Как называется театр в италии. Лучшие оперные театры и фестивали италии. Римский Оперный Театр

22.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Авторы очерка - Л. А. Соловцова, О. Т. Леонтьева

Родина оперы - Италия. Вызванный к жизни гуманистическими идеалами эпохи итальянского Возрождения, этот жанр возник в конце XVI в. В единении поэзии, музыки и театра группа просвещенных флорентийских поэтов и музыкантов искала пути к возрождению античного театра, к созданию синтетического искусства, способного правдиво выразить человеческие чувства. Флорентинцы провозгласили господство поэзии над музыкой; Отказавшись от средневековой полифонии, выдвинули новый, гомофонно-речитативный стиль. По словам Б. Асафьева, речитативные пасторали флорентинцев были «своего рода пропилеями» к опере.

В течение первой половины XVII в. опера постепенно формировалась как жанр, приобретая новое направление в своем развитии: выйдя за пределы узкого круга флорентийских поэтов и музыкантов, она соприкоснулась с широкой аудиторией в Мантуе, в Риме, затем в Венеции, где в 30-х гг. XVII в. был открыт первый в мире постоянный оперный театр. Камерные спектакли флорентинцев сменились пышными театральными постановками; в то же время музыка стала брать перевес над текстом - декламационный стиль постепенно вытеснялся кантиленой.

Наивысшее достижение итальянской оперы XVII в.- творчество двух замечательных композиторов: Клаудио Монтеверди (1567-1643) и Алессандро Скарлатти (1660-1725).

Монтеверди работал в Мантуе, а затем в Венеции, где создал лучшие свои сочинения. Это был первый великий оперный композитор, воплотивший на театральной сцене сильные характеры и большие страсти. Он обогатил оперу рядом новых музыкально-выразительных средств; напевную декламацию соединил с кантиленой; мелодику, гармонию и оркестровое письмо подчинил драматическому замыслу. Опередив свою эпоху, Монтеверди шел по пути создания реалистической музыкальной драмы.

В спектаклях последующих итальянских композиторов драматическое содержание постепенно отходило на второй план; при Этом в оперной музыке все больше и больше возрастала роль виртуозного пения.

Развитие итальянской оперы во второй половине XVII и в XVIII в. связано с пышным расцветом вокального искусства. Творчество А. Скарлатти положило основание прославленной неаполитанской школе, которая на рубеже XVII и XVIII вв. заняла главенствующее место, принадлежавшее ранее венецианской школе. Переняв опыт флорентийских, римских и венецианских мастеров, неаполитанцы использовали их творческие достижения.

В Неаполе окончательно сложился жанр итальянской оперы, где музыка господствовала над текстом, где определились типы вокальных форм и достигло высокого расцвета певческое искусство. Замечательные итальянские певцы прославились по всему миру не только прекрасными голосами, но и высочайшим вокальным мастерством, получившим название bel canto. Однако на протяжении XVIII в. искусство bel canto постепенно принимало все более внешний, виртуозный характер. Лучшие итальянские певцы владели творческим даром импровизации; исполняя арии, они варьировали их и импровизировали каденции. Пытаясь подражать прославленным мастерам bel canto, менее талантливые вокалисты часто переходили в своем исполнении границы художественно оправданного.

Увлечение певцов виртуозной техникой влияло и на творчество композиторов. Уступая вкусам публики и привычкам певцов, композиторы часто перегружали арии виртуозными украшениями. Приобретая внешний блеск, музыка постепенно теряла ту эмоциональную выразительность, которой было отмечено творчество А. Скарлатти и его ближайших последователей. Певцы-виртуозы заняли в опере первое место, оттеснив на второй план композитора и либреттиста. Сочиняя оперу, приходилось прежде всего обеспечивать «эффектными номерами» выступающих в ней любимцев публики.

Композиторов неаполитанской школы даже в период ее наивысшего расцвета мало занимали вопросы драматургии. Сформировавшийся в Неаполе тип так называемой «серьезной» оперы (опера seria) представлял собой в основном чередование арий и речитативов; ансамбли существенной роли не играли; хоры почти отсутствовали; главное место занимали арии и дуэты, выражавшие чувства героев; в речитативах преимущественно излагались события, ход драмы. По мере того как усиливалась власть виртуозов-певцов, внимание к драматическому содержанию все более ослабевало. Весьма отрицательно сказались на развитии оперы seria вкусы завсегдатаев придворных театров. Фабулы оперных либретто часто сводились к бессодержательным любовным интригам.

Героико-пасторальная тематика, сюжеты из мифология и средневековья служили лишь канвой, дающей повод для блестящих виртуозных арий. Насколько равнодушны были и исполнители и слушатели к стилистическому единству музыки, можно судить по тому, что в 20-х гг. XVIII в. распространился тип опер, в которых все акты принадлежали разным композиторам. Такие оперы назывались пастиччо («паштет»).

Неоднократно на протяжении XVIII в. и поэтами и композиторами делались попытки укрепить драматургию «серьезной» оперы. Немалая заслуга принадлежит в этом поэтам А. Зено и Пьетро Метастазио. Но схематизма в построении оперного спектакля они не преодолели: как и их предшественники, Зено и Метастазио исходили не из требований драматургии, а из установившегося порядка в распределении арий и речитативов по актам. Музыкальная драматургия оперы оставалась по существу прежней; в частности, речитативные эпизоды носили характер формальных связок между вокальными номерами. Во время исполнения речитативов публика обычно громко разговаривала или покидала зал, чтобы закусить и поиграть в карты.

Сказанное не означает, что «реди итальянских композиторов не было серьезных, мыслящих художников. Во второй половине XVIII в., в эпоху итальянского просветительства, усиливались стремления повысить художественный уровень «серьезной» оперы, однако никто из итальянских композиторов не решался в ту пору отойти от общепринятой структуры оперы seria, отказаться от бессодержательной виртуозности арий.

Одновременно с «серьезной» оперой в недрах той же неаполитанской школы зародилась и комическая опера (опера buffa). С первых шагов завоевав широкую популярность, она быстро распространилась по всем городам Европы, вытесняя «серьезную» оперу даже со сцен придворных театров.

Истоками своими уходящая в XVIII в., итальянская комическая опера выросла из комедийных сцен и интермедий, которыми перемежались венецианские и неаполитанские оперы того времени; ее другим источником были диалектные (основанные на народных говорах) комедии, исполнявшиеся обычно с незамысловатыми песенками. Как жанр комическая опера утвердилась в интермедиях Джованни Баттиста Перголези (1710-1736); в последней четверти века она достигла классической зрелости в произведениях Джованни Паизиелло (1740-1816) и Доменико Чиморозы (1749-1801). Демократическая по своим устремлениям, опера buffa возникла как реакция против оторвавшегося от жизни искусства «серьезной» оперы, возникла в ответ на запросы новой эстетики, требовавшей от искусства конкретной связи с современностью.

Итальянская комическая опера показывала на сцене занимательные приключения из жизни современников; высмеивала пороки и нередко пародировала самый жанр «серьезной» оперы. Ходульному пафосу оперы seria, ее виртуозным ариям и утратившим выразительность речитативам опера buffa противопоставила комедийно-бытовую тематику, простые народные и бытовые напевы, живые танцевальные ритмы, характерные речитативы, столь близкие скороговорке народных диалектных комедий. Большое значение в комической опере приобрели насыщенные действием динамичные ансамбли.

На пути своего развития опера buffa эволюционировала; отдельные элементы «серьезной» оперы проникали в комическую, и наоборот. Но жанры эти продолжали сосуществовать раздельно даже в XIX в.

На заре всколыхнувшего всю Италию национально-освободительного движения (первые десятилетия XIX в.) эстетическим выразителем прогрессивных идей становится литературный романтизм. Первые итальянские романтики, участники революционного движения поэты-карбонарии, считали основной задачей искусства и литературы служение народу. Они боролись за развитие национальной культуры, призывали к изучению жизни народа, его дум и чаяний, истории и искусства.

Воспитывая в итальянском народе национальное самосознание, они призывали страну к объединению и к свержению ига поработителей.

Национально-освободительное движение нашло отражение и в оперном искусстве, вдохнув в него веяние современной жизни. Новое направление в опере сформировалось под прогрессивным воздействием итальянского литературного романтизма. Отказываясь от традиционных мифологических сюжетов, итальянские композиторы обращались к человеку, к его душевному миру.

Творчество Джоаккино Россини (1792-1868) явилось как бы связующим звеном в развитии итальянской оперы, завершая ее предшествующий этап и положив начало новой национальной школе. В комических операх композитора (лучшая из них - «Севильский цирюльник»), с их смелым, злободневным содержанием, опера buffa достигла наивысшего расцвета.

Россини обогатил также область «серьезной» оперы, переживавшей в ту пору глубокий идейный и драматургический кризис. Правда, в его произведениях оставалось немало условностей, нарушавших естественность драматического развития. Достаточно сказать, что Россини с легкостью переносил фрагменты музыки из одной оперы в другую. И тем не менее в жанре «серьезной» оперы он создал ряд замечательных сочинений.

Россини обратился к героической тематике, отвечающей запросам современности; в его операх зазвучали мощные хоры, появились динамичные, развитые ансамбли, красочным и драматически выразительным стал оркестр. «Вильгельм Телль» Россини положил основание новому жанру героико-исторической романтической оперы.

Творчество гениального Россини и его младших современников и последователей - Винченцо Беллини (1801-1835) и Гаэтано Доницетти (1797-1848) - лучшие достижения итальянского оперного искусства в первой трети XIX в. Эти композиторы обновили музыкальный язык итальянской оперы, насытив его прекрасными мелодиями, интонационно близкими к народной песне. Они умели создавать мелодии, в которых выявлялись лучшие стороны дарования певцов. С именами Россини, Беллини и Доницетти связана исполнительская деятельность таких великих певцов, как Дж. Паста, Дж. Рубини, М. Малибран, А. Тамбурини, Л. Лаблаш, Дж. Гризи, утверждавших славу итальянской оперы на всех европейских сценах.

Расцвет итальянской оперы был непродолжительным. Создав «Вильгельма Телля» (1829), Россини опер больше не писал. В середине 30-х гг. умер молодой Беллини. К началу 40-х гг. творчество тяжелобольного Доницетти шло под уклон. Национальная опера вновь переживала серьезный кризис. Итальянские сцены наводнял поток посредственных опер, сочинявшихся многочисленными подражателями Россини, Беллини и Доницетти. В произведениях, которые по большей части создавались наспех, к очередному сезону, и тотчас же забывались, вопросам идейного содержания и проблемам драматургии уделялось чрезвычайно мало внимания. Оперные мелодии изобиловали эффектами, не вытекавшими из характера образов, а порой даже вступавшими в противоречие с содержанием. Композиторы продолжали писать на либретто, составленные по принятым трафаретам; музыкальные номера в операх следовали по привычным схемам, не связанные органически действием.

Созданию полноценных оперных либретто мешала рутина, царившая в оперных театрах. Даже тогда, когда либретто писали лучшие поэты того времени - такие, как знаменитый Феличе Романи, - когда либреттисты обращались к произведениям классиков мировой литературы, они укладывали сюжеты в стандартную схему, что неизбежно обедняло их.

Из идейно-драматического кризиса вывел итальянскую оперу Джузеппе Верди (1813-1901), смелый новатор, горячий, убежденный и последовательный поборник реалистических принципов итальянской литературы эпохи национально-освободительного движения.

Если основоположником национальной оперной школы был Россини, то в творчестве Верди она достигла наивысшего расцвета. Композитора, равного Верди по значению и по силе дарования, Италия не имела ни при жизни Верди, ни после его смерти. Первые героические оперы композитора, появившиеся в 40-х гг., были рождены нараставшим подъемом революции, когда все культурные силы страны включились в освободительное движение. Убежденный демократ и патриот, Верди создавал искусство высоко-идейное и вместе с тем доступное широким массам. Величайшая заслуга музыканта в том, что с первых творческих шагов, опираясь на традиции национальной оперы и отстаивая национальную самобытность, он шел по пути новаторства, по пути неутомимых поисков драматической правды.

Проницательный художник и прирожденный драматург, он понял, что формальная рутина, равнодушие к драматическому содержанию завели итальянскую оперу в тупик. Осознав, что в схематизме построения коренятся основные дефекты итальянских опер, он вел неутомимую борьбу за создание драматически полноценных либретто и активно руководил работой своих либреттистов.

Верди постоянно стремился к реалистической жизненности характеров и драматических ситуаций. Он искал новые драматически-правдивые формы. Все выразительные средства в опере он старался подчинить выявлению основной идеи.

Пройдя через увлечение «неистовым романтизмом» Гюго и близких к нему испанских романтиков, критически освоив достижения современной ему западноевропейской оперы, Верди в своих поздних произведениях - в «Аиде», «Отелло» и «Фальстафе» - достиг идеального слияния действия, слова и музыки, пришел к созданию подлинной реалистической музыкальной драмы.

В 70-80-х гг. прошлого века в итальянской опере, переживавшей период исканий и борьбы направлений, двумя полюсами, вокруг которых группировались музыкальные силы, были имена Верди и Вагнера. Увлечение немецкими романтиками - и особенно Вагнером,- стремление подражать им захватило значительную часть итальянской молодежи. Увлечение это, сводившееся нередко к простому подражанию, имело свои положительные и отрицательные стороны.

Изучение немецкой музыки вызвало у итальянских композиторов повышенный интерес к гармонии, полифонии, оркестру. Но в то же время они шли по ложному пути, отметая традиции итальянской оперы, отбрасывая классическое оперное наследие. Даже к творчеству Верди они относились пренебрежительно. Наиболее ярким представителем этого направления был Арриго Бойто (1852-1918), опера которого «Мефистофель» пользовалась в ту пору большим успехом.

В последнее десятилетие века вагнеризму, распространявшемуся по Италии, противопоставило себя новое оперное направление - веризм (от слова «vero» - истинный, правдивый). Почва для возникновения оперного веризма была подготовлена литературным движением 80-х гг., носящим то же название.

Первая веристская опера - «Сельская честь» Пьетро Масканьи (1890) - была написана на сюжет новеллы Джованни Верга. И «Сельская честь», и вслед за ней «Паяцы» Руджеро Леонкавалло (1892) имели огромный успех у публики, уставшей от туманного символизма в оперных сюжетах итальянских подражателей Вагнера.

Творческое кредо веризма - жизненная правда. Тематику своих опер веристы брали из обыденной жизни. Герои их - не выдающиеся личности, а обыкновенные, заурядные люди с их интимными драмами. В этом итальянский веризм близок к французской лирической опере. На мелодическом языке итальянских веристов сказалось влияние чувствительной мелодии Гуно, Тома, Массне. Особую любовь среди веристов завоевало реалистическое творчество Бизе и Верди. «Кармен» Бизе веристы ценили так же высоко, как оперы Верди, от которого они восприняли подчеркнутую эмоциональность музыки и остроту драматических ситуаций. Именно этими чертами своего творчества, а также темпераментными, доступными мелодиями веристы завоевали широкую популярность. Однако трактовка сюжетов в их операх нередко приобретала мелодраматический характер. Желая показать повседневную жизнь «без прикрас», веристы часто подменяли реалистическое воспроизведение действительности «фотографированием» ее. И это приводило к измельчанию характеров, подчас - к поверхностной иллюстративности музыки, к натурализму.

К веризму в значительной мере примыкает и творчество наиболее выдающегося среди итальянских композиторов XX в. Джакомо Пуччини (1858-1924), не избежавшего в своих ранних операх влияния немецкого романтизма. По основным творческим устремлениям и по характерным чертам стиля Пуччини - верист, хотя многое в его творчестве выходит за пределы веризма. Пуччини - наиболее талантливый и многогранный среди композиторов этого направления.

Веризм Пуччини проявляется прежде всего в его отношении к оперному сюжету. В обыденной, неприкрашенной жизни Пуччини находит материал для глубоко волнующей драмы. Музыкальная речь его всегда эмоционально правдива. По богатству и свежести музыкального языка композитор выделяется среди своих современников - веристов. И хотя Пуччини не смог подняться в творчестве до реалистических вершин Верди, но по эмоциональной непосредственности воздействия музыки, по органической ясности мелодики, по силе и яркости драматического дарования он - прямой наследник Верди и подлинно итальянский художник.

Лучшее наследие итальянской классической оперы - творчество Россини, Беллини, Доницетти, Пуччини и, в особенности, Верди. Произведения этих композиторов входят в репертуар большинства музыкальных театров, неизменно звучат в концертах и по радио.

Итальянской классической опере, с ее прогрессивным идейным содержанием, с прочными национальными традициями, с ее подлинной «вокальностью», принадлежит почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры.

Далее, в XX в. итальянские композиторы ярче проявили себя в формах инструментальной музыки. Однако и опера в современной Италии не забыта. Автором десяти опер, из которых особым успехом пользовалась поставленная в 1904 г. в Турине опера «Воскресенье» по роману Л. Толстого, был Франко Альфано (1877-1954). В начале XX в. выступил в оперном жанре Отторино Респиги (1879-1936), представитель итальянского импрессионизма, переживший также значительное влияние Римского-Корсакова. Его первыми операми были «Король Энцио» (1905) и «Семирама» (1910), поставленные в Болонье. В 1927 г. на сцене Гамбургского театра прозвучала его опера «Затонувший колокол» по одноименной драме Герхарда Гауптмана. В позднем периоде своего творчества Респиги эволюционировал к неоклассицизму. Результатом этого поворота была свободная обработка оперы К. Монтеверди «Орфей» (1935), сыгравшая важную роль в возрождении и новом открытии оперного творчества этого великого итальянского композитора.

Крупнейшим представителем старшего поколения современных итальянских композиторов, работавших в оперном жанре является Ильдебрандо Пиццетти (1880-1968). Его композиторский стиль сформировался в изучении классических и доклассических традиций национального искусства. Пиццетти постоянно сочинял оперы для знаменитого миланского театра «Ла Скала». На премьерах многих из них дирижировал прославленный Артуро Тосканини. Первой была «Федра» по драме Габриэля д"Аннунцио (1915). С успехом ставилась в 1928 году опера «Фра Герардо» на сюжет исторической хроники Пармы XIII в. Пиццетти, сочинившего пятнадцать опер, нельзя назвать новатором в музыкальном театре, но произведения его всегда имели достаточный успех, чтобы оставаться подолгу в репертуаре. В годы после второй мировой войны маститый композитор продолжал интенсивно работать для театра. Новые оперы Пиццетти появлялись регулярно: в 1947 г. - «Золото», в 1949 - «Ванна Лупа», в 1950 - «Ифигения», в 1952 - «Калиостро». В этих произведениях сохранились некоторые черты позднего итальянского веризма, сочетающиеся с влиянием Дебюсси (утонченной и напевной декламации его «Пеллеаса и Мелизанды»). В свои поздние годы старый итальянский мастер не утратил высокого авторитета в оперном театре. Примечательно, что именно три его последние оперы оказались наиболее удачными и завоевали признание за пределами Италии: это «Дочь Йорио» на текст Г. д"Аннунцио (1954), поставленная в Неаполе известным режиссером Роберто Росселини, «Убийство в соборе» (1958) и «Клитемнестра» (1964). «Убийство в соборе», опера с особенным интересом принятая английской публикой, написана на стихотворный текст популярной пьесы современного английского поэта и драматурга Т. С. Элиота. Драма повествует о жизни и смерти архиепископа Кентерберийского Томаса Беккета, бывшего канцлером английского короля Генриха II. Два мотива образуют глубокий идейный конфликт этого произведения: демагогически обоснованное «исторической необходимостью» политическое убийство Беккета - «во имя абсолютной власти монарха» - и добровольно принятое героем мученичество. Драматург в композиции своей пьесы заранее предусмотрел возможную музыкальную структуру. Он оригинально сочетает формы католического богослужения и древнегреческой трагедии с комментирующим хором.

По масштабу творческого дарования и роли в музыкальном театре рядом с Пиццетти может быть поставлен лишь Джан Франческо Малипьеро (1882-1973). Как и многие итальянские композиторы XX в., он прошел через увлечение импрессионизмом, сказавшееся в особом внимании к оркестровой красочности. Но уже в 20-х гг. этот композитор обратился к глубокому изучению итальянских мастеров барокко и Ренессанса и стал приверженцем широко распространившегося неоклассицизма. Посвятив много времени и сил редактированию и реставрации сочинений Клаудио Монтеверди и Антонио Вивальди, Малипьеро сам подвергся сильному стилистическому воздействию этих композиторов. Большое значение в формировании его стиля имела также диатоническая мелодика старинной народной песни и григорианского хорала.

Малипьеро сочинил не менее тридцати различных музыкально-театральных произведений. С 1918 по 1922 г. композитор работал над оперными трилогиями «Орфеиды» и «Гольдониана». В 1932 г. он завершил третью трилогию под названием «Венецианская мистерия». Одна из самых известных опер Малипьеро - «История подмененного сына» (1933) по пьесе Луиджи Пиранделло. Отметим также оперы «Забавы Калло» (1942) по повести Э. Т. А. Гофмана «Принцесса Брамбилла» и «Дон-Жуан» (1964) по «Каменному гостю» Пушкина.

Обзор оперного творчества современных итальянских композиторов старшего поколения был бы неполным без имени Альфредо Казеллы (1883-1947), хотя область инструментальной музыки, не связанной со словом, привлекала этого крупного мастера значительно больше, чем опера. В оперном жанре он сочинил три произведения: «Женщина-змея» (1931) по пьесе К. Гоцци (стилизация староитальяиской оперы buffa), одноактную камерную оперу «История Орфея» (поставлена в 1932 г.) и одноактную оперу-мистерию «Пустыня искушения» (1937), выполненную по государственому заказу в фальшивом «монументально-парадном» стиле и повествующую о «культурно-созидательной» миссии итальянской армии, оккупировавшей Эфиопию. В условиях фашистской диктатуры творческие усилия даже самых талантливых композиторов часто ограничивались и искажались демагогически извращенными требованиями «этнографизма», «историзма» и ложно трактуемой народности и политической актуальности. Эти требования в атмосфере провинциальной замкнутости характеризовали собой псевдоклассицизм «муссолиниевской эпохи», которая хвастливо именовала себя «золотым веком» искусства.

Принципиальным противником фашизма и его политики в искусстве оставался Луиджи Даллапиккола (1904-1975), творчество которого получило заслуженное признание уже в послевоенные годы. В молодости Даллапиккола был близок общераспространенному в Италии неоклассическому направлению, но уже в конце 30-х гг. его музыка обнаруживает черты экспрессионизма. Популярности Даллапиккола в послевоенные годы немало способствовали две одноактные оперы, поставленные в ряде стран как телевизионные спектакли. Это «Ночной полет» (1940) по повести А. де Сент-Экзюпери и «Заключенный» (1949) по новелле В. де Лиль-Адана «Пытка надеждой». Даллапиккола - яркий выразитель идей итальянского Сопротивления в музыкальном искусстве. В его опере «Заключенный» действие переносится в Испанию XVI в. В испанской тюрьме томится безымянный борец за свободу Фландрии. Его мучают лживыми обещаниями свободы, провокационными слухами о событиях на его родине и, наконец, ведут на казнь. У слушателей не остается сомнений в том, что тема оперы - фашистский террор и Сопротивление, борьба с политической диктатурой, посягающей на свободу личности и народа.

Музыка Даллапиккола глубоко выразительна, хотя сложность его музыкального языка и препятствует временами легкому восприятию его сочинений.

В 50-е и 60-е гг. итальянские оперные театры ставили сочинения некоторых композиторов, прославившихся прежде своей музыкой для кино. Это Нино Рота (1911-1979) и главным образом Ренцо Росселини (1908-1982), брат известного кинорежиссера. Усилия этих композиторов ознаменовали собой попытку демократизации и актуализации современной итальянской оперы. Росселини в своих операх «Война» (1956), «Вихрь» (1958), «Спрут» (1958), «Вид с моста» (1961) сознательно выбирал современные сюжеты и стремился к упрощению музыкального языка, сближению своей музыки с фольклором и массовыми песенными жанрами.

Еще более решительный опыт обновления итальянского музыкального театра представляет собой опера Луиджи Ноно (1924-1990), «Нетерпимость», с 1961 г. завоевавшая широкую известность за пределами Италии. Этим произведением композитор намеревался возродить традицию политического, агитаторского театра Брехта. Идейно-эстетическая программа Ноно требовала решения ряда сложных проблем, и прежде всего композитору предстояло как-то совместить требования доступности, доходчивости произведения с новыми, современными техническими средствами композиции. Ноно один из тех немногих представителей послевоенного «авангарда», кто принимает марксистское учение о роли искусства в жизни общества и сознает необходимость создания искусства для народа, искусства, понятного широким массам слушателей. Поэтому в своей опере Ноно заботится о простоте и напевности, вводит популярные мелодические обороты, характерные народно-танцевальные ритмы, в целях остроты и непосредственности воздействия использует говорящий хор. Поющиеся хоры, предварительно записанные на магнитофонную пленку, транслируются через многочисленные репродукторы. Их мощное «стереофоническое» звучание должно вызывать представление о монументальной музыке улиц и площадей, о музыке под открытым небом. Либретто оперы, написанное самим композитором, очень сжато и схематично, допускает варьирование отдельных сюжетных ситуаций в интересах наибольшей актуальности содержания. В текст включается монтаж из разных стихотворных строф разных авторов, афористических высказываний, лозунгов, которые, с точки зрения композитора, ясно выражают дух времени. Первый вариант оперы имел название «Нетерпимость. 1960» и содержал протест против войны в Алжире. Ставившаяся позже, эта опера была наполнена иными злободневными лозунгами, цитатами из политически-актуальных документов текущего дня. Опера начала свой путь по европейским сценам политическим скандалом на венецианском фестивале 1961 г. Причиной скандала была ее тема - сопротивление насилию, непримиримость, пропаганда идей социалистического преобразования общества. Это произведение ставилось во многих европейских театрах, несмотря на его несколько «пробный», экспериментальный характер. Оно существует теперь уже в новом варианте под заголовком «Нетерпимость. 1970», корректированное новыми режиссерскими приемами, новыми сюжетными деталями, но композитор все еще продолжает дальнейшие поиски в этом направлении, стремясь к возможно более полному синтезу драматургических приемов современного политического театра с новыми музыкально-выразительными средствами.

Если вы планируете путешествие в Италию, обязательно сходите в один из итальянских оперных театров. Ведь Италия является родиной оперы и самые прославленные постановки и лучшие в мире музыкальные спектакли проходят на итальянских сценах. Этот жанр музыкально-драматического искусства изначально предназначался для придворных развлечений, однако позднее стал доступен и для широкой публики. В наши дни поход в оперу – это прекрасный способ провести незабываемый вечер и приобщиться к великому искусству.

О лучше позаботиться заранее. Оперный сезон длится с октября до конца марта, но на некоторых сценах на открытом воздухе спектакли идут и в летний период.

Даже если вы не имеете возможности попасть на оперный спектакль или на балет, архитектура и история театров заслуживают определенного внимания и отдельного визита.

Театр Ла Скала (Teatro alla Scala)

Самый известный оперный театр в мире (и, безусловно, самый знаменитый в ) театр был открыт в 1778 году. На сцене этого театра впервые были представлены публике оперы Пуччини “Мадам Баттерфляй” и “Турандот”. Опера Верди “Набукко” также впервые прозвучала с этой сцены. Во время Второй мировой войны театр был разрушен и затем полностью восстановлен. После последней реставрации театр был открыт в 2004 году .

На сцене театра выступали такие прославленные мастера оперной сцены как Мария Каллас и Лучано Паваротти . И сегодня театр продолжает привлекать лучших оперных исполнителей и оркестры с мировой известностью. Открытие сезона в Ла Скала является одним из самых ожидаемых светских мероприятий в Милане.

Театр Ла Фениче (Teatro La Fenice)

Театр Ла Фениче (Источник: Wikimedia)

La Fenice “Феникс” – один из самых знаменитых театров Европы. Он был открыт в Венеции в 1792 году и дважды был уничтожен пламенем, а затем «восставал из пепла» . После пожара 1996 года и восьмилетней реставрации, благодаря пожертвованиям и поддержке многих знаменитостей, среди которых американский режиссер Вуди Аллен, театр вновь открыл свои двери для зрителей в 2003 году. На сцене впервые прозвучала опера Джузеппе Верди “Травиата” .

Самым важным событием в театре является Новогодний концерт , в котором принимают участие звезды мировой сцены.

Театр Сан Карло (Teatro di San Carlo)

Самый старейший действующий оперный театр Италии был открыт в 1737 году в Неаполе по приказу короля Карла III. На сцене театра были поставлены самые ранние балетные спектакли в Италии. В свое время театром заведовали Джоаккино Россини и Гаэтано Доницетти.

Если вы любите балет, имейте в виду, что в действует одна из ведущих балетных академий в мире.

Театр Массимо (Teatro Massimo)

Расположенный на Сицилии в Палермо Театр Массимо является третьим крупнейшим оперным театром в Европе. Куполообразное здание считается архитектурным шедевром и славится превосходной акустикой . В театре снимались сцены для третьей части «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы. Всем любителям кино и архитектуры, поклонникам оперы и классической музыки стоит включить Театр Массимо в список мест для обязательного посещения.

Театр Реджио (Teatro Regio)

Театр Реджио или «Королевский театр» – еще один оперный театр восстановленный после пожара. Построенный в Турине в 1740 году, этот театр принимал много именитых гостей, в том числе Наполеона. В 1973 году Teatro Regio вновь открылся после пожара 1936 года и в наши дни предлагает около десяти постановок в театральный сезон , который длится с октября по июнь.

Арена ди Верона (Arena di Verona)

Арена ди Верона (

[Италия - страна классической музыки. Земля, давшая миру таких величайших композиторов, как Паганини, Россини, Верди, Пуччини и Вивальди, Италия вдохновляла и многих иностранцев - тот же Рихард Вагнер черпал вдохновение для своего «Парсифаля» во время пребывания в Равелло (Ravello), что принесло этому городу, где ныне проводится знаменитый фестиваль (famoso festival), международную известность.
Отдавая дань увлечению классической музыкой, сближающему и самих итальянцев и зарубежных гостей, каждый год итальянские театры готовят музыкальные сезоны, афиши которых насыщены различными спектаклями. Музыкальные сезоны открываются с ноября по декабрь и являются важным событием итальянской и международной музыкальной традиции.
В Вероне, городе на Паданской равнине, в знаменитом амфитеатре Арена-ди-Верона проходит оперный фестиваль, известный во всем мире, благодаря тому, что красота этого места усиливает зрелищность сценических представлений. Но мест, где проводятся оперные сезоны, в Италии огромное количество.
К числу первых и самых известных, без сомнения, относится миланский театр Ла Скала (Teatro La scala), ежегодные открытия сезонов которого становятся громким событием с участием известных персонажей политики, культуры и развлечений. Известный как просто «Ла Скала», называемый также «храмом оперы», этот театр является одним из самых знаменитых театров мира..

Он был создан по воле австрийской королевы Марии Терезы после пожара, погубившего в 1776 году миланский Королевский театр Реджо Дукале. Сезоны Ла Скала являются одним из самых значительных событий культурной жизни Милана.

В программе чередуются оперы и балеты, а также имена итальянских и зарубежных композиторов.

Такое же разнообразие касается и другого знаменитого храма музыки - театра Ла Фениче (la Fenice), главного оперного театра Венеции, воздвигнутого на площади Кампо-Сан-Фантин (Campo San Fantin) в квартале Сан Марко (San Marco). Неоднократно разрушавшийся огнем и каждый раз чудом возрождавшийся (последняя реставрация была завершена в 2003 году), этот театр стал домом для крупного оперного салона и Международного фестиваля современной музыки. В театре Ла Фениче проходит также ежегодный традиционный Новогодний концерт. Театральный сезон почти всегда основан на традиции, но с оглядкой на инновацию. Каждый из сезонов театра насыщен и интересен, а в его путеводной нити переплетены произведения классического и современного репертуара.



Находясь в Турине (Torino), хорошо бы не упустить возможность посещения театра Реджо (Teatro Regio), построенного по воле Витторио Амедео II Савойского, оригинальный фасад которого, созданный в XVIII столетии, является наряду с другими резиденциями герцогов савойских неотъемлемой частью наследия Юнеско (Patrimonio Unesco). Оперно-балетный сезон этого театра начинается в октябре и заканчивается в июне, и предусматривает, по крайней мере, десяток названий, а также многие другие музыкальные мероприятия - симфонические и хоровые концерты, вечера камерной музыки, постановки в театре Пикколо Реджио (Piccolo Regio), предназначенные для новой публики и для семейного просмотра, а также такие мероприятия, как фестиваль «MITO Музыкальный сентябрь» (MITO Settembre musica).

Рим также предлагает любителям оперы и балета множество встреч с прекрасным. Важнейшим центром классической музыки является Римская Опера (Teatro dell"Opera), известная ещё как театр Костанци (Teatro Costanzi), по имени своего создателя, Доменико Костанци.

Частым гостем этого театра, а также художественным руководителем сезона 1909-1910 годов был Пьетро Масканьи. Любителям балета будет полезно узнать, что здесь 9 апреля 1917 года состоялась итальянская премьера балета «Жар-птица» Игоря Стравинского в исполнении артистов труппы «Русский балет» Сергея Дягилева.В афише сезона этого театра большое количество оперных спектаклей, много имен зарубежных и итальянских композиторов, большое внимание уделяется и балету.
И если зимние сезоны Римской Оперы проходят в старом здании на площади Беньамино Джильи (Piazza Beniamino Gigli), то с 1937 года местом проведения его летних сезонов под открытым небом является потрясающий археологический комплекс Термы Каракалла (Terme di Caracalla). Оперные спектакли, поставленные на этой сценической площадке, имеют у публики огромный успех, особенно у туристов, которые на протяжении многих лет имеют возможность восхищаться сочетанием этого замечательного места с оперными постановками.


Nella regione Campania , il teatro che la fa da padrone nel campo della lirica è sicuramente il San Carlo di Napoli . Costruito nel 1737 da Re Carlo di Borbone per dare alla città di Napoli un nuovo teatro che rappresentasse il potere regio, nell’ambito del rinnovamento urbanistico di Napoli, il San Carlo prese il posto del piccolo Teatro San Bartolomeo. Il progetto fu affidato all"architetto Giovanni Antonio Medrano, Colonnello del Reale Esercito, e ad Angelo Carasale, già direttore del San Bartolomeo.
D

Самым главным театром региона Кампанья (Campania), безусловно, является театр Сан Карло (San Carlo) в Неаполе. Построен он был в 1737 году по воле короля Карла из династии Бурбонов ради того, чтобы дать городу новый, представляющий королевскую власть театр. В процессе модернизации Неаполя театр Сан Карло занял место маленького театра Сан-Бартоломео, а создание проекта было поручено архитектору, полковнику Королевской армии, Джованни Антонио Медрано и бывшему директору театра Сан-Бартоломео Анджело Каразале. Спустя десять лет после постройки театра, в ночь на 13 февраля 1816 года, здание было разрушено пожаром, который оставил нетронутыми лишь стены по периметру здания и небольшую пристройку. То, что мы видим на сегодняшний день является реконструкцией с последующими перепланировками.
Этот великолепный театр встречает любителей оперы всегда очень насыщенной программой, которая зачастую представляет собой путешествие в неаполитанскую оперную традицию и возвращение великих классиков симфонического репертуара, в том числе - прочитанных через призму нового восприятия и благодаря участию мировых знаменитостей. Каждый сезон на сцене старейшего в Европе оперного театра происходят яркие дебюты и чудесные возвращения.

Театр "Олимпико" - это один из трех ренессансных театров, которые сохранились до наших дней. Его оформление - это самая старинная декорация в мире. Расположен театр в городе Виченца, что в итальянском регионе Венето. История создания Строительство театра началось в 1580 году. Архитектором выступил один из самых знаменитых мастеров Ренессанса Андреа Палладио.Перед тем как преступить к созданию проекта Андреа Палладио изучил строение десятков римских театров. Землю для нового театра ему не...

Театр Массимо - это один из крупнейших оперных театров не только в Италии, но и во всей Европе, который славится своей превосходной акустикой. ...

Большинство путешественников знают заранее, какие достопримечательности Италии они желают посетить. Если говорить о Милане, то пунктом номер один для...

Театр «Сан-Карло» в Италии – один из старейших оперных театров мира, объект всемирного наследия ЮНЕСКО.Читайте также: итальянцы предлагают внести...

Театр Гольдони, ранее именуемый Театром Сан Лука и Театром Вендрамин ди Сан Сальваторе, является одним из главных театров Венеции. Театр находится...

Культурный отдых в Италии, безусловно, не будет полноценным без посещения театра. Предпочитаете культурный отдых и хотели бы побольше узнать о театральной жизни в Италии? Давно мечтаете посмотреть итальянскую оперу на родине жанра, но не знаете, как это организовать? Тогда вы зашли на правильный сайт. В рубрике театры Италии вашему вниманию предлагается полезная информация о графике работы и репертуаре итальянских театров. Также здесь вы сможете узнать множество интересных фактов про театры Италии, о истории их возведения и легендах, окутывающих знаменитые здания.

Знали ли вы, что в роли театральных подмостков в Италии могут выступать даже древние амфитеатры, которым уже более двух тысяч лет? А то, что оперные театры Италии такие, как Ла-Скала и Сан-Карло по праву называют лучшими существующими в мире? Заинтересованы в изучении истории их возведения? Желаете узнать о репертуаре и стоимости билетов во всемирно известные опертые театры Италии? Тогда данная рубрика сайта создана специально для вас.

«Ла Скала» (итал. Teatro alla Scala или La Scala ) — оперный театр в Милане. Здание театра было построено по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини в 1776—1778 гг. на месте церкви Санта-Мария делла Скала, откуда произошло и название самого театра. Церковь, в свою очередь, получила название в 1381 году не от «лестницы» (scala), а от покровительницы — представительницы рода правителей Вероны по фамилии Скала (Скалигер) — Беатриче делла Скала (Regina della Scala). Театр был открыт 3 августа 1778 года постановкой оперы Антонио Сальери «Признанная Европа».

В 2001 г. здание театра Ла-Скала было временно закрыто на реставрацию, в связи, с чем все постановки были перенесены в специально сооружённое для этого здание театра Арчимбольди. С 2004 г. постановки возобновлены в старом здании, а Арчимбольди является самостоятельным театром, работающим в сотрудничестве с Ла Скала.

2.

3.

4.

5.

6.

Театр " Busseto " им Дж. Верди.


Буссе́то (итат. Busseto , эмил.-ром. Busé , местн. Büssé ) — область в Италии, в регионе Эмилия-Романья, подчиняется административному центру Парма.

Город, неразрывно связанный с жизнью оперного композитора, Джузеппе Верди.

Джузеппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi , 10 октября 1813 года, Ронколе близ города Буссето, Италия — 27 января 1901 года, Милан) — великий итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.

Композитором созданы 26 опер и один реквием. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества — последние оперы: «Аида», «Отелло».

8.

Театр Джузеппе Верди небольшой 300-местный театр, построенный муниципалитетом с поддержкой Верди, но не с его одобрения.Театр Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi театра) представляет собой небольшой оперный театр. Расположен в крыле Rocca Dei Marchesi Pallavicino на площади Джузеппе Верди в Буссето, Италия.

Театр открылся 15 августа 1868 году. На премьере преобладал зеленый цвет, все мужчины носили зеленые галстуки, женщины носили зеленые платья.В тот вечер были представлены две оперы Верди: «Риголетто» и «Бал-маскарад» . Верди не присутствовал, хотя он жил всего в двух милях отсюда, в деревне Сант-Агата в Вилланова sull"Arda .

Хотя Верди был против строительства театра (это было бы "слишком дорогим и бесполезным в будущем", сказал он), и, как считают, никогда не ступил ногой в него, он пожертвовал 10000 лир на строительство и поддержку театра.

В 1913 году Артуро Тосканини провел торжества по случаю столетия со дня рождения Джузеппе Верди и организовал сбор средств на создание памятника композитору.На площади перед театром установлен бюст Верди, работы Джованни Дюпре.

Театр был реставрирован в 1990 году.В нем регулярно проходит сезон оперных спектаклей.

9.Памятник Джузеппе Верди .

Королевский театр Сан-Карло, Неаполь (Naples, San Carlo).

Оперный театр в Неаполе.Он расположен рядом с центральной площадью Пьяцца дель Плебисцита, рядом с королевским дворцом. Является старейшим оперным театром в Европе.

Театр был построен по заказу Неаполитанского короля Карла VII из династии французских Бурбонов, по проекту Джованни Антонио Медрано, военного архитектора, и Анджело Carasale , бывшего директора театра Сан-Бартоломео. Стоимость строительства 75 000 дукатов.Рассчитан на 1379 мест.

Новый театр восхищал современников своей архитектурой. Зрительный зал украшен золотой лепниной и синими бархатными креслами (синий и золотой официальный цвет дома Бурбонов).

11.

12.

Королевский театр Пармы (Teatro Regio) .


Любимый театр Дж. Верди и скрипача Николо Паганини.

Парма всегда была известна своими музыкальными традициями и самая большая их гордость оперный театр (Teatro Regio).

Открыт в 1829 году. Первым исполнителем был Зайра Беллини. Театр построен в красивом неоклассическом стиле.

14.

15.

Театр Фарнезе в Парме (Parma, Farnese).


Театр Фарнезе в Парме. Он был построен в барочном стиле в 1618 году архитектором Алеотти Джованни Баттистой. Театр был почти разрушен во время воздушного налета союзников во время Второй мировой войны (1944). Был восстановлен и вновь открыт в 1962 году.

Некоторые утверждают, что это первый постоянный театр авансцены (то есть театр, в котором аудитория смотрит театральный спектакль с одним действием, который известен как " арочная авансцена").

17.


Оперный театр Кайо Мелиссо в Сполетто (Spoleto, Caio Melisso).


Основное место проведения оперных спектаклей во время ежегодного летнего фестиваля Dei Due Mondi.

Театр претерпел ряд преобразований и изменений, начиная с конца 17 века. Театро ди Пьяцца дель Дуомо, также известный как Театро делла Роза, построен в 1667, был модернизирован в 1749 году и вновь открыт в 1749 году как Нуово Театро ди Сполето. После 1817 и постройки нового оперного театра, здание было не востребовано до середины 19-го века. 800-местный театр Nuovo был восстановлен между 1854 и 1864 за счет добровольных пожертвований.

Старый театр был сохранен и реконструирован еще раз с новым дизайном и планировкой. Переименованный в Театро Кайо Мелиссо , он вновь открыл свои двери в 1880.

Первый оперный фестиваль состоялся 5 июня 1958 году. Были представлены фрагменты оперы Дж. Верди « Макбет » и другие, менее известные оперы, характерные для этого фестиваля.

19.

Театр "Олимпико", г. Виченца (Vicenza, Olimpico).


«Олимпико» является первым крытым театром в мире с кирпичной кладкой и интерьерами из дерева и штукатурки.

Был построен по проекту архитектором Андреа Палладио между 1580-1585гг.

Театр «Олимпико» находится на площади Пьяцца Матиотти, в городе Виченца. Город расположен между Миланом и Венецией на северо-востоке Италии. Входит в Всемирное наследие ЮНЕСКО.

В театре, который имеет 400 мест, проводятся, в частности, музыкальные и театральные фестивали, такие как «Музыка недель в театре Олимпико», «Звуки Олимпа», фестиваль «Посвящение Палладио», «Андраш Шифф и друзья» и цикл классических шоу.

21.



Последние материалы сайта