Корабль челленджер. Гибель «Челленджера». Как Америка пережила большую космическую катастрофу

20.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Считается, что в 1986 году при запуске США шаттла "Челленджер" в космос шаттл взорвался, весь экипаж погиб.

Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический корабль «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L взорвался на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех семерых членов экипажа. Шаттл разрушился в 11:39 EST (16:39 UTC, 19:39 MSK) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США.
{МОДУЛЬ=240&style=margin:20px;float:left;}
Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной разрыва швов ускорителя, вслед за чем горячие газы высокого давления прорвались из твердотопливного двигателя наружу, проникли в примыкающие конструкции ускорителя и достигли внешнего топливного бака. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя, повреждению и взрыву внешнего топливного бака. Разрушение основного топливного бака высвободило весь находившийся в нем жидкий водород и кислород. Элементы топлива, соединившись в воздухе, образовали огненную вспышку в сотни метров.

В этот момент повреждённый корабль еще продолжал набор высоты, однако вскоре его полет стал неустойчивым. В результате сочетания повреждений и несимметричного действия аэродинамических нагрузок оторвалась хвостовая часть корабля и двигательный отсек. Произошло отделение крыльев, а затем кабины с экипажем от грузового отсека. Обломки челнока упали в Атлантический океан.

Позже, в результате длительной поисково-спасательной операции, со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа. Хотя точное время гибели экипажа неизвестно, выяснилось, что некоторым его членам удалось выжить при основном взрыве. Однако шаттл не был оборудован системой аварийного покидания, и астронавты не пережили столкновения отсека с поверхностью океана.

Катастрофа шаттла «Челленджер» 1986 год


Но так ли это?

Трагедия шаттла «Челленджер» произошла в 1986 году в прямом эфире, на глазах всего мира. Интересно, что именно в этом запуске США были уверены на 200%, и было принято решение транслировать запуск в прямом эфире на весь мир. Этому событию посвящены книги, пространные статьи в серьезных журналах и газетах. И вот внезапно выяснилось, что астрономы с «Челленджера» живы и спокойненько живут в США, причем некоторые даже не стали менять документы и живут под своими именами и фамилиями.

Michael J. Smith не стал менять свое имя, и паспортные данные. Работает преподавателем в университете University of Wisconsin, Madison. Любопытно, что профессором промышленной инженерии и психологии Майкл Джей Смит стал именно в 1986 году, и служит им по сей день.

Richard Scobee тоже не стал возиться с документами, и живет под своим именем. Работает шефом одной серьезной компании (Cows in Trees ltd). Кстати, его сын отвечал за перехват якобы самолетов террористов, которые протаранили торговые центры в Нью-Йорке.

Двое других живых астронавтов не такие смелые, как их вышеупомянутые коллеги, поэтому выдают себя за братьев-близнецов. Довольно неожиданно, что у двоих астронавтов оказались братья-близнецы. У меня лично, за всю жизнь, никогда не встречалось такого, чтобы в одной небольшой группе людей, встретилось 2 человека с близнецами-братьями. По статистике, вероятность рождения близнецов - 1/250. Несложно догадаться, что вероятность рождения близнецов дважды - 1/62500 для команды из двух человек, и 1/17857 для команды Шаттла из 7 человек. Короче - это фантастика, уважаемые.

Современные фото "космонавтов Челленджера". Они живы

{МОДУЛЬ=241&style=margin:20px;float:left;}
RONALD MC NAIR выдает себя за Carl Mc Nair, ELLISON ONIZUKA выдает себя за Claude Onizuka.

Живы и женщины Чалленджера. Обе преподают юриспруденцию - в Йельском и Сиракузском университетах соответственно. Следов 7-го астронавта пока не нашли. На момент полета ему было 42 года, сейчас бы было 71, вполне возможно, что он умер своей смертью, или его просто грохнули, чтобы не болтал лишнего. Либо он был единственным, кто реально находился на борту Шаттла.

Весь мир видел, что шаттл взорвался, развалился на куски, его обломки упали в океан. Выжить никто не мог. Из этого очень простой вывод - в шаттле никого из уцелевших и не было. Это всё Голливуд. США показывает старт пустой консервной банки, а потом транслирует картинку из студии.

Некоторые конспирологи, кстати, считают, что «Челленджер» США взорвали сами, нарочно. Зачем это им было надо - есть множество версий, например программа челноков оказалась гораздо менее эффективной, чем та, что применяется Россией и США на данный момент. Но признать это - катастрофическая потеря лица. А постановочная "катастрофа", транслируемая на весь мир (какой ещё пуск так широко освещался?) - это очень подходящий повод свернуть невыгодную программу и перейти на более перспективную и экономичную на данный момент с одноразовыми пусками.

Как бы там ни было факт остается фактом: экипажа Челленджера не было на его борту в момент взрыва. И США это скрыли от всех.

N.B. Это из той же серии, как "американцы на Луне были"... Страна обманов, фейков и Голливуда...

" (Challenger — "Бросающий вызов") был построен в 1982 году по американской программе Space Transportation System, более известной как Space shuttle ("Космический челнок"). Шаттл был назван в честь британского военно‑морского судна, на котором в 1870‑х годах была проведена первая комплексная океанографическая экспедиция.

Конструктивно шаттл из трех основных компонентов ‑ орбитального аппарата (орбитер), который выводился на околоземную орбиту и являлся космическим кораблем, большого внешнего топливного бака и двух твердотопливных ракетных ускорителей, которые работали в течение двух минут после старта. После выхода в космос орбитер самостоятельно возвращался на Землю и совершал посадку как самолет на взлетно-посадочную полосу. Твердотопливные ускорители приводнялись на парашютах и затем использовались вновь.

Внешний топливный бак сгорал в атмосфере.

4 апреля 1983 года "Челленджер" совершил свой первый полет в космос. Всего космический челнок выполнил девять успешных миссий.

Десятый старт в январе 1986 года стал для "Челленджера" последним. Полет был рассчитан на шесть дней. Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, а также научный аппарат Spartan для наблюдения кометы Галлея, который после двух суток автономной работы планировалось забрать и вернуть на Землю. Астронавты также должны были провести несколько экспериментов на борту корабля.

В состав экипажа входили : командир корабля Фрэнсис Скоби; пилот Майкл Смит; три научных специалиста — Джудит Резник, Рональд Макнейр, Эллисон Онидзука; два специалиста по полезной нагрузке — Грегори Джарвис и Шарон Кристи Маколифф.

Маколифф была учительницей, для нее это был первый полет в космос в качестве первого участника проекта NASA "Учитель в космосе" (Teacher in Space Project). Она должна была провести два урока в прямом эфире.

Экспедиция космического корабля "Челленджер", носившая кодовый номер STS-51-L, неоднократно откладывалась . Первоначально запуск был запланирован на июль 1985 года, затем его перенесли на ноябрь 1985 года, позже он был отложен на конец января 1986 года.

Старт был назначен на 22 января 1986 года, но неоднократно откладывался из-за технических проблем и неблагоприятных погодных условий, в итоге его запланировали на 28 января.

В ночь на 28 января температура воздуха опустилась ниже нуля. Это вызвало серьезное беспокойство у руководителей фирмы, занимавшейся разработкой твердотопливных ускорителей для шаттла. Дело в том, что конструктивно каждый твердотопливный ускоритель состоит из нескольких секций , герметичность соединений которых обеспечивается мощными уплотнительными кольцами и специальным герметиком. При низких температурах материал межсекционных уплотнителей терял свою эластичность и мог не обеспечить в местах стыка секций герметичность и предохранение соединения от воздействия горячих газообразных продуктов сгорания. Руководители фирмы доложили о своих опасениях в NASA, но неполадки в ускорителях возникали и при других полетах, поэтому запуск не отменили.

Утром 28 января все конструкции стартового комплекса были покрыты ледяной коркой, поэтому время старта немного отложили — ждали, пока лед растает. 28 января 1986 года в 11.38 по восточному поясному времени "Челленджер" стартовал.

От взлета до того, как установленная на борту шаттла контрольно-измерительная аппаратура перестала подавать на Землю электронные импульсы (через 73,6 секунды после старта), казалось, что полет проходил нормально. На 57-й секунде полета центр управления сообщил: двигатели работают с полной нагрузкой, все системы функционируют удовлетворительно. Голосовая связь с экипажем работала. Никаких аварийных сигналов из кабины экипажа не поступало. Первые признаки катастрофы отметили не приборы, а телевизионные камеры. Через 73 секунды после старта на экране радиолокатора отчетливо обозначились траектории падавших в море многочисленных обломков и дежурный служащий NASA констатировал: "Корабль взорвался".

На "Челленджере" произошел взрыв внешнего топливного бака, после которого из-за сильных аэродинамических нагрузок произошло разрушение орбитального аппарата. Два твердотопливных ракетных ускорителя, которые вылетели из огненного шара, продолжали полет до тех пор, пока им не была дана с Земли команда на самоуничтожение.

Последующий анализ видеозаписи и телеметрических данных показал, что сразу же после старта появилась струя серого дыма, бьющая из кормового стыка правого твердотопливного ускорителя. Чем большую скорость набирал шаттл, тем больше и темнее становились струи дыма. Дым стал черного цвета, что свидетельствовало о разрушении изоляции узла и уплотнительных колец, герметизирующих узлы. На 59-й секунде полета в том месте, где из ускорителя пробивался дым, появилось небольшое пламя, затем оно начало расти.

Воздушный поток направлял языки пламени на обшивку внешнего топливного бака и на крепление ускорителя к нему. Внутри топливный бак был разделен надвое толстой перегородкой: по одну ее сторону находится сжиженный водород, по другую — сжиженный кислород (вместе они образовывали горючую смесь, питающую двигатель "Челленджера"). На 65-й секунде произошло повреждение топливного бака, из него стал вытекать жидкий водород.

На 73-й секунде полета произошел срыв нижнего крепления ускорителя . Он повернулся вокруг верхнего крепления и повредил нижнюю часть топливного бака. Находившийся там жидкий кислород стал вытекать наружу, где смешался с водородом. После этого произошел взрыв топливного бака. В это время "Челленджер" проходил зону максимального аэродинамического давления. Из-за перегрузок он распался на несколько крупных частей, одной из них была носовая часть фюзеляжа, где были астронавты. Остатки шаттла упали в Атлантический океан.

В результате поисково-спасательной операции , со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа.

Выяснилось, что некоторые астронавты пережили разрушение орбитера и были в сознании — ими были включены персональные приборы подачи воздуха. Так как эти приборы подают воздух не под давлением, то в случае разгерметизации кабины экипаж вскоре потерял сознание. Астронавты не могли пережить удара жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 километров в час, когда перегрузка достигла 200 g.

Комиссия , расследовавшая катастрофу, назвала основной причиной, приведшей к трагедии, неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя. Из-за прогара кольцевого уплотнения, не обеспечившего необходимую герметичность стыка в условиях низких температур, произошел прорыв горячих газов. Развитие прогара началось сразу же после зажигания твердотопливного ускорителя на старте.

При расследовании катастрофы инженеры NASA обнаружили еще несколько проблем, которые могли привести к неприятностям, поэтому остальные шаттлы были доработаны. Наиболее важным изменением была разработка нового соединения сегментов ускорителя с тремя уплотняющими кольцами и более эффективным креплением. Кроме того, были введены новые методы извещений, которые поощряли служащих обращаться к высшему руководству, если они считали, что существует угроза безопасности полета.

Трагедия привела к прекращению полетов шаттлов на 2,5 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Космос - безвоздушное пространство, температура в котором составляет до -270°С. В такой агрессивной среде человек не может выжить, поэтому космонавты всегда рискуют жизнью, устремляясь в неизвестную черноту Вселенной. В процессе изучения космоса произошло немало катастроф, унесших десятки жизней. Одной из таких трагических вех в истории космонавтики стала гибель шаттла "Челленджер", в результате которой погибли все члены экипажа.

Кратко о корабле

В Соединенные Штаты в NASA запустили миллиардную программу "Космическая транспортная система". В ее рамках в 1971 году началось строительство многоразовых космических аппаратов - спейс шаттлов (на английском Space Shuttle, что дословно переводится как «космический челнок»). Планировалось, что эти шаттлы будут, словно челноки, курсировать между Землей и орбитой, поднимаясь на высоту до 500 км. Они должны были пригодиться для доставки полезных грузов на орбитальные станции, выполнения необходимых монтажных и строительных работ, проведения научных исследований.

Одним из таких кораблей стал шаттл "Челленджер" - второй космический челнок, построенный по этой программе. В июле 1982 года он был передан NASA в эксплуатацию.

Название свое получил в честь морского судна, исследовавшего океан в 1870-х годах. В справочниках NASA числился как аппарат OV-99.

История полетов

Впервые в космос шаттл "Челленджер" поднялся в апреле 1983 года для запуска трансляционного спутника. В июне того же года стартовал повторно для вывода на орбиту двух коммуникационных спутников и проведения фармацевтических опытов. Одним из членов экипажа была Салли Кристен Райд.

Август 1983 года - третий старт шаттла и первый ночной в истории американской космонавтики. В результате на орбиту был выведен телекоммуникационный спутник Insat-1B и протестирован канадский манипулятор "Канадарм". Продолжительность полета составила 6 суток с небольшим.

В феврале 1984 года шаттл "Челленджер" снова поднялся в космос, но миссия по выведению еще двух спутников на орбиту была провалена.

Пятый старт состоялся в апреле 1984 года. Тогда впервые в мировой истории был произведен ремонт спутника в космосе. В октябре 1984 года произошел шестой запуск, который ознаменовался присутствием на борту космического корабля двух женщин-астронавтов. В ходе этого знаменательного полета был совершен первый в истории американской космонавтики выход в космос женщины - Кэтрин Салливан.

Седьмой полет в апреле 1985 года, восьмой в июле и девятый полет в октябре этого года также были успешными. Их объединяла общая цель - проведение исследований в космической лаборатории.

В общей сложности на счету у "Челленджера" 9 успешных полетов, он пробыл в космосе 69 суток, 987 раз совершил полный виток вокруг голубой планеты, его "пробег" - 41,5 миллионов километров.

Катастрофа шаттла "Челленджер"

Трагедия произошла близ побережья Флориды 28.01.1986 г. в 11 часов 39 минут. В это время над Атлантическом океаном произошел взрыв шаттла "Челленджер". Он разрушился на 73-й секунде полета на высоте 14 км от земли. Погибли все 7 членов экипажа.

При старте было повреждено уплотнительное кольцо правого твердотопливного ускорителя. Из этого в боку ускорителя прогорело отверстие, из которого вылетела реактивная струя в сторону наружного топливного бака. Струя разрушила хвостовое крепление и несущие структуры самого бака. Элементы корабля сместились, что нарушило симметрию тяги и сопротивления воздуха. Космический корабль отклонился от заданной оси полета, в результате был разрушен под воздействием аэродинамических перегрузок.

Спейс шаттл "Челленджер" не был оборудован системой эвакуации, поэтому шансов на выживание у членов экипажа не было. Но даже если бы такая система была, то астронавты упали бы в океан при скорости более 300 км/ч. Сила удара о воду была бы такова, что все равно никто бы не выжил.

Последний экипаж

Во время 10-го старта шаттл "Челленджер" имел на борту семь человек:

  • Фрэнсис Ричард «Дик» Скоби - 46 лет, командир экипажа. Американский военный летчик в звании подполковника, астронавт НАСА. У него остались жена, дочь и сын. Посмертно награжден медалью "За космический полет".
  • Майкл Джон Смит - 40 лет, второй пилот. Летчик-испытатель в звании капитана, астронавт NASA. У него остались жена и трое детей. Посмертно награжден медалью "За космический полет".
  • Эллисон Сёдзи Онидзука - 39 лет, научный специалист. Американский астронавт NASA японского происхождения, летчик-испытатель в звании подполковника. Посмертно ему было присвоено звание полковника.
  • Джудит Арлен Резник - 36 лет, научный специалист. Один из лучших инженеров и астронавтов NASA. Профессиональная летчица.
  • Роналд Эрвин Макнейр - 35 лет, научный специалист. Физик, астронавт NASA. На Земле оставил жену и двоих детей. Посмертно был награжден медалью "За космический полет".
  • Грегори Брюс Джарвис - 41 год, специалист по полезной нагрузке. По образованию инженер. Капитан ВВС США. С 1984 года астронавт NASA. Дома оставил жену и троих детей. Посмертно был награжден медалью "За космический полет".
  • Шэрон Криста Корриган Маколифф - 37 лет, специалист по полезной нагрузке. Гражданская. Посмертно награждена Космической медалью - для космонавтов.

О последнем члене экипажа Кристе Маколифф стоит сказать немного больше. Как гражданский мог попасть на космический шаттл "Челленджер"? Это кажется невероятным.

Криста Маколифф

Она родилась 02.09.1948 года в Бостоне, штат Массачусетс. Работала учительницей английского языка, истории и биологии. Была замужем и имела двоих детей.

Ее жизнь текла привычно и размеренно, пока в 1984 году в США не объявили конкурс "Учитель в космосе". Его идеей было доказать, что каждый молодой и здоровый человек после адекватной подготовки сможет успешно слетать в космос и вернуться на Землю. В числе 11 тысяч поданых заявок было и заявление Кристы - веселой, жизнерадостной и энергичной учительницы из Бостона.

Она победила в конкурсе. Когда вице-президент Дж. на торжественной церемонии в Белом Доме вручил ей билет победителя, она расплакалась от счастья. Это был билет в одну сторону.

После трехмесячной тренировки специалисты признали Кристу готовой к полету. Ей было поручено снять учебные сюжеты и с борта шаттла провести несколько уроков.

Предполетные проблемы

Изначально в процессе подготовки десятого по счету старта космического челнока было немало проблем:

  • Изначально старт планировали провести 22 января с космодрома Дж. Кеннеди. Но из-за организационных неурядиц старт был передвинут сначала на 23, а потом на 24 января.
  • Из-за штормового предупреждения и низких температур полет отложили еще на день.
  • Снова из-за плохого прогноза погоды старт перенесли на 27 января.
  • В процессе очередной проверки техники выявили несколько проблем, поэтому было решено назначить новую дату полета - 28 января.

Утром 28 января на улице стоял мороз, температура опустилась до -1°С. У инженеров это вызвало беспокойство, и в частной беседе они предупредили руководство NASA о том, что экстремальные условия могут отрицательно сказаться на состоянии уплотнительных колец и рекомендовали снова перенести дату запуска. Но эти рекомендации были отклонены. Возникло еще одно затруднение: площадка запуска обледенела. Это было непреодолимое препятствие, но, "к счастью", к 10 утра лед стал подтаивать. Старт был назначен на 11 часов 40 минут. Его транслировали по национальному телевидению. Вся Америка наблюдала за событиями на космодроме.

Запуск и крушение шаттла "Челленджер"

В 11 часов 38 минут заработали двигатели. Через 2 минуты аппарат стартовал. Через 7 секунд из основания правого ускорителя вырвался серый дым, это зафиксировала наземная съемка полета. Причиной этого было воздействие ударной нагрузки во время запуска двигателей. Такое случалось и раньше, при этом срабатывало основное уплотнительное кольцо, которое обеспечивало надежную изоляцию систем. Но в то утро было холодно, поэтому замерзшее кольцо потеряло эластичность и не смогло сработать как положено. Это и стало причиной катастрофы.

На 58 секунде полета шаттл "Челленджер", фото которого есть в статье, начал разрушаться. Через 6 секунд из внешнего бака начал вытекать жидкий водород, еще через 2 секунды во внешнем топливном баке давление упало до критического уровня.

На 73 секунде полета разрушился бак с жидким кислородом. Кислород и водород сдетонировали, и "Челленджер" пропал в огромном огненном шаре.

Поиск остатков корабля и тел погибших

После взрыва обломки шаттла упали в Атлантический океан. Поиском обломков космического корабля и тел погибших астронавтов занялось при поддержке военных из Береговой охраны. 7 марта на дне океана обнаружили кабину шаттла с телами членов экипажа. Из-за длительного воздействия морской воды вскрытие не смогло установить точную причину смерти. Однако удалось выяснить, после взрыва астронавты оставались живы, так как их кабину просто оторвало от хвостовой части. Майкл Смит, Эллисон Онидзука и Джудит Резник оставались в сознании и включили персональную подачу воздуха. Вероятнее всего, астронавты не смогли пережить гигантской силы удара об воду.

Расследование причин трагедии

Внутреннее расследование всех обстоятельств катастрофы NASA велось под грифом строжайшей секретности. Чтобы разобраться во всех деталях дела и выяснить причины, из-за которых произошло падение шаттла "Челленджер", президент США Рейган создал специальную Комиссию Роджерса (по имени председателя Уильяма Пирса Роджерса). В ее состав вошли видные деятели науки, космические и авиационные инженеры, астронавты и военные.

Через несколько месяцев Комиссия Роджерса предоставила президенту отчет, где были обнародованы все обстоятельства, в результате которых произошла катастрофа шаттла "Челленджер". Также было указано, что руководство NASA неадекватно отреагировало на предупреждения специалистов по поводу возникших проблем с безопасностью планируемого полета.

Последствия крушения

Крушение шаттла "Челленджер" нанесло сильный удар по репутации США, программа "Космическая транспортная система" была свернута на 3 года. Из-за самой крупной на тот момент катастрофы космического корабля Соединенные Штаты потерпели убытки (8 млрд долларов).

Были внесены существенные изменения в конструкцию челноков, значительно повысившие их безопасность.

Была реорганизована и структура NASA. Создано независимое ведомство по надзору за безопасностью полётов.

Отображение в культуре

В мае 2013 года на экраны вышла кинолента режиссера Дж. Хоуза "Челленджер". В Великобритании она была названа лучшим драматическим фильмом года. Его сюжет основан на реальных событиях и касается деятельности Комиссии Роджерса.

Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года , когда космический челнок «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех 7 членов экипажа . Катастрофа произошла в 11:39 EST (16:39 UTC) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида , США .

Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга. Разрушение внешнего топливного бака привело к детонации компонентов топлива. Вопреки распространенному заблуждению, «шаттл» не взорвался, а разрушился в результате действия нештатных аэродинамических перегрузок. Мгновенного взрыва всего топлива также не произошло: горение компонентов топлива продолжалось ещё некоторое время после полного разрушения бака и самого «шаттла» . Боковые ускорители уцелели и продолжали летать вокруг, пока не были уничтожены командой с Земли. Кабина экипажа, герметичная и более прочная, чем орбитальный модуль в целом, также осталась целой, но, вероятнее всего, разгерметизировалась. Обломки челнока упали в Атлантический океан .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ "Ceкyнды дo кaтaстрофы" - Космический шаттл Челленджер HD 1080p

    ✪ Катастрофа шаттла «Челленджер»1986

    ✪ Последний челнок Америки / The Last America"s Shuttle

    ✪ Они не вернулись из космоса: Союз-1, Челленджер, Союз-11, Шаттл Колумбия

    ✪ Космические аварии (рассказывает Иван Моисеев)

    Субтитры

Экипаж

Экипаж челнока «Челленджер» состоял из семи человек . Его состав был таким:

  • Командир экипажа - 46-летний Фрэнсис «Дик» Р. Скоби (англ. Francis «Dick» R. Scobee ) . Военный лётчик США, подполковник ВВС США , астронавт NASA . Провёл в космосе 6 дней 23 часа 40 минут. Для него это был второй полёт на «Челленджере» - до этого он был в составе экипажа миссии STS-41C в качестве второго пилота.
  • Второй пилот - 40-летний Майкл Дж. Смит (англ. Michael J. Smith ) . Лётчик-испытатель, капитан ВМС США , астронавт NASA.
  • Научный специалист - 39-летний Эллисон С. Онидзука (англ. Ellison S. Onizuka , Шаблон:Lang-jp) . Лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 3 дня 1 час 33 минуты. Для него это был второй полёт в космос - до этого он был в составе экипажа миссии STS-51C челнока «Discovery» .
  • Научный специалист - 36-летняя Джудит А. Резник (англ. Judith A. Resnik ) . Инженер и астронавт NASA. Провела в космосе 6 дней 00 часов 56 минут. Для неё это был второй полёт в космос - до этого она была в составе экипажа миссии STS-41D челнока «Discovery».
  • Научный специалист - 35-летний Роналд Э. МакНейр (англ. Ronald E. McNair ) . Физик , астронавт NASA. Провёл в космосе 7 дней 23 часа 15 минут. Для него это был второй полёт на «Челленджере» - до этого он был в составе экипажа миссии STS-41B .
  • Специалист по полезной нагрузке - 41-летний Грегори Б. Джарвис (англ. Gregory B. Jarvis ) . Инженер и астронавт NASA. Для него это был первый полёт на «Челленджере».
  • Специалист по полезной нагрузке - 37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф (англ. Sharon Christa Corrigan McAuliffe ) . Учительница из Бостона , победившая в конкурсе . Для неё это был первый полёт в космос в качестве первого участника проекта «Учитель в космосе».

Хронология событий

Конструкционные недостатки

Для старта каждого челнока использовались два твердотопливных ускорителя , состоящих из семи секций, шесть из которых попарно соединялись еще на этапе изготовления. Полученные четыре части собирались воедино уже на космодроме Космического центра им. Джона Кеннеди в Здании вертикальной сборки . Заводские соединения секций покрывались асбесто-силикатным покрытием, а соединения, осуществлявшиеся на космодроме, закрывались двумя резиновыми уплотнительными кольцами (по результатам расследования причин катастрофы количество колец увеличили до трёх) . Покрытие требовалось для того, чтобы исключить прорыв высокотемпературных газов и обеспечить нормальную работу ускорителя на всём этапе разгона.

На этапе разработки «Спейс шаттлов» в 1971 году в отчёте компании «McDonnell Douglas » обсуждалась безопасность использования твердотопливных ракет. Одним из самых опасных моментов использования данного типа, согласно отчёту, была ситуация прорыва горячих газов через прожог в оболочке ракеты. В отчёте упоминалось, что «если прожог появится рядом с баком [жидкого водорода или кислорода] или челноком, своевременное обнаружение и аварийная остановка запуска будут невозможны » .

Контракт на разработку и поставку ускорителей выиграла компания «Morton Thiokol ». При разработке корпуса ускорителя, желая сэкономить на времени и стоимости, инженеры заимствовали многие детали и узлы от другой твердотопливной ракеты «Титан III », хорошо зарекомендовавшей себя на службе ВВС США. Однако инженеры Morton Thiokol предложили объединять части секций с помощью соединений, изолируемых с помощью двух уплотнительных колец, которые отличались от применявшихся на «Титане» . Испытания 1977 года показали, что вода, использовавшаяся для симуляции работы ускорителя, выгибала наружу металлические стенки секции, из-за чего соединение выгибалось внутрь, при этом уплотнительные кольца переставали обеспечивать герметичность. Данный эффект, названный «вращением соединения» (англ. joint rotation ), мог вызвать резкое падение давления и разрушение уплотнительных колец, а затем - прорыв струи горячих газов и разрушение соединения, что в конечном итоге могло привести к разрушению ускорителя и челнока .

Признаки серьёзного повреждения уплотнительных колец проявлялись уже в ходе второй миссии STS-2 космического челнока «Колумбия» . Вопреки требованиям, инженеры Космического центра Маршалла на этот раз не сообщили о проблеме руководству НАСА, решив устранить проблему напрямую с подрядчиком «Thiokol». Даже после того, как проблеме уплотнительных колец был присвоен высший уровень критичности, никто из центра Маршалла не выступил с идеей прекратить эксплуатацию челноков до полного устранения проблемы .

К 1985 году был начат процесс по перепроектированию, предусматривавший наращивание толщины соединений на три дюйма (76 мм), что могло предотвратить изгибание соединений. Однако всё это время челноки эксплуатировались с потенциально опасными ускорителями. «Thiokol» пошёл ещё дальше, сумев убедить руководство NASA в том, что проблема уплотнительных колец «решена» .

Предполётная подготовка

В процессе проверки систем возникли проблемы с оборудованием внешнего люка челнока . Пока техники устраняли проблему, погода на стартовом столе испортилась настолько, что не позволила воспользоваться стартовым окном в этот день .

Утро следующего дня, 28 января, выдалось необычайно холодным - температура опустилась до отметки −1 °C, минимально допустимой для разрешения старта. Предыдущий самый «холодный» старт был проведён при температуре 12 °C. Низкая температура вызвала обеспокоенность у инженеров «Thiokol». Во время закрытой телевизионной конференции между «Thiokol» и руководством NASA они высказывали опасения, что подобные экстремальные условия могут отрицательно сказаться на эластичности уплотнительных колец твердотопливных ускорителей, так как соединения не испытывались при температурах ниже 12 °C, и рекомендовали отложить запуск . Вместе с тем, что проблема уплотнительных колец ещё не была решена и имела высшую критичность, инженеры сомневались, что оба кольца при низкой температуре смогут сохранить герметичность соединения.

Руководство «Thiokol» поддержало своих инженеров, однако из-за постоянных задержек руководство NASA было категорически против. Они отмели опасения о неэластичности кольца, безосновательно аргументируя тем, что в случае если основное кольцо не сможет обеспечить герметичность, это сделает резервное. Видя категоричность NASA, руководство «Thiokol» уступило и дало разрешение на старт .

Тем временем на площадке запуска возникло обледенение, что само по себе являлось непреодолимым препятствием для запуска. Были опасения, что обледенение может повредить плитки теплоизолирующего покрытия шаттла. Специалисты «Rockwell International » пришли к мнению, что запуск следует отложить, однако руководство не выразило твёрдого запрета старта, и руководитель миссии Арнольд Элдрич смог настоять на продолжении подготовки, отложив лишь запуск на час для повторного осмотра. В ходе этого осмотра лёд уже начал таять, и ледовая команда дала добро на запуск челнока в 11:38 .

Запуск и крушение

После подготовки всё было готово к старту. За 6,6 секунды до отрыва по расписанию заработали основные двигатели челнока (англ. Space Shuttle Main Engine (SSME) ), которые работали на жидком топливе и могли быть остановлены в любой момент. В 11:38:00:010 были включены и заработали двигатели твердотопливных ускорителей.

Анализ съёмки старта челнока показал, что спустя 0,678 секунды после старта из основания правого ускорителя в районе крепления к внешнему топливному баку вырвался серый дым. Выброс дыма периодически продолжался в течение примерно 3 секунд. Позднее было выяснено, что выбросы дыма были вызваны разгерметизацией соединения секций ускорителя от ударной нагрузки во время пуска двигателей. Соединение выгнулось внутрь, ослабив крепление и открыв путь разогретым до 2760 °C газам наружу. Подобное случалось и раньше, однако в прошлом основное уплотнительное кольцо ударом выбивалось из своего гнезда и плотно прижималось к стенкам, обеспечивая надёжную изоляцию на время работы ускорителя. Однако в этот раз из-за низкой температуры основное уплотнительное кольцо стало твёрже и потеряло эластичность, из-за чего не смогло вовремя сформировать изоляцию. Второе кольцо из-за изгиба соединения вообще не могло обеспечивать изоляцию. Образовалась утечка горячих газов, которые буквально испарили кольца в месте крепления к внешнему баку. Однако пробка из окислов алюминия , образовавшихся при сжигании топлива, временно запечатала прожог в повреждённом соединении.

Начиная с 37-й секунды после старта и в течение 27 секунд челнок испытал влияние нескольких порывов бокового ветра . На 58-й секунде полёта на высоте более 10 км челнок испытал сильнейшее воздействие порыва бокового ветра, который отклонил его от курса на 2 градуса . Это выбило пробку из окислов, и горячие газы начали прожигать отверстие в стенке. Спустя 58,788 секунды после старта камера наблюдения зафиксировала шлейф пламени, вырывающийся у основания правого ускорителя. Давление в ускорителе начало падать, что было зафиксировано приборами. Работа двигателей полностью контролировалась бортовыми компьютерными системами, которые компенсировали дисбаланс в работе двигателей. Спустя 60,238 секунды после старта струя газов начала бить во внешний топливный бак .

Камера слежения, снимавшая полёт челнока, на 64,66 секунды полёта зафиксировала изменение формы выброса пламени, что свидетельствовало о том, что из внешнего бака начал вытекать жидкий водород . На 66,764 секунды начало падать давление во внешнем топливном баке . Катастрофические изменения в работе двигателей не были замечены ни экипажем, ни наземным контролем. На 68-й секунде были переданы последние слова члена экипажа «Челленджера»: диспетчер Ричард О. Кови (англ. Richard O. Covey ) передал сообщение о начале ускорения: Челленджер, увеличивайте мощность (англ. Challenger, go at throttle up ), приём которого подтвердил командир челнока: Понял, увеличиваю мощность (англ. Roger, go at throttle up ).

На 72,284 секунды правый ускоритель оторвался от крепления у основания топливного бака, что вызвало резкое боковое ускорение вправо, которое, вероятно почувствовали члены экипажа . На 73,124 секунды оболочка кормового бака с жидким водородом была нарушена, из-за чего он сошёл с креплений и с силой ударился о бак с жидким кислородом . Одновременно правый ускоритель провернулся по верхнему креплению и пробил носовой частью оболочку внешнего топливного бака. Внешний бак разрушился, высвободившийся кислород и водород смешались и сдетонировали. Огромный огненный шар поглотил «Челленджер» .

Разрушение началось на 73,162 секунды полёта на высоте около 15 километров . После разрушения внешнего бака при не отделившихся и всё ещё работающих ускорителях «Челленджер» испытал перегрузку в 20 g (в 4 раза сильнее предусмотренных при разработке 5 g) и был буквально разорван на части. Ускорители наконец отделились от основания разрушенного бака и некоторое время продолжали неконтролируемый полёт вокруг разрушившегося челнока, пока не были уничтожены по команде с Земли из соображений безопасности.

Герметичная кабина экипажа челнока, выполненная из армированного алюминиевого сплава , и поэтому более прочная, уцелела и продолжала движение по баллистической траектории. Её выход из облака газов и обломков зафиксировала камера слежения на 75,237 секунды на высоте 20 километров . По приблизительным подсчётам NASA, кабина испытала перегрузки от 12 до 20 g, после чего перешла в свободное падение . По крайней мере три астронавта были живы в момент падения и некоторое время были в сознании, так как у них были включены персональные приборы подачи воздуха (англ. Personal Egress Air Packs, PEAP ). Также при анализе приборной панели было выявлено, что несколько тумблеров электросистемы на месте второго пилота Майкла Дж. Смита были перемещены из положений, обычно устанавливаемых во время старта. Так как эти переключатели имеют защитные блокировочные скобы, предотвращающие их случайное переключение, скорее всего, Смит пытался с помощью них восстановить подачу электроэнергии в кабину после её отделения от останков челнока .

То, насколько долго находились в сознании оставшиеся в живых астронавты, зависит от того, удалось ли кабине сохранить герметичность. В случае практически мгновенной декомпрессии астронавты могли быть в сознании всего несколько секунд, поскольку персональные приборы подачи воздуха не обеспечивают нагнетание. Если же кабина имела незначительные пробоины, астронавты могли находиться в сознании вплоть до удара о воду. Кабина ударилась о поверхность Атлантического океана на скорости около 333 км/ч с перегрузкой свыше 200 g, не оставив 7 членам экипажа «Челленджера» никаких шансов на спасение .

Расследование

Поиск обломков и тел

Поиск обломков и тел начался спустя неделю после крушения силами Министерства обороны США при поддержке Береговой охраны . 7 марта на океанском дне была обнаружена кабина «шаттла» вместе с телами астронавтов внутри .

Патологоанатомами было проведено вскрытие, однако из-за продолжительного воздействия морской воды точной причины смерти астронавтов узнать не удалось.

Исследование обнаруженных обломков опровергли несколько гипотез, выдвигавшихся ранее. Так была отброшена гипотеза о том, что причиной катастрофы стали заряды системы самоуничтожения, расположенные на внешнем топливном баке, - они оказались целыми. Основные двигатели челнока тоже были найдены относительно целыми. На них были обнаружены следы теплового повреждения, вызванного воздействием богатой жидким кислородом смеси. Анализ микроконтроллеров первого и второго двигателей показал, что они работали в штатном режиме вплоть до 72-й секунды полёта, когда из-за утечки жидкого водорода упало давление и поднялась температура в камерах двигателя, из-за чего двигатели были автоматически заглушены компьютером. Анализ других частей челнока не выявил следов преждевременного разрушения или заводского брака.

Обломки твердотельных ускорителей не имели следов взрывов (за исключением сработавшей по команде системы самоликвидации). Вместе с тем, на месте соединения кормовых секций правого ускорителя были обнаружены следы сильного прожога. По данным телеметрии, после разрушения нижнего крепления правый ускоритель начал биться головной частью о внешний топливный бак.

По мере анализа обломков большинство гипотез о разрушении челнока было отброшено. Собранных материалов, касающихся правого ускорителя, стало достаточно для выявления точной причины крушения. К 1 мая основные мероприятия по извлечению были завершены. Всего было поднято около 14 тонн обломков. Около 55 % челнока, 5 % кабины и 65 % полезной нагрузки осталось на дне Атлантики .

Обломки «Челленджера» после анализа были захоронены в бывшей ракетной шахте на мысе Канаверал (стартовый комплекс 31).

Комиссия Роджерса

Представители NASA не раскрывали деталей крушения, высший руководящий состав агентства не был доступен для репортёров . В условиях отсутствия официальной информации в прессе циркулировали версии о сбое в работе внешнего топливного бака челнока. Вместе с тем, внутреннее расследование NASA сразу сфокусировалось на твердотопливных ускорителях .

Отчёт также содержал в себе анализ ситуации, которая привела к катастрофе. В нём члены комиссии констатировали, что ни NASA, ни «Thiokol» не смогли адекватно отреагировать на возможный отказ уплотнительных колец из-за просчёта в конструировании ускорителей. В отчете было указано, что об этом просчёте руководство Космического центра Маршалла знало ещё на этапе проектирования в 1977 году, однако обсуждение проблемы в нарушение правил NASA не вышло за пределы организации, а замечания по устранению не дошли до подрядчика «Thiokol». Вместо того, чтобы заново разработать узел соединения секций ускорителя, NASA восприняло проблему как допустимый риск отказа оборудования. Даже когда стало ясно, что устранение данной проблемы является первоочередной и неотложной, никто из Космического центра не выступил за немедленную приостановку программы «Спейс шаттла» до тех пор, пока конструктивный недостаток не будет устранён. Напротив, после шести успешных запусков челноков руководство центра уверилось, что проблема уплотнительных колец не является серьёзной

Комитет считает, что основной проблемой, повлёкшей за собой катастрофу «Челленджера», является не слабое взаимодействие между службами или выполнение предписаний, как это указано в заключении комиссии Роджерса. Основная проблема заключалась в слабой политике принятия решений по техническим вопросам, в течение нескольких лет практиковавшейся в НАСА и его подрядчиках, которые не смогли действовать в инициативном порядке для решения серьёзной проблемы в соединениях твердотопливных ускорителей .

Оригинальный текст (англ.) :

The Committee feels that the underlying problem which led to the Challenger accident was not poor communication or underlying procedures as implied by the Rogers Commission conclusion. Rather, the fundamental problem was poor technical decision-making over a period of several years by top NASA and contractor personnel, who failed to act decisively to solve the increasingly serious anomalies in the Solid Rocket Booster joints .

Последствия

После катастрофы «Челленджера» все запуски челноков были приостановлены до оглашения результатов комиссии Роджерса. В отчёте были приведены 9 требований для улучшения безопасности полётов космической программы челноков. Президент Рейган затребовал от NASA в тридцатидневный срок дать ответ, как организация планирует их выполнить .

Первое же требование касалось переделки соединения секций твердотопливного ускорителя под контролем независимой группы экспертов . В итоге соединения были переделаны, включали в себя три уплотнительных кольца, кольцевой выступ для нижней секции и исключали изгибание соединения. Кроме того, была изменена система крепления ускорителя к внешнему топливному баку. В итоге готовый ускоритель стал весить на 200 кг больше

Выполняя требования комиссии, NASA создало офис по безопасности, надежности и контролю качества (англ. Office of Safety, Reliability and Quality Assurance ), возглавляемый помощником администратора NASA, который отвечает непосредственно администратору агентства. Первым главой нового ведомства стал Джордж Мартин из «Martin Marietta » .

Излишне оптимистичная программа запусков «шаттлов» была подвергнута комиссией Роджерса критике в качестве возможной причины, внёсшую свою лепту в поспешность запуска «Челледжера» и его крушение. NASA внесла поправки в расписание для снижения нагрузки на шаттлы. На замену «Челледжеру» был построен челнок «Индевор» , а запуски военных спутников, которые планировались выводить на орбиту челноками, стали проводить с помощью одноразовых ракет-носителей . В дополнение к этому, в августе 1986 года Рейган объявил, что «шаттлы» не будут выводить на орбиту и коммерческие спутники . В итоге запуск следующей миссии STS-26 по программе «Спейс шаттл» был разрешён только после 32-месячной паузы, 29 сентября 1988 года.

Для запусков шаттлов с засекреченными военными спутниками ВВС США перестроила стартовую площадку SLC-6 на базе Ванденберг . Первый старт «шаттла» для военных нужд был запланирован на 15 октября 1986 года, однако катастрофа привела к тому, что руководство ВВС предпочло отказаться от запусков военных спутников с помощью программы «Спейс шаттл» в пользу ракет-носителей Titan IV .

Несмотря на усилия NASA по устранению проблем, повлекших к катастрофе, многие специалисты высказали мнение, что изменения, затронувшие организационную структуру и культуру принятия решений, не смогли закрепиться. После катастрофы челнока «Колумбия» в 2003 году комиссия по расследованию причин катастрофы (англ. Columbia Accident Investigation Board , CAIB) пришла к выводу, что NASA так и не смогла извлечь уроков из катастрофы «Челленджера». В частности, агентство так и не создало по-настоящему независимое ведомство по надзору за безопасностью полётов. Комиссия отметила, что «Ответные действия NASA не соответствовали видению Комиссии Роджерса» . Комиссия была убеждена, что организационные проблемы, приведшие к гибели «Челленджера», не были исправлены, и что тот же процесс нечёткого принятия решений так же оказал влияние на разрушение челнока «Колумбия» 17 лет спустя .

. После катастрофы концерт не был отменён и стал данью памяти команде «Челленджера».

В декабре 2013 года появившаяся песня известной певицы Бейонсе «XO» подверглась резкой критике в связи с использованием в этой композиции общеизвестного в США шестисекундного отрывка прямого репортажа во время катастрофы. Вдова командира экипажа «Челленджера» Фрэнсиса Скоби Джун Скоби-Роджерс заявила, что эмоционально очень тяжело слышать в начале песни слова «крупная неисправность » (major malfunction ). Она сравнила это с использованием аудиозаписи убийства Джона Кеннеди или терактов 11 сентября 2001 года и заявила, что подобные приёмы не должны использоваться «для ударного эффекта в поп-музыке».

Шаттл Челленджер

Год: 1986

Страна: США

Суть: космический корабль с полным экипажем на борту взорвался в воздухе после старта

Официальная причина: разгерметизация элементов твердотопливного ускорителя/низкокачественная технология

В середине 80-х программа «Спейс-Шаттл» переживала небывалый взлет. Успешные миссии шли одна за другой, а запуски аппаратов осуществлялись настолько часто, что перерывы между ними порой не составляли более 20 дней. Миссия шаттла «Челленджер STS-51-L» была несколько необычной: на космическом корабле помимо астронавтов находилась школьная учительница Криста МакОлифф, которая по задумке проекта «Учитель в космосе» должна была провести пару уроков прямо из космоса. Поэтому за трансляцией запуска шаттла по телевидению наблюдало огромное количество людей – до 17% населения страны.

Утром 28 января шаттл взмыл в небо с Флоридского Мыса Канаверал под восхищенные аплодисменты публики, но уже через 73 секунды взорвался, а отваливающиеся от корабля обломки устремились на землю. Астронавты пережили взрыв, но погибли при приземлении от удара кабины об воду на скорости 330 км/ч.

После взрыва операторы продолжали снимать происходящее через многочисленные камеры, и в кадр попали лица людей, следивших в этот момент за запуском с наблюдательной площадки космодрома. Среди них были родственники всех семи членов экипажа. Так был снят один из самых драматичных репортажей в истории телевидения.

Тут же был объявлен запрет на использование шаттлов на 32 месяца. После этого инцидента технология твердотопливных ускорителей была серьезно доработана, а в шаттлы добавили парашютную систему спасения астронавтов.

Шаттл Колумбия

Количество погибших: 7 человек

Год: 2003

Страна: США

Суть: космический корабль сгорел при входе в атмосферу с полным экипажем на борту

Официальная причина: повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата/игнорирование техническим персоналом легких неполадок

Утром 1 февраля экипаж шаттла «Колумбия STS-107» возвращался на Землю после успешной космической миссии. Поначалу вхождение в атмосферу шло в штатном режиме, однако вскоре датчик температуры на левой плоскости крыла аппарата передал в Центр управления полетами аномальные значения. Затем четыре датчика гидравлической системы корабля в том же крыле зашкалили за минимум, а через 5 минут связь с кораблем была потеряна. Пока работники ЦУПа спорили, что же случилось с датчиками, один из телеканалов уже демонстрировал в прямом эфире объятый пламенем силуэт шаттла, разваливающегося на части. Весь экипаж погиб.

Эта трагедия настолько сильно ударила по престижу американской космонавтики, что на полеты Шаттлов был тут же наложен временный запрет, а тогдашний президент США Джордж Буш через некоторое время объявил, что программа «Спейс Шаттл» технологически устарела и будет закрыта, а ресурсы NASA следует направить на создание нового пилотируемого корабля. Именно во время моратория на полеты Шаттлов в 2003 году американцы впервые были вынуждены обратиться к России с просьбой о доставке астронавтов на МКС с помощью российских «Союзов». Так совпало, что в тот же самый год, через 9 месяцев, впервые в истории в космос вышли китайцы, успешно осуществившие пилотируемый запуск своего аппарата «Шэньчжоу-5». На фоне трагедии с Колумбией это было очень болезненно воспринято американским руководством.

Аполлон-1

Год: 1967

Страна: США

Суть: экипаж сгорел заживо во время имитационной тренировки в командном модуле корабля

Официальная причина: искра, ток короткого замыкания/вероятно, плохо изолированная проводка

В самый разгар лунной гонки между сверхдержавами главнейшим приоритетом стала скорость. Американцы знали, что СССР тоже строит лунный челнок, и очень спешили с реализацией своей программы «Аполлон». К несчастью, от этого пострадало далеко не только качество технологии.

В 1966 году были успешно проведены запуски беспилотных «Аполлонов-1», на конец февраля 1967 года были запланированы уже первые запуски пилотируемой версии аппарата. Для начала тренировок экипажа на Мыс Канаверал была доставлена первая версия командного модуля корабля. Проблемы начались с самого начала – модуль был серьезно недоработан, и необходимые изменения инженеры делали уже на месте. На 27 января была назначена имитационная тренировка экипажа в командном модуле; предполагалось проверить работоспособность приборов перед условным запуском.

Вирджил Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи вошли в модуль приблизительно в час дня. В кабину вместо воздуха был закачан чистый кислород, вскоре началась тренировка. Проходила она при постоянных неполадках – то связь отключалась, то Гриссом замечал странный запах в кабине, и тренировку приходилось останавливать. Во время очередной проверки датчики зафиксировали скачок напряжения (вероятно, при коротком замыкании). Через 10 секунд, в 18:31 по местному времени, Уайт прокричал в динамики «У нас пожар в кабине!». Некоторые очевидцы утверждают, что камеры запечатлели, как Уайт пробрался к люку в отчаянной попытке его открыть. Через несколько секунд работники космодрома услышали из динамиков крик Чаффи «Я горю!», связь прервалась, а модуль не выдержал внутреннего давления и лопнул. Подоспевшие к нему люди уже не смогли ничем помочь – весь экипаж был мертв.

Кабина Аполлона-1 после пожара

После трагедии был предпринят целый ряд мер: замена всех материалов в модуле на негорючие, покрытие проводов тефлоном, замена люка на модель, открывающуюся наружу, а также изменение состава искусственной атмосферы перед запуском – с чистого кислорода перешли на его долю в 60%, остальные 40% занял азот.

Союз-1

Количество погибших: 1 человек

Год: 1967

Страна: СССР

Суть: космический корабль не смог затормозить падение после входа в атмосферу и разбился от удара об землю

Официальная причина: не раскрылся основной тормозной парашют/недоработка технологии или ошибка на производстве

23 апреля предполагалось первое в истории испытание пилотируемого корабля серии «Союз». СССР в последние годы сильно отставал от США, в то время как по другую сторону Атлантики каждые несколько месяцев ставили новые космические рекорды. Несмотря на фатальную недоработку конструкции аппарата, руководство космической отрасли решило все-таки провести испытания в обозначенный день.

«Союз-1» с пилотом Владимиром Комаровым вышел на орбиту. Предполагалась стыковка в космосе с другим кораблем – «Союзом-2», который должен был быть запущен со своим экипажем из трех человек позже. Однако у «Союза-1» не раскрылась одна из солнечных батарей, и экипаж второго корабля не полетел. Комарову было приказано вернуться на Землю, что он и сделал практически вручную из-за недостаточной проработки ориентационных возможностей корабля.

Благодаря профессионализму пилота, вхождение в атмосферу прошло нормально, однако на последней стадии приземления основной тормозной парашют не раскрылся. Запасной же раскрылся, но запутался, и корабль вскоре врезался в поверхность планеты со скоростью 50 м/c. Комаров погиб.

После инцидента дальнейшее выполнение программы пилотируемых запусков кораблей «Союз» отложили на 18 месяцев, система торможения была отработана на 6 беспилотных запусках, произведено множество доработок конструкции.

Союз-11

Количество погибших: 3 человека

Год: 1971

Страна: СССР

Суть: экипаж корабля погиб при входе в атмосферу из-за декомпрессии

Официальная причина: преждевременное открытие вентиляционного клапана, разгерметизация кабины аппарата/вероятно, недоработка технологии клапанов

Миссия экипажа «Союза-11» заключалась в стыковке с орбитальной станцией «Салют-1» и различных работах на ее борту. Несмотря на некоторые трудности, экипаж смог проработать на станции 11 дней. Потом было зафиксировано серьезное возгорание, и космонавтам приказали вернуться на Землю.

Вхождение в атмосферу, торможение, приземление – внешне все прошло в штатном режиме, однако на вопросы ЦУПа космонавты не отвечали. Когда люк аппарата открыли, все члены экипажа были мертвы. Вскоре выяснилось, что они пострадали от декомпрессионной болезни – произошла разгерметизация корабля на большой высоте, отчего давление резко понизилось до недопустимого уровня. Скафандров в космическом корабле не было – такова была его конструкция. Из-за невыносимой боли космонавты не смогли вовремя устранить неполадку, по некоторым версиям, это было невозможно.

После этой трагедии пилотов «Союза» стали в обязательном порядке снабжать скафандрами, из-за чего пришлось запускать экипажи по два человека вместо трех (скафандры занимали много места, а кабины «Союзов» были очень тесны). Со временем конструкцию усовершенствовали, и на «Союзах» вновь стали летать тройками.

Это все катастрофы в истории, связанные с полетами космонавтов, либо с подготовкой к ним (в случае с «Аполлоном-1 »). Однако есть еще один тип трагедий, которые, с некоторыми оговорками, тоже можно отнести к космическим катастрофам. Он унес в десятки раз большее количество жизней. Речь идет об аварийных запусках ракет.

Катастрофа на Байконуре

Количество погибших: 78-126

Год: 1960

Страна: СССР

Суть: возгорание топливных баков ракеты перед запуском, сильнейший пожар

Официальная причина: преждевременное включение одного из двигателей ракеты/нарушение мер безопасности

Всего за полгода до легендарного полета Гагарина на космодроме Байконур произошла трагедия столь ужасная, что все данные были надежно засекречены, несмотря на огромное количество жертв, и мир смог узнать о ней лишь незадолго до распада СССР, в 1989 году.

В связи с обострением международных отношений из-за «Берлинского кризиса», Хрущев в 1959 году приказал ускорить разработку межконтинентальных баллистических ракет. На 24 октября 1960 года было назначено испытание на космодроме Плесецк ракеты Р-16. Ракета, по заверениям многих, требовала значительных доработок, шли споры о том, стоит ли откладывать испытания. Большинство высказалось за продолжение работ, а глава РВСН маршал Неделин, руководивший запуском, по заверениям очевидцев, ответил на возражения фразой – «Что я буду говорить Никите?… Ракету доработать на старте, страна ждёт нас».

Неделин с некоторыми другими участниками проекта расположился всего в 17 метрах от ракеты, давая пример того, что бояться запуска не стоит. Была объявлена 30-минутная готовность, но вскоре произошел внештатный запуск двигателя второй ступени, пламя которого смогло прорвать и без того неготовые к запуску пиромембраны топливных баков. Начался лавинообразный пожар, волны огня расходились во все стороны, очевидцы отмечают, что видели горящих людей, бежавших с криками от ракеты. Аварийно-спасательные работы удалось начать лишь через два часа, когда пламя поутихло.

Слева - взрыв Р-16, справа - обломки ракеты на стартовом столе

©Wikimedia Commons

После трагедии режим безопасности на космодроме, а также организация ракетных запусков были серьезно доработаны.

Пожар в ракетной шахте Серси, Арканзас

Количество погибших: 53

Год: 1965

Суть: пожар в закрытой ракетной шахте

Официальная причина: утечка кислорода из-за повреждения гидравлического шланга

8 августа в одной из пусковых ракетных шахт около поселения Серси велись работы по программе модернизации Project YARD FENCE . При модернизации 7-этажной шахты было решено оставить межконтинентальную баллистическую ракету LGM-25C Titan-2 внутри, но в целях безопасности с нее сняли боеголовку.

Один из рабочих случайно повредил резаком гидравлический шланг, из него начала вытекать горючая жидкость. Пары распространились по шахте, те, кто это почувствовал, устремились к верхним этажам, где находился выход. Впоследствии произошло стихийное возгорание, и сильный пожар унес жизни 53 рабочих. Лишь двоим удалось покинуть шахту и спастись.

Ракета так и не взорвалась, шахта была восстановлена только 13 месяцев спустя.

Ракета Titan-2 в пусковой шахте

©Wikimedia Commons

Катастрофа на космодроме Плесецк

Количество погибших: 48

Год: 1980

Страна: СССР

Суть: взрыв топливных баков ракеты перед запуском

Официальная причина: присутствие каталитически активных материалов в фильтрах топливных баков/халатность конструкторского бюро

18 марта на космодроме готовилась к запуску ракета «Восток» со спутником-шпионом «Икар» на борту. Шла заправка различным топливом – керосином, жидким кислородом, азотом. На последнем этапе заправка осуществлялась перекисью водорода.

Именно на этом этапе произошло возгорание, в результате которого 300 тонн топлива детонировали. Начался сильный пожар, который убил на месте 44 человека. Еще четверо скончались от получения ожогов, количество выживших раненых – 39.

Комиссия обвинила во всем халатность боевого расчета, осуществлявшего запуск. Лишь через 16 лет было проведено независимое расследование, в результате которого причиной было названо применение опасных материалов в конструкции топливных фильтров для перекиси водорода.

Катастрофа на космодроме Алкантара, Бразилия

Количество погибших: 21

Год: 2003

Страна: Бразилия

Суть: взрыв ракеты в результате незапланированного запуска одного из двигателей

Официальная причина: «опасное сосредоточение летучих газов, повреждение датчиков и электромагнитные помехи» (отчет госкомиссии)

На 25 августа был назначен запуск ракеты VLS-3. Место проведения – космодром Алкантара на севере страны, очень удобный для запусков космических аппаратов из-за своей близости к экватору. При удачном запуске ракета с двумя спутниками на борту должна была превратить Бразилию в первую космическую державу Латинской Америки. Это была уже третья попытка страны получить этот статус, после двух предыдущих неудачных запусков.

22 августа проводились уже заключительные тесты, вблизи от ракеты работало около 100 человек. Внезапно включился один из четырех двигателей первой ступени ракеты, начался пожар, а впоследствии произошел взрыв топливных баков. Ракета и 10-этажная конструкция стартовой площадки были полностью уничтожены взрывом.

После инцидента бразильская космическая программа была на время парализована – многие ученые и инженеры, работавшие над ракетой, погибли в результате взрыва, к тому же началось полномасштабное расследование. Точная техническая причина аварии, однако, установлена так и не была.

Руины стартовой плошадки на космодроме Алкантара

©Wikimedia Commons

Катастрофа на космодроме Сичан, Китай

Количество погибших: 6-100

Год: 1996

Страна: Китай

Суть: падение ракеты после запуска на населенную деревню

Официальная причина: повреждение золото-алюминиевой проводки в одном из двигателей

Во второй половине 1990-х годов Китай приступил к активному развертыванию собственной космической программы. Именно в 1996 было заключено соглашение между Россией и Китаем по сотрудничеству в области пилотируемой космонавтики, которое, по мнению экспертов, обеспечило КНР необходимой технологической базой для рывка в развитии своей космической отрасли.

Сотрудничество велось и с США – в 1996 году китайская ракета семейства «Великий поход» должна была вывести на орбиту американский спутник связи Intelsat 708. Запуск был назначен на 15 февраля по местному времени. Местом старта был выбран космодром Сичан на юго-западе Китая.

Ракета стартовала в положенное время, однако вскоре начала крениться и уже через 22 секунды упала на деревню недалеко от космодрома и взорвалась.

Комиссии по расследованию инцидента были созданы как в США, так и в Китае. И если обе экспертные группы согласились друг с другом в технической причине аварии, то в оценке погибших их результаты сильно разнятся. Китайское руководство заявило о 6 смертях, американские эксперты – о сотне.



Последние материалы сайта