Гдз русскому языку всероссийская проверочная работа

29.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Вариант № 6

Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите текст под диктовку.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.


Текст диктанта

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.


Текст диктанта

Алисе надо было перейти на другую сторону дороги. Девочка стояла у светофора и терпеливо ждала сигнала. Скоро вместо красного человечка твёрдыми шагами пойдёт зелёный пешеход. Переходить дорогу можно только на зелёный свет!

Вот светофор переключился. Но зелёный человечек побежал очень быстро. А рядом с Алисой стояла грустная пожилая женщина. Она не могла идти так скоро без поддержки. Ей была нужна помощь!

Алиса сразу же решила помочь бабушке. Она взяла её под руку. И они перешли опасную дорогу по полосатой «зебре». (80 слов)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выпиши из текста последнее предложение.

1) Подчеркни главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.


Текст диктанта

Алисе надо было перейти на другую сторону дороги. Девочка стояла у светофора и терпеливо ждала сигнала. Скоро вместо красного человечка твёрдыми шагами пойдёт зелёный пешеход. Переходить дорогу можно только на зелёный свет!

Вот светофор переключился. Но зелёный человечек побежал очень быстро. А рядом с Алисой стояла грустная пожилая женщина. Она не могла идти так скоро без поддержки. Ей была нужна помощь!

Алиса сразу же решила помочь бабушке. Она взяла её под руку. И они перешли опасную дорогу по полосатой «зебре». (80 слов)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Принял, красивее, цемент, позвонят.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

Кроне липы можно придать красивую форму.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


(По Б. Емельянову)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.


(1)Я люблю собак, потому что они верные друзья. (2)Когда не стало моей старой собаки Томки, я решил купить себе новую. (3)Но мне хотелось взять не щенка, а взрослую собаку, лет трёх-четырёх. (4)Я попросил своих друзей сообщить мне, если они узнают о продаже хорошей охотничьей собаки. (5)Скоро мой друг рассказал мне, что один охотник продаёт хорошую взрослую собаку. (6)Он это делает, потому что врачи не разрешают ему больше ходить на охоту.

(7)Пальма была красивой собакой с умными глазами, поэтому она сразу мне понравилась. (8)На улице к моей машине собаку вывел её хозяин. (9)Когда машина тронулась, Пальма не отрываясь стала смотреть назад. (10)В боковое зеркало и видел, как мужчина махал нам рукой, а его жена плакала.

(11)По приезде Пальма лежала в углу комнаты, никому не разрешала подходить к ней, не ела и не пила. (12)На третий день я позвонил её прежнему хозяину и сказал, что собака страдает. (13)Он приехал и забрал собаку обратно. (14)Преданность Пальмы ещё раз показала, что настоящих друзей нельзя купить.

(По Б. Емельянову)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.


(1)Я люблю собак, потому что они верные друзья. (2)Когда не стало моей старой собаки Томки, я решил купить себе новую. (3)Но мне хотелось взять не щенка, а взрослую собаку, лет трёх-четырёх. (4)Я попросил своих друзей сообщить мне, если они узнают о продаже хорошей охотничьей собаки. (5)Скоро мой друг рассказал мне, что один охотник продаёт хорошую взрослую собаку. (6)Он это делает, потому что врачи не разрешают ему больше ходить на охоту.

(7)Пальма была красивой собакой с умными глазами, поэтому она сразу мне понравилась. (8)На улице к моей машине собаку вывел её хозяин. (9)Когда машина тронулась, Пальма не отрываясь стала смотреть назад. (10)В боковое зеркало и видел, как мужчина махал нам рукой, а его жена плакала.

(11)По приезде Пальма лежала в углу комнаты, никому не разрешала подходить к ней, не ела и не пила. (12)На третий день я позвонил её прежнему хозяину и сказал, что собака страдает. (13)Он приехал и забрал собаку обратно. (14)Преданность Пальмы ещё раз показала, что настоящих друзей нельзя купить.

(По Б. Емельянову)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Как ты понимаешь значение слова «комната» из предложения 11? Запиши своё объяснение.


(1)Я люблю собак, потому что они верные друзья. (2)Когда не стало моей старой собаки Томки, я решил купить себе новую. (3)Но мне хотелось взять не щенка, а взрослую собаку, лет трёх-четырёх. (4)Я попросил своих друзей сообщить мне, если они узнают о продаже хорошей охотничьей собаки. (5)Скоро мой друг рассказал мне, что один охотник продаёт хорошую взрослую собаку. (6)Он это делает, потому что врачи не разрешают ему больше ходить на охоту.

(7)Пальма была красивой собакой с умными глазами, поэтому она сразу мне понравилась. (8)На улице к моей машине собаку вывел её хозяин. (9)Когда машина тронулась, Пальма не отрываясь стала смотреть назад. (10)В боковое зеркало и видел, как мужчина махал нам рукой, а его жена плакала.

(11)По приезде Пальма лежала в углу комнаты, никому не разрешала подходить к ней, не ела и не пила. (12)На третий день я позвонил её прежнему хозяину и сказал, что собака страдает. (13)Он приехал и забрал собаку обратно. (14)Преданность Пальмы ещё раз показала, что настоящих друзей нельзя купить.

(По Б. Емельянову)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Замени слово «преданность» (предложение 14) близким по значению словом. Запиши это слово.


(1)Я люблю собак, потому что они верные друзья. (2)Когда не стало моей старой собаки Томки, я решил купить себе новую. (3)Но мне хотелось взять не щенка, а взрослую собаку, лет трёх-четырёх. (4)Я попросил своих друзей сообщить мне, если они узнают о продаже хорошей охотничьей собаки. (5)Скоро мой друг рассказал мне, что один охотник продаёт хорошую взрослую собаку. (6)Он это делает, потому что врачи не разрешают ему больше ходить на охоту.

(7)Пальма была красивой собакой с умными глазами, поэтому она сразу мне понравилась. (8)На улице к моей машине собаку вывел её хозяин. (9)Когда машина тронулась, Пальма не отрываясь стала смотреть назад. (10)В боковое зеркало и видел, как мужчина махал нам рукой, а его жена плакала.

(11)По приезде Пальма лежала в углу комнаты, никому не разрешала подходить к ней, не ела и не пила. (12)На третий день я позвонил её прежнему хозяину и сказал, что собака страдает. (13)Он приехал и забрал собаку обратно. (14)Преданность Пальмы ещё раз показала, что настоящих друзей нельзя купить.

(По Б. Емельянову)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

В предложении 5 найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.


(1)Я люблю собак, потому что они верные друзья. (2)Когда не стало моей старой собаки Томки, я решил купить себе новую. (3)Но мне хотелось взять не щенка, а взрослую собаку, лет трёх-четырёх. (4)Я попросил своих друзей сообщить мне, если они узнают о продаже хорошей охотничьей собаки. (5)Скоро мой друг рассказал мне, что один охотник продаёт хорошую взрослую собаку. (6)Он это делает, потому что врачи не разрешают ему больше ходить на охоту.

(7)Пальма была красивой собакой с умными глазами, поэтому она сразу мне понравилась. (8)На улице к моей машине собаку вывел её хозяин. (9)Когда машина тронулась, Пальма не отрываясь стала смотреть назад. (10)В боковое зеркало и видел, как мужчина махал нам рукой, а его жена плакала.

(11)По приезде Пальма лежала в углу комнаты, никому не разрешала подходить к ней, не ела и не пила. (12)На третий день я позвонил её прежнему хозяину и сказал, что собака страдает. (13)Он приехал и забрал собаку обратно. (14)Преданность Пальмы ещё раз показала, что настоящих друзей нельзя купить.

(По Б. Емельянову)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выпиши из предложения 8 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).


(1)Я люблю собак, потому что они верные друзья. (2)Когда не стало моей старой собаки Томки, я решил купить себе новую. (3)Но мне хотелось взять не щенка, а взрослую собаку, лет трёх-четырёх. (4)Я попросил своих друзей сообщить мне, если они узнают о продаже хорошей охотничьей собаки. (5)Скоро мой друг рассказал мне, что один охотник продаёт хорошую взрослую собаку. (6)Он это делает, потому что врачи не разрешают ему больше ходить на охоту.

(7)Пальма была красивой собакой с умными глазами, поэтому она сразу мне понравилась. (8)На улице к моей машине собаку вывел её хозяин. (9)Когда машина тронулась, Пальма не отрываясь стала смотреть назад. (10)В боковое зеркало и видел, как мужчина махал нам рукой, а его жена плакала.

(11)По приезде Пальма лежала в углу комнаты, никому не разрешала подходить к ней, не ела и не пила. (12)На третий день я позвонил её прежнему хозяину и сказал, что собака страдает. (13)Он приехал и забрал собаку обратно. (14)Преданность Пальмы ещё раз показала, что настоящих друзей нельзя купить.

(По Б. Емельянову)

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Книга содержит 25 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) за курс начальной школы. Ответы к заданиям являются материалами для учителя и могут быть легко изъяты, что повышает объективность оценки знаний учащихся. Сборник предназначен для учащихся 4-х классов начальной школы, учителей и методистов, использующих типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе за курс начальной школы.

СОДЕРЖАНИЕ
Вариант 1 5
Вариант 2 11
Вариант 3 17
Вариант 4 23
Вариант 5 29
Вариант 6 35
Вариант 7 41
Вариант 8 47
Вариант 9 53
Вариант 10 59
Вариант 11 65
Вариант 12 71
Вариант 13 77
Вариант 14 83
Вариант 15 89
Вариант 16 95
Вариант 17 101
Вариант 18 107
Вариант 19 113
Вариант 20 119
Вариант 21 125
Вариант 22 131
Вариант 23 137
Вариант 24 143
Вариант 25 149
Ключи / Ответы 155

Пояснение к образцу выполнения проверочной работы
На выполнение работы по русскому языку отводится 90 минут. Работа состоит из двух частей и включает 15 заданий.
Задания частей 1 и 2 выполняются в разные дни. На выполнение заданий каждой части отводится по 45 минут.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Инструкция по выполнению заданий части 1
проверочной работы
На выполнение заданий части 1 проверочной работы по русскому языку отводится 45 минут. Часть 1 состоит из 3 заданий.


Инструкция по выполнению заданий части 2
проверочной работы
На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку отводится 45 минут. Часть 2 состоит из 12 заданий.
Ответы на задания запиши в работе на отведённых для этого строках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

ВПР. Русский язык. 4 класс. 25 вариантов типовых заданий.

Основное общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Русский язык

ВПР по русскому языку в 5 классе. Разбираем задания с учителем

На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.

26 октября состоится Всероссийская проверочная работа (ВПР) по русскому языку в пятых классах .

Цель работы - выявить, на каком уровне школьники овладели языковым материалом начальных классов и готовы ли к дальнейшему обучению по программе.

Подготовиться к ВПР помогут:

    Разбор решения проверочной работы вы можете увидеть ниже на странице, а также скачать в текстовом варианте.

Документы, относящиеся к проведению ВПР по русскому языку в 5 классе:


Задание №1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..ным каж..т..ся н..чной(1) лес. Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..сная мыш.. проб..жала по снегу скрылась под пнём в сугроб.. . Опушкой леса проб..жала ост..рожная л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..ся на п..ля зайц.. .

Ещё спят в св..их тёплых(3) норах и б..рлогах б..рсуки и м..дведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают(2) в б..рлогах р..дившиеся з..мой м..двежата. Настоящая в..сна приход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему ч..рикают вороб..и. На л..сных тр..пинках провалива..т..ся под н..гами сне(г/к).(4)

Ответ:

Шаг первый

Работаем над орфограммами, вставляем пропущенные буквы.

Алгоритм рассуждения:

Орфограмма №1

Проверяемая гласная в корне

написание

н..чной -ночь

д..леко - даль

нев..димки - невИдимый

невидимки

ост..рожная - стОрож

осторожная

л..сица -лИсонька

к..рмиться -корм

кормиться

на п..ля - пОле

в св..их - свой

р..дившиеся- род

родившиеся

з..мой -зИмушка

м..двежата- от МЁД и ВЕДАТЬ

Медвежата

в..сна - вЁсны

В с..р..дине –серЁдка (полногласие -ЕРЕ-)

В середине

На л..сных - лес

На лесных

тр..пинках - трОпка

тропинках

под н..гами - нОги

Под ногами

Орфограмма №2

Личные окончания глаголов

каж..тся –казаться (Iспряжение)

слыш..тся – слышать (искл.IIспр)

слышИТся

выход..т –выходить (IIспр)

просыпа..тся –просыпаться (Iспр)

просыпаЕТся

приход..т – приходить (IIспр)

приходИТ

провалива..тся – проваливаться (Iспр)

проваливаЕТся

выход..т – выходить (IIспр)

Просыпа…тся- просыпаться (I спр)

просыпаЕТся

Орфограмма №3

Окончания существительных

в сугроб.. .– 2 скл., П.п.

в сугробЕ

зайц.. .- после Ц

В середин.. – 1 скл., П.п

в серединЕ

орфограмма №4

Ь после шипящих


Мыш…- 3 скл.

Орфограмма №5

Чередующаяся гласная в корне


Подр..стают- перед СТ и Щ пишу А

(кроме росток, Ростов, ростовщик)

подрАстают

Орфограмма №6

ТСЯ,-ТЬСЯ в глаголах


Выходят (что делать?) кормит..ся

кормитТЬся

Медведь (что делает?) просыпает..ся

просыпаЕТся

Снег (что делает?) проваливает…ся

проваливаЕТся

орфограмма №7

Окончание прилагательных


В светл.. ночи (какОЙ?)

Орфограмма №8

Правописание согласной в корне слова


Радос..но - радосТь

радосТно

сне(г/к) - снеГа

Чудес..ны -чудеса

Орфограмма №9

Словарные слова


В б..рлогах

В бЕрлогаж

ч..рикают

чИрикают

Другие орфограммы

Ч…десны – ЧУ-ЩУ

от..звались - неизменяемая приставка

ОТОзвались

вороб..и – разделительный Ь

Шаг второй

Читаем текст еще раз. Работаем над пунктограммами. Там, где необходимо, ставим знаки препинания.

Алгоритм рассуждения:

Шаг третий

Переписываем текст.

Чудесны лунные мартовские ночи! Сказочным кажется ночной(1) лес. Иные, ночные, слышатся звуки и голоса. Гугукнула сова, и отозвались ей где-то далеко другие невидимки-совы. Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе. Опушкой леса пробежала осторожная лисица. В светлые ночи выходят кормиться на поля зайцы.

Ещё спят в своих тёплых(3) норах и берлогах барсуки и медведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпается медведь. Подрастают(2) в берлогах родившиеся зимой медвежата.

Настоящая весна приходит в середине марта. Радостно, по- весеннему чирикают воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами снег.(4)

При переписывании текста учитываются:

1. Соблюдение орфографических норм;

2. Соблюдение пунктуационных норм;

3. Правильность списывания текста (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения

Ответ:

Шаг первый

(1) – фонетический разбор;

При фонетическом разборе слова нужно определить количество букв и звуков, поставить ударение в слове, выделить гласные и согласные звуки, классифицировать их. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные звуки и как составляется транскрипция. Модель разбора свободная.

ночной (1)

о – [а] – гласный, безударный

ч – [ч’] – согласный, глухой, мягкий

н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый

о – [о́] – гласный, ударный

й – [й’]–согласный, звонкий, мягкий,

___________________________________

6 букв, 6 звуков, 2 слога

Шаг второй

(2) – морфемный разбор;

Что такое морфема? Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Морфемный разбор – это разбор слова на морфемы (по составу).

Порядок морфемного разбора:

    Определить, к какой части речи относится слово;

    Найти окончание и обвести его рамочкой (в слове может быть нулевое окончание, а в наречии окончания нет);

    Выделить часть слова без окончания. Это основа слова;

    Найти корень и выделить дугой

    Найти приставку и обозначить ее;

    Найти суффикс и отметить его значком;

Помните, что некоторых морфем в слове может и не быть.

Алгоритм рассуждения

подрастают (2)

Подрастают - это глагол. Выделяем окончание – ют, которое указывает на форму третьего лица множественного числа. Подрастают-вырастают –зарастают. Значит, под - это приставка. Выделяем приставку. Корень –раст- находим, сравнивая родственные слова: растет, вырос, растение (корень с чередующейся гласной) Суффикс – а- в глаголах показывает значение действия, это суффикс неопределенной формы (зарастАть)

Итак, в слове четыре морфемы: под-раст-а-ют

под- – приставка

Раст- – корень

А- – суффикс

Ют – окончание

подраста - основа

Шаг третий

(3) – морфологический разбор;

Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо:

1. уметь определять начальную форму слов;

2. знать их постоянные и изменяемые морфологические признаки;

3. понимать синтаксическую роль слов в предложении.

Порядок разбора имени прилагательного.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода);

Краткая или полная форма; род (в единственном числе); падеж, число.

III. Синтаксическая роль

(в) тёплых(3) (норах)

1) (в) тёплых (норах) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в норах(каких?) тёплых;

2) начальная форма – тёплый; во множественном числе, в предложном падеже;

3) в предложении является определением.

Шаг четвертый

(4) – синтаксический разбор предложения.

При синтаксическом разборе надо:

    охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное;

    по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательное или невосклицательное;

    по количеству грамматических основ: простое (одна грамматическая основа) или сложное (две или более грамматических основ);

    охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное(есть подлежащее и сказуемое) или односоставное (есть только подлежащее или только сказуемое), указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

    охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое(есть второстепенные члены) или нераспространённое (нет второстепенных членов).

    указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением) или не осложнено.

    подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

    составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Предл. прил сущ Глаг Предл.. сущ. сущ

На лесных тропинках проваливается под ногами снег (4).

(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное).

Грамматическая основа: снег (подлежащее) что делает? проваливается (сказуемое).

Второстепенные члены предложения:

проваливается (где? под чем?) под ногами – обстоятельство, допустимо – дополнение;

проваливается (где?) на тропинках – обстоятельство;

тропинках (каких?) лесных – определение.


Русский язык. 5 класс. Учебник.
Учебник, входящий в систему «Алгоритм успеха», нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, синтаксису и лингвистике текста, полученных в начальной школе; начинается систематическое изложение морфологии. Учебник строится по модульному принципу: каждая из восьми глав включает шесть повторяющихся разделов: «О языке и речи», «Система языка», «Правописание», «Текст», «Язык и культура. Культура речи» и «Повторение». К учебнику прилагается компакт-диск с аудиоприложением, которое содержит тексты для аудирования к заданиям, отмеченных специальным значком, а также вкладка «Приложение».

Задание №3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

Партер, километр, современный, углубит .

Ответ:

Это задание проверяет владение орфоэпическими нормами.

Ответ: Парте́р, киломе́тр, совреме́нный, углуби́т

Задание №4

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.

Чтобы выполнить это задание, надо вспомнить самостоятельные и служебные части речи.

Ответ:

Алгоритм рассуждения

Шаг первый

1. (в) саду (сад), ветви (ветвь), яблонь (яблоня), (под) тяжестью (тяжесть), плодов (плод)

Эти слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что? Следовательно, это имена существительные.

2. Гнулись – это глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делали?

3. Гнулись (где?) в саду, (под чем) под тяжестью, (как? до чего?) до земли

Предлоги В, ПОД, ДО выражают зависимость существительных от глагола, (связывают существительные с глаголом)

предл. сущ. сущ. сущ. глаг. предл. сущ. предл. сущ сущ.

Ответ: В саду ветви яблонь гнулись до земли под тяжестью плодов.

Шаг второй

Определяем, какие части речи отсутствуют в предложении.

В предложении нет имени прилагательного, местоимения, имени числительного, наречия, союза, частицы, междометия.

Задание №5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

    Стёпа как вы переправлялись на другой берег

    Стёпа ответил что они ловили рыбу на обычную удочку

    Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку тихо сказал дедушка

    По словам Стёпы самый хороший клёв был ранним утром

Алгоритм рассуждения.

Шаг первый

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания.

Предложение №1 простое, вопросительное, осложнено обращением.

Ответ:

Стёпа, как вы переправлялись на другой берег?

Второе предложение сложное, повествовательное.

Расставляем знаки препинания:

Стёпа ответил, что они ловили рыбу на обычную удочку.

Четвертое предложение простое, повествовательное, осложнено вводным словом.

Расставляем знаки препинания:

По словам Стёпы, самый хороший клёв был ранним утром.

Предложение №3 с прямой речью.

Расставляем знаки препинания:

«Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку»,- тихо сказал дедушка.

Ответ:№3

Шаг второй

Составление схемы предложения: «П», – а.


Русский язык. Русская речь. 5 класс. Учебник
Книга по развитию речи является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Учебник «Русский язык. Русская речь» выполняет особую роль в составе комплекса. Его задача - помочь ученику в овладении устной и письменной речью. Он учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал.

Задание №6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

    Вы тоже коллекционируете открытки с видами городов?

    Возьми-ка всю серию открыток с видами Суздаля!

    Оля покажи свою самую любимую открытку.

    Подруги подарили Оле специальный альбом для коллекции.

Алгоритм рассуждения

Первый шаг

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания.

Ответ:

Оля, покажи свою самую любимую открытку.

Внутри других предложений запятых нет.

Второй шаг

Объяснение основания выбора предложения

Это простое предложение с обращением, которое стоит в начале предложения.

Задание №7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

    С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.

    Была гроза с сильным ветром и ночью старое дерево рухнуло.

    Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.

    Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.

Алгоритм рассуждения

Первый шаг

Распознавание предложения и постановка знака препинания:

Ответ:

1.С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.

Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные сказуемые (упадет и рассыплется).

2. Была гроза с сильным ветром, и ночью старое дерево рухнуло.

Это сложное предложение. Первая основа - бала гроза, вторая основа-дерево рухнуло. Перед союзом И ставится запятая.

3.Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.

Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные сказуемые (кружились и падали).

4.Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.

Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные члены (сосен и елей).

Ответ: № 2

Второй шаг

Объяснение основания выбора предложения: Это сложное предложение. Перед союзом И ставится запятая. Можно начертить схему.

Прочитайте текст и выполните задания 8-12

1)Этот мальчик и эта птица живут на острове Беринга. (2)Человек и птица не видели земли, кроме острова, окружённого водой Тихого океана. (3)Мальчика зовут Володя; он живёт в деревянном доме островного посёлка, ходит в школу. (4)Большая чайка живёт на берегу большой колонии таких же чаек, которые целый день кричат, дерутся, летают над самым прибоем, охотятся, а вечером вся колония собирается на ночлег

5)Мы шли с Володей вечером у самой воды и распугали чаек, они загалдели и поднялись: сотни птиц с огромными, как у орлов, крыльями полетели вдоль берега. (6)Но одна чайка вдруг отделилась от стаи. (7)Летит к нам, опускается. (8)Я отпрянул – птица села на плечо моему спутнику. (9)Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала оглядываться, а мальчик не выражал удивления.

(10)Весной Володя подобрал на берегу обессилевшего, мокрого, не умевшего летать птенца, отогрел, высушил и оставил дома. (11)Аккуратно кормил, ходил с приёмышем к берегу. (12)Чайка выросла и вернулась в свою колонию, но что-то осталось в памяти вольной птицы. (13)Иногда она прилетает и долго сидит на крыше бревенчатой избы, а когда Володя приходит на берег – чайка узнаёт его. (14)Если поблизости немного людей, птица опускается Володе на плечо. (15)У дружбы великое множество путей…

(По В. Пескову)

Задание №8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

Основная мысль, идея – это то главное, что хотел сказать автор текста.

Ответ. Основная мысль текста выражена в последнем (15) предложении:

«У дружбы великое множество путей…»

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Задание №9

Ответ:

Ответ на этот вопрос мы найдем в 9 предложении: «Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала оглядываться, а мальчик не выражал удивления…»

Ответ : Мальчик не удивился, когда чайка села ему на плечо.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

Задание №10.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−9 текста. Запишите ответ.

Ответ:

Типы речи - это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо. Выделяют три типа речи:

    Повествование (сообщает о развивающемся действии, доносит определенную информацию во временной последовательности);

    Описание (целью является детальный рассказ о статичном предмете, образе, явлении или человеке);

    Рассуждение (разъясняет, раскрывает определенные особенности, что-то доказывает или опровергает).

Ответ : повествование.

Задание №11

В предложениях 6−9 найдите слово со значением «изумление, сильное впечатление от чего-либо». Выпишите это слово.

Ответ:

Ответ : удивление

Задание 12

В предложениях 10−12 найдите антоним к слову «сухой» и выпишите его.

Ответ:

Антонимы – это противопоставленные друг другу по смыслу, но принадлежащие к одной и той же части речи слова. Они имеют разное написание и звучание.

Антоним находим в предложении №10

(10)Весной Володя подобрал на берегу обессилевшего, мокрого, не умевшего летать птенца, отогрел, высушил и оставил дома.

Ответ : мокрого

Основное общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Русский язык

ВПР по русскому языку в 5 классе. Разбираем задания с учителем

На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.

26 октября состоится Всероссийская проверочная работа (ВПР) по русскому языку в пятых классах .

Цель работы - выявить, на каком уровне школьники овладели языковым материалом начальных классов и готовы ли к дальнейшему обучению по программе.

Подготовиться к ВПР помогут:

    Разбор решения проверочной работы вы можете увидеть ниже на странице, а также скачать в текстовом варианте.

Документы, относящиеся к проведению ВПР по русскому языку в 5 классе:


Задание №1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..ным каж..т..ся н..чной(1) лес. Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..сная мыш.. проб..жала по снегу скрылась под пнём в сугроб.. . Опушкой леса проб..жала ост..рожная л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..ся на п..ля зайц.. .

Ещё спят в св..их тёплых(3) норах и б..рлогах б..рсуки и м..дведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают(2) в б..рлогах р..дившиеся з..мой м..двежата. Настоящая в..сна приход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему ч..рикают вороб..и. На л..сных тр..пинках провалива..т..ся под н..гами сне(г/к).(4)

Ответ:

Шаг первый

Работаем над орфограммами, вставляем пропущенные буквы.

Алгоритм рассуждения:

Орфограмма №1

Проверяемая гласная в корне

написание

н..чной -ночь

д..леко - даль

нев..димки - невИдимый

невидимки

ост..рожная - стОрож

осторожная

л..сица -лИсонька

к..рмиться -корм

кормиться

на п..ля - пОле

в св..их - свой

р..дившиеся- род

родившиеся

з..мой -зИмушка

м..двежата- от МЁД и ВЕДАТЬ

Медвежата

в..сна - вЁсны

В с..р..дине –серЁдка (полногласие -ЕРЕ-)

В середине

На л..сных - лес

На лесных

тр..пинках - трОпка

тропинках

под н..гами - нОги

Под ногами

Орфограмма №2

Личные окончания глаголов

каж..тся –казаться (Iспряжение)

слыш..тся – слышать (искл.IIспр)

слышИТся

выход..т –выходить (IIспр)

просыпа..тся –просыпаться (Iспр)

просыпаЕТся

приход..т – приходить (IIспр)

приходИТ

провалива..тся – проваливаться (Iспр)

проваливаЕТся

выход..т – выходить (IIспр)

Просыпа…тся- просыпаться (I спр)

просыпаЕТся

Орфограмма №3

Окончания существительных

в сугроб.. .– 2 скл., П.п.

в сугробЕ

зайц.. .- после Ц

В середин.. – 1 скл., П.п

в серединЕ

орфограмма №4

Ь после шипящих


Мыш…- 3 скл.

Орфограмма №5

Чередующаяся гласная в корне


Подр..стают- перед СТ и Щ пишу А

(кроме росток, Ростов, ростовщик)

подрАстают

Орфограмма №6

ТСЯ,-ТЬСЯ в глаголах


Выходят (что делать?) кормит..ся

кормитТЬся

Медведь (что делает?) просыпает..ся

просыпаЕТся

Снег (что делает?) проваливает…ся

проваливаЕТся

орфограмма №7

Окончание прилагательных


В светл.. ночи (какОЙ?)

Орфограмма №8

Правописание согласной в корне слова


Радос..но - радосТь

радосТно

сне(г/к) - снеГа

Чудес..ны -чудеса

Орфограмма №9

Словарные слова


В б..рлогах

В бЕрлогаж

ч..рикают

чИрикают

Другие орфограммы

Ч…десны – ЧУ-ЩУ

от..звались - неизменяемая приставка

ОТОзвались

вороб..и – разделительный Ь

Шаг второй

Читаем текст еще раз. Работаем над пунктограммами. Там, где необходимо, ставим знаки препинания.

Алгоритм рассуждения:

Шаг третий

Переписываем текст.

Чудесны лунные мартовские ночи! Сказочным кажется ночной(1) лес. Иные, ночные, слышатся звуки и голоса. Гугукнула сова, и отозвались ей где-то далеко другие невидимки-совы. Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе. Опушкой леса пробежала осторожная лисица. В светлые ночи выходят кормиться на поля зайцы.

Ещё спят в своих тёплых(3) норах и берлогах барсуки и медведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпается медведь. Подрастают(2) в берлогах родившиеся зимой медвежата.

Настоящая весна приходит в середине марта. Радостно, по- весеннему чирикают воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами снег.(4)

При переписывании текста учитываются:

1. Соблюдение орфографических норм;

2. Соблюдение пунктуационных норм;

3. Правильность списывания текста (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения

Ответ:

Шаг первый

(1) – фонетический разбор;

При фонетическом разборе слова нужно определить количество букв и звуков, поставить ударение в слове, выделить гласные и согласные звуки, классифицировать их. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные звуки и как составляется транскрипция. Модель разбора свободная.

ночной (1)

о – [а] – гласный, безударный

ч – [ч’] – согласный, глухой, мягкий

н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый

о – [о́] – гласный, ударный

й – [й’]–согласный, звонкий, мягкий,

___________________________________

6 букв, 6 звуков, 2 слога

Шаг второй

(2) – морфемный разбор;

Что такое морфема? Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Морфемный разбор – это разбор слова на морфемы (по составу).

Порядок морфемного разбора:

    Определить, к какой части речи относится слово;

    Найти окончание и обвести его рамочкой (в слове может быть нулевое окончание, а в наречии окончания нет);

    Выделить часть слова без окончания. Это основа слова;

    Найти корень и выделить дугой

    Найти приставку и обозначить ее;

    Найти суффикс и отметить его значком;

Помните, что некоторых морфем в слове может и не быть.

Алгоритм рассуждения

подрастают (2)

Подрастают - это глагол. Выделяем окончание – ют, которое указывает на форму третьего лица множественного числа. Подрастают-вырастают –зарастают. Значит, под - это приставка. Выделяем приставку. Корень –раст- находим, сравнивая родственные слова: растет, вырос, растение (корень с чередующейся гласной) Суффикс – а- в глаголах показывает значение действия, это суффикс неопределенной формы (зарастАть)

Итак, в слове четыре морфемы: под-раст-а-ют

под- – приставка

Раст- – корень

А- – суффикс

Ют – окончание

подраста - основа

Шаг третий

(3) – морфологический разбор;

Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо:

1. уметь определять начальную форму слов;

2. знать их постоянные и изменяемые морфологические признаки;

3. понимать синтаксическую роль слов в предложении.

Порядок разбора имени прилагательного.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода);

Краткая или полная форма; род (в единственном числе); падеж, число.

III. Синтаксическая роль

(в) тёплых(3) (норах)

1) (в) тёплых (норах) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в норах(каких?) тёплых;

2) начальная форма – тёплый; во множественном числе, в предложном падеже;

3) в предложении является определением.

Шаг четвертый

(4) – синтаксический разбор предложения.

При синтаксическом разборе надо:

    охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное;

    по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательное или невосклицательное;

    по количеству грамматических основ: простое (одна грамматическая основа) или сложное (две или более грамматических основ);

    охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное(есть подлежащее и сказуемое) или односоставное (есть только подлежащее или только сказуемое), указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

    охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое(есть второстепенные члены) или нераспространённое (нет второстепенных членов).

    указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением) или не осложнено.

    подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

    составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Предл. прил сущ Глаг Предл.. сущ. сущ

На лесных тропинках проваливается под ногами снег (4).

(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное).

Грамматическая основа: снег (подлежащее) что делает? проваливается (сказуемое).

Второстепенные члены предложения:

проваливается (где? под чем?) под ногами – обстоятельство, допустимо – дополнение;

проваливается (где?) на тропинках – обстоятельство;

тропинках (каких?) лесных – определение.


Русский язык. 5 класс. Учебник.
Учебник, входящий в систему «Алгоритм успеха», нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, синтаксису и лингвистике текста, полученных в начальной школе; начинается систематическое изложение морфологии. Учебник строится по модульному принципу: каждая из восьми глав включает шесть повторяющихся разделов: «О языке и речи», «Система языка», «Правописание», «Текст», «Язык и культура. Культура речи» и «Повторение». К учебнику прилагается компакт-диск с аудиоприложением, которое содержит тексты для аудирования к заданиям, отмеченных специальным значком, а также вкладка «Приложение».

Задание №3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

Партер, километр, современный, углубит .

Ответ:

Это задание проверяет владение орфоэпическими нормами.

Ответ: Парте́р, киломе́тр, совреме́нный, углуби́т

Задание №4

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.

Чтобы выполнить это задание, надо вспомнить самостоятельные и служебные части речи.

Ответ:

Алгоритм рассуждения

Шаг первый

1. (в) саду (сад), ветви (ветвь), яблонь (яблоня), (под) тяжестью (тяжесть), плодов (плод)

Эти слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что? Следовательно, это имена существительные.

2. Гнулись – это глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делали?

3. Гнулись (где?) в саду, (под чем) под тяжестью, (как? до чего?) до земли

Предлоги В, ПОД, ДО выражают зависимость существительных от глагола, (связывают существительные с глаголом)

предл. сущ. сущ. сущ. глаг. предл. сущ. предл. сущ сущ.

Ответ: В саду ветви яблонь гнулись до земли под тяжестью плодов.

Шаг второй

Определяем, какие части речи отсутствуют в предложении.

В предложении нет имени прилагательного, местоимения, имени числительного, наречия, союза, частицы, междометия.

Задание №5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

    Стёпа как вы переправлялись на другой берег

    Стёпа ответил что они ловили рыбу на обычную удочку

    Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку тихо сказал дедушка

    По словам Стёпы самый хороший клёв был ранним утром

Алгоритм рассуждения.

Шаг первый

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания.

Предложение №1 простое, вопросительное, осложнено обращением.

Ответ:

Стёпа, как вы переправлялись на другой берег?

Второе предложение сложное, повествовательное.

Расставляем знаки препинания:

Стёпа ответил, что они ловили рыбу на обычную удочку.

Четвертое предложение простое, повествовательное, осложнено вводным словом.

Расставляем знаки препинания:

По словам Стёпы, самый хороший клёв был ранним утром.

Предложение №3 с прямой речью.

Расставляем знаки препинания:

«Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку»,- тихо сказал дедушка.

Ответ:№3

Шаг второй

Составление схемы предложения: «П», – а.


Русский язык. Русская речь. 5 класс. Учебник
Книга по развитию речи является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. Учебник «Русский язык. Русская речь» выполняет особую роль в составе комплекса. Его задача - помочь ученику в овладении устной и письменной речью. Он учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал.

Задание №6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

    Вы тоже коллекционируете открытки с видами городов?

    Возьми-ка всю серию открыток с видами Суздаля!

    Оля покажи свою самую любимую открытку.

    Подруги подарили Оле специальный альбом для коллекции.

Алгоритм рассуждения

Первый шаг

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания.

Ответ:

Оля, покажи свою самую любимую открытку.

Внутри других предложений запятых нет.

Второй шаг

Объяснение основания выбора предложения

Это простое предложение с обращением, которое стоит в начале предложения.

Задание №7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

    С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.

    Была гроза с сильным ветром и ночью старое дерево рухнуло.

    Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.

    Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.

Алгоритм рассуждения

Первый шаг

Распознавание предложения и постановка знака препинания:

Ответ:

1.С еловой ветки упадёт ком лёгкого снега и рассыплется серебряной пылью.

Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные сказуемые (упадет и рассыплется).

2. Была гроза с сильным ветром, и ночью старое дерево рухнуло.

Это сложное предложение. Первая основа - бала гроза, вторая основа-дерево рухнуло. Перед союзом И ставится запятая.

3.Пушистые снежинки кружились в воздухе и тихо падали на землю.

Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные сказуемые (кружились и падали).

4.Тяжёлые шапки снега лежат на раскидистых ветках сосен и елей.

Внутри этого предложения нет запятых, т.к. союз И соединяет однородные члены (сосен и елей).

Ответ: № 2

Второй шаг

Объяснение основания выбора предложения: Это сложное предложение. Перед союзом И ставится запятая. Можно начертить схему.


Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь с тестовыми заданиями
Рабочая тетрадь входит в состав УМК по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, соответствующего ФГОС ООО, но может быть использована с учебником, соответствующим ФК ГОС. Она предназначена для закрепления и проверки знаний учащихся по орфографии и совершенствованию их способностей понимать и осмыслять чужие высказывания, а также свободно и правильно выражать собственные мысли в устной и письменной речи с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 8-12

1)Этот мальчик и эта птица живут на острове Беринга. (2)Человек и птица не видели земли, кроме острова, окружённого водой Тихого океана. (3)Мальчика зовут Володя; он живёт в деревянном доме островного посёлка, ходит в школу. (4)Большая чайка живёт на берегу большой колонии таких же чаек, которые целый день кричат, дерутся, летают над самым прибоем, охотятся, а вечером вся колония собирается на ночлег

5)Мы шли с Володей вечером у самой воды и распугали чаек, они загалдели и поднялись: сотни птиц с огромными, как у орлов, крыльями полетели вдоль берега. (6)Но одна чайка вдруг отделилась от стаи. (7)Летит к нам, опускается. (8)Я отпрянул – птица села на плечо моему спутнику. (9)Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала оглядываться, а мальчик не выражал удивления.

(10)Весной Володя подобрал на берегу обессилевшего, мокрого, не умевшего летать птенца, отогрел, высушил и оставил дома. (11)Аккуратно кормил, ходил с приёмышем к берегу. (12)Чайка выросла и вернулась в свою колонию, но что-то осталось в памяти вольной птицы. (13)Иногда она прилетает и долго сидит на крыше бревенчатой избы, а когда Володя приходит на берег – чайка узнаёт его. (14)Если поблизости немного людей, птица опускается Володе на плечо. (15)У дружбы великое множество путей…

(По В. Пескову)

Задание №8

Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

Основная мысль, идея – это то главное, что хотел сказать автор текста.

Ответ. Основная мысль текста выражена в последнем (15) предложении:

«У дружбы великое множество путей…»

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Задание №9

Ответ:

Ответ на этот вопрос мы найдем в 9 предложении: «Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала оглядываться, а мальчик не выражал удивления…»

Ответ : Мальчик не удивился, когда чайка села ему на плечо.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

Задание №10.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−9 текста. Запишите ответ.

Ответ:

Типы речи - это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо. Выделяют три типа речи:

    Повествование (сообщает о развивающемся действии, доносит определенную информацию во временной последовательности);

    Описание (целью является детальный рассказ о статичном предмете, образе, явлении или человеке);

    Рассуждение (разъясняет, раскрывает определенные особенности, что-то доказывает или опровергает).

Ответ : повествование.

Задание №11

В предложениях 6−9 найдите слово со значением «изумление, сильное впечатление от чего-либо». Выпишите это слово.

Ответ:

Ответ : удивление

Задание 12

В предложениях 10−12 найдите антоним к слову «сухой» и выпишите его.

Ответ:

Антонимы – это противопоставленные друг другу по смыслу, но принадлежащие к одной и той же части речи слова. Они имеют разное написание и звучание.

Антоним находим в предложении №10

(10)Весной Володя подобрал на берегу обессилевшего, мокрого, не умевшего летать птенца, отогрел, высушил и оставил дома.

Ответ : мокрого



Последние материалы сайта