Что такое человеческое достоинство гроза. Проблема человеческого достоинства в драме гроза - сочинение. Взаимоотношения Катерины и Тихона

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Как А.Н. Островский раскрывает проблемы человеческого достоинства в драме "Гроза"?

Достоинство - это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления злобы, агрессии. Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это стем, что существует два вида достоинства: личное и человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость. Достоинство - проявление самосознания и самоконтрол, на которых строится требовательность человека к самому себе. Оно тесно связано с совестью, честью, ответственностью. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не отступает от своих обещаний, схраняет мужество в трудных жизненных ситуациях. Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями. Человек. который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишён достоинства. Физическое насилие, притеснение, возмущает его. Личное достоинство - человеческое достоинство, в самом полном смысле этих слов.

В пьесе "Гроза" А.Н.Островский, на мой взгляд, показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам калиновцев, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с Калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, - проблема человеческого достоинства. Общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, двуличия; в своих усадьбах старшее поколение ругают домочатцев, а за забором изображают любезность, почтительность. Все люди в "Грозе", по мнению Н.А.Добролюбова, делятся на самодуров и "забитых людей". Самодуры - купчиха Кабанова и Дикой - властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать зависящих от них людей, постоянно терзают домашних выговорами. Для них не сущетвуетпонятия человеческого достоинства: они не считают подчиненных за людей. Кабаниха и Дикой - люди недостойные, неограниченные своей властью дома, душевно черствые люди, и жизнь их тусклая, наполненная бесконечными выговорами. У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим, всегда стремится к миру, душевному покою; самодуры же все время пытаются утвердить свою власть, их не любят и не уважают, их только юоятся и ненавидят.

Постоянно унижаемая, некоторая молодежь потеряла чувство собственного достоинства, стала рабски покорна, никогда не спорющая, не возражающая, не имеющая собственного мнения. К таким относится Тихон, у которого с детства был подавлен характер матерью. Тихон жалок и ничтожен: его нельзя назвать личностью; пьянство заметило ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него чуждо.

Варвара и Борис - менее подавленные самодурной силой, у них больше свободы. Кабаниха не запрещает Варваре гулять("Гуляй, пока твое время не пришло, - ещё насидишься"), но даже если начинаются упрёки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не даст себя в обиду. Дикой публично ругает и оскорбляет Бориса, заставляя народ уважать его.

Этому миру противопоставлен образ Катерины - девушки из купеческой семьи, выросшей в религиозности, душевной гармонии и свободе. Выйдя замуж, она попадает в нгепривычную для себя среду, где ложь - основное средство добиться чего-либо. Кабанова унижает и оскорбляет катерину, делая ее жизнь невыносимой. катерина душевно ранимая девушка. жестокость Кабанихи больно ранят ее, унижая ее достоинство, но она терпит, не отвечая на оскорбления. Свобода девушки резко ограничивается("Здесь всё как-то из-под неволи").

Никому из представителей Калиновского общества неизвестно чувство человеческого достоинства. Никто не может понять и оценить его в другом человеке. Мир города Калинова пытается унизить её, сделать своей частью, но человеческое достоинство - рожденное и неискоренимое качество, его нельзя отнять. Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя иного выхода, бросается в реку, обретя на небе долгожданный мир и покой.

Трагизм пьесы "Гроза" - в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет представления о человеческом достоинстве.

Особое внимание русских писателей в 50-60-е годы XIX века привлекали три темы: крепостное право, появление в общественной жизни новой силы — разночинной интеллигенции и положение женщины в семье и обществе. В ряду этих тем была и еще одна — тирания самодурства, тирания денег и старозаветного авторитета в купеческой среде, тирания, под гнетом которой задыхались все члены купеческих семей, особенно женщины. Задачу обличения экономической и духовной ти­рании в «темном царстве» купечества и поставил перед собой А. Н. Островский в драме «Гроза».

Трагический конфликт живого чувства Кате­рины и мертвого уклада жизни — основная сю­жетная линия пьесы.

В драме представлены две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гне­тущую власть «темного царства». Это Дикой и Ка-баниха. К другой группе относятся Катерина, Ку-лигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», одинаково ощущаю­щие его грубую силу, но по-разному выражающие протест против этой силы.

По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из той среды, в которую она по­пала в силу бытовых обстоятельств. Именно в ис­ключительности ее характера и заключается при­чина глубокой жизненной драмы, которую

Катерина должна была пережить, попав в «темное царство» Диких и Кабановых.

Катерина — натура поэтически-мечтательная. Ласки матери, души в ней не чаявшей, уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату, посеще­ние церкви, прогулки по саду, рассказы странниц и богомолок — вот круг ежедневных занятий, под влиянием которых сложился внутренний мир Ка­терины. Порой она погружалась в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям. Катерина рассказывает о детстве и девичестве, о чувствах, которые она испытывает, глядя на прекрасную природу. Речь Катерины образная, эмоциональ­ная. И вот такая впечатлительная и поэтически настроенная женщина попадает в семью Кабано­вой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой опеки. Она попадает в обстановку, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Конечно же, конфликт между этой обстановкой «темного... цар­ства» и светлым душевным миром Катерины за­вершается трагически.

Трагизм положения Катерины осложняется и тем, что она выдана замуж за человека, которого не знала и любить не могла, хотя всеми силами старалась быть Тихону верной женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о его рабскую приниженность, недалекость, гру­бость. С детства он привык во всем повиноваться матери, боится пойти против ее воли. Безропотно он переносит все издевательства Кабанихи, не смея протестовать. Единственное заветное жела­ние Тихона — вырваться хотя бы ненадолго из-под опеки матери, запить, загулять так, чтобы «на весь год отгуляться». Этот безвольный человек, сам являясь жертвой «темного царства», безуслов­но, не только не мог помочь Катерине, но просто ее понять, а душевный мир Катерины для него слишком сложен, высок и недоступен. Естественно, он не мог предвидеть драму, которая назревала в душе его жены.

Борис, племянник Дикого, тоже жертва тем­ной, ханжеской среды. Он стоит значительно выше окружающих его «благодетелей». Образова­ние, полученное им в Москве, в коммерческой академии, способствовало развитию его культур­ных взглядов и потребностей, поэтому Борису трудно ужиться в среде Кабановых и Диких. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах: у него недоста­ет решимости бороться за любовь Катерины, он советует ей покориться судьбе и оставляет ее, предчувствуя, что Катерина погибнет. Безволие, неспособность бороться за свое счастье обрекло Ти­хона и Бориса на то, чтобы «жить на свете да му­читься». И только Катерина нашла в себе силы бросить вызов мучительной тирании.

Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Гибель молодой, одаренной жен­щины, страстной, сильной натуры на миг освети­ла это спящее «царство», сверкнула на фоне тем­ных, мрачных туч.

Самоубийство Катерины Добролюбов справедли­во рассматривает как вызов не только Кабановым и Диким, это вызов всему деспотическому укладу жизни в мрачной феодально-крепостнической Рос­сии.

Коллекция сочинений: Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза»

На протяжений своего творческого пути создал ряд реалистических произведений, в которых изобразил современные ему действительность и жизнь российской про­винции. Одно из них - пьеса «Гроза». В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важ­ных проблем, поднятых в произведении, - проблема челове­ческого достоинства, особенно актуальная в середине XIX ве­ка, во время кризиса царивших тогда в провинции устаревших, изживших себя порядков.

Купеческое общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, лицемерия, двуличия; в стенах своих уса­деб представители старшего поколения ругают и поучают до­мочадцев, а за оградой изображают любезность и благожела­тельность, надевая милые, улыбающиеся маски. Н. А. Добро­любов в статье «Луч света в темном царстве» применяет деле­ние героев этого мира на самодуров и «забитых личностей». Самодуры - купчиха Кабанова, Дикой - властные, жесто­кие, считающие себя вправе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, постоянно терзают своих домашних выговорами и ссорами. Для них не существует понятия человеческого до­стоинства: вообще подчиненных они за людей не считают.

Постоянно унижаемые, некоторые представители молодого поколения потеряли чувство собственного достоинства, стали рабски покорными, никогда не спорящими, не возражающи­ми, не имеющими собственного мнения. Например, Тихон - типичная «забитая личность», человек, у которого с детства мать, Кабаниха, задавила и без того не очень бойкие попытки продемонстрировать характер. Тихон жалок и ничтожен: его вряд ли можно назвать личностью; пьянство заменяет ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него неведомо и недо­сягаемо.

Менее «забитые» личности - Варвара и Борис, они обла­дают большей степенью свободы. Кабаниха не запрещает Вар­варе гулять («Гуляй, пока твое время не пришло, - еще на­сидишься»), но даже если начинаются упреки, у Варвары хва­тает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не дает себя в обиду. Но опять же, по-моему, ею движет больше гордость, нежели чувство собственного достоинства. Дикой публично ругает Бориса, оскорбляя его, но тем самым, по-моему, принижает себя в глазах окружающих: человек, выно­сящий семейные склоки и ссоры на всеобщее обозрение, недо­стоин уважения.

Но сам Дикой и население города Калинова придержива­ются другой точки зрения: Дикой ругает племянника - зна­чит, племянник зависит от него, значит, Дикой обладает определенной властью - значит, он достоин уважения.

Кабаниха и Дикой - люди недостойные, самодуры, раз­вращенные неограниченностью своей власти дома, душевно черствые, слепые, нечуткие, и жизнь их тусклая, серая, на­полненная бесконечными поучениями и выговорами домаш­ним. У них нет человеческого достоинства, потому что обла­дающий им человек знает цену себе и другим и всегда стре­мится к миру, душевному покою; самодуры же все время пы­таются утвердить свою власть над людьми, зачастую душевно более богатыми, чем они сами, провоцируют их на ссоры и изматывают бесполезными дискуссиями. Таких людей не любят и не уважают, их только боятся и ненавидят.

Этому миру противопоставлен образ Катерины - девушки из купеческой семьи, выросшей в атмосфере религиозности, душевной гармонии и свободы. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом Кабановых, в непривычную для себя среду, где ложь - основное средство добиться чего-либо, а двуличие - в порядке вещей. Кабанова начинает унижать и оскорблять Катерину, делая ее жизнь невозможной. Катерина - человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Каба­нихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбле­ния, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее достоинство. Это постоянное издева­тельство невыносимо. Даже муж не в состоянии заступиться за девушку. Свобода Катерины резко ограничивается. «Здесь все как-то из-под неволи», - говорит она Варваре, и протест против оскорбления человеческого достоинства выливается у нее в любовь к Борису - человеку, который в принципе просто воспользовался ее любовью и затем сбежал, а Катерина, не выдержавшая бы дальнейших унижений, покончила жизнь самоубийством.

Никому из представителей калиновского общества неведо­мо чувство человеческого достоинства, и никто не может по­нять и оценить его в другом человеке, особенно если это жен­щина, по домостроевским меркам -- домохозяйка, во всем слу­шающаяся мужа, который может ее в крайнем случае и побить. Не заметив в Катерине этой нравственной ценности, Мир города Калинова попытался унизить ее до своего уровня, сделать ее своей частичкой, втянуть ее в паутину лжи и лицемерия, но человеческое достоинство принадлежит к числу врожденных и неискоренимых качеств, отнять его нельзя, вот почему Ка­терина не может стать подобной этим людям и, не видя другого выхода, бросается в реку, наконец-то обретя на небе, куда она стремилась всю жизнь, долгожданный мир и покой.

Трагизм пьесы «Гроза» - в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного досто­инства, и обществом, в котором никто не имеет о человеческом достоинстве представления. «Гроза» - одно из величайших реалистических произведений Островского, в котором драма­тург показал безнравственность, ханжество и ограниченность, царившие в провинциальном обществе в середине XIX века.

Достоинство - это то, как человек ощущает себя внутренне по отношению к окружающим. Оно неразрывно связано с совестью, честью и ответственностью. Человек, который имеет чувство собственного достоинства не бросает слов на ветер, остается верным себе в трудных ситуациях. А человек, который не может сдержать обещания, в каком-то смысле, не обладает достоинством.

В пьесе "Гроза" А. Н. Островский, по моему мнению, изобразил злобное общество уездного города Калинов, которое живет по своим законам, и противопоставил ему образ девушки, которая не хотела мириться с нормами быта и поведения горожан. Основной проблемой, поднятой в произведении, я считаю проблему человеческого достоинства. Люди из Калинова живут по законам обмана и лицемерия. Старшее поколение ведет себя деспотично по отношению к родным, а с чужими любезны и почтительны. Кабанова и Дикой – властные и безжалостные, они ничего не знаю о человеческом достоинстве: они не считают подчиненных за людей. Да и у них самих напрочь отсутствует человеческое достоинство, так как постоянно пытаются самоутвердиться за счет других, их не ценят и не уважают, а лишь боятся и ненавидят.

Находясь под властью матери, Тихон кажется жалким: лишь пьянство доставляет ему удовольствие, он не может искренне чувствовать и не знает, что такое человеческое достоинство. Варвара менее подавлена силой матери: Кабаниха ничего не запрещает дочери, но даже если дело доходит до укоров, у Варвары хватает выдержки не обращать внимание.

Этому обществу противостоит образ Катерины – религиозной девушки из хорошей семьи, которая росла в спокойствии и свободе. После замужества, она оказывается в незнакомой атмосфере, где обман - главное оружие для достижения целей. Кабанова обижает Катерину, превращая ее жизнь в настоящий кошмар. Жестокость Кабанихи унижает ее достоинство, но девушка терпит все оскорбления.

Весь трагизм пьесы, как мне кажется, заключается в неразрешимом конфликте между жителями Калинова и Катериной. Калиновскому обществу незнакомо понятие человеческого достоинства. Катерина не может стать такой, как они, потому что в ней с рождения заложено это чувство. Вследствие этого, не видя выхода, она бросается в реку и только так обретает душевный покой.

2 вариант

Достоинство определяет внутреннего человека, его нельзя компенсировать материальным достатком. Такие люди могут устремлять в сторону других людей любовь, мир и разные добрые поступки. Такое качество нарушается, когда происходят злые дела, а также ущемлении прав и свобод, которые могут не приниматься и не восприниматься полностью.

Это чувство тесно взаимосвязано с совестью и честью. Человек, который обладает достоинством, может сохранять лицо даже в трудных ситуациях, выходить из них мужественно. Несмотря на то, что люби могут отличатся друг от друга по характеру и мировоззрению, они обладают общим взглядом на то, как должен вести себя человек, который обладает достоинством.

А.Н. Островский в пьесе «Гроза» рассказывает о том, как выглядит дикое, достаточно глухое общество, живущее в небольшом уездном городе. Все живут по правилам, установленных в Калинове, при этом автор противопоставляет огромному городу одну девушку, которая не желает жить по установленным правилам.

В центре событий девушка Катерина, которая совершенно другими глазами смотрит на вещи. Главной проблемой, которую Островский поднимает в своем произведении, является само общество, которое полно обмана и лицемерия.

Все общество, описанное Островским делиться на самодуров, готовых устанавливать собственную власть и бороться за нее, и забитых людей, которые бояться противоречить самодурам, осуществляющим власть.

Для Купчихи и Дикого нет такого понятия, как человеческое достоинство, они не готовы идти на уступки, поэтому всегда отстаивают свое мнение и идут до последнего.

А молодежь, которую они постоянно унижают лишаются человеческого достоинства. К одному из них относится Тихон, все решения за него всегда принимала мама, она фактически не давала ему возможности принимать решения.

Обществу, которое лишено человеческого достоинства, противопоставлена Катерина, которая несмотря на то, что была воспитана в купеческой семье и в данном обществе, обладала определенным достоинством. Она хотела бороться за собственное мнение и чувства, которые у нее были.

Но происходящие события показывают, что ни у кого из героев произведения «Гроза», написанного Островским, кроме Екатерины. Все члены общества стараются полностью унизить ее и показать, что ее достоинство никому не нужно в этом мире. Она не смогла бороться до конца. Но в то же время обладает достаточным человеческим достоинством.

`

Проблема человеческого достоинства в драме А.Н. Островского «Гроза».

Особое внимание русских писателей в 50-60-е годы XIX века привлекали три темы: крепостное право, появление в общественной жизни новой силы - разночинной интеллигенции и положение женщины в семье и обществе. В ряду этих тем была и еще одна - тирания самодурства, тирания денег и старозаветного авторитета в купеческой среде, тирания, под гнетом которой задыхались все члены купеческих семей, особенно женщины. Задачу обличения экономической и духовной ти­рании в «темном царстве» купечества и поставил перед собой А. Н. Островский в драме «Гроза».

Трагический конфликт живого чувства Кате­рины и мертвого уклада жизни - основная сю­жетная линия пьесы.

В драме представлены две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гне­тущую власть «темного царства». Это Дикой и Ка-баниха. К другой группе относятся Катерина, Ку-лигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», одинаково ощущаю­щие его грубую силу, но по-разному выражающие протест против этой силы.

По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из той среды, в которую она по­пала в силу бытовых обстоятельств. Именно в ис­ключительности ее характера и заключается при­чина глубокой жизненной драмы, которую

Катерина должна была пережить, попав в «темное царство» Диких и Кабановых.

Катерина - натура поэтически-мечтательная. Ласки матери, души в ней не чаявшей, уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату, посеще­ние церкви, прогулки по саду, рассказы странниц и богомолок - вот круг ежедневных занятий, под влиянием которых сложился внутренний мир Ка­терины. Порой она погружалась в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям. Катерина рассказывает о детстве и девичестве, о чувствах, которые она испытывает, глядя на прекрасную природу. Речь Катерины образная, эмоциональ­ная. И вот такая впечатлительная и поэтически настроенная женщина попадает в семью Кабано­вой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой опеки. Она попадает в обстановку, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Конечно же, конфликт между этой обстановкой «темного цар­ства» и светлым душевным миром Катерины за­вершается трагически.

Трагизм положения Катерины осложняется и тем, что она выдана замуж за человека, которого не знала и любить не могла, хотя всеми силами старалась быть Тихону верной женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о его рабскую приниженность, недалекость, гру­бость. С детства он привык во всем повиноваться матери, боится пойти против ее воли. Безропотно он переносит все издевательства Кабанихи, не смея протестовать. Единственное заветное жела­ние Тихона - вырваться хотя бы ненадолго из-под опеки матери, запить, загулять так, чтобы «на весь год отгуляться». Этот безвольный человек, сам являясь жертвой «темного царства», безуслов­но, не только не мог помочь Катерине, но просто ее понять, а душевный мир Катерины для него слишком сложен, высок и недоступен. Естественно, он не мог предвидеть драму, которая назревала в душе его жены.

Борис, племянник Дикого, тоже жертва тем­ной, ханжеской среды. Он стоит значительно выше окружающих его «благодетелей». Образова­ние, полученное им в Москве, в коммерческой академии, способствовало развитию его культур­ных взглядов и потребностей, поэтому Борису трудно ужиться в среде Кабановых и Диких. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах: у него недоста­ет решимости бороться за любовь Катерины, он советует ей покориться судьбе и оставляет ее, предчувствуя, что Катерина погибнет. Безволие, неспособность бороться за свое счастье обрекло Ти­хона и Бориса на то, чтобы «жить на свете да му­читься». И только Катерина нашла в себе силы бросить вызов мучительной тирании.

Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Гибель молодой, одаренной жен­щины, страстной, сильной натуры на миг освети­ла это спящее «царство», сверкнула на фоне тем­ных, мрачных туч.

Самоубийство Катерины Добролюбов справедли­во рассматривает как вызов не только Кабановым и Диким, это вызов всему деспотическому укладу жизни в мрачной феодально-крепостнической Рос­сии.



Последние материалы сайта