Сценарий проведения праздника "славянская письменность". Сценарий развлечения «День славянской письменности и культуры» для детей старшего дошкольного возраста «Праздник славянской письменности и культуры»

11.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Содержимое разработки

Сценарий праздника

«Путешествие в страну букв»,

посвященный Дню славянской письменности и культуры .

Цели: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, воображение, внимание, память. Содействовать развитию интереса, любви к книге.

Ход праздника.

Ведущий:

Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, в сказочную страну букв. Они отмечают свой день рождения и приглашают нас в гости (звучит музыка, дети строятся в колонну, «паровозиком»).

Ребенок:

Посмотрите, какой чудо-поезд у нас получился.

В поезд можете садиться.

Очень скоро он помчится

От границы до границы,

По степям до синих гор

На зеленый светофор (дети рассаживаются)

Ведущий:

Для того, чтобы отправиться в путь, нам нужна карта, с помощью которой мы с вами будем путешествовать по сказочным городам.

(Ведущий объясняет работу по карте)

Ведущий:

Вот первый город, в который мы отправимся из детского сада. В нем живут буквы, поэтому он называется АБВГДейка.

Ребенок:

В город АБВГДейка мы спешим.

Путь сегодня нам открыт,

Опоздать никак нельзя,

Отправляемся друзья! (дети под музыку отправляются в путь)

Ведущий:

Ребята, мы с вами приехали в город. Посмотрите как здесь интересно. В нем живут разные буквы: старинные и русские. А где же они?

Вот они, посмотрите - это русские буквы, (выходят дети - буквы)

Буква А:

Всем известна буква А.

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Буква О:

Буква О - луна и солнце,

В доме круглое оконце,

И часы и колесо-

И это, кажется, не все.

Буква Б:

Веселый толстый клоун

Играет на трубе.

На этого пузатого

Похожа буква Б.

Буква В:

В - буква очень важная,

Воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

Ведущий:

Спасибо вам, дорогие буквы за ваши красивые стихи. Ребята, вам понравились буквы?

Ведущий:

А есть еще и другие буквы, которые были раньше. Вот они. (дети рассматривают азбуку Кириллицы)

Ведущий:

Посмотрите на эти буквы. Они вам знакомы?

Дети:

Немного не понятны.

Ведущий:

Это буква «Аз», на нее похожа наша русская буква «А». Это буква «Буки». На неё похожа наша буква «Б». Это «Веди». На неё похожа буква «В».

Ведущий:

Ребята, а придумали все эти буквы два брата - Кирилл и Мефодий, теперь их знают все люди. Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем общаться между собой, писать книги, читать. Они так много послужили Богу и людям, что Господь прославил их в лике святых. Люди молятся и просят у них помощи в учебе и во всех добрых делах (рассматривают иконы). Ребята, посмотрите на эту икону. На ней изображены Святые братья Кирилл и Мефодий.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Ведущий:

Что держит в руках св. Кирилл?

Дети:

Ведущий:

Правильно, это старинная азбука. Они учили со всеми людьми эти буквы и благодаря им, люди научились писать и читать, узнали много нового.

Ведущий:

А сейчас, ребята нас приглашают буквы поиграть с ними. Послушайте загадки:

Загадка первая : 33 сестрички сели на странички.

Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.

Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)

Загадка вторая : Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)

Загадка третья: Первую книжку, где буквы ты изучаешь,

Как ты ее называешь? (Букварь)

Загадка четвертая: Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (Время)

Загадка пятая : Не на меру, не на вес,

Но у всех людей он есть. (Ум)

Загадка шестая : У стены большой и важный,

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

Ведущий:

Молодцы, дети, умеете разгадывать загадки. Какой хороший город АБВГДейка, сколько нового мы узнали здесь! Загостились мы. Пора нам дальше двигаться в путь-дорогу. Мы снова отправимся в путешествие на поезде. Давайте посмотрим на нашу карту! Куда нам показывает стрелка?

Дети:

На книги.

Ведущий:

Правильно ребята, мы едем в очень интересный город книг.

Гудит гудок без всякой фальши.

Внимание, мы приехали в город книг. Мы уже с вами знаем, что Кирилл и Мефодий придумали буквы, а другие люди с помощью этих букв пишут книги. Посмотрите, сколько здесь книг! Эти книги написаны буквами, которые придумали два святых брата. Эта книга называется «Псалтирь». Эта - «Требник», в этой книге написаны особые молитвы, которые люди читают на разные случаи жизни. А это православная азбука, она так называется потому, что все её буквы и слова говорят о Боге, о вере в Него.

Ведущий:

Ребята, а давайте мы с вами тоже попробуем составить книги. Перед вами лежат книжные листы. Они разные по цвету. Нужно собрать листы одного цвета и скрепить их лентой (дети собирают книги).

Ведущий:

Молодцы, ребята, какие красивые книги у вас получились!

Ведущий:

Вот и следующий город - Умелые ручки. Здесь мы с вами будем мастерами. И, как Кирилл и Мефодий, украсим первую букву своего имени.

Оля, на какую букву начинается твоё имя?

Ребята, как вы думаете, чем мы можем украсить буквы? (узором, цветами) (показать на доске элементы, которыми можно украсить) Посмотрите, как я украшу свою букву. Моё имя начинается на букву О (дети украшают свои буквы.)

Ребята, какие красивые буквы у вас получились. Покажите их гостям. (показывают буквы)

Ведущий:

Ребята трудно вам было придумывать узор? (ответ) Теперь вы знаете, как сложно было Кириллу и Мефодию придумывать такие красивые буквы. Давайте в честь праздника Кирилла и Мефодия подарим эти буквы своим родителям и объясним им какой сегодня праздник.

Ведущий:

Вот и подошел наш праздник к концу. В заключении мне бы хотелось сказать, вам, дорогие ребята: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!.. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса"

Ребенок:

Мы благодарны просвещенью.

Наука – Солнце, душу грей!

Рукой отцов благословенный,

Иди в историю смелей!

Ребенок:

Судьба нас к жизни возродила,

Творцы Мефодий и Кирилл,

Имен их время не забыло,

Народ славянский не забыл.

Под музыку дети строятся в группу

Сценарий праздника славянской письменности и культуры в подготовительной к школе группе детского сада.

Программные задачи: Познакомить детей со славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием; дать представление о славянской азбуке – кириллице; развивать речь, мышление, любознательность; воспитывать любовь к родному языку, к слову.

Зал украшен славянскими буквами, предметами русской старины

(перо, чернильница, настольная лампа или свеча)

Ход мероприятия.

Звучит колокольный звон.

1 чтец:
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли:

Ведущий . Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Создали братья азбуку для славян.

Раздается колокольный звон.

2-й чтец
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

3-й чтец.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

4-й чтец.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

5-й чтец.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
Все . Мы - славяне!

Ведущий Название букв напоминали людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "живете", "земля", "люди", "покой". Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки. Входят буквы.

Аз . Здравствуйте, дети! Правильно, меня зовут "Аз".

Буки . Меня зовут "Буки".

Ведущий . Получилось слово "Азбука". Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки".

Веди . Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.

Глаголь. Я буква "Глаголь".

Глаголить - значит говорить.

Добро . Меня зовут "Добро".

Доброта - лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.

Люди . Я - буква "Люди".

Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.

Дети исполняют песню о дружбе.

Игра «Собери слова»

(дети делятся на две команды и собирают слова мир, мама)

Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки.
Мастера там на все руки.
Шить, варить и рисовать,
Звонко петь и танцевать.

Танец с буквами.

Ведущий: Славянские буквы изменились и на смену им пришёл русский алфавит

(выходят русские буквы)

Буква А:

Всем известна буква А.

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Буква О:

Буква О - луна и солнце,

В доме круглое оконце,

И часы и колесо-

И это, кажется, не все.

Буква Б:

Веселый толстый клоун

Играет на трубе.

На этого пузатого

Похожа буква Б.

Буква В:

В - буква очень важная,

Воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

Ведущий: А сейчас отгадайте загадки.

Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает.(буквы)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

А называется строй...
алфавит

Самая первая, самая важная Эта буква в алфавите главная Айболита если встретишь, Тут же скажешь букву..

Все барашки букву знают, Только чуточку смягчают. Известно мне да и тебе, Что эта буква - буква.. б.

Волку, волчонку и волчице
Немножко нужно подучиться.
Они совсем не знают, вот беда!
С какой же буквы начались их имена? в

Иволга Иглой Играла,

Укололась, плакать стала.

Плачет иволга: «И-и»,

Плачет только буквой... («и»)

Есть она в любом кармане,
Есть она в любом кармане,

В сумке, в комнате, в руке,

Есть в кастрюле, есть в стакане,

И две целых в кошельке.

Без нее не даст корова

Нам парного молока.

Здесь загадано не слово,а всего лишь буква А


Ведущий: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата, -
Значит, будет жить она.

Девочки исполняют песню про буквы

Ведущий.
Два прихлопа, два притопа,
С каблука и на носок -
Сказки русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!
Песня «Азбука»

Дети выносят плакаты с изображением алфавита.

6чтец.
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.

7 чтец.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!

8 чтец.
Мы Отчизне верно служим,
Ты - один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей!

9 чтец.
Ждет тебя за труд награда -
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.

10 чтец.
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!

16 чтец.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

Песня «Азбука к нам пришла»

Сценарий праздника, приуроченного ко Дню

Славянской письменности

Мультимедиа – Праздничная заставка

Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, выполняют перестроение, встают полукругом.

Ведущий: Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу».

Мультимедиа – Изображение Кирилла и Мефодий

Ребенок 1: По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Ребенок 2: Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Ребенок 3: Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Ребенок 4: Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все: Мы – славяне!

Исполняется гимн Кириллу и Мефодию

Дети садятся на места

Мультимедиа – Картина былых лет

Ведущий: Ребята, сейчас благодаря колесу истории мы с вами попадем в далекие века, к нашим предкам. В те времена на земле русской добро несла Василиса Прекрасная, а зло творил Змей Горыныч, Соловей Разбойник, да Кощей Бессмертный.

Под музыку в зале появляется Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный. Он тянет ее за руки в свое царство зла.

Кощей: А-а, это вы, сюда пришли…

Ну что ж, свою вы смерть нашли!

Бессмертным все меня зовут,

Всегда меня победы ждут!

И зря сейчас себя вы мучите-

Вы Василису не получите!

Она моею быть должна,

И будет мне она жена!

Под музыку Кощей уходит. Василиса остается в царстве.

Ведущий: Ребята, я думаю нам с вами нужно выручать из плена Василису Прекрасную. Посмотрите, для вас она приготовила послание, которое необходимо разгадать. Я предлагаю вам разделиться на команду старшей группы и подготовительной. Готовы? Тогда вперед!

Проводится игра «Собери послание по буквам»

Дети делятся на две команды, у каждой конверт с буквами. Задача: собрать слова «Спасите».

Ведущий: Вы совершенно правильно разгадали послание. А теперь дело за малым, кто же спасет из плена нашу красавицу? Конечно же, русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. А вот и они, встречайте!

Мультимедиа – «Три богатыря»

Под музыку песни «Богатырская силушка наша» в заде появляются Богатыри , спасают Василису.

Проводится игра «Допиши недостающий элемент»

Дети делятся на две команды, у каждой свой мольберт, на котором задание. Задача: дописать недостающие элементы, чтобы получились буквы.

Ведущий: Да, научила ты нас уму – разуму! И на радости такой

Эй, музыканты, поскорей

Сыграйте нам повеселей!

А вы, девчонки, попляшите,

Свою нам удаль покажите!

Исполняется танец с платками по выбору

Ведущий: Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.

Проводится музыкальная игра «Передай платок» по выбору

Дети садятся на места

Ведущий: А это что за крик, что за гам, кажется, к нам кто – то спешит.

Под музыку в зале появляется Скоморох с мешком и балалайкой.

Скоморох: Ой, ой, ой, горе – то какое, опять опоздал на праздник. И пропустил самое интересное.

Ведущий: Не волнуйся, гость дорогой, у нас праздник в самом разгаре.

Скоморох: Тогда я спокоен, что не все еще песни спеты, да не во все игры еще поиграли. А у вас на празднике можно колдовать?

Дети: Да!

Скоморох: Тогда я начинаю: тары – бары, бары – вары, туки – дуки, палки – валки - дерево из простого превратись в звуковое.

Воспитатели выносят на середину зала два дерева с буквами.

Вот это я постарался, молодец, прямо волшебник. Вместо листочков буквы наколдовал. А давайте сейчас поиграем с ними в интересную игру. Готовы? Тогда предлагаю всем разделиться на две команды.

Проводится игра «Звуковое дерево»

Дети делятся на две команды. Около каждой стоит дерево с буквами. Задача: подобрать необходимые картинки к буквам, которые находятся на дереве.

Скоморох: Пришел я к вам на праздник не с пустыми руками, а с волшебным мешочком, в котором находится древнерусская книга загадок. А вы умеете отгадывать загадки?

Дети: Да!

Скоморох: Тогда слушайте внимательно,

Загадка первая: 33 сестрички сели на странички.

Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.

Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)

Загадка вторая: Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)

Загадка третья : Первую книжку, где буквы ты изучаешь,

Как ты ее называешь? (Букварь )

Загадка четвертая: Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (Время)

Загадка пятая : Не на меру, не на вес,

Но у всех людей он есть. (Ум)

Загадка шестая: У стены большой и важный,

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

Скоморох: Теперь я предлагаю вам немного поиграть с моим волшебным мешочком. Вставайте, пожалуйста, в круг, и слушайте внимательно правило игры: я подхожу к одному из вас и предлагаю опустить руку в мешочек, вы находите в нем предмет, который должны описать своими словами. Готовы? Тогда начинаем!

Проводится игра «Волшебный мешочек»

Дети садятся на места

Дети встают в круг, Скоморох подходит к какому – нибудь ребенку и просит опустить руку в мешок, после того, как ребенок взял в руку предмет, он должен своими словами объяснить его суть.

Скоморох: Какие вы умные и сообразительные ребята, только такие могут жить в современной России. А какая она у вас сейчас? Расскажите мне, пожалуйста!

Мультимедиа – панорама России

Ведущий: Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – это бесконечные леса, ковры лугов. Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые таятся в её глухих недрах. Россия – страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима, и придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве.

Ребенок 6: Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Ребенок 7 : Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

Ребенок 8 : Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

Ребенок 9: И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

Исполняется песня о Родине по выбору

Скоморох: Да, не перевелись еще на земле люди любящие свое отечество, свою Родину. Продолжает Россия полниться знаниями, да умениями. Сегодня вы, ребята, заслужили отличную похвалу и подарки. А вот где они нам сейчас подскажет мой волшебный ключик, которым я открою вот этот сундук.

Скоморох открывает сундук, воспитатели раздают подарки детям.

Ведущий: Вот и подошел наш праздник к концу. В заключении мне бы хотелось сказать, вам, дорогие ребята: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!.. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса"

Ребенок: Мы благодарны просвещенью.

Наука – Солнце, душу грей!

Рукой отцов благословенный,

Иди в историю смелей!

Ребенок: Судьба нас к жизни возродила,

Творцы Мефодий и Кирилл,

Имен их время не забыло,

Народ славянский не забыл.

Под музыку дети строятся в группу


"Праздник

славянской письменности и культуры"

подготовительная к школе группа

Родные братья славяне, знатного происхождения. Они составили азбуку перевели с греческого на славянский язык священные и церковные книги, ввели у славян богослужение на их родном языке: претерпели за это много гонений от римских католиков. Св. Кирилл скончался в 869 г. в Риме, а св. Мефодий в 885 г. в сане архиепископа Моравского.

Праздник славянской письменности и культуры

Для детей шести-семи лет

Звучит веселый колокольный звон (грамзапись). Дети подготовительных к школе групп с цветами и ветками спокойным шагом змейкой идут по залу, останавливаются лицом к гостям, помахивают ветками и цветами. (Построение врассыпную)

Воспитатели в старинных русских костюмах входят в зал. встают позади детей.

1-й воспитатель.

Пo широкой Руси пашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За груды свои прославляются.

2-й воспитатель.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии.

В Польше, Чехии и Словакии.

3-й воспитатель.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

4-й воспитатель.

Все народы, что пишут кириллицей.

Что зовутся издревле славянскими.

Славят подвиг первоучителей.

Христианских своих просветителей.

Дети выполняют упражнение с цветами и ветками на музыку

В. Моцарта (Дошкольное воспитание.- 1995.- №4.- С. 116).

Вновь звучит колокольный звон. Выходят дети старшей группы с ветками и цветами.

1-й воспитатель.

Русоволосые и сероглазые.

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне.

Скажи re, кто вы? Дети. Мы - славяне!

2-й воспитатель.

Своею статью все пригожие.

Все разные и все похожие.

Зоветесь ныне россияне.

Издревле кто вы?

Дети. Мы - славяне.

3-й воспитатель.

Мы чтим березы белоствольные.

Мы любим песни наши вольные,

Зовемся Любы. Ольги, Ани.

Надежды, Веры...

Дети. Мы - славяне.

Снова звучит колокольный звон. Дети ставят цветы в вазы перед картиной с изображением святых Кирилла и Мефодия и встают вместе с воспитателями широким полукругом у центральной стены зала. Девочки с ветками перестраиваются в четыре круга по четыре человека в каждом и опускаются на одно колено, спиной друг к другу.

Звучит мелодия песни «Россия - Родина моя" В. Мурадели. Девочки исполняют упражнение с ветками. Остальные дети поют, чуть-чуть покачиваясь в такт музыке. В конце упражнения девочки ставят ветки в вазы, все дети садятся на места

1-й воспитатель (с большим свитком в руках). Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки, расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добрые молодцы. раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Долго речь они русскую слушали, а потом ее стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку.

Раскрывает свиток и показывает его всем детям. Звучит фрагмент хора «Славься» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин».

1-й воспитатель. Как называется эта азбука, дети? Дети. Кириллица!

1-й воспитатель. А почему она так названа? (По имени Кирилла, одного из ее создателей) Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы! Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Дети называют известные им буквы.)

1-й воспитатель. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука! (Читает отдельные буквы). Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покои». Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной азбуки.

Двое детей берут в руки листы с изображением букв кириллицы и прячутся за книгой. Звучит фрагмент хора «Славься» М Глинки. В

дальнейшем эта музыка сопровождает появление каждой буквы. Выбегает ребенок, держа перед собой лист с нарисованной буквой.

1-й ребенок.

Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Дети отвечают) Правильно, меня зовут «аз»! Назовите слова, которые начинаются с меня. (Дети отвечают)

2-й ребенок (выбегает из книги).

А теперь угадайте, как меня зовут? (Дети отвечают) Верно. Меня зовут «буки». Вспомните, сколько хороших, вкусных слов начинается с моей буквы! Назовите их! (Дети называют)

1-й и 2-й ребенок Дети, назовите нас по порядку!

Дети. Аз, буки.

Воспитатель. Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так говорят: сначала аз и буки, а потом и науки. С познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит еще одна буква (Выбегает ребенок из книги.) Представьтесь, пожалуйста.

3-й ребенок.

Здравствуете, Дети. Меня зовут буква «веди». Я все знаю, про все ведаю!

Воспитатель.

Ну тогда слушай мою загадку Тает снежок

Ожил лужок.

Лень прибывает.

Когда это бывает?

Ребенок Весной!

Воспитатель. Давайте послушаем песню «Вот и весна» в исполнении солистов нашего детского сада!

Выходят дети. Воспитатель дает им маракасы, на которых они играют, когда звучат вступление, проигрыши и заключение (приложение 2).

Воспитатель. Продолжим знакомство со славянской азбукой. (Выходит еще один ребенок)

4-й ребенок.

Здравствуйте, дети! Я букса «глаголь».

Воспитатель. Какое красивое у тебя имя! А что оно значит? Как вы
думаете, ребята? (Ответы детей бывают разные, например, они могут
назвать и «глаголики» любимое печенье, и «глагол» - часть речи)
Глаголить - значит «говорить». Но прежде, чем говорить, надо

хорошенько... подумать. В народе говорит: «Молвишь, не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая (глаголь), надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ.

Гигант по морю синему

Не торопясь плывет,

Громадное животное

С названьем... кашалот!

Исполняется песня Р. Паулса «Кашалотик» (Дошкольное воспитание.- 1994 Ns 12 С. 107), в конце которой дети пляшут свободно, кто в парах, кто по одному, кроме тех детей, которые играют на

маракасах.

Воспитатель. (смотрите, к нам спешит еще одна буква.

5-й ребенок. Добрый день, дети! Меня зовут буква «добро».

Воспитатель. Какое у тебя доброе имя! А ведь доброта - это лучшая черта характера человека.

Ребенок.

Доктора не боитесь, дети,

Смело к доктору идет.

Исполняется песня «Как лечили бегемота» (муз. М. Матвеева, ел. Е. Ружанцева.).

Четверо детей:

бегемот - мальчик с перевязанной щекой, скрипач-кузнечик в

зеленом фраке и два доктора в белых шапочках - инсценируют песню. Остальные дети имитируют игру на скрипке и подпевают вторую часть припева.

Воспитатель. Из «Азбуки» к нам идет новая гостья!

6-й ребенок

Здравствуйте, дети, я буква «люди»!

Люди, вы в ладу живите.

Ласку и любовь несите.

Лягушонок - да и тот

Без любви не подрастет!

Дети старшей группой исполняют песенку лягушат и инсценируют её (по выбору музыкального руководителя).

Дети старшей группы уходят из зала.

Воспитатель. Знакомьтесь, к вам идет новая буква.

7-й ребенок. Здравствуйте, дети, меня зовут «мыслете». Воспитатель. Какая мудрая буква к нам явилась!

1-й ребенок.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки,

Мастера там на все руки

Шить, варить и рисовать.

Чисто петь и танцевать!

Воспитатель. Танцевать и мы любим и приглашаем всех ребят на танец «Сударушка» (Музыка и движение. Сост. С. Бекина и др.- А/. 1983). Воспитатель.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них -

Буква рычащая.

8-й ребенок Здравствуйте, дети, я буква «рцы». Недаром я собой горжусь, ведь я начало слова «Русь».

Воспитатели и дети водят хоровод под русскую народную песню «На

горе - то калина», играют в народную игру по выбору детей (см. сборник игр «Раз. два, три. четыре, пять, мы идем с тобой играть»). Воспитатель.

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата. Значит, будет жить она.

Девочки-солистки запевают русскую народную песню «Ой, вставала я ранешенько». Мальчики играют в проигрыше на ложках, трещотках.

Воспитатель. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарит нам славянскую азбуку. 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.

Двое детей выносят плакат с изображением алфавита.

1-й ребенок

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова.

И напевна, и стройна.

Музыкой звучит она.

2-й ребенок.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Вес дети встают врассыпную и исполняют песню «Алфавит» (муз. Р. Паулса, ел. И. Резника Дошкольное воспитание.- 1994.- № 3. С. 92).


Праздник

Славянской письменности и культуры.

Цель: воспитание у детей чувства гражданственности и патриотизма, развитие интереса к родной истории, к родному языку.

Средства: образы святых Кирилла и Мефодия, изображение славянских букв.

Ход праздника.

Ведущая: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием.

Младший брат Кирилл мечтал писать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Он много работал, а помогал ему старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событии произошло в 863 году.

В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

1 Ребенок: По широкой Руси – нашей

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2 Ребенок: Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

3 Ребенок: Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древлян, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все Мы - славяне!

4 Ребенок: Свою статью все пригожие,

Все разные и все похожие.

Зоветесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы?

Все: Мы – славяне!

Исполняется песня о России.

Ведущая: Посмотрите на эти буквы. Их придумали Кирилл с Мефодием, а из них составили азбуку. Как называется азбука? (Кириллицей).А почему она так названа (по имени Кирилла, одного из ее создателей.

Посмотрите повнимательней на эти буквы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (ответы детей).

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.

Послушайте, как звучит старинная буква. Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

Смотрите, какая у нас есть буква. Ее зовут «Добро». Буква Д. Какое у нее доброе имя! Доброта - лучшая черта характера человека!

1 Ребенок: Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

2 Ребенок: Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущая: Знакомьтесь, буква «М»- «Мыслите». Предлагаю вам поразмыслить, поотгадывать загадки.

  1. Сидел на заборе, пел да кричал,

А как все собрались, взял да замолчал.

(Петух).

  1. Сто один брат, все в один ряд

Вместе связаны стоят.

(Забор).

  1. Катался колобок, пока носком не стал.

(Клубок)

  1. Три братца пошли купаться,

Двое купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повили.

/Ведра, коромысло/

  1. Четыре брата бегут –друг друга не догонят.

(Колеса).

  1. Была белая, седая, пришла зеленая, молодая.

(Зима, весна).

Ребенок. Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них – буква рычащая.

Ведущая. Буква «Р» -«Рцы». Она начала слово – Русь. Русь святая храни веру свою православную в ней же тебе утверждение.

Русская народная игра «Плетень».

Ребенок. Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата,-

Значит, будет жить она.

Исполняются частушки.

Ведущая. У нас в алфавите есть еще замечательная буква – «Л» - «Люди».

Люди вы в ладу живете, ласку и любовь несете. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

С праздником всех поздравляем с днем славянской письменности и культуры!




Последние материалы сайта