Художественные приемы в обломове. Художественные особенности. IV. Заключительное слово учителя

28.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Произведение “На дне” М. Горького – остросоциальная пьеса о самых низших слоях общества. Ночлежка, где собираются герои, становится не только единственным пристанищем, но и местом, где происходят споры о свободе, сущности бытия и предназначении человека. Одним из центральных персонажей является Сатин. Так кто же это такой, и каков образ Сатина в пьесе Горького?

Характеристика Константина Сатина

Константин Сатин – мужчина лет сорока, он является пьяницей и ночлежка – единственное место, где он может выспаться и привести себя в порядок. Мужчина увлекается игрой в карты и шулерством. Сатин опустился на самое дно, с которого вряд ли сможет подняться наверх. При этом он не всегда был таким. Герой очень образован и начитан, многое понимает в этой жизни. Себя он считает уже мертвым человеком, что подтверждается следующими цитатами Актера и Сатина:

“Актер: Однажды тебя совсем убьют… до смерти…

Сатин. А ты - болван Потому что - дважды убить нельзя…”

Сатин очень часто размышляет о месте человека в этом мире. он считает, что работа человека должна быть в удовольствие, иначе это не работа, а рабство. Именно поэтому Сатин и не хочет трудоустраиваться, потому что хочет оставаться свободной личностью. Его умозаключения имеют философский смысл:

…Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна - я, может быть, буду работать… да!

Может быть! Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!..”

Вспоминая свое прошлое, Сатин рассказывает, что в молодости он был телеграфистом, много читал и весело проводил время. потом за убийство он попал в тюрьму, где отсидел четыре с половиной года. Оказывается Сатин на дне после тюрьмы. Попал он туда, так как заступился за родную сестру и убил подлеца. По признанию самого героя после тюрьмы его жизнь пошла под откос.

Отношение Константина Сатина к обитателям ночлежки

Сатин – человек прямолинейный. Он всегда говорит правду другим жителям ночлежки, даже если знает,что она им точно не понравится. Больше всего на свете он презирает жалость, как по отношению к себе, так и по отношению к другим. он считает, что каждый человек должен сам творить свою судьбу, быть кузнецом своего счастья.

Герой привык, что все его осуждают, не принимают за нормального человека. Поэтому он и сам поверил в то, что он никчемный и уже мертвый человек.

Сатин – герой, который больше всех остальных отражает позицию автора. Он часто спорит с обитателями ночлежки и о жалости, и о правде. В противовес страннику Луки, считающему, что к правде нужно стремиться, он считает, что правда – это факты, то, что уже произошло. В разговоре с Лукой, в его знаменитом монологе, раскрывается характер Сатина. Он, несмотря ни на что, в отличие от остальных верит в человека, в то, что человек – прекрасное создание, способное вершить самостоятельно свою судьбу. Его трагедия заключается в том, что сам он свою жизнь исправить не может, считает себя потерянным человеком. Однако из всех представленных в ночлежке жителей только он обладает внутренним стержнем.

Среди персонажей есть герой, который наиболее близок автору. Образ и характеристика Сатина – это возможность классика передать свои мысли, высказать их и представить на обсуждение широкому кругу читателей нескольких эпох.

История появления в ночлежке

Константин или Костянтин Сатин был до жизни в ночлежке телеграфистом. Он много читал и поэтому знает сложные умные слова. Сатину они нравятся. Слова напоминают о веселом беззаботном прошлом, молодости парня:

  • трансцендентальный;
  • макробиотика;
  • фата-моргана.

Сатин любил плясать и играть на сцене. Выступления были, вероятно, веселыми, потому что

«…смешили людей…славно».

Честный парень ценил семью. Он встал на защиту сестры и по неосторожности убил человека. В тюрьме провел 4 года и 7 месяцев. После тюрьмы никуда не смог пристроиться:

«арестант, убийца, шулер…»,

Нет ходу таким людям. Попал в костылевский подвал. Чтобы доставать деньги на жизнь и пьянку, Константин стал шулером.

Положительная характеристика персонажа

Сатин считает, что труд должен приносить удовлетворение, радовать человека. Труд, который в тягость, превращает личность в раба, жизнь в беспросветное рабство. Высказывание персонажа: «Когда труд удовольствие – жизнь хороша!», стала крылатой. Сатин отличается положительными чертами характера:

  • Умение увидеть правду. Сатин понимает, что Лука обманул. Нет городов с правдой, с лечебницами для отравленных вином. Это фантазия, вымысел, сказка для доверчивых.
  • Рассудительность. Константин рассуждает о судьбе без эмоций, спокойно. Такое поведение «греет сердце».
  • Ум. Постояльцы признают, что Сатин неглупый человек. Жулик должен быть умным, ему требуется просчитать свою выгоду, найти возможность нажиться за счет других.
  • Веселье. Сатин не унывает. Он относится ко всему философски, с юмором.
  • Образованность. Константин не потерял всего, что знал. Он доказывает это действиями. Сатин читал книги о лжи из жалости. Он пытается остановить
  • Луку, предупредить гибель Актера, но не может изменить судьбу других.

Жильцы называют мужчину приятным, к нему нет жалости или неприязни. Все относятся ровно или с интересом.

Отрицательные черты

В ночлежке не мог оказаться человек с честными взглядами и чертами характера. Все персонажи пьесы реальны, в них смешано плохое и хорошее. Сам персонаж называет себя «мертвым». Он потерял душу, разменял ее на пьянство и драки. Какие отрицательные черты ярко выделяются в герое:

  • Шулерство и обман. Люди на улице сторонятся мужчину. По его внешности видно, что он жулик и шарлатан, проигрывается мужчина «вдребезги», но это его не останавливает.
  • Тунеядство. Константин не хочет работать. Он признается, что обременяет землю, не приносит никому пользы.
  • Бесчестность. Для мужчины в жизни нет места честности. Она приведет их к голоду и смерти.
  • Скрытность. Немногословен мужчина, когда его начинают расспрашивать о своей жизни. Он не ищет собеседников, не пытается успокоить себя лживыми рассказами.

Сатин пьянствует. Он заводит в ночлежке приятеля Актера и не гнушается попрошайничать, когда своих денег на водку не хватает.

Особенности образа

Сатин пытается в пьесе передать позицию автора. Он против фатализма Бубнова, утешительной покорности Луки. Константин убежден, что человек сам строит свою судьбу. Он за созидательный характер. Сатин отражает мнение классика: в человеке заложен дар творить. В любом труде ему есть место. Столяр, плотник, сапожник могут раскрыть свои таланты и стать незаурядными личностями.

Именно Сатин завершает пьесу. Он произносит фразу, как бы подытоживая жизнь одного человека и всех постояльцев. Страшная реплика заставляет задуматься, долго ли еще будут люди попадать в ночлежки, опускаться на самое дно, терять свою сущность, становиться изгоями. Каждая жизнь – это песня, в ней свой мотив, смысл и содержание. Нельзя портить ее своими руками.

Произведение А. М. Горького «На дне» стоит особняком в творчестве писателя. Необычные герои, населяющие страницы пьесы, обитатели сырой темной ночлежки. Обстоятельства жизни заставили людей вести нищенскую жизнь, потерять надежду.

Прошлое

Краткие реплики героя знакомят читателя с историей жизни. Представитель среднего класса, бывший телеграфист, был веселым, счастливым. Любимая сестра, добрые друзья, приличная работа. Жизнь складывалась удачно. Мужчина любил петь, плясать, был участником самодеятельного театра, мечтал жениться.

Планы разрушила роковая случайность. Защищая честь сестры, Сатин совершает убийство.

Дальше последовало стремительное падение вниз. Четыре года тюрьмы изменили характер: научился врать, играть в карты, воровать. Сестра умерла, друзья отвернулись. Освободившись, потерял все: работу, дом, семью. Не сумел найти применения своим способностям, постепенно скатываясь на дно. Ночлежка стала единственным приютом, местом обитания.

Характер

Сатин — личность необычная. Он отличается от остальных обитателей подвала. Мужчина образован. Раньше любил читать книги, теперь ему нравится употреблять незнакомые иностранные слова. Намеренное искажение звучания умных фраз — горькая самоирония.

Отдельные реплики героя говорят о том, что Сатин имеет свою жизненную философию.

Работа, по его мнению, должна доставлять удовольствие, а не быть средством материального благополучия.

Сатин всегда говорит правду. Выступает против утешительной лжи. Уверен, что человек достоин уважения. Жалость лишает свободы, унижает.

Он самолюбив, горд, скрытен. Старается забыть прошлое, воспоминания о котором заставляют страдать.

Соседи считают Константина злым, бесчувственным, грубым. На самом деле, нарочитая развязность скрывает доброе отзывчивое сердце. Он нежно вспоминает сестру, пытается спасти Наташу, понимает, оправдывает поступки Луки.

Пламенные речи персонажа остаются пустыми словами. Он предпочитает бездельничать, пьянствовать, ругаться с соседями. Обстоятельства оказались сильнее, надежды вырваться, стать свободным больше нет. Сатин осознает степень падения, пытается сохранить человеческий облик.

Образом Сатина М. Горький обличает несправедливое устройство существующего общественного порядка. Люди, подобные Сатину, достойны иной судьбы.

Многие из нас помнят знаменитую пьесу М. Горького, в которой есть два героя: Лука и Сатин. Каждый из них отстаивает свою точку зрения, и только зрители могут решать, кто из них прав.

Рассмотрим спор этих персонажей более подробно.

Сюжет и главные герои пьесы Горького

Это было неудивительно, ведь молодой драматург смог создать не только трогающий за живое сюжет, но и блестящие образы главных героев.

Сюжетом стала жизнь обитателей ночлежки для бедных, людей, у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения и даже простого хлеба. Судьба их трагична, они не видят смысла своего существования, их будущее - это только смерть и нищета.

Среди героев выделялись два антипода - Лука и Сатин, которые и донесли до зрителей основной смысл пьесы.

Позиция Луки

Лука, старичок-странник лет 60, появляется в пьесе не сразу. Он приходит в ночлежку и по-своему пытается утешить тамошних обитателей.

Он обещает умирающей от болезни Анне райское блаженство за перенесенные на земле мучения, разбойнику Ваське - возможность начать новую жизнь в далекой и холодной Сибири, алкоголику - больницу, в которой его вылечат, проститутке - возможность найти настоящую любовь и т. д.

Некоторые обитатели этого заведения начинают верить доброму старику, однако часть из них отвергает его рассказы, считая (и заслуженно считая) их ложью.

Философия Луки

Фактически Лука предлагает своим слушателям примитивно понимаемую им христианскую человек должен все терпеть, потому что он греховен, он несет на земле заслуженное наказание, а после смерти будет награжден по своим делам.

Эта философия по сути оправдывает зло на земле, превращает Бога в могущественного и свирепого повелителя людей, который каждому воздает по заслугам.

Поэтому Лука и стремится обманывать несчастных людей, попавших в ночлежку, считая, что такой обман поможет им справиться с жизненными трудностями. Лука готов принять социальную несправедливость как данность, считая ее следствием несовершенства человеческой природы.

Позиция Сатина

Сатин - это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.

Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.

Лука и Сатин - очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.

Сатин - гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть «кузнец своего счастья».

Философия Сатина

Спор Луки и Сатина начинается с того, что последний начинает противоречить словам старика. Нет, Сатину не нужно утешение, он ищет активной деятельности. Его правда - это не христианская философия. Сатину ближе позиция атеизма, полагающего, что все находится в руках самого человека, а не зависит от действия высших сил. Сатин не верит в бессмертие человеческой души, ему не нужен Бог, он считает, что оказался «на дне» не потому, что так сложилась его судьба, а потому что поступил благородно и честно и был наказан несправедливо.

«Правда - есть бог человека свободного!», - восклицает Сатин. Он стремится к тому, чтобы построить новое социально справедливое общество свободных людей, которые могли бы жить в гармонии с собой.

Характеристика Сатина и Луки показывает нам, что два эти человека демонстрируют своим примером две совершенно разные позиции, два разных отношения к жизни и пониманию места человека в этом мире.

Позиция Луки - сострадательная, но пассивная, позиция Сатина - активная, преобразовательная, деятельная. В пьесе фактическую победу в споре одержал Сатин, ведь именно Лука покинул ночлежку.

Спор Луки и Сатина: реакция современников

Пьеса Горького пользовалась огромным успехом у зрителей еще и потому, что автор смог почувствовать и передать в ней дух своего времени.

Общество жаждало перемен. Философия Луки не устраивала молодых людей, стремящихся преобразовать социум по новым лекалам. Им противостояла более консервативная часть старшего поколения, которые хотели сохранить государственный и социальный строй.

Лука и Сатин как раз выражали общественный раскол. Они явили собой две этих непримиримых позиции и жизненные философии.

К слову сказать, сам автор пьесы, безусловно, принадлежал к последним, он разделял позицию Сатина, для него этот герой воплощал то, о чем думал он сам. Всю жизнь Горький боролся с теми, кто пытался проповедовать терпимость и всепрощенчество, его ценностями была борьба и вера в великое будущее его страны.

Фактически самого Горького можно было бы назвать «революционером в русской литературе», который в своих произведениях живо и ярко передал атмосферу ожидания новой жизни частью прогрессивно настроенной молодежи.

Люди хотели отказаться от монархического устройства, хотели отказаться от власти капиталистов, верили в том, что они сами смогут построить новое и более справедливое государство.

В итоге правда Луки и Сатина оказалась неравноценной. В стране произошла революция, власть захватили большевики, которые, подобно Сатину, решили отказаться от религии как от лишнего социального звена.

Так что пьеса Горького по-настоящему оказалась пророческой. И в этом состоит гениальность этого произведения русской литературы.



Последние материалы сайта