Чем знаменит тургенев темы творчества мотивы произведений. Произведения тургенева. Самые известные произведения Ивана Тургенева

03.11.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Иван Сергеевич Тургенев, в будущем всемирно известный писатель, был рожден 9 ноября 1818 года. Место рождения — город Орел, родители — дворяне. Свою литературную деятельность он начал не с прозы, а с лирических произведений и стихотворений. Поэтические нотки чувствуются и во многих последующих его рассказах и романах.

Творчество Тургенева кратко представить очень сложно, слишком велико было влияние его творений на всю русскую литературу того времени. Он является ярким представителей золотого века в истории русской литературы, а его известность простиралась далеко за пределы России – за границей, в Европе имя Тургенева также было знакомо многим.

Перу Тургенева принадлежат созданные им самим типичные образы новых литературных героев – крепостных, лишних людей, хрупких и сильных женщин и разночинцев. Некоторые затронутые им более 150 лет назад темы актуальны и по сей день.

Если охарактеризовать творчество Тургенева кратко, то исследователи его произведений условно выделяют в нем три этапа:

  1. 1836 – 1847.
  2. 1848 – 1861.
  3. 1862 – 1883.

Каждому из этих этапов присущи свои особенности.

1) Этап первый – это начало творческого пути, написание романтических стихотворений, поиск себя как писателя и своего стиля в разных жанрах – поэзии, прозе, драматургии. В начале этого этапа Тургенев был подвержен влиянию философской школы Гегеля, и творчество его носило романтический и философский характер. В 1843 году он познакомился с известным критиком Белинским, который стал его творческим наставником и учителем. Чуть раньше Тургенев написал свою первую поэму под названием «Параша».

Большое влияние на творчество Тургенева оказала любовь к певице Полине Виардо, вслед за которой он на несколько лет уехал во Францию. Именно этим чувством объясняются последующие эмоциональность и романтизм его произведений. Также за время жизни во Франции Тургенев познакомился со многими талантливыми мастерами слова этой страны.

К творческим достижениям данного периода относятся следующие произведения:

  1. Поэмы, лирика — «Андрей», «Разговор», «Помещик», «Поп».
  2. Драматургия – пьесы «Неосторожность» и «Безденежье».
  3. Проза – рассказы и повести «Петушков», «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер», «Муму».

Все лучше вырисовывается будущее направление его творчества – произведения в прозе.

2) Этап второй – самый успешный и плодотворный в творчестве Тургенева. Он наслаждается заслуженной славой, возникшей после публикации первого рассказа из «Записок охотника» — напечатанного в 1847 году в журнале «Современник» рассказа-очерка «Хорь и Калиныч». Его успех послужил началом пятилетней работы над остальными рассказами из этой серии. В этом же 1847 году, когда Тургенев находился за границей, были написаны следующие 13 рассказов.

Создание «Записок охотника» несет важный смысл в деятельности писателя:

— во-первых, Тургенев одним из первых русских писателей затронул новую тему – тему крестьянства, более глубоко раскрыл их образ; помещиков же он изображал в реальном свете, стараясь не приукрашивать и не критиковать без повода;

— во-вторых, рассказы проникнуты глубоким психологическим смыслом, писатель не просто изображает героя определенного сословия, он старается проникнуть ему душу, понять образ его мыслей;

— в-третьих, эти произведения не понравились властям, и за их создание Тургенева сначала арестовали, а потом отправили в ссылку в его родовое поместье.

Творческое наследие:

  1. Романы – «Рудь», «Накануне» и «Дворянское гнездо». Первый роман был написан в 1855 году и имел у читателей большой успех, а два последующих еще больше укрепили славу писателя.
  2. Повести – «Ася» и «Фауст».
  3. Несколько десятков рассказов из «Записок охотника».

3) Этап третий – время зрелых и серьезных произведений писателя, в которых писатель затрагивает более глубокие вопросы. Именно на шестидесятые годы приходится написание самого известного романа Тургенева – «Отцы и дети». Этот роман поставил актуальные и по сей день вопросы взаимоотношения разных поколений и породил множество литературных дискуссий.

Интересным фактом также является то, что на заре своего творческой деятельности Тургенев вернулся к тому, с чего начинал – к лирике, стихам. Он увлекся особым видом стихотворений – написанием прозаических фрагментов и миниатюр, в лирической форме. За четыре года им было написано больше 50 таких произведений. Писатель считал, что такая литературная форма может в полной мере выразить самые тайные чувства, эмоции и мысли.

Произведения этого периода:

  1. Романы – «Отцы и дети», «Дым», «Новь».
  2. Повести – «Пунин и Бабурин», «Степной король Лир», «Бригадир».
  3. Мистические произведения – «Призраки», «После смерти», «История лейтенанта Ергунова ».

В последние годы своей жизни Тургенев преимущественно находился за границей, не забывая при этом свою Родину. Его творчество оказало влияние на многих других писателей, открыло в русской литературе многие новые вопросы и образы героев, поэтому Тургенев по праву считается одним из самых выдающихся классиков российской прозы.

Скачать данный материал:

(6 оценили, оценка: 4,33 из 5)

Тургенев Иван Сергеевич родился 28 октября 1818 года (по новому 9 ноября). Русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.

Детские годы провёл в имении матери -- село Спасское-Лутовиново Орловской губернии, где культура "дворянского гнезда" разительно контрастировала с крепостническим произволом. В 1833 поступил в Московский университет, через год перешёл в Петербургский университет на словесное отделение философского факультета (окончил кандидатом в 1837). Первое дошедшее до нас произведение Т. -- драматическая поэма "Стено" (написана в 1834, опубликована 1913), посвящена герою демонического склада. К середине 30-х гг. относятся ранние стихотворные опыты Т. Первое увидевшее свет произведение -- рецензия на книгу А. Н. Муравьева "Путешествие по святым местам русским" (1836), в 1838 в журнале "Современник" были опубликованы первые стихи Т. "Вечер" и "К Венере Медицейской".

В 1838--40 (с перерывами) продолжал образование за границей. В Берлинском университете он занимался философией, древними языками, историей. В Берлине, затем в Риме сблизился с Н. В. Станкевичем и М. А. Бакуниным. В 1842 Т. выдержал в Петербургском университете экзамен на степень магистра философии. В 1842 совершил ещё одну поездку в Германию. По возвращении служил в министерстве внутренних дел чиновником особых поручений (1842--44). В 1843 Т. познакомился с французской певицей П. Виардо. Дружеские отношения с ней и её семьей продолжались в течение всей жизни писателя, оставили глубокий след в его творчестве; привязанность к Виардо во многом объясняет частые поездки, а затем и долгое пребывание Тургенева за границей. Чрезвычайно важным для Ивана Сергеевича было знакомство в конце 1842 с В. Г. Белинским; вскоре Тургенев сблизился с его кружком, с петербургскими литераторами (в том числе с А. И. Герценом), деятельность которых развёртывалась в русле идей западничества. Критика и убеждения Белинского способствовали укреплению Тургенева на антикрепостнических и антиславянофильских позициях; в некоторых очерках Тургенева из "Записок охотника" ("Бурмистр" и "Два помещика") есть следы прямого влияния "Письма к Гоголю", написанного Белинским во время совместного пребывания с Тургенева за границей (1847).

В 1843 вышла в свет поэма "Параша", высоко оцененная Белинским; вслед за ней опубликованы поэмы "Разговор" (1845), "Андрей" (1846) и "Помещик" (1846) -- своего рода "физиологический очерк" в стихах, определивший место Т. в кругу писателей гоголевского направления. В поэзии Тургенева два героя -- мечтатель, человек страстной и мятежной души, полный внутренней тревоги, неясных надежд, и -- скептик онегинско-печоринского типа. Грустная ирония по отношению к бесприютному "скитальцу", тоска о высоком, идеальном, героическом -- основное настроение поэм Ивана Сергеевича в прозаических произведениях этих лет -- "Андрей Колосов" (1844), "Три портрета" (1846), "Бретер" (1847) -- Тургенев продолжал разработку выдвинутой романтизмом проблемы личности и общества. Эпигон Печорина, скептик во 2-й половине 40-х гг. не представлялся Тургенев значительным, напротив, он сочувствует сейчас личности непосредственной и свободной в проявлениях своей воли и чувства. В это время Тургенев выступает и с критическими статьями, с рецензиями (на перевод "Фауста" М. Вронченко, пьесы Н. В. Кукольника, С. А. Гедеонова), в которых выразилась эстетическая позиция писателя, близкая взглядам Белинского на высокое общественное назначение литературы.

В драматических произведениях -- жанровых сценах "Безденежье" (1846), "Завтрак у предводителя" (1849, опубликован 1856), "Холостяк" (1849) и социальной драме "Нахлебник" (1848, поставлена 1849, опубликована 1857) -- в изображении "маленького человека" сказались традиции Н. В. Гоголя и связь с психологической манерой Ф. М. Достоевского (образ Кузовкина). В пьесах "Где тонко, там и рвется" (1848), "Провинциалка" (1851), "Месяц в деревне" (1850, опубликована 1855) выражены характерные для Ивана Сергеевича неудовлетворённость бездействием рефлектирующей дворянской интеллигенции, предощущение нового героя -- разночинца. От драмы униженного крепостническими порядками человека Тургенев приходит к глубокой психологической разработке столкновений разных социальных групп, различных воззрений (например, дворянства и разночинцев). Драматургия Т. подготавливала социальные пьесы А. Н. Островского и предваряла психологическую драму А. П. Чехова с её скрытым лиризмом и острым ощущением разорванности мира и человеческого сознания.

Цикл очерков "Записки охотника" (1847--52) -- самое значительное произведение молодого Т. Оно оказало большое влияние на развитие русской литературы и принесло автору мировую известность. Книга была переведена на многие европейские языки и уже в 50-е гг., находясь фактически под запретом в России, выдержала много изданий в Германии, Франции, Англии, Дании. По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, "Записки охотника" "...положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды" (Собр. соч., т. 9, 1970, с. 459). В центре очерков -- крепостной крестьянин, умный, талантливый, но бесправный. Т. обнаружил резкий контраст между "мёртвыми душами" помещиков и высокими душевными качествами крестьян, возникшими в общении с величавой, таинственной и прекрасной природой. В соответствии с общей мыслью "Записок охотника" о глубине и значительности народного сознания Т. в самой художественной манере изображения крестьян делает шаг вперёд в сравнении с предшествующей и современной литературой. Яркая индивидуализация крестьянских типов, изображение психологической жизни народа в смене душевных движений, обнаружение в крестьянине личности тонкой, сложной, глубокой, как природа,-- открытия Т., сделанные в "Записках охотника".

Тургеневская концепция народного характера имела большое значение для развития прогрессивной общественной мысли в России. К книге Т. обращались передовые люди как к убедительному аргументу в пользу отмены крепостного права в России. В 70-е гг. "Записки..." оказались близки народникам как признание нравственной высоты крестьянина и бедственного его положения. Они оказали заметное влияние на изображение народа в русской литературе (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, Чехов). С "Записок охотника" началось участие Т. в некрасовском "Современнике", в кружке которого он вскоре занял видное место.

В феврале 1852 Т. написал некрологическую заметку о смерти Гоголя, назвав его великим писателем, который "...означил эпоху в истории нашей литературы" (Полн. собр. соч., т. 14, 1967, с. 72), что послужило предлогом для ареста и ссылки Т. под надзор полиции в село Спасское на полтора года. Истинная причина этой акции -- критика крепостничества в "Записках охотника". В этот период Т. написал повести "Муму" (опубликована 1854) и "Постоялый двор" (опубликована 1855), по своему антикрепостническому содержанию примыкающие к "Запискам охотника".

В 1856 в "Современнике" появился роман "Рудин" -- своеобразный итог раздумий Т. о передовом герое современности. Роману предшествовали повести и рассказы, в которых писатель с разных сторон оценивал тип идеалиста 40-х гг. Если в повестях "Два приятеля" (1854) и "Затишье" (1854) с неодобрением был дан портрет человека неустойчивого, рефлектирующего, то в рассказах "Гамлет Щигровского уезда" (1849), "Дневник лишнего человека" (1850), "Яков Пасынков" (1855), "Переписка" (1856) раскрывалась трагедия "лишнего человека", его мучительный разлад с миром и людьми. Точка зрения Т. на "лишнего человека" в "Рудине" двойственна: признавая значение рудинского "слова" в пробуждении сознания людей 40-х гг., он отмечает недостаточность одной лишь пропаганды высоких идей в условиях русской жизни 50-х гг. Как всегда, Т. "сверял" своего героя с чутко уловленными требованиями современности, ожидавшей передового общественного деятеля. Рудин принадлежал к поколению, которое готовило для него почву. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов (в эти годы) готовы были поддержать протест против крепостнической действительности, заключающийся во многих психологических чертах "лишнего человека".

В романе "Дворянское гнездо" (1859) остро поставлен вопрос об исторических судьбах России. Герой романа Лаврецкий "обыкновеннее" Рудина, но он ближе к народной жизни, лучше понимает нужды народа. Он считает своим долгом облегчить участь крестьян. Однако ради личного счастья он забывает о долге, хотя и счастье оказывается невозможным. Героиня романа Лиза, готовая на великое служение или подвиг, не находит высокого смысла в мире, где постоянно оскорбляется её нравственное чувство. Уход Лизы в монастырь -- это своеобразный протест и пусть пассивное, но всё же неприятие жизни. Образ Лизы окружен "светлой поэзией", которую Салтыков-Щедрин отмечал в "каждом звуке этого романа". Если "Рудин" -- испытание идеалиста 40-х гг., то "Дворянское гнездо" -- это осознание его ухода с исторической сцены.

В связи с "Дворянским гнездом" и предшествовавшими ему повестями "Фауст" (1856) и "Ася" (1858) в печати возникла полемика о долге, самоотречении, эгоизме. В решении этих проблем наметилось расхождение между Т. и революционными демократами, которые сосредоточили своё внимание на слабости, нерешительности "лишнего человека", отсутствии в нём гражданского чувства (о чём писал Чернышевский в статье "Русский человек на rendezvous" в связи с повестью Т. "Ася"); они исходили из представления о нравственно цельном человеке, у которого нет противоречия между внутренними потребностями и общественным долгом. Спор о новом герое затрагивал самые существенные вопросы русской жизни накануне реформы, в условиях назревающей революционной ситуации. Чуткий к запросам времени, Т. в романе "Накануне" (1860) выразил мысль о необходимости сознательно-героических натур. В образе разночинца болгарина Инсарова писатель вывел человека с цельным характером, все нравственные силы которого сосредоточены на стремлении освободить свою родину. Т. отдавал должное людям героического склада, хотя они представлялись ему несколько ограниченными, однолинейными. Добролюбов, посвятивший "Накануне" статью "Когда же придёт настоящий день?" (1860), отметил, что Инсаров неполно обрисован в романе, не приближен к читателю, не открыт ему. И поэтому, по мнению критика, главное лицо романа -- Елена Стахова; в ней воплощена "общественная потребность дела, живого дела, начало презрения к мертвым принципам и пассивным добродетелям..." (Собр. соч., т. 3, 1952, с. 36). Россия для Т. -- накануне появления сознательно-героических натур (для Добролюбова -- революционных). Т. не мог принять остропублицистическое истолкования романа, предложенного Добролюбовым, не мог согласиться с революционной позицией критика, выраженной на материале и при помощи его романа. Поэтому писатель возражал против опубликования статьи. Когда же она благодаря настойчивости Некрасова всё-таки появилась, он ушёл из "Современника". Основная причина разрыва коренилась в том, что Т., стоявший на либеральных позициях, не верил в необходимость революции; по определению В. И. Ленина, ему "...претил мужицкий демократизм Добролюбова и Чернышевского" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 206). В то же время Т. отдавал дань уважения высоким душевным качествам революционных демократов и связывал с ними будущее России.

Поэтому в романе "Отцы и дети" (1862) Т. продолжал художественное исследование "нового человека". "Отцы и дети" -- роман не просто о смене поколений, а о борьбе идейных направлений (идеализма и материализма), о неизбежном и непримиримом столкновении старых и новых социально-политических сил. Роман раскрывал жестокий и сложный процесс ломки прежних социальных отношений, конфликты во всех сферах жизни (между помещиками и крестьянами, выходящими из повиновения; между дворянами и разночинцами; внутри дворянского сословия). Этот процесс предстал в романе как разрушительная стихия, взрывающая аристократическую замкнутость, ломающая сословные перегородки, меняющая привычное течение жизни. Расстановка лиц в романе и развитие действия показали, на чьей стороне автор. Несмотря на его двойственное отношение к герою, несмотря на спор, который ведёт Т. с "нигилистом" Базаровым, об отношении к природе, любви, искусству, этот "отрицатель" выведен как мужественный, последовательный в своих убеждениях человек, которому предстоит большое и важное "дело". Рационализм суждений находится в противоречии с его глубокой, страстной натурой. Защитники прежних "принципов" -- "сливки" дворянского общества (братья Кирсановы) -- уступают герою в нравственной силе, понимании потребностей жизни. Трагическая история любви Базарова и Одинцовой, выявляя несоответствие между натурой и некоторыми воззрениями героя, подчёркивает его нравственное превосходство над лучшими представителями дворянства. Трезво и серьёзно оценивал Т. не только роль героя, находящегося в "преддверии будущего", составляющего "странный pendant с Пугачевым", но и место народа в этом процессе. Т. видел разобщённость народа с передовой интеллигенцией, ставшей на защиту его интересов. В этом, по Т., одна из причин трагического положения новых деятелей.

Современники остро реагировали на появление романа. Реакционная печать обвинила Т. в заискивании перед молодёжью, демократическая упрекала автора в клевете на молодое поколение. Иначе понял роман Д. И. Писарев, увидевший в нём верное изображение нового героя. Сам Т. писал К. К. Случевскому по поводу Базарова: "... Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером" (Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. 4, 1962, с. 380). Однако известная противоречивость позиции Т. доныне порождает споры об отношении автора к герою.

После "Отцов и детей" для писателя наступил период сомнений и разочарований. В открытом споре с А. И. Герценом он отстаивает просветительские взгляды. Появляются повести "Призраки" (1864), "Довольно" (1865) и др., исполненные грустных раздумий и пессимистических настроений. Меняется жанр тургеневского романа: всё более ослабляется централизующая роль главного героя в общей композиции произведения. В центре романа "Дым" (1867) -- проблема поколебленной реформой жизни России, когда "...новое принималось плохо, старое всякую силу потеряло" (Соч., т. 9, 1965, с. 318). В романе два основных героя -- Литвинов, в трагической любви которого отразились и "поколебленный быт", и противоречивое, неустойчивое сознание людей, и Потугин -- проповедник западной "цивилизации". Роман носил резко сатирический и антиславянофильский характер. Ирония автора была направлена как против представителей революционной эмиграции ("Гейдельбергские арабески"), так и против высших правительственных кругов России ("баденские генералы"). Однако осуждение пореформенной действительности ("дым"), рассмотрение политической оппозиции не как привнесённого извне явления, а как порождения российской жизни отличают этот роман от "антинигилистических" произведений других авторов. Грустные воспоминания о типе "лишнего человека" ("Вешние воды", опубл. 1872), раздумья о народе и сути русского характера ("Степной король Лир", опубликован 1870) приводят Т. к созданию наиболее значительного произведения последнего периода -- романа "Новь" (1877).

В обстановке горячих обсуждений судеб истории и искусства возникает "Новь" -- роман о народническом движении в России. Отдавая дань уважения героическому порыву молодёжи, её подвигу самопожертвования, но не веря в возможность революционных преобразований, Т. придаёт участнику "хождения в народ", "романтику реализма" Нежданову черты "российского Гамлета". Трезвый практик-постепеновец Соломин с его теорией "малых дел", по мнению Т., ближе к истине. Развёртывая в романе картины идейных споров представителей либеральных воззрений (Сипягин), консервативных (Калломейцев) и народнических (Нежданов, Марианна,. Соломин) взглядов, Т. отдаёт предпочтение народническим. "Новь" хотя и не сразу, но примирила писателя с молодым поколением. В последние годы жизни Т. создал несколько небольших произведений, в том числе "Стихотворения в прозе" (часть 1, опубликована 1882); в стихотворениях "Порог", "Памяти Ю. П. Вревской" он прославил подвиг самопожертвования во имя счастья народа.

В 70-е гг., живя в Париже, Т. сближается с деятелями народнического движения -- Г. А. Лопатиным, П. Л. Лавровым, С. М. Степняком-Кравчинским; материально помогает народническому журналу "Вперёд". Он следит за развитием русского и французского искусства; входит в кружок крупнейших французских писателей -- Г. Флобера, Э. Золя, А. Доде, братьев Гонкур, где пользуется репутацией одного из крупнейших писателей-реалистов. В эти годы и позднее Т. своим зрелым мастерством, утончённым искусством психологического анализа оказывал несомненное влияние на западноевропейских писателей. П. Мериме считал его одним из вождей реалистической школы. Ж. Санд, Г. Мопассан признавали себя учениками Т. В скандинавских странах романы Т., в частности "Рудин", пользовались особой популярностью, привлекали внимание видных драматургов и прозаиков. Шведская критика отмечала "тургеневский элемент" в пьесах А. Стриндберга. Очень велика была роль Т. и как пропагандиста русской литературы за рубежом.

Деятельность Т. в области литературы, науки и искусства была высоко оценена во Франции и Англии. В 1878 его избирают вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. В 1879 Оксфордский университет присвоил Т. степень доктора обычного права. Приезжая в Россию (1879, 1880), Т. участвовал в чтениях в пользу общества любителей российской словесности. В 1880 он выступил с речью о Пушкине. Прогрессивная Россия встречала его овациями.

Творчество Т. ознаменовало новый этап в развитии русского реализма. Чуткость к актуальным вопросам русской жизни, философское осмысление событий и характеров, правдивость изображения сделали книги Т. своеобразной летописью русской действительности 40--70-х гг. 19 в. Особенно велики его заслуги в развитии русского романа. Продолжая традиции Пушкина, Гоголя, М. Ю. Лермонтова, он создал особую форму "биографического", или "персонального", романа, романа героя. В центре внимания автора -- судьба одного лица, характерного для своего времени. Т. принадлежит глубокое и объективное исследование типа "лишнего человека", получившее дальнейшее развитие в творчестве И. А. Гончарова, Л. Толстого, Достоевского, Чехова. Анализ характера героя, оценка его с общественно-исторической точки зрения определяют композицию романа Т. Этим же принципом обусловлено и расположение действующих лиц. Главный герой романа защищает определённую жизненную позицию. От того, насколько успешно он её отстаивает, зависит его судьба. Другие лица романа, выражая в спорах-поединках свои воззрения, соотносятся с главным героем, оттеняя сильные и слабые стороны его убеждений и характера.

Особое место в прозе Т. занимают женские образы. В женской, натуре, по мнению автора, цельной, бескомпромиссной, чуткой, мечтательной и страстной, воплощено свойственное определённому времени ожидание нового, героического. Поэтому любимым своим героиням Т. даёт право суда над героем. Истории любви принадлежит центральное место в композиции романа Т. Осмысление любви не только как величайшего счастья, но и как трагедии человеческой жизни, анализ "трагического значения любви" имеют у Т. концепционное значение. В несоединимости общественного долга и счастья, выявляющей противоречия между натурой и убеждениями героя, обнаруживается представление Т. о неразрешимости конфликта передового деятеля с обществом в крепостнической России, невозможности свободного проявления человеческой личности. Глубокое освещение основного жизненного конфликта и характеров, одобрение прогрессивных социальных течений, вера в общественный идеал соединяются у Т. с сознанием неосуществимости идеала в тот исторический период. Отсюда и двойственность в отношении автора к главному герою: уважение к его высоким нравственным качествам и сомнение в правильности избранной им жизненной позиции. Этим же объясняется и грустная, лирическая атмосфера, возникающая вокруг героя, которому не удаётся воплотить в жизнь свои убеждения, и героини, стремящейся к активному добру.

Пейзаж в произведениях Т. -- не только фон для развития действия, но одно из главных средств характеристики персонажей. Философия природы с наибольшей полнотой выявляет особенности мировоззрения и художественной системы автора. Т. воспринимает природу как "равнодушную", "повелительную", "себялюбивую", "подавляющую" (см. Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. 1, 1961, с. 481). Природа у Т. проста, открыта в своей реальности и естественности и бесконечно сложна в проявлении таинственных, стихийных, часто враждебных человеку сил. Однако в счастливые минуты она для человека -- источник радости, бодрости, высоты духа и сознания.

Тургенев -- мастер полутонов, динамического, проникновенного лирического пейзажа. Основная тональность тургеневского пейзажа, как в произведениях живописи, обычно создаётся освещением. Т. улавливает жизнь природы в чередовании света и тени и в этом движении отмечает сходство с переменчивостью настроения героев. Функция пейзажа в романах Т. многозначна, он часто приобретает обобщённое, символическое звучание и характеризует не только переход героя от одного душевного состояния к другому, но и переломные моменты в развитии действия (например, сцена у Авдюхина пруда в "Рудине", гроза в "Накануне" и др.). Эта традиция была продолжена Л. Толстым, Короленко, Чеховым.

В создании психологического и сатирического портрета Т. -- последователь Пушкина и Гоголя. Портретные характеристики выполнены Т. в объективной манере (сам Т. говорил о необходимости "...быть психологом, но тайным"-- там же, т. 4, 1962, с. 135). Напряжённость душевной жизни с тонко очерченной сменой различных состояний передана в её внешних проявлениях -- в мимике, жесте, движении персонажа, за которыми как бы угадываются недостающие звенья единой психологической цепи. Дело великих предшественников Т. продолжал и как непревзойдённый стилист, как мастер языка, сливший в своей прозе книжную культуру русского слова с богатствами живой народной речи.

Созданная Тургеневым художественная система оказала заметное влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа 2-й половины 19 в. Она во многом послужила основой для "интеллектуального" романа Л. Толстого и Достоевского, в котором судьбы центральных героев зависят от решения ими важного философского вопроса, имеющего общечеловеческое значение. Традиции Т. развиваются и в творчестве многих советских писателей (А. Н. Толстой, К. Г. Паустовский и др.). Его пьесы составляют неотъемлемую часть репертуара советских театров. Многие произведения Тургенева экранизированы.

Советские литературоведение с первых лет революции занималось пристальным изучением наследия Т. Создано множество трудов, посвященных жизни и творчеству писателя, выяснению его роли в русском и мировом литературном процессе. Проведено научное исследование текстов, изданы широко комментированные собрания сочинений. Музеи Т. созданы в г. Орле и бывшем имении его матери Спасском-Лутовинове

  • -- Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь.
  • -- Вы еще не знаете есть ли у вас талант? Дайте ему время вызреть; а если его даже не окажется, разве человеку необходим именно поэтический талант, чтобы жить и действовать?
  • -- есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают...
  • -- жизнь есть не что иное, как постоянно побеждаемое противоречие
  • -- Природа... будит в нас потребность любви...
  • -- Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием
  • -- Брак основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни.
  • -- Вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет.
  • -- Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
  • -- Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает - скоро ли, тихо ли оно проходит.
  • -- Всякая Молитва сводится на следующее: "Великий Боже, сделай, чтобы дважды два - не было четыре".
  • -- Выйдет случай что-нибудь сделать - прекрасно, а не выйдет - по крайней мере тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал.
  • -- Добро по указу - не добро.
  • -- Если стремление происходит из источника чистого, оно все-таки, и не удавшись вполне, не достигнув цели, может принести пользу великую.
  • -- Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут, и другим не дают.
  • -- Жалок тот, кто живет без идеала!
  • -- Космополит - нуль, хуже нуля.
  • -- Кто стремится к высокой цели, уже не должен думать о себе.
  • -- Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ее, только любовью держится и движется жизнь.
  • -- Любовь… сильнее смерти и страха смерти.
  • -- Мужчина может сказать, что дважды два не четыре, а пять или три с половиною, а женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка.
  • -- Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
  • -- Не ревнует тот, у кого нет хоть бы капли надежды.
  • -- Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.
  • -- Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.
  • -- Неувядаемый лавр, которым увенчивается великий человек, ложится также и на чело его народа.
  • -- Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорее.
  • -- Ничего нет утомительней невеселого ума.
  • -- О, молодость! Молодость! Может быть, вся тайна твоей прелести не в возможности все делать, а в возможности думать, что ты все сделаешь.
  • -- Обо всем на свете можно говорить с жаром... но с аппетитом говоришь только о самом себе.
  • -- Перед вечностью, говорят, все пустяки - да; но в таком случае и сама вечность пустяки.
  • -- Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
  • -- Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится.
  • -- Себялюбие - самоубийство. ... но самолюбие, как деятельное стремление к совершенству, есть источник всего великого...
  • -- Сильному не нужно счастья.
  • -- Смех без причины - лучший смех на свете.
  • -- Смешно бояться - правды не любить.
  • -- Старая штука смерть, а каждому внове.
  • -- Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.
  • -- Только ее, только любовью держится и движется жизнь.
  • -- У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.
  • -- Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие - архимедов рычаг, которым землю с места сдвинуть можно.
  • -- Человек слаб, женщина сильна, случай всесилен, примириться с бесцветною жизнью трудно, вполне позабыть себя невозможно... , а тут красота и участие, тут теплота и свет, - где же противиться? И побежишь, как ребенок к няньке.
  • -- Человеку надо надломить упорный эгоизм своей личности, чтобы дать ей право себя высказывать.
  • -- Честность была его капиталом, и он брал с него ростовщичьи проценты.
  • -- Чрезмерная гордость - вывеска ничтожной души.
  • -- Эта женщина, когда идет к тебе, точно все счастье твоей жизни тебе навстречу несет...
  • -- Всякая мысль подобна тесту, стоит помять ее хорошенько - все из нее сделаешь.
  • -- Непонятыми остаются только те люди, которые либо еще сами не знают, чего хотят, либо не стоят того, чтобы их понимали.

Начало литературной деятельностиВ 1841 году Тургенев вернулся на родину. В начале 1842 год он подал в Московский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии; но в Москве не было тогда штатного профессора философии, и просьба его была отклонена. Как видно из опубликованных в «Библиографе» за 1841 год «Новых материалов для биографии Ивана Сергеевича Тургенева», Тургенев в том же 1842 году вполне удовлетворительно выдержал экзамен на степень магистра в Петербургском университете. Ему оставалось теперь только написать диссертацию. Это было совсем не трудно; для диссертаций словесного факультета того времени не требовалось солидной научной подготовки.

Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учёности; его все более и более начинает привлекать деятельность литературная. Он печатает небольшие стихотворения в «Отечественных записках», а весною 1843 года выпускает отдельной книжкой, под буквами Т. Л. (Тургенев-Лутовинов), поэму «Параша». В 1845 году выходит тоже отдельною книжкою другая поэма его, «Разговор»; в «Отечественных Записках» 1846 года (№ 1) появляется большая поэма «Андрей», в «Петербургском сборнике» Некрасова (1846) - поэма «Помещик»; кроме того, мелкие стихотворения Тургенева разбросаны по «Отечественным запискам», разным сборникам (Некрасова, Сологуба) и «Современнику»! ггг С 1847 года Тургенев совершенно перестает писать стихи, если не считать несколько небольших шуточных посланий к приятелям и «баллады»: «Крокет в Виндзоре», навеянной избиением болгар в 1876 году. Не смотря на то, что выступление на стихотворное поприще было восторженно встречено Белинским, Иван Тургенев, перепечатав в собрании своих сочинений даже слабейшие из своих драматических произведений, совершенно исключил из него стихи. «Я чувствую положительную, чуть не физическую антипатию к моим стихотворениям», говорит он в одном частном письме, «и не только не имею ни одного экземпляра моих поэм - но дорого бы дал, чтобы их вообще не существовало на свете». Это суровое пренебрежение решительно несправедливо.У Тургенева не было крупного поэтического дарования, но под некоторыми небольшими его стихотворениями и под отдельными местами его поэм не отказался бы поставить своё имя любой из прославленных поэтов наших. Лучше всего ему удаются картины природы: тут уже ясно чувствуется та щемящая, меланхолическая поэзия, которая составляет главную красоту тургеневского пейзажа. Поэма Тургенева «Параша» - одна из первых попыток в русской литературе обрисовать засасывающую и нивелирующую силу жизни и житейской пошлости. Автор выдал замуж свою героиню за того, кто ей полюбился и наградил её «счастьем», безмятежный вид которого, однако, заставляет его восклицать: «Но, Боже! то ли думал я, когда исполненный немого обожанья, её душе я предрекал года святого благодарного страданья».«Разговор» написан отличным стихом; есть строки и строфы прямо лермонтовской красоты. По содержанию своему эта поэма, при всём своём подражании Лермонтову - одно из первых в нашей литературе «гражданских» произведений, не в позднейшем значении обличения отдельных несовершенств русской жизни, а в смысле призыва к работе на общую пользу. Одну личную жизнь оба действующие лица поэмы считают недостаточной целью осмысленного существования; каждый человек должен совершить какой-нибудь «подвиг», служить «какому-нибудь богу», быть пророком и «карать слабость и порок».Две другие большие поэмы Тургенева, «Андрей» и «Помещик», значительно уступают первым. В «Андрее» многоглаголиво и скучно описывается нарастание чувства героя поэмы к одной замужней женщине и её ответные чувства; «Помещик» написан в юмористическом тоне и представляет собой, по терминологии того времени, «физиологический» очерк помещичьей жизни - но схвачены только внешние, смехотворные её черты.Одновременно с поэмами Тургенев написал ряд повестей, в которых тоже очень ярко сказалось лермонтовское влияние. Только в эпоху безграничного обаяния печоринского типа могло создаться преклонение молодого писателя пред Андреем Колосовым, героем повести того же названия (1844). Автор выдаёт нам его за «необыкновенного» человека, и он действительно совершенно необыкновенный… эгоист, который, не испытывая ни малейшего смущения, на весь род людской смотрит как на предмет своей забавы. Слово «долг» для него не существует: он бросает полюбившую его девушку с большею лёгкостью, чем иной бросает старые перчатки, и с полною бесцеремонностью пользуется услугами товарищей. В особенную заслугу ему вменяется то, он «не становится на ходули». В том ореоле, которым молодой автор окружил Колосова, несомненно сказалось и влияние Жорж Санд, с её требованием полной искренности в любовных отношениях. Но только тут свобода отношений получила весьма своеобразный оттенок: то, что для Колосова было водевилем, для страстно полюбившей его девушки превратилось в трагедию. Не смотря на неясность общего впечатления, повесть носит на себе яркие следы серьёзного таланта.Вторая повесть Тургенева, «Бреттер» (1846), представляет собою авторскую борьбу между лермонтовским влиянием и стремлением дискредитировать позерство. Герой повести Лучков своей таинственною угрюмостью, за которою чудится что-то необыкновенно глубокое, производит сильное впечатление на окружающих. И вот, автор задаётся целью показать, что нелюдимость бретера, его таинственная молчаливость весьма прозаически объясняются нежеланием жалчайшей посредственности быть осмеянной, его «отрицание» любви - грубостью натуры, равнодушие к жизни - каким-то калмыцким чувством, средним между апатией и кровожадностью.Содержание третьей повести Тургенева: «Три портрета» (1846) почерпнуто из семейной хроники Лутовиновых, но очень уж в ней концентрировано все необыденное этой хроники. Столкновение Лучинова с отцом, драматическая сцена, когда сын, стиснув шпагу в руках, злобными и непокорными глазами смотрит на отца и готов поднять на него руку - все это гораздо более было бы уместно в каком-нибудь романе из иностранной жизни. Слишком густы также краски, наложенные на Лучинова-отца, которого Тургенев заставляет 20 лет не говорит ни единого слова с женой из-за туманно выраженного в повести подозрения в супружеской неверности.Тургенев пробует свои силы и на драматическом поприще. Из его драматических произведений наибольший интерес представляет написанная в 1856 году живая, забавная и сценичная жанровая картинка «Завтрак у предводителя», до сих пор удержавшаяся в репертуаре театров. Благодаря, в особенности, хорошему сценическому исполнению пользовались также успехом «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), «Провинциалка», «Месяц в деревне».Автору особенно был дорог успех «Холостяка». В предисловии к изданию 1879 года Тургенев, «не признавая в себе драматического таланта», вспоминает «с чувством глубокой благодарности, что гениальный Мартынов удостоил играть в четырёх из его пьес и, между прочим, пред самым концом своей блестящей, слишком рано прерванной карьеры, превратил силою великого таланта, бледную фигуру Мошкина в „Холостяке“ в живое и трогательное лицо».



Философия И.С.ТургеневаПроблемы субъективизма и объективизма в творчестве И.С.Тургенева.

Несмотря на то, что И.С. Тургенев на первый взгляд не является «писателем-философом», в его творчестве ясно отражается столкновение различных философс ких течений 19-го века. Особенно хорошо было иссле довано влияние Артура Шопенгауэра на мысль Тургенева (ср. напр., работы А. Батюто, А. Валицкого, Г. Винниковой, С. Мэк Лофлин, Г. Швиртца и др.). Однако ни Шопенгауэра самого, ни интереса Тургенева к мышлению немецкого философа нельзя понять, не принимая во внимание предыдущее их столкновение с философией Гегеля и немецким идеализмом. К сожалению, сохранилось мало документов, касающихся «гегелевского периода» в мысли Тургенева, например, его магистерская работа (1842 г.) - сложная, противоречивая смесь мыслей Гегеля и традици онного, теистского представления о боге, перенятого от старого Шеллинга. Эти материалы до сих пор не были исследованы систематическим образом. Их можно понять только на фоне общей «духовной атмосферы» того времени (в России и в Германии), т.е. на фоне борьбы о правильном изложении философии идеализ ма, ее понятия «абсолютного субъекта», «мирового духа» и т.д. Важным этапом постепенного «перехода от Гегеля к Шопенгауэру» в 1840-х годах является т.н. «младогегельянство». Младогегельянцы разорвали отвлечен ное идеалистическое сочетание субъекта и объекта, ин дивидуального и целого. Они обожали творческий, конкретный индивидуум как движущую мир силу, но в то же время верили в объективную, кажущуюся независимой от человека закономерность истории и общества. Младогегельянцы не поняли, как одно связано с другим (ср. блестящую критику Карла Маркса в «Немецкой идеологии»); они не «перевели» в практику отвлеченное идеалистическое представление о диалектике, а заменили его отвлеченным дуализмом. Вследствие этого индивидууму объективная действительность является чужим, даже угрожающим «чудовищем с железными когтями» (В.Г. Белинский), которому надо «покориться» или которое надо «отрицать», «разрушить» (М. Штирнер, Б. Бауэр). У Тургенева подобный дуализм, абстрактное противопоставление творческой индивидуальности и общества как исключающие друг друга концепции показывается в эссе «Фауст» (1845 г.). Такое интеллектуальное настроение - чувство бессилия индивидуума перед мощью общественных и исторических процессов - в 1840-х годах подготовило ос нову рецепции Шопенгауэра, который утверждал, что внутри мира господствует иррациональная, слепая, неизменяемая «воля», в сравнении с которой индиви дуальные представления о свободе, о счастье, о смысле истории являются лишь обманчивой иллюзией. С начала 1850-х годов в сочинениях Тургенева все больше показывается странная двойственность, которую часто описывали исследователи. Советский турге невед В.М. Маркович в связи с этим говорит о «двойной перспективе», о «втором сюжете». Изображению исторических событий с точки зрения индивидуума противопоставлен другой «мир», где «...жалуется и сто нет Хаос, ... плачут его слепые очи» («Довольно»). Это совсем не значит, что в творчестве писателя произошел внезапный, совершенный отказ от прежних мыслей. Наоборот: с точки зрения вышесказанного, такое развитие даже имеет свою логику. Тургенев не просто перенял метафизику воли Шопенгауэра, он пользовался ею как метафорой давно возникших собственных чувств и сомнений. «Двойственность» в сочинениях Тургенева является литературной обработкой, художественным продолжением старого, все еще не разрешенного конфликта между индивидуумом и общественным целым. Шопенгауэрскими «настроениями» писатель обращает внимание читателя на этот конфликт, но в отличие от Шопенгауэра он никогда не отказывался от веры в индивидуум и в смысл истории. У него образ «Хаоса» является не «примирением», а «вскриком индивидуума перед закрытыми дверями незнакомого» (Э. Каган-Канц), которые он хочет открыть. По этой причине нельзя назвать Тургенева настоящим поклонником метафизики Шопенгауэра. Но Тургенев тоже не доверял чисто общественным теориям человечества, в которых подозревал «новую метафизику», новое искусственное сочетание индивидуума и общества, не соответствующее сложности этих связей. Особенно ярко это видно в столкновении Тургенева с А.И. Герценом и представителями народничества. В народничестве выше названный дуализм повторился на общественно-поли тическом уровне в форме глубокого разрыва между интеллигенцией и народом. Тургенев изобразил траги ку этого движения в своем последнем романе «Новь» (1877 г.). Интересно, что сильно индивидуализированной формой своего сочинения он как бы повторил субъективизм революционеров на литературном поприще. Таким образом, в последнем романе Тургенева сталкиваются литературное и общественно-политическое отражения старой, наследованной от философии идеализма проблемы субъективизма и объективизма.

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ТУРГЕНЕВА

Вслед за Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, их последователем и продолжателем, среди других великих писателей в русской литературе XIX в. прошёл свой долгий, сорокалетний творческий путь Тургенев. Уже в начале этого пути, в 40-х годах, его талант был отмечен и оценён Гоголем и Белинским.«Изобразите мне,-писал Гоголь (в 1847 г.) П. В. Анненкову,- портрет молодого Тургенева, чтобы я получил о нём понятие как о человеке; как писателя я отчасти его знаю: сколько могу судить по тому, что прочёл, талант в нём замечательный и обещает большую деятельность в будущем». Несколько лет спустя Гоголь подтвердил своё мнение: «Во всей теперешней литературе больше всех таланта у Тургенева».Давая отзывы о ранних произведениях Тургенева, определил характерные особенности его творчества Белинский. «Глубокое чувство действительности», «верную наблюдательность», «сердечность, симпатию ко всему живому», «способность схватывать сущность, а следовательно, и особенность каждого предмета», «благоуханную свежесть поэзии» и, наконец, то особенно ценное достоинство молодого писателя, которое обнаруживало в нём «сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его»,- вот что отмечал Белинский у молодого Тургенева. Прочитав рассказ «Хорь и Калиныч», Белинский с удивительной проницательностью разгадал, что в этом маленьком очерке талант Тургенева «обозначился вполне». «Главную характеристическую особенность» дарования Тургенева Белинский усматривал в том, что свой художественный вымысел Тургенев создаёт из виденного и изученного в жизни «действительного материала», что сила Тургенева - в способности «верно и быстро понять и оценить всякое явление», разгадать его причины и следствия и, не покидая «почвы действительности», переработать взятое из жизни «содержание в поэтический образ», творчески претворять «материал» в «картину более живую, говорящую и полную мысли, нежели действительный случай, подавший ему повод написать эту картину». Всё дальнейшее творчество Тургенева и было проявлением этого глубоко и верно охарактеризованного Белинским таланта художника-реалиста. В романе, повести и рассказе дал Тургенев художественную летопись нескольких десятилетий русской общественной жизни, «скорбей и вопросов» своего века и галерею правдивых образов и картин, нарисованных с мастерством первоклассного художника.«Творчество Тургенева,-говорил М. И. Калинин,- имело не только художественное, но и общественно-политическое значение, которое... и придавало действительно художественный блеск его произведениям. Если изъять общественно-политическое содержание из произведений Тургенева, то они не заняли бы столь почётного места в истории русской литературы».Его герои и героини вошли в ряды классических русских литературных образов, стали художественными обобщениями большой познавательной силы - отражением культурно-общественных этапов одной из самых замечательных эпох русской жизни (идеалисты 30-40-х, разночинцы 60-х, народники 70-х годов). Об отзывчивости Тургенева на запросы жизни Добролюбов писал: «Живое отношение к современности упрочило за Тургеневым постоянный успех у читающей публики. Мы можем смело сказать, что если Тургенев затронул какой-нибудь вопрос в своей повести, если он изобразил какую-нибудь новую сторону общественных отношений,- это служит ручательством за то, что вопрос этот поднимается или скоро поднимется в сознании образованного общества, что эта новая сторона жизни начинает выдаваться и скоро выскажется перед глазами всех».Тургенев не был революционером, но его произведения, полные раздумий о судьбе родины, согретые любовью к народу и глубокой верой в его великое будущее, помогали воспитанию русских революционеров. Вот почему Салтыков-Щедрин писал: «Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова».Велика общественная и литературная заслуга Тургенева, создавшего замечательные женские образы, полные жажды деятельности, самоотверженности и готовности к подвигу. Такие тургеневские героини, как Елена из романа «Накануне», девушка из стихотворения в прозе «Порог», вдохновляли на борьбу, звали на путь служения народу, были примером для многих современников писателя. «Тургенев,- говорил Л. Н. Толстой,- сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таковых, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились. Это - зерно; я сам наблюдал.потом тургеневских женщин в жизни».Ещё Белинский отметил у Тургенева «необыкновенное мастерство изображать картины русской природы». Певец русской природы, Тургенев с такой поэтической силой и непосредственностью показал пленительную красоту и прелесть русского пейзажа, как ни один прозаик до него.Вместе со своими великими предшественниками - Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем-Тургенев явился одним из создателей русского литературного языка. «Наши классики,- писал Горький,- отобрали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создали тот «великий, прекрасный язык», служить дальнейшему развитию которого Тургенев умолял Льва Толстого».Тургенев достиг ещё при жизни мировой славы и оказал прогрессивное влияние на творчество ряда западных писателей.«Записки охотника» стали очень популярны во Франции.Ещё больше прибавили к славе Тургенева в Западной Европе его социально-психологические романы. Прогрессивные круги читателей были покорены той моральной чистотой в вопросах любви, какую обнаружил в своих романах Тургенев; их пленял образ русской женщины (Елены Стаховой), охваченной глубоким революционным порывом; поражала фигура воинствующего демократа Базарова.Мопассан преклонялся перед Тургеневым - «великим человеком» и «гениальным романистом». Жорж Занд писала ему: «Учитель! Мы все должны пройти через Вашу школу».Произведения Тургенева явились для европейского общества подлинным откровением о России, так как давали превосходный художественный комментарий к событиям русской жизни и истории.Тургенев первый ознакомил зарубежных читателей с русским крестьянином («Записки охотника»), с русскими разночинцами и революционерами («Отцы и дети», «Новь»), с русской интеллигенцией (в большинстве романов), с русской женщиной (Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Елена Стахова, Марианна и др.). Культурный мир по произведениям Тургенева узнал Россию как страну, куда переместился центр и революционного движения и идейных исканий эпохи.И до наших дней Тургенев остаётся одним из любимых нами писателей. Живая правда жизни, давно отошедшей, не умирает в его образах. В. И. Ленин многократно цитировал Тургенева и особенно высоко ценил его «великий и могучий» язык.В эпоху решительных и резких классовых столкновений, отстаивая свой «либерализм старого покроя», Тургенев не раз оказывался между двух огней. В этом - источник его идейных колебаний, но нельзя недооценивать мужества его ума, глубины его раздумий, широты его взглядов, которые высзобождали его из цепей классового эгоизма. Питомец помещичьей усадьбы, наследник дворянской культуры, Тургенев был одним из лучших прогрессивных представителей своего бурного и сложного «переходного» времени. В его сочинениях всегда - открытая, искренняя мысль, правда (как он её понимал, страшась «проклятой идеализации действительности») и подлинная, умная любовь к человеку, родине, природе, красоте, искусству.

13. И.А. Гончаров "Обломов". Особенности стиля.

И. А. Гончаров - писатель-реалист

Писатель вырос в атмосфере пушкинского реализма, однако и влияние школы гоголя не обошло eгo стороной. Гончаров принес в русскую литературу свое видение эпохи и отразил движение времени, неповторимые eгo черты. Размышляя над художественными решениями писателя, мы находим все новые приметы и приемы, xapaктеризующие реализм. Реализм - художественный принцип, сущность которого в стремлении к широкому, многостороннему, правдивому изображению реальной жизни в художественном произведении. Именно Гончаров отчетливо воплощает в своих романах это важнейшее качество peaлизма.

Реализм Гончарова иногда квалифицируют как кpитический, иногда - как мифологический (тут опора делается, прежде вceгo, на «Сон Обломова»). Однако очевидно, что перед нами активный противник всякого отхода от изображения реальной картины жизни. Одним из самых существенных для реализма приемов отображения действительности является типизация. Это и типичность образов гepoeB, и типичность обстоятельств, которые окружают и даже создают этих гeроев. Тип - это обобщение действительности, объединение черт, характерных для целой группы людей, обстоятельств, явлений в одном индивидуальном образе. Типичным может быть герой, но типична может быть и обстановка eгo квартиры, и общий облик окружающей eгo действительности. Реализму свойственно активное использование типизации. На страницах романа «Обломов» вы увидели, с каким безукоризненным совершенством ее использует автор. Гончаров - мастер описаний. Именно возможность неспешного и подробного воспроизведения действительности во всех ее деталях - доказательство eгo мастерства. Он не только прекрасно видит и воспроизводит мельчайшие детали, но и обладает чувством меры и такта при их использовании. Художественная деталь важна в произведении как выразительная подробность, которая не только несет значительную смысловую нагрузку, но при этом также способна порождать яркие ассоциации. Она часто помогaeт писателю создавать портрет персонажа, eгo эмоциональное состояние через элементы пейзажа, интерьера, может сопровождать диалог, фиксируя жест, реакцию, особенности речи героя, входя, таким образом, в речевую характеристику. Нам очевидно естественное противоречие, которое есть в этом художественном приеме. С одной стороны, деталь - один из многочисленных элементов произведения и должна бы быть незаметной, с другой стороны, подчеркивая какие-то особенности и обстоятельства, она явно претендует на обобщение. Роль художественной дeтали в произведении - уточнять конкретный образ или быть смысловым фокусом образа. Гончаров очень внимателен к характеру деталей, когда занимается доработкой, редактированием своих произведений. Так, создавая образ Обломова, он достаточно последовательно убирал элементы подчеркнутой «физиологичности» описаний, которые могли вызвать нeприязнь к eгo герою. В тексте сохранились халат и завидный аппетит героя, а раздражающие детали были опущены. С первых вариантов автор часто делал акцент на слово лежа, но при этом не забывал о напряженной внутренней жизни героя: .Он любил жить, мечтать и волноваться лежа». Гончарова считают мастером детали. Причем, xapaктерная особенность eгo таланта, сдержанность и одчеркнутая точность в использовании детали. Тяготение к такому характеру отражения действительности связано и с реалистическим направлением eгo творчества, и с жанром eгo произведений, и с индивидуальным стилем писателя.

Иван Сергеевич Тургенев известен в русской и мировой литературе, как основоположник сюжетов, в которых отражается реальность. Небольшое количество романов, написанных писателем, принесли ему огромную известность. Большую роль также сыграли повести, рассказы, очерки, пьесы, стихи в прозе.

Тергенев активно печатался при жизни. И хотя не каждое его произведение вызывало восторг у критиков, равнодушным оно не оставляло никого. Споры вспыхивали постоянно не только из-за литературных разногласий. Всем известно, что в то время когда жил и работал Иван Сергеевич цензура была особенно жёсткой, и писатель не мог открыть говорить о многих вещах, которые затрагивали бы политику, критиковали власть или крепостное право.

Отдельные произведения и полные собрания сочинений Тергенева выходят в свет с завидной регулярность. Самым объёмным и полным собранием сочинений принято считать выпуск издательства «Наука» в тридцати томах, который объединил все произведения классика в двенадцать томов, а в восемнадцати томах опубликовал его письма.

Художественные особенности творчества И.С.Тургенева

Большинство романов писателя имеют одинаковые художественные черты. Часто в центре внимания оказывается девушка, которая красива, но не прекрасна, развита, но это совсем не значит, что она очень умная или образования. По сюжету всегда за этой девушкой ухаживает несколько претендентов, но она выбирает одного, того, кого автор желает выделить из толпы, показать его внутренний мир, желания и стремления.

По сюжету каждого романа писателя эти люди влюбляются друг в друга, но обязательно в их любви что-то присутствует и не даёт возможности быть сразу же вместе. Стоит, наверное, перечислить все романы Ивана Тургенева:

★ «Рудин».
★ «Дворянское гнездо».
★ «Отцы и дети».
★ «Накануне».
★ «Дым».
★ «Новь».

Чтобы лучше понять произведения Тургенева, его особенности писательского труда, следует более подробно рассмотреть несколько его романов. Ведь большая часть романов написана еще до того, как в России была осуществлена крестьянская реформа и всё это нашло своё отражение в произведениях.

Роман «Рудин»

Это первый роман Тургенева, который сначала был определён самим автором как повесть. И хотя основная работа над произведением была законченна в 1855 году, автор несколько раз вносил корректировки и доработки в свой текст. Это было связанно с критикой товарищей, к которым в руки попадала рукопись. А в 1860 году, уже после первых публикаций автор добавил эпилог.

В тургеневском романе действуют следующие герои:

⇒ Ласунская.
⇒ Пигасов.
⇒ Панднлевский.
⇒ Липина.
⇒ Волынцев.
⇒ Басистов.


Ласунская является вдовой тайного советника, которая была очень богата. Дарью Михайловну писатель награждает не только красотой, но и вольностью в общении. Она участвовало во всех разговорах, стараясь показать свою значимость, которую в реальности совсем не имела. Забавным она считает Пигасова, который проявляет некую злобу ко всем людям, но особенно не любит женщин. Африкан Семенович проживает один, потому что он очень честолюбив.

Интересен тургеневский герой из романа – Константин Панделевский, так как национальность его определить было невозможно. Но самое примечательным в его образе – это необычное умение ухаживать за дамами так, что они потом постоянно покровительствовали ему. Но вот с Липиной Александрой он дел никаких не имел, так как женщина, несмотря на свой молодой возраст, была уже вдовой, хотя и без детей. От мужа ей досталось большое наследство, но чтобы она не спустила его, проживала вместе с братом. Сергей Волынцев был штаб-ротмистром, но уже в отставке. Он порядочен, и многие знали, что он влюблен в Наталью. Молодой учитель Басистов ненавидит Панделевского, зато уважает главного героя – Дмитрия Рудина.

Главный герой бедный человек, хотя по своему происхождению он дворянин. Он получил хорошее образование в университете. И хотя вырос в деревне достаточно умен. Умел красиво и долго говорить, чем и удивлял окружающих. К сожалению, его слова и дела разнятся. Его философские взгляды понравились Наталье Ласунской, которая в него влюбляется. Он постоянно говорил, что тоже влюблен в девушку, но это оказалось ложью. И когда она его обличает, то Дмитрий Николаевич тут же уезжает, а вскоре погибает во Франции на баррикадах.

По композиции весь тургеневский роман делится на четыре части. В первой части рассказывается о том, как Рудин приезжает в дом к Наталье, впервые ее видит. Во второй части автор показывает, как сильно девушка влюблена в Николая. Третья часть – это отъезд главного героя. Четвертая часть – это эпилог.

Роман «Дворянское гнездо»


Это второй роман Ивана Сергеевича, работа над которым длилась два года. Как и первый роман, «Дворянское гнездо» увидело свет в журнале «Современник». Это произведение вызвало бурю в литературных кругах, от разногласия в толковании сюжета, до откровенного обвинения в плагиате. Но произведение имело большой успех у читательской аудитории, а название «Дворянское гнездо» стало настоящей крылатой фразой и прочно вошло в обиход в плоть до наших дней.

В романе действует большое количество героев, которые всегда будут интересны по своему характеру и тургеневскому описанию читателям. Женские образы произведения представлены Калитиной, которой уже исполнилось пятьдесят лет. Марья Дмитриевна была не только богатой, но и очень капризной дворянкой. Она была настолько избалована, что в любой момент могла заплакать из-за того, что ее желания не исполняются. Особые неприятности ей доставляла тетка, Марья Тимофеевнеа. Пестовой было уже семьдесят лет, но она легко и всегда всем говорила правду. Были у Марьи Дмитриевны дети. Лизе, старшей дочери, уже исполнилось 19 лет. Она приветлива, и очень набожна. В этом сказалось влияние няни. Вторым женским образом в тургеневском романе является Лаврецкая, которая не только прекрасна, но и замужем. Хотя после её измены муж оставил ее за границей, но только это Варвару Павловну все равно не остановило.

Героев в романе много. Есть те, которые играют важную роль в сюжете, а есть эпизодичные. Например, несколько раз в тургеневском романе появляется некий Сергей Петрович, который является сплетником из светского общества. В город по своей работе приезжает симпатичный Пашин, который очень молод, имеет положение в обществе. Он угодлив, но легко нравится окружающим людям. Стоит отметить, что он весьма талантлив: сам сочиняет музыку и стихи, а затем исполняет их. Но вот только душа его холодна. Ему нравится Лиза.

В дом Калитиных приходит учитель музыки, который был потомственным музыкантом, но судьба была против него. Он беден, хотя и немец. Он не любить общаться с людьми, но зато превосходно понимает все, что происходит вокруг него. К главным героям можно отнести и Лаврецкого, которому тридцать пять лет. Он родственник Калитиных. Но образованием своим он не мог похвастаться, хотя само по себе человек он был добрым. У Федора Ивановича есть благородная мечта – пахать землю, потому что ничего другого у него ничего не получилось. Он рассчитывает на друга, поэта Михалевича, который и поможет ему реализовывать все планы.

По сюжету Федор Иванович для реализации своей мечты приезжает в губернию, где знакомиться с Лизой и влюбляется в нее. Девушка отвечает ему взаимностью. Но тут приезжает неверная супруга Лаврецкого. Он вынужден уехать, а Лиза уходит в монастырь.

Композиция тургеневского романа разбивается на шесть частей. В первой части идет рассказ о том, как Федор Иванович приезжает в губернию. И поэтому во второй части рассказывается о самом главном герое. В третьей части и Лаврецкий, и Калитины, и другие герои отправляются в Васильевское. Здесь начинается сближение Лизы и Федора Ивановича, но об этом уже рассказывается в четвертой части. А вот пятая часть очень печальная, так как приезжает жена Лаврецкого. Шестая часть – это эпилог.

Роман «Накануне»


Этот роман был создан Иваном Тургеневым в ожидании переворота в России. Главным героем его произведения становится болгарин. Известно, что написан роман известным писателем был в 1859 году, а уже на следующий год он был опубликован в одном из журналов.

В основе сюжета рассматривается семья Стаховых. Стахов Николай Артемьевич, который не только говорил хорошо по-французски, но и был великим спорщиком. К тому же, он слыл еще и философом, которому дома было все время скучно. Он познакомился со вдовой-немкой и все время проводил теперь у нее. Такое положение вещей сильно огорчало его супругу, Анну Васильевну, женщину спокойную и грустную, которая жаловалась всем в доме на неверность своего мужа. Дочь свою любила, но по-своему. Кстати, Елене на тот момент уже было двадцать лет, хотя с 16 лет она вышла из-под родительской опеки, и жила потом все равно что сама. У неё была потребность постоянно заботится и бедных, несчастных, причём всё равно люди это или животные. Но для окружения она казалась немного странной.

Елена была просто создана, чтобы разделить свою жизнь с Дмитрием Инсаровым. У этого молодого человека, которому едва исполнилось 30 лет, удивительная и необычная судьба. Его предназначение состояло в том, чтобы освободить свою землю. Поэтому Елена следует за ним, начинает верить в его идеи. После смерти супруга решает посвятить себя благородной миссии - становится сестрой милосердия.

Значение тургеневских романов

Во всех романах известного писателя Ивана Сергеевича Тургенева отражена история русского общества. Он не просто изображает своих персонажей и рассказывает их жизненные истории. Писатель проходит путь вместе со своими героями и проводит по этому пути читателя, заставляя вместе пофилософствовать о том, в чем заключается смысл жизни, что такое добро и любовь. Огромную роль в тургеневских романах играют и пейзажи, которые отражают настроение действующих персонажей.

М.Катков писал о тургеневских романах:

«Ясность идей, мастерство в обрисовке типов, простота в замысле и ходе действия».

Романы Тургенева имею не только воспитательное, но и историческое значение, так как писатель раскрывает нравственные проблемы всего общества. В судьбах его героев угадываются судьбы тысяч россиян, живших более ста пятидесяти лет назад. Это настоящий экскурс в историю как высшего общества, так и простого народа.



Последние материалы сайта