Умер Олег Табаков: как жил и что на самом деле случилось с великим актером. Умер Олег Табаков: последние новости, похороны Табаков олег павлович что случилось

11.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Даже на девятом десятке Олег Табаков был полон энергии. Руководил сразу двумя театрами — МХТ им. Чехова и созданной им «Табакеркой», преподавал, был членом всевозможных коллегий, собраний, совещаний и наградных комиссий. Но главное — он оставался актёром. Больше 60 лет Табаков выходил на сцену: «Три поколения зрителей сменилось... Даже мне трудно это представить и осмыслить», — говорил народный артист.

О том, что стояло за успехом Табакова, сыгравшего в более чем 100 фильмах и почти 100 театральных постановках, рассказывает АиФ.ru.

Игра со смертью

В своей книге «Моя настоящая жизнь» Табаков вспоминал, что трижды в своей жизни оказывался на волосок от смерти. Впервые он чуть не погиб в конце 1940-х годов, когда ехал по родному Саратову на подножке трамвая. Его нога соскользнула вниз, под колёса, но в тот же миг рука неизвестного майора затащила мальчика обратно в трамвай. Следующий раз смерть была в шаге от Табакова, когда в 29 лет он оказался в больнице с инфарктом. Тогда ему удалось поправиться, зато его сосед по палате больше суток пролежал мёртвый рядом с напуганным актёром.

В последний раз Табаков всерьёз думал о смерти в конце 1990-х, когда летел в Вену ставить спектакль «Крыша». По дороге у их самолёта Ту-154 загорелся двигатель, и борт был вынужден совершить аварийную посадку в Варшаве.

Однако был ещё один случай, о котором сам мастер предпочитал не вспоминать. Его мама, будучи на 5 курсе медицинского факультета, пока не планировала заводить детей и пыталась сделать аборт. Тем не менее, мальчик выжил, а всю жизнь бойкость и развитый инстинкт самосохранения считал своими врождёнными качествами.

Пресловутый инстинкт самосохранения спасал Табакову жизнь и в годы войны. Его отец, врач, сразу ушёл на фронт, а большая семья с 6-летним Олегом осталась в Саратове. К счастью, они не испытали на себе ни свиста снарядов, ни пулемётных очередей, зато не понаслышке знали, что такое голод. Возможно, поэтому даже в последние годы Табаков очень любил поесть, а всякого рода совещания предпочитал начинать с угощения всех присутствующих чем-нибудь вкусным.

Мастер перевоплощений

Табаков был не из тех, кто пришёл в театральный вуз «за компанию». Он долго не раздумывал о будущей карьере: в детстве дважды сходил на занятия в боксёрскую секцию, где ему в кровь разбили нос, и решил остановиться на профессии актёра. «Папа, конечно, не был рад, что его сын стал артистом», — часто вспоминал Табаков, но другие в семье поддержали выбор юноши, который поехал поступать в столицу.

Харизматичного провинциального парня приняли сразу в два вуза, но он выбрал Школу-студию МХАТ. Однако нельзя сказать, что будущий худрук театров на первых курсах был образцовым студентом, скорее, он учился по завету классика: «Чему-нибудь и как-нибудь». Юноша стал «раскрываться» лишь к третьему курсу, тогда же его пригласили играть Сашу Комелевав кинофильме «Тугой узел». Актёр рассказывал, что заветную телеграмму об утверждении на роль, которая «вызвала в лагере родственников и знакомых лёгкое землетрясение баллов в шесть...», он сохранил как память. А уже к последнему курсу Табаков понимал, что не останется без работы — его стали называть мастером перевоплощений.

Олег Табаков в фильме «Тугой узел» (1956, 1957) Фото: Кадр из фильма

Табаков никогда не претендовал на героические образы. Не хотел играть Гамлета, но мечтал о роли его вельможи — Полонии. Режиссёр Марк Захаров о своей работе с Табаковым в фильме «12 стульев» вспоминал: «В одном из эпизодов его герой должен был пролить слезу. И тут Олег Павлович спрашивает меня: „Из какого глаза должна пойти слеза?“ Я решил, что это шутка и, не задумываясь, ответил: „Из правого“. Каково же было мое изумление, когда в нужный момент слеза у Табакова пошла именно из правого глаза. Это высший актерский пилотаж, утонченная внутренняя техника и виртуозное владение собственной психикой».

Далее были Илья Ильич Обломов, Шелленберг из «Семнадцати мгновений весны», король Людовик из «Трёх мушкетеров», бармен Гарри из «Человека с бульвара Капуцинов». Артист перевоплощался даже в животных: его голосом заговорил жуликоватый кот Матроскин из «Простоквашино», интонации которого полюбила вся страна.

Известность к Табакову пришла довольно рано, но до конца своих дней народный артист так и не привык к овациям, которые начинались, едва он выходил к зрителям. «Каждый раз после этого стою и думаю: „Эх, что же надо сотворить сегодня на сцене такое, чем удивить, чтобы оправдать этот невероятный аванс зрительского доверия...“», — скромничал актёр.

«Ни о чём не жалею»

Когда Олегу исполнилось 13 лет, из семьи ушёл отец. Табаков позже вспоминал: «Осознание того, что у меня больше нет отца, причиняло ни с чем не сравнимую физическую боль», — и вряд ли хотел, чтобы его дети оказались в подобной ситуации. Однако сердцу не прикажешь: в юности Табаков слыл ловеласом. «Мы прожили тридцать лет и три года, почти по стихотворному пушкинскому эпосу. — говорил о своём браке с актрисой Людмилой Крыловой Табаков. — Другое дело, сколько я нагрешил и какова моя вина перед Людмилой... Единственное, что могу сказать: я старался не делать больно».

В 60 лет Табаков женился во второй раз. Избранницей стала его бывшая студентка, 30-летняя Марина Зудина . За спиной у пары шептались, что молодая красавица быстро надоест солидному артисту, однако тот даже не думал расходиться с супругой. «Человек полноценно живёт до тех пор, пока он способен дарить новую жизнь, любить женщин. А когда ты не можешь уже любить женщину, надо начинать любить природу, землю...», — шутил народный артист, а в 71 год всерьёз начал новую жизнь, подарив себе и Марине девочку по имени Мария.

Ещё одной своей семьёй Табаков считал труппу театра-студии под собственным руководством. Артисту было 40 лет, когда он начал воплощать мечту — создавать свой театр. Недаром Табакова всегда называли «танком, бронетранспортёром» — прошло всего несколько лет, и студия в подвале превратилась в легендарный московский театр «Табакерка».

Олег Павлович Табаков. Родился 17 августа 1935 года в Саратове - умер 12 марта 2018 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственных премий СССР (1967) и РФ (1997). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова. Основатель, художественный руководитель театра под руководством Олега Табакова («Табакерка»). Президент фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Член Совета по культуре и искусству при Президенте России.


Отец - Павел Кондратьевич Табаков.

Мать - Мария Андреевна Березовская.

Раннее детство провёл с родителями и бабушками. Его семья познала все тяготы Великой Отечественной войны: отец ушёл на фронт, возглавив военно-санитарный поезд № 87, мать, чтобы прокормить детей, работала в военном госпитале на станции Эльтон Рязано-Уральской железной дороги. После войны родители расстались.

Олег Табаков учился в мужской средней школе № 18 города Саратова. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия в 1950-1953 годах в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского Дворца пионеров и школьников, руководимом педагогом театрального мастерства Натальей Иосифовной Сухостав, ставшей «крёстной матерью» для ста шестидесяти актёров.

В 1953 году Олег Табаков окончил школу, поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Осиповича Топоркова. Был одним из лучших студентов. Учась на третьем курсе, сыграл свою первую роль в кино в фильме «Саша вступает в жизнь» режиссёра Михаила Швейцера.

В 1957 году под крышей Школы-студии МХАТ Олег Ефремов создал Студию молодых актёров, преобразовавшуюся впоследствии в театр «Современник». Ефремов оказал большое влияние на окончательное профессиональное становление Табакова.

По словам Табакова, «Современник» стал одновременно и «подтверждением величия Московского Художественного театра, его методологии, учения Станиславского и Немировича-Данченко о живом актёре, живой жизни человеческого духа, воспроизводимой на сцене сегодня, здесь, сейчас» .

«Современник» стал самостоятельной единицей, а Олег Табаков - самым молодым из шести основателей нового театра. Роль студента Миши в спектакле «Вечно живые» стала его первой работой в театре. С 1957 по 1983 год Олег Табаков являлся ведущим артистом «Современника». Его роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» снискали невероятный успех.

Из-за своей большой нагрузки в возрасте 29 лет перенёс инфаркт (1964 год).

Много работал на радио.

С 1965 года - член КПСС.

В 1968 году, по приглашению театра «Чиногерны клуб», Олег Табаков сыграл в Праге свою самую любимую роль - Хлестакова в спектакле «Ревизор».Оглушительный успех за границей окончательно утвердил «звёздный» статус тридцатитрёхлетнего артиста среди театральных мастеров международного класса.

В 1970 году, после назначения О. Н. Ефремова художественным руководителем МХАТ, Табаков принял решение стать директором театра и способствовал утверждению Г. Б. Волчек на должность главного режиссёра театра «Современник». Директорство Табакова продолжалось шесть лет и принесло театру немало пользы.

С 1976 по 1983 год Олег Табаков оставался в «Современнике» на «разовых» ролях и в 1983 году по приглашению Олега Ефремова перешёл во МХАТ. Первой его ролью на сцене Художественного театра стал Сальери в спектакле по пьесе П. Шеффера «Амадей». В 1987 году при разделе театра на две труппы активно поддержал Олега Ефремова.

В 1973 году Олег Табаков, преуспевающий и максимально загруженный человек, принимает неожиданное решение - взять на себя ещё одну ношу: обучать молодых актёрскому ремеслу.

В 1976 году Олег Табаков на базе ГИТИСа набрал курс из двадцати шести студентов, основой которого стали те, кого он привёл из своего «драмкружка»: Н.Лебедева, И.Нефёдов, Л.Кузнецова, М.Овчинникова, В.Никитин, А.Якубов, О.Топилина и К.Панченко. Среди пришедших поступать учиться к Табакову «самотёком» была Елена Майорова. Открылась новая страница в жизни Табакова - профессиональное преподавание. Своему первому курсу Табаков отдал максимум. Программа обучения сильно отличалась от существовавшей в институте театрального искусства. Табаковским «первенцам» достались и чтение «запрещённой» литературы, и встречи с Высоцким, Окуджавой, Шверубовичем, и другими знаковыми фигурами того времени. Мастер всегда был щедр к ученикам, посвящая занятиям всё своё свободное время.

В 1986-2000 гг. был ректором Школы-студии МXАТ, где выпустил четыре актёрских курса, руководитель совместной аспирантской программы Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США).

В 1992 году основал Летнюю школу имени К. С. Станиславского в Бостоне (США).

С сентября 2010 года, с приходом первых студентов в открытый театральный колледж при «Табакерке», является художественным руководителем колледжа и преподавателем актёрского мастерства, продолжая традиции актёрской школы Станиславского и Немировича-Данченко.

Начиная с 1976 года, с постановки «Ревизора» Н. В. Гоголя в театре города Шеффилда (Великобритания), Олег Табаков много и плодотворно работает за рубежом в качестве режиссёра-постановщика и преподавателя - в театрах Венгрии, Финляндии, Германии, Дании, Австрии, США им поставлена русская, советская и зарубежная классика, всего более 40 спектаклей.

В 1977 году, с помощью начальника Бауманского РСУ Ю. Л. Гольцмана, Табакову удалось получить бывший угольный склад на Чаплыгина, 1а. Собственными руками мастер и его курс очистили и отремонтировали заброшенное помещение, со временем превратившееся в знаменитый подвал «Табакерка» .

В 1978 году состоялась премьера «подвала» - спектакль «С весной я вернусь к тебе» по пьесе А. Казанцева. Затем были «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Белоснежка и семь гномов», «Страсти по Варваре». Студенты Табакова обучались мастерству, ежедневно участвуя в спектаклях. Вскоре «подвал» стал известен не только в Москве.

С 1979 года о студии стали писать лучшие журналисты и критики того времени - А. Аджубей, Е. Сурков, А. Свободин, И. Соловьёва. После успешнейших гастролей студии в Венгрии стало очевидно, что на свет появился новый театр. Однако официального статуса театру не дали.

С 1980 по 1982 год выпускники Табакова, вынужденные разойтись по разным театрам, продолжали собираться в «Табакерке» по ночам, репетировать и даже выпускали премьеры. В те годы вышли «Записки сумасшедшего», «Жак-фаталист», «Случай в зоопарке». Последней попыткой восстановить прежнюю жизнь подвала стал спектакль «Пролетарская мельница счастья», сорванный однажды из-за неявки неотпущенной с «основного места работы» актрисы. Жизнь подвала замерла.

В самое тяжёлое для себя время, в период «запрета на профессию», Табаков продолжал работать, читая лекции студентам Хельсинкской театральной академии. Поставил с финнами дипломный спектакль «Две стрелы». В 1982 году Табаков набирает новый актёрский курс, который через несколько лет станет основой труппы нового театра.

1986 год - первый заместитель министра культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий, одним из которых был театр-студия под руководством Олега Табакова.

1 марта 1987 год - завершена реконструкция подвала на ул. Чаплыгина, 1а. Табаков ставит спектакли в подвале, играет сам и воспитывает актёров, совмещая всё с необыкновенной лёгкостью.

В 2000 году Табаков возглавил Московский Художественный театр им. А. П. Чехова.

В 2004 году Табаков, как продюсер, руководитель двух театров при прочем совмещении обязанностей и профессий стал обладателем премии «Чайка» в номинации «Сердца ангела».

В 2008 году было объявлено об открытии театрального колледжа при театре Табакова - уникальной школы-пансиона, в которой будут учиться актёрской профессии дети со всей страны.

3 сентября 2014 года по инициативе Олега Табакова перед зданием театра в Камергерском переулке был открыт памятник основателям МХТ В. И. Немировичу-Данченко и К. С. Станиславскому (скульптор и архитектор Алексей Морозов). В 2015 году начато строительство филиала МХТ на пересечении проспекта Андропова и Нагатинской улицы (станция метро Коломенская), а открытие намечено на 2018 год.

В кино дебютировал в 1956 году и стал одним из наиболее востребованных и известных артистов отечественного кинематографа.

Первая работа - молодой коммунист Саша Комелев в фильме «Тугой узел» Михаила Швейцера.

Олег Табаков в фильме "Тугой узел"

В 1969 году вышла картина «Гори, гори, моя звезда». Действие фильма происходит в маленьком городке в годы Гражданской войны. Власть меняется каждую неделю, времена настали смутные. Главный герой – режиссер-самоучка Владимир Искремас (его сыграл Табаков) - своеобразная фамилия-псевдоним означает «искусство – революционным массам». Володя не думает о тяжести военного времени, он – энтузиаст, поглощенный идеей создания нового революционного театра.

Заметной стала роль Макара Овчинникова в картине 1971 года «Достояние республики» режиссера Владимира Бычкова. Его герой - начинающий сотрудник уголовного розыска Макар Овчинников, которому предстоит расследовать пропажу ценностей, конфискованных у царской семьи.

В 1973-м на экраны вышел культовый сериал Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», в котором Табаков блестяще исполнил роль Вальтера Шелленберга.

Олег Табаков в фильме "Семнадцать мгновений весны"

Актер с успехом играл и главные роли и второстепенные. Зрители знали: если в титрах Табаков - значит, фильм нужно смотреть.

В 1970-е удачно снялся в таких картинах как «Лев Гурыч Синичкин» (драматург Фёдор Семёнович Борзиков), «Каштанка» (месье Жорж), «12 стульев» (Альхен - завхоз, застенчивый воришка), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (Павел Петрович Щербук), «Накануне премьеры» (главный режиссёр ТЮЗа Николай Николаевич Патов), «Красавец-мужчина» (Апполон Евгеньевич Окоёмов), «Ах, водевиль, водевиль...» (Акакий Назарыч Ушица), «Москва слезам не верит» (Володя), «Д"Артаньян и три мушкетёра» (Людовик XIII), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (Илья Ильич Обломов).

Олег Табаков в фильме "12 стульев"

Олег Табаков в фильме "Д"Артаньян и три мушкетёра"

Олег Табаков в фильме "Москва слезам не верит"

В 1980-е создал запоминающиеся образы в картинах «Полеты во сне и наяву» (Николай Павлович), «Мэри Поппинс, до свидания!» (сварливая мисс Эндрю), «Время и семья Конвей» (Робин Конвей), «Чужая жена и муж под кроватью» (Иван Андреевич), «Путешествие мсье Перришона» (мсье Перришон), «Человек с бульвара Капуцинов» (хозяин салуна Гарри МакКью), «Сердце не камень» (Исай Данилыч Халымов).

Олег Табаков в фильме "Мэри Поппинс, до свидания"

Олег Табаков в фильме "Человек с бульвара Капуцинов"

В 1990-е заметными стали роли в фильмах «Ближний круг» (генерал Власик), «Ширли-мырли» (Суходрищев), «Московские каникулы» (Маурицио Костеллани), «Сирота казанская» (Павел), «Что сказал покойник» (инспектор Йенсен), «Президент и его внучка» (Президент).

Активно снимался Олег Табаков и в 2000-е. Стоит выделить такие фильмы с его участием как «Дополнительное время» (Тарасов), «Статский советник» (московский генерал-губернатор Князь Владимир Андреевич Долгоруцкий), «Андерсен. Жизнь без любви» (Симон Мейслинг), «Поклонница» (издатель, друг Чехова Николай Александрович Лейкин).

Олег Табаков в фильме "Статский советник"

Олег Табаков в фильме "Поклонница"

Общественно-политическая позиция Олега Табакова

В феврале 2012 года стал доверенным лицом кандидата в Президенты РФ , выставившего свою кандидатуру на третий президентский срок. В июле того же года Указом В. В. Путина включён в состав Совета по общественному телевидению.

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Высказался с поддержкой директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича, режиссёра оперы «Тангейзер», в отношении которого возбуждено административное дело: «Не может не вызывать тревогу сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было».

В июле 2015 года в комментарии каналу «Рен-ТВ» по поводу подготовленного Министерством культуры Украины списка из 117 российских артистов, которые могут нести угрозу национальной безопасности Украины, Олег Табаков сделал ряд заявлений, сказав про украинцев, ратующих за чёрный список, что они «и так не очень просветлённые. Это как бабушка иногда говорила: "Да плюнь ты на них, это ж тэмни та нэграмотни люды". Беда в том, что люди нормальные будут страдать от того, что нормальная информация к ним никак не попадает... Я жалею их. Они в каком-то смысле убогие». В том же комментарии Табаков заявил, что «во все времена, их лучшие времена их самые яркие представители интеллигенции были где-то на вторых и третьих позициях после русских».

Сначала говорил, что это плановое стоматологическое обследование. Позже стало известно, что у Табакова обнаружили сепсис, была проведена операция, а состояние 82-летнего актера врачи оценивали как тяжелое. В декабре его даже ввели в искусственную кому — это было сделано, чтобы снять нагрузку с ослабевших от борьбы с болезнью органов; в театре, впрочем, опровергли это сообщение. Позже Табаков пришел в сознание.

В дальнейшем новости о состоянии артиста были разными — но он по-прежнему оставался в больнице. О смерти Табакова сообщил канал , эту же информацию подтвердили в пресс-службе театра.

Любимых артистов зрители всегда представляют по самых узнаваемым ролям. Для Олега Табакова таких ролей было несколько. Кто-то — чаще всего дети — знают его голос и образ артиста смешивается с образом нарисованного кота Матроскина из знаменитого мультсериала, одни взрослые помнят его по эпопее «Семнадцать мгновений весны» Лиозновой, в которой он играл Шелленберга, третьи представляют Табакова как «голубого воришку» Альхена из «Двенадцати стульев» . А для кого-то он — просто голос, начитавший пластинку-сказку «Конек-горбунок» или благородный Али-Баба из аудиосказки, записанной на стихи Татьяны и совместными усилиями артистов МХАТа и Таганки.

Впервые на сцену Олег Табаков вышел в родном Саратове, где играл в театральном кружке местного Дворца пионеров и школьников; в Москву он приехал после школы, поступать в театральный вуз, сумел сдать вступительные экзамены сразу в два — Школу-студии МХАТ и ГИТИС, — и выбрал в итоге мхатовское училище.

И уже на третьем курсе был взят в картину «Тугой узел» (1956, в прокат выходила как «Саша вступает в жизнь»).

«Первый фильм оказался для меня очень крупным везением, — вспоминал Табаков в книге «Моя настоящая жизнь». — Михаил Швейцер, являясь, на мой взгляд, одним из наиболее значительных режиссеров советского кинематографа, был традиционалистом в смысле обстоятельности, серьезности и фундаментальности подготовки к съемкам. Он умудрился пройти со мной всю линию Николая Ростова в романе «Война и мир» с той целью, чтобы я почувствовал масштаб художественных задач, которые стояли передо мною в освоении роли Саши Комелева, мальчика из колхозной деревни».

Табаков вообще снимался много и охотно.

Начав сразу с главной роли, он соглашался работать и в тех фильмах, где его персонаж всего лишь появлялся в эпизоде. «Дело «пестрых», «Испытательный срок» (экранизация повести Петра Нилова об уголовном розыске 1920-х), «Чистое небо» . Но удивительно, что даже недолгое пребывание Табакова на экране могло запомниться зрителям надолго.

Были в его ранней кинобиографии и большие проекты — вроде Николая Ростова в масштабной экранизации романа «Война и мир» или нацистского разведчика в «Семнадцати мгновениях...» (за которую Андропов ему выговорил после премьеры — «Олег, так играть — безнравственно»). Или совершенно замечательный король Людовик XIII в фильме «Д"Артаньян и три мушкетёра», Альхен в «Двенадцати стульях» Марка Захарова. Или мисс Юфимия Эндрю в «Мэри Поппинс, до свидания!» — одна из немногих женских ролей в советском кино в исполнении мужчины-актера.

Всего в фильмографии Олега Табакова — более полутора сотен сыгранных и озвученных ролей в кино, на телевидении и в мультфильмах.

Советская анимация в принципе старалась брать реальные образы актеров озвучки — и не просто так Винни-Пух похож на , Пятачок — на , а Карлсон, который живет на крыше — на . Для Табакова таким рисованным альтер эго стал Кот Матроскин из серии об обитателях деревни Простоквашино. Ну а сказанное намекающим голосом «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь…» давно и прочно ушло в народ, как и другие фразы — вроде «Усы, лапы и хвост — вот мои документы!»

Но кино все равно оставалось для Табакова не больше, чем хобби. По-настоящему он нашел себя в театре — для работы в котором и учился в Школе-студии.

Он оказался выдающимся театральным строителем, причем смолоду: в 1957 году стал самым молодым из шести основателей театра «Современник», куда попал из Студии молодых актеров, созданной Олегом Ефремовым в Школе-студии МХАТ. Само появление этого театра было серьезным вызовом в тогдашней культурно-политической среде. На его сцене Табаков и дебютировал как театральный актер — в роли студента Миши в знаменитом спектакле «Вечно живые» по пьесе . В 1970 году ушел руководить МХАТом — и Табаков не побоялся стать директором «Современника», поддержав в качестве худрука. Его пребывание на этом посту ветераны театра вспоминают исключительно добром — однако через тринадцать лет он все же оставил «Современник» и перешел в труппу МХАТа в качестве артиста.

В 1987 году при разделе МХАТа Табаков снова поддержал Ефремова, у которого в 2000-м принял руководство главной драматической сценой страны.

Но до этого была еще «Табакерка» — театр-студия, за годы своей жизни ставшая неотменимым и необходимым элементом московской театральной жизни. Оставив директорский пост в «Современнике», в 1977 году Табаков получил в свое распоряжение бывший угольный склад на улице Чаплыгина. Вместе с гитисовским актерским курсом, мастером которого он был, очистил и отремонтировал заброшенное помещение. Первой премьерой стал спектакль «С весной я вернусь к тебе» по пьесе , представителя поколения «молодых и рассерженных». Площадке долго не давали официального статуса, однако выпускники курса Табакова продолжали собираться в «Табакерке» по ночам; фактически, площадка долго работала как любительская студия, в которой играли настоящие профессионалы.

Официальный статус «Табакерка» получила в 1986 году — объявило о создании трёх московских театров-студий, одним из которых стал театр Олега Табакова.

Однако последней — и самой значительной — стройплощадкой для Табакова стал МХТ. Уже одно то, что возглавив театр в 2000 году, он вернул ему прежнее — данное при Станиславском и Немировиче-Данченко — название, говорит о многом. Олег Табаков за считанные годы перестроил работу захиревшей театральной громадины на совершенно новый лад. Фактически, Табаков превратил ефремовский МХАТ в своего рода театральный супермаркет. В один и тот же вечер здесь можно было посмотреть, к примеру, хитовую комедию «Номер 13» по Рэю Куни, «Изображая жертву» по братьям Пресняковым или экспериментальные постановки по пьесам вчерашних лауреатов конкурса «Любимовка».

Он находился в постоянном поиске --

приходил смотреть новых артистов на нарождающихся в Москве маленьких независимых театральных площадках, а потом переманивал в труппу МХТ. Жадно читал новую драматургию. Откровенно увлекался молодыми режиссерами — в 2000-х фактически выдал карт-бланш на работу Кириллу Серебренникову. В 2010-х — Константину Боголомову. Уже зная о болезни мэтра, Богомолов в прошлом сезоне поставил спектакль-приношение «Юбилей ювелира».

Народный артист СССР Олег Табаков умер после продолжительной болезни. О трагическом событии стало известно днем 12 марта. Информацию подтвердила пресс-служба МХТ им. Чехова.

В реанимацию артист был доставлен еще в ноябре 2017 года. Несмотря на то, что состояние Олега Табакова не всегда было стабильным, никто не мог и представить, что знаменитый актер так скоро умрет.

В интернете ежедневно появлялись колонки с последними новостями о здоровье Олега Табакова – однако новых фото после ноября 2017 уже не было, так как артист почти все время находился в крайне тяжелом состоянии.

На протяжении нескольких месяцев поклонники вводили тревожные запросы в поисковые сети: «Жив или умер Олег Табаков?» Сегодня – время, когда стоит вспомнить все то хорошее, что Олег Павлович сделал для развития отечественного театра и кинематографа.

https://youtu.be/UJn_zpMCEog

Жизнь актера

Олег Павлович родился в 1935 году в семье врачей и рос в атмосфере семейного тепла и поддержки. Когда будущему артисту исполнилось шесть лет, в страну пришла война, и его отец отправился добровольцем на фронт. Спустя еще один год мать артиста серьезно заболела. Так кончились безоблачные времена.

Будучи учеником восьмого класса, Табаков стал играть в известном в Саратове детском театре «Молодая гвардия». Детское увлечение быстро переросло в дело жизни Олега Павловича: впервые вступив на сцену, Табаков понял, что уже не хочет покидать ее.

Поступать Табаков решил в Москве. Вступительные экзамены открыли перед ним двери ГИТИСа и МХАТа, однако предпочтение будущий мэтр театра отдал школе-студии. Сокурсниками артиста оказались Валентин Гафт, Татьяна Доронина, Галина Волчек, Леонид Броневой, Михаил Казаков, и другие столпы отечественного театра и кинематографа.

В молодости

Театральная карьера

После окончания университета Табаков присоединился к труппе театра им. Станиславского. Однако там Олег Павлович не задержался надолго: жизнь привела его в «Современник», в котором творческим процессом всецело руководил талантливый Олег Ефремов.

Раскол в составе театра позволил Табакову встать во главе «Современника». Впоследствии Олег Павлович станет лицом театра. В прессе появились высказывания, что после того, как Олег Табаков умер, «Современник» никогда уже не будет прежним.

В середине восьмидесятых в рамках культурного плана было принято открыть в Москве три новых театра. Табаков воспользовался случаем и осуществил свою давнюю мечту – создал собственную Театральную студию, очень скоро получившую полушутливое название «Табакерка».


На любимой сцене

Несмотря на противоречивые отзывы критиков сразу после открытия театра, зрительный зал был всегда полон. Успех «Табакерки» начался с первых же представлений. С Театра-студии Табакова началась карьера многих талантливых артистов отечественной эстрады. Среди них К. Райкин, Ю. Богатырев и другие.

Театральная карьера Табакова не ограничивалась пределами одной лишь России. В Соединенных Штатах Олег Павлович открыл Летнюю школу им. Станиславского при Гарвардском университете. На счету Табакова множество классических постановок в лучших европейских театрах.

Фильмография

Утверждают, что талантливый человек талантлив во всем. Олег Павлович доказывает эту идиому примером собственной жизни: его театральная карьера стала тесно переплетаться с работами на большом экране еще в университетские годы.


В к/ф «Москва слезам не верит»

Поначалу артисту доставались роли немного наивных и верящих в лучшее героев. Табаков проживал на экране жизни лучших людей хрущевского времени. Примерами могут стать следующие роли:

  • Виктор Булыгин в «Людях на мосту»;
  • Саша Егоров в «Испытательном сроке»;
  • Олег Савин в «Шумном дне».

Табаков принял участие в съемках более 120 фильмов. Его харизматичные роли оставались в памяти зрителей, даже если не были главными. Талантливыми киноработами Табакова признаны съемки в сериале «Семнадцать мгновений весны» (его сотрудниками по съемочной площадке были Вячеслав Тихонов и Леонид Броневой), а также в «12 стульях» – там артисту пришлось сотрудничать с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым.


Олег Табаков в сериале «Семнадцать мгновений весны»

Яркой ролью была и роль Николая Ростова в фильме «Война и мир» 1968 года. Кинолента была удостоена премии Оскар. Тепло вспоминают и картину «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», где Табаков сыграл главного героя романа Гончарова. Небольшая, но яркая и эффектная роль в кинофильме «Москва слезам не верит» также осталась в памяти советских и российских зрителей.

Примером большого актерского мастерства считается роль Табакова в ленте «Человек с бульвара Капуцинов». Олег Павлович прекрасно исполнил алчного хозяина салона Гарри Маккью. На этот раз партнерами Табакова по съемочной площадке стали Миронов, Дуров и Ярмольник.

Личная жизнь

Сейчас самый актуальный запрос в Интернете – правда ли, что умер Олег Табаков. Однако в это темное время лучше вспомнить и положительные моменты его жизни – например, истории любви.


С Мариной Зудиной

В 90-х пресса взорвалась грандиозным скандалом, связанным с переменами в личной жизни Табакова. После тридцатипятилетнего брака с Людмилой Крыловой Олег Павлович вдруг принял решение развестись с женщиной и уйти к молодой актрисе Марине Зудиной. Событие бесповоротно испортило отношения Табакова с двумя детьми от первого брака.

Несмотря на злые языки, роман Табакова и Зудиной получил продолжение в стенах ЗАГСа – спустя десять лет после начала отношений.

Однако любовные истории артиста на этом не кончаются. Долгое время в прессе ходили слухи о романе Олега Павловича и Елены Прокловой. Сама актриса не скрывает, что мэтр театра был ее первой влюбленностью.


Елена Проклова и Олег Табаков

Во втором браке у Табакова появилось еще двое детей – сын Павел и дочка Мария. Павел продолжает дело отца, закончив школу-студию Олега Табакова.

Пока у актера трое внуков – Анна, Полина и Никита.

Последние годы

С середины десятых годов Табаков и его команда были заняты открытием новой сцены в Москве, на этот раз на Сухаревской площади. Это было долгожданное новоселье знаменитой «Табакерки». Олег Павлович следил за аккуратным исполнением намеченного плана и не позволял ни строителям, ни проектировщикам отступать от первоначальной задумки ни на один шаг.

В 2017 году в новом зале прошел тридцатилетний юбилей театра. Блестящий бенефис объединил на Сухаревской всех, кто создавал театр в восьмидесятых – и Марину Зудину, и Сергея Беляева, и многих других. Телеверсии знаменитых спектаклей «Табакерки» транслировались на канале «Культура».


С труппой театра

В прессе отмечают, что Табаков в это время был полон сил и идей, и собирался реализовать еще множество планов. До самого ухудшения состояния Олег Павлович продолжал выходить на стену и принимал активное участие в жизни любимого театра, ставшего его главным детищем.

История болезни и смерть

Запросы «умер ли Олег Табаков?» стали появляться в Интернете в связи с тревожными событиями, случившимися осенью прошлого года. Днем 27 ноября 2017 года Табаков совершал плановый визит к стоматологу. Артисту стало плохо прямо в процедурном кабинете. Табаков был госпитализирован. Репортером удалось выяснить в театре «Табакерка», что в московской стоматологической клинике Табаков устанавливал себе имплантаты.

Позже в Сети появилась информация о том, что у Табакова обнаружили сепсис. По комментариям медиков, артист поступил в больницу в крайне тяжелом состоянии – с таким заболеванием не под силу справиться даже молодым и сильным людям. Тяжело поверить в то, что Олег Павлович Табаков умирал из-за банального недосмотра – возможно, заболевание можно было обнаружить раньше.


Появилась информация о том, что у Табакова обнаружили сепсис

Сразу после Нового года в Интернете появились новости о том, что в последнее время здоровье Олега Табакова улучшилось. Источник сообщал, что Табаков лучше реагировал на осмотр и жаловался на легкую боль в области легких, а также начал понимать, где и почему он находится.

Однако уже в конце января в СМИ вновь появилась информация о том, что состояние Табакова нестабильно. У Олега Павловича Табакова начали отказывать жизненно важные органы. О том, что артист умер, стало известно днем 12 марта. Актер так и не выписался из больницы, хотя мечтал об этом с первого же дня, проведенного в ее стенах.

Сегодня тяжело поверить в то, что Олега Табакова больше нет среди нас: поклонники ежедневно следили за состоянием здоровья своего кумира и до последней минуты не хотели верить в то, что артист умирает.

«Табакерка» и «Современник» отменяют спектакли на ближайшие дни в связи с трауром по артисту. Прощание с артистом пройдет 15 марта в МХТ им. Чехова. Похороны состоятся предположительно на Новодевичьем кладбище.

https://youtu.be/_GjHGbYm_Nw

В понедельник днем стало известно, что умер Олег Табаков, чуда не случилось, 82-летний актер и режиссер, длительное время боровшийся с одолевшим его осенью прошлого года недугом, так и не смог победить его. Многочисленная армия поклонников Великого Мастера сцены, его близкие, коллеги по театру и ученики, все до конца надеялись, что Олег Павлович выздоровеет, и снова будет радовать всех своим талантом, своим обаянием, улыбками и добрыми шутками. Но, самые худшие опасения врачей подтвердились, и Табаков, с самого юного возраста живший и работавший «на износ», не смог восстановиться.

Читайте также:


  • Олег Табаков был экстренно госпитализирован,…

  • Причина трагедии

    О причинах смерти Олега Табакова известно только, что сразу после госпитализации в ноябре прошлого года, он был подключен к аппарату по искусственной вентиляции легких, один раз, в преддверии 2018 года, его состояние улучшилось, но продлилось такое улучшение здоровья актера недолго. К вечеру 12 марта - в день, когда умер Олег Табаков, стало известно, что прощание с актером состоится 15-го числа. Похоронить Олега Табакова, как заявил Заместитель Министра культуры РФ Александр Журавский, могут на Новодевичьем кладбище, сейчас этот вопрос уже решается.

    Театр «Табакерка» и МХТ имени Чехова, которыми руководил умерший Олег Табаков, отменили все спектакли, которые были запланированы. Свои соболезнования в день смерти Олега Табакова выразили: Президент РФ Владимир Путин, Патриарх Кирилл, а также многие другие политические деятели, деятели культуры и искусства, обычные пользователи социальных сетей.

    В лице Олега Павловича из жизни ушел воистину народный артист, который сочетал в себе огромное количество талантов. Это был блистательный актер, талантливый педагог и организатор, человек, который создавал студии, театры, школы актерского мастерства, отец большого и счастливого семейства, так любивший жизнь и щедро делившийся своим оптимизмом со всеми окружающими.

    Человек, всецело посвятивший себя служению сцене

    О том, что Олег Табаков, родившийся в 1935 году в семье саратовских врачей, посвятит всю свою жизнь театральной сцене, он принял решение в достаточно раннем возрасте, когда, будучи восьмиклассником, стал играть в детском театре «Молодая гвардия». Поэтому вопрос о том, куда будет поступать окончивший среднюю школу Табаков, для молодого человека из Саратова даже не стоял. В школе-студии МХАТ, куда Олега Павловича приняли сразу же после вступительных испытаний, он был одним из лучших студентов, а на одном курсе с ним учились многие, ставшие маститыми в будущем, мастера сцены.

    После окончания театрального ВУЗа, Табаков волею случая попадает в театр «Современник», только что созданный О. Ефремовым.

    В дальнейшем, когда Ефремов уйдет из созданного им театра, возглавит его именно Табаков и будет успешно руководить им на протяжении почти семи лет.

    Даже занимая руководящий пост в театре, Олег Павлович не переставал принимать участие в спектаклях, сниматься в кино и заниматься педагогической деятельностью. В этом, а именно в желании заниматься всем, что ему интересно, и есть весь Табаков. По словам Марка Захарова, руководящего театром «Ленком», Олег Павлович был человеком многогранного таланта, он украшал жизнь всех, кто его окружает.

    Незаменимая личность

    В 1986 году сбылась, пожалуй, самая большая мечта актера и режиссера, он получил возможность открыть собственный театр и развивать его так, как считает нужным именно он. Так появился знаменитый театр-студия Олега Табакова, который впоследствии назвали «Табакерка». Многие театральные критики поначалу с огромным скептицизмом отнеслись к новому театру, но когда все спектакли, которые ставились на этой площадке, сопровождались аншлагами, от такого отношения со стороны театральной общественности не осталось и следа.

    Табаков, развивая свой театр, проявил себя в качестве настоящего новатора, в постановках были задействованы молодые талантливые актеры, а автором пьес, которые ставились знаменитыми режиссерами, становились известные писатели.

    Энергии Олега Павловича, активно развивающего свой театр, хватило и на то, чтобы возглавить знаменитый МХТ имени Чехова, управление которым ему доверили в 2000 году. Успешно руководя одновременно двумя театрами, Табаков не прерывал своей актерской деятельности, продолжал обучать своих студентов, занимался продюсированием и снимался в фильмах. Найти еще одного такого человека, который бы обладал такой же силой и энергией, как покойный Табаков, просто невозможно - так считает Захаров.

    Согласен с Художественным руководителем «Ленкома» и Михаил Швыдкой. Как заявил Михаил Ефимович, Табаков, скорее всего, был последним из великих актеров, обладающих секретами великих мастеров сцены. После ухода Олега Павловича, о котором Швыдкой просто не может говорить в прошедшем времени, вокруг образовалась пустота. Заменить такого человека ни в театре, ни в наших сердцах, как сказал Швыдкой, просто невозможно.

    Олег Табаков, у которого было абсолютное чутье на талант, воспитал целую плеяду актеров, которые сегодня исполняют ведущие роли на сцене, играют в кино и даже сами уже являются руководителями театров. Они в эти дни, получив печальное известие из последних новостей, скорбят, чувствуя себя покинутыми своим любимым учителем.

    Особенно серьезной утратой уход из жизни Олега Табакова стал для его семьи - любимой жены, четверых детей от двух браков и пятерых внуков. Младшей дочери актера и режиссера всего 11 лет, и она только начала радовать своего умершего папу своими первыми жизненными успехами.

    Вам нравится творчество Олега Табакова?



    Последние материалы сайта