Канке В. Философия: Учебное пособие. Виктор канке - основы философии

29.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

5-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2003. — 376 с. — (Новая университетская библиотека). — ISBN 5-94010-004-Х.Качество: Отсканированные страницы 600 dpi + обработка сканов + слой распознанного текста.
Учебник "Философия" доктора философских наук профессора В.А.Канке выдержал несколько изданий и приобрел широкую известность. В числе достоинств книги - соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения, возможность вариативного подхода к преподаванию и изучению философии в зависимости от профиля учебного заведения, доступность изложения, а также полнота справочного аппарата. Это современный учебник, освещающий не только историю мысли, но и актуальные философские проблемы.Излагаются история мировой и отечественной философской мысли, современные проблемы теории познания, философии человека, общества и истории культуры, науки и техники. Компактность изложения сочетается с полнотой раскрытия тематики, предусмотренной государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Содержит обширный справочный и методический аппарат, включая контрольные вопросы, программу курса, рекомендации для студентов и преподавателей, терминологический и именной указатели и др. От четвертого издания (М.: Логос, 2002) отличается освещением новейших тенденций философствования, отвечающих перспективам XXI века. Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.Введение. Что такое философия?
Предмет философии, ее место и роль в культуре.
Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функции философии.
Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии.
Практическая ориентация философии. Моральная функция философии.
Назначение философии.
О смысле дальнейшего изложения.История философии.
Античная философия.
Милетская школа философии.
Школа Пифагора.
Гераклит и элеаты.
Атомисты. Левкипп и Демокрит.
Школа Сократа.
Софисты.
Платон.
Аристотель.
Философия эллинизма.
Эллиническая наука.
Философия Римской империи. Неоплатонизм.
Характерные черты античной философии.
Средневековая философия.
Философия и теология.
Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности.
Креационизм.
Провиденциализм. Время.
Символизм. Средневековая герменевтика.
Реализм, номинализм, концептуализм.
Откровение и вера. Философский смысл заповедей Христа.
Общество и природа.
Средневековая теодицея.
Патристика и схоластика.
Характерные черты средневековой философии.
Философия эпохи Возрождения.
Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии.
Человек — творец, художник.
Гуманизм.
Философы эпохи Возрождения.
Характерные черты возрожденческой философии.
Европейская философия XVII в.
Философия Бэкона.
Философия Декарта (картезианство).
Галилей и Ньютон: создание теоретической механики.
Выработка нового юридического мировоззрения. Правовые идеи философии Локка.
Философия Лейбница.
Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания.
Европейская философия XVIII в.
Историческая справка.
Философия французского Просвещения. Вольтер, Руссо, Гольбах.
Философия в Германии. Кант и Фихте.
Сравнение двух главных философских направлений XVIII в.
Об изъяне проекта Просвещения.
От философии Гегеля к дидактическому материализму.
Философия Гегеля.
От антропологического материализма Фейербаха к диалектическому материализму Маркса.
От философии жизни к герменевтике.
Философия жизни.
Экзистенциализм и фундаментальная онтология.
Феноменология Гуссерля.
Герменевтика.
Аналитическая философия.
Основатели движения: Фреге, Рассел, Витгенштейн.
Логический позитивизм.
Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун.
Лингвистическая философия Витгенштейна.
От структурализма к постмодернизму.
Структурализм.
Мишель Фуко: философия дискурсивных практик.
Жак Деррида: деконструктивизм.
Жан Лиотар: постмодернизм.
Русская (несоветская философия).
Историческая справка.
От славянофильства к религиозно-этическому искательству.
Философия западников.
Евразийство.
Революционизм: революционные демократы, народники, анархисты, марксисты.
Философия В.С.Соловьева.
Русская философия в XX в.
Характерные черты русской философии.
Философия советского периода.
Подъем знамени ленинизма (1917-1930).
Сталинизм в философии (1930-1956).
Расцвет марксистско-ленинской философии (1957-1975).
Застой в развитии марксистско-ленинской философии (1976-1991).
Увядание марксистско-ленинской философии (1991-2000).
Философия в постсоветской России.
Восточная философия.
О философии Запада и Востока.
Индийская философия.
Китайская философия.
Заключение к курсу История философии. Систематический курс философии.
Учение о бытии.
Проблема существования.
Виды бытия.
Многообразие и единство бытия.
Пространство и время.
Диалектика, диалог, диспут, дискурс.
Изменение и развитие. Закономерности.
Философская антропология и гносеология.
Философия о природе человека.
Четыре сферы бытия человека.
Природа психических функций человека, способность познавать мир.
Чувственное познание.
Рациональное познание. Мышление.
Единство чувственного и рационального познания.
Творчество. Интуиция. Память. Воображение.
Сознательное и бессознательное, надсознательное. Фрейдизм.
Что есть истина?
Объяснение, вчувствование, интерпретация, действие, понимание.
Ценность. Философия как аксиология.
Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал.
Философия символического мира человека. Человек в мире культуры.
Философия языка.
Единство и многообразие языков. Метаязык.
Формализованный язык. Машинные языки.
Знаковая форма языка. Философия как язык.
Философия культуры. Культура и цивилизация.
Эстетика. Красота, прекрасное, возвышенное.
Философия практики.
Добро. Три этики. Личность, проблема свободы и ответственности.
Смысл человеческого бытия.
Образование.
Философия общества и истории.
Пути понимания природы общества.
Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в развитии общества.
Общество и его структура.
Философия истории. Многообразие культур, цивилизаций. Запад-Россия-Восток.
Философия природы.
Исторические формы отношения человека к природе.
Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума.
Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм.
Философия науки.
Что такое наука?
Эмпирический уровень научного познания.
Теоретический уровень исследования. Природа научных концептов.
Становление научной теории и рост теоретического знания.
Теоретические методы.
Наука в поисках истины.
Идеалы науки. Этика ученого.
Соотношение философской, религиозной и научной картин мира.
Философия техники.
Происхождение и природа техники.
Основные проблемы философии техники.
Техника и этика.
Человек в информационном обществе.
Стратегия будущего.
Человек во Вселенной.
Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
Заключение. Философия в современном мире.
Приложения:
Курс философии в таблицах.
Философские открытия.
100 вопросов на понимание курса философии.
Советы студентам.
Требования (федеральный компонент) государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Философия».
Программа курса философии.
Примерное почасовое планирование курса философии.
Методические заметки (для преподавателей).
Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке).
Литература.
Словарь-указатель.
Именной указатель.

Излагается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи, образования. Содержание и структура учебника соответствует требованиям Государственного обязательного стандарта среднего профессионального образования. Содержит вопросы и задания к каждой главе, методические рекомендации для преподавателей, обширные справочные материалы.


Оглавление
От автора 3
Введение. Что такое философия? 5
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ 17
1. Античная философия 19
1.1. Античная натурфилософия 19
1.2. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля 26
1.3. Эллинистическая философия 37
2. Средневековая философия 46
3. Философия Нового времени 52
3.1. Философия эпохи Возрождения 52
3.2. Философия от Декарта до Канта
3.3. Философия от Гегеля до Ницше
4. Философия наших дней 70
4.1. О состоянии современной философии 70
4.2. Феноменология 72
4.3. Герменевтика 75
4.4. Аналитическая философия 81
4.5. Постмодернизм. 94
4.6. Философия в России 96
4.7. Восточная философия 103
Раздел 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ 111
5. Основания философствования 113
6. Философия человека, общества и истории 118
6.1. Философия человека 118
6.2. Философия общества 123
6.3. Философия истории 128
7. Философия как аксиология 133
7.1. Учение о ценности. 133
7.2. Философия искусства 139
7.3. Философия практики 145
8. Философия познания и науки 158
8.1. Философия познания 158
8.2. Философия науки 173
9. Философия языка 187
10. Философия техники 198
11. Философия природы 207
12. Второй пол и философия 216
13. Философия образования 224
Заключение. Философия в современном мире 228
Приложение 1. Курс философии в таблицах 229
Приложение 2. Советы студентам 241
Приложение 3. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 242
Приложение 4. Программа курса философии 243
Приложение 5. Примерное почасовое планирование курса философии
Приложение 6. Методические заметки (для преподавателей) 250
Приложение 7. Годы жизни выдающихся философов (в хронологическом порядке) 255
Приложение 8. Великие философы (до XX века) 256
Приложение 9. Выдающиеся философы XX века 261
Литература 266
Словарь-указатель 272
Именной указатель 278


ОТ АВТОРА
.

Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей истории человечества. Но в последние годы интерес к ним в нашей стране стал и более массовым, и более глубоким. Кроме всего прочего, это выразилось в существенных изменениях в философском образовании. Преподавание общих курсов философии и философских дисциплин теперь не просто практикуется начиная уже со средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, но и кардинально изменяется по содержанию и методам обучения, переориентируясь на реальные жизненные темы.

Переход к массовому изучению философии оказался исключительно трудным делом, требующим совершенно новых учебников и учебных пособий. Очевидно, что они должны быть рассчитаны на преподавание философии как универсального учения, а не какой-то отдельно взятой доктрины, отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. Не навязывая готовых схем и решений, современный учебник философии призван как бы усиливать присущую каждому человеку способность суждения - научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более многообразном мире.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы философии, Канке В.А., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

«Канке В.А. Философия Учебник»: «Логос»; Москва; 2007

5-е издание, переработанное и дополненное.

Исторический и систематический курс

Аннотация

Излагаются история мировой и отечественной философской мысли, современные проблемы теории познания, философии человека, общества и истории культуры, науки и техники. Компактность изложения сочетается с полнотой раскрытия тематики, предусмотренной государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Содержит обширный справочный и методический аппарат, включая контрольные вопросы, программу курса, рекомендации для студентов и преподавателей, терминологический и именной указатели и др. От четвертого издания (М.: Логос, 2002) отличается освещением новейших тенденций философствования, отвечающих перспективам XXI века.

Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.

Введение

Что есть философия?

Часть 1. История философии

Глава 1.1 Античная философия

Глава 1.2 Средневековая философия

Глава 1.3 Философия эпохи возрождения

Глава 1.4 Европейская философия XVII в.

Глава 1.5 Философия XVIII в.

Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму

Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике

Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму

Глава 1.9 Русская философия

Часть 2. Систематический курс философии

Глава 2.1 Метафилософия

Глава 2.2 Философская антропология и гносеология

Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры

Глава 2.4 Философия общества и истории

Глава 2.5 Философия природы

Глава 2.6 Философия науки

Глава 2.7 Философия техники

Глава 2.8 Стратегия будущего

Приложение: 100 вопросов на понимание курса философии

Литература

Именной указатель

Введение

Что есть философия?

Приступая к изучению данного курса, необходимо прежде всего уяснить себе, что такое философия, каков ее предмет и смысл, в чем состоит ее назначение. Как показывает история становления и развития философии, ответить на поставленные вопросы совсем непросто. В коротких лаконичных ответах трудно исчерпать многообразие философии. К тому же следует учесть ее творческий характер. Только тогда человек становится философом, когда он стремится выработать новое знание, новое чувство и новое откровение. Но это означает, что смысл философии не является чем-то неизменным, от века данным, он находится в постоянном становлении, его ищут, проясняют, создают, творят. Кто всерьез этим занимается, тот и является философом.

Одно из самых кратких определений философии гласит, что она, как подчеркивал Гегель , является квинтэссенцией, т. е. самым главным, в духовной жизни человека. Но такое определение требует пояснений. Здесь уместно вспомнить, что слово "философия" имеет древнегреческое происхождение, впервые его ввел в оборотПифагор . В буквальном переводе философия означает любовь к мудрости. Это утверждение также вполне приемлемо, но и оно требует пояснений.

Москва «Логос» 2008

УДК 1(091) ББК 87.3 К19

Р е ц е н з е н т ы Доктор философских наук профессор В.ИЖог

(Московский педагогический государственный университет) Кандидат педагогических наук доцент А.А.Бороздинов (Обнинский художественный колледж)

Канке В.А.

К19 Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М." Университетская книга, Логос, 2008. - 288 с: ил.

ISBN978-5-98704-276-3

Излагается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи, образования Содержание и структура учебника соответствует требованиям Государственного обязательного стандарта среднего профессионального образования. Содержит вопросы и задания к каждой главе, методические рекомендации для преподавателей, обширные справочные материалы.

Для студентов средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.

Посвящаю моим родителя^

Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей истории человечества. Но в последние годы интерес к ним в нашей стране стал и более массовым, и более глубоким. Кроме всего прочего, это выразилось в существенных изменениях в философском образовании. Преподавание общих курсов философии и философских дисциплин теперь не просто практикуется начиная уже со средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, но и кардинально изменяется по содержанию и методам обучения, переориентируясь на реальные жизненные темы.

Переход к массовому изучению философии оказался исключительно трудным делом, требующим совершенно новых учебников и учебных пособий. Очевидно, что они должны быть рассчитаны на преподавание философии как универсального учения, а не какой-то отдельно взятой доктрины, отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. Не навязывая готовых схем и решений, современный учебник философии призван как бы усиливать присущую каждому человеку способность суждения - научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более многообразном мире.

Таковы наиболее существенные соображения, побудившие автора взяться за перо и предложить учащейся молодежи, а значит, и преподавателям философии настоящий учебник. При определении его содержания и подхода к изложению учебного материала в той или иной мере учитывались следующие требования. Во-первых, это доступность учебника студентус Реднего специального учебного заведения и учащемуся-

старшекласснику. Во-первых, доступность не должна достигаться за счет снижения научного уровня излагаемого курса. В-третьих, книга призвана давать достаточно полное представление о философии, ведь сегодня недопустимо сводить ее содержание к трем-четырем разделам, как бы забывая все остальное. В-четвертых, учебник обязан отражать состояние современной - при самом ответственном отношении к этому термину - философии: хватит пичкать студентов выжимками из декларативно построенных и идеологически окрашенных курсов философии прежнего периода. Наконец, в - пятых, книга обязательно должна быть интересной, освещать то, что действительно волнует молодежь.

Широкий спектр обсуждаемых, к тому же, как правило, в историческом и практическом контексте, философских проблем может, на мой взгляд, сделать книгу полезной не только для ее прямого адресата - студента среднего специального учебного заведения, но и для широкого круга читателей. Хотелось бы надеяться, что учебник сможет найти заинтересованную аудиторию в гимназиях, лицеях, школах и классах с гуманитарным уклоном.

Москва - Обнинск 1998-2005 гг.

ВВЕДЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ»

В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделявшихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но даже на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сделанное не слишком многочисленным, но великим народом Древней Греции. Речь идет, конечно, о философии, ибо она как ничто иное обусловила судьбу всей известной нам культуры, она жизненна сегодня ничуть не меньше, чем вчера.

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя - философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги.

Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота, Гераклита иПифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализуПлатоном иАристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.

Философия - это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии - читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

ДВА ПРИМЕРА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на этот вопрос не голословно, а достаточно определенно, целесообразно рассмотреть примеры подлинного философствования. Разумеется, такие примеры мы находим прежде всего в творчестве великих философов. Ведь их называют великими не случайно, а потому, что в философствовании они достигли особых высот. Именно у великих философов в первую очередь следует учиться философствованию.

Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже своему народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается простым образом, необходимы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее - философский вопрос. Впервые это поняли уже упоминавшийся Платони его великий учитель Сократ.Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение. Она стимулировала развитие наук и искусств, во многом определила характерные черты современной цивилизации.

Концепция идей имеет философское содержание. В данном случае это означает, что она соотносится с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека.

Идеи выражаются в языке отдельными предложениями и их совокупностями. Предложения могут быть как вопросительными, так и повествовательными или повелительными. Разумеется, не всякое предложение прямо и непосредственно выражает содержание именно философской идеи. Рассмотрим, например, три предложения:

1. Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов (кстати, это утверждение носит имя того самого Пифагора, который придавал слову «философия» особое значение).

2. Кит - это, как и человек, млекопитающее.

3. Идеи связаны между собой.

Первое предложение относится к сфере математики, точнее геометрии. Второе предложение принадлежит биологии, точнее зоологии. Только третье предложение имеет очевидное философское содержание, здесь речь идет о любых идеях.

Философское - значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное.

Второй пример: концепция ответственности. В наши дни много говорят о свободе. Но не любая свобода приемлема. Причем речь идет не только о том, чтобы поставить заслоны действиям различного рода экстремистов и тех, кого справедливо называют преступниками. Перед каждым человеком встает вопрос о согласовании своих действий с интересами других. Иначе говоря, мы ставим вопрос об ответственности.Только теперь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, искусстве, на производстве, в общественной и индивидуальной жизни. Но это и означает, что концепция ответственности приобрела философское значение. Над ее разработкой энергично работают философы всех развитых стран.

Оба приведенных примера показывают, что философия не стоит на месте. И две с половиной тысячи лет назад, и сейчас философия, как и все ценное в жизни людей, есть результат самоотверженной работы энтузиастов. Философские звезды среди нас, они озаряют нас светом философствования.

ЕЩЕ РАЗ О ФИЛОСОФСКИХ ВОПРОСАХ,

Продолжим разговор о специфике философии. В этой связи очень показательно умение некоторых людей формулировать суть философии кратко, ярко, нескучно. Немецкий философ Кант вопрошал: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Это все философские вопросы, ибо наиболееполные ответы на них можно получить исключительно в философии.Шукшинское «Что с нами происходит?» и извечное российское «Что делать?» опять же относятся к сфере философии. Равно как и знаменитое изречениеШекспира, вложенное в уста Гамлета: «Быть - или не быть?»...

Философия - это обостренно совестливое отношение человека к окружающему его миру.

r> < ФИЛОСОФСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЗА КРАТКОСТЬ, но ПРОТИВ ПОВЕРХНОСТНОСТИ

Краткость - сестра таланта, но не его гарантия. В философии высоко ценится умение кратко, емко, выразительно сформулировать проблему либо ее решение. Выдающийся русский философ А.Ф. Лосев подчеркивал, что до тех пор, пока он не в состоянии выразить одним предложением суть философской проблемы, она остается для него неразрешенной.Лосев прав,его умонастроение заслуживает одобрения. В нашем случае это означает, что мы должны там, где это уместно, стремиться к коротким, лаконичным определениям. Однако следует иметь в виду одно важное обстоятельство. Та краткость, которую мы приветствуем, непременно включает основательность, точность, тщательность в формулировках, их обоснованность, соответствие фактам. Если всего этого нет, то краткость никакая не сестра таланта, а его прямая противоположность. Мы приходим к выводу, что краткие философские определения при правильном, а не поверхностном философствовании должны дополняться многозвенными, предложение за предложением, рассуждениями.

Но как «попасть в цель» в философских определениях, как подобрать, обнаружить точное, правильное слово? Искать это слово, размышлять и дерзать. Когда цель близка, то полезно сопоставлять значения близких по смыслу слов. Так происходит словесная пристрелка. Разъясним это на примере определения своеобразия философии.

Выше мы отмечали, что философия имеет дело с главными вопросами бытия человека. Но что это значит - главные вопросы? С учетом многовекового развития философии вполне актуальны такие интерпретации: речь идет о проблемах, которые можно назвать 1) главными, 2) наиболее существенными, 3) фундаментальными, 4) всеохватными, не знающими исключений, 5) объединяющими жизнь людей в единое целое, в поле действия которого попадает каждый человек. И так далее. Если читатель пожелает продолжить наш ряд слов-определений, то тем самым он добьется углубленного понимания философии. Желаем успеха!

Итак, еще раз. Что такое философия? Рисуем таблицу, где в левой части стоит слово, смысл которого мы ищем, а в правой части приводятся определения, число которых может быть при желании приумножено читателем.

Получаем следующее определение философии. Философия -это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия. Разумеется, можно дать философии более краткое определение. Более того, можно обойтись одним жестом - поднять большой палец.

ФИЛОСОФИИ ВСЕВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ

Нам бы хотелось развеять одно довольно-таки нелепое предубеждение. Состоит оно в том, что философия это, мол, удел прежде всего старцев-мыслителей, затем ученых и писателей, аспирантов, может быть, студентов вузов, но никак не всех других, в том числе студентов техникумов и училищ. Такое мнение еще никому не удалось обосновать, ибо это невозможно. Девушка и юноша благодаря своей молодости находятся не где-то сбоку, а в самом центре водоворота жизни. Здесь чуть ли не на каждом шагу возникают те же самые злободневные вопросы, которые выше были названы философскими. А это означает, что девушке или юноше приходится быть философом. Философия - это удел человека. Вопрос в том, какой философией пользуется человек и насколько умело. Неизбежный вывод - философии следует учиться, только так можно избежать суррогатов философствования.

Великий немецкий философ Гегель преподавал учащимся гимназии довольно сложную философию. И что же? Он приобрел многих благодарных учеников. На наш взгляд, юноши и девушки конца XX столетия достойны приобщения к высотам философии не менее своих сверстников прошлых эпох.

- НАИЧНОСТЬ ФИЛОСОФИИ

Часто спорят о том, является ли философия наукой. Одни настаивают на том, что философия - лучшая из наук, другие наоборот ее противопоставляют науке. Нам придется включиться в этот спор, ибо это позволит углубить понимание философии.

Что такое наука? Систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые так тесно взаимосвязаны, что образуют систему. Одни положения непротиворечиво обосновываются другими; так реализуется доказательность в науке. Выводы науки должны находить практическую проверку. Это позволяет отметать не относящиеся к науке выдумки. Но есть ли в философии систематичность, доказательность, проверяемость? Да, есть. Дело в том, что указанные признаки были выработаны именно в философии. Ясно, что философия руководствуется своими достижениями. Философы стараются быть убедительными, обосновывать своивыводы, проверять их фактами. С этой точки зрения философию можно и нужно считать наукой.

Но почему же многие отказываются признать за философией статус науки? Потому, что, мол, наука в отличие от философии безлична, объективна, вырабатывает жесткие методики, она интересуется разве что поиском истины, но не озабочена судьбою человека. Но может наука необязательно должна быть безличной? Этот вопрос пока не имеет окончательного ответа, он за будущим.

Итак, главная ценность науки - истина. Поскольку в философии этой ценности также уделяют первостепенное внимание, мы имеем полное право утверждать, что она, философия, родственница науке.

ЭСТЕТИЧНОСТЬ, ЧУВСТВЕННОСТЬ ФИЛОСОФИИ

Люди, которые считают, что философия отличается от науки, часто называют ее искусством. «...Философия есть искусство, а не наука»,- подчеркивал А. Шопенгауэр. Искусство отличается от науки, это, пожалуй, трудно оспаривать.Главная ценность науки -истина, главная ценность искусства -красота. Ученый может, например, заинтересоваться шарообразностью Земли.

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич

§ 1. Социальная философия и философия истории Социальная философия конца XX в. могла бы претендовать на аристократическое происхождение: ее предком являлась классическая философия истории. Однако связь между ними разорвана. Их разделяет целая эпоха, в ходе которой были

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

1. ФИЛОСОФИЯ ПАТРИСТИКИ КАК ФИЛОСОФИЯ ТЕОЦЕНТРИЗМА Этапы средневековой философии: патристика и схоластика. Патристика апостольского периода (до середины II в.); апологетического периода (до IV в.) с заявкой на то, что истинная философия - это христианская религия; зрелого

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

5. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ КАК ФИЛОСОФИЯ «ПАНРАЦИОНАЛИЗМА» Георг Гегель родился 27 августа 1770 года в семье крупного чиновника. Латинская школа в Штутгарте, теологическая семинария и университет в Тюбингене - ступени его богословского образования. От духовной карьеры Гегель

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

27. Казахская философия: история и современность (Абай, Валиханов, Алтынсарин), истоки черты, традиции и новации. Профессиональная философия в Казахстане. (Рахматуллин -

Из книги Основы философии автора Канке Виктор Андреевич

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги Что такое политическая философия: размышления и соображения автора Пятигорский Александр Моисеевич

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

ФИЛОСОФИЯ В III–X ВВ. Это время характерно нестабильностью, вытекающей из разложения единого государства, усилением влияния даосизма и буддизма. Их объединяет сосредоточенность на проблемах субъективности, что, надо полагать, было реакцией на отсутствие до этого времени

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

Из книги Щит научной веры (сборник) автора Циолковский Константин Эдуардович

ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 8 февраля 2006 года, РГГУ Есенинская аудиторияПЛАН ЛЕКЦИИ(0) Философия и философствование. Политика как специфический предмет нескольких научных и квазинаучных дисциплин (например, политологии). Политика как неспецифический предмет

Из книги автора

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

Из книги автора

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки Аналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в

Из книги автора

ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ

Из книги автора

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

Из книги автора

Моя философия Вселенная состоит из единой сущности, которую я называю материей. Это есть единство, или монизм. Это – простота. Не вижу надобности в двойственности (дуализме), или в множественности начал. Современная наука дуалистична, даже полиистична. Но это временно, это



Последние материалы сайта