Дионис и ариадна. Вакхический поход: покорение Индии Дионисом Миф о превращении дочерей Миния в летучих мышей

06.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Ариадна пробуждается, видит, что Тесей ее бросил, и горько плачет и корит себя за то, что покинула свой род и поверила Тесею. В это время появляется Дионис в сопровождении сатиров и менад и овладевает расстроенной и покинутой Ариадной.

В минойской культуре Ариадна занимала довольно высокое место, ведь ее имя означает "святая", "чистая" - имена, которые присваивали правительнице подземного царства. В прекрасном стихотворении Ницше "Жалоба Ариадны" она свою боль и свои муки доводит до того, что она готова открыться чувственной любви, вот тогда и появляется Дионис и берет ее в супруги. Освобождение Ариадны приходит с Дионисом, который берет ее себе в жены. В связи с этим любопытно отметить, что у Минотавра есть еще и другое имя - Астерий; поклонники Минотавра чтили его как звезду. В то же время Астерий - имя, которое во время мистерий выкрикивают, желая вызвать Диониса как мальчика и дитя. В Дионисе Ариадна вновь находит своего брата, находит утраченную связь с родом. Это совершенно отчетливо видно на одной известной фреске в римской галерее. Здесь бог встречается со своей невестой, не земной женщиной, а возникающей откуда-то Персефоной или Афродитой. Она спит, но она не покинута. Богиня принимает приближающегося к ней бога с сопровождающей, сидя на скале. Она протягивает Дионису чашу, которую Дионис наполняет вином.

Ариадна - дочь критского царя Миноса и Пазифаи. Когда Тезей решился убить минотавра, которому афиняне, по требованию отца А., посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девиц и, таким образом, избавить отечество от чудовища, он получил от любившей его А. клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал минотавр. Совершив геройский подвиг, Тезей бежал с А. на остр. Наксос, где, по одному сказанию, А. была убита стрелами Дианы, по другому - покинута Тезеем и найдена Дионисием, который на ней женился. После ее смерти Дионисий сделался бессмертным богом и поместил ее корону среди созвездий. Во многих произведениях искусства изображен момент отчаяния А., покинутой Тезеем на остр. Наксосе, затем изображается спящая А. и появление Дионисия; чаще же всего встречается изображение А. на колеснице, окруженной вакханками. Известное произведение Даннекера во Франкфурте на М. изображает А. на пантере.

Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти А. в Афины, покинул ее, когда она спала (Hyg. Fab. 42). Бог Дионис, влюбленный в А., похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак (Apollod. epit. I 9). Когда боги справляли свадьбу А. и Диониса, то А. была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Им Дионис еще раньше обольстил А. на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из темного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесен Дионисом на небо в виде созвездия (Ps.-Eratosth. 5).

Миф об А. был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чем свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: "А., вручающая Тесею нить", "спящая А.", "Тесен, покидающий А.", "Дионис, обнаруживающий спящую А.", "шествие Диониса и А."). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: "боги вручают А. звездный венец" и "триумф Диониса и А." (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иордане и др.), в 18 в. - сюжет "покинутая А." (картина А. Кауфман и др.).

На обратном пути команда остановилась на острове Наксос. Усталые мореплаватели заснули. Тесею приснился сон: бог Дионис призывает его покинуть Ариадну, он сам хочет взять ее в жены" Нельзя не повиноваться богу, и Тесей, проснувшись, всходит на корабль, оставив на берегу спящую Ариадну" На заре просыпается дочь Миноса и сразу понимает, что покинута. Отчаянье сменяют безразличие и тоска. Но вот в сумерках зажигаются огни, они приближаются, слышно пение в честь бога Гименея, ее имя повторяют вместе с именем Диониса, вот и он стоит в колеснице, весенний бог, и таинственно улыбается ей. "Забудь о нем, теперь ты моя невеста", - говорит Дионис. Его поцелуй заставляет Ариадну забыть все, что с ней раньше было. Она стала богиней и поселилась на Олимпе"

4. Бахус и Ариадна. Именно Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тесею, которого она любила, выбраться из лабиринта с помощью клубка ниток, но в результате он покинул ее спящей на острове Наксос [ТЕСЕИ, 2]. Здесь ей на помощь пришел Бахус. Изображения, относящиеся к античной эпохе, показывают Ариадну спящей, когда к ней является Бахус, как описал это Филострат [Картины, 1:15]. Но согласно Овидию [Мет, 8:176-182], она в этот момент сидела "слезно молящей", и художники Ренессанса и более позднего времени обычно изображают ее бодрствующей. Бахус взял ее венец, украшенный драгоценными камнями, и "до созвездий метнул", чтобы "славилась в небе она". Так она стала созвездием. Он легко утешил ее, и вскоре они поженились. Он спускается на землю или поднимает Ариадну вверх в колесницу. Бахус снимает корону с ее головы, или же она уже на небе (светящийся круг из звезд). Свита Бахуса может отправлять свои обряды: один сатир демонстрирует, как его обвивают змеи, другой размахивает телячьей ногой, в то время как сатир-малыш тащит за собой голову теленка (ср. Катулл, Кармина, 64) (Тициан, Национальная галерея, Лондон). Овидий [Фасты, 3:459-516] описывает, как Бахус сам покинул Ариадну, чтобы совершить свое путешествие на Восток. По этой версии их встреча является, следовательно, новым их соединением после его возвращения. Это согласуется с присутствием леопардов, которые часто везут его колесницу.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9).

Художника Тициана , написанная в 1520-1523 годах. Полотно входит в цикл картин на мифологические темы, написанные для Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары . Находится в Национальной галерее в Лондоне .

История

Картина предназначалась для украшения дворца Альфонсо I д"Эсте , герцога Феррары , который был декорирован изображениями на классические мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха». Однако Рафаэль умер в 1520 году, успев написать лишь предварительный рисунок и заказ был передан Тициану . Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия . В 1806 году картина попала в Великобританию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).

Реставрация

Полотно было дважды свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к катастрофическим для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Великобританию и, начиная с конца XIX века, постоянно реставрировалась для остановки опадения краски с холста. Реставрация в 1967-1968 годах, проводившаяся в Лондонской национальной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В результате потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значительной площади цвет неба. Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой замысел Тициана, но галерея заявляет, что это было необходимо из-за разрушения лакового покрытия.

Сюжет

Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) появляется справа. Влюбившись в Ариадну с первого взгляда, он выходит из колесницы с двумя гепардами (в оригинальном тексте у Катулла - с леопардами). Ариадна была только что брошена греческим героем Тесеем на острове Наксос - его корабль ещё виднеется вдали. На полотне запечатлён момент испуга Ариадны от внезапного появления бога. По легенде Вакх позже вознёс её на небо и превратил в созвездие Корона , которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).

Композиция разделена по диагонали на два треугольника: один - неподвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую ляпис-лазурь , с двумя влюблёнными и второй - полный движения ландшафт в зелёных и коричневых тонах с персонажами, сопровождающими Вакха. Интересно, что среди фигур, сопровождающих колесницу, выделяется одна, очевидно, навеянная скульптурой Лаокоон и его сыновья , найденной незадолго до написания картины в 1506 году.

Картина входит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу герцога, вероятно, по рекомендации одного из придворных учёных. Альфонсо I д’Эсте в 1510 году хотел включить во дворцовую коллекцию также полотна Микеланджело и Рафаэля. Эта картина была начата Рафаэлем незадолго до смерти и дописана Тицианом. Всего Тициан написал в 1518-1525 годах три картины для герцогского дворца.

В массовой культуре

  • Большой фрагмент картины (без Ариадны) был использован канадской музыкальной группой Crash Test Dummies в оформлении альбома 1993 года «God Shuffled His Feet ».
  • Картина появляется в фильме 2006 года «V - значит вендетта» .

См. также

  • «Пиршество богов» (Беллини)

Напишите отзыв о статье "Вакх и Ариадна (картина Тициана)"

Литература

  • Fehl P. The Worship of Bacchus and Venus in Bellini’s and Titian’s Bacchanals for Alfonso d’Este. in Studies in the History of Art , 6,
  • Murutes H., Personifications of Laughter and Drunken Sleep in Titians Andrians in The Burlington magazine , 115
  • Lowinsky E. E., Music in Titian’s Bacchanal of the Andrians: Origin and History of the Canon per Tonos in Titian, His World and His Legacy , New York,

Ссылки

  • в базе данных Лондонской Национальной галереи (англ.)

Отрывок, характеризующий Вакх и Ариадна (картина Тициана)

Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
– Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
– Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
– Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
– Так это не правда, что он женат!
– Нет, это правда.
– Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
Пьер дал ей честное слово.
– Он здесь еще? – спросила она быстро.
– Да, я его сейчас видел.
Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.
Анатоль, которого он искал, в этот день обедал у Долохова и совещался с ним о том, как поправить испорченное дело. Ему казалось необходимо увидаться с Ростовой. Вечером он поехал к сестре, чтобы переговорить с ней о средствах устроить это свидание. Когда Пьер, тщетно объездив всю Москву, вернулся домой, камердинер доложил ему, что князь Анатоль Васильич у графини. Гостиная графини была полна гостей.

Вакхический поход: покорение Индии Дионисом. - Бог Дионис в Фивах. - Дионис и пираты (матросы Акета). - Гомеровский гимн «Дионис и разбойники». - Пенфей и вакханки. - Миф о превращении дочерей Миния в летучих мышей. - Дионис и Ликург. - Икарий и Эригона. - Миф о Дионисе и Ариадне. - Дионис и Персефона. - Вакхические саркофаги.

Вакхический поход: покорение Индии Дионисом

Героическая легенда в греческих мифах о боге Дионисе (Вакхе) есть не что иное, как мифологическая история введения культуры виноградной лозы и рассказ о действии, производимом опьянением.

Страх перед опьянением и сильное его действие объясняют очень естественно ту оппозицию и враждебность к Дионису, которые он, согласно мифам древней Греции, встречал почти повсюду, когда начинал знакомить людей с виноделием.

Культ Диониса имеет много общего с культом Кибелы, и шумный характер вакхических оргий напоминает шумные праздники в честь богини Кибелы. Но история завоевания Индии придает мифам о Дионисе особенный характер.

Многие исследователи античных мифов полагают, что рассказы о походе Диониса в Индию относятся ко времени завоевания Индии Александром Великим; другие же полагают, что они относятся к более древнему периоду.

В знаменитом индийском походе Диониса принимали участие , целая толпа , фавнов и .

Когда царь Индии Дериад (Δηριάδης) хочет броситься на бога Диониса, виноградные ветки, появившиеся вдруг из-под земли, обвивают все тело, ноги и руки царя и парализуют все движения Дериада. Когда армия Дериада подходит к реке, по мановению руки Диониса вода превращается в крепкое вино, и воины Дериада, мучимые жаждой, кидаются к этой реке и пьют до тех пор, пока опьянение, бред и бешенство не овладевают ими.

Изображение битв между армиями Диониса и индийцами весьма редки, но зато очень часто встречаются памятники искусства, на которых изображены триумф Диониса и его армия. Точно также возвращение Диониса-победителя довольно часто изображается в искусстве.

В лондонской Национальной картинной галерее находится картина Тициана на этот мифологический сюжет.

Бог Дионис в Фивах

Вернувшись из Индии, Дионис захотел, чтобы Фивы, город, в котором Дионис родился, был первым городом в Греции, который признал бы его культ, и потому отправился прямо туда.

В трагедии древнегреческого драматурга Еврипида «Вакханки» бог вина говорит следующее: «Я покинул богатые долины Лидии, обильные золотом, и поля Фригийские, я прошел по жгучим равнинам Персии и по счастливой Аравии; я обошел всю Азию и вошел в Фивы, этот первый город в Греции, который услыхал исступленный рев моих вакханок, потрясающих тирсами, увенчанных плющом».

Дионис и пираты (матросы Акета)

Однажды корабль, идущий из Лидии, приблизился к острову Наксосу. Лоцман этого корабля Акет приказал своим людям поискать на острове пресной воды. Матросы вернулись, ведя за собой мальчика неописанной красоты, которого они нашли в пустынном месте; он лежал пьяный, почти в забытьи, и только с трудом мог за ними следовать.

Лоцман Акет стал уговаривать матросов отпустить необыкновенного ребенка, в котором распознал бога. Но матросы отказались, говоря, что ребенок - их собственность и что они по-пиратски намерены его продать за хорошую цену.

Несмотря на сопротивление и уговоры Акета, пираты снялись с якоря и пустились в путь. Едва корабль Акета вышел в открытое море, как внезапно остановился.

Пораженные матросы натянули все паруса и принялись грести с удвоенной силой, но все их усилия ни к чему не привели.

Цепкий плющ, появившийся из недр моря, обвил весла, покрыл паруса, не допуская ветру их надувать. И перед изумленными глазами матросов появился вдруг юный Дионис, увенчанный виноградом, с тирсом в руке, окруженный тиграми, пантерами и рысями.

В то же время матросы почувствовали, как их тело покрывается рыбьей чешуей, а вместо рук и ног появляются плавники. Дионис превратил пиратов в дельфинов, и только один Акет сохранил человеческий образ.

Бог Дионис велел Акету плыть к Наксосу и там принести жертвы на его алтарях и участвовать в его мистериях.

Приключение Акета и его спутников было изображено на барельефах, украшавших памятник Лисикрата в Афинах.

Гомеровский гимн «Дионис и разбойники»

ДИОНИС и РАЗБОЙНИКИ

(гомеровский гимн, перевод В.В. Вересаева)

О Дионисе я вспомню, рожденном Семелою славной,

Как появился вблизи берегов он пустынного моря

На выступающем мысе, подобный весьма молодому

Юноше. Вкруг головы волновались прекрасные кудри,

Иссиня-черные. Плащ облекал многомощные плечи

Пурпурный. Быстро разбойники вдруг появились морские

На крепкопалубном судне в дали винно-черного моря,

Мужи тирренские. Злая вела их судьба. Увидали,

Перемигнулись и, на берег выскочив, быстро схватили

И посадили его на корабль, веселяся душою.

Верно, то сын, говорили, царей, питомцев Кронида.

Тяжкие узы они на него наложить собралися.

Но не смогли его узы сдержать, далеко отлетели

Вязи из прутьев от рук и от ног. Восседал и спокойно

Черными он улыбался глазами. Все это заметил

Кормчий и тотчас, окликнув товарищей, слово промолвил:

«Что за могучего бога, несчастные, вы захватили

И заключаете в узы? Не держит корабль его прочный.

Это иль Зевс-громовержец, иль Феб-Аполлон сребролукий,

Иль Посейдон. Не на смертнорожденных людей он походит,

Но на бессмертных богов, в олимпийских чертогах живущих.

Ну же, давайте отчалим от черной земли поскорее,

Тотчас! И рук на него возлагать не дерзайте, чтоб в гневе

Он не воздвигнул свирепых ветров и великого вихря!»

Так он сказал. Но сурово его оборвал предводитель:

«Видишь - ветер попутный! Натянем же парус, несчастный!

Живо за снасти берись! А об нем позаботятся наши.

Твердо надеюсь: в Египет ли с нами прибудет он, в Кипр ли,

К гиперборейцам, еще ли куда, - назовет наконец он

Нам и друзей и родных и богатства свои перечислит,

Ибо само божество нам в руки его посылает».

Так он сказал и поднял корабельную мачту и парус.

Ветер парус срединный надул, натянулись канаты.

И совершаться пред ними чудесные начали вещи.

Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду

Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный

Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленье глядели.

Вмиг протянулись, за самый высокий цепляяся парус,

Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли;

Черный вкруг мачты карабкался плющ, покрываясь цветами,

Вкусные всюду плоды красовались, приятные глазу,

А на уключинах всех появились венки. Увидавши,

Кормчему тотчас они приказали корабль поскорее

К суше направить. Внезапно во льва превратился их пленник.

Страшный безмерно, он громко рычал; средь судна же являя

Знаменья, создал медведицу он с волосистым затылком.

Яростно встала она на дыбы. И стоял на высокой

Палубе лев дикоглазый. К корме моряки побежали:

Мудрого кормчего все они в ужасе там обступили.

Лев, к предводителю прыгнув, его растерзал. Остальные,

Как увидали, жестокой судьбы избегая, поспешно

Всею гурьбой с корабля поскакали в священное море

И превратились в дельфинов. А к кормчему жалость явил он,

И удержал, и счастливейшим сделал его, и промолвил:

«Сердцу ты мил моему, о божественный кормчий, не бойся!

Я Дионис многошумный. На свет родила меня матерь,

Кадмова дочерь Семела, в любви сочетавшись с Кронидом».

Славься, дитя светлоокой Семелы! Тому, кто захочет

Сладкую песню наладить, забыть о тебе невозможно.

Пенфей и вакханки

Пенфей , внук Кадма, царя и основателя Фив, стал противиться возвращению Диониса в его страну.

Повсюду уже раздавались звуки флейт и кимвалов, возвещавших о прибытии юного бога. Весь народ уже спешил навстречу Дионису, чтобы посмотреть на невиданный до того праздник.

Разгневанный царь Пенфей обращается к своим подданным, говоря: «Храбрые дети , какое безумие овладело вами?! Шум медных инструментов и флейт, смутное обещание праздного зрелища и чудес смутили ваш разум. Никогда не боялись вы ни бряцания оружия, ни блеска дротиков и стрел; вооруженный неприятель находил вас всегда непобедимыми. Неужели же вы допустите победить вас женщинам, толпе изнеженных мужчин, обезумевших от пьянства и оглашающих воздух ужасным барабанным боем? Пусть лучше нас уничтожит железо и огонь, нежели видеть, как наш город станет добычей почти ребенка, слабого, безоружного, этого изнеженного юноши, который не любит ни войны, ни сражений, не умеет управлять конями и всегда является надушенный, увенчанный плющом и одетый в платье из золота и пурпура» (Овидий).

Несмотря на советы родных, Пенфей приказал своим воинам взять Диониса и привести его в оковах.

Воины повинуются и приводят пленника, но, пока идут приготовления к казни, оковы сами собою падают, двери темницы открываются невидимой силой и пленник Дионис исчезает.

Вне себя от гнева Пенфей отправляется сам на гору Киферон, где празднуется Вакханалия в честь бога Диониса. Первая вакханка, попадающаяся навстречу Пенфею, - его собственная мать. В исступлении мать Пенфея не узнает своего сына и, воображая, что видит перед собой чудовище, кричит: «Вот он, ужасный вепрь, растерзаем его!» И все вакханки бросаются на Пенфея и разрывают его на куски.

Жители Фив, узнав о судьбе несчастного царя, признали тотчас же Диониса за бога и стали приносить жертвы на его алтарях. Миф о Пенфее, растерзанном вакханками, очень часто изображался в искусстве.

Миф о превращении дочерей Миния в летучих мышей

Мало-помалу культ Диониса распространился в Греции почти повсеместно. Только дочери Миния упорно отказывались признавать бога Диониса.

Вместо того чтобы участвовать в праздниках Диониса, дочери Миния сидели дома, работая и посмеиваясь над таинственными обрядами Вакханалий.

Однажды вечером, когда дочери Миния опять посмеивались над Дионисом и его культом, они услыхали звуки барабанов, флейт и кимвалов. Повсюду в доме распространился запах мирры и шафрана; холст, который дочери Миния ткали, покрылся листьями винограда и плюща, а нитки превратились в виноградную лозу, покрытую гроздьями.

Все жилище осветилось тысячами огней; повсюду раздавался адский шум, рев и рычание, как будто весь дом наполнился дикими зверями.

Дочери Миния, объятые ужасом, хотят спрятаться, но, пока они выискивают самый темный уголок дома, они чувствуют, как их тело покрывается перепонкой, которая соединяет все их члены, а вместо рук вырастают маленькие тонкие крылья.

Темнота, царящая в тех местах, где дочери Миния хотели укрыться, мешает им видеть их превращение; но вот дочери Миния поднимаются вверх и держатся на воздухе, не имея перьев; их поддерживают небольшие крылья, обтянутые прозрачной перепонкой. Дочери Миния хотят говорить и - издают только жалобный писк.

Леса не привлекают их, подобно другим птицам; дочери Миния предпочитают обитать в домах; свет - их злейший враг.

Могущественный Дионис отомстил им за пренебрежение его культом, превратив дочерей Миния в летучих мышей.

Дионис и Ликург

Во Фракии, куда отправился затем Дионис, бога вина стал преследовать царь этой страны Ликург, который, опасаясь опьяняющего действия вина, приказал уничтожить все виноградники.

Дионис, спасаясь от преследований Ликурга, бросился в море, где был принят радушно , которой он в благодарность подарил золотую чашу работы бога Гефеста (Вулкана).

Все вакханки и сатиры, обычные спутники Диониса, были заключены в темницу.

В наказание за это боги ниспослали на Фракию неурожай, а царь Ликург, потеряв рассудок, убил своего сына.

Спрошенный оракул сказал, что бесплодие земли прекратится лишь тогда, когда нечестивый царь Ликург погибнет. Жители Фракии привязали Ликурга на вершине горы и растоптали его копытами своих коней.

Освобожденные вакханки посвятили фракийцев во все обряды и таинства культа Диониса.

Миф о пребывании Диониса на дне моря и дарении золотой чаши Тефиде относятся к фабрикации вина и намекают на обыкновение в некоторых странах прибавлять морской воды к виноградному соку, чтобы ускорить брожение вина.

Икарий и Эригона

В царствование в Афинах Пандиона, сына , Дионис в сопровождении богини (Цереры) посетил в первый раз Аттику.

Этот миф имеет некоторое историческое значение: он указывает на то, что, по мнению афинян, культура винограда (Дионис) и хлебных злаков (Деметра) развилась в стране только после распространения культуры оливкового дерева, дарованного афинянам (Минервой) еще при основании города.

Бог Дионис, прибыв в Афины, поселился у афинянина Икария, принявшего бога вина весьма радушно. В благодарность за его гостеприимство Дионис научил Икария выделывать вино.

Икарий, приготовив вино, угостил им соседних поселян, которые нашли его превосходным, но, опьянев, они вообразили, что отравлены Икарием, и бросили его в колодец.

У Икария была дочь, красавица Эригона, понравившаяся Дионису. От него у Эригоны был сын Стафил, т. е. «виноград» в переводе с древнегреческого языка. Стафил, сын Эригоны и Диониса, впоследствии научил людей разбавлять вино водой и тем избегать дурных последствий опьянения.

Не видя отца, Эригона вместе со своей собакой Мерой (Μαῖρα) принялась его искать. Найдя тело Икария, Эригона в отчаянии повесилась.

Боги превратили Эригону в созвездие Девы, а Меру - в созвездие Пса и наслали мор и бешенство на аттических девушек, которые, подражая примеру Эригоны, стали вешаться.

И только когда жители воздали почести Эригоне, воздвигнув ей жертвенный алтарь, бедствия прекратились.

Приход Диониса в дом Икария и горесть Эригоны часто изображались на памятниках искусства как античной, так и новейшей эпохи.

Миф о Дионисе и Ариадне

Дионис посетил много стран, повсюду научая людей виноделию и возделыванию виноградников.

Затем Дионис возвратился на остров Наксос, для того чтобы вступить в мистический брак с Ариадной.

Брошенная героем Тесеем, Ариадна пребывала на Наксосе. Дионис видит Ариадну спящей на берегу моря, слышит ее жалобы и, пораженный красотой Ариадны, приближается к ней, а коварный Эрот ранит ее стрелой. Прекрасная Ариадна, позабыв неверного Тесея, начинает пылать любовью к Дионису.

На многих римских фресках, открытых в Помпеях, изображено прибытие бога вина на Наксос.

Погруженная в сон Ариадна послужила темой для бесчисленных произведений античного и нового искусства.

Тициан и Лука Джордано написали несколько картин на этот мифологический сюжет.

Тип Ариадны есть как бы дополнение типа Диониса. Ариадна как бы олицетворяла вечное опьянение. Сонливое и томное выражение лица Ариадны как нельзя более соответствовало обычному выражению молодого бога Диониса.

Античная скульптура оставила нам несколько прекрасных изображений Ариадны. Между ними большей известностью пользуется статуя Ариадны, находящаяся теперь в музее Ватикана.

Прекрасный бюст Ариадны, воспроизведение которого можно найти в каждой рисовальной школе нашей эпохи, может быть также и бюстом Диониса, которому, согласно преданиям, художники часто придавали женские формы.

Дионис и Персефона

Ариадна является подругой Диониса почти на всех памятниках, изображавших триумф этого бога. Церемония мистического брака Диониса и Ариадны фигурирует в бесчисленных произведениях искусства; особенно часто является она изображенной на античных надгробных памятниках. Но при этом Ариадна как бы превращается или воплощается в богиню Персефону, и Дионис тогда является олицетворением смерти.

Осеннее солнце, лучи которого способствуют дозреванию винограда, есть предвестник зимы, когда все растительное царство умирает; поэтому естественно, что Дионис является в союзе с богиней Персефоной, олицетворявшей растительность.

Ариадна, олицетворяя собой вечное опьянение - состояние, ближе всего соответствующее представлению древних о смерти, также естественно соединена с Дионисом. Мистический союз Диониса и Ариадны, как символ смерти, изображался чаще всего на саркофагах.

В Элевсинских мистериях колос ржи, возрождающийся после того, как зерно сгнило в земле, и вино, образовавшееся из винограда, выжатого прессом, являются символами воскресения и подавались участникам таинств в виде пирога и питья.

Вакхические саркофаги

На многих античных саркофагах Дионису приданы черты лица покойника, а Ариадне - покойницы.

В античности существовали особые мастерские, в которых изготовлялись саркофаги. Все скульптурные украшения саркофагов исполнялись заранее, но головы Диониса и Ариадны только намечались, чтобы потом придать им черты тех лиц, для которых саркофаги предназначались.

В Лувре находится подобный памятник античного искусства, известный под названием «Саркофаг из Бордо». Голова Ариадны там только слегка намечена.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса.
Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.


Вакх - Досси Доссо, ок. 1524 г.

По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре,а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино.Дионис нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Дионис через Фракию отправился в Индию.Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы.Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов.В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.


Вакх и Ариадна - Доминико де Анжелис.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил Энопиона, Фоанта и др. Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"], били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин.Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены.Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное.На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми.


Вакханалия перед статуей Пана Никола Пуссен, 1631-33 гг.

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики.В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса
Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.
В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.


Вакханалия - Тициан, 1523-25 гг.

Вакх - Питер Пауль Рубенс, ок. 1638-40 гг.

Больной Вакх - Караваджо, ок. 1593 г.

Вакх, Вертумн и Сатурн - Паоло Веронезе, 1560-61 гг.

Вакханка - Адольф-Вильям Бугро

Вакханалия - Никола Пуссен, 1628-30 гг.

Вакханка - Адольф-Вильям Бугро, 1894 г.

Вакханка - Артур Уордл

Вакханка - Фредерик Лейтон.

Вакханка - Элизабет Луиза Ле Брюн

Воспитание Бахуса - Никола Пуссен, 1630-1635 гг.

Детство Бахуса - Адольф-Вильям Бугро, 1884 г.

Подросток Дионис - Гвидо Рени, 1615-20 гг.

Праздник Вакха - Диего Веласкес, 1629 г.

Пьющий Вакх - Гвидо Рени, ок. 1623 г.

Триумф Вакха - Корнелис де Вос

Триумф Вакха и Ариадны - Аннибале Карраччи, 1597-1602 гг.

Триумфальная процессия Вакха - Мартен ван Хеемскерк, 1537-38 гг.

Шествие Вакха - Франческо де Мура


Вакх и Ариадна

После внезапной кончины Джорджоне главным представителем венецианской живописи эпохи Высокого Возрождения стал Тициан (Тициано Вечеллио; ок.1476/77 или 1489/90-1576). Он прожил долгую и плодотворную жизнь, о нем сохранилось много документальных свидетельств и легенд, но точная дата рождения его неизвестна; одни исследователи называют 1476-1477 годы, другие - 1489-1490.

Еще мальчиком он был вместе со старшим братом отправлен из маленького родного селения на учебу в Венецию. Чтобы попасть в мастерскую Джованни Беллини, «отцу венецианской живописи» и основоположнику венецианского ренессанса, Тициан сначала занимался в мастерских разных венецианских художников, пока не стал учеником великого мастера. Там быстро раскрылся его большой талант художника, этому способствовала и дружба с Джорджоне, который тоже был учеником Беллини. Когда в 1510 году Джорджоне безвременно скончался от свирепствовавшей в городе чумы, Тициан по праву стал считаться главой венецианской живописи и официальным художником Венецианской республики.

С этого времени его главная обязанность - писать портреты венецианских дожей. Он также завален заказами на религиозные и светские темы. Тициан много работал для герцога Феррары Альфонсо д"Эсте, выполнял заказы правящих династий Мантуи (Гонзага) и Урбино (Делла Ровере). Его работы этого времени красочны и полны упоения жизнью.

Смерть Актеона

Находящаяся в Лондонской Национальной галерее картина Вакх и Ариадна была написана в начале 20-х годов, она полностью отражает ту радость бытия, которую ощущает в это время сам художник. Работа выполнена Тицианом для украшения феррарского дворца д"Эсте. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесеем Ариадны. Увидев прекрасную девушку, Вакх спускается со своей колесницы, запряженной леопардами, чтобы поднять ее к себе. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Вся композиция как бы сдвинута в сторону Ариадны, силуэт которой возникает у края картины на фоне моря и неба. К ней в порывистом движении устремлено прекрасное тело Вакха, единственной одеждой которому служит развевающийся яркий розовый плащ. За Вакхом - шествие его спутников: это и танцующие нимфы с тамбуринами, и девушки, несущие сосуды для вина, и сатиры.

Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Прекрасен окружающий сцену пейзаж. Высоко над танцующими нимфами и фавнами деревья раскинули свои разноцветные кроны. У самого горизонта можно рассмотреть почти растворившийся в дымке мифический город. Тонкие белые облака словно прорезают небо. Работа удивительно декоративна. Но все-таки главное в ней - это безмолвный диалог между Ариадной, всем своим существом стремящейся к морю, где еще может быть виден парус уплывающего корабля Тесея, и Вакхом, как бы говорящим ей этим, что Тесей принадлежит прошлому, а все ее будущее связано с ним.

Картина Noli те tangere (ее название можно перевести как Не прикасайся ко мне), запечатлела момент встречи только что воскресшего Христа, выдающего себя за крестьянина, с обессилевшей от горя и отчаяния Марией Магдалиной. Эта последняя их встреча происходит на фоне прекрасного идиллического пейзажа, полного света и умиротворения. Распростертая у ног Спасителя Мария Магдалина тянет к нему руку. Но слова Христа останавливают ее - он уже принадлежит другому миру. Художнику удалось запечатлеть удивительное слияние любви земной и любви небесной.

В 1530 году Тициан встретился с императором Карлом V, который испытывал к мастеру глубокое уважение. Художник и император становятся друзьями. Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для императорского двора. А в 1550-1551 годах он работает уже для нового императора Филиппа II, сына Карла V.

Вернувшись в Венецию, художник почти полностью отказывается от заказов, передавая их более молодым коллегам, а себя посвящает выполнению работ для двора Габсбургов, с которыми он был связан до конца своих дней.

Поздняя живопись Тициана - это новый взлет творчества мастера. Его мазок становится объемней, цвет насыщенней, а градации цвета более сложными и тонкими. Между тем картины Тициана проникнуты трагическим ощущением неминуемой смерти. Поздняя работа художника Смерть Актеона иллюстрирует одну из историй, взятую из «Метаморфоз» Овидия. Прекрасный Актеон, охотясь в лесу, случайно увидел купающуюся богиню Диану. Рассерженная богиня превратила юношу в оленя и затравила несчастного его собственными собаками.

На картине мы видим бегущую Диану, в одной руке она держит лук, второй рукой вынимает из колчана стрелу. Мчащаяся впереди нее свора собак набрасывается на получеловека-полуоленя. Полотно решено в мягких приглушенных тонах. Только силуэт Дианы в розовом хитоне контрастом выделяется на фоне холодного неба с мятущимися по нему облаками.

Не прикасайся ко мне



Последние материалы сайта