В сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:

а) обидел коня;
б) усилился мороз;
в) услышал рассказ бабушки.

24. Герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», русский офицер Жилин, находясь в плену у татар:

а) постоянно думал о побеге;
б) тосковал, скучал и ждал выкупа;
в) не надеялся на удачное освобождение.

25. Какие слова деда и отца вспомнил Васютка, герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», заблудившись в тайге:

а) «С тайгой надо дружить!»;
б) «Тайга хлипких не любит!»;
в) «В тайге одному делать нечего!».

Критерии оценки:
«5» - в работе допущено не более 1 ошибки;
«4» - в работе допущено 2-4 ошибки;
«3» - в работе допущено 5-10 ошибок;
«2» - в работе допущено более 10 ошибок.

РЕШИТЕ ЧТО МОЖЕТЕ!!!☺

Цели :

  • познакомить с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова, рассказать о вкладе Ломоносова в развитие и становление системы стихосложения в русской поэзии и стилей языка,
  • развивать творческое мышление, внимание совершенствовать навыки устной речи, умение конспектировать лекцию учителя,
  • воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества и т.п., гордость за Родину и достижения соотечественников

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, таблица «Реформа стихосложения» (Приложение 1 ), учебники литературы 9 класс.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

2. Сообщение темы урока.

В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин).

Сегодня наш урок будет посвящён великому человеку- Михаилу Васильевичу Ломоносову. Мы узнаем, какой вклад он внес этот в развитие русского языка и литературы.

А.С.Пушкин назвал Ломоносова «нашим первым университетом», а если бы Пушкин творил при жизни Михаила Васильевича, то его слова можно было бы назвать пророческими:

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям!
А.С. Пушкин

3. Основная часть.

1. Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова

Слайд 3

8 (19) ноября 1711 года у Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын – Михайло Ломоносов. Они жили в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же. С 10 лет Михайло был с отцом на промыслах в Белом и Баренцевых морях. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка».

Слайд 4

В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть

Слайд 5.

Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё в девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.

Слайд 6

Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца, и попросил помощи у соседа, который и раньше привозил ему различные книги. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу «китаечное полукафтанье»

Слайд 7

В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову - книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.

Слайд 8

В 1730 году, скрыв своё крестьянское происхождение и выдав себя за холмогорского дворянина, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию

Слайд 9

В течение шести лет Ломоносов с усердием изучал различные науки и дисциплины и стал одним из лучших студентов академии

Слайд 10

В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

Слайд 11

Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Три более подготовленных студента: Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук.

Слайд 12

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.

Слайд 13

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян».

2. Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского языка и литературы

Слайд 14

Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений".

Теория "трех штилей" имела демократический характер:

  • она ограничила употребление старославянских слов,
  • приблизила литературный язык к разговорному.

Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.

1) Теория трёх стилей

Слайды 15-17

2) Работа со статьёй учебника стр.128-132.

Задание : составить конспект статьи, заполнив таблицу (Левая часть заполнена учителем, правую заполняют учащиеся) Таблица начерчена на доске .

ВОПРОСЫ ПЛАНА ТЕЗИСЫ ПРИМЕЧАНИЕ
1. Какие три штиля и на каком основании выделяет в книжной речи М.В.Ломоносов. Высокий, посредственный и низкий – в соответствии с количеством употребляемых в тексте церковнославянских слов.
2. Высокий штиль. Особенности языка. Рекомендуемые жанры. Высокий штиль “составляется из речевых славяно-российских и из славянских, россиянам вразумительных и не весьма обветшалых.” Жанры: героические поэмы, оды, речи о важных материях.
3. Средний штиль. Особенности языка. Жанры. Средний штиль использует общеупотребительные слова. “Речения словенские” и “низкие слова” употреблять осторожно. Жанры: дружеские письма, сатиры, элегии, описания для “достопамятных и учений осторожных”.
4. Низкий штиль. Жанры. Особенности языка. “Речения, которых нет в славянском диалекте”. “Простонародные низкие слова…..по рассмотрению”. Жанры: комедия, эпиграмма, дружеские письма, описания обыкновенных дел.

3) Работа в группах

1 группа. Посмотрите и проанализируйте положительные и отрицательные стороны (для дальнейшего развития литературы) теорию «трёх штилей». Имеет ли она связь с классицизмом?

2 группа. Составьте небольшой словарь устаревших слов и подумайте, какие из них и при каких обстоятельствах могут быть использованы сегодня:

  • Вертел-
  • Слыл-
  • Дерзать-
  • Сомкнуть-
  • Уязвить-
  • Крушиться-

3группа. Посмотрите в словаре значение терминов: ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит великий ученый и поэт?

4 группа. Определите слова в соответствии стилю:

  • Рука, слава, ныне, дерзайте, восторг.
  • Отверзаю, взымаю.
  • Пока, говорю, лишь, ручей.

5 группа . На примере одной - двух строф покажите, как Ломоносов достигает торжественности стиля оды, какова в этом роль церковно – славянских слов и выражений.

4) Реформа стихосложения

Слайд 18

М.В.Ломоносов вошёл в историю литературы как реформатор русского стихосложения. В « Письме о правилах российского стихотворства» он говорит о силлабо-тонической системе стихосложения.

Ломоносов предложил использовать определённые стопы и дал им наименования

Слайд 19

До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение (силлаби по-гречески – слог): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.

М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

Слайд 20

М.В.Ломоносов, опираясь на разнообразие ударных слогов в русском языке, выступает за чередование мужской и женской рифм.

В своей поэтической практике Ломоносов использовал четырёхстопный ямб, ставший в дальнейшем надолго самым распространённым размером в русской поэзии.

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков ни едка древность

Слайд 21

Им созданы: 33 похвальные оды, 12 од духовные, 2 – традиции, героическая поэма о Петре Великом, множество, так называемых, надписей – стихов на случай, пародий и сатирических стихотворений

3. Память о Ломоносове

Слайд 22

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры

Слайд 23

Прочитайте высказывания А.С.Пушкина и В.Г.Белинского о Ломоносове, как вы понимаете их смысл?

Памятники М.В.Ломоносову

Слайды 24-25.

Каким изображен М.В.Ломоносов на различных памятниках? Почему?

Если бы вы были скульптором, как вы изобразили бы Ломоносова? Почему?

Слайд 26

Орден Ломоносова.

За какие заслуги перед Отечеством награждают этим орденом?

Как вы думаете, почему?

4. Подведём итоги.

Что нового вы узнали на уроке?

Что ещё хотели бы узнать?

Над чем вы задумались, уходя с урока?

5. Домашнее задание.

Обязательно:

По желанию:

Составить статью «Заслуги М.В.Ломоносова».

Составить вопросы о жизни и деятельности М.В.Ломоносова для викторины «Великий сын великого народа»

Подобрать высказывания известных людей о Ломоносове

Учитель

А завершить наш урок мне бы хотелось стихотворением Н.И.Рыленкова «Ломоносов». (Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)

Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашел слова, звучащие как медь!
Доколь же иноземное засилье
Придется в Академии терпеть?
В нее вошел, достойный славы Россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.

краткое содержание других презентаций

«Литература 18-19 века» - Своеобразие русского сентиментализма. Романтизм. Сентиментализм. Основные черты романтического героя. Особенности классицизма в России. Литературные направления. Поэма «Мцыри». «Каин». Николай Михайлович Карамзин. М.Ю.Лермонтов поэма «Демон».

«Литература эпохи классицизма» - Истоки мирового классицизма - Франция ХVII века. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. В.И. Майков. Герои классицистических произведений. Черты классицизма. Становление новой литературы. Урок - лекция. Трагедия, героическая поэма, ода, эпопея. Последняя четверть века. Период развития классицизма. Русская литература ХVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве.

«Писатели 18 века» - Развитие и закрепление синтаксических норм литературного языка. Вклад Н.М.Карамзина в развитие русского литературного языка. Поэтому язык произведений, сознательно очищался от архаичных славянизмов и галлицизмов. Полемика вокруг “нового” и “старого” слога. Столь же достоверно Радищевым воспроизводится мещанское просторечие. Особенности языка и стиля «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

«Литература России 18 века» - Черты классицизма. Французский классицизм. Смутная пора. Н.М.Карамзин. Задание к повести «Бедная Лиза». Любовный треугольник. Жанр оды. Русская литература 18 века. Дворянство. Обращённость к образам и формам античного искусства. Ф.Шубин. Классицизм. Жанрово – стилевая реформа. Штили. Великие завоевания. Ода на день восшествия. Сентиментализм.

«Сентиментализм» - Сентиментализм в Англии. Томас Грей. Новая Элоиза. Русский сентиментализм. Романы Сэмюэла Ричардсона. Черты русского сентиментализма. Николай Михайлович Карамзин. Лоренс Стерн. Сентиментализм во Франции. Сентиментализм. Бернарден де Сен-Пьер.

«Литература XVIII в» - Слово на погребение. Светильники. Поэтика слов. Стефан Яворский. Символы и эмблемата. Литература XVIII в. Лирика. Притча о десяти девах. Благороднейшее сословие. Правительство синодальное. Слово на погребение Петра Великого. Анекдот. Смена писательского типа. Практические функции. Старое и новое. Творческое наследие Феофана. Симы литеры. Дано лета Господня 1710. Апологет царской власти. Феофан Прокопович.

Жанр – тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические. Жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк). Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.

Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.

Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:

  • эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
  • лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
  • драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
  • лироэпические (баллада, поэма).

Литературные жанры в таблицах

Эпические жанры

  • Роман-эпопея

    Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

  • Роман

    Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.

  • Повесть

    Повесть эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.

  • Рассказ

    Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.

  • Притча

    Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».


Лирические жанры

  • Лирическое стихотворение

    Лирическое стихотворение малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.

  • Элегия

    Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.

  • Послание

    Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.

  • Эпиграмма

    Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.

  • Ода

    Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.

  • Сонет

    Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета


Драматические жанры

  • Комедия

    Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).

  • Трагедия

    Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».

  • Драма

    Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.


Лироэпические жанры

(промежуточные между эпосом и лирикой)

  • Поэма

    Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

  • Баллада

    Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского




Последние материалы сайта